Биографии Характеристики Анализ

Какие тайны хранит Орден Тамплиеров.

В XII веке христианская церковь была уже мало похожа на маленькую иудейскую секту, которой она была при возникновении. Ее влияние распространилось на все области жизни в Западной Европе, но было еще далеко до времени того мрачного мракобесия, которое ставили в упрек средним векам просвещенные поколения века восемнадцатого. Над умами в те годы властвовал аббат Бернар Клервосский, который еще при жизни был канонизирован в святые. Писатель-мистик, великолепный оратор, он был вдохновителем Второго крестового похода. К его мнению прислушивались папы, а феодалы его боялись. В этот период вся политическая активность проходила под знаком соперничества между духовенством католической церкви и императорами Священной Римской империи за влияние на сеньоров.

В этих условиях Бернар и основал в 1128 году военно-монашеский Орден рыцарей Храма - тамплиеров (храмовников). Ядром ордена стали рыцари, вернувшиеся из Палестины. Становление его было стремительным. В ряды тамплиеров вливались все новые и новые добровольцы, или, скорее, послушники. С самого начала орден прочно обосновался на землях Западной Европы, разделенной в то время на девять провинций: Францию, Португалию, Кастилию, Арагон, Мальорку, Германию, Италию, Сицилию и Англию с Ирландией. К началу XIV века храмовники располагали по всей Западной Европе почти десятью тысячами владений, из которЫх около тысячи находились во Франции. Владения, а также военные посты и укрепления, подчиненные им, покрыли Европу густой сетью.

Три категории братьев составляли сам орден: рыцари - все благородного происхождения или - очень редко - возведенные в дворянство, из их числа избирались руководители резиденций; духовники-монахи, находившиеся при магистрах или служившие в церквях; сержанты, из числа которых рыцари набирали оруженосцев и пехоту в военных походах и которые вели хозяйство и управляли имуществом ордена, среди них были свободные крестьяне и ремесленники. Еще была категория гостей Храма, оказавших ордену временные услуги. Орден брал под свое покровительство и тех, кто примыкал к нему: сеньоров, выказывавших по отношению к нему верноподданнические чувства; торговцев, пользовавшихся его коммерческими услугами; ремесленников, обосновавшихся на его землях, и многих других. Внизу этой иерархической пирамиды находились зависимые крестьяне, прикрепленные к земле феодальной зависимостью, и темнокожие рабы, вывезенные из Палестины. На вершине царил великий магистр, избранный собранием представителей девяти провинций Западной Европы. Великий магистр обладал абсолютной властью, за исключением вопросов, связанных с приемом новых рыцарей, продажей имущества Ордена, назначением высших руководителей провинций, - их решало собрание.

Тамплиеры не признавали над собой никакой другой власти. Орден Храма пользовался правом экстерриториальности и не подпадал под юрисдикцию властей тех земель, на территории которых он находился. Орден не платил никому никаких налогов, в том числе и церковную десятину, а также таможенных пошлин. У него была своя полиция и свой трибунал. Формально Великий магистр подчинялся только папе, который сам его боялся.

Военная мощь ордена была значительна. В его рядах было около 15 тысяч рыцарей и 45 тысяч сержантов, не считая священников, крестьян, ремесленников, гостей Храма и вассалов. Эта армия была рассеяна по всей Западной Европе и не могла вести сражения. Но зато могла контролировать ценности ордена на огромных территориях, богатства, которые тамплиеры собирали с невероятной алчностью на пространствах от Атлантического океана до Палестины, используя методы, до тех пор неизвестные в средневековой Европе.

Как все монахи, тамплиеры давали обеты: послушания, целомудрия и личной бедности. Но сам орден, как организация, мог иметь имущество. Его устав прямо обязывал накапливать ценности и запрещал продавать имущество без разрешения высшего совета. Скупость храмовников доходила до того, что они отказывались выкупать своих братьев из плена, как это было принято повсюду в то время. Всеми возможными способами собирали храмовники свои сокровища.

Кроме того, орден создал флот и добился монополии в плаваниях по Средиземному морю между Европой и Ближним Востоком. Его корабли перевозили войска крестоносцев, паломников, отправлявшихся в Святую землю, среди которых были богатые, щедро платившие за услуги принцы.

Торговцы также использовали флот тамплиеров для перевозки своих товаров. Из Европы везли оружие, лошадей, продовольствие. В Европу - вино из Палестины, пряности и сахар из Индии, ткани из Дамаска, ковры и шелка из Персии, а также арабскую парфюмерию.

Еще большие богатства орден аккумулировал в самой Европе. Чтобы заручиться поддержкой рыцарей ордена, монархи и богатые феодалы отдавали тамплиерам земли и замки. Тем или иным способом он овладевал целыми графствами с их землями, реками, лесами, полями и крестьянами.

Тамплиеры создали свой банк. Каждое владение имело его отделение. Коммерсанты помещали в банк золото и другие драгоценные металлы, а взамен получали обменные векселя. Банк тамплиеров принимал на хранение также сокровища монархов, сеньоров и епископов. Золото монахи пускали в оборот. Они предлагали его под большой процент королям, феодалам, епископам, коммунам и торговцам. Орден стал крупнейшим ростовщиком в Европе.

Среди заемщиков храма были епископаты и коммуны, которые начиная с 1140 года начали строительство церквей в готическом стиле. В то время большинство французских городов имели весьма ограниченные средства для развития. Если у их магистратов и появлялись свободные деньги, то в первую очередь их расходовали на укрепление городских стен.

Тем более удивительно, что в течение нескольких лет во всей Франции были найдены деньги для строительства огромных готических соборов. Единственной организацией, способной дать их, был орден тамплиеров. Менее чем за сто лет было построено восемьдесят огромных соборов и семьдесят храмов поменьше.

Строительство требовало привлечения большого количества людей. Но рабочим нельзя платить заработную плату векселями. Кредиты, выданные епископам и коммунам, должны были быть обеспечены деньгами. Однако деньги, особенно металлические, были тогда редкостью. Серебряных же почти совсем не было. Того серебра, всего около тонны, что тамплиеры вывезли из Палестины, было явно недостаточно. Добыча драгоценных металлов в Европе практически не велась. А месторождения в Германии, Чехии и России еще не были открыты. Золота также было недостаточно.

И тем не менее тамплиеры чеканили свою монету, серебряную, а не золотую. В течение XII - XIII веков было произведено такое количество серебряных денег, что они стали обычным платежным средством. На эти деньги и была развернута кампания по строительству храмов.

Но откуда появился металл? Никто этого не знал. Вернее, те, кто знал, молчали. Тамплиеры вообще о многом молчали. Так, устав ордена был известен только рыцарям, но и те не могли его хранить у себя, чтобы он не попал в руки непосвященных, даже из числа членов ордена. Магистры принимали решения в глубокой тайне. Архивы ордена таинственно исчезли.

Существует еще множество необъясненных, а иногда и необъяснимых, фактов в истории ордена. Одни из них касаются флота тамплиеров. Для контактов с Англией у них имелись порты на побережье Атлантического океана. Расположение портов нельзя логически объяснить, исходя из потребностей тамплиеров в Европе. Это Ла-Рошель. Расположенный в 150 километрах к югу от Нанта и на 70 - севернее Руана в устье реки Жиронды, на берегах глубокой бухты, он хорошо укреплен и неприступен как с моря, так и с суши. (В чем убедился позднее кардинал Рише-льє.) С этой точки зрения выбор тамплиеров нас не удивляет. Непонятно другое, зачем нужен был ордену порт, находящийся далеко к югу от Англии и к северу от Португалии, дорога в которую была более безопасна и удобна по суше? Однако Ла-Рошель отнюдь не был для тамплиеров второстепенным пунктом. Резиденция, находившаяся там, контролировала обширный район, а со всех сторон Франции к нему сходились семь «дорог тамплиеров».

Могущество ордена росло, увеличивалось его влияние во многих странах Западной Европы. В течение 200 лет тамплиеры не боялись никого и ничего. Так продолжалось до 12 октября 1307 года - до того дня, когда король Франции Филипп Красивый начал внезапную и хорошо подготовленную операцию против ордена. Тамплиеры были обвинены в ереси, их владения разгромлены, братья арестованы, имущество конфисковано. Папа римский издал указ о роспуске ордена. Арестованные были переданы в руки инквизиции. Среди множества признаний для нас особенно интересно одно - протокол показаний рыцаря Жана де Ша-лона. Он утверждал, что в ночь перед арестами из Парижа вышли три крытые повозки, груженные сундуками с сокровищами Храма. Повозки сопровождал конвой из сорока двух рыцарей во главе с магистром Гуго де Шалоном и Жераром де Вилье. Рыцари и груз должны были прибыть в один из портов, где их ждали семнадцать кораблей ордена. Бросается в глаза непропорциональность количества кораблей и содержимого трех повозок. Но, возможно, существовали и другие обозы, направлявшиеся в этот порт? Мы не знаем, что было в сундуках. Слово «сокровища» может показаться обманчивым. Сейчас оно означает «скопление золота, серебра и других драгоценностей». В средние века оно также имело этот смысл, но его применяли и для обозначения тайных архивов королей и коммун. Мы не сомневаемся, что сокровища Храма, вывезенные из Парижа, - это секретные архивы ордена, которые надо было спрятать в надежном месте.

В какой порт могли направиться рыцари в ту тревожную ночь? Конечно, в порт, принадлежавший тамплиерам. Другие были ненадежны, и там не было кораблей ордена. Остается Ла-Рошель. Надежно укрепленный, он мог бы выдержать осаду жандармов короля. К нему вела охраняемая тамплиерами дорога, на которой можно было найти сменных лошадей. Но мы не знаем, достигли груз пункта назначения. Известно только, что архивы ордена не значатся в списках захваченного людьми короля имущества, а имена рыцарей, сопровождавших груз, названы вместе с теми, кто скрылся от ареста. Среди кораблей, нашедших убежище в Португалии, не было кораблей из Ла-Рошели. Они исчезли навсегда. Перед исследователями встают три вопроса:

1. Откуда тамплиеры брали серебро - металл, не найденный к тому времени на территории Европы, которым они буквально наводнили страны Священной Римской империи?

2. Зачем им был нужен порт Ла-Рошель?

3. Куда ушли корабли, груженные «сокровищами» ордена, которые удалось спасти в 1307 году?

Жан де ля Варанд, историк из Нормандии, говорит устами персонажа одной из своих книг, что тамплиеры вывезли много этого металла из… Мексики, откуда пошло выражение «быть богатым», где слово «серебро» - является синонимом слова «богатство», в то время как было бы гстественно говорить так о золоте! К сожалению, Варанд не указывает источник своих сведений. Поэтому попытаемся сами найти подтверждение этой гипотезе.

Одно из свидетельств можно найти, внимательно рассмотрев роспись фронтона храма тамплиеров в городе Верелай в Бургони, которая оптируется XII веком. Среди людей, окружавших Христа, на изображении можно увидеть мужчину, женщину и ребенка с непропорциональными большими ушными раковинами. Мужчина одет в убранство из перьев, похожее на одежду североамериканских индейцев, а на голове у него - шлем викинга. Женщина - с обнаженной грудью и в длинной юбке. Возможно, средневековые живописцы слышали что-нибудь о людях с большими ушами. Теперь нам известно, что инки и их предшественники, которым они подражали, имели обычай оттягивать уши, вставляли в мочки тяжелые кольца из золота, меди или камня. Такое трудно выдумать. Они, безусловно, знали о викингах, на что указывает шлем на голове мужчины. Смешав эти два понятия, они нарисовали «идеализированного» викинга. Есть еще одно доказательство того, что тамплиеры знали о существовании континента, который мы теперь называем Америкой; недавно в Национальном архиве Франции были найдены печати ордена, захваченные людьми Филиппа Красивого в 1307 году. На одной из них, приложенных к Документу, относящемуся к ведению Великого магистра, видна надпись «Тайна Храма». В центре расположена фигура человека, который может быть только американским индейцем. Одет он в набедренную повязку, на голове у него убор из перьев, такой же, какой носили индейцы Северной Америки, Мексики и Бразилии. В правой руке он держит лук, внизу, под | луком, изображена свастика - крест с изогнутыми концами, распростра-" ненный в Скандинавии символ эпохи викингов.

Варанд был прав, по крайней мере, в одном. Тамплиеры знали о существовании Нового Света. И это была их большая тайна. Тайна настолько важная, что ее сохранение было поручено высшим иерархам ордена и самому великому магистру. Это была тайна тайн, в которую не были посвящены даже рыцари 1 -го ранга.

Нам известно происхождение этой тайны. В X веке германо-датские викинги уже 22 года провели в Мексике перед тем, как отправиться в Перу, где основали империю Тиауанако. Ирландцы к тому времени уже прочно освоили восточное побережье нынешних Соединенных Штатов. В начале XI века норвежские викинги создали на территории современного штата Массачусетс процветающие колонии, которые не теряли связь со Скандинавией. В это же время норманнский король Роллан захватил северное побережье Европы и стал править в Нормандии. Здесь и сохранились предания о походах викингов за океан. Отсюда и тайные службы ордена более чем через 100 лет могли узнать о существовании континента за океаном.

Но действительно ли тамплиеры добывали свое серебро на американских рудниках?

Археологи утверждают, что мексиканские индейцы знали технологию обработки металлов уже около тысячи лет. Это находит подтверждение в легендах местных племен, где говорится, что техника и искусство металлургии были принесены в 967 году нашей эры белым богом Кецалькоатлем. Из различных источников известно, что в этом году в Мексику прибыл викинг Ульман. До этого времени в Мексике не использовали изделия из металлов. Они не были найдены ни в эпоху культуры Теотиуакан, ни в классическую эпоху майя.

Известно, что мексиканские индейцы, особенно тольтеки, были большими мастерами золотых и серебряных дел. К сожалению, от их великолепных изделий мало что осталось, так как конкистадоры переплавляли в слитки все драгоценные металлы, которые попадали им в руки. Медь была самым редким и ценным металлом. Из нее делали, кроме украшений, монеты, иглы, рыболовные крючки, ножи. И серебро считалось более ценным металлом, чем золото.

Металлургия в Перу была более развита, чем в Центральной Америке. Это логично. С одной стороны, она получила важный культурный толчок китайского и индокитайского происхождения, как это показал немецкий историк X. Гейне-Гельдерн: культура Чавин родилась внезапно, без местных предшественников, за много веков до нашей эры. Она обладала высоким уровнем технических знаний, включая и выплавку металла.

С другой стороны, викинги, которые пробыли в Мексике всего лишь двадцать с небольшим лет, правили около трехсот лет империей Тиауанако: а их последователи - инки - еще двести пятьдесят лет.

В Перу обрабатывали золото, серебро, медь шампи - сплав золота и меди, бронзу и даже платину. Умели плавить, ковать, сваривать металлы, отливать их в формы. Изготавливали биметаллические изделия, а также знали способы покрытия серебра золотом и медью - серебра так, что современные ученые металлурги могут это сделать только с применении ем электролиза.

Золотое и серебряное производство в Перу более известно, чем мексиканское. Хотя испанские офицеры и солдаты и поторопились переплавить свою долю добычи в слитки, многочисленные открытия не разграбленных захоронений позволили составить внушительную коллекцию великолепных образцов ювелирного искусства инков.

Различные доколумбовые цивилизации Американского континента при всех своих различиях имели одну общую черту: каменные постройки и скульптуру. Носители этих цивилизаций могли обрабатывать самые прочные камни - задача, с которой с трудом справляются современные специалисты, оснащенные самым совершенным инструментом. До сих пор не найден ни один инструмент из железа или стали, относящийся к этой эпохе. Были обнаружены различные инструменты из меди и бронзы, но ни один из этих мягких металлов не может справиться с камнем. К тому же известно, что железо плохо сопротивляется действию времени и исчезает, не оставляя следа. Теперь мы знаем, что древние египтяне пользовались изделиями из железа. Хотя до открытия захоронения Тутанхамона также не было найдено ни одного железного предмета.

Археологи утверждают, что скульпторы и строители монументальных сооружений доколумбовой Америки не могли создавать свои произведения, используя только инструмент из обсидиана или бронзы. Любой анализ покажет, что они должны были использовать инструмент из стали. Народам Америки были знакомы железо и сталь, по крайней мере, на территории империи Тиауанако. Тому есть убедительные лингвистические доказательства. Так, в языке инков и кечуа есть слово, обозначающее железо, но нет названия для стали. А в языке гуарани есть обозначение и того, и другого металла.

Кроме того, викинги, высадившиеся в Америке в 967 году, владели, без сомнения, оружием и инструментами из стали. Бронзовый век для них закончился уже за полторы тысячи лет до того. За время своего пребывания в Мексике они так и не смогли научить тольтеков искусству получения и обработки железа, ремеслу более сложному, чем обработка мягких металлов. Те инструменты, которые могли остаться после их ухода, за пятьсот лет, которые отделяли их от прихода испанских колонизаторов, рассыпались бы в прах. В Тиауанако викинги должны были бы, по логике вещей, организовать производство железа, но умение это было утеряно в результате гибели империи.

К моменту прибытия испанцев в Перу, как и в Мексике, не могло остаться много стальных инструментов. Скорее всего, они уже исчезли, и даже названия их были забыты. Но название железа сохранилось. Его находили в шахтах и рудниках, но утеряли умение выплавлять его из руды. Напротив, в тех регионах Парагвая и Бразилии, где укрылась часть оставшихся в живых народов Тиауанако, инструменты и оружие из стали продолжали применять, правда, во все более скромных масштабах. И в эпоху завоевания воспоминания об этом были еще живы. Так, сокровища Монтесумы, императора ацтеков, накопленные за многие поколения, оцениваются в две с половиной тонны золота. Тогда как только выкуп за правителя Атауальпу составил шесть тонн золота и двенадцать тонн серебра.

В Перу была прекрасно организована добыча драгоценных металлов. А добыча золота промывкой велась на промышленном уровне.

Теперь попытаемся ответить еще на один вопрос.

Допустим, что серебро, которым пользовались тамплиеры для финансирования строительства готических соборов в Европе, добывалось в Южной Америке. И порт Ла-Рошель на берегу атлантического побережья Франции был построен для ввоза американского серебра. Осталось узнать, куда ушли корабли, на которые были погружены секретные архивы ордена, таинственно исчезнувшие в 1307 году?

Мы в состоянии ответить на этот вопрос: корабли с тамплиерами, избежавшими ареста в 1307 году, и, возможно, с секретными архивами ордена, нашли убежище в Мексике.

Но почему тамплиеры решили отправиться именно в эту страну? То, что они знали о существовании Центральной Америки, не вызывает у нас удивления. Уже более ста пятидесяти лет слитки серебра доставлялись из Южной Америки в Европу. Тамплиеры поддерживали тесные контакты с потомками викингов, которые побывали в Мексике около 1000 года. Не исключено, что они предприняли в 1194 году разведывательный поход в этот район. Но так как они там не нашли достаточного количества драгоценных металлов, главной своей цели в Америке, то больше не возобновляли свои попытки.

Ситуация стала меняться, когда союз короля Франции и папы римского стал угрожать самому существованию ордена. Тамплиеры в отличие от ордена госпитальеров за всю свою историю не приобрели в Европе полностью автономную территорию, где бы они могли быть защищены от давления и угроз как светской, так и духовной власти. Дело могло плохо кончиться в любой момент. Рыцари стали думать о поисках надежного убежища в случае отступления. Викинги, торгуя с тамплиерами, не обещали, тем не менее, им теплого приема на своей территории. Поэтому до 1290 года попытки обосноваться в Южной Америке не предпринимались. А после 1290 года они были бы обречены на провал: империя Тиа-уанако была разрушена дикими племенами варваров. Оставалась только Мексика.

Можно не сомневаться, что, отправляясь в Америку, тамплиеры думали, что речь идет о временном убежище. Но их расчеты не оправдались. Орден исчез навсегда. Изолированные за океаном, тамплиеры могли утолять там свою жажду завоеваний и насаждать свою веру, которая в Европе граничила с ересью, среди полудиких племен индейцев, но шло время, и никто не занимал место ушедших из жизни. Через пятьдесят лет после прибытия последнего из храмовников в Мексике не осталось ни одного белого человека.

История ордена рыцарей тамплиеров буквально переполнена тайнами и загадками, которые в последствии легли в основу различных легенд и мистификаций. Тем не менее многие вопросы до сих пор остаются открытыми. Действительно ли члены ордена являлись хранителями Святого Грааля, куда пропали несметные сокровища тамплиеров, практиковали ли они магию и кому поклонялись?

Сокровища тамплиеров

Искателей приключений и многих историков всегда интересовала судьба сокровищ тамплиеров. За все время своего существования орден успел накопить значительные богатства, найти которые так никому и не удалось. Одни легенды гласят, что сокровища были спрятаны где-то за пределами Парижа, согласно другим – средства ушли на финансирование масонских организаций, английских банков и Нового света.

Кстати, многие исследователи считают, что богатство ордена обязано своим происхождением серебряным копям Южной Америки. Жак де Майе утверждает, что индейцы были знакомы с тамплиерами еще в XII веке, поскольку рыцари регулярно плавали в Америку.

Реликвии, которыми владел орден тамплиеров

Многие легенды гласят, что тамплиеры знали, где находится Святой Грааль, более того, они имели возможность пользоваться благами, которые он приносил.

Испивший из чаши Грааля якобы получает прощение грехов и вечную жизнь. Согласно некоторым версиям, даже близкое созерцание этой реликвии дает бессмертие.

Святой Грааль – это чаша, из которой вкушал Иисус Христос на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.

Также некоторые исследователи считают, что тамплиеры владели Ковчегом завета, который, согласно Библии, хранился в Храме Соломона. В самом начале своей деятельности орден тамплиеров пребывал на Востоке. Именно тогда рыцари вынесли из храма Ковчег, в котором были Скрижали Завета с Десятью заповедями, манна небесная, которой еврейский народ кормился в пустыне, и посох Аарона.

В битве у подножия Хаттинских рогов в конце XII века, по одной из версий, тамплиерам удалось добыть частичку животворящего креста. Также есть свидетельства, указывающие на то, что они владели головой христианской святой Евфимии Всехвальной, которую особенно почитают в православной церкви.

Кому они поклонялись?

Самая большая загадка в истории ордена рыцарей тамплиеров связана с религиозной составляющей. Были ли они католической, христианской или же оккультной организацией с элементами древнеязыческих, собственных или восточных учений?

Как утверждают исследователи, устав Ордена, который был составлен св. Бернаром, буквально пронизан возвышенным духом католической веры. При этом в захоронениях тамплиеров все же встречалась гностическая символика: к примеру, печать с Абраксасом свидетельствующая о наличии некоторых традиций гностицизма.

Основанием для различных мистификаций стали материалы, в которых тамплиеры «плюют на распятие» и «отрекаются от Христа», другими словами, показывают принадлежность ордена к сатанинским культам. Но доверять этим версиям, конечно же, нельзя, так как арест тамплиеров был в интересах самого короля, кроме того, обвинения в связях с дьяволом под пытками были популярным инструментом инквизиции. Многие исследователи считают, что приписываемый тамплиерам Бафомет, является порождением устроенного над ними судебного процесса.

Тайны Мироздания

Тамплиеры, Орден Храма, Бедные рыцари Христа и Храма Соломона – под многими именами известен всем этот духовно-рыцарский орден со своей печальной судьбой. Много дискуссий о нем ведется историками и по сей день. Все они касаются различных фактов в период существования ордена, политики его магистров. В этой же статье будут рассмотрены таинственные, не многим известные и отрицаемые скептиками страницы истории ордена и его дальнейшей судьбы. Сюда попали легенды, теории и предположения, не имеющие весомого фактического подтверждения, однако, что весьма важно, и не имеющие убедительного опровержения. Одни мифы о тамплиерах достаточно известны, другие менее известны, возможно, для кого-то откроются новые их стороны. Выясним же, о чем говорят легенды.

Наверное, самой известной является легенда о сокровищах тамплиеров. Хорошо известно, что орден в период своего существования нажил огромное богатство, которое стало одной из причин разгрома ордена. Легенда подразумевает, что не только обширные земли были этим богатством. В 1745 г. в одном из старинных архивов было обнаружено письмо, которое Жак де Моле (последний Великий магистр) сумел перед смертью передать племяннику графа Гильома де Боже (Великий магистр ордена в 1273 – 1291 гг.) Гишару. В письме говорилось: «В могиле твоего дяди, Великого магистра де Боже, нет его останков. Там находятся тайные архивы ордена. Вместе с архивом хранятся реликвии: корона иерусалимских царей и четыре золотых фигурки евангелистов, которые украшали гроб Христа в Иерусалиме и не достались мусульманам. Остальные драгоценности находятся внутри двух колонн, против входа в крипту. Капители колонн вращаются вокруг своей оси и открывают отверстие в тайник». Найденный документ побудил многих историков заняться изучением хроник XVI в. Выяснилось, что после казни де Моле юный граф Гишар де Боже обратился к Филиппу IV с просьбой позволить вывезти из Тампля прах его родственника, на что получил разрешение. Возможно, при перезахоронении Гишар извлек сокровища и перепрятал в другой тайник. Позже было обнаружено, что одна из колонн в церкви Тампля действительно полая. Но куда же граф де Боже мог перепрятать богатства? Одна из многочисленных гипотез гласит, что гроб Великого магистра де Боже был перенесён в фамильный склеп графов, расположенный в их родовом замке. Однако во время Великой Французской революции замок неоднократно обыскивали, но так ничего и не нашли.

Другая, наиболее популярная версия основана на прозорливости ордена. В ночь на 13 октября 1307 г. из парижского Дома тамплиеров выехали три повозки, сопровождаемые 42 всадниками. Отряд возглавляли высокопоставленные рыцари Гуго де Шалон и Жерар де Вилье. Кавалькада направлялась в сторону Руана. Утром того дня по указу Филиппа IV по всей Франции начались аресты тамплиеров. Сутки спустя рыцари благополучно прибыли в Руан, где их ждали на Сене 17 кораблей. Флотилия отчалила: видели, как она прошла мимо Гавра, пересекла Ла-Манш, повернула на восток и исчезла с глаз. Шпионы короля пытались найти хоть какой-нибудь след, в пролив вышли военные корабли, были опрошены жители прибрежных районов, во всех портах устроены засады, но все безрезультатно. Хронологически эти две истории говорят о разных сокровищах, образующих одно целое, в разное время получивших новое укрытие.

Еще одна легенда связана с предметом, который сам по себе известен даже больше тамплиеров. Речь идет о Святом Граале. В последние годы среди ученых историков возникает особенно много споров по этому поводу. Это связано с романом Дэна Брауна «Код да Винчи», в котором получила отражение относительно новая теория о соотношении Грааля, тамплиеров и Иисуса Христа. Дэн Браун взял идею из книги Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Святой Грааль». Имел место даже судебный процесс над автором «Кода да Винчи», однако обвинение в плагиате не нашло подтверждения, так как Браун в своем романе не выдавал идею за собственную. Но обо всем по порядку.

Итак, что же представляет собой Грааль? Легенд о нем много, согласно одной – это изображение Ноева ковчега из золота, согласно другой – драгоценный камень, по свойствам отождествляемый с философским. Наиболее же распространенной точкой зрения является чаша, из которой пил вино во время Тайной вечери Иисус. В эту же чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса. Чашу он взял с собой, когда вместе с Лазарем и Марией Магдалиной отправился в Марсель. Там Иосиф получил благословление св. Филиппа отправится в Англию, в Гластонбери, для строительства церкви. Так было создано Гластонберийское аббатство, куда Иосиф привез Грааль. По другой версии чаша осталась у Марии Магдалины, которая спрятала ее в пещере на юге Франции близ Прованса. Так или иначе, Грааль оказался в Европе.

В XII-XIII вв. хранителями Грааля стали считаться тамплиеры. Поэт Вольфрам фон Эшенбах в 1210 г. написал стихотворный роман «Парсифаль». Автор говорил, что воспользовался старинными источниками и повестью одного провансальского трубадура. Он утверждал, что Грааль хранили рыцари ордена Templaisen. В этом искаженном немецком названии легко угадывались тамплиеры И они не стали опровергать слухи, которые поползли по Европе после выхода в свет романа.

В XII-XIII вв. юг Франции (провинции Лангедок и Прованс) охватило еретическое учение катаров. Их учение во многом было похоже на эзотерическое учение тамплиеров, которые по ходившим тогда слухам были довольно близки с катарами и их последователями альбигойцами. В начале XIII века французские короли начали крестовые походы против альбигойцев. В 1244 г. пал главный оплот катаров – замок Монсегюр, по преданию являющийся хранилищем Грааля. Но вот что самое примечательное: перед самым падением крепости, когда войска крестоносцев были сосредоточены в основном внутри, были замечены четыре человека, которые спешно покидали пещеру, находившуюся недалеко от крепостных стен. У этих людей в руках находился небольшой сверток, предположительно таивший в себе святыню катаров – Грааль. Принять беглых еретиков могли только близкие им по духу, а таковыми как раз и были тамплиеры. Условно можно сказать, что вскоре после этого и начался разгром ордена. В романе «Код да Винчи» и в книге «Святая кровь и Святой Грааль» тамплиеры так же показаны хранителями Грааля. Разницу составляет сама сущность Грааля, который представлен самой Марией Магдалиной и потомками Иисуса. Но нас в данном случае интересует другое – организация, которая является второй стороной ордена. Название сей организации – Приорат Сиона.

Приорат Сиона и тамплиеры являются, образно говоря, двумя сторонами одной монеты. Тамплиеры считались вооруженной десницей Приората. Задача у двух организаций была одна – найти и охранять Святой Грааль и сведения о нем. Приорат был основан в Иерусалиме в 1099 г. предводителем французских рыцарей Готфридом Бульонским. Первым Великим магистром был назначен Гуго де Пейн. К 1152 г. орден перебирается во Францию и пути его членов расходятся Одни обосновываются в общине святого Самсона в Орлеане, другие вступают в орден тамплиеров, а еще одна группа формирует «малую общину Сионской горы», расположенную в Сен-Жан-ле-Блан, в окрестностях Орлеана. В городских архивах Сен-Жан-ле-Блан сохранились документы, подтверждающие, что Людовик VII учредил орден Сиона в Орлеане. Там же хранится булла папы Александра III от 1178 г., которой официально признается собственность ордена, находящаяся в Испании, Франции, Италии и Святой Земле.

В 1188 г., после взятия Иерусалима мусульманами, происходит раскол между тамплиерами и Приоратом. По мнению Приората, потеря Святой Земли в большей степени была виной ордена тамплиеров, а точнее магистра Жерара де Ридфора. Большая часть Приората обвинила своего магистра в предательстве, т.к.после битвы при Хаттине из всех пленников только ему мусульмане сохранили жизнь. Будучи в плену он приказал тамплиерам без боя сдать несколько крепостей, после чего был отпущен на свободу. До 1188 г. тамплиеры и члены Приората подчинялись одному Великому магистру, возглавлявшему одновременно обе организации. С 1188 г. Приорат стал выбирать своего магистра, отдельно от тамплиеров. Магистром Приората стал Жан де Жизор, магистром тамплиеров – Роберде Сабле. Именно тогда и было изменено название ордена Сиона на Приорат Сиона. Однако, разрыв между двумя ветвями одной организации был не окончательным. Тамплиеры практически официально стали вооруженным отрядом Приората и несли перед ним строгую отчетность. А сам Приорат стал действовать тайно. Очевидно, что, будучи тайной стороной тамплиеров, он не прекратил свое существование в 1312 г.

Тамплиеры, несомненно, являются очень значимым и загадочным орденом. В этой статье мы рассмотрели только часть преданий о них, но еще много легенд ходит по миру. Периодически возникают споры об их правдивости. Находятся как сторонники, не исключающие истинность, так и противники, твердо их отрицающие. Верить или не верить – это вопрос выбора. Неоспоримо одно (и я думаю, что со мной согласятся многие) – в основе каждой легенды, мифа или предания обязательно лежат какие-либо факты.


Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

В течение целых веков история о тамплиерах – это увлекательная, желанная и интересная интрига в Европе средневековья. Условия функционирования данного ордена, факторы крушения, а также ритуалы, основанные на мистике и чародействе, приписанными рыцарям, имеющим ордена, сделали храмовников «игрушкой» поклонников исторических событий.

История храмовников

В 1119 году был создан орден Бедных рыцарей Христа. Произошло это в Иерусалиме, и он получил название тамплиер (храмовник), что с французского переводится - храм. Церковь утвердила устав в 1128 году.

Храмовники можно считать одними из самых первых военно-духовных орденов, выполненных в Святой земле. Обладал он практическими функциями: орден оберегал христианских паломников, крестоносцы с его помощью защищали от мусульман захваченные владения.

На гербе было изображено два рыцаря на единственном коне, что являлось символом бедности тамплиер. Если перевезти на русский язык девиз храмовников, то понятно, что все делается во имя Господа.

Но саму историю Ордена рыцарей нельзя сравнить с заявленной нищетой и скромностью. За короткое время Орден Храма стал очень могущественным как в военных делах, так и в денежных. Хотя братья, которые вступают в орден, отказывались от всех финансов, принимали обет бедности, группа наоборот богатела. Это происходило из-за выплат членов орденов, ведь вступившие отписывали все имущество. Кроме того, многие европейские монархи вносили свои пожертвования, так как в период Крестовых походов укрепление подобных рыцарский орденов считалось нормой. Помимо этого храмовники находились под опекой Папы Римского. Он был уверен, если произойдет противоборство с европейскими монархами, орден окажет военную и материальную поддержку. Церковь обеспечивала самыми разными правами, она хорошо помогли храмовникам в 1291 года, когда им пришлось совсем вернуться в Европу, так как из Святой земли их прогнали мусульмане. В этот момент представительства ордена существовали повсюду в Европе. Весомые богатства, золотая казна, внутренняя дисциплина и так далее сделали храмовников основной «банковской системой». Деньги, полезные знакомства во многих странах, поддержка Папы сделали храмовников в начале четырнадцатого века очень могущественными на материке. Их представительство располагалась в Париже в замке Тампль .

Обвинения против храмовников

О тамплиерах придумано довольно много легенд и поверий. В большинстве из поверий говорится о том, что это за орден и какие задачи у него были в действительности. Практически все мифы основывались на обвинениях, предъявленных участникам ордена в начале четырнадцатого столетия. Одни их осуждали за богохульство и чародейство, другие за гомосексуальные связи, которые, по слухам, были привычной практикой между участниками организации.

Обвинения в ереси имели такие положения:

  1. В период принятия в организацию производилась процедура отречения от Иисуса, плевали на крест.
  1. На специальных советах рыцари поклонялись коту.
  1. На региональных собраниях храмовники поклонялись черепу человека и идолам в форме голов, имеющих одно или три лица, которые делали землю плодородной. Тамплиеры повязывали на голову идолам веревки, которые после повязывали на свое тело.
  1. Священники Ордена не занимались освящением Святых Даров и перевирали богослужения.

Обвинения в гомосексуализме в организации основывались на внешних непристойных проявлениях таких, как поцелуи в неприличные места и в губы во время ритуала, которые совершались во время обряда посвящения между мужчинами, половые связи друг с другом.

Храмовники, которые были представлены перед судом, своей вины не признавали. И сегодня ученые не пришли к одному мнению. Одни считают, что тамплиеры, не сознавшиеся в гомосексуализме, всего-навсего не хотели, чтобы их наказывали, другие уверены, что храмовники признали вину, потому что подвергались пыткам.

В конце концов, в 1312 году Папа Римский поддался натискам Филиппа четвертого – короля Франции, и запретил работу ордена. Король овладел богатствами Органа Храма. Существует мнение, что это и стало причиной организации процесса против храмовников.