Биографии Характеристики Анализ

Занятия по чтению в доу. Рекомендации родителям, как быстро и правильно научить чтению ребенка

В этой статье освящается тема "Занятия по обучению чтению" .

Обучение детей чтению по складам:

С чего начать обучение детей чтению?
  • Обучение чтению можно начинать с изучения слогов. Хорошо подходят для этих целей яркие таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от иногда менять. И необязательно учитьразучивать с малышами алфавитное название букв.
  • Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет по силам выполнение простых заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых детали нужно переместить, например, снизу вверх, или провести слева направо.
  • Если ученик болеет, или не настроен заниматься, лучше отложите «урок». Как мы уже говорили, не стоит учиться «через заставляя себя.
  • Читайте при маленьком ученике. Мама – лучший пример для подражания.
  • выучите познакомьтесь существующие методики обучения. Лучше,прочесть тексты педагогов. Они дадут вам полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет легче определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ученика.
  • Занятия должны быть разными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание переключается на сторону. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес ребенка к тому, что предлагаете делать.
  • Какую бы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте, не учитесь!
  • Основное правило обучению чтению малышей звучит так: «Не гонитесь за мгновенным результатом!» Для начала, покажите ученику азбуку. Если он заинтересовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению детей младше 4-5 лет лучше начинать по их инициативе. Ваша задача – не загубить инициативу чрезмерным усердием.

Изучение букв

Чтобы помочь малышу запоминать буквы сделайте следующее:

  • выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
  • делайте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
  • обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

В арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей, найдутся такие, которые увлекают вашего малыша больше других.

Изучение слогов

Заучивать их требуется по той же схеме, что практикуютсвя при заучивании букв:

  • многократно называйте слоги;
  • ищите определенный слог и затем назвать его;
  • попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог.

Можно искать заданный слог можно и на страницах азбуки.

Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и "за ручки возьмутся и вместе песенку споют" (то есть, получится слог). Вскоре, малыш самостоятельно сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть новые слоги.

Сочиняйте вместе с малышом короткие рассказы. Например, согласная буква, гуляя, встречает гласные, все по очереди. В паре они поют "песенки" - слоги.

Статья была посвящена теме "Занятия по обучению чтению" .

Татьяна Миколенко
Конспект занятия по литературному чтению в подготовительной группе

Тема занятия: Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата».

Цели занятия:

1. Образовательные: учить определять поступки героев и соотносить со своими действиями; побуждать детей понимать сюжет; учить анализировать произведение; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения.

2. Развивающие: развивать устную речь; расширять связную речь детей; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий; способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

3. Воспитательные: воспитывать внимательность, любовь и сострадание к ближнему товарищу; прививать детям доброту; способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе детей.

Оборудование, оснащение занятия: сказка.

Ход занятия

Подготовительный

Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.

Ребята, а что такое народная сказка? (Сказка автором, которой является народ.) Давайте проверим, какие вы знаете народные сказки. Я беде загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте.

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд.

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

(Царевна-лягушка)

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

(Маша и медведь)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

Молодцы. Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Про глупого змея и умного солдата». А вы слушайте внимательно.

Основной Чтение сказки (см. приложение 1).

А сейчас я хочу проверить, вы внимательно меня слушали? Воспитатель задает вопросы детям.

Кто главный герой сказки? (Солдат, змей)

Какими качествами обладают эти герои? (Солдат - смелый, умный; змей – глупый.)

Как в первый раз солдат перехитрил змея? (Вошел солдат в избу - он еще с вечера углядел на столе узелок творогу, - вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.)

А во второй раз? (- Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего, - говорит солдат. - Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат! Змей послушался и завязал глаза рогожей. - А ну, свистни! Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал: - Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.)

Основной

Какие задания давал змей солдату? (принести вола, воды, дерево)

Чем же закончилась эта сказка? (змей повез солдата домой и испугался т. к. если малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут)

Что то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким.

Чтобы сильным стать и ловким,

(Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)

Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)

Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)

Дышим глубже, (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.)

А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)

Как погода хороша! (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)

Ловим снег - хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)

Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)

Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)

Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)

Размахнись рукой - бросок!

(Изображаем метание левой (правой) рукой.)

Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)

А кто из вас хочет пересказать сказку? Я буду вам помогать. Давайте попробуем. Дети по желанию пересказывают сказку.

Заключение

Чему может нас научить она? (храбрости, мудрости)

Ну как, вам понравилась сказка?

А наше занятие?

Приложение 1.

Русская народная сказка

«Про глупого змея и умного солдата»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат. Отвоевал он войну и пошел домой. Идет, трубочку покуривает да песни распевает.

Шел он, шел и пришел под вечер в какую-то деревушку. Подошел к ближней избенке и стучит в окно:

Эй, хозяева, пустите солдата переночевать!

Никто не отзывается.

Пошел солдат к другой избе, постучал. И здесь молчат. Пошел солдат к третьей. Поднялся на крылечко, давай стучать в дверь. И здесь ни ответа, ни привета. Открыл солдат дверь, вошел в избу. Смотрит - никого нет, все кругом пылью да паутиной покрыто.

«Что за диво? - думает солдат. - Куда все люди из этой деревни подевались?»

Стал ходить по избам. Куда ни заглянет - везде пусто.

Вошел, наконец, в последнюю избушку. Сидит там, на печке старик, вздыхает да плачет.

Здравствуй, добрый человек! - говорит солдат.

Здравствуй, служивый. Как ты сюда попал? Видно, жизнь тебе надоела. На войне уцелел, а здесь ни за что пропадешь.

Это почему?

А потому, что повадился к нам змей летать, людей пожирать. Всех проглотил, меня одного до утра оставил. А завтра прилетит и меня съест, да и тебе несдобровать. Разом двух проглотит!

А может, и подавится? - говорит солдат. - Дай-ка я с тобой переночую да посмотрю завтра, какой такой змей к вам летает.

Легли, переночевали.

Утром поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба - прилетел змей. Сунул голову в дверь, увидел старика и солдата.

Ага, - говорит, - прибыль есть! Оставил одного, а нашел двух - будет чем позавтракать!

Будто и взаправду съешь? - спрашивает солдат.

Съем да облизнусь!

Врешь, подавишься!

Да ты разве сильнее меня?

Еще бы! Небось сам знаешь, что солдатская сила куда больше твоей.

А ну давай попробуем, кто кого сильнее!

Поднял змей большущий камень и говорит:

Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раздавлю - только песок посыплется!

Дави, посмотрю!

Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посыпались.

Экое диво! - говорит солдат. - А ты попробуй так сожми камень, чтобы из него вода потекла.

Этого я не могу, - говорит змей.

А я могу! Сейчас покажу.

Вошел солдат в избу - он еще с вечера углядел на столе узелок творогу, - вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.

Что, видел? У кого силы больше?

Правда, солдат, рука у тебя сильнее моей. А вот попробуем, кто из нас громче свистнет!

Ну, свистни!

Змей как свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались.

Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего, - говорит солдат. - Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат!

Змей послушался и завязал глаза рогожей.

А ну, свистни!

Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал:

Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.

Ну, как знаешь, а я, пожалуй, готов и еще разок-другой свистнуть.

Нет, не надо! Не хочу больше спорить. Давай лучше с тобой побратаемся: ты будь старшим братом, а я - меньшим.

Не к лицу мне с тобой брататься, ну да ладно уж, будь по-твоему!

Ну, брат, - говорит змей, - бросим мы этого старика, будем своим хозяйством жить. Ступай в степь, там стадо волов пасется. Выбери самого жирного и тащи сюда!

Нечего делать, пошел солдат в степь.

Видит - пасется большое стадо волов. Солдат давай их ловить да за хвосты связывать.

Змей ждал, ждал - не выдержал и сам побежал.

Что так долго? - спрашивает.

А вот постой, - отвечает солдат, - свяжу штук пятьдесят да за один раз и поволоку всех домой, чтоб на целый месяц хватило.

Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного.

Ухватил змей самого жирного вола за хвост, взвалил на плечи и потащил в деревню.

Как же это так, - говорит солдат, - я столько волов связал - неужели их бросить?

Брось, - отвечает змей. - На что они нам!

Пришли в избу, наложили два котла говядины, а воды нету.

Н тебе воловью шкуру, - говорит змей солдату. - Ступай набери полную воды и неси сюда - станем обед варить.

Солдат взял шкуру, потащил к колодцу. Еле-еле порожнюю тащит.

Пришел к колодцу и давай окапывать его кругом.

Змей ждал, ждал - не выдержал, побежал сам:

Что это ты, брат, делаешь?

Хочу колодец кругом окопать да в избу перетащить, чтоб не нужно было каждый день ходить по воду.

Экий ты! Что затеваешь! На это много времени уйдет, а нам обед варить!

Опустил змей в колодец воловью шкуру, набрал полную воды, вытащил и понес домой.

А ты, брат, - говорит он солдату, - ступай в лес, выбери сухой дуб и волоки в избу: пора огонь разводить.

Пошел солдат в лес, начал лыко драть да веревку вить. Свил длинную-предлинную веревку и принялся дубы опутывать.

Змей ждал, ждал - не выдержал, сам побежал в лес:

Что так мешкаешь?

Да вот хочу зараз дубов двадцать зацепить веревкою да и тащить, чтоб надолго дров хватило.

Экий ты, все по-своему делаешь! - говорит змей.

Вырвал с корнем толстый дуб и сам поволок к избе.

Солдат сделал вид, что крепко сердит: курит свою трубочку, сам ни словечка не говорит.

Наварил змей говядины, зовет солдата обедать.

А солдат сердито отвечает:

Вот змей съел один целого вола, выпил воловью шкуру воды и стал солдата выспрашивать:

Скажи, брат, за что сердишься?

А за то и сержусь, - отвечает солдат, - что я ни сделаю, все не так, все не по-твоему.

Ну не сердись, помиримся!

Если хочешь со мной помириться, вези меня в мою деревню.

Изволь, брат, отвезу.

Сел солдат змею на спину и полетел на нем.

Подлетел змей к деревне, спустился на землю. Увидели его ребятишки. Бегут, во все горло кричат:

Солдат приехал! Змея привез!

Змей испугался и спрашивает:

Что, что они кричат? Никак я не разберу.

А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!

«Ну, - думает змей, - коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»

Сбросил солдата - да бежать.

Убежал и пропал, как в воду канул. Перестал по деревням летать да людей пожирать - так напугался!

В пересказе М. А. Булатова.

Занятие по развитию речи

Конспект занятия по обучению чтению для детей 5-6 лет
«Закрепление изученного»

Селиванова Екатерина Алексеевна, учитель-логопед
МБДОУ д/с №53 "Ёлочка" г.Тамбов

Цель: закрепить знание детей о звуках и буквах. Учить детей правильно произносить, различать сравнивать и выделять звуки из состава слова. Уметь читать слоги (прямые и обратные) с данной буквой, а также слова. Развитие памяти, внимания умения анализировать.

Оборудование: кассы букв, предметные картинки, домики из бумаги на каждого ребенка, буквы, мягкая игрушка ежик.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети становятся в круг. Каждому ребенку раздается буква.

Задание: «Назови слово, которое начинается на данную букву. Кто назовет слово, тот займет свое место».

2. Анализ гласных и согласных звуков.

Ребята, все звуки которые мы слышим и произносим делятся на глысные и согласные.

Ребята, скажите пожалуйста, чем отличаются гласные звуки от согласных?

Чем отличается звук от буквы?

Назовите мне гласные звуки(согласные) .

3. Работа с кассами букв.

Ребята, откройте кассы букв. Сейчас мы с вами поиграем. Я загадала слово. Первая буква в этом слове та, на которую заканчивается слово «мак». Вторая – та, на которую начинается слово «игла», третья – та, на которую начинается слово «Таня» и четвертая – та, которая находится в середине слова «дым». Какое слово у нас получилось? Давайте прочитаем! ((КИТЫ)

Анологичная работа со словом «НОТА»

Сколько гласных букв в слове НОТА, сколько согласных? Назовите гласные буквы, назовите согласные.

4. Физминутка.

А сейчас мы немного отдохнем. (дети становятся в круг) . К нам на занятие пришел Ежик. Он хочет, чтобы мы поиграли в игру наоборот. Я буду называть слоги, а вы их произносить наоборот: ПУ-УП, ТО-ОТ, АМ-МА и т.д.

5. Подбери картинку.

Посмотрите, перед вами лежат домики. И разные картинки. Нужно поместить картинки в окошки в соответствии со слогом, на который оно начинается.

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.


Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.


Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.


Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).


В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.


Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.


Ваше терпение и спокойствие помогут малышу быстрее овладеть чтением

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.


Обучение чтению следует начинать в том возрасте, когда вы видите интерес малыша и чувствуете, что он готов

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.


Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.


Представленная в букваре Жуковой последовательность изучения букв поможет с легкостью перестроиться на школьную программу обучения

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.


Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).


Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.


Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.


Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.



"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.


"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.


"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

"Уроки логопеда"

Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.

"Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю"

Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.

Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.

1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.

2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.

3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.


Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.

  • Ваш малыш совершенно не хочет рассматривать буквы в азбуке?
  • Ребенку скоро идти в первый класс, а заставить читать его можно только под страхом «отлучения» от компьютера?
  • Не знаете, как организовать занятия с дошкольником так, чтобы сохранить свои нервы и окончательно не отбить у него интерес к чтению?

Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.

Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.

  1. Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
  2. Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
  3. Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
  4. Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!

И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению - в статье по .

В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?

1. Изучение букв.

Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.

Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).

В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.

Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:

Видишь хвостик на конце,
Значит это буква Ц.

Буква Б как бегемот –
У нее большой живот!

Г похожа на гуся —
Изогнулась буква вся.

Д – высокий с крышей дом!
В этом доме мы живем.

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.

Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.

Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.

Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбуз\абрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафли\виноград — с буквой В и т.д.

Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).

Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.

Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.

2. Складываем слоги.

Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно.

Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.

— Игры-бродилки («дорожки»).

«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом.

По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.

— Игры «Магазин» и «Почта».

Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу - за монету со слогом КУ и т.д.).

Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.

Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.

— Домики со слогами.

Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.).

Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.

Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.

Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.

Больше игр для обучения чтению по слогам - в статье по .

3. Читаем слова и предложения.

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.
Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

— Игра «Аэропорт» или «Парковка».

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.

Примеры таких цепочек:

  • КИТ – КОТ – РОТ – РОС – НОС – НЁС – ПЁС.
  • ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.

Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.

Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова