Биографии Характеристики Анализ

Николаевское инженерное училище. Тифлисское военное училище

Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище было торжественно открыто 26 сентября 1865 г.

Ранее в Елисаветграде в 1859-1865 гг. существовало офицерское кавалерийское училище, предназначенное для специального образования офицеров кавалерии, в котором преподавались тактика, верховая езда, вольтижировка, артиллерия, фортификация, ветеринария, кузнечное дело, фехтование и гимнастика. Курс обучения длился 2 года. Согласно Указу Военного министра от 2 августа 1866 года и изложения Военного Совета, оно было присоединено к учебному кавалерийскому эскадрону, с размещением в городке Казармы Селищенские Новгородской губернии. Это офицерское кавалерийское училище можно считать предшественником Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища — оно оставило ЕКЮУ свои помещения и преподавателей.

Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище было предназначено для комплектования офицерскими кадрами кавалерийских частей Киевского, Одесского и Харьковского военных округов.

Сначала в училище был один эскадрон (из 90 юнкеров). Учебный план училища был рассчитан на 2 года и кроме общих предметов (закона Божьего, русского языка, математики, географии, истории, черчения, природоведения), включал специальные тактику, военную топографию, полевую фортификацию, артиллерию, военную администрацию, военное законодательство, иппологию, военную гигиену, методику обучения солдат школьной грамотности, практические занятия по тактике, топографии и саперному делу.

Постепенно штатное количество юнкеров в ЕКЮУ увеличивалось: в 1868 г. — 150, в 1871 г. — 200, в 1874 г. — 300 человек. В 1874 году юнкера были разделены на 2 эскадрона: 1-й — для комплектации драгунских полков, 2-й — для гусарских и уланских полков.

В 1876 г. в Елисаветградском кавалерийском юнкерском училище было открыто казачье отделение на 35 человек. К тому времени в Российской Империи существовало только одно исключительно казачье училище — Новочеркасское урядницкое (основано было в 1869) и подготовка будущих офицеров казачьих войск, кроме него, еще осуществлялась в 3-х смешанных юнкерско-урядницких училищах: Оренбургском (основано в 1867 г.), Ставропольском (основано в 1870 г.) и в Иркутском (основано в 1872 г.), а так же на казачьих отделениях Виленского и Варшавского юнкерских военных училищ. В 1878 г. Оренбургское и Ставропольское училища стали полностью казачьими. В 1886 г. казачье отделение ЕКЮУ было переведено в Новочеркасское казачье училище.

К 1880 г. в Российской Империи существовало 16 юнкерских училищ — 10 пехотных, 3 — казачьих, 1 — смешанное и 2 кавалерийских — Елисаветградское и Тверское. ТКЮУ (как и ЕКЮУ) было основано в 1865 г. на 60 юнкеров. В 1868 г. Тверское кавалерийское юнкерское училище увеличило свой штат до 90, а в 1880 г. в нем обучались 150 юнкеров.

Кроме этих двух юнкерских училищ (ТКЮУ и ЕКЮУ), офицеров для кавалерии готовило Николаевское кавалерийское училище в С.-Петербурге (основанное в 1865 г. на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров). В современном понимании, оно имело более высокий уровень аккредитации — его выпускники 1-го и 2-го разрядов (сдавшие на «успешно») направлялись в части офицерами, тогда как выпускники юнкерских училищ получали звания эстандарт-юнкеров (в пехоте — портупей юнкеров) и только после лагерных сборов в своих полках выпущенные 1-м разрядом производились в офицеры по представлению начальства без наличия вакансий в полку, а выпускники 2-го разряда ждали, когда появится вакансия. Ученический состав НКУ состоял из 200 юнкеров, и только в 1890 г., когда в училище появилась казачья сотня, общее количество курсантов выросло до 320.

В 1866 г. в связи с существованием НКУ, Елисаветградского и Тверского кавалерийских юнкерских училищ выпуск в кавалерию из других училищ был прекращен.

Таким образом, можно утверждать, что Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище уже с 1874 г. стало основным поставщиком офицерских кадров кавалерии Российской Империи — его выпускников было на треть больше, чем у Николаевского кавалерийского училища, и в два раза — чем у Тверского кавалерийского юнкерского училища.

В юнкерские училища принимали выпускников военных прогимназий или соответствующих гражданских учебных заведений, а так же вольноопределяющихся. С 1869 г. могли поступать и унтер-офицеры, призванные по набору. В 1868-1886 гг. в Елисаветграде существовала военная прогимназия — четырехлетнее учебное заведение, основным назначением которого было начальное образование будущих юнкеров ЕКЮУ. Кроме того, в училище поступали бывшие ученики Елисаветградского земского реального училища, классической и других гимназий, а также ближайших к Елисаветграду Киевской и Полтавской военных гимназий (реформированных в 1865 г. из кадетских корпусов, а в 1882 г. снова преобразованных в кадетские корпуса).

Основной состав учащихся Елисаветградского кавалерийского училища был разнообразным. Потомственные дворяне (среди которых встречались и титулованные — князья и бароны) составляли не более 20%, и даже вместе с детьми младших офицеров и чиновников они едва достигали половины курса в XІX веке, а с началом XX века большинство юнкеров были крестьянского, мещанского и казацкого происхождения.

20 мая 1898 г. Елисаветградская городская дума приняла Указ о принятии доклада Городской управы об обосновании необходимости открытия в Елисаветграде кадетского корпуса и уполномочила Управу начать хлопотать перед Главным начальником военно-учебных заведений и перед Командующим войсками Одесского военного округа о том, чтобы запланированный к основанию на Юге России новый кадетский корпус был построен в Елисаветграде, для чего в Ковалевке, между железной дорогой и Сладкой Балкой, специалистами было выбрано место площадью около 10 десятин. Кроме Елисаветграда, еще несколько южных городов, в том числе и Одесса, проявили желание открыть у себя этот кадетский корпус. «Конкурс» выиграла Одесса, где в 1899 г. был открыт кадетский корпус.

Военные гимназии (кадетские корпуса) были предназначены для получения общего среднего образования будущими юнкерами военных училищ, но те кадеты, которые по тем или иным причинам не закончили курс, поступали в юнкерские училища.

Курс юнкерского училища состоял из двух классов — младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовался знаниями и навыками, необходимыми для командования батальоном (в военных училищах уровень подготовки был ориентирован на командование полком).

С развитием сети юнкерских училищ предоставление офицерского звания без курса обучения было прекращено. Но вольноопределяющиеся могли стать офицерами без поступления и прохождения курса училища, после сдачи выпускных экзаменов, то есть экстерном. В ЕКЮУ также проходили переподготовку офицеры, которые получили чины во время боевых действий без сдачи экзаменов.

С целью образования будущих офицеров на уровне военных училищ, с 1886 г. при юнкерских училищах начали открываться отделения с военно-училищным курсом. В ЕКЮУ такое отделение было открыто в 1888 г. (по другим данным первое отделение младшего класса военно-училищного курса в ЕКЮУ было открыто в 1892 г.).

В 1893 г. юнкерам военно-училищных курсов была предоставлена одинаковая форма обмундирования.

В 1901-1904 гг. юнкерские отделения училища были превращены в военно-училищные. В 1902 г. ЕКЮУ было переименовано в Елисаветградское кавалерийское училище (ЕКУ) и в 1904 г. осуществило последний выпуск с юнкерских отделений. Таким образом, ЕКУ стало вторым (после С.-Петербургского Николаевского кавалерийского училища) кавалерийским училищем в Российской Империи (Тверское кавалерийское юнкерское училище было реорганизовано в военное только в 1911 г., в котором все юнкерские училища путем реформирования в военные училища прекратили свое существование как тип военно-учебных заведений).

21 января 1903 г. Елисаветградское кавалерийское училище было Высочайше награждено штандартом.

В 1908 г. всем чинам училища была выдана уланская форма обмундирования.

19 января 1913 г. был утвержден нагрудный знак Елисаветградского кавалерийского училища, который изготовлялся из серебра или белого металла и представлял собой двуглавого орла времен Елизаветы Петровны с факелом и венком в лапах, над головами которого — серебряное сияние с вензелем императора Александра II (почетного основателя училища), между головами и крыльями — цифры 18 и 65 (год основания), на груди орла — красный эмалевый щит с изображением Георгия Змееборца, на хвосте орла — вензель великого князя Николая Николаевича-старшего (генерал-инспектора кавалерии и инженерных войск).

В конце 1917 г. Елисаветградское кавалерийское училище было расформировано.

В 1918 г., в период гетманщины, работа Елисаветградского кавалерийского училища была возобновлена и в нем готовили кадры для гетманского войска. Судьба училища времен УНР (Украинской Народной Республики) неизвестна. В 1919 г. в Елисаветграде действовали ускоренные курсы красных командиров. Позже советское военно-учебное заведение, занявшее помещения ЕКУ, называлось 5-я Украинская кавалерийская школа им. С.М. Буденного, а так же Зиновьевское кавалерийское училище, просуществовавшее здесь до 1935 г., после оно было переведено в г. Пензу, где влилось в Пензенское кавалерийское училище, которое стало единственным кавучилищем СССР.

Многие выпускники училища стали выдающимися военачальниками, известными были также его преподаватели и директора.

Начальником Елисаветградского офицерского кавалерийского училища (1859-1866) был полковник Эдуард Абрамович Гайли. Возможно, это тот самый Эдуард Гайли, который (в чине ротмистра) был товарищем по службе А.А. Фета в Орденском кирасирском полку. Вот как его описал поэт: «Это был тип бывшего гусара. Среднего роста, с рыжеватым оттенком волос на голове и висящими на всю грудь усами, Гайли олицетворял добродушно-насмешливую беззаботность. Признаком прошлого франтовства в левом усе оставалась золотая головка мужской сережки. Любимым высказыванием Гайли была фраза: «Для молодого человека нет ничего более почетного, чем военный строй».

Приказ № 1 по училищу о его торжественном открытии в 11 часов 26 сентября 1865 г. подписал накануне майор Руссо.

Приказ о роспуске училища согласно решения Совета рабочих, сельских и солдатских депутатов — отдал 30 августа 1917 г. генерал-майор Савельев.

Это было где-то
Далеко от Сены:
Солнце пахло летом,
Ветерок — сиренью.
Было на параде
Под апрельским небом,
В Елизаветграде,
На плацу учебном:
Светлых шашек гребень,
Лошади, знамена.
Слушали молебен
Оба эскадрона —
О христолюбивом
Воинстве имперском,
И святым порывом
Отзывалось сердце.
Грянула музыка.
С нею юнкера
Во имя — Великой —
Грянули — ура!

Отзвучали гимны,
Отзвенел парад —
И не стало имени:
Елизаветград.*
На песке — сердечки —
Конские следы...
И уходят в вечность
Конские ряды.
Ясно и дождливо
Будет — как всегда,
А христолюбивых
Воинств — никогда!

*) Елисаветград (1754-1924),
Зиновьевск (1924-1934),
Кирово (1934-1939),
Кировоград (1939-2016)
Кропивницкий (c 2016)

Анатолий Евгеньевич Величковский (1901-1981), Белый воин, поэт Русского Зарубежья.
(Лицом к лицу. — Париж: Рифма, 1952)
[стихотворение вставлено автором сайта]


Самым знаменитым начальником (1896-1904) был Александр Васильевич Самсонов (1859-1914). Траурный поезд с его телом, привезенным из Восточной Пруссии, встречал на перроне Елисаведградского железнодорожного вокзала строй юнкеров и преподавателей училища во главе с начальником генерал-майором Владимиром Григорьевичем Лишиным.

Среди преподавателей ЕКУ были участник революционно-демократического движения Николай Дементьевич Новицкий (1833-1906), культурный и просветительский деятель Николай Федорович Федоровский (1838-1918), талантливый военный теоретик, после революции — крупный советский военачальник Павел Павлович Сытин (1870-1938). Преподавателем и казначеем ЕКУ в последние его годы был ротмистр Евгений Васильевич Величковский, отец елисаветградского гимназиста, со временем прекрасного поэта, Анатолия Евгеньевича Величковского (1901-1981). Кстати, отец известного советского писателя Леонида Пантелеева, И.А. Еремеев, был выпускником ЕКУ, когда его возглавлял А.В. Самсонов.

В училище в разные годы обучались интересные личности, которые со временем хорошо отличились на ниве своей деятельности. Диапазон талантов, сформированных в стенах кавалерийского училища, очень широкий — от непобедимого аса Первой мировой войны (полковник Александр Александрович Казаков, кавалер Георгиевского оружия, 1889-1919) до кавалерийского генерала, который постригся в монахи и стал епископом (генерал-майор Николай Константинович Ушаков, в постриге — Нил, 1868-1933).

Среди выпускников заметны: известный жандармский генерал Василий Дементьевич Новицкий, деятели Белого движения генерал-лейтенант Иван Гаврилович Барбович (1874-1947) и генерал-майор Владимир Николаевич Выгран (1889-1983), украинский военный генерал-хорунжий Иван Владимирович Омелянович-Павленко (1881-1962) и наказной атаман вольного казачьего войска Иван Васильевич Полтавец-Остряница (1890-1957).

Несколько выпускников ЕКУ стали самобытными художниками — Амвросий Ждаха, Константин Подушкин, Георгий Гурский, Виктор Арнаутов. Бывших юнкеров ЕКУ можно найти и среди писателей — Иосиф Варфоломеевич Шевченко (1854 — до 1900), Юрий Александрович Слёзкин (1890-1977). Перечисление известных людей, связанных с Елисаветградским кавалерийским училищем нетрудно продолжить, но и так можно сделать вывод, что оно было значительным государственным учебным заведением второй половины XIX — начала ХХ веков.

[Ипполит Михайлович Рогге с сентября 1872 по июнь 1874 обучался в Елисаветградском кавалерийском юнкерском училище и окончил его по 2-му разряду с оценкой «успешно» с производством в портупей-юнкеры.]


Приложение

Начальники ЕКЮУ — ЕКУ*

1865: полковник Руссо Осип Гаврилович.
1878-1885: полковник Рынкевич Ефим Ефимович (1846 - после 1896).
1885-1891: генерал-майор Сахаров Владимир Викторович (1853-1920).
1891-1896: полковник Литвинов Александр Иванович (1853-?).
1896: генерал-майор Сухотин Николай Николаевич 1847- после 1917.
1896-1904: полковник Самсонов Александр Васильевич (1859-1914).
1904-1905: генерал-майор Де Витт Лев Владимирович (1861 - после 1919).
1905-1907: генерал-майор Мориц Александр Арнольдович (1861-1936).
1907-1910: генерал-майор Новиков Александр Васильевич (1864- после 1931).
1910-1914: генерал-майор Петерс Владимир Николаевич (1864 - после 1919).
1914-1917: генерал-майор Лишин Владимир Григорьевич (1857-?).
1917: генерал-майор Савельев Виктор Захарович (1875-1943).
1918: генерал-майор Гернгросс Борис Владимирович (1878 - после 1939).
1919: генерал-майор Прохоров Сергей Дмитриевич (1870-1953).


Церковь Елисаветградского Кавалерийского училища в честь Св. Архистратига Михаила

Елисаветград - уездный город Херсонской губернии, на реке Ингуле, при станции «Елисаветград» Юго-Западных жел. дор. Торговый город. 72 тысячи населения (русские, евреи, немцы и проч.). Учебные заведения: Кавалерийское училище, мужская гимназия, женская казенная и две частных гимназии, одна женская прогимназия, реальное училище, духовное училище, коммерческое и городское 6-ти кл. училища и несколько приходских школ. В городе девять церквей; военная - при Кавалерийском училище.

Кавалерийское училище и при нем церковь помещаются в величественном здании (бывшем дворце князя Потемкина-Таврического). Училище основано в 1865 г. Церковь устроена в 1904 г. на экономические училищные средства, в нижнем этаже училища. Престол подвижной - во имя Св. Архистратига Михаила. Сия домовая церковь училища раньше находилась в г. Киеве и была устроена в 1862 г. в здании бывшего Киевского училища военного ведомства, переименованного впоследствии ее военную прогимназию. С перемещением в 1869 г. означенной прогимназии из г. Киева в г. Елисаветград, - иконостас сей церкви и часть утвари были переданы в Киевский военный собор, а остальные церковные принадлежности с храмовыми иконами переданы вместе с учебным заведением в г. Елисаветград. По упразднении военной прогимназии и с переходом здания в ведение Елисаветградского Кавалерийского училища церковь и имущество церковное были также переданы этому училищу. Первоначально она находилась на третьем этаже главного здания училища, а в 1904 г., 19 сентября, с разрешения Протопресвитера Желобовского и с благословения Высокопреосвященного Иустина, Архиепископа Херсонского и Одесского, перенесена в нижний этаж. Вмещает 800 человек. В церкви имеется много икон художественного письма.

На основании указа Святейшего Синода, от 6-го сентября 1890 г. за № 3403, и согласно распоряжения Главного Штаба Военного Министерства, церковь Елисаветградского кавалерийского училища передана из Херсонского Епархиального ведомства в заведование протопресвитера военного и морского духовенства.

По штату при церкви положены: один священник и псаломщик.

Строевое образование юнкеров состоял из практических и теоретических занятий, распределённых на 2 года.В младшем классе программа строевого образования преследовала цель подготовки унтер-офицеров, a в старшем - инструктора-офицера.

С 1865 AD введены в курс военная администрация и топография, a в следующие годы - аналитическая геометрия, механика, военная гигиена и топография, артиллерийское и фортификационное черчение, причём преподавание физики было исключено.

По положению 1867 AD учебная программа училища включала в себе следующие предметы:

  • военные - тактику, артиллерию (служба при орудии, правила стрельбы, материальная часть), фортификацию, военное законоведение, уставы и наставления (служебные обязанности в войсках), военная администрация и военное письмоводство, строевое учение, черчение (фортификационное, артиллерийское и топографическое)
  • специальные - иппологию, вольтижировку и джигитовку, фехтование, рубку шашкой и обращение с пикой, стрелковую подготовку и учение об оружии
  • общеобразовательные - Закон Божий, русский и иностранные языки (французский и немецкий), математику, химию, физику, аналитическую геометрию, механику, политическую историю и статистику (В 1863-64 учебном году проходились еще логика и психология)

В 1883 AD из учебного курса училища исключены политическая история, статистика, военная гигиена, a затем и математика, и введена военная история.

Вместе с тем, изданная в том же году "Инструкция по учебной части" совершенно изменила и самую систему ведения занятий: аудиториальная система лекций уступила место 22-м часовым лекциям в каждом классе отдельно; практические занятия велись по-прежнему в классных отделениях и манеже, a поверка знаний юнкеров производилась на репетициях.

Давая широкое развитие практическим занятиям по каждому предмету в зимний период занятий, инструкция 1883 AD переносит их и в поле: с выходом в лагерь юнкера младшего класса, кроме полевой езды и тактико –специальных занятий, производят полуинструментальную съемку, a юнкера старшего класса - съемку военно-глазомерную и решают тактические задачи в поле.

С 1908 AD к этому прибавлена еще и съемка перспективная. По окончании съемок юнкера упражнялись в разбивке, трассировке и постройке полевых окопов.

В лагере юнкера занимались фронтовыми ученьями, полевой ездой, инженерными и топографическими работами, знакомились со стрельбою из орудий и с материальной частью артиллерии.

В курс стрелковой подготовки была введена стрельба из пулемётов.

С 1908 AD введены в курс училища: снова военная гигиена, гимнастика, военно-сапёрное дело, военная география и, как особый отдел военного законоведения, учение о социалистических теориях.

Последнее было вызвано тем, что с переходом нашего отечества к новому государственному строю, когда так или иначе политические теории получили относительную свободу исповедания, и в ряды армии стали проникать люди, не признающие принципа "армия вне политики", офицеру было необходимо знать, чем он может парализовать возможную пропаганду последователей крайних партий.

Химия же и механика были изъяты из предметов преподавания и перенесены в кадетские корпуса. Наконец, ряд комиссий пришел к выводу, что необходимо перенести центр тяжести училищного курса с теории на более практическую почву.

28 июля 1910 AD выработанные этими комиссиями программы были утверждены военным министром и приняты к руководству. Основная идея новых программ - "приблизить военные знания юнкеров к войсковой жизни и подготовить их к обязанностям воспитателя и учителя солдата и к роли руководителя вверенной ему малой части (взвода, полуэскадрона) в поле".

Выпускаемый из училища молодой офицер должен был не только знать, но и уметь применять знания в той сфере деятельности, которая ожидала его по выходе в кавалерийскую часть.

A так как предстоящая юнкеру служба командира взвода и полуэскадрона раньше всего и прежде всего требовала от него самой серьезной практической подготовки, затем развития инструкторских способностей и лишь потом общего военного образования, то на тактику и специальную подготовку было обращено главное внимание (тактика - 8 часов в неделю в младшем классе и 10 часов в старшем).

Преследуя цель развития ума, a не обременение памяти, новые программы были составлены так, что быстро улетучивающиеся, основанные на памяти знания ими не требовались. Отдав тактике господствующее среди всех учебных предметов место, реформа эта вызвала естественное уменьшение объема курса этих предметов; так, военная история, получив новое наименование "история русской армии", преследовала только ознакомление юнкеров с важнейшими периодами жизни русской армии; прежнее прохождение целых кампаний в беглом стратегическом очерке было исключено.

Точно так же курс военной топографии был окрашен в тактический цвет; все вопросы чисто математического характера (триангуляция) и подробное изучение инструментов, с которыми строевому офицеру работать не придётся, были исключены из курса; взамен была введена маршрутная съемка.

Установив тесную связь курса артиллерии с "наставлением для обучения стрельбе", новая программа преследовала чисто утилитарные цели: дать базовые знания, умения и навыки - по основам боевого применения артиллерийских подразделений в бою и организации взаимодействия между кавалерийским и артиллерийским командиром, по правилам стрельбы и управлению огнём, по огневой службе (боевой работе) подразделений полевой артиллерии.

В курс законоведения были введены сведения из финансового и полицейского права, но преподавание особого отдела о крайних учениях было отменено

Производство

По окончании курса наук и летн. практич. занятий юнкера эскадрона разделялись на 3 разряда, соответ-но к-рым юнкерам присваиваются при выпуске след. права:

1-й разр. выпускается в части арм. кавалерии корнетами с 1 год. старшинства в чине; отличнейшие же из перворазрядных юнкеров, имеющих в ср. выводе по наукам не менее 9 и знанию строев. службы не менее 11, удостаиваются, в определяемом воен. мин-ром для кажд. года особо числе, производства в корнеты гв. кавалерии.

При Николае II в гвардейской кавалерии соблюдался ряд правил, придававших ей определенную специфику:

  • офицеры должны были принадлежать к потомственной аристократии или дворянству, и это правил о не знало исключений. Если гвардейский унтер-офицер недворянского происхождения производился в корнеты, он автоматически переводился в армейский полк.
  • с 1884 AD звания в гвардии считались одним чином выше армейских.
  • полковым командиром, как правило, был генерал-майор (тогда как в армии - полковник). Гвардейский полковник мог быть только исполняющим должность командира.

Правила приема молодых кавалерийских офицеров в гвардию в начале ХХ века:

В течение последнего года обучения юнкер самостоятельно посылал в Главное управление военно - учебных заведений прошение с просьбой о зачислении его в тот или иной гвардейский полк. Начальник училища информировал командира полка о кандидатуре будущего офицера. Выбор полка будущим офиц ером, как правило, был предопределен и лишь изредка зависел от его собственного желания.

При зачислении в тот или иной гвардейский полк играли роль различные факторы. Так, свою роль мог ла сыграть национальная принадлежность кандидата. В некоторых полках, к примеру, в Конногвардейском, служили лица в основном остзейского происхождения, но существовали и русские по преимущ еству полки.

Но ключевую роль при выборе полка играли фамильные традиции. Часто уже с рождения мальчику-дворянину было предопределено служить в том полку, в котором служили и его предки. Зачастую несколько поколений той или иной дворянской семьи служили в определённом полку.

Помимо принадлежности к энати и количества набранных баллов существовали и неформальные критерии для приёма кандидата в полк. И здесь его ожидали два испытания.

Во-первых, он должен был быть принят обществом, подтвердив свой образовательный уровень и воспитание в общении с офицерами полка, причём мнение их жен играло далеко не последнюю роль.

Во-вторых, он должен был произвести хорошее впечатление в офицерском собрании, куда кандидатов приглашали на обеды или ужины офицеры и генералы. Эти мужские собрания сопровождались обильными возлияниями, причем обращалось внимание на поведение подвыпившего кандидата и на то, сколько он может выпить. В некоторых частях традиция предписывала кандидату выпить полковой головной убор, наполненный спиртным.

В конце концов, заместитель командира полка собирал полковое офицерское собрание, на котором официально зачитывалось прошение кандидата о зачислении в полк. “Господа, кто-нибудь хочет высказ аться по поводу поступления. . . . в наш полк?” - спрашивал он.

Собрание проходило в отсутствие кандидата. Дискуссия была совершенно свободной. Те, кто отвергал кандидата, должны были обосновать свою точку зрения. Голосование осуществлялось поднятием рук. Полковой адъютант информировал о решении начальника военно-учебного заведения, который в свою очередь оповещал самого юнкера, Военное министерство и Главное управление военно-учебных заведений.

Неблагоприятное решение передавалось неудачливому кандидату без разъяснений. Мотивы для отказа могли быть разнообразными, порой случайными и, как правило, не были связаны с собственно профессиональными качествами просителя как военного. Так, часто роковую роль играли недостаток образования и воспитания, особенно неумение вести себя с дамами, недостаточное уважение к старшим офицерам, склонность затевать пьяные ссоры, слишком вольное поведение в кругу офицерских жен.

Причиной отказа могло стать и происхождение. Если родственники кандидата уже служили в полку, это могло сыграть ему на руку, однако был возможен и противоположный вариант, как показывает следующий пример. Некий грузинский князь, храбрый офицер, прекрасно служивший в лейб-геардии Казачьем полку, как и многие кавказцы, отличался взрывным темпераментом. Поссорившись со старшим офицером, он был переведен в линейный полк, служа в котором, героически пал в 1915 AD. Через несколько месяцев после гибели князя, его младший брат подал прошение о принятии в лейб-гвардии Казачий полк, но был отвергнут, поскольку офицеры опасались, что кандидат столь же вспыльчив, как и его брат.

Излишняя уверенность кандидата в том, что он будет зачислен в тот или иной полк, считалась предосудительной. Многие юнкера пошили мундиры того или иного гвардейского полка до того, как был решен вопрос об их зачислении, и так никогда не надели их.

Конечно, случались и исключения из правил. Иногда в полк принимались просители, не слишком нравившиеся офицерскому кругу. Так, в 1915 AD в Польше лейб-гвардии Казачий полк был расквартирован неподалеку от ставки Великого князя Николая Николаевича, бывшего тогда главнокомандующим русской армией. Офицеров попросили одобрить зачисление в полк кандидата, за которого ходатайствовал сам Великий князь. Кандидатом являлся князь Радзивилл, который, в случае победы над Германией должен был занять трон автономной Польши. Конечно, не было и речи о том, чтобы отвергнуть прошение князя, и он был принят подавляющим большинством голосов при одном условии: этот офицер вступал в полк в чине есаула, но не получал соответствующей должности. В благодарность князь подарил полку великолепную серебряную чашу, которая до сих пор хранится в коллекции полка.

Другой случай произошел с камер-пажом императрицы Шатиловым. Будучи причислен к 1-й категории выпускников, он собирался поступить либо в конную артиллерию, либо в уланы. Однако Николай II, однажды встретив его, спросил: “Ты, конечно, поступаешь в гвардейские казаки?”. По сути этот вопрос был приказом, и Шатилов волей-неволей стал казаком. Во время Гражданской войны он дослужился до генеральского звания и занимал должность начальника штаба у барона Врангеля.

2-й разряд выпускался в части армейской кавлерии корнетами без старшинства и 3-й разряд переводился из училища в части армейской кавлерии унтер-офицерами (подпрапорщиками), с правом на производство в корнеты без экзамена, но лишь по удостоению своего начальства, не ранее, как через 6 месяцев после производства их товарищей по училищу и только на вакансии, хотя бы и не в те части, в которых они служили унтер-офицерами.

Юнкера эскадрона, подлежащие по успехам в науках и хорошей нравственности производству в офицеры, но признанные по состоянию своего здоровья неспособными к военной службе, одновременно с производством в офицеры переименовывались в соответственный гражданский чин со старшинством в военном чине; причисленные же к 3-му разряду в случае их болезненного состояния награждались чином XIV класса, с предоставлением всем им в случае восстановления их способности к военной службе вступить вновь на военную службу с правами, приобретенными при выпуске.

Юнкера казачьей сотни , на тех же основаниях, производились или в строевые части своих казачьих войск, или же в строевые части регулярных и других казачьих войск.

Казаки считались особым сословием, жившим по своим законам и правилам. Они традиционно недолюбливали иногородних, то есть новопереселенцев на казачьи земли из других областей России. Они были прирождёнными воинами, воспитанными в демократических традициях, и не было большой разницы между офицерами гвардейских и армейских казачьих полков, несмотря на то, что поступление офицера в гвардейский полк сразу делало его представителем знати.

Атаманский полк в принципе пополнялся офицерами только казачьего происхождения, тогда как в полку Его Величества до 50% офицеров не были казаками. Однако все они, прежде чем быть зачисленными в полк, приписывались к станице и становились реестровыми казаками (например будущий сибирский ).

Выпущенные с правами 1 или 2-го разряда, юнкера эскадрона (казёнокоштные) и сотни получали: единовременное пособие на обмундирование в размере 300 рублей, выпущенные по 3-му разряду при самом выпуске из училища в пособие на первоначальное обзаведение бельём, обувью и другими необходимыми вещами - 50 рублей и при производстве потом в офицеры на обмундирование - еще 250 рублей.

Как видим, поступить на службу в гвардию было нелегко, кроме того необходимо было обладать немалыми средствами, чтобы жить в соответствии с мерками петербургсхой знати. Жалованье было довольно скромным, а расходы предполагались немалые.

Блестящая,порою роскошная и очень дорогая многообразная форма: летняя и зимняя, парадная, полная парадная форма, бальная форма, шинель обыкновенная, шинель николаевская, лошадь (полностью или частично) кровная, обычно две или три,- все это стоило громадных денег,приобреталось офицером из собственных средств.Не говоря уже о том, что в обществе надо было держать соответствующий образ жизни.

Расходы по Офицерскому собранию (в гвардейских полках), балы, приемы, подношения, парадные обеды требовали больших расходов. Часто офицер только расписывался в получении жалованья, все оно уходило на вычеты. В некоторых полках существовала традиция - при вступлении в брак передать в собрание серебряный столовый прибор. Все офицеры из гвардейских полков должны были перед свадьбой внести "реверс" - несколько тысяч рублей в обеспечение будущей семейной жизни.

В некоторых частях офицеры составляли своеобразный коллективный резервный фонд, взнос в который, например, в лейб-гвардии Гусарском полку, составлял 1000 рублей.

Поступив в полк, молодой человек оказывался в новой семье. Офицеры полка и в мирное время, и на войне держались вместе, соблюдая традицию полкового братства. Любое прегрешение против кодекса чести позорило весь полк. Графиня Клейнмихель в своей книге “Мемуары о пропавшем мире” рассказывает об одном случае. Офицер лейб-гвардии Гусарского полка проиграл в карты в долг колоссальную сумму, долг был оплачен всеми офицерами полка, причём некоторым из них после этого пришлось оставить службу, так как их финансовые издержки были слишком велики.

Таким образом, очевидно, что кандидаты недаром подвергались испытаниям, ведь и их нравственные свойства, и образование должны были соответствовать самым высоким требованиям. Чем, однако, офицер должен был обладать по преимуществу так это смелостью, и, надо сказать, в бою гвардейцы всегда демонстрировали её.

Служба офицера в гвардейской кавалерии ничем не отличалась от обычной армейской лямки. Обучение, занятия, маневры, выполнение хозяйственных обязанностей, парады отнимали большую часть времени. Наряду с этим гвардейские части (одни чаще, другие реже) выполняли и особые обязанности при государе и дворе. Офицеры активно участвовали в светской жизни, и лучшие дома соперничали за честь видеть среди своих гостей блестящих гвардейских офицеров.

Служба в гвардии давала высокий социальный статус, что вызывало ревность у армейских офицеров. На деле гвардейские офицеры могли быть переведены в армию но перейти из армии в гвардию было практически невозможно. В целом перевод в армию не тяготел над гвардейскими офицерами, в отличие, например от их прусских коллег, Великая война и битвы междоусобной войны дали многочисленные примеры смелости гвардейских офицеров и солдат, до последнего часа осознававших, что они принадлежат к элите.

Во многих иностранных армиях, Николаевскому кавалерийскому училищу аналогов и не было:

Так во Франции -выпускаемые в кавалерию из Сен-Сирской военной школы (для пехоты и кавалерии)обязаны были по прослужении года в строю пройти 11-месячный курс Сомюрской кавалерийской школы

В Италии -выпускаемые в кавалерию из Моденское военного училища, с 2-летним курсом, для пехоты и кав-рии (два отделения) производились в подпоручики с обязательством пройти 8-месячный курс в Пиньерольской кавалерийской школе (близ Турина).

В Австро-Венгрии - Военное училище в Винер-Нейштадте готовило офицеров для пехоты, егерей и кавалерии.

Юнкера Николаевского кавалерийского училища, со своим начальствующим, учительским, воспитательным и обслуживающим персоналом не приняли государственного февральско –мартовского переворота.

После переворота новые власти требовали от руководства училища ежедневно докладывать о положении в училище, а также списки лиц, которых отчисляют и собираются отчислять из училища.

Однако таких списков начальник училища генерал-майор М.Марченко не отсылал. В марте 1917 AD он был уволен.

А юнкера Николаевского кавалерийского училища и в эмиграции с гордостью вспоминали и писали, что Николаевское кавалерийское училище никогда не присягало Временному правительству.

Каждый день приносил известия о бессудных расправах над офицерским составом... В Выборге убит был командир 42-го корпуса, генерал от кавалерии Владимир Алоизиевич Орановский, зверски убиты Генерального штаба генералы Степанов, Васильев и драгунский полковник Карпович. В Луге, в конском запасе, убит бывший командир кавалергардов, генерал граф Менгден, конногренадёр полковник Эгерштром, молодой лейб-гусарский штабс-ротмистр граф Клейнмихель…

В выступлении юнкеров (“владимирцев”) в Петрограде 11 ноября 1917 AD училище участия принять не успело. Было расформировано раньше.

Рано утром 11 ноября “владимирцы” захватили телефонную станцию и взяли в плен большевистского командующего войсками Петроградского военного округа В.А.Антонова-Овсеенко. Вслед за этим юнкера заняли военную гостиницу и телеграф, но после кровопролитного боя были выбиты.

В Петрограде повсюду убивали юнкеров, сбрасывали их с мостов в зловонные каналы. Полному разгрому подверглись Владимирское и Павловское военные училища. Многие юнкера были убиты и изувечены при защите своих училищ, хотя и красные банды дорого платили за "победу".

Отрубленные драгунскими шашками юнкерские головы большевики насаживали на копья железной решётки, что по Гребецкой.

Конечно, та молодежь, что училась в Школе, была самой активной среди участников вооружённого сопротивления совдепам в 1918 –1920 AD, отличалась высокой степенью патриотизма и тем, что непримиримее, чем все остальные, относилась к разрушителям российской государственности.

Интерьер церкви Сошествия Св. Духа в училище

В 1839 AD школа окончательно переселилась к Обводному каналу, в расширенное здание Кондукторской школы путей сообщения (1823–1826 AD, арх. В. К. Треттер), где уже имелся двусветный с хорами и деревянным куполом храм, освященный 26 марта 1827 AD епископом Ревельским Никанором. Занимая выступающую во двор часть второго этажа главного корпуса, этот храм был внутри оформлен по проекту П. Жако коринфскими пилястрами из искусственного желтого на фоне стен из белого стюка.

Белый с позолотой двухъярусный ампирный иконостас вырезала охтинская мастерская А. Тарасова. Образа написал акад. И. Е. Яковлев, иконы праздников – учитель школы М. Довгалев, роспись исполнил М. Я. Ширяев, лепку (включая рельефы) – Л. Круглов и Ф. Стаджи. Газовые бронзовые паникадило и канделябры изготовил мастер Карл Тиме, утварь приобрели у купца Лохова. Часть утвари и икон взяли из церкви Военно-строительного училища (церковь сщмч. Симеона, Сродника господня, при Институте гражданских инженеров Императора Николая I). Расходы на украшение составили 50 тыс. руб.

В 1843 AD А. И. Травин реставрировал интерьер и заново написал евангелистов в парусах.

Площадь храма составляла 55 кв. саж.; на его стенах висели доски чёрного мрамора с именами павших воспитанников, по которым ежегодно при выпуске юнкеров служилась панихида. Молебном перед образом свв. Александра Невского и Николая отмечался день основания училища, одного из самых престижных в России.

В 1903 AD, при переделке церкви арх. И. И. Яковлевым, на ее портале появились лепные горельефы.

Почти 45 лет (с 1842 AD) настоятелем был прот. Кирилл Кириллович Крупский, а последним перед революцией – прот. Иоанн Васильевич Еленевский.

В 1917 AD на апсиде прикреплен гипсовый рельеф с изображением Георгия Победоносца (ск. И. В. Крестовский). Церковь перестала действовать в недоброй памяти 1917 AD ; ныне здание, вроде бы занято проектной организацией.

Былая жизнь русской кавалерии с её красочным бытием, рыцарским духом и красивыми традициями отошла в безвозвратное прошлое.

Начальниками училища были генералы:

  • П. П. Годеин (1823-31AD)
  • бар. М. А. Шлиппенбах (1831-43 AD)
  • А. Н. Сутгоф (1843-63 AD)
  • Я. Ф. Сиверс (1863-65 AD)
  • бар. M. A. Таубе (1865-74 AD)
  • В. Ф. Винберг (1874-78 AD)
  • А. А. Бильдерлинг (1878-90AD)
  • Е. Е. Рынкевич (1890-99 AD)
  • П. А. Плеве (1895-99 AD)
  • П. А. Машин (1899-1901 AD)
  • Ф. Ф. Грязнов (1901-1905 AD)
  • Л. В. де-Витт (1905-10 AD)
  • Е. К. Миллер (1910-12AD)

В 1913 AD начальником его состоял г.-м. М. К. Марченко.

Инспекторами школы и училища были

специальные военно-учебные заведения для приготовления офицеров к службе в кавалерии; существуют почти во всех европейских государствах - в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Англии. В России они имеются двух родов: 1) Николаевское К. училище в Петербурге и 2) юнкерские К. училища. В 1823 г. была основана школа гвардейских подпрапорщиков. В 1826 г. при школе был образован эскадрон К. юнкеров, и она получила название школы гвардейских подпрапорщиков и К. юнкеров. В 1857 г. школа была переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров, а в 1865 г., при реформе военно-учебных заведений, преобразована: высшие, специальные классы образовали теперешнее Николаевское К. училище, а низшие, общие - Приготовительный пансион Училища (ныне Николаевский кадетский корпус). В 1890 г. при училище учреждена казачья сотня. По действующему положению (Св. В. П. кн. XV и Прик. по воен. вед. 1890 г. 156), Николаевское К. училище имеет своим назначением приготовление молодых людей для офицерской службы в полках регулярной кавалерии и в конных казачьих частях. Училище состоит из двух классов, с годичным курсом в каждом. В строевом отношении оно составляет эскадрон и сотню; обучающиеся называются юнкерами. Штатный комплект юнкеров - 320, в том числе 120 казаков. Ближайшее заведование училищем возлагается на начальника его; учебная часть состоит в ведении инспектора классов. При училище состоят комитеты: педагогический, дисциплинарный и хозяйственный. В младший класс Николаевского К. училища принимаются, по достижении 16 лет: а) окончившие с успехом полный курс в кадетских корпусах и б) окончившие курс в средних учебных заведениях, или представившие свидетельства о выдержании при этих заведениях испытания в объеме всего курса. Лица второй категории принимаются, впрочем, лишь на свободные вакансии. Казачьи уроженцы содержатся в училище на казенный счет; прочие молодые люди принимаются своекоштными пансионерами; экстерны допускаются лишь с разрешения главного начальника военно-учебных заведений. Учебный курс: 1) закон Божий, 2) математика, 3) химия, 4) тактика, 5) артиллерия, 6) фортификация, 7) военная топография, 8) начальная военная администрация, 9) военное законоведение, 10) практические занятия по русскому и иностранным языкам, 11) иппология и 12) черчение - топографическое, артиллерийское и фортификационное. В лагере юнкера занимаются фронтовыми ученьями, инженерными и топографическими работами, знакомятся со стрельбою из орудий и с материальной частью артиллерии. По окончании курса юнкера, отнесенные по экзамену к первому разряду, выпускаются корнетами армейской кавалерии, с одним годом старшинства, а отличившие из них - корнетами гвардейской кавалерии; отнесенные ко второму разряду - корнетами армейской кавалерии без старшинства, отнесенные же к третьему разряду переводятся в полки армейской кавалерии унтер-офицерами на 6 месяцев. Неспособные к военной службе награждаются, при выпуске, гражданскими чинами XII или XIV класса, смотря по успехам. Юнкерских К. училищ в настоящее время имеется два - Тверское и Елисаветградское и, сверх того, три казачьих: Новочеркасское, Ставропольское и Оренбургское. См. Юнкерские училища.

  • - нач. уч. зав. повышенного типа. Открывались по Положению 1872 вместо у. уч-щ. В Г.У. действовала кл. система преподавания. Г.У. были 1-6-кл. На У. - в осн. 3-4-кл. с 6-летним сроком обучения...
  • - нач. мужские уч. зав. православного ведомства. Открывались по Положению 1808. На У. возникли в пер. пол. XIX в. Д.У. имели 4 кл., иногда - приготовительный...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - ср. женские уч. зав. Открывались с 1843. Е.У. были 6-годичными. С 1900 был введен 7-й педагогический класс. На У. действовали со второй пол. XIX в. в Вятке, Перми, Екат., Уфе, Оренб...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - - начальные школы в России. Создавались с 30-х гг. 19 в. по одному на волость для подготовки детей казённых поселян к писарской деятельности. Гл. внимание обращалось на технику письма...
  • - - повышенные начальные школы для детей городского населения; учреждены по проекту Н.Х. Весселя взамен уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов по военным, медицинским и гуманитарным специальностям...

    Педагогический терминологический словарь

  • - см. в ст. Учебные заведения горные...

    Геологическая энциклопедия

  • - I. Высшие Г. училища, в Германии называемые горными академиями, имеют своей задачей теоретическую и практическую подготовку горных инженеров, которые могли бы быть руководителями в деле горном, горнозаводском и...
  • - в России существуют на основании Положения, высочайше утвержденного 31 мая 1872 г. По мысли законодателя, заведения эти - общеобразовательные, назначенные "для городского населения, и преимущественно для бедной части...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - низшие духовно-учебные заведения, действующие на основании устава 1884 г. и подготовляющие к Д. семинариям. Нормальный состав их - четыре годичных класса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - начальные школы в России в 19 в., готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений...
  • - учебные заведения повышенного типа для детей мелкой городской буржуазии и служащих, впервые возникшие в Западной Европе в 17 в. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 г. повышенные начальные школы с 6-летним сроком обучения, созданы в 1872 вместо уездных училищ. С 1912 преобразовывались в высшие начальные училища...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол-уч"...

    Русский орфографический словарь

"Кавалерийские училища" в книгах

КАВАЛЕРИЙСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

КАВАЛЕРИЙСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ В кавалерии все зависит от начальника. Хороший начальник достигнет успеха даже с посредственной частью, а плохой ничего не добьется с прекрасными полками. Берусь об этом судить, потому что пришлось служить и с хорошими, и с плохими.Хорошие

Помимо училища

Из книги Катенька автора Гаркалин Валерий Борисович

Помимо училища Мой студенческий билет давал возможность проникать и в театры драматические, чем я охотно пользовался, побывав практически на всех заметных спектаклях середины 70-х годов. А ведь это была эра высших творческих достижений Анатолия Васильевича Эфроса и Юрия

После училища

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

После училища Вот что представляла собой Удельная спустя почти тридцать лет, в конце 1890-х годов, по словам М.И. Пыляева: «Собственно дачи на Удельной расположены с правой стороны железнодорожной линии от Петербурга, с левой же стороны находится Удельная ферма с парком, в

Кавалерийские доспехи

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Кавалерийские доспехи Я не знаю, почему пренебрегают доспехами, потому что нет ничего более полезного и декоративного. Кое-кто утверждает, что они отошли в прошлое после изобретения пороха. Это не так; ведь во времена Генриха IV и до 1667 года их носили. Порох был изобретен

Глава 7 ТАНКОВЫЕ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ И КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА

автора Гланц Дэвид М

Глава 7 ТАНКОВЫЕ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ И КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА В конце 1920-х и на протяжении большей части 1930-х годов Советский Союз потратил немало времени, ресурсов и энергии, разрабатывая новейшие теории, технические новинки и методы управления, необходимые для более

КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА

Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА Каким бы анахронизмом ни казались кавалерийские войска в 1940-х годах, Красная Армия весьма полагалась на конницу, особенно в наступательной роли, в начальный период войны, когда ее танковые войска были приведены в беспорядок. И действительно,

29. КАВАЛЕРИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ВИЦМУНДИРАХ (Кавалергардского, лейб-кирасирского Ее Величества и Павлоградского гусарского полков)

Из книги Русская армия 1812 года. Выпуск второй автора Пархаев Олег Николаевич

29. КАВАЛЕРИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ВИЦМУНДИРАХ (Кавалергардского, лейб-кирасирского Ее Величества и Павлоградского гусарского полков) Вне строя кирасирские и гусарские офицеры помимо общеармейских сюртуков носили вицмундир, являвшийся парадно-выходной формой. Кирасирские

Из книги Русские гусары. Мемуары офицера императорской кавалерии. 1911-1920 автора Литтауэр Владимир

4. Казачьи кавалерийские войска во время войны

Училища

Из книги Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение автора Бичурин Никита Яковлевич

Училища

Из книги Взгляд на просвещение в Китае. Часть I автора Бичурин Никита Яковлевич

Училища Училища разд?ляются на три разряда. Въ первомъ разряд? поставлены училища Общественныя или Народныя, во второмъ у?здныя, въ третьемъ Губернскія. Народныя училища учреждены во вс?хъ городахъ и состоятъ подъ в?д?ніемъ М?стныхъ Начальствъ, которымъ предоставлена

Кавалерийские корпуса

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович автора БСЭ

План
Введение
1 История
2 Устройство и учебная программа
2.1 Система оценок

3 Форма и вооружение
4 Традиции «Славной школы»
5 Известные выпускники и учащиеся
Список литературы
Николаевское кавалерийское училище

Введение

Николаевское кавалерийское училище - элитное военное училище Российской империи. Основано 9 мая 1823 года. Выпускниками училища были многие видные представители военной и культурной элиты России XIX - начала XX вв.

1. История

9 мая 1823 года приказом императора Александра I в Санкт-Петербурге, в казармах лейб-гвардии Измайловского полка (набережная Фонтанки, 120), была основана Школа гвардейских подпрапорщиков для обучения молодых дворян, поступавших в гвардию из университетов или частных пансионов и не имевших военной подготовки. В её штате были начальник, 1 инспектор классов, 8 обер-офицеров в чине не ниже поручика и 120 слушателей. В Школе обучали юношей из дворянских семей, а затем выпускали их в полки гвардейской кавалерии.

1826 г. - При школе сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, учебное заведение переименовано в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров . С 1825 г. школа располагается в бывшем дворце графов Чернышевых.

1859 г. - В связи с упразднением звания подпрапорщика Школа переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров .

В 1864 г. Школа преобразована в Николаевское кавалерийское училище, которое до конца своего существования располагалось в здании по адресу Лермонтовский (Ново-Петергофский) проспект, д. 54.

В 1890 г. при училище сформирована казачья сотня - так называемая «Царская сотня».

В октябре 1917 г. училище было расформировано.

В феврале 1921 г. училище было возрождено в Галлиполи на основе существовавшего в Крыму Учебного дивизиона. Впоследствии было эвакуировано в г. Белая Церковь (Югославия), где действовало до 1923 г. Произвело 4 выпуска (5 ноября 1922 г., 12 июля и 2 сентября 1923 г., перед закрытием - выпуск эстандарт-юнкеров, произведенных в корнеты 7 марта 1924 г.) - всего 357 человек. Начальник - генерал-лейтенант А. В. Говоров.

2. Устройство и учебная программа

Впоследствии в училище принимались наиболее успешные выпускники кадетских корпусов: необходимо было иметь не менее 9 баллов по наукам и 8 баллов за поведение.

В Николаевском кавалерийском училище готовили офицеров как для регулярной кавалерии, так и для казачьих войск. В соответствии с этим юнкера делились на эскадрон и сотню: 250 юнкеров в эскадроне, 120 - в казачьей сотне. Продолжительность обучения - 2 года. По окончании обучения юнкера выпускались корнетами в кавалерию.

Курс обучения был двухгодичным, и его конечной целью была подготовка выпускников к полковой службе. Основными учебными предметами были тактика, военное дело, топография, управление, артиллерия, фортификация, право, гигиена и черчение, из общеобразовательных предметов преподавались Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, механика, физика, химия, история, экономика, государствоведение и психология.

Существовала возможность сдать офицерские экзамены экстерном.

С 1864 г. выпуск проводился после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после 1-го курса) был признан недостаточным. Первое время лучших выпускников направляли, как и ранее, в артиллерию и инженерные войска, но вскоре выпуск в эти рода войск из общевойсковых училищ был прекращен.

2.1. Система оценок

Знания оценивались по 12 бальной системе. Набравшие не ниже 9 баллов могли служить в гвардии, получившие средний балл ниже 9 баллов, могли выйти только в армию. Отметка ниже 6 баллов по любому предмету считалась неудовлетворительной. Получивший 5 баллов - проваливался.

3. Форма и вооружение

Форма юнкеров эскадрона, утвержденная Александром III

Повседневная: алая бескозырка с черными кантами, защитный китель, синие рейтузы с красным кантом при высоких хромовых сапогах и шпорах. Шашка, портупея и пояс надевались поверх кителя и серой, светлого тонкого сукна, шинели.

Парадная: мундир и кивер драгун наполеоновского времени с андреевской гвардейской звездой, чёрный мундир с красным лацканом, красно-чёрный пояс и длинные брюки-шоссеры с красными генеральскими лампасами при ботинках с прибивными шпорами, белая гвардейская портупея шашки и белые замшевые перчатки.

Вооружение эскадрона: шашки и карабины кавалерийского образца

Форма казачьей сотни :
Со времени учреждении сотни юнкера носили форму своих войск и полков.

С 1907 г.: китель с серебряным прибором и синие казачьи шаровары с красными лампасами и белым гвардейским снаряжением (пояс и портупея)

Вооружение казачьей сотни: казачий карабин без штыка, пика, шашка донского казачьего образца

4. Традиции «Славной школы»

Николаевское кавалерийское училище (в память о прошлом именовашееся «Славной школой» или просто Школой) славилось своими традициями, так называемым «цуком» .

При поступлении в училище каждый мог выбрать вид службы: «по славной ли училищной традиции, или по законному уставу?» .

«По уставу» - выбрав службу по уставу, юнкер был избавлен от цука, но к нему переставали относится как к товарищу. Его называли «красным» и бойкотировали, никто с ним не разговаривал. С ним поддерживали лишь чисто служебные официальные отношения. Однако самым существенным, было то, что такого «красного» по окончании училища никогда бы не принял в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк, ибо в каждом полку были выходцы из Школы, всегда поддерживавшие связь с родным училищем, а потому до их сведения, конечно, доходило, кто из новых юнкеров - «красный». Следует отметить, что «красный» юнкер был очень редким явлением.

«По славной учлищной традиции» - служба «по традиции» подразумевала полное подчинение младших (1-й год обучения) старшим (2-й год обучения), но регулировалась исторически сложившимися правилами.

Юнкера младшего курса с момента появления в училище назывались «сугубыми зверями» и поступали в полное распоряжение старшего курса. В Школе были разные лестницы для старших («корнетов») и младших («зверей») юнкеров, из четырёх дверей, ведших в спальни эскадрона, где юнкера располагались повзводно, две были «корнетскими», равно как и половина зеркал-трюмо, там стоявших. Пользоваться ими младший курс не имел права. То же самое относилось и к курилке, где на полу имелась борозда, по преданию проведенная шпорой Лермонтова и потому именовавшаяся «Лермонтовской», за которую «зверям» доступ был запрещен.

Классика «цука»:

· приседания, выполнявшиеся во всех углах и при всех случаях для развития «шлюза» и «шенкелей»

· бесчисленные повороты направо, налево и кругом, чтобы довести «отчетливость» до совершенства

· старший мог задать младшему любой вопрос в любое время суток, например: «Молодой, пулей назовите имя моей любимой женщины», или «Молодой, пулей назовите полчок, в который я выйду корнетом», - «зверь» обычно отвечал на эти вопросы безошибочно, так как обязан был знать назубок, как имена женщин, любимых старшими, так и полки, в которые старшие намеревались поступить.

· «Молодой, пулей расскажите мне про бессмертие души рябчика», - командовал старший. И молодой, вытянувшись стрункой, рапортовал: «Душа рябчика становится бессмертной, когда попадает в желудок благородного корнета».

Регулирование взаимоотношений:

Согласно обычаю, «корнеты» не имели права задевать личного самолюбия «молодого». Юнкер первого года обучения был обязан выполнить беспрекословно все то, что выполняли до него юнкера младшего курса из поколения в поколение. Однако имел право обжаловать в корнетский комитет то, в чём можно усмотреть «издевательство над его личностью», а не сугубым званием зверя. За этим строго следил «корнетский комитет» (возглавляемый выборным председателем), куда входили все юнкера старшего курса. Председатель корнетского комитета являлся верховным блюстителем и знатоком традиций Школы, компетенция его была неоспорима.

«Корнеты» не имели права с неуважением дотронуться хотя бы пальцем до юнкера младшего курса, уж не говоря об оскорблении. Это правило никогда не нарушалось ни при каких обстоятельствах.

За столкновения между собой юнкеров младшего курса с применением кулачной расправы и взаимных оскорблений обе стороны подлежали немедленному отчислению из училища независимо от обстоятельств, вызвавших столкновение

5. Известные выпускники и учащиеся

· Лермонтов, Михаил Юрьевич (1834) - выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

· Лашкарёв, Александр Григорьевич (1843) - выпущен в Конно-гренадерский лейб-гвардии полк.

· Мусоргский, Модест Петрович (1856) - выпущен в лейб-гвардии Преображенский полк.

· Каульбарс, Александр Васильевич (1861) - выпущен в лейб-гвардии Гатчинский полк.

· Брянчанинов, Александр Семёнович (1866) - выпущен корнетом в Кавалергардский полк.

· Сухомлинов, Владимир Александрович - выпущен корнетом в Уланский Его Величества лейб-гвардии полк.

· Клейгельс Николай Васильевич (1868) - выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Драгунский полк.

· Плеве, Павел Адамович (1870) - выпущен в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.

· Самсонов, Александр Васильевич (1877) - выпущен корнетом в Ахтырский 12-й гусарский полк.

· Яковлев, Леонид Георгиевич - выпущен в лейб-гвардии Уланский Её Величества полк.

· Замятнин, Александр Николаевич (1878) - выпущен корнетом в 11-й драгунский Изюмский Его Королевского Высочества Наследного Принца Фридриха Вильгельма Прусский полк.

· Келлер, Фёдор Артурович (1879)

· Марков, Василий Евгеньевич (1884)

· Альфтан, Владимир Алексеевич (1881) - выпущен корнетом в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.

· Миллер, Евгений Карлович (1886)

· Павлов Александр Александрович (1887) - выпущен в лейб-гвардии Гусарский полк.