Биографии Характеристики Анализ

Что делать если ничего не успеваю. Стоит ли бороться со временем? И все равно не успеваю

В конференции участвуют: Кузьмина Юлия

Почему в сутках всего 24 часа? Этот вопрос мы задаём себе всякий раз, когда не успеваем сдать срочный отчёт на работе, забрать детей из садика, приготовить ужин или встретиться с друзьями. Как научиться эффективно распоряжаться своим временем и уделять внимание всем важным сферам жизни? Об этом и многом другом мы поговорили с психологом Юлией Кузьминой.

Ответы:

Кузьмина Юлия 17:05 25/07/2014

Добрый день, давайте приступим к вопросам.

Вопрос: Буся Московская 15:06 22/07/2014

Начинаю что-то делать, и очень часто отвлекаюсь по пустяка: кто-то позвонил или что-то спросил или срочно нужно ответить в почте. В результате ничего не успеваю!!! Как нужно правильно реагировать на все эти мелкие отвлекашки?

Ответы:

Здесь важно точно понимать свой день. Режим вашей результативности не должен быть слишком жёстким. Например, каждый день с 10 до 11 вы просматриваете почту. Но бывают срочные, горящие письма - вас очень просят ответить. Вы должны понимать, что таких задач срочных должно быть не больше 10%. Очень важно понимать, кто у кого на службе - вы у почты и телефона или они у вас. Иногда мы отвлекаемся и думаем, что нужно человека спасти, но вполне возможно, что у него есть привычка специально создавать некую динамику, чтобы его задача не откладывалась в долгий ящик. В этот момент нужно объяснить, что у вас много работы и уточнить, действительно ли задача такая срочная. Если вам разрешат выслать письмо через час, значит, люфт времени гораздо больше. И тогда вы идёте по своему графику и приучаете других людей следовать этому же.

сайт Ведущий конференций 17:31 25/07/2014

Юлия, большое спасибо за беседу.

Кузьмина Юлия 17:31 25/07/2014

Спасибо вам и читателям АиФ.ru за интересные вопросы.

Вопрос: Светлана С 16:28 22/07/2014

Мне до отпуска осталось две недельки, как правило, в последний день перед отпуском я выползаю с языком на плече и еще у меня остается куча недоделанных дел, я их решаю в отпуске, как организовать себя, писать план на каждый день?

Ответы:

Кузьмина Юлия 17:11 25/07/2014

Судя по всему, девушка глобалист, потому что не успевает делать мелкие детали. Я думаю, что очень важно всегда доверять своему окружению, тем людям, которые могут решить какие-то важные для вас задачи - найти отель, забронировать билеты и т. д. Не пытайтесь совершить подвиг, пускай разумность будет вашим жизненным кредо, важной для вас ценностью. Нужно успеть самое главное в течение дня и, конечно же, часть дел либо отменить, либо отложить на потом. Но если вы не успели, то мир не рухнет. Через какое-то время, когда вы отдохнёте, вы сможете сделать это ещё быстрее или найти решение вопроса. Но первый пункт, безусловно, делегирование, потому что есть какие-то дела, в которых нам могут помочь другие люди. Но нет, мы сами закапываемся в поисках, очень долго сидим в интернете. А вы составьте список людей и напишите напротив каждого, в чём они сильны, в чём они хорошо разбираются. И когда возникнет такая ситуация, просто обращайтесь к этому списку. Вы увидите, что стали тратить меньше времени в поисках или решении какой-то задачи. Эти люди могут подсказать вам разные варианты решения проблемы.

Вопрос: Ариадна 11:54 23/07/2014

Добрый день! Работаю в очень жестком графике, часто не успеваю к концу рабочего дня закончить все дела, в результате либо поздно возвращаюсь, либо беру работу на дом:(муж говорит, что я просто привыкла тащить работу домой, а я рада провести вечер с семьей, но мне некогда!!! Что делать?

Вопрос: Карина098 12:45 23/07/2014

Добрый день! Скажите, как правильно расставить приоритеты, чтобы все успевать, и чем можно пожертвовать: сном, чистыми полами, парикмахерской или не стесняться опаздывать на работу?

Ответы:

Все люди, которые занимаются временем, специалисты в этой области и те, кто занимается аюрведой, утверждают, что очень важно знать время своего подъёма. Если вы от своего биологически необходимого вам подъёма поспите лишние полчаса, то вы встанете и вам будет всё сложно сделать. Правильная организация утра позволяет много успеть и быть в ресурсном состоянии в течение дня. Нужно понять, где начинается ваше утро, ничем жертвовать не нужно. Если девушка живёт не одна, можно делегировать очередность мытья полов и т.д.

Вопрос: Надежда, копирайтер 13:57 23/07/2014

Прихожу на работу к 10:00, но самое продуктивное время для меня - с 12:00 до 19, с утра просто никакого настроя и никакого вдохновения. Почему так происходит, по натуре я жаворонок, встаю рано, но мне это не помогает. С уважением, Надежда.

Вопрос: Начальник 15:01 23/07/2014

НЕ успевают ничего те,кто любят гонять ЧАИ!Юля,вот вы все успеваете?Думаю,что да,я тоже.

Ответы:

Кузьмина Юлия 17:10 25/07/2014

Людям, которые гоняют чаи и ничего не успевают, возможно, такой образ жизни подходит. Я верю во всех людей, что человек, который захочет больше успевать в течение дня, найдёт информацию, начнёт искать наставника, который ему в этом поможет. Но это не означает, что все должны быть карьеристами, это не означает, что всем необходимо очень много успевать. Самое главное - успеть насладиться жизнью и оставить свой след, понять своё предназначение и быть довольным собой.

Вопрос: Диана 85 15:38 23/07/2014

Работаю на фрилансе, очень рвалась к такому свободному графику, что бы больше времени уделять себе и семье, но на практике все получилось не так, как я нарисовала у себя в голове. Теперь мне вообще ни на что не хватает времени, как организовать свою работу, когда свободный график?

Ответы:

Кузьмина Юлия 17:10 25/07/2014

Я сейчас хочу обрадовать фрилансеров тем, что они не одиноки в такой ситуации, потому что есть люди, которые говорят, что они больше не хотят работать на хозяина 40 часов в неделю, а будут работать на себя, создают свой бизнес. Но своё дело требует ещё большего количества времени, и новоиспечённые предприниматели ничего не успевают из того, что планировали успевать. Конечно, на каком-то этапе жизни такие нагрузки будут, когда вы формируете имя и круг клиентов. Каждый фрилансер будет востребованным, если он поймёт свою уникальность и начнёт работать хорошо в своей нише. Очень важно поделить день на части, но здесь должна быть дисциплина, как у спортсмена. Допустим, эти три часа вы перерабатываете информацию, затем два часа тратите ещё на какую-то задачу. Когда наш мозг прыгает, как обезьянка по веточкам в поисках своего банана, делая разные дела по чуть-чуть, не будет результативности. Очень важно, чтобы человек фокусировался на чём-то одном в течение дня: если эту задачу он должен выполнить, то ей отводится большая часть времени. Всё остальное человек распределяет по часам самостоятельно. Свобода - это не хаос, свобода - это хорошо организованное время, когда у нас действительно тот порядок и то разнообразие, которое нам нужно.

Вопрос: Ира, Мир 16:47 23/07/2014

Я часто планирую на вечер мелкие и не очень домашние дела - погладить, пыль протереть, цветы пересадить, в магазин заскочить. Но планы строятся утром, а вечером, приезжая домой, уже сил ни на что нет - хочется только переодеться в уютное домашнее и зависнуть в прострации перед телевизором. Сижу, и корю себя - ведь надо делать дела, сменить тот же род деятельности (работа у меня сидячая), разгрузить выходные, когда самое время гулять, отдыхать и даже сидеть перед телеком. Как быть? Это лень, усталость или расхлябанность? Спасибо!

Ответы:

Всё то, что девушка назвала ленью, усталостью и расхлябанностью, - это следствие того, что работа, на которой она находится, её не вдохновляет, она из неё уже выросла. Ведь всё, что происходит в течение дня, рассматривается с позиции «должен», а это значит, что предыдущий этап закончился, а новый ещё не начался. Сформировалась такая безопасная ситуация - вроде все так работают, платят приличные деньги, хороший коллектив - и мы думаем, что всё хорошо, что гневить-то Бога? Но наше ощущение является мерилом того, насколько ситуация нас устраивает и стоит ли что-то менять. Я не говорю, что нужно сменить работу, возможно, нужно нацелиться на другой проект или на другую позицию и стремиться к этому. То есть в сознании должен быть стимул, оно выполняет рутинную работу изо дня в день, поэтому нет энергии. Вспомните в своей жизни какое-то событие, когда вы были уставшие, но знали, что нужно сделать какое-то дело. Вы его делали, и вдруг откуда-то бралась энергия, поднималось настроение. Так бывает, когда мы занимаемся тем, что нам по душе. Предполагаю, что девушке не нужно формировать свой план так: сегодня нужно погладить, зайти в магазин и т. д. Лучше: сегодня нужно погладить, а завтра я пойду в магазин. То есть, как минимум, если она будет фокусироваться на одном деле, то у неё меньше будет угрызений совести из-за того, что она не успевает чего-то. Попробуйте выбрать своеобразную «тему» для каждого дня. Допустим, сегодня у вас день для себя, вы себя как-то балуете, заходите в салон, делаете маникюр, а завтра день коммуникаций - вы общаетесь с коллегами, родственниками и друзьями, вы отправляете письма, делаете звонки. Если вы перебираете шкаф, то есть день быта, а на следующий день у вас день продуктового магазина. Когда вы будете фокусировать сознание на одном деле, вам будет легче, по крайней мере, в переходный период. А вообще нужно что-то изменить в работе или в личной жизни, потому что все обстоятельства, которые описала девушка, выглядят следующим образом: что бы такого сделать, чтобы не делать самого главного? Какая-то из этих двух областей - личная жизнь или карьера - нуждается в расширении возможностей, в обновлении и т. д.. И тогда у девушки всё будет хорошо.

сайт Ведущий конференций 17:09 25/07/2014

Вы занимаетесь любимым делом. Приходя домой, вы всегда полны сил?

Кузьмина Юлия 17:09 25/07/2014

Обычно я встаю в пять-полшестого утра, засыпаю примерно в первом часу ночи. Во-первых, я занимаюсь любимым делом, и идёт взаимообмен с определёнными клиентами, когда работаю. У меня бывают такие дни, когда я прихожу на работу и просто сношу всех своей энергетикой, я как зарядное устройство (смеётся). Безусловно, бывает, что я прихожу и понимаю, что устала. И что - до вечера как тающее мороженое себя вести? У меня есть такие приёмы: душ, медитация, звонок определённым людям. Ещё я использую такую фишку - прыгать со скакалкой. Есть определённое количество прыжков, которые я должна сделать в течение дня. Существуют различные способы, какой-то работает сейчас, какой-то позже. В середине дня я использую метод, который называю «созерцание». Я отключаю телефоны и стараюсь полчаса погулять, это могут быть любые магазины, улицы, природа. C годами я научилась фокусировать свой мозг только на том, где я нахожусь. Вот если я иду по улице - это, допустим, мамы с детишками, снег или цветущие деревья, главное, чтобы мозг не ускакал в мысли о работе. То есть нужно натренировать мозг так, чтобы в течение получаса вы могли просто созерцать в расслабленном состоянии и как-то внутренне относиться к тому, что вас окружает. Здесь важно дать мозгу ту пищу, которую он в течение дня меньше всего потребляет. Либо можно попробовать дневной сон, есть медитации различные, с помощью, может быть, музыки, и через 15 минут вы уже в форме. Но каждый человек должен сам вычислить метод, который ему подходит.

Вопрос: Тая 16:53 23/07/2014

Здравствуйте, у меня с утра есть несколько дурацких привычек: соц.сети, чашка кофе, сигаретка, небольшой разговор с коллегами и только потом начинаются трудовые будни, как отучить себя тратить свое время на всякую ерунду, в целом меня это не особо напрягает, но шеф нервничает:)?

Ответы:

Кузьмина Юлия 17:09 25/07/2014

Когда мы пытаемся отучить человека от курения, ему ещё больше хочется взять сигарету. Когда человека просишь приходить вовремя, он начинает ещё больше опаздывать, потому что это некая свобода для нашего бессознательного, «что я хочу, то я и делаю». Видимо, у девушки тоже есть некий маленький островок свободы, где она может отдыхать и ничего не делать, а потом приступить к работе. По идее, если, конечно, шефа это раздражает, то, безусловно, одну привычку нужно заменить другой, которая будет для неё лучше. Вы можете сами с собой договориться, что это может быть. Например, вы можете перенести свой отдых на конец обеденного перерыва, когда это не вредит ситуации. Но в то же время курение, соцсети и общение с сотрудниками лучше минимизировать. Статистика говорит о том, что если брать продолжительность жизни 78 лет, 23 года из них человек спит. А сейчас учёные подсчитали, что где-то около 9 лет тратится на разговоры с коллегами и соцсети. 3 года на проезд до работы, около 4 лет на осуществление покупок в магазинах и т. д. В итоге остаётся 12 лет свободного времени! В жизни так много нелепостей, которые человек всё-таки должен пересмотреть и решить, чего он хочет на самом деле, каким должен быть его день? А если договориться с шефом - при условии, что вы откажетесь от соцсетей и будете успевать выполнять свою работу, возможно, он разрешит вам уходить на полчаса раньше? И вы получите не вот эти украдкой обеспеченные полчаса в день, а официально свободные полчаса, когда вы можете пойти гулять, с кем-то пообщаться, куда-то успеть, просто понимая, что все люди сидят сейчас на работе, а вы выиграли для себя это время.

Вопрос: Женамама 17:33 23/07/2014

Мне хватает время на всё, кроме себя, чувствую, что из женщины я постепенно превращаюсь в женамаму, времени нет даже на маникюр, а еще знаете, постоянно гложет чувство вины, я сейчас не работаю, сижу с ребенком и всю семью содержит муж, как-то все это меня порядком достало, а что делать, я не знаю...

Ответы:

Во-первых, нужно начинать с того, чтобы девушка точно для себя поняла - она делает нечто такое, что не измеряется деньгами. Буквально сейчас я являюсь свидетелем такого случая: муж моей клиентки, которая находится с ребёнком в больнице, сидит со вторым ребёнком, зарабатывает деньги и пытается как-то прожить. И при элементарных нагрузках - поговорить с ребенком, накормить его, провести с ним время - он не понимает, как женщины всё это выдерживают! Женщина должна поднять в глазах мужчины значимость того, что она делает дома. Бытует мнение, что сейчас деньги зарабатывать очень сложно. Я, наверное, развею это заблуждение: деньги во все времена зарабатывались непросто; маленькие деньги и большие деньги - это просто вопрос рисков. Но очень важно понимать, что девушка вынесла на первый план. Если даже социум или супруг ей каким-то образом навязывают мысль, что муж зарабатывает деньги, а значит, не должен делать домашние дела. Не идите у них на поводу! Женщина должна точно понимать, а что же важно ей? Что происходит с ней? Да, она делает домашние дела, но не будем закрывать глаза на то, что женщина, какой бы она прогрессивной ни была, в декрете как бы «бытовеет», у неё начинается стагнация. Чего она хочет? Какое-то время просуществовать в таких правилах игры или чтобы муж участвовал в воспитании детей, ценил её и чтобы она хорошо выглядела? Чего она хочет: быть понятливой или всё-таки долгосрочных отношений, счастливой личной жизни, мужа, который даёт детям полноценную поддержку? Нужно постепенно начать разговаривать с мужем о том, что увеличиваются нагрузки и нужно что-то предпринять. Безусловно, часть деятельности мужчина может взять на себя. Я всегда женщинам предлагаю -вы очень элегантно, как будто он спаситель, начните на него перекладывать какие-то обязанности, те, которые он действительно освоит, например мытьё посуды. И при этом его нужно обязательно хвалить. Хвалите его, и я вас уверяю, через месяц он купит самую лучшую посудомоечную машину. Если вы этого достигли, начинайте говорить, что нужно что-то ещё. Постепенно раздвигайте границы своего взаимодействия с мужчиной. И наконец, самое главное правило, которое должно вами двигать, - женщину, в которую мужчина вкладывает деньги, время, силы и эмоции, он ценит всю жизнь. А женщину, которая легко даёт ему в жизни какие-то возможности, он не может оценить, потому что он не видит её ценности. Но всё меняется, как только женщина начинает повышать самоценность в глазах мужчины, даже элементарно, например, «я не хочу покупать эту сумку, я считаю, что я достойна лучшего». Не капризничать, не входить в пику, надо просто стоять на своём и не расслабляться, если он несколько раз выполнил ваши просьбы.

Вопрос: Анна ТТ 20:23 23/07/2014

Юлия, я катастрофически не успеваю на работе, хотя даже на обед не хожу, может быть дело не в неорганизованности, а в том, что я выбрала слишком монотонную работу, с большим объемом задач?

Ответы:

Я думаю, что такая проблема может возникнуть у человека очень ответственного, дотошного. Есть перфекционисты, которые, пока основательно не просчитают каждую ситуацию, не приступят к следующему этапу или к следующей задаче. Девушке нужно просто оптимизировать процессы. Что в этом вопросе предлагает нам коучинг? У каждого человека в течение дня существует два замечательных периода, когда в определённые временные отрезки следует заниматься определёнными вопросами. То есть у нас есть примерно полтора часа эффективных коммуникаций. Допустим, с 11:30 до 13:30 вы очень хорошо общаетесь с людьми, значит, на это время нужно стараться запланировать какие-то встречи, переговоры. Но в то же время есть этап, когда мы формируем планы и когда мы можем хорошо анализировать структуру вглубь, просмотреть её соотношение с другими задачами, это также полтора-два часа. Следует разделить эти задачи на группы, тогда они будут решаться быстрее, а все остальные задачи распределить в течение дня. Если досконально работать со своим расписанием, то в нём должно быть время, когда нужно дать себе отдохнуть. Этому будет способствовать тонизирующая музыка, обратите внимание, что она не должна быть расслабляющей. Безусловно, это может быть звонок другу, который является более энергичным человеком, чем вы. Такой энергией можно подзарядиться. Но, на самом деле, я сделаю ещё одно предположение по поводу предложенной ситуации. Есть версия, что девушка, может быть, немножко занимается не своим делом, возможно, ей нужна смена деятельности, может быть, даже в этой же организации, либо уйти туда, где больше коммуникации. Во всём мире практикуется такой опыт, что через три года человек меняет свою жизнь, вид деятельности или место работы, чтобы сознание встряхнулось, а значит, начало действовать иначе.

сайт Ведущий конференций 17:08 25/07/2014

На что нужно в любом случае находить время в течение дня?

Кузьмина Юлия 17:08 25/07/2014

Я считаю, что любому специалисту следует повышать компетенцию, а значит, нужно найти время для вещей, которые освежают что-то в памяти или добавляют совершенно новую информацию. На это уйдёт от 20 минут до одного часа в день, можно разбить на периоды. Сейчас вы читаете полчаса и, допустим, в какой-то части дня вы дочитываете ещё полчаса. Это обязательно должно быть. Конечно же, коммуникации любого рода приветствуются, потому что задействуют эмоциональный интеллект. А эмоциональный интеллект способствует принятию креативного решения. И, конечно, должно быть время на отдых. У нас время отдыха - это обед, чаще всего это одно общее время, а оптимальное время приёма пищи биологически у всех разное. Поэтому делите обед на приём пищи и на то, как вы ещё можете помочь себе войти в ресурсное состояние. Можно пойти где-то посидеть возле офиса в солнечный день, побыть одному, какие-то упражнения выполнить, музыку послушать. Мои клиенты иногда используют калланетику, йогу или медитации - наушники в уши, и ты уже немножко встряхнул своё восприятие, потому что мозгу нужно помогать, давать вакуумное время, чтобы он переработал потоки информации, которые пришли. Если говорить компьютерным языком, чтобы он заархивировал какие-то файлы, что-то удалил и оставил самое необходимое на поверхности. И тогда к вечеру у нас уже не будет такой утомляемости. Вечером мы не будем находиться в некой прострации, в состоянии «не трогайте меня, дайте, я просто буду отдыхать и играть в игры или смотреть фильм». Если вечером утомляемость всё же появляется, это означает одно: нужно что-то делать с режимом дня.

Вопрос: Марина +1 21:52 23/07/2014

Дома работаю более продуктивно, чем на работе, почему?

Ответы:

Кузьмина Юлия 17:07 25/07/2014

Во-первых, есть люди, которым очень сложно придерживаться графика с 9 до 18, их биологические часы выстроены немножко иначе. Во-вторых, не всем комфортно работать в группе, я имею в виду, когда в офисе какое-то количество сотрудников, потому что коллектив часто вызывает стресс. В более уединённой обстановке человек может сосредоточиться, никто над ним не стоит, нет раздражающих факторов, и, безусловно, он может работать лучше.

сайт Ведущий конференций 17:07 25/07/2014

Кузьмина Юлия 17:07 25/07/2014

Особенности и свойства личности, причём только на определённый период времени. Наступит момент, когда та же самая кумуляция позволит этому человеку не замечать, как он отвлекается на какие-то домашние дела, его засасывает быт, он начинает нереспектабельно выглядеть и т. д. Нужно менять свою занятость, выстроив соотношение 70 на 30 %. Как минимум, 30 % времени стоит тратить на участие в каких-то процессах в офисе.

Вопрос: Екатерина Бирюкова 07:53 24/07/2014

Как в идеале нужно распределять свое время, сколько на работу, сколько на детей, на мужа, на друзей и на свои личные радости?

Ответы:

Кузьмина Юлия 17:06 25/07/2014

Безусловно, есть пропорция, но всё зависит от того, на каком профессиональном или творческом этапе находится человек. Если он открывает бизнес, стремится сделать карьеру, то на разгон и формирование ценностей, которые закладываются в основу профессии, потребуется чуть больше времени. Человеку свойственно быть увлечённым. Многие в начале карьеры находят оправдание в том, что сейчас такой период, это дело, которое приносит деньги. А позже они смогут посвятить больше времени семье. Но, как правило, такой подход заканчивается плачевно, потому что редкий человек может вовремя остановиться и действительно сбалансировать время в своей жизни. Если говорить про детей, маленький ребёнок требует определённого количества времени, забот и внимания. Иногда у родителей есть иллюзия, что малыш подрастёт, начнёт говорить, сядет, и сам будет делать уроки. Я считаю, что это заблуждение, потому что чем старше становится ребёнок, тем больше родители должны проводить с ними времени, формируя его ценности и закладывая то, что действительно создаст безопасность и стабильность их будущего в том числе. Очень важно уделять внимание себе, своему развитию, своей разноплановости и своему отдыху. Безусловно, подходы к творчеству, отдыху, здоровью и развитию нужно менять. Когда человек очень долго использует какую-то технику или методику, например йогу, он становится более пластичным, у него появляется хорошая энергетика, но в организме идёт эффект привыкания, а это уже снижает результативность. Есть такое понятие в психологии - кумуляция, накопление усталости, которая возникает от обыденности. Резюмируя всё вышесказанное, я бы подошла к этому вопросу по-другому - важно не количество затраченного времени, а то, чем оно заполнено. Не обязательно проводить много времени с детьми, важно подумать о том, как его провести. Можно очень долго спать и лежать на пляже, чтобы отдохнуть, можно более ускоренными темпами привести себя в порядок или вообще не доводить себя до такого состояния. Итак, на семью человек должен тратить чуть больше времени, на втором месте должен быть «я», потому что в себя тоже нужно вкладывать силы. Если семьи нет, то «я» будет на первом месте - я себя формирую, я себя создаю, я создаю своё ресурсное состояние. На втором месте - самореализация, карьера.

Очень, очень, очень много времени уходит на коллеги, которые имеют привычку зайти в кабинет и зарядить речь на десять минут? Как их тактично заставить замолчать и перестать меня отвлекать?

Ответы:

Кузьмина Юлия 17:13 25/07/2014

Во-первых, нужно повысить для себя ценность собственного мнения и вместо того, чтобы быть хорошим в глазах других людей, повысить свою результативность и продуктивность. Безусловно, самая важная фраза, когда вы говорите своим сотрудникам: «Давай ты мне это скажешь позже?» или «Ты знаешь, я сейчас не могу говорить». Позвонив по телефону, мы задаём вопрос: «Тебе удобно говорить?». Если же вы просто говорите человеку, обратившемуся к вам «Не отвлекай меня», то это будет немножко обидно. Поэтому лучше предложите людям свои правила игры в нерабочей обстановке, и они их буду выполнять. Когда вы пьёте кофе или обедаете со своими друзьями, вы можете им сказать: «Смотри, у меня сейчас обстоятельства такие, что много работы. Давай сделаем так - ты заходишь и спрашиваешь меня, удобно ли мне говорить. Любой человек понимает, что у каждого бывают такие периоды в жизни, когда большие нагрузки. Даже если кто-то забудет и попытается вас отвлечь, вы можете ему напомнить о вашей договоренности. Также обязательно указывайте временные отрезки, например предложите поговорить через час. Тогда человек увидит, что от него не просто отмахнулись. Старайтесь обсуждать время, даже если вы сами не можете его точно оценить, в этом случае вы можете сказать, что ещё не освободились.

Вопрос: ЕленкаD 10:37 25/07/2014

Юлия, здравствуйте! Я не умею отдыхать и не умею, уходя с работы, забывать о рабочих делах. Мне это очень мешает. В итоге я могу весь вечер или весь выходной думать о каком-то рабочем моменте (даже когда на работе всё сделано и переживать не о чем), и в отпуске не могу отвлечься и расслабиться. Как перестать думать о работе, как научиться отдыхать? Порой уже утром чувствую себя усталой.

Меня удивляет фраза «Я ничего не успеваю». Такую фразу приходится слышать достаточно часто, причем от людей самых разных профессий, занятий и статусов.

Это странная фраза. Как можно не успевать ничего вообще? Получается, вы проснулись, но так и не встали с кровати, а тут уже и ночь настала? Не верится.

Я понимаю, что большинство людей, произносящих эту фразу, сильно преувеличивают. Но ведь что-то же они имеют в виду, когда хватаются за голову со стоном «ничего не успеваю!»

Мне кажется, такое ощущение возникает по одной из следующих причин:

  1. Вам кажется (именно, кажется), что у вас слишком много дел, и вы ни при каких условиях не справитесь с ними;
  2. Вы не успеваете делать те дела, которые действительно важны для вас, например, не успеваете общаться с близкими людьми или заниматься своим хобби.

Рассмотрю оба варианта.

Длинный список дел

Ощущение, что вы ничего не успеваете, зачастую возникает, когда вы просто не контролируете свои дела. То есть пока жизнь течет спокойно, вы легко ведете привычные текущие задачи, не пользуясь никакими списками дел, ежедневниками и прочим. Но как только появляется новое или просто незапланированное дело (например, новые обязанности на работе или внезапный приезд родственников), ощущение перегруженности резко увеличивается.

Пример такого состояния – студенческие сессии. Хорошо помню своё состояние во время таких сессий: после неспешного ритма текущих занятий вдруг всё меняется, и ты в бешенном темпе пытаешься сдать то, что не сдал, пересдать то, что забыл пересдать в прошлом семестре, и выучить то, чего вообще не знал. В какой-то момент нервы сдают, и подкрадывается паника: как можно выучить весь предмет за два дня до экзамена, если ты не можешь вспомнить ничего в своих же лекциях?

Это состояние лечилось на удивление легко. Как только все дела, требующие решения, выписывались на лист бумаги, тревога таяла на глазах: дел оказывалось совсем не так много, как казалось, и выделенного на них времени хватало даже с запасом.

Так что простой список дел — это вполне эффективное средство для первоначального лечения состояния «я ничего не успеваю». Конечно, список дел не избавит от необходимости их выполнить. Но он поможет оценить, действительно ли объем задач так велик, как рисует его неуемное воображение.

Что самое важное в вашей жизни?

Я считаю, что ощущение, что вы ничего не успеваете, возникает не только в режиме цейтнота. Бывает, что дел вроде бы немного, а в конце дня всё равно остается впечатление, что вы чего-то не успели. Это, на мой взгляд, как раз та ситуация, когда, выполняя в течение дня множество важных задач, мы, тем не менее, не делаем того, что очень важно конкретно для нас, для нашей жизни.

Не успеваете общаться с родными? Может, регулярно задерживаетесь на работе и видите родных только спящими? Если это так, и причина этого – тот самый цейтнот, о котором речь шла выше, то когда цейтнот благополучно пройдет, вы сможете восполнить недостаток общения. Ну а если задержи на работе – и есть ваша жизнь, то или меняйте работу, или организуйте наконец свою работу так, чтобы не задерживаться на ней, любимой, больше часа в день. Впрочем, возможно, работа является для вас средством «побега» от… чего-то . Вам виднее, от чего именно.

Не успеваете заниматься любимым хобби или развивать какие-нибудь навыки? Охотно верю. Но если развитие или хобби вам действительно важны, то советую всё-таки распределить время так, чтобы уделять этому хотя бы полчаса в день. Не стремитесь занять любимым делом целый выходной день или свободный вечер. Даже полчаса в день, но регулярно, доставят массу удовольствия.

Не успеваете смотреть любимую передачу по телевизору? А оно вам надо? Телевизор отнимает слишком много времени, чтобы жалеть о том, что не успеваешь его смотреть. Ну а если передача действительно любимая (надеюсь, это полезная передача, а не сериал?), то найдите, наконец, способ записывать ее в ваше отсутствие и просматривайте в удобное для вас время.

Если я начинаю слышать от себя самой эту странную фразу «Я ничего не успеваю!», то начинаю оценивать, что же конкретно я не успеваю делать в течение дня, недели или даже месяца, раз у меня складывается впечатление, что я не успеваю совсем ничего.

Например, если я несколько дней возвращаюсь домой поздно и не успеваю убирать квартиру и готовить еду, то ловлю себя на мысли, что мне чего-то не хватает в этой жизни. Не могу сказать, что я фанат уборки и готовки, но делать это надо и для меня это важно. Отыскав источник своего ощущения «неуспевания», я успокаиваюсь, планирую, когда я смогу восполнить пробел в уборке квартиры или другом несделанном деле, и больше не волнуюсь об этом.

Осознав, какие именно несделанные дела беспокоят вас и создают ощущение «неуспевания», вы почти наверняка сможете выделить время на их выполнение. И тогда сможете вздохнуть более свободно: «Разве я ничего не успеваю? Нет! Это не про меня!»

Сумасшедший ритм жизни порождает вечную нехватку времени, изматывает своей монотонностью. Работа, детский сад, магазин, готовка, стирка-уборка... День пролетает как стрела, а наутро опять - работа, дом... Мы не успеваем заняться любимым увлечением, пообщаться с ребенком, сходить в театр. Забываем позвонить родителям, встретиться с друзьями, помочь близким.

Так в спешке и суете проносится жизнь. Оглядываясь на промелькнувшие годы, мы многое отдали бы за возможность прожить их иначе: радуясь каждому дню, улыбке ребенка, полету бабочки и журчанию ручья. Но что делать, чтобы остановить неумолимый бег минут? Выкройте момент, остановитесь в бесконечной круговерти забот и неторопливо подумайте: «Почему я постоянно ничего не успеваю?»

Быль о потерянном времени

Осознав масштаб проблемы, человечество разработало научную стратегию ее решения. Появилось целое направление, которое изучает способы обнаружения и ликвидации утерянных часов - тайм-менеджмент. Специальные техники учат понимать, почему вы ничего не успеваете, и экономить невосполнимый ресурс - время. Изначально они использовались только для работы, но постепенно термин расширился и на остальные области: дела по дому, проведение досуга, занятие самообразованием.

Пожиратели времени

В американских фирмах постоянные задержки сотрудника после работы служат причиной увольнения. Работодатели считают недопустимым, что персонал не успевает справляться с обязанностями в отведенные часы.

Если вас беспокоит хронический дефицит времени, скорее всего, дело в отсутствии самодисциплины и неумении бороться с многочисленными отвлекающими моментами. В тайм-менеджменте факторы, крадущие у нас заветные минуты, именуются хронофаги. Назовем активные поглотители времени, мешающие нам успевать и преуспевать в жизни.

  • Интернет

Проблема №1 компьютерной эры - зависимость от всевозможных гаджетов. Зачастую интернет-пользователь помимо электронной почты имеет несколько аккаунтов в социальных сетях, Instagram, форумах, пользуется мессенджерами и прочими приложениями. Такой человек постоянно просматривает новостные ленты, письма и сообщения, ставит бесконечные лайки и делится с друзьями понравившимися картинками и статусами.

Коварство интернет-хронофага в том, что он вызывает сильнейшую зависимость. Достаточно посмотреть на людей в метро. 90% из них полностью поглощены смартфонами. Между тем, если проанализировать ценность просматриваемой информации, ей можно смело присвоить мусорный рейтинг.

Если вы регулярно обновляете странички и, не видя новых сообщений, испытываете беспокойство, не мудрено, что вы ничего не успеваете. Настала пора принимать ограничительные меры.

Что делать, чтобы избавиться от привычки, крадущей ценное время?

  • Отфильтруйте электронную почту: отпишитесь от ненужных рассылок, особо надоедливых адресатов отправьте в спам.
  • Отключите звуковые уведомления, проверяйте аккаунты не чаще 1-2-х раз в день.
  • Оставьте только те странички, которые вам действительно важны, остальные без сожаления удалите.
  • Контролируйте продолжительность интернет-общения, выделите на него лимитированный временной отрезок, постепенно сокращая его до разумного минимума.

В освободившиеся минуты делайте то, что вам доставляет истинное удовольствие. Пообщайтесь в реале со старыми друзьями, съездите на экскурсию по родному городу, займитесь творческим хобби. Такие занятия позволяют ценить моменты бытия, жить здесь и сейчас, а не существовать в виртуальной реальности.

  • Беспорядок на рабочем месте

Если ваш стол захламлен ненужными бумагами, чтобы найти необходимый документ потребуется уйма времени. Это же относится и к папкам на компьютере. Проведите генеральную уборку в своих файлах. Систематизируйте их по определенным признакам: работа, учеба, хобби, переписка и т. д. Потерявшие актуальность документы отправьте в корзину. Почистите рабочий стол от ненужных ярлыков. Пусть это займет несколько часов, но экономия времени будет в разы больше.

Для того, чтобы правильно организовать рабочее место, разработаны специальные программы, например, японская система 5С. Ее ключевые пункты:

  • сортировка,
  • соблюдение порядка,
  • содержание в чистоте,
  • стандартизация,
  • совершенствование.

Следуя этим пяти правилам, вы упорядочите рабочее пространство и научитесь делать использование времени более эффективным. Умные японцы давно нашли ответ на вопрос: «Почему люди ничего не успевают на работе?». Доказательство - совершенство японских технологий и высочайший уровень жизни в стране, стоящей на пороге 22 века.

  • Привычка делать все и сразу

Когда скапливается большое количество дел, многие начинают выполнять их одновременно. Действуя подобным образом, невозможно ничего успеть в срок. Если дела решаются в авральном режиме, страдает качество работы. Возникают просчеты и ошибки, на устранение которых требуется еще больше времени и сил.

Выход из этой ситуации довольно прост. Каждый день делайте список задач, размещая их в порядке важности. Следуйте этому графику, даже если вам хочется начать с последнего пункта. Важнейший принцип тайм-менеджмента - не оставлять большие дела на потом. Традиционная отговорка - «сделаю, когда будет достаточно времени». Таким способом вы не только ничего не успеете, но и накопите массу нерешенных вопросов. Занимайтесь глобальной проблемой понемногу ежедневно, и результат обязательно появится.

Если вы не справляетесь вовремя с составленным перечнем задач, устранив все прочие помехи, возможно, вы переоцениваете реальные возможности. Другая причина хронического неуспевания - желание работодателя свалить на одного человека непосильный объем работы, экономя таким образом на зарплате персонала.

Если ситуация не изменится, подумайте о смене организации. Иначе нехватка времени перерастет в проблему недостатка здоровья.

  • Общение с коллегами и знакомыми

Эта проблема больше касается женщин. В большинстве женских коллективов считается чуть ли не нормой вести длительные дискуссии на различные темы: от кулинарии до политики. Если вы постоянно обсуждаете дела коллег, естественно, что свои вы делать не успеваете.

Не отвлекайте в рабочие часы на личные проблемы - это придется компенсировать свободным временем. Общение в разумных пределах допустимо, главное, чтобы оно не мешало выполнению трудовых обязанностей.

  • Лень

Самый коварный поглотитель времени способен маскироваться под другие. Именно лень заставляет часами болтать по телефону, смотреть бесконечные сериалы вместо того, чтобы заняться полезным делом. Психологи нашли еще одну скрытую причину, почему человек ничего не успевает - прокрастинацию. Этим замысловатым термином обозначают привычку постоянно откладывать насущные дела под различными предлогами.

От банальной лени она отличается тем, что лентяй не волнуется по поводу того, что ничего не делает. Находясь в состоянии прокрастинации, человек осознает вред безделья. Несмотря на отсутствие физических или умственных усилий, он не отдыхает, а расходует внутреннюю энергию.

Как выяснить, почему я ничего не успеваю

Чтобы найти личные поглотители времени, начните вести хронометраж дня. Подружитесь с органайзером и таймером. С их помощью легко делать такое полезное упражнение.

Каждый час записывайте конкретные плоды вашей деятельности. Подчеркнем: не то, что вы делали, а конкретные результаты. Если сидели в Одноклассниках, пишите: «В результате - ничего». Приготовили еду? Записывайте: «Суп, котлеты, компот на три дня».

Через несколько дней проанализируйте личный КПД. Сколько часов в день уходит на полезные дела, а сколько на ничегонеделанье? Вывод очевиден. Если хотите все успевать, сокращайте занятия с нулевым КПД. Заменяйте бесполезные минуты и часы на конструктивные.

В зависимости от целей, которые вы преследуете, потратьте их на получение полезных навыков, развитие бизнеса, воспитание детей. Выстройте лестницу на долгосрочную перспективу и шагайте по ней маленькими, но уверенными шагами. Благодаря умению управлять временем у вас появится шанс победить повседневную рутину и распрощаться с незавидной ролью «белки в колесе».

Тест «Почему я ничего не успеваю?»

Проверьте свою жизнь на наличие временных утечек. Отметьте проблемы, с которыми сталкиваетесь хотя бы пару раз в неделю.

  • Совещания на работе.
  • Беседы с коллегами.
  • Откладывание дел.
  • Телефонные разговоры.
  • Телевизор.
  • Сёрфинг в интернете.
  • Переделывание допущенных ошибок в работе.
  • Конфликты с близкими и детьми.
  • Ожидание в очереди, пробках и т. д.
  • Общение с виртуальными знакомыми.
  • Отсутствие вдохновения.
  • Перекуры.
  • Долгое засыпание или медленное пробуждение.
  • Частые чаепития.
  • Нежданные гости.

Результаты зависят от количества отмеченных пунктов:

  • 0-4 - Вы способны стать гуру тайм-менеджмента.
  • 5-7 - «Воры времени» уже начали похищать минуты вашей жизни.
  • Более 7 - Осторожно! Хронофаги идут за вами step by step. 10 минут сюда, 15 - туда, печальный итог - 2-3 безвозвратно пропащих часа.

Эффективный стоп-лист

Распознав личных временных похитителей, приступайте к их ликвидации. Ваши главные союзники - решительность и правильная мотивация. Думайте о том, как восхитительно вы проведете 3-5 лишних часов в неделю (почти целые сутки в месяц!).

Примерный план может выглядеть так:

  • Не посещайте определённые сайты и странички (либо урежьте время посещения до минимума).
  • Телефонные разговоры ограничьте 5-7 минутами.
  • Смотрите ТВ-передачи только по предварительному выбору в программе.
  • Домашние дела частично поручите делать близким (определите, какие именно).
  • Решайте проблемы по мере их важности (не беритесь за несколько дел сразу).

Важно указать в стоп-листе конкретные дела, наметить чёткие шаги. Не допускайте расплывчатых формулировок, уклончивых фраз и несбыточных обещаний. Чтобы успевать жить и работать, правильно распределите приоритеты. Иначе ничего сделать не получится.

Сравнивайте себя вчерашнюю с будущим обновленным образом. Каждый день не забывайте делать хотя бы небольшой шажок вперед. Как только жизнь превращается в хаос, ищите хронофаги, проводите реорганизацию времени. Постепенно сохраненные минуты сложатся в годы новой жизни, где не будет места вопросу: «Почему я ничего не успеваю?»

Когда меня спрашивают: «Как ты все успеваешь», я всегда отвечаю шуткой из интернет-мема: «Мой секрет очень прост: я ничего не успеваю» (вместо ничего могут стоять более эмоциональные выражения). Между тем, моим друзьям и приятелям продолжает казаться, что я успеваю больше, чем положено нормальному человеку (потому что работаю на нескольких работах и постоянно занимаюсь несколькими дополнительными проектами).

Задумываться и тем более писать о времени - занятие неблагодарное. О великом хроносе и эффективном тайм-менеджменте писали, пишут и будут писать, пока это самое время не закончится (уворачиваюсь от тяжелого кулака физиков).

И все-таки продолжают искать ответ на вечный вопрос: «Ну как же все успевать? Почему в сутках 24 часа? Почему в неделе только 7 дней?»… Ироничные (а по сути, правдивые) ответы в духе «Дай тебе 60 часов, мало будет» почему-то не меняют взгляды хронически загруженных и неуспевающих людей. Именно упомянутый вопрос, в очередной раз прозвучавший в общении с дорогой подругой, и подвиг меня на написание этой статьи. Как? Ты? Все? Успеваешь? Попробую разобраться, что из моего опыта может пригодиться «товарищам по несчастью» (или по счастью? если нет времени, то и скучно не бывает никогда…) - молодым работающим мамам, студентам, подрабатывающим по вечерам, творческим людям и многим другим.

Главное и неглавное

В стрессовой обстановке, в ситуации сложной или проблемной мы воспринимаем время по-новому. Оно ползет или летит, сжимается или растекается и начинает господствовать над нами. Самым важным становится текущий момент и все, что с ним связано, будь то ожидание автобуса или защита диссертации.

Конечно, «по живому о живом и думается», или, говоря словами Евангелия, «довлеет дневи злоба его». Но только зачастую мы тратим время на то, чтобы понервничать… по самым разным поводам. Как же быть?

Когда я училась в институте и страшно переживала из-за оценок, экзаменов и будущей своей научной и преподавательской карьеры, одна замечательная и мудрая преподавательница сказала мне вот что: «Смысл имеет только здоровье. Твое и твоих родных. Только из-за этого можно нервничать».

Главное - это ваше здоровье. Нет, это не цинично и не эгоистично. Это как раз противоположно эгоизму, если правильно понимать заботу о своем здоровье. Пока вы здоровы, вы самостоятельны, вы можете планировать свою жизнь, распоряжаться своим временем, и, главное - никого не обременять, не становиться проблемой, которую так или иначе (может, с большой любовью, а, может, и нет) будут решать ваши родственники.

Еще важнее (хотя куда уже важнее!) ваше здоровье становится, если у вас есть дети. Только ленивый, кажется, не повторил расхожую мысль о том, что ребенку нужна здоровая мама. Представить только: ребенок идет в первый класс, а мама вдруг заболела… И что делать? Искать того, кто поведет ребенка в школу, заберет его, ставить на уши многих друзей и знакомых, беспокоить родственников.

Не стоит «экономить время» на посещении врачей, на массаже или занятии спортом. В самый неподходящий момент загнанный организм отомстит, и за два часа до ответственного мероприятия мы будем обзванивать знакомых и друзей с мольбой «срочно заменить» и приносить тысячу извинений организатору.

Конечно, никто не застрахован от эпидемий или скользкого тротуара зимой. Но регулярное посещение стоматолога не вырвет нас из контекста повседневных дел острой зубной болью. Ведь известно, что дела имеют обыкновение резко накапливаться, именно когда вдруг срываются планы, и сегодняшние дела переносятся на завтра, теснят завтрашние, и так до бесконечности. Забота о здоровье спасает наш график…

Когда я говорю своим студентам, что главное - здоровье, они, мне кажется, не понимают меня до конца. Ребята еще не прочувствовали, что здоровье - это капитал, данный нам без процентов. Если мы его тратим, то взамен ничего не будет.

Когда мы учились, было принято приходить на занятия с температурой, кашлем и насморком. Хвастались друг перед другом тем, что не пропустили ни одной пары (печально, что и раньше, и сейчас есть преподаватели, которые требуют стопроцентного посещения своих пар (я не из их числа, если эти строки читают мои студенты). Как я сейчас понимаю нашего преподавателя по русской литературе, говорившего: не надо меня заражать, идите дома и болейте!

Никто не может сказать, чем обернется через 5-10 лет перенесенная на ногах болезнь. Никто не вспомнит эту болезнь, а последствия могут оказаться тяжелыми.

Сон – великий дар человечеству

Однажды, пребывая в очередном кризисе «нехватки времени», я написала шуточное стихотворение:

Как хорошо совсем не спать!

Постель не надо расстилать

И устанавливать будильник

В айпад, на радио, в мобильник.

И просыпаться чуть заря,

Будильник на чем свет кляня.

Как хорошо совсем не спать,

И вес стремительно терять,

И день, и ночь работать только,

И света бела не видать,

Как хорошо совсем не спать,

И, став зеленым, как лягушка,

Подумать «глупая подушка,

Попробуй-ка меня поймать».

Да, больше я не буду спать!

Но… Мне не надо подражать.

В старой колыбельной поется «Должны все люди ночью спать», однако спят далеко не все. Экономить на сне значит замедлить (просто затормозить!) работу мозга и всего тела. Студенты продолжают хвастаться тем, как мало они спали, а хорошо было бы выстраивать свои дни (хоть иногда) так, чтобы спать и высыпаться. Если график свободный, или плавающий, или работа фрилансера, или сидите с маленьким ребенком - неплохо бы научиться спать днем и быстро восстанавливаться после дневного сна. (Кстати, интересный факт: в Китае в школах и университетах днем между занятиями предусмотрен двухчасовой перерыв на обед и сон. Приезжая в Россию, студенты из Поднебесной продолжают практиковать этот дневной сон и регулярно опаздывают на пары.)

Если нет возможности поспать днем, надо раньше ложиться. Помните поговорку «Рано ложиться, рано вставать, горя и хвори не будете знать»? Ох, как я понимаю, что «это легко сказать, а дела, а почитать, а кухня, а завтрак…». Миллион «а» встает мертвым заслоном на пути к раннему отбою. И все же не вчера и не сегодня, а давным-давно было сказано, что самый здоровый и продуктивный сон - до полуночи. Честно говоря, я сама «совушка» и лучше лягу в 3 часа ночью, а встану в 9, чем лягу в 11 и встану в 5. Мне кажется, что утром я не успею, голова работает хуже и далее по списку. Точнее, казалось, пока я не поняла, что голова отключается уже в 11 часов вечера. Сидение ночью стало контрпродуктивным, я решила попробовать встать утром. Потом еще раз. И оказалось, что работает голова лучше даже с учетом того, что мне нужно минут 40, чтобы «раскачаться». Рабочий процесс идет быстрее и качественнее, необходимость вовремя выйти на работу прочно блокирует порывы отвлечься. Есть и еще один положительный «побочный эффект»: вставая в 5 утра, я гарантировано съедаю нормальный завтрак. К вопросу о здоровье.

Сказка о потерянном времени

Помните гениальную сказку Е. Шварца и чудесный старый советский фильм? Злые волшебники воровали время у детей, которые тратили его впустую. (Иногда очень хочется узнать метод этих волшебников, честное слово!) Кажется, в наше время эти волшебники перевели свою магию в технологии и очень эффективно воруют время через социальные сети, телевизор, интернет.

Признаюсь, я не смотрю телевизор. Практически никогда, может, раз в год что-то нужное или интересное. И не могу сказать, что я много теряю - для новостей хватает внимательного чтения ленты, а моя нервная система защищена от бесконечного потока негативной информации.

Телевизор и прочие источники информации не просто съедают время - они его поглощают, и трудно сказать, сколько именно. Если не смотреть телевизор, не играть в игры, не сидеть без профессиональной надобности в соцсетях (допустим!), то свободное время появится хотя бы «на душ принять».

Если социальные сети - не часть рабочего процесса, не необходимость, то стоит либо вообще выходить туда раз в три-четыре дня, либо установить для себя железное правило: зашел, проверил, нет ли сообщений (или написал нужное сообщение) - вышел. Чужие и свои фотографии, интересные ссылки, петиции - время улетает незаметно. Вопрос: как справлялись с домом наши мамы и бабушки без памперсов, мультиварок, а иногда и стиральных машин? Видимо, не сидели в фейсбуке.

Качество и количество

«Лучше меньше, да лучше» - золотое правило, чтобы все успевать. Встречаемся с друзьями? Выключаем телефон и убираем его. Этот час или два, которые мы выкроили за последние три месяца, по праву принадлежит нам и друзьям. Может, не стоит его портить проверкой соцсетей, WhatsApp’а и других приложений?

Играем с ребенком? Убрать телефон. Ребенок должен видеть и запоминать эту модель поведения. Это время - его. Время, когда он или мама чем-то занимаются, особенно вместе - неприкосновенно.

Конечно, вы пожимаете плечами и думаете, что эдак можно пропустить массу важных звонков. Возможно. Но всегда можно перезвонить, написать, уточнить.

Люди, с которыми нам интересно и которые нам дороги, на мой взгляд - великая ценность. В моей жизни было время, когда из-за работы я отказывалась от встреч с друзьями, виделась с ними раз год, а то и реже. Теперь стараюсь откликаться на предложения о встречах (представляю, как хихикают мои друзья, читая эти строчки!).

Зачастую кажется, что времени не хватает на вроде бы второстепенные, но дорогие сердцу дела: почитать, повышивать, послушать музыку, подучить иностранный язык. Мне, завзятому книгоману, эту проблему решать нетрудно: проводя в электричке и метро по несколько часов, я успеваю прочитать очень многое.

Можно слушать аудиокниги, убираясь вечером на кухне, включать музыку, гладя белье. Крутя педали велотренажера, окунитесь в море английского языка, слушая подкасты. Возможности совмещать виды деятельности бесконечны. Вряд ли друзья обидятся на вас, если вы будете вышивать, сидя в общей компании.

И все равно не успеваю!

Чтобы все успевать, надо восстанавливаться. Переключаться между разными видами деятельности. Просто ничего не делать. Отдыхать. Находить эти минуты на чистый отдых - отключенный компьютер, мобильный телефон и полная тишина. Или Рамштайн, кому что больше нравится.

Где найти это время? Как?

Не стоит забывать о двух правилах: делегировать полномочия и просить о помощи.

Нередко, заняв руководящую позицию, мы начинаем делать все сами, за подчиненных, и за замов, и за всех-всех-всех. Только функции президента, может, на себя не берем. Кажется, что никто не сможет сделать правильно, хорошо, идеально, не напортачить. Важнейшее качество руководителя - видеть, кто, что и как может делать. И передавать соответственно задания. Тянуть в одиночку невозможно никакую работу. Кроме того, если мы стабильно и обоснованно передаем свой функционал коллегам, то не страшно заболеть, уйти в отпуск, пропустить день из-за последнего звонка ребенка.

Так же важно просить о помощи. Близких, коллег, друзей. Мне кажется, что в 99 случаях из 100 на вопрос «Может, нужна помощь?», мы поспешно отвечаем «Нет». Ну как же принять помощь! Мы сильные, нас учили, что помощь просят только слабые. Но те, кто предлагают, зачастую искренне хотят облегчить нашу жизнь. А если в просьбе отказали? Ничего страшного. Просто больше не стоит обременять этого человека вопросами.

Что же еще?

Если говорить начистоту, то контролировать время очень трудно, особенно если человек живет не один. Ведь нельзя не поговорить с близкими вечером после работы, хочется подольше посидеть с мамой, ответить на вопросы ребенка. Поэтому давать общие рекомендации - не очень-то честно.

Кроме того, бывают ситуации, когда у человека действительно в течение дня нет времени. Встреча за встречей, лекция за лекцией, вопрос за вопросом. Ты видишь или слышишь, что телефон разрывается от звонков и смсок, но ничего не можешь сделать. А когда наступает долгожданная пауза, ты просто отдыхаешь и молчишь, и не думаешь о том, как бы поговорить с кем-то. Обиженные друг или «вторая половинка» выговаривает: а в туалет у тебя было время сходить? Вот знаете, иногда бывает, что нет.

Именно поэтому, чувствуя вечером смертельную усталость, я честно говорю близким: у меня язык не ворочается и голова чугунная. Можно, я сегодня не буду ни о чем говорить? Давайте выключим телевизор? Можно, я быстро поем и полежу, а вы меня позовете пить чай? Точно так же можно ограничивать разговоры по телефону: когда вы чувствуете, что подруга настроилась на долгую беседу, а у вас «пол не метен, печь не топлена», лучше спокойно сказать ей об этом и запланировать встречу, а не злиться во время разговора или пытаться одной рукой помыть посуду, пока вам изливают душу.

Кстати, про мытье посуды. Если хронически не хватает времени на домашние дела, неплохо запланировать покупку предметов, значительно облегчающих жизнь: посудомойки, робота-пылесоса. Кого-то выручает мультиварка, а кому-то не обойтись без помощницы по хозяйству, домработницы, няни. Стоит подумать об этом, чтобы сохранить силы и здоровье - свое и близких.

Конечно, существуют определенные трюки, помогающие хоть немного упорядочить время. Старые добрые списки дел: на день, иногда удобнее - на неделю или на месяц, иногда - распределить дела в семье, дела на работе, или дела, связанные с родителями, дела, связанные с друзьями. И вычеркивать или обводить красивой красной ручкой то, что выполнено.

Впрочем, такие списки могут только расстраивать - написал и не успеваешь. Тогда хорошо записывать, что ты успел выполнить - и растущий список «дел, выполненных за сегодня», будет радовать и вдохновлять.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.