Биографии Характеристики Анализ

Рельсовая война - Партизаны - Герои - Каталог файлов - zoya. Рельсовая война

Партизанское движение не раз доказывало свою эффективность во время войн. Немцы боялись советских партизанов. «Народные мстители» разрушали коммуникации, взрывали мосты, брали «языков» и даже сами делали оружие.

История понятия

Партизан – слово, пришедшее в русский из итальянского языка, в котором слово partigiano обозначает участника нерегулярного военного отряда, пользующегося поддержкой населения и политиков. Партизаны борются с помощью специфических средств: войны в тылу противника, саботажа или диверсий. Отличительной чертой партизанской тактики является скрытое передвижение по территории противника и хорошее знание особенностей местности. В России и СССР такая тактика практикуется испокон веков. Достаточно вспомнить войну 1812 года.

В 30-е годы в СССР слово «партизан» приобрело положительную коннотацию – так называли только партизан, выступающих за Красную Армию. С тех пор в России это слово исключительно позитивное и почти не употребляется в отношении вражеских партизанских группировок – их именуют террористами или незаконными военными формированиями.

Советские партизаны

Советские партизаны во время Великой Отечественной были управляемы органами власти и выполняли схожие с армией задачи. Но если армия воевала на фронте, то партизаны должны были разрушать вражеские пути сообщения и средства коммуникаций.

За годы войны в оккупированных землях СССР работало 6200 партизанских отрядов, в которых принимало участие примерно миллион человек. Ими управлял Центральный штаб партизанского движения, разрабатывая разрозненным партизанским объединениям согласованную тактику и направляя к общим целям.

В 1942 году Маршал СССР Климент Ворошилов был назначен на должность Главнокомандующего партизанским движением, и им было предложено создать партизанскую армию в тылу у врага – немецких войск. Несмотря на то, что о партизанах часто думают как о беспорядочно организованных отрядах местного населения, «народные мстители» вели себя в соответствии с правилами строгой военной дисциплины и принимали присягу как настоящие солдаты – иначе им было не выжить в жестоких условиях войны.

Быт партизан

Хуже всего советским партизанам, вынужденно скрывавшимся в лесах и горах, приходилось зимой. С проблемой холода до этого ни одно партизанское движение в мире не сталкивалось – помимо трудностей выживания добавлялась проблема маскировки. На снегу партизаны оставляли следы, а растительность больше не скрывала их убежища. Зимние жилища часто вредили мобильности партизан: в Крыму они строили в основном наземные жилища наподобие вигвамов. В других же районах преобладали землянки.

Многие партизанские штабы имели радиостанцию, с помощью которой связывался с Москвой и передавал новости местному населению на оккупированных территориях. С помощью радио командование приказывало партизанам, а те, в свою очередь, координировали авиаудары и давали сведения разведки.

Среди партизан были и женщины – если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне. Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов, женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые отважные женщины даже участвовали в боевых действиях. Известно и о офицерских привилегиях – если в отряде была женщина, она часто становилась «походной женой» командиров. Иногда все происходило наоборот и жены вместо мужей командовали и вмешивались в военные вопросы – такой беспорядок высшие органы пытались пресекать.

Тактика партизан

Основой тактики «длинной руки» (так советское руководство называло партизан) было осуществление разведки и диверсий – они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы.

Благодаря этим действиям удавалось дезорганизовать тыл противника и деморализовать его. Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда – один человек.
Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление. До этого силы партизанских отрядов скрывались в лесах, горах и болотах - в степных районах деятельность партизан была малоэффективной.

Особенно успешной партизанская война была в Белоруссии – леса и болота скрывали «второй фронт» и способствовали их успехам. Потому до сих пор в Белоруссии помнят подвиги партизан: стоит вспомнить хотя бы название одноименного минского футбольного клуба.
С помощью пропаганды на оккупированных территориях «народные мстители» могли проводить пополнения боевых рядов. Однако партизанские отряды набирались неравномерно – часть населения на оккупированных территориях держала нос по ветру и выжидала, другие же люди, знакомые с террором немецких оккупантов, охотнее шли в партизаны

Рельсовая война

«Второй фронт», как называли партизан немецкие захватчики, сыграл огромную роль в уничтожении врага. В Белоруссии в 1943 году было постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» - партизаны должны были вести так называемую рельсовую войну, подрывая поезда, мосты и всячески портя вражеские пути.

В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» в Белоруссии было на 15-30 дней остановлено движение поездов, а также уничтожались армия и техника неприятеля. Подрывая вражеские составы даже в условиях нехватки взрывчатки, партизаны уничтожили более 70 мостов и убили 30 тысяч немецких бойцов. Только в первую ночь операции «Рельсовая война» было разрушено 42 тысячи рельсов. Считается, что за все время войны партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой.

Во многом эти достижения стали реальностью благодаря изобретению партизанского умельца Т.Е. Шавгулидзе – в походных условиях он соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин.

Партизанские оружейники

Бригады партизан в основном были вооружены легкими автоматами, пулеметами и карабинами. Впрочем, были отряды и с минометами или артиллерией. Партизаны вооружались Советами и зачастую трофейным оружием, однако этого в условиях войны в тылу врага было недостаточно.

Партизанами было развернуто масштабное производство кустарного оружия и даже танков. Местные рабочие создавали особые тайные мастерские – с примитивным оборудованием и малым набором инструментов, однако, инженерам и техникам-любителям удавалось создавать отличные образцы деталей к оружию из металлолома и подручных деталей.

Помимо ремонта партизаны занимались и конструкторской работой: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений».

Самым популярным кустарным оружием были самодельные пистолеты-пулеметы ППШ – первый из них был сделан в бригаде партизан «Разгром» под Минском в 1942 году. Также партизаны изготавливали «сюрпризы» со взрывчаткой и неожиданные разновидности мин с особым детонатором, секрет которого знали только свои. «Народные мстители» с легкостью ремонтировали даже подорванные немецкие танки и даже организовывали из починенных минометов артиллерийские дивизионы. Партизанские делали инженеры даже гранатометы.

Рельсовая война - под таким названием обычно понимаются действия по уничтожению железнодорожных путей с целью нарушить работу неприятельского транспорта.

Наибольшее распространение такие действия получили во время , когда железнодорожный транспорт был самым массовым и дешёвым средством передвижения и активно использовался немецкими завоевателями.

Крупными операциями по ликвидации железнодорожных путей были следующие:

  • Операция «Рельсовая война» - август - сентябрь 1943 года;
  • Операция «Концерт» - сентябрь - октябрь 1943 года;
  • - июнь - август 1944 года.

Все эти действия проводились советскими партизанами, желавшими оказать помощь Красной Армии в борьбе с захватчиками.

Операция «Рельсовая война»

В этой масштабной кампании участвовали ленинградские, калининские, белорусские и украинские . Центральный штаб партизанского движения подготовил 167 подразделений, для которых определил объекты и цели действия. Отряды снабжались подрывной техникой, взрывчаткой, огнепроводными шнурами и другими необходимыми атрибутами.

Только за первую ночь было взорвано 42 тысячи рельсов, а общее их количество оценивается в 215 тысяч. Было взорвано огромное количество нацистских составов: только в Белоруссии уничтожены 3 бронепоезда и 836 эшелонов.

Действия партизан сократили вражеские перевозки на целых 40 процентов. Единственное, в чём командование допустило ошибку, - оно посчитало, что у немцев имеется слишком мало своих рельсов. На самом деле их было достаточно, чтобы восстановить пути; новые рельсы прибывали из Германии и Польши, для чего были задействованы сотни локомотивов.

«Рельсовая война» основательно потрепала силы врага:

  • на восстановление железных дорог потребовалось значительное время и человеческие ресурсы, к их охране привлекли дополнительные отряды;
  • многие двухпутные участки немцы вынуждены были превратить в однопутные.

В дальнейшем операция затруднила отступление противника. Несмотря на имевшуюся у партизан подрывную технику, её было недостаточно. Диверсантам приходилось выкручиваться, искать нестандартные способы борьбы. Для уничтожения поездов применялись специальные клинья, рельсы часто разбирались вручную.


ВОВ. Рельсовая война партизан фото

Впоследствии стали множиться так называемые «чёртовы кухни», на которых партизаны выплавляли тол. Мины производились из неразорвавшихся снарядов. Многие партизаны во время «Рельсовой войны» рисковали собственной жизнью, выполняя возложенную на них задачу.

17-летний Николай Гойщик совершил настоящий подвиг, бросившись прямо под вражеский поезд с миной в руках: заранее заминировать рельсы помешала усиленная охрана. Весть о подвиге вскоре стала известна по всей Белоруссии. Кроме партизан, в борьбу с вражескими составами активно включалось и мирное население. А помимо железных дорог атакам подвергались также шоссейные и грунтовые.

Средства применялись различные: сожжение мостов, образование завалов, разбрасывание колючек на дорогах для повреждения шин вражеских автомобилей. Следует учитывать, что дороги в Советском Союзе сами по себе находились в неважном состоянии, особенно по сравнению с немецкими автобанами, и подрывная деятельность партизан ещё больше усложнила передвижение врага по советской территории.

Рельсовая война партизан

«... Уже завтра можно будет вздохнуть свободно, не озираясь на небо, лес и не думая об этом проклятии - партизанах.

Дрезина? - и Ульрих шагнул к путям, одновременно сдергивая винтовку и досылая патрон в патронник. Встав на путях, он поднял левую руку с зажатым в ней фонариком и пару раз включил его. Звук двигателя стал отчетливее. Еще через секунду напарник Генца, Макс Фаббер увидел как из темноты на Ульриха налетело нечто черное, огромное и сбив его с ног унеслось в сторону станции позвякивая на стыках железом.

Он подбежал к стонавшему Ульриху и перевернул его на спину.

- "Оно летело высоко над землей, а ударило по ногам...” - прохрипел старший патруля и уронил голову на шпалы. И тут его лицо осветилось. Оно становилось все светлее с каждой секундой и напарник понял, что рассвет наступил сегодня раньше обычного. А когда он повернул голову к станции он понял, что это последний рассвет в его жизни. Станция на его глазах превращалась в клокочущее жерло вулкана которое выплевывало тысячи тонн лавы в небо.

И это небо начало падать на них.»

Белорусские партизанские соединения использовали в операции "рельсовая война” изделия подземных партизанских авиазаводов. Легкий одномоторный верхнеплан начиненный 150 килограммами ТНТ, с легкостью настигал вражеские эшелоны и уничтожал врага. Сборка производилась партизанами на рельсах, сразу после прохождения немецкого эшелона. Старт и полет верхнеплана осуществлялся в автоматическом режиме. Автомат-камикадзе настигал врага на скорости 150 км в час, используя еще теплые после прохождения вражеского эшелона рельсы.

В июне 1943 ЦК КП(б) Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей, лишить гитлеровцев беспрепятственного подвоза живой силы, техники и боеприпасов.

Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери.

В ночь 3 августа 1943г мощным огневым ударом была смята вся вражеская охрана железнодорожных путей в тылу врага (протяженность 1000 км, в глубину 750км)

4-6 августа дорога бездействовала, а партизаны продолжали наносить удары. В рядах противника возникла паника. Пошли слухи, что Красная Армия прорвала фронт и наступает. Были и другие разговоры - рельсы взрывают не партизаны, а несколько тысяч специально подготовленных диверсантов-парашютистов.

Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель.

Железнодорожные разъезды и линейные станции стали охраняться гарнизонами численностью до 150 человек, через каждые 2 — 3 км пути выставлялись заставы силой до взвода, а через каждые 200 — 300 м сторожевые посты по 2 — 3 человека. Участки между заставами патрулировались группами солдат на дрезинах, вооруженных пулеметами. Чтобы лишить партизан скрытых подступов к железнодорожному полотну, фашисты повсеместно выжигали и вырубали леса и посадки вдоль железных дорог, ограждали пути колючей проволокой, а подступы к ним минировали. Несмотря на это, советские партизаны объединенными усилиями нескольких отрядов и даже соединений ликвидировали многие опорные пункты гитлеровцев.

Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано 150 тысяч рельсов, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, разгромлено 58 гарнизонов.

При осуществлении этих операций использовались толовые заряды и самые разнообразные минные устройства - от миниатюрных магнитных мин, мин замедленного действия (МЗД) и неизвлекаемых мин (НМ) до мощных фугасов. В ход пускались и самодельные мины, изобретенные самими подрывниками.

Необходимо было умение и при маскировке мин. На месте их установки не должно было оставаться никаких следов работы минеров. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои земли с сырыми нижними - это сразу вызвало бы подозрение охранников. Лишнюю землю собирали в плащ-палатку и уносили с собой. Установив мину, сверху укладывали побеленные известью камешки.

Как правило, если кто-нибудь из охраны подрывался при разминировании, фашисты отказывались от попыток извлекать мины и взрывали шашками тола или гранатами все подозрительные места на полотне. В этой связи партизаны делали ложные установки с демаскирующими признаками.

Подрывники не прекращали своих операций и после того, как заканчивались запасы мин и тола. Отсутствие боеприпасов и взрывчатки компенсировалось смекалкой и находчивостью диверсантов.

Так, при обстреле живой силы противника, рельсы смазывались заранее салом, что значительно замедляло скорость состава и позволяло прицельно обстреливать противника.

Вражеские эшелоны были пущены под откос с помощью обычного гаечного ключа и лома, которыми развинчивали и демонтировали железное полотно.

В лесах и на полях оставалось много артиллерийских снарядов. Подрывники научились добывать из них тол.

Так, в отряде "Боевой" этот способ добычи взрывчатки первым предложил начальник штаба, бывший артиллерист Л.А.Попковский.Боец Г.А.Семенов разработал технологию выплавки тола из снарядов на кострах. Удалось добыть 5,5 т тола. Своим опытом "Боевой" поделился с другими отрядами.

Технический листок № 1 УШПД рекомендует партизанам помимо засад применять натяжные противопехотные мины. В виду того, что ночью патрули и собака не могли видеть натянутую нить, была велика вероятность уничтожения противника, не вступая с ним в бой. Противопатрульные мины практиковалось устанавливать не ближе одного километра от места установки противопоездной мины.

Сам приказ подрывать рельсы вызвал у многих руководителей партизанского движения недоумение. По мнению одного из них, помощника начальника ЦШПД по диверсиям И.Г.Старинова, "одновременный удар по вражеским коммуникациям был необходим, но взрывать рельсы?! Чушь какая-то" Партизаны подрывали рельсы вместо организации крушений поездов, что было, конечно же, проще и безопаснее по исполнению.

К еще одному из видов диверсий, совершаемых партизанами, следует отнести разрушение мостов. Мосты, которые подвергались диверсиям, были самые различные как по своей структуре (деревянные, железобетонные), так и по стратегическому значению. Лучшим способом разрушения деревянных мостов, являлось сжигание надводной или подрыв подводной частей моста.

Подрыв железобетонных мостов осуществлялся путем минирования пролетных строений и опор. Пролетные строения подрывались в одном месте, если они были не более 10 м, в двух местах, если были более указанной длины.

«...Во время отступления фашистских войск от Волоколамска группа партизан под командованием С. Г. Дороченкова в одну из ночей в самую вьюгу обезоружила и уничтожила охранников на разъезде Обовражье, восточнее Погорелого Городища.

В это время к разъезду приближался с фронта воинский эшелон, а с глубокого тыла — эшелон с горючим. Партизаны перевели железнодорожную стрелку. Произошло крушение, в результате которого погибло более 200 немецких офицеров. Эшелон с горючим был сожжен.

Крушение на разъезде Обовражье наделало много шума. Противник усилил охрану железнодорожных объектов. Однако через несколько дней партизанам удалось заминировать ж.-д. мост около станции Княжьи Горы и взорвать транспорт с боеприпасами...» Их танковым корпусам остро требовалось горючее. Сотни танков и много автомашин с боевой техникой так и остались в волоколамских сугробах...»

«...При каждой встрече с Шурминым Константин Сергеевич Заслонов напоминал ему об этом:

— Как бы вывести из строя водоснабжение, а?

— Выведем. Пусть только усилятся морозы. В два счета выведем! — уверял Шурмин.

Он рассказал Заслонову, что собирался сделать. Достаточно было перекрыть три-четыре колодца — и мороз доделает остальное: вода в трубах замерзнет и трубы лопнут.

— Думаю, что уже пора перекрыть! — сказал Константин Сергеевич Шурмину, придя к нему после разговора с Контенбруком. — Морозец знатный!

— Хорошо, завтра прикроем их лавочку! — согласился Шурмин. — Вот-то забегают фрицы!

И на следующий день оршанский железнодорожный узел вдруг оказался без воды.

Катастрофа разразилась с утра.

Утром словно высохли все краны. Паровозы ездили от одной колонки к другой, — нигде не было воды. Помощники машинистов во все стороны крутили винт — не помогало: кран хрипел, как удавленник, а потом и совсем затих.

За отсутствием воды остановилась работа в цехе промывочного ремонта паровозов.

По станции забегали кухонные солдаты и повара из немецкого госпиталя, расположенного в здании вокзала: нигде не оказалось воды, срывался утренний кофе.

К ним присоединились солдаты проходивших через Оршу немецких эшелонов. Бренча пустыми флягами и манерками, бегали немцы по вокзалу, путям и пристанционному поселку в поисках воды. У всех на языке было одно слово: «Вассер!».

Контенбрук метался, как угорелый, но сделать ничего не мог. Он вызвал к себе Шурмина.

Шурмин пожимал плечами и говорил, глядя прямо в белесые, злые глаза шефа:

— А я тут при чем? Сами видите, какой мороз! Господин Манш знает, что и до войны не все колодцы были в исправности!

Найти из трехсот колодцев поврежденные было немыслимо: все триста лежали под снегом; оставалось ждать тепла весны.

Орша, регулярно отправлявшая поезда, теперь застопорила движение. На всех путях столпились составы. Для того, чтобы паровоз мог отправиться из Орши с составом, приходилось сначала ему самому ехать куда-то за водой. Вода очутилась за «тридевять земель»: в сторону Смоленска — не ближе станции Красное, до которой пятьдесят километров, а по направлению к Минску и того более — шестьдесят девять километров, на станции Славное.

Это отнимало много времени и путало весь график движения поездов.

А найти виновных не удалось. Виновным опять оказался дед-мороз, тот дед-мороз, которого всегда так любили изображать немцы: с пушистой длинной бородой и ворохом разных рождественских подарков... »

Следует отметить, что партизанские диверсии были одним из самых эффективных и дешевых видов нарушения работы тыла противника.

Так, немецкая авиация, по данным Управления МПВО НКПС СССР, на один час перерыва движения на двухпутном участке расходовала в первые месяцы войны 1500 кг, а в 1944 г. до 7500 кг авиабомб. Опытные диверсанты расходовали при крушении поездов на один час перерыва движения 2,4-3,5 кг минновзрывных средств или в 625-2100 раз меньше, чем немецкая авиация.

В основе диверсионной деятельности партизанских формирований лежала боевая работа небольших по своей численности групп подрывников.

Предусматривался тщательный подбор состава для диверсионных групп. Помимо честных, проверенных и смелых людей, предпочтение отдавалось людям, знакомых с техникой. При подготовке их уделялось внимание как работе с подрывными и зажигательными средствами, так и расчетам по разрушению и умению оценить жизненные части сооружений и агрегатов.

Акции партизанских отрядов, созданных, в том числе на базе оперативных групп органов государственной безопасности, внесли неоценимый вклад в проведении диверсионной войны в тылу врага.

Среди подрывников Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН НКВД СССР) были асы минноподрывного дела, на личном счету которых от 10 до 20 и более спущенных под откос вражеских эшелонов, взорванные мосты, станционные сооружения и другие объекты. К их числу принадлежали Е.А.Телегуев (на личном счету - 20 эшелонов), П.С.Лисицын (19), И.В.Майский (18), Э.Б.Соломон (Калошин - 17).

Дальнобойная немецкая пушка «Дора».

В 1942 году при осаде Севастополя гитлеровцы применили кроме прочих орудий и 800 миллиметровую артиллерийскую систему «Дора». Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100 сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колесами. Расчет составляла команда из 450 солдат и офицеров.

Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, не оправдали надежд гитлеровского командования. Орудие вскоре перевезли под Ленинград, где началась знаменитая рельсовая война.

Нашим воинам противостоял сильный и опытный противник. Фронт подошел так близко к Ленинграду, что центр города оказался в радиусе действия гитлеровской дивизионной и корпусной артиллерии. Кроме того, немцы постоянно подвозили к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные установки (240–380 миллиметровые), так и их трофейные французские аналоги (305–370 миллиметровые). 15 сентября 1941 года Ленинград находился под огнем 18 часов 32 минуты, 17 сентября – 18 часов 33 минуты.


Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек)

Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность «рельсовых» батарей и разветвленность местного транспортного узла обеспечили широкий маневр орудиям. При необходимости прокладывались и новые пути.

К лету 1942 года батареи научились открывать огонь уже через минуту после обнаружения вспышки орудий противника. Гитлеровцы тоже не дремали: в начале осады они начинали стрельбу только через 20–25 минут после первых залпов советских пушек с железнодорожных транспортеров, а через год этот промежуток сократился втрое. Но в ответ наша артиллерия ускорила развертывание на огневой позиции и отход с нее. Такого прогресса достигли за счет перехода от последовательного выполнения отдельных операций к параллельному. Делалось все, чтобы обеспечить быстрое движение транспортера по рельсам. В итоге получилась почти 7 кратная экономия (4 минуты вместо штатных 25)! Часто с целью соблюдения маскировки батареи отходили «самоходом».


Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. Вначале суперпушка получила название «Густав», но традиция фирмы давать своим изделиям женские имена оказалась сильнее, и изобретение поменяло «пол».

Открытие огня маскировалось подрывом имитационных взрывпакетов или залпами орудий среднего калибра. Саперы устраивали ложную позицию батареи на 700–900 метров впереди действующей. Первые выстрелы производили с нее, а когда противник, отвечая, «засвечивался», в дело вступал большой калибр.

Подобные тактические «изюминки» приносили неплохие результаты. К 1 октября 1943 года 19 я батарея осуществила 118 выходов на боевые позиции и в 89 случаях подвергалась ответному огню. Немцы выпустили до 1500 снарядов, но ни один транспортер так и не вывели из строя – столь высоким оказалось искусство маскировки! Ну а уже в 1944–1945 годах советские «рельсовые пушки» полностью доминировали. При прорыве блокады Ленинграда зимой 1944 го батареи выпустили по врагу 6798 снарядов. Железнодорожники участвовали в штурме Выборга, обеспечивали десантные операции на островах Финского залива, обстреливали блокированные гарнизоны Мемеля, Либавы и Кенигсберга.

К концу войны бригада железнодорожной артиллерии насчитывала 356 миллиметровых и 305 миллиметровых установок – по 3, 180 миллиметровых и 152 миллиметровых – по 12, 130 миллиметровых – 39. Причем в ходе боев не погиб ни один расчет с орудием калибром более 152 миллиметров…

Столь блестящие результаты не могли не привлечь внимания командования. Разработчики уникальной техники были удостоены надлежащих почестей. Но мало кто сегодня знает, сколько интереснейших образцов осталось на бумаге.

356-мм жедезнодорожная установка ТП-1 обр. 1939 г.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) еще в 1931 году выдало наркоматам «Ориентировочное задание на проектирование железнодорожных установок». 8 февраля 1938 года маршал Кулик утвердил тактико технические требования на «рельсовую» 356 миллиметровую пушку ТП 1 и 500 миллиметровую гаубицу ТГ 1. Проектирование качающейся части обоих орудий поручили Особому техническому бюро УНКВД Ленинградской области, а транспортера – ЦКБ 19, располагавшемуся прямо в знаменитой тюрьме «Кресты». Позже эта «шарага» была переименована в ОКБ 172.
Рабочие чертежи и той и другой системы были подписаны в январе 1940 года. А уже летом 1941 го планировали провести испытания. Но начавшаяся война нарушила планы. Изготовители суперорудий – ленинградский завод «Баррикады» и Новокраматорский механический завод – перешли на выпуск другой продукции. Уже отлитые материальные части ТП 1 и ТГ 1 законсервировали…

Тем более что опыт Второй мировой войны показал не очень хорошие перспективы использования сверхдальнобойной артиллерии. Ту же «Дору» и двух ее сестер при первой же угрозе прорыва ленинградской блокады пришлось вывезти в Германию, где они и были взорваны к концу войны.
Не лучшая участь ждала и другие суперпушки. Так, орудие, предназначавшееся для обстрела Лондона и появившееся на побережье Ла Манша в начале 1945 года, поначалу обеспокоило союзников. Еще бы! Махина имела длину ствола в 130 метров, а снаряд калибра 150 миллиметров весил 140 килограммов. Однако первый же выстрел закончился разрывом ствола и больше к этой затее не возвращались!

Наконец, в самом конце Второй мировой войны на вооружение вермахта поступило несколько 600 миллиметровых самоходных орудий «Карл». Однако они оказались неповоротливыми, недостаточно эффективными и вскоре были захвачены нашими частями.

Знакомство с трофейными «мастодонтами», возможно, послужило толчком к тому, что в 1951 году ЦКБ 34 начало проектировать 406 миллиметровую железнодорожную установку СМ 3б. Для расчета ее баллистических характеристик использовали данные аналогичной пушки с недостроенного линкора «Советский Союз». Впервые артиллерийская система имела двойной откат (ствол откатывался по люльке, а верхний станок скользил по нижнему) и специальные приборы управления стрельбой, сопряженные с радиолокатором «Редан 3». Одновременно разрабатывали 305 миллиметровую установку СМ 31, также имевшую двойной откат, и 180 миллиметровое орудие ТМ 2–180.

Но в середине 1950 х годов в связи с новой позицией военно политического руководства во главе с Н. С. Хрущевым («ракеты вместо пушек») все работы по железнодорожной, а также морской и береговой тяжелой артиллерии были свернуты. К моменту прекращения финансирования упомянутые установки еще не выпускались, но их чертежи уже готовились для передачи на заводы.
Тем не менее тяжелые «рельсовые пушки» длительное время оставались на вооружении ВМФ. Так, еще до 1 января 1984 года моряки эксплуатировали одиннадцать ТМ 1–180 (8 на Черном море и 3 на Балтике) и две ТМ 3–12 (в финском заливе).

Оба орудия – по экземпляру этих «последних ласточек» отечественной железнодорожной артиллерии – помещены на вечной стоянке, близ форта Краснофлотский (бывшая Красная Горка) под Санкт Петербургом.

В целом в партизанском движении в Беларуси в годы Великой Отечественной войны по официальным данным приняли участие 373 492 человека. Среди них находились представители почти 70 национальностей СССР и многих европейских народов: сотни поляков, чехов и словаков, югославов, десятки венгров, французов, бельгийцев, австрийцев, голландцев.

7.3. Формы партизанской борьбы. «Рельсовая война» и её цели

Большое значение в ведении боевых действий в тылу противника имеют тактические приёмы партизанской войны. С одной стороны, у них много общего с боевыми действиями регулярных войск, с другой – её присущи специфические особенности – партизанский фронт существует без флангов и тыла.

Действия партизан включали в основном три вида деятельности : боевую, диверсионную и разведывательную, и проводились в четырёх основных формах: операции отдельных отрядов в одном административном районе; действия группы отрядов и соединений на территории, превращённой в партизанские зоны и края; партизанские операции во взаимодействии с частями регулярной армии и рейды партизанских формирований по оккупированной врагом территории.

Наиболее эффективным способом боевых действий партизан являлись диверсии , особенно широко проводившиеся на вражеских коммуникациях. И если в начале войны они носили эпизодический характер, то в последующем, с созданием партизанских штабов, стали объединяться общим замыслом и переросли в форму крупных операций, согласованных по времени и месту с операциями действующей армии.

Выдвигая диверсии на коммуникациях противника на первое место среди других видов партизанских действий, ЦШПД объяснял это рядом причин: малое число участников и необходимых средств по сравнению с другими видами операций; небольшие потери партизан по сравнению с вражескими; отвлечение значительных сил врага на охрану своих коммуникаций, что уменьшало возможности противника вести активные действия против партизан. Более широкий выбор мест для проведения операций по сравнению с другого рода действиями, например, по разгрому гарнизонов.

Для работы на коммуникациях противника партизаны обладали разнообразной минно-подрывной и поджигательной техникой. Посредством мин и фугасов весом от 200 г до 10 кг небольшие группы партизан-диверсантов пускали под откос воинские эшелоны. При этом учитывалась не только сила взрыва, но и кинетическая энергия поезда, которая усиливала разрушение подвижного состава . Танковый или пехотный батальоны, имеющие определенную силу в бою, были совершенно беспомощны против мины, установленной небольшой группой партизан-минеров или диверсантом-одиночкой.

Важная роль отводилась небольшим диверсионно-разведывательным группам, за которыми, как правило, закреплялись определенные участки железных дорог, где они действовали продолжительное время. Диверсионные группы обычно передвигались днём в лесных массивах, а ночью по полям и полевым дорогам, соблюдая меры охраны и разведки. Они избегали населенных пунктов и столкновений с противником, пока не достигали заданного места диверсии. Если группы возглавлялись опытными и решительными командирами, они были неуловимы. При столкновениях с противником они стремились оторваться от него, часто применяя при этом минные заграждения и гранаты замедленного действия. Так, на территории Витебской области , начиная с осени 1942 г., действовало около 16 спецгрупп по проведении, в том числе и диверсионных, работ. Например, группа «Невского» (руководитель Ф. Новиков) действовала в Витебском и Полоцком районах. Во время осуществления диверсий подорвано 5 вражеских эшелонов, уничтожено более 500 немецких солдат и офицеров. Взорван 1 шоссейный мост, получена разведывательная информация об обстановке в тылу противника. Выполнив задание и израсходовав боеприпасы , спецгруппа "Невского" в декабре 1942 г. вышла из-за линии фронта. В январе 1943 г. спецгруппа повторно вышла в тыл врага.

«Рельсовая война». В июле 1943 г. ЦШПД был разработан план операции, получившей название «Рельсовая война», целью которой являлось нанесение одновременных повсеместных ударов по железным дорогам противника с их полной дезорганизацией и срывом операций неприятеля на фронтах. 14 июля 1943 г. ЦШПД был разослан в штабы республиканских и областных формирований специальный приказ «Об партизанской «рельсовой войне» на коммуникациях врага» . В Беларуси к партизанам были направлены 32 представителя ЦШПД; с 16 июля по 5 августа из советского тыла белорусскими партизанами было получено 144 т. груза, в том числе 36,5 т. тола, 522 мины, 35 противотанковых орудий, взрыватели, и т. д. Кроме того, к выполнению операции ЦШПД были привлечены ленинградские, калининские, смоленские, орловские и часть украинских партизан – всего 167 бригад и отдельных отрядов. За каждым из них закреплялись участки и объекты действий.

Реализация плана «Рельсовая война» началась в ночь на 3 августа 1943 г., когда около 74 тыс. партизан Беларуси нанесли мощный удар по железнодорожным коммуникациям оккупантов во время контрнаступления советских войск под Курском и продолжался до середины сентября 1943 г. Только белорусские партизаны в ходе «Рельсовой войны» подорвали 836 эшелонов и 6 345 вагонов, платформ и цистерн с горючим, разрушили 184 железнодорожных моста, 556 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах, уничтожили 119 танков и бронемашин, 1 430 автомашин и разгромили 44 гарнизона противника. К выполнению этой операции были привлечены 167 партизанских бригад общей численностью 95 615 человек. Самым значительным разрушениям подверглись участки Полоцк – Молодечно, Минск – Бобруйск , Лунинец – Калинковичи и Могилёв – Жлобин.

В сентябре 1943 г. по решению ЦШПД началась повторная операция по разрушению железных дорог противника, получившая наименование «Концерт» . Она была приурочена к битве за Днепр и проходила с 19 сентября до конца октября 1943 г. К её выполнению было привлечено 183 партизанских бригады и отрядов общей численностью 120 600 человек. В итоге было взорвано 148 500 рельс, в том числе на территории Беларуси более чем 90 тыс. рельс. Массовое разрушение коммуникаций позволило снизить пропускную способность железных дорог в тылу противника на 40 % и сорвало его планы по подвозу и сосредоточению войск, накоплению резервов и материальных средств, значительно затруднило маневрирование силами и тем самым способствовало наступлению фронтов наших войск.

В декабре 1943 г. была проведена ещё одна операция по разрушению коммуникаций противника, получившая наименование «Зимний концерт» , согласно которой «в условиях зимнего наступления Красной Армии повторение массового одновременного удара по железным дорогам поставит противника в ещё худшие и может оказаться одним из решающих элементов в деле окончательного разгрома немецкой армии». В связи с расформированием ЦШПД её проведение было возложено на республиканские и областные штабы партизанского движения.

Одновременно с разрушением железнодорожных путей осуществлялась операция «Пустыня» по выводу из строя водоснабжения железнодорожных станций. В итоге на территории Беларуси было выведено из строя около 37 водокачек (всего 27 % от намеченного плана). По мнению оперативного отдела ЦШПД, реализовать на 100 % данную операцию помешало её совпадение по времени с проведением «рельсовой войны». Это стало хорошим дополнением к операциям «Рельсовая война», «Концерт» и «Зимний концерт».

Завершающим этапом по подрыву дееспособности железнодорожных путей противника на территории Беларуси стало лето 1944 г. Согласно плану «к проведению операции приступить немедленно, сохраняя её в строжайшей тайне; первый подрыв произвести в ночь на 20 июня . В дальнейшем наносить непрерывные удары, добиваясь полного срыва перевозок противника…». В итоге «преследуя основную цель – срыв вражеских перевозок войск, техники и других грузов, партизаны, преодолевая минные поля на подходах в ж. д. магистралям и ведя бои с охранными частями немцев, мощным одновременным ударом подорвали только в ночь на 20 июня 1944 г., т. е. за три дня до начала наступления войск фронтов, 400 775 рельсов…».

Таким образом, диверсионные операции, проводимые партизанами на оккупированной территории Беларуси, довольно эффективно срабатывали и оказывали тем самым помощь в проведении различных операций регулярными частями Красной Армии, включая операцию «Багратион» по освобождению белорусских земель.

Партизанская разведка. Партизанская разведка стала эффективной не сразу. В 1941 г. и в начале 1942 г. практически все партизанские отряды вели разведку в своих интересах, и лишь сравнительно небольшое количество партизанских отрядов и групп, партизан-разведчиков, подпольных организаций и их агентов вело разведку для армии. Этот период помимо развития и роста партизанского движения и разведывательной работы партизан характерен и ошибками в организации и проведении этого дела. Крупнейшим недостатком начального периода являлась чрезвычайно слабая радиосвязь с партизанскими отрядами.

В дальнейшем с развитием партизанского движения и организацией руководящих органов партизанская разведка стала набирать обороты. Задачи и принципы разведывательной деятельности партизан были изложены в приказе № 000 от 5 сентября 1942 г., ставшем программой партизанского движения Великой Отечественной войны.

Основной формой партизанской разведки была военная разведка, подразделявшаяся на два основных вида – войсковую и агентурную. Войсковую производили специальные подразделения партизанских сил различной численности, предназначавшиеся для получения сведений о враге путём захвата пленных, документов, образцов военной техники, а также опроса местного населения и наблюдения.

Существовало три типа построения войсковой разведки: 1) вся войсковая разведка сосредотачивалась во взводах в составе отрядов, а штаб бригады ограничивался определением заданий и обработкой поступающих материалов; 2) в бригаде создавался специальный разведывательный отряд, который обеспечивал информацией штаб бригады, или в отрядах были специальные разведывательные отделения, а при штабе бригады – сильная, хорошо вооружённая рота. В этих структурных рамках разведывательная работа бригады и отрядов дополнялась одна другой; 3) для координации разведывательной работы при штабе бригады была небольшая разведгруппа, а в отрядах – взводы войсковой разведки, что давало возможность штабу бригады контролировать и перепроверять наиболее ценные сведения, получаемые из отрядов и выполнять своими силами отдельные наиболее сложные специальные задания по разведке.

Агентурную разведку осуществляли партизанские разведчики, внедрившиеся в различные вражеские органы, формирования, на предприятия и транспорт с целью получения интересующих данных различными методами, в основном конспиративными. Так, Минское соединение В. Козлова охватывало своей агентурной сетью более 500 местечек и крупных населенных пунктов и городов, расположенных на важных железнодорожных и шоссейных коммуникациях, в том числе: Минск, Слуцк, Бобруйск, Дзержинск, Старые Дороги, Негорелое, Осиповичи и другие, где в общей сложности насчитывалось 2192 агента и осведомителя. Только в самом Минске работало не менее 6500 агентов от разных бригад, отрядов и разведывательных групп, окружавших город.

Существовало три разведывательных сети: по линии заместителей командиров отрядов и бригад по разведке; начальников особых отделов партизанских формирований, войсковой дальней разведки, группы которой имели связь только с известными им патриотами, а также непосредственно подчинённой областным разведывательным органам.

Кроме того, важной составляющей в системе партизанской разведки являлись связные. По данным БШПД на 1 июля 1944 г. было зарегистрировано 19 тыс. связных.

Следует отметить, что разведка велась по нескольким направлениям: разведка намерений противника; разведка состава и дислокаций соединений и частей противника; разведка новых видов вооружения и средств борьбы; разведка оборонительных рубежей и сооружений; разведка аэродромов авиационных сил и средств ПВО противника и т. д.

Разведданные о противнике поступали в разведывательный отдел ЦШПД от подчиненных штабов в виде сводок, спецсообщений, протоколов, допросов пленных, захваченных документов противника и радиограмм от отдельных партизанских соединений и отрядов. Вся полученная информация обрабатывалась и направлялась в Оперативный и Разведывательный отделы Генерального штаба РККА, а также командующим соответствующих фронтов. А разведданные, имеющие особую важность, в ГКО и Политбюро ЦК ВКП(б).

Партизанские рейды. В соответствии с планом ЦШПД о выполнении приказа ГКО от 5 сентября 1942 г. началось проведение рейдов партизан по тылам противника, ставшие одной из наиболее эффективных форм деятельности. Их основными задачами являлось развитие партизанского движения в новых регионах; удары по важнейшим объектам тыла противника в основном по его коммуникациям; непосредственная помощь Красной Армии; разведка и внедрение агентуры; разгром мелких гарнизонов противника: уничтожение предателей и, конечно, благополучный выход из-под ударов противника.

Партизанские рейды осуществлялись как большими соединениями, так и малыми группами. Количество их участников зависело от поставленной задачи, географических условий и общей обстановки. Численность больших соединений достигала до нескольких тысяч человек, а мелкие группы не превышали 13 – 15 человек. Продолжительность рейдов в среднем была 2 – 4 месяца. При подготовке к ним тщательно разрабатывались планы их проведения, подготавливалось материальное обеспечение. Движение вне партизанской зоны или края происходило по ночам. Большие соединения двигались несколькими колоннами по параллельным маршрутам. При этом артиллерия, обозы и медчасти двигались в центре колонн. Днём, когда действовала авиация противника, движение отрядов вне лесных массивов было невозможно. Они, маскируясь, занимали круговую оборону, выставляли засады и заставы, отдыхали в балках, рощах или населенных пунктах, вдали от коммуникаций противника. Зимой дневки осуществлялись в основном в населенных пунктах. Задачи застав и засад, выставляемых в 5 – 6 км от расположения соединения (отряда), должны были заставить противника развернуться как можно дальше от места стоянки, чтобы выяснить силы врага и дать возможность соединению принять необходимые меры для организации круговой обороны. Большое значение при этом имел резерв, в котором оставлялось до 1/3 численности боевого состава соединения. Резерв предназначался для прорыва окружения места стоянки соединения, сосредоточения основной части формирования. А вдали от расположения соединения обычно действовали отвлекающие диверсионно-разведывательные группы. Стоянки дольше суток в одном месте допускались только в том случае, если противник не «нащупает» партизан или не располагал достаточными силами для наступления. При переходе железнодорожных путей или шоссейных дорог широко применялись мины и фугасы, которые закладывались впереди застав. Когда эшелоны или автотранспорт с войсками противника подрывался, автоматчики партизанского заслона добивали живую силу противника, оставшуюся после крушения транспорта, захватывали и уничтожали перевозимые грузы.

Наиболее распространёнными видами рейдов среди белорусских партизан – рейды по замкнутому маршруту (кольцевые) с возвращением на раннее место дислокации; тактические рейды по перебазированию в новые районы действий; рейды-разведки. Так, 300-км. кольцевой рейд был осуществлён на территории Сенненского, Богушевского, Витебского, Бешенковичского, Чашникского, Лепельского и Холопинечского районов в конце января – апреле 1943 г. 1-й бригадой имени К. Заслонова с целью агитационно-пропагандистской работы.

Боевая деятельность совместно с регулярными частями Красной Армии. В июне 1944 г. Красная Армия начала крупное наступление в Беларуси. Оно сочеталось с ударами белорусских партизан по коммуникациям противника, которые производили массовые крушения поездов и подрыв рельсов. Численность их соединений достигала 240 тыс. чел. Они совместно с наступающими частями Красной Армии заняли города Вилейка, Молодечно, Слуцк и многие районные центры республики. В период подготовки этой операции партизанские соединения вели активную разведку. За все время операции ими было произведено 3 625 крушений вражеских эшелонов и взято в плен около 45 тыс. вражеских солдат, офицеров и несколько генералов. Действия белорусских партизан имели большое оперативно-стратегическое значение в разгроме немцев в этой операции.

Всего за годы войны непосредственно в вооружённой борьбе в тылу немецко-фашистских оккупантов участвовало свыше 1,3 млн. партизан, входивших в состав 6 200 партизанских формирований.

7.4. Лжепартизанские отряды на территории Беларуси

Гитлеровцы делали всё, чтобы дискредитировать партизанское движения в глазах мирного населения. Немецкая пропаганда изображала их как «сталинско-еврейских выродков», воюющих против собственного народа и его настоящих освободителей – немцев. Большую опасность представляли лжепартизанские отряды, созданные самими оккупантами.

Их представителей под видом «партизан» направляли в те районы, где партизаны проявляли наибольшую активность. Срок формирования отрядов был различным, это зависело от кадрового отбора, который на финальной стадии проводился исключительно немецкими офицерами. В отряды, в основном, набирались военнопленные, уголовники и лица, завербованные на службу в органы государственной безопасности Германии из населения оккупированных территорий. Подготовка отрядов была различной – от 3 месяцев до полугода. В течение этого срока в различных школах подготовки разведчиков, диверсантов и террористов будущие «партизаны» изучали подрывное дело, работу с отравляющими веществами, проходили дополнительную военную подготовку, а пользующиеся особым доверием у германских спецслужб допускались к изучению специальности радиста. Вооружение таких отрядов состояло как из германских образцов, так и трофейных винтовок и пулемётов РККА. В среднем на одну группу полагалось 1 – 2 пулемёта, рация с радиусом действия до 80 км., винтовки и автоматы на каждого члена отряда. Продовольствием отряд снабжался на 1 – 2 недели, полагалось, что за это время лжепартизанский отряд начнёт экспроприацию продуктов питания у местных жителей или получит поддержку у настоящих партизан.

Примером лжепартизанского формирования является разведывательно-карательная группа «СД», созданная в ноябре 1942 г., которая к апрелю 1942 г. была реорганизована в отряд, который насчитывал к тому времени около 70 человек. С апреля по май 1942 г. отряд действовал в Лужском районе Ленинградской области , с мая по сентябрь – в Новоржевском, в сентябре и октябре – в Островском, с октября 1943 г. по февраль 1944 г. – в Себежском, с февраля по март 1944 г. – в Островском и Пыталовском районах Псковской области .

Участники этого отряда, который к тому времени именовался «Ягд-командой», применяли исключительно коварные методы борьбы с советскими партизанами. Все они были одеты в гражданскую форму, а Н. Мартыновский, руководитель данной группы, носил форму капитана Красной Армии и Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Каратели, выдавая себя за партизан, при выявлении лиц, оказывавших помощь партизанам, производили расстрелы, подвергали сожжению населенные пункты, грабили имущество у советских граждан. Захваченных в плен партизан расстреливали, а некоторых вовлекали в «Ягд-команду», а для закрепления их дальнейшей службы у карателей заставляли расстреливать перед строем своих же товарищей. За пассивные действия во время операций, трусость, малейшее недовольство, попытки перейти на сторону партизан Н. Мартыновский или его заместитель Решетников расстреливали участников отряда перед строем.

В марта 1944 г. «Ягд-команда» была переброшена на территорию Беларуси, где в районе Полоцка и Дрисском районе чинила массовые зверства над мирными советскими гражданами. Так, 1 мая 1944 г. в местечке Крышборок карателями на почве мести за убитого партизанами командира взвода Пшик было расстреляно 30 человек ни в чем не повинных детей, женщин и стариков. А всего в этом районе было расстреляно около 60-ти человек мирных граждан и партизан.

В конце 1944 г. «Ягд-команда» была переброшена в Польшу, а затем в Югославию для борьбы с партизанским движением. В январе 1945 г. под городом Иновроцлав (Польша) была разбита войсками Красной Армии. 39 карателей взяты в плен, арестованы и осуждены военным трибуналом. 10 человек из них были расстреляны.

Таким образом, данные лжепартизанские отряды во многих случаях довольно быстро выявлялись партизанами и уничтожались. Но за время своих действий им удавалось дискредитировать партизанское движение в глазах местного населения. С этой целью «партизаны» совершали бандитские налёты на деревни и сёла, во время которых сжигали дома, грабили население, убивали жителей и т. д.

7.5. Партизанские зоны

Характерной особенностью партизанской борьбы в тылу немецко-фашистского руководства является её наступательный характер, что наиболее ярко проявилось в боевых операциях партизанских отрядов и бригад по уничтожению гарнизонов, полицейских участков, жандармских постов и т. д. В результате чего оккупационные власти вынуждены были отступать, тем самым освобождать территорию, попадавших в дальнейшем под контроль партизан, вошедших в историю под названием партизанских зон – военно-экономические и политические плацдармы, базы развития дальнейшего сопротивления.

По данным ЦШПД, к началу 1943 г. партизаны удерживали более 15 тыс. и контролировали около 50 тыс. км2 территории Беларуси, что составляло почти треть части её площади; на конец 1943 г. контролировали 108 тыс. км2, или 58,4 % оккупированной территории республики, в том числе 37,8 % тыс. км2 было очищено от противника.

Существовало более 20 больших партизанских зон: Октябрьско-Любаньская, Борисовско-Бегомльская, Кличевская, Полоцко-Лепельская, Россонско-Освейская, Ивенецко-Налибокская, Сенненско-Оршанская, Суражская и др. с многочисленным населением. Так, Полоцко-Лепельская партизанская зона на октябрь 1943 г. имела в своём составе 1 220 населённых пункта с 70 тыс. количеством населения, а в январе 1944 г. – насчитывалось более 100 тыс. человек.

Рассмотрим на примере Полоцко-Лепельской зоны, четвёртой по счёту на территории Беларуси, деятельность подобных образований, контролируемых партизанскими формированиями.

Так, Полоцко-Лепельская партизанская зона была создана осенью 1942 г. В неё входили Ушачский, часть Лепельского, Ветринского, Бешенковичского и Полоцкого р-ов Витебской области и Плисский р-он Вилейской обл. Охрана велась Полоцко-Лепельским партизанским соединением, куда входили на конец 1943 г. бригады имени В. Ленина, имени В. Чапаева, 2-я Ушачская имени П. Пономаренко, Лепельская имени И. Сталина, имени К. Ворошилова, «Алексея», «За Советскую Беларусь», имени ВЛКСМ, имени С. Короткина, 16-я Смоленская и Смоленский партизанский полк, 1-я Антифашистская, имени ЦК КП(б)Б, «Октябрь», 1-я имени Суворова, имени В. Ленина Вилейской обл., насчитывающие 17,5 тыс. человек. На вооружении партизан к концу 1943 г. имелась 21 пушка, 143 миномета, 151 противотанковое ружье, 721 пулемет, 1544 автомата, 9344 винтовки. Руководство осуществляло партизанское командование, подчинявшееся непосредственно оперативной группе ЦК КП(б)Б и БШПД во главе с В. Лобанком.

Кроме того, на границах зоны взводились укрепления для круговой обороны. При помощи местного населения был построен 287 км оборонительный рубеж с системой окопов, дотов, минных полей вдоль Западной Двины от Уллы до Полоцка, а также вдоль железной дороги от Полоцка до Крулевщизны.

Данная зона была базой и тылом для партизанских соединений. Согласно воспоминаниям очевидцев, в д. Старинка Ушачского р-на «штаб партизанский размещался и госпиталь. Деревню нашу палили бутылками с зажигательной смесью. Шлепнут на хату, и уже ничем не потушишь. В нашей хате стояла группа подрывников. Одна группа пойдет на железную дорогу на несколько дней, возвратится, а следом уходит другая. Житья партизаны немцам не давали». Имелась двухсторонняя радиосвязь с Большой землёй. На партизанские аэродромы и посадочные площадки, построенные в 1942 – 1943 гг., доставлялось оружие, боеприпасы, медикаменты и т. д.

Кроме того, были восстановлены два скипидарно-дегтярных завода, 80 кузнечно-слесарных, 54 кожевенных и 47 столярных мастерских, гончарное предприятие, несколько мастерских по ремонту и изготовлению партизанского оружия, обуви, одежды. В зоне работали три электростанции, 6 мельниц. На 20 маслозаводах перерабатывалось льносемя. Проводилась весенний посев и уборка урожая.

Большое внимание уделялось медицинскому обеспечению партизан и населения. В каждом из отрядов создавались госпиталя, для населения – амбулатории .

Нацисты постоянно пытались вернуть утраченные земли путём проведения карательных операций. Не исключением в этом плане стала и Полоцко-Лепельская зона. В декабре 1943 г. – феврале 1944 г. гитлеровцы пять раз пробовали прорвать оборону, но партизаны отбили атаки. Не достигнув успеха, немецко-фашистские захватчики организовали карательные операции «Весенний праздник» и «Ливень». Против партизан и мирных жителей гитлеровцы выставили силы в 6 дивизий, 137 танков, 235 пушек, 70 самолетов, 2 бронепоезда .

11 апреля 1944 г. началась карательная операция. Партизаны заняли оборону по периметру, достигавшему 240 км, против 60 тыс. немцев. Особенно тяжелые бои начали происходить с 18 апреля 1944 г. Так, в бой за деревню Казимировка 23 апреля против бригады «Алексея» гитлеровцы бросили около тысячи человек пехоты, 4 танка, 2 самолета. Только после шести часов боя, когда врага поддержали 50 бомбардировщиков , партизаны покинули позиции.

Согласно воспоминаниям очевидцев: «По лесу немцы шли цепью. Одни пройдут, а за ними другие. Мой брат с другом яму в лесу выкопали, а сверху елочку с корнями поставили. Слышали, как немцы несколько раз рядом прошли. Решили: если «схованку» их заметят, они гранату взорвут. Была у них одна на двоих граната... Всех людей из леса выгнали возле деревни Замошье. Там нас немцы собрали и на Ушачи погнали. Пересортировали: тех, кто взрослее и крепче, – направо, детей – налево. Брата и батьку погнали в Германию. Когда их через Буг переправляли, они умудрились бежать, пешком домой пришли. А нас в Барковщину загнали и отпустили. Вернулись – а дом сгорел, только банька возле кустов. Возле Селища речка Поперина, так вода текла красная от крови. Море людей там погибло. Они спасались, а немцы стреляли и били, били... Здесь, возле нашего леса, столько партизан побитых лежало! Кого опознали, а кого и нет. Только через две недели разрешили занести останки на наше кладбище, там, в братской могиле и похоронили...».

Партизанам оказывали помощь войска 1-го Прибалтийского фронта, которые боями местного значения оттягивали на себя войска карателей. Авиация фронта сделала 354 вылета, бомбила скопления немецких войск, переправила партизанам более 250 т грузов, вывезла около 1 500 раненых и больных.

27 апреля 1944 г. гитлеровцы сузили кольцо окружения до 20 км возле Ушачей. 30 апреля 1944 г. командование Полоцко-Лепельской партизанской зоны после согласования с ЦК КП(б)Б, БШПД и командованием 1-го Прибалтийского фронта отдало приказ партизанским отрядам, в течение 25 дней оборонявшим зону, идти на прорыв. Смоленский партизанский полк, партизанские бригады имени ВЛКСМ, 16-я Смоленская, 1-я Антифашистская, имени Ворошилова и другие 5 мая прорвали вражеское окружение и вывели из блокады около 15 тыс. местных жителей. Согласно воспоминаниям: «Когда мы все бежали во время прорыва, и партизаны, и гражданские влились в ряды немцев. А ведь там и танки стояли, и пулеметы, и немцев было видимо-невидимо. Но другого спасения для нас не было, как бежать в атаку и кричать: «Ура!» Немцы опешили, растерялись, пулеметы затихли. Своими глазами видел, как командир молодежного партизанского отряда, с планшеткой на боку, выскочил на немецкого офицера. Тот словно одеревенел от неожиданности. Наш его в лоб прикладом ударил и дальше побежал. Немец в кювет покатился... Это только сначала немцы стреляли и потом, по хвосту, вслед огромной толпе. А как мы смешались с ними - никто не стрелял. Одна девушка к нам прибилась, хотела с нами прятаться, но ямка была слишком маленькая. Эта девушка и сейчас жива. Когда все бежали, она упала и под мертвого спряталась, кровью себя вымазала. Немцы ходили и добивали раненых. Но ее не заметили. Видно, судьба ей жить...».

В итоге 25-дневного сражения среди карателей имелись значительные потери: убито 8,3 тыс. солдат и офицеров, ранено около 12,9 тыс., подбито 59 танков, 116 автомашин, 7 бронемашин, 22 пушки, 2 самолета.

Таким образом, существование партизанских зон давали возможность, с одной стороны, местному населению выжить в жестоких условиях немецко-фашистской оккупации, а с другой – по возможности максимально освобождать территорию Беларуси от нацистов тем самым облегчая задачу в дальнейшей регулярным частям Красной Армии.

7.6. Подпольная борьба: организационная структура , состав, формы и методы

Подпольные организации и группы на территории Беларуси начали действовать во всех достаточно крупных населенных пунктах практически с первых дней её оккупации. Создавались они по-разному: но в большинстве случаев самостоятельно. Данные группы и организации устанавливали между собой связи, создавали руководящие органы – подпольные горкомы партии (например, Гомель , Минск) или подпольные патриотические организации во главе с коммунистами или беспартийными (Осиповичи, Полоцк, Витебск, Оболь, Орша и т. д.).

Кроме выше приведённых подпольных организаций, создавались и подпольные группы ЛКСМБ (Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Беларуси), в основном, по территориальному принципу, во многом копировали структуру подпольных партийных органов. Как правило, они находились при партизанских отрядах и бригадах. Состав областных комитетов ЛКСМБ был небольшим. Как правило, имелось 2 – 4 секретаря, от 3 до 10 членов обкома, 1 – 3 инструктора по подпольной работе. В некоторых комитетах были лекторы и редакторы молодёжных подпольных газет, а также связные, не входившие в число штатных работников обкомов. В целях более оперативного руководства области делились на зоны, за каждой закреплялся работник обкома, который отвечал за развитие молодёжного движения. Так, в октябре 1943 г. Вилейская обл. была разделена на центральную, северную и юго-восточную зоны. Витебский областной комитет ЛКСМБ разделил область на 4 куста, за которыми были закреплены один из членов обкома, два инструктора и связные, где они постоянно вели работу. В январе 1943 г. ЦК ЛКСМБ была утверждена «Памятка помощника комиссара по комсомолу партизанского отряда», где были определены задачи комсомольских организаций партизанских отрядов, их структура и порядок приёма в комсомол, чётко прописаны функции помощников комиссаров по комсомолу. Это в значительной мере способствовало организационному укреплению комсомольских организаций.

Как и партизанские формирования, подполье также занималось диверсионно-боевой и политической деятельностью. Кроме того подпольщики уже в первые месяцы оккупации саботировали разные мероприятия захватчиков. Методы их деятельности были самые различные: утаивание своих профессий, порча оборудования и инструментов, несвоевременный выход на работу, сокрытие собранного урожая, сельскохозяйственного инвентаря и т. д. Акты саботажа наносили значительные потери врагу, что ослабляло его силу, облегчало положение Красной Армии.

Одним из наиболее многочисленных и действенных являлось подполье в Витебской области. Оно насчитывало свыше 200 организаций и групп. В числе подпольщиков области – Герои Советского Союза К. Заслонов (руководитель Оршанского подполья), В. Хоружая (руководитель группы Витебского городского подполья), З. Портнова и Ф. Зенькова (участницы подпольной комсомольской группы на ст. Оболь Шумилинского р-на), Т. Мариненко (Участница Полоцкого подполья), П. Машеров и В. Хомченовский (руководитель и участник Россонской подпольной организации).

Всего в самом Витебске на протяжении 1941 – 1944 гг. действовало около 6 6 подпольных групп (около 1 550 чел.), руководство которыми осуществлял Витебский подпольный обком и горком КП(б)Б и ЛКСМБ, свыше 70 групп (250 коммунистов и 300 беспартийных) насчитывало подполье Орши и Оршанского района, на территории Лепельского р-на действовало около 24 подпольных групп (250 чел.)

Под руководством Витебского подпольного обкома КП(б)Б и Полоцкого подпольного РК КП(б)Б с августа 1941 г. по октябрь 1942 г. на территории Полоцка и Полоцкого р-на действовало 11 групп (около 160 чел.).

Первые подпольные группы в Полоцке возглавили Я. Сташкевич, П. Самородков, С. Суховей, подпольные группы в деревнях Домники – А. Филипов, Дретунь – М. Свириденко, Залесье – К. Макаров, Казимирово – Ф. Максимов, Полота – П. Сташкевич, Труды – А. Марченко, Узницы – П. Кирыленко, Юровичи – Д. Зублев.

Так, к концу 1942 г. была организационно оформлена подпольная организация «Бесстрашные» во главе с директором Детского дома № 1 М. Форинко. Бюро данной группы состояло из 5 человек – М. Форинко, М. Лютько, В. Латко, Н. Ванюшин, С. Маркович. Была принята клятва соблюдения дисциплины, конспирации и стойкости при любых ситуациях. Кроме того, был подобран и утверждён актив (14 человек) из старших воспитанников – пионеров Детского дома № 1 Полоцка.

Нельзя обойти вниманием операцию под названием «Звёздочка», проведённую группой «Бесстрашные» совместно с Ушачским подпольным райкомом партии (секретарь И. Кореневский), командиром бригады им. Чапаева В. Мельниковым, опергруппой Полоцко-Лепельской партизанской зоны В. Лобанком и со спецгруппой Попковского от в/ч № 0112 1-го Прибалтийского фронта, по спасению детей Детского дома № 1 Полоцка. В итоге дети были спасены и вывезены их города.

Помимо этих крупнейших подпольных организаций борьбу с врагом на территории Витебской области вели патриоты Богушевского, Браславского, Верхнедвинского, Докшицкого, Дубровенского, Лиозненского, Поставского, Сенненского, Суражского, Чашникского, Шарковщинского районов.

В западных областях Беларуси против оккупантов действовали разные по своей политической ориентации силы, что являлось результатом недавнего существования тут двух разных государственных систем. В этом регионе возникли антинацистские организации 16