Биографии Характеристики Анализ

Фонетическая ритмика упражнения. Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

Предисловие

Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

    соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

    ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой а потом индивидуально. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;Улучшается фонематический слух;Нормализуется речевое дыхание;Формируется умение изменять силу и высоту голоса;Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;Повышается речевая активность детей.

Практические упражнения.

Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а ..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о …», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у …», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э… », дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и… », дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы… », дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.

Согласные звуки.

«Пальчики здороваются».

Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».

Упражнение «Барабан».

Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно: «Та-та-та-та». (затем добавляется громко - тихо).

Упражнение «Туча».

Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону)

Туча там (левой рукой вверх и в сторону)

Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).

Упражнение «Орех».

Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)

Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)

Дал соседям - хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)

И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.





Задачи:





· Развивать связную речь.
Материал:
Ширма.

1 часть.



2 часть .
Игра "Найди игрушку".






3 часть.






4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе

1, 2, 3,4, 5,

Мы закончили считать.
Логопед:


5 часть.






6 часть.

Сказка






7 часть.
Пересказ сказки.

Конспект проведения логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Задачи:
· Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
· Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
· Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
· Развивать слуховое и зрительное восприятие.
· Развивать внимание и память.
· Развивать связную речь.
Материал:
Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
Ширма.
Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.

1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
2 часть .
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» - и.п. руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» - и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки. Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замке).
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать.
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т"-т"-т"», пыхтят нежно «п"-п"-п"», и даже рычат нежно «р"-р"-р"».
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ""Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.

Анна Молостова
Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада.

Теоретическая часть.

(слайд 4) Всем известно, что в поле зрения работы логопеда сегодня попадают дети подготовительной группы , в лучшем случае – дети старшего дошкольного возраста. Сензетивный период для развития речи упускается.

Это – проблема как для родителей так и для педагогов, так как логопеду тяжелее работать на последующих этапах.

Мы загорелись желанием решить эту проблему и найти выход из сложившейся ситуации, тем самым облегчая задачу себе и родителям и начали работать детьми младшей группы .

(слайд 5) Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному засмеяться или заплакать, как начинают смеяться и плакать другие. Кроме того дети любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные особенности детей использует фонетическая ритмика .

Работая с детьми , также необходимо учитывать закономерности формирования детской психики , одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования функций (например – речи, следует опираться на уже созревшие процессы (это эмоции и движения) .

Соответственно, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для развития речи.

Учеными давно доказана связь между движениями рук и формированием произношения (связь моторики рук и артикуляционной моторики) .

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.

(слайд 6) Значит, развивающую коррекционную работу нужно выстраивать от движения к речи, что и делает фонетическая ритмика . Она сочетает в себе 3 компонента – эмоциональный, двигательный и речевой и использует механизм их единства.

В своей работе с детьми мы решили использовать сочетание нескольких методов работы , направленных на развитие речевых навыков детей. Это – фонетическая ритмика – методика Костылевой , многим известная. Это элементы логоритмики в сочетании с музыкальным сопровождением. И конечно использовали различные методы по уточнению артикуляции звуков, начиная с самых простых гласных звуков и заканчивая согласными.

(слайд 7) За основу была взята «Сказка о весёлом Язычке» , нами были разработаны свои сюжеты на каждый отдельный звук и адаптированы на младший возраст .

(слайд 8) Обязательное условие занятий – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов , мимики, интонационного языка.

Движения и речевой материал предварительно не выучиваются! Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

(слайд 9, 10) Суть метода фонетической ритмики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движения и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов , слов с проговариванием фраз и коротких тестов.

(слайд 11) На начальном этапе мы основное внимание обращали на правильность выполнения движений, а не на речь, чередуя противоположные по характеру движения : быстрые и медленные, резкие и плавные, напряженные и расслабляющие.

Происходит влияние на общую гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

(слайд 12) Большим плюсом этого метода является то , что он не принуждает включаться в работу всех детей. Как мы с вами знаем, всегда есть детки, которые не участвуют в занятии со всеми детьми . Они имеют возможность просто наблюдать за остальными детьми и взрослым или не делать этого.

Это даёт возможность ребенку возможность привыкнуть и включиться в работу несколько позже, и уже по собственному желанию.

Во время хорового произнесения звуков педагог должен слышать недостатки произношения детей и тактично их исправлять. Мы же делаем следующее : если многие дети не произносят правильно, к примеру, сложные звуки (Р,Л,С,З, то мы просим детей слушать произношение педагога, а повторять – только движения.

(слайд 13) Наши занятия мы строим по следующему принципу :

Повторение пройденных звуков;

Презентация нового звука через знакомство с новым сказочным персонажем;

Игры на закрепление звука, слога или слова с этим звуком (эта часть занятия делится на два направления – работа логопеда с этим звуком и работа музыкального руководителя);

Итог занятия, мы вспоминаем с каким персонажем мы познакомились и какой звук он нам принес.

(слайд 14,15) Что касается музыкальной составляющей данных занятий, то мы ставим перед собой следующие задачи.

(слайд 16) Музыка детям дает возможность представить образ персонажа, который приходит к ним на занятия (к детям приходил дядюшка Ау, Баба Яга, собачка, козленок, жеребенок, мальчик Дима, мальчик Тема, они слушают этот музыкальный образ, что в дальнейшем мне помогает в постановке театрализованных сценок.

(слайд 17) На наших занятиях мы не только слушаем музыку, которая помогает нам представить образ различных героев,

(слайд 18) но и пропеваем те звуки, с которыми знакомимся. Многие дети не произносят сложные звуки, но в сочетании с музыкой – им становится это проще, потому что они их пропевают.

(слайд 19) И так же, мы стараемся во время пения использовать движения , которые сочетаются с образом и характером песни.

Пение включает упражнения и распевки для тренировки речевого аппарата, а также упражнения для развития координации пения с движением. Мы знакомим детей с элементарными понятиями в музыке – динамические оттенки, мы поем тише – громче; знакомим и учим детей определять и пропевать звуки высоко и низко; поем отрывисто и плавно, соединяя это с движениями рук.

(слайд 20) Что касается музыкально-ритмических движения – они предполагают упражнения, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

(слайд 21) Основная направленность элементов ритмопластики на наших занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения .

Это физиологическая потребность детского развивающегося организма.

(слайд 22) Совместные занятия с логопедом мне помогают на музыкальных занятиях в разучивании песен, музыкальных сценок, после таких занятий, дети стараются выдерживать музыкальный ритм , дышать правильно при пении, четко пропевать текст песен.

Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельные занятия или как часть речевого занятия. Отдельные стихотворные тексты можно использовать в качестве весёлых динамических пауз и на других занятиях.

В результате нашей экспериментальной работы с детьми младшей группы у нас получился цикл занятий, идущих в определенной последовательности, со сказочным сюжетом.

Мы использовали последовательность освоения артикуляции звуков и саму методику Костылевой , добавили презентации на каждый сказочный сюжет и оформили музыкальное сопровождение каждого занятия.

(слайд 23) За время проведения наших занятий мы добились того, что :

У детей активнее развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков;

Создается база для успешной постановки звуков;

Повышается речевая активность детей;

- «неговорящие» дети постепенно включились в процесс;

Дети, стесняющиеся своей речи, раскрепостились.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Мастер-класс для воспитателей «Оформление группы детского сада к весне» Прилетай же! Милый скворушка-скворец, Прилейтай же наконец! Для.

Квиллинг (бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наступает самая лучшая пора для всех детей и воспитателей - лето. Мы готовимся к лету со всем своим усердием.

В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным микродвижениям нашего тела.

Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизируются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно).

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата. Родители и хотели бы помочь своим крохам, но часто не знают как это сделать.

Научиться чередовать расслабление и напряжение.

Камень превращается в веревочку.

Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.

Летят уточки.

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, и кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив «крылья». Тигр превращается в кошечку. Пусть кроха изобразит «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Как правильно дышать

  1. Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
  2. Положим руки на область диафрагмы. Вдох – через нос, на выдохе произносим слог «па» (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете). Вверх-вниз. Малыш лежит на спине, а на животике у него – листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.
  3. Море шумит. Попробуем это изобразить: вдох – поднимаем руки вверх, выдох – длительно произносим звук «ш-ш-ш-ш» и опускаем руки. Это можно делать каждый день.
  4. Полетаем! Бумажную бабочку или самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.
  5. Ветер налетел. Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу. А теперь подуем на него, будто «ветер» колышет листву.
  6. Песику жарко. Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть тоже самое повторит кроха.
  7. Юный боксер. Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар по спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, «па», «ма») и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.

В нужном темпе


Обрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, «та»). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и приговаривая по возможности четко и быстро «та-та-та-та».

Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой – вправо, левой – влево), произносим «па». Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: «па-па-па» (повторяем 3–4 раза).

Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим «па-па-па-па-па», делаем остановку – хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: «па-па-па-па-па», остановка – и снова хлопок.

Повторяем чувство ритма

Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением:

«там» – делаем резкий указательный жест в сторону,

«сам»
– плавно показываем на себя,

«пол»
– направление жеста на пол,

«нос» – указываем на нос.

(Таким образом можно произносить слова, содержащие буквы и слога, которые ваш малыш неправильно проговаривает, главное не забывать придерживаться заданного вами ритма).

Слушаем и говорим правильно

Некоторые звуки особенно трудно даются нашим малышам. Обычно к 4–5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится на много дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Попробуем «приучить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Шипящие «ш», «щ»», «ч», «ж». Многие дети говорят «косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка».
Начинаем со звука «ш» . Поднимаем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш».

На очереди – «ч» . Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук «ч».

Операция «ж» . Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим «ж».

Звук «р» малыши могут заменять на звук «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
Потрудимся над звуком «р» . Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук «р-р-р-р».

Звук «ц» (типичная ошибка – «тапля» вместо «цапля»). Проработаем звук «ц» . Поднимаем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем «ц-ц-ц-ц», стараясь подчеркнуть в нем элемент «с».

Звук «л» дети заменяют на «й» («койбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т. п.).
Займемся звуком «л» . Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем «ла-ла-ла-ла».

Трудными для произношения могут быть также звуки «ф», «с».
Начинаем работу со звука «с» . Поднимаем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая «с-с-с-с».

На очереди звук «ф» . Поднимаем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим «ф-ф-ф-ф».