Биографии Характеристики Анализ

Ощущение понятие физиологическая основа кратко. Основные свойства восприятия

Физиологическая основа ощущений


Введение

2. Понятие ощущения

3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

3.2 Свойства ощущений

3.3 Классификация ощущений

4. Виды ощущений

4.1 Зрение

4.3 Вибрационные ощущения

4.4 Обоняние

4.7 Проприоцептивная чувствительность

Список литературы


Введение

Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий - с психических познавательных процессов. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим познанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании существенную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) основывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения, мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (например, более высокая или более низкая температура).


1. Сенсорная организация личности

Сенсорная организация личности - это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека - это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие. Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность. Главная особенность сенсорной организации человека - это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.


2. Понятие ощущения

Ощущение - это проявление общебиологического свойства живой материи - чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма. Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира. Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление. Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через «входы» сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.

2.1 Обработка ощущений

После получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность. Вообще говоря, ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения. Тем не менее, понятно, что количество доступных вариантов и качество выбора различны для разных людей и зависят, например, от: - психических свойств личности; - стратегий взаимоотношений с окружающими; - отчасти физического состояния; - опыта, наличия нужных сведений в памяти и возможности их извлечения; - степени развития и организации высших нервных процессов и т.д.


3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов - анализаторов, состоящих из 3 частей: - рецептор - воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс); - центральный отдел анализатора - афферентные или чувствительные нервы; - корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов. Определенным рецепторам соответствуют свои участки корковых клеток. Специализация каждого органа чувств основана не только на особенности строения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Анализатор является не пассивным приемником энергии, он рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей.




По определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека. Восприятие – результат...

Человеческого организма,целостности чувственного отражения объективного мира. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый...

Раскройте понятие об ощущении, классифицируйте виды ощущений. Выявите связь ощущений с работой анализаторов как физиологической основой сенсорных процессов.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился и, в том числе, способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления. Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с ощущений.

Значение ощущений:

  1. ощущения позволяют человеку ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оценивать вес и размеры предметов, определять вкус продукта и т.д.
  2. ощущения дают материал для других более сложных психических процессов (например, глухие люди никогда не смогут постигнуть звуки человеческого голоса, слепые – цвета);
  3. особенно развитые ощущения являются условием успешности человека в той или иной профессии (например, дегустатор, художник, музыкант и др.);
  4. лишение человека ощущений приводит к сенсорной депривации (сенсорному голоду – недостатку впечатлений), который может возникать как в естественных, так и в лабораторных условиях. (по Ли, сенсорная депривация – основное условие творчества, так как 95% энергии, тратившейся на преодоление гравитации идёт на творческий потенциал);
  5. существует возможность влияния на состояние человека через ощущения (шум прибоя, пение птиц, ароматерапия, музыка).

Ощущение (лат. sensus – восприятие) – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный момент .

Ощущение не даёт человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знания лишь отдельных свойств предмета (например, о том, что это предмет твёрдый, холодный, гладкий и т.п.).

Ощущения являются чувственным отображением объективной реальности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражителей) на органы чувств (зрение, слух и др.). Они свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой. Причём некоторые животные (например, орлы) обладают значительно более острым зрением, чем человек, более тонким обонянием и слухом (собака). Глаза муравьёв различают ультрафиолетовые лучи, недоступные глазу человека. Летучие мыши и дельфины различают ультразвуки, которых не слышит человек. Гремучая змея различает ничтожные колебания температуры – в 0,001 градуса.

Ощущения одновременно и объективны и субъективны. Объективность состоит в том, что в них отражён реально существующий внешний раздражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от индивидуальных особенностей и текущего психического состояния человека. Именно об этом говорит известная пословица: «На вкус и цвет товарищей нет».

Связанные с эмоциональной сферой человека, ощущения могут порождать у него различные чувства, вызывать простейшие эмоциональные переживания. Например, ощущение раздавшегося где-то рядом резкого звука автомобильных тормозов может вызвать у проходящего мимо человека неприятные воспоминания о собственной практике вождения машины. Негативные переживания порождаются ощущениями нелюбимого запаха, цвета и вкуса.

Строение анализаторов:

Физиологическая основа ощущений заложена в работе специальных нервных структур, названных И. Павловым анализаторами. Анализаторы – это каналы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внешней среде, так и о собственном, внутреннем состоянии).

Анализатор нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определённого свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на звуковые, орган обоняния – на запахи и т.д.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1. Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приёма информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор – специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определённого раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2. Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в ЦНС. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передаётся к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3. Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет своё «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определённой чувствительности (сенсорной модальности).

Ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы определённого вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворённых в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

8.Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды и основные свойства, механизмы изменения чувствительности, проблема измерения ощущения .

Ощущением на­зывается психическое отражение в коре головного моз­га отдельных свойств предметов и явлений, непосред­ственно воздействующих на органы чувств.Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые назы­ваются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Инфор­мация о внешнем мире может попадать в головной мозг, то есть перерабатывающий ее центр, только че­рез сенсорную систему, которую можно поэтому счи­тать воротами сознания. Сенсорная клетка - рецептор - преобразует стимул (воздействие) в короткие ритми­ческие электрохимические импульсы. Затем их поток передается по нервным путям в различные переключа­тельные станции центральной нервной системы, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой, синтезируются и «декодируются» в систему данных о характере внешнего воздействия.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной" системой, но осозна­вать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если кора моз­га временно отключается (с помощью наркоза или нар­котиков), то человек не может осознанно реагировать даже на сильную боль.

Физиологическая основа ощущений - сложная дея­тельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту дея­тельность анализаторной, а системы клеток, наиболее

сложно организованных и являющихся воспринимаю­щими аппаратами, которые непосредственно осущест­вляют анализ раздражений, - анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех, специ­фических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозго­вого).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, располо­женные во внутренней среде организма (в органах пи­щеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реа­гирует на конкретный вид раздражителя и перерабаты­вает его в определенное возбуждение. Рецепторы мо­гут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Ре­цепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители Такими рецепторами обла­дают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обоня­тельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма (ощуще­ние голода, жажды). С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное по­ложение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения дви­жения и положения органов тела, и участвуют в опре­делении свойств, качеств объектов, т.о. пери­ферический отдел анализатора выполняет роль спе­циализированного, воспринимающего аппарата.

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепто­ры находятся на поверхности тела) и внутренние (у ко­торых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двига­тельный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими яв­ляются болевые ощущения, благодаря которым орга­низм получает информацию о разрушительных для не­го свойствах раздражителя.

виды ощущений

Классификации ощущений: 1) по наличию или от­сутствию непосредственного контакта с раздражите­лем, вызывающим ощущение: 2) по месту расположе­ния рецепторов, 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного кон­такта рецептора с раздражителем, вызывающим ощу­щение, выделяют дистантную (зрение, слух, обоняние - ориентировка в ближайшей среде) и контактную (вкусовые, болевые, тактильные ощущения) рецепцию.

Наиболее древняя - органическая (прежде всего -болевая) чувствительность, затем появились контакт­ные (тактильная) формы. И самые эволюционно моло­дые - слуховые и зрительные системы рецепторов.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные (85% информации), слуховые, обоня­тельные, вкусовые, тактильные, статические и кинесте­тические, температурные, болевые, жажды, голода.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздейст­вует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки. Благодаря слуховым ощущениям (дистантные) человек слышит речь, общается с другими людьми. Раздражителями для этих ощущений являются звуковые волны - про­дольные колебания частиц воздуха, распространяю­щиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отра-жают высоту звука, которая зависит от частоты коле­бания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колеба­ний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувст­вительность Вибрационные ощущения отражают ко­лебания упругой среды. Этот вид чувствительности на­зывают «контактным слухом». Специальных вибраци­онных рецепторов у человека не обнаружено. Отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувстви­тельность подчинена слуховой и зрительной. Обоня­тельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния явля­ются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Вкусовые ощущения вызы­ваются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы -вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба различают ощущения, сладкого, кислого, соленого, горького. Кожные ощущения. В кожных по­кровах имеется несколько анализаторных систем; так­тильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система так­тильной чувствительности неравномерно распределе­на по всему телу. Но более всего скопление тактиль­ных клеток наблюдается на ладони, на кончиках паль­цев и на губах. Тактильные ощущения руки, объ­единяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на негр, то давление может вы­звать болевое ощущение. Тактильная чувствитель­ность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют яркий эмоцио­нальный тон. Третий вид кожной чувствительности -температурные ощущения - регулирование теплооб­мена между организмом и окружающей средой. Рас­пределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спи­на, наименее - грудь. О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибу­лярном аппарате внутреннего уха. Резкие изменения положения тела относительно земли могут приводить к головокружению. Особое.место занимают интероцеп-тивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют об их функционировании. Эти ощуще­ния образуют органическое чувство (самочувствие) че­ловека. К ним относят чувство голода, жажды, насыще­ния, комплексы болевых и половых ощущений.

Общие свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность,продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа светового раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий свет лампы. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

И.Гете в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного цвета морской волны».

Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях мы не замечаем последовательных образов, так как глаз совершает непрерывные движения и поэтому значительного утомления каких-либо одних участков сетчатки не наблюдается.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.


Тема занятия: Психология как наука

Цель занятия: Сформировать представление о предмете психологии, ее месте среди других наук.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1.История психологии.

2.Основные этапы развития психологии.

3.Развитие психологии в России.

4.Основные направления в психологии.

5.Определение психологии, как науки.

6.Отрасли психологии.

7.Понятие о психике.

8.Структура психики человека.

9. Основные методы психологического исследования.

История психологии

Психология как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Она возникла много веков назад сначала как составная часть философии. Слово “психология” образовано из греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Но сам термин “психология” появился впервые только в XVI в., и относился к науке, которая занималась изучением, так называемых, душевных или психических явлений.

Таким образом,

Психология это наука о психике и психических явлениях .

Еще в древней Греции (VI в. до н.э.) возникли первые попытки объяснить психические явления. Первые греческие философы считали, что в каждом человеке есть нечто (анима (латинск.) – “дух”, “душа”), позволяющее ему думать, чувствовать, желать, принимать решения. Согласно представлениям Платона (427-347 гг. до н.э.) дух, или душа, – это самостоятельная субстанция, она существует наравне с телом и независимо от него и управляет всеми живыми и неживыми предметами. Демокрит (460–370 гг. до н.э.) считал, что душа – это материальное вещество, оно состоит из атомов огня. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Его трактат “О душе” – первое психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. Он выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа или “психе”, – это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.

Господствующая в средние века религия запрещала изучение человека. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Р. Декарт (1596-1650) одним из первых попытался объяснить поведение животных и человека на основе механической модели. Именно он ввел понятие рефлекса. Р. Декарт противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа – только мыслить. Однако душа способна производить в теле движения. Его подход получил название дуализм . Лишь в начале ХХ века понятие души сменилось сначала понятием “разума”, а затем понятием “сознание”.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

В начале ХIХ в. стали складываться новые подходы к психике, возникли предпосылки для формирования психологии как науки. К числу таких предпосылок относится развитие анатомии и физиологии нервной системы. Внимание ученых привлечено к изучению мозга и его роли в психической деятельности.

Важное значение имело также изменение положения психиатрии и отношения к душевнобольным. Идеи о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить послужили началом сравнительных исследований психики в норме и патологии. Таким образом, знания, накопленные в биологии, физиологии, медицине, явились основой для создания научной психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением в нее экспериментальных методов (до того времени в психологии господствующим был метод интроспекции – самонаблюдения). В 1879 г . немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Тогда началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакции, чувств. В школе Вундта было подготовлено первое поколение профессиональных психологов. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев (1857-1927) организовал подобную лабораторию в России.

Конец ХIХ – начало ХХ вв. характеризуется бурным ростом экспериментальной и различных отраслей прикладной психологи. Разрабатываются экспериментальные методы исследования памяти (Г. Эббингауз, 1850-1909). Первые тесты интеллекта были созданы французским психологом А.Бине (1905).

Основные этапы развития психологии

I этап психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап психология как наука о сознании . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой.

III этап психология как наука о поведении . Возникает в XX веке. Наблюдение и изучение того, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Основной метод – эксперимент.

IV этап психология как наука, изучающая объективные закономерности, процессы и механизмы психики. Развивается со II половины XX века.

Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

В частности, некоторые авторы считают, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нор­мальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция отчетливо проявляется. Вибрационная чувствительность приобретает особое практическое значение при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.

Следователь­но, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены.

Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений.

Основные свойства ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. При­чем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят:

  • качество,
  • интенсивность,
  • продолжительность,
  • пространственная локализация,
  • абсолютный и относительный пороги ощущений

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует отметить, что часто, говоря о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздра­жителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Человеческие органы чувств - удивительно тонко работаю­щие аппараты. Например, глаз человека – очень чувствительный прибор. Он может различить около полумиллиона оттенков и цветов. Если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км. Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость, поэтому обычный костер практически виден только за 6-8 км, а зажженная спичка – примерно за 1,5 км. Для каждого органа чувств существуют свои пределы чувствительности.

Понятие о порогах чувствительности

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Человеку не дано слышать тиканья часов, находя­щихся в другой комнате, видеть звезды шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения . Раздражители, сила действия которых, лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не зна­чит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г. В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуко­вые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Раздра­жители, не вызывающих ощущений, называются подпороговыми.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, пси­хологом и философом Г. Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное - это две стороны единого целого. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:

Раздражение -->

Возбуждение -->

Ощущение -->

Суждение

(физика)

(физиология)

(психология)

(логика)

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. Величину стимула, при которой на­чинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом . Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

Понятие о сенсорной адаптации

Как показывают исследования, абсолютная и относительная чувствительность могут меняться в очень больших пределах. Например, в темноте зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать при переходе из темной комнаты на свет или из ярко освещенного помещения в темноту: сначала ничего не видно, но через несколько минут глаза привыкают, и становится возможным различить находящиеся там предметы. В обоих случаях человек временно “слепнет”, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Данный пример изменения чувствительности связан с явлением сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных (или длительно действующих) раздражителей чувствительность уменьшается (пример с перчаткой на руке), а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Особенно быстро и легко человек адаптируется к запаху. Хуже всего человек адаптируется к боли, потому что болевые ощущения защищают организм от разрушения. Представьте, что было бы, если бы мы не ощущали боли при прикосновении к горячему или колющему, режущему предмету.

Таким образом, можно выделить следующие виды адаптации :

· Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

· Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

· Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и тренировки (упражнений) называется сенсибилизацией . Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, а в дальнейшем постепенно снижается.

Понятие о сенсорной депривации

Сенсорная депривация наблюдается, когда индивид находится в ситуации отсутствия воздействия каких-либо раздражителей на его организм. В 1956 году в Университете Мак-Гилла группой психологов был произведен следующий эксперимент. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей мира. Выявилось, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия дольше 2-3 дней. Был сделан вывод о том, организм нуждается в постоянном поступлении стимулов от изменяющегося окружающего мира. У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют. Другой ученый, Дж. Лилли, в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе. Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела. И только после нескольких лет исследований (1977г.) он прокомментировал свои эксперименты. По мнению Лилли, условия изоляции в камере увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия внешних раздражителей. Лилли отмечал, что после периода внутреннего напряжения, которое он чувствовал сам, и чувствовало большинство испытуемых в Университете Мак-Гилла, и которое становится почти невыносимым, постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов – всевозможных галлюцинаций и иллюзий. Когда человек воспринимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют ему испытывать своеобразное ощущение “океанской волны”, которое достигает такой интенсивности, что несколькими часами позже, в момент выхода из изолированной камеры, он чувствует себя вновь рожденным. В отличие от опыта восточных мастеров медитации, при опыте в изолированной камере происходит резкий разрыв с постоянно действующей на организм реальностью. И тогда организм сталкивается со своим внутренним миром и со всеми видениями, которые развиваются и проявляются вне реальности.

Понятие о репрезентативных системах

Каждый человек имеет в своем распоряжении различные способы репрезентации (отражения) нашего переживания мира. Человек обладает пятью известными чувствами: видит, слышит, чувствует, ощущает на вкус и на запах. Кроме того, он располагает системой языка (речи), с помощью которой может представлять свой опыт. Человек постигает окружающий мир, прежде всего, в той репрезентативной системе, которая у него более всего развита. Если первичная репрезентативная система визуальная , – мир постигается в картинах; если кинестетическая – в ощущениях; если аудиальная – в звуках. Например, люди иногда представляют мир в запахах и вкусах.

Сенсорная типология

Визуальный тип . Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов, рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: "Вот, посмотрите...", "Давайте представим...", "Я ясно вижу, что...", "Решение уже вырисовывается..." В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип . Эти люди употребляют в основном следующие слова: "Я слышу, что вы говорите", "Тогда прозвучал звонок", "Мне созвучно это", "Вот послушайте...", "Это звучит так..." и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз.

Кинестетический тип . Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: "взять, схватить, ощутить, тяжелый", "Я чувствую, что...", "Мне тяжело", "Не могу ухватить мысль..." и т.п.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов человек обычно опирается на более развитую, ведущую.

Ведущая сенсорная (репрезентативная) система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Это следует учитывать при установлении контакта с пациентом. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Для установления эффективного взаимодействия с человеком лучше использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если же требуется установить дистанцию, то можно намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника. Одним из факторов недостаточного понимания людьми друг друга является несовпадение ведущих сенсорных (репрезентативных) систем.

Ярко выраженные визуалы, кинестетики, аудиалы имеют свои специфические особенности в поведении и движениях, в речи, дыхании и пр.

Контрольные вопросы

1.Что такое “ощущение”? Каковы основные характеристики данного психического процесса?

2.Что является физиологическим механизмом ощущений? Что такое “анализатор”?

3.Какие вы знаете классификации ощущений?

4.Что такое “модальность” ощущений?

5.Охарактеризуйте основные виды ощущений.

6.Расскажите об основных свойствах ощущений.

7.Что вы знаете об абсолютном и относительном порогах ощущений?

8.Расскажите о сенсорной адаптации.

9.Расскажите о сенсорной депривации.

10.Что такое сенсибилизация?

Тема занятия: Восприятие как психический процесс

Цель занятия : Изучение психологических характеристик процесса восприятия, его место и роль в жизни человека.

Учебно-целевые вопросы занятия

1.Общая характеристика процесса восприятия.

2.Фазы восприятия.

3.Виды восприятия.

4.Основные свойства восприятия.

5.Феномены восприятия.

6.Взаимоотношение целого и части в восприятии.

7.Нарушения восприятия.

Общая характеристика восприятия

Восприятие - это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Суть этого процесса так же, как и процесса ощущения, состоит в отражении реально существующего мира. Понятия “ощущение” и “восприятие” тесно взаимосвязаны между собой, четкой границы между этими процессами нет – они взаимопереходят друг в друга . Однако между ними существуют коренные различия. Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения и заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.

Восприятие часто называют перцептивной системой человека .

Фазы восприятия

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Известно, что мозг человека обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия. С первых минут жизни новорожденный оказывается под воздействием колоссального количества раздражителей, которые, достигнув мозга, сортируются по категориям, прежде чем отложиться в памяти.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компо ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как активную перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

В формировании перцептивного образа принимает участие мышление. Процесс восприятия требует объедине­ния группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприя­тия участвует память. Иными словами, способ классификации воспринимаемых явлений тесно связан с предыдущим жизненным опытом.

Таким образом, восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:

1.Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).

2.Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3.Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

4.Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, “называние объекта”).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

Виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, выделяют несколько вариантов классификации восприятия (рис. 4). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.




Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства и времени

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего того, что человек воспринимает. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление су­ществует во времени. Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обу­словлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необхо­димо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. При этом восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положе­ние в пространстве. В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функ­ции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

Восприятие времени , несмотря на важность данной проблемы, изучено гораз­до меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление мате­риального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний . Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением со­бытий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помога­ет человеку ориентироваться во времени.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:

· предметность,

· целостность,

· структурность,

· константность,

· осмысленность,

· избирательность.

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира. Иначе говоря, предметность – это соотнесенность образа с предметом. Таким образом, возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента (движения руки, микро- и макродвижения глаз).

Другим свойством восприятия является целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Компонен­ты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в сознании слушающего продолжает звучать вся мело­дия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность . Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изме­нении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изо­бражения, как если бы он находился рядом.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцеп­тивной системы компенсировать изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные. Константность, таким образом, уменьшает разнообразие внешнего мира, экономит объем памяти, уменьшая описание образов. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Таким образом, свойство константности объясняет­ся тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особен­ностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без констант­ности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообраз­ном и изменчивом мире.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом.

Еще одно свойство восприятия - избирательность. Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

Содержание восприятия определяется и личностными особенностями человека, а именно: мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей. Контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Феномены восприятия

Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.

1. Закон фигуры и фона.

Самый важный из принципов гештальпсихологии состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура , выделяющаяся на каком-то фоне . В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприя тия, т. е. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на индивида в это же время, но отступаю­щие, по сравнению с объектом восприятия, “на задний план”. Мозг человека имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше по размеру или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет какой-то смысл, воспринимается как фигура: она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо най­ти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или пере­брать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона - это соотношение дина­ мическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Под­тверждением этого является следующий пример. На рис 5. изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисун­ку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В этом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Рис. 5. Ваза Рубина

2. Закон заполнения пробелов.

Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.

3. Парадоксы восприятия

Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено:
8 когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы - в этом случае речь идет о двусмысленных картинках , которые на первый взгляд кажутся "нормальными", но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.

8 когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов : некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.

Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический процесс.

2.В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия? Что вы знаете о теориях распознавания образов?

3.В чем заключается рефлекторная суть восприятия?

4.Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

5.Какие вы знаете классификации видов восприятия?

6.Какие вызнаете феномены восприятия?


# Модальность качественная характеристика ощущений, указывающая на принадлежность к определенным органам чувств.

Вопросы

Лекция 1.6. Ощущения и восприятие

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.

2. Виды и свойства ощущений.

3. Характеристика основных видов ощущений.

4. Понятие о восприятии.

5. Свойства и виды восприятия.

6. Развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка.

Мир психических явлений человека многообразен (психические процессы, психические свойства, психические состояния). Психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые. На этой лекции мы начинаем разговор о познавательных процессах , благодаря функционированию которых человек познает окружающую его действительность. К познавательным процессам относят: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь .

Познание мира человеком начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Для описания чувственного познания в психологии употребляются понятия «ощущение» и «восприятие». Проделайте небольшой опыт: попросите товарища закрыть глаза и коснитесь его ладони незнакомым предметом, а потом спросите, что он может сказать о предмете. Если испытуемый не узнает, что это такое, то он ответит: «Что-то твердое, гладкое, холодное» или «Мягкое, теплое шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек. Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов.

Ощущение – познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на ораны чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира .

Ощущения считаются самой простой и первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой . Низкоорганизованные животные отражают только отдельные , имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений . То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.

В отличие от животных, на ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие . Ощущения людей опосредствованы осуществляемой ими практической деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями. В ощущении условно можно выделить объективную и субъективную стороны . Объективная сторона связана с характеристиками воздействий внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущений определяется индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Доказано, что характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, специальных упражнений и др.


Ощущение не есть простое отражение воздействий внешнего мира органами чувств. Важным звеном ощущений выступает ответная реакция организма на воздействие. Эта реакция носит опосредованный и активный характер. Ощущение опосредовано сознанием человека, его жизненным опытом, сформированными навыками и др. Ощущение взаимосвязано со многими психическими явлениями. Например, накопленная при помощи органов чувств информация является необходимым условием для развития мышления . Также наблюдается прямая взаимозависимость многих ощущений с эмоциями человека (весеннее пение птиц, морской прибой, музыка часто вызывают у человека положительные эмоции). Ощущения всегда эмоционально окрашены . Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый кажется легче, второй – тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус. Не случайно в языке слова «чувствительность» (имеется в виду характеристика познавательной функции ощущений) и «чувство» (переживание) имеют одинаковые корни.

Осознаваемые ощущения присущи только живым организмам, имеющим головной мозг и кору головного мозга. При нарушениях в работе мозга или временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознано воспринимать мир . Такое происходит во время сна, при наркозе, при болезненных состояниях сознания.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие , представление ) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование познавательной деятельности.

Без ощущений невозможна психическая активность человека. В настоящее время в связи с задачей освоения космоса и дна Мирового океана проводится много опытов, выявляющих влияние сенсорной изоляции (полного или частичного отсутствия раздражителей) на психику и организм человека. Опыты показали, что меньше чем через сутки при полной сенсорной изоляции наблюдаются нарушения сознания: появляются галлюцинации, возникают навязчивые идеи. Таким образом, постоянное «превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания», осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики.

Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды .

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом , объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы . И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений. Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1). Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор предназначен для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).

Таким образом, ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный , слуховой , обонятельный , вкусовой , кожный , двигательный и другие анализаторы . Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс, его проведение в мозг, формирование ощущения и ответного действия – все это развернуто во времени. Отрезок времени от нанесения раздражения до возникновения ответной реакции называется латентным (скрытым) периодом. Он неодинаков для разных ощущений. Так, латентный период тактильных ощущений 130 миллисекунд, болевых – 370.