Биографии Характеристики Анализ

Первый сборник заболоцкого "столбцы". группа обэриу

Сборник «Столбцы» включал два цикла: «Городские столбцы » и «Смешанные столбцы ». Стихотворения первого цикла отражали картины окружающего мира, фантасмагорич-ные и отвратительные. Здесь в полной мере проявилась изобразительная сила таланта Заболоцкого. Созданный в его произведениях мир был вполне реален и узнаваем, однако предметные, бытовые детали соседствовали с необычным вйде-нием. Автор смотрит на мир очень зорким взглядом и видит то, что сокрыто от других. В его стихотворениях много непредсказуемых ассоциативных ходов, точнейших, но неожиданных наблюдений:

Стоят чиновные деревья,
Почти влезая в каждый дом.
Давно их кончено кочевье,
Они в решётках, под замком.
Шумит бульваров теснота,
Домами плотно заперта.

Ивановы, 1929

Стихи наполнены странными существами, уродливыми и ужасными. Город предстаёт здесь как мещанское царство со скоплением рынков, лавок, улиц с попрошайками:

А вкруг черны заводов замки,
Высок под облаком гудок.
И вот опять идут мустанги
На колоннаде пышных ног.
И воют жалобно телеги,
И плещет взорванная грязь,
И над каналом спят калеки,
К пустым бутылкам прислонясь.

Обводный канал, 1928

Это мир, в котором всё покупается и продаётся, в котором царят бездуховность и скука. Содержанию стихотворений соответствует их форма: ощущение тяжести возникает за счёт приёма «нанизывания» событий, предметов, персонажей на единый смысловой стержень. Стихотворения этого цикла построены как перечисление многих явлений, которые в целом создают общую неприглядную картину.

Нелогичность, абсурдность некоторых картин объясняется тем, что поэт не может найти логики в самой жизни, а там, где находит, не может с нею согласиться. Уже в эту пору Заболоцкий ищет надёжные основания жизни, которые позволили бы ей обрести гармонию. При этом он чаще всего обращается к природе, пытается постичь законы её существования. Хотя Заболоцкий в стихах первого цикла пишет только о городе, вывод он делает парадоксальный: большие города губят человека, растлевают его, и происходит это потому, что утрачиваются и разрушаются связи с природой.

Сборник “Столбцы” включал два цикла: “Городские столбцы” и “Смешанные столбцы”. Стихотворения первого цикла отражали картины окружающего мира, фантасмагорич-ные и отвратительные. Здесь в полной мере проявилась изобразительная сила таланта Заболоцкого. Созданный в его произведениях мир был вполне реален и узнаваем, однако предметные, бытовые детали соседствовали с необычным вйде-нием. Автор смотрит на мир очень зорким взглядом и видит то, что сокрыто от других. В его стихотворениях много непредсказуемых ассоциативных ходов, точнейших, но неожиданных наблюдений:
Стоят чиновные деревья,
Почти влезая в каждый дом.
Давно их кончено кочевье,
Они в решетках, под замком.
Шумит бульваров теснота,
Домами плотно заперта.
Ивановы, 1929

Стихи наполнены странными существами, уродливыми и ужасными. Город предстает здесь как мещанское царство со скоплением рынков, лавок, улиц с попрошайками:
А вкруг черны заводов замки,
Высок под облаком гудок.
И вот опять идут мустанги
На колоннаде пышных ног.
И воют жалобно телеги,
И плещет взорванная

грязь,
И над каналом спят калеки,
К пустым бутылкам прислонясь.

Обводный канал, 1928

Это мир, в котором все покупается и продается, в котором царят бездуховность и скука. Содержанию стихотворений соответствует их форма: ощущение тяжести возникает за счет приема “нанизывания” событий, предметов, персонажей на единый смысловой стержень. Стихотворения этого цикла построены как перечисление многих явлений, которые в целом создают общую неприглядную картину.
Нелогичность, абсурдность некоторых картин объясняется тем, что поэт не может найти логики в самой жизни, а там, где находит, не может с нею согласиться. Уже в эту пору Заболоцкий ищет надежные основания жизни, которые позволили бы ей обрести гармонию. При этом он чаще всего обращается к природе, пытается постичь законы ее существования. Хотя Заболоцкий в стихах первого цикла пишет только о городе, вывод он делает парадоксальный: большие города губят человека, растлевают его, и происходит это потому, что утрачиваются и разрушаются связи с природой.


Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой кри­тике подвергает писатель...
  2. В стихотворении “О красоте человеческих лиц” Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров....
  3. “К обидам горьким собственной персоны…” Н. А. Заболоцкий – писатель, прошедший суровую школу жизни. Стихотворение “К обидам горьким собственной персоны…” призывает смиренно относиться к своей...
  4. “Можжевеловый куст” (1957) - восьмое стихотворение из цикла “Последняя любовь”, и рассматривать его надо как состав­ную часть этого цикла. “Как говорит поэт об ушедшей любви?”...
  5. Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней...

Творчество выдающегося русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого, признанного классика поэзии ХХ века, ставит перед внимательным читателем довольно сложную проблему. Как это возможно, чтобы автором стихотворений "Фигуры сна", "Поприщин", "Красная Бавария", "Офорт", с одной стороны, и "Лесное озеро", "Бетховен", "Журавли", "Некрасивая девочка", с другой - был один и тот же человек?

Действительно, когда мы читаем в стихотворении "На рынке" следующие строки:

…Недалек тот миг, когда в норе опасной он и она, он - пьяный, красный от стужи, пенья и вина, безрукий, пухлый, и она - слепая ведьма - спляшут мило прекрасный танец-козерог, да так, что затрещат стропила и брызнут искры из-под ног… И лампа взвоет как сурок. (I, 354) *

то нам очень трудно представить себе, что поэт с таким способом восприятия мира может написать:

Есть хор цветов, не уловимый ухом, Концерт тюльпанов и квартет лилей. Быть может, только бабочкам и мухам Он слышен ночью посреди полей. В такую ночь соперница лазурей, Вся сопка дышит, звуками полна, И тварь земная музыкальной бурей До глубины души потрясена. (I, 222)

Исследователи, занимающиеся творчеством Николая Заболоцкого, говорят о "двух Заболоцких", т.е. перед нами как будто два разных поэта под одной фамилией. Попытаемся разгадать эту загадку. Первый сборник молодого поэта Николая Заболоцкого "Столбцы" увидел свет в 1929 году, когда поэту было 26 лет. Сам Заболоцкий пишет своему другу о настоящем критическом буме, который разразился после выхода книги: "…Книжка вызвала в литературе порядочный скандал, и я был причислен к лику нечестивых. Если интересуешься этим делом, - посмотри статью Селивановского "Система кошек" в журнале "На литературном посту" за 1929 г., № 15, и статью (совершенно похабную) Незнамова "Система девок" в "Печать и революция", 1930 г., № 4…" Итак, "Столбцы" вызвали настоящий литературный скандал.

Какова же творческая установка Николая Заболоцкого в раннем периоде его творчества? В 1927 году несколько поэтов образуют художественное объединение, которое называют ОБЭРИУ - Объединение реального искусства. В группу входят поэты А. Введенский, Д. Хармс, И. Бахтерев, К. Вагинов, Н. Заболоцкий. Деятельность членов ОБЭРИУ протекала в русле традиций "левого" искусства и в большей мере связана была с театрализованными представлениями, своеобразными выступлениями - концертами. В записных книжках Хармса мы находим программу одного такого вечера, который должен был состояться в Институте истории искусств "12 Деркарября * 1928 года". Программа включала следующие номера:

  • "Дойвбер Левин - эвкалитическая проза.
  • Даниил Хармс - "Предметы и фигуры".
  • Алексей Пистунов - то же.
  • Игорь Бахтерев - "Вилки и стихи".
  • Александр Введенский - "Самонаблюдение над стеной".

Эстетическая платформа группы ОБЭРИУ была очень своеобразной. Интересно, что манифест - "Декларация ОБЭРИУ" - был подписан Николаем Заболоцким. В "Декларации" Заболоцкий писал: "В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его… Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты "нереальны" и "нелогичны"? А кто сказал, что "житейская" логика обязательна для искусства?... У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, слова и действия" (I, 387).

Таким образом, Заболоцкий формулирует основной закон своего раннего творчества: "житейская" логика не обязательна для искусства. И действительно, в "Столбцах" мы на каждом шагу сталкиваемся с нарушением привычной для нас логика существования мира. Так, в стихотворении "Офорт" мы читаем:

Покойник по улицам гордо идет, его постояльцы ведут под узцы; он голосом трубным молитву поет и руки ломает наверх. Он - в медных очках, перепончатых рамах, Переполнен до горла подземной водой… (I, 346)

Или в стихотворении "Часовой" мы встречаемся с очень странными "героями".

Вот - в щели каменных плит мышиные просунулися лица, похожие на треугольники из мела с глазами траурными по бокам… Одна из них садится у окошка с цветочком музыки в руке, а день в решетку пальцы тянет, но не достать ему знамен. (I, 349)

В стихотворении "движение" перед читателем появляется конь …с восемью ногами, в стихотворении "Пекарня" "оживает" тесто:

Тут тесто, вырвав квашен днище, как лютый зверь, в пекарне рыщет, ползет, клубится, глотку давит, огромным рылом стену трет… (I, 362)

Перед нами, если так можно выразиться, "поэтика странного мира". Тексты "Столбцов" насыщены аномальными смысловыми элементами гиперболически-гротескного характера, сложными трансформациями в разных сферах текстовой реальности. Поэтому такие, например, словосочетания, как "квадраты колес", "Громкие герои", "оглушительный зал", "расстегнутая дверь", "двускатные орлы" и т.д. в поэтическом языке Заболоцкого являются нормой, хотя с точки зрения "здравого смысла" они, конечно, норму нарушают. Перед читателем возникает вопрос: почему в стихах раннего Заболоцкого оказались возможными столь странные с точки зрения общепринятых литературных норм поэтические произведения? Существует ли "ключ"к пониманию семантически аномальных элементов в его стихах?

Чтобы ответить на эти вопросы, можно пойти разными путями. У известной шведской исследовательницы творчества Н. Заболоцкого Ф.Бьорлинг есть целая книга, посвященная анализу одного стихотворения поэта ("Офорт"). Исследовательница идет по пути построчной дешифровки текста и прежде всего пытается восстановить ту реальность, которая была трансформирована, когда она "воплотилась" в поэтических образах Заболоцкого. Однако такой подход не всегда возможен. Так, например, в строчках из стихотворения "Красная Бавария" "Глаза упали точно гири, // бокал разбили - вышла ночь" (I, 341) мы с трудом отыщем реальную предметную основу: сама ситуация принципиально фантастична.

Но такой подход еще и недостаточен. Даже если мы установим, что в стихотворении "Офорт" "медные очки" покойника - это медные монеты, лежащие у него на глазах, а "крылатый шар" в стихотворении "Белая ночь" связан с известной архитектурной деталью дома на Невском проспекте в Петербурге (ныне это "Дом книги"): дом увенчан шаром, который имеет вид глобуса, поддерживаемого кариатидами, на котором было написано название фирмы швейных машин "Зингер", мы не сможем ответить на вопрос огромной важности - почему Заболоцкий так видоизменяет реальные впечатления? Каков "механизм порождения" странного фантастического мира "Столбцов"? какие закономерности действуют в этом мире?

А закономерности эти, безусловно, есть. Например, мы обращаем внимание на то, что звуковая атмосфера действия, представленная в самых ранних стихах раннего Заболоцкого, имеет весьма специфический характер: набор и характер звуков в "Столбцах" довольно однотипен. Это вой, гром, крик, рев, свист, верещание, хохот, стон и т.д. Приведем некоторые примеры: "воют жалобно телеги" (I, 364), "чахоточная воет рыба" (I, 62), "ревут бокалы пудовые" (I, 359), ветер "ревет в ледяную трубу" (I, 389), мы слышим "визг молитвенной гитары" (I, 553), тесто в "Пекарне" ползет "урча и воя" (I, 53), в стихотворении "Рыбная лавка" мы читаем: "Повсюду гром консервных банок, // Ревут сиги, вскочив в ушат" (I, 55). Все эти звуки образуют как бы особую смысловую сферу , которую мы можем назвать смысловой сферой громкого звука. Чем она для нас интересна? Прежде всего тем, что предметы, которые попадают в фокус поэтического внимания Н. Заболоцкого, при помощи своеобразного "подключения" к этой сфере трансформируются, меняя свои свойства. Например, на уровне реальной действительности рыба не может выть или реветь (а у Заболоцкого "ревут сиги, вскочив в ушат"), шар не может хохотать (а в стихотворении "Футбол" шар - футбольный мяч - хохочет), вино - греметь, дерево - кричать и т.д. "Подключение" этих объектов к смысловой сфере громкого звука обнаруживает их аномальность, их несовпадение с реальными предметами, которые совпадают со своими "двойниками" только словесно.

Интересно, что среди приведенных примеров мы встречаем такие объекты, которые сами могут издавать тот или иной звук. Например, в "Столбцах" мы находим обширную группу музыкальных ннструментов: это и скрипка, и гитара, и дудка, и труба, и т.д. Но звуки, издаваемые этими инструментами, тоже трансформированы: балалайка стонет и воет, гитара визжит, трубы воют… Стук часов в "Столбцах" превращается в гром, волны в стихотворении "Море" стучат "как бы серебряные ложки", флаг трещит, звук выстрела превращается в "хохот заячий винтовок". Во всех этих и других примерах происходит как бы конденсация, сгущение звука, и закономерность трансформации реальности мы могли бы сформулировать следующим образом: звук трансформируется от средне нормативного к предельному, от нормального к аномальному. Мы, таким образом, можем сделать один вывод: смысловая сфера громкого звука отсылает нас к представлениям о безумном, хаотическом устройстве мира. Этот вывод мы можем сделать, используя обычный логический аппарат. Но к этому выводу мы можем прийти и другим способом. Так в стихотворении "Свадьба" мы читаем:

Так бей, гитара! Шире круг! Ревут бокалы пудовые. И вздрогнул поп, завыл и вдруг Ударил в струны золотые. И под железный гром гитары Подняв последний свой бокал, Несутся бешеные пары В нагие пропасти зеркал. И вслед за ними по засадам, Ополоумев от вытья , Огромный дом, виляя задом, Летит в пространство бытия. (I, 50)

Здесь мы встречаем текстуальное сопряжение понятий, относящихся к категории "безумия", и слов, обозначающих громкий звук. В стихотворении, носящем идиллическое название "Игра в снежки", читатель сталкивается с образами мальчишек, о которых говорится: "В снегу прокладывая лунки, // они беснуются, кричат" (I, 367-368). Перед нами не просто безумный, но беснующийся мир, и вполне естественно, что "озвучен" он вполне определенно.

Таким образом, мы видим, что слова, которые обозначают громкий звук, становятся своеобразными "знаками" безумия, примерно так же, как зеленый свет светофора, например, является знаком того, что движение не возбраняется.

Еще один "знак" безумного мира, который мы находим в сборнике "Столбцы", - это разнообразные инверсии, к примеру, пространственные. В стихотворении "Белая ночь" мы читаем:

…раздвинулись мосты и кручи, бегут любовники толпой, один - горяч, другой - измучен, а третий - книзу головой … (I, 342)

Книзу головой или вверх ногами располагаются в художественном пространстве "Столбцов" самые разные герои. Мир, поставленный с ног на голову, мир, вывернутый наизнанку, - конечно же, мир безумный. В этом безумном мире у лошади есть лицо ("Лошадь белая выходит, // Бледным личиком вертя" (I, 75), у севрюги есть руки, у угрей - колени, руки есть и у коня ("А бедный конь руками машет"), зато человек изображается в категориях "животного". У скрипача в стихотворении "Бродячие музыканты" не руки, а "щупальца рук", в стихотворении "Человек в воде" у героя, который последовательно сравнивается с разными представителями животного мира, появляется… хвост:

Словно череп, безволос, Как червяк подземный, бел, Человек, расправив хвост, Перед волнами сидел. (I, 103)

Эту особенность поэтического мира раннего Заболоцкого было бы заманчиво связать с карнавальным мироощущением. Но карнавальные по происхождению образы выступают у Заболоцкого далеко не в карнавальной функции. Для карнавального мироощущения, как показал замечательный ученый М.М. Бахтин, разного рода инверсии в области смысла связаны с такой категорией, как относительность или изменчивость мира. Кроме того, по Бахтину, непременным атрибутом карнавальной поэтики является амбивалентность гротескных образов (хула / хвала, смерть / возрождение, снижение / возвышение и т.д.).

В поэтическом мире Заболоцкого карнавальные образы содержатся лишь в рудиментарном виде. Когда в карнавальном на первый взгляд стихотворении "Рыбная лавка" мы читаем:

Горит садок подводным светом, Где за стеклянною стеной Плывут лещи, объяты бредом, Галлюцинацией, тоской, Сомненьем, ревностью, тревогой… И смерть над ними, как торгаш, Поводит бронзовой острогой… (I, 55)

то здесь нет никакого карнавального торжества жизни над смертью, есть нечто прямо противоположное.

Дебют заметили и одобрили достойные и уважаемые литераторы того времени: Вениамин Каверин, Николай Тихонов, Юрий Тынянов, Самуил Маршак. Но это не спасло молодого поэта от шквала язвительных нападок и прямых политических обвинений в прессе. Особенно лютовали деятели печально знаменитого РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), один из которых охарактеризовал книгу как «вражескую вылазку». «Столбцы» - это двадцать два стихотворения, написанные с 1926-го по 1929 год. «Музыкальная» метафора, с которой я начал рассказ, здесь как нельзя более уместна: фокстрот, романс, вальс звучат то в названиях, то в ритмах, то в сюжетах; очевидна и мелодичность этих стихов. Условно «Столбцы» можно разделить на две неравные по количеству текстов категории: стихи о городе («Обводный канал», «Пекарня», «Фокстрот», «Начало осени», «На лестницах») и стихи о природе («Лицо коня», «В жилищах наших»). Город в рельефных и экспрессивных зарисовках предстает смесью рынка и цирка, зрелищем отталкивающим и завораживающим. С романтическим азартом Заболоцкий клеймит обывателей - что, в общем-то, нормально для любого поэта, тем более молодого.

Люди в своих жилищах живут «умно и некрасиво». А животные и растения пребывают в гармонии с вселенной и прекрасны таинственной красотой. Тут требуется небольшое отступление. Обэриуты и их коллеги-сверстники, вступив во взрослую и в литературную жизнь, оказались в мире, уже «разрушенном до основанья», - то есть лишенном основ и ориентиров. Строить «новый мир» в измененной и постоянно меняющейся реальности предполагалось сообща.

Против этого не возражали ни обэриуты, ни их старшие товарищи по авангарду. Но как, из чего? Агитки-листовки явно не годились в качестве инструкций, да и в трудах основоположников марксизма не хватало простора воображению (хоть Заболоцкий и штудировал прилежно Энгельса). Введенский, Хармс, Заболоцкий и прочие, эти едва повзрослевшие , словно Кай в чертогах Снежной королевы, пытались сложить слово «ВЕЧНОСТЬ» из льдинок-букв, уцелевших после Первой мировой войны, двух революций, Гражданской войны, голода, террора. В дело шел любой материал, подвернувшийся под руку. От буддизма и всевозможных мистических течений - до философии и поэзии немецкого романтизма.

В немецких романтиков обэриуты вообще играли, как современные «ролевики» в героев Тол-киена: у них были свой «Гете», свой «Тик», свой «Новалис» Каждый помимо общих поисков занимался индивидуальными раскопками. Молодой Заболоцкий нашел для себя трактаты украинского философа Григория Сковороды, работы биолога К. А. Тимирязева, учение Б. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, теорию относительности Эйнштейна, книги религиозного мыслителя Н. Ф. Федорова, мечтавшего, что в будущем умершие воскреснут и воссоединятся с живыми. Из всех этих источников, по капле, понемногу - «диджейская», мозаичная манера Заболоцкого распространялась не только на поэзию, но и на неотделимое от нее мировоззрение, - уже во время подготовки «Столбцов» складывалась натурфилософская концепция поэта. Вкратце ее можно изложить так: мироздание - это единая система, и живая и неживая материя находятся в ней в вечном взаимодействии и взаимопревращении.

Эволюционное развитие природы идет от хаоса к гармонии. А человек, обязанный помочь природе достичь вершины развития, должен видеть в ней не только нерадивого ученика, но и мудрого учителя, ибо природа сама по себе обладает сознанием и таит совершенные законы, которые людям только предстоит познать.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сборник Заболоцкого «Столбцы» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Одинаковое название двух стихотворений, принадлежащих перу разных авторов, конечно, только повод для их сопоставительного анализа. Однако между «Журавлями» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова есть невидимые, но прочные и легко нащупываемые нити, связывающие их воедино в восприятии людей, чутких к поэтическому слову. Следуя универсальному пушкинскому определению поэзии как “союза волшебных звуков, чувств и дум”, стоит прежде всего обратить внимание на звуковую организацию стихотворений. Торжественность и неторопливая размеренность звучания «Журавлей» Заболоцкого достигается четырёхсложным размером
    Описание событий в романах и других произведениях талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть
    Стихотворение Н. Заболоцкого “Лебедь в зоопарке” написано в 1948 году, в нём отражены реально-биографические факты. После прочтения произведения перед тобой возникает образ лебедя. Лебедь в стихотворении Заболоцкого - воплощение красоты. Восхищение этой красотой передаётся перифразами: “красавица, дева”, “белоснежное диво”, “крылатое диво”, “животное, полное грёз”. И тут же - дикарка. Как это понять? Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке: ни
    Исследователи Заболоцкого указывают, что несмотря на абсолютную новизну поэтики «Столбцов», его первого сборника, даже на фоне отгромыхавшего уже футуризма, в этих стихах явственно прослеживается влияние поэтов XIX века (Пушкина, Вяземского, Баратынского, Бенедиктова, Тютчева, Случевского и других), причём как на уровнях поэтики и основных мотивов, так и на уровне словесных перекличек. Однако «Столбцы» не могли бы быть написаны и без влияния современников Заболоцкого. Одно из подтверждений - связи «Столбцов» с поэзией
    «Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными вторжениями. «Слово о полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана композиция произведения. Каждый эпизод является
    Стихотворения «Петух на церковном кресте» Ивана Бунина и «Петухи поют» Николая Заболоцкого венчают поэтическое творчество великих художников. В этих произведениях также пребывает своеобразное “подведение итогов”. Стихотворения живут во многих контекстах: от индивидуально-эстетического и национально-исторического до мифологического и метафизического, в самом широком смысле. Оба текста несут в себе и глубокое родство, и не менее глубокое различие. И у Бунина, и у Заболоцкого прежде всего воплощено “лирическое познание” (выражение Георгия Иванова) потоков
    В жизни Николая Заболоцкого наступило странное время - время связанных рук и относительного благополучия. Он жил с семьей (женой Екатериной Клыковой и родившимися в 1932-м сыном Никитой и в 1937-м дочерью Наташей) в «писательской надстройке» на канале Грибоедова, 9. Занимался по преимуществу тем, что переводил по подстрочникам сочинения поэтов народов СССР и классиков европейской литературы. И делал это, так же как делал все, за что бы ни брался, - с
Ранее творчество Н.А. Заболоцкого. Сборник « Столбцы». Участие в создании»Обериу». Основные мотивы поэзии Н.А. Заболоцкого 1950-х гг.

Н.А.Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года в семье заведующего сельскохозяйственной фермы и школьной учительницы. Мать будущего поэта отличалась прогрессивными взглядами и привила ему любовь к чтению. В 7 лет мальчик начал писать стихи. В 1921 году Н.А.Заболоцкий поступил на отделение русского языка и литературы Педагогического института имени А.И. Герцена и вошел в круг литераторов. На протяжении 20-х годов Заболоцкий проходит путь от символизма до футуризма и приходит к творческой самостоятельности: он пишет стихотворения, которые и составили его первую книгу «Столбцы». Поводом для создания собственной поэтической манеры, своеобразных стихотворений-ребусов, послужило участие Н.А.Заболоцкого вместе с Д. Хармсом, А.Введенским, И. Бахтеревым в деятельности «Обриу», члены которого отказывались пользоваться традиционными поэтическими приемами. Они утверждали, что поэзии пора перестать быть облегченной и романтически-отвлеченной-она должна соответствовать жестким условиям времени. Утверждению своеобразной творческой манеры раннего Заболоцкого послужило несколько обстоятельств 1. Способность поэта мыслить и воссоздавать окружающий мир в пространственных образах; 2. Желание запечатлеть действительность 1920годов со всеми сторонами, рожденные переходным периодом. Эти обстоятельства подвели Забол. К созданию резко индивидуальной формы стиха: стих-ий ребус, где мысли зашифрованы в сложных словесных конструкциях, состоящих из метафор, гипербол, гротеска. Основной темой стихотворений сборника «Столбцы» («Новый быт», «Ивановы», «Свадьба» и др.) стало «сатирическое изображение … быта» .Сборник «Столбцы» 1929г. Состоит из 2х циклов: Городские столбцы и Смешанные столбцы. Городские ст.-выхваченная из городского быта картина,отраженная в сознании художника в виде уродливой фантасмогории, где однообразно и бездумно живут полуфантастические уроды, совершающие нелепые действия. Эмоциональный взрыв, вызванный ощущением дисгармонии, хаоса, грубости обстановки в стране в период нэпа, рождал взрыв-стихотворение, в котором ярко выражается протест автора, сатирическое изображение мещанского быта. Поэту чужд и противен мир рынков, толкучек со спекулянтами, калеками и попрошайками на улицах.Определена даже цена человеческой жизни. Она невелика, потому что кругом властвует материальное, бездушное:

Весы читают» Отче наш»,

Две гирьки, мирно встав на блюдце,

Определяют жизни ход…

Здесь атрофированы понятия чести, достоинства, сострадания.

И пробиваясь сквозь хрусталь

Многообразно однозвучный

Как сон земли благополучный,

Парит на крылышках мораль.

Тяжесть обстановки, вызывавшей у автора ощущение бренности, суетности и чувство презрения к тем, кто ее провоцирует, нагнетается с помощью особой синтаксической конструкции стихов-приема нанизывания на единый сюжетно-смысловой стержень событий, явлений, персонажей, предметов.Этот прием предполагает перечислительную интонацию. В то же время ощущение непорядка усугубляется непосредственно строением стиха частое несоблюдение поэтом стихотворного размера(4 стопный ямб) и беспорядочность рифмы неравномерное деление на строфы. Это был способ научить слова звучать в стихе по -новому. Еще один прием использует поэт – мотив сна (футбол, болезнь, фигуры сна) присутствует прием нанизывания, вырастания одной детали из другой без логической мотивации…

Во сне он видит чьи-то рыла

Тупые плотные ка дуб

Тут лошадь веки приоткрыла

Квадратный выставила зуб….

Заболоцкий приходит к выводу что власть большого города губительна для человека, разрушаются связи человека с природой. Спасение молодому поэту виделось в возвращении людей к природе.

«Смешанные столбцы»- логическое продолжение предыдущего цикла:

….В жилищах наших

Мы тут живем умно некрасиво.

Справляя жизнь, рождаясь от людей,

Мы забываем о деревьях.

Не случайно пантеистическая тематика вошла в творчество Заб. в этот период. Вдалеке от родительского дома, под впечатлением детских воспом инаний, он в древних законах первозданной природы обнаруживает ту целесообразность и упорядоченность, которую не нашел в «царстве узких дворов»(Бродячие музыканты) В центре внимания поэта-образ земли-родительницы, от которой веет силой, любовью, лаской. Она дарит жизнь, и она же принимает живое после смертного часа. Фантазия художника позволяет Заб., раствориться в природе, стать деревом, травой.(«В жилищах наших, Искушение, Человек в воде). Животные, растения наделяются сознанием, оживают, но если в сатирических стихах о мещанском прозябании автор вселяет в предметы злой, мстительный дух, уродующий психику людей, то в произведениях о природе он говорит о ее всеобъемлющей душе. Она мыслит, страдает, сомневается, но при этом остается величественной, гордой, снисходительной к человеку эгоисту потребителю.Человек же не способен оценить ее, защитить и сберечь Он унижает и разоряет ее в корыстных порывах, не думая о том, что сам является детищем и продолжением природы. Первая книга Заб., «столбцы» состояла из 22 стихотворений. В 1949-х годах Н.А.Заболоцкий создает стихотворения, которые относят к философской лирике поэта. Среди них, во-первых, - «Я не ищу гармонии в природе..»(1947). Это стихотворение, как отмечают И. Ростовцева и В.Зайцев, продолжает тютчевскую традицию и в то же время противостоит ей. И, во-вторых, - элегия «Завещание» (1947), подводящая итог размышлениям поэта о бессмертии . В 50- х годах в творчестве Н.А.Заболоцкого вместе с философскими звучат и нравственно-эстетические мотивы. Они прослеживаются в стихотворении «Портрет» (1953), передающем впечатление поэта от картины художника Ф,С. Рокотова.

Вопрос о сущности красоты становится основным в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка» (1955).

Первая часть стихотворения – изображение девочки и двух мальчуганов, вторая – размышление о внутренней и внешней красоте . В 50-е годы в поэзии Заболоцкого появляются и социально - гуманические мотивы. Они звучат в стихотворениях: «Неудачник», «В кино», «Смерть врача», «Где-то в поле возле Магадана…» и др. В стихотворении «Где-то в поле возле Магадана…»(1956) поэт говорит о трагедии лагерной жизни и о вечности существования природы. Ключевые понятия своей поэтической системы сам поэт формулирует так: « Мысль – Образ – Музыка» - вот идеальная троиственность, к которой стремиться поэт.»