Биографии Характеристики Анализ

Искусственные языки. Внеземной разум, эльфы и дотракийцы

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Ни один из искусственных языков не стал полноценным средством общения. (2)Дело в том, что язык - не только и не столько средство общения: первое назначение языка - хранить накопленную человечеством информацию о мире и человеке. (3) ____ это и позволяет языку успешно исполнять его функции; отсутствие такого базиса и помешало искусственным языкам выполнить возлагавшиеся на них задачи.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Отсутствие способности хранить накопленную человечеством информацию о мире и человеке помешало искусственным языкам стать полноценным средством общения.

2. Ни один из искусственных языков не стал полноценным средством общения, потому что они не выполнили возлагавшиеся на них задачи.

3. Язык - не только и не столько средство общения, но и хранитель накопленной человечеством информации о мире и человеке.

4. Искусственные языки не являются полноценным средством общения, поскольку не выполняют основное назначение любого языка - хранить информацию о мире и человеке.

5. Способность хранить накопленную человечеством информацию о мире и человеке позволяет языку успешно исполнять его функции.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. Наверное,

3. К счастью,

5. Вряд ли

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, -а, ср.

1. Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н. (ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целей, успеха; неод.).

2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.

3. Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики (во 2 знач.). Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.

4. Мн. Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-н.

5. Мн. Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгалтерОв

слИвовый

повторЁнный

опломбировАть

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Один из моих дядей любил ДЕКЛАМИРОВАТЬ стихи, то есть читать их нараспев.

2. Как жаль, что современные школьники не чувствуют ВЫГОД книги: это верный друг, это маяк в сомнении, это якорь в буре страстей!

3. В эпоху Ренессанса был найден новый СТЕКОЛЬНЫЙ материал, кристально прозрачный и совершенный по пластике.

4. Слушать его ЗАТРУДНИТЕЛЬНУЮ, но всё ещё чеканную речь, прореженную шутками, было жутко.

5. Он был один из тех ограниченных людей, которые особенно приятны именно своей ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ЧУЛОК

ИСКОМЫЙ вариант

в ПОЛУТОРАСТА метрах

прислали журнал БАНДЕРОЛЕМ

ДЛИННЕЕ карандаша

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) В произведениях Салтыкова- Щедрина присутствует как сатира на правящие круги, так и на мещан-обывателей. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) По прибытию в столицу мы поторопились на экскурсию. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Обращаясь за разъяснениями к учёным, хочется узнать что-то новое. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обл... котиться

пор...вняться

т...инственный

согл...шение

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед...едание, пр...родители

пр...града, пр...возмочь

ра...двоение, ни...падать

на...кусить, о...грести

ра...щедриться, и...держки

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

замш...вый

магни...вый

игруш...чный

присва...вать

затверд...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш...мый

провер...вший

выдерж...шь

расстав...шь

навева...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Равнодушный к родной природе человек (не)может любить родину.

2. (Не)мощёная улица выходила прямо в поле.

3. Воздух (не)движим.

4. С утра стоит (не)бывалая жара.

5. Человек с возмущённой совестью становится сильнее (не)годяя.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В жару всё живое спряталось КУДА(ТО) и боится поднять голову, ЧТО(БЫ) не спалить волос и не обжечь нос.

2. Павел узнал самые первые, (ПО)ДЕТСКИ наивные постройки в парке: хижину монаха, беседку (В)ВИДЕ башни.

3. Всё было хорошо и КАК(ТО) особенно, не (ПО)ВСЕГДАШНЕМУ понятно и близко.

4. Среди кустарников ещё можно видеть (КОЕ)КАКИХ представителей флоры, например, шиповник, лимонник, а ТАК(ЖЕ) калину.

5. Теперь между маленькими уцелевшими островками леса по склонам холма РЕДКО(РЕДКО), но ВСЁ(ЖЕ) растут кустики можжевельника.

14

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Вспоминаю и вечерние нежно-голубые туманы, и ночные, прони- за(1)ые лу(2)ым светом (они кажутся серебря(З)ыми), и утре(4)ие, бледно-розовые, окраше(5)ые зарёй.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз и хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.

2. Среди луговых трав встречаются и анис и ромашка и зверобой и тысячелистник.

3. В Японии растут вечнозелёные деревья и кустарники с твёрдыми и блестящими листьями - камелии.

4. День был совершенно ясный тихий и жаркий.

5. Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.

16

Волны (1) набегая на берег (2) падали тяжко (3) разбиваясь в брызги (4) шипели зло (5) скатываясь с камней.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1)Языков, обладавший (1) по словам Пушкина (2) удивительным огнём языка, в одном из своих стихотворений великолепно описал Волгу и Оку.

2)И когда он рассказал мне эту историю, то (3) по его словам (4) всё выходило совершенно по-иному.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не тот умён (1) кто умеет отличать добро от зла (2) а тот (3) кто из двух зол умеет выбирать меньшее.

19

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.

Было ослепительное утро середины марта (1) когда снег везде осел к земле (2) и уплотнился на полях (3) и только обочины дорог были уже изрезаны солнцем.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. (З)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4)Дома ему давали болтанку и хлеб. (5)Мать добавляла в муку веники - вымолоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. (6)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно.

(7)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. (8)И хлеб был не из веников - настоящий. (9)Его принесли с собой наши автоматчики. (10)Они вошли в хату ночью. (11)Маленький Коля забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. (12)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. (13)Он поманил к себе Колю:

(14)- Эй, хозяин, пойди-ка сюда. (15)Хлебушка хочешь?

(16)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» (17)Но к горлу подкатил ком. (18)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

(19)- Ты, наверно, плотно поужинал?

(20)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. (21)У голодного мальчика закружилась голова. (22)Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. (23)Он дышал хлебом, согревал его руками и щекой. (24)Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку. (25)Покойная сытость сладко разливалась по телу. (26)Он уснул. (27)И всю ночь ему снился хлеб.

(28)... Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (29)Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. (30)Потом появились колосья - глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. (31) Потом полоска стала соломенной.

(32)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (33)Коржи были пахучие, румяные. (34)Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. (35)От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(36)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. (37)Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (38)Он еле сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. (39)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

(40)- Отведай, внучок, моего коржа.

(41)Какая-то скрытая пружина сработала внутри - руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.

(42)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (43)Коржа скоро не стало... (44)Коля тяжело вздохнул. (45)А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

(46)- Отнеси этот корж деду на пасеку, - сказала бабушка.

(48)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.

(49)Дед обрадовался. (50)Он вертел корж в руках и нюхал. (51)А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

(52)Но дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (53)До чего же жадный дед! (54)Совсем одичал со своими пчёлами. (55)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(56)Коля собрался уходить. (57)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём - пусть бабка простирнёт! - у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. (58)Но сумел побороть минутную слабость. (59)И промолчал.

(60)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. (61)А сейчас корж ест дед - он, Коля, уже съел свой.

(62)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

(63)- Дед велел простирнуть!

(64)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (65)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (66)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. (67)В тряпице лежал корж. (68)Она ничего не сказала. (69)Положила нежданный гостинец перед внуком.

Использование одного из национальных языков в качестве языка-посредника всегда давало преимущество той нации, для которой он был родным. Это обстоятельство породило многочисленные попытки создания международного искусственного языка, который, с одной стороны, был бы «ничьим», и, следовательно, не давал бы преимуществ ни одной нации, а с другой стороны, принадлежал бы всему человечеству.

Первая известная нам попытка создания искусственного языка была предпринята во II веке н.э. греческим врачом Галеном. Всего же за историю человечества было создано около тысячи проектов международного искусственного языка. Однако очень немногие из них получили хоть какое-то практическое применение.

Первым искусственным языком, который действительно стал средством общения между людьми, стал, созданный в 1879 г. в Германии Й.М. Шлейером, волапюк. Ввиду чрезвычайной сложности и детализованности своей грамматики, вопалюк широкого распространения в мире не получил и примерно к середине XX века окончательно вышел из употребления.

Гораздо более счастливая судьба ожидала изобретенный в 1887 г. Л.Л. Заменгофом язык эсперанто. Создавая свой язык, Л.Л. Заменгоф стремился сделать его как можно более простым и легким для изучения. Это ему удалось. Орфография эсперанто строится по принципу «один звук - одна буква». Именное словоизменение ограничивается четырьмя, а глагольное - семью формами. Склонение имен и спряжение глаголов - унифицировано, в отличие от естественных национальных языков, где, как правило, мы встречаемся с несколькими типами склонения и спряжения. Для овладения языком эсперанто обычно требуется не более нескольких месяцев.

На эсперанто существует богатая оригинальная и переводная художественная литература, издаются многочисленные газеты и журналы (около 40 периодических изданий), в некоторых странах ведется радиовещание. Эсперанто, наряду с французским, является официальным языком Международной почтовой ассоциации.

К числу искусственных языков, получивших некоторое практическое употребление относятся также интерлингва (1903 г.), окциденталь (1922 г.), идо (1907 г.), новиаль (1928 г.), омо (1926) и некоторые другие. Однако, широкого распространения они не получили. Из всех существующих ныне искусственных языков только эсперанто имеет реальный шанс стать со временем основным средством международного общения.

Все искусственные языки делятся на апостериорные и априорные. Апостериорными называются такие искусственные языки, который составлен «по образцу и из материала естественных языков». Примерами апостериорных языков могут служить эсперанто, латино-сине-флексионе, новиаль, идиом-неутраль. Априорными называются такие искусственные языки, лексика и грамматика которых никак не связаны с лексикой и грамматикой естественных языков, но строятся на основе разработанных создателем языка принципов. Примерами апостериорных языков могут служить сольресоль и ро.

Наряду с попытками создания международного искусственного языка, не раз предпринимались попытки создания международной системы письма, при помощи которой можно было создавать тексты, читаемые на любом языке. Такие системы письма называются пазиграфией.

В качестве примера пазиграфии можно привести созданное голландцем К.Янсеном рисуночное письмо «пикто». Вот некоторые знаки этого письма: ⌂ “дом”, Λ “идти”, ∞ “говорить”, “любить”, I “я, мне, меня”, II “ты, тебе, тебя”, III “он, ему, его”, .□ “перед, спереди”, □. “сзади”, |- глагол “быть” в настоящем времени, .|- глагол “быть” в прошедшем времени, |-. глагол “быть” в будущем времени, |+ глагол “иметь” в личной форме, Ō “город”.

Кроме такого рода несложных рисуночных систем создавались также многочисленные системы цифровой пазиграфии, в которых каждое слово кодировалось определённым набором цифр. Ни рисуночная, ни цифровая пазиграфия широкого распространения не получила, оставшись лишь любопытным экспериментом в истории языкознания.

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ СЕГОДНЯ

1.
Рассматривая вопрос об искусственных языках, хотелось бы отметить, что в настоящее время создаётся всё больше и больше языков, и вот уже всякий желающий, изучив методическую литературу, может легко создать свой собственный язык на свой вкус и цвет. Или же, другой вариант, он может взять любой из языков, будь то искусственный или естественный, и изменить его на своё усмотрение.

2.
Создание языков превращается в бытовое ремесло, или же в искусство, в зависимости от умения. Это может быть самоделка, созданная за один день одним человеком, или труд сотен учёных, работавших много лет.

3.
В связи с этим складывается впечатление, что занятие это несерьёзное, и что никакой практической пользы от этого нет. В те времена, когда было известно лишь несколько языков, отношение к «эсперанто» было более серьёзным, а теперь, когда языков много, эти творения мысли не кажутся чем-то великим, а выглядят обыденно.

4.
Мнений, касающихся будущего всеязыка, множество. Сложились группы единомышленников, говорящих и знающих хотя бы один язык. Им-то не надо объяснять, зачем это нужно. Их я называю «интермэнами».

5.
Думаю, что первоначальный импульс, подвигший к созданию нового языка, никогда не обусловлен целью создания средства всеобщей связи. Это, скорее, порыв художника, всплеск творческой энергии, а не холодный рассчёт, основывающийся на том, что необходимо осчастливить всё человечество, а заодно и прославиться на весь мир. Уже дальше, создавая всё новый и новый проект языка, творец направляет себя таким образом, чтобы вышел именно всемирный язык, а не игрушка для собственного развлечения.

6.
Если рассуждать грубо, то всякий новый язык – это игрушка. У одних одно развлечение, у других – другое. Чем вызвана необходимость создавать новые языки?

7.
Если говорить о себе, то меня всегда интересовало звучание русского языка. В рамках среднего образования это для меня было самое интересное. В итоге в моём аттестате стоит всего одна пятёрка – по русскому. Всё остальное скучно и занудно. Языки я начал создавать поздно, это связано с тем, что не было чьёго-то примера, и никто не подсказал, как именно можно это сделать. В итоге только в 2001-м году, когда мне было 27 лет, понемногу начал вырисовываться мой первый язык. По своим параметрам он вполне сошёл бы за международный. Создавая всё новые проекты и наброски, я время от времени создавал конланги, которые ну никак не сошли бы за международный. Зная метод, который я открыл сам для себя без посторонней помощи, я мог бы уже лет в 10 что-нибудь создать. Желание – было.

8.
Вызвано оно несовершенством русского языка. Русский, как и другие языки, несовершенен. Возможно, что его предок, фракийский язык, был значительно изящней и интересней, но он потонул в забвении прошлого. Могу назвать множество недостатков русского языка, и многих других. Но, думаю, в этом нет никакой нужды, поскольку это мог сделать уже кто-то другой. Много также недостатков в «эсперанто» и «лидепле».

9.
Хотелось бы узнать, где вообще эти 1000 языков находятся, и можно ли их найти в интернете. Мне удалось найти лишь около десятка языков. Поставив в поиске «все искусственные языки», я так и не нашёл ничего, что подошло бы под это определение.

10.
Если рассматривать комплексные языки, где в одну кучу свалены слова из разных языков, то можно отметить пару моментов. Обычно слова там выбраны по принципу наибольшей распространённости на данный момент. Если один корень слова встречается сразу в нескольких языках, выбранных для слияния, значит, он выбран. Но, если бы слияние языков происходило не искусственно, а своим ходом, от народа, выбор слов мог быть другим. И не только мог бы, но и в реальности все слова соединены ИСКУССТВЕННО, не так, как бы это произошло на самом деле. Некоторых это ничуть не беспокоит, и они безбоязненно сливают в кучу китайские слова вместе с французскими, подмешивая туда же немецкий, хинди и арабский. Всё выглядит благообразно, а высокая цель объединить людей даёт вдохновение.

11.
В конечном итоге получается продукт – вроде ничего. Ровно с тем же успехом можно слить в кучу не самые популярные слова, а произвольно, всё, что попадётся. Результат будет ровно тем же, и звучание языка от этого не пострадает. Строгая дисциплина требует, чтобы в подборе слов был какой-то алгоритм, но на конечном результате это никак не отразится. Все правила существуют для практической цели, но в данном случае это правило для себя, обязанность выполнять строгий алгоритм, чтобы не терять ощущение собственной важности.

12.
Язык, созданный по алгоритму «для чистоты совести» считается успешным, находятся десятки поклонников, они его изучают, они без ума. Но, с другой стороны, будете ли вы столь же восторженно принимать язык, в котором слова собраны без какой-либо системы? Язык столь же гениален, но вы его не принимаете. Значит, вы не согласны с тем, что 1=1? Язык, грубо говоря, принимается только потому, что над ним работали по единой схеме. Признаётся сама работа, а не конечный результат. Язык уже не является произведением искусства, как все естественные языки, а есть простая условность. Мы с вами договариваемся, что это ЯЗЫК, а вы обязуетесь признавать, что это да, самый настоящий ЯЗЫК. Но на самом деле не играет никакой роли, кто и что думает, кто и о чём договорился, а имеет значение лишь то, что есть. Если же картина нарисована не под вдохновением, а исходя из каких-то мыслей, то это не произведение искусства. И любой комплексный язык, где сложены в одно слова из разных языков, это как-бы и не язык вовсе. А подделка. Тонко чувствующий субъект понимает это, а толпа – нет. Им скажи, что это искусство, они и поверят.

13.
Ощущая острую необходимость сотворить что-то целостное, а не произвольную кучу правил и слов, специалисты создали «интерлингву». Вместе с рядом других языков этот проект походит на что-то целостное. Кто-то соединяет романские языки, кто-то германские. Это начинает походить на язык. Но, тем не менее, как и в предыдущем случае, проблема всё та же – нельзя соединить несоединимое. Оно может соединиться само, если просто смешать народы, но всякое искусственное соединение отразится на внешнем звучании.

14.
Так возникли «симплы», или упрощённые языки. Симпл создаётся из одного языка путём его упрощения. Но, надо отметить, что тот же самый процесс упрощения языка происходит и в реальной жизни. Но в реальной жизни всё происходит ЕСТЕСТВЕННО, и спроектировать язык будущего – это то же, как спроектировать и само будущее. Ни один человек, я думаю, не способен предугадать, каким будет наше будущее через 100 лет. То же самое – и с проектированием языков, в данном случае – симплов. Я бы не стал проектировать русский симпл, а лучше бы поэкспериментировал с древне-русским. При этом надо не стремиться воссоздать древний язык, а создать нечто новое, резко отличимое, это будет оригинально.

26.
Все языки становятся проще. Русский язык в будущем должен потерять все свои падежи, и не надо приходить от этого в ужас. Формы, которые исчезают, не играют никакой роли для выражения мыслей. На смену потерянных форм могут придти новые части речи, и тогда язык станет не проще, а многократно сложнее, позволяя выразить сложные мысли, роящиеся в головах умных людей. Мозг, так сказать, начнёт работать лучше, усваивая сложные понятия и категории. Если же эти части речи не возникнут сами собой, мы создадим их сами.

15.
Сейчас я пытаюсь создать язык «зип-джолзик», в котором будет 38 частей речи. Это примерно в три раза больше, чем в русском. Если же кому-то они не нужны, он может пропускать слышанное мимо ушей, понимая лишь основной смысл. Здесь будут и волки сыты, и овцы целы. Один и тот же язык обслуживает и примитивных людей, и образованных. Хотелось бы, чтобы именно зип-джолзик и стал международным языком.

16.
Со своей стороны, хотелось бы отметить, что мне больше нравятся некоторые другие языки из мной созданных, например, грассонский. Но зип-джолзик более флегматичен, чем другие, и это должно иметь одобрение среди людей, которые сами флегматики. Всё продумано таким образом, чтобы удовлетворить самого усреднённого человека. Другие языки более эмоциональны, и более подходят к моему характеру. Зип-джолзик так же максимально удалён от сходства с чем-либо национальным. Можно отметить, что эсперантское окончание «-о» больше импонирует итальянцам и испанцам, чем кому-либо, а «интерлингва» и вовсе походит на разновидность итальянского.

17.
В языке «зип-джолзик», как в параязыке, задействовано больше интуиции, чем логики. Но язык «арахау», созданный Аханерой, идёт по другому пути. Там наоборот, всё подчинено логике. Интуиции лишь 20%. То и другое хорошо. Язык должен быть либо продуктом мозга, то есть, логики, либо продуктом интуиции. В зип-джолзике 70% интуиции и 30% логики. В других языках логика и интуиция распределены примерно одинаково. Остаётся невыясненным, можно ли создать язык на 100% по законам логики, и будет ли он звучать столь удачно, что сгодится как международный? И совершенно ясно, что нельзя создать язык, исходя только лишь из интуиции, поскольку такой человек должен обладать 100%-ным совершенством.

18.
Язык арахау создан таким образом, что каждое его слово раскладывается на буквы, благодаря чему каждое слово является совершенным продуктом, и, кроме того, может быть осмыслено. Цена этому – потеря внешнего звучания. Для некоторых внешнее звучание – это главное, и такие обычно изучают естественный язык. В параязыках и мутантах задействовано больше интуиции, но интуиция, как известно, это спрессованная логика. Мозг проделывает тысячи логических операций в секунду при создании каждого слова в параязыке. Но некоторые думают, что, раз это сделал ты сам, значит, это всё отсебятина, а не какое не искусство. На самом деле это не отсебятина, а работа мозга. Любая гениальная картина художника – это та же «отсебятина», где автор не может логически обосновать каждый мазок кисти. Но мы с этим миримся, и признаём картину, не требуя доказательств.

19.
Отдельно можно отметить язык «молот». Он относится к симплам - мутантам. Это упрощённый русский язык. Автор не стал останавливаться на одном лишь упрощении, но использовал свои, оригинальные идеи, отчего язык стал совершеннее. Лучшие из языков-мутантов могли бы возникнуть и в реальном мире, если знать, как поместить людей в такую искусственную среду, где может возникнуть язык с заданными параметрами. Тут всё как в джазе: на основании одного ритма возможны различные импровизации, и все они будут правильными.

20.
Параязыки, в свою очередь, требуют навыка и мощной интуиции. Если же какой-нибудь параязык неуклюж, то можно вспомнить естественные языки и найти ещё больше недостатков.

21.
Язык «арахау», созданный по законам логики, несколько проигрывает во внешнем звучании, но зато позволяет конструировать какие угодно слова. Это позволяет выразить самую сложную мысль и легко создавать терминологию. Интеллектуальная беседа на арахау в какой-то момент подходит к тому, что ты вообще перестаёшь слышать язык и слова, а улавливаешь лишь одно движение мыслей. Пока не пробовал, но думаю, оно так. Чтобы вооружить мозг, надо всего лишь дать ему язык-конструктор, и чтобы сложное выражалось кратко. Краткость, по сути, это и есть способ выражения мысли. Когда надо выразить долгую мысль (в русском языке), мы попросту воздерживаемся от этого. Если надо говорить целое предложение, вместо одного слова, мы выбираем молчание. А в ряде случав нас просто не понимают, пропустив мимо внимания слово, указующее на контекст. Текст понимается так, словно бы указания на нужный смысл не было. Начиная говорить просто и по-дикарски (зато понятно), мы ничего умного не говорим, и не можем доказать правильность своих взглядов. Личные убеждения для оппонента начинают казаться тупым упрямством. Поэтому и зип-джолзик тоже имеет инструменты для построения более сложной мысли. На минимальном уровне.

22.
Представляя будущее, в котором все знают зип-джолзик, я бы предпочёл в нём говорить как на русском языке, так и на зип-джолзике. Русский язык я из своей лексики не исключаю. Некоторые предпочтут говорить лишь на каком-то одном языке – либо на зип-джолзике, либо на русском.

23.
В данный момент необходимо, чтобы именно интермэны перешли на мою сторону, и стали пропагандировать зип-джолзик и говорить на нём. Дальше всё пойдёт проще. Если же будет решено, что международным должен стать какой-то другой язык, и если это будет достойный проект, то я брошу свои разработки и начну изучать этот язык. В этом случае мне не нужно будет до конца создавать зип-джолзик.

24.
Если учесть, что искусственных языков более 1000, то среди них вполне может оказаться достойный кандидат на роль всемирного. Мне кажется странным, что нет такого сайта, где были бы собраны все эти языки, и распределены по категориям. Мне также неизвестно, есть ли ещё какие-нибудь параязыки, кроме моих. Широко известны лишь самые популярные языки. Но может оказаться, что какой-нибудь малоизвестный язык есть самый лучший. Малоизвестное не должно проходить мимо внимания, а должно рассматриваться вместе с популярным.

25.
Может произойти и такое, что международный язык нам подкинут инопланетяне. Их технологии развивались миллионы лет, и там может быть какой-то подходящий для нас язык. Если будет так – ещё лучше. По крайней мере, могу точно сказать, что комплексные языки – это лишь первая ступень эволюции, и причём тупиковая. В будущем интерес к комплексным языкам и простым симплам должен иссякнуть. Те и другие – это 20-й век, каменная эра интерлингвистики. Сейчас время другое, и надо смотреть вперёд.

на своих страничках в Facebook, что они владеют эсперанто. При этом неизвестно, сколько людей на самом деле знает и говорит на этом искусственном языке. Помимо эсперанто есть еще множество языков, сконструированных людьми неестественным путем. Исследователи насчитали уже более тысячи таких. Зачем люди создают собственные языки? Какими они бывают и чем отличаются от естественных?

Зачем нужны искусственные языки?

Естественных языков, то есть таких, которые хаотично формировались в обществах, отвечая запросам изменчивого жизненного уклада, насчитывается более 7 тысяч. В Российской Федерации официально государственными объявлены 37 языков, и это не учитывая различные диалекты и языки, на которых говорят приезжие граждане. Огромное количество объясняется достаточно просто – разные народы развивались и жили отдельно, каждый со своими особыми реалиями, традициями, культурой. Ввиду такой разрозненности у каждой отдельно живущей группы человек возникал свой язык, отвечающий всем требованиям комьюнити. Впрочем, у распространенных языков имеются общие корни. Это тоже понятно: за долгие века люди смешивались и много перемещались по миру, перенося с собой свою культуру.

Когда появился первый естественный язык, сказать сложно. Шумерская письменность, например, в архаической форме существовала уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Однако некоторые исследователи предполагают, что люди стали говорить друг с другом при помощи какой-то системной фонетической структуры еще на десятки тысяч лет раньше.

Искусственные языки массово начали появляться гораздо позже, если не сказать совсем недавно. Это был рубеж XVII-XVIII вв. Мыслители того времени вдруг почувствовали необходимость в создании языка, который был бы лишен недостатков любого «натурального». Плюс к этому, сильно ослабевало влияние латыни в мире, служившей универсальным средством общения для науки, религии и искусства. Что-то должно было заменить латынь и быть при этом хорошо рационализированным, чтобы не приходилось тратить много времени на изучение.

Первые искусственные языки

На рубеже XI и XII веков жила одна немецкая монахиня и литераторша Хильдегарда Бингенская. Кроме того, что она стала основоположницей женской религиозной мистики в литературе, Хильдегарда является фактически первым человеком в истории, который придумал свой язык. Она назвала его Lingua Ignota («Язык незнаемый»). Мы узнали о нем благодаря двум рукописям, которые хранятся сейчас в Висбадене и Берлине. Монахиня предложила 1000 новых слов для своего языка, но никаких правил грамматики в нем не было. Слова были специфичны, часто с непонятным происхождением, а в фонетической картине преоблада л звук « z » .

Та кже Хильдегарда составила алфавит для Lingua Ignota. Зачем она все это делала? Никто не знает. Может быть для развлечения, может быть во имя постижения каких-то духовных целей.

А вот следующий в истории сочинитель языка вполне обозначил свои мотивы. Священник Джон Уилкинс, живший в Англии XVII века, раскритиковал естественные языки, а среди них и господствовавшую тогда в научном сообществе латынь, за несовершенство и решил взять на себя нелегкую долю человека, который придумает новое средство общения без всех недостатков. Уилкинс написал трактат «Опыт о подлинной символике и философском языке», в котором представил свой универсальный язык со своей фонетикой, символической системой, словарем и грамматикой. Язык получился логичным, стройным, упорядоченным, но… никому не нужным. Про него напрочь забыли вплоть до XX века, пока Хорхе Луис Борхес не заинтересовался им и не посвятил ему эссе «Аналитический язык Джона Уилкинса».

После этого пошла бесконечная череда лингвоконструирований. Все, кому не лень, предлагали свои языки, либо лишенные недостатков ественных, либо призванные сделать людей добрее, либо просто экспериментальные. Логлан, токипона, ифкуиль, эсперанто… Перечислить все мы в одном тексте не сможем. Лучше расскажем вам, как эти искусственные системы классифицируются.

Классификация искусственных языков

Поделить искусственные языки можно на основании того, какие цели преследовало их создание. Начнем с амбициозной цели – повлиять на мышление людей, посредством создания более совершенного механизма передачи идей между ними. Это привело к созданию философских или логических языков. Иногда их еще называют эджлангами (от англ. engineered languages). Проверить их результативность, к сожалению, невозможно. Точнее, можно, но это неэтичный метод, и пока никто им не воспользовался. Ведь, чтобы узнать, как искусственный язык повлияет на мышление, нужно обучать человека говорить на нем с раннего детства, исключая обучение другим, естественным языкам. Понятно, что проведение такого эксперимента сделало бы испытуемого неприспособленным к существованию в социуме. Создатели одного из логических языков, ложбана, планировали обучить ему своих приемных детей, но планы сорвались из-за фразы, сказанной одним болгарским лингвистом:

«Если окажется, что ложбан как не вполне естественный язык не поддается естественному усвоению, и дети на нем не заговорят, а шанс заговорить по-человечески упустят, они станут волчатами в человеческой среде».

У конструирования языков может быть еще одна цель – построить универсальную вспомогательную систему, которая послужит для установления взаимопонимания между всеми людьми. Собственно, такие языки и называют международными вспомогательными, или аукслангами (от англ. auxiliary language – «вспомогательный язык»).

Людвик Лазарь Заменгоф - создатель Эсперанто

Самый известный их представитель – эсперанто. Уж про него каждый что-нибудь да слышал. Придумал его далеко не лингвист, а польский окулист Людвик Лазарь Заменгоф. В 1887 году он издал книгу «Международный язык» под псевдонимом Доктор Эсперанто, что на его новом языке обозначало «надеющийся». Хороший ауксланг, по мнению автора, должен быть легок для изучения, удобен для быстрого начала коммуникации с его помощью и употребляем широкими массами, ввиду его качественного продвижения. Получился ли у Заменгофа идеальный вспомогательный международный язык? Очевидно, что нет. Некоторые его грамматические решения выглядят странно, отдельные фонетические единицы трудны для произношения многих народов мира, морфология избыточна. Однако кое-какую задачу Доктор Эсперанто все-таки выполнил – его язык стал самым массовым среди всех искусственных языков.

Третья цель лингвоконструирования самая непрактичная. Создавать языки можно просто так, во имя творчества. Так появляются художественные искусственные языки, или артланги . Вы про такие точно слышали. Это и синдарин, язык эльфов у Толкиена, и клингонский в научно-фантастической эпопее «Звездный путь», и дотракийский из популярного сериала «Игра престолов». Некоторые из артлангов проработаны очень хорошо, имеют свой алфавит, грамматику, лексикон, фонетику. Некоторые хуже – могут быть представлены отдельными правилами и не иметь четкой структуры.

Помимо этой классификации есть еще одна – по методике лингвоконструирования. Язык можно создать на основе уже известных правил. Взять, например, какой-то один естественный язык и попытаться его усовершенствовать. Такие языки называются апостериорными . С другой стороны, ничто никогда не мешает просто выдумать язык целиком из головы, не опираясь ни на чей опыт. Подобные языки носят название априорных . Какие из них лучше приживутся в речи людей? Скорее всего, апостериорные. Чтобы придумать язык с нуля нужно иметь хорошее образование и четкие представления о том, как функционируют естественные языки. Не каждый обладает таким навыком.

Искусственных языков очень много, и можно быть уверенным в том, что они будут создаваться и дальше. Возможно, это когда-нибудь сделаете и вы, дорогой читатель. Лингвоконструирование не просто развлечение, оно помогает нам понять, как устроены естественные языки, а значит человеческая природа. Кто знает, может быть в будущем мы будем общаться на языке, который при помощи научного метода придумали сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .