Биографии Характеристики Анализ

Гамма-самцы: чем они отличаются «альфачей». Психотипы Альфы, Беты, Гаммы

Психология групп говорит нам о том, что все люди по природе взаимодействия друг с другом, разделяются на: Альфу, Бету и Гамму.

Знакомьтесь!

Альфа «ты узнаешь его из тысячи» … Потому что Альфы – прирожденные лидеры. Основная социальная роль Альфы – организовывать всех вокруг себя, а потом поддерживать в своей группе / сообществе / компании единый узаконенный ими, Альфами, порядок. И, главное, стимулировать «своих людей» двигаться к цели: на баррикады, к светлому будущему или еще куда, тут идеи Альф неисповедимы Основные приметы Альфы: звучный громкий голос, самоуверенное поведение, эппатажность и харизма, ярко выраженное доминирование, конкурентный стиль поведения и часто употребляемые слова «я прав, я уже иду, и я знаю куда»!В механике автомобиля, Альфу можно сравнить с двигателем. А в архитектуре общества, с основной движущей силой развития.

Бета «тише дальше едешь, дальше будешь» И, правда, Беты предпочитают не высовываться. Они не вожаки, зато незаменимые помощники. Их социальная позиция – энергосберегающая. Они остаются там, где Альфы уже всего достигли и создают оседлые сообщества, перерастающие в города.

Основные приметы Беты: устойчивые семейные ценности, социально желательное поведение, компромиссность, здоровый пофигизм и терпение. Беты интуитивно знают, как так сложить слова, чтобы присоединиться к собеседнику в общении на уровне «ты мне нужен, и я тебе нужна».В механике автомобиля Беты занимают сразу четыре колеса. А в обществе выполняют роль «стабилизатора большинства», по отличительным признакам которого вполне можно догадаться: «где твой город и какова твоя страна».

Гамма «а я в домике» Да, да! Гаммы всегда ходят со своим домиком. И если что не так, наглухо закрывают в него дверь. Хотя, даже если все и так, после недолгой разведки, Гаммы все равно предпочитают забраться «назад в домик», устроиться там под батареей и сделать очередное сногсшибательное открытие, способное перевернуть мир - абсолютно весь, конечно, кроме их домика Социальная позиция Гаммы – ресурсная, творческая. Поэтому у Гаммы есть огромная библиотека, в которой Альфа и Бета ногу сломит, а вот Гамма все всегда находит, правда, непременно с закрытыми глазами.

По теории Дэвида Л. Меху всех представителей сильного пола сдедует дифференцировать на 3 основные группы: -, бета- и гамма. Классификация проводится в соответствии с характерными психологическими чертами особей.

Основные отличия альфа-самцов

Уже с первых минут знакомства с альфа-самцом не возникает никаких сомнений в принадлежности человека к лидирующей группе. В его присутствии остальные мужчины выглядят подавленными и явно не стремятся вступать в конфликт, чтобы отвоевать утерянные позиции.

Альфа-самец не пытается получить власть над толпой, прибегая к силе и хитрости. Даже при недостаточно развитых интеллектуальных способностях сила природного обаяния настолько высока, что не позволяет усомниться в его авторитете.

Альфа-самец никогда не подвергает сомнению собственные высказывания и не позволяет критиковать себя никому. Его уверенность в своих достоинствах не знает границ. Впрочем, это качество подогревает поведение окружающих женщин.

Складывается впечатление, что стоит поманить пальцем, и добропорядочная дама поднимет руки вверх, сдаваясь на милость победителя. Обожание вполне способно вылиться в своеобразное преследование. Как правило, альфа-самца постоянно сопровождают красотки, которые не в состоянии преодолеть сексуальный настоящего мачо.

Сексуальность альфа-самца проступает явственно и порой препятствует развитию карьеры. Мужчине некогда думать о глобальных задачах, так как около 90 % его мыслей и времени занимает проблема сексуальной удовлетворенности. Исключения из этого правила встречаются крайне редко.

Отличие бета-самца

Бета-самец способен вскружить голову и покорить сердце женщины, но только в отсутствии настоящего лидера. Обладая превосходными качествами, являясь человеком симпатичной наружности, мужчина невольно теряется при появлении представителя клана альфа. Бете не хватает природного шарма, самоуверенности, той сексуальности, которая заставляет женщин забыть о правилах приличного поведения.

Сам бета-самец прекрасно понимает и принимает данные обстоятельства. Он терпелив и ждет, когда насладившись очередной игрушкой, альфа заинтересуется новым объектом. Именно тогда бета и проявит свои замечательные качества, подставляя плечо для слез, становясь другом, любовником, мужем.

Кстати, в отличие -самцов, бета часто достигает неплохого социального положения, так как обладает достаточным временем для развития карьеры. Не стоит путать представителей бета- и гамма- групп.

Бета- самец – самодостаточный человек, привыкший полагаться на собственные силы во всем, кроме сексуального притяжения. Гамма не способен к самореализации и нередко является бременем для своей семьи. Поэтому представители типа гамма частенько становятся жиголо.

Источники:

  • Качества альфа - самца
  • Чем отличаются альфа-, бета- и гамма-мужчины?

В биологии альфа-самцом называют доминирующее животное мужского пола в какой-либо группе. Альфа-самец своей громкостью, наглостью может подчинить себе остальных самцов внутри своей группы и, пользуясь доминирующим положением, забирающий себе все самое лучшее у своих подчиненных. Часто альфа-самец отличается гипертрофированным чувством собственного достоинства, эгоизмом, потребительским отношением к себе подобным, готовностью пожертвовать кем угодно ради себя.

Инструкция

В человеческом обществе статус альфа-самца приобретают люди, имеющие лидерские качества и добивающиеся руководящего положения. Это властные люди, привыкшие командовать, умеющие многого добиваться в жизни, но в сексуальных отношениях предпочитающих разовые отношения. Несмотря на это, альфа самец неизменно пользуется популярностью у женского пола. Ведь женщина как самка инстинктивно пытается спариться в лучшим из самцов. И лучшим не только по своим физическим качествам, но и по социальному статусу. Согласно исследованиям, типичные альфы от рождения имеют повышенный уровень серотонина и тестостерона. Эти гормоны и наделяют мужчин качествами альфа-самцов.

Альфа-самца можно отличить даже на первый взгляд. Находясь в компании, он вмешивается во все разговоры, даже не будучи знакомым с участниками беседы и понимая предмета обсуждения. Но при этом остальные мужчины непонятным образом смиряются с его поведением, признают его статус лидера, инстинктивно чувствуют его природное превосходство. Мужчин с явно выраженными прирожденными лидерскими качествами немного – приблизительно 5% от мужского населения планеты

Зачастую альфа-самцы, пользуясь вниманием со стороны женщин, чересчур увлекаются самим собой и сексуальными отношениями, так и не добиваясь заметных успехов в карьере. Однако, встречаются исключения, когда альфа умудряется добиться высот в жизни, в бизнесе и в любовных похождениях. Как и среди животных, женщины свой первый сексуальный опыт приобретают именно с альфа-самцом. И часто после этого контакта остаются дети. Если замужняя женщина вдруг заведет себе , но в опять же в большинстве случаев им станет альфа. Но, как правило, такие отношения больше года не длятся и мужчина переключается на поиск новой сексуальной партнерши.

Для альфа-самца любовь и брак – абсолютно разные понятия. Любовь, в их понимании, имеет целью сексуальные отношения, а не сожительство и совместный быт. Именно поэтому альфы редко связывают себя узами брака. А если это и случится, к супруге быстро охладевают, начинают относится к ней как к служанке. А потом – разводятся или начинают бегать налево и направо. Поэтому женщинам, стремящимся удержать рядом с собой мужчину-лидера, стоит всерьез задуматься, нужен ли им такой супруг.

Проводя параллели с зоологической классификацией, остальных мужчин можно условно разделить на несколько видов. Бета-самцы – мужчины, близкие по качествам альфе, но так и не добившиеся этого статуса. В любом обществе может быть только один альфа-самец и те, кто проиграл борьбу на статус лидера, становятся бетами. Гамма-самцы – мужчины, выделяющиеся на фоне серой массы, но не обладающие лидерскими качествами. Эпсилоны - и есть «серая масса». Омеги – социально неустроенные люди, неудачники, не приспособленные к жизни, любители пива, дивана и телевизора.

December 28th, 2011 , 11:50 am

(пост для девочек)

1. Альфасамец предпочитает кэжуал. Бета – костюм с рубашкой. Гамма – джины и водолазку. Омега- грязные ботинки. Правило не применяется, если свидание в тюрьме.

2. Альфасамец позовет в ресторан, Бетасамец- в кафе. Гамма – прогуляться по улице. Омега затруднится с маршрутом. Правило не применяется, если вы встречаетесь в пустыне.
3. Альфасамец приедет на такси чтобы потом не бросать ее. Бета приедет на авто чтобы вам его показать. У Гаммы машины нет. Омега машин боится. Правило не применяется, если ты не видела как он там приехал.

4. Альфа придет с цветами. Бета – с хорошим настроением. Гамма с выпитыми 200 грамм для храбрости. Омега придет с друганом. Правило не действует, если самец вообще не пришел.

5. Альфа не позволит тебе за себя заплатить. Бета позволит заплатить за себя, если будешь очень настаивать. Гамма поделит счет поровну. Омега попросит заплатить за него. Правило не применяется, если вы встречаетесь у тебя дома.

6. Альфа на свидании никого не обсуждает. Бета может поговорит о ком-то. Гамма будет всех осуждать. Омега – на всех жаловаться. И это правило не изменит отсутствие общих знакомых.

7. Если ты не дашь альфе… он уйдет искать другую самку. Бета будет за тебя бороться. Гамма расстроится. Омега раздавится. Правило не действует, если ты даешь всем.

и по жизни…

1. Альфа принимает решения за тебя и за себя, Бета принимает решения за себя, предоставляя тебе право определиться за себя самой. Гамма доверяет тебе решить за обоих. Омега не может решить сам и тебе тоже не доверят. Правило не применяется, если ты уже разводила самца на деньги в крупном размере.

2. Альфа, если накосячит, признает ошибку, извинится и будет исправлять. Бета будет стоять на своем до конца, но попытается исправить. Гамма не будет ни признавать не исправлять. Омега вообще не поймет, что не прав. Правило не работает, если он-ангел. Только ангелы не косячат.

3. Альфа …если ты накосячишь…тебя великодушно и быстро простит. Бета тоже простит, хотя до этого помучает. Гамма будет помнить твой косяк всегда. Омега –тихо мстить. Правило применяется всегда, ибо девочки скорее чертята, чем ангелы.

4. Альфа никогда не врет. Бета иногда прихвастывает. Гамма врет. Омега завирается. Правило не действует, если ты, моя девочка, влюблена… просто не отличишь…

5. К Альфе хочется присоединиться. С Бетой соединиться. Гамму присоединить к себе. Омегу обнять и плакать. Правило не действует, если только у тебя «соединялка» не работает.

6. Альфа окружен женщинами. Бета –друзьями. Гамма – коллегами. Омега – проблемами. Правило не действует, если твой самец окружен пивными кружками.

7. Женщины нужны альфа самцу для увеличения прайда. Бетасамцу для выбора суперсамки. Гамме для самоутверждения. Омеге - для помощи. Правило не действует, если женщины не нужны - это не самец.

Сюжет по телевизору о доминировании у животных. Есть интересные концепции переноса таких классификаций на человеческое общество. Конечно, воспринимать слишком серьезно их не нужно, хотя определенные модели личности и ее отношений с противоположным полом вывести можно. Тем белее, что типы легко узнаваемы.

Мне кажется, в "патриархальном" животном мире принадлежность самки к альфа определяется выбором а-самца ("в матриархальных" наоборот, но схема та же). У человека - иначе: альфа-статусы существуют автономно. Также критерии у нас формируются не только из генных характеристик, а еще из социально значимых качеств. И в целом, жесткой границы нет. Можно говорить о неких полюсах и отрезках, в рамках которых мы существуем. Я думаю, можно "мигрировать" в пределах соседних позиций: альфа-бета, бета - гамма.

Наверху "половой" цепочки стоят а-самцы. Они имеют огромный выбор - альфа, бета, гамма. Однако, поскольку их задача с точки зрения природы - максимально размножиться, у них имеются и проблемы неразборчивости. Также, если они выбирают а-самок, возникает проблема совместимости: мужская а-программа автоматически подразумевает полигамность в принципе. Не каждая а-самка (как и любая женщина) готова с этим мириться. А тогда в таком союзе искры летят. Или пух и перья
Бетта самки в союзе с альфа-самцом более адекватны и прекрасно осознают, какое сокровище им досталось (если оно, конечно, ведет себя не как скотина), поэтому закрывают на многое глаза и гордятся а-объектом, вожделенным для других дам.

Далее - а-самки. Они также объект выбора для всех самцов. Предпочитают, конечно, альфа и бета. Существует традиционно проблема выбора и разборчивости (программу размножения от от лучшего надо выполнять ). Поэтому переборчивы. Наверное, поговорка "не родись красивой..." с этим связана. Уходят, когда объект перестает предъявлять лучшие качества. Для любых самцов - сложный объект. Обладание лучшим заставляет самца чувствовать свою значимость. Однако не каждый может соответствовать. Альфа, в принципе, профигист. Но у них с альфа-самкой имеется классное совпадение темпераментов (и в сексе, и по жизни). Можно сказать, что они созданы друг для друга, поэтому жизнь очень насыщена и наполнена страстями. Классический пример парочки из фильма "Привычка жениться". Для гамма - это роковые женщины, так как являются предметом недостижимыз мечтаний. Если вдруг гамме удалось завладеть "частью" альфа-самки, это длится недолго и является предметом сожалений, а чаще страданий, всю жизнь. Сбета-самцом имеется "тихая гавань". "Перебесившаяся" альфа-самка (не только с точки зрения секса, но романтических прибабахов) приходит к мысли о том, что главная ценность - стабильность и возможность обеспечения и защиты потомства. Если она сильна и неуемна - часты союзы с альфа, если уставшая и ленивая - с бета.

По в-самцам: действительно, лучшие мужья и отцы. У меня муж такой. Думаю, что с точки зрения гармонии отношений и личного счастья в-самцы находятся в лучшем положении. Они являются объектом выбора практически самок всех видов. А-самцов на всех не хватит, и за неимением альфа - обращают внимание на бета. Бета-самцы, как и альфа, обладают чувством собственного достоинства, но не стремятся поучаствовать в раздаче жизненных призов. Личный пьедестал - не их приоритет. Задача - построить стабильное и комфортное настоящее и подобрать себе подходящую подругу. В отличие от альфа-самцов, которые особо не отбирают, а просто проводят кастинг среди того, что само "упало", бета относятся к выбору трепетно. Программа размножения у них тесно увязана с программой защиты, то есть функцией воспитания. Мне кажется, что бета-самец в исключительных обстоятельствах - это морской конек. Поэтому женщинам следует обращать на данный тип больше внимания.
Как ни парадоксально, им чаще достаются и а-самки, которым не досталось а-самцов или они не готовы смиряться с их "всеядностью". Тем более, что программа самки - выбор наилучшего партнера, и в этой связи в-самцы, конечно, завлекательны (поскольку альфа немного). В-самки - вариант сам собой разумеющийся. Для гамма-самок - очень привлекательны своим количеством и качеством.

На четвертой позиции - в-самки. Их много, они достаточно привлекательны, с менее жесткими критериями отбора самцов. На мой взгляд, способны создавать самые прочные отношения, поскольку адекватно себя оценивают и требуют от самца стандартного набора привлекательных качеств. Велика зона ответственности - и за потомство, и за партнера. В целом, также сфокусированы на проблеме потомства, поэтому "строят" в этом плане партнера безжалостно и четко. Безответственный субъект долго рядом не будет.

Пятые - гамма-самки. У каждой гамма-самки - огромный шанс найти своего самца. Программа одинакова у всех самцов, а современные возможности позволяют любой самке при упорстве сместиться к модели бета. Убеждена, нет некрасивых женщин, есть неинтересные. Любую из женщин одень, причеши, поставь на каблук, научи смеяться и быть естественной - найдется претендент, и не один. Привлекательны гамма, как ни странно и для а-самцов. Они чаще смиряются с их "звездностью" и ее "оттеняют". Более комфортны, поскольку для а-самок нужно поддерживать свои статус, для бета - желательно тоже. Для гамма - нет.
С другой стороны, гамма-самки часто могут попасть в ловушку всепрощения. Не обладая жизненными силами для самостоятельного существования, они готовы терпеть и прощать многое. Разные типы самок могут стать жертвами домашнего насилия (и психологического чаще всего), но только гамма задерживаются там надолго. Страх перед ответственностью за себя и за потомство не позволяет им взять свою судьбу в свои руки. Таким образом, гамма-самка без партнера не останется, но вопрос: какую цену она готова заплатить, чтобы избавиться от страхов одиночества?
В целом, если женщина - гамма, это не катастрофа Проблема, наверное в том, что основа "гаммости" - безволие и смирение. Мигрировав к полюсу бета, гамма должна постоянно держать себя в тонусе.

На последней позиции гамма-самцы. Реально, их жалко. Если им дают, то только из жалости или безысходности. Но современные психотехники позволяют гамма-самцам урвать свой кусок. Мое глубочайшее убеждение: всякие пикапы и НЛП - это костыль для гамма-самцов. Притворяются а-самцами Не обладая реальными качествами для привлечения самок, они используют обман и манипуляцию. А поскольку удержать самку нечем, то отношения не выстраивают и переходят к следующей. Свое неважное качество маскируют количеством сексуальныз объектов. Достаточно посмотреть сайты пикаперов Думаю, что это не совсем нормально, но понятно для пубертатного периода (где-то до 23) - происходит осознание себя и выбор половой модели. Если человек застывает в этом - превращается в гамму навсегда.

Последнее: современное поколение молодых людей (в силу социальных причин ХХ век для России - век женской несчатсной доли) имеет большой процент гаммы. А женщины в силу подобных причин двигаются в сторону бета. Вот вам и проблема одиночества

С местных форумов:

«Почему альфа-самки редко спят с альфа самцами и почему предпочитают бета-самцов? - Альфа-самцы перетягивают на себя все одеяло, и альфа-самки мерзнут по ночам)».
Ответила видимо, «а-самка»: альфа-самка тр... альфа-самца, а потом разыщет бета, тоже тр... и заберет себе одеяло.

У большинства современной молодежи (дайте поворчать старику!) нет никакого понимания об устройстве тех социальных групп и коллективов, в которых они проводят довольно значительную часть своего личного времени.

Имеется ввиду: школа, работа, армейские коллективы, дворовые компании и клубы по интересам. Во многих этих микрообществах, между их участниками нет-нет, проклевываются, а то и вовсе царят, те отношения, которые роднят человека с самыми примитивными приматами.

Речь идет об малых примитивных социальных группах.

В статье часто используются слова Альфа, Омега и т. д. Это обычные научные термины и автор в них вкладывает более глубокий смысл, чем писатели примитивных книжек по пикапу, со своими альфа-самцами и произведений по психологии для полных чайников.

Изучение примитивных человеческих групп привело исследователей к выводу, что здесь имеет место иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией в сообществах животных. Внутригрупповые роли распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе есть субъект "альфа" - Главарь; за ним следует субъект "бета" - Авторитет; "все прочие ранжированы на субъектов "гамма" - Ведомых и субъектов "омега" - Забитых.

"Альфа" (Главарь)

Пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и право безнаказанной агрессивности. Иногда это субъект, превосходящий других физической силой, но все же не объем мышц, а властность, смелость и исключительная свирепость удерживает его на первом месте в примитивной группе. Он умен тем особым умом, который принято называть хитростью. Хитрость позволяет ему умело, подчас с блеском планировать и направлять акции, которые осуществляются группой. И тогда участники группы не просто боятся его, а чтут за " кормильца", "спасителя", "настоящего хозяина".Та же хитрость дает ему умение вовремя убирать или стравливать между собой потенциальных соперников - претендентов на главенство в группе. Вот почему ему необязательно быть сильнее всех физически: того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда покарает чужими руками. По его сигналу ведомые проучат всякого, кто ему не угоден в группе. Ни один из ведомых не посмеет ослушаться: ведь таким образом можно стать неугодным со всеми вытекающими последствиями...

Только тайный сговор между недовольными ведомыми изменил бы положение.

Но, во-первых, "альфа" часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном сговоре исключительно опасно. Во-вторых, "альфа" предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало число довольных. В-третьих, он способен " вычислить" того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных: такого субъекта он либо своевременно обезвреживает (чаще руками другого претендента на лидерство), либо приближает к себе, осыпая милостями и лишая мотивов к бунту...

Является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако, заметно уступает ему в смелости. Если бы он был так же смел и решителен, "альфа" усмотрел бы в нем претендента на власть и давно обезвредил, но ни коим образом не приблизил бы к себе в качестве второго лица. Сама роль авторитета доказывает неспособность субъекта бать Главарем, и в случае ухода Главаря со сцены или его гибели "бета" почти ни когда не становится на его место. Самое большее, он продолжает сохранять роль Авторитета. Но и это не наверняка, а потому "бета" имеет достаточно мотивов, чтобы всячески поддерживать и укреплять власть своего патрона.

Он искренне радуется его удачам и реализует собственное честолюбие через успех близкого ему "сильного" человека, как бы " сливаясь душой" с последним. Как всякий обладатель острого ума он рационален и четок в решениях, однако не лишен и своеобразной мечтательности, даже романтичности. Без этой черты он не мог бы "сливаться душой" с Главарем. Над этой его чертой "альфа" и отдельные его приближенные имеют право беззлобно посмеиваться, ибо цинизм воспринимается в примитивной группе как самое надежное свидетельство ума. С другой стороны, иррационально-романтические веяния, исходящие из субъекта "бета", охотно используются Главарем для психологического воздействия на группу в целом. Видимо, человек, даже примитивный и в добавок входящий в примитивную группу, для выполнения возложенных на него группой функций должен основывать свое поведение не только на страхе перед Главарем и жажде наживы, но и на иррациональных мотивах мечты и веры, на некой, пусть ущербной, идеологии.

Нельзя забывать, что "романтическое" в примитивной группе существует постольку, поскольку существуют антигуманные помыслы и дела: в душе участника такой группы оно, это "романтическое", служит противовесом и способом оправдания бесчеловечности.

Субъекты "гамма" (ведомые),

В свою очередь, ранжированы как по вертикали, т. е. по степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качество" места в группе. Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый -Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. Субъекты "гамма" вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполнения внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь "своих" (острее становится враждебность ко всем "чужим", которые уже как бы и не люди и не стоят пощады и жалости).

Существует не только по тому, что Главарю приятна его льстивость и услужливость. Даже если "альфа" не жалует такого субъекта, он держит его подле себя. Почему? Потому что такой субъект вызывает неприязнь всей группы. И теперь, когда Главарь оказывает расположение и милость к кому бы то ни было из ведомых, это оставляет впечатление импонирующей людям справедливости. Разве не трогательно, что, так сказать, шубой с плеча Главаря награждается вовсе не тот, кто выслуживался, а тот, кто просто "делал свое дело"? Не менее волнующий эффект производит наказание или изгнание Подхалима: группа торжествует и испытывает признательность лидеру.

Точно так же логически необходимо существование Марионетки:

Он является для других эталоном поведения в отношении к Главарю и целям, которые поставлены перед группой. Его "образцовость" должна служить укором для всех, кто хотя бы в мыслях склонен к критике и непослушанию.

Весьма полезен так же и Шут.

Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. Такая насмешка - прекрасный регулятор эмоционального напряжения в группе. Устами Шута "выговаривается" неустранимое чувство протеста и обиды, накапливающееся у ведомых. Шут высказывается на грани риска: кажется, вот-вот и не сносить ему головы. Он умен и не переходит этой грани, однако у группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. Кто-то, поддавшись этой иллюзии, решается на собственные критические суждения - в шутливой или иной форме. Так с помощью Шута, выявляется оппонент Главаря. Обезвредить его немедленно или отложить расправу - вопрос тактики, решаемый субъектами "альфа" и "бета". Но Шут выполнил свою функцию. И ценность этой фигуры для Главаря доказывается не только тем, что Шута не карают за его выходки, но и тем, что Главарь решительно защищает его от собственных приближенных, которых тот привел в ярость.

Недовольный:

Если его нет в группе, его следует создать, ущемив кого-либо из ведомых. Польза от него двоякая. Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг на друга, субъекты "альфа" и "бета", а также их приближенные в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем. Если дело не доходит до изгнания или ликвидации такого субъекта, то его место после бунта среди Забитых.

Забитые же потому и заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа.

Выход из положения у Забитого только один: терпеливо снося все издевательства, выслуживаться перед приближенными Главаря. Если повезет, он может достичь своей высшей точки в группе: стать Подхалимом самого Главаря. Забитые представлены двумя категориями лиц: либо самые хилые, трусливые или наименее смекалистые, т. е. занимающие нижнюю ступень ранговой лестницы соответственно своим малым возможностям, либо бывшие Недовольные, т. е. субъекты с неплохими возможностями, растрачивать которые им теперь остается если не на бессильную злобу, то на хитроумное угодничество.

Очень важно заметить следующее: хотя такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен, даже здесь закономерности группового взаимодействия в известной степени ограничивают примитивные реакции каждого участника группы. Выказывать амбицию, собственничество и эгоистическую безучастность во всей их "красе", в предельном их выражении, субъекту нельзя и в данной группе: это привело бы к рассогласованию взаимодействия. Поэтому в примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых.

ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ.

Нормы поведения членов примитивной группы базируются на примитивных межличностных реакциях.

Реакция амбиции.

Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить ее значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Пример: в учительской заговорили о том, что педагог соседней школы Иванов удостоен медали. Реакция амбиции со стороны одного из участников разговора может выглядеть так: " знаем мы, кого их в школе представляют к наградам... Я с этим Ивановым на совещании встречался: дурак набитый" и т.п. Разумеется, ошибки бывают всюду. Нельзя заведомо исключить, что Иванов не тот человек, которого следовало бы награждать. Но даже имея такое суждение, субъект с преодоленным чувством амбиции предпочитает промолчать: в конце концов, где гарантия непогрешимости его суждения? Высказывающий же эту тираду не просто принижает Иванова: прежде всего он подчеркивает свое превосходство над ним " знаем мы..." - это демонстрация своей компетенции; " дурак набитый" - это присвоение себе (как "более умному") права судить об уме других.

Реакция самодовольства.

Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, " позеленел", " скривился" и т.п. В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости.

Реакция зависти.

Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства.

Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой. Здесь уместно процитировать один из шутливых афоризмов с 16-й полосы "литературной газеты; " мало, чтобы мне было хорошо. Надо еще, чтобы другим было плохо".

Реакция захвата (экспансии).

При появлении в поле видимости каких либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Если субъект не может обосновать захват каких-либо благ своими мнимыми правами или заслугами и не в состоянии добиться их хитростью, он при минимальных шансах остаться безнаказанным бесцеремонно прибегает к грубой силе.

Реакция агрессии.

В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку " сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием " реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоизмеримой с ситуаций жестокостью. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.

Реакция присвоения.

Если имеет место конгруэнция, когда субъект имеет возможность пристройки "сверху" или охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором как бы "прилипает " к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.

Реакция безразличия.

Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. Это легче понять когда человек трусит, имея дело с трудностью или опасностью. Но в данном случае субъект становится безучастным, даже если ему ничего не грозит. За циничной идеей " не мое это дело" или " без меня разберутся" кроется попросту не желание тратить на кого-либо время и силы. В роли должностного лица такой субъект даже гордится тем, что плачущей женщине не удалось его "разжалобить", а посетителю, возмущенному некоторой несправедливостью, - "заморочить ему голову".

Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях.

ПРАВИЛА (МОРАЛЬ) ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ.

Мораль, нравственность это совокупность норм и правил определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно ему продемонстрировать превосходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амбиция, безусловно, ущемляется, если другой субъект показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.

Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того, как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая таким образом свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объединяемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная из таких историй: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: облагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарќности, но и определенно мстит "неизвестно за что"... Но ведь известно за что! "Благодетельница" была небескорыстна в отношении родќственницы, и прежде всего - небескорыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма самоутверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявился в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться"...

Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.

Красноречивым или кипуче-темпераментным вправе быть лишь тот, кто "наверху"; те же проявления со стороны ведомых низкого ранга или, тем более, со стороны Забитых воспринимаются как неумное шутовство или наглая несдержанность.

Вообще, здесь допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы"! Точно так же в примитивной человеческой группе одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного.

Вот почему рассмотренное выше "правило унижения" нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимоќдействующих субъектов. Например, ранг Приближенного лишь на одну ступень ниже Авторитета, а стало быть. Авторитет не позволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга вовсе не рассматривается ими как унижение; она - "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений. Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И. А. Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.

"Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.

Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.

Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому богатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссоры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, сталкивать дерущихся лбами, подбрасывать мало весящего сотоварища к потолку и т. п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество или странность. Он приобретает репутацию "блаженненького", и его с опаской, но и большим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему Главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что они ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения вытекает из предыдущего.

Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". Напротив, при такой "слабой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее привести к его гонению (об этом ниже). Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих легко становится гонимым в примитивной группе.

В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач-карманник в воровской шайке. Казалось бы, "виртуозная работа" должна выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более что Главарь выказывает ему свое благоволение. Однако особенности характера нашего "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у него, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких "побед" над остальными. Теперь достаточно несколько эпизодов, когда Главарь или Приближенные не защитили бы его от выпадов боќлее агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его "артистические" способности уже рассматриваются как вызов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонению - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию Забитых. В последнем случае его умения используются Главарем как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему больше не приходится.

Правило "козла отпущения".

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходится терпеть от субъектов высшего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъекты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих"!

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV века Никколо Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности.

Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого Недовольного, допустив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы полученный им куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его Приближенный заранее покупает себе материальными средствами возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некоему предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину, в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более насмешливо или цинично,- этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна. Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается и глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.

Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит того в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего Главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представления о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоќре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.

Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т. п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступления становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.

Литература.

Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.

Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987