Биографии Характеристики Анализ

Сиюминутность и спонтанность. Что это такое и как это развить в себе

Когда мы говорим о спонтанности, то имеем в виду свои яркие и неожиданные проявления. Что-то, что мы делаем «не думая». И вот тут есть очень большой подвох. Как только мы отпускаем себя и делаем что-то «спонтанно» — мы совершаем знакомое действие. Да, именно так — мы воспроизводим свои автоматические реакции. У каждого человека есть свой привычный набор эмоций и оценок происходящего. И когда мы действуем неосознанно, то сразу обнаруживаются все наши шаблоны.

Нужно разделить понятие спонтанности и неосознанности. Спонтанное действие — это осознанное действие за рамками наших шаблонов. Мы его намечаем заранее, придаем ему форму, а затем уже отпускаем себя и наслаждаемся процессом!

Предлагаю вам сделать три простых практики для развития спонтанности.

Практика «Сдвиг»

«Сдвиг» делается в трех направлениях — действие, эмоции или мысли.

В течение дня делайте паузы. Осознанно останавливайте себя в любой момент времени, когда считаете нужным (или когда вспоминаете об этом) и говорите себе внутри: «Сдвиг!» После паузы что-то измените в своем поведении, эмоциях или мыслях.

Например: вы пьете чай. Остановитесь на секунду, скажите себе «сдвиг» и поменяйте позу, возьмите чашку в другую руку, почувствуйте, какие эмоции вы сейчас испытываете, и измените что-то. Если эмоция позитивная, то можно увеличить интенсивность, если негативная, то можно просто ее заменить на спокойствие и наблюдение.

То же касается мыслей. Сделайте паузу и понаблюдайте, о чем вы сейчас думаете. Куда направлено ваше внимание. Направьте его на что-то другое. Выбирайте! Всегда выбирайте и осознавайте где ваше внимание, что вы чувствуете и что происходит с телом.

Во время практики «сдвиг» вы можете замечать ненужное напряжение в теле. Тогда просто убирайте его. Расслабляйте напряженные мышцы. Через 2 недели вы уже почувствуете, что тело само отслеживает ненужное напряжение и само расслабляется!

Чтобы помнить о «сдвиге» вы можете завести себе амулет — камешек, пуговицу или что-то еще. Носите с собой этот амулетик, и когда вы его будете обнаруживать в кармане — это напоминание о том, что пора сделать паузу!

Практика «Сдвиг» — это практика самонаблюдения. Когда мы осознаем себя, то свободы и спонтанности в жизни становится больше и больше!

Практика «Новое — хорошее»

«Новое — хорошее» — это все хорошее, что происходит в вашей жизни. Красивый закат, вкусный чай, приятная беседа, интересная книжка, дуновение ветра, ощущение весны…

Заведите дневник позитивных впечатлений. Каждый вечер записывайте все хорошее, что произошло в течение дня. Минимум 3 пункта!

Такой дневник помогает замечать приятные мелочи в нашей жизни. Обращать внимание на хорошие и позитивные события и эмоции. Делайте это ежедневно. Если по какой-то причине вы забыли и не записали «новое — хорошее» — не переживайте. Просто продолжайте дальше. Даже если возникают паузы в практике — она все равно продолжает работать, если мы о ней помним.

Со временем «нового — хорошего» в жизни будет практически 100%.

Практика «Хейокас»

Хейокас — это делание принципиально нового. Вы осознанно решаете, что вы делаете хейокас и выполняете его! Разница между «новым — хорошим» и хейокасом проста: «новое — хорошее» приходит само и вы его замечаете, а хейокас вы делаете специально.

Делать что-то новое нужно каждый день. Да! Каждый день))

Хейокасы бывают разные.

1. Мини-хейокасы (это как раз на каждый день).

Пройти другой дорогой до метро, поесть новое блюдо, поздороваться с коллегами по-другому… множество мелочей, которые обычно мы делаем «на автомате» могут стать поводом для хейокаса!

2. Макси-хейокасы.

Прыгнуть с парашютом, поехать в новую страну, выступить на публике, сыграть в настоящем спектакле, научиться водить мотоцикл… все новое, которое требует решимости и смелости.

3. Развлекательные хейокасы.

Поиграть в гольф, покататься на лошади, поучаствовать в квесте, сходить на новый вид массажа, полетать в аэротрубе… все, что доставляет удовольствие, но мы почему-то этого еще не делали)

4. Длительные хейокасы.

Длительные хейокасы — это внедрение в свою жизнь новых привычек. Они требуют длительного времени и концентрации внимания. Выучить иностранный язык, заниматься йогой, начать танцевать, ежедневно гулять, бегать, учить каждый день новое стихотворение.

Как практиковать:

Напишите список из 100 возможных хейокасов, которые вы хотите сделать. Или просто видите это возможным. Может, не завтра, но со временем это вполне реально. Продвигайтесь по своему списку!)

Хейокас расширяет палитру эмоций, выводит нас из рутины и неприятного постоянства! Это чистая импровизация в жизни!

Хорошей вам практики. Импровизируйте каждый день. Спонтанность — это то, что делает нас живыми.

Когда мы говорим о спонтанности, то имеем ввиду свои яркие и неожиданные проявления. Что-то, что мы делаем «не думая». И вот тут есть очень большой подвох. Как только мы отпускаем себя и делаем что-то «спонтанно» - мы совершаем знакомое действие. Да, именно так - мы воспроизводим свои автоматические реакции. У каждого человека есть свой привычный набор эмоций и оценок происходящего. И когда мы действуем неосознанно, то сразу обнаруживаются все наши шаблоны.

Нужно разделить понятие спонтанности и неосознанности. Спонтанное действие - это осознанное действие за рамками наших шаблонов. Мы его намечаем заранее, придаем ему форму, а затем уже отпускаем себя и наслаждаемся процессом!

Я предлагаю вам сделать три простых практики для развития спонтанности.

Спонтанность. Практика «Сдвиг»

«Сдвиг» делается в трех направлениях - действие, эмоции или мысли.

В течении дня делайте паузы. Осознанно останавливайте себя в любой момент времени, когда считаете нужным (или когда вспоминаете об этом) и говорите себе внутри «сдвиг!». После паузы что-то измените в своем поведении, эмоциях или мыслях.

Например : вы пьете чай. Остановитесь на секунду, скажите себе «сдвиг» и поменяйте позу, возьмите чашку в другую руку, почувствуйте какие эмоции вы сейчас испытываете и измените что-то. Если эмоция позитивная, то можно увеличить интенсивность, если негативная, то можно просто ее заменить на спокойствие и наблюдение.

То же касается мыслей. Сделайте паузу и понаблюдайте о чем вы сейчас думаете. Куда направлено ваше внимание. Направьте его на что-то другое. Выбирайте! Всегда выбирайте и осознавайте где ваше внимание, что вы чувствуете и что происходит с телом.

Во время практики «сдвиг» вы можете замечать ненужное напряжение в теле. Тогда просто убирайте его. Расслабляйте напряженные мышцы. Через 2 недели вы уже почувствуете, что тело само отслеживает ненужное напряжение и само расслабляется!

Чтобы помнить о «сдвиге» вы можете завести себе амулет - камешек, пуговицу, или что-то еще. Носите с собой этот амулетик, и когда вы его будете обнаруживать в кармане - это напоминание о том, что пора сделать паузу!

Практика «Сдвиг» - это практика самонаблюдения. Когда мы осознаем себя, то свободы и спонтанности в жизни становится больше и больше!

Спонтанность. Практика «Новое - хорошее»

«Новое - хорошее» - это все хорошее, что происходит в вашей жизни. Красивый закат, вкусный чай, приятная беседа, интересная книжка, дуновение ветра, ощущение весны..

Заведите дневник позитивных впечатлений. Каждый вечер записывайте все хорошее, что произошло в течении дня. Минимум 3 пункта!

Такой дневник помогает замечать приятные мелочи в нашей жизни. Обращать внимание на хорошие и позитивные события и эмоции. Делайте это ежедневно. Если по какой-то причине вы забыли и не записали «новое - хорошее» - не переживайте. Просто продолжайте дальше. Даже если возникают паузы в практике - она все равно продолжает работать, если мы о ней помним.

Со временем «нового - хорошего» в жизни будет практически 100%.

Спонтанность. Практика «Хейокас»
Хейокас - это делание принципиально нового.

Вы осознанно решаете, что вы делаете хейокас и выполняете его! Разница между «новым - хорошим» и хейокасом проста: «новое - хорошее» приходит само и вы его замечаете, а хейокас вы делаем специально.

Делать что-то новое нужно каждый день. Да! Каждый день))

Хейокасы бывают разные.

1. Мини - хейокасы (это как раз на каждый день)

Пройти другой дорогой до метро, поесть новое блюдо, поздороваться с коллегами по-другому… множество мелочей, которые обычно мы делаем «на автомате» могут стать поводом для хейокаса!

2. Макси - хейокасы.

Прыгнуть с парашютом, поехать в новую страну, выступить на публике, сыграть в настоящем спектакле, научиться водить мотоцикл… все новое, которое требует решимости и смелости.

3. Развлекательные хейокасы.

Поиграть в гольф, покататься на лошади, поучаствовать в квесте, сходить на новый вид массажа, полетать в аэро-трубе… все, что доставляет удовольствие, но мы почему-то этого еще не делали)

4. Длительные хейокасы.

Длительные хейокасы - это внедрение в свою жизнь новых привычек. Они требуют длительного времени и концентрации внимания. Выучить иностранный язык, заниматься йогой, начать танцевать, ежедневно гулять, бегать, учить каждый день новое стихотворение.

Как практиковать:

Напишите список из 100 возможных хейокасов, которые вы хотите сделать. Или просто видите это возможным. Может, не завтра, но со временем это вполне реально. Продвигайтесь по своему списку!)

Хейокас расширяет палитру эмоций, выводит нас из рутины и неприятного постоянства! Это чистая импровизация в жизни!

Хорошей Вам практики. Импровизируйте каждый день. Спонтанность - это то, что делает нас живыми.

Если Вам понравилась эта статья, расскажите о ней друзьям, чтобы и в их жизни тоже произошли приятные изменения и переосмысления:

Лайкнуть

Твитнуть

Плюсануть

Подписаться на новые статьи:

Вдумайтесь в эти слова: спонтанность, лёгкость, непосредственность… Что сразу приходит на ум? Конечно, дети! Да, они именно такие! И в этом много естественности. По сути, это один из факторов проявления самой себя — себя истинной. Вы не задумывались, куда пропадают эти качества, когда мы вырастаем?

У меня две новости: первая в том, что они никуда не пропадают, вторая — мы заменяем их на другие, социально одобряемые, и они становятся частью нас. Точнее, они начинают преобладать в нашей жизни, мы же взрослые, а взрослые (по нашим детским наблюдениям) — люди серьёзные, нахмуренные и обстоятельные.

Да, отчасти это так, но зачем же лишать себя удовольствия быть разной? В чем сила Женщины? Правильно! В умении сочетать и использовать различные состояния. Спонтанность и непосредственность — это тоже состояния, и родом они из детства.

Давайте посмотрим, что нам даёт каждое из них…

Спонтанность — это… Как её развить?

Спонтанность наделяет нас умением видеть вещи не такими, какими они кажутся на первый взгляд. Видеть вещи под другим углом, с другой точки зрения, находить решения, которые не являются автоматическими или привычными. Именно спонтанность позволяет менять направление происходящих процессов и запускать совершенно новые. Искать, экспериментировать и находить лучшие варианты. Наверняка вы вспомните случаи, когда самыми лучшими покупками были именно те, что совершены спонтанно: шла мимо, увидела, купила.

Чтобы развить спонтанность, можно использовать нехитрую практику: измените ваши привычные действия хотя бы на чуточку. Можно поехать или пойти на работу другой дорогой, выпить утренний кофе из другой чашки, или заменить кофе водой, чаем.

Сделайте то, чего раньше не делали. Это очень просто и, вместе с тем, очень эффективно. Вы буквально переворачиваете свои представления о том «как принято» на 180 градусов, ваш мозг начинает выдавать новые программы и решения. Эта маленькая практика повлияет на вашу жизнь в целом.

Просто попробуйте и посмотрите, что получится.

Лёгкость — это… Тренируем ощущение лёгкости

Лёгкость …ах лёгкость…

Приходит образ мягко летящего пёрышка. Оно не сопротивляется потокам воздуха, а плавно опускается, меняя траекторию. Лёгкость — это принятие всего, что происходит без осуждения и паники. Это женская суть. Принимать — значит соглашаться с тем, что происходящее событие необходимо для развития, роста, опыта или удовольствия.

Когда мы живем в принятии, всё происходит мягко и благополучно. Даже самая, казалось бы, сложная ситуация приобретает другие оттенки. Женщина в состоянии лёгкости не спорит и не выясняет отношения, она улыбается и меняет траекторию в зависимости от ситуации.

Важно: это не подчинение и не «прогиб», это лёгкость. Наш женский природный дар.

Как можно развить в себе лёгкость: измените контекст ситуации, и она развернётся в вашу пользу.

Например: вы стоите в пробке, нервничаете и чувствуете беспомощность, а может и злость, но это никак не влияет на ситуацию, зато влияет на вас! Настроение портится, и вы невольно запускаете процесс «притягивания» негатива.

А вот принципиально новый вариант! Дело в том, что если изменить контекст, как я сказала выше, то для вас изменится и сама ситуация. Как только вы чувствуете, что ситуация вам не подвластна, вы тут же ВЫДЫХАЕТЕ и говорите себе вслух:

«Сейчас я ВЫБИРАЮ______. Это именно то, чего я хочу!». Н апример: «Сейчас я выбираю стоять в этой пробке. Это именно то, чего я хочу!». Вы удивитесь, но вам действительно станет легче и даже захочется улыбаться. Теперь вы не узник обстоятельств, а их создатель.

Это нехитрая, но эффективная техника позволит оставаться на позитиве и более того, она «научит» ваш мозг (если практиковать ее) тому, что вы ВСЕГДА получаете то, чего хотите. Да, вот так всё загадочно и просто.

Непосредственность — это… Становимся непосредственными

Непосредственность дает возможность проявлять искренность, способность действовать без раздумий и сомнений, по зову ДУШИ.

Самые непосредственные люди это конечно — дети. И этому можно у них поучиться. Они встают из-за стола, когда хотят, говорят то, что думают, смеются и плачут искренне. Мы же скованы правилами приличия и одобрением/неодобрением общества. Это делает нас не свободными, это ограничивает. Мы сдерживаем эмоции и чувства, накапливаем их. Будто пленники принятых правил. Но в наших силах это изменить. Мы всегда делаем выбор, так сделайте выбор в пользу себя!

Вот веселое упражнение для развития непосредственности. Для этого необходимо перевернуть или хотя бы пошатнуть свои представления о том «как правильно» и «как принято».

Для начала вам нужно уединение: побудьте наедине с собой и вспомните то, что в детстве приносило радость (велосипед, шитье одежды куклам, раскрашивание, вышивание, пение перед зеркалом или еще что-то). Дело в том, что ваше тело помнит всё, и химические процессы в организме тоже во многом зависят от наших воспоминаний.

Чтобы убедиться в этом, вспомните аромат ваших духов в подростковом возрасте. Вспомнили? Вы тут же превратились в девчонку, сразу вспомнились картинки из прошлого, воскресли чувства, образы, воспоминания… И химия организма изменилась: настроение поднялось.

Итак, чтобы вернуть детскую непосредственность, найдите то, что вас радовало, и сделайте это сейчас или в ближайшие 72 часа! Уверяю, вы останетесь довольны!

Когда жизнь в кайф!

Лёгкость, непосредственность и спонтанность — это проявление «внутреннего ребёнка», той девочки, которая скучает без вашего внимания. Дайте ей возможность выйти на первый план и насладитесь обществом друг друга. Сходите с ней на аттракционы, в «Баскин Робинс», скушайте мороженное, посмотрите мультфильм в кинотеатре, попрыгайте на батутах, покачайтесь на качелях…

Есть столько мест и занятий, где «внутренняя девочка» подарит вам безумное количество энергии, и вы снова посмотрите на мир её глазами — с интересом и восторгом, с предвкушением и удивлением, с новыми открытиями и успехами, с любовью и распахнутым сердцем….

Это неописуемое ощущение счастливой и наполненной жизни, когда ты не зависишь от мнения окружающих, настроения партнеров, погодных условий, места жительства и финансового статуса. Тебе просто жизнь в кайф, иначе и не скажешь. Во всех её проявлениях, со всеми её неожиданностями и сюрпризами, с дождем и солнцем, со взлётами и падениями, с добром и злом, с рождением и смертью...

Для вас всё это — ЧАСТЬ жизни, и вы смакуете её, не торопясь, но и не «залипая» на одном месте. Вы любите себя и даете себе право быть СОБОЙ!

Сложно себе представить что-то более ценное, чем это ощущение внутренней свободы.

Александр Любимов


Когда на сцене нужно создать шум, статисты ходят и вразнобой говорят фразу: «О чём говорить, когда говорить не о чем?»

Когда общается профессиональный коммуникатор, ему необходимо делать множество вещей: помнить о том, о чем он хочет сказать, подбирать слова, следить за реакцией, калибровать состояние собеседника, отмечать характерные жесты и т.д. Ни один нормальный человек не сможет сделать это сознательно. Но как тогда они всё это делают? Хороший коммуникатор может распределять сознательное внимание так, что какие-то вещи он делает сознательно, а какие - бессознательно, спонтанно.

Спонтанность дает нам полет, течение, искру, но у нее есть один большой недостаток - обычно этот поток совершенно неуправляем. То есть поток есть - он может нестись, захватывать, растекаться… Но вот куда он вас занесет совершенно непонятно.

Это как кошка, которая гуляет сама по себе по своим собственным делам.

Сознательное управление дает четкость и понимание цели, но при этом невозможно контролировать большое количество информации и трудно пользоваться ассоциативно приходящей информацией (она просто не приходит). Здесь вылезает стандартная проблема сознания - ограниченность восприятия. Ну не резиновое сознание, не резиновое. Поэтому если вы пытаетесь на что-то обратить сознательное внимание, всё остальное из этого сознательного внимания уходит. Калибруешь жесты - пропускаешь мимо ушей предикаты, подстраиваешься под позу - забываешь содержание.

Есть люди, у которых хорошо с управлением, но плохо со спонтанностью, есть те, кто легко спонтанирует, и им бы хорошо научиться управлять этим процессом. А тем, кто хорошо управляет своей спонтанностью, этот текст скорее всего особо и не нужен.

Управляемая спонтанность - это умение контролировать свою спонтанность и направлять ее к цели. Баланс между структурой и спонтанностью.

Заявление красивое, но не попытка ли это «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань» (как вы помните, по утверждению классика это сделать «не можно»). Ответ вполне НЛПерский - не знаю, как это в теории, но на практике это работает.

Я могу сознательно сосредоточиться на калибровке реакции группы, а из меня в это время будет литься содержание. Или наоборот, я могу сосредоточиться на содержании, отпустив свои жесты и голос на свободу. А может я сочту полезным более сосредоточиться на жестах, а всё остальное пусть контролирует бессознательное. Либо я могу вообще как бы отойти в сторону и наблюдать за тем, как «этот человек» говорит, размахивает руками и выделяет определенные слова интонацией.

Самое забавное - что научиться этому не так уж и сложно. Нужно просто немного поработать.

Что для этого нужно?

Первое, что нужно обычному человеку - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. А следующее умение - направлять этот поток в нужную сторону.

Научись отпускать себя

Первое, что нужно - это научиться быть спонтанным и отпускать себя. Нас с детства тренируют контролю, управлению, умению сдерживать эмоции. Что крайне полезно в условиях современного общества. Да и вообще полезно - дисциплина штука нужная. Дети то обычно существа вполне спонтанные, что доставляет жуткое неудобство их родителям. И окружающим. А так же нарушает технику безопасности. Полез не туда - свалился, руку в плиту сунул - обжёгся. И вообще, хотелось бы чтобы ноги ходили куда надо, а не куда занесёт.

Но через какое-то время для большинства контроль становится слишком тотальным. В обычной нашей школе проявления спонтанности не слишком поддерживают, в первую очередь потому, что спонтанность эта возникает чаще всего не там, не по тому поводу и в совершенно неподходящей ситуации. Она же спонтанность - захотела пришла, захотела ушла. А тут учебный процесс…

В ещё более старшем возрасте спонтанное желание ущипнуть впереди идущую симпатичную девушку за пятую точку может кончиться не менее спонтанным ударом тяжёлой дамской сумочки (а то и ноги) по какому-нибудь чувствительному месту. Или дружескими тумаками сопровождающего девушку мужчины. А не дай бог спонтанно сказать начальнику все свои мысли относительно его способностей. А уж его ответная спонтанная реакция - это просто нечто!

И с водой выплескивают ребёнка. Уж лучше вообще не спонтанировать - это мол удел творческой интеллигенции.

А те ведь тоже хотят, чтобы это творческое состояние приходило «когда надо», а не когда придется. А то выйдешь на сцену - и пф! Только фонограмма и спасает. А что, спрашивается, делать представителям не разговорно-песенного жанра?

Поэтому первая тренировка - это как раз научиться себя отпускать. Сначала совершенно безумно и неуправляемо. Просто вспомнить это состояние - когда несет. А вот дальше мы поработаем с управлением - благо это вы все умеете хорошо.

«Рыба»

Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове. Просто «правополушарное» мышление именно так и работает.

-- В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека - 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем и магазинов. И товаров стало больше. Например раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять. И видов молока тоже десяток. Хотя часть - это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. В этом году опят модно мини…

Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую…

Если вы прислушаетесь, то вы обнаружите что большинство разговоров строится приблизительно по этой схеме. Просто между точками перехода предложений побольше.

Скелет рыбы

Скелет - это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю рыбу. В это тексте это было: «Жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини…»

Отслеживать скелет нужно для контроля, то есть это тренировка управления. Когда в дальнейшем надо будет восстановить весь процесс общения - достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.

«Остапа несло».

И. Ильф. Е. Петров. «Двенадцать стульев».

Тренируем спонтанность. Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль (на одну кость скелета) было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным - чем рыба больше, тем она лучше. Отпустите себя - как несет, так несет.

Но! Большая просьба - то должна быть рыба, когда вы как бы нанизываете бусинки. А не звезда:

- В Москве сейчас жарко. В Лондоне тоже очень жарко. А в Лос-Анжелесе просто невыносимая жара. Даже в Якутии жарко.

Здесь только одна косточка скелета: «жара» и к ней происходит постоянный возврат. Это не то! Здесь должна быть цепочка:

- В Москве сейчас жарко. Даже асфальт плавится. Как масло сливочное, когда на сковороду бросишь. Оно ещё так потрескивает на сковороде. Но жарить лучше всё-таки на растительном. Мне больше нравится. Вкуснее как-то получается. Но это на мой вкус. А вот у меня приятель есть - он вообще ничего не жарит, только варит. Здоровье бережёт. Сейчас многие пытаются вести здоровый образ жизни. При нашей то экологии…

Если по количеству - нормально, когда вы сможете легко и спонтанно простроить рыбу как минимум на 20 - 25 переходов.

«Скелет своей «Рыбы»

А теперь, после того, как вы сделаете «Рыбу» восстановите ее скелет. Лучше напишите, как минимум - четко проговорите (про себя).

Строить скелет можно как сначала (с головы «Рыбы»), так и с конца (с хвоста «Рыбы»). В вышеприведенном примере был вариант построения скелета с головы:

- жара 30-35градусов - температура человека 36.6 - аптека - много - сорта сыра - виды молока - обезжиренное молоко - похудеть - внешний вид - косметика - тушь - Франция - одежда - мини

С хвоста это будет выглядеть задом наперед:

- мини - одежда - Франция жара - тушь - косметика - похудеть…

Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки «рыбы». При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с «головы»), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо - тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того, как и это начнет получаться достаточно хорошо - тренируйтесь строить «скелет» с любой «кости» в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста. И так далее.

Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины «рыбы» как минимум в 15 - 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:

С хвоста.

Из середины.

«Скелет» разговора

Точно так же, как вы можете отслеживать скелет собственной «рыбы», вы можете отмечать точки перехода в любом разговоре или выступлении. Правда там уже не будет столь строгой последовательности, но принцип сохранится - будут точки ассоциативного перехода, которые можно выделить. Это может быть просто треп с приятелями или выступление известного политического лидера по телевизору.

Хорошо отслеживать Жириновского - у него обычно хорошо простроена ассоциативная последовательность речь.

Восстанови «рыбу» по «скелету».

Запишите скелет рыбы, и через какое-то время (через час, на следующий день) по скелету восстановите все содержание.

Можно сделать диктофонную запись и сравнить результаты.

Это так же весьма полезно для того, чтобы вспомнить разговор: вам не надо держать в голове всё что было сказано - достаточно там держать только скелет. А всё остальное просто всплывет из бессознательного.

Как рассказывал один человек, который часто участвует в переговорах - потом можно восстановить весь процесс по шагам.

Как я уже говорил, обычный разговор обычно представляет из себя сильно растянутую рыбу - там на каждый переход просто предложений больше.

Выступление по плану

Управляемую спонтанность удобно использовать для выступлений, презентаций и т.п. - вы определяете темы, а содержание всплывает по мере надобности. А ассоциативные переходы позволяют связать одну тему с другой.

Правда, подготовка к выступлению отличается от общепринятой. Вам нужно не столько структурировать информацию - это неплохо может сделать и бессознательное, - сколько «загрузить» побольше этой самой информации. Раз в десять больше, чем собираетесь говорить.

И ещё большой плюс управляемой спонтанности в выступлениях - вас трудно сбить. В линейном «логическом» представлении есть определённый порядок, и если он нарушен (сбили, забылось о чём говорить, задали каверзный вопрос на другую тему) - оставшаяся часть выступления идёт на смарку. При управляемой спонтанности вы можете выстраивать темы в произвольном порядке (в разумных пределах) и вам достаточно просто помнить об этих темах.

Для начала тренировка. Пишите 5-6 тем, желательно не связанных друг с другом и разного уровня обобщения: от колбасы до свободы. Вам нужно сделать рассказ про эти темы и ассоциативно связать их друг с другом.

Обратите внимание, что темы - это не скелет . Темы - это про что рассказываем, а скелет - точки ассоциативного перехода.

Итак, темы: арбузы, равенство, самолёты, птицы, добыча нефти.

- Я очень люблю арбузы. Это такая вкусная ягода - а вы знали, что арбуз - ягода?. Они таки большие, с крепкой коркой, полосатые. А внутри красные и сладкие. С чёрными семечками. Если спелые. Если не спелый - розовый, с белыми семечками и кислый. У спелого арбуза есть несколько признаков: жёлтое пятно на боку, сухой хвостик, потрескивает, когда его сжимаешь и звук гулкий, когда по нему стукнешь.

- Арбузы любят все - взрослые, дети, мужчины, женщины, богатые, бедные. В каком-то смысле он такой образец равенства.

- А равенство - это такое важное понятие в математике. У него есть даже свой специальный знак «=«. Оно обозначает, что значение двух выражений одно и то же: 2+2=4; a+b=c.

- А математика очень важна в современной технике. Например, в строении самолётов. Сейчас самолёт - очень сложная техника, которая должна работать долго и надёжно. Он должен тратить на перелёт мало горючего, быть удобным и управляемым. Это всё нужно рассчитать, проверить, построить модели.

- Моделью для самолётов были птицы.

- Люди смотрели, как летают птицы и тоже хотели летать. В этом смысле, птицы довольно сильно от нас отличаются: вместо рук или передних лап - крылья, вместо шерсти - перья, вместо пасти - клюв.

- И произошли птицы от динозавров. А д инозавры жили давным-давно, много миллионов лет назад. Ходили среди древних лесов, которые сгнивали, заболачивились и превращались в уголь и нефть.

- И нефть сейчас - один из основных источников энергии. И сырьё для химии. Поэтому её сейчас добывают в огромных количествах. А добыча нефти - штука сложная. Нужно пробурить достаточно герметичную скважину, в неё начать закачивать воду, а нефть - как более лёгкая, - будет выталкиваться наружу. Эту нефть нужно откачать и как-то доставить на завод по переработке. Если нефть добывается в море - то строят специальные платформы, глубина этих скважин может быть несколько километров, требуются танкеры, чтобы забирать нефть с этих платформ и специальные терминалы, в которых эта нефть из танкеров откачивается.

Первый результат тренировки - понимание, что любую тему можно связать с любой другой.

Усложняем

Сделаем это упражнение чуть более интересным.

Точно так же, выбираются шесть тем, но про каждую нужно рассказать в своих Вратах Сортировки :

  • Сибирь - ценности;
  • чайник - люди;
  • компас - время;
  • олово - процесс;
  • прибавленная стоимость - место;
  • дежурство - вещи.
  • орангутанги - не нравится;
  • кирпич - важно;
  • скрепка - сомнение;
  • строительство - согласие;
  • США - активность.

А что потом?

Сначала у некоторых начинает разбирать «словесный понос» - они наконец разрешают себе говорить и из них льётся. То есть спонтанность в жизнь пришла, а вот с управлением туговато. Приходится тренироваться.

Умение хорошо говорить - это умение говорить не только легко, но что надо и когда надо. А не что попало кому угодно.

Если этот рубеж преодолён - человек становится очень хорошим собеседником. Он легко может поддержать разговор, выглядеть естественным и непринужденным и при этом вести его к нужной цели. Так же они способны вспомнить весь разговор (или процесс переговоров, или собственное выступление), восстановив скелет и определив, кто что говорил. Как рассказывала одно девушка, которая регулярно участвует в переговорах: -«Я теперь легко восстанавливаю весь процесс и вспомнить, кто что говорил. А так же заметить, когда нас изящно пытаются увести в сторону. В голове просто появляется структура.»

Кстати, этот навык полезен не только в словесной коммуникации, но и в «эпистолярном жанре». Один молодой человек через некоторое время после занятия сказал: «Раньше я жутко не любил писать письма. Ну три предложение и всё. А сейчас пишу на пять - семь страниц и получаю колоссальное удовольствие…»

Мужья так же отмечают облегчение в общении с жёнами: «Если раньше я разговор старался закончить за минуту, что жутко раздражало жену, то сейчас я могу с ней поговорить и полчаса, и час. И это мне даже нравится.»

Есть по крайней мере десять качеств, которые привлекают гораздо больше внешности. И, что не менее важно, помогают сохранить отношения и сделать их счастливыми.

1. Умение слушать

Разговаривать умеют и любят почти все, а вот слушать - единицы. Если вы хоть раз общались с таким человеком, вы понимаете, о чём я говорю. Когда человек не ждёт своей очереди заговорить, во время того, как говорите вы, не перебирает в голове подобные случаи, которые подходят под тему. Разговор можно поддержать, даже не слушая, это не трудно - кивайте, говорите «угу» и не смотрите в смартфон.

А вот слушать - это целое искусство, но это всегда чувствуется и ценится. С такими людьми действительно хочется разговаривать.

Как развить умение слушать?

Старайтесь концентрироваться на том, что говорит ваш собеседник и не отвлекаться на свои мысли. Заинтересуйтесь тем, что он говорит, а если никак не получается - зачем тогда вообще разговаривать?

2. Умение быть спонтанным

Одни люди любят полную спонтанность в действиях, другие предпочитают постоянство и надежность. Но в любом случае без толики спонтанности, фантазии и неожиданных поступков «в потоке» будет скучно. Просто так, без повода, в будний день предложить сходить в ресторан (особенно если это не цветочно-конфетный период, а более-менее стабильная и почти семейная жизнь), просто так спеть, когда хорошее настроение, предложить разучить какой-нибудь танец или прокатиться на выходных на природу, чтобы найти невероятно красивое место.

Спонтанность не позволяет отношениям стать частью серых будней, делает их интересными и красочными, обеспечивает много приятных воспоминаний.

Как развить в себе спонтанность?

Чаще слушайте себя, чего хотите именно вы. Пока не важно, оценят ваши порывы или нет, главное, чтобы появились какие-то желания.

3. Делать что-то хорошо

Не важно, чего касается ваше умение - классно водить автомобиль, виртуозно играть на гитаре или бегло разговаривать на трёх языках. Людей всегда восхищает чужое мастерство, чего бы оно ни касалось.

Как научиться?

Просто найдите себе любимое дело и оттачивайте навыки до совершенства. Кстати, если у вас нет отношений в данный момент, это поможет их завести - как только вы погружаетесь в любимое дело и забываете о желании завести отношения, они волшебным образом появляются в вашей жизни.

4. Быть самодостаточным и довольным всем

Люди, которые довольны тем, что у них есть, более привлекательны, чем те, кто постоянно жалуются и мучаются от того, что им чего-то не хватает. Если вы довольны своей внешностью, вы выглядите гораздо привлекательнее, чем если считаете себя жирным уродом. Если вы довольны своей работой, никто не назовёт вас неудачником. Да и нищеброды, как отлично описано на Лурке - это не те, у кого маленькая зарплата, а люди, которые считают, что им постоянно не хватает денег.

Как научиться довольствоваться тем, что есть?

Да, это не так просто, но возможно. Для начала можно перестать сравнивать себя с другими, потом найти, что в вашей жизни идёт хорошо, и испытывать благодарность за это.

5. Отсутствие нездоровых «загонов»

Если вы следите за фигурой и стараетесь есть больше овощей - это отлично, но если выносите мозг персоналу пиццерии, требуя сделать для вас пиццу без теста - это совсем другое. Это касается всех ваших принципов и увлечений - во всём надо знать меру, а болезненная привязанность к какому-то поведению никого не радует.

Как избавиться от слишком сильных привязанностей?

Сначала надо вообще понять, есть ли они у вас. А для этого спросите у лучших друзей и родственников - пусть честно скажут, что они думают по этому поводу. Скорее всего, они даже говорили вам об этом ранее, но вы не обращали внимания.

6. Быть настоящим

Можно до бесконечно придумать себе фальшивые образы, прикрываться ими и даже вживаться в них, но люди всегда чувствуют фальшь и ценят настоящие личности. Это не значит, что вы будете простым, как два рубля. Это значит, что вы не будете скрывать свои чувства, и не будете «подделывать их». Вы открыто улыбаетесь и смеётесь, не стесняетесь своих порывов, желаний и увлечений.

Как стать настоящим?

Осознать, что в вашем образе является маской (иногда это не так просто), понять, зачем вы её надели и пересмотреть отношение к себе.

7. Способность пойти на компромисс

Умение пойти на компромисс, а главное - желание искать его, это признак того, что человек готов к долгим и счастливым отношениям. Если вы не ищете компромиссов, а заставляете партнёра во всем подчиняться вам, значит, вы его не уважаете, и рано или поздно ему это надоест. Если же наоборот, всегда подчиняетесь и уступаете, надоест вам - длительный период молчания закончится взрывом и вы сами разорвёте отношения.

Что же делать?

Всегда ставьте себя на место другого человека. Например, вы работаете дома и после работы хочется прогуляться, чтобы размять мышцы, покататься на коньках или заняться другим активным спортом. А ваша вторая половина весь день на ногах и ему или ей вообще не хочется активности ещё и в вечернее время. Вместо того, чтобы скандалить и заставлять, попробуйте представить себя на месте вашего любимого человека - вам бы захотелось куда-то выбираться после целого дня активности?

8. Забота

Почти все люди любят, когда о них заботятся (конечно, без фанатизма). Это возможность без слов сказать «я тебя люблю», «ты мне не безразличен или безразлична». Отвлечь, когда видишь, что человек грустит или спросить, что случилось и выслушать все проблемы. Если человек заболел, заботиться о нём так, как это делали бы родители. Даже просто купить любимое лакомство, просто так, когда тебя не просили об этом.

Как научиться заботиться о других?

Если вы привыкли думать только о себе, будет нелегко начать заботиться о других. Но если вы с нежностью относитесь к другому человеку, будет не так трудно придумать, чем ему помочь и какой сделать сюрприз.

9. Чувство юмора

Весёлых людей любят все, они заряжают позитивом, с ними хочется находиться рядом. Вообще, чувство юмора есть почти у всех, только оно часто не совпадает - смешными кажутся разные вещи. Но это уже зависит от воспитания, окружения и прочих факторов. В любом случае, с человеком, который чаще улыбается, чем хмурится и не прочь от души посмеяться, гораздо приятнее общаться.

Как развить чувство юмора?

Никак. Оно у вас уже есть, может быть, вы просто стесняетесь шутить при недостаточно знакомых людях или считаете своё чувство юмора странным. Это не так уж важно - если вы не стесняетесь быть собой, люди принимают вас таким, какой вы есть.

10. Быть сильным

Это ценится не только в мужчинах, но и в женщинах. Никто не хочет видеть рядом с собой размазню, которая не может справиться со своими проблемами, не то что помочь и поддержать в трудной ситуации. Внутренняя сила, возможность решать свои проблемы, не срываясь на людях, умение поддержать и помочь - это гораздо более ценно, чем приятная внешность.

Как развить в себе внутреннюю силу?

Это долгий путь самосовершенствования, когда вы решаете отныне не жаловаться на невзгоды и воспринимаете все свои проблемы, как увлекательные квесты, которые надо выполнить.