Биографии Характеристики Анализ

Что же на самом деле движет человеком. Что движет человеком по жизни

© Сергей Бобырь

Задумывались ли Вы когда-нибудь — что нами движет? Почему и зачем мы встаем и куда-то идем, едем, что-то делаем, беспокоимся, переживаем и т.п. Что является движущей силой нашей активности?

Есть разные уровни мотивации, вот один из вариантов их описания:

  1. Боль – комплексы, блоки, болезни, психологические травмы и т.п. Это самый низкий уровень, на котором, тем не менее, пребывает большая часть населения Земли, включая большинство читающих эти строки, как ни неприятно это осознавать.
  2. Личная воля. Это следующий уровень, когда человек сознательно выбирает для себя что-то и целенаправленно делает это. При этом выбор человека может быть как полезен и хорош для него самого, так и вреден.
  3. Жизнь от индивидуальных мотиваций. Здесь развивается уже не волевой аспект выбора, а чувственный. Человек, идя по этому пути, начинает отличать свои истинные желания от навязанных обществом и реализовывает их. Можно сказать, что индивидуальность – это совокупность всех настоящих желаний человека. У просветленного человека желаний может быть 30-40 и он их допроживает. У обычного человека их 100, 200 и больше, потому что он их не проживает. Постепенное раскрытие этих мотиваций приводит к осознанию все более глубинных желаний. По мере развития осознанности человека, он проходит несколько стадий индивидуальных мотиваций:

а) жизнь от личных мотиваций;

б) жизнь от душевных мотиваций;

в) жизнь от духовных мотиваций.

Хотя проживание разных уровней индивидуальных мотиваций может идти и параллельно, когда человек до этого дорос. Но все слои мотиваций должны быть реализованы. Если человек в какой-то прошлой жизни достиг высокого уровня и решил духовные вопросы, ему все равно потом придется дорабатывать душевные и личные. И лишь когда все слои личных мотиваций прожиты, возможен переход на следующий уровень.

  1. Жизнь от воли Бога. Это самый высокий уровень, возможный, когда индивидуальные мотивации и энергии уже не мешают услышать волю Бога. Человек делает то, что скажет Бог и живет уже даже не от каких-то своих тонких энергий. Уровень энергии, восприятия, счастья, соединенности такого человека превышает все, что может вообразить себе большинство из нас.
    Здесь возможен разный масштаб планов. Т.е. функция такого человека в системе относительно города, относительно области, страны, рода, вида и т.п.

Если проводить параллели этой системы мотиваций с традиционной индийской, то (Боль) – относится к карме ; (Жизнь от индивидуальных мотиваций) – к дхарме , (Жизнь от воли Бога) – находится за пределами кармы и дхармы. Второй уровень мотивации (Личная воля) – это уже не карма, но и еще не дхарма. Человек может своей волей развить в себе и что-то против своей природы и против кармы. Считается, что для современной цивилизации более эволюционным путем является не волевой, а чувственный, описанный здесь как «жизнь от индивидуальных мотиваций». При этом, если человек идет по этому пути, воля развивается автоматически. В некоторых учениях это называют «Путь без усилия» — когда находишь истинную мотивацию, тебе даются силы на ее реализацию. Личная воля может тут быть пусковым моментом, но этот момент минимален.

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ДВИЖЕТ ЧЕЛОВЕКОМ

"ИСТОРИЯ ОДНОГО ДЕТСТВА или ИГРЫ НА ВЫЖИВАНИЕ"

(Журнал "Наша Психология", №6, /63/, 2012)

С вашим другом в детстве "играли" в совершенно другие "игры", нежели с вами, и те правила, которые с легкостью усвоены вами, ему неведомы, отсюда все проблемы и недоразумения. Не стройте иллюзий – он издевается (хотя и не сознательно) над вами так же, как над ним издевались в детстве. Возможно, он «владеет» еще и другими, непонятными вам «приемами» издевательств, которые испытает в будущем… надеюсь, что уже не на вас. Он встретит партнершу с похожей судьбой, которой издевательские игры тоже будут привычны с детства и не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Они будут пытаться любить друг друга, но в основном будут страдать друг от друга, периодически меняясь ролями по сценарию игры.

Вопрос: «Я встречалась с молодым человеком около 3-х месяцев, в один прекрасный день он как обычно позвал меня на свидание, мы пошли в кино, а потом он мне сказал, что больше не хочет со мной встречаться, что я для него больше не интересна, и он не видит во мне женщину. Сказал, что мы должны расстаться и больше никогда не видеться. Я ушла, не звонила и встречи не искала. Буквально через неделю я пошла с подругами в ночной клуб, в который всегда ходила, я рассказывала своему молодому человеку о своем любимом месте, но он отказывался со мной туда ходить, говорил, что в клубы не ходит и ходить не будет. И вдруг я встречаю его там, одного. Он сказал, что он там случайно и ушел. Так повторялось почти каждую субботу и я подумала, что раз он туда один ходит, потом подвозит меня и подругу домой, что он таким образом хочет вернуться. Я пригласила его к себе, поговорили, но он сказал, чтобы я искала другого и между нами может быть только дружба. Затем опять мы стали там встречаться, он каждый раз говорил, что он оказался случайно и совершенно в клуб не собирался. В конце концов, я ему сказала,что у меня к нему остались чувства и я не могу с ним видеться так часто, тем более там девушки флиртуют с ним постоянно. Он сказал, что будем ходить в разные клубы. Но это видимо ко мне относилось, потому что он не перестал туда ходить. В итоге я уступила ему свое любимое место и отдыхаю в другом ночном клубе, мы не виделись 1,5 месяца с тех пор... Как вдруг я встретила его в своем спортивном клубе! Он сказал, что будет теперь сюда ходить, что он искал спорт. клуб и ему тут нравится (хотя от его дома 30 минут ехать). Я стараюсь с ним общаться по-дружески, но, конечно, хочу большего. А он так ведет себя, я просто не понимаю зачем ему эта дружба, я не верю в дружбу между мужчиной и женщиной, которые совсем недавно были возлюбленными. И потом, он продолжает называть меня и себя теми уменьшительно-ласкательными именами, которые он придумал пока мы встречались. Я бы хотела понять, что им движет, зачем он выживает меня из тех мест где я "обитаю", зачем эта дружба? И не понимаю как себя вести, не замечать его и вычеркнуть из жизни или дружить и ждать, что из этой дружбы что-то выльется? Мне 26 лет и молодому человеку тоже 26 лет.

P.S.: у молодого человека тяжелая история, он круглый сирота, папы не было, мама умерла совсем рано, воспитывался бабушкой и дедушкой, а они тоже умерли 6 лет назад.»

Ответ И.Ю.:

Один ваш постскриптум фактически отвечает на все вопросы. "Тяжелая история" детства травмирует личность, искажает реакции на окружающих, не позволяет быть предсказуемым для тех, кто приобрел опыт гармоничного общения и взаимопонимания. Тяжелые детские истории наполнены страхом, виной, чувством неполноценности, различными манипуляциями, необходимостью справляться с неискренностью, унижением, обманом, обидой, недостатком любви и внимания. В результате ребенок просто не научается правильно, т.е. открыто, понятно и предсказуемо, вести себя с окружающими. Такая «наука» не дается сама, этому учатся все детство. Учатся как любой игре, начиная с малого, усваивая ее основные правила и в дальнейшем совершенствуя мастерство.

Любой контакт – деловой, интимный, дружественный, случайный – это как бы игра, которая ведется по своим правилам. Причем правила эти не универсальны, они имеют свои особенности в каждой культуре, субкультуре, религии, социальном слое, профессиональном сообществе. Даже в мегаполисе и провинции эти правила могут существенно различаться. Что происходит между вами? - Игра. Вам ясны правила, по которым нужно играть. Вы рассчитываете на то, что они также знакомы и вашему партнеру. Как минимум, вам бы очень хотелось, чтобы он принял ваши правила, ведь они не такие уж сложные. Но не сложные они для вас и для всех, кто имел подобные вашим, более-менее адекватные отношения в детстве. Но вся драма состоит в том, что с вашим другом в детстве "играли" в совершенно другие «игры», нежели с вами. Кажется, я даже знаю в какие – это «Игры на выживание». Те игры и правила, которые с легкостью усвоены вами, ему неведомы. Смотрите – он играет с вами, причем его правила непонятны - и не только вам. Они искажены и вычурны. Отсюда все проблемы и недоразумения. Не стройте иллюзий – он издевается (хотя, возможно, и не сознательно) над вами так же, как и над ним издевались в детстве. Возможно, он «владеет» еще и другими, опять же непонятными вам, «приемами» издевательств, которые испытает в будущем… надеюсь, что не на вас. Он встретит партнершу с похожей судьбой, для которой издевательские игры тоже будут привычны с детства и не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Они будут пытаться любить друг друга, но в основном будут страдать друг от друга, периодически меняясь ролями по сценарию игры.

Вы тоже можете на это пойти. Фактически уже сейчас вы испытываете любовь, смешанную со страданием. Вы начинаете поддерживать его игру незаметно для себя самой, например, каждый раз, когда позволяете ему подвозить себя домой из клуба, или приглашаете в гости поговорить, несмотря на демонстрируемую им явную неадекватность. Будьте предельно осторожны. Многие в таких ситуациях «заигрываются» и не замечают, как проходит вся жизнь. Никто полностью не избегает детских травм, соответственно у каждого человека и у вас, в том числе, есть уязвимые точки, т.н. места наименьшего сопротивления, которыми явное издевательство воспринимается, как какое-то несущественное, непостоянное правило большой и великолепной игры под названием любовь. Не обнадеживайтесь, в любом важном деле, а в любви - тем более, мелочей не бывает. Если вы хотите иметь надежную страховку от такого рода ситуаций, внимательно изучите психологию садо-мазохистических отношений.

4. Для того чтобы понять чувства, нужно обратиться к структуре феноменологического восприятия. Благодаря феноменологии мы знаем, что можно обнаружить два типа чувств : чувства-индикаторы, или эмоции в узком смысле (Fuhlen) , и чутье (Schpuren) , или интуицию. Первый тип чувств отражает настроения, самочувствие, историю и биографию самого человека. Они также ассоциативно сопровождают прежний травмирующий опыт. Второй тип чувств не имеет отношения к состоянию воспринимающего человека, а относится к сущностным характеристикам того, что воспринимается – к объекту познания. Проблема в том, чтобы не перепутать эмоции с интуицией. Для этого при подготовке психотерапевта огромное значение уделяют самопознанию, опыту исследования собственных проблем и типичных чувств. Открытость к себе, знание себя и принятие себя важны для любого человека.

5. Чувства позволяют воспринять экзистенциальную ситуацию в ее значимости для человеческой жизни. Человек воспринимает ситуацию контактно, «ощупывает своей собственной жизнью». При этом, возможно без осознавания, он получает точную информацию о том, что данная ситуация значит для его витальности. Эту информацию дает первичное чувство (оживления, возбуждения, радости или холода, торможения) и первичный импульс (спонтанное движение к или от объекта восприятия). Первичное чувство и импульс образуют первичную эмоцию, которая является показателем «нравится» или «не нравится». Первичная эмоция появляется не сама по себе, а как функция фундаментального отношения .

6. Фундаментальное отношение к жизни обозначает глубинную, часто не осознаваемую позицию человека в отношении факта собственной жизни и, по сути, является ответом на вопрос: «Это хорошо, что я живу?» Подобный вопрос становится актуальным на фоне тяжелых жизненных испытаний, ухудшения качества жизни, когда теплая, радостная сторона жизни не может более проживаться (в депрессии, в процессе страдания, переживания потерь). В рамках фундаментального отношения выделяются три типа отношения к жизни: позитивное («Несмотря ни на что сказать жизни „да“»), негативное («Я не хочу проживать такую жизнь. Лучше бы меня не было») и неопределенное («Я пока не знаю, стоит ли продолжать жить, если жизнь такова»). Позитивное фундаментальное отношение приводит к тому, что здоровая витальность, жизненность, определяет качество переживания: все то, что усиливает во мне чувство «Я живой (я оживаю), молодой (помолодевший), подвижный, здоровый», воспринимается как благо – радостно, позитивно. Все то, что уменьшает этот тип переживаний, – не нравится. Полюса этой системы меняются на 180 градусов при смене фундаментального отношения с позитивного на негативное. Тогда первичные эмоции у здорового человека и пациента-невротика будут противоположными. Например: веселая музыка, праздник, солнечный день, детский смех и т. д. вызывают у невротика отрицательные чувства, а полумрак, разговоры о болезнях и смерти, темная сторона жизни становятся привлекательными. Терапия депрессий должна непременно выходить на работу с фундаментальным отношением.

7. Первичная эмоция – лишь первый этап эмоционального восприятия. В своем феноменологическом содержании первичная эмоция, стоящая на страже витальности, встречается с самостью – ценностями личности. В тончайшем процессе интеграции первичной эмоции с актуальным соотношением ценностей личности как бы расширяется контекст чувствования. Первое впечатление помещается на горизонт ценностей и смыслов личности. Эту работу выполняет совесть – орган восприятия того, что в данной ситуации есть правильное (=то есть то, что соответствует мне в моей сущности). Первичная эмоция относится к контактным, сопровождающим чувствам, а возникающая в результате этой встречи интегрированная эмоция – это интуитивное чутье, она отражает суть ситуации для меня.

8. Интегрированная эмоция обладает побудительной силой, создает предпосылки для того, чтобы решение имело силу побудительного мотива, готовности действовать в соответствии с ним, то есть для поступка.

9. Переживание чувства экзистенциальной исполненности, дающего наиболее глубокое ощущение связи с жизнью, переживание смысла на эмоциональном уровне отличается от эмоций, сопровождающих простое удовлетворение потребности. Экзистенциальную исполненность невозможно «сделать», она может быть пережита, если человеку удалось внести в жизнь то, по отношению к чему он пережил внутреннее Да, внутреннее согласие. Оно также возникает, когда человек просто переживает ценное или когда первичный импульс от ситуации получает интуитивное персональное Нет , тогда исполненность может возникнуть на другом основании – как следствие занятия позиции по отношению к первичной эмоции (эти три формы экзистенциальной исполненности описаны Франклом как три дороги к смыслу: ценности созидания, переживания и позиции).

10. Психодинамика (= защитные механизмы личности) выполняет, в общем, дружественную организму функцию: предостерегает человека от непосильных для него задач (через копинговые реакции или временную потерю внимания к персональному аспекту ситуации). В персонально-экзистенциальном аспекте психодинамика вносит в поле работы совести (как бы предлагая для анализа) такие факторы, как актуальное самочувствие, состояние здоровья, сила, наличие или отсутствие мужества перед лицом стоящей задачи. Психодинамика предостерегает от задач, до которых человек пока не дорос. По от ношению к ней, однако, Person может занять позицию (сказать «Нет») и принять решение в пользу преодоления. Или же переживание экзистенциальной важности ценности может превратить психодинамику в союзницу духовного измерения, стать источником его силы.

11. Значение теории эмоций А. Лэнгле для психотерапии состоит в том, что открывает содержательную тематическую структуру для понимания эмоциональности человека, причем как здорового, так и больного. Клинический экзистенциальный анализ дает феноменологическое описание образцов переживаний больных с различной нозологией. Описания болезненных форм эмоциональности, так же как и описания общечеловеческих чувств – страх, тревога, неуверенность, покой, доверие, мужество (1-я фундаментальная мотивация); печаль, радость (2-я фундаментальная мотивация); обида, зависть и ревность, вина, раскаяние, оправ данность (3-я фундаментальная мотивация); разочарование, цинизм (4-я фундаментальная мотивация), даны на таком уровне глубины понимания человеческой экзистенции, который исключает психологическое исследовательское высокомерие, но оставляет хорошие шансы для истинного персонального диалога с Другим.

Научный редактор кандидат психологических наук С. Кривцова

Благодарность

Эта и две предыдущие книги А. Лэнгле, изданные в России, не увидели бы свет, если бы не высокопрофессиональная и осмысленная редакторская работа канд. психол. наук О. В. Сафуановой.

Что движет человеком?

Экзистенциальная мотивация Person

Темой этой статьи является человеческая мотивация. В ней речь идет о том, что движет нами в нашем Бытии людьми. При этом имеются в виду не базовые потребности и телесные влечения. О них известно из самых разных учений о мотивациях. Многое влечет, прельщает, увлекает человека и приводит его в движение. Тело и душа, окружающие люди, общество настаивают на своих правах. У нас есть потребности, мы чувствуем влечения, у нас возникают и боль, и желания, и страхи, мы также осознаем свои обязанности перед обществом. Голод, жажда, сон, сексуальность – тоже важные факторы, которые ежедневно подвигают нас на действия, и в случае если мы не учитываем эти силы, они могут обрушиться на нас всей своей древней инстинктивной мощью.

Однако если мы будем заботиться только об удовлетворении потребностей, то никогда не переживем исполнения . Потребности регулируют предпосылки для витального выживания, и все же не они являются тем, ради чего мы живем. Венский психиатр Виктор Франкл внес существенный вклад в этот вопрос, разработав концепцию смысла и способствовав тому, что бы она принесла свои плоды в психотерапии, а в особенности в консультировании и психологической профилактике.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т.п.).

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

Мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
. мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
. стремление получить одобрение других людей;
. стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
. мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т.е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;
2. надежда на успех;
3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

Вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т.п.);
. материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
. социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
. лишение свободы;
. физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов.

Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами . Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

От количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
. от актуализации ситуативных факторов;
. от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции . Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Мне стало интересно, если нашим поведением движут не удовольствия и страдания, тогда что же? Что же в действительности имеет для нас значение?

Теория Платона

Согласно Платону (427-347 гг. до н.э.), стремление к истине (любознательность) является одним из важнейших двигателей жизни, а мудрость - одним из величайших истинных удовольствий. Платон развил дальше представление о вечном мире идеалов, которые определяют суть всех вещей; когда мы открываем такие вечные идеалы, мы переживаем радость познания. Платон также высоко ставил значение разума, морального долга и служения обществу.

Теория Фрейда

Совершенно другую точку зрения о мотивации человеческого поведения выдвинул Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он говорил, что с рождения до смерти люди хотят секса, секса и еще раз секса. Причина того, что мы не реализуем это желание в полной мере, заключается, согласно Фрейду, в том, что многие наши сексуальные стремления являются подсознательными, а это означает, что их признание влечет за собой непреодолимое чувство вины, тревоги и смущения. Позднее Фрейд несколько изменил свои взгляды, добавив, что нашим поведением управляет не только секс, но и агрессивность.

Если вы не читали Фрейда или не имели удовольствия лично знать некоторых из психоаналитиков прошлого, вы, вероятно, просто не представляете себе, насколько важным они считали значение секса с точки зрения психологии. Фрейд был настолько поражен значением секса, что даже изобрел для него новое название - либидо. Он писал, что в подсознании карандаш является символом пениса, а коробка - символом влагалища. Он сформулировал Эдипов комплекс: теорию о том, что мальчики от 4 до 5 лет желают иметь сексуальные отношения со своими матерями. Он считал, что у молодых девушек развивается комплекс неполноценности, в основе которого лежит зависть к представителям мужского пола, потому что они наделены пенисом. Когда я был аспирантом факультета психологии Иельского университета, я прослушал лекцию Джона Долларда, одного из крупнейших в мире психоаналитиков того времени. «Что бы мы ни делали в жизни, мы должны позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса», - советовал он. Он призывал нас следовать его совету, чтобы избежать развития неврозов. Выступая перед группой молодых студентов колледжа, Доллард не испытывал никаких неудобств, убеждая своих слушателей в важности его идеи.

Современники Фрейда

Многие психологи, современники Фрейда, или те, кто пришел вслед за ним, восприняли многое из того, что говорил Фрейд, но разошлись во мнениях с ним о важности сексуальной мотивации. Например, Карл Юнг (1875-1961) полагал, что воля к жизни, общая жизненная сила, является важнейшим мотиватором человеческого поведения. Альфред Адлер (1870- 1937) писал о стремлении к превосходству и власти. Эрик Эриксон (1902-1994) разработал теорию развития «я» (эго), или того, что можно просто назвать стремлением человека к развитию.

Различные школы бихевиоризма (науки о поведении человека - прим. переводчика) выражали различные взгляды по вопросу о том, что управляет поведением людей.

Кларк Халл (1884- 1952) и Кеннет Спенс (1907-1967) разработали имеющую влияние модель поведения, в которой рассматривались мотивы человека с точки зрения ряда познанных и непознанных побуждений, таких как побуждение поесть, если голоден, или побуждение избавиться от тревоги. Этот подход уделяет больше внимания активизирующей функции мотивов, чем роли конкретных мотивов, которые определяют стремление людей к достижению тех, а не иных целей. Теория Халла-Спенса пользовалась огромным влиянием в период с 1950 по 1975 гг.

Что движет поведением человека. Б. Ф. Скиннер (1904-1990), еще один ведущий бихевиорист, который убеждал психологов меньше обращать внимания на поиск основных мотивов, которые управляют нашей жизнью. Скиннер полагал, что все мотивы, мысли и чувства (включая удовольствия и страдания) являются личными. Только вы знаете, что движет вами, и если вы не расскажете нам об этом, то мы можем только гадать о них. Поскольку личностные мотивы нельзя определить с научной достоверностью, Скиннер заключил, что психологам не следует обращать на них внимания. (Если ваш супруг/супруга перестанет обращать внимание на ваши мотивы, мысли и чувства, то, может статься, он/она стал/а бихевиористом).

Что движет поведением человека. Карл Роджерс (1902-1987) заявил, что людьми движут в той или иной степени два желания: желание расти, называемое самореализацией, и желание самопризнания. Согласно этой точке зрения ключ к счастью - это жизнь в соответствии со своей системой ценностей. Если люди делают что-то, что идет вразрез с их собственными представлениями о жизни, они теряют уважение к самим себе, останавливаются в развитии и становятся несчастными. Фактически, теория Роджерса представляет собой начальную попытку свести многое из того, что является значимым для нас, к нескольким перекрывающимся мотивациям.

Теория Джеймса

Уильям Джеймс (1842-1910), великий американский психолог, философ и педагог, и Уильям МакДугалл (1871 -1938), блестящий специалист по социальной психологии из Гарварда, полагали, что поведение мотивируют инстинктивные желания. В своем эпическом труде «Основы психологии» Джеймс представляет следующий перечень основных инстинктивных желаний:

бережливость желание запасать и собирать

созидание желание строить и достигать

любознательность желание исследовать и узнавать

самолюбование желание быть в центре внимания

семья желание растить своих детей

охота желание добывать пишу

порядок стремление к чистоте и организованности

игра желание веселиться

секс желание продолжить род

стыд желание не быть выделенным

боль желание избегать болезненных ощущений

стадность стремление к установлению социальных контактов месть стремление к агрессивности МакДугалл расширил и усовершенствовал этот перечень.

Джеймс и МакДугалл вместе поняли, что человеческие желания многогранны. Они сопротивлялись попыткам свести все к одному или двум супермотивам, таким, как секс и агрессия (Фрейд) или стремление к превосходству (Адлер). Джеймс и МакДугалл были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

После смерти Джеймса в 1910 году против МакДугалла выступали как бихевиористы, так и психоаналитики. Бихевиористы отвергали идею МакДугалла о том, что желания предаются по наследству, утверждая, что они приобретаются в процессе познания. Рассматривая поведение человека с точки зрения в основном сексуальной мотивации, психоаналитики утверждали, что Джеймс и МакДугалл выделили слишком много инстинктивных желаний. Влияние Джеймса и МакДугалла могло бы быть начисто утрачено, однако, гарвардский психолог Генри А. Мюррей (1893-1988) переформулировал перечень МакДугалла и представил его в виде списка психологических потребностей. Работа Мюррея получила широкий резонанс, частично благодаря тому, что он разработал популярную методику для оценки мотивации поведения человека.

Теория Маслоу

Другим психологом, который внес важный вкладе изучение мотивации поведения человека, был Абрахам Маслоу (1908-1970). Маслоу был одним из немногих психологов, которые рассматривали человеческую природу прежде всего с мотивационной точки зрения. Он сделал важный вывод о том, что мы являемся порождениями желаний, которые постоянно чего-то хотят. В этом смысле, Маслоу проанализировал поведение человека совершенно иначе, чем это сделали многие из психологов. Я принимаю и даже развиваю мысли Маслоу, утверждая, что мотивационный подход к поведению человека потенциально может объяснить гораздо больше в его поведении, чем это обычно полагают.