Биографии Характеристики Анализ

На творческую деятельность он не. Творческая деятельность и ее ценность для развития ребенка

Активизация творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека. Графика

дипломная работа

1.1 Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности

Существует иерархия ценностей рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творческой деятельности: способность - одаренность - талантливость - гениальность.

По мнению И.В. Гете, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в творческой деятельности шесть способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умение быстро переключаться с одного класса объектов на другой, оригинальности, умение придавать художественной форме необходимые очертания 16,55.

Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать их в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение 36,117.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, поскольку сама по себе активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Активность человека не только более многообразна - по формам, видам, сферам проявления, - но многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. А если говорить более точно, то творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Любой вид деятельности человека, в котором проявляется что-то новое, не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности (создание художественного, музыкального, литературного произведения, а также разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

В современной психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с отражениями (образами, понятиями) предметов. Умственные действия формируются на основе физических, внешних 16,56.

Например, школьник учится рисовать. Для правильного определения и изображения пропорций, пространственного изображения пропорций, пространственного расположения частей и в целом изображаемого объекта он использует широко рекомендуемый на начальной стадии обучения рисованию прием визирования. То есть, зажав пальцами правой руки карандаш, ребенок вытягивает правую руку в сторону изображаемого объекта и, прищурив левый глаз, ногтем большого пальца отмечает соответствующий размер или угол наклона, пространственного расположения той или иной части предмета, соотношения его пропорций. Постепенно наступает время, когда карандаш, используемый таким образом для облегчения измерения пропорций, пространственного расположения, становится ненужным, так как глаз ученика после определенной тренировки способен сам, без механических приспособлений, определять пропорции и расположения частей предмета. Конкретно-действенное измерение и сопоставление пропорций, частей и пространственных соотношений предмета (или группы предметов) превращается в умственное действие, отвлеченное от непосредственного акта манипулирования карандашом с целью измерений. Но при взгляде на натуру в создании учащегося фактически происходит повторение процесса реального визирования, т.е. объектом оперирования становятся образы натуры и представляемые в воображении движения руки с жатым в ней карандашом.

Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта. Успешное овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, приступая к внешней, предметной деятельности, человек сначала планирует это действие в уме, используя арсенал образов, речевых символов. Внешняя деятельность, таким образом, подчиняется контролю умственной деятельности, направляется ею. Процесс реализации умственного действия во внешнее, предметное называется экстериоризацией 16,108.

В процессе любой деятельности личность руководствуется определенными мотивами и целями. Мотив есть побуждение человека к деятельности. В качестве мотива могут выступать чувства, потребности, знания, заставляющие проявлять волевые усилия и достигать цели. Цель - это объект, на который направлена деятельность человека.

Деятельность человека очень разнообразна. Однако все это разнообразие сводится к трем основным видам: труд, учение, игра.

Творческая деятельность, конечно, требует наличие способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное огромный напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда.

Учение есть планомерное, систематическое усвоение знаний, умений и навыков. Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности.

В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формировать волевые качества личности, задатки характера.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его воспитании окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в художественно-творческой деятельности и развитии творческих способностей детей занимают занятия по изобразительному искусству.

По мнению некоторых психологов, творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, можно назвать воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество 31,124.

Без развитого воображения художник практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность копии. Изобразительное искусство - это образное отражение действительности. Н.Н. Ге часто говорил: «Надо развивать в себе силу воображения».

«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений» 13,120.

Творческая деятельность порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой деятельности 13,123.

Воображение - не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно творческая деятельность подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации...

Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач

В данном параграфе проведен анализ компонентов творческой деятельности учащихся на уроках информатики. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса...

Организация творческой деятельности студенческого хореографического коллектива

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры...

Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость -- расширение знаний о специфике...

Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся

Развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения

Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л.В. Занкова...

В течение последних лет ученые и психологии проводят исследования о проблеме выделения творческой одаренности, как самостоятельного вида одаренности. Известный американский ученый П. Торренс сделал вывод...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по батику в 5-6 классах

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект...

Развитие творческой активности детей 7-9-ти лет средствами танцевальной аэробики

"Направленность современного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом...

Разработка методики проведения уроков рисования с использованием flash-технологий

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей . Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация...

Творческая деятельность учителя

Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность...

Творческая работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития воображения младших школьников

воображение творческий литературный чтение Понимание сущности творчества позволяет осознать воздействие на развитие воображения творческих способностей. Творчеством является особенная деятельность...

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности...

Формирование творческой активности школьника

Научно-художественное творчество

Введение

Глава 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

1.3 Концепции художественного творчества

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

Заключение

Список литературы

Введение

В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.

При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.

Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.

Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее — проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.

ГЛАВА 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

Творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.

Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.

Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.

В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт - сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» - это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.

Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.

Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше, чем возникла отчетливая потребность общества в произведении искусства, а следовательно и в людях, которые могли бы такие произведения создавать.

В жизни человеческого общества на известном уровне исторического развития появились такие специфические ценности, как произведения искусства. И эта социальная ценность должна была стать достаточно общей и значимой, чтобы занять определенное место в сознании людей.

Появление в обществе профессиональных художников связано с разделение труда, которое создало для этого определенные материальные и духовные условия. На определенном, на достаточно раннем историческом этапе развития человечества возникает общественная потребность - в осмыслении окружающей жизни и бытия людей.

Образуется так же потребность в устойчивом запечатлении каких-либо событий, того, что является значимым для людей своего времени, для эпохи в целом. И вот появляются памятники культуры, рождаются устные и письменные произведения.

Появление художника тесно связано с социальным развитие общества. Именно поэтому в работе художника проявляется то, чем живет его время, его эпоха. Это сказывается и в отборе им сюжетов, и в характере освещения показываемых им явлений жизни. Вместе с тем в обществе, разделенном на классы, художник наряду с тем, что он воплощает в своих произведениях то общее, что характеризует эпоху в целом. Выражает в них более или менее отчетливой форме и то, чем живет тот класс, та социальная группа, к которой он принадлежит, чьи воззрения и отношения к жизни он разделяет.

1.3 Концепции художественного творчества

В этом смысле художник всегда тенденциозен. Идеалистическая концепция о том, что творческий процесс художника протекает в сновидном состоянии. Он находится как бы в состоянии сна, когда возникают в его голове строфы стихотворения или литературной новеллы. Об этом говорил поэт-романтик Новалис.

Гегель писал в своей «Эстетике»: «Нелепо думать, что подлинный художник не осознает того, что он делает... Человек не достигает без размышления сознания того, что в нем живет, и поэтому-то на всяком большом произведении искусства видно, что материал его долго и глубоко взвешивался и продумывался по всем направлениям...»

Но несмотря на критические замечания Гегеля, появляется достаточно много идеалистических и антинаучных концепций о психологии творчества художника в философской, эстетической и другой литературе.

Э. Гартман, автор «Философии бессознательного», выступает во второй половине XIX века с утверждением о невозможности, якобы науки о творчестве, поскольку «лежащий в основе (творчества) бессознательный процесс ни в коем случае недоступен самонаблюдению».

Однако если обратиться к объективным данным творческого процесса — планам, наброскам, этюдам, черновым вариантам произведений искусства, а также к свидетельствам самих художников, то становится очевидным, что процесс этот осознанный, а следовательно, и поддающийся научному изучению.

Внешне может показаться более обоснованным иное утверждение Гартмана, которое выражено в такой форме: «Концепция гения есть независящее от воли страдательное восприятие; всего менее является она плодом самых напряженных поисков; напротив, она возникает совершенно неожиданно, как бы упав с неба — во время путешествия, в театре, в беседе, всюду, где ее менее всего можно ожидать и всегда внезапно и мгновенно». Однако в данном случае Гартман путает психологические условия, при которых может возникать замысел, идея произведения (неожиданно, в какой-то момент) с причинами его появления, которые заключаются как раз в длительной и напряженной подготовке художника к будущим творческим актам, как мы это увидим в дальнейшем.

В XX веке концепция о роли бессознательного в творчестве художника выступает в разных формах. Так, оказалась модной и получила распространение среди критиков и деятелей искусства теория Фрейда. Это теория, поднимающая на щит начало бессознательного в жизни и деятельности людей, утверждает, что силой, движущей поступками и поведением людей, является секс; (либидо), выступающий в разнообразных, иногда завуалированных формах. И творчество художника, определяющееся иррациональными импульсами, является не чем иным, как своеобразным проявлением либидо. Эти сексуальные устремления получают свое выражение в избранной тематике и характере самого содержания произведений искусства.

Исходя из фрейдистской концепции, буржуазный психоаналитик Отто Ранк истолковал соответствующим образом творческую деятельность актера и деятельности драматурга. «Эдипов комплекс», заключающийся в эротическом стремлении сына к матери и в скрытой ненависти к отцу, ставится во главу угла в подходе к ряду произведений драматургической литературы. Достаточно сказать, что поведение Гамлета объясняется фрейдистами преимущественно эротическими мотивами. Он будто бы испытывал неосознанную, противоестественную страсть к королеве-матери и это определяло его поступки.

Нелепо думать, что принцип пансексуализма, утверждаемый Фрейдом, и сводящий художественное творчество к подсознательным, преимущественно сексуальным инстинктам, даже и в сублимированном, т. е. измененном виде, может объяснить всю сложность деятельности человека, которая связана для него прежде всего с необходимостью жить и жить в человеческом обществе. Такой принцип представляет в искаженном виде всю систему человеческой мотивации. Он зачеркивает огромную роль сознания в определении поступков человека, которая хорошо известна всем по непосредственному опыту.

На самом деле, (именно сознательные устремления художника к выполнению творческой работы, связанные с глубоким осмыслением своей деятельности в сфере искусства как творческого отражения реальной действительности, и приводят к активизации всех сил воли и ума художника для осуществления творческих актов. И лишь при таком подходе к психологии творчества можно объяснить сложную структуру и многообразие творческих операций, которые выполняет художник при длительной работе над произведением искусства.

Совсем недавно Эрих Нойман,автор книги «Глубинная психология и этика», утверждал следующее: «Мы знаем, что творческая власть бессознательного захватывает индивидуума с автономной силой инстинктивного побуждения и овладевает им без малейшего учета жизни индивида, его счастья, его здоровья. Творческий импульс порождается коллективом: подобно всякому инстинкту, он служит воле народа, но не индивида». Понимание творчества как следование некоему фатуму является сегодня довольно характерным для ряда зарубежных мыслителей.

Таковы наиболее распространенные идеалистические концепции о сущности творческого процесса художника. Все он искажают реальный процесс деятельности художника, условия его возникновения и протекания, примитивизируют сложный и многоплановый характер психических процессов человека и сводят их к тем или другим проявлениям бессознательных инстинктов. Вместо изучения творческой работы художника в ее многообразии они произвольно выхватывают отдельные высказывания художников о процессе творческой деятельности в угоду определенной концепции истолковывают их. Так, под внешностью «углубленного» подхода к явлениям творчества на самом деле утверждается антинаучный подход к ним.

Но если мы отвергаем подобные теории как неверные и ненаучные, то из этого не следует, что мы отбрасываем и те реальные факты в творческой деятельности художника, которые послужили толчком к появлению подобных концепций.

Задача научной психологии состоит в том, чтобы дать объяснение всему тому многообразию психических процессов и состояний, которые имеют место при творческой деятельности художника, протекающей по-разному и характеризующейся разнообразными чертами в зависимости и от области искусства, и от индивидуальных качеств художника.

Когда мы анализируем творческий процесс художника используя их отдельные высказывания, письма, записи, дневники, а также наблюдения за их работой близких людей, (то перед, нами предстает очень сложный и комплексный в психологическом отношении процесс.

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

В творческую деятельность, если она становится жизненным призванием, вовлечен весь человек, с присушим ему отношением к действительности, с его убеждениями и взглядами, с основным кругом его запросов и интересов, с миром его чувств и побудительных мотивов его поведения. Во время творческого процесса мобилизуются все душевные силы художника не весь прошлый опыт впечатлений, различного рода переживаний и т. д. И эта комплексность психологической деятельности объясняет некоторые специфические особенности процесса творческой работы художника.

Так, в определенные периоды жизни художника, когда он весь устремлен со своими помыслами, желаниями, надеждами в область творчества, несмотря на осознанную в целом направленность творческой деятельности, могут проявляться многие неосознанные его устремления, могут неожиданно всплывать о сознании события его прошлого опыта, непредвиденно возникать в воображении некоторые образы, а также творческие решения, новые комбинации образов и т. д. В такие моменты могут как раз переживаться отдельные элементы работы как внезапное озарение, интуитивное постижение каких-то новых сторон человеческой жизни в знакомом сюжете и т. д.

Научное рассмотрение психологии художественного творчества связано с изучением многих проблем. Тут и вопрос о стадиях творческого процесса художника, о роли отдельных компонентов его психической жизни в этом процессе — мышления и фантазии, памяти и чувств и т. д. Тут и вопрос о природе вдохновения и психологических условиях, которые содействуют его возникновению, о соотношении осознаваемых и неосознаваемых элементов в работе художника и т. д.

Все эти сложные и порой противоречивые явления психической деятельности во время творческого процесса художника, вопреки взглядам идеалистов, безусловно доступны для научного рассмотрения, тем более что вообще нет ни одной области психической деятельности, которая принципиально не поддавалась бы научно-психологическому изучению.

Отзывчивость художника на явления действительности, психологически проявляющаяся в различных формах, — это отзывчивость особого рода. Художник не просто откликается переживанием на то или иное явление, происшествие, событие, но и переосмысливает его, видит в нем то, что может сделаться опорным пунктом для творческого перевоплощения и быть запечатленным в тех или иных образах искусства.

Тяга к творческому запечатлению того, чем был затронут художник в воздействиях жизни и поиск тех выразительных, форм и средств, в которых может быть воплощено художественное содержание, имеет разный уровень и разную побудительную силу.

Конечно, деятельность всякого человека определяется всегда не одним, а целой группой мотивов. Это относится и к деятельности художника. Однако всегда в этой группе мотивов имеются такие, которые обладают доминирующим характером, И вот, когда искусство — будет ли это творчество композитора, романиста, режиссера, живописца — стало призванием, превратилось в большую, а иногда всепоглощающую страсть, то оно меняет психологию человека, направленность его личности. И это сказывается в его «жадности» к любимой работе.

Так, девяностолетний Тициан продолжал до последнего своего дыхания заниматься творческой работой. О его неустанном, исполненном творчества труде убедительно свидетельствует впечатляющая, написанная в полную силу мастера картина «Святой Себастьян», находящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, которую он написал в возрасте 90 лет, незадолго до гибели от чумы.

Когда в старости у И. Е. Репина стала сохнуть правая рука, он начал учиться писать картины левой рукой, лишь бы работать. О. Л. Книппер-Чехова, уже на склоне лет, говорила о том, какой неисчезающий «голод» она испытывает к актерским ролям, которые ей хотелось бы исполнить. «Так и умру вечно голодная!».

Все это приводит к иному, более высокому уровню мобилизации творческих потенций.

Итак, осуществилась такая организация личности человека, которая свидетельствует о том, что действительно сформировался человек-художник.. Он готов к творчеству и ради такой творческой деятельности он использует свою острую наблюдательность, тонкую восприимчивость, богатое воображение, все силы ума, свои способности и навыки, которые позволяют ему убедительно запечатлеть то, что он хотел бы воплотить в произведении искусства.

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

При традиционных формах обучения ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. д. Однако, он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы, следовательно, не приобретает опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта.

Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного похода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя.

Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не может заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно так же, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассматривать их под совершенно новым, неожиданным углом зрения.

Однако, знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требует корректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности обществу уже известные и толко в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества.

Отсутствие общественной новизны в результатах творчества не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере в деятельности ученых, так и деятельности школьников. На ранних этапах обучения проявление общности творческого пути только осложняется отсутствием у учащихся необходимой культуры.

Чем раньше дети приобретают умение корректного доказательства, способность к последовательному рассуждению, к соотношению полученного решения задачи с искомым, тем больше выявляется общность творческого процесса научных работников и детей. Поэтому, применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.

Творчества имеются в жизненной деятельности каждого ребенка. Это ярко выступает уже в дошкольном возрасте, когда почти каждый ребенок занимается словотворчеством. Начало творчества выступает и в играх ребенка, и в его рисовании. Достаточно вспомнить яркие, запоминающиеся, необычные и по цветовой гамме, и по форме предметов рисунки детей. Но детское творчество, то есть созидание ребенком чего-то нового в его жизни, далеко не всегда приобретает социально значимые формы. И по мере того как он начинает усваивать общественно принятые формы восприятия вещей и событий, его творческая активность значительно снижается. Вместе с тем у некоторых детей тяга к искусству, к творчеству становится не преходящим эпизодом, а значимым фактом жизни. При этом характерно, как это показывают наблюдения над одаренными детьми, тяга ребенка к искусству имеет разный характер..

В этом отношении чрезвычайно интересно проследить пути к музыкальному творчеству П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова в годы их детства.

Так, Чайковский-ребенок воспринимал музыку в первую очередь как источник сильного эмоционального воздействия, и таковы были связанные с музыкой его первые детские впечатления.

Фанни Дюрбах, жившая в семье Чайковских в качестве гувернантки, рассказывает про маленького Чайковского: «После занятий или долгих фантазировании на фортепиано, он приходил к ней всегда нервный я расстроенный». Однажды у Чайковских были гости и весь вечер прошел в музыкальных развлечениях. Когда Фанни Дюрбах пришла к мальчику в детскую, он еще не спал, и с блестящими глазами, сально возбужденный, плакал. На вопрос, что с ним, он отвечал: «О эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, — рыдая, указывая на голову, говорил мальчик, — она не дает мне покоя».

Что же касается Римского-Корсакова, то эмоциональная сторона музыки в детские годы почти не играла для него никакой роли. Он шел к музыке и от воображения, и от своих редких способностей к владению музыкальным материалом. В своих воспоминаниях о детских годах Римский-Корсаков писал: «Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

Таким образом, мы можем встретиться с различным подходом к искусству у человека, который начинает становиться художником.

Впоследствии же, в процесс творческой деятельности включаются уже все стороны его психической жизни. В период возрастного развития в будущем художнике на основе его природных предрасположении происходит в процессе музыкальной деятельности формирование таланта, то есть человек, обладающий природными задатками к деятельности в той или другой сфере искусства, превращает свои задатки в реальные творческие способности.

Так, например, в процессе «действенного оперирования со звучаниями, — пишет С. Л. Рубинштейн, — под влиянием разных условий, включая и чутко воспринимаемый интонационный строй родного языка, и музыкальный строй народных напевов, и классические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшого числа стержневых музыкальных «ходов», к которым у больших музыкантов присоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо заново найденных... Это закрепление в слухе, превращение, таким образом, а «природное» достояние музыканта, отобранных в процессе его развития способов построения музыкальных произведений и есть основной акт формирования музыкальных способностей».

Таким образом, не инстинкты, якобы изначально заложенные в человеке, делают его художником, а сложный процесс развития его природных задатков, сопровождающийся преобразованием психического строя личности. В зависимости от особенностей процесса развития растущего конкретного индивидуума, характера стимулирования его творческих способностей и устремлений, условий среды мы можем говорить о более раннем или позднем созревании таланта художника и его воплощении в реальных произведениях искусства.

Мы хорошо знаем из биографий многих выдающихся деятелей искусства, что стремление к творческой деятельности может возникать у одних на более ранней ступени развития, у других несколько позже. Так, например, если Моцарт, Чайковский, Лермонтов уже в очень раннем возрасте начинали заниматься творческой деятельностью, то Тютчев, Аксаков стали художниками значительно позже, уже в зрелые годы жизни.

Процесс формирования человека как художника происходит одновременно с формированием его как человеческой индивидуальности, со своим собственным отношением к ценностям культуры и человеческим взаимоотношениям, с своим собственным подходом к окружающим явлениям жизни. Так создается то индивидуальное видение мира, которое сказывается в творчестве каждого талантливого художника. Оно проявляется в излюбленных им темах, в специфически присущем ему характере толкования жизненных событий, явлений природы, поведения

2.3 Этапы создания произведения искусства

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела своеобразной реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Мы хорошо знаем, что ни один художник не занимается специально фиксацией этапов своей творческой работы. Поэтому воссоздать этапы психологических процессов, которые приводят в конечном счете к завершенному произведению искусства, довольно трудно.

Художественное творчество различных деятелей искусства характеризуется большим разнообразием. Это разнообразие порождается не только свойствами и чертами той области искусства, в которой работает художник, но и особенностями его индивидуальности, а также характером создаваемого произведения.

Одно дело создание песни или же многочастной сонаты, маленькой новеллы или большого романа; небольшого пейзажа или большой многофигурной композиции. В психических процессах, характеризующих творческую деятельность художника, мы можем встретиться и с переплетением нескольких стадий работы, которые выступают в известной одновременности.

Кроме того, в результате накопления творческого опыта у художника часто происходит «свертывание» отдельных актов творческой деятельности. Они становятся более сжатыми и короткими, а потому и хуже осмысливаются в своих составных звеньях художником. Эти Особенности изменений в протекания сложных мыслительных процессов способствуют тому, что художник может в состоянии большой активности и эмоционального подъема как бы мгновенно, интуитивно прийти к важному творческому решению.

Однако мы знаем и другое. В ходе накопления творческого опыта художник начинает уже лучше осознавать, какие приемы работы, какие способы подхода к творческим задачам являются для него более плодотворными и успешными и соответственно.

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Художник не занимается фиксацией этапов своей творческой работы.

Заключение

Когда мы наблюдаем, как художник работает над картиной. Перед нашими глазами часто открывается доступный для изучения путь к решению поставленной им перед собой задачи. Стоит нам, однако, расширить область наблюдений до всего творчества данного художника на протяжении его жизни, как наше представление об уровне творческой зрелости и компетентности меняется и уходит в перспективу и цель, складывающиеся в единый стиль с совсем непростой структурой.

Когда мы станем рассматривать целый период, например, всю историю искусств вообще, наше желание сохранить структуру моделей по возможности более простой столкнется с исключительно мощным препятствием в виде огромного количества сил, стоящих на пути нашего стремления к пониманию.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психолгии искусства. - М., 1994.
  2. Ароновский М. Опыт построения модели творческого процесса композитора Методологические проблемы современного искусствознания. М, 1975.
  3. Грачева Л.В. «Воспитание» чувств Диагностика и развитие художественной одаренности: Сборник. - Санкт-Петербург, 1992.
  4. Мейлах Б. Психолгия творчества. Вопросы литературы, 1960, № 6.
  5. Михалков -Кончаловский А. Парабола замысла. - М., 1970.
  6. Психолгия процессов художественного творчества. - Ленинград, Наука, 1980.
  7. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. - Панкт-Петербург, 1995.
  8. Розет И.М. Психология фантазии - Минск, 1991.
  9. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества Художественное творчество: Сборник. - Ленинград, 1982.
  10. Рунин Б.М. О психологии импровизации психология процессов художественного творчества: Сборник. - Ленинград, 1980.
  11. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. - Ленинград, Художник РСФСР, 1983.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в . курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путём чёткой постановки проблемы учителем; путём создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определённых исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им , учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.

Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и , М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация... Источник: Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612 1) (ред. от 08.05.2010) ...Творческая деятельность деятельность, порождающая нечто качественно… … Официальная терминология

    Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование,… … Википедия

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридический словарь

    творческая деятельность - сущ., кол во синонимов: 1 искусство (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    творческая деятельность - 3.51 творческая деятельность: Мыслительная деятельность оператора, направленная на образование новой информации, обеспечивающей достижение какой либо цели. 3.52 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - создание культурных ценностей и их интерпретация (Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.) … Энциклопедический словарь экономики и права

    творческая деятельность - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. создание культурных ценностей и их интерпретация … Большой юридический словарь

    Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т.д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности… … Педагогический терминологический словарь

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612 I, ст.3 … Словарь юридических понятий

Книги

  • Творческая деятельность журналиста , Самарцев О.. Данное пособие соответствует основным разделам курса"Основы творческой деятельности журналиста", рассматривает наиболее сложные в методологическом отношении вопросы создания текста в стиле…

НАТА ДМИТРИЕВА
Художественно-творческая деятельность.

У детей дошкольного возраста способствует вхождению ребенка в мир литературы, танца, театра, мир музыки и изобразительного искусства. Искусство – является одной из областей духовной жизни человека; можно сказать, что искусство важнейшая область способствующая развитию художественного творчества . В искусстве объединяется все познание мира в художественных образах , создание различных изображений, воплощение духовных качеств, содержание в слове, движениях, пространстве, звуках, во времени. На мой взгляд, именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человека, восстанавливается связь между поколениями.

Художественно – творческая деятельность , или искусство помогает сформировать в сознании детей целостную картину мира, способствующая при этом осознанию собственной значимости. В дошкольном возрасте искусство становится педагогическим ориентиром для детей дошкольников, так как дети дошкольного возраста осваивают и воспроизводят действительность через уникальность систем образов выразительно – изобразительных средств. Здесь можно сказать о таких выразительных средствах как : музыка (рассматривается ритм, мелодия, гармония, динамика) ; движение (поза, жесты, мимика) ; речевая деятельность представляет собой (выразительность слова, интонация, звуки, образные представления и. т. д.); продуктивная деятельность (материал, композиция, цвет, штрих и. т. д.) . Образ в искусстве выступает как-бы центром, объединяющим в себе время, слово, цвет, движение, форму. Такое объединение дает возможность целостного развития ребенка. В художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста основной целью является стремление разглядеть творческий дар в ребенке, создать условия необходимые для его развития.

В возрасте 4-5 лет ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, он пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этом возрасте «самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности». У ребенка 4-5 лет происходит развитие ощущений ребенка, которое в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.) . Одновременно с развитием ощущений у детей продолжается развитие восприятия. Качественным изменениям в развитии восприятия является освоение детьми 4-5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений и др.) . Развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при пере-ходе раннего к дошкольному возрасту. В этом возрасте зрительное восприятие становится одним из ведущих. Формируется акт рассматривания дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Средний дошкольный возраст ребенка – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Развитие мышления происходит параллельно с развитием речи ребенка. Начинает развиваться образное мышление. Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в этом возрасте является то, что, его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдения за другими людьми. У детей 4-5 лет преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное. Наряду с развитием мышления и воображения у ребенка развивается и внимание. К 5 годам внимание носит произвольный характер. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой. Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос иногда одежды. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности . Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображение на бумагу. Вырезать ножницами. Средний дошкольный возраст - это возраст почемучек, в который ребенок стремиться узнать как можно больше об окружающем его мире, это - период расцвета детской познавательной активности. И этому в полной мере способствует развитие всех психических процессов, описанных ранее. Всестороннее познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста происходит в процессе занятий художественно-творческой деятельностью . Большое значение для художественно -творческого развития дошкольников имеет «интерес» . Существует три основных компонента художественно-творческой деятельности детей- дошкольников , которые рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом : восприятие, исполнительство и творчество. При разумном сочетании этих компонентов происходит художественно - творческое развитие ребёнка. Большое значение на развитие познавательных процессов имеет изобразительная деятельность , особенно рисование нетрадиционным способом. Такие занятия направлены на развитие пространственного мышления, снятия детских страхов, развивают уверенность в своих силах, учат детей свободно выражать свой замысел, развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности, развивают мелкую моторику, творческие способности, воображение и полет фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Образы, которые дети создают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста.

Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества : усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.

Ребенок 4-5 лет охотно вовлекается в продуктивную познавательно – творческую деятельность . В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта ; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца .

Поэтому, только от взрослых зависит развитие восприятия ребенка. Каждый воспитатель и родитель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши «ловят» солнечных зайчиков и «собирают» капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зеленым волшебным царством и многое другое.

Работу по восприятию окружающего мира надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого. («Какие красивые цветы! Какая замечательная зеленая травка!» .

Детское восприятие должно быть целостно. «Красота сама собой влияет на душу, - замечал В. А. Сухомлинский – и не требует разъяснения.»

Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей.

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями выразительно искусства, с которыми знакомится ребенок. От того, как организуется и проводится данная работа зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Поэтому :

В иллюстрации, с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое. грустное) и характеры героев (добрый, злой) .

Формирование у детей интереса к художественному творчеству происходит посредством игры, которая используется для решения двух основных задач. Во–первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело. Во–вторых, обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Организация уголка занимательного рисования.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике. (Г. Г. Григорьева, 1999г.)

Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей в процессе творчества;

Принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и темп рисования;

В любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их настроение принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы, замысел.

Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования. Обязательно должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель) и т. п; инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, различные по жесткости ворсом, полоск картона, различные по толщине нитки, печатки и шаблоны, розетки для краски, непролевайки для воды, салфетки, подставки под инструменты и т. д.)

Все это оборудование удобно храниться в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводиться постепенно, по мере ознакомления с ним детей на занятиях.

Уголок украшается рисунками детей, которые помещаются на специальный стенд. В уголке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников , предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациям к сказкам, рассказам. Оформляется отдельная папка и образцами рисунков, выполненных с помощью традиционных техник выполнения.

На занятиях по изобразительной деятельности рекомендуется использовать музыкальные произведения. Поэтому в группе должен быть магнитофон с музыкой различного характера, настроения.

Для самостоятельного занятия в уголке :

Ребенок должен иметь максимум свободы для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;

Ребенок не может быть ограничен в выборе нужных для рисования материалов (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши и т. д.) ;

Сюжет рисунка не критикуется;

Рисунку (пусть даже не удачному) должно быть уделено внимание со стороны взрослого.

Своеобразие и новизна

В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна заключается в удачной комбинации традиционных техник рисования и аппликации и нетрадиционных техник, и материалов для изображения, в сочетании с современными подходами к воспитанию и обучению детей. Это свободный творческий процесс, когда нет слов «НЕЛЬЗЯ» , «НЕПРАВИЛЬНО» , а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, сочетать разные техники.

Совместная творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе , который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности , становится субъектом образования, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов

Познакомить с приемами различных техник рисования и аппликации.

Научить воспитанников комбинировать, экспериментировать с различными техниками и материалами в рисовании и аппликации.

Создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.

Развивать чувства цвета, формы, композиции.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, эстетическое восприятие.

Использовать техники с учетом возрастных возможностей и интересов детей

Средняя группа

«Рисование пальчиками»

«Отпечаток ладони»

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

«Рисование ватными палочками»

«Аппликация пластилином»

«Оттиск смятой бумагой»

«Восковые мелки + акварель»

«Печатание листьями»

«Обведение ладони»

Анализируя свой опыт, направленный на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности , убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее.

Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности . По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми . Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Овладевая различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему. Нетрадиционные материалы и средства изображения : крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон любопытны детям как необычная игра-экспериментирование. Это вовлекает их в творческий процесс.

В группе постоянно действует выставка, украшается группа своими картинами и поделками, готовятся подарки взрослым к праздникам, что оказывает положительное влияние на познавательный интерес к творчеству.

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. У них возрос интерес к художественной деятельности . Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми . По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника и соответственно развивает интерес к художественно- творческой деятельности .

Представить себе жизнь человека без творчества практически нереально. Даже в каменном веке люди тянулись ко всему прекрасному и создавали предметы, которые становились неотъемлемой частью культуры. Человечество прошло огромный путь - от наскальных рисунков до развития высочайших технологий. Творческая деятельность - это не просто новые открытия и создание неповторимых ценностей. Это то, без чего невозможно представить себе планету Земля.

Что такое творческая деятельность?

Этот термин обозначает создание человеком нового, ранее не существовавшего продукта. К такой деятельности можно отнести не только музыку, живопись или поэзию, но и огромное множество других направлений. Каждый человек способен заниматься творческой деятельностью, невзирая на свои профессиональные навыки. Это может быть пассивное участие в исследованиях или проведении научных опытов. Любой, кто сопереживает или выражает другие эмоции, может с уверенностью сказать, что занимается творческой деятельностью. Этот факт относится не только к людям - даже животные способны демонстрировать свои таланты посредством уникальных возможностей.

Виды творческой деятельности

Невзирая на все негативные факторы человеческой жизни, гении рождались и создавали свои нетленные творения. Даже в заключении и нищете люди не могли прожить без того, чтобы не привнести в этот мир ничего нового. Каждый человек рождается творцом и имеет задатки гениальности. Дальнейшее развитие талантов зависит только от самого индивидуума.

Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.

Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции - от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Литература

К этой творческой деятельности человечество относится с особым трепетом. Чтение всегда было одним из самых лучших способов провести свободное время с пользой. Оно развивает воображение и заставляет испытывать самые разные эмоции. Писатели и поэты способны вовлечь своим талантом в невиданный мир приключений, любви или детективных головоломок. Творцы человеческих душ, учителя и педагоги, с детства прививают любовь к чтению, потому что литература способна изменить любого человека. Любовь к поэзии прививается с целью сделать из маленького человека чувственного и духовно развитого члена общества. Множество романов, детективов и прочих литературных произведений могут дать читателю необходимый жизненный опыт.

Кинематограф

Кинематограф не так давно стал неотъемлемой частью жизни. Желание показать людям то, что они читали в книгах, привело к развитию творческой деятельности в области визуального искусства. В данный момент художественные фильмы и анимация занимают первое место среди популярных развлечений в мире. Более ста лет люди ходят в кинотеатры, чтобы окунуться в другой мир и пережить незабываемые моменты. Благодаря этому виду творческой деятельности человечество может легко перенестись в прошлое или заглянуть в будущее, а также узнать о подробностях важных исторических событий. Кинематограф может развивать такие чувства человека, как интуиция, сострадание, любовь, ненависть и многие другие.

Декоративно-прикладное искусство

Не менее важная часть творческой деятельности включает в себя огромное множество составляющих: шитье, вышивание, вязание, ткачество, выжигание, резьба, мозаика, витраж, декупаж, лепка, скульптура, плетение, роспись. С этим видом искусства человек сталкивается каждое мгновение. Вся жизнь наполнена узорами на отделочных материалах, посуде, одежде, предметах обихода. Особое внимание стоит уделить такому виду, как скульптура. Памятники, которые символизируют важные для страны и мира события, а также значимых в истории людей, всегда занимали большое место в жизни общества. Еще несколько веков назад скульптура была самым популярным видом искусства, ею восхищались все - от простого народа до королей. Сейчас другие приоритеты, но она по-прежнему имеет свой вес в культуре.

Почему важно заниматься творческой деятельностью?

Во все века искусство играло большую роль в жизни человека. Тяга ко всему прекрасному привела к тому, что развитие у детей творческой деятельности стало носить массовый характер. Большое множество кружков по интересам и различных секций есть в любой стране. У ребенка есть возможность выбирать, чем он хочет заниматься в свободное время. Выбор поистине огромен, и это существенно повлияло на развитие многих отраслей в последние несколько десятков лет. Уже с детства ребенок должен учиться и развиваться в нескольких направлениях, помимо школьной программы. Это поможет достичь успеха в будущем, ведь такие люди будут уметь выражать свою индивидуальность.

Дети и искусство

Творческая деятельность детей помогает раскрыть все стороны личности ребенка. Не стоит возлагать большие надежды на малыша и ждать от него шедевров - для взрослого человека эти творения могут не нести никакой ценности. Но именно по работам детей можно легко определить их душевное состояние и помочь с выбором профессии в дальнейшей жизни. Не стоит ставить перед ребенком каких-либо заданий в процессе творческой деятельности. Только фантазия и воображение должны сопровождать их на пути к искусству. Для детей неважен конечный результат - им интересен сам процесс. Как и в любом другом жизненном аспекте, нужно хвалить ребенка за любые достижения и результаты. Это воодушевляет и придает сил для новых свершений.

Больше чем увлечение

Организацией творческой деятельности важно заниматься каждому родителю. Даже в домашних условиях всегда можно найти интересное занятие для малыша. Любая игра может развивать воображение и легко выявить таланты у ребенка. Рисование способно уже в первые годы после рождения определить, есть ли у вашего чада талант к этому виду искусства. Развивающие игры могут дать ответ на вопрос о том, в какой области ребенок будет наиболее успешен.

Учебные заведения

Большая ответственность ложится на плечи воспитателей и преподавателей. Именно от них зависит, насколько ребенок будет развит и способен понимать окружающий мир. Большинство учебных заведений имеют кружки по интересам, и в школьной программе присутствуют занятия музыкой. Помимо этого, проводятся праздничные мероприятия, на которых дети могут полностью раскрыть свой талант в спектаклях, сценках и музыкальных выступлениях. Уроки химии и физики включают в себя практические занятия и опыты, а это тоже неотъемлемая часть творческой деятельности. Русский язык и литература развивают воображение посредством изложений и сочинений на заданные темы. Давно доказано, что абсолютно любой ребенок имеет способности к творческой деятельности, и задача учителей - увидеть их и помочь развить. Не стоит забывать, что выбранные и навязанные родителями занятия могут навредить и оттолкнуть детей от искусства.

Значение творческой деятельности в современном мире

Начало нового века перевернуло представление о культуре. Глядя на современных творческих людей, простой обыватель неоднозначно оценивает их деятельность. В умах укрепилась мысль, что это бездельники, которые просто не хотят физически работать и поэтому становятся писателями, актерами, музыкантами и модельерами. Но в то же время эти люди с радостью потребляют продукт их творчества: фильмы, песни, одежду и многое другое. XX век был перенасыщен войнами, и мировоззрение человечества изменилось. Однако даже в самые трудные времена именно искусство позволяло людям справляться с горестями и бедами.

В новом тысячелетии творческая деятельность человека стала необходимостью. У каждого теперь есть возможность заниматься любимым делом и получить призвание в выбранной профессии. Без творчества люди до сих пор жили бы в каменном веке. Только интерес и любопытство сделали человека разумным существом. Все изобретения и открытия были частью творческого процесса. Чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать качество жизни, необходимо постоянно двигаться вперед и дать волю воображению и фантазии. Ведь то, что еще пятьдесят лет назад было описано в фантастических романах и считалось невероятными выдумками, сейчас уже доступно любому человеку!