Биографии Характеристики Анализ

Как подлодка сша "мемфис" уничтожила нашу апл "курск". Подлодка мемфис

Канадский канал History Television 25 июля показал французский документальный фильм "Kursk: Submarine in Troubled Waters".
http://www.historytelevision.ca/tv/shows/titledetails/title_88040.asp

Сейчас по History Channel в Канаде идет сериал про подлодки. Две серии из этого сериала посвящено Курску. Одна из них уже прошла, сегодня-вторая. Вот описание первой серии передранное из одного топика:

Поначалу показывали то, что мы уже видели и знали. Как и когда это случилось, и как наши военные начальники на это реагировали. Обычные кадры. Женщины в истерике и все такое. Обвинения Путину, что оставался на отдыхе на Черном море. Показали Илью Клебанова, если помните, он был тогда вице-премьер министром. Показали как Клебанов стоял молча перед впавшими в истерику женщинами не зная что ответить. Мы уже немного расслабились, ну, мол, будет сейчас … пройдутся от души по нашим.

И тут внезапный поворот. Вы, наверное, помните, что была такая версия в некоторых газетах, что, мол, была рядом иностранная подводная лодка, и было вроде как столкновение, а потом детонировали торпеды на «Курске». У нас это все и осталось нелепым вымыслом, и в итоге, после двухлетнего следствия, в 2002 году была озвучена официальная версия, согласно которой самопроизвольно взорвалась торпеда в носовом отсеке, затем по цепной реакции взорвался весь боезапас, что и повлекло гибель подлодки и экипажа.

Теперь о том, что нам тут показали в этом фильме.

Показали, что было две американские подводные лодки в районе маневров. Они были на спецзадании, следя за маневрами. Одна подлодка «Мемфис» шла под прикрытием другой лодки «Толедо» в тени. Вроде, как только одна на экранах всех радаров и сонаров. Потом «Мемфис» вынырнула из под своей ведущей лодки, чтобы получше исследовать запуск баллистической ракеты с «Курска» не рассчитав курс и расстояние. Американцы оказались на встречном курсе и столкнулись в лобовом направлении с нашими. Они прошли всем телом по наиболее уязвимому второму отсеку «Курска». Но самое ужасное случилось потом. На второй американской лодке «Толедо», наблюдая всю картину, капитан решил, что русские каким то образом атаковали «Мемфис» и не долго думая, выпустил торпеду по «Курску». Торпеда попала прямо в ослабленную часть на стыке второго и третьего отсеков и разорвалась внутри. В фильме показали компьютерную вариацию с участием всех трех лодок о том как все произошло. Нашими самолетами, по свежим следам, были зафиксированы масляные пятна на воде по курсу уходящей с места происшествия чужой подлодки.

В некоторых газетах писали, что была иностранная подлодка, вроде как английская, и мы все про это читали

Теперь о том, что мы точно не знали. Оказывается, наши вели эти две американские подлодки до всех событий и точно знали, что это были американцы на наблюдении. После столкновения и атаки на «Курск» министр обороны Сергеев поднял две противолодочные эскадрильи в воздух. Немедленно доложили на юг Путину. И в тот же момент на связь с Путиным вышли американцы. После связи с американцами Путин отозвал самолеты и, в конце концов, Путин (или его команда) принял решение оставаться на юге, чтобы не провоцировать нагнетание напряженности. Все, оказывается, было на крае пропасти.

Срочно прибыл в Москву директор ЦРУ для консультаций. Все это время Путин постоянно был на связи с Биллом Клинтоном.

В итоге к лодке никого не подпускали, хотя весь мир предлагал квалифицированную помощь. Все мы ведь думали, что можно спасти кого-нибудь. Через несколько дней наши согласились пустить датчан, но со строжайшим приказом не подплывать к носу лодки. Датчане сумели открыть люк в восьмом отсеке, нашли несколько посмертных записей, и подтвердили, что внутри лодки никто не выжил. После этого шла работа уже наших водолазов. Они уже не заботились о самой лодке, ее реакторе и погибших моряках. Оказывается со дна около «Курска», в срочном порядке убирались куски и обломки американского «Мемфиса».

Те российские газеты, которые все же умудрились опубликовать спутниковые снимки «подозрительной иностранной» подлодки на ремонте в норвежском порту были тут же прижаты к ногтю ФСБ. Эта подлодка действительно была американской «Мемфис» и добиралась она до Норвегии 7 дней вместо 2 обычных. Другая американская лодка «Толедо» зигзагами, нестандартным курсом, ушла в США. Двое представителей российского военного и политического руководства Игорь Сергеев и Илья Клебанов, которые не шли на поводу и отстаивали американский след как публичную версию были в итоге отправлены в отставку.

Некоторое время спустя (около двух недель после происшествия) весь предыдущий российский долг США был аннулирован, и Америка предоставила России новый кредит на 10 миллиардов долларов. Каждая семья, погибших на «Курске» моряков, получила немыслимую компенсацию в 25 000 долларов.

Путину, тем ни менее, нужно было понять лодку для поднятия политического имиджа. На подъем «Курска» год спустя, был подписан контракт с голландской компанией, единственной, которая согласилась поднять только среднюю и хвостовую часть. Все остальные компании за много меньшие деньги соглашались поднять весь корпус целиком. Голландцы отпилили два носовых отсека и вывезли на сушу все остальное. Вот тут нам и показали кадры лодки крупным планом так сказать по прибытии. Прямо у места отпила зияла огромная круглая дыра и края у этой дыры были вмяты внутрь. У нас этого точно не показывали, потому что немедленно эта часть фюзеляжа была объявлена засекреченной и впоследствии была ликвидирована, как впрочем все кинопленки. В фильме были приведены показания экспертов, которые подтвердили, что только американская торпеда нового образца (не помню ее точное название), может оставлять такие следы, прожигая наружный слой и врываясь внутри.

Удивительный фильм. Особенно здесь в Канаде. Одно, несомненно, идея американского следа даже не подвергалась сомнению. Фильм был сделан при участии английских, канадских и независимых американских журналистов.

От себя замечу, что фильм все-таки французский, не канадский.
Вот еще небольшая статья по нему, на австралийском новостном сайте:

US "torpedoed" Kursk submarine

A FORMER British military official has backed a sensational claim that the Russian nuclear submarine, the Kursk, was torpedoed by US forces in August 2000.

An official inquest concluded that the disaster - in which all 118 crew drowned in the Barents Sea, 135km off the Russian coast - was caused by an accidental explosion of an onboard torpedo.

But Maurice Stradling, a former torpedo engineer and a key figure in the original investigation, believes a new French documentary, The Kursk: A Submarine in Troubled Waters, should change world opinion on the sinking.

"On the balance of probabilities, the Kursk was sunk by an American MK-48 torpedo," said Mr Stradling, formerly a senior member of the British Defence Ministry.

BBC editor Nick Fraser called the claim a "pack of lies" and has refused to air the documentary, which attracted a record audience of more than 4 million when it screened on French TV.

The BBC used Mr Stradling as its main authority for a documentary it made in 2001 - What Sank the Kursk?, in which Mr Stradling theorised that the sinking was caused by the malfunctioning of an old-fashioned HTP torpedo.

Mr Stradling, who also appears in the new French documentary, said: "At the time (2001), that was a perfectly reasonable film, given the facts as we knew them then, when there seemed to be no third-party involvement."

The new explanation for the Kursk"s sinking is based on film footage of a hole in the side of the vessel, and evidence placing US submarines in the area at the time it was sunk.

The French film shows stills of the Kursk raised above the water after being salvaged, with a precise circular hole in its right side. The hole clearly bends inwards , consistent with an attack from outside the submarine .

A US military source in the documentary declares the hole to be the trademark evidence of an American MK-48 torpedo, which is made to melt cleanly through steel sheet due to a mechanism at its tip that combusts copper.

The film suggests the attack happened while two US submarines, the Toledo and Memphis, were shadowing the Kursk in a routine military exercise.

The documentary says the Toledo accidentally collided with the Kursk, at which point the Russian submarine opened its torpedo tubes, leading to an attack from the Memphis, which was protecting the damaged Toledo while it retreated.

The cause of the sinking was covered up at the time in an act of diplomacy between then US presidents Bill Clinton and Russian President Vladimir Putin - a deal that included the cancellation of $US10 billion ($12.5 billion) of Russian debt, the film states.

After the documentary received its only public broadcast in Britain, some claimed the Russian navy had drilled the hole and fed doctored footage to the film-makers to create a false impression.

Поначалу показывали то, что мы уже видели и знали. Как и когда это случилось и как наши военные начальники на это реагировали. Обычные кадры. Женщины в истерике и все такое. Обвинения Путину, что оставался на отдыхе на Черном море. Показали Илью Клебанова, если помните, он был тогда вице-премьером. Показали, как Клебанов молча стоял перед впавшими в истерику женщинами, не зная что ответить. Мы уже немного расслабились, ну, мол, будут сейчас измываться, пройдутся от души по нашим. И тут внезапный поворот. Вы, наверное, помните, что была такая версия в некоторых газетах, что, мол, была рядом иностранная подводная лодка и было вроде как столкновение, а потом детонировали торпеды на "Курске".

У нас это всё и осталось нелепым вымыслом, после двухлетнего следствия в 2002 году была озвучена официальная версия, согласно которой самопроизвольно взорвалась торпеда в носовом отсеке, затем по цепной реакции взорвался весь боезапас, что и повлекло гибель подлодки и экипажа.

А вот что нам показали в этом фильме. В районе маневров были две американские подводные лодки. У них было спецзадание следить за маневрами. "Мемфис" шла под прикрытием другой лодки, "Толедо", в ее тени. Вроде как только одна лодка на экранах всех радаров и сонаров. Потом "Мемфис" вынырнула из-под ведущей лодки, чтобы получше исследовать запуск баллистической ракеты с "Курска", не рассчитав направление и расстояние. Американцы оказались на встречном курсе и столкнулись в лобовом направлении с нашими. Они прошли всем корпусом по наиболее уязвимому второму отсеку "Курска".

Но самое ужасное случилось потом. На "Толедо", наблюдая всю картину, капитан решил, что русские каким-то образом атаковали "Мемфис" и, недолго думая, выпустил торпеду по "Курску". Торпеда попала прямо в ослабленную часть на стыке второго и третьего отсеков и разорвалась внутри. В фильме показали компьютерную реставрацию произошедшего. Нашими самолетами по свежим следам были зафиксированы масляные пятна на воде по курсу уходящей с места происшествия чужой подлодки. В некоторых газетах писали, что была иностранная подлодка, вроде как английская, и мы все это читали.

Теперь о том, что мы точно не знали. Оказывается, наши вели эти две американские подлодки до всех событий и точно знали, что это были американцы. После столкновения и атаки на "Курск" министр обороны Сергеев поднял две противолодочные эскадрильи в воздух. Немедленно доложили на юг Путину. И в тот же момент на связь с Путиным вышли американцы.

После связи с американцами Путин отозвал самолеты и принял решение (он или его команда) оставаться на юге, чтобы не провоцировать нагнетание напряженности. Все, оказывается, было на краю пропасти. Срочно прибыл в Москву директор ЦРУ для консультаций. Всё это время Путин постоянно был на связи с Биллом Клинтоном. В итоге к лодке никого не подпускали, хотя весь мир предлагал квалифицированную помощь. Все мы ведь думали, что можно спасти кого-нибудь. Через несколько дней наши согласились пустить датчан, но со строжайшим приказом не подплывать к носу лодки. Датчане сумели открыть люк в восьмом отсеке, нашли несколько предсмертных записок и подтвердили, что внутри лодки никто не выжил.

После этого шла работа наших водолазов. Они уже не заботились о лодке, ее реакторе и погибших моряках. Оказывается, со дна около "Курска" в срочном порядке убирались куски и обломки американского "Мемфиса". Те российские газеты, которые все же умудрились опубликовать спутниковые снимки "подозрительной иностранной" подлодки на ремонте в норвежском порту, были тут же прижаты к ногтю ФСБ. Эта подлодка действительно была американской "Мемфис" и добиралась она до Норвегии 7 дней вместо 2 обычных. Другая американская лодка "Толедо" зигзагами, нестандартным курсом ушла в США.

Двое представителей российского военного и политического руководства - Игорь Сергеев и Илья Клебанов, которые не шли на поводу и отстаивали американский след как публичную версию были в итоге отправлены в отставку. Некоторое время спустя (около двух недель после происшествия) весь предыдущий российский долг США был аннулирован и Америка предоставила России новый кредит на 10 миллиардов долларов. Каждая семья погибших на "Курске" моряков получила немыслимую компенсацию в 25 тыс. долларов. Путину, тем не менее, нужно было поднять лодку - для сохранения политического имиджа. На подъем "Курска" год спустя был подписан контракт с голландской компанией, единственной, которая согласилась поднять только среднюю и хвостовую часть.

Все остальные компании за много меньшие деньги соглашались поднять весь корпус целиком. Голландцы отпилили два носовых отсека и вывезли на сушу все остальное. Вот тут нам и показали кадры лодки крупным планом. Прямо у места отпила зияла огромная круглая дыра, и края у этой дыры были вмяты внутрь. У нас этого точно не показывали, потому что немедленно эта часть фюзеляжа была объявлена засекреченной и впоследствии была ликвидирована, как, впрочем, и все кинопленки. В фильме были приведены показания экспертов, которые подтвердили, что только американская торпеда нового образца (не помню ее точное название) может оставлять такие следы, прожигая наружный слой и взрываясь внутри. Удивительный фильм. Особенно здесь, в Канаде. Одно несомненно: идея американского следа даже не подвергалась сомнению. Фильм был сделан при участии английских, канадских и независимых американских журналистов.

Источник - http://svoim.info/201013/?13_2_3

Всех владельцев сайтов с Украины обращаю внимание на то что открылся новый надёжный и дешевый хостинг . Его создала компания «Веб Хостинг». Так что не пропустите этого выгодного предложения.

Всех любителей кино приглашаю посетить сайт фильма «Знакомство с Факерами 2». На нём вы узнаете все околосъёмочные подробности об этом фильме и естественно сможете знакомство с факерами 2 скачать бесплатно.

Всем тем кто верит в мистику приметы и гадания будет интересен этот ресурс. На нём вы узнаете совместимость имен , тайну имени и другую мистическую информацию связанную с именами.

В Баренцевом море у американцев нет больше выхода и они рискуют, пытаясь сорвать запуск русской торпеды на глазах китайских офицеров.

Небольшой по сравнению с русским «Курском» американский «Толедо» маневрирует вокруг российского корабля заслоняя видимость. Американский «Мемфис» также следит за всем на радаре на некотором расстоянии.

В 11 часов 28 мин. «Курск» был готов к запуску «Шквала».
«Толедо» приблизился к нему на опасное расстояние, произошло столкновение.
Тогда у россиян и американцев больше не выдерживают нервы. Гидролокатор «Мемфиса» регистрирует звук открытия торпедного люка «Курска». Чтобы предотвратить затопление «Толедо» торпедой «Шквал», капитан, «Мемфиса» выпускает торпеду Mk48 (Марк 48).




Судьба «Курска» уже решена. Американская торпеда пробивает корпус корабля в задней части торпедного отсека, в непосредственной близости от командирского мостика. Это приводит к взрыву и зажиганию урана, возникает пожар. Огонь добрался к остальным 24 торпедам.
Через 2 минуты и 15 секунд от удара Mk48 происходит огромный взрыв в торпедном отсеке. Уничтоженный «Курск» идёт на дно.
(Я видел этот канадский документальный фильм: там было сказано, что американская торпеда МК48 спроектирована таким образом, что всегда поражает капитанский мостик вражеской подлодки. Она пробивает корпус и затем взрывается внутри корабля, уничтожая его командный состав - прим. Сосипатра Изрыгайлова)






Сила взрыва была настолько велика, что его зафиксировали даже норвежские сейсмические станции.
Ударная волна повредила также «Мемфис», выбросив из него спасательный буй.
Россияне были уверены, что «Курск» затопил «американец», который, тем временем, сбежал в сторону Норвегии. Там он потом был обнаружен спутниками в ремонтном доке.

Побег «Мемфиса» — это лишь манёвр, чтобы отвлечь внимание от «Толедо», который с повреждениями после столкновения с «Курском» убегал в США.
Пока русские об этом не знали, адмирал Попов отдал приказ покинуть место крушения, а сам вместе с китайскими офицерами вернулся на берег под Мурманском, откуда подал рапорт в Генштаб.

Генерал Корабельников отдаёт приказ о поисковой операции капитану подводной лодки АС-15. Тот быстро находит лодку, но все убеждены, что экипаж не выжил.
На борту, однако, находятся 23 ядерные ракеты П-700 Гранит (одну «Курск» днём раньше выпустил в направлении мнимого противника).
Чтобы не допустить захвата корабля и его ракет чужими боевыми единицами, адмирал Попов приказал систематически бомбардировать лодки глубоководными минами.

«Мы были убеждены, что произошло столкновение с иностранным судном, а взрыв в торпедном отсеке произошёл в результате столкновения с дном, — говорит подполковник Андрей.
— Американцы, однако, сразу же признались, что действительно произошло, отправив к нам Тенета с секретной миссией. Это был шок. Только благодаря Путину не было ядерной контратаки, хотя многие адмиралы до сих пор бросают ему серьёзные упрёки, что надо было отвечать, а не торговаться».



Затирание следов

Тенет признаёт, что «Мемфис» в панике, первым открыл огонь. Американцы и россияне ищут выхода из кризисной ситуации. Путин, который был тогда президентом менее чем полгода, решается на спираль лжи.

Власти сначала уверяли, что «Курск» погиб в воскресенье, а не в субботу, что никто не выжил из-за взрыва и пожара, что на борту судна не было ядерного оружия.
Не было ни слова об иностранных кораблях в Баренцевом море; о блокированных в девятом отсеке 23-х моряках, которых можно было спасти; о ядерной угрозе; о включённых на полную мощность как во время атаки двигателях «Курска».

Несколько русских адмиралов, которые пытались представить, иную чем официальная версию событий, были уволены со службы...

А официальная (лживая) версия гласит, что на борте «Курска» была утечка топлива из одной 30-летней учебной торпеды ПВ 65-76 «Кит»:

Адмирал Валерий Рязанцев, возглавлявший правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, утверждает, что торпеды «Кит» плохо использовались. «Пока они перед учениями лежали спокойно на складе, ничего плохого с ними не происходило, — утверждал адмирал. — Но переход в состояние боевой готовности требовал от экипажа соответствующей подготовки и предохранение торпед, чего не произошло. Экипаж совершил ошибку, которая стоила жизни 118 подводникам».

По его версии в торпедах, среди прочего, не были обеспечены клапаны с сжатом воздухом. Хуже того, экипаж первого торпедного отсека не закрыл вентиляционные люки, ведущие ко второму торпедному отсеку. Когда произошёл взрыв торпеды в первом отсеке, ударная волна проникла через клапаны в соседний отсек.

«К-141 «Курск», с затопленным первым отсеком и серьёзно повреждённым вторым, ударился обо дно со скоростью три узла под углом 40-42 градуса, что привело к разрушению торпедных аппаратов 1, 3, 5 и 6, и взрыву находящихся в них торпед», — говорится в окончательном отчёте Рязанцева. Командование Военно-морского флота объясняло, что использование старых торпед на ультрасовременной подводной лодке было продиктовано экономическими соображениями.



Часть материалов исследования была засекречена. Доступ к обломкам «Курска» после подъёма был ограничен.
С правой стороны видна, однако, чёткая, очень протяжённая вмятина — след после удара торпеды Mk48. После подъёма лодка с этой стороны была сфотографирована только один раз.
После извлечения останков 118 членов экипажа, «Курск» был очень быстро утилизирован.
Пощадили только командирский мостик, который три года назад стал частью памятника погибшим морякам.

«Американский след» был удалён из списка официальных версий.
После второго визита главы ЦРУ Тенета в Москву, США аннулируют российский долг и дают Москве долгосрочный кредит в размере 10 миллиардов долларов.

Дело «Курска» было официально закрыто. Любые попытки получить комментарии в пресс-службе русской военной разведки, Генштабе или Министерстве иностранных дел кончались неудачей: «Нам это не известно, ничего подобного мы не можем подтвердить».

Как утверждает Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги, для Путина самым важным было тогда поддержание хороших отношений с Соединенными Штатами...

Перелистаем страницы недавней истории. Заложенная в 1990 году на "Северном машиностроительном предприятии" в городе Северодвинске атомная подводная лодка класса К-141 проекта "Антей" вышла 10 августа 2000 года в море на ученья. На борту находились 118 человек экипажа во главе с командиром лодки капитаном I ранга Лячиным Г. П. 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут в районе учений в Баренцевом море был, якобы, зафиксирован подводный взрыв, через две минуты - еще один взрыв. Как позднее оказалось, взрывы случились на четыре часа ранее, около 7.30 утра. В 17.30 АПЛ "Курск" не вышла на связь, в 23.30 объявлена аварийной. 13 августа в 04.46 гидроакустики первыми обнаружили подводную лодку, лежащую на грунте. В 19.30 лодка была обнаружена визуально.

Именно в этот день, 12 августа 2000 года, президент Путин отправился в отпуск в Сочи и не прервал его в связи с сообщением о катастрофе подводной лодки "Курск", оставался в Бочаровом Ручье весь период проведения спасательных работ. Загорелый, в рубашке поло с коротким рукавом он появился в новостях на телевидении без следов скорби или сожаления на лице. Лишь 16 августа командование ВМФ получило санкцию президента на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа АПЛ "Курск", поскольку оказалось, что Военно-Морской Флот России не обладает нужными спасательными средствами. Но было уже слишком поздно. 21 августа 2000 года командование ВМФ официально объявило о гибели экипажа АПЛ "Курск". 22 августа президент Путин, наконец, посетил базу ВМФ в поселке Ведяево и встретился с родственниками погибших моряков.

Далее события развивались следующим образом. Допустив преступную халатность, президент решил откупиться от родственников погибших моряков наградами. 26 августа командиру "Курска" Геннадию Лячину посмертно было присвоено звание Героя России, а 117 членов экипажа АПЛ "Курск" посмертно награждены орденом мужества. Так бы "Курск" и оставался под водой, если бы в СМИ, тогда еще полусвободных, не стали все сильнее циркулировать сведения о том, что "Курск" затонул в результате столкновения с американской подводной лодкой, шпионившей за российскими военно-морскими учениями. Основания у СМИ были. Еще 15 августа (на следующий день после того, как о трагедии узнал весь мир) радиостанция "Эхо Москвы" со ссылкой на анонимный источник в американской администрации сообщила: "Во время происшествия с российской атомной подводной лодкой "Курск" вблизи от нее находились две подлодки ВМС США, акустики одной из которых в субботу зафиксировали звук взрыва". К вечеру этого же дня Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Куроедов впервые озвучил информацию о возможном столкновении "Курска" с американской подводной лодкой. 16 августа Министр обороны РФ Игорь Сергеев выступил по телевидению и прямо заявил о таране "Курска". Так вот, 19 сентября 2000 года президент Путин отдал приказ приступить к операции по подъему останков экипажа АПЛ "Курск" и самой подводной лодки. Но не для того, чтобы выяснить тайну ее гибели. Тайна была ему известна. Нужно было замести следы: скрыть от российского общества следа столкновения.

7 ноября водолазная операция закончена, из развороченного отсека извлечены в общей сложности пятнадцать тел моряков. 24 марта 2001 года подписано распоряжение о подъеме АПЛ "Курск", а 18 мая того же года подписан контракт на подъем лодки с голландской фирмой Mammoet. 6 июля экспедиция по подъему выходит в Баренцево море.

Прошу обратить внимание, что первое, что сделала экспедиция - это отделила 16 июля первый отсек, куда именно и пришелся удар, на котором была вмятина. (О том, что она была, заявил опрометчиво по свежим следам никто иной как председатель правительственной комиссии Илья Клебанов еще 8 ноября 2000 года: "После проведенных работ глубоководными аппаратами "Мир", находящимися на борту научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш", и исследования водолазами самого корпуса лодки, версия столкновения получила серьезное видео-подтверждение: была обнаружена внутренняя вмятина в районе первого-второго отсеков. А также отчетливо видны скользящие полосы на корпусе лодки, как если бы АПЛ столкнулась с каким-либо объектом".)

7 октября 2001 года начат подъем подводной лодки. Первый отсек отрезан и остается на дне. Доверять голландцам поднять его не стали. 21 октября 2001 г. корпус АПЛ "Курск" без первого отсека помещен в док судоремонтного завода в Росляково. 23 октября на палубу подлодки поднялись следователи. Работали Устинов и его товарищи в поте лица своего, осматривая лодку без первого отсека, куда пришелся удар "объекта". 18 февраля 2002 года следователи закончили свои труды. 20 марта 2002 года было завершено опознание трупов моряков "Курска". 26 апреля 2002 года АПЛ "Курск" отправили на утилизацию. Без первого отсека.

А вот 31 мая 2002 года начался подъем первого отсека подводки "Курск". Длился он долго и был завершен лишь 21 июня 2002 года. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна. Неровен час поднимут какие-нибудь соседи-норвежцы. И будут доказательства столкновения с американцами.

Я живо помню псевдокомиссию по расследованию и ежедневные выступления по телевидению замерзшего Ильи Клебанова чуть не с палубы занимавшегося подъемом "Курска" судна. Эта самая длинная в истории РФ ложь длилась едва ли не год. Я сидел в это время в тюрьме "Лефортово" и с отвращением наблюдал всероссийскую ежедневную операцию: по приказу президента длительно лгали российским гражданам.

"Российские военные самолеты преследовали иностранную подводную лодку в Баренцевом море в районе учений Северного флота. Это, как передает корреспондент РИА-Новости, подтвердил Министр обороны России Игорь Сергеев. Накануне об этом факте сообщил на днях ушедший в отставку норвежский адмирал Эйнар Скорген. При этом он не исключал возможности столкновения российской подлодки "Курск" с американской субмариной. Адмирал также подтвердил факт захода в конце августа в один из норвежских портов подлодки "Мемфис" ВМС США. Комментируя высказывания норвежского адмирала, маршал Сергеев заявил, что специальная комиссия завершила работу и должна сделать выводы. При этом, по словам российского министра, сообщение Скоргена будет приобщено к документам комиссии и подвергнуто "самому глубокому анализу". Между тем США продолжают отрицать возможную причастность к гибели подлодки "Курск" в Баренцевом море американской субмарины. Как стало известно РИА-Новости из информированных источников в российской военной делегации в Брюсселе, шеф Пентагона Уильям Коэн заявил министру обороны Игорю Сергееву, что американская подводная лодка не могла быть причастна к возможному столкновению с "Курском"".

"В Брюсселе министр обороны России Игорь Сергеев заявил, что по-прежнему приоритетной версией гибели АПЛ "Курск" остается столкновение с иностранной подводной лодкой и подтвердил вместе с этим факт подъема в воздух шести боевых противолодочных самолетов авиации Северного флота. Между тем министр обороны США Уильям Коэн продолжает утверждать, что американские подводные лодки к катастрофе отношения не имеют. Однако факты подтвердил норвежский вице-адмирал Эйнар Скорген, который пояснил, что поднимал пару своих самолетов на перехват российских машин. По сведениям из Норвегии американская подводная лодка "Толедо" после столкновения с "Курском" ушла с места катастрофы малым ходом. На лодке была разбита "морда", погибло семь моряков, частично разрушен винт и рулевая группа. В течение двух суток экипаж сумел справиться с последствиями столкновения и 15 августа под прикрытием двух натовских "Орионов" смог вывести лодку на глубину. Заход 18 августа АПЛ "Мемфис" для ремонта антенных устройств в норвежский порт был всего лишь частью операции по выводу из-под удара "Толедо". Также как и сообщение о возврате на базы всех английских многоцелевых АПЛ якобы из-за обнаруженных неисправностей в работе реактора на одной из них. Некоторые обстоятельства стали известны после увольнения Скоргена, который не сошелся во мнениях с руководством НАТО, точнее, с командованием ВМФ США, и позволил себе недвусмысленно указать на причастность американцев к катастрофе".

Есть данные, что адмирал Вячеслав Попов все же отдавал приказ потопить иностранную субмарину в районе гибели "Курска". Именно для этого были подняты противолодочные самолеты, которые провели облет побережья Норвегии. Но затем Попов неожиданно отменил свой приказ после переговоров с адмиралом Скоргеном, и самолеты были возвращены на базу. Именно эти обстоятельства, как некую тайну должен был объявить вице-премьер Клебанов 21 ноября. Но не объявил, потому что случилось непредвиденное: забуксовала американская демократия, которой лишний скандал на фоне выборов (американского президента. - Э. Л.) был ни к чему. Примерно в то же время проводилось учебное бомбометание кораблей Северного флота в районе Кильдинского плёса, как запоздалая демонстрация решимости потопить лодки-шпионы при обнаружении их вблизи "Курска":

Еще 16 сентября 2000 года, то есть через месяц после катастрофы, на сайте Корреспондент.net была опубликована информация, взятая из газеты "Стрингер", под названием "Курск" столкнулся с американской подлодкой!" с подзаголовком "Последний таран". Привожу текст в сокращении: "118 жизней на алтарь победы Альберта Гора на выборах президента США возложил президент России. В редакции оказались материалы, безоговорочно доказывающие, что причиной гибели атомной подлодки "Курск" стало столкновение с американской субмариной SSN-23 USS Jimmy Carter класса "See wolf"(то есть "Морской волк")". Далее редакция "Стрингера" пускается в оправдание президента Путина:

"Мы прекрасно понимаем тот страшный выбор, который стоял перед Путиным сразу после трагедии "Курска" /:/ Либо промолчать и пойти на сделку, прежде всего со своей совестью, но получить в результате реальную выгоду для России. Мы не осуждаем выбор Путина. Наверное, на его месте так поступил бы каждый. Мы не собираемся читать президенту нотации:" Но через оправдание последуем к тексту: "Три взрыва. Все произошло мгновенно, в течение 10-20 секунд. Подводный атомоход "Курск" шел на всплытие со скоростью 20 узлов (примерно 40 километров в час). Уже были подняты перископ и радиоантенны. /:/ Вдруг раздался скрежет металла в районе носового отсека. От столкновения с неизвестным объектом разрывается баллон со сжатым воздухом. Нос лодки бросает вниз. Через 145 секунд подводный крейсер на полном ходу врезается в дно Баренцева моря. Удар махины весом в 18 тысяч тонн о грунт был ужасающим. /:/ От удара боевые торпеды сорвались со своих креплений на специальных стеллажах и сдетонировали. /:/

Однако помимо двух взрывов, зафиксированных норвежскими сейсмологами (о них навязчиво твердили представители НАТО все это время), был и третий взрыв. Тяжело раненый во время тарана "Jimmy Carter" медленно отползал от "Курска", выбрасывая аварийные буи. 45 минут и 18 секунд потребовалось американской подлодке, чтобы отойти от места аварии всего на полмили. Скорее всего, подлодка практически дрейфовала. Все это время экипаж ее отчаянно боролся за живучесть. Но в этот момент взрыв прогремел уже на американском подводном крейсере. После этого следы лодки-убийцы были утеряны. Скорее всего, "самым малым" она добралась до ближайшей военной базы НАТО, где до сих пор и скрывается. Вторую лодку класса Los Angeles (а именно, "Мемфис") американцы продемонстрировали всему миру. И даже допустили к ней на безопасное расстояние корреспондента ВГТРК Сергея Брилева. Первую лодку так до сих пор никто и не видел".

"Имеющиеся в распоряжении специалистов ВМФ РФ записи гидроакустических приборов указывают на то, что в районе гибели АПРК "Курск" было зафиксировано три взрыва. Первый в 7.30 утра 12 августа, малой мощности - до 300 граммов ВВ (взрывчатого вещества) в тротиловом эквиваленте, второй - через 145 секунд, большей мощности - до 1700 кг ВВ в тротиловом эквиваленте. Третий - через 45 минут 18 секунд. Малой мощности - до 400 граммов в тротиловом эквиваленте.

Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК "Курск" с круговым вероятным отклонением 150 метров. Третий был зафиксирован примерно в 700-1000 метров от точки, где находится "Курск". /:/ Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что версия о поражении "Курска" боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрывным способом не представляется возможной. Так как в таком случае необъясним временной промежуток между двумя первыми взрывами.

Имеющиеся данные указывают на то, что вероятной причиной детонации боекомплекта в первом торпедном отсеке могло стать столкновение "Курска" с дном Баренцева моря, которое последовало после первого взрыва в 7.30 12 августа. На дне отчетливо виден след от лодки, длиной около 120 метров.

Полное отсутствие каких-либо попыток экипажа лодки за последующие 145 секунд воспользоваться каким-либо спасательным средством или средствами аварийной сигнализации свидетельствует, что управление лодкой было потеряно в первые 10-20 секунд после начала катастрофы. Это (то есть потеря управления) могло произойти только вследствие быстрого затопления (выгорания) второго командного отсека, состоящего из четырех уровней общим объемом до 500 кубических метров. Маловероятно столь масштабное поражение АПРК взрывом малой мощности, который был зафиксирован в 7.30. По данным НПО "Рубин", где проектировалась лодка, прочность ее корпуса и запас живучести позволяют сохранить управление кораблями этого типа при поражении одного из отсеков управляемым оружием, имеющим мощность до 500 килограммов в тротиловом эквиваленте. Этот взрыв правильнее рассматривать не как причину гибели АПРК "Курск", а как следствие (признак) развивающейся катастрофы. По данным конструкторов, такой взрыв мог быть вызван механическим поражением одного из баллонов высокого давления, располагающихся между легкими и прочными корпусами в районе переборки между первым и вторым отсеками. В этом случае версия столкновения АПРК "Курск" с подводным объектом становится наиболее вероятной".

Как мы видим из приведенного анализа катастрофы на "Курске" в течение первого же месяца у следствия были достоверные данные о том, что произошло. В самом деле, я ранее упоминал, что уже вечером 15 августа Главком ВМФ России Владимир Куроедов озвучил информацию о возможном столкновении "Курска" с американской подводной лодкой. В ответ США организовали утечку сведений о двух взрывах на "Курске" и выдвинули версию с испытанием новой торпеды на ракетной тяге, которое, якобы, стало причиной трагедии. "К этому моменту, - продолжает "Стрингер", - президент и руководство Минобороны уже на сто процентов были уверены в том, что "Курск" столкнулся с другой субмариной. Спасательный буй был выловлен (бело-зеленый буй, такие применяют в аварийных ситуациях на флоте США. У нас - красно-белые), а фрагменты лодки-убийцы, оставшиеся на месте аварии, подняли со дна моря. Не была определена только "национальная принадлежность" лодки. Лживо разглагольствуя о новой русской торпеде, американцы, видимо, надеялись, что фрагментов субмарины класса Sea wolf будет недостаточно для полной идентификации ее национальности".

"Согласно данным радиоразведки и акустического сканирования в районе проведения учений Северного флота с 7 по 12 августа находились две АПЛ США. Одна из них класса Los-Angeles, другая класса Sea wolf. Также действовал корабль ВМС Норвегии "Марьята", до пяти разведывательных самолетов "Орион". Сразу после катастрофы АПРК "Курск" разведывательная активность указанных кораблей резко пошла на убыль, что является не характерным для действий ВМФ НАТО в подобных ситуациях, которые обычно стараются в этих условиях собрать как можно более подробную информацию. Вместо этого корабли НАТО были выведены из района учений и оттянуты к базам в Норвегии. /:/ Американские подлодки покинули район учений, но с этого момента прекращается поступление какой-либо информации по одной из лодок, действовавшей в этом районе. Лодка класса Los-Angeles выводится на норвежскую базу, где проводится замена экипажа. Местонахождение второй субмарины установить не удается. /:/ Расчеты показывают, что прочностные характеристики, а также конструктивные особенности некоторых типов АПЛ США допускают варианты, при которых в случае столкновения на встречных курсах при большом угле атаки к оси поражаемой лодки полученные при таких ударах повреждения не приводят к катастрофическим последствиям для таранившей АПЛ. В ситуации с АПРК "Курск" возможна ситуация, при которой таранившая АПЛ, фактически пропоров корпус "Курска" на стыке первого и второго отсеков, была им "поддета" и вытолкнута к поверхности, что дало экипажу время для активной организации борьбы за живучесть. /:/ Лодки класса Sea wolf считаются более современными, чем класса Los-Angeles. Их производство было развернуто в самый разгар холодной войны, после окончания которой дорогостоящий проект был свернут. Все лодки этого класса после того, как выработали свой ресурс, были переоборудованы в учебные тренажеры. Все, кроме одной. Лодка этого класса SSN-23 USS Jimmy Carter была модернизирована и передана силам НАТО. На "Картере" поставили новый ядерный реактор, за счет чего лодка стала более тихой и скрытной. Корпус был усилен керамикой и пластиком, что увеличило глубину погружения. Навигационное оборудование заменили новым, более современным, ультразвуковым. Но навигация все равно оставалась самым слабым местом "Картера". Последний из "морских волков" использовался исключительно для разведывательных операций, так как не был оборудован системой вертикального пуска ядерных ракет".

На следующий день после официального признания Россией катастрофы "Курска" помощь по спасению экипажа лодки предложили Великобритания, Норвегия и США. Министр обороны Великобритании Джефф Хун сделал это дважды, и всякий раз с комментариями. В первом случае он сказал: "Что касается версии о столкновении "Курска" с иностранной подводной лодкой, это была точно не британская лодка". Во втором: "В районе бедствия в этот период не было подводных лодок ВМС Великобритании. Поэтому они не могли быть причастны к столкновению с "Курском"". При этом в штабе НАТО уже знали, что России известно о столкновении "Курска" с субмариной США. Весь день 16 августа шли сообщения о переговорах и консультациях британских и российских военных. Скорее всего, устранялась путаница, возникшая первоначально из-за официальной приписки SNN-23 к НАТО. (В том числе и путаница названий. Внимательный читатель уже, наверное, заметил, что в одном случае лодка-убийца называется "Jimmy Carter", а в другом "Толедо". По моим сведениям, в "Толедо" ее переименовали, включив в состав военно-морской группы НАТО. - Э. Л.) Закончился день официальным обращением МИД России за помощью только к Великобритании и Норвегии. А 17 августа Путин официально поблагодарил премьера Великобритании Тони Блэра за помощь. Благодарности удостоился даже премьер Израиля Эхуд Барак. В адрес США и Клинтона президентом РФ не было сказано ни слова.

17 же августа замначальника штаба ВМФ РФ вице-адмирал Александр Побожий провел в Брюсселе переговоры с командующим объединенными силами НАТО в Атлантике. По окончании встречи было заявлено, что достигнуто "полное взаимопонимание". Национальная принадлежность лодки-убийцы была окончательно установлена. 18 августа контр-адмирал Крейг Куигли из Пентагона заявил: "Из аварии "Курска" не следует делать выводовотносительно состояния готовности российского военно-морского флота. Ни из этой, ни из какой-либо другой аварии не следует делать подобных "макровыводов". Подобные несчастные случаи могут случаться по разным причинам с разными ВМС по всему миру. Сейчас наша забота в том, чтобы попытаться спасти членов экипажа, находящихся на борту подводной лодки". Результатом выступления адмирала Куигли стало то, что западная пресса как по приказу сменила тон в освещении трагедии "Курска". До этого западные СМИ писали о "кончине военно-морского флота РФ и мечтаний Путина о возрождении морской славы России". После стал преобладать человеческий, сострадательный мотив.

После 21 августа, когда было объявлено о гибели экипажа "Курска", Путину позвонили главы многих государств и выразили соболезнование. Позвонил и Клинтон. О чем они разговаривали, можно лишь догадываться. Официальная информация гласила, что Путин "произнес слова благодарности и выразил уверенность в дальнейшем взаимопонимании". В начале сентября 2000 года Путин встретился с Клинтоном в Нью-Йорке.

Интересно, что российские власти именно с сентября 2000 года стали крайне болезненно реагировать на информацию о том, что причиной гибели "Курска" было столкновение с лодкой-убийцей из США. Так, Lenta.ru от 27 сентября 2000 года цитирует статью в газете "Версия" под названием "Версия: Путин и Клинтон договорились скрыть правду о гибели "Курска". Текст гласит: "Власти России и США знали, что причиной гибели "Курска" стало столкновение с американской подлодкой, но скрывали эти сведения, чтобы избежать вооруженного конфликта". Эту информацию вместе со снимком американской подлодки, зашедшей для ремонта на норвежскую военно-морскую базу вскоре после аварии "Курска", опубликовала 26 сентября газета "Версия". Снимок был сделан российским разведывательным спутником 19 августа 2000 года, утверждают журналисты. В тот же день фотографию поврежденной американской подводной лодки, зашедшей на норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн, передали министру обороны России. Тогда же в Москву прибыл директор ЦРУ Джордж Теннет - специально для того, чтобы замять конфликт, который мог привести к войне, пишет газета. Напомним, что российские средства массовой информации высказали предположение, что причиной гибели "Курска" стало столкновение с американской подлодкой "Memphis" класса Los-Angeles. На снимке зафиксирована лодка именно этого класса, имевшая, как выяснили журналисты, серьезные повреждения в носовой части. Вероятно, это и есть "Memphis" или лодка "Toledo". А уже 10 ноября, через две недели, агентство "Эхо Москвы" сообщило, что - цитирую заголовок и текст -

"Возбуждено уголовное дело по поводу публикации в газете "Версия" фотоснимков американской подлодки, с которой предположительно столкнулась АПЛ "Курск". По поводу публикации в газете "Версия" фотоснимков американской подлодки, с которой предположительно столкнулась АПЛ "Курск", возбуждено уголовное дело, сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" редактор отдела расследований газеты "Версия" Дмитрий Филимонов. Он проходит по делу в качестве свидетеля. В пятницу в офисе газеты была произведена выемка документов, точнее, компьютера. Выемку произвели после допроса в ФСБ по Московскому округу Д. Филимонова как автора статьи, в которой говорилось о том, что АПЛ "Курск" предварительно столкнулась с американской подлодкой. /:/ "Спецслужбы заинтересовались опубликованными в газете фотоснимками, сделанными из космоса. На снимках изображена американская подводная лодка, которая стояла на норвежской военно-морской базе и имела явные признаки повреждения в носовой части", - пояснил Д. Филимонов. Спецслужбы сейчас пытаются выяснить, откуда были получены фотоснимки. По словам Д. Филимонова, газета получила снимки от неизвестного человека, передавшего дискету с информацией в конверте".

5 ноября 2001 года сайт Дни.ру сообщил, ссылаясь на Интерфакс, о позиции Генпрокуратуры: "Генпрокурор Владимир Устинов в очередной раз опроверг сообщение о том, что подводная лодка "Курск" могла погибнуть в результате столкновения с другой подводной лодкой. Как сообщает Интерфакс, Владимир Устинов заявил, что ни одного такого заключения на данный момент у следствия нет".

Предсказуемо, что уже в 2003 году, уже после лживого вывода комиссии Клебанова, 6 февраля "Федеральная Служба Безопасности опровергла утверждения о том, что ФСБ ставит под сомнение результаты расследования причин гибели АПЛ "Курск"". Согласно сообщению корреспондента РИА-Новости "ФСБ опровергла сообщение одной из московских газет о том, что "ФСБ ставит под сомнение расследование причин гибели АПЛ "Курск"". Как сообщили РИА-Новости в четверг в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России, сведения, изложенные в статье в одной из московских газет в феврале месяце 2003 года, не соответствуют действительности". Когда ФСБ господина Путина либо Генпрокурор господина Путина что-либо опровергают, граждане РФ обыкновенно предполагают, что опровергаемое и есть истина.

Между тем, все крупнейшие российские военно-морские специалисты высказались единодушно независимо один от другого, однозначно: да, было столкновение с подлодкой-убийцей.

Еще 18 августа 2000 года "Эху Москвы" заявил об этом бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин. "Авария на подводной лодке "Курск" произошла в результате столкновения, но не с сухогрузом и не с ледоколом, а с американской подлодкой", - сказал адмирал.

16 ноября 2001 года газета "Известия" опубликовала обширное интервью с вице-адмиралом Михаилом Моцаком, начальником штаба Северного флота. Интервью в "Известиях" сопровождает послесловие газеты. Вот оно: "Вице-адмирал Михаил Моцак, начальник штаба Северного флота, был в числе руководителей учений, во время которых погиб "Курск". Сегодня мы публикуем признание, которое вице-адмирал сделал в беседе с корреспондентом "Известий" Константином Гетманским. Вице-адмирал впервые приводит серию доказательств того, что "Курск" погиб в результате столкновения с иностранной подводной лодкой. Мы не знаем, почему он решил рассказать об этом именно сейчас. Военные, занимающие столь высокие должности, очень редко делают подобные заявления без согласования с руководством. Если такое согласование было, значит, после подъема "Курска" комиссии удалось получить окончательные доказательства столкновения. Если же его не было - значит, вице-адмирал пошел ва-банк, ставя честь офицера выше своей карьеры". Я процитирую самые интересные места из интервью с вице-адмиралом.

"Была зафиксирована масса косвенных признаков наличия в непосредственной близости от аварийного "Курска" второго подводного объекта, также, возможно, аварийного. "Петр Великий" зафиксировал этот объект гидроакустическими средствами. Это было зафиксировано и визуально людьми, которые пытались вытащить из воды аварийные буи:

Почему же найденный буй не был поднят? Ведь он мог бы являться доказательством столкновения.

Буй удерживался кабель-тросом на глубине около трех метров. Фактически, он как бы висел на якоре. Этим якорем могло быть что угодно.

В том числе другая подводная лодка?

Да. И когда офицер пытался подцепить буй багром, у него ничего не получилось. К сожалению, дальнейшие обстоятельства привели к потере буя из-за ухудшения погоды. К вечеру 13 августа наши летчики на расстоянии примерно 18 миль к северо-западу от "Курска зафиксировали всплывавшие топливные пузыри. Потом противолодочные самолеты обнаружили уходящую из Баренцева моря подводную лодку. Такой же вылет был сделан на следующие сутки, чтобы подтвердить местонахождение этой подлодки, и по всем каналам сигнал наших гидроакустических буев был прицельно подавлен системой подавления "друзей" из НАТО.

Почему же обнаруженный "подводный объект" был потерян, причем такими кораблями как "Петр Великий", "Адмирал Чабаненко", которые специально предназначены для поиска подводных лодок?

Я, как начальник штаба, признаю, что это упущение. "Петр Великий", когда обнаружил затонувшую подлодку и зафиксировал при этом второй подводный объект, своей главной задачей считал наведение в кратчайший срок на "Курск" сил спасения. Может быть, это было неправильно. В этой ситуации нужно было выполнять и задачу спасения, и задачу выявления истинной причины катастрофы".

Еще одно признание: "Двадцать три человека в девятом отсеке, может быть, и погибли через восемь часов после катастрофы, уже тогда, когда отсек был затоплен. А в пятом и в пятом-бис могли и дальше оставаться живые моряки, которые продолжали стучать. И последние стуки мы слышали в 11.00 14 августа". Это неприятное для президента Путина признание. Ведь он дал санкцию ВМФ на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа (напомню, что своих технических средств не было) только 16 августа. Когда уже двое суток как прекратился стук.

13 декабря 2001 года газете "Правда" дал интервью Герой Советского Союза, бывший командующий флотилией атомных подводных лодок вице-адмирал Матушкин. "Он напомнил, - писала газета, - что рядом с местом аварии были замечены на поверхности бело-зеленые буи, которые применяют в аварийных ситуациях на флоте США. "У нас красно-белые", - сказал вице-адмирал. Затем, по его словам, был акустически запеленгован сигнал бедствия с подлодки. "Без сомнения, чужой. В нашем флоте такие сигналы автоматически не передаются в целях секретности". Он предположил, что трагедия развивалась по следующему сценарию. "Курск" и иностранная подводная лодка шли контр-курсами на разных глубинах. Российская субмарина шла ниже "американской подлодки и получила при столкновении повреждения сверху по левому борту". При таком верхнем повреждении невозможно создать противодавление и остановить проникновение воды. "Наша лодка, имевшая ход, скажем, в 5-6 узлов, резко приняла дифферент на нос (50-60 градусов) и клюнула по дну", - отметил Матушкин. При этом одна из стеллажных торпед сорвалась и ударила в корпус. Дальше сдетонировал ее боекомплект. Лев Матушкин категорически не согласился с версией о гибели лодки в результате неисправности торпеды. Он считает, что это "безграмотное заявление,рассчитанное на наивность общества. Такие заявления - попытка скомпрометировать экипаж подлодки, а также службы торпедных баз". Что же касается доводов и заключений прокуроров, то, как сказал Матушкин, "ни один прокурор, даже военный, не может считаться экспертом подводного дела. Здесь ценным может быть мнение только настоящего эксперта подводного дела, конечно, при условии его честности".

Напоминаю, что 29 июня 2002 года на заключительном заседании правительственной комиссии по расследованию гибели АПЛ "Курск" названа официальная причина - взрыв торпеды. В комиссии был минимум один честный эксперт - адмирал Моцак. Его мнение я приводил выше.

После вынесения официального вердикта российские СМИ под давлением Кремля, ФСБ, да и времени забыли о "Курске". Но не забыли об этой трагедии, - кто бы вы думали? - конечно, иностранцы. Сейчас только что по History Channel в Канаде прошел документальный сериал про подлодки. Две серии из этого сериала были посвящены "Курску". На российских интернет-форумах вовсю шли обсуждения канадского фильма. Вот описание его, взятое с одного интернет-ресурса в пересказе "Стрингера" от 1 августа 2005 года.

Французский фильм Жана Мишеля Карра "Курск. Подводная лодка в мутной воде."

Сегодня, не рискуя сильно ошибиться, мы можем назвать причину гибели «Курска» – его потопили американцы! К такому выводу пришли все специалисты, осмотревшие характер разрушения корпуса лодки. Да и сами американцы в этом признались, позвонив Путину. Этим и объясняется, что он не выехал к месту катастрофы, из Сочи. И Госдума никак не прореагировала. А созданная ею (спустя месяц) комиссия по расследованию причины трагедии была распущена, так и не собравшись ни на одно заседание.

12 лет нас вводили в заблуждение, сочиняя различные версии, одна нелепее другой. И даже когда два в высшей степени порядочных человека, бывший командующий Черноморским флотом адмирал В. П. Комоедов и заместитель Комитета Госдумы по международным делам Ю. А. Квицинский, обратились с вопросами к Генеральному прокурору В. Устинову и главному военному прокурору С. Фридинскому, то последние не сочли нужным на них ответить. Растоптав тем самым Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

Но сначала представлю его читателям.

Родился в 1946 году. В 1969 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания. Через 8 лет стал командиром атомной подводной лодки. После окончания Военно-Морской академии был заместителем командира 11-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота, занимался подготовкой экипажей подводных лодок. С 1989 по 1997 год служил уполномоченным Балтийской группы государственной приемки кораблей, руководил государственными испытаниями атомных подводных лодок, строившихся на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске.

Мой первый вопрос Анатолию Павловичу:

- О подводной лодке «Курск» написано много. Усилиями власти и подконтрольных ей СМИ в сознание людей вбита мысль, что гибель лодки и ее экипажа произошла от взрыва собственной торпеды. Вы подводник-профессионал, досконально знающий устройство п/л и ее вооружение. Были участником ввода в эксплуатацию и командиром головной серии п/л, к которой принадлежал «Курск». Расскажите, сколько на борту лодки было ракет и торпед? Сообщалось, что на вооружении лодок этой серии состояли торпеды, работающие на электроаккумуляторных батареях. Кому и когда пришла идея вооружать лодки торпедами с двигателями, работающими на жидких компонентах топлива? Их тактико-технические данные лучше электроаккумуляторных?

Лодки проекта 949А, к которому принадлежал «Курск», несут на борту 24 крылатые ракеты конструкции В. Н. Челомея и имеют ракетно-торпедный комплекс, состоящий из 18 электроаккумуляторных торпед калибра 533,4 мм УСЭТ-80 и 10 ракето-торпед калибра 650 мм. Их производил машиностроительный завод им. Калинина в Свердловске (МЗИК). В силу того, что запас ракето-торпед закончился (они работали на твердом топливе), а МЗИК остановился и ничего нового уже не производил (развал промышленности был всеобщим), было принято решение об изменении боекомплекта, т. е. ракето-торпеды калибра 650 мм заменялись жидкостными торпедами, работающими на смеси перекиси водорода и керосине (тип 65-76). Эти торпеды стали поступать на вооружение подводных лодок с 2000 года.

- Читая книгу В. Устинова «Правда о Курске», который занимался расследованием причин гибели «Курска», создается впечатление, что на п/л были только жидкостные торпеды. На «Курске» были оба типа торпед?

В. Устинов не способен различать не только торпеды, а для него одно и то же, что болт, что гайка. На борту «Курска» были оба типа торпед.

- Народ не знал и от него почему-то скрывали, что п/л вышла на учения с полным комплектом боевых торпед. Действительно ли это так?

Атомные подводные лодки постоянно находятся в боевой готовности и всегда загружены оружием. А выходя на учения, выгружают не весь боекомплект, а только столько единиц, сколько принимают их в практическом, т. е. учебном варианте.

- Говорили, что лодка шла на перископной глубине и готовилась к торпедной атаке. Команду «Приготовиться к стрельбе» отдает командир лодки самостоятельно или согласовывает свои действия с руководством учения?

Команду на подготовку торпедного комплекса к стрельбе отдает командир п/л после получения разрешения на выполнение боевого упражнения и обнаружения условного «противника».

- Пропагандисты версии взрыва торпеды утверждают, что произошла утечка компонентов топлива из баков торпеды, но не сообщают, когда это произошло. Неужели торпедисты этого не заметили? Может ли такое быть, чтобы торпедный аппарат заряжался неисправной торпедой?

Такого просто не может быть. С момента выхода в море торпеда находилась в торпедном аппарате и была в исправном состоянии. Утечка топлива – это выдумка. Подготовка торпедного аппарата к стрельбе занимает около 5 минут. Но торпеда из торпедного аппарата не выходила, так как лодка не успела выйти в район стрельб.

- Все химики знают, что смесь перекиси водорода с керосином не самовоспламеняется. А бывший Генеральный прокурор Устинов в книге «Правда о «Курске» утверждает, что именно взаимодействие этих компонентов топлива привело к столь трагическим последствиям. Видимо, он, сочиняя это, рассчитывал на неосведомленность простого обывателя. А как Вы считаете? Ведь Вы с торпедами имели дело.

Устинов на то он и Устинов. Ему бы в школу немного походить, да элементарную химию хотя бы освоить.

- Попробуем поверить Устинову. Могут ли образовавшиеся в торпеде газы разорвать корпус торпеды и выбить крышку торпедного аппарата? Я, как инженер, не могу представить, как эта крышка могла пролететь от носовой части лодки до второго отсека и пробить стенку 2-го отсека. В одном случае Устинов говорит, что крышка «вварилась» в стенку 2-го отсека. Тогда непонятно, как погиб экипаж. В другом случае один из его приспешников по фамилии Мулов показывал по телевидению хвостовую часть (стабилизатор) торпеды. Как она могла попасть во 2-й отсек? Задом она, что ли, влетела во 2-й отсек? Такое возможно только, если торпеда пробьет борт лодки. Хотелось бы знать Ваше мнение.

Эта полная чушь. Торпедные аппараты, так же как ракетные шахты и контейнеры, рассчитываются так, что при взрыве, повышении давления вырывается или отжимается передняя крышка, которая находится вне прочного корпуса. Хвостовая часть торпеды могла попасть во 2-й отсек в результате взрыва всего боекомплекта. Переборка между 1-м и 2-м отсеками очень прочная, выдерживает давление 40 кг/см2. Если бы взорвалась торпеда (что практически невозможно) в торпедном аппарате, то вышибло бы переднюю крышку аппарата, которая выдерживает избыточное давление всего 0,5 кг/см2. При превышении избыточного давления она отжимается. Детонация бризантного взрывчатого вещества – процесс физический, и для его подрыва используют первичные детонаторы, в которых применяют инициирующее ВВ.

- Почему у «Курска» отрезали носовую часть (первый отсек) и взорвали его? Видимо, что-то хотели скрыть? Объяснений со стороны власти не было. Устинов же в своей книге невнятно пролепетал, что «возможно остались неразорвавшиеся торпеды». Как будто обследовавшие «Курск» водолазы не могли это определить. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?

Я не понимаю, для чего это было сделано. Неразорвавшиеся торпеды по своему устройству абсолютно безопасны.

- Когда «Курск» (без носовой части) подняли, подняли и улику – на корпусе лодки, в районе 2-го отсека, обнаружили круглое отверстие с вмятиной вовнутрь. Все специалисты без исключения заявили – это характерный след, который может оставить только торпеда. Устинов же ни словом не обмолвился о появлении этого отверстия. Мало того, его кто-то сфотографировал на фоне пробоины.
Этот след позволяет утверждать, что по «Курску» была выпущена торпеда, которая, пробив корпус лодки, разорвалась внутри 2-го отсека. Лодка мгновенно была обесточена, атомный реактор автоматически был остановлен. Торпеда попала в жизненно важный отсек, где сосредоточена большая часть экипажа. Лодка продолжала движение по инерции. Но маловероятно, что от этого взрыва могли взорваться торпеды, лежащие на стеллажах в другом отсеке – первом. Второй, более мощный взрыв, можно объяснить тем, что по лодке была выпущена вторая торпеда, которая попала в хранилище торпед. Что подтверждается интервалом между взрывами в 2 мин. 15 сек. От второго попадания и последовал детонационный взрыв всех торпед, с которыми «Курск» вышел на учения. Взрыв был настолько мощный, что разрушил все основные отсеки – с первого по пятый включительно. Корпус носовой части лодки был разорван, и лодка пошла на дно. Правильны ли мои рассуждения?

Выпущенная по «Курску» торпеда прошила легкий и прочный корпус лодки и взорвалась внутри 2-го отсека. Это неоспоримый факт. Но этот взрыв не мог разрушить другие отсеки лодки. Они были разрушены вторым взрывом – после взрыва всего боекомплекта торпед, который находился на «Курске». Это второй неоспоримый факт. Отсюда вытекает и третий факт – по «Курску» было выпущено две торпеды.

- Наши торпеды еще с советских времен имеют калибр (диаметр корпуса) 533,4 мм. Новые торпеды, о которых упоминалось в прессе – 650 мм. Диаметр отверстия в корпусе «Курска» – 480 мм. Такой калибр имеют американские торпеды МК-48. Об этом писала газета «Аргументы недели» 9-15 августа 2007 года. А французы, пробравшись к затонувшей лодке, пока она год лежала на дне, даже сняли документальный фильм, назвав его «Курск»: подводная лодка в мутной воде». Выходит, что «Курск» потопили американцы – «стратегические партнеры» (выражение Путина) новой российской власти. Когда во втором отсеке обнаружили хвостовую часть, то на ней обнаружили клеймо – Made in USA. Устинов ни словом об этом не обмолвился в своей книге. А его сотрудник Мулов, показав по ТВ хвостовую часть, тем самым подставил Устинова. Мулов попросту перестарался.
По указанию из Вашингтона (это от нас даже не скрывали) власти (сейчас говорят – «российская сторона»), как и следовало, спрятали «концы в воду» и объявили: «Погибшая атомная подлодка никогда не откроет причину катастрофы» (правительственная «Российская газета» от 12 августа 2010 года). Путин же назвал все это «роковым стечением обстоятельств». Ссориться с американцами новой российской власти было бессмысленно. Этим, видимо, объясняется, что заключения правительственной комиссии о причинах гибели «Курска» до сих пор нет. Да и расследования как такового не было. Все было ясно еще до подъема «Курска». Народ попросту обманывали, как обманули с выборами «Ельцина» в 1996 году. Как по Вашему это произошло? Нечаянно или преднамеренно американцы потопили «Курск»?

Я не думаю, что это произошло преднамеренно. Более вероятно, что это организационная случайность. Зная американцев, при преднамеренном применении оружия в мирное время против подводной лодки, кто-нибудь из носителей информации давно бы ее использовал в коммерческих целях.

- Во всей этой истории странным выглядит снятие со своих постов высших офицеров Северного флота. Как будто все они были виноваты в гибели «Курска». Притом ни один из них не спросил президента в чем заключается их вина. Получается, что руководство Северного флота (командующий Попов и начальник штаба Моцак) и командующий ВМС Куроедов знали все, но молчали. Играли в политику? Дали подписку не разглашать тайну гибели «Курска»?

Я не знаю условий, в которые они были поставлены.

- И последний вопрос. Операция по спасению экипажа также оказалась омрачена неразберихой и ошибками, сделав катастрофу еще трагичнее, особенно для родственников членов экипажа, которые теперь не верят командованию. Подозревают его во всех смертных грехах – вплоть до того, что оно специально затягивало спасательные работы, чтобы всю вину свалить на погибших. Только в воскресенье, 13 августа, спасателям удалось обнаружить разбитую подводную лодку. И лишь в понедельник пресс-служба ВМФ сообщила о трагедии. Чиновники заявили, что с «Курском» установлена радиосвязь, что по кабелям на лодку поступают электричество и кислород. Они говорили неправду. Спасатели трудились вовсю, но напрасно.
В среду, 16 августа, примерно в то время, когда по ТВ сообщили о том, что с «Курска» перестали поступать акустические сигналы, и после телефонного разговора Путина и Клинтона, власть согласилась принять помощь Британии и Норвегии. Почти неделю спасательные службы Северного флота – сначала на свой страх и риск, а потом в ожидании британских и норвежских спасателей – безрезультатно пытались спасти экипаж «Курска». «Курск» лежал на дне под углом примерно 20 градусов. Упорство спасателей, пытавшихся добраться до экипажа одним-единственным способом – попаданием водолазного «колокола» в кормовой люк, вероятно, достойно похвалы. Норвежские водолазы за сутки работы приблизились к подводникам ближе и узнали о них больше, чем наши спасатели за семь дней. Когда открыли люк в кормовой части лодки, стало ясно, что спасать некого – лодка была затоплена водой.
Вся история со спасением остававшихся в живых членов экипажа показала, что спасательная служба флота в очень плохом состоянии. К 2000 году (за десять лет господства демократов) она практически была уничтожена. В этом прямая вина власти. Ваше мнение?

Думаю, что это результат бардака, устроенного перестройщиками, отсутствие четкой организации и неспособность нынешних должностных лиц к действиям в экстремальных условиях. Все приличные люди, верой и правдой служившие Отечеству, были изгнаны с флота, а остались длинноязычные, недалекие люди и угодники.

Закончив изложение нашей беседы, считаю уместным привести высказывание давнего недруга нашей страны Збигнева Бжезинского: «Россия – побежденная держава. Была Россия, названная Советским Союзом… Россия будет раздробленной и под нашей опекой». Поэтому неудивительно, что новая российская власть вот уже более 20 лет не может освободиться от этой опеки. Трагедия с «Курском» наглядно это показала.

Беседу вел Г. А. НАЗАРОВ

http://clck.ru/1NG63

Российская апл «Курск» потоплена «Мемфисом»?

12 августа 2000 года в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка «Курск». Новейшая и абсолютно, по отзывам специалистов, надежная. Погибли 118 человек. Трагедия лодки стала темой для многих книг, фильмов, театральных постановок, и легенд. Субмарина затонула во время учений в Баренцевом море. По выводам правительственной комиссии, причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке лодки. Комиссия, которая более 2 лет работала над этим расследованием, установила точное время гибели моряков. По заключению экспертов, смерть наступила по времени от нескольких секунд до 6-8 часов после взрыва, и к моменту обнаружения лодки 13 августа спасти 23 моряка, остававшихся в 9 отсеке, было уже невозможно. После взрыва капитан-лейтенант Дмитрий Колесников остался в 9 отсеке и ждал помощи, однако, судя по всему, на нее уже не рассчитывали. “Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20?, – такова последняя запись, сделанная Колесниковым в тот роковой день в 15 часов 15минут, то есть через 4 часа после взрыва. Дмитрий Колесников написал прощальную записку. 1-я часть – список личного состава, оставшегося в девятом отсеке. Немного позже – обращение к супруге Ольге. И еще позднее, когда уже отключилось аварийное освещение, и отсеки подчти заполнились водой, и стучать по переборке металлическим молотком стало невмоготу, он написал: “Всем привет! Отчаиваться не надо…” Позже в 9 отсеке из-за попадания воды взорвался регенеративный патрон, капитан погиб на месте, так как находился слишком близко от места взрыва, а остальные моряки погибли спустя секунды от отравления угарным газом. В результате аварии на АПЛ “Курск” погибли 118 человек. Между тем практически все родственников погибших моряков-подводников придерживаются версии, что “Курск” торпедировала американская подлодка “Мемфис”. Так же ходят безумные слухи о якобы списанном американцами после гибели “Курска” российском долге. В сентябре 2000 года – Путин, в прямом эфире, отвечая на вопрос ведущего телеканала CNN Ларри Кинга: “Что случилось с подводной лодкой?”, – сказал с улыбкой: “Она утонула”:

Это была первая большая авария после того, как страну возглавил Владимир Путин.

АПЛ “Курск” затонула в Баренцевом море в 100 километрах от российского побережья. В день трагедии В.Путин, недавно возглавивший Россию, отдыхал на курорте Сочи. Ему, конечно же, доложили о случившемся, но прерывать отпуск он не стал. Потому как, не барское это дело – на каждую мелочь лично реагировать. Комиссия по расследованию происшествия назначена, она-то во всем и разберется… Лишь спустя 5 дней Верховный Главнокомандующий соизволил объявиться на людях, СМИ до которых уже довели большую часть обстоятельств трагедии. После чего было длительное расследование, которое «пришло к выводу», что АПЛ «Курск» затонула в результате взрыва своей торпеды, за которым последовал взрыв другого боезапаса корабля, вследстии чего лодка получила сильные повреждения и спасти членов экипажа не было ни малейшей возможности. По сути, официальная версия лишь воспроизвела главный смысл путинских слов «она утонула»: не кто-то ее утопил, а она сама утонула. Затем тогда, зачитав публике итог проведенного расследования, сами материалы расследования были засекречены. Потому как уже тогда, в ходе проведенного расследования, выяснились многие обстоятельства, которые даже близко не подтверждали официальную версию. Многие эксперты уже тогда говорили, что апл «Курск» была потоплена супостатом, выпустившем по ней торпеду. И вот не так давно, пришло новое подтверждение этой альтернативной версии. Бывший британский военный чиновник и инженер по торпедам Морис Стрэдлинг (бывшая ключевая фигура в первоначальном расследовании) назвал марку торпеды, которой американцы потопили «Курск». «По всей вероятности, Курск был потоплен американской торпедой МК-48», – сказал г-н Стрэдлинг, бывший член коллегии Британского министерства обороны. Представитель Би-би-си поспешил назвать это заявление «сплошным враньем». Ранее Би-би-си привлекало Стрэдлинга, в качестве главного консультанта в своем документальном фильме 2001 года «Что потопило Курск?». Тогда у него была другая точка зрения, а именно, что затопление могло быть вызвано неисправностью устаревшей российской торпеды. Однако сейчас Стрэдлинг, который также принимал участие в съемках французского документального фильма «Курск – субмарина в тревожных водах», заявил: «В то время, в 2001 году, фильм Би-би-си был вполне приемлемым с учетом тех фактов, которые нам тогда были известны, как мы их понимали, а тогда мы не представляли возможной причастности третьей стороны». Новое объяснение причин затопления «Курска» основано на обнаруженном отверстии в правом борту субмарины и свидетельстве присутствия лодок США в том же районе в то же время, когда на «Курске» произошла трагедия. Вот фотография, поднятого из воды “Курска”, где отчетливо видно круглое ровное отверстие в правом борту корабля. Края отверстия ясно загнуты внутрь судна, что косвенно подтверждает факт атаки на АПЛ с внешней стороны.

Американский военный источник во французском документальном фильме также заявляет, что такое отверстие является «фирменной» уликой воздействия американской торпеды МК-48, которая обладает способностью проходить через стальную обшивку судна, как сквозь масло, благодаря специальному устройству на носу торпеды, который воспламеняется и расплавляет медь.

По версии документалистов атака произошла, когда 2 американские подлодки, «Толедо» и «Мемфис», вели скрытное слежение за АПЛ «Курск». Затем «Толедо» случайно столкнулся с «Курском», при этом российская субмарина открыла крышки своих торпедных камер, что повлекло за собой атаку со стороны «Мемфиса». Истинная причина потопления «Курска», была скрыта путем дипломатической договоренности между тогдашними президентами двух стран Биллом Клинтоном и Владимиром Путиным. Сделка включала аннуляцию российского долга на сумму $10 млрд.

А дальше все как обычно, в 2010 году исполнилось 10 лет со дня этой страшной трагедии, но президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин полностью проигнорировали памятные мероприятия по случаю десятилетия гибели атомной подлодки “Курск”, которые прошли по всей стране и ни одно из них они не посетили, чем возмутили родственников погибших моряков. Возможно, первые лица государства и не обязаны ежегодно чтить память 118 погибших моряков, но один раз за 10 лет они могли бы выразить сочувствие и поддержку матерям и женам, потерявшим дорогих людей. Через 3 года 15-ти летняя годовщина, но мне почему-то кажется, что ничего не измениться…

http://clck.ru/1NG5z