Биографии Характеристики Анализ

Лабораторная работа номер 11 по биологии. Наличие пищевых сетей




1. Наличие трёх функциональных групп

(продуценты, консументы, редуценты)


Пшеничное поле

продуценты

консументы

редуценты


Сходства агроценоза с природной экосистемой:

2. Наличие пищевых сетей

наездник

растения

филин

гусеницы

перепел

жаворонок

лиса

мышь


Пищевая сеть агроценоза

растения

гусеницы

мышь

наездник

перепел

жаворонок

лиса

филин


Сходства агроценоза с природной экосистемой:

3. Ярусная структура


Сходства агроценоза с природной экосистемой:

абиотические факторы


Сходства агроценоза с природной экосистемой:

4. Влияние экологических факторов

биотические факторы


Сходства агроценоза с природной экосистемой:

4. Влияние экологических факторов

антропогенные факторы


Сходства агроценоза с природной экосистемой:

5. Часто есть вид - доминант


Вид – доминант – вид, преобладающий в экосистеме по численности и влиянию


Отличия

характеристики

Природная экосистема

1. Видовое разнообразие

Агроценоз

Много видов, образующих сильно разветвлённые пищевые сети

Видов меньше, вид – доминант определяет человек


Отличия агроценоза и природной экосистемы:

характеристики

Природная экосистема

2. Устойчивость

Агроценоз

Неустойчив, без человека погибает

Устойчива


Отличия агроценоза и природной экосистемы:

характеристики

Природная экосистема

3. Действие отбора

Агроценоз

Действует естественный отбор , остаются более приспособленные особи

Естественный отбор ослаблен, действует искусственный отбор , остаются ценные для человека особи


Отличия агроценоза и природной экосистемы:

характеристики

Природная экосистема

4. Источник энергии

Агроценоз

Энергия Солнца и энергия, вносимая человеком (полив, прополка, внесение удобрений и т.д.)

Энергия Солнца


Отличия агроценоза и природной экосистемы:

характеристики

Природная экосистема

5. Круговорот элементов

Агроценоз

Часть элементов забирает человек с урожаем, круговорот неполный

Полный круговорот


Отличия агроценоза и природной экосистемы:

характеристики

Природная экосистема

6. Саморегуляция

Агроценоз

Регулирует человек

Способна к саморегуляции


Отличия агроценоза и природной экосистемы:

характеристики

Природная экосистема

7. Продуктивность (создание органических веществ при фотосинтезе в единицу времени)

Агроценоз

Высокая благодаря человеку

Зависит от природных условий


Заполните таблицу.

Природное сообщество

Естественный отбор

Агроценоз

Искусственный отбор

Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и искусственные экосистемы:

  • Не действует на экосистему;
  • Действует на экосистему;
  • Действие на экосистему минимально;
  • Действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

Видовой состав сообщества

Природное сообщество

Видовой состав

Агроценоз

Меньше/ больше по каждой позиции.


Распределите характеристики:

Общие характерно характерно

характеристики только для только для

природных агроценоза

экосистем


Характеристики:

1. Неорганические вещества, поглощаемые продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы.

2. Наличие в экосистеме редуцентов.

3. Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека.

4. Наличие в цепях питания продуцентов.

5. Основной источник энергии – солнце.

6. Неорганические вещества, поглощаемые продуцентами из почвы, возвращаются в экосистему.


Характеристики:

7. Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека.

8. Часть энергии или химических веществ может искусственно вноситься человеком.

9. Человек слабо влияет на круговорот веществ.

10. Характеризуется многообразием экологических ниш.

11. Наличие в цепях питания консументов.

12. Обязательным элементом цепей питания является человек.


Природные экосистемы и созданные человеком агроценозы имеют общие характеристики: _____________________.

Различия связаны с _________________

____________________________________.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Нарын

Разработка учителя биологии Дакаа Б.Б.

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение морфологического критерия вида

Цель:

    углубить, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия; сформировать умение составлять характеристику видов с использованием основных критериев;

    развивать навыки практической работы, делать выводы;

Оборудование: таблица «Критерии вида», гербарии, комнатное растение

Ход работы

    Вводная беседа о цели, ходе выполнения лабораторной работы, обязательном формулировании вывода на основе проведенной работы.

    Выполнение учащимися лабораторной работы самостоятельно с использованием инструктивной карточки, оказание учителем необходимой помощи учащимся.

    Беседа о результатах проведенной работы; формулирование выводов.

I. Закрепление знаний и умений с использованием вопросов:

    Перечислите критерии вида. К каким критериям относятся внешние признаки растений или животных, а какие можно узнать, только используя специальные приборы и методы исследования?

    Данные каких наук, по вашему мнению, необходимы биологу для того, чтобы правильно определять видовую принадлежность организмов?

    Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются, имеют отличия во внешнем строении; состав семян отличается по химическому составу (из ячменной муки хлеб чаще всего не пекут). Какие критерии вы будете использовать для того, чтобы утверждать о принадлежности растений к одному виду?

    Особи черных крыс, внешне не различимые, тем не менее относятся к разным видам. Какой критерий следует использовать для установления их видовой принадлежности?

    Почему К.Линнея называют «отцом систематики»? Какое практическое значение имеет эта наука?

    Какая форма изменчивости может поставлять материал для эволюции?

II. Домашнее задание: повторить 12.4.1.

Инструктивная карточка

    Рассмотрите растения двух видов одного рода.

    Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и других органов двух растений.

    Выявите черты сходства и различия между ними.

    Ответьте на вопрос: О чем свидетельствуют сходство и различие разных видов одного рода?

Дата: _____________

Лабораторная работа № 2

Тема: Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора

Цель:

    продолжить формирование знаний о сущности приспособленности как соответствия строения, обмена веществ, поведения и других особенностей организмов в среде обитания; углубить и расширить знания о формах естественного отбора;

    развивать формирование умений осуществлять наблюдения, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из наблюдений;

    воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.

Оборудование: карточки с изображениями специализированных форм растений и животных; виды защитных окрасок; аналогичные органы защиты растений от травоядных животных, таблицы с изображением растительных и животных организмов, обитателей лесов, полей, степей, водоемов и других мест обитания, гербарии, коллекция семян и плодов гербарии, комнатное растение

Ход работы.

    Вводная беседа о приспособленности организмов к среде обитания как одного из результатов эволюции; напоминание механизмов формирования приспособлений организмов, осуществляющихся на основе наследственной изменчивости, в процессе борьбы за существование в результате действия определенной формы естественного отбора.

    Ход лабораторной работы.

    Заключительная беседа по итогам лабораторной работы по вопросам:

    1. Какому фактору среды соответствует данное приспособление.

      Предположите, что предки вида не обладали обнаруженными вами приспособлениями, так как жили в других условиях (например, каких?)

      Какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?

      Какими могли быть изменения условий среды по сравнению с существовавшими ранее? Какие причины могли вызвать эти изменения?

      Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?

      Какие мутации могли оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?

      Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы и с какими результатами?

      Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили из поколения в поколение?

    Домашнее задание: повторить 12.4.6.

Инструктивная карточка

    Рассмотрите выданный вам объект (растительный или животный организм);

    Обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления;

    Определите относительный характер данных приспособлений;

    Докажите, почему приспособления имеют относительный характер.

Дата: _____________

Лабораторная работа № 3

Тема: Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых

Цель:

    сформировать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных, насекомых;

    сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у организмов;

    воспитывать любовь к предмету, компетенции личностного самосовершенствования.

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие главные направления прогрессивной эволюции, гербарии основных отделов растений, комнатные растения; таблицы с изображением ароморфозных и адаптивных черт строения растений и насекомых

Ход работы.

    Вводная беседа о цели, задачах, особенностях выполнения лабораторной работы.

    Обсуждение результатов работы, формулирование выводов, оформление результатов работы.

    Закрепление знаний и умений выявлять ароморфозные и адаптивные черты строения организмов. Беседа по вопросам и заданиям.

    Домашнее задание: повторить 13.1. подобрать примеры проявления ароморфных (адаптивных) черт строения растительных или животных организмов.

Инструктивная карточка

    Рассмотрите растения: водоросль, мох; лист папоротника, веточку ели, цветкового растения, выявите ароморфозные изменения во внешнем строении (появление новых органов) и во внутреннем (появление новых тканей)

    Рассмотрите изображения насекомых. Выберите представителей двух-трех видов и опишите их образ жизни. Определите и запишите в тетради идиоадаптации каждого насекомого (окраска, форма тела, ротовой аппарат и др.) к среде обитания.

Дата: _____________

Лабораторная работа № 4

Тема: Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов

Цель:

    углубить и расширить знания о влияния экологических факторов на жизнедеятельность организмов на основе выявления черт приспособленности к среде обитания;

    продолжить формирование умения проводить наблюдения по изучению особенностей строения организмов в связи с особенностями их местообитаний;

    воспитывать любовь к природе.

Оборудование: комнатные растения, гербарии разных мест обитания; таблицы с изображением организмов в различных местах обитания.

Ход работы.

    Вводная беседа о цели, задачах, ходе результатах лабораторной работы; объяснение содержания инструктивных карточек.

    Проведение учащимися лабораторной работы по инструктивной карточке.

    Беседа с целью проведения итогов проведенной лабораторной работы по выявлению черт приспособленности организмов к среде обитания, к влиянию определенных экологических факторов.

    Закрепление знаний и умений. Беседа по вопросам и заданиям.

    Домашнее задание: повторить 17.3.

Инструктивная карточка

    Определите среду обитания предложенного вам организма для его изучения (растения, животного)

    Опишите среду обитания данного организма на основе характеристики тех экологических факторов, которые доминируют в этой среде.

    Выявите черты приспособленности данного организма к экологическим факторам во внешнем и внутреннем строении (и поведении).

Тетрадь подготовлена в полном соответствии с учебной программой и учебным пособием « Биология» для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Издание предназначено для более эффективного выполнения учащимися лабораторных и практических работ Использование тетради позволит не только сэкономить время на выполнение и оформление той или иной работы, но и сконцентрировать внимание на самых важных ее этапах. Приведенные в тетради задания и задачи разного уровня сложности помогут ученикам лучше понять и закупить материал, а учителю - организовать дифференцированый подход к обучению биологии.

Изучение приспособленности - организмов к экологическим факторам.
Цель: научиться выявлять наиболее очевидные приспособления организмов к среде обитания.
Оборудование: гербарий, открытки, таблицы и плакаты с изображениями специализированных форм растений и животных.
Ход работы
Определите среду обитания предложенных для работы растений и животных.
Распределите предложенные растения по группам:
гигрофиты:
мезофиты:
ксерофиты:
Выявите адаптации (морфологические, физиологические, поведенческие) к среде обитания у организмов одного вида растений и одного вида животных. Данные занесите в таблицу.
Приспособления растений и животных к среде обитания.
Объясните необходимость для организмов выявленных адаптаций.
Сделайте вывод о соответствии особенностей строения растений и животных условиям их существования.
Разные группы животных, освоивших сушу, имеют сходные адаптации для существования в условиях пониженной влажности. Составьте схему классификации таких адаптаций.

Содержание
Предисловие
Практическая работа № 1. Изучение приспособленности организмов к экологическим факторам
Лабораторная работа № 1. Морфологический и генетический критерии вида
Практическая работа № 2. Решение задач по теме «Цепи и сети питания»
Практическая работа № 3. Решение задач по теме «Экологические пирамиды, правило 10 %»
Практическая работа № 4. Решение задач по теме «Балансовое равенство»
Экскурсия. Результаты естественного отбора
Лабораторная работа2. Изучение гомологичных
органов» рудиментов как доказательств эволюции
Лабораторная работа № 3. Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных
Ответы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, Тетрадь для лабораторных и практических работ, 11 класс, Хруцкая Т.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Лабораторная работа № 4

Цель:

Ход работы.

Лабораторная работа № 5-6

« Решение элементарных генетических задач»

Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Разберем решение этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные - строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен - а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной. Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания

Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену - все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет - а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип - Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип - черного быка..

РАА * аа

GА а

FАа

Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят

Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая - рецессивным.

Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?

Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.

Задачи на ди- и полигибридное скрещивание

Задача № 7. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов - пары А - в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель - с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены - ABC, или же рецессивные - abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС.

Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N - число типов гамет, а n - количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозигота Аа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. ДигетерозиготаАаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. Тригетерозигота АаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.

Задача № 8. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам

признаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Дополнительные задачи к лабораторной работе

На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.

У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать - голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой - с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

У человека рецессивный ген а детерминирует врождённую глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребёнка?

Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм?

Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминантна или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине.

Лабораторная работа № 9

« Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы

1. Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

3. Заполните таблицу:

Название семейства и общие признаки семейства

№ растения

Признаки вида

Название вида

Первое растение

Второе растение

Рисунок1

Рисунок 2

Деревья с игловидными листьями (хвоинками), содержащие в коре и листьях смолу …………………………….- сем . Сосновые

1. Хвоинки расположены пучками на укороченных побегах …...  2

0. Хвоинки расположены поодиночке  …….  ….  ..4

2. Листопадные деревья с узколинейными мягкими листьями, собранными на укороченных побегах по 15-40 …………………………………………

- Лиственница сибирская

0. Вечнозеленые деревья. Хвоинки собраны в пучки по 2-5  3

3. Хвоинок в пучках по 2 - Сосна обыкновенная

0. Хвоинки в пучках по 5 - Сосна сибирская

4. Хвоинки плоские, тупые, снизу с 2-мя светлыми полосками

Пихта сибирская

0. Хвоинки четырехгранные, жесткие, колючие….- Ель сибирская

4.Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

Лабораторная работа № 2

« Выявление изменчивости у особей одного вида»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1. Сравните 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?

3. Заполни т аблицу «Сравнительная характеристика растений»:

Ширина

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие - ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Лабораторная работа № 11

« Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

Приспособленность организмов и её относительность

Таблица 1 *

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

3. Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером.

Лабораторная работа № 4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 12

« Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Ход работы.

Заполнить таблицу:

3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

1. Креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, что Библия - это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, существуют разногласия.

Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.

Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.

2. Теория стационарного состояния.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

Современные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности - либо изменение численности, либо вымирание.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб - латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться неверным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением численности его популяции или перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.

3. Теория панспермии.

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века.

Согласно гипотезе панспермии жизнь существует вечно и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от простейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганизмов, заброшенных из космоса.

Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО, наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» - такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую Землю.

Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелевской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

Универсальности генетического кода;

Необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сейчас на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она возникла вне ее?

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание коренных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.

Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого вещества требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.

В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного вещества, которое больше не повторилось.

Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникновение самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

У истоков истории химических гипотез стояли воззрения Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под действием химических и физических причин появились соединения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появилась безъядерная клетка - исходная форма для всех живых существ на Земле.

Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922-1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина представляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действительное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется решенном загадки возникновения жизни.

Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно возникшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохимическая жизнь без организмов, осуществляющая самовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

В качестве последней химической гипотезы возникновения жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ переносится в космическое пространство. В специфических условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в метеоритах - углеводы, углеводороды, азотистые основания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не исключено, что в космических просторах могли образоваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большинстве планет Солнечной системы оказалась заморожен ной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подходящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое вещество появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

Лабораторная работа № 13

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Цель: познакомиться с различными гипотезами происхождения человека.

Ход работы.

2.Заполнить таблицу:

К.Линней

И.Кант

А.Н.Радищев

А.Каверзнев

Лабораторная работа № 14

«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Ход работы.

Рассмотреть карты-схемы территории в разные годы.

Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.

Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.

Лабораторная работа № 15

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Лабораторная работа № 16

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем Купинского района»

Круговорот веществ и энергии

Способность выдерживать изменения среды

3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Лабораторная работа № 17

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

Составьте пищевые цепи в аквариуме.

Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

падают прямые солнечные лучи;

в аквариуме обитает большое количество рыб.

5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Лабораторная работа № 18

«Решение экологических задач»

Цель: Изучить способы решения простейшие экологические задачи.

Ход работы.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

На территории площадью 100 км 2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО 2 ) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

Лабораторная работа № 19

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

Глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: познакомиться с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы.

Заполнить таблицу:

3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?