Биографии Характеристики Анализ

Толерантность в религиозной сфере. Что понимают под толерантностью экологи

  • 3.2.Современные концепции политической толерантности.
  • 3.3.Политическая толерантность и современный политический процесс.
  • 3.4.Роль посредничества в переходе на позиции политической толерантности.
  • Темы для докладов и рефератов:
  • Вопросы к экзамену:
  • Глава 4. Этническая толерантность.
  • 4.1. Этническая толерантность как вид толерантности.
  • 4.2. Толерантность в межэтнической коммуникации.
  • Глава 5. Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений
  • 5.1. Этническая конфликтология: предметное поле, задачи, методы
  • 5.1.1.Общая и этническая конфликтология: сходство и различия
  • 5.1.2. Классификация этнических конфликтов
  • 5.1.3. Структура этнических конфликтов
  • 5.1.4.Управление конфликтом
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5. 2. Империи и народы: история и теории национализма
  • 5.2.1. Империи и «национальный вопрос»
  • 5.2.2. Пробуждение национализма
  • 5.2.3. Виды и формы национализма
  • 5.2.4. Теория мобилизации
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5.3. Феноменология и аналитика конфликта: «Case study»
  • 5.3.1. Содержание
  • Ключевые понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • 5.4. Этническая конфликтология в регионаьном контексте
  • 5.4.1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология
  • «Подходы к анализу миграционных процессов через призму различных дисциплин»
  • 5.4.2. Проблемы диаспор
  • 5.4.3. Противодействие экстремизму
  • 5.4.4. Этноконфликтологический мониторинг
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • I. Вопросы для предварительного тестирования
  • II.Темы для рефератов и докладов:
  • III. Вопросы для самопроверки
  • Вопросы и задания к разделу 5. 2
  • I. Выберите нужные варианты ответов и обоснуйте их
  • II. Попытайтесь внести изменения и дополнения в таблицу:
  • Вопросы и задания к разделу 5. 3
  • II. Сравнительная таблица «Иудаизм и христианство: общее и особенное»
  • Вопросы к документу
  • V. Структурный анализ конфликта на основании свидетельств очевидцев.
  • VI. Темы рефератов и докладов
  • VII. Просмотр и составление аннотаций документальных фильмов:
  • Вопросы и задания к разделу 5.4
  • III. Проведите исследование оценки ситуации в регионе за определенный промежуток времени местными сми по следующей шкале:
  • Глава 6. Гендерная толерантность
  • 6.2 Проявления гендерной толерантности и интолерантности на уровне социального взаимодействия
  • 6.3. Проявления гендерной толерантности
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне
  • 6.5 Факторы, формирующие гендерную толерантность личности.
  • Литература
  • Методические указания
  • Задания и вопросы для самостоятельной работы:
  • Глава 7. Психология толерантности/интолерантности.
  • 7.2. Толерантная личность
  • 7.3. Психологическая структура и критерии толерантности-интолерантности
  • 7.4. Толерантность-интолерантность как многоуровневый психологический феномен.
  • 7.5. Психологические механизмы и факторы толерантности-интолерантности
  • 7.6. Толерантность и интолерантность сми
  • Язык вражды
  • Политическая корректность
  • Список использованной литературы:
  • Упражнение «Лики толерантности»
  • Упражнение «Скульптура»
  • Задание «Дневник языка вражды» Методические рекомендации по составлению дневника языка вражды
  • Виды Языка Вражды
  • Объекты Языка Вражды (примеры)
  • Примеры высказываний
  • Адреса толерантности в Интернете
  • Задание «Политкорректные сказки»
  • Диагностические задания Методика «Толерантность к неопределенности»
  • Опросник «Черты толерантной личности» (г.Солдатова)
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Религиозная толерантность.
  • 8.1. Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности.
  • 8.3. Государственно-церковные отношения и толерантность (мировой опыт)
  • 8.4. Гсударственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты.
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы.
  • 8.4. Государственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы
  • Методические указания
  • Темы для рефератов
  • Задания
  • Интернет-ресурсы
  • Глава 8. Религиозная толерантность.

    8.1. Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности.

    В условиях развития таких мировых процессов как глобализация и регионализм, отмечают исследователи, резко усиливается значение религиозного фактора в жизни современного общества. Феномен этот в общем-то не нов. Историки хорошо знают, что резкое возрастание религшиозного фактора в жизни всегда происходит на крутых поворотах истории. И сегодняшний этап в развитии человечества, когда оно вышло на новый уровень своего развития, также ознаменован усилением роли религии в жизни общества. Вот почему столь актуальыми сегодня являются вопросы взаимодействия разных религий, верующих, вопросы религиозной толерантности.

    Религиозная толерантность (веротерпимость) проявляется на двух уровнях. Во-первых, это терпимые, толерантные отношения между верующими различных религий и конфессий, религиозными объединениями, основанные на принципе взаимоуважения, взаимного признания прав на существование и деятельность. Во-вторых, это признание государством права на существование различных религий, а не только господствующей.

    Религиозная же интолерантность (нетерпимость) – это резко отрицательное, негативное отношение к верующим иной религиозной радиции, иной конфессии, которая может выражаться в ущемлении их прав, в репрессиях, гонениях и преследованиях, а так же в отрицании государством их права на исповедание своей веры и отправление религиозного культа (1).

    В связи с анализом специфики религиозной толерантности следует сказать следующее. Термин «толерантность», как уже было сказано, имеет широкий спектр значений. Это же можно сказать и о религиозной толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности (1995 г.), толерантность «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидкуальности (п. 1.1., ст. 1). Минимальный уровень толерантности, таким образом, - это терпимость, т.е. готовность признать право на существование тех, чьи убеждения и связанные с ними действия не содержат прямого намерения разрушить сами основы терпимости.

    Религиозная толерантность во многом отличается от толерантности светской (политической, межкультурной и т.п.). Ценностно-мирвозренческое ядро светской кульуры не является жестко иерархичной структурой, ибо в ее основе лежит принцип плюрализма ценностей и мнений, что ведет к признанию относительности любых идеалов и истин. Это и делает возможным в светской культуре принятие «чужих» ценностей, взглядов и особенностей поведения равноценными «своим» ценностям, взглядам и манере поведения. Светская кльтура потому и определяется как «терпимость к чужим мнеиям, верованиям и формам поведения». Религиозная же толерантность представляет собой нечто иное. Она означает лишь отсутствие высказываний или действий, котрые могли бы быть расценены как уничижительные или оскорбительные для представителей другой религиозной традиции и были бы направлены на ущемление прав и свободы вероисповедания и отправления культа (закрытие храмов, запрет на миссионерскую деятельность и т.д.). Ведь любая религиозная культура, в отличие от культуры светской, есть жестко структурированная система с единым и единственным центром – сакральным, которое в каждой религии понимается по-своему. Поэтому сама по себе религия не может быть толерантной в том смысле, в каком мы говорим о светской культуре, светской толерантности. Религиозная толерантность не может включать в себя в качестве своего обязательного компонента доктринальную терпимость, стремление к сближению вероучений, к признанию их равной ценности. К религиозной нетерпимости поэтому нельзя относить такие формы поведения верующих, которые должны продемонстрировать определенную степень отчуждения по отношению к другой религии, к ее вероучению, ее представителям и обрядам. Именно поэтому и эксклюзивизм (представление верующих о своем вероучении как о единственно верном, исключительном и отказ признавать в качестве такового любое другое религиозное учение) не целесообразно отождествлять с нетерпимостью, хотя он и содержит некоторые основания для ее возможного возникновения. Что касается современной России, то речь нужно вести лишь о взаимоуважительных отношениях между религиозными организациями, о взаимном признании права на существование религиозной деятельности, об отсутствии обращений к к государству с просьбой предоставить преференции и льготы какой-либо религиозной организации (статус «равнее других»), и тем более об отсутствии призывов ограничить деятельность других религиозныз организаций. Следует также подчеркнуть необходимость толерантных отношений между верующими и неверующими. «Допустимы полемика, взаимная критика, но «не сожаления», например, по поводу того, что религия (атеизм) до сих пор существуют». (2).

        Религиозная толерантность: исторический и современный аспекты.

    С древнейших времен терпимость вовсе не выступала как основная черта религии, а скорее наоборот. Будучи на протяжении длительного времени основой этнической, культурной идентификации племени, народа, нации, интегрируя членов общества в единое целое, религиозные верования и ритуалы в то же самое время противопоставляли их представителям других общностей. По этой причине религия не раз оказывалась причиной межгрупповых конфликтов, например, израильтян с хананеянами, христиан с римлянами, католиков с протестантами и православными, мусульман с индуистами и т.д. Сегодня принято говорить об интегративной функции религии. При этом зачастую забывают и о дезинтегративной функции религии, о ее возможных дисфункциональных, т.е. дезинтегративных последствиях. Забывают о том, что религия всегда играла немаловажную роль в возникновении конфликтов в обществе, забывают о многочисленных религиозных конфликтах и войнах, которых было так много в прошлом. Не было в истории общества ни одной эпохи, и современная не есть исключение, без религиозной розни, нетерпимости, религиозных гонений и конфликтов. Нет в истории ни одной религии, которая обошлась бы без демонстрации своего превосходства и преследований инаковерующих. Список такого рода можно увеличивать до бесконечности, доводя его вплоть до наших дней. Вспомним преследования хананеян (коренные жители Палестины) израильтянами, первых христиан – сперва израильтянами, а затем древними римлянами, протестантов – католиками, а католиков – протестантами, мусульман – христианами, а христиан – мусульманами, анабаптистов – лютеранами, суфиев – правоверными мусульманами, квакеров – пуританами в Англии, буддистов – синтоистами в Японии, староверов и сектантов – в старой России.

    Из современной истории можно вспомнить недавние гонения на бахаистов со стороны религиозного эстеблишмента в современном Иране или недавние кровавые преследования христиан в Судане.

    Таким образом, исторический и современный материал дает возможность сделать вывод: история религии, как и история общества, любого государства полна примеров нетерпимости и несогласия, конфликтов и вражды, есть история выяснения отношений между религиями «своими» и «чужими». Что же касается случаев религиозной терпимости и согласия, то они являлись в прошлом весьма редкими и эпизодическими. Такие случаи скорее исключение, а не правило в истории религии. Во имя Божие, во имя религиозных ценностей было педпринято больше войн, унесено больше человеческих жизней, чем по любой другой причине. В течение многих столетий религиозная нетерпимость постоянно выступала как основа для возникновения этнических, расовых, политических предрассудков и предубеждений, выступала в качестве повода для политической и социальной дискриминации по отношению к тем, кто придерживался иного вероучения.

    Определенную возможность для формирования религиозной нетерпимости создают претензии религий на эксклюзивизм. Это означает, что «каждой религии присущ абсолютный характера понимания истины и мира… Каждая из них претендует на то, чтобы быть единственной истинной и правильной верой, и каждая из них требует, чтобы ее признавали таковой. На протяжении столетий абсолютный характер истины, которой придерживалась каждая религия, предоставлял религиозную санкцию для нетерпимости и дескриминации. Высшие истины и цели, принятые в религиозных традициях, в значительной степени препятствовали терпимости к противоположным взглядам на вероучение и практику» (1).

    Как заметил известный социолог Эрнст Трёльч, «все религии родились абсолютными, поскольку они следуют иррациональному побуждению и выражают действительность, которая требует веры, - при этом не только ради признания ее (т.е. действительности), но скорее всего ради признания ее ценностей». Это правило справедливо не только для авраамических религий (иудаисзм, христианство, ислам), но и в отношении религий Востока (буддизма, конфуцианства, даосизма), представители которых всегда хвалились открытостью ко всем остальным религиям в понимании истины. Даже в этих религиях можно обнаружить претензии на исключительность.

    Причины и поводы для религиозной нетерпимости всегда отличались разнообразием. Что касается объектов, на которые религиозная нетерпимость направлена, то это обычно следующие: нетерпимость направлена на религию, признаваемую находящейся в конфликте или оппозиции с традиционными обычиями и нравтсвенно-духовными ценностями данного общества; на религию, которую обвиняют в подрыве устоев общества, ибо ее учение угрожает тому или иному политическому авторитету или политической линии (отказ христиан признать римского императора богом); на религию, которая признается чуждой для культурной среды, на почве которой она развивается; наконец, на ту религию, которая отождествляется с иностранным государством (2).

    Эксклюзивизм каждой религии, ее претензии на абсолютное и универсальное значение всего своего вероучения в прошлом часто служили религиозным основанием для нетерпимости к другим религиям: ведь каждая требовала, чтобы ее признали истинной, единственно верной и другие. Добиваясь этого, религии часто использовали различные средства, в том числе и насилие. Таким образом, претензии религий на абсолютный характер своего вероучения предоставляли религиозную санкцию для практики дискриминации других религий. Религизная нетерпимость и рознь вытекали как следствие из неспособности одного религиозного сообщества понять и признать право другого на истину, на обладание ею, наконец, просто на существование. Такое непонимание приводило сначала к вражде, а затем – к репрессиям, гонениям и, наконец, к религиозным войнам, в которых в кровавой битве сталкивались приверженцы разных религий, как это произошло во время печально известных крестовх походов в эпоху Средневековья.

    Очень часто религиозная идентичность нации порождала политическую нетерпимость, ибо выражать несогласие с господствующей в государстве религией означало риск быть обвиненным в преступлении против государства. Так, нетерпимость Древнего Израиля к чужим религиозным культам была вызвана тем, что израильтяне в последних видели опасность для своей религиозной идентичности и единства Израиля. В Древней Греции иметь атеистические взгляды и проповедовать их считалось уголовным преступлением, т.к. они отрицали государственных богов, а значит, проявляли политическую неблагонадежность. Атеисты в Древней Греции подвергались преследованиям, над ними устраивали судебные процессы.

    Такое положение сохранялось до тех пор, пока религия была основой идентичности государства, являлось выражением патриотизма и национального сознания. Проникновение чужих религий рассматривалось как угроза национальному единству, целостности государства. Защита единства государства считалась чрезвычайно важной задачей не только в эпоху Древнего мира, но практически на протяжении всей истории человечества. В силу того, что в древности, да и в эпоху Средневековья политическая власть носила сакральный характер, то естественно, что выражение неверия в бога или богов, богохульство, вера в чужих богов считалась государственным преступлением. Так как религия в течение долгого времени была важнейшим социальным институтом, обеспечивающим государственное и национальное согласие и единство, то всякое инаковерие считалось опасным, ибо угрожало самому единству общества и государства. История человечества, таким образом, такова, что понимание народами необходимости толерантного отношения к иным религиям и их последователям, признание права на свободу совести пришло очень и очень поздно. Ситуация стала меняться, по крайней мере, в Западной Европе, лишь в эпоху Нового времени, когда благодаря усилиям передовых мыслителей (Дж. Локк, Д. Юм, и. кант и др.) были разработаны принципы идеологического плюрализма, а политики и простые смертные устали от кровопролитных, затяжных религиозных войн на территоии европейских государств, опустошавших землю, несущих бедствия населению. В результате и власть, и философы пришли к единому мнению, что есть вопросы, в решении которых никто не может, в силу ограниченности способностей человеческого разума, претендовать на роль судьи, владеющего абсолютной истиной. К числу таких вопросв были отнесены и вопросы вероисповедания, религиозных убеждений, мировоззрений в целом.

    Следует при этом отметить, что требования религиозной терпимости и, шире, свободы совести обычно исходили от преследуемых и лишенных гражданских прав религиозных меньшинств, а не от официального религиозного истеблишмента. Следует иметь в виду и тот факт, что самые главные и решающие шаги к признанию прав человека на свободу вероисповедания были предприняты не религиозными лидерами, не церковными соборами, а законодательными собраниями, парламентами, судами, конституциями. Церкви же шли к признанию религиозной толерантности мучительно долго. Еще в 1832 г. Папа Григорий XVI в своей энциклике «Mirari vos» обличал свободу совести как «вздор» («deliramentum»). Лишь в 20 столетии среди основных церквей и религий утвердилось единодушие в вопросе о допустимости религиозной толерантности. В 1965 г. Второй Ватиканский собор принял «Декларацию о религиозной свободе», в которой говорилось, в частности, следущее: «Для развития международных отношений между людьми разных культур и религий и для установления и укрепления мирных отношений и согласия в человеческом содружестве необходимо, чтобы во всем мире религиозная свобода была обеспечена эффективными законодательными мерами и чтобы соблюдался высший долг и право человека свободновести религиозную жизнь в обществе. Папа Иоанн Павел Второй в течение более чем 25-ти лет постоянно бращался к вопросу о толерантности вообще, религиозной, в частности. Всемирный Совет Церквей на своей первой ассамблее в Амстердаме более 50 лет тому назад провозгласил, что «свобода религии является существенным элементом правильного международного правопорядка… Поэтому христиане рассматривают вопрос о свободе религии как международную пробему. Они озабочены тем, чтобы свобода религии была обеспечены повсеместно. Выступая за эту свободу, они не просят о том, чтобы христианам была предоставлена какая-либо привилегия, в которой другим было бы отказано». Тогда же Всемирный Совет Церквей принял «Декларацию о религиозной свободе». Она определила четыре основных права в области религиозной толерантности, которые должны были быть признаны всеми церквами и соблюдаться в отношении всех людей без различия по признаку расы, цвета, пола, языка или религии». Вот эти права, или принципы:

      «всякий человек имеет право определять собственную религию и вероисповедание»;

      «всякий человек имеет право выражать свои верования в рамках социальной или политической общности»;

      «всякий человек имеет право вступать в союз с другими и вместе с ними учреждать организацию для религиозных целей»;

      «всякая религиозная организация, создаваемая или поддерживаемая а соответствии с правами личности, имеет право определять свою политику и практику для достижения избранных целей».

    Напомним, что Всеобщая декларация прав человека была принята Организацией Объединенных Наций позже. Последующие Ассамблеи Всемирного Совета Церквей, в работе которых участвовали протестантские и православные церкви, подтвердили Амстердамскую декларацию и еще раз выразили обязательсва Совета в отношении защиты религиозных прав человека.

    Принципы религиозной толерантности, веротерпимости были утверждены и в международном законодательстве, легли в основу целого ряда международных документов и актов. В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Ее восемнадцатая статья содержит следующее положение: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». В марте 1961 г. Комиссия по правам человекаприняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Однако положения этого документа имели столь революционный характер, что потребовалось 20 лет переговоров для того, чтобы эта Декларация была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Приняв в 1981 г. Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Организация Объединенных Наций пошла столь далеко, что указала на то, что дискриминация по религиозным мотивам должна рассматриваться не только как «оскорбление» человеческого достоинства, но и как «отвержение принципа Хартии Организаци Объединенных Наций и как нарушение других свобод, гарантированных Всеобщей Декларацией прав человека». Там же указывалось и на то, что признание религиозных прав человека в качестве краеугольного камня всех прав человеа вообще (гражданские, экономические, социальные) имеет решающее значение для создания подлинно демократического общества, в котором как индивидуальные, так и общественные права пользовались бы уважением и были бы гарантированы. Подобные принципы в отношении религиозной толерантности и прав человека на свободу религиозного выбора зафиксированы во многих других международных документах: «Международный Пакт о гражданских и политических правах» (ст. 18), подписанный 109 государствами, «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (ст. 9), подписанная 44 странами; Американская Кнвенция о правах человека (ст. 12), подписанная 23 странами, Документы Конференции по безопасности и Сотрудничеству в Европе, которые являются обязательными для всех 55 стран-участниц и т.д.

    Конечно, были и возражения против такого подхода к веротерпимости. Некоторые противники указанных выше документов говорили, что в этих документах веротерпимость выступает как нечто не имеющее границ и прделов, что она дозволяет все и вся. Вновь поднимали вопрос: означает это, что мы должны быть терпимы ко всем и ко всему? Возможен ли на каком-то этапе конец, предел терпению? Ответ был дан следующий, и он предполагается в международном законодательстве о религиозном культе. Веротерпимость, как и терпимость в целом, имеет, естсственно, границы, имеет предел. И эти границы очерчивают международные акты и документы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом» «Статья восемнадцатая, пункт третий (Международного Пакта о гражданских и политических правах) разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если

      таковые ограничения установлены законом, и

      необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц…

    Ограничения могут быть применены тоько в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации». Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты в отношении веротерпимости и ее ограничений.

    Приверженность многих стран принципам религиозной толерантности подверглась испытанию на прочность спустя несколько часов после терактов 11 сентября 2001 г. Появилась реальная возможность того, что после событий 11 сентября возникнет опасность полного недоверия между религиями и подозрительнось государственных структур по отношению к религиозному инаковерию и религиозным меньшинствам. Однако этого не случилось. Реакция американских властей на случившееся помимо всего прочего включала действия, направленные против того, чтобы в США развернулась компания против мусульман. На самом высшем уровне было заявлено, что реакция американцев должна полностью исключить возможность отождествления исламских террористов с мусульманами. Президент США пригласил мусульманских лидеров на встречу в Белый Мусульмане были постоянными участниками официальных религиозных встреч или панихид по жертвам террористических актов. Исламские лидеры в США, в других странах также осудили действия религиозных террористов, подчеркивая, что ислам – это религия мира, любви и терпимости. На одной из международных конференций исламских юристов прозвучало следующее утверждение: «Ислам был первой религией, которая признала существование основных прав человека, и практически четырнадцать веков тому назад эта религия ввела определенные гарантии защиты, которые впоследствии стали частью международных документво по правам человека». На этой же конференции исламские правоведы заявили, что особое уважение ислама к правам человека исходит из принципа, согласно которому человеческие права и свободы не являются частью природного состояния человека, а дарованы человечеству самим Богом». Другие выступавшие утверждали, что человеческая личность является основной ценностью в исламе, т.к. представляет собой человечество вообще, подтверждая сказанное в Коране: «Кто убивает душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества». В Каирской «Декларации прав человека» говорится: «Запрещается испоьзование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений». Там же говорится и о том, что мусульмане должны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, «чтобы жить в мире с ними на основе заключенного договора, как это было во времена раннего Халифата».

    Сказанное выше свидетельствует о том, что принципы религиозной толерантности, свободы совести стали поистине универсальными.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1.1 Определение толерантности

    1.2 Виды толерантности

    1.6 Толерантность в школе

    2.1 Программа исследования

    2.2 Социологический опрос

    Заключение

    Литература

    Введение

    Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское -- tolerantia; английское -- tolerance; немецкое -- Toleranz; французское -- tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости. Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века. В отличие от «терпимости» (терпеть -- «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) -- готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»: Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть -- значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» -- это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микрои макросредой).

    Глава I. Толерантность, виды толерантности

    1.1 Определение толерантности

    Толерамнтность (от лат. tolerantia -- терпение) -- социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения. религиозный толерантность терпимость старшеклассник

    1.2 Виды толерантности

    Естественная (натуральная) толерантность.

    Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

    Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой - неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

    Моральная толерантность.

    Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

    Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

    Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

    Нравственная толерантность.

    Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

    Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

    Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности.

    1.3 Сущность религиозной толерантности

    Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других»2. Тем не менее, религиозная толерантность - явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Не углубляясь в них, отметим лишь, что их можно разделить на два основных вида - позитивный и негативный.

    В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.

    В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

    В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев - на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый - приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Не случайно, что Г.Шлимова, говоря об обеспечении общественной консолидации в Казахстане, стране, отличающейся этническим и религиозным многообразием, подчеркивает важность в этом деле роли просветительской работы, которая должна быть направлена на повышение уровня взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп3. Действительно, зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую положительную настроенность по отношению к ним.

    1.4 Проявления религиозной терпимости

    Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется.

    Первая - толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.),

    Вторая - толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.),

    Третья - толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу),

    И наконец, толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

    1.5 Механизмы обеспечения религиозной терпимости

    1. Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Результаты проведенных в 2001г. в России социологических исследований показали, что, хоть и с небольшим преимуществом, но, тем не менее, не верующие в Бога настроены к иноверующим с большей толерантностью и более открыты в плане контактов, нежели верующие.

    Увеличение терпимости в условиях атеизма можно увидеть также на примере армянских реалий. До утверждения советского строя между адептами Армянской Апостольской церкви и армянами-католиками существовал огромный психологический барьер. Они были изолированы друг от друга, и общение между ними было весьма ограниченным. Царила атмосфера взаимной нетерпимости. Однако в советские годы этот психологический барьер почти полностью стерся, и между армянами-католиками и адептами ААЦ наладились нормальные, не скованные конфессиональными различиями отношения. В этом, пожалуй, существенную роль сыграла проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма, стершая психологический барьер между двумя конфессиональными пластами Армянства.

    Таким образом, несмотря на все негативные аспекты, царящая в советский период атмосфера атеизма сыграла положительную роль с точки зрения национальной консолидации Армянства, стерев психологический барьер во взаимных восприятиях армян-католиков и адептов ААЦ. Не исключено, что проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма имела четкую политическую цель. Она была направлена на стирание психологического барьера между различными религиозно-конфессиональными пластами советского гетерогенного (полиэтнического, полирелигиозного, поликультурного) общества, обусловленного религиозно-конфессиональными различиями.

    2. Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах. Здесь несравнимо меньше вражды и столкновений, происходящих на почве религиозных различий. Это, по всей видимости, обусловлено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам деятельности светского характера. В этом контексте между людьми с различными религиозно-конфессиональными взглядами и ценностями стерты существовавшие некогда психологические барьеры. Четкое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем совместные усилия в светских обществах отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами.

    Позитивные механизмы нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте важное значение имеет подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ и пр.), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации. Подчеркивание общностей имеет место в религиозной, национальной и государственно-гражданской плоскостях.

    1. В религиозной плоскости подчеркивание общностей предполагает несколько аспектов: Важно подчеркнуть, что:

    Все религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.) имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Наконец, различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия. А различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно.

    Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. В этом плане, хотя «любая религиозная традиция претендует на свою исключительность и превосходство (или, по крайней мере, предполагает их)», тем не менее, «потенциал толерантности содержится во всех известных религиозных системах человечества».

    2. В национальной плоскости подчеркивание общностей различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае подчеркивается, что «...конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство нужно искать в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых должен быть национализм в своем высоком смысле этого слова»9. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов у них укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации.

    3. В государственно-гражданской плоскости подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным нациям. То есть, в этом случае подчеркивание общностей в этнической плоскости не действует. Вместо этого подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам внушается идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами (социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.), имеют общие интересы и требования и, следовательно, общие задачи, что является не менее важной предпосылкой для обеспечения общественной солидарности и пресечения раздоров и бедствий в обществах на религиозно-конфессиональной почве.

    1.6 Толерантность в школе

    Толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

    Законы толерантности:

    1.Все работники образовательных учреждениях в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, уважение, терпение.

    2.Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других.

    3.Оценки должны способствовать развитию ребенка, а не быть кнутом в руках педагога.

    Толерантные ученики:

    доброжелательные

    уважение друг друга

    уважение всех сотрудников школы

    умеющие слушать и слышать

    понимающие и поддерживающие друг друга

    Глава II. Практические разработки в изучении толерантности конфессиональных взглядов у старшеклассников(14-18 лет)

    2.1 Программа исследования

    Объект исследования: религиозная толерантность школьников.

    Предмет исследования: отношение к школьникам с иной конфессиональной ориентацией.

    Цель исследования: определить на сколько школьники толерантны друг к другу.

    Гипотеза: я предполагаю, что причиной нетолерантности(если нетолерантны)школьников являются форумы, группы в социальных сетях.

    Проблема: она состоит в том, что в школах не учат детей быть толерантными в религиозном вопросе. И по этой причине происходят конфликты между старшеклассниками.

    Инструментарий: опрос.

    Критерии,по которым выбирались респонденты.

    Пол - мужской и женский.

    Возраст - от 14 до 18 лет.

    Образование - неполное среднее, полное среднее.

    Место жительства - г. Москва.

    2.2 Социологический опрос

    1. В будущем я создам семью только с представителем...религии.

    б)не своей

    2. Я считаю, что искренней дружбы между людьми...религии быть не может.

    а)одинаковой

    3. Надо держаться настороже с людьми...религии.

    4. У меня... друзей другой религии

    5. Мои взаимоотношения с людьми никак не связаны с их

    а)этнической

    б)религиозной принадлежностью.

    6. При общении с людьми другого религиозного взгляда нужно ориентироваться на их личные качества, а не на религию

    б) нет, не нужно

    7. Я стараюсь...с людьми другой веры

    а) сближаться

    б)не сближаться

    8. Традиции, существующие в некоторых религиях, кажутся мне

    б)нормальными

    9. Если я почувствую в другом человеке «родственную душу», то он... моим близким другом, несмотря на то, что является представителем другой религии

    а)может стать

    б)все равно не станет

    10. Надеешься ты, что когда-нибудь люди не будут делиться на религии.

    а)да,надеюсь

    б)нет,не надеюсь

    11. Я...,что человечество бы только выиграло, если бы люди считали себя просто личностями, а не членами религиозных групп.

    б)не считаю

    12. Считаете ли вы, что некоторые религии препятствовали нормальному существованию моего народа.

    а)да,считаю

    б)нет,не считаю

    13. Как лично Вы относитесь к смешанным бракам?

    а) я считаю, что брак должен заключаться только между представителями одного народа (этноса) и одной религии

    б) считаю, что смешанные браки хороши только между народами близкими в отношении культуры и религии

    14. Как часто Вы встречались со случаями недоброжелательного к Вам отношения из-за Вашей этнической принадлежности, языка или религии?

    а) никогда, редко

    б) часто,почти всегда

    И вот как ответили опрошенные:

    Молодых людей

    А вот ответы девушек:

    Молодые люди, в основном нацелены на то, чтобы не заводить друзей другой религии,не заводить семьи с представителем другого этноса,религии.

    Вот комментарии по этому поводу:

    Кирилл - 15.06.2010 15:23:

    «ФИГНЯ ВСЕ ЭТО ЛЮБОВЬ,НАЦИЯ ВОТ ЧТО ДОЛЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ СЕМЬЮ. А ЖЕНУ СВОЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ...»

    А девушки почему-то думают наоборот. Они хотят,в первую очередь,заводить новые знакомства,дружить,влюбляться. Для них религия не играет роли.

    Затем моей задачей стало понять,почему старшеклассники нетолерантны друг к другу.

    Я задал вопросы на на форумах.

    У меня было два типа вопросов (проверочные и основные)

    Первый тип:

    1. Вы считаете себя терпеливым человеком?

    2. Вы толерантный человек,когда вопрос касается конфессиональных взглядов?

    Второй тип:

    1. Есть у вас друзья другой религии?

    2. Хотели бы вы,чтобы в дальнейшем вас окружали люди другой веры?

    Ответы на первый тип вопросов:

    В опросе участвовало 214 человек,вот некоторые ответы:

    Ответ №10

    Ответ №11

    Ответ №12

    Ответ №13

    Ответ №14

    Из 214 опрошенных больше половины нетолерантны друг к другу, когда речь идет о конфессиональных взглядах.

    Ответы на второй тип вопросов:

    В опросе приняло участие 198 человек в возрасте от 16 до 19 лет

    Ответ №10

    Ответ №11

    Ответ №12

    Ответ №13

    Ответ №14

    Ответ №15

    Ответ №16

    Ответ №17

    Из 198 опрошенных ответили следующим образом:

    69% имеют друзей с другой религией

    21% не хотят связывать свою жизнь после школы с людьми другой религии

    10% ответили,что не имеют друзей,но хотят,чтобы в дальнейшем их окружали люди другой веры.

    Заключение

    «Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав¬ливающие необходимость существенных изменений в системе образо¬вания: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабель¬ности и толерантности».

    Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

    Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

    Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

    Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

    I. Обучение толерантности.

    * Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

    * Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

    II. Изучение и поддержка другой культуры.

    * Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

    III. Уважение культурных различий.

    * Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

    IV. Утверждение культурных различий.

    Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

    Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость - значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

    Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

    Толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

    Список литературы

    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность

    2. Абуов А П., Межконфессиональный диалог как основа социального согласия http://www.embkaztm.org/article/142

    3. Шлымова Г.Е., Религиозная толерантность как фактор интеграции общества http://www.embkaztm.org/article/140

    4. См. Мчедлов А.П,. Религиозная толерантность http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2070

    5. Вуд Дж.Э., Право человека на свободу религий в международной перспективе // Диа-Логос. Религия и общество. - М.: Истина и жизнь, 1997, с. 12.

    6. Сосковец Л. И., Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 2, с. 177.

    7. http://school58.tyumen-city.ru/

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Сущность понятия "толерантность", его актуальность в современной России. Анализ правовых актов по проблемам толерантности. Роль религии в формировании толерантности. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе.

      дипломная работа , добавлен 02.03.2010

      реферат , добавлен 16.11.2010

      Комплексный социологический подход к понятию ценности толерантности. Пределы толерантности и поиск границ толерантного поведения в общественном мнении. Политическое сознание и толерантность. Использование административного ресурса в предвыборный период.

      реферат , добавлен 23.11.2009

      Понятие толерантных норм культурного мира и сущность толерантности. Осмысление толерантности в контексте антропологической интерпретации Канта. Принцип межэтнических отношений в глобальном обществе, современные европейские традиции толерантности.

      контрольная работа , добавлен 29.04.2013

      Этноконтактная ситуация в Москве. Уровень ксенофобии и этносоциальная конфликтность в мегаполисе. Толерантность в России. Природа толерантности. Россияне и "инородцы": толерантность или ксенофобия?

      курсовая работа , добавлен 02.04.2006

      Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Критерии толерантности. Признание права человека на отличие от окружающих его людей. Основные проявления нетолерантности. Определения терпимости.

      презентация , добавлен 12.03.2012

      Сущность понятия "этническая толерантность". Анализ факторов, влияющих на этническую толерантность в современной России. Специфика этнической толерантности россиян по различным исследованиям. Анализ развития межнациональных отношений в современной России.

      курсовая работа , добавлен 23.12.2014

      Необходимость развития толерантности. Нормативно-правовые основы социального проектирования. Выбор методов и критериев диагностики. Разработка социального проекта, направленного на повышение уровня социальной и этнической толерантности среди студентов.

      курсовая работа , добавлен 13.10.2017

      Толерантность как социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Проблемы, связанные с мигрантами в России, и возможные пути их разрешения. Необходимость терпимости и избегания агрессивности.

      эссе , добавлен 17.06.2014

      Сущность этнической толерантности и особенности формирования личности младших школьников, ее связь с уровнем развития социального интеллекта. Результаты практического исследования в воспитании учителем начальной школы этнической толерантности у детей.

    Религиозная толерантность (от лат. tolerare - «выдерживать», «терпеть») - терпимое отношение к каким-либо религиям и религиозному выбору индивидов со стороны последователей других религий или неверующих.

    Религиозную толерантность можно рассматривать как комплексное явление общественного сознания, в котором сочетаются мировоззренческие и социально-психологические установки, допускающие правомерность множественных религиозных традиций, религиозный плюрализм. Одновременно религиозная толерантность - это конкретные действия на уровнях индивидов, общественных институтов, государства, обеспечивающие свободу вероисповедания и равные гражданские права последователям любых религий.

    Основными чертами религиозной толерантности являются: 1) признание за каждой религией права на существование; 2) уважение к любому религиозному выбору людей, их праву иметь и свободно выражать свои религиозные убеждения; 3) терпимость к совершению верующими различных религий принятых там религиозных практик; 4) отказ от осуждения «чужой» религии и принуждения в вопросах религиозной веры; 5) исключение репрессивных мер любого характера в связи с принадлежностью человека к той или иной религии; 6) готовность и способность к диалогу, поиску взаимопонимания, сотрудничеству между верующими, религиозными объединениями различных вероисповеданий, светскими организациями.

    Религиозная толерантность не означает утраты руководствующимся ею индивидом собственных религиозных и иных убеждений, некритичного и примирительного отношения к религиозным явлениям, влекущим негативные последствия для личности и общества. Предметом религиозной толерантности не могут быть экстремизм и крайние формы фанатизма в поведении верующих, пропаганда религиозного превосходства, разжигание вражды и ненависти на религиозном основании, клерикализм.

    Распространению религиозной толерантности способствуют разные факторы, далеко не всегда напрямую связанные друг с другом. К ним можно отнести, прежде всего, глобализацию мировых процессов (особенно в сфере международных контактов и коммуникации), массовые этнические миграции и формирование многокультурных обществ, утверждение принципов демократии (в том числе свободы совести), действие актов международного права, секуляризацию и утрату былой монополии религий в духовной жизни общества.

    Исторический экскурс

    На протяжении большей части истории общества стремление к религиозной толерантности уступало подавляющему влиянию религиозной нетерпимости. Такое положение объясняется и по-своему оправдывается одной из важнейших социальных функций религии - интегрирующей, т.е. использованием религиозных институтов для сплочения, придания единства и устойчивости различным формам социального целого (племя, этнос, нация, государство). Чаще всего это сопровождалось противоположением «истинной» религии одного народа «ложным» верованиям других.

    В любой религии с необходимостью присутствует идея безусловного приоритета ее вероучения над прочими. Определенным образом этому способствует удержание в массовом религиозном сознании сложившегося еще в архаических обществах архетипического разделения на «свое» и «чужое», «мы» и «они». Отсюда принадлежность к «чужой» религии всегда рассматривалась как свидетельство враждебности и деструктивное явление.

    В то же время уже в обществах древности имело место признание «чужих» богов как сакральных существ, вплоть до включения их в некоторых случаях в единый пантеон с собственными богами. Становление и развитие мировых религий (буддизма, христианства, ислама), наряду с продолжавшимся религиозным размежеванием, принесло и объединяющие начала. Универсальность вероучительных основоположений этих религий делает их надэтничсскими и побуждает к преодолению конфессиональных расхождений (как, например, это происходит в случае христианского экуменизма).

    Формирование механизмов религиозной толерантности

    Религия – особая сфера, пограничная между общественным и индивидуальным. Вероятно, именно по причине своей "пограничности" она нуждается в особой чуткости и внимательности со стороны исследователей. Интимный, личностный характер религии не позволяет нам небрежно относиться к предмету нашего исследования. Любая конфликтная ситуация в сфере религиозного может легко перейти в сферу социальной жизни и привести к самым трагичным последствиям. Перед нами стоят две задачи: первая – рассмотреть религию, проявляющую себя в социуме, с основным акцентом на дихотомии "терпимость – нетерпимость"; вторая – отметить принципы религиозной толерантности.

    Секуляризация и глобализация – два основных фактора, воздействующих на религию и меняющих ее облик в наши дни.

    Секуляризация (), как процесс обмирщения, замены религиозных институтов светскими, и глобализация, как новая форма совместного существования, являются продуктами современного мира, противостоящего традиционной религиозности.

    И секуляризация, и глобализация приводят, с одной стороны, к росту общего числа неверующих (или верующих в Нечто , превосходящее человеческий разум), а с другой стороны – к активизации деятельности старых религиозных институтов и возникновению новых. Результатом может быть как появление новых форм межрелигиозного диалога, так и рост религиозной нетерпимости. В этом случае религиозная толерантность способствует первому и противостоит второму.

    Толерантность, по определению Генеральной конференции ЮНЕСКО в "Декларации принципов толерантности" от 16 ноября 1995 года, "означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности" (). "Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира" ().

    Толерантность может иметь различные формы (личная, общественная, государственная ()). Религиозная толерантность – важнейший фактор для межрелигиозного диалога. Несомненно, что подобный диалог является необходимостью в наши дни и имеет свою специфику. Например, особенности религиозного диалога в России определяются ее поликонфессиональностью и полиэтничностью.

    Если мы обратимся к истории России, то можем увидеть, как толерантность зачастую являлась недостижимым идеалом для ее граждан. Многие философы и мыслители второй половины XIX в. – начала ХХ в. выражали надежды на сближение религий (Вл. Соловьев, В.В. Розанов и др.), но в действительности достижение толерантного принципа в религиозной сфере происходило очень медленно, а порой казалось и вовсе невозможным. Иначе как объяснить то, что многие молокане, толстовцы, штундисты и другие иноверцы часто высылались за свои религиозные убежден ия на постоянные поселения в Сибирь или на Кавказ? Подобные факты религиозной нетерпимости властей находят свое отражение в государственных архивах, сохранившихся до наших дней.

    С приходом советской власти политика нетерпимости становится доминирующей по отношению ко всем религиям. Лишь в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. ситуация кардинально меняется. Теперь право исповедовать любую религию закреплено в Конституции Российской Федерации и, казалось бы, верующие, получив свободу вероисповедания, должны поддерживать принципы религиозной терпимости в отношениях друг с другом. Как показывают опросы, большинство людей в России уже не принимают идеи исключительности той или иной религии (). Однако, это не является поводом для утверждения, что Россия – толерантная страна. В современной России то и дело раздаются голоса в поддержку тех или иных религий, причем противники выставляются ими как "сектанты", а под негативное определение "секты" часто подпадают отдельные протестантские течения.

    Примеры религиозной нетерпимости мы можем наблюдать и в тех случаях, когда "традиционное", желая упрочить свои позиции, заявляет свои права на различные сферы влияния (культура, образование, наука). Безусловно, это может привести к религиозной нетерпимости и, как следствие, – к религиозным конфликтам.

    Современному обществу присуще стремление к свободе, демократии, мирному решению проблем. История показывает, что религия зачастую являлась причиной кровавых войн. Религиозная идентичность, т.е. осознание своей уникальности – свойство, присущее любой религии. Отсюда результат – столкновения на религиозной почве, непонимание и раздробленность в обществе.

    Конфликты на религиозной почве входят в третью группу вооруженных конфликтов – так называемые конфликты с иными (). Давид Розен (Иерусалим) говорит: "К нашему смущению и стыду, даже если религия не является подлинным источником конфликта, часто оказывается, что она скорее усугубляет ситуацию, нежели помогает ее разрешить" (). Религиозные организации, работающие в сфере миротворчества, стремятся прежде всего к религиозной толерантности, как необходимому условию для устранения межнациональных конфликтов () .

    Религиозная терпимость означает признание других религий, при этом значение собственной религии не умаляется. Толерантность по своей сути противостоит секуляризованному обществу. Это не равнодушное созерцание друг друга, а стремление к пониманию, общению и участию в проблемах друг друга. Миротворцы, работающие в области достижения религиозной толерантности, призывают к большей полноте веры – каждого в своей религии ().

    Хотелось бы закончить наш краткий обзор словами из заключения комиссии Карнеги: "Существует потребность в расширении межрелигиозного диалога, чтобы религиозные лидеры могли найти то общее, что их объединяет. Комиссия считает, что к религиозным лидерам и учреждениям нужно обращаться с призывом предпринимать по всему миру усилия ради роста уважения к многообразию и расширения путей избавления от насилия. <…> Они должны также принимать более решительные меры осуждения своих единоверцев, распространяющих насилие или дающих ему религиозное оправдание" ().

    Примечания:

    1. Секуляризация (от лат. saecularis - мирской, светский) - процесс освобождения различных сфер общественной и индивидуальной жизни от воздействия религии.
    2. Декларация принципов толерантности. Ст. 1, п. 1.1.
    3. Там же.
    4. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. Словарь / Ред. кол.: Мчедлов М.П. и др.; Авт. Кол.: Андреев А.Л. и др. - М., "Республика", 2001. С. 432.
    5. "Для общественного настроения, разделяемого подавляющей частью российского населения, характерно лояльное отношение к людям др. верований и убеждений, готовность к терпимости, доброжелательности, сотрудничеству в разных сферах - от быта до политики. В отличие от некоторых религиозных руководителей большинство населения (75% у православных и 68% у мусульман) не соглашается с идеей исключительности, единственной истинности той или иной религии, тем более с выступлениями против др. религий". - Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. С. 435.
    6. Принято выделять три главных категории вооруженных конфликтов: 1. Межгосударственный конфликт; 2. Революционный конфликт; 3. Конфликт с "иными". - - СПб., Каритас России, 2000.
    7. Диа-Логос: Религия и общество 2000. Альманах / Общ. ред. и сост. Марка Смирнова. - М., Культурно-просветительский центр "Духовная Библиотека", 2001. - С. 405.
    8. В качестве примера может служить деятельность международной организации "Каритас".
    9. "Священник, работающий над тем, чтобы предотвратить конфликт между религиозными общинами мусульман и индусов в трущобах Ахмедабаба в Индии, рассказывает, что, когда он старается отговорить людей от религиозной междоусобицы, он говорит им: "Я не прошу вас не быть больше мусульманином или индуистом, я прошу вас быть хорошим мусульманином или хорошим индуистом"". - Пути примирения. Практический Справочник Каритас. С. 87.
    10. Пути примирения. Практический Справочник Каритас. С. 91.

    Формирование механизмов религиозной толерантности, Культура и веротерпимость. К 300-летию Санкт-Петербурга. Материалы Х Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. - Санкт-Петербург, 2003. С. 12-14.