Биографии Характеристики Анализ

Российская Академия Предпринимательства. Создание регулярного военно-морского флота

Первые десятилетия XVIII века в России были ознаменованы предпринятой императором Петром I тотальной модернизацией российского общества.Преобразования Петра I, их экономические и социокультурные последствия сделали актуальными целый ряд проблем. Среди них одной из важнейших стала проблема людских ресурсов. Эта проблема в большой степени предопределила появление в 1702 г. манифеста Петра I , приглашавшего в Россию прежде всего военных специалистов (шла Северная война), а также торговцев и ремесленников. Манифест обещал совершенно цивилизованные, европейские условия жизни и работы, высокое жалование, успешную карьеру и тем самым стимулировал привлечение в Россию иммигрантов со всей Европы. Специальный Регламент, принятый в 1723 г., определял права иностранного предпринимательства в России.

Реформы Петра I не могли бы осуществиться без широкого привлечения иностранных специалистов. Их умения, навыки государственной, экономической, культурной деятельности требовались царю-реформатору как залог успеха задуманных начинаний. Петр I не был первым, кто понял необходимость привлечения иностранцев в Россию, но он был тем государственным деятелем, который использовал опыт иностранцев, в том числе и немцев, в самых разных областях государственной, экономической, культурной жизни России. Военное дело, наука, торговля, ремесло, мануфактуры - главные, но далеко не все сферы деятельности, где был использован бесценный опыт иностранных специалистов.

Реформы Петра I резко увеличивают количество прибывших в Россию иностранцев, прежде всего из германских государств. Они получают большие привилегии. Именно в это время отношение к «немцу» становится двойственным: с одной стороны, его оберегает и ценит государство, с другой ‑ он остается чужеродным телом в России, привносит туда свои нравы и обычаи, которые на государственном уровне становятся обязательными для исполнения.

Наиболее яркое проявление иноземной службы - служба военная. Россия в этом смысле вовсе не была исключением. Так, во Франции служили шотландцы, ирландцы, итальянцы и немцы, в Англии - немцы и французы, в Германских государствах Священной Римской Империи - скандинавы, славяне, итальянцы, французы, испанцы, ирландцы, шотландцы, в Византии - славяне, армяне, арабы, турки, немцы, англичане, скандинавы.

Тот же интернационал мы видим и на русской службе. Как уже отмечалось, ещё в середине ХVII в. в период возвышения Русского государства и упадка и разорения Германии немцы массово приезжают в Россию, образуя вербованные “полки нового строя” ‑ солдатские, рейтарские, гусарские. И это уже не участие в военных экспедициях, ‑ это было привнесение нового начала в отечественно военное дело.

Немцы, оказавшиеся на государственной службе в России, использовались, прежде всего, как носители военного опыта Западной Европы, в этом главная особенность немецкого контингента в России. Они составляли большинство в сравнении с представителями других государств. Особенности менталитета выходцев из германских государств позволили привнести в русское служилое сословие новые черты: универсализм, верность не только государю, но и государству как таковому. Не случайно, именно в эти годы, по примеру Пруссии, русские полковые знамена, до этого считавшиеся просто военным имуществом, получают статус государственного символа и регалии. В эпоху Петра I, во многом благодаря немецкому влиянию в России, начался совершаться процесс перехода к службе на благо отечества, а не за жалование или поместье.

В 1698 г. майор А. А. Вейде на базе германских законов написал “Воинский устав”, в котором были определены должности всех чинов и звания в армии, даны правила (артикулы) поведения военнослужащих и их взаимоотношений. Позднее в переработанном и переосмысленном виде этот документ использовался при дальнейшей разработке русских воинских уставов. Именно стараниями немцев в России в то время стали переводиться и издаваться сочинения многих европейских специалистов и теоретиков военного дела. Этот фактор ускорил создание собственных национальных кадров, появление оригинальных работ русских авторов по военной проблематике, что дало толчок к развитию военно-теоретической мысли в России.

А.А.Вейде У став А.А.Вейде

Во время Северной войны произошло окончательное организационное оформление российской регулярной армии. В исторических справках о полках петровского периода постоянно фигурируют фамилии немецких офицеров. Чаще всего они занимали должности полковых командиров. По штату 1711 г. было установлено, что иностранцы могли составлять лишь треть от общего количества офицеров в полку. Фактически же их удельный вес не превышал 13% офицерского корпуса, а их численность была в 2,5 раза ниже разрешенной штатным расписанием. Но роль немцев в воспитании, обучении войск, в организации новых полков была неизмеримо выше их процентного соотношения.

Немцы существенным образом повлияли на формирование российских военных традиций. В армейский обиход вошли немецкие военные термины, связанные с европейским военным делом того времени. В российском военном лексиконе прочно закрепились такие слова как ефрейтор, капрал, ротмистр, гауптвахта и др.

Особые надежды русский царь возлагал на немцев в деле внутреннего переустройства державы. Имело место широкое использование Петром I немцев при проведении денежной реформы (создание переселенцами из германских государств монетных дворов), в медицинском обслуживании, в организации торговли и ремесел. Однако социальный статус немецких переселенцев нигде не был особо оговорен. Приехав в Россию, они должны были интегрироваться в российское общество.

Петровское правительство активно вовлекало иностранцев в становление светского образования России, в создание новых учебных заведений Москвы. Сам великий русский реформатор принимал первые уроки навигацкого искусства у немца Таммермана, после чего у молодого самодержца навсегда осталась любовь к флоту.

В конце ХVII в. - и первые годы ХVIII столетия дворянские недоросли и сыновья приказных служителей направлялись в приходские школы Немецкой слободы и к их учителям для обучения иностранным языкам, математике, некоторым другим наукам. «Ректору» одной из лютеранских школ Немецкой слободы - Н. Швиммеру тогда были отданы в обучение немецкому и латинскому языкам шесть русских учеников. Два года спустя, в 1703 г., они были переданы новому наставнику, пастору Э. Глюку, привезенному в Москву из Мариенбурга, захваченного в ходе войны русскими войсками. Уроженец немецкого местечка Веттин близ саксонского города Магдебурга, Э. Глюк изучал русский язык еще до своего появления в Москве, с тем, чтобы иметь возможность патронировать школы для русских старообрядцев, проживавших в Лифляндии, где он исполнял обязанности старшего уездного протестантского священника. Оказавшись в Москве, Э. Глюк предложил создать новое учебное заведение - гимназию для русских юношей. Для преподавания в ней он пригласил через ректора Галльского университета А. Г. Франке пятерых преподавателей и набрал учителей в самой Немецкой слободе, которые должны были обучать учеников латинскому, немецкому, французскому, шведскому языкам, истории, географии, риторике, а также верховой езде, фехтованию и “политесу” - общепринятым в западноевропейских странах правилам поведения. Хотя гимназия с разрешения и одобрения Петра I была заведена в Москве в 1705 году,осуществить полностью свою программу Глюку не удалось, так как он скончался вскоре после ее открытия.

Другими новыми учебными заведениями Москвы, в которых преподавателями оказались немцы и “цесарцы”, в петровское время были Инженерная и Артиллерийская школы. Здесь русских и иноземных учеников (детей жителей Немецкой слободы) обучали военные инженеры и артиллеристы, находившиеся на русской службе, в том числе немцы - капитаны М. Витвер, Ф. Кохон, А Брунц, инженер-полковник И. Гинтер и др. Даже после перевода основной части преподавателей и учеников в начале 1720-х гг. в Петербург Инженерная школа, находившаяся на окраине Немецкой слободы, продолжала действовать до 1750-х гг.

В ближайшем окружении Петра было несколько иностранных купцов, которые способствовали экономическим преобразованиям царя-реформатора. Среди них, например, представители гамбургской купеческой фамилии Поппе. Один из них - М. Поппе активно участвовал в финансовых мероприятиях российского правительства. В связи с подготовкой к Северной войне со Швецией правительство резко расширило выпуск серебряных денег. М. Поппе взялся поставить в Россию огромное количество серебра, необходимого для подобной операции. При его участии переводились деньги за границу для привлечения иностранных капиталов, он выполнял и личные поручения царя.


Немцы в годы правления Петра подняли на современный уровень такие отрасли российской экономики как горнодобывающая промышленность, чёрная и цветная металлургия, оружейное и пушечное дело. Большинство казенных предприятий, медицинских учреждений, учебных заведений в Москве, Санкт-Петербурге и других городах в годы царствования Петра I были открыты при участии немцев. Они продолжали действовать и при наследниках Петра Великого.

Таким образом, в период становления Российской империи немцы были верной опорой Петра I и составляли основную силу, продвигавшую, по воле царя, преобразования в стране.

После смерти Петра I его традиция приглашения в Россию иностранцев на государственную службу, в производственную сферу, торговлю, науку и культуру была продолжена. Всё больше иностранцев, прежде всего немцев, приезжало в Россию, для многих из них она стала второй родиной и судьбой. Без этих людей немыслима гражданская и военная история России. Особо следует отметить время правления императрицы Анны Ивановны (Иоанновны) (1730-1740 гг.). В исторической литературе ещё с дореволюционных времен сформировался стереотип о «немецком засилье» в этот период времени. Он связан, прежде всего, с деятельностью Э. И. Бирона, всесильного временщика императрицы.

Однако факты говорят о том, что при Анне Ивановне иностранцев вовсе не ставили в какие-то особые, сказочные условия. Примечательно, что именно в царствование Анны Ивановны - в 1732 г. - по предложению Комиссии возглавляемой немцем Минихом было устранено двойное превосходство иностранных офицеров в жаловании.

Буркхарт Христофор (Христофор Антонович) фон Ми́них.

Согласно статистике, в 1729 г. в полевой армии служил 71 генерал, из них 41 иностранец, то есть 57, 7%. Но уже в 1738 г. - доля иноземцев снизилась. Их стало почти столько же, сколько и русских. Общее количество иностранных офицеров в русской армии в 1738 г. составляло 37,3%. При этом надо учитывать, что среди тех, кто “числился” немцами было немало выходцев из Эстляндии и Лифляндии, которые были подданными русской короны. Во флоте в 1725 г. из 15 капитанов лишь один был русским, тогда, как в 1741 из двадцати капитанов тринадцать были русскими. Если согласиться с тем, что треть иноземных офицеров в русской армии и флоте во времена бироновщины - несомненное свидетельство засилья чужеземцев, то следует признать, что такое засилье началось задолго до Анны Иоанновны.

В царствование Анны Ивановны иностранное происхождение, само по себе, не было основанием для безбедной жизни. Ценились только те, кто с самого начала беспрекословно выполнял все приказы новой императрицы и служил ей верой и правдой. На первых ролях в этот период действительно закрепились иностранцы, но следует внимательно присмотреться, кто же они? А. И. Остерман, давно породнившийся с древнейшим боярским родом Стрешневых, был единственным знатоком внешней политики из всего придворного окружения. Фельдмаршал Б. Х. Миних - один из предков великого Пушкина. Братья Рейнгольд и Карл Левенвольде были остзейцами, перешедшими на русскую службу при Петре I. Необходимо заметить, что в генеалогии русского дворянства выходцы из Орды, Литвы, Прибалтики, северокавказских княжеств составляют 70%, что вряд ли дает основания заявлять о засилье иностранцев.

Другим распространенным стереотипом является суждение о господстве “немецкой партии”, державшей при Анне Ивановне в руках власть. Этот стереотип является чистейшим историографическим вымыслом. Уже отмечалось, что на Руси всех чужеземцев называли “немцами”. Сами жители Германии, разбитой на десятки государств не чувствовали этнического единства ни на родине, ни на чужбине. Пестрая компания, окружившая престол, состояла из курляндца Бирона, лифляндцев братьев Левенвольде, ольденбуржца Миниха, вестфальца Остермана, “литвина” Ягужинского, потомка кабардинских князей Черкасского, русских Головкина, Ушакова, Волынского. Это окружение императрицы никогда не было единым, это была типичная камарилья, раздираемая интригами, борьбой за власть и царские милости.

Вместе с тем, нельзя отрицать того, что в послепетровское время, как и при Петре I, немцы продолжали играть очень важную роль в развитии экономики, науки и культуры России. Это можно продемонстрировать на примере Российской Академии Наук, которая тогда именовалась Академией наук и художеств.По национальному составу своих членов она была преимущественно немецкой. В 1725-1799 годах из 111 академиков для 71 немецкий был родным языком. Среди первых Президентов Академии - четверо, Блюментрост, Кайзерлинг, Корф и Бревен, были немцами.

Членом Академии был известный ботаник Иоганн Георг Гмелин (1709-1755 гг.).Он был исследователем Сибири, провел в экспедициях 9,5 лет, исследуя Камчатку. Гмелин получил образование натуралиста в Тюбингене (Германия). В России ему не удалось сделать великие открытия, но именно его перу принадлежат самые точные и систематизированные записи по географии, ботанике и этнографии Сибири. По возвращению в 1749 г. в Тюбинген, Гмелин успел опубликовать первые тома своего огромного труда “Флора России”.

Его племянник Самуэль Готлиб Гмелин, который предпринял путешествие на юг России и в Персию, смог отредактировать и подготовить к печати оставшуюся часть его трудов. Труды Гмелинов имели большое значение не только для современников, но и последующих поколений.

Подавляющее большинство ученых-иностранцев добросовестно служило становлению отечественных ученых. Именно академики-немцы избрали в 1742 г. М. В. Ломоносова в профессора химии, что тогда соответствовало званию академика.

как известно, получил европейское образование в Марбургском университете под опекой и наблюдением выдающегося физика и философа Христиана Вольфа. Ломоносов всю жизнь чтил память учителя и был первым переводчиком его работ в России. Вторым его учителем был ученый из Фрайбурга - химик и металлург Генкель. В Марбурге Ломоносов женился на дочери лютеранского пастора Элизабете Цильх.

Немало немцев и лиц, в той или иной степени, немецкого происхождения прославились в сфере русской словесности и литературы. К примеру, знаменитый русский писатель Денис Фонвизин (фон Визе) ‑ потомок древнего немецкого рода, пришедшего на русскую службу еще в конце ХVI века, явился создателем первой русской социальной комедии.

В ХVIII ‑ ХIХ вв. русско-немецкие связи были настолько тесными во всех областях и сферах государственной, общественной, культурной жизни, что немецкое происхождение считалось вполне нормальным явлением. Сегодня о знаменитом экзотическом предке Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале знают практически все, а вот о жене “петровского арапа”- немке Христине Регине фон Шеберг ‑ дочери капитана русской армии Матвея Шеберга, к сожалению, ничего не знают.

Христина Шеберг родила Ганнибалу пятерых сыновей и четырех дочерей, одна из которых уже тогда породнилась с родом Пушкиных. А одна из внучек Христины Регины Ганнибал стала матерью Александра Сергеевича Пушкина.

По мере территориального роста, развития и укрепления Российской империи проблема культурного освоения имевшихся в стране огромных пустующих окраинных территорий становилась всё более актуальной. Из русских к идее колонизации первым обратился М. В. Ломоносов, который в своей работе “О сохранении и увеличении русского народа” рассматривал вопрос об иностранных колонистах в контексте проблемы беженцев и ситуации, возникшей в воюющей Европе.

Значительно активизировали обсуждение проблем колонизации пустующих земель Семилетняя война и ее последствия. Ученые и писатели того времени смотрели на обеспечение роста населения, в основном, как на базисный фактор русской жизни. Подобная ситуация значительно облегчила восприятие общественным мнением активной переселенческой политики России второй половины ХVIII в. Екатерина II, взойдя на трон, получила уже готовый пакет проектов и программ по улучшению демографической ситуации в стране.

Первая попытка практической реализации колонизационных замыслов была сделана Анной Ивановной, которая указом от 4 июля 1738 года повелела участвовавших в русско-персидских войнах грузин и армян, пожелавших поселиться в России, разместить на южных границах и оказать им помощь в обустройстве на новом месте. Однако главная задача, возлагавшаяся на них, была не в хозяйственном освоении этих мест, а в защите границ государства от набегов горских народов. Создать военные поселения в то время на южных границах России не удалось. Не был разработан механизм поселения, не хватало финансов, да и желавших обосноваться в этих неспокойных местах оказалось очень мало.

Стала приглашать в страну иностранцев и императрица Елизавета Петровна. В 1851 г. Россия приняла на поселение 500 сербов из Австрийской империи. На землях вдоль бывшей польской границы были поселены сербы, греки, венгры, черногорцы, болгары, молдаване и валахи. К концу 1754 г. на территории проживало около 4 тыс. человек. Возникли военные поселения Новая Сербия, крепость святой Елизаветы и др. Однако поселенцы, в основном, выполняли военные функции, хозяйственным же освоением земель занимались мало.

25 сентября 1752 г. поступило предложение по колонизации отдельных регионов России от подвергавшихся религиозным преследованиям французских протестантов. Их представитель бригадир де ля Фонт в качестве места для поселения запросил плодородные украинские земли южнее Киева. Предложение о переселении в Россию французов заинтересовало русское правительство, и было решено начать разработку специального Манифеста для приглашения французских протестантов. Коллегии иностранных дел было поручено через руководителей дипломатических миссий осуществить сбор информации о колонизационных мероприятиях, которые проводились в других европейских государствах. Предлагалось прислать копии документов, фиксировавших объемы льгот для поселенцев.

Россия в середине XVIII века И мператрица Елизавета Петровна

28 октября 1752 г. был подготовлен проект Манифеста, в котором определялись привилегии для приглашаемых иностранцев. Они сводились к следующему: разрешение строить свои церкви, освобождение от налогов на 15 лет; оказание содействия в постройке на отводимых землях городов и поселков; выделение средства на проезд в Россию и до мест поселения; обеспечение переселенцев инструментом и питанием до тех пор, пока их работа не начнет приносить доход (но не более 6 лет). Если переселенцев не устроят условия и климат, они смогут вернуться на родину. Такой широкий спектр привилегий не предоставлялся ни одним государством Европы.

Русское правительство предложило французам для заселения земли не на Украине, а район вдоль рек Волги и Терека. На Волге предлагалось выбрать любые свободные места от Сызрани до устья реки Сарпы (в 17 верстах южнее Царицына). Но французы настаивали на создании поселений на Украине. Пойти на этот шаг в то время русское правительство не могло по политическим и военным соображениям. Земли так называемого Дикого поля продолжали еще оставаться, по мнению Турции, спорными территориями. Заселение их неминуемо вызвало бы противодействие с ее стороны, к чему Россия пока была не готова, решая свои проблемы на западных границах.

Не достигнув соглашения с де ля Фонтом, русское правительство не отказалось от возможного приглашения иностранцев. В апреле 1754 г. Елизавета Петровна поручила Сенату рассмотреть возможность приглашения в Россию “всех других вольных людей, по Европе рассеянных” К тому же предполагалось приглашать как ремесленников, так и земледельцев различного христианского вероисповедания.

Коллегия иностранных дел должна была начать подготовку основного текста будущего нового Манифеста на основе проекта Манифеста 1752 г. и информации, полученной от русских послов в конце 1752 - начале 1753 годов. После завершения работы над новым Манифестом его предполагалось опубликовать в европейских газетах. Но Семилетняя война в Европе отодвинула начало массовой колонизации в Россию почти на 10 лет.

Во время войны русскому правительству было представлены еще два проекта, связанных с колонизацией. Саксонский генерал Вейсбах предлагал правительству России селить в степях Причерноморья дезертиров из Пруссии. Француз на русской службе де ля Вивьер также хотел переселить в Россию некоторое количество немцев. Оба проекта были отклонены.

Петр III получил в свое распоряжение проект Эйзена, касавшийся создания в Ливонии из числа переселенцев земледельческих общин. Император чудовищно извратил сущность проекта, приказав заселить Ливонию немцами с целью создания немецких полков для русской армии. Оппозиция ливонских землевладельцев привела к тому, что проект Эйзена был отвергнут. К своей идее он смог вернуться после воцарения Екатерины II.

Таким образом, вопрос о массовом приглашении иностранцев в Россию был решен ещё до вступления на престол Екатерины II. Важнейшие правовые и экономические наработки также были подготовлены заранее.

Ответ от Валентина водолей [гуру]
Петр I вел амбициозную внешнюю политику. Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. При Петре I в России появляться регулярная армия. Юридически, начало её построения было закреплено в 1699 году.
В тот год вышел указ, который определял источники формирования полков. Набирались: охотничьи люди – свободные подданные, служившие за 11 рублей в год; даточные люди – рекруты, набираемые из крестьян.
Рекрутов набирали следующим образом:
от монастырских крестьян 1 рекрут с 25 дворов;
дворяне на гражданской службе поставляли в армию 1 рекрута с 30 дворов;
дворяне – землевладельцы, служившие в армии 1 рекрута с 50 дворов.
В период с 1699 года по 1725 было проведено 53 рекрутских набора. Рекрутские наборы дали русской армии и флоту 250 тысяч человек. Рекруты получали казенное обмундирование и вооружение, проходили серьезную воинскую подготовку. Рекруты автоматически освобождались от крепостной зависимости и их дети, появившиеся во время отцовской военной службы, тоже считались свободными. Судьба рекрута – пожизненная служба в русской армии. Рекрутов клеймили специальными наколками на левой руке.
Военные реформы Петра 1Система рекрутских наборов в петровскую эпоху складывалась в течение 5 лет. К Концу царствования Петра Великого общая численность русской армии составляла 318 тысяч. Благодаря военной реформе Петра I сложилась регулярная русская армия. Подготовка армии к боевым действиям требовала от солдат и офицеров знаний, инициативы и дисциплины. Это было обязательным условием существования любой армии.
В 1716 году, был издан «Устав воинский», просуществовавший более 150 лет. Этот устав требовал от офицеров активности и самостоятельности, а от солдат дисциплины и исполнительности. Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев).
Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы. Военные реформы Петра I сделали русскую армию одной из сильнейших в Европе. Это покажет Северная война. Одновременно с создание регулярной армии, продолжается строительство русского флота. До 1702 года, в Воронеже будет построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов.
Судьба Азовского флота печальна; частично корабли были проданы Турции, частично уничтожены. Однако уже в 1703 году на Балтике будет построена крупная верфь – Олонецкая верфь. К середине Северной войны на Балтике уже будет русский флот, состоящий из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов, лодок.
К концу правления Петра Великого на Балтике будет 32 линейных корабля, 16 фрегатов и 85 галер. Численность русского флота будет составлять порядка 30 тысяч человек. Военные реформы Петра I были очень своевременны и продуктивны. Именно благодаря военным реформам Петра I Россия очень успешно завершит Северную войну и получит выход к морю. Русская армия станет одной из самых сильных и многочисленных в Европе.

Нарвское поражение выявило слабые места вооруженных сил страны - неготовность новых полков к ведению боевых действий, отсутствие боевого опыта, ненадежность командиров-иноземцев, недостаточность экономической базы, архаичность управления.

Началось возведение укреплений в Новгороде и Пскове. Здесь была создана настоящая оборонительная линия. Продолжались набор и обучение рекрутов. От уральских мастеров Петр потребовал скорейшего выпуска пушек, причем таких, чтобы они превосходили шведские. Он приказал снимать с церквей колокола и отдавать их в переплавку на орудия.

В короткий срок русская армия получила 300 новых пушек разного типа. Они были более прочными, дально­бойными и легкими в передвижении, чем орудия противника.

Усилия царя скоро стали давать первые плоды. Военная фортуна поворачивалась в сторону России. Карл XII надолго увяз в Польше: Август II отступал, шведы преслеовали его на огромных пространствах Речи Посполитой. Воспользовавшись этим, командующий войсками в Прибалтике фельдмаршал Б. П. Шереметев начал наступле­ние в Лифляндии. В 1701 г. в нескольких сражениях он нанес шведам чувствительные поражения. Вновь сформированные русские полки, дивизии, корпуса набирались боевого опыта.

Начиная с 1702 г. русские войска одержали ряд побед в Карелии. Вытеснили оттуда шведские войска, осадили крепость Нотебург (Орешек). Петр сам руководил ее осадой и штурмом. Зело крепкий был Орешек, - сказал Петр и переименовал город в Шлиссельбург (Ключ-город), поскольку видел в нем ключ ко всему течению Невы, которую еще предстояло завоевать.

Весной 1703 г. русские войска овладели крепостью Ниеншанц в устье Невы. Россия получила выход в Балтийское море. Здесь, на одном из островов, 16 мая 1703 г. Петр заложил Петропавловскую крепость, ставшую началом Санкт-Петербурга.

Закладка будущей российской столицы продемонстрировала высокую степень и гениального предвидения и сумасбродства Петра, поскольку царь пожелал в топкой и гнилой местности повторить любимый Амстердам. Здесь же он заложил Адмиралтейскую верфь. Напротив устья Невы для охраны будущего города была основана крепость Кронштадт, ставшая базой Балтийского флота.

В 1713 г. Петр перенес столицу России из Москвы на берега Невы. В этот акт царь вложил не только стратегическую мысль о выходе России через это окно в Европу, но и ненависть к старому московскому быту, кремлевским хоромам и теремам, откуда исходило осуждение всех его начинаний.

В последующие месяцы русские войска освободили от шведов старинные русские города Ям и Копорье, осадили и взяли штурмом Дерпт (старинный русский город Юрьев).

Наконец наступила очередь Нарвы. 9 августа 1704 г. в короткой и яростной атаке русские штурмовые колонны взяли Нарву. В руках Петра оказались все течение Невы от истоков до устья, Карелия, значительная часть Прибалтики. На пути к генеральному сражению. Шведская армия под командованием Карла XII захватила всю Польшу, вторглась в Саксонию и окончательно сломила сопротивление Августа II, который втайне от Петра запросил мира.

Карл XII продиктовал ему свои условия: Август утратил Польшу, сохранил за собой лишь Саксонию, а польским королем становился ставленник шведов Станислав Лещинский. Карл XII потребовал от Августа разорвать союз с Россией.

К этому времени русские войска захватили Прибалтику и часть украинских земель, входивших в состав Речи Посполитой. Когда Карл XII появился вблизи русских границ, готовый дать русским генеральное сражение, Петр I отступил, решив изматывать неприятеля стычками. Царь вовсе не уклонялся от решающей битвы, но предполагал дать ее в наиболее выгодных условиях.

На сей раз он действовал весьма осмотрительно - вывел армию из Литвы, сосредоточил основные силы в белорусском Полесье, прикрыв тем самым возможные пути наступления шведов как на северо-восток, так и в Центральную Россию. К обороне были подготовлены Новгород, Псков, Великие Луки, Смоленск, укреплялись подступы к Петербургу и Москве. В лесах устраивались засеки и завалы, дороги перекапывались рвами. Армия постоянно получала новые подкрепления и артиллерию.

Летом 1708 г. шведы захватили Могилев. Открывался путь на Смоленск, однако в последующих сражениях шведские передовые отряды потерпели поражения. Таким образом, военный заслон, воздвигнутый Петром I на пути и центр страны, сыграл свою решающую роль.

Карл XII рассчитывал на военную помощь гетмана перешедшего на сторону шведов, а также на богатые продовольствием районы Украины. Там он предполагал дать отдых армии, подтянуть подкрепления с севера и тог­да уже двинуться на Москву. Он надеялся, что его успехи приведут к выступлению Турции и Крыма на стороне Швеции.

Основная часть русской армии также двинулась на юг. 28 сентября 1708 г. около деревни Лесной был разгромлен 16-тысячный шведский корпус. Впоследствии Петр I назвал битву под Лесной матерью Полтавской баталии. Петр ликовал, слал победные реляции в Москву и за границу.

Именно после Лесной Петр вскоре узнал об измене Мазепы. Царь был ошеломлен и взбешен. Он безгранично верил Мазепе, с которым в свое время прошел Азовские походы. Верные люди доносили Петру, что гетман готовит измену, но царь не верил этому и даже выдал Мазепе доносчиков, которых тот казнил. И теперь царь расплачивался за свою оплошность. В ярости он приказал А. Д. Меншикову захватить ставку Мазепы - город-крепость Батурин, и Меншиков поспел туда раньше, чем там появились шведы. Город, крепость, замок были сожжены, а все запасы оружия и продовольствия, которые Мазепа приготовил здесь для шведов, были захвачены русским отрядом. В назидание изменникам над изображением Мазепы но приказу царя был совершен обряд казни. Имя гетмана было предано церковной анафеме.

Однако большая часть украинского народа враждебно встретила шведов. За Мазепой пошли лишь около 4-5 тыс. представителей казацкой верхушки, мечтавших вернуть Украину под власть Речи Посполитой и поднявших на Украине желто-голубой стяг, который по цветам повторял знамя Шведского королевства. Приверженцы гетмана из рядовых казаков вскоре покинули шведский лагерь. На Украине нарастало партизанское движение.

Всю осень и зиму 1708/09 г. Карл XII метался по Украине, тщетно пытаясь пробиться к Москве.

Полтавская битва

К апрелю 1709 г. шведская армия осадила Полтаву. Взятие города открывало пути на Москву и в Крым, с которым Карл XII вел переговоры о действиях против России. Но одолеть защитников города не удалось. Героическая оборона города, сковавшая шведскую армию на долгие три месяца, помогла русским подтянуть к городу свои основные силы.

В начале июня 1709 г. в войска приехал Петр. Под Полтавой он решил дать генеральное сражение Карлу XII. Царь сам выбрал место битвы: русские расположились, что шведы оказывались зажатыми на узком участке пересеченной местности. При разработке плана боя Петр предусмотрел возведение на пути шведов укрепленных речутов, определил роль русской конницы в решающий момент. Особое значение он придавал артиллерии, которая Гюлее чем вдвое превосходила шведскую по количеству стволов, а также по скорострельности и дальнобойности.

26 июня Карл XII, накануне раненный во время осмотра будущего места сражения, объехал войска, лежа па носилках. К бою были готовы 30 тыс. отборных шведских солдат, прошедших с боями пол-Европы. В своей речи Карл XII напоминал о былых победах, призывал разгромить русских варваров и устроить лир в их захваченных шатрах.

Другими мыслями была наполнена знаменитая речь Петра: И не помышляли бы <…> быть за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский <…> О Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жили Россия и российское благочестие и благосостояние.

Общее руководство шведской армией осуществлял фельдмаршал Репшильд. Русской армией командовал фельдмаршал. П. Шереметев. Кавалерией руководил А. Д. Ментиков (1673-1729).

В предрассветных сумерках 27 июня 1709 г. шведы двинулись в атаку. Перед укреплениями шведские колонны были встречены конницей Меншикова, которая около по­лутора часов сдерживала натиск шведов, но потом отошла за линию редутов. И тут, в пятом часу утра, шведы натолкнулись на русские позиции. Оттуда на них обрушился А. Д. Меншикон шквальный ружейный и орудийный огонь. Не ожидавшие этого шведы остановились и тут же были вновь атакованы русскими драгунами. Так еще на передней линии фронта русские полководцы навязали шведам изнурительное и долгое сражение. И все же шведы упорно стремились пробиться в центр русского лагеря, где находился Петр.

Несколько раз Карл XII перегруппировывал свои силы, вновь и вновь бросал их то в обходы русских редутов, то во фронтальное наступление. Наконец они были уже в 70-80 м от русского лагеря, когда оттуда ударила тяжелая артиллерия. Вслед за этим ударом Петр дал приказ выступить основной частью армии. В центре встала пехота под командованием Репнина. На правом фланге рвались в бой 18 драгунских полков, на левом - конница Меншикова.

В 9 часов утра шведы и русские одновременно двинулись навстречу друг другу. Ударом ядра разбило качалку Карла XII. Пронесся панический крик, что король убит. Карл XII нашел в себе силы подняться, сел в седло и вынул шпагу. Увидев своего короля, шведы воспрянули духом.

Их удар по центру русского войска был страшен. Судьба битвы висела на волоске. Находящиеся в центре солдаты 1-го батальона Новгородского полка попятились назад. В этот момент Петр лично повел в атаку 2-й батальон новгородцев. Его шляпа и седло в нескольких местах были прострелены. Шведский прорыв был остановлен. Шведы смешались. Напрасно король взывал к ним: «Шведы! Шведы!» Одновременно кавалерийские части ударили с флангов.

Шведская армия рассыпалась. Король упал с лошади, телохранители с трудом вынесли его из толпы сражавшихся. Лицо Карла XII было залито кровью. Рядом, спасаясь от преследования, скакал с несколькими казаками Мазепа. Почти 3 тыс. шведов попали в плен, среди них и фельдмаршал Реншильд. В руках русских оказалась вся казна короля, 264 шведских знамени и штандарта, в том числе королевский.

Петр праздновал победу. В свой шатер он пригласил пленных шведских генералов, которым было сохранено личное оружие, и поднял кубок за своих учителей. «Кто же эти учителя?» - спросил Реншильд. «Вы, господа шведы», - ответил Петр.

Вдогонку за королем была послана конница с приказом во что бы то ни стало пленить заклятого врага России. То­му, кто это сделает, царь обещал генеральский чин и 100 тыс. золотых рублей. Но Карл и Мазепа вместе с остатками своей армии уже достигли берега Днепра. На нескольких лодках всего за три часа до появления здесь русской кавалерии беглецы в сопровождении конвоя переправились на противоположный берег и бросились в степь, стремясь достигнуть турецкой границы. Остальная часть шведского войска во главе со своими генералами сдалась Меншикову на берегу Днепра.

Русские почти настигли Карла XII на переправе через реку Буг. Но король успел и здесь уйти из-под носа русских кавалеристов. Его конвой был уничтожен. Вскоре он имеете с Мазепой укрылся на турецкой территории. Шведская армия перестала существовать.

Прутский поход

Престиж России в Европе стремительно возрастал, рос и страх перед ее усиливавшейся мощью. После Полтавы в европейских столицах - Лондоне, Париже, Вене - всерьез задумались над тем, как помешать России утвердиться на Балтийском море. Возродилось исконное противостояние Европы и России.

В1710 г. Турция, где нашли убежище Карл XII и Мазепа, объявила войну России. Пришлось из Прибалтики и Поль­ши направлять полки на юг. В начавшейся войне с Турцией Петр заручился поддержкой валашского и молдавского господарей (правителей), рассчитывал на помощь сербских отрядов и войск Августа II. В мае 1711г. армия Б. П. Шереметева была уже на Днестре. В ее рядах находился и царь.

Но ход войны неожиданно изменился. Валашский властитель выдал русские военные планы туркам. Молдавский правитель отказал в поддержке продовольствием. Август II не прислал помощи, а сербы были задержаны на валашской границе. К тому же Шереметев допустил, что 120-тысячная турецкая армия первой вышла к Дунаю и навела мосты. Теперь русские не могли рассчитывать на помощь славян Балканского полуострова.

Июля. Бой не раз перерастал в рукопашную схватку. Турки отступили, и все же положение русской армии было по-прежнему отчаянным. Кольцо окружения стягивалось вокруг нее все плотнее.

На военном совете было решено просить турок о мире, а в случае провала мирных переговоров прорываться из окружения. Посланный в их лагерь опытный дипломат Петр Шафиров имел наказ заключить мир во что бы то ни стало, добиться свободного прохода русской армии во главе с царем на Родину.

Долгое время из турецкого лагеря не было ответа. Карл XII настаивал на пленении Петра: поражение под Полтавой жгло его уязвленное самолюбие. Но отчаянное сопротивление русских войск, появление русского конного корпуса у себя в тылу пугало турок.

Не дождавшись ответа, Петр приказал развернуть полки для боя. Едва полки двинулись вперед, появился турецкий представитель и начались переговоры.

Условия мирного договора были тяжелыми: Россия возвращала Турции Азов, должна была срыть таганрогские укрепления, обязывалась вывести войска из Польши. Но все завоевания в Прибалтике сохранялись, армия возвращалась на Родину с оружием, артиллерией и знаменами. Вскоре русские колонны в полном порядке покинули берега Прута.

Новые успехи в Прибалтике

В 1713 г. Петр перенес военные действия в Финляндию, принадлежавшую тогда Швеции. Летом русские при помощи галерного флота высадили десант на финском побережье. Основные города края сдавались русским без боя. Почти вся Финляндия оказалась в их руках, шведы были вытеснены из континентальной Европы.

Однако Карл XII, вернувшийся из Турции, рассчитывал на мощь своего военно-морского флота и на помощь европейских стран, прежде всего Англии, не желавших усиления России.

В этих условиях Петр решился перенести войну на море. Это был смелый и неожиданный шаг: русский военный флот лишь зарождался на Балтике. К лету 1714 г. он располагал несколькими многопушечными фрегатами и насчитывал 200 галер. Этими силами 27 июля 1714 г. Петр атаковал шведскую эскадру у мыса Гангут и нанес шведам поражение.

Весть о победе русского флота потрясла политиков Европы. В Швеции началась паника, королевский двор спешно покинул Стокгольм, опасаясь нападения русской эскадры.

Завершение Северной войны

После Гангутской победы Петр издал указ, по которому вся морская торговля, шедшая через Архангельск, переводилась в Петербург. Окно в Европу заработало на полную мощность.

Однако проход торговых судов по Балтийскому морю был небезопасен. Карл XII приказал топить все иностранные суда, зашедшие в воды Балтики. В ответ русский десант высадился на Аландских островах. Шведское побережье оказалось под угрозой русского вторжения. Эти успехи России еще больше насторожили Европу. Август II начал со Швецией переговоры о мире. Английский король заключил с ней военный союз и отдал приказ своей эскадре атаковать русский флот. Австрия также заняла антирусскую позицию.

В 1716-1717 гг. Петр отправился в Европу, чтобы укрепить международное положение России. Ему удалось добиться поддержки со стороны Голландии, Франции и Пруссии. И все же к концу 1720-х гг. в военном противостоянии Россия осталась со Швецией один на один. Петр активно готовился к высадке десанта на территорию Швеции, лично осуществил рекогносцировку береговой линии.

Он сам возглавил десантную операцию. Шведские гарнизоны ряда городов сдались либо были разгромлены. Последней точкой в этой долгой и кровопролитной войне стало сражение у острова Гретам 27 июля 1720 г. Часть шведских судов была потоплена, противник бежал с поля боя.

30 августа 1721 г. в городе Ништадте (Финляндия) был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Северная война, длившаяся 21 год, закончилась.

По Ништадтскому миру Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом, города Ригу, Ревель (ныне Таллин), Дерпт (Юрьев), Пярнов (ныне Пярну), ряд островов в Балтийском море. Вся нынешняя территория Латвии и Эстонии и Карелия, захваченная Швецией в период Смуты, были возвращены России. Был окончательно завоеван выход в Балтийское море, обезопасены Санкт-Петербург и Кронштадт. Россия стала одной из сильнейших европейских стран, крупной морской державой.

Петр несколько недель отмечал победу. Шли бесконечные празднества, блистали фейерверки, воздух сотрясали залпы салютов. В октябре 1721 г. Сенат торжественно преподнес Петру титулы Великого, Отца Отечества и императора.

Реформа стрелецкого войска

До взятия Азова петровские нововведения в армии не были всеобщими, не касались всей армии в целом. И только с 1698-1699 годов непосредственно начинается всеобъемлющая полномасштабная военная реформа.

Стрельцы участвовали в обоих петровских походах на Азов. В первом походе - 12 стрелецких полков, во втором - 13 полков. В походах стрельцы участвовали и раньше, но тогда дело ограничивалось летними месяцами, а на зиму они возвращались в Москву к привычным занятиям: торговлей и промыслами. После взятия Азова в крепости были оставлены 6 солдатских и 4 стрелецких полка. Общая численность стрельцов: 2659 урядников и рядовых, 8 полковников и подполковников и 30 капитанов. На них возлагались обязанности не только отражать возможные попытки османов вернуть крепость, но и восстановить ее бастионы и построить новые.

Позже верные царю стрелецкие полки получили новые названия. Стрелецкое войско прекратило существовать.

Вместо него в конце 1699 года были сформированы сначала 2 дивизии - Автомона Головина и Вейде (состоявшие из 18 пехотных и 2 драгунских полков). Позже создали еще 1 дивизию - под командованием Никиты Репнина.

На укомплектования этих дивизий были направлены офицеры и солдаты расформированных рот полков нового строя (в основном 1-го и 2-го Московских выборных полков). Они составили костяк создаваемых дивизий. Остальная часть солдат пополнялась путем набора рекрутов.

Рекрутские наборы

В 1699-1700 годах Петр I провел централизованный набор рекрутов для пехоты. Новая система комплектования армии явилась закономерным итогом развития национальных особенностей русского военного искусства.

Юридически начало регулярной армии Петра I положено было указами царя от 8 и 17 ноября 1699 года, где были определены источники формирования новых полков:

первый источник - «охочие люди»

второй источник - «даточные люди», т.е. собственно сами рекруты.

В итоге из охотников и даточных людей было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка, общая численность 32000 человека. Их свели в 3 дивизии (командиры - Автомон Головин, Никита Репнин, Адам Вейде). 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий, этот день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России.

Заметим, что реформа на этом этапе не коснулась конницы - она, как и прежде, состояла из дворянского ополчения.

Рекрутские наборы забирали из народного хозяйства лучшие кадры, ведь набирались только здоровые мужчины в возрасте от 15 до 32 лет, не опороченные никакими преступлениями.

Для руководства государства и армии рекрутская система была более удобной, чем наемно-вербовочная. Однако рекрутские наборы ежегодно безвозвратно забирали до 40000 трудоспособных молодых мужчин.

Военное обучение

Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю как в XVII веке, а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года. Так была сделана первая попытка создания единых строевых правил:

во-первых, были введены две категории обучения - для старослужащих и новобранцев;

во-вторых, было значительно уменьшено количество перестроений и ружейных приемов;

в-третьих, были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык.

В 1699-1700 годах Автомоном Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться».

«Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение». Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером для солдат, требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.

«Статьи воинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Главное требование - «служить с прилежанием». Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат.

Соответственно с изменением стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясь превратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные. На смену прежним смотрам раз в год и редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, ориентированная на активное ведение боевых действий.

В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Военная служба тяжким бременем легла на население и уклонение от нее было обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов постоянно была в бегах. Был случай, когда от 23000 драгун через несколько месяцев осталось только 8000, остальные - разбежались.

К офицерам предъявлялись высокие требования. По Уставу офицер был носителем воинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойством офицера. Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию.

В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации. В январе 1701 года в Москве основана школа «математических и навигационных наук». В 1712 году открылась первая русская военно-инженерная школа, а в 1715 году военно-морская академия в Петербурге.

В 1716 году опыт русской регулярной армии был обобщен в «Уставе Воинском». Был подведен итог важной исторической эпохе реформирования армии, закреплялась организация регулярного войска, применяемые им оперативно-тактические и стратегические принципы ведения войны.

Для поощрения отличившихся в бою, в 1700-1705 годах Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.

Офицерский состав армии

Готовясь формировать регулярную армию, Петр уделил большое внимание созданию офицерских кадров. Основной базой для организации офицерского корпуса стали командные кадры гвардейских и солдатских полков. В 1697-1698 годах значительно расширились штаты офицерского состава Преображенского, Семеновского, 1-го и 2-го Московских выборных полков.

К 1699 году унтер-офицерский и офицерский состав намного превышал штатные нормы: так в Преображенском полку было 120 офицеров, в Семеновском - 90, при норме в 40 офицеров.

В начале 1696 года началась широкомасштабная подготовка офицеров для пехоты из числа русских дворян. После 2 месяцев обучения около 300 офицеров было распределено между дивизиями Репнина, Вейде и Головина. Вслед за этим были вызваны дворяне из других городов и отданы в учение.

При Преображенском и Семеновском полках были созданы школы для подготовки унтер-офицеров, а при бомбардирской роте организовали учебную артиллерийскую команду.

Надо отметить, что наемничество в то время было обычным явлением для всех европейских армий. Поэтому и в России, одновременно с подготовкой офицеров из русских дворян, практиковалось привлечение на службу иноземцев. В конце XVII века Иноземный приказ набрал около 300 таких офицеров. Однако в русской армии наемничество пока не привилось, так как быстро выявилась низкая воинская подготовка иностранцев.

Всем доброго времени года. Сейчас у нас в стране идёт бурное военное строительство. Т.е. у нас сейчас вместо никчемного Сердюкова прекрасный министр обороны Шойгу. У нас принят на вооружение новый танк «Армата», у нас идут разработки истребителей 5-го поколения. Т.е., казалось бы, у нас всё в плане вооружений прекрасно. А теперь немножко о том, в чём заключается, собственно говоря, военное строительство.

В нашей стране было несколько случаев успешного военного строительства: это при , при Петре I. Очень эффективное военное строительство у нас было при Сталине. А теперь рассмотрим немножечко на примере, по сути, хрестоматийном.

Петровское военное строительство. То, что собирается прорываться к морям, создаёт полки потешные свои, создаёт потешную флотилию, собирается воевать выход к Азовскому морю, т.е взятие Азова, - это всё было вполне себе естественно и понятно. В это время Пётр I развивал армию, нанимая иностранных специалистов, занялся постройкой флота для Азовского моря. Первый Азовский поход провалился, потому что не было флота, для второго была построена эскадра, которая смогла заблокировать Азов с моря. И затем Пётр, собственно говоря, попытался пробиться к гораздо более важному для страны нашей в то время Балтийскому морю. Т.е. отбить у шведов те земли, которые они сумели отжать в своё время, в Смутное время.

И вот русская армия начинает воевать, осаждает Нарву, т.е. заключены были военные союзы. Но под Нарвой русская армия терпит сокрушительное поражение. Т.е. русские войска не могут сражаться на равных с численно уступающими шведскими войсками. Они уступают им по выучке, по дисциплине, по мотивации, по сути, во всём. В том числе, собственно говоря, и в командовании, т.е. под Нарвой нанятое Петром командование русской армией во главе с герцогом Декруа перешло на сторону противника.

И вот Пётр, которого в это время все уже сбросили со счетов, резко ускоряет военное строительство в российском государстве. Как оно выглядело вообще в России, т.е. что делал Пётр I? Для того, чтобы обеспечить вооружённые силы, он обеспечил систему комплектации, которая давала достаточную численность войск, т.е. рекрутская система воинской повинности. Это позволило получить профессиональную армию вместо прежней, которая была полупрофессиональной, т.е. стрельцы - они в мирное время занимались ремёслами, торговлей, поместная конница занималась своими поместьями, т.е. поместное войско. И, соответственно, это войско можно было считать скорее не постоянным, а иррегулярным. При Пётре I у нас создаётся нормальная полноценная регулярная армия. Вводится единое обмундирование, которое сказывается, кстати, и на дисциплине положительно.

Но предпринимаются и более важные шаги. Когда строился, допустим, флот для войны с турками, на реке Воронеж, создавались кумпанства, т.е. бояре и купцы озадачивались постройкой боевых кораблей. Т.е. они использовали свои средства, свои богатства для создания русского флота. Т.е. можно посмотреть на современных олигархов, посмотреть, как они вкладываются в обеспечение оборонной мощи страны. При Петре вкладываться приходилось. Для того, чтобы обеспечить строящиеся корабли орудиями, для того, чтобы обеспечить войска ружьями, для того, чтобы обеспечить войска формой, Пётр I развивает военные мануфактуры, т.е. это как текстильные мануфактуры, так и железоделательные, и прочие мануфактуры, которые необходимы для создания как флота, так и армии.

Т.е. строятся заводы достаточно многочисленные. Для них выписываются зарубежные специалисты, для них готовятся собственные кадры. Так вот, когда страна занимается военным строительством, она нуждается в большом количестве квалифицированных кадров. Это означает, что система образования. Вот Пётр I создаёт учебные заведения, т.е. готовит за государственный счёт людей за рубежом, потому что в стране подготовить специалистов первое время было нельзя, а также готовит специалистов, начинает у нас в стране, открывая учебные заведения.

При этом нет такой задачи, что содрать со студента побольше денег, типа платное образование - нет, государство в это образование вкладывалось само. И нет такой задачи, чтобы подготовить конкурентного специалиста, способного уехать зарабатывать за рубеж, нет. Специалисты готовились для нашей страны, в том числе и за рубежом, а не у нас для других стран, как это делается сейчас в лучших, так сказать, пожеланиях Высшей Школы Экономики.

Разрабатываются воинские уставы, в этих воинских уставах прописываются крайне жёсткие вещи. Например, если русский корабль откроет огонь по кораблю противника, и не будет до него добивать, то командира корабля полагается казнить. Т.е. он нёс ответственность за это своей жизнью, потому что если он открыл огонь с дистанции, с которой пушки не добивают, значит, он трус.

Твёрдое следование уставам приводило к тому, что нерешительные люди, трусы, просто некомпетентные, они довольно быстро отсеивались, они бежали с флота, они бежали из армии, и на их место заступали люди, которые добились этого места своими умениями, своим мужеством, своими навыками.

Кстати, по этому поводу даже есть такой довольно занятный советский фильм «Спектакль» по ещё более старой истории, которая называлась «Табачный капитан». Очень наглядно показывает отношение к кадрам. Собственно, в фильме «Как Пётр I арапа женил» речь идёт, собственно говоря, о том же самом. Это нужно понимать. Кадры нужны для страны. Не для того, чтобы человек получил образование и поехал в Штаты работать, а для того, чтобы, получив образование, он укреплял военную и экономическую мощь своей страны. И научную мощь, и интеллектуальную мощь, всю. Т.е. для этого нужно, чтобы образование работало на внутренние интересы страны.

И образованные граждане - это не задача самих граждан, это задача государства максимально поднимать уровень образования. Это часть военного строительства. Чем более образованное население в стране, тем больше военный потенциал державы. Вот у нас, например, на это особо внимания не обращают.

Дальше. Если мы начинаем строить корабли, лить пушки, или сейчас начинаем строить танки, самолёты и так далее, то ключевым моментом является производственная база. При этом производственная база не только которая собирает технику, это вот очень важный момент, а которая выпускает все виды комплектующих для этой техники. Т.е. страна, которая не может сама выпускать шариковые подшипники, но, допустим, умеет сама построить танки, самолёты (а такие страны есть), эта страна в плане оборонного потенциала очень слаба. Почему? Потому что без подшипников она самолёт или танк не построит.

Поэтому нужны предприятия не только которые делают саму военную технику, само вооружение, но и те, которые делают всё необходимое для этой военной техники. Те предприятия, которые делают станки для этой военной техники, для производства военной техники, а также станки делают для производства того, из чего делается эта военная техника. Т.е. нужна промышленность группы А - производство средств производства.

Пётр это создавал, создавал отчаянными усилиями. Сейчас у нас, к сожалению, этого практически нет. И от этого зависят темпы как производства вооружений, допустим, во время войны. От этого зависят и темпы перевооружения армии. Т.е., например, у нас темпы перевооружения достаточно низкие. Большая часть вооружения у нас относится к советским образцам, которые даже не модернизированы. А несколько менее половины нашей техники военной - это либо новые образцы оружия, либо советское оружие, т.е. заметьте, это которое было выпущено четверть века назад. Которое, правда, прошло модернизацию. И это в мирное время, когда прилагаются усилия по перевооружению армии. Если начнутся боевые действия сколько-нибудь серьёзные, то резко возрастёт необходимость замещения потерь в технике, в расходе боеприпасов.

Как это будет замещаться? Ну, например, сейчас это смотрится крайне неочевидно, при Петре это было совершенно чётко видно: вот есть предприятия, на которых делают якоря, отливают пушки, производят ткань, есть которые из этой ткани делают военную форму, т.е. весь цикл производства на месте. Есть момент, связанный с мотивацией, т.е. жесточайшие наказания за подрыв боевой мощи, за подрыв военного духа, и поощрения за выполнение приказа, поощрение за выполнение воинского долга. У нас, к сожалению, этот принцип тоже нарушается. У нас людей, которые выполняли свой воинский долг, зачастую наказывают, людей, которые подрывали боевую мощь, ставят на высокие посты.

И вот к чему приводили петровские действия? Если под Нарвой русские войска умудрялись бежать, т.е. центр русской армии бежал, если численно меньшие силы шведов громили русскую армию, то спустя несколько лет после начала Северной войны в Лифляндии войска под командованием Шереметева уже бьют шведов, но, правда, имея двойное численное превосходство. Борьба идёт с переменным успехом, сначала Шереметев бьёт Шлиппенбаха, потом Левенгаупт бьёт Шереметева. Русские войска сражаются на территории Польши против шведов, и вынуждены отступать от шведской армии под Гродно, но чем дальше идут боевые действия, тем лучше сражаются русские войска. Возрастает их стойкость, возрастает их умение, возрастает их инициатива.

И в сражении при Лесной русский войска громят корпус Левенгаупта, уже не имея превосходства в силах, громят наголову, лишив шведскую армию снабжения. А в сражении под Полтавой русская армия наголову громит считавшегося непобедимым шведского короля. При этом из армии у того не остаётся практически ничего, т.е. пол-армии полегло на поле боя, половина армии сдалась в плен. Это вот итог Полтавской битвы. Т.е. шведский король бежал без армии с поля боя. Армии у него не осталось.

И русские войска постепенно приобретают славу непобедимых, русская армия начинает считаться одной из сильнейших в мире, а после разгрома Наполеона просто сильнейшей в мире. Но правительство начинает почивать на лаврах, производственная база обновляется достаточно плохо, и вроде бы военное строительство продолжается, но у нас всё начинают постепенно замещать иностранные образцы оружия, которые сначала просто делаются по зарубежным образцам, затем начинают заказываться за рубежом, и в итоге мы подходим к Первой мировой войне, когда половина оружия заказывается за рубежом, при этом его всё равно не хватает, а собственные производственные мощности не позволяют выпускать современнейшие виды вооружения.

Это неправильный подход к военному строительству. Т.е. военное строительство опирается на людской потенциал, т.е. численность населения, собственно говоря, на качество этого потенциала людского, т.е. на качество человеческого материала, т.е. насколько эти люди подготовлены, образованы, и на сколько они готовы защищать свою Родину, выполнять, так сказать, свой воинский долг. И военный потенциал состоит из промышленной мощи государства, т.е. способности обеспечить как гражданские, так и военные потребности не только в условиях мирного времени, но и в условиях войны. Потому что ситуация, что типа того «а, что не сделаем - то купим» во время войны, в большинстве случаев, не работает.

Вот, собственно, и всё.