Биографии Характеристики Анализ

Основные формы и этапы профессионального становления личности. Профессиональное становление

В процессе профессиональной деятельности происходит

профессиональное становление личности.

Профессиональное становление - это, с одной стороны, про¬цесс формирования отношения к профессии, степень эмоцио¬нально-личностной вовлеченности в нее, с другой - накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершен¬ствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, про¬фессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельно¬сти. Результатами каждого этапа профессионального становле¬ния являются соответственно выбор профессии, профессиональ¬ная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество.Графически эти этапы можно представить следующим образом:

Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления. Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределение) должен; быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Затем формируется профессиональная компетентность. Термин «компетентный* в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области».

Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность предполагает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Кратко профессиональную компетентность можно определить как уровень мастерства, которого достиг человек на пути профессионального совершенствования. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них - уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в школьные годы.

Профессиональное мастерство - это высший уровень овладе¬ния профессиональной деятельностью.

Профессиональное мастерство не сводится только к профес¬сиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования лично¬сти человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Профессиональное мастерство обусловлено такими личностными качествами, как широкие общественные интересы, профессио¬нальные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высокий уровень обшей и техно¬логической культуры; профессиональная мобильность; самостоя¬тельность и высокая профессиональная устойчивость; стремление к самосовершенствованию: творческий подход к работе.


Восхождение к мастерству - процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вер¬шин в профессиональной деятельности.

Но, к сожалению, есть люди, которые «довольствуются ма¬лым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причи¬ны тому могут быть разные. Среди них - неудачное профессио¬нальное самоопределение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики, и каж¬дый может стать мастером своего дела.

Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

Профессиональное творчество - это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его со¬держания. Любая творческая деятельность, в том числе профессио¬нальная, - создание объективно и субъективно нового.

Объективно новое - это все то, чего не было в истории чело¬вечества.

Субъективно новое - это все то, что является новым для данно¬го человека или группы людей (например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность но¬вых средств, способов и приемов, расширение границ функциони¬рования и многое другое).

Профессиональное творчество, как правило, начинается с соз¬дания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыс¬лит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творческими людьми. Раньше считалось, что творчество, изобретательство - удел избранных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изобретателей и рационализаторов, которые в результа¬те долгой работы по своей специальности развили творческие спо¬собности и стали «двигателями прогресса» своего времени.

Современному человеку трудно представить, что почти все ок¬ружающее его, что сейчас стало простым и привычным, всего 150-200 лет назад считалось невозможным. Это касалось элек¬тричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомо¬билей и летательных аппаратов и много-много другого.

«Невозможно» - этот коварный барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пыта¬лись, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается, прежде всего, с преодо¬ления этого барьера «невозможности и непосильности».

Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фанта¬зия, воображение, способность к созданию представлений и мыс¬ленных ситуаций не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.

«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантази¬ей А.Н. Толстого. Басов, Прохоров и Гаут - авторы лазера - сдела¬ли фантазию реальностью. Поэтому развитие способности к творчеству - совершенно посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться созда¬вать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.

Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое.

Термины! Профессиональное становление, профессиональная компитентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективное новое, субъективно новое.

Практическая работа. Составьте перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек избранной вами профессии.

1. Назовите основные этапы профессионального становления личности.

2. Что такое профессиональная компитентность?

3. Что следует понимать под профессиональным мастерством?

4. Раскройте содержание профессиональго творчества.

А.В. Кабанова

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрены факторы, влияющие на эффективность протекания каждого отдельного этапа профессионального становления. Особое внимание уделено этапу обучения ввузе.

Ключевые слова: личность, профессиональное становление, обучение в вузе.

THE FACTORS OF THE PERSONALITY PROFESSIONAL FORMATION

The factors influencing the passingefficiency of professional formation at each separate stage are considered in the article. The special attention is given to the stage of higher education institutiontraining.

Key words: personality, professional formation, training in the institute of higher education.

Профессиональное становление - это длительный процесс, на каждом этапе которого можно выделить факторы, влияющие на его особенности. Педагогический фактор - это любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления .

В педагогической литературе выделяют единичные факторы, которые образуют общие факторы. Общий фактор состоит из значительного количества продуктогенных причин и может содержать дидактические факторы. В свою очередь объединение общих факторов и продуктогенных причин образует комплексные факторы. Существуют также генеральные факторы, которые включают в себя продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в комплексные факторы. Факторы, которым свойственна «неповторимость», особенность, и которые не сводятся ни к одной продуктогенной причине, называются специфическими .

Поскольку профессиональное становление личности тесно связано с ее развитием, поэтому для становления личности профессионала имеют значение общие факторы развития.

Основными факторами развития выступают биологические и социальные. К биологическим факторам, влияющим на развитие и становление личности, относят наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Наследственность влияет на воспитание ребенка в семье, школе, а затем и в трудовом коллективе.

К социальным факторам становления личности относится среда. Среда - это действительность, условия, в которых происходит развитие человека. Именно под влиянием среды и происходит становление человека как семьянина, гражданина и работника-профессионала. Исходя из этого, можно выделить следующие факторы профессионального становления:

1) социальные: общественные отношения; материально-техническая база; идеология и мораль; жилищно-бытовые условия и др.

2) социально-психологические: особенности организации учебы; социально-психологический климат в коллективе и др.

3) индивидуальные: мотивация; профессиональная готовность; степень личной активности и др.

Поскольку в профессиональном становлении можно выделить две составляющие - становление

личностное и становление статусное (внешнее), то и факторы профессионального становления можно разделить на две группы:

Факторы, влияющие на развитие профессионализма в личностном плане;

Факторы, влияющие на внешнюю сторону профессионального роста человека.

К первой группе факторов профессионального становления можно отнести личные особенности и желание развиваться; способ вхождения в профессию; длительность пребывания в профессиональной деятельности, т.е. стаж.

Факторы, влияющие на внешнюю сторону профессионального роста человека, можно разделить на три группы: индивидуальные особенности человека; потребность общества в тех или иных специальностях, спрос на людей определенных профессий и определенного уровня квалификации; ближайшие возможности (т.е. ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии) .

В профессиональном становлении личности выделяются три этапа: довузовский, вузовский и послевузовский. Эффективность каждого последующего этапа зависит от результативности предыдущего, поэтому в нашем исследовании важно было определить факторы, влияющие на процесс профессионального становления на довузовском этапе.

В целом довузовский этап профессионального становления направлен на организацию процесса трудовой подготовки школьников, в результате которой формируются навыки трудовой деятельности и происходит трудовое становление личности.

Трудовое становление личности - это процесс положительного развития сил и способностей, обуславливающих эффективность деятельности человека.

К факторам трудового становления личности относятся возрастные возможности трудовой активности детей; природные возможности человека; собственный трудовой опыт школьника; потребности и связанные с ним ценностные ориентации личности .

Результат трудового становления школьников влияет на выбор профессии, т.е. определяет мотивы, которые являются решающими в этом процессе. Выбор профессии в соответствии с тем или иным мотивом (т.е. ради чего) во многом предопределяет и мотивы учения, а следовательно, и влияет на весь процесс профессионального становления.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. При внутренней мотивации деятельность для личности значима сама по себе, если же значимы внешние атрибуты профессии (престижность, признание в обществе и др.), то имеет место внешняя мотивация. Исходя из этого мотивы выбора профессии подразделяются на внешние (положительные и отрицательные) и внутренние (социально значимые и индивидуально значимые).

Проведенное нами анкетирование позволило определить иерархию мотивов выбора профессии среди выпускников школ (122 человека).

У выпускников школ на первом месте среди индивидуальных мотивов выбора профессии стоит соответствие профессии способностям школьников (22,7 %). 21,4 % всех опрошенных выбрали профессию потому, что она способствует их умственному и физическому развитию.

Социально значимые мотивы определяют стремление школьника через выбранную профессию получить признание, достойное вознаграждение за свой труд, стремление утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус. Респонденты отметили, что основным социальным мотивом выбора профессии является то, что избранная профессия дает возможность для роста профессионального мастерства (21,9 %) и возможность приносить пользу людям (20,2 %).

Внешние мотивы выбора профессии исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом. Но эти мотивы могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Отрицательные мотивы проявляются в том, что при выборе профессии выпускники опираются на престижность профессии в обществе (28,0 %), а не на наличие у себя личностных качеств, соответствующих этой профессии.

Среди положительных мотивов выбора профессии доминирует возможность использовать профессиональные умения вне работы (24,0 %). Это можно объяснить тем, что, выбирая профессию, старшеклассники не исключают возможность подработки. Это позволит не только улучшить материальное положение, но и расширить сферу профессиональной деятельности, а также приобрести дополнительные умения и навыки.

Осуществляя профессиональный выбор, школьники ориентируются на те профессии, в которых интеллектуальной основой являются знания по любимому школьному предмету (21,0 %).

Основываясь на полученных данных, можно сделать следующий вывод. Избранная профессия будет удовлетворять потребности и запросы выпускников школ тогда, когда она будет соответствовать способностям школьников, их умственному и физическому развитию, даст возможность для роста профессионального мастерства. А также избранная профессия должна быть престижной и привлекательной, позволяющей использовать профессиональные умения вне работы.

Немалое значение для процесса профессионального становления личности имеет готовность школьников к выбору профессии. На довузовском этапе ее можно считать результатом процесса профессионального становления. На вузовском же этапе готовность выступает как фактор профессионального становления личности. В связи с этим возникает необходимость более подробно рассмотреть факторы профессионального становления студентов.

В диссертационном исследовании Л.И. Шумской сформулированы ключевые внутренние и внешние факторы личностно-профессионального становления студентов:

Направленность личности студента, отражающая его внутреннюю позицию по отношению к внешнему социальному влиянию;

Социализирующее влияние личности и деятельности преподавателя вуза;

Влияние социальной микросреды взаимодействия;

Социализирующий потенциал сотрудничества, коллективного взаимодействия субъектов образовательного процесса .

Все факторы, которые влияют на процесс профессионального становления на этапе обучения в вузе, А.Б. Каганов условно разделил на несколько групп:

1) факторы объективного биографического характера (семейное положение; тип учебного заведения, окончание которого предшествовало поступлению в вуз; перерыв в учебе и др.);

2) факторы, характеризующие социальную активность студента (степень сознательности, моральной ответственности перед государством, вузом, семьей; выполнение общественных поручений в группе, на факультете, в институте; участие студента в работе научных кружков; систематические занятия спортом, художественной самодеятельностью);

3) факторы, характеризующие подготовленность студента к обучению в вузе (общеобразовательная подготовка, общекультурное развитие; профориентированность; наличие навыков самостоятельной работы; психологическая готовность к учебной деятельности; информированность о целях и задачах обучения);

4) факторы, определяющие морально-психологическое состояние студента (состояние здоровья; бытовые условия; материальная обеспеченность; мотивы поступления в вуз; адаптационные способности; влияние информационной сферы обучения; взаимоотношения в студенческой группе);

5) факторы объективного дидактического характера (изменение форм и методов обучения; методическая подготовка преподавателей; содержание курса «Введение в специальность» и методический уровень его преподавания);

6) факторы контроля за деятельностью студентов младших курсов (влияние куратора группы; контроль за учебной деятельностью со стороны родителей; работа деканата со студентами) .

Основываясь на этой классификации, мы выделили факторы, которые оказывают влияние на процесс профессионального становления личности на этапе обучения в вузе.

На переходном этапе профессионального становления студентов (НИ семестр) решающее значение имеют такие факторы, как:

Мотивы выбора учебного заведения сельскохозяйственного профиля;

Тип учебного заведения, окончание которого предшествовало поступлению в вуз;

Положение студента в группе сверстников.

Основным фактором на накопительном этапе (IV-VI семестр) профессионального становления является отношение студентов к образовательно-воспитательному процессу в вузе.

На определяющем этапе профессионального становления (VII-X семестр) среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на данный процесс, можно выделить следующие:

Род деятельности, которой хотели бы заниматься студенты после окончания вуза;

Желание работать по специальности после окончания обучения в вузе.

Также мы определили три фактора, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние, на процесс профессионального становления студентов на любом его этапе. К этим факторам мы отнесли:

Состояние здоровья;

Обучение в вузе - это второй этап профессионального становления личности. Это время, когда происходит формирование профессионально важных качеств. Результат этого этапа влияет на весь последующий процесс профессионального становления. Для выявления факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального становления личности, мы провели пилотажное исследование, в котором принимали участие студенты 1, 3 и 5 курсов всех факультетов ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт». В связи с тем, что анкетирование проводилось начиная с 2005 года, в публикации представлены средние значения по различным показателям исследования.

При изучении факторов переходного этапа профессионального становления нами были выделены разнообразные мотивы выбора учебного заведения сельскохозяйственного профиля. К ним относятся: наличие интереса к профессии, возможность реализовать свои профессиональные способности, возможность заниматься научной работой и изучать любимый предмет, необходимость получения высшего образования, совет родителей, случайный выбор.

Большое количество студентов (34,1 %) выбрали этот вуз только лишь потому, что им просто необходимо получить высшее образование и для них практически неважно, какую специальность они получат в итоге. На втором месте - наличие интереса к профессии (21,4 %).

Остальные мотивы расположились в следующем порядке: случайный выбор - 11,8 %, посоветовали родители - 9,3, есть возможность изучать любимый предмет - 9,0, есть возможность реализовать свои профессиональные способности - 7,1, есть возможность заниматься научной работой

4,4, другие причины - 2,9 %.

Положение студентов в группе сверстников, на первый взгляд, не оказывает особого влияния на профессиональное становление личности. Однако проведенное анкетирование и беседы показали, что этот фактор оказывает большое влияние на изучаемый процесс. Под положением студентов в группе мы понимаем психологический климат коллектива, особенности взаимоотношений в группе.

Большинство опрошенных студентов (37,5 %) полностью удовлетворены своим положением в группе. В студенческой среде они чувствуют себя комфортно, что сказывается на их отношении к процессу обучения. Позитивный психологический климат коллектива создает условия для благоприятного протекания процесса профессионального становления, поскольку в такой группе студент чувствует свою защищенность, он не отвлекается на коррекцию взаимоотношений в группе.

Следующим фактором профессионального становления на переходном этапе является тип учебного заведения, окончание которого предшествовало поступлению в вуз.

61,7 % опрошенных студентов являются выпускникам сельских школ и им известно реальное положение дел жизни в сельской местности. Поэтому они имеют представления о тех личностных качествах и знаниях, которые им будут необходимы в будущей профессиональной деятельности, а следовательно, это положительно скажется на процессе их профессионального становления.

Изучая факторы, которые оказывают влияние на накопительном этапе профессионального становления личности, мы выяснили, что 41,7 % студентов не готовятся к занятиям регулярно. Это в свою очередь сказывается на качестве приобретаемых ими знаний, умений и навыков, формировании профессионально важных качеств личности и, следовательно, на процессе профессионального становления. На наш взгляд, этого можно избежать, если в процессе обучения использовать разнообразные методы проверки и контроля знаний, не ограничиваясь традиционными письменными или устными ответами на задаваемые вопросы. Это, с одной стороны, повысит интерес к обучению, а с другой - позволит педагогу охватывать максимальное количество студентов в процессе контроля знаний.

На процесс профессионального становления личности на определяющем этапе большое влияние оказывают такие факторы, как желание работать по специальности и род деятельности, которой хотели бы заниматься студенты после окончания вуза. От этого напрямую зависит результативность профессионального становления.

39,4 % опрошенных студентов указали на то, что после окончания вуза хотели бы работать по специальности, а 49,1 % - нет. 11,5 % еще не утвердились в своем желании связать свою будущую профессиональную деятельность со специальностью, получаемой в вузе. При ответе на вопрос: «Какой деятельностью вы хотели бы заниматься после окончания института?» 35,8 % всех опрошенных студентов отметили, что хотели бы заниматься деятельностью, связанной с сельским хозяйством. Далее респонденты указывают на деятельность, связанную с производством (28,2 %). Работу, связанную с преподавательской деятельностью, считают возможной для себя 23,8 % опрошенных студентов.

Нами были определены факторы, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс профессионального становления студентов на любом его этапе. К ним мы отнесли:

Отношение студентов к избранной профессии;

Состояние здоровья;

Удовлетворенность бытовыми условиями жизни.

На протяжении всего периода обучения интерес к избранной профессии повышается (с 39,1 % на первом курсе до 46,6 % на пятом курсе), что, следовательно, сказывается на всем процессе профессионального становления. Это можно объяснить тем, что у студентов в процессе обучения меняются взгляды на избранную профессию, происходит переоценка ценностей на старших курсах. Поэтому необходимо как можно раньше закрепить у них интерес к избранной профессии.

О положительном влиянии данного фактора на процесс профессионального становления студентов свидетельствует то, что за весь период обучения снижается количество студентов, безразлично относящихся к избранной ими профессии. Так, на первом курсе было отмечено 6,7 % таких студентов, к пятому курсу их количество уменьшилось на 3,8 %. Снизилось число студентов, которые не могли определиться с интересом к избранной профессии: на первом курсе 8,0 % опрошенных студентов указали, что «не могут сказать», нравится им избранная профессия или нет; на пятом курсе их осталось только 3,2 %.

Интерес к профессии вызывает то, что она позволяет работать с людьми (27,5 %), дает возможность самосовершенствоваться (11,6 %) и проявлять творческие способности (10,0 %). По мнению 13,6 % респондентов, избранная профессия соответствует их способностям, при этом к пятому курсу студенты укрепляются в этом мнении. На это указывают 15,3 % пятикурсников, тогда как на первом курсе их было отмечено 12,1 % из общего числа опрошенных первокурсников.

Однако 33,0 % опрошенных студентов указали на то, что в профессии, которую они избрали, им не нравится низкая заработная плата. К пятому курсу увеличивается число студентов, которые указывают на то, что избранная профессия не соответствует их способностям (с 5,2 до 7,2 %). То есть у студентов к концу обучения складывается «образ специалиста» в избранной им профессии и поэтому они осознают наличие или отсутствие у себя способностей в той или иной профессиональной области.

Немалое влияние на процесс профессионального становления оказывает удовлетворенность бытовыми условиями. Обустроенный быт студента дает ему возможность высыпаться, что влияет на самочувствие; готовиться к учебным занятиям (конспектировать, выполнять рефераты и курсовые работы и т.д.) и др. В целом опрошенные студенты указали, что в разной степени удовлетворены своими бытовыми условиями: 30,5 % - полностью; 30,3 % - средне; 28,4 % - в целом все устраивает.

С первого по пятый курс почти наполовину снижается количество студентов, которые полностью не удовлетворены бытовыми условиями: на первом курсе их было отмечено 13,4 %, на пятом - 7,6 %.

Негативное влияние на процесс профессионального становления оказывает ослабленное здоровье студентов. По результатам анкетирования мы отмечаем, что 56,5 % студентов считают свое здоровье ослабленным. Они вынуждены пропускать учебные занятия по состоянию здоровья, это приводит к пробелам в знаниях и усвоению материала не в полном объеме, что затрудняет процесс их профессионального становления. Полученные нами данные подтверждаются результатами ежегодного медицинского осмотра студентов.

На послевузовском этапе профессионального становления завершается формирование профессионала. Становление профессионала зависит от внешних и внутренних условий.

Внешние условия:

Изменения в течение жизни самой профессии, требований общества к ней;

Изменение мотивационной сферы и духовных ценностей;

Изменение компонентов профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия и результаты).

Внутренние условия: изменение представлений человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе.

Незнание названных условий негативно сказывается на молодых специалистах, поскольку изменение запросов общества к профессии или специальности требует изменения характера и содержания профессиональной деятельности. Изучение же анализируемых факторов позволит избежать ошибок в процессе становления личности профессионального работника.

Литература

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для вузов / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шаношникова [и др.] / под ред. А.С. Роботовой. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 208 с.

2. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с.

3. Кочетов А.И. Основы трудового воспитания. - Минск, 1989. - 223 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. - 576 с.

5. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.

Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 554 с.

6. Шумская Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: дис. ... д-ра псих. наук. - Минск, 2005. - 363 с.

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»

В СОВРЕМЕННОМ ЗНАНИИ

© Л. Ю. БОЛИКОВА*, Ю. А. ШУРЫГИНА**

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

*кафедра педагогики **кафедра немецкого языка и методики преподавания немецкого языка e-mail: [email protected], [email protected]

Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. - Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 573-575. - На материале психологопедагогических источников рассмотрен вопрос дефиниция понятия «профессиональное становление личности». Показано, что профессиональное становление определяется этапом профессионализации. Сделан вывод о том, что профессиональное становление можно рассматривать как прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, преобразование личности, профессионализация.

Bolikova L. Ju., Shurygina J. A. - The essence of a term «personal professional formation» in modern knowledge // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 573-575. - The authors of the article touch upon one of the most important issues of modern society, concerned with a person professional formation. The authors study the term «personal professional formation» in psycho-pedagogical sources. It is provided that professional formation is determined by the stage of professionalization. The authors come to conclusion that personal professional formation is a progressive, phased process of personal transformation that is following with formation and development of constant characteristics by means of getting professional knowledge, skills and abilities through self-actualization and self-realization in professional activity. Key words: personal professional formation, professionalization, personal transformation.

Многочисленные психолого-педагогические исследования посвящены выявлению взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития личности и становления профессионала (Басов М. Я., Борисова Е. М., Логинова Г. П., Маркова А. К., Митина Л. М., Рогов Е. И., Смирнов И. П. и др.). Проблемы формирования личности профессионала также нашли отражение в исследованиях Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Ю. П. Поварёнкова и др.

Перечисленные авторы утверждают, что профессиональная деятельность влияет на систему отношений личности и её образ жизни. Для подавляющего большинства людей, по мнению Е. М. Борисовой, именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворять всю гамму их потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определённого социального статуса и т. д. В процессе личностного и профессионального становления происходит изменение жизненных и профессиональных планов, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личности в целом .

Вопросы профессионального становления личности рассматриваются в педагогике профессионального образования, в психологии труда, психологии профессионального обучения и воспитания, профори-ентологии и т. д.

Становление человека как субъекта труда, превращение его в профессионала в процессе профессионального обучения, рассмотрение условий данного процесса представлены в трудах В. А. Бодрова, Э. Л. Голубевой, К. М. Гуревича, Э. Ф. Зеера, П. А. Климова,

Н. В. Кузьминой, В. С. Мерлина, К. К. Платонова, В. Д. Шадрикова, М. Р. Щукина и др.

Многочисленные исследования, посвящённые становлению профессионала, обусловливают множественность представлений о данном процессе. На наш взгляд, главный путь получения обобщённого представления о профессиональном становлении личности заключается в рассмотрении и интеграции множества определений данного процесса.

Т. В. Киселёва определяет профессиональное становление как «степень развития собственных уме-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 24 2011 г.

ний и навыков человека выполнять определённую работу и общественное признание в процессе освоения им социального пространства» .

По мнению Э. Ф. Зеера, профессиональное становление - это «процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» .

Б. П. Невзоров определяет профессиональное становление как «формирование профессионального самоопределения в конкретной профессиональной области в зависимости от степени согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированности у личности способности адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры» .

Рябоконь Е. А. рассматривает профессиональное становление как «частный случай развития человека в процессе всего жизненного пути, который определяется этапом профессионализации. Это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями» .

В. Д. Симоненко определяет профессиональное становление как «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде» .

Анализ представленных выше определений позволил рассматривать профессиональное становление как процесс изменения личности, преобразования её личностных и профессиональных качеств. Рассмотрение профессионального становления личности как процесса позволяет выявить составляющие его структурные компоненты и расположить их в логической последовательности:

Формирование позитивного отношения к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий (Э. Ф. Зеер, Рябоконь Е. А.);

Выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии (Э. Ф. Зеер, Б. П. Невзоров);

Овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности (Т. В. Киселёва, Рябоконь Е. А.);

Освоение профессионально ориентированных видов деятельности (Э. Ф. Зеер);

Реализация себя в профессии, самоактуализация и самореализация личностного потенциала (Э. Ф. Зеер, В. Д. Симоненко);

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности (Б. П. Невзоров);

Достижение общественного признания в процессе освоения социального пространства (Т. В. Киселёва).

Выделенные структурные компоненты позволяют выявить сущностные характеристики профессионального становления личности:

Позитивное отношение к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий;

Психологические возможности личности, соотносящиеся с содержанием и требованиями будущей профессии;

Знания, умения и навыки профессиональной деятельности;

Успешность в освоении профессионально ориентированных видов деятельности;

Самоактуализация и самореализация личностного потенциала в профессии;

Адаптация к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности;

Общественное признание в процессе освоения социального пространства.

Рассмотрение вопросов профессионального становления личности в психолого-педагогической литературе выявило также неоднозначность определения этапов профессионального становления личности.

А. Б. Каганов рассматривает профессиональное становление как последовательное прохождение сменяющих друг друга этапов в рамках вузовского обучения (переходного, накопительного и определяющего), которое, в свою очередь, завершается на четвёртом этапе, в период работы на конкретном производстве в избранном виде деятельности. .

По мнению Кудрявцева Т. В., профессиональное становление не является кратковременным актом, охватывающим лишь период обучения в вузе, а представляет собой длительный, динамичный, многоуровневый процесс, состоящий из четырёх основных стадий: возникновение и формирование профессиональных намерений; целенаправленная подготовка к избранной профессиональной деятельности; процесс вхождения в профессию; реализация личности в самостоятельном профессиональном труде. Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и кризисных ситуаций .

Стадии становления профессионала, сформулированные А. А. Деркач, также характеризуются формированием намерений (установление отношения человека к профессии), профессиональным обучением, профессиональной адаптацией; обретением целостности (этап стабильно функционирующего специалиста, этап специалиста-новатора) .

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ >

Э. Ф. Зеер на основе социальной ситуации и уровня реализации ведущей деятельности выделяет следующие стадии профессионального становления: профессиональное самоопределение (старший школьный возраст), профессиональная самоидентификация (годы профессионального образования), распредмечивание профессиональной деятельности (период приобретения профессионального опыта), опредмечивание профессиональной деятельности (непосредственная профессиональная деятельность) .

Е. А. Климов выявляет фазы оптанта, адепта, адаптанта, интернала, мастерства, авторитета, наставничества, представляющие собой этапы жизненного пути профессионала. Фаза оптанта, оптации - это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Фаза адепта - это подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. Фаза адаптации - это период привыкания молодого специалиста к работе. Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи. Интернал - это уже опытный работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями. На фазе мастерства работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание). Фаза авторитета также суммируется с последующей. Авторитет - мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. Наставник в широком смысле слова - человек, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями .

Таким образом, выявлены существенные различия при определении количества стадий процесса профессионального становления личности их продолжительности, содержания.

Ряд учёных рассматривает профессиональное становление личности, как поэтапный процесс:

1. Ограниченный рамками вузовского обучения и продолжающийся соответственно 5 лет (Каганов А. Б.);

2. Охватывающий длительный период жизни человека, т. е. 30-40 лет (Деркач А. А., Зеер Э. Ф., Кудрявцев Т. В., Рябоконь Е. А., Симоненко В. Д. и др.);

3. Охватывающий длительный период жизни человека, но повторяющийся, если профессионал частично утрачивает трудоспособность, оказывается без работы, вынужден переменить профессию (Климов Е. А.). Календарный возраст в этом случае может быть любым в интервале трудоспособности.

Профессиональное становление личности также представляется в литературе как стадия профессионального функционирования (Л. М. Митина), следующая за стадией профессиональной адаптации и предшествующая стадии профессиональной стагнации .

Киселёва Т. В., Невзоров Б. П. предлагают рассматривать профессиональное становление не как процесс, а как результат, т. е. сформированность у личности определённых способностей, качеств.

На основе предложенных выше точек зрения считаем возможным представить стадии профессионального становления личности в обобщённом варианте следующим образом:

1. Формирование профессиональных намерений;

2. Профессиональная подготовка;

3. Адаптация к профессиональной деятельности;

4. Осуществление самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональное становление личности - это прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгакова Е.В. Профессиональное становление студентов в процессе гуманитарной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М., 2000. 536 с.

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

5. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. 111 с.

6. Киселёва Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

9. Невзоров В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

10. Общая и профессиональная педагогика / Под ред.

В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с.

11. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т.В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1988. 142 с.

— это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его . Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

  • предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;
  • подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;
  • этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;
  • этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Для проведения занятия по служебной подготовке старшего и среднего начсостава

ПРЕДМЕТ: Психологическая подготовка

ТЕМА № 1.3.: «Планирование профессионального развития. Профессиональное становление»

ВРЕМЯ: 1 час

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить слушателей с планированием профессионального развития. Ознакомиться с профессиональным становлением.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: зал заседаний С

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: изложение нового материала, объяснительно-иллюстративный.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА:

1. Психология в экстремальных ситуациях для спасателей и пожарных / Под ред. Ю.С. Шойгу М.: 2007.

2. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

Планирование профессионального развития. Профессиональное становление.

Конечно, такие компоненты, как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Становление и развитие профессионала подчинено общей закономерности и носит название «профессиональное становление личности». Путь становления в профессии, который проходит каждый специалист, является динамичным и многоуровневым процессом, который состоит из четырех основных этапов (Климов, 1998).

Первый этап правомерно обозначить как этап формирования профессиональных намерений. Развитие в период выбора профессии, проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как осознанная подготовка к «жизни», к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.

Этот этап завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую будущий специалист хотел бы быть включенным и на которую он будет ориентироваться в своем развитии. Таким образом, формируется образ профессионала, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.

Не всегда молодой человек делает выбор самостоятельно: часто решение принимается родителями, либо определяется случайными факторами (удобнее добираться транспортом, друзья там учатся и т.д.). Это означает, что осознанный выбор самому будущему специалисту придется делать позже, когда уже будут затрачены значительные ресурсы (временные, эмоциональные, материальные).

Безусловно, наиболее благоприятным вариантом является осознанный выбор профессии самим молодым человеком, еще в старших классах школы, когда осуществляется целенаправленная предпрофессиональная подготовка.

Этап профессионального обучения в разных случаях приходится на различный возрастной период. Как правило, это возраст 17-24 года, когда осуществляется базовая профессиональная подготовка в учебном заведении. В то же время в современном мире стремительно развиваются технологии и меняются требования к квалификации специалиста. Поэтому на этапе первоначального освоения профессии профессиональное обучение не заканчивается.

В течение этапа профессионального обучения происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические кризисы развития и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

В целом, в период профессионального обучения происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Развиваются профессионально важные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным полем деятельности. Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу, этапу профессиональной адаптации.

Этот этап характеризуется двумя стадиями.

Первая - стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Не одно поколение молодых специалистов слышало от опытных коллег: «Забудь все, чему тебя учили в институте». На этом этапе происходит формирование копинг-стратегий (преодоление), позволяющих профессионалу справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет.

Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования нарушений профессионального здоровья. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть руководитель или опытный коллега в коллективе. Именно наставник помогает молодому специалисту самоопределиться в профессии, найти специфическое ощущения готовности к работе и успешно выполненной работы, избежать формирования деструктивных установок в труде. Наверно, каждый зрелый специалист помнит первую позитивную оценку со стороны наставника. Для многих именно этот момент является ключевым в формировании профессионального самосознания, когда молодой специалист начинает воспринимать себя как профессионала.

Вторая стадия - «вхождение в профессию». На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии. На первый взгляд может показаться, что профессиональное становление завершено и дальше стремиться незачем и некуда. Однако практика показывает, что остановка профессионального развития на этой стадии оборачивается либо разочарованием в профессии, либо «закостенелостью», стереотипностью, а следовательно, и снижением надежности в профессиональной деятельности. Профессионал останавливается на этапе «ремесленника», со временем формируются деструктивные установки, позволяющие оправдывать такое положение. Например, педагог через три года после начала работы в школе теряет всякий интерес к дальнейшему развитию, оправдывая это тем, что ученикам это не нужно, что они не стоят того, чтобы ради них совершенствоваться. Такой педагог использует жесткие стереотипные и однообразные приемы в преподавании, испытывая скуку и безразличие к предмету и ученикам. Естественно, работу такого педагога нельзя считать эффективной.

Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде и представлено следующими стадиями:

Стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристиками. Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На том этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.

Достижение стадии мастерства характеризует период расцвета. Период расцвета отличает физическая форма и профессиональный пик. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие периоду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Так, балетные артисты достигают периода расцвета примерно в 25 лет. В научной деятельности период расцвета может быть достигнут около 40 лет. Спасатели получают квалификацию международного класса примерно в 35-40 лет со стажем работы от 10 лет и выше.

Итак, на этой стадии специалист смог достичь профессионального мастерства в высших его проявлениях. Практика показывает, что высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположными личностными качествами, компенсируя недостаточно развитые качества личности более развитыми. Нередко оптимальный уровень развития личностных качеств и мотивационные особенности компенсируют недостаточно развитые психомоторные качества и недостатки профессиональных знаний. Так, человек общительный, обаятельный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем одиночка-универсал. Однако сами специалисты нередко переоценивают психомоторные качества и недооценивают личностные и мотивационные особенности.

Необходимо отметить, что достижение расцвета характеризует не только высокое профессиональное мастерство, но обязательно и личностная зрелость. Характеристики личности, достигшей расцвета, даваемые рядом зарубежных авторов, показывают нам некую «нормальную», здоровую личность. В рамках российского менталитета понятие «расцвет» обретает несколько иные черты. Личности, достигшей расцвета, свойственны прочно и органично усвоенные общечеловеческие ценности. Такого человека отличает самообладание, стратегия построения жизни, предполагающая постоянное движение к осуществлению все новых, более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. Подобный человек активно влияет на среду своего развития, события его жизни находятся под его контролем. Человек отличается предельной самоотдачей, умением мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозированием последствий своих поступков, стремлением к объективности и способностью к принятию решений - хорошо рассчитанных или интуитивных - вне зависимости от мнения окружающих. Можно смело утверждать, что деятельность такого человека носит преобразующий, а не приспособительный характер.

Многие специалисты на этапе мастерства перестают видеть дальнейшую перспективу профессионального развития, часто можно услышать фразу: «Дальше ничего хорошего не будет». Правы ли они, останавливается ли на этом этапе профессиональное становление? Это деструктивная установка, способная привести к остановке и другим нарушениям профессионального развития. В дальнейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета, которая, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия. Существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.

Необходимо отметить, что и на этой стадии может наступить период расцвета. Но это период расцвета не исполнителя, как было на предыдущей стадии, а расцвет организатора, управленца, руководителя. И на последующей стадии тоже возможно достижение расцвета, но уже в качестве Учителя.

Стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход мастера к решению профессиональных задач. Это могут быть специалисты других специализаций, представляющие другие ведомства или другие, смежные специальности. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Обучение молодых специалистов, наставничество в широком смысле этого слова способствует компенсации усиливающихся неблагоприятных изменений, связанных с возрастом. Это то, что позволяет профессионалу, несмотря на приближающийся или наступивший пенсионный возраст, ощущать полноту профессиональной жизни и простраивать ее временнyю перспективу. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

На этом этапе наиболее ярко проявляется такое явление, как профессиональная интуиция, когда специалист по известному ему одному признаку или «особому чувству» определяет качественные характеристики рабочей ситуации и мгновенно принимает единственное верное решение. Это относится и к чувству опасности у водолазов, работающих при минимальной видимости, и к легендарному народному персонажу Петровичу, который по звуку двигателя определяет неполадки в машине.

На всех этапах и стадиях профессионального становления мы можем выделить сквозные линии, по которым происходит становление специалиста (Маркова, 1996).

В первую очередь это линия овладения технологией или операциональной основой профессиональной деятельности. Этой линии становления традиционно уделяют большое внимание как сами профессионалы, так и преподаватели. Это важно и нужно, благодаря этому специалист поддерживает статус при развитии технологий. Однако даже великолепно технически подготовленный профессионал без сформированных мотивов к профессиональной деятельности не сможет быть профессионально надежным и эффективным. Поэтому одна из важнейших линий профессионального становления напрямую связана с ответом на вопрос: «Для чего, для кого я работаю?» На разных этапах профессионального становления ответ на этот вопрос у специалиста будет разным. Можно сказать, что успешное проживание профессионального кризиса знаменуется нахождением нового смысла в деятельности, новым, более зрелым ответом на этот вопрос.

Так, для молодых пожарных характерно стремление к высоким профессиональным результатам, стремление занять достойное место в профессиональном сообществе.

У более опытных спасателей акцент смещается в сторону «сберегающего» отношения к коллегам, пострадавшим, к самому себе.

Профессиональное развитие - это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - это и приобретения, и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании необходимости кризисов в развитии такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные; может снижаться эффективность профессиональной деятельности, повышаться конфликтность (Бойко, 1996).

Например, при кризисе перехода к мастерству, специалист начинает замечать неточности в работе более старших коллег, которые раньше казались безупречными профессионалами, их смешные или неприятные черты, вызывающие раздражение. Раздражение и недовольство ситуацией постепенно нарастает, возникают конфликты, у специалиста возникают сомнения в правильности выбранного им пути. Нервозность сказывается и на работе, и в семье, появляется неудовлетворенность собой, профессией, качеством жизни. Нарастает субъективная трудность ситуации, которая становится стрессовой; иногда она может казаться безысходной.

С ростом субъективной трудности ситуации эффективность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости, а не от профессионального мастерства. Поэтому такая характеристика личности, как психологическая устойчивость, наряду с профессиональным мастерством определяет эффективность деятельности специалиста в трудных ситуациях.

Психологическая устойчивость - это характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую очередь таких, как тип нервной деятельности, опыт специалиста, уровень профессиональной подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности.

Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный), мотивационный и психомоторный компоненты. Психологическая устойчивость - не просто сумма компонентов, а интегральное образование.

Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

У специалистов нет единого мнения относительно ведущего компонента психологической устойчивости.

Одни исследователи считают ведущим познавательный компонент, другие - эмоциональный и волевой компоненты (эмоционально(волевую устойчивость). В некоторых исследованиях в качестве ведущего рассматривается мотивационный компонент. Представляется, что применительно к кризисам профессионального становления правомерно считать ведущим компонентом психологической устойчивости именно мотивационный. Ведь основной вопрос, который задает специалист в период кризиса: «Для чего работаю? В чем смысл моей работы? Что моя работа дает людям, что меняет в окружающем мире?» Не находя ответа на эти вопросы, специалист либо идет по пути, на котором нарушения профессионального, а затем психического здоровья неизбежны, либо уходит из профессии.

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. В работах отечественных психологов были выявлены психофизиологические и характерологические особенности личности, сочетание и выраженность которых образуют так называемый «профессиональный характер», способствующий эффективности профессионала в экстремальных условиях. Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности профессионала в нестандартных ситуациях.

Профессиональная пригодность человека является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.

В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально(психологические свойства личности (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомоторные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравственным ценностям и др.).

Система требований профессии к психологическим, психофизиологическим качествам человека и мере их выраженности в научных психологических понятиях называется психограммой. Психограмма составляется в результате анализа психологической структуры деятельности и является частью профессиограммы, которая включает в себя основные требования, предъявляемые профессией к психологическим и физиологическим качествам человека.

Несмотря на некоторые различия в психограммах спасателей и пожарных, можно выделить ряд элементов, их объединяющих. К ним можно отнести следующие свойства и качества личности:

1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.) (Крюкова, 2000).

2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.

3. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера.

4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.

5. Социально-психологические качества: умение работать в команде.

Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая подготовка.

Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя и пожарного по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности (Бодров, Бессонова, 2005).

Как правило, спасатели и пожарные придерживаются традиционно мужского стиля поведения с чертами агрессивности. Агрессивность, реакции протеста тщательно контролируются, недовольство проявляется только при наличии формального повода. Они считают себя способными управлять обстоятельствами своей жизни (внешний локус контроля). В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийно(спасательных работ) отражается нестандартность подходов к решению стоящих перед ними задач.

Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение свести возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении поставленной задачи.

Высокоуспешным пожарным свойственен положительный фон настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщению.

Мотивационная сфера успешных пожарных также имеет свои особенности. У наиболее успешных пожарных выше уровень мотивации стремления к успеху, мотив стремления к взаимодействию, установки на результат труда. Менее успешным специалистам свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.

Принципы отношения к жизни для возможности личностного развития, направление развития в наиболее благоприятное и продуктивное русло:

Умение отличать главное от второстепенного,- несмотря на, казалось бы, достаточно широкую известность и очевидную полезность данной мысли, практическая ее реализация в повседневной жизни осуществляется чаще всего лишь на интуитивном уровне. А между тем, превратившись в устойчивое свойство или отношение личности, этот принцип может способствовать формированию четкой и ясной мотивационной линии ее поведения во всех жизненных ситуациях. Принцип выбора наиболее значимых и отказа от несущественных мотивов и побуждений, став сознательным психическим действием, освобождает нас от многих не стоящих внимания проблем и приносит неоценимую пользу в разрешении различного рода кризисных ситуаций.

Внутреннее спокойствие. Это такой принцип отношения к жизни, который не исключая энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет ему стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не терять самообладания даже в самые трудные, критические моменты.

Внутреннее спокойствие - это важное условие сохранения сложившейся у человека системы личностных ценностей, иерархии мотивов, это ясность ума и четкость поведения, это психологический «иммунитет» от ситуационных «помех», провоцирующих обстоятельств. «Гасить» одни побуждения и правильно оценивать другие лучше всего удается именно в таком состоянии. Оно создает оптимальную психическую раскованность, способствует лучшей самоорганизации личности.

Эмоциональная зрелость и устойчивость. Эмоции выступают своеобразным и обязательным фоном для развертывания мотивационных и волевых процессов. И результат такого рода психических действий очень часто определяется тем, насколько она соответствуют или противоречат эмоциональным установкам. Хорошая мотивационная саморегуляция может иметь место лишь тогда, когда она опирается на высшие эмоционально-ценностные составляющие, прежде всего на принципы высокой нравственности. В этом случае говорят о «нравственной мудрости» - способности и готовности к достойным поступкам в любых ситуациях (в этом проявляется, например, активность жизненной позиции личности).

Знание меры воздействия на события. Каждая складывающаяся ситуация, событие имеет свою объективную причину, внутреннюю логику развертывания. На определенном этапе какого-то события человек способен изменить его ход своим вмешательством. Обстоятельства могут сложиться и так, что даже максимум проявленной активности реально ничего не меняет. Понять объективный ход событий и уметь соответствующим образом и вовремя вмешиваться в них может только человек, обладающий мудростью. Усиление или сдерживание своей мотивации в зависимости от логики развития событий делает мотивационную саморегуляцию личности гибкой и эффективной.

Умение подходить к проблеме с разных точек зрения. Во многих случаях одно и то же событие, явление, проблема приобретают разное значение в зависимости от того, с каких позиций о них судят. Мудрость предполагает практическое владение диалектикой полярностей, общего, единичного и особенного, части и целого. Человек может по-иному взглянуть на многие вещи, разрешить некоторые свои проблемы, реально оценив различные стороны предмета своих размышлений. Стремление избежать односторонности рассуждений не означает потерю собственной позиции. Любая позиция личности только выиграет от всестороннего анализа того, что составляет ее основу. Это качество бывает особенно полезным в ситуациях «кризиса принятия мотива», когда человеку необходимо сопоставлять, оценивать, соединять и разводить различные мотивы своего поведения.

Готовность к любым неожиданным событиям. Такая способность, а также отсутствие предвзятых мнений и суждений о жизненной реальности дают возможность быстро перестроить мотивационные тенденции с учетом объективных обстоятельств. Однако гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения, разумеется, не должны нарушать основное ядро личностной мотивации.

Восприятие действительности такой, как она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы ее видеть. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной логики и внутреннего смысла. Умение воспринимать действительность такой, какая она есть, находить в ней положительные и отрицательные, требующие улучшения стороны предохраняет от искаженного восприятия жизни, открывает возможности для активного, разумного разрешения проблем мотивационной саморегуляции личности.

Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. В ситуациях «борьбы мотивов» неразрешимые проблемы, как правило, возникают лишь в изначально заданных рамках обстоятельств. Постоянное стремление к разрешению своих противоречивых отношений, с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях. Включение частной проблемы в более широкие контексты в принципе означает открытие в ней новых связей, не распознанных ранее отношений и возможностей, ее разрешения.

Наблюдательность. Важное условие саморегуляции личности - развитие наблюдательности не только за окружающей действительностью, но и за самим собой. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой. Когда человек приучает себя к оценке своих желаний, побуждений, мотивов как бы со стороны, ему гораздо легче управлять ими и регулировать их. Наблюдательность превращается в особо ценное свойство для саморегуляции в различных острых, критических ситуациях.

Дальновидность. Это качество означает способность понимать внутреннюю логику окружающих событий, видеть перспективу их развития. Оно позволяет личности регулировать не только актуальные, но и потенциальные аспекты своей мотивации. Дальновидность предохраняет человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач, побуждает отвергать непродуктивные с точки зрения будущего линии мотивации, перекрывать формирование и развитие конфликтогенных мотивов.

Стремление понять других. Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, наоборот, создает условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других. Мотивационное «поле» одного человека в различной степени входит в мотивационные системы других людей, взаимодействует с ними. Поэтому нередко регуляция мотивации личности опосредствуется особенностями мотивации другого человека. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

Умение извлекать положительный опыт из всего происходящего. У мудрого человека никакой жизненный опыт - в том числе и неизбежные ошибки и неудачи - не оказывается бесполезным. Прожитые им годы служат действенным источником жизненных аналогий, которые он не забывает учитывать в последующей жизни. Это качество позволяет критически оценивать ныне действующие мотивы, а также те, которые только начинают входить в общую систему мотивации, определяющую перспективу жизнедеятельности человека. Именно здесь важно бывает учесть причины прежних неудач и ошибок и своевременно отказаться от сомнительных и неконструктивных побуждений.

Изложенные здесь принципы конечно же не исчерпывают их полного перечня. Однако, руководствуясь этими принципами, человек получает дополнительный ресурс в сложных жизненных ситуациях.