Биографии Характеристики Анализ

Варяги в истории древней. Варяги — откуда взялся легендарный народ

Происхождение

Варяги - название восходит к южнобалтийскому славянскому племени варинов - вагров. Согласно средневековым германским хроникам, варины населяли территории от впадения Эльбы в Северное море на западе до славянских союзов лютичей и сорбов на востоке. Варины упоминаются уже в римских текстах I - II вв. (Тацит, Плиний Старший, Птолемей) в ряду германских племён и локализуются к юго-востоку от англов. В VI в. о варинах упоминает Прокопий Кесарийский. В немецкоязычной историографии зачастую варинов относят к германоязычным племенам.

Однако целый ряд исследователей, такие как В. Лаур или Х. Краэ, выводят самоназвание варины / варги от древнеиндоевропейского корня uor- / ur- ("вода", "дождь", "река"), этот корень встречается в древнеиндийских (var, vari - "вода"), авестийских (var - "дождь") и тохарских (vairi - озеро) языках. Вне зависимости от происхождения со временем варинами / варгами стали именоваться славянские по языку союзы племён юго-запада Балтики. А на наиболее позднем из сохранявшихся языков балтийских славян слово "варанг" означало "меч".

Наиболее ранним датированным законом для части варинов является "Lex Angliorum et Warinorum, hoc est Thuringorum", созданный в начале IX в. для англов и варинов Тюрингии. На тот момент всю Восточную Тюрингию населяли славяне, тогда как в центре этой области они жили черезполосно с германцами.

Мореходы

Приморские вагры / варины как и их восточные соседи ободриты, исходя из своего географического положения, являлись хорошими мореходами. Так, они занимались как торговлей по Балтике, так и завоевательными походами, которые мало отличались от набегов норманнов на приморские территории с целью захвата крупной добычи. Основными направлениями походов славян-варинов являлись современные территории Дании и Швеции.

Об опасности со стороны варинов свидетельствуют мощные валы с укреплениями, выстроенные данами, германским населением полуострова Ютландия, на перешейке от южной угрозы. Сведения Саксона Грамматика, археологические находки немецких археологов в Дании, а также анализ топонимики в Ютландии говорят о набегах на эти территории славян и даже о проживании там каких-то их групп (например, поселение Козель в Ютландии в её области Англия: это поселение состояло из двух частей, причём, в одной из них 30% построек типа землянки имеет характерное для славян северо-западное расположение очага). А в ютландской области Швансен даже известен топоним Виннемарк (виннами/ веннами/ вендами даны называли славян), который говорит, что эта территория была славянской маркой (областью).

Современные датские острова Лолланд, Фальстер и Мён подвергались гораздо большему воздействию славян-варинов и ободритов. Обилие славянской топонимики на этих островах, подкрепляемое данными немецкой и датской археологии, говорит о черезполосном проживании здесь славянского и германского населения. Кроме того, в диалектах датского языка на островах Фальстер и Лолланд до сих пор сохраняется пласт славянских заимствований ("купаться", "безмен", "шёлк", "торг" и др.), которые говорят о влиянии, в первую очередь, славянских купцов и торговых эмпорий на этих островах.

Согласно данным Саксона Грамматика эти острова подпали под влияние славянского острова Рюгена в XII в., в течение которого и происходила славянская колонизация. Однако здесь стоит заметить, что варины и ободриты не только воевали и торговали с данами, но и вступали в браки, что касалось в первую очередь династических связей. Так, на сестре датского короля Вальдемара был женат один из сыновей ободритского князя Никлота Прислав, который был изгнан отцом с родины за принятие христианства. В качестве приданного за женой он получил несколько островов, в том числе и Лолланд, а его сын Кнут даже расширил свои островные владения, которыми достоверно управлял ещё и в 1183 г., когда им была издана одна из точно датированных грамот.

Наиболее освоенным славянами регионом Скандинавии являлся юг современной Швеции (Сконе). Здесь, а также в районе Стокгольма археологи находят огромное количество керамики, характерной для балтийских славян и северо-западной Руси. Основная часть керамики производилась именно в Сконе, а не была завезена извне. Тогда как "викингский" тип керамики грубоват и распространён уже в Средней и Северной Швеции, а также Норвегии. Сейчас достоверно известны характерные для балтийских славян два островных поселения - Мёллехольмен и Хёкён (оба XI в.). В этих поселениях абсолютно преобладает славянский тип керамики. В этот же хронологический период славянская керамика и топонимика доминируют в Лунде (Дания). Славяне из Сконе поддерживали также тесные торговые контакты с Киевской Русью.

Варины и ободриты активно осваивали крупные острова в Балтийском море, лежавшие на торговом пути "Запад - Восток": это Борнхольм и Готланд. Особенно большая славянская диаспора имелась на острове Борнхольм, где встречается не только обилие славянской керамики, но и захоронения по обычаю балтийских славян - трупоположение и богатый инвентарь в могилах. При этом остров находился во власти датских королей, проводивших на острове активную христианизацию местного населения в XI, XII вв., поэтому здесь встречаются даже христианские славянские погребения (в гробах, но с инвентарём). Большое влияние на остров оказывали славяне Рюгена.

Пиратство

Помимо купцов и воинов-мореплавателей балтийские славяне занимались и пиратством. Базами славянских пиратов являлись остров Готланд и удобные бухты в Сконе и Южной Балтике. Английские хроники под 836 г. упоминают, что с этого года на протяжении 200 лет "грешную Англию" опустошали язычники, в число которых наряду с данами, норвежцами, шведами, готами и фризами упоминаются и венды, а пиратами названы даны и венды.

Очевидно, варины и ободриты помимо торговых контактов с восточной Прибалтикой также совершали на неё и военные набеги с целью грабежа местного населения, как финского, так и балтийского и славянского, а возможно, и закрепления на длительный срок путём постройки своих поселений. В Повести временных лет летописец упоминает о том, что соединившиеся племена славян и финнов (чудь и меря) смогли одержать военную победу над варягами и выгнать их за море. Но из-за внутренних усобиц, начавшихся после избавления от внешней угрозы, племена перессорились и поняли необходимость приглашения князя к себе на княжение.

Поляне

В это время у восточных славян государство существовало лишь у полян-руси. Примерно в конце VI в. поляне-русь, будучи одними из ославяненных ветвей античного народа ругий (рутенов), переселились из Паннонии на средний Днепр. Это произошло, по-видимому, из-за падения королевства гепидов в Паннонии в 567 г. под ударами аваров и лангобардов. Возможно, что на самоназвание "русь" повлияли и ираноязычные племена Северного Причерноморья росомоны (росоманы) и роксоланы.

Именно к рубежу VI - VII вв. восходит сохранившаяся в и в армянской хронике VIII в. легенда об основании на берегах Днепра (в стране Полуни) города тремя братьями, старшего из которых достоверно звали Кий (Куй), а младшего Хорив (Хорев). Кий стал основателем местной княжеской династии. Поляне-русь отличались от своих соседей - других славиний, которые казались по сравнению с ними куда более дикими. Археологические находки указывают на наличие у древних полян плащей, которые они закалывали пальчатыми фибулами, чего не делали их лесные и степные соседи, а качество одежды было также на высоте.

В языческом культе полян важное место отводилось богу Роду, которому было посвящено богатое капище в "закрытом" для торговли городке Родень. В этом городке приносились даже человеческие жертвы, которыми зачастую служили иностранцы, выбранные по жребию или оказавшиеся рабами. Подобное священное место было и у балтийских славян - остров Рюген. Поляне, в отличие от окружавших их других славиний, не кремировали своих покойных, а хоронили путём трупоположения с ориентацией погребения на запад, укладывая в могилу покойного большой инвентарь, зависевший по количеству от знатности погребаемого. Схожие обычаи были и у балтийских славян: варинов и ободритов. История ругов/ рутенов, которых античные авторы локализовывали на начало нашей эры в Южной Балтике (между Одером и Вислой), а затем хронисты (Иордан и др.) замечали их разделение и частичное перемещение в Паннонию (на Средний Дунай), показывает, что этот древний, относимый к восточным германцам народ (на самом деле имена показывают кельтские и даже иллирийские составляющие) мог уже в ославяненном виде проявить себя уже в разных регионах Европы похожим образом. Так, память о рутенах в Паннонии сохранялась ещё долго:

1) в Южной Венгрии за междуречьем Савы и Дуная примерно до XIII в. держалось обозначение как Русская марка, куда Галицко-Волынские князья ездили на паломничество, а также перечисляли деньги существовавшим там монастырям;

2) в Восточной Австрии, где имелась область Ругенланд, а местного герцога называли "герцогом рутенов", а кроме того, использовали обозначение "герцогство Русь". Возможно, название Австрии в чешском и словацком языках как "Ракоуско" восходит именно к этому периоду;

Кроме того, крайними точками топонимики о ругиях/ рутенах в Европе следует считать на севере остров Рюген, являвшийся культурным и торговым центром для всех балтийских славян, а на юге - город Рас в современной Южной Сербии, давший название первому сербскому государству - Рашка, а его населению расци. Интересно, что и в отношении других рутенов в латиноязычных источниках использовались чередования Razi, Raszi, Ruteni, Ruggi, Rusi, а в некоторых церковных документах в отношении рутенов Паннонии даже встречается наименование Raszii ad Russia, указывающее на территорию их происхождения.

Варины и ободриты в немецких хрониках никогда не назывались русью, впервые их причастность к руси возникает в Повести временных лет в рассказе о призвании варягов: "идаша за море к Варягом к Руси сице бо звахуть и варязи суть яко се друзии зъвутся Свие друзии же Оурмане Анъгляне друзии Гъте тако и си реша Русь". Из этого отрывка ясно, что варяги-русь являются особым народом среди других, здесь перечисленных, народов Балтики: свеев (шведы), урман, англов (живших в Ютландской Англии) и готов. При этом ещё в самом начале летописи при перечислении народов "колена Афетова", т.е. библейского Иафета перечислены: "Варязи, Свеи, Оурмане, Русь, Агняне, Галичане, Волъхва, Римляне, Немцы, Корлязи, Веньдици, Фрягове". Перед этой записью варяги локализуются летописцем у Варяжского (Балтийского) моря, где на востоке они доходят "до предела Симова" (примерно до Волги), а на западе до "земли Агнянской и Волошской". Такое определение можно применить вообще к расселению всех славян (от Волги до Балкан и Ютландии). Ещё раньше про русь говорится, что "в Афетове же части седять Русь, Чудь и вси языци". Причём, эти языки включают в себя только финно-угорские и балтские племена. Таким образом, русь упоминается как среди народов всей Европы наряду с варягами, галичанами (возможно, имевшими смешанное кельто-славянское происхождение) и венедами ("веньдици"), в другом месте русь (возможно, имеются ввиду все восточные славяне) стоит на первом месте в числе финно-угорских и балтских племён.

Бертинские анналы за 839 г. сообщают о том, что в Константинополь пребывали некие послы "хакана русов", которые сами себя признали свеями (шведами). Правда, этот русский каган мог быть как киевским князем из династии Киевичей, так и правителем с другой территории. Арабские источники примерно в это же время сообщают о некоем "хакане русов", правящем на острове, откуда совершаются разорительные набеги на славянские земли. Этот каган мог быть князем в Крыму (Чёрное море в районе Керчи называлось Русским) или на Дунае, где по косвенным данным источников также была некоторая территория в низовьях реки, называвшаяся Русью, куда впоследствии пойдёт войной князь Святослав. Кроме того, здесь мог подразумеваться всё тот же остров Рюген. Под 852 г. в Повести временных лет есть запись, что с этого года, когда на престол вступил император Михаил, "нача ся прозывати Руска земля яко при сем при цари приходиша Русь на Царьгород". Возможно, известие о прозвании Русской земли было ещё древнее, но в связи с переписыванием летописи при новой правящей династии Рюриковичей это событие было подтянуто на более позднее время, хотя и обозначается явно до призвания варягов.

Наемники Константинополя

Варяги не только могли появиться в качестве послов при дворе императора ромеев, но и нанимались к нему на службу. Согласно Лаксдельской саге и терминологии византийских источников первым норманном в гвардии императора ромеев следует считать Болле Боллесона, который не ранее 1020 г. примкнул к уже существовавшей варангской гвардии. Сам же варангский корпус сложился в 988 г. благодаря русскому князю . В 980 г. Владимир, не имея денег для выплаты своей варяжской дружине, выслал варягов в Константинополь и написал императору не пускать этих людей обратно на Русь. Ромеи определяли уже варангов как русских или славян, иногда как тавроскифов (этим этнонимом тоже обозначали русских).

Русские были известны не только своими походами по Чёрному морю. Известно, что ещё киевский князь Оскольд (возможно, прямой потомок Кия) организовывал походы под стены Константинополя, а в ходе войны с болгарами у него погиб сын. Арабские хроники содержат сведения о вторжениях русов в составе войск хазар в Персию и даже появление русских купцов не только в персидских городах, но и в Багдаде. Доказательством тому служит слово "верблюд" в русском языке, имеющее исконно славянское происхождение и означающее "много ходящий" - значит, его придумали те, кто знал не понаслышке о том, что это за животное.

Путь «из варяг в греки»

Более раннему складыванию чисто варяжского корпуса в Константинополе и отсутствие норманнского вызвано отчасти географическими и политическими обстоятельствами. Через Киевскую Русь был известен , открытие которого летописец относит ко временам апостола Андрея Первозванного, который якобы прошёл по нему, благословив Киевские холмы. Этот путь проходил вверх по Днепру, а далее с волоками в Ловать, оттуда в Ильмень (Ильмерь) озеро, по Волхову в озеро Ново (Ладожское), из которого можно было попасть уже в Балтийское (Варяжское) море. Из Балтики, по мнению летописца, можно было легко попасть в Рим. Однако, если учесть, что апостол Андрей двигался из Синопа в Корсунь (Херсонес), а затем в Рим, то скорее всего он направился в столицу империи по Дунаю. Здесь, видимо, летописец используют некую древнюю легенду, бытовавшую у славян, рутенов или других народов на Дунае, но была принесена к восточным славянам и стала обоснованием правильности решения Кия о постройке Киева именно в этом месте. Кроме того, летописец пишет о пути "в Варяги из Варяг до Рима" по Двине. Третий путь назван по Волге в море Хвалисское (Каспийское). Но на первом месте летописец называет путь "Из Варяг в Греки".

Выбор князя

В начале 960-х гг. перед ильменскими словенами, а также их союзниками по борьбе с варягами встал вопрос выбора князя. Согласно сведениям Никоновской летописи решили на том, что "поищем и уставим такового или от нас или от Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг". Под "дунайцами" понимались либо балканские болгары, либо Дунайская Русь. Поляне к этому времени уже имели свою старую династию Киевичей. Однако выбор был сделан в пользу варягов, от которых был позван князь . У вагров имелся населённый пункт Рёрик (современный Гросс Штрёмкендорф), а имя Рорик было распространено как среди ободритов, так и германцев (франков, данов и др.). Скорее всего, "вари/ варь" трансформировались в языке ильменских словен в варягов ещё ранее IX в., тогда как в немецком их область населения будет называться "Вагер" от латинской формы "Вагрия". У самих ободритов в XI - XII вв. в западном диалекте варины называются "ваиры/ ваигры/ вагиры", тогда как в восточной - "варинове".

Под 845 г. во франкских анналах упоминается "король ободритов" Рорик, который сменил своего предшественника Гостомысла, убитого франками в 844 г. за мятеж против империи. В Никоновской летописи тоже упоминается Гостомысл как предшественник Рюрика, но в данном случае он предстаёт новгородским старейшиной, который и выступил от имени приглашающих князя племён. В 845 г. ободритский князь Рорик поднял новое восстание, но восточнофранкский король Людвиг II подавил его, а в знак своей покорности Рорик даже был вынужден принять христианство, что скорее всего было лишь формальностью. Отождествление с современником этого Рорика франкским герцогом Рориком Ютландским, являвшимся родным братом короля Ютландской Англии, не подтверждается: составители франкских анналов и немецких хроник уделяли большое внимание титулатуре тех, о ком они пишут, поэтому франкский герцог и "король язычников" здесь сильно различаются.

У словен ильменских Рюрик появляется примерно в начале 860-х гг. со своими родичами (Синеус по летописи: sine us - "с родом" (швед.)) и верной дружиной (летописный Трувор = швед. tru war "верные воины"). Согласно данным Никоновской летописи Рюрик правил в Новгороде жёстко и вызвал народное восстание под руководством некоего Вадима Храброго, однако восстание закончилось неудачно, и в дальнейшем много новгородцев бежало от гнева своего варяжского князя в Киев.

Как свидетельствует Повесть временных лет, Рюрик проплывал по Днепру мимо Киева и заинтересовался, чей это город. Ему рассказали легенду об основателях Кие, Щеке и Хориве, и что местное население (поляне) платит дань хазарам. Далее говорится, что Аскольд и Дир "остались в граде сем", а кроме того собрались многие варяги (здесь "Варяги", а не "Варязи", т.е. рука новгородского переписчика) и "начаста владе Полотьскою землею", а Рюрик вернулся в Новгород. Из этого фрагмента видно, что Аскольд и Дир являлись местными киевскими князьями, и они остались и дальше править городом, несмотря на появление у его стен Рюрика, ведь до этого новгородский князь "раздая мужем своим грады" (Полоцк, Ростов, Белоозеро). Видимо, Рюрик ездил укрепить власть своего варяжского ближника в Полоцке, а в другой раз возможно решил посмотреть и на Киев, где правили два родных брата, потомки Кия.

Правление Олега

В 879 г. Рюрик умирает, и власть переходит его малолетнему сыну Игорю, регентом при котором становится действительный (в отличие от легендарных Синеуса и Трувора) родич Рюрика . Регент решает объединить земли разных славиний под властью рода Рюрика. Ведь сам Рюрик смог установить свою власть лишь в городах, наиболее близких от Новгорода. Олег сначала "прия" главный город кривичей Смоленск и ставит там своих мужей-варягов, затем "взя Любець" и, наконец, достигает Киева. Под Киевом он действует хитростью, ведь город явно был хорошо укреплён. Олег прачит свою дружину, а сам с остатком ближников на нескольких ладьях под торговым флагом подходит к городу и заявляет, что сам является купцом-варягом и плывёт в Царьград, но имеет послание для князей от Олега и Игоря. Аскольд и Дир встретились с Олегом под городом, но тот указал на Игоря, что именно он является истинным князем и выскочившие из засады дружинники Олега убили киевских князей-братьев. Олег теперь сам стал княжить в Киеве, а сам город повелел называть "матерью городов Русских", т.к. отсюда (видимо, когда-то) русью стали называться славяне и варяги. Таким образом, в Киеве, столице полян-руси, произошла смена династии: Рюриковичи пришли к власти вместо Киевичей. Но, понимая значение этого города в истории славян и варягов, завоеватель города Олег решил сохранить первенствующее для всех славян и варягов значение этого города в создаваемом им большом государстве.

Далее Олег и дальше покорял различные славинии, а также финно-угорские племена. Наибольшим успехом Олега во внешней политике следует считать успешные походы объединённого русского войска на Царьград и заключение договора с Византией 911 г. Однако после этого Олег уходит с византийской добычей на Ладогу, где были варяжские поселения ещё со времён призвания Рюрика, а оттуда отправляется "за море" - явно на свою родину на Рюген или в Вагрию, куда везёт часть добычи. Место смерти его фиксируется в Ладоге. Очевидно, что Олег решил передать всю власть повзрослевшему уже сыну Рюрика. При этом есть версия, что сын Олега после получения всей власти Игорем бежал в Моравию и там смог стать в 940 г. последним князем этого государства.

Княжение Игоря

Первым киевским князем новой династии считается Игорь, сын Рюрика, поэтому в некоторых поздних летописях генеалогия великих князей из династии Рюриковичей начиналась не с самого Рюрика, а именно с его сына Игоря, именовавшегося даже Игорь Старый. Ведь его политическим предшественником был киевский князь Аскольд (Осколд) прошлой династии.

Русские князья сохраняли связь с Вагрией, посылая туда за варяжскими дружинами. Возможно, что и сами варяги/ варины приплывали на Русь для службы у киевского князя. В конце 930-х в летописях упоминается варяжский отряд на службе у князя Игоря под началом воеводы Свенельда. На содержание варягов Игорь определил дань с древлян и уличей, однако эти славинии не захотели платить дань и начали войну с Киевом. Город Пресечен в земле уличей смог три года сопротивляться киевскому князю, но всё-таки тот "примучи Уличи" и "възложи на ня дань и вдасть Свенделду", т.е. содержание варяжской дружины этими славиниями было возобновлено.

Договор 944 г. упрочил позиции Руси по отношению к Византии, поэтому теперь князь Игорь решил вернуться к полюдью. Полюдье представляло собой объезд признававших власть русского князя земель, которые должны были платить дань и кормить князя и его ближников. Это действо начиналось в Киеве поздней осенью и двигалось "по солонь", а завершалось уже весной тоже в Киеве. В полюдье участвовали и варяги в составе княжеской дружины. Этот обычай был потом известен и в Южной Швеции, куда его "экспортировали" с Киевской Руси варяги и назывался "poluta".

Изменение роли варягов в Киевской Руси

Вместе с тем, на Руси со временем, когда Рюриковичи объединили под своей властью Новгород и Киев, варяжская дружина, имевшая уже и скандинавов в своём составе, стала восприниматься скорее как наёмное войско. В этот период наёмные варяги участвуют и в политических убийствах: в 980 г. ими был заколот князь Ярополк, а в 1015 г. варяги убивают Глеба. Уже в Русской Правде 1016 г. варяги означают именно наёмников вообще на службе князя и на основе этого выделяются в отдельную категорию, являвшуюся неполноправной в отношении русского населения. Поэтому избавление от таких наёмников сначала князем Владимиром, а окончательно при потомках Ярослава Мудрого является показателем того, что компактная варяжская боевая единица уже не вписывалась в устройство централизованного обширного государства.

Отдельные русские математики имеют хобби, например, история. Фоменко А.Т. результаты своих исследований оформлял в частности в виде таблиц, что позволило ему сопоставить достоверность многих фактов и выявить неточности в официальных исследованиях историков.

Некоторые историки, конечно, пытаются убедить нас, будто РУСЬ была скандинавским «древнейшим» племенем, которое после убедительного зова беспомощных новгородцев и их соседей, полностью снялось со своих мест и целиком переселилось на Русь, дав ей свое имя. При этом замечательное племя «скандинавских русских» почему-то не оставило ни малейшего следа в своей родной Скандинавии ранее XIII века . Скандинавские источники почему-то молчат о завоевании древней Руси с территории современной Скандинавии.

В нашей реконструкции, Рюрик = Юрий Данилович был русским князем

В Скандинавию, как и в другие страны Европы, его русско-ордынские войска действительно вошли, когда двинулись из Руси на запад и на северо-запад. Первоначальным уделом Юрия = Рюрика был Ростов, ЯРОСЛАВЛЬ и другие окрестные города, входившие в Великий Новгород. Обратим здесь внимание, что русская летопись словом НОВГОРОД называет не город, а Русскую землю: «От тех варяг прозвася Руская земля, Новгород». Это полностью соответствует высказанной нами гипотезе, что Новгород был в то время общим названием нескольких городов вокруг Ярославля.

Более того, сами историки сообщают нам, что в старых византийских документах был, оказывается, распространен термин РУССОВАРЯГИ, то есть попросту русские-варяги. Историки, конечно, поспешно начинают объяснять нам, будто подобное название возникло лишь в результате «ассимиляции».

ГДЕ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА СОХРАНИЛОСЬ ИМЯ ВАРЯГОВ

Но если варяги — это русские, скажут нам, то где же варяги на Руси? Открываем географический атлас. Посмотрим — где же НА КАРТЕ МИРА сохранилось до нашего времени географическое название ВАРЯГ. Ответ таков. На современной карте мира, во всяком случае, в большом географическом атласе, название ВАРЯГ встречается РОВНО ОДИН РАЗ -это город ВАРЕГОВО, около ЯРОСЛАВЛЯ.
Вот где сохранился единственный осколок старого названия ВАРЯГ. Ни в Скандинавии, ни в Америке, ни даже в Австралии, современный атлас имени Варяг НЕ УКАЗЫВАЕТ.
Как сообщает Н.М.Карамзин, в Новгороде есть Варяжская церковь и Варяжская улица. Н.М.Карамзин считает, что Балтийское море — это Варяжское море. Ничего удивительного здесь нет. Русские-варяги торговали с Западом, в частности, и через Балтийское море. Потому его и прозвали Варяжским, то есть Русским. Повторим, что варяги — это русские.

ВАРЯГИ — ЭТО ВРАГИ

И снова зададимся вопросом. Кто такие варяги? Наша гипотеза о происхождении этого имени такова. ВАРЯГИ — это ВОРОГИ, ВРАГИ. То есть, не национальность, а название ВРАЖДЕБНОЙ СИЛЫ, пришедшей к власти в объединенной Руси. Варяг или ворог — это попросту одна из форм русского слова ВРАГ. Как мы уже понимаем, часть ЗАПАДНЫХ древне-русских первоисточников естественно восприняла завоевание Чингиз хана как ВРАЖЕСКОЕ = ВАРЯЖСКОЕ нашествие. Недаром «монголо-татары» были объявлены затем «врагами Руси», в определенной части документов.
Наше резюме. Начало Повести Временны’х Лет отражает западно-русскую или западно-славянскую точку зрения на объединение русских княжеств. Они говорили: враг, то есть варяг Рюрик взял власть на Руси.



Перед нами — точка зрения ПОБЕЖДЕННОЙ западной стороны, политической партии, по-видимому присоединенной к Империи силой. Возможно, кстати, в этом одна из причин, почему восточная русско-Ордынская династия Чингиз-Хана в некоторых летописях была объявлена «плохой», «иноземной», установившей «монгольское иго». Побежденные западники особо громко выражали свое недовольство. Их возбужденный голос дошел до потомков. Проигравших можно понять. Скорее всего, объединение Империи сопровождалось кровавыми войнами с несогласными. Как мы видим и сегодня, голос побежденных часто звучит громче голоса победителей. Побежденные находят сочувствие и поэтому их летописи иногда имеют больше шансов уцелеть в потоке времени.

КАКОЙ НОВГОРОД ОСНОВАЛ РЮРИК

Рюрик-Юрий основал Новгород на реке Волхов. Все правильно. По-видимому, речь идет о Ярославле, расположенном на реке Волге. ВОЛХОВ — это, вероятно, одно из ранних названий ВОЛГИ. И лишь затем, когда историки передвинули имя Новгород на его современное место, Волжское название Волхов также сместилось и приклеилось к реке, протекавшей через современный Новгород. И эта речка стала называться Волхов.

Географические названия переезжали и дублировались. Мы это неоднократно демонстрировали. Впрочем, могло быть и по-другому. Современный город Новгород был когда-то основан выходцами из Новгорода-Ярославля. Они и прозвали протекавшую там небольшую реку привычным им именем Волхов, то есть Волга (от слова «влага»?), а город — Новгородом. Так поступали и эмигранты нашей эпохи, переселяясь из Европы в Америку. В Америке есть название Москва и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ИЛЬМЕРЬ

Рюрик-Юрий основывает Новгород рядом с Ильмерем. Что такое Ильмерь? Чуть ниже летопись говорит о народе МЕРЬ, столицей которого был Ростов. А Ростов — совсем рядом с Ярославлем.

ГДЕ БЫЛА СТОЛИЦА РЮРИКА

Итак, мы нашли практически все географические названия, упомянутые в сказании «о призвании Рюрика». Все они оказались сосредоточенными вокруг Ярославля. Да и перечень городов, приводимый здесь летописью, — Полоцк, Белозерск, Ростов, Муром, ясно показывает географическое положение столицы Рюрика = Юрия. Это мог быть Ростов или Ярославль, но никак не современный Новгород на современном Волхове.

http://chronologia.org/xpon4/05.html

На княжение в Старую Ладогу. При этом мы сразу из реальности попадаем в миф , созданные русской летописью , которая никак не может служить источником достоверных знаний по истории Руси. Это миф был создан при династии Рюриковичей и признан династией Романовых, и по многим причинам большевики без критики приняли эти положения истории Руси. Конечно, с отказом от марксисткой идеологии должен был произойти пересмотр положений советской историографии, но тут случился конфликт Украины с Россией, который вывел вопрос о появлении государственности у восточных славян на передовую линию в борьбе с украинством, как антироссийской идеологией.

Усмотреть в факте создания государственности варягом Рюриком какое-то уничижение славян – могли лишь большевики, потому как норманны создали несколько в Европе и там никто от стыда - не умер. При этом надо понимать, что государственность уже была у восточных славян в виде Союза, а у Рюрика - в результате переворота в Новгороде - появилась лишь та организация управления, которую и принято назвать государством по европейским критериям. Рюрик лишь приватизировал власть (до него приглашенных арбитров было много), сделал себя монархом и тем самым закрепил власть не только за собой лично, но по принципу наследования .

А, вот отрицание роли Рюрика из германского племени россов - приводило к поискам местечковых великих россов, наподобие той фантастики, которой ныне занимаются украинские историки, выискивая к свежему названию Украина – великих укров в древности. Читаем и История Украины как государства

В статье я пытаюсь отстоять гипотезу, что «варяги » - есть русская обработка древнескандинавского слова Vaeringjar, как представлялись славянам выходцы из германских народов, спускавшихся по рекам восточноевропейской равнины из Балтийского моря на Черное море ради найма на службу как наемные охранники в Византийскую империю. На слух слово звучало как «вэринг», поэтому славяне переделали его в слово варяги .

Я думаю, все понимают, что привязка появления к дате прибытия Рюрика - это подхалимство перед потомками Рюрика, так как тут же в мы читаем – что ранее Союз племен славян и финно-угров уже неоднократно приглашал варяг – потом им не платили дань или изгоняли. А к моменту приглашении Рюрика даже существовало «общественное мнение» - что, мол, без зарубежного арбитра нельзя, так как местные князьки начинают драться меж собой. И получается = что ДО РЮРИКА – государственность у УЖЕ ЕСТЬ на уровне «племен» и ДАЖЕ СУЩЕСТВУЕТ СОЮЗ, который решает вопросы внешних сношений = типа приглашать ли германцев на княжение. Тут, как в басне - моску видим, а СЛОНА в виде уже сложившейся государственности в упор не замечаем, называя опять все никчемным словом «племена», будто славяне ДО РЮРИКА в своей дикости лазили по деревьям.

Очевидно, что государственность была уже у в 4 веке, которых римские и византийские источники даже перечисляют как крупные союзы славянских племен – . Эти источник содержат жалобы императоров на поражения, которые терпят их регулярные армии самых организованных государств того мира от «отрядов» славян. Тогда надо признать использование племена – совершенно неверным – так как наличие армий, способных разгромить римские войска, говорит об наличие сильной централизованной власти в союзах славянских племен. Мы даже знаем, что Западную Римскую империю лишили средств к существованию не варвары, периодически разрушавшие Рим, а и франки, просто своим натиском на римлян с востока и запада, ужавшие ее территорию до границ Италии. Другое дело, что территория как раз лежала на дороге, по которой кочевники из Азии врывались в Европу, что не оставляло им шанса иметь эту государственность как чисто славянскую. Верховья Дона и Днепра и кругом Карпат в венгерскую равнину – вот извечный проход для кочевых народов, которые часто оседали среди живущий здесь славян и образовывали государства – в принципе из славян, как основой массы подданных, но по названию - принадлежащих завоевателям (впрочем, как и название Русь). Мы знаем германцев из Швеции, создавших по неосторожности свое в Причерноморье, но, оттесненные на славянские земли, где они растворились среди славян, обогатив готскими словами. Если готы переселились всем народом, то гунны были тюркскими кочевниками, просто совершившими рядовой набег, но нечаянно оказавшиеся владельцами огромного края. Национальный состав гуннов был с преобладание славян, что повторилось и при аварах, создавших каганат в центре расселения славян. Относительно малочисленные кочевники лишь составляли элиту государственных образований, которая быстро перемешивалась со славянской кровью (аналогично рюриковскому государству). воевал с Византией при помощи армии, которая состояла из славян – объективно сыграл решающую роль в освоении славянами Балканского полуострова. Просто славяне были подданными Аварского каганата и заселяли отвоеванные теплые земли на Балканах. Тюрки еще поступал в элиту каганата, видно для укрепления войска, но со временем там вызрела славянская элита, что и привело к растворению аварского каганат среди славянских каганатов - почему-то называемых «племенами» восточных славян, которые и стали прообразом Киевской Руси.

Вообще термин «племя» – как бы подразумевает ОТСУТСТВИЕ государственности в привычном нам смысле, и потому славяне выглядят этаким народом, не способным самостоятельно создать собственное государственное образование. Как я уже сказал – ВСЁ ДЕЛО В ГЕОГРАФИИ – место на перекрестке удобно, но неуютно, как видно было нашим , о которых упоминал Геродот в описаниях войны скифов с персидским царем Дарием еще в VI в. до нашей эры. Собственно, речь идет о , как предполагаемых протославянах – ну, впрочем, чем наши предки могли отличаться от невров, тем более что те жили как раз в верховьях Дона. Смысл описаний состоит в том, что скифы, имевшие в Причерноморских степях, перед нашествием Дария собирают совет из представителей 14 сарматских племен, среди которых упомянуты и . Те, правда, в войне участвовать отказались – мол, нам персы пока ничего плохого не сделали - за что понесли наказание, так как вначале по их землям прошли персы, а потом по ним прошла скифская союзная армия, преследующая персов. В результате неврам пришлось бежать с Дона как раз в Днепровский регион, который железно считается прародиной славян.

Из этого экскурса в историю славян следует, что государственность у славян была задолго до Рюрика – тот лишь сообразил, что надо создавать наследственную монархию , чтобы в следующий раз не прогнали и так скрутить славян и свою Русь, как назвали дружину из его соплеменников германцев, что никто уже не заикался о смене правителя на Руси еще почти целое тысячелетие. Это сегодня по невежеству советских историков мы воспринимаем не иначе как монархия. Они просто не преодолели понимание государства, унаследованного от царских историков, которые не мыслили (да и хто бы им позволил) иную форму, кроме как монархии.

Собственно для образования государственности у происхождение самих варягов и их названия - самого слова варяги – не играет ни какой роли. Сегодня нам трудно выяснить их источник, так как в истории названия, похожие по звучания появляются регулярно и повсеместно, как и слова с корнем «рус» или «рос». Скорее всего, приход норманнов из племени русов на территорию будущей Руси, имевший своим последствием появление государственности у восточных славян - ни чем не отличался от аналогичных завоеваний норманнов (даже правильнее - скандинавов) в Европе, где они стали создателями нескольких государств.

Для увеличения ШРИФТА надо зажать CnrL и прокрутить колесико мышки вперед.

Рис.1 Прибытие Рюрика с братьями в Новгород. Варяги картинки при нажатии могут увеличиваться.

Варяги русы

Характеристика варяг хорошо изложена в словарной справке - варяги (автор Шаскольский И.), которую я полностью привожу ниже:

ВАРЯГИ , древнерусское название жителей Скандинавии. Происходит от древнескандинавского слова, обозначавшего норманнских воинов, служивших у византийских императоров. По имени варягов Балтийское море русскими называлось до XIII в. Варяжским , арабами в IX -XIII вв. - Бахэль-Варанг. В скандинавской литературе этот термин весьма редок, известен гл. обр. в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в " " легенде о "призвании варягов", с которой летописец начинал историю Русской земли. Эта легенда послужила исходным пунктом для создания в XVIII в. антинаучной норманнской теории происхождения Русского государства, отвергнутой русскими учеными ввиду ее несостоятельности. На Руси в IX -XI вв., как известно из летописи, Русской Правды и др. источников, было немало варяжских воинов-дружинников, служивших у русских князей, и варяжских купцов, занимавшихся торговлей на "пути из варяг в греки ". Киевские кнн. Владимир Святославич и Ярослав Мудрый неоднократно приглашали из Скандинавии наемные отряды варягов и использовали их в междоусобицах и войнах с соседними странами и народами. Варяжские воины и купцы в русских землях участвовали в общем процессе формирования государства, не сыграв в нем сколько-нибудь значительной роли, и быстро ославянились. В XII-XIII вв. в русских источниках слово "варяжский " означало также "католический" ("варяжская вера", "варяжская божница" и т.д.). Но в большинстве русских письменных памятников общий для всех скандинавов термин "варяги " со 2-й пол. XII в. вытесняется конкретными названиями отдельных скандинавских народов - "свей" (шведы), "мурманы" (норвежцы викинги ) или общим для всех западных народов термином - "немцы". В некоторых местностях России в XIX в. бытовало диалектное слово "варяг" в смысле "мелкий торговец-разносчик". В настоящее время имеет смысл "человек со стороны, чужак". И. Шаскольский

Рис.2 Николай Рерих. Заморские (варяжские) гости

Теория возникновения государства восточных славян

Очевидно, в те времена не определяли конкретную этническую принадлежность гостей с берегов Варяжского моря , как еще несколько столетий называли Балтийское море, обозначая всех выходцев из скандинавских норманнов или германских племен обобщенным именем - варяги . Такая неопределенность позже стала поводом называть варягов географическим термином - немцы, как собирательное наименование всех «немых» в смысле «не знающих русского языка». Некоторые историки выводят род Рюрика варяжского аж от прадеда Гамлета короля датского Рёрика, другие считают выходцем из германского племени Рос , но нашествие норманнов, которое происходило повсеместно в Европе, делает версию скандинавского происхождения всех варягов - наиболее близкой к истине.

Данная статья о варягах написана в терминологии и идеях , выложенной в разделе , в которой появление любого объясняет . как неотъемлемого элемента каждого как группы людей, захвативших привилегированное положение в обществе, делает бессмысленными споры вокруг теории происхождения государства восточных славян . Формирование у восточных славян государственности происходило независимо от этнической принадлежности группы людей, занявших, очевидно, насильственным путем место элиты в появившемся государстве Русь. Любая из - норманнская теория , центристская или антинорманнская - это расовая теория возникновения государства восточных славян , которая никак не объясняет причины образования государства восточных славян .

Возникновение государственности у восточных славян

Становление государственности у восточных славян в действительности, наверняка, происходило по духу близкому к норманнской теории , только нам русским нечего стыдиться за своих предков – просто, так создавались ВСЕ государства - путем захвата и занятия места элиты в покоренном обществе. В отношении Руси можно сказать, что пришли вооруженные бандиты - «кочевники моря», как назвали всех этих викингов, норманнов, варягов, - хлынувших в поисках лучших мест из Скандинавии по причине перенаселения. Некоторые норманны , делая набеги как пришлые со стороны бандиты, уничтожив местных властителей, уже не возвращались на свою родину, оседая на завоеванной земле как на своей собственности, превращались в бандитов стационарных, потому что так собирание дани с покоренных жителей было более гарантировано неотлучным присутствием самого бандита рядом. Таким способом, кочевой бандит становился элитой созданного им государства и теперь защищал эту систему своего господства как свою ЛИЧНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ от посягательства других бандитов, как соседних стационарных, так и от набегов остальных вообще кочевых.

Более подробно тема образование государства у восточных славян раскрыта в статье .

Варяги Википедия

Понятие варяги Википедия трактует как обобщенное название для торговцев или вооруженных людей на службе у императора Византии, где все норманны и варяги назывались одним словом варинги (варанги ). переиначили слово варинги на свой язык как слово варяги .

Варяги славяне

Нам надо понимать, что каково бы не было происхождение варяга Рюрика и членов его дружины, но уже во втором поколении (очевидно, с Игоря) все они приняли самоназвание русины и уже не отделяли себя от славян, как народности, несущей государственно образующую функцию. История Руси до Рюрика нам известна плохо, племена восточных славян и другие этносы вряд ли даже могли себе представить Русь до Рюрика как единое государство, но с появлением названия Русь, для обозначения территории проживания всех восточных славян - на свет родилась идея единой Руси как государства всех славян.

«А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский »

Кровавость захвата власти пришлыми захватчиками, как следует из теории элит, определяется численностью элиты самого захватчика. Если у захватчика достаточный состав элиты для управления новой территорией, то происходит полное уничтожение элиты завоеванного народа, но, если захватчики малочисленны, то они занимают место главной политической элиты, а значительную часть элиты порабощенного ими общества вынуждены включать в свой состав. Ведь главной элите требуется постоянная поддержка и военная сила для осуществления своего господства, что предполагает государственную (читай правильно - только у верховной элиты) монополию на применение силы.

Становление варягов элитой племен восточных славян стирает грань между местными жителями и варягами. Как пишет летописец: - «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску...», что говорит об увеличение войска Олега путем привлечения местных жителей. Наверняка, совершить значительные походы не только в Киев, но тем более, в Царьград могло лишь многочисленное войско русов, в котором немногочисленные варяги первоначально, очевидно, выступали в качестве офицерского состава.

Первая Русь

Слово Русь закрепляется как топоним в названиях на картах Византии и появляется в хрониках Восточной Римской империи, правда, где сразу совершают ошибку в названии, связанную с наличием у византийцев предания о мрачном князе Рос (или Рош), владения которого по легенде находились как раз на Востоке за Понтийским морем, переименованным в Русское море . Когда Русь стала могучей силой, грозящей Византии с Севера, то неизвестного им князя Аскольда , правящего в Киеве, направлявшегося к стенам Константинополя, греки по недоразумению назвали князем Рош. Так в терминологии Византийской империи произошла замена буквы «у» на букву «о» в название Русь. Причем хроники Византии содержат упоминание о более ранних набегах на отдельные города Византийской империи (крымский Сурж Судак) неведомых северных воинов, которые византийски летописцы так же отожествляют с Рош, что подтверждает версию о более раннем приходе варягов русь на земли восточных славян, чем призвание Рюрика .

Несколько позднее элита Руси, старавшаяся перенимать все от Византии – а мы знаем притязания царей на звание Третьего Рима, которые успешно реализовал Иван III династическим браком с Софьей Палеолог, бывшей наследницей императора Византии, что позволило завладеть гербом Восточной Римской империи - двуглавым орлом и остальными регалиями Восточной Римской империи, переходит на терминологию греков. Тогда обратный перевод греческого слова «Рош» - становится русским словом «Россия», которое принимается для замены старого самоназвания Руси, царями могучей империи, претендующей на звание Третьего Рима.

Поэтому, «мирное» призвание варягов – это даже не вымысел монаха Нестора, а сложившееся к тому времени общественное мнении в народе о пагубности междоусобных войн между владыками разных племен или даже единокровных . Просто, дружина Рюрика обладала внутренней дисциплиной и иерархией, потому посаженные им владыки в периферийных феодах ему подчинялись беспрекословно, не конфликтуя друг с другом, потому как боялись самого сильного феодала – самого Рюрика. Понимание этой пришлой элитой из военных варяг необходимости и полезности жесткой иерархии позволяла им контролировать и централизовать гораздо большую территорию – так как центр поддерживал периферийных владык (элиты) в обмен на их лояльность. Почти мгновенная централизация под Рюрика огромной территории проживания славян на севере со столицей в Новгороде имела причину - выгодность именно такого положения: – подчинение периферийных элит центральной элите, признаваемой главной в Новгороде, в обмен на вооруженную защиту.

Судя по всему, аналогичные процессы происходили среди славян и в южном регионе вокруг Киева, куда прибыли члены (по летописи) дружины Рюрика – Аскольд и Дир, что позволило им малым отрядом захватить власть над полянами.

Скорее всего, версия о специальном направлении своих дружинников Аскольда и Дира в южные земли – имеет историческое подтверждение, так как впоследствии окрепшая элита Новгородской Руси постоянно знала о южных землях, населенных славянами, которых с успехом начали объединять эти Аскольд и Дир, о чем свидетельствовали набеги на Константинополь. Богатства, захваченные Аскольдом и Диров, а главное - стратегическое расположение Киева делало захват земель Киевского каганата варяжской Новгородской Русью всего лишь вопросом времени.

Нам надо трактовать быстрый перенос князем Рюриком столицы из Ладоги в Новгородское городище, а потом князем Олегом - в Киев, как следствие почти беспрепятственного захвата огромной территории, которая очевидно обладала и до Рюрика какой-то единостью, хотя бы проживанием восточных славян, имевших один язык (возможно при разных говорах). Образование единого государственного образования, очевидно, сыграло свою роль в появлении зачатков национального самосознания, что проявилось в самоназвание жителей себя как русь , потом русины – обобщенного наименования жителя территории этого протогосудасртва под варяжским названием Русь , принимаемого не только славянами, но и племенами финно-угров.

Слово Русь , очевидно, имело происхождение как название, которое сам Рюрик дал своему феоду – возможно, оно и совпадало с названием его скандинавского (варяжского) племени. Собственно до Рюрика у славян и остальных жителей этих территорий и не было мысли придумывать общее наименование, так как они, как жители племен и малых отдельных феодов, просто не могли ДО ТОГО представить себе размеры пространства, занимаемого восточными славянами, которое сумел объединить Рюрик и его наследники.

Никаких национальных идей, конечно, у Рюрика не было – он действовал как завоеватель новых доступных для него территорий, которые мог хоть как-то контролировать. Рюрика абсолютно не интересовал национальный состав жителей его государства, так как он действовал по логике образования территориальной империи. Лишь после образования единого государства у его жителей появляется какое-то представление об общей принадлежности к этому государству, на основании чего и начинают появляться зачатки гражданственности, как объединяющего чувства, а этнические - как выделяющие. Каков бы ни был этнический состав до Рюрика, но появление единого государства Русь позволило появиться русскому этносу, как самому многочисленному среди народов Европы. Принадлежность к одному государству быстро начало стирать границы и различия между малочисленными разнородными племенами, сплавляя их в единую общность, пока по признаку принадлежности к одному государству – одной гражданственности - русины , закладывая основу для появления единого народа.

в вопросе принятии или выбора самоназвания Русь у населения не было никакого выбора – как его стала называть элита, так стали назвать и рядовые граждане. показывает, что Рюрик, скорей всего даже не знал слова "русь", а указание в летописи - Повести временных лет, что варяжский род Рюрика имел такое название - является выдумкой летописца. Летописец уже жил в то время, когда слово Русь было название государства восточных славян и он ретроспективно, но неправомерно - ради лишь привязки Рюрика к Руси - употребил его как название рода Рюрика. Слова - русь и варяги - имеют некоторую связь так как они порой обозначали одних и тех же людей, но слово русь - было названием дружины князя (в которой большинство часто состояло из варягов), а вот слово варяги имело этнический оттенок, указывая на балтийское происхождение человека, который как-то связан с путешествием по рекам в Виазантию и обратно.

Варяг – это кто? История России IX – XI веков тесно связана с варягами. Считается, что Российское государство создано ими. Об этом пишется в самом раннем рукописном источнике – летописи Нестора «Повесть временных лет». Так кто такие варяги, откуда они пришли на нашу землю?

Кто такой варяг

До настоящего времени учёные не дали ответ на этот вопрос. Существует несколько теорий определения, кто такие варяги. Только в русской истории насчитывается несколько основных версий. Используя различные источники, учёные выдвигают свои определения. До настоящего времени сказать однозначно, что «варяг – это…» не может никто.


Варяги, как профессиональное определение

Известный русский историк Ключевский В. отвергал скандинавское происхождение варягов в русской истории. То есть он не ставил знак равенства между викингами, скандинавами и варягами. Он считал, что варяги – это вооружённые купцы или их охрана, состоящая большей частью из выходцев древнего германского племени данов и прочего примкнувшего к ним люда, состоящего из беглых рабов разных национальностей. Это подтверждает и то, что существовал водный торговый путь из варяг в греки. А викинги — это морские пираты и разбойники.

Из византийских хроник можно сделать вывод, что под определение варягов (варангов) попадали наёмные воины, находящиеся на службе императоров. В большинстве своём это были выходцы северных территорий: норманны, шведы, русы, готы, прусы, франки, англы. Всё это разнородное племя носило название варангов.

Кто такие варяги-русь

Согласно летописи Нестора «Повесть временных лет», варяги представляют собой племя или народ русь, пришедшее с князьями Рюриком, Трувором, Синеусом. Читая летопись можно узнать, чтобы прекратить междоусобицу в своих землях, совет славянских и финно-угорских племён пошли за море и призвали варягов-русь в свои земли. «…Те варяги назывались русь, как другие назывались шведы, а иные нормандцы…».

Из этого следует, что все народности, живущие на Варяжском море для русских варяги, при этом они различали варягов –русь, варягов-нормандцев и так далее.

Варяги на русской службе

Все сведения о варягах берутся из летописей, одна из которых является «Повестью временных лет». Это практически единственный русский источник в котором можно почерпнуть некоторые сведения о варягах. Несомненно, интересным вопросом является и существование пути из варягов в греки. Существовал ли он на самом деле, если да, то каким образом перетаскивали суда по суше, так как в то время не было прямого пути из Балтийского моря по рекам до Византии и Греции.

Византийские хроники указывают на варягов, как на народ с севера, но конкретно не называют из какой земли они пришли на службу. Из той же летописи Нестора можно узнать, что русские князья часто прибегали к помощи варягов в борьбе за власть. С помощью наёмников-варягов новгородский князь Владимир захватил киевский престол. После этого он отправил дружину в Византию, а трех князей посадил в городах.

Во времена князя Владимира появились сведения о большом количестве русов на византийской службе. В восточных источниках есть упоминание о том, что князь отправляет русов на помощь императору, а их князьям даёт города. Как предполагает часть историков именно после этого в византийских хрониках появились сведения о варангах – подразделениях наёмников различных национальностей.

В истории много народностей появлялись и исчезали как бы в никуда, в большей части смешивались с более многочисленными народностями и ассимилировались в них, принимая обычаи, язык. Более поздние исторические документы не содержат никаких сведений о варягах. Что стало с ними, куда они ушли. Остались только упоминания о них в сагах, сказаниях, летописях. Сведения в этих документах очень противоречивые, поэтому остаётся гадать, что такое варяг.

Слово «варяг» в русском языке

Нет единства среди учёных в образовании слова варяг. Что послужило первоначальной предпосылкой для его образования? Версий много. Каждый учёный, прежде чем составить определённое объяснение проработал со многими первоисточниками.

Поэтому, может, правы те учёные, которые утверждали, что на Руси варягами называли народности, жившие по берегам Варяжского моря. Но возникает вопрос, действительно ли там жил народ с названием рось? Так как упоминания о нём встречаются только в русских летописях.

Есть версия, что слово «варяг» произошло от древнегерманского varg, что переводится, как волк или разбойник. Это соответствует описаниям византийцами варягов, как жестоких, сильных воинов.

У древних германцев есть слово wara, что обозначает клятва или присяга. У скандинавов слово var так же означает клятву, этим объясняется слово варяг, как воин-наёмник, который даёт присягу на верность императору.

Интересное предположение высказывал историк Кузьмин А., который связывал слово «варяг» с кельтским словом var, что значит вода. Здесь возникает ещё одна версия, что варяги это предшественники поморов, проживающих на берегу Варяжского моря.

Но как же варяги-рось? Может и правда, что славянские племена варягами называли народы, которые проживали на побережье Варяжского моря и слово это собирательное?

Говорят, «поскреби русского – найдешь татарина». С такой же уверенностью можно сказать: «поскреби русского – найдешь варяга».

Поскреби викинга…

Викинги – не национальность, а призвание. «Люди из бухты» - так переводится это воинственное слово с древненорвежского языка - доставляли немало хлопот цивилизованному миру на рубеже второго тысячелетия. Морские кочевники держали в страхе Европу - от Британских островов до Сицилии. На Руси же во многом благодаря викингам появилась государственность.

Среди викингов преобладали скандинавы-германцы. Дурная слава о них ходила от Каспийского до Средиземного моря. Кроме того, викингами были славяне-поморы и куршские балты, державшие в напряжении всю Балтику VIII-IX веков.

По данным генетической лаборатории Roewer, опубликованным в 2008 году до 18% русских являются потомками выходцев из Северной Европы. Это обладатели гаплогруппы I1, обычной для Норвегии и Швеции, но нетипичной для России. «Потомков викингов» находят не только в северных, но и в южных городах.

На Руси скандинавов знали как варягов , русов и колбягов . В это время на Западе в ходу было лишь название норманны – «северные люди».

Русы

По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Финны до сих пор помнят об этом и называют их ruotsi , а эстонцы – rootsi . Ruothi называют себя шведские саамы. Коми и восточные финно-угорские племена называют уже самих русских - rot’ s , ruts . Это слово и в финских, и в европейских языках восходит к обозначению красного или рыжего цвета.

Говорим «русы», подразумеваем «шведы». В такой форме они упоминаются в документах Византии и европейских государств. «Русские имена» в документах и договорах IX-X веков оказались на поверку скандинавскими. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов.

Для «людей из бухты» русские земли не представляли широкого простора для морских походов. И все-таки богатства восточных миров притянули к себе самых авантюристичных. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям – Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.

Ладога – первый город скандинавов в России. Сказания упоминают его как крепость Альдейгъюборг. Она была построена примерно в 753 году, расположившись напротив успешной торговой крепости славян. Здесь русы освоили арабскую технологию изготовления денег. Это были глазчатые бусы, первые русские деньги, за которые можно было купить раба или рабыню.

Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племен и нападения на купцов. Спустя век после основания Ладоги о проделках русов узнали в Арабском халифате и Европе. Первыми начали жаловаться хазары. Набеги русов вредили их традиционному ремеслу - с помощью поборов и пошлин «снимать сливки» с торговли между западом и востоком. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Черном море и грозили устроить «бурю в пустыне» арабам.

Варяги

Варяги упоминаются в русских летописях, прежде всего, не как народ, а как военное сословие «заморского» происхождения. Под именем «варанги» (или «веринги») служили Византии и помогали охранять её границы от набегов своих же соплеменников – русов.

«Призвание варягов» – яркий пример эффективного менеджмента. Заморский князь уже не служил интересам кланов, племен и родов, проводя независимую политику. Чудь, словене, кривичи и весь смогли «поставить на паузу» постоянные распри и занять варягов делами государственной важности.

Варяги приняли христианство, когда это еще не стало на Руси мейнстримом. Нательные кресты сопровождали погребения воинов еще в IX веке. Если понимать «крещение руси» буквально, то оно произошло веком раньше – в 867 году. После очередного неудачного похода на Царьград, русы, сменив тактику, решили замолить грехи и отправили посольство в Византию с целью принять крещение. Где оказались эти русы потом – неизвестно, однако спустя полвека к ромеям наведывался Хельг, по недоразумению, оказавшийся язычником.

Гардар и Биармланд

В скандинавских сагах Русь называлась Garðar , дословно - «ограда», окраина мира людей, за которой располагались чудовища. Место не самое привлекательное, на любителя. По другой версии этим словом обозначались «гарды» – укрепленные базы викингов в России. В поздних текстах (XIV в.) название было переосмыслено как Garðaríki - «страна городов», что больше отражало реальность.

Городами Гардарики согласно сагам были: Сюрнес, Палтескья, Хольмгард, Кенугард, Ростофа, Сурдалар, Морамар. Не обладая даром провидения, в них можно узнать знакомые нам города Древней Руси: Смоленск (или Чернигов), Полоцк, Новгород, Киев, Ростов, Муром. Смоленск и Чернигов могут поспорить за имя «Сюрнес» вполне законно: недалеко от обоих городов археологи нашли крупнейшие скандинавские поселения.

Арабские писатели знали о русах многое. Они упоминали их главные города - Арсу, Куябу и Салау. К сожалению, поэтичный арабский язык плохо передает названия. Если Куябу можно перевести как «Киев», а Салау как легендарный город «Словенск», то насчет Арсы вообще ничего сказать нельзя. В Арсе убивали всех чужеземцев и ничего не сообщали о своей торговле. Некоторые видят в Арсе Ростов, Русу или Рязань, однако загадка далека от разрешения.

Темная история и с Биармией, которую скандинавские сказания помещали на северо-востоке. Там жили финские племена и загадочные биармы. Они говорили на языке, похожем на финский, и таинственно исчезли в XIII веке, к моменту прихода на эти земли новгородцев. Эти земли по описаниям напоминают Русское Поморье. Скандинавы здесь оставили немного следов: в окрестностях Архангельска нашли лишь вооружения и украшения X-XII веков.

Первые князья

Летописям историки доверяют, но не верят и любят придираться к словам. Смущает «белое пятно» в свидетельствах о первых князьях-варягах. В текстах говорится о том, что Олег и княжил в Новгороде и брал с него дань, что суть противоречие. Это породило версию о «первой столице» Руси под Смоленском, где было крупнейшее скандинавское поселение. В то же время подливают масла в огонь и украинские ученые. Они заявляют, что нашли под Черниговом могилу «варяжского князя».