Биографии Характеристики Анализ

Рожденные в муках. Генезис человечества

1 Самым хитрым из всех диких зверей, сотворённых Господом Богом, был змей. Он заговорил с женщиной: „Женщина, правда ли, что Бог запретил вам есть плоды с деревьев в саду?"

2 Женщина ответила змею: „Мы можем есть плоды с деревьев в саду,

3 но есть одно дерево, плоды которого нам нельзя есть. Бог сказал нам: "Вы не должны есть плоды с того дерева, что посередине сада, не должны даже дотрагиваться до того дерева, а то умрёте"".

4 Но змей сказал женщине: „Не умрёте.

5 Бог знает, что если вы съедите плод с того дерева, то узнаете о добре и зле, и тогда уподобитесь Ему!"

6 Женщина увидела, какое красивое это дерево, увидела, что плоды его хороши для еды, а особенно привлекало её то, что дерево сделает её мудрой. Она набрала плодов с дерева и стала есть. С женщиной был её муж, она дала ему часть плодов, и он съел их.

7 И тут словно глаза у них открылись: они увидели, что на них нет одежды, что они нагие. Тогда они набрали фиговых листьев, сшили их вместе и стали носить как одежду.

8 Когда спала дневная жара, Господь Бог вышел походить по саду. Заслышав его, мужчина и женщина спрятались за деревьями,

9 но Господь Бог позвал мужчину: „Где ты?"

10 Мужчина ответил: „Я услышал, как Ты ходишь по саду, и испугался, потому что я наг, и спрятался".

11 Господь Бог спросил мужчину: „Кто тебе сказал, что ты нагой? Не съел ли ты плода с того особого дерева? Я сказал тебе, чтобы ты не ел плодов с того дерева!"

12 Мужчина ответил: „Женщина, которую Ты сотворил для меня, дала мне плоды с того дерева, и я съел их".

13 Тогда Господь Бог сказал женщине: „Что же ты сделала?" Женщина ответила: „Змей перехитрил меня. Он обманул меня, и я поела плодов".

14 Тогда Господь Бог сказал змею: „Ты поступил очень плохо, и тебе самому придётся плохо. Тебе придётся хуже, чем любому другому животному: ты должен будешь всю свою жизнь ползать на животе и есть пыль.

15 Я сделаю женщину и тебя врагами, и её дети будут врагами твоим детям. Ты ужалишь её ребенка в ногу, а он размозжит тебе голову".

16 И сказал Господь Бог женщине: „Я обреку тебя на муки во время беременности. Ты будешь рожать в муках и будешь вожделеть к своему мужу, а он будет господствовать над тобой".

17 И сказал Господь Бог мужчине: „Я запретил тебе есть плоды с того дерева, ты же послушался свою жену и съел их. Из-за тебя Я прокляну землю, и ты будешь тяжко трудиться всю свою жизнь ради пищи, которую родит земля.

18 Земля родит для тебя колючки и сорняки, и тебе придётся питаться дикими полевыми растениями.

19 Ты будешь тяжко трудиться до самой смерти, в поте лица добывая себе пропитание, а потом вновь обратишься в пыль, из которой Я тебя сотворил".

20 Адам назвал свою жену Евой, потому что Ева - мать всех живущих.

21 Господь Бог сделал для Адама и его жены одежду из шкур животных и надел на них,

22 сказав: „Люди теперь подобны Нам: они знают о добре и зле. Как бы они не сорвали плоды с дерева жизни и не стали жить вечно".

23 Господь Бог изгнал Адама из райского сада, и тому пришлось пойти обрабатывать землю, из которой он был сделан.

24 Изгнав Адама из сада, Господь Бог поставил у входа в сад охрану - ангелов-херувимов и сверкающий огненный меч, который, вращаясь, преграждал путь к дереву жизни.

Рожденный в муках

Грехи и муки Тантала.

Сходство вводит в заблуждение. - Ясность внесена. - Рука об руку. - На 101-м году жизни.

Предчувствия не обманули.

Нужна характеристика. - Со спичечную головку. - Интерес растет. - Бессилие царской водки. - Ремонт черепов?

Танталовые нервы.

Гуманная миссия.

Солидный заказчик.

Чудовищные температуры не страшны. - Работа под напряжением. - Долой газы!

Солидарность с Танталом.

Завидное постоянство.

В руках ювелиров.

Затраты окупаются.

Мифологический сын Зевса фригийский царь Тантал, слывший любимцем богов, удостоился великой чести: он был допущен к их собраниям и трапезам, обычно проходившим на священной горе Олимп. Но Тантал начал злоупотреблять столь высоким доверием. Сначала он разгласил некоторые тайные решения, принятые олимпийцами. Затем в разгар божественного ужина похитил со стола нектар и амброзию. Скрепя сердце боги сделали вид, что не заметили этих грехов. Но однажды Тантал проявил неслыханную жестокость и к тому же явное непочтение к богам: пригласив их к себе на пиршество, подал мясное блюдо, приготовленное из тела убитого им накануне собственного сына Пелопса. Этого разгневанные властелины неба уже не могли простить и решили обречь Тантала на вечные муки жажды, голода и страха.

С тех пор стоит он в преисподней по горло в прозрачной воде. Под тяжестью созревших плодов склоняются к нему ветви деревьев. Когда томимый жаждой Тантал открывает уста, чтобы напиться, вода уходит от его губ. Стоит ему протянуть руку к сочным плодам, ветер поднимает ветвь, и обессилевший от голода грешник не может ее достать. А над его головой нависла скала, грозя вот-вот обрушиться.

Так мифы древней Греции повествуют о "муках Тантала".

Должно быть, не раз пришлось шведскому химику Андресу Густаву Экебергу вспомнить о мучениях этого мифологического страдальца, когда он безуспешно пытался растворить в кислотах открытую им в 1802 году в одном из скандинавских минералов новую "землю". Столько раз, казалось, ученый был близок к цели, но выделить из "земли" новый металл ему так и не удалось. В конце концов он вынужден был отказаться от этой затеи, но, видимо, в память о своих мучениях решил назвать новичка "танталом".

Спустя некоторое время выяснилось, что у тантала есть близнец, который, правда, появился на свет годом раньше, но почти не отличался от него по свойствам. Этим близнецом был колумбий, открытый в 1801 году англичанином Чарльзом Хатчетом. Их поразительное сходство ввело в заблуждение многих химиков. После долгих споров они пришли к ошибочному выводу, что речь идет об одном и том же элементе - тантале.

Заблуждаться ученым суждено было более сорока лет. Лишь в 1844 году немецкому химику Генриху Розе удалось внести ясность в этот запутанный вопрос и доказать, что колумбий, как и тантал, имеет полное право претендовать на индивидуальное место под Солнцем. А уж поскольку налицо были родственные связи этих элементов, Розе дал Колумбию новое имя - ниобий, которое подчеркивало их семейственность (мифологическая богиня Ниоба - дочь Тантала).

С тех пор тантал и ниобий шагают рука об руку по жизненному пути. А путь этот был тернистым...

На протяжении многих десятилетий промышленный мир не проявлял к танталу никакого интереса. Да, собственно говоря, тантала, как такового, попросту и не существовало: ведь в чистом компактном виде тантал удалось получить лишь после того, как он отпраздновал столетие со дня своего рождения. Это произошло в самом начале нашего века - в 1903 году. И тогда же, т.е. на 101-м году жизни, он получил наконец приглашение на работу: узнав, что этот металл обладает весьма тугоплавким характером, ученые решили использовать его для нитей электроламп. Не имея других предложений, тантал вынужден был дать согласие, хотя чувствовал, что это не его призвание.

И, действительно, суровые законы конкурентной борьбы, царящие в мире металлов, вскоре лишили тантал работы. На это теплое местечко был взят другой металл - вольфрам, который оказался еще более тугоплавким.

Снова потянулись годы вынужденного безделья. На "бирже труда" котировались лишь те металлы, которые либо были давно известны, либо успели представить свои отличные характеристики, заверенные физиками, химиками и другими учеными. Тантал в то время имел мало знакомств в мире науки и техники и вынужден был сидеть сложа руки. Но удача все же пришла: в 1922 году он был успешно применен в выпрямителях тока, а спустя год - в радиолампах. Тогда же началась разработка промышленных методов получения этого металла.

Любопытно, что первый промышленный штабик тантала (полуфабрикат, подвергаемый дальнейшей обработке), который был получен в 1922 году, не превышал по величине спичечную головку. В последнее время на танталовых заводах рождаются штабики иногда в тысячу раз крупнее первенца.

Тантал - редкий металл: в земной коре на его долю приходится лишь 0,0002%. Однако минералов, содержащих этот элемент, в природе насчитывается более 130 (как правило, тантал в них неразлучен с ниобием). До второй мировой войны добыча тантало-ниобиевых руд была невелика, однако уже к концу войны она возросла в несколько раз. Повышенный интерес к танталу объясняется просто: к этому времени науке стали известны многие его ценные свойства, которые не могли оставить равнодушными представителей различных областей техники и других сфер человеческой деятельности.

Что же представляет собой тантал? Это тяжелый светло-серый металл со слегка синеватым отливом. По тугоплавкости (температура плавления около 3000°С) он уступает лишь вольфраму и рению. Высокая прочность и твердость сочетаются в нем с отличными пластическими характеристиками. Чистый тантал хорошо поддается механической обработке, легко штампуется, раскатывается в тончайшие листы (толщиной в сотые доли миллиметра) и проволоку.

Но несомненно самым важным свойством тантала является исключительная химическая стойкость - в этом отношении он уступает только благородным металлам, да и то не во всех случаях. Тантал не растворяется даже в таких грозных химических агрессорах, как царская водка и концентрированная азотная кислота. При 200°С в 70%-ной азотной кислоте тантал вовсе не подвергается коррозии; веерной кислоте при 150°С коррозии также не наблюдается, а при 200 °С металл корродирует лишь на 0,006 миллиметра в год. Это делает тантал ценным конструкционным материалом для химической промышленности.

Танталовую аппаратуру применяют при производстве многих кислот (соляной, серной, азотной, фосфорной, уксусной), пероксида водорода, брома, хрома. На одном из предприятий, использующих газообразный хлористый водород, детали из нержавеющей стали выходили из строя уже через два месяца. Но как только сталь была заменена танталом, даже самые тонкие детали (толщиной 0,3 - 0,5 миллиметра) оказались практически вечными: срок службы их увеличился до двадцати лет. Лишь плавиковая кислота вправе утверждать, что перед ней пасует сам тантал.

Танталовые катоды применяют при электролитическом выделении золота и серебра. Достоинство, этих катодов в том, что осадок золота и серебра растворяется царской водкой, которая не может причинить вреда танталу.

Уникальное качество тантала - его высокая биологическая совместимость с живыми тканями, т. е. способность уживаться с тканями тела, не вызывая их раздражения. На этом свойстве основано широкое применение его в медицине, главным образом в восстановительной хирургии-для "ремонта" человеческого организма. Пластинки из этого металла используют при повреждениях черепа. В литературе описан случай, когда из танталовой пластинки было создано искусственное ухо, причем пересаженная с бедра кожа при этом настолько хорошо прижилась, что ухо трудно было отличить от настоящего. Танталовая пряжа служит для возмещения мускульной ткани. С помощью тантала хирурги укрепляют после операции стенки брюшной полости. Танталовые скрепки, подобные тем, которыми сшивают тетради, надежно соединяют кровеносные сосуды. Сетки из тантала применяют при изготовлении глазных протезов. Тончайшие нити этого металла заменяют сухожилия и даже нервные волокна. И если выражение "железные нервы" обычно употребляется в переносном смысле, то людей с танталовыми нервами вы, быть может, не раз встречали на улице.

Медицина хотя и не самое важное, но, пожалуй, самое благородное занятие тантала. Право, есть что-то символическое в том, что именно на долю металла, названного в честь мифологического мученика, выпала гуманная миссия - облегчать людские страдания и муки.

На медицинские нужды расходуется примерно 5% производимого в мире тантала. Около 20% потребляет химическая промышленность. Основной же заказ на этот металл и его соединения (более 45%) поступает от металлургов. В последние годы тантал все чаще используют в качестве легирующего элемента в специальных сталях - высокопрочных, коррозионностойких, жаропрочных. Действие, оказываемое на сталь танталом, сходно с влиянием ниобия. Добавка этих металлов к обычным коррозионностойким хромистым сталям повышает их прочность, понижает хрупкость после закалки и отжига.

Очень важная область применения тантала - производство жаропрочных сплавов, в которых все больше и больше нуждается ракетная и космическая техника. Замечательными свойствами обладает конструкционный сплав, состоящий из 90% тантала и 10% вольфрама. Листы из такого сплава можно применять до 2500°С, а более массивные детали выдерживают чудовищные температуры - выше 3300°С! За рубежом этот сплав считают вполне надежным для изготовления форсунок, выхлопных труб, деталей систем газового контроля и регулирования, передней кромки и многих других ответственных узлов космических кораблей. В тех случаях, когда сопла ракет охлаждаются жидким металлом, способным вызвать коррозию (литием или натрием), без сплава тантала с вольфрамом просто невозможно обойтись.

Еще более поразительной становится жаропрочность деталей из танталовольфрамового сплава, если на них нанесено покрытие - слой карбида тантала (температура плавления 4000°С). При опытных запусках ракет такие сопла выдерживали колоссальные температуры, при которых сплав без покрытия довольно быстро корродирует и разрушается.

Карбид тантала отличается и очень высокой твердостью (близкой к твердости алмаза), благодаря которой он широко применяется в производстве твердых сплавов. При скоростном резании металл настолько нагревается, что стружка приваривается к режущему инструменту - кромка его выкрашивается, ломается. Резцам, изготовленным из твердых сплавов на основе карбида тантала, выкрашивание не грозит, и они служат весьма продолжительный срок.

Многие записи в "трудовой книжке" тантала свидетельствуют о его тесных связях с электрическим током: значительная часть мирового производства этого металла потребляется электротехнической и электровакуумной промышленностью. Танталовые выпрямители применяют в сигнальной службе железных дорог, телефонных коммутаторах, противопожарных сигнальных системах. Миниатюрные танталовые конденсаторы используют в передаточных радиостанциях, радарных установках и других электронных схемах.

Тантал служит материалом для различных деталей электровакуумных приборов. Как и ниобий, он является отличным геттером, т. е. газопоглотителем. Так, при 800 °С тантал способен поглотить 740 объемов газа. Адсорбируя газы, оставшиеся в электронных лампах после откачки вакуум-насосами, геттеры обеспечивают высокую степень разрежения. Из тантала изготовляют горячую арматуру ламп - аноды, сетки, катоды косвенного накала и другие нагреваемые детали. В тантале особенно нуждаются те лампы, которые, работая при высоких температурах и напряжениях, должны долго сохранять точные характеристики. В некоторых типах вакуумных ламп тантал применяют для поддержания давления газа на определенном уровне.

Танталовую проволоку можно встретить в криотронах - сверхпроводящих элементах, используемых в вычислительной технике.

Упомянем еще об одном электротехническом занятии тантала: он служит отличным материалом для газовых разрядников. Металл, словно из солидарности со своим мифическим тезкой Танталом, бросает вызов Зевсу-громовержцу, разряжая молнии, которые тот в гневе посылает на землю.

При производстве искусственного шелка волоки для протягивания нитей имеют мельчайшие отверстия - диаметр их равен сотым долям миллиметра. Волоки часто засоряются, и их постоянно приходится чистить. Но при этом диаметр отверстия должен оставаться строго постоянным. Естественно, что для волок необходим прочный, износостойкий, некорродируемый материал. Вот почему эти детали изготовляют из тантала - металла, отвечающего всем этим требованиям.

В последнее время тантал начал пробовать свои силы и в ювелирном деле: во многих случаях ему удается успешно заменять платину. Такая замена дает солидную экономию: ведь платина во много раз дороже тантала. Ювелирной деятельности этого металла способствует его свойство покрываться тончайшей пленкой красивых радужных цветов. Тантал используют для изготовления часов, браслетов, различных украшений.

Международное Бюро мер и весов во Франции и Бюро стандартов США применяют тантал вместо платины для изготовления стандартных аналитических разновесов большой точности. В производстве наконечников для перьев автоматических ручек тантал выступает как заменитель весьма дорогого иридия.

Конечно, конкурировать по стоимости с платиной или иридием танталу тяжело, однако цены на него тоже довольно высоки. Во многом это объясняется дороговизной используемых в производстве тантала материалов и сложностью технологии его получения. Достаточно сказать, что для получения 1 тонны танталового концентрата необходимо переработать до 3000 тонн руды. Но все затраты окупаются с лихвой.

Уже отошли в область преданий молодые годы тантала, когда он был полон сил и желания трудиться, но тем не менее рисковал прослыть тунеядцем. В наши дни, как вы убедились, работы у этого металла хватает. А сколько важных, нужных и интересных дел ему еще предстоит свершить!..

Самая ожидаемая экранизация осени - «Хождение по мукам» Константина Худякова - обещает стать визитной карточкой обновленного кинорепертуара НТВ. Накануне ноябрьской премьеры «Культура» пообщалась со звездами сериала - Юлией Снигирь и Павлом Трубинером, которые воплотили образы Кати Булавиной и Вадима Рощина, а также с Андреем Мерзликиным, исполнившим роль поручика Аркадия Жадова.

Юлия Снигирь: «Алексей Толстой - щедрый автор»

культура: В чем главное отличие новой экранизации от предыдущих?
Снигирь: В нас. Мы - люди иного поколения, и драматургию семейных отношений Булавиных воспринимаем иначе, чем сорок или шестьдесят лет назад. При этом очень важно, что режиссер - представитель той же советской традиции, что и Григорий Рошаль и Василий Ордынский. Константин Худяков не гонится за дешевыми аффектами, он чуток к тексту и артистам.

культура: Кем стала для Вас старшая сестра Булавина?
Снигирь: По-человечески близкой и понятной женщиной. Алексей Толстой - щедрый автор, каждая реплика и поступок давали ключик к характеру героини. В современных текстах, как правило, невозможно нащупать роль - объяснить себе поведение, речь, мотивы персонажа. Приходится полагаться лишь на себя, но я же не сценарист и не режиссер. А здесь было наоборот - мы ежедневно решали внутренние задачи, которые ставил Худяков.

Получилось или нет, выяснится после премьеры. Наша работа специфична - в сценарии прописано одно, играть приходится нечто иное, а получается третье. Но, к счастью, Константин Павлович обладал целостным видением картины. Беда, если актер понимает больше постановщика и противопоставляет царящему на площадке хаосу индивидуальное восприятие роли. А здесь я была пластилином, чистым листом, в общем, вела естественное актерское существование. «Хождение по мукам» стало моим личным праздником, долгожданным освобождением от бессмысленной суеты и абсурда.

Роман Толстого удивительно современен, и проблемы Кати остаются актуальны. Прежде всего, она жертва неравного брака, живущая с нелюбимым, но состоятельным мужем, которого ей сосватал отец. Разумеется, если бы противилась, этот союз не состоялся, пенять ей не на кого.

культура: Отсюда желание скорее перевернуть страницу, с головой раствориться и настрадаться в революционных бурях?
Снигирь: Скорее, обрести внутреннее созвучие со временем и судьбой. Никто не понимал тогда, что творится с Россией, люди, как обломки потерпевшего крушение корабля, носились по воле волн, а Катя словно опускалась на дно, уходила в себя. Но, обретя ответное чувство, оказалась живой, сильной, щедрой, безоглядно любящей и верящей в избранника.

культура: Но Рощин - не человек-скала. Он и сам переживает мучительный внутренний разлад, едва не теряет себя.
Снигирь: Возможно, за это она и полюбила Вадима. Есть люди, умеющие комфортно устроиться в любой исторической действительности. И у ее бывшего мужа все было в порядке. В одно и то же время адвокат Смоковников курил сигары, вкусно завтракал, шуршал газеткой, никуда не рвался. И она - довольно приземленная дама, живущая приемами, выбором платьев, привычкой к лицемерным беседам о передовом искусстве, - начала тяготиться этим болотом. Отчасти вследствие внутреннего самообмана. В Кате ведь нет ни таланта, ни тяги к возвышенным состояниям духа, по сути, ничего, кроме женственности и быта. Раздираемый сомнениями, но предельно честный перед собой Рощин закружил, затянул, как воронка, приговорил к любви.


культура: И примирил с новой властью. Между тем Вадим, возможно, не переживет чисток тридцатых годов. А как насчет сестер Булавиных?
Снигирь: Они сумеют устроиться. Катя перестанет мечтать о невозможном чувстве и едва ли станет жить воспоминаниями. Будет считать, что преодолела выпавшие испытания, исполнив предначертанный свыше долг.

культура: А какая роль определила Вашу актерскую судьбу?
Снигирь: Трудный вопрос. Может быть, ею станет Катя... Я живу в постоянных поисках и сомнениях, вопросах к самой себе и месту в жизни, не умею расположиться, устроиться. Наверно, внутренние сложности помогают творческой реализации, взять хоть Вуди Аллена. Но во всем важна мера. На одной картине мне довелось пообщаться со вторым режиссером, работавшим с Дэвидом Линчем, я спросила: «Майкл, признайся, он же абсолютный псих!» Парень очень удивился, а затем ответил, что это самый спокойный, взвешенный и рассудительный человек из всех, с кем он сталкивался в Голливуде. Перед съемками «Малхолланд драйва» Линч собрал группу и сказал: «Вы видели «Сансет бульвар», вообразите, что мы снимаем то же самое. Но не на дне долины, а на извилистых дорожках, сбегающих с голливудских холмов».

культура: Сериальная работа способствует самопознанию?
Снигирь: Конечно, это вопрос отношения к делу. В моем случае - до самых винтиков.

культура: И даже Екатерина Великая?
Снигирь: Да, это очень ответственная крупная роль женщины, постоянно находящейся в центре внимания, на гребне большой истории. Я отношусь к «Великой» очень сложно, безусловно одно - она стала для меня настоящей школой.

Павел Трубинер: «Мы - наследники Гражданской войны»

культура: Какой эпизод романа вернее всего характеризует Рощина?
Трубинер: Не могу сказать, и это добрый знак. Как-то смотрел пробы голливудских звезд на отмеченные «Оскарами» роли, ни в одном случае не был заметен «выстреливший» персонаж. И у нас все рождалось в процессе съемок сложно, постепенно, в непрерывных поисках образов и незабываемой атмосфере площадки: требовательное отношение Худякова, партнеров, костюмеров, осветителей - я был растворен в этом живом деле. На «Хождениях» всего хватало через край, особенно мук. Почти все получили травмы. Сыгравший Мамонта Дальского Дима Дюжев приехал со сломанной ногой, я повредил ключицу, Ходченкова - два ребра, Тётькин - Владимир Юматов порвал связки, ассистентка режиссера вывихнула бедро. Список можно продолжить, но не это главное. Ничто не давалось само собой - в духе Толстого, умевшего захватить воображение читателей контрастными красками, сочными деталями и роковыми страстями.

культура: Вадим - довольно парадоксальный персонаж, оказавшийся на распутье, но абсолютно не склонный к саморефлексии. В этом Вы совпадаете?
Трубинер: Надеюсь, на довольно тонком уровне. Но подобные вещи проявляются лишь на экране. Рощин не был бы Рощиным без любви, в нем отражается Катя, а он - в ней, поэтому они и выживают, пройдя сквозь все испытания. Такова философия романа, человек спасается, когда, кроме любви, его уже ничто не держит в земной жизни.

культура: Ваш Вадим клялся старику Булавину покарать виновных в русской смуте и не сдержал данного слова...
Трубинер: Да. Герои Толстого спаслись, но по большому счету проиграли. Срывая погоны, Рощин перечеркивает свою жизнь и сдается на милость победителей. Потомственный офицер, преданный присяге и чести, он не струсил, не бежал за границу, а вынужденно переступил через все, во что верил. Но можно ли сказать, что он примирился с поражением? Этот вопрос преследовал меня на съемках. Нашей стране досталось в ХХ веке больше всех, пережитые муки отразились на каждой семье - в воспитании, культуре, страхах и убеждениях всех поколений. Ничего не поделаешь, мы - наследники Гражданской войны.

культура: Сорвав погоны, Рощин сохранил верность Родине?
Трубинер: Абсолютно верно. Он не предал Россию, просто она исчезла. Правда, в то, что Родина возродится при любом режиме, белые офицеры верили до последнего вздоха и оказались правы - воинские традиции пережили «небывалую социалистическую общность». С самого детства я мечтал стать военным, потом - играть офицеров. Мальчишеская влюбленность в войнушку у нас в крови, в полной мере это проявилось на съемках батальных сцен.

культура: Кто Ваш идеал офицера?
Трубинер: Два моих деда и герои советских картин о войне. Правда, пересматривать эти ленты не могу, стал сентиментален - все время плачу.

культура: Не боитесь остаться в тени предшественника - Михаила Ножкина?
Трубинер: Надеюсь избежать сравнений. Специально не пересматривал предыдущие экранизации, чтобы не было разговоров о плагиате. Но все равно зрители старшего поколения судить нас станут строго. Вся надежда на мальчишек. В расположенный неподалеку от Пятигорска летний лагерь приезжал мой брат со своими подопечными кадетами. Ребята торжественно поклялись мне прочитать роман Толстого. В этом и есть наш долг - «зацепить» подростков, вернуть любовь к чтению, желание больше узнать о стране и истории. Для этого их придется по-хорошему удивить.

Андрей Мерзликин: «Лозунг «перестрелять всех, кто не с нами» оставим на свалке истории»

Мерзликин: Мой персонаж добавляет семейной саге Толстого экстремальный градус. Аркадий Жадов - пес Гражданской войны. Образцовый офицер, ставший циничным бандитом, одержимым насилием и саморазрушением. Устои, в которых он был воспитан, оказались отвергнуты обществом. Для того чтобы выжить, он вернулся к примитивным хищническим инстинктам и зашел несколько дальше, даже для себя он не способен сделать ничего полезного. Жадов - палач и жертва переломной эпохи, опасный тип, знакомый нам по разборкам девяностых.

культура: Сильное сравнение...
Мерзликин: Разумеется, в ельцинские годы не наблюдалось террора и всеобщего озверения Гражданской войны, но не было и ростков нового - светлого, самоотверженного поколения, строящего новую жизнь. В итоге многие Жадовы превратились в Смердяковых.

культура: При этом антигерой не лишен обаяния?
Мерзликин: Да, у него же было счастливое детство, любящие родители, верные товарищи, военная школа. Светлое прошлое делает Аркадия достойным объектом сопереживания, так же, как и трудная судьба его спутницы, сыгранной Светланой Ходченковой.

культура: Типажно Ваш дуэт смахивает на лису Алису и кота Базилио из нечаевской экранизации толстовского «Буратино»...
Мерзликин: Приятно, что заметили. Мы так и дразнили друг друга во время съемок: ну что, опять пойдем грабить-убивать? Разбойничали на больших дорогах между Парижем и Москвой. Но как бы ни куролесили, руководствовались пожеланиями Константина Павловича - он любит контрапункты и ценит каждого персонажа. Худяков стремился избежать ходульности, очеловечить героев. Хотя, возможно, некоторых зрителей фраппируют наши находки.

культура: Чем запомнилась съемки?
Мерзликин: Коротко говоря, Худяков - это школа. Глубоко образованный режиссер, наследник традиций советского кино, мамонт. Всегда знает, чего хочет, умеет создать условия для творчества. Забывая про холод и зной, мы буквально купались в работе. Очень хотел ему понравиться, но сыграть в новых «Хождениях» согласился далеко не сразу. Константин Павлович подробно объяснил, почему взялся за экранизацию романа, в чем Толстой созвучен новым зрителям. Думаю, это полезная просветительская работа, она коснется не только поклонников творчества Алексея Николаевича, но и покорит молодежь драматизмом переживаний последних героев Российской империи. Сегодня ведь далеко не каждый знает, что «Хождение по мукам» написал не Лев Николаевич, а другой граф Толстой - Алексей, по прозвищу Красный граф.


культура: Актерский труд имеет мессианское измерение?
Мерзликин: Материал обязывает. Любая революция - смертельно опасная вещь, и ее эхо не случайно продолжает тревожить людей. История, культура, традиции сейчас в дефиците, а это основополагающие вещи, на которых стоит здоровое и жизнеспособное общество. Хуже всего, что современная система приоритетов поставлена с ног на голову - молодой человек интересуется главным образом не тем, насколько он может быть хорош в своем деле, а размером зарплаты. Всем по душе турецкий сервис, но откуда он возьмется, если мы разучились совместно работать, а желаем лишь расслабляться?

К счастью, положение меняется. И очень хорошо, что телевидение начинает реагировать не только на запросы развлекательных форматов, а предлагает осмыслить историю нашей страны. Потихоньку, по зернышку мы начинаем собирать Россию, которую потеряли, и очень здорово, что поколение Худякова пытается рассказать о серьезных вещах в формате современного жанрового кино.

культура: Но вместе с тем революция позволила многим людям реализовать свой потенциал. Гражданские потрясения остаются исторической неизбежностью?
Мерзликин: Не думаю. Возьмем медицину. Раньше отрезали от человека кусок больной плоти и смотрели, выживет пациент или умрет. Сейчас учатся лечить удаленно, путем введения наномеханизмов. Следует раз и навсегда наложить вето на коллективное кровопускание. Для этого нужен живой диалог всех людей, желающих России добра. Договариваемся на берегу: менять страну надо. Затем обсуждаем желанное будущее и способы его достижения, а лозунг «перестрелять и умучить всех, кто не с нами» оставим на свалке истории. Нужно дать людям возможность развиваться, расти, поколениями строить свою страну, вкладывая в нее ценности, которые хочется передавать детям.

Загадка происхождения человека Почему нас рожают в муках?

Известие о так называемой «расшифровке» генома человека было воспринято с большим энтузиазмом - как новый триумф нашей науки. Чуть позже возникло некоторое недоумение. Оказалось, что «расшифровка» не привела к полной ясности в том, кто мы и откуда, почему именно такие, а не другие. Более того, кое-где вопросов, кажется, даже прибавилось…

Для начала предлагается «посмаковать» несколько занимательных вопросов на темы генетики.
У собаки на 98% те же гены, что и у лисицы, эти животные очень похожи друг на друга - и внешне, и по своим повадкам.

Теперь сравним человека и якобы ближайших его родственников - других приматов. В биологической клетке Homo sapiens 46 хромосом (23 пары), у шимпанзе или гориллы - 48 (24 пары). Но когда ученые объявили о долгожданной «расшифровке» генома, вдруг выяснилось, что наши гены сопоставимы с генами шимпанзе даже не на 95,8%, как предполагалось ранее, а почти на 99%!

Откуда же такие громадные различия между человеком и обезьяной? Если причина - в эволюции по Дарвину, то почему и, главное, каким образом человек умудрился пройти ее за какие-то 300 тысяч лет, а интеллект «кузины» - 400-килограммовой гориллы - пребывает в полной стагнации как минимум уже 6 миллионов лет? Почему не эволюционирует она?

Из примерно 30 миллионов видов, существующих сейчас на Земле, - животных, растений и бактерий (которые исследованы), абсолютно у всех (!) обнаружен один и тот же генетический код. Но лишь один вид - человек - обладает разумом, самосознанием, речью. Разве это не загадка?

И наконец, наш главный вопрос на данный момент. Почему женщина рожает в муках? Ведь воспроизведение себе подобных - процесс естественный. И ни одно другое млекопитающее так не мается!
Однако при рассмотрении этого «простенького» вопроса он странным образом распухает до нескольких взаимосвязанных «дел».

Почему же женщине выпала такая доля?

В Библии, конечно, все объяснено: так решил Создатель. В наказание. Но это - с нравственной точки зрения. А с анатомической? Почему все-таки приходится новорожденному пробиваться на свет с такими титаническими усилиями?

Понятное дело, - скажет любой, - потому, что слишком большая головка младенца с трудом проходит через родовой канал.

Верно. Почему же младенец столь башковит? Почему его головка столь непропорционально велика?
Потому что черепу предстоит вместить слишком большой мозг.

Почему мозг «в одночасье» увеличился по объему примерно вдвое (и это случилось 300 тысяч лет назад), а родовой канал не изменился?

Потому, что для расширения таза пришлось бы радикально менять и весь скелет. Но тогда женщина не смогла бы ходить на своих двоих. Ей пришлось бы снова опуститься на четвереньки, т. е. вернуться по эволюционной лестнице назад и вниз.

Вопрос: зачем наш Творец (или Творцы) заложили в наш череп такой большой мозг, если, по их же «программе», мы используем его далеко не полностью?

И попутные вопросы. Зачем человеку было дано примерно 30-35 тысяч генов, если чуть ли не 95% этих генов - «балластные», т. е. молчащие? Для чего было создавать такой резерв - 3 миллиарда химических «букв» генетического «алфавита»? Не для того ли, чтобы из этих «букв» мы когда-нибудь сложили новые «слова» и «предложения»? Но когда и какие? При каких условиях?
Как видим, вопросов многовато. Но и это - еще не все.

Дело «приблудных» генов

Геном человека, как оказалось, содержит 223 гена, которые не имеют требующихся предшественников на нижних ступенях эволюционной лестницы. То есть эти 223 гена совершенно отсутствуют даже и в беспозвоночной фазе эволюционного пути! Их не было там, внизу, они не переходили со ступени на ступень, а потом - раз! - и появились на самой вершине эволюционной лестницы.
Каким же образом мог приобрести такое множество загадочных генов человек?

Ученые, в очередной раз почесав затылок, глубокомысленно сказали, что человек мог «импортировать» их от… бактерий. Притом не так уж давно (в смысле эволюционной шкалы времени). И к тому же не по вертикали «древа жизни», как это должно бы быть, а по горизонтали. Сбоку, так сказать.
А что тут еще придумаешь, если внизу зияет генетическая «брешь»? Получается, что лишь благодаря любезности инфицирующих бактерий примитивное, тупое первобытное существо стало человеком разумным и обрело такой мозг, что бедная мама всякий раз корчится в родовых муках, чтобы дать этому гигантскому вместилищу разума дорогу в свет.

Что ж, слава бактериям!
Но, спрашивается, они-то откуда взяли эти гены гениальности?
Об этом наука пока умалчивает…

Дело бактерий

Казалось бы, о чем тут спорить. Подумаешь, какие-то там 223 гена!
Фактически же, поскольку каждый отдельный ген означает отличие одного индивида от другого, то 223 гена означают громадное отличие целого вида - такого, как наш, от других приматов, в том числе и шимпанзе. Так что, простите, это отнюдь не пустяк!

Анализ функций этих генов, опубликованный в журнале «Нейчур» («Природа»), показывает, что они включают в себя не только протеины, вовлеченные в важнейшие физиологические и психические функции. Они ответственны также и за важные неврологические энзимы, которые связаны с митохондриальным аппаратом ДНК - так называемой ДНК «Евы», наследуемой лишь по материнской линии. Одно только это открытие вызывает сомнения относительно «бактериального заимствования».

Нет, что-то тут явно не стыкуется!

«Это - скачок, который не укладывается в современные эволюционные теории», - сказал один из видных генетиков Стивен Шерер.

И потом: откуда такая уверенность, что это мы «набрались» генов от бактерий? А может, они от нас? Резонно, да? Но если эти гены дал бактериям человек, откуда же взял их он сам?
Заколдованный круг, да и только…

Однако те, кто читал книги таких, например, авторов, как Захария Ситчин, Алан Элфорд, Грэм Хэнкок, уже наверняка знают ответ. Или, по крайней мере, догадываются, куда ведет выход из «заколдованного круга». Он ведет в космос.

Дело пришельцев

4 апреля 2001 года в «Космиверс» появилась новая статья американского ученого Захарии Ситчина «Дело об инопланетных генах Адама».

Ситчин, впрочем, говорит и пишет об этом уже давно, да только его не желали слышать. Теперь придется - «расшифрованный» геном заставит. У Ситчина вышли потрясающие книги, в которых этот неординарный ученый утверждает, что человек в его нынешнем виде был создан путем генной инженерии. И тому есть масса доказательств.

В Ветхом Завете сохранились кое-какие, хотя и смутные, отголоски версии о посещении Земли инопланетными астронавтами, которых люди приняли за космических богов. Они-то, эти «боги», и создавали человека. Кстати, обратите внимание, что в Книге Бытия (1:26) говорится «…сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (а не «Моему»!!!). И это не случайная оговорка, не ошибка - их действительно было много, небесных «богов».

Это уж потом Библия была «отредактирована» под монотеизм. И там же (Бытие 6:4) описаны могучие исполины, родившиеся от связи «сынов Божиих» и «дочерей человеческих».

И все же самые древние из таких свидетельств - отнюдь не библейские сказания о происхождении Адама, - в Библии дан лишь очень сжатый пересказ значительно более древних шумерских и аккадских текстов, которые были когда-то написаны на глиняных табличках. В них роль преобразователя в генезисе человека отведена аннунакам - тем, что «пришли с неба на землю».

Дело адама

Как утверждает З. Ситчин в своих работах (например, в книге «12-ая планета» и даже еще более определенно в книге «Генезис пересмотренный и космический код»), аннунаки прибыли на Землю приблизительно 450 тысяч лет назад с планеты Нибиру (она же у Ситчина - 12-я планета), чья огромная вытянутая орбита в пределах нашей Солнечной системы пролегает так, что в нашей части неба Нибиру появляется лишь раз в 3600 лет. Когда-то аннунаки высадились на Землю в поисках полезных ископаемых, и им понадобилась рабочая сила. Один из двух братьев-предводителей, толковый организатор и грамотный ученый по имени Энки, предложил не привозить рабсилу из дома, а слегка усовершенствовать существовавшего тогда на Земле гоминида, добавив ему некоторые гены более «продвинутых» аннунаков. Что и было сделано.

Под руководством Нинхарсага, главного медика пришельцев, аннунаки приступили к генной инженерии, добавляя и по-разному комбинируя гены аннунаков и имевшегося на Земле человекообразного «сырья».
После нескольких проб и ошибок (о которых поговорим чуть позже) была наконец получена более или менее подходящая модель. Произошло это примерно триста тысяч лет назад. Именно так и тогда получил человек свои уникальные 223 гена. От аннунаков, а не от бактерий. Благодаря этому и возник Адам, а много позднее - и Ева.

Кстати, о Еве.

Дело евы

В книге Алана Ф. Элфорда «Боги нового тысячелетия» говорится, что, по всем месопотамским источникам, первый человек был создан именно в качестве раба, и его первое название в шумерских текстах - «лу-лу» - так и переводится - «раб», «работник», «слуга». И все эти рабы (как, кстати, они и названы в Библии - рабы Божии) должны были служить небесным «богам».

Но рабов не раз «перекраивали». Человек получался то слишком большой, то слишком маленький, то физически сильный и выносливый, но не очень смышленый и т. д.

Не раз и не два генетические изменения вносились в отношении продолжительности жизни созданного существа, и постепенно срок его жизни был сокращен с тысяч и затем многих сотен лет до нынешней сотни.
Но это потом, когда человек сам стал плодиться и размножаться - слишком уж активно. А поначалу сексуальные потребности рабов в замысел хозяев не входили. Однако клонирование в конце концов пришельцам надоело, и была создана Ева.

Общую нашу прародительницу сделали, конечно же, не из ребра Адама, а из его генетического материала - его ДНК. Осуществили это перестройкой 23-й пары хромосом, удалив у мужчины не ребро, а У-хромосому. У женской особи появился хромосомный набор Х-Х. И эта генетическая хирургическая операция описана, между прочим, весьма подробно (целая сотня строф!) в одном древнейшем источнике под названием «Атрахасис». Сегодня он прочитывается как описание не только генетической регуляции, но и клонирования первых людей («...семь родилось мужского рода, семь - женского рода... Они создавались парами»).

С тех пор человек обрел способность к воспроизводству себе подобных. Да и трех сыновей Ноя, рожденных одновременно, но тремя разными женщинами, тоже генетически запрограммировали как родоначальников трех рас. Вот почему у всех у нас - белых, черных, желтых - один и тот же генетический код, хотя приспособили нас для разных земных условий - и жарких тропиков, и вечной мерзлоты. Для чего, спросите? Чтобы самим космическим «богам» не делать столько черной работы. Или для того, чтобы в последующем мы служили генетическим сырьем для дальнейших этапов гибридизации. Что, видимо, сейчас и происходит.

Дело абдуктантов

Теперь напрашивается предположение, что все рассказы абдуктантов (людей, якобы похищавшихся пришельцами) - никакие, может, и не байки. В том числе рассказы о гибридах, создаваемых инопланетянами на подземных базах и больших космических кораблях-матках.

А что тут, собственно, странного? Если мы сами 300 тысяч лет назад появились как гибриды, то и сейчас нас могут использовать для создания новых гибридов. Может, пришельцы о себе лишь заботятся. А может, и о нас, кто знает? Не исключено ведь, что нам пора добавить очередные 223 гена. Или 332. Глядишь, станем умнее, прекратим убивать друг друга и губить свою же планету.

А может, надо заново «перекроить» кое-какие гены, чтобы, наконец, привести в соответствие размер младенческого черепа и возможности женского скелета. То есть прекратить, в конце концов, все эти муки.
Или «включить» дополнительные способности - телепатические например. Чтобы мы перестали, наконец, лгать. В любом случае в человеческом материале есть что улучшать.

Вот так и слились в единую логическую цепочку три разные линии наших размышлений - шумерские и библейские «намеки», уфологические «загадки» и генетические «неувязки». Никаких неувязок здесь, похоже, нет. То существо, какое могли рожать земные приматы до прилета аннунаков, было малость туповатым, оно не годилось для выполнения новых задач - уж очень трудно его было обучать!

Поэтому мозг был срочно «модифицирован», притом «по образу и подобию» тех, кто этими генетическими экспериментами занимался. Правда, «включен» он был не на полную мощность, а в требующихся (с точки зрения аннунаков) пределах: от слишком умного раба было слишком много проблем - он то и дело норовил сорвать запретное яблочко с древа познания да выяснить, что к чему. Куда спокойней, если будет просто послушно работать, молиться и ждать богов с неба…

Дело Нибиру

Да, новое творение получилось не таким уж совершенным - уязвимым, болезненным, спесивым. Но переделывать что-либо уже было некогда (пришла пора улетать домой), так что значительную часть мозга пришлось просто заблокировать - до лучших времен.

Ну а скелет, в том числе и тазовые кости, остались прежними. То есть женщине все-таки сохранили приличную (вертикальную) осанку. Но, как рассказано в Библии, ей объяснили, что умножаться, т. е. размножаться, будет не совсем комфортно: «…Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…» (Бытие 3:16).

И при этом мы должны еще сказать спасибо, что хоть и в муках, но нас все-таки рожают, а не клонируют. У тех же пресловутых «серых» пришельцев голова-то большая, «компьютерная», но именно потому их женщины давно утратили способность рожать: ни в какие ворота, так сказать, такая голова не лезет! Так что наши генетики-дизайнеры, которые с Нибиру, с нами обошлись еще по-божески.

Из-за «опечаток», допущенных аннунаками в процессе поиска, на Земле и доныне существует немало генетических загадок. Один из промежуточных гибридов, например, мог иметь хромосому Х-Х-У, и это редкое сочетание встречается и сегодня - у стерильных мужчин.

Другая загадка эволюции - снежный человек, или йети, он же бигфут. В апреле 2001 года сначала журнал «Сайэнс», потом лондонская газета «Таймс» и канадская «Оттава ситизен», а следом и другие СМИ сообщили, что британские ученые заполучили клочок оранжево-желтой шерсти этого нелюдимого существа, взяли и подвергли анализу генетические пробы, но не смогли их идентифицировать. Нет на Земле ни одного существа (включая человека), у которого был бы именно такой генетический набор!

Возникают вопросы и в отношении редкого в Азии типа высоких (1,80 м и выше) европеоидных людей, встречавшихся там в далеком прошлом. Доказательство - т. н. такламаканские мумии, обнаруженные в отдаленной части западного Китая.

«Странной» ДНК обладают африканские пигмеи и некоторые другие тамошние низкорослые аборигены. Их, очевидно, создали, разочаровавшись в слишком крупных экземплярах.

В этом отношении удивляет гигант, окаменелый скелет которого нашли в 1999 году в Монголии, в пустыне Гоби. Существо это было похоже на homo sapiens, могло говорить и, видимо, было более или менее разумным. Однако рост его кажется просто неправдоподобным - около 15 метров! Британский ученый д-р Тоунс сказал тогда, что это существо «развивалось вне законов нашей эволюции». И ведь верно сказал! Тут генетики-космиты явно переборщили.

Из-за них же и не находится объяснений нашим 223 «экзотическим» генам: это ведь не наше, а «импортное». Остается только добавить, что, если верить провидцам и пришельцам-зетам, очередное прибытие представителей «страны-экспортера» дополнительных генов (т. е. планеты Нибиру) в нашу часть Галактики предполагается примерно между 2003 и 2013 годами.

Может, тогда-то все и прояснится?

По материалам журнала «Невероятный мир»

Рождённые в муках, мы в муках живём.
Живущие в страхе, мы в страхе погибнем.
Тревожные мысли плодим день за днём,
Во власти вражды, суеты и обиды.

Нам кажется мало, мы просим ещё –
Нельзя утолить ненасытности пламя.
Мы делим весь мир на твоё и моё,
И мчимся по кругу проблем и желаний.

Мы выбрали ложь, чтобы жизнь «облегчить»,
Но тяжесть обмана во мглу погрузила.
Всё ищем ответов и ищем причин,
Теряя напрасно последние силы.

Мы выбрали смерть, утвердив её власть,
Признали, что жизнь нам дана ненадолго.
Нам легче поверить в иллюзию зла,
Чем следовать правде, завещанной Богом.

Всё так очевидно, что спорить нельзя,
Всё так неизбежно, что кажется жутким –
Безумцы незрячие в бездну скользят
Для новых страданий рождением в муках…

Рецензии

К сожалению... Меняем тела, как одежду, и понимаем, что мы - рабы этой жизни! И дело тут не в страхе, лжи, или власти смерти - в этой жизни
ничего нам не принадлежит, всё - лишь иллюзии и игры наших умов! А принадлежит всё - Богу, который и играет через нас в эту временную жизнь... Мы лишь нарабатываем качества этого света в нас, увеличиваем,
или уменьшаем ватты и населяем различные планеты, на каждой их которых -
свои условия для жизни духа... Ничего страшного, всё под контролем!!!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.