Биографии Характеристики Анализ

Столыпинский галстук: фото, значение, история.

Столыпинский галстук

Столыпинский галстук
Выражение из выступления члена партии кадетов депутата 2-й Государственной думы Федора Измаиловича Родичева (1856-1932) на заседании Госдумы 17 ноября 1907 г.
Поводом к нему послужил доклад, который представил Думе председатель Совета министров России А. П. Столыпин. В нем он обещал и далее всемерно бороться с революционным движением в России. Такую политику горячо поддержал депутат-черносотенец В. М. Пуришкевич в своей речи в защиту военно-полевых судов (12 марта 1907 г.): «А где убийцы, все ли они вздернуты и получили муравьевский галстух?» (граф М. Н. Муравьев был прозван «вешателем» за жестокое усмирение польского восстания 1863 г.).
Отвечая В. М. Пуришкевичу, кадет Ф. И. Родичев сказал: «В то время, когда русская власть находилась в борьбе с эксцессами революции, только одно средство видели, один палладиум в том, что г. Пуришкевич называет муравьевским воротником и что его потомки назовут, быть может, столыпинским галстуком» (Государственная дума, третий созыв: Стенографические отчеты. Сессия первая. 4.1. СПб., 1908).
В наказание за «непарламентское выражение» Ф. И. Родичев был исключен Думой на 15 заседаний, а П. А. Столыпин даже вызвал его на дуэль. Она не состоялась - депутат извинился перед премьером, но «сто-, лыпинскии воротник» прочно вошел в ряд крылатых выражений того времени.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Столыпинский галстук" в других словарях:

    Публ. Устар. Неодобр. То же, что пеньковый галстук. /i> По фамилии П. А. Столыпина, председателя Совета министров России, прославившегося кровавыми расправами в период 1 й русской революции (1905–1907 гг.). БМС 1998, 107 …

    - … Википедия

    Столыпинский галстук - Устар. Ирон. Виселица (в период столыпинской реакции). [Богомолов:] Н да, молодёжь… Большой вопрос. Конечно, она получит право носить брюки и галстуки каких угодно цветов, но многие потребуют столыпинских галстуков, а? (М. Горький. Сомов и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    столыпинский галстук - сущ. виселица верёвка для повешения … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    СТОЛЫПИНСКИЙ ГАЛСТУК - Начало XX в. Петля виселицы. Выражение появилось в период столыпинской реакции. Петр Аркадьевич Столыпин (1862 1911) государственный деятель, министр внутренних дел, с 1906 г. председатель совета министров … Словарь Петербуржца

    - (нем. Halstuch, от Hals шея, и Tuch платок). Платок или длинный кусок какой либо ткани, повязываемой на шею; употребляется преимущественно мужчинами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛСТУК бант или … Словарь иностранных слов русского языка

    ГАЛСТУК,. 1. Бант, повязка из ленты, завязываемая узлом вокруг воротничка (сорочки, блузы). 2. Шейный платок или повязка вокруг шеи (устар.). ❖ Муравьевский галстук (ист.) виселичная петля (по имени ген. Муравьева, усмирителя польского восстания… … Толковый словарь Ушакова

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Эта статья о детали костюма; другие значения: Пионерский галстук … Википедия

    Брать/взять за галстук кого. 1. Разг. Ставить в безвыходное положение. 2. Жарг. журн. Интервьюировать кого л. Максимов, 62. Взять на (под) красный галстук кого. Жарг. угол. Зарезать кого л.; убить ударом ножа в шею. СРВС 1, 46, 205; СВЯ, 16; ТСУЖ … Большой словарь русских поговорок

    галстук - Муравьевский галстук (истор.) виселичная петля [по имени ген. Муравьева, усмирителя польского восстания 1863 г., прозванного вешателем ]. Столыпинский галстук (истор.) то же самое [по имени царского премьер министра Столыпина, руководившего % … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Петр Столыпин. "Стальной премьер" , Кушнарев Андрей Анатольевич. Книга предлагает своим читателям фрагменты биографии видного государственного деятеля России начала ХХ века Петра Аркадьевича Столыпина (1862 - 1911). Историки советской эпохи не пожалели для…

"Столыпинский галстук"

Правительственный кризис, столыпинское невежество и как следствие – хаос в стране вынудили многие княжеские семьи, отказавшиеся работать в кабинете Столыпина на правах марионеток, покинуть Родину, спасая собственных детей от надругательства, безграмотности и превращения в безродных «Иванов».
Князья Бабичевы не были исключением и многие из них выехали в Париж, а затем в Канаду и Австралию. Единицы оставались патриотами и считали предательством покидать страну в столь трудное время. Они решили идти до конца со своим многострадальным народом, не предполагая, на какие лишения и страдания обрекают свои семьи.
Одним из таких патриотов был князь Андрей Бабичев. К нему пришли мужики и, пав ниц, спросили:
«Соседние села уже вывезли неведомо куда. Не ровен час, в любую ночь могут прийти, загрузить наши семьи в вагоны и отправить в сибирскую тайгу. Все окрестные сёла сидят на упакованных баулах в ожидании отправки. Мы всю жизнь у сохи стояли, хлебушек растили, коров да кур пасли, детишек на ноги поднимали, далее своей околицы мира не видели. Не знавали, как лес валить, как дома деревянные строить. Наши предки в саманных мазанках жили и нам заповедовали. Здесь жизни не стало, земское начальство лютует, всю кровь выпило, земля не родит, дети с голоду пухнут, и в Сибири от незнания тамошней жизни пропадем. Посоветуй, батюшка, как нам быть?».

Крестьянское безземелье и «земельную тесноту» Столыпин решал очень просто. Объявил, что бескрайние просторы, реки и озера, заливные луга и пастбища, тайга и недра, лежащие за Уралом, отдаются в вечное пользование любому, кто пожелает туда уехать. Он не сгонял местное население в резервации, как в свое время сделали американцы, а противопоставил им переселенцев. Специально для переселения были оборудованы железнодорожные «вагоны – столыпники», в которых можно было перевезти не только многочисленные семьи с имуществом, но и крупный рогатый скот.
О столыпинском полицейском терроре помнят до сих пор: если понятие "столыпинский галстук" пока еще является достоянием истории, то выражение "столыпинский вагон" всем знакомо.

Фото 4:Возможно, в этом вагоне прибыли в Сибирь князья Бабичевы.

Выражение из выступления члена партии кадетов депутата 2-й Государственной думы Федора Измаиловича Родичева (1856-1932) на заседании Госдумы 17 ноября 1907г.
Поводом к нему послужил доклад, который представил Думе председатель Совета министров России А. П. Столыпин. В нем он обещал и далее всемерно бороться с революционным движением в России. Такую политику горячо поддержал депутат-черносотенец В. М. Пуришкевич в своей речи в защиту военно-полевых судов (12 марта 1907 г.): «А где убийцы, все ли они вздернуты и получили Муравьевекий галстук?» (граф М. Н. Муравьев был прозван «вешателем» за жестокое усмирение польского восстания 1863 г.).
Отвечая В. М. Пуришкевичу, кадет Ф. И. Родичев сказал: «В то время, когда русская власть находилась в борьбе с эксцессами революции, только одно средство видели, один палладиум в том, что г. Пуришкевич называет Муравьевским воротником и что его потомки назовут, быть может, столыпинским галстуком». (Государственная дума, третий созыв: Стенографические отчеты. Сессия первая. Ч. 1. СПб, 1908).
В наказание за «непарламентское выражение» Ф. И. Родичев был исключен Думой на 15 заседаний, а П. А. Столыпин даже вызвал его на дуэль. Она не состоялась - депутат извинился перед премьером, но «столыпинский воротник» прочно вошел в ряд крылатых выражений того времени.

Фото 6: Столыпинский галстук

Продолжение:
"Сибирь"

Петр Столыпин был государственным деятелем, великим реформатором. Он родился в 1862 году в Дрездене, а скончался в Киеве, в 1911-м. В разное время Столыпин занимал различные посты. Так, он был уездным Ковно, саратовским и гродненским губернатором, премьер-министром и министром внутренней политики.

Краткая биография

В истории России начала 20-го столетия Столыпин стал известен как государственный деятель и реформатор. Весьма значительной его роль была при подавлении волнений 1905-1907 гг. В 1906-м Николай Второй предложил ему должность министра внутренней политики. Спустя некоторое время после этого было распущено Правительство и Госдума первого созыва. Столыпин, в свою очередь, был назначен премьер-министром. Находясь на новом посту, который он занимал до самой своей гибели, он провел несколько законопроектов. В истории этот период отмечен как аграрная реформа. Главное содержание преобразований состояло в введении частной земельной собственности крестьян. В принятом законе о военно-полевых судах были ужесточены наказания за тяжкие преступления. Впоследствии Столыпин был раскритикован за эту жесткость. В числе прочих мероприятий, которые проводил премьер-министр, стоит отметить введение земства для западных губерний, ограничение автономии Финляндского Великого княжества, роспуск второй Думы, изменения в избирательном законодательстве. Все эти реформы способствовали подавлению волнений 1905-1907 гг. С деятельностью Петра Аркадьевича связывают две фразы, ставшие крылатыми: "столыпинский галстук" и "столыпинский вагон". Эти два выражения, как считают историки, очерняют имя реформатора. Разберемся далее, чем вызвано такое мнение.

"Столыпинский галстук"

Это крылатое выражение надолго очернило имя великого деятеля России. Петр Аркадьевич отличался своими ораторскими способностями. Это не раз подтверждалось на заседаниях Думы. На одном из них и появилось выражение "столыпинский галстук". Год, в который произошло событие, - 1907. Заседание проводилось 17-го ноября (по старому ст.). Автор выражения "столыпинский галстук" (фото реформатора представлено в статье) - Федор Родичев. Этот известный кадет поднялся тогда на трибуну. Начало его выступления вызвало волну негодования у депутатов. Продолжая свою речь, Родичев все больше терял самообладание. И в запальчивости вспомнил выражение "муравьевский воротник" Пуришкевича. Речь шла о деятельности генерала Муравьева, связанной с ликвидацией Польского восстания в 1863-м. Как сообщает стенограмма проводившегося заседания, далее Родичев произнес: "То, что было названо муравьевским воротником, впоследствии будут называть "столыпинский галстук". Определение, которое дал Родичев, предполагало веревку для виселицы.

Реакция депутатов

По залу мгновенно пронеслась новая волна негодования. Депутаты отовсюду кричали, что подло и нечестно оскорблять представителя императора. Затем некоторые из них направились к трибуне и пытались силой стащить с нее Родичева. Депутаты имели различные и мнения. Однако, несмотря на это, все они выразили свое крайне негативное отношение к случившемуся. Речь кадета была раскритикована и самим Пуришкевичем. В итоге заседание Думы было сорвано. При первых же криках бледный и взволнованный Столыпин вышел из зала. Председатель Думы Хомяков и министры последовали за ним.

"Инцидент исчерпан"

Столыпин, как дворянин, в перерыве передал кадету вызов на дуэль. Незамедлительно после получения известия Родичев примчался к Петру Аркадьевичу и в присутствии нескольких свидетелей принес извинения, раскаявшись в содеянном. Столыпин простил кадета. На был исчерпан. Известие о прощении Родичева довольно быстро облетело депутатов, внеся в массы успокоение. Однако, как свидетельствуют очевидцы, после этого происшествия Столыпин никогда более не протягивал Родичеву руку. Госдума незамедлительно приняла меры. За свою фразу "столыпинский галстук" Родичев был отстранен от 15 заседаний.

"Миф о реформаторе"

Происшествие могло остаться частью истории. Однако миф начал жить своей жизнью. С подачи большевиков выражение "столыпинский галстук" означает наказание неповинных людей решениями военно-полевых судов, полномочия которым дал реформатор. В одной из своих статей Ленин писал о Петре Аркадьевиче как об "обер-вешателе и погромщике, подготовившего себя к министерскому посту истязаниями крестьян".

Дальнейшая история

Несомненно, большевики не смогли простить Столыпину принятие закона о военно-полевых судах, которые пытались погасить пламя бунта, прекратить грабежи и насилие революции 1905-1907 гг. Кроме этого, реформы отсрочили наступление восстания 1917-го. При власти Советов миф кочевал из одного учебника по истории в другой. Фраза "столыпинский галстук" под влиянием коммунистического режима превратилась в ярлык. В какой-то момент вся реформаторская деятельность Петра Аркадьевича была сведена исключительно к этому выражению. В этом виде фраза "столыпинский галстук", собственно, и дожила до настоящего времени.

Соцопрос

Согласно данным анкетирования, в одной из социальной сетей действительную историю появления фразы "столыпинский галстук" знали только 22% опрошенных. 9% респондентов посчитали, что в такой форме выразилось негодование народа относительно массовых репрессий, казней и проверок "революционных" районов. 9% опрошенных высказали мнение, что это был модный в то время галстук, который носил Столыпин. Практически 49% респондентов посчитали, что таким образом реформатор затянул петлю на шее террора.

"Столыпинский вагон"

Это еще один миф, неотступно следующий за именем реформатора. В ходе своей деятельности Столыпин уделял большое значение восточным территориям Империи. Выступая в 1908-м году, 31-го марта, в Госдуме на заседании, посвященном вопросу о целесообразности сооружения на Амуре железной дороги, он сказал о том, что символом России является Он смотрит на восток и на запад. Говоря о том, что одноглавые птицы также сильны, Столыпин, однако, отмечал, что, если отсечь одну голову, то двуглавый орел не станет сильнее, он просто истечет кровью. Вместе с главным управляющим землеустройством и земледелием Кривошеиным, Петр Аркадьевич в 1910 году совершил инспекционную поездку в Поволжье и

Политика реформатора

Деятельность Столыпина относительно Сибири заключалась в поощрении переселения на ее свободные территории крестьян из европейских районов страны. Эта политика являлась частью аграрных преобразований. В результате в Сибирь переселилось порядка 3 млн человек. В Алтайском крае в ходе реформ было основано больше 3400 населенных пунктов. В них поселилось более 600 000 человек, которые составили порядка 22% жителей всего округа. Крестьяне-переселенцы ввели в оборот около 3.4 млн десятин пустующей земли.

Транспортировка крестьян

В 1910 году для переселенцев были построены специальные вагоны. Они отличались от обычных. Разница состояла в том, что часть вагона во всю ширину была отгорожена. Она предназначалась для перевозки крестьянского инвентаря и скота. Позже, с приходом Советской власти, в составах на окна были поставлены решетки. Вагоны стали использоваться для принудительной отправки кулаков и прочих "контрреволюционных элементов" в и Сибирь.

Мнение Солженицына

В своей книге автор описывает историю возникновения таких вагонов. Надо отметить, что Солженицын - поклонник Столыпина. Защищая реформатора, в своих книгах он пытался развенчать существовавшие мифы, касающиеся имени Петра Аркадьевича. В качестве замены выражению "столыпинский" автор предложил "сталинский" вагон. Таким образом, налицо неверное толкование доброго намерения реформатора. Однако если Столыпин мог вызвать на дуэль Родичева за оскорбление, то остановить эту ложь он уже был не в силах.

В заключение

Современники, говоря о Столыпине, с особым уважением рассказывали о его бесстрашии. На реформатора планировалось и за всю его деятельность было совершено одиннадцать покушений. Последнее из них произошло в Киеве. В реформатора стрелял Дмитрий Багров. В ходе этого покушения Столыпин получил смертельную рану. Спустя несколько дней Петр Аркадьевич скончался. Деятельность Столыпина имела огромное значение для развития империи. Его реформы вошли в историю как одни из самых эффективных. Многие фразы Столыпина, произнесенные им на заседаниях Думы, стали крылатыми.


18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 года умер после смертельного ранения великий русский реформатор Петр Аркадьевич Столыпин, дух которого ярко проявился в знаменитой фразе - «Вам нужны великие потрясения, а мне нужна Великая Россия!». По разным данным, на его жизнь покушались от 10 до 18 раз. Выстрел двойного агента - царской охранки и партии эсеров Мордехаема Богрова оказался роковым. Произошло это 14 (1) сентября в Киевском театре, где шла опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В жизни чуда не случилось - через четыре дня председатель Совета министров Российской империи скончался и погребен в Киево¬Печерской лавре. Убийцу же 13 (9) сентября Киевский окружной военный суд спешно приговорил к смертной казни, и еще через два дня «столыпинский галстук» затянулся на его шее. До сих пор идет дискуссия: кто убрал с политической сцены Петра Столыпина, какие силы вели руку молодого убийцы? Отражением этого спора являются и предложенные публикации. Верить или нет доводам, изложенным в них, - дело личное. Высказанные мысли не бесспорны, но интересны, дают повод для размышлений.

Выполнен приказ Троцкого
Военный исследователь и активный участник белого движения, генерал-майор Юрий Лариков видит за этим убийством масонскую организацию.
В своей книге «Парадоксы истории», издан-ной в 1982 году в Нью¬Йорке под псевдонимом В. Ушкуйник, он пишет: «В лице Столыпина, человека исключительной воли, административного таланта и бесстрашия, масоны видели своего смертельного врага. Как и Ленин, они прекрасно понимали: пока Столыпин у власти, никакие «великие потрясения» невозможны. За ним охотились, как за диким зверем.
Присяжный поверенный Мордка Богров, сын очень состоятельных киевских иудеев, каким-то непонятным и таинственным образом поступил в киевскую полицию секретным агентом. И вскоре был назначен (тоже неясно кем) в число агентов, которые должны охранять императора и Столыпина, присутствовавших на спектакле, ставшем трагическим. Богров подошел к Столыпину, сидевшему в партере, и выстрелил в него из казенного браунинга… Он никого не выдал на допросе и был вскоре повешен в «Косом капонире». Разъяренное население Киева готовилось перебить иудеев, и только энергичные меры правительства, вызвавшего три казачьих полка, остановили погром.
Как потом выяснилось, утром, в день убийства, Богров имел свидание с Бронштейном (Троцким) в одном из киевских кафе, очевидно, для получения последних инструкций. Следует указать: в начале своей политической карьеры Троцкий был масоном 9¬й степени. На мрачные размышления наводит более чем странное назначение такой заведомо подозрительной личности, как Богров, в состав личной охраны императора и Столыпина. Это назначение было явно кем-то умышленно подстроено. И на ум невольно приходит тот факт, что Лопухин, начальник департамента полиции, был масоном.
Убийство Столыпина прозвучало первым ударом колокола, возвещавшего миру о скорой кончине императорской России. Весьма возможно, что Столыпин, который понимал лучше других всю опасность войны для России, смог бы избежать ее, если бы летом 1914 года был жив…»
Насколько убедительны мысли кадрового офицера, воюющего с первых дней гражданской войны против красных? Трагический финал этой борьбы он пережил на Дальнем Востоке, откуда в 1921 году перебрался в Китай. После победы коммунистов Мао вместе с чанкайшистами эвакуировался на остров Тайвань, где вплоть до 1968 года возглавлял научно¬исследовательский институт военного министерства. Владея помимо родного русского языка китайским и многими европейскими, Юрий Романович имел возможность глубоко копаться в тайнах истории. Свои исследовательские усилия он направил на поиски корней трагедии, постигшей Россию. Некоторые из них увидел в усилиях вольных каменщиков.
Так, опираясь на книгу воспоминаний великого князя Александра Михайловича, а также признания Александра Керенского о принадлежности всех членов Временного правительства к масонским ложам, приходит к выводу: Февральская революция - дело их рук. «Масоны занимали многие ключевые посты в административном аппарате империи, - пишет он в своей книге, - и имели полную возможность влиять на ход событий. Фактически не было никаких государственных секретов, которые не были бы немедленно известны масонам и не переданы ими в Париж, в их «материнскую ложу».
В книге великий князь Александр Михайлович упоминает один чрезвычайный факт, мало известный широкой публике, о том, что тринадцать гвардейских кавалерийских полков по личному приказу государя должны были прибыть с фронта в Петроград для подавления беспорядков. Дальше великий князь пишет: «Позже я узнал, что изменники, сидевшие в Ставке, под влиянием лидеров Государственной Думы осмелились этот приказ отменить». Иными словами, заседавшие в Думе вольные каменщики, приказали своим «братьям» в Ставке отменить приказ государя и этим открыть дорогу Февральской революции. Слова государя из его дневника — «кругом измена, трусость и обман» относились, вероятно, к этому эпизоду, изменившему весь ход истории и погубившему в конечном счете самого императора, всю его семью…

«Масоны не причастны»
- с этих слов начал свой комментарий бывший Великий мастер Великой Ложи России, философ и специалист в области трансперсональной психологии Георгий ДЕРГАЧЕВ.
- Если говорить о Троцком¬Бронштейне, то у меня нет информации о том, что он был регулярным масоном, тем более в 9 градусе. Я подчеркиваю - регулярным, а не имитирующим масонство. Да, первая книга, которую Троцкий написал в заключении, была посвящена масонской тематике, но ему принадлежат и слова «гнать масонство железной метлой». Впрочем, за комментариями о Троцком лучше обратиться в партии и организации, которые считают себя его последователями, а то они, не дай бог, обвинят нас во вмешательстве в их внутренние дела. Российским масонам и без того приходится отдуваться за их исторические авантюры.
Что же касается иудея Мордки Богрова, убившего Столыпина, то при чем здесь масоны?! Во-первых, Богров был агентом охранки, а не масонов. Во-вторых, я всегда удивляюсь, когда масонство отождествляют с иудаизмом. Даже термин «жидомасонство» придуман, думаю, не без умысла, а лишь с тем, чтобы дискредитировать российских вольных каменщиков.
Однако вернемся к убийству Петра Аркадьевича Столыпина, заказчики которого, говоря современным языком, так и остались не известными. У Столыпина, политика волевого и принципиального, было слишком много врагов. Почитайте иную литературу и узнаете много других версий. Одна из них гласит, что он был неугоден как самому императору, так и его ближайшему окружению. Известный исторический писатель Валентин Пикуль, например, уверен: убийство Столыпина - на совести царской охранки.
Была ли Февральская революция делом русских масонских лож? Вопрос значительно сложнее и тоньше, чем кажется на первый взгляд. Действительно, большинство министров Временного правительства были членами организации «Великий Восток народов России», называющей себя масонской ложей. Истина заключается в том, что ее создал в начале прошлого века «Великий Восток Франции», где преобладали атеистические тенденции и политические цели. Это нарушает масонские традиции, и такая ложа является нерегулярной. Следовательно, нерегулярной ложей считается и «Великий Восток народов России». Она однозначно поставила себя вне масонства и своей конституцией, где были обозначены политические цели и задачи.
Так называемая ложа «Великий Восток народов России», еще раз хочу подчеркнуть, не являлась масонской организацией, и ее за таковую не признала ни одна Великая регулярная ложа мира. Так что Февральская революция творилась политиками, которые называли себя масонами, но таковыми не являлись ни по духу, ни по закону. Согласитесь, справедливо ли деяния людей, которые по своей прихоти назвали себя масонами, приписывать регулярному масон-ству России? Впрочем, русской истории характерно самозванчество. Вспомним, Лжедмитриев, Лжепетра III… А сколько было Анастасий!

«Столыпинский галстук»
«Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка, - говорил Петр Столыпин. - Где аргумент бомба, там естественный ответ - беспощадность кары».
8 июля 1906 года он возглавил правительство Российской империи в час, когда терроризм достиг своего пика. За три года было совершено 26268 покушений, 6091 убийство должностных и частных лиц, свыше 6000 ранено. Было убито 768 и ранено 820 представителей власти. Премьер решил обуздать революционный хаос.
Стремясь остановить волну террористических актов, зачинщики которых зачастую уходили от возмездия из¬за судебных проволочек и адвокатских уловок, он ввел «скорострельную юстицию». В соответствии с ней предание суду происходило в течение суток после акта убийства или вооруженного грабежа, разбор дела мог длиться не более двух суток. Приговоры военно¬полевых судов утверждались командующими военными округами и приводились в исполнение в 24 часа. Обычно через повешение, отсюда и удавки стали называться «столыпинскими галстуками».
За годы его премьерства казнено: 1906 г. - 574 человека, 1907 г. - 1139 человек, 1908 г. - 1340 человек, 1909 г. - 717 человек, 1910 г. - 129 человек, 1911 г. - 73 человека. Такая жесткость не принесла ему популярности, но, судя по статистике, он погиб, фактически сломив терроризм.
Подготовил Павел АНОХИН

18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 года умер после смертельного ранения великий русский реформатор Петр Аркадьевич Столыпин, дух которого ярко проявился в знаменитой фразе -
"Вам нужны великие потрясения, а мне нужна Великая Россия!"
........................................ ........................................ ....................................

Не учил Перун, - коли бью т в щеку,
Подставляй другую смирнёхонько,
А учил Перун дать отпор врагу,
Чтоб обидчик завыл тошнёшенько!

Большинство антироссийских мифов рождается вне нашей страны, в стане ее геополитических и идеологических противников. Однако изрядная доля русофобских настроений присутствует и внутри России, подтачивая основы государства. Создавать мифы о беспробудном народном пьянстве, об «империи зла», «тюрьме народов» и «церковном мракобесии» становится признаком принадлежности к особому «элитному» клубу, где его члены не ассоциируют себя с «этой» страной. Василий Розанов в «Апокалипсисе нашего времени» определил опасный диагноз: «Россия погибает от нигилизма, то есть от неуважения к себе».

Бороться с русофобией, искоренять мифы – это задача любого мыслящего человека, кто чувствует себя причастным к России, ее прошлому, настоящему и будущему.


Есть одно «крылатое выражение», долгое время очернявшее имя великого сына России Петра Аркадьевича Столыпина.

Событие имело место 17 ноября (по старому стилю) 1907 года на заседании III Государственной Думы. На трибуну поднялся известный кадет Федор Родичев. Начало его речи вызвавало недовольную реакцию депутатов. Затем, теряя самообладание, в запальчивости, Родичев вспоминает выражение В. Пуришкевича о «муравьевском воротнике» (имелвась в виду деятельность генерала М.Н. Муравьева по ликвидации Польского восстания 1863 г. – Ред). И дальше, как сообщает стенограмма заседания, он произнес: «то, что Пуришкевич называет муравьевским воротником, потомки назовут столыпинским галстуком». Кадет подразумевал под этим веревку для виселицы…

Реакция зала на произнесенные слова была молниеносной. Отовсюду неслись возгласы негодования. Депутаты кричали, что нечестно и подло оскорблять представителя Государя, бросились к трибуне и пытались силою стащить с нее зарвавшегося Родичева. Несмотря на разные политические взгляды, депутаты выразили свое резко негативное отношение к отвратительному сравнению. Сам Пуришкевич был недоволен речью кадета. Заседание было сорвано. Взволнованный и бледный Столыпин при первых криках покинул зал. За ним последовал председатель III Государственной Думы Н.А. Хомяков и министры.

В перерыве Петр Аркадьевич, как дворянин, передал Родичеву вызов на дуэль. Родичев тут же примчался к Столыпину, в присутствии нескольких человек раскаялся в содеянном и попросил прощения.

«Я вас прощаю», – сказал Столыпин, и инцидент был исчерпан. Известие, как пишется в стенограмме, о том, что Председатель Совета министров принял извинение, быстро облетело Думу и внесло успокоение. Но Столыпин, по свидетельству очевидцев, больше никогда после этого не подавал Родичеву руки.

Реакция Государственной Думы также не заставила себя ждать - в наказание за «непарламентское выражение» Родичев был исключен Думой на 15 заседаний.

Казалось, этот факт останется лишь частью истории, однако миф зажил своей собственной жизнью. Большевики раздули миф о реформаторе–вешателе, который решениями военно-полевых судов уничтожил множество невинных людей. В.И. Ленин в статье «Столыпин и революция» (октябрь 1911г.) писал о нём как об «обер-вешателе, погромщике, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян…».

Конечно, большевики не простили Столыпину, введение военно-полевых судов, пытавшихся сбить пламя бунта, остановить грабежи и насилия первой революции 1905-1907 годов; а также реформы, благодаря которым была отсрочена кровавая революция 1917 года. При Советской власти миф стал кочевать из одного учебника истории в другой. Фраза переросла с подачи правящего коммунистического режима в ярлык. Вся деятельность великого государственного деятеля России была сведена к «крылатой фразе». И дожила успешно до сознания сегодняшнего молодого поколения.

Примечательно, что на вопрос одной из социальных сетей о том, что такое «столыпинский галстук», только 22 % респондентов ответили, что это ярлык, навешенный на Столыпина кадетом Родичевым, за который ему пришлось извиняться. 9% посчитали, что это - народное негодование по поводу массовых репрессий и «зачистки» революционных районов, массовых казней крестьян, еще 9 % - что был такой модный в начале ХХ века галстук, какой носил и Столыпин, еще почти 49% - что это удавка на шее терроризма, которую затянул Столыпин.


Еще один миф - о «столыпинском вагоне». От обычных вагон отличался тем, что задняя часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, предназначавшееся для крестьянского инвентаря и скота. Столыпин предложил такие вагоны для добровольцев, для тех, кто выходил из общины и именно добровольно ехал в Сибирь осваивать новые земли.

При Сталине на окнах таких вагонов появились тюремные решетки, вагоны приобрели зловещую славу как транспорт для доставки людей в лагеря. Но это уже был «вагон-зак», а не «столыпинский вагон». К сожалению, людей, извративших добрую идею, вызвать на дуэль Столыпин уже не мог…

А.И. Солженицын, большой поклонник П.А. Столыпина, пытался в своих книгах защитить этого видного общественного деятеля, развенчать мифы вокруг его имени. В качестве замены он предложил название «сталинский вагон», что было бы точнее.

Борьба с мифами – это борьба за собственную историю, за наше будущее...