Биографии Характеристики Анализ

История кафедры физвоспитания таганрогского радиотехнического института. Радиотехнический таганрогский университет: отзывы, специальности, приемная комиссия

На сегодняшний день радиотехнический Таганрогский университет является одним из престижных ВУЗов не только в России и на ее юге, но и в мире. Но называть его университетом неправильно, так как верное название учреждения - Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета (сокращенно ИТА ЮФУ). За последнее десятилетие произошло несколько преобразований, и на сегодняшний день выпускники получают престижные дипломы ЮФУ.

История университета в ХХ веке

Годом основания считается 1952. По указу И. В. Сталина от 1951 года началось строительство университета на юге СССР. Вплоть до 1974 года он носил название Таганрогский радиотехнический институт. В 1974 году было присвоено имя Калмыкова В. Д. (министра радиопромышленности СССР, видного политического и научного деятеля, уроженца г. Ростова-на-Дону). Но уже в начале 90-х, с изменением политического строя страны и системы образования, институт прекратил свое существование.

С 1993 года это учебное заведение стало называться Таганрогский государственный радиотехнический университет имени В. И это имя он носил вплоть до 2006 года. За все это время из стен института (а впоследствии университета) вышло много специалистов различных областей. Это электрики, робототехники, акустики, а также психологи, специалисты по защите окружающей среды, программисты и многие другие. Всего 8 факультетов, включая Центр довузовской подготовки, в котором выпускники средних школ проходят обучение по специальным программам.

XXI век: массовые изменения

Если в самом начале 2000-х годов это был Таганрогский государственный радиотехнический университет (отзывы выпускников можно услышать даже в соцсетях), то в 2006 году началась полномасштабная реформа. Результат - учебное заведение входит в состав и «понижается» до звания института. В период 2007-2012 гг. он носит название Таганрогский технологический институт Южного федерального университета.

Но это только помогло улучшить обстановку - в постперестроечные времена финансирование было скудным, поэтому новая техника закупалась в мизерных количествах. Но в 21 веке ситуация изменилась кардинально: вновь стране нужны грамотные специалисты, как следствие - студенты обучаются своему делу на новейшем оборудовании. Самые современные измерительные приборы, компьютеры, во всем учебном заведении вряд ли осталась еще аудитория без мультимедийного оборудования.

Современность

В период 2012-2013 гг. произошло очередное преобразование, учебное заведение называлось Таганрогский кампус ЮФУ. Название весьма спорное, так как многие студенты и преподаватели ассоциировали название «кампус» с сетью общежитий. На самом же деле это не совсем так, ведь кампус - это и библиотеки, и научные центры, и спортивные площадки, которые обособлены от города и находятся на одной территории. Но вот радиотехнический таганрогский университет имеет несколько иную структуру.

Назвать его кампусом нельзя, так как он не обособлен от города - находится в его черте, рядом с корпусами расположены жилые дома простых жителей. Наверное, по этой причине и не прижилось название,: с 2013 года по сей день ВУЗ носит название Инженерно-технологическая академия ЮФУ. В каждом учебном корпусе расположено по одному или два института. По сути, то, что раньше было факультетом, на сегодняшний день является институтом, подразделением академии.

Приемная комиссия и обучение

Вот вкратце то, что пережил Таганрогский радиотехнический университет. Приемная комиссия этого ВУЗа расположена по адресу: г. Таганрог, ул. Чехова, 22 (корпус «А»). В течение всего учебного года на базе заведения проходят дни открытых дверей. Будущие абитуриенты могут приехать и своими глазами посмотреть на то, что предлагает им тот или иной институт. Обычно дни открытых дверей проводятся в холле корпуса «Д», расположенного на пер. Некрасовском.

Но после сдачи ЕГЭ выпускник средней школы может обратиться в приемную комиссию. Предоставив копию (или оригинал) сертификата о сдаче экзаменов, а также написав заявление, можно ожидать оглашения результатов. Если у вас достаточно высокий балл, то бояться нечего: вы обязательно поступите в Радиотехнический таганрогский университет, причем учиться будете абсолютно бесплатно. Существует также контрактная форма (вы оплачиваете каждый семестр в процессе обучения) и целевая (за вас оплату производит предприятие, на котором вы после окончания ВУЗа обязаны проработать некоторое время).

Какие специальности популярны?

Но хочется узнать и о том, что может предложить Таганрогский радиотехнический университет. Специальности какого направления окажутся актуальными в ближайшее время и востребованными в будущем? Банально, но нанотехнологии - это, пожалуй, одно из самых современных направлений. Несколько специальностей в этой области вы сможете найти в Институте нанотехнологий, электроники и приборостроения, входящем в состав ИТА ЮФУ.

Еще одно «модное» направление - это робототехника. Конечно, данная сфера находится еще в зачаточном состоянии, но вполне возможно, что современные студенты через несколько лет совершат значительный прорыв в создании роботов. И как же может существовать Радиотехнический таганрогский университет без специальностей по направлениям:

  • электротехника;
  • радиоприемные и передающие устройства;
  • электрооборудование автомобилей;
  • электрооборудование предприятий.

И это далеко не все специальности, более подробную информацию можно узнать непосредственно в академии.

О ВУЗе

Технологический институт "Южного федерального университета" в г. Таганроге (ТТИ ЮФУ) – один из ведущих технических высших учебных заведений России. Университет ведет свою историю с образования в 1952 году радиотехнического института (ТРТИ) в Таганроге – индустриальном и портовом городе на юге России.

Город Таганрог был основан Петром I в 1698 году на берегу Азовского моря вблизи устья реки Дон. В городе располагаются самый большой в Европе котлостроительный завод и крупный металлургический завод, две самолетостроительные компании, второй по величине в России комбайновый завод, ряд предприятий по производству радиоэлектронной аппаратуры. Таганрог – родина замечательного русского писателя Антона Чехова. Многочисленные музеи, исторические памятники, парки, сады и пляжи, свежий воздух и солнце создают благоприятные условия для работы и отдыха. Население Таганрога в настоящее время составляет более 300 тысяч человек.

Институт по организационной структуре представляет учебно-научно-производственный комплекс, в который входят: 6 факультетов очного обучения, факультет безотрывных форм обучения, факультет повышения квалификации, муниципальный общеобразовательный лицей, центр довузовской подготовки, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК), 36 кафедр, научно-техническая библиотека, центр переподготовки «Выбор», научно-исследовательские подразделения: НИИ многопроцессорных вычислительных систем, ОКБ «Миус», ОКБ «Ритм», НКБ вычислительных систем, НТЦ «Интех» издательство, типография и другие структуры, обеспечивающие деятельность Института.

В соответствии с лицензией образовательный процесс включает довузовскую подготовку, подготовку бакалавров, дипломированных специалистов, магистров, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

В настоящее время на восьми факультетах Института обучаются более 10773 студентов, в том числе по очной форме обучения – около 6500 студентов. За период с 1997 по 2002 годы подготовлено 3318 специалистов.

В аспирантуре обучается более 200 аспирантов. В 2002 году в аспирантуре ТТИ ЮФУ проходят подготовку 217 аспирантов и 11 докторантов.

Дополнительное профессиональное образование (включая второе высшее образование) осуществляется в созданном в 1994 году Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК). Центр является структурным подразделением ТТИ ЮФУ. За период деятельности в МРЦПК прошли обучение более 6500 человек, из них 1120 руководящих работников и специалистов; 1920 специалистов среднего звена; более 1800 человек получили вторую профессию. За 2002 г. количество прошедших обучение составило около 451 человек.
Профессорско-преподавательский состав

Институт располагает высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом численностью 632 человека, из которых 565 человек работают в штате на полную ставку. Число преподавателей, имеющих ученые степени и звания, составляет более 471 человек (74,5%), из них более 86 человек являются докторами, профессорами и 385 – кандидатами наук, доцентами. Среди преподавателей: 1 академик РАН, 56 действительных членов и членов-корреспондентов общественных академий, около 40 заслуженных деятелей науки и техники Российской Федерации, заслуженных и почетных работников высшего профессионального образования.

Шесть факультетов из восьми и 32 кафедры из 36 возглавляются докторами наук, профессорами. За пять лет сотрудниками защищено 21 докторских и 66 кандидатских диссертаций.

Кадровый потенциал Института способен качественно осуществлять все лицензированные виды образовательной деятельности.
Научная и международная деятельность

Научно-исследовательская деятельность в Институте осуществляется в соответствии с пятилетним (перспективным) и годовым (текущими) планами.

Научные исследования выполняются в 53 подразделениях: 35 кафедр, научно-исследовательский институт (НИИ) многопроцессорных вычислительных систем, особое конструкторское бюро (ОКБ) «Миус», особое конструкторское бюро ОКБ «Ритм», научно-конструкторское бюро вычислительных систем, и др. Научную работу выполняют: 58 докторов, профессоров; 342 кандидата наук, доцента; 245 аспирантов и 960 студентов. Их деятельность координируется научной частью Института.

Исследования выполняются в соответствии с международными, федеральными и региональными научно-техническими программами, заказами министерств, ведомств и предприятий.

Тематика научно-исследовательских работ полностью соответствует профилю подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Реализации разработанных в Институте проектов и работ позволили найти решение многих научно-технических проблем в области радиоэлектроники, телекоммуникаций, приборостроения, вычислительной техники и т.д.

Результаты НИР за 1998-2002 гг. нашли отражение в 193 монографиях, 17 учебниках и учебных пособиях с грифом МО РФ и др. федеральных органов, 2532 научных статьях, 21 сборнике научных статей, 98 авторских свидетельствах и патентах, 14 докторских и 56 кандидатских диссертациях, в материалах, проведенных в Институте 15 Всероссийских с международным участием, региональных и вузовских конференций.

С участием ведущих ученых Института реализуются международные проекты по разработке радио- и телекоммуникационных каналов связи, моделям управления, нейропподобным компьютерным системам, технологиям микроэлектроники и больших интегральных схем и др.

Ученые Института ведут совместные работы с Институтами и фирмами из США, Германии, Китая, Венгрии, Украины, Беларуси и других стран, а также читают лекции в ведущих Институтах США, Англии и Германии. Ежегодно за рубежом проходят стажировку около 20 аспирантов и студентов Института. Ведется подготовка кадров для стран ближнего и дальнего зарубежья. Практикуется обмен научной информацией.

ТТИ ЮФУ является членом IAU/UNESCO - Международной Ассоциации Институтов при ЮНЕСКО (http://www.unesco.org/iau), членом “Ассоциации инженерного образования России” (RAEE), членом BSUN - “Сети Институтов Стран Черноморского Бассейна” (http://www.univ-ovidius.ro/BSUN) и членом UICEE - “Международного Центра Инженерного Образования Юнеско” (http://www.eng.monash.edu.au/uicee) .
Материально-техническая база

Учебные процесс реализуется в восьми учебных корпусах Института общей площадью более 108000 кв.м, в которых имеется 23 лекционных аудитории, вместимостью от 50 до 250 человек, 68 аудиторий для проведения групповых занятий, 45 аудиторий для занятий по подгруппам и 54 специализированные лаборатории с необходимым оборудованием. Институт располагает необходимым для обеспечения учебного процесса количеством лабораторной техники и парком персональных ЭВМ. Общее количество единиц вычислительной техники - 1230. Количество терминалов, с которых имеется доступ к сети ИНТЕРНЕТ – 692. Аудиторный фонд позволяет осуществлять учебный процесс в две смены.

Учебные практики проводятся в вычислительных и учебно-исследовательских лабораториях кафедр и факультетов, а также в отделах НИИ и ОКБ Института.

Институт располагает современной типографией, спортивным комплексом, шестью общежитиями, студенческим комбинатом питания и четырьмя базами отдыха.
Качество подготовки бакалавров и специалистов

Оценка качества подготовки бакалавров и специалистов осуществляется на основе анализа уровня требований при конкурсном отборе абитуриентов, степени усвоения студентами программного материала, анализа результатов выпускных квалификационных работ и проектов, а также по отзывам организаций, где работают выпускники вуза.

Вступительные экзамены в ТТИ ЮФУ по своим требованиям и содержанию соответствуют базовым школьным программам Российской Федерации.

В качестве вступительных испытаний применяются собеседование, тестирование и экзамен.

Показатели качества подготовки бакалавров и специалистов в Институте в 2000 году характеризуются следующими данными:

* по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин процент отличных и хороших оценок составляет 72 %;
* по циклу математических и естественно-научных дисциплин процент отличных и хороших оценок составляет 57 %;
* по циклу общепрофессиональных дисциплин процент отличных и хороших оценок составляет 71 %;
* по циклу специальных дисциплин процент отличных и хороших оценок составляет 72%.

Высокие показатели имеют ежегодные итоговые испытания, в частности в 2001/2002 учебном году 97% выпускников защитили работы на квалификационную степень «Бакалавр» на «хорошо» и «отлично». Дипломы с отличием составили 35%. Для дипломных проектов на квалификацию «дипломированный специалист» этот показатель составил 84%.

В целом качество подготовки бакалавров и специалистов в Институте оценивается как отвечающее современному уровню требований и превышает средний уровень показателей по техническим вузам.

Таганрог Ростовской обл., Некрасовский пер., 44. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

  • - - Республика Адыгея, Майкоп, ул. Первомайская, 208. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика...
  • - - Барнаул Алтайского края, ул. Димитрова, 66. Психология, социальная работа. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Благовещенск Амурской обл., Игнатьевское шоссе, 21. Психология, социальная работа. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Республика Башкортостан, Уфа, ул. Фрунзе, 32. Психология, социальная работа. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Воронеж, Университетская пл., 1. Психология. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Республика Дагестан, Махачкала, ул. Советская, 8. Психология. http://www.dgu.ru/ http://www.dgu.ru См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Владивосток, ГСП, ул. Суханова, 8. Психология, социальная работа. http://www.dvgu.ru/openuniversity.ru/ См. также Университеты Ч489.518.28-психолог. Ч489.518...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Иваново, ул. Ермака, 39. Психология, социальная работа. См. также Университеты Ч489.518.26-психолог. Ч489.518...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Ингушская Республика, станица Орджоникидзевская, пос. Гагарина, ул. Первомайская, 1а. Педагогика и методика начального обучения. См. также Университеты Ч489.5147 Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлёвская, 18. Психология. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Калининград областной, ул. А. Невского, 14. Психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Республика Калмыкия, Элиста, ул. Пушкина, 11. Педагогика и методика начального образования. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Кемерово, ул. Красная, 6. Психология, социальная работа. См. также Университеты Ч484711...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Кострома, ул. Первого Мая, 14...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - Таганрог Ростовской обл., ул. Инициативная, 48. Педагогика и методика начального образования, социальная педагогика. См. также Педагогические высшие учебные заведения Ч489...

    Педагогический терминологический словарь

"Таганрогский Государственный Радиотехнический Университет" в книгах

Дом № 9. Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения

автора Векслер Аркадий Файвишевич

Дом № 9. Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения Об Институте Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС) – Институте инженеров путей сообщения (ИИПС) – Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта им. академика

Из книги Московский проспект. Очерки истории автора Векслер Аркадий Файвишевич

Дом № 26 / Загородный пр., 49. Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) Участок купца Седова по Царскосельскому проспекту протяженностью 20 саженей и глубиной 46,2 сажени, площадью в 924 кв. сажени был приобретен в казну для

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ - ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДВГТУ) Пушкинская ул., № 10 Здание Восточного института (почтовая карточка)Это старинное кирпичное здание под номером 10, построенное по проекту архитектора А. А. Гвоздзиовского, своим

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ)

Из книги автора

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) http://www.psuti.ru/Приемная комиссия: +7-846-339-11-11E-mail: [email protected]Бюджетные и платные места по профилям: Безопасность телекоммуникационных систем Оптические и проводные сети и системы связи Сети и

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики (СибГУТИ)

Из книги автора

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики (СибГУТИ) http://www.sibsutis.ru/Приемная комиссия: +7-383-269-82-28E-mail: [email protected]Бюджетные и платные места на факультетах: Автоматическая электросвязь Мультисервисные телекоммуникационные

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Из книги Криминалистика [Изд. 2-е, переработанное и дополненное] автора Яблоков Николай Павлович

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КРИМИНАЛИСТИКА Под редакциейдоктора юридических наук,профессора Н.П.Яблокова Издание второе, переработанное и дополненное РекомендованоУчебно-методическим объединением университетов РФ

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 24. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования 1. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский

Санкт-Петербургский государственный университет

автора Коллектив авторов

Санкт-Петербургский государственный университет О. Ю. СКВОРЦОВ, доцент кафедры коммерческого права, доктор юридических наук Преподаватели, читающие вопросы АРС, третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража, находятся в плену некоторых

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская школа частного права

Из книги Хрестоматия альтернативного разрешения споров автора Коллектив авторов

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская школа частного права А. В. ACOCKOB, доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук В МГУ есть две отдельные кафедры - кафедра гражданского и арбитражного процесса, которая

Марийский государственный университет

Из книги Хрестоматия альтернативного разрешения споров автора Коллектив авторов

Марийский государственный университет А. В. Цыпленкова, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран, кандидат юридических наук Учебный курс «Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов» был включен в учебную программу юридического факультета

Казанский государственный университет

Из книги Хрестоматия альтернативного разрешения споров автора Коллектив авторов

Казанский государственный университет М.В. ФЕТЮХИН, доцент кафедры экологического права, трудового права и гражданского процесса, кандидат юридических наук В Казанском государственном университете общий, т. е. охватывающий все альтернативные способы разрешения

Новгородский государственный университет

Из книги Хрестоматия альтернативного разрешения споров автора Коллектив авторов

Российский государственный университет им. И. Канта (Калининград)

Из книги Хрестоматия альтернативного разрешения споров автора Коллектив авторов

Российский государственный университет им. И. Канта (Калининград) А. Д. МИХЕДЕНКО, ассистент кафедры предпринимательского права Роль вузов в развитии АРС очень сложно переоценить, поскольку именно в период обучения у студентов складывается мировоззрение, система

Сабирова Дания Киямовна (Казанский государственный технический университет)

автора

Сабирова Дания Киямовна (Казанский государственный технический университет) Представьтесь, пожалуйста. Сабирова Дания Киямовна, декан гуманитарного факультета, завкафедрой истории и связей с общественностью Казанского государственного технического

Катерина Дмитриевна Холкина (Уральский государственный университет путей сообщения)

Из книги PR-элита России: 157 интервью с высшим эшелоном российского PR автора Масленников Роман Михайлович

Катерина Дмитриевна Холкина (Уральский государственный университет путей сообщения) Представьтесь, пожалуйста. Холкина Катерина Дмитриевна, пресс-секретарь отдела информации и связей с общественностью Уральского государственного университета путей сообщения

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)
Таганрогский государственный радиотехнический университет
(ТРТУ )
Прежние названия

Таганрогский государственный радиотехнический институт

Год основания
Юридический адрес

История

История реорганизаций

Предпосылки создания ТРТИ

ВУЗ состоит из отдельных корпусов: «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «И», «К», а также из нескольких НИИ и НКБ.

Факультеты

Ректоры ТРТИ / ТРТУ

  • с по - В.Г. Захаревич
  • с по - Н.Г. Малышев
  • с по - А.В. Каляев
  • с по - В.М. Алёхин
  • с по - В.И. Богданов
  • с по - К.Я. Шапошников (директор)

Известные выпускники и сотрудники

  • Бутенко, Виктор Иванович (род. ) - профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой механики.
  • Ветров, Владислав Владимирович (род. ) - актёр театра и кино, Заслуженный артист России.
  • Высоковский, Зиновий Моисеевич ( -) - советский и российский актёр театра и кино, эстрадный артист. Заслуженный артист РСФСР (1978), народный артист России.
  • Каляев, Анатолий Васильевич ( -) - советский, российский учёный, академик РАН, член-корреспондент РАН, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда.
  • Прасолов, Владимир Александрович () - мэр Таганрога (2012).
  • Сурженко, Роман Игоревич () - российский художник-иллюстратор, художник комиксов .
  • Тимошенко, Владимир Иванович (род. ) - советский русский учёный , лауреат Государственной премии СССР в области науки (1985), доктор технических наук (1975), профессор (1978).
  • Шахвердиев, Тофик Рзакулиевич () - российский кинорежиссёр.
  • Хунагов, Рашид Думаличевич () - российский учёный.
  • Кальянов, Александр Иванович (род. ) - советский и российский звукорежиссёр, эстрадный певец, композитор, аранжировщик, продюсер
  • Белоусов, Борис Михайлович (род. ) - советский государственный деятель, министр машиностроения и оборонной промышленности СССР.

Почётные профессора

  • Пухов, Георгий Евгеньевич ().
  • Хунагов, Рашид Думаличевич российский учёный

Напишите отзыв о статье "Таганрогский государственный радиотехнический университет"

Ссылки

Источники

  1. «Энциклопедия Таганрога». - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. - 512 с. - ISBN 5-7509-0662-0 .

Отрывок, характеризующий Таганрогский государственный радиотехнический университет

– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона.
– Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям.
– Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
– Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.
Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.