Биографии Характеристики Анализ

Коренное население камчатки. Кто такие камчадалы? Антропологические особенности коренного населения

Части страны является довольно разнородным по национальному составу, хотя и с явным преобладанием русских. Данный этнос начал селиться в этом регионе только с начала XVIII века. А вот коренное население Камчатки, народы, которые издревле жили на этом полуострове, постепенно растворяется в общей массе населения. Давайте подробнее узнаем об этих этнических группах Камчатского края.

Общая демографическая характеристика

Прежде чем приступить к изучению коренных жителей, нужно узнать, что представляет собой население Камчатки на сегодняшний день в целом. Это позволит нам уяснить значение и роль коренных народов в современной жизни региона.

Прежде всего, нужно выяснить общее количество населения на Камчатке. Это один из самых важных демографических показателей. Численность населения на Камчатке на сегодняшний день составляет 316,1 тыс. человек. Это всего лишь 78-й показатель из 85 регионов Российской Федерации.

А вот по площади Камчатский край занимает десятое место в стране среди субъектов федерации. Она составляет 464,3 тыс. кв. км. Зная численность населения Камчатки и её площадь, можно рассчитать плотность. Данный показатель тоже считается одним из важнейших компонентов демографической статистики. Плотность населения на Камчатке на данный момент составляет всего 0,68 чел./кв. км. Это один из самых низких показателей в России. По данному критерию Камчатский край занимает 81-е место среди 85 регионов страны.

Национальный состав

Теперь нам предстоит взглянуть на то, какое население Камчатки в этническом разрезе. Это поможет нам выделить коренные народы региона из общего населения.

В этническом плане население Камчатки имеет национальность, которая численно преобладает над всеми остальными. Это русские. Их численность составляет 252,6 тыс. человек, или более 83% от количества всех жителей региона. Но русские - это не коренной народ Камчатки.

В значительной роли формируют численность населения Камчатки также украинцы. Их существенно меньше, чем русских, но этот народ занимает второе место среди этносов региона, составляя более 3,5% от всего населения края.

Третье место - у коряков. Этот народ уже представляет собой коренное население Камчатки. Его доля в общей массе жителей региона составляет чуть более 2%.

Остальные национальности, как коренные, так и не коренные, представители которых живут на Камчатке, значительно уступают по численности трем указанным народам. Общая доля каждого из них не дотягивает даже до 0,75% от общего объема жителей. Среди этих малочисленных на Камчатке народов следует выделить ительменов, татар, белорусов, эвенов, камчадалов, чукчей, корейцев.

Коренные народы

Так какие же национальности являются коренными на Камчатке? Кроме коряков, о которых мы говорили выше, к народам, являющимся аборигенами данного полуострова, относятся ительмены.

Особняком стоят камчадалы, являющиеся субэтносом русского народа, сформировавшие свою национальную идентичность именно на Камчатке.

О каждой из этих народностей мы более подробно поговорим ниже.

Коряки: общие сведения

Как уже говорилось выше, коряки являются третьей по численности национальностью Камчатки, и, таким образом, первым по количеству представителей коренным народом данного северного региона.

Общая численность этой народности составляет 7,9 тыс. чел. Из них проживает на Камчатке 6,6 тыс. чел., что составляет чуть более 2% от суммарного количества населения региона. Главным образом проживают представители данной национальности на севере Камчатского края, где находится Корякский округ. Также распространены в Магаданской области и в

Большинство коряков в настоящее время разговаривают на русском, но историческим их языком является корякский. Он входит в чукотско-корякскую ветвь чукотско-камчатской языковой семьи. Наиболее близкородственными к нему языками считаются чукотский и алюторский. Последний некоторыми лингвистами рассматривается как подвид корякского.

Данный народ разделяется на две этнические группы: тундровые и береговые коряки.

Тундровые коряки имеют самоназвание чавчувены, что переводится как «оленеводы», и ведут преимущественно кочевой образ жизни на просторах тундры, занимаясь разведением оленей. Их исконным языком является корякский в узком значении данного термина. Чавчувены подразделяются на следующие субэтносы: паренцы, каменцы, апукинцы, итканцы.

Береговые коряки имеют самоназвание нымыланы. Они, в отличие от чавчувенов, ведут оседлый образ жизни. Их основное занятие - рыболовство. Исконный язык этого этноса - алюторский, о котором мы говорили выше. Основные субэтнические группы нымыланов: алюторцы, карагинцы, паланцы.

Большинство верующих коряков в настоящее время - православные христиане, хотя довольно сильными остаются пережитки шаманизма, которые пришли из традиционных верований этого народа.

Жилищем коряков является яранга, которая представляет собой особый вид переносного чума.

История коряков

Теперь давайте проследим историю коряков. Считается, что их предки населяли территорию Камчатки ещё в первом тысячелетии нашей эры. Они вошли в историю как представители так называемой охотской культуры.

Впервые наименование коряков стало появляться на страницах русских документов с XVII века. Это было связано с продвижением России в Сибирь и на Дальний Восток. Первое посещение русскими данного региона относится к 1651 году. С конца XVII века стартовало покорение Камчатки Россией. Начал её Владимир Атласов, который вместе со своим отрядом захватил несколько корякских селений. Впрочем, коряки не один раз поднимали бунт. Но, в конце концов, все восстания были подавлены. Таким образом, население Камчатки, включая коряков, стало российскими подданными.

В 1803 году в Российской империи была основана Камчатская область. Коряки жили в основном в Гижигинском и Петропавловском уездах этой административной единицы.

После Октябрьской революции в 1930 году корякам предоставили национальную автономию. Так был образован Корякский автономный округ. В 1934 году он вошел в состав Камчатской области, сохранив свою обособленность. Административным центром являлся поселок городского типа Палана.

После распада Советского Союза в 1991 году Корякский АО, оставаясь частью Камчатской области, получил права субъекта федерации. В 2005 г. был проведен референдум, по результатам которого в 2007-м произошло полное объединение Корякского АО с Камчатской областью. Так образовался Камчатский край. Корякский АО был ликвидирован как субъект федерации, а на его месте образовался Корякский округ - территориальная единица, входящая в состав Камчатского края, и имеющая особый статус, но лишенная прежней самостоятельности. Официальными языками данного территориального образования являются корякский и русский.

На данный момент русские составляют 46,2% населения Корякского округа, а коряки - 30,3%, что существенно выше, чем в целом по Камчатскому краю.

Ительмены: общая характеристика

Ещё одним коренным народом Камчатки являются ительмены.

Общая их численность составляет около 3,2 тыс. человек. Из них, 2,4 тыс. проживают в Камчатском крае, составляя там 0,74% от общей численности населения, таким образом, являясь четвертым по численности этносом региона. Остальные представители данной нации проживают в Магаданской области.

Основная масса ительменов сосредоточена в Мильковском и Тигильском районах Камчатского края, а также в его административном центре - Петропавловске-Камчатском.

В большинстве своем ительмены говорят на русском языке, но их традиционным наречием является ительменский, который относится к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи. Сейчас этот язык относят к умирающим.

Ительмены исповедуют православное христианство, но, как и среди коряков, у них довольно сильно развиты пережитки древних культов.

Основным занятием ительменов, которые не переехали в города и живут традиционным строем, является рыболовство.

История ительменов

Ительмены - древнее население Камчатки. В большинстве своем они жили в южной половине полуострова, север отдав корякам. К моменту прихода русских их численность составляла более 12,5 тыс. чел., таким образом превышая современное количество в 3,5 раза.

После начала завоевания Камчатки число ительменов стало стремительно сокращаться. Первым завоевание данного народа начал все тот же Владимир Атласов. Он прошел полуостров с севера на юг. После его убийства собственными соратниками в 1711 году дело покорения ительменов продолжил Данила Анциферов. Он в нескольких сражениях разбил ительменов, но в 1712 году был сожжен ими же вместе со своим отрядом.

Тем не менее остановить поступь Российской империи на Камчатку ительменам не удалось, и та была окончательно завоевана. В 1740 году экспедицией был заложен центр распространения российского влияния на полуострове - Петропавловск-Камчатский.

Изначально русские называли ительменов камчадалами, но затем данное название закрепилось за другим этносом, о котором мы поговорим ниже.

Кто такие камчадалы?

Одним из субэтносов Камчатки, который принято считать коренным, являются камчадалы. Данная этническая единица выступает ответвлением русской нации. Камчадалы - это потомки самых первых русских поселенцев на Камчатке, частично ассимилировавших местное население, главным образом ительменов, которых сами русские ранее именовали данным этнонимом.

В настоящее время общая численность камчадалов составляет около 1,9 тыс. человек. Из них 1,6 тыс. проживает на Камчатке, и ещё около 300 человек - в Магаданской области.

Камчадалы разговаривают на русском языке, а основой их культуры является культура титульной нации России. Правда, определенное влияние на неё оказали и местные народы, по большей части ительмены.

Антропологические особенности коренного населения

Теперь давайте рассмотрим, к какой группе народов относятся коренные жители Камчатки.

Коряков и ительменов смело можно отнести к арктической малой расе. По-другому она называется эскимосской и является северным ответвлением крупной монголоидной расы. Данная субраса ближе по антропологическим признакам не к континентальным монголоидам, а к тихоокеанским.

Намного сложнее дело обстоит с камчадалами, так как эта народность относится к У камчадалов объединены признаки европеоидного и монголоидного типов, так как, по сути, данный этнос является плодом смешения русских с древним населением Камчатки. Данный расовый тип принято называть уральским.

Динамика численности

За последние сотни лет численность коренного населения Камчатки значительно сократилось. Данная ситуация была вызвана сразу несколькими факторами.

В эпоху колонизации Российской империи Камчатки значительную роль в сокращении численности местного населения сыграли эпидемии, а также истребление коренных жителей в рамках колонизационной политики. В более позднее время происходила культурная ассимиляция. Она была связана с тем, что быть представителем коренных народностей стало непрестижно. Поэтому дети от смешанных браков предпочитали именовать себя русскими.

Перспективы

Перспективы дальнейшего развития коренных народностей на Камчатке весьма туманны. Правительство России стало стимулировать самоопределение национальности населения региона в пользу подтверждения корякской, камчадальской или ительменской национальности путем предоставления представителям данных народностей ряда льгот. Но этого явно мало, так как просто самоидентификация человека с представителями национальных меньшинств не делает самобытную культуру этих народов более распространенной. К примеру, если общая численность ительменов на данный момент составляет 3,1 тыс. чел, что более чем в два раза превышает показатель 1980 года, то число говорящих на ительменском языке насчитывает всего 82 человека, что подтверждает его вымирание.

Регион требует вложений денежных средств в культуру малых народов в том объеме, сколько население Камчатки готово освоить.

Общие выводы

Мы изучили коренное население Камчатки, народы, населяющие этот северо-восточный регион нашей страны. Конечно, в данный момент развитие самобытной культуры этих этнических групп оставляет желать лучшего, но государственные структуры стараются сделать все, чтобы эти люди, их языки и традиции окончательно не исчезли.

Будем надеяться, что в будущем численность представителей коренных народов Камчатки станет только увеличиваться.

КАМЧАДАЛЫ (самоназвание), народ в России. Численность 2,3 тысячи человек (2002, перепись), в том числе 1,9 тысяч человек в Камчатской области, 132 человека в Корякском автономном округе (ныне Камчатский край) и 314 человек в Магаданской области. Говорят на русском языке, в сельской местности сохраняются диалектные особенности.

Камчадалы - результат смешения русских поселенцев и местного населения Камчатки и Магаданской области. В 18-19 веках «ясачными камчадалами» называли коренное население Камчатки (ительменов), в 1-й четверти 20 века, во время нового потока иммиграции русских на Камчатку, этноним был распространён также на метисированных потомков русских старожилов для отличия их от вновь прибывающих русских. В 1927 году было решено оседлое и говорящее на русском языке население Камчатки, называющее себя камчадалами, отнести к русским, что влекло за собой лишение льгот, предоставляемых «мелким туземным народностям севера». Это коснулось главным образом камчадалов Камчатской области, тогда как камчадалы Корякского автономного округа стали причислять себя к ительменам и корякам. В 1991 году камчадалы были признаны коренным народом Камчатки. В 1995, по данным Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатской области, их насчитывалось около 7 тысяч человек. В 2001 они были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. При этом местные власти требуют от камчадалов персональное документальное подтверждение (с использованием архивных материалов) своей этнической принадлежности (в том числе при проведении переписи 2002). Молодое поколение камчадалов часто относит себя к ительменам или русским.

Первые русские поселения появились на Камчатке в конце 17 века. Русские колонии устраивались в наиболее благоприятных местах и с наибольшей плотностью коренного населения - в основном на юге и востоке полуострова и в долине реки Камчатка. Появление русских вызвало эпидемии оспы и депопуляцию коренного населения, что в дальнейшем способствовало его метисации. Свыше 50% браков были смешанными. Основным средством общения среди всех групп населения Камчатки (в том числе священников и школьных учителей) стало камчатское наречие русского языка, включающее около 15% лексических заимствований из ительменских языков. По переписи 1926, «камчадалов» (включая предков современных ительменов) насчитывалось 4,2 тысячи человек, из них 3,7 тысяч человек в Камчатском округе и 454 человека в Николаевском округе (часть территорий которого ныне входит в Магаданскую область). Камчадалы-метисы жили в основном в Большерецком, Петропавловском, Усть-Камчатском, Ольском и Охотском районах. В 1957 году, в связи с укрупнением сельских поселений Камчатки, камчадалы переселялись в Петропавловск и его пригороды.

Традиционная культура камчадалов Камчатки близка к ительменской. К началу 19 века большая часть русских колонистов Камчатки должна была перейти на самообеспечение. К этому времени сложился общий хозяйственный комплекс оседлого населения, приспособленный к местным природным условиям. Основное занятие - промысел лосося. Из рыбы делали юколу, квасили в ямах на корм собакам. Основные рыбные блюда готовили в русской печи. Женщины собирали сарану (Lilium tenuifolium), борщевик (пучка), кипрей и др. Осенью охотились на оленя и горного барана, женщины били линных гусей, зимой промышляли пушного зверя. На восточном побережье занимались морским зверобойным промыслом. Из крапивных ниток вязали сети. С 1724 года администрация неоднократно внедряла на Камчатке хлебопашество, с конца 18 века - огородничество и животноводство. Разводили якутские породы коров и лошадей. Для верховой езды делали сёдла смешанного якутско-эвенского типа и стремена эвенского типа из кости горного барана. Летом передвигались в основном на долблёных лодках-батах, зимой - на нартах в собачьей упряжке. Зимние поселения состояли из изб, летом жили в срубных «балаганах» на толстых сваях в местах промысла (ныне «балаганы» - символ камчадальской культуры). Одежда в основном русского типа (мужские рубахи-косоворотки, женские сборчатые юбки и приталенные блузки). Зимнюю одежду покупали у ительменов и коряков; меховые кухлянки, сапоги (торбаса), шапки (малахай), матерчатые камлеи сохранялись в быту до середины 20 века. Для праздничного женского убора характерна так называемая головнушка - лента из кожи или бисера (при этом она не входила в этнический костюм ни одного из коренных народов Камчатки). Из бисера плетут также шапочки со множеством подвесок.

Камчадалов объединяет с ительменами общее синкретическое мировоззрение, соединяющее православие с политеистическими верованиями и обрядами. Религиозной жизнью поселений руководил выборный церковный староста. Хозяйственный календарь был приурочен к церковным праздникам: с первой осенне-зимней охоты возвращались к Рождеству, с зимне-весенней - к Пасхе, в Духов день устраивали освящение воды и принесение жертв реке и т.п. Бытовали этнологические мифы о Кутхе, смешанные русско-ительменские сюжеты легенд, волшебных сказок, сказки о животных, былички, обрядовые песни, заговоры, короткие сатирические (часто непристойного содержания) стихотворения. Сохраняются хоровое пение под гармонь и гитару, хороводные танцы, кадриль, стилизованные ительменские танцы под бубен и погремушки из рога оленя. Камчадальско-ительменские фольклорные мотивы развивались в творчестве камчадальских писателей, особенно Г. Г. Поротова (1929-1985). В 1987 году камчадальской интеллигенцией был реконструирован в Ковране ительменский праздник Алхалалай, который распространился затем камчадальскими фольклорными ансамблями в Мильковском, Соболевском, Елизовском районах. В 1992 создан Союз камчадалов Камчатской области, в 2000 - Союз камчадалов Корякского автономного округа. Многие молодые камчадалы участвуют в ительменских фольклорных коллективах. Развивается искусство меховой мозаики, плетение из бисера, вышивка, резьба по дереву и кости, плетение из травы.

Особую группу образуют камчадалы Магаданской области, сформировавшиеся на основе смешения русских старожилов района Охотско-Камчатского тракта с оседлым населением Охотского побережья - эвенами и якутами в районе Тауйской губы, коряками - в районе Ямской и Гижигинской губерний. Метисное население Магаданской области, несмотря на сословную разобщённость (относилось как к «русским», так и к «инородческим» сословиям), противопоставляло себя, с одной стороны, кочевым корякам и эвенам, с другой - вновь приезжавшим русским; себя они называли в основном по месту проживания - ольцы, гижигинцы и т.п. С 1926 к нему стал применяться термин «камчадалы». До конца 1930-х годов камчадалы преобладали среди оседлого населения Охотского побережья, затем их доля стала уменьшаться как из-за новых волн иммиграции русских, так и из-за оседания кочевников-эвенов. С 1959 они стали учитываться в переписях как русские. В 1980-х годах, когда стали вводиться новые льготы для коренных народностей Севера, многие охотские метисы стали причислять себя к ительменам.

Лит.: Жидяевский М. А. Камчадальский диалект. Его происхождение и краткая характеристика // Советский Север. 1930. №2; Браславец К. М. Диалектологический очерк Камчатки. Южно-Сахалинск, 1968; Огрызко И. И. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII - начало XX в.). Л., 1973; Мурашко О. А. Ительмены и камчадалы // Гуманитарная наука в России. М., 1996; Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области. Магадан, 2003.

Камчадалы
Самоназвание
Численность и ареал

Всего: 1927
Россия 22x20px Россия :
1927 (Всероссийская перепись 2010 г.)

Вымер

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык
Религия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расовый тип
Входит в
Родственные народы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение Славяне Восточные славяне Русские

Камчада́лы - этнографическая группа русских , старожильческое население современной территории Камчатского края , Магаданской области, Чукотки, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадалы обозначали ительменов .

В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли ительмены , в меньшей степени также коряки , чуванцы . Язык камчадалов - русский . В трудах путешественника С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живших между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин - между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин - между реками Немтик и Белоголовой и кулес - к северу от реки Белоголовой.

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и, вследствие своей немногочисленности, в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения .

Доля камчадалов по районам и городам России

Численность камчадалов в населённых пунктах Камчатки (по переписи 2002 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %) :

  • посёлок Ключи 472
  • город Петропавловск-Камчатский 216
  • посёлок Усть-Камчатск 182
Доля камчадалов по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %):

Камчадалами себя также называют старожилы побережья Охотского моря в Магаданской области, проживающие в поселках Ола, Гижига, Ямск, Тауйск, Армань и др.

Напишите отзыв о статье "Камчадалы"

Примечания

Ссылки

  • Камчадалы - статья из Большой советской энциклопедии .

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 527
  • Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация). Магадан, 2003
  • В. С. Пикуль "Богатство".

Отрывок, характеризующий Камчадалы

К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.
Она стояла прямая и гордая, несгибаемая и сильная... И только на её чистом тонком лице жила жгучая затаённая боль... Она была всё ещё очень похожа на ту дивную, светлую девочку, которую когда-то показал мне Север... только теперь её смешливое, милое лицо уже омрачала настоящая, «взрослая» печаль... Магдалина была красива той тёплой и нежной женственной красотой, которая одинаково поражала и молодых, и старых, заставляя почитать её, оставаться с ней, служить ей, и любить её, как можно любить только лишь мечту, вдруг воплотившуюся в человека.... Она стояла очень спокойно, сосредоточенно всматриваясь куда-то вдаль, будто чего-то ожидая. А рядом с ней, цепко обняв её колени, жалась крохотная девчушка – вторая маленькая Магдалина!.. Она была потрясающе похожа на свою мать – такие же длинные золотые волосы... такие же лучистые голубые глаза... и такие же забавные, весёлые ямочки на нежных улыбающихся щеках. Девочка была удивительно хороша и смешлива. Вот только мама казалась настолько грустной, что малышка не решалась её беспокоить, а лишь тихо стояла, тесно прижавшись, будто ждала, когда же уже пройдёт эта странная, непонятная мамина печаль... Ласковый ветерок лениво играл в золотых прядях длинных волос Магдалины, временами пробегая по её нежным щекам, осторожно касаясь их тёплым морским дуновением... Она стояла застывшая, точно статуя, и лишь в её грустных глазах явно читалось напряжённое ожидание... Вдруг очень далеко на горизонте показалась белая, пушистая точка, медленно превращавшаяся в далёкие паруса. Магдалина тут же преобразилась и ожила, крепко прижимая к себе дочурку, и как можно веселее сказала:
– Ну, вот мы и дождались, моё сокровище! Ты ведь хотела увидеть, откуда мама пришла в эту страну? Хотела ведь?.. Вот и поплывём мы с тобой далеко-далеко, пока не достигнем самого дальнего берега, где есть наш ДОМ... Ты полюбишь его так же сильно, как любила я. Обещаю тебе.
Наклонившись, Магдалина обвила руками свою крохотную дочурку, как бы желая защитить её от тех бед, которые зрела в их будущем её утончённая, ласковая душа.
– Мамочка, скажи, папа ведь тоже поплывёт с нами? Мы ведь не можем его здесь оставить? Правда? – и вдруг спохватившись, удивлённо спросила, – А почему его так долго нет?.. Уже почти два месяца мы его не видели... Мама, а где папа?
Глаза Магдалины стали суровыми и отрешёнными... И я тут же поняла – её малышка дочь ещё не знала, что папа уже никогда больше никуда с ними не поплывёт, так как те же самые два месяца назад он закончил свою короткую жизнь на кресте... Ну, а несчастная Магдалина, видимо, никак не могла отважиться сказать этому маленькому, чистому человечку о такой страшной, бесчеловечной беде. Да и как она могла сказать об этом ей, такой крошечной и беззащитной? Как объяснить ей, что были люди, которые ненавидели её доброго, светлого папу?.. Что они жаждали его смерти. И что никто из рыцарей Храма – его друзей – не смог его спасти?..
И она отвечала всё так же ласково и уверенно, стараясь успокоить свою встревоженную малышку.
– Папа не поплывёт с нами, ангел мой. Так же, как и твой любимый братик, Светодар.... У них есть долг, который они должны исполнить. Ты ведь помнишь, я рассказывала тебе, что такое – долг? Помнишь ведь?.. Мы поплывём вместе с друзьями – ты и я... Я знаю, ты их любишь. Тебе с ними будет хорошо, моя милая. И я буду всегда с тобой. Обещаю тебе.
Девчушка успокоилась, и уже веселее спросила:
– Мама, скажи, а в твоей стране много маленьких девочек? У меня там будет подруга? А то я всё с большими и с большими... А с ними не интересно. И играть они не умеют.
– Ну что ты, милая, а как же твой дядя, Радан? – улыбнувшись, спросила Магдалина. – Тебе ведь всегда бывает с ним интересно? И сказки он тебе рассказывает забавные, правда ведь?
Малышка с минуту подумала, а потом очень серьёзно заявила:
– Ну, может не так уж с ними и плохо, с взрослыми. Только я всё равно скучаю по друзьям... Я ведь маленькая, правда? Ну вот и друзья мои должны быть маленькими. А взрослые должны быть только иногда.
Магдалина удивлённо на неё посмотрела, и неожиданно схватив дочку на руки, звонко расцеловала в обе щеки.
– Ты права, золотце! Взрослые должны играть с тобой только иногда. Я обещаю – мы найдём тебе там самую хорошую подругу! Тебе придётся только чуточку подождать. Но ты ведь умеешь это? Ты у нас самая терпеливая девочка на свете, правда ведь?...

Камчадалы - этнографическая группа русских, старожильческое население современной территории Камчатского края, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадалы обозначали ительменов.

В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли ительмены, в меньшей степени также коряки, чуванцы. Язык камчадалов - русский.

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и вследствие своей немногочисленности в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения.

Переняв традиционный быт и хозяйственный уклад аборигенов, русские старожилы в результате смешанных браков породнились с ними, образуя единую семью камчадалов. Современные генеалогические исследования подтверждают, что до революции камчадалы - это единая большая камчатская семья, члены которой осознавали себя именно камчадалами. В 1912 году известный русский ученый, будущий президент Академии наук СССР В.Л. Комаров писал в Русском Антропологическом Журнале: «Теперь далеко не всегда скажешь кого видишь перед собой: камчадала или русского - настолько они перемешались между собой и настолько одинаковы их образ жизни, одежда и утварь».

По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживает 1927 камчадалов.

Значение слово «камчадалы»

Слово «камчадалы» употребляют по меньшей мере в пяти значениях.

  1. Первоначально русские называли так коренных жителей Камчатки - ительменов. И в этом значении слово продолжает циркулировать в исторической и историко-географической литературе.
  1. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками - ительменским и русским - и выработавших особый диалект русского языка. И именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.
  1. Название народа (этноним), родственное географическому названию (топониму), всегда привлекательно для расширительного употребления. Поэтому название «камчадалы» стали зачастую распространять на всё старожильческое (прожившее много поколений на Камчатке) русское население, не очень-то придавая значение тому, есть ли у них и в какой пропорции примесь ительменской крови.
  1. В современном лексиконе камчатских СМИ и даже в обыденной административной лексике слово «камчадалы» порой употребляется как собирательное наименование всех коренных малочисленных народов Камчатки (а то ведь какой-нибудь образованный губернский деятель язык сломает, перечисляя: ительмены, коряки, чукчи, камчадалы, алюторцы, кереки…).
  2. Многие люди, жившие, работавшие и служившие на Камчатке, сегодня с долей иронии, но и не без гордости, дорожа воспоминаниями, именуют себя камчадалами. В сети вы запросто можете попасть в «камчадальский чат» москвичей и петербуржцев.

Культура

Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII в. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Бытовало двуязычие, потом возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно до последнего времени сохранялось у старшего поколения камчадалов. Для мировоззрения камчадалов было характерно двоеверие: основы православного вероучения и обрядности переплелись с традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы (традиционное занятие камчадалов - рыболовство), осенний - «Алхалалалай».

Право на признание

До 1926 г. в официальных документах писалась народность «камчадал». Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если с коряками, чукчами и другими народностями полуострова было все ясно, то с камчадалами возник вопрос. В 1927 г. было принято постановление: «констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин». Решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.

В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 г. Камчатским облсоветом принято временное положение, которым признавалось наличие в Камчатской обл. этнической группы - камчадалы. В области в качестве членов традиционных общин камчадалов зарегистрировались 9 тыс. чел. Появились камчадальские клубы в селах и городах, материалы по культуре камчадалов собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях.

Хозяйство

Основная отрасль хозяйства - летне-осенний лов лосося сетями и неводами, сплетенными из крапивы, конского волоса, покупного прядева. Зимой и весной мордами, неводами и удочками добывали гольца, хариуса, навагу. Лосося вялили, солили, квасили. Развитие получили собаководство и каюрный извоз - перевозка грузов и пассажиров на нарте, запряженной 10-12 собаками. Упряжное собаководство камчадалов восточно-сибирского типа. В охотничьем промысле преобладала добыча пушных зверей (белка, соболь, горностай, лисица), охота на птиц, мясных сухопутных животных велась с ружьями и с помощью пастей, петель, капканов, черканов. Добычу ластоногих (ларга, лахтах, нерпа) вели сетями, дубинками, ружьями. В ограниченных размерах занимались огородничеством (картофель, овощи), содержанием крупного рогатого скота и лошадей, на Камчатке выращивали ячмень и овес. Собирали сарану, черемшу, дикий лук, ягоды, грибы. Летнее средство передвижения - лодки-долбленки (баты и каюки), зимнее - нарта с собачьей упряжкой.

Традиционное жилье

У камчадалов сложились синкретичные формы материальной культуры. Зимние компактные поселения со стационарными жилищами в виде срубной избы с корьевым покрытием располагались вблизи устьев нерестовых рек, летом камчадалы проживали рассеянно в местах промыслов - вдоль рек и морских побережий - в быстровозводимых каркасных постройках (поварнях, балаганах). Подсобные строения - амбары, хлевы для скота (хотоны, стайки).

Традиционная одежда

Типы зимней одежды камчадалов заимствованы у коренного населения: мужчины носили двойные кухлянки и штаны из оленьего меха, женщины - одинарные рубахи-гагагли мехом внутрь, шубы распашного кроя. Обувью служили камусные торбаса разной длины, головным убором - малахай (мужчины), капор (женщины). Летом носили одежду европейского типа, которая сочеталась с ровдужными штанами, рубахой, перчатками. Летне-осенней обувью рыбаков были сары и бродни из нерпичьих шкур.

Камчадалы или, как они сами называют себя, ительмены - населяют южн. половину полуо-ва Камчатки (см.). Говорят, что название «К.» происходит от прозвища «кончало», даваемого им их северными соседями, коряками. Русские познакомились с К. в конце XVII в., со времени покорения Камчатки. Притесняемые казаками, К. пробовали восставать в 1731 и 1740 гг., но были усмирены и с тех пор живут мирно. В первой половине XVIII в. Камчатка посещена учеными путешественниками Стеллером и Крашенинниковым, которые застали еще К., можно сказать, при выходе из каменного века, хотя уже знакомыми с железом и притом, как кажется, не через одних русских, но и через курильцев и японцев. После того Камчатку посещали немногие образованные путешественники, вследствие чего и сведения наши о К. довольно ограничены. По типу К. выказывают многие монгольские черты, но в общем скорее сходны с народами крайнего С.В. Азии и С.З. Америки. Среднего или низкого роста, коренастые, смуглые, они, однако, не так плосколицы и скуласты, как другие восточно-сибирские инородцы. По словам Дыбовского, посетившего Камчатку в 1879-80 гг., тип К. нельзя назвать безобразным: среди женщин встречаются миловидные, по цвету лица не отличающиеся от русских, с небольшими блестящими глазами, длинными ресницами и густыми бровями, белыми зубами, маленькими руками и ступнями, живые и веселые. Язык К., очень гортанный, стоит особняком и существенно отличается от языка коряков; он состоит из неизменяемых корней, смысл которых подвергается изменению от предлогов (префиксов). По Дитмару, бывшему в Камчатке в 50-х годах, К. говорили тремя наречиями: одно - в долине р. Камчатки, почти исчезнувшее и уступившее место русскому; другое - в долинах pp. Быстрой и Большой, сильно смешанное с русскими словами, и третье, пенжинское, по зап. берегу, наиболее чистое. В настоящее время туземный язык, по-видимому, уже исчез, и все К. говорят русским, хотя и своеобразным языком; все крещены и живут в избах на русский манер. К. во времена Крашенинникова одевались еще в национальный костюм из звериных и рыбьих шкур, жили летом в балаганах, которые строились на столбах, на высоте до 2 саж. над землей, а зимой в юртах-землянках, имели своеобразные лодки - «бамы», были по религиозным верованиям анимистами и фетишистами, хотя и признавали одного высшего бога, Кумху, отдавали своих мертвых на съедение собакам, жили в полигамии, разрозненными племенами или родами под управлением «тойонов», и отличались чувственностью, выражавшеюся в непристойных танцах, в гостеприимном гетеризме, в существовании субъектов мужского пола в женском костюме и т. д. По словам Крашенинникова, металлы до прибытия русских заменялись у К. костью и камнем. Из них они делали топоры, ножи, копья, стрелы, ланцеты и иглы. Огнивами у них служили деревянные дощечки и палочки, и вместо трута употреблялась мятая трава. Пища К. была главным образом животная, которую они добывали рыболовством и охотой; употребляли также некоторые коренья и клубни (особенно сарану, Fritillaria sarana); одуряющим напитком служил отвар мухомора; домашними животными были собаки; для изготовления тканей служили волокна особого вида крапивы. Эти волокна употребляются для той же цели и теперь, так как лен и конопля не разводятся; скудное хлебопашество ограничивается только ячменем и овсом. Кроме того, К. занимаются огородничеством, но клубни сараны и теперь в большом ходу; в жареном виде они похожи на картофель. Рыболовство и охота и теперь еще служат главным источником пропитания (и для взноса ясака); но, кроме собак, теперь держатся еще олени и в небольшом числе рогатый скот и лошади якутской породы. По словам Дыбовского, хотя К. теперь и обрусели, но зато поселившиеся среди них русские почти обкамчадалились, приняли многие их слова, позабыли многие приемы земледелия, шитья, ковки железа и т. д. Провиант и необходимые товары получаются жителями из Владивостока или иногда от американцев. Число К. (1889 г.) простиралось до 4029 (2009 м. и 2020 ж.), но, кажется, теперь их стало меньше вследствие постепенного вымирания. Самые большие поселения имеют не более 30 домов и 200 жит.