Биографии Характеристики Анализ

Практическая работа определение массовой доли растворенного вещества. Практическая работа "приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества"

Морфология - раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

Выполнить разбор

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
  3. синтаксическую роль.

Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

Общая схема разбора частей речи

План морфологического разбора слова следующий:

  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. - для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. - для прилагательных, неопределенная форма - для глаголов (что (с)делать?).
  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных - степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов - наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
  5. Роль в предложении - показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.

Образец морфологического разбора имени существительного:

На столе стоял кувшин с молоком.

  1. С молоком - сущ., с чем?; предм.
  2. Начальная форма - молоко.
  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
  4. В единственном числе, в творительном падеже
  5. Дополнение.

Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

Основные правила морфологического разбора

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо - в настоящем и будущем времени.

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ С
ОПРЕДЕЛЕННОЙ МАССОВОЙ ДОЛЕЙ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА».

ЦЕЛИ УРОКА:
- закрепление умений и навыков приготовления растворов с определенной
- массовой долей растворенного вещества;
- продолжить формирование навыков взвешивания веществ и измерения объема жидкости;
- формирование интереса к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: весы, разновесы, мензурки, стаканы, стеклянные палочки, кисточки. Реактивы: вода, Na 2 CO 3 . Карточки по ТБ. Карточки-задания к практической работе. Листочки со «следами преступника» (тайнопись раствором фенолфталеина). Карточки с дополнительными заданиями. Схема, отражающая последовательность
выполнения работы. Алгоритм решения задач.
ХОД УРОКА.
1. Вступительное слово учителя (о целях урока).
Аннинский мясокомбинат сделал заявление о пропаже всей поваренной соли. Производство мясной продукции под угрозой срыва. Нам требуется в кратчайший срок найти преступника, который, как и всякий нарушитель закона, оставил следы на месте преступления. Выполнить столь трудную работу поручается отделам программистов, криминалистов и аналитиков. Каждый отдел должен приготовить
раствор карбоната натрия и с помощью его определить след преступника.
Совместными усилиями мы узнаем, кто является похитителем соли.
2. Инструктаж по технике безопасности. Фронтальная беседа о правилах техники безопасности, правилах взвешивания, измерения объема жидкости и растворения веществ.
3. Актуализация знаний о растворах. Беседа по вопросам:
- что такое раствор?
- из чего слагается масса раствора?
- как вычисляют массовую долю растворенного вещества?
4. Применение знаний умений и навыков. Учащиеся решают задачи, определяют массу соли и объем воды, готовят раствор. Когда раствор приготовлен, с его помощью проявляют рисунок на бумаге, сделанный раствором фенолфталеина. Полученную запись каждая группа записывает на доске.
Учащиеся, выполнившие задание, получают дополнительную задачу «Совершенно секретно» различной степени трудности.
Примечание. При выполнении практической части учащиеся работают в различных группах:
1) аналитики выполняют всю работу самостоятельно, не имеют право консультацию учителя;
2) криминалисты имеют схему, отражающую основные этапы работы, имеют право на одну подсказку;
3) программисты имеют схему, отражающую основные этапы работы, и алгоритм решения задачи на вычисление массы вещества и массы воды, необходимых для приготовления раствора.
Подведение итогов работы. Выявление «преступника» (H 2 O).
5. Домашнее задание.
Рассчитывать массовую долю сахара в вашем чае, если в 1 чайной ложке
содержится 10 г сахара.
6. Уборка рабочих мест.
Приложение.
Задание для группы аналитиков.
2. Определите цель вашей работы.
3. Решите задачу.
4. Приготовьте раствор.

Задание для группы криминалистов.
1. Запишите номер и название практической работы.
2. Определите цель работы.
3. Решите задачу:
а) запишите кратко условие задачи.
б) вычислите массу вещества, используя формулу:

m(в-ва) = (w(в-ва) m(р-ра)) / 100%

в) вычислите массу воды по формуле
m(H 2 O) = m(р-ра)- m(в-ва)

5.Приготовьте раствор.

Задание для группы программистов.
1. Запишите название практической работы.
2. Определите цель работы.
3. Решите задачу:
а) краткое условие задачи:
Дано:
m(р-ра Na 2 CO 3)=20г
w(Na 2 CO 3)=5%

Найти:
m(Na 2 CO 3)
m(H 2 O)
б) вычислите m (Na 2 CO 3), используя формулу

m(Na 2 CO 3) = (m(p-pa Na 2 CO 3) w(Na 2 CO 3)) / 100%

в) вычислите массу воды по формуле:

m(H 2 O) = m(p-pa Na 2 CO 3)-m(Na 2 CO 3)

4.Приготовьте раствор.

Дополнительные задания «Совершенно секретно».
1. Вычислите массовую долю хлорида натрия, если в 100 г раствора
содержится 5 г хлорида натрия.
2. Вычислите массовую долю хлорида натрия, если в 80 г воды растворили
20 г хлорида натрия.
3. К 100 г 5-%-ного раствора хлорида натрия добавили 20 г воды.
Определите массовую долю полученного раствора.

Название: Практическая работа «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

Должность: учитель химии и биологии
Место работы: МКОУ Верхнетишанская СОШ им.В.А. Фуфаева
Месторасположение: Воронежская область Таловский район


    Положения конкурсов:


    - Фото конкурсы

    Внеурочная работа:



    - КВН



    - Работа с родителями




    - Материалы к аттестации

    Школьные предметы:


    - Астрономия (класс 11)
    - Природоведение (класс 5)
    - Биология (5-11 класс)


    - Граждановедение (класс 5-7)
    - Естествознание (9-11 класс)

Сильванович Марина Сергеевна

Учитель химии

КГУ «Бастомарская средняя школа»

Цель урока: сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.

— закрепление теоретических знаний о растворах и способах выражения их концентрации;

— совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием и умений решать расчетные задачи на определение концентрации раствора;

— воспитание аккуратности, наблюдательности и культуры безопасного поведения в химическом кабинете.

Оборудование: весы учебные с разновесами, колба коническая, колба мерная цилиндр измерительный, стеклянная палочка, лист бумаги, кристаллическая поваренная соль.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

— Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

— Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.;получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

— Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с растворами: при приготовлении солений, компотов, при употреблении лекарственных препаратов. Многие профессии связаны с растворами: фармацевт, медсестра, кондитер, учитель химии, лаборант.

Сегодня на уроке мы на практике научимся готовить раствор нужной концентрации.

1. Из каких компонентов состоят растворы? (растворитель, растворимое вещество)

2. Из чего складывается масса раствора? (Масса растворителя и масса растворенного вещества)

3. Что показывает массовая доля растворенного вещества?

4. В 150 г воды растворили 50 г сухого молока. Массовая доля растворенного вещества в растворе равна.

5. Для приготовления 500 г 2 % молочного напитка необходимо взять воды массой.

3. Выполнение практической работы.

— Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

(Ученики по очереди объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).

Помни каждый ученик, Знай, любая кроха, Безопасность – хорошо, А халатность – плохо!

Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай, Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай!

Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой чистой!

Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе будто мармелад, Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд!

Практическая работа № 4:

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Цель работы: приготовить раствор с заданной массовой долей растворённого вещества

Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.

Реактивы: поваренная соль — NaCl, дистиллированная (кипяченая) вода – Н2О.

Ход работы:

1. Расчет массы необходимых веществ для приготовления раствора.

* Из предложенных условий выберете один и рассчитайте массы воды и соли.

ВАРИАНТ 1.

Приготовить 25 г 4 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 2.

Приготовить 20 г 5 %-ного раствора поваренной соли.

ВАРИАНТ 3.

Приготовить 25 г 2 %-ного раствора поваренной соли.

2. Измерение массы соли и объема воды

* Уравновесить весы с помощью листа бумаги.

* На правую чашку весов установить гирьку, на левую насыпать соль до уравновешивания.

* Высыпать соль в коническую колбу.

* Измерить необходимое количество воды с помощью мерного цилиндра (mH2O=VH2O)

* Перелить воду в коническую колбу.

3. Приготовление раствора

* Перемешайте соль и воду в конической колбе с помощью стеклянной палочки до полного растворения соли.

* Перелейте полученный раствор в мерный цилиндр и измерите объем раствора.

* Приготовленный раствор сдайте учителю.

4. Оформление работы

4. Итог урока, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Практическая работа №1

«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества»

Цель: научиться готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Реактивы: кристаллические соли, калий хлорид, натрий нитрат, натрий хлорид, дистиллированная вода.

Оборудование: технохимические весы с гирьками, химический стакан, стеклянная палочка, шпатель.

Правила техники безопасности во время выполнения практической работы

Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем. Брать реактивы не защищенными руками брать нельзя. Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой. Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Порядок выполнения работы

1. Вычислить массы соли и воды, которые необходимо взять для приготовления определенного раствора. Массовая доля w – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Выражается в процентах.

Определяем массу растворенного вещества (соли), которая необходима для приготовления раствора по формуле:

m (рас. в-ва)= w

Находим массу воды. Посколько масса раствора состоит из массы растворенного вещества и массы воды, то масса воды равна разницы между массой растворенного вещества и массой раствора.

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/см 3 .

V =;

После вычисления массы соли и объема воды необходимо взвесить на весах необходимую массу соли. Для этого используют технохимические весы, которые дают результаты с точностью до 0,01 г.

2. Отмеряем с помощью мерного цилиндра необходимый объем дистиллированной воды. Наливаем в мерный цилиндр дистиллированную воду так, чтобы нижний уровень вещества касался выбранной отметки. Во время измерения цилиндр должен находиться в вертикальном положении, а глаза наблюдающего и значение объема на одном расстоянии.

3. Вливаем отмеренный объем воды в химический стакан с солью. Аккуратно перемешиваем содержимое стеклянной палочкой до полного растворения соли.

Составляем отчет в такой форме:

    Вычисляем массу соли и объем воды, необходимый для приготовления раствора.

    Взвешиваем на весах соль определенной массы и высыпаем ее в химический стакан.

    Отмеряем с помощью мерного цилиндра воду необходимого объема и выливаем ее в химический стакан.

    Перемешиваем содержимое химического стакана стеклянной палочкой для полного растворения.

Задания

А) приготовить 20 г раствора с массовой долей калий хлорида 0,05;

Б) приготовить 25 г раствора с массовой долей натрий нитрата 4%;

В) приготовить 10 г раствора с массовой долей натрий хлорида 10%;

Наблюдения: соль растворилась.

Выводы: взята соль с растворенным веществом. В данном растворе соль является растворенным веществом, вода – растворитель.

Общий вывод работы: во время выполнения практической работы научились готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовали навыки работы с лабораторным оборудованием.