Биографии Характеристики Анализ

Супер продуктивное состояние михая чиксентмихайи. Вам так же будет интересно

Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и выбирает из неё интересные отрывки. В этот раз мы прочитали книгу известного психолога Михая Чиксентмихайи, посвящённую идее потока - оптимальному рабочему состоянию и способам его достижения.

Михай ЧИКСЕНТМИХАЙИ

Что такое поток

Наше восприятие жизни есть результат действия различных сил, придающих форму нашим переживаниям, влияющих на то, хорошо нам или плохо. Большинство этих сил - вне нашего контроля. Но всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущали не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. Вопреки распространённому мнению, лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания, а тогда, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного.

Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Обретение контроля над собственной жизнью - нелёгкое дело, иногда сопряжённое с болью. Однако в конечном счёте такие переживания наиболее близки к тому, что мы обычно называем счастьем. Эта теория основана на понятии потока - состоянии полной поглощённости деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим.

Главные враги потока

В действительности достичь такого упорядоченного состояния разума труднее, чем может показаться. Вопреки привычным стереотипам, нормальным состоянием сознания является хаос. Без должной тренировки и при отсутствии внимания внешнего объекта люди не могут сохранять сосредоточенность более нескольких минут подряд. В одиночестве, без необходимости концентрировать внимание, мы обнаруживаем, что сознание начинает погружаться в хаос. Предоставленное самому себе, оно, как правило, переключает внимание случайным образом, задерживаясь на неприятных и тревожных мыслях.

Если человек не умеет произвольно упорядочивать сознание, внимание неминуемо остановится на какой-нибудь мучающей его проблеме, на реальной или воображаемой боли. В энтропии нет ничего радостного или полезного, однако она представляет собой естественное состояние сознания.

Когда речь заходит о работе,
люди ориентируются на культурный стереотип, согласно которому работа должна быть неприятна

Оптимальное состояние сознания - это внутренняя упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия (внимание) направлена на решение конкретной реалистичной задачи и когда наши умения соответствуют требованиям, предъявляемым нам этой задачей. Процесс достижения цели упорядочивает сознание, поскольку концентрация на выполнении текущей задачи отсекает всё, не относящееся к делу.

Состояние потока противоположно психической энтропии. На самом деле сражаться приходится не с собой, а с энтропией, которая вносит в сознание хаос. По сути, это битва за себя, борьба за установление контроля над вниманием.

Парадокс работы

Исследования показывают, что во время работы люди чувствуют себя более счастливыми, сильными и креативными, нежели в свободное время, когда они часто скучают и не знают, чем заняться. Но при этом люди стремятся поменьше работать и побольше отдыхать. Чем объяснить это противоречие?

Когда речь заходит о работе, люди перестают доверять собственным чувствам. Они не обращают внимания на свои актуальные переживания, а вместо этого ориентируются на укоренившийся культурный стереотип, согласно которому работа должна быть неприятна. Они думают о ней как о принуждении, ограничении своей свободы, от которого нужно всеми силами стремиться избавиться.

Но если человек уделяет внимание какой-либо задаче против своей воли, он чувствует, что его психическая энергия расходуется напрасно. Время, потраченное на это, он воспринимает как вычеркнутое из жизни. Многие люди относятся к своей работе как к вынужденному занятию, и это мешает им наслаждаться жизнью, даже если работа в данный момент доставляет им удовольствие.

Условия создания потока

В результате наших исследований было выделено восемь основных компонентов переживания состояния потока. Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной. Чем бы ни занимался субъект, его способности должны соответствовать сложности стоящей перед ним задачи. Радость возникает на границе между скукой и страхом не справиться. Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться. В-третьих и в-четвёртых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь. В-пятых, в процессе деятельности увлечённость субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.

Радость от работы возникает
на границе между скукой и страхом не справиться

В-шестых, занятия в состоянии потока позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями. Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше. Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы. Все потоковые ощущения как бы переводят человека в новую, ещё не изведанную им реальность, наполняя его духом первооткрывательства, расширяя горизонты его способностей. Другими словами, они изменяют личность, делая её более сложной.

Повышение сложности задачи
по мере того, как деятельность становится скучной

Наличие цели упорядочивает предпринимаемые человеком усилия, однако не обязательно делает его жизнь проще. Работая над реализацией поставленных целей, индивид может столкнуться с самыми разными неприятностями. Но отказавшись от цели, ему придётся заплатить за более приятную и удобную жизнь пустым существованием, лишённым всякого смысла.

На вопрос «Счастливы ли вы?» большинство людей вряд ли ответят однозначно. Для каждого человека понятие счастья включает в себя ряд тех или иных факторов. Это позволяет говорить о том, что состояние благополучия является субъективным. Но существует ли счастье, которое будет обладать характеристиками неотъемлемости и трансцендентности? На этот вопрос отвечает психолог Михай Чиксентмихайи.

Теория потокового переживания и современное психологическое знание

Большая часть психологов в разработке своих теорий опиралась на материал, полученный от нездоровых пациентов - невротиков. Например, таковым является всем известный психоанализ Фрейда.

Труд, который создал Михай Чиксентмихайи - «Поток. Психология оптимального переживания» - отображает одну из авторитетнейших концепций в современной психологической науке. Чиксентмихайи, как и Маслоу, является тем ученым, который поставил во главу угла здорового человека. Теория потока находит прикладное применение во множестве областей. Это клиническая психотерапия, повышение эффективности в образовательных процессах, коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями.

Что упущено человеком разумным?

В наше время многие не без причин предрекают конец европейской цивилизации. С другой стороны, мы часто забываем о масштабах того прогресса, которого нам удалось достичь. Чиксентмихайи подчеркивает: наши возможности несоизмеримо больше тех, что имели люди, например, во времена Древнего Рима. Чего же не смог добиться человек? Ответ прост: он не сумел стать счастливым. И более того, в данном отношении даже не наблюдается никакого прогресса.

Беспощадная статистика свидетельствует: в цивилизованных странах, начиная с девятнадцатого века, происходит постепенное увеличение количества самоубийств.

Состояние благополучия и современная культура

В своей книге ученый приходит к выводу, что счастье является субъективным понятием. Удовлетворяя одни потребности, человек неизбежно сталкивается с тем, что на их место приходят новые. Благополучие всегда ускользает из рук. Каждая культура стремилась по-своему решить эту проблему. Например, при помощи веры в бога. Но сколько мы знаем людей, которых она осчастливила? Когда же верования терпят поражение, их место занимают столь вожделенные блага: материальные богатства, власть, секс. Но и они не приносят покоя.

Итак, мы научились удовлетворять наши физические нужды, но не душевные. Очевидно, что счастье во многом определяется именно условиями, которые предъявляет нам жизнь. Человек без крыши над головой вряд ли будет чувствовать себя довольным. Не испытают особого энтузиазма и люди, живущие в нестабильной политической обстановке. И, конечно, не могут быть полноценно счастливыми те, у кого имеются проблемы в семейной жизни.

Что такое состояние потока и его особенности

Но ведь, таким образом, люди априори не могут обрести покой? Каждому бог дает свой крест, чаще всего, кажущийся непосильным.

Чиксентмихайи сумел ответить на этот вопрос. То, что необходимо человеку для поимки птицы субъективного счастья - вовсе не тепличное существование с полным отсутствием проблем. И даже не состояние расслабленности. Что уж говорить, если 1.4% кончающих жизнь самоубийством делают это из-за… пресыщенности жизнью.

Нет. Счастье приносит нечто совершенно иное; ученый дает этому состоянию название «поток». Книга (Михай Чиксентмихайи утверждает, что она является результатом двадцатипятилетних исследований) посвящена тому, как любой человек может его достичь. Парадоксально, но оно даже сродни боли. Это - стремление к цели.

Должны ли мы себя ощущать комфортно, добиваясь ее? И на этот вопрос ответ также отрицателен. Вряд ли бегун, из последних сил приближающийся к финишу, чувствует себя, как в домашнем кресле.

Состояние контроля и власти над событиями собственной жизни и описывает Михай Чиксентмихайи. Поток - это точка, в которой человек превосходит свои силы; тот пункт, где можно обрести истинное счастье.

Как работает человеческое сознание

Истиной нашего бытия является тот факт, что нам никогда не достичь полной безопасности и исполнения всех желаний, утверждает Михай Чиксентмихайи. Поток отличается от состояния временной удовлетворенности тем, что последнее обусловлено внешними факторами. Для одних препятствия - это то, что способно полностью их разрушить. Для других - стимул, который провоцирует на максимальную концентрацию и контроль восприятия.

Сознание ведет себя избирательно по отношению ко всему многообразию окружающей информации. Оно «выхватывает» из нее те куски, которые соответствуют его внутреннему содержанию. Концентрация на негативе приводит лишь к его разрастанию. Вследствие этого, человек приходит в состояние внутренней разупорядоченности или энтропии, что противоположно счастью.

Как войти в состояние потока?

Условием создания потока является погружение в деятельность, утверждает Михай Чиксентмихайи. В поисках потока человеку нужно суметь выявить для себя те занятия, которые одновременно и соответствуют его способностям, и представляют собой вызов. Типов такой деятельности неисчислимое множество. Это может быть что угодно: соревнования в разнообразных видах спорта, оттачивание навыков в изобразительном искусстве, работа в сфере предпринимательства, утверждает Михай Чиксентмихайи. Психология потока имеет важный аспект: состояние истинного счастья невозможно без напряженных усилий.

Хотя оно может возникнуть и спонтанно, в большинстве случаев без стараний не обойтись, предупреждает нас Михай Чиксентмихайи. Поток не благосклонен к тем, кто ленив.

Итак, удовлетворение насущных человеческих потребностей - важная составляющая жизни, но внутреннее благополучие находится в совершенно другой области. «Поток» - книга (Михай Чиксентмихайи подчеркивает ее универсальность), которая способна научить быть счастливым каждого: от уборщицы до акционеров транснациональных компаний.

Михай Чиксентмихайи

Описание от издателя

Цитата

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Радость потока - это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных задач. В отличие от уровня жизни качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой - вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не котируется. Чиксентмихайи напоминает: счастье - это не то, что просто случается с нами, это и искусство, и наука, это то, что требует усилий и своеобразной квалификации. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности».
Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук.

О чем книга

Исследуя творческих личностей, автор обнаружил в своих исследованиях, что они счастливы благодаря тому, что в процессе озарения испытывают состояние потока. Но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Автор выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии.

Почему книга достойна прочтения

Cостояние потока - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И книга приведет читателя к этому состоянию.
Оказывается, счастье не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, оно в наших руках.
Редкий пример служения высокой науки обычному человеку.

Для кого эта книга

Для всех, кто стремится по-настоящему счастливо прожить эту жизнь. Для тех, кто интересуется психологией как дисциплиной, кого в принципе привлекает феномен счастья, ну и для всех тех, кому этого самого счастья так сильно не хватает в собственной жизни. Ведь в состоянии потока удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией безграничное состояние радости.

Об авторе

Михай Чиксентмихайи - психолог, заслуженный профессор и директор центра исследований качества жизни Клермонтского университета (США), член Американской академии образования, Американской академии наук и искусств и Национальной академии исследований досуга, автор около 20 книг, наиболее известная из которых - «Поток» - переведена на 30 языков. Живет и работает в США.

Это подробный обзор только самых важных мыслей из книги Михай Чиксентмихайи Поток, которые я выразила своими словами. Но вы же понимаете, что прочитав одну и ту же книгу каждый выделит главное для себя. Возможно то, что актуально для вас не актуально для меня, поэтому этого и нет в тезисах. Но, тем не менее, делюсь самым важным из прочитанного для меня и советую прочитать книгу Михай Чиксентмихайи Поток каждому.

1. Счастье - это состояние, которое каждый может вырастить и хранить внутри себя. Научившись контролировать свои эмоции и переживания каждый сможет влиять на качество жизни.

2. В процессе достижения цели, на пути к ней в какой-то момент человек перестает получать удовольствие от процесса. Мы сосредотачиваемся на своих целях, которые расположены в будущем, и перестаем жить здесь и сейчас и получать удовольствие сегодня.

3. Все проблемы из детства. Вот и Михай Чиксентмихайи пишет, что иррациональные поступки взрослых чаще всего становятся результатом проблем в детстве. Так, чтобы преодолеть тревожность, свойственную многим взрослым, необходимо стать независимым от социального окружения. Мышление в терминах социальных вознаграждений и наказаний приводит к возникновению зависимости от чужого мнения и стереотипов. Для обретения состояния счастья человеку необходимо научиться формировать и поддерживать вознаграждения внутри себя, развивать способность испытывать радость независимо от окружающих обстоятельств. Чтобы перестать зависеть от целей общества достаточно выстроить свою собственную систему целей, независимую от мнения большинства или навязанного из вне с определенными, чуждыми человеку, целями. Все, чему нужно научиться для обретения счастья это научиться наслаждаться и увидеть смысл жизни в самой течении жизни как таковой. Тогда никто не сможет ни управлять, ни навязывать ценности и приоритеты.

4. Человек, который не способен устоять перед такими искушениями как вкусная еда, секс, выпивка теряет способность управлять своей психической энергией. К примеру, алкоголики, объясняя свою тягу к спиртному оправдывают свои действия голосом природы, физической тягой, безысходным окружением. Тогда как объяснение тяги очень простое - желание избежать ответственности за свою жизнь.

5. Просто знание того, как избавиться от влияния окружающих мнений и суждений ничего не изменит, решительность и сила воли влияют здесь играют определяющую роль. Если знание применяется с целью изменить наши привычки и знания, то движение вперед становится медленным и болезненным.

6. На вопрос что может спасти от тревог и страха, автор книги отвечает просто: необходимо установить контроль над сознанием, позволяющим управлять качеством своего переживания.

7. Внешние события существуют для нас только в том случае, если мы их осознаем, сознание означает субъективно переживаемую реальность.

8. Чтобы научиться получать удовольствие и радость от созерцания картин, природы, обыденных предметов необходимо вложить немало психической энергии. Но без постоянной работы по совершенствованию умений и навыков невозможно достичь истинного наслаждения процессом. То же касается и музыки. Музыку важно не слу шать, а слы шать. Высокая концентрация позволяет получать удовольствие даже от тишины. Любое удовольствие: еда, музыка, секс, визуальные созерцания способны приносить радость только если человек контролирует процесс и вовлечен в него безоговорочно и полностью. Очень напоминает состояние .

9. Если заниматься и уделять внимание какой-либо задачи против своей воле, то психическая энергия будет тратиться понапрасну. Это касается как навязанного действия (попросили), так и к нелюбимой работы.

10. Для возникновения состояния потока у семьи должна быть общая целей, ценностей и приоритетов. Кроме долгосрочных целей должен быть сформулированный комплекс задач. Если цели в семье разные, то достичь потокового состояния практически невозможно.

11. Способность находить в неприятностях и откровенных несчастьях позитивную сторону - талант и редкий дар. Это касается и обычных неприятностей, связанных с потерей денег, друзей,работы и т. д. И глобальных событий, связанных с потерей здоровья. Таких людей Михай Чиксентмихайи называет аутотелическими личностями.

12. Аутотелические личности преобразует переживания, влекущие энтропию, в состояние потока. Такие люди придерживаются следующих правил: ставят цели, полностью погружаются в деятельность, уделяют внимание происходящему вокруг, учится радоваться сиюминутным переживаниям.

13. Внутренний конфликт у человека может возникнуть из-за того, что за психическую энергию борются много противоречащих желаний и целей. Прекратить конфликт можно только оделив важные цели от второстепенных и построить иерархию приоритетов между ними. Достичь этого можно двумя способами: vita activa — жизнь в действии или vita contemplativa - путь размышлений. Посредством vita activa человек постигает состояния потока через полное погружение в решение конкретных внешних задач.

14. Прежде чем вложить существенную часть психической энергии в какое-либо дело или цель спросите себя: действительно ли я хочу этим заниматься? Доставляет ли это мне истинное удовольствие? Смогу ли я в будущем наслаждаться достижением цели или результатом достигнутой цели? Стоит ли это дело цены, которую придется заплатить за достижение цели? Смогу ли я жить в мире с собой когда цель уже будет достигнута?

15. При условии, что цель выбрана правильно и есть решимость не сдаваться при первых трудностях, высокая сосредоточенность на своих действиях и событиях вокруг себя, времени на то, чтобы быть несчастным просто не останется.

16. Животные не могут сами себе причинить страдание, как это делает человек, находя причины извне быть несчастным. Психика животных не настолько развита, чтобы чувствовать отчаяние и негодование даже тогда, когда все их потребности полностью удовлетворены. Человек испытывает психическую энтропию именно потому, что способен видеть в том числе цели, которые он не способен достичь. Разум человека способен осознавать не только актуальное положение вещей, но и потенциально возможное. В условиях множества задач человек впадает в тревогу, а при их отсутствии начинает скучать.

17. Чтобы в страданиях обрести цель нужно увидеть в них задачу себе по целям. Например, если человек сирота, которую обделяли в детском доме или не выдали полагающуюся недвижимость, то он может обозлиться или использовать полученный негативный опыт и стать, например, адвокатом, защищающим права сирот. К такому исходу сложностей и проблем в жизни следует стремиться каждому!

Вам так же будет интересно

17 важных выводов из книги Михай Чиксентмихайи Поток. Психология оптимального переживания

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2011

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства

(предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я », «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принесшая ему всемирную известность, – это именно «Поток». Через некоторое время после ее выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатленные ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Ее включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времен». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после ее выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.