Биографии Характеристики Анализ

Промышленной зоне г. Большая энциклопедия нефти и газа

Бывшие промышленные зоны сегодня - едва ли не единственные источники земли для нового строительства в Москве. Однако планы по их освоению, в большинстве своем, остаются расплывчатыми. Редакция портала сайт обработала доступную информацию о том, что собираются развивать на месте некоторых промзон.

Промзоны занимают в Москве порядка 18,8 тыс. га — более 17% территории города (если брать в старых границах). Это 83 производственно-коммунальные зоны площадью до 100 га. Действующие производства — чуть больше половины территории. Реорганизовать столичные власти планируют 6-8 тыс. га. Особый акцент делается на территории возле Москвы-реки. Прошлым летом был объявлен открытый архитектурный конкурс на развитие прибрежных территорий (к творческой разработке представлено порядка 3,5 тыс. га).

Реновация промзон может затянуться надолго. Ведь только 20% территорий свободны и готовы под застройку. Некоторыми промзонами владеет несколько собственников, и договориться между собой о комплексном развитии им сложно.

Кроме всего прочего, перед девелоперами встает множество проблем: необходимость глубокой очистки почвы, избавления от отходов, сноса промышленных зданий, расселения старых жилых домов, выкупа объектов у собственников. .

По мнению аналитиков компании Clever Estate, требования экологических нормативов при реорганизации московских промзон нарушаются более, чем в 80% случаев. К слову, вывоз и утилизация старого грунта — сильно дорогостоящий и трудоемкий процесс (550 руб. за кв.м), а ввоз нового и того дороже (17 тыс. руб. за кв.м).

Промзоны Москвы, где планируют строить жилье

Сегодня 54% предложений на первичном рынке, прежде всего, эконом-класса приходится на проекты, реализуемые на территории московских промзон. Дальше — больше.

Промзона № 71 Солнцево
Промзона находится на пересечении улиц Волынская и Авиаторов в Западном округе столицы и состоит из двух частей «Солнцево» № 71 и «Солнцево» № 71 А. Здесь располагается несколько вредных производств, среди которых асфальтовый завод, ОАО «Элгад-полимер», НПО «Взлет» и Завод № 5 Мосинжбетон, а так же ТЭЦ «Переделкино». В будущем планируется построить жилые дома, лечебно-оздоровительные учреждения крытый спортзал и ФОК.

Промзона № 56 Грайвороново
Эта промзона на Рязанском проспекте имеет огромную площадь — 400 га. В ней располагаются, главным образом, предприятия машиностроения, самый вредным из которых был Карачаровский завод, «славящийся» выбросами аммиака, соединений мар ганца, серной и соляной кислот, неорганической пыли, оксидов углерода и диоксидов азота. Среди «сомнительных» предприятий: ПО «Машиностроительный завод „Молния“, комбинат ЖБИ, Светотехнический завод „Сатурн“, ОАО „Моспищестрой“. В 2013 г. Градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) одобрила утверждение проекта планировки части территории производственной зоны N56 „Грайвороново“, ограниченной Рязанским проспектом и проектируемыми проездами N1794 и 2021.
Жировой комбинат будет перебазирован в Подмосковье. Снесут и 96,2 тыс. кв. м из 198, 8 тыс. кв.м, принадлежащих Карачаровскому мехзаводу.

Здесь будет благоустроенный микрорайон комплексной застройки, рассчитанный на 14,5 тыс. человек, наземной площадью 109,5 тыс. кв. м., с подземным паркингом на 1688 машиномест. Инвестор обязуется возвести детсад площадью 6,7 тыс. кв. м. и школу площадью 17 тыс. кв. м. Появятся объекты торговли и бытового обслуживания, и будет создано более 5 тыс. рабочих мест. Рядом с „Грайвороново“ появится многофункциональный торгово-гостиничный центр площадью 85,8 тыс. кв. м.

Промзона № 55 Перово
Территория между улицами Перовская, Полимерная и Мартеновская района Новогиреево имеет площадь 13 га. Именно здесь находился химзавод „Кусково“. Часть территории оставят как промышленную зону. Здесь разместятся производства швейной и трикотажной продукции, формообразующего и инновационного теплообменного оборудования.

А на месте выведенного химзавода „Кусково“ после рекультивации земель строится жилой микрорайон „Большое Кусково“ площадью 188,7 тыс. кв. с социальной инфраструктурой.

Уже построено 9 жилых домов общей площадью около 176 тыс. кв. м. и детсад на 220 детей. Ведется строительство школы на 550 учащихся. и ТБЦ офисами и пристроенными гаражами общей площадью около 53,5 тыс. кв. м. Также планируют возвести административно-деловой комплекс площадью 20 тыс. кв. м. с двухуровневым подземным паркингом на 300 машиномест.

На данной территории планируют развивать производство. Будут использовать ее при строительстве Четвертого транспортного кольца, а так же продлив 2-й Иртышский проезд и создав дублер Щелковского шоссе. После реорганизации площадь застройки возрастет в 2,5 раза, а число рабочих мест — в 4. И мы бы не писали об этом в данном разделе, если бы на Тагильской улице, в районе Метрогородок, на участке в 13 га не было бы запланировано строительство жилого комплекса 388 тыс. кв. м, а так же школы и детского сада.

Промзона № 46 „Коровино“
Находится в районе Базовской и Весенней улиц и уже пережила частичную реорганизацию. Ранее это был пустырь, в основном занятый складами, железнодорожными контейнерами и свалками. Сейчас на территории построен панельный жилой комплекс эконом-класса . В нем 12 жилых корпусов переменной этажности (17, 18 и 24 этажа) с более 2,5 тыс. квартир, рассчитанных на 8 тыс. человек. На первых этажах коммерческие объекты: магазины, кафе, аптеки, салоны красоты. Благоустроена лесопарковая зона с прогулочными дорожками и ландшафтным освещением, декоративными элементами архитектурными формами, спортплощадкой и площадкой для выгула собак.

Недалеко от микрорайона откроются станции метро „Ховрино“ „Селигерская“ — летом и осенью 2015 года соответственно.

Промзона № 44 „Братцево“
Здесь располагается один из самых красивых реализованных проектов реноваций — это МФК „Водный“. В 2001 года, как рассказывала заместитель генерального директора MR Group Ирина Дзюба, здесь находились нерентабельные складские и административные помещения. Территорию компания получила в собственность. Перед строительством было проведено согласование с жителями района. Сейчас в рамках МФК открылся торговый центр с шестиуровневым подземным паркингом и посещаемостью 11-12 тыс. человек.

Скоро примет арендаторов 25- этажный офисный центр площадью 50 тыс. кв.м. (Декларируется, что он предоставит около 14 тыс. рабочих мест почему-то именно для жителей Головинского района, хотя офисные сотрудники редко выбирают работу по принципу близости к дому).

Строится комплекс апартаментов „Водный“ с 1490 апартаментами площадью от 42 до 97 кв. м и паркингом на 1075 машиномест. Из некоторых апартаментов открываются панорамные виды на Химкинское водохранилище и Головинские пруды. Реновация потребовала решения транспортных проблем: Головинское шоссе и Кронштадтский бульвар были расширены в два раза.

Промзона № 49 „Бескудниково“

Расположена в границах МКАД, Алтуфьевского шоссе, Высоковольтного и Полярного проездов и улиц Корнейчука, Плещеева и Бибиревской. Основную ее территорию занимают подстанции „Бескудниково“ и техзона ВЛЭП, общественные и производственные объекты площадью около 676 тыс. кв. м.
Сейчас здесь растет новый жилой микрорайон общей площадью более 570 тыс. кв. м. Запланировано строительство четырех школ, пяти детских садов, двух больниц, двух физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же паркинга на 20,2 тыс. машиномест. Первая очередь включает более 120 тыс. кв. м. жилья.

Промзона № 36 „Красный Строитель“
Расположена в Южном Чертаново. Здесь планируется строительство жилья и центра „Материнство и детство“.
Жилые дома займут менее 12 га, а под общественные объекты — 31,96 га. Общая же площадь производственных территорий сократится в 2 с лишним раза — с 94,2 до 39,5 га.

Предстоит решить существенные транспортные проблемы — есть в планах строительство дублера Варшавского шоссе с развязками. Планируются и возведение развязки на пересечении улицы Кирпичные Выемки и Курского направления МЖД, а также расширение Дорожной улицы от улицы Подольских Курсантов до МКАД и проезда № 4648.

Промзона № 33 „Верхние котлы“
Официальный адрес: Электролитный проезд, владение 3. Это место — не лучшее с экологической точки зрения. Здесь располагаются ТЭЦ „Нижние котлы“, опытный завод тугоплавких металлов и электромеханический завод „Эмоз“, ФГУП „Красная Звезда“ (производитель космических ядерных установок) и т. д. При этом часть предприятий — Котельническкий кирпичный завод, ППК „Медная фольга“ и троллейбусный парк „Верхние Котлы“ уже выведены с территории. Строится микрорайон „Вершинино“ (застройщик „ВедисГрупп“). Одобрено строительство многофункционального общественно-делового центра площадью 21 тыс. кв. м.

Промзона № 28 „Ленино“
Эта промзона находится в районе Бирюлево Восточное. Действующие предприятия — Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат, комбинат ЖБИ и „Мосстройконструкция“ (производство цемента и строительных растворов) уже практически свернули свою деятельность.

Реновация промзоны уже началась. Проект перепланировки и модернизации представлен „Институтом градостроительства“. На территории бывшего мукомольного завода построен новый ЖК „Царицыно“ . Сейчас возводят его вторую очередь — 13 жилых корпусов. Начат процесс санации почв и реабилитации территории. Квартиры в комплексе будут дешевые — от 4,41 млн. руб.

Помимо жилого фонда, здесь планируют создать 4 рекреационных природных комплекса и инфраструктуру будущего района — школу на 825 и детсад на 320 мест, административное здание, ФОК, центр дополнительного образования, культурный центр, храм, два торгово-развлекательных центра и многоуровневый паркинг на 1500 машиномест.

Промзона № 27 ЗиЛ
Промзона ЗиЛ занимает порядка 400 га. В составе АМО ЗиЛ были литейное, термическое, гальваническое, окрасочное производства. Зона загрязнения имеет радиус около 2,5 км. Тем не менее, тут планируются жилые кварталы. Территорию разделят на 9 частей, где расположатся жилые микрорайоны (1,5 млн. кв. м, рассчитанные примерно на 38 тыс. человек). Планируется 2 млн кв. м деловой и коммерческой недвижимости, Ледовый дворец „Арена Легенд“, медкластер, 2 школы и 2 детсада. Так же здесь планируют разместить Музей Хоккея и первый в стране центр синхронного плавания. Для ренновации территории в радиусе 300 м от цехов требуется снять грунт на глубину 2 м.

Часть производств сохнарят. Согласно градостроительному плану, промзона и жильё разместятся на разных концах территории, а буфером между ними станет комплекс бизнес-центров и складов. Ожидается, что общий срок реновации составит 10-15 лет.

Промзона № 26 Южный порт
Долгое время здесь активно функционировал завод АЗЛК, но в 1998 г. выпуск „Москвичей“ был прекращен, а к 2006 году завод оказался банкротом. Часть помещений занято сборочным производством „Рено“, но большая часть — в запустении. Так же здесь располагается завод железобетонных изделий и собственно, сам „Южный порт“, где время от времени случаются утечки нефтепродуктов.

Проект застройки промзоны был представлен московским правительством в начале этого года. На территории бывшего АЗЛК площадью в 900 га будет построено до 7,5 млн. кв. м. жилья эконом-класса. По предварительным оценкам, здесь будут жить до 60 тыс., а трудиться до 80 тыс. человек. Жилье будет строиться на прибрежной территории, а удаленная от реки часть предназначена под производственные площадки — продолжение технополиса „Москва“, который надеются запустить к 2015-2016. На пересечения Волгоградского проспекта с Шоссейной появятся и доходные дома, и отель эконом-класса для сотрудников и гостей технополиса. Объемы инвестиций в проект оцениваются более чем в 9 млрд. евро. Чиновники рассчитывают на средства частных инвесторов.

При реорганизации зоны встает ряд проблем — 240 объектов „Южного порта“ пребывают в собственности у организаций и физических лиц. Кроме того, предстоит менять старый грунт на новый, увеличивать площадь зеленых территорий с 5,7 до 7,8 га, создавать парк площадью около 1 га вне границ промзоны.

В будущем зона обретет неплохую транспортную доступность — в планах строительство между „Кожуховской“ и „Печатниками“ станции „Южный порт“, запуск новой трамвайной линии и канатной дороги от „Чертановской“ через Павелецкую железную дорогу, Каширское шоссе, станции „Каширская“, „Коломенская“, и Москву-реку до „Текстильщиков“. У проекта 3 стадии: начальная (2014-2020), развития (2020-2030) и агломерации (2030-2040).

Промзона № 23 „Серп и Молот“
Участок площадью 87 га расположен достаточно близко к центру Москвыю. С запада он улицей Золоторожский Вал, с юга — шоссе Энтузиастов, с востока — проездом Завода Серп и Молот. Данная территория пока закрыта, но производство уже сильно сокращено, оборудование демонтировано. Редевелопменту планируют подвергнуть 58 га, на них появятся 857,15 тыс. кв. м. жилья, рассчитанного на 19 тыс. человек, школа, детский сад, поликлиника, офисы всего более 1,8 млн. кв. м недвижимости.

У промзоны изначально благоприятная транспортная доступность: рядом находятся станции метро „Площадь Ильича“ и „Авиамоторная“ и платформа „Серп и Молот“ Горьковского направления.

Промзона № 22 „Соколиная гора“
Большая часть предприятий данной промзоны функционирует. Поэтому реорганизовать собираются лишь северную часть площадью 9,8 га между шоссе Энтузиастов и улицей Гаражной. Здесь снесут цеха „Автокомбината № 2“, находящиеся в запустении, и ряд других производственных помещений. Часть построек подвергнутся реконструкции.

Здесь появится новое жилье с социальной инфраструктурой (общая площадь объектов 88 тыс. кв. м.) Запланировано строительство ТПУ, детсада на 170 мест и блока начальных классов на 340 учащихся, ТЦ, храма. В перспективе здесь может жить около 2600 человек. Также здесь размесятся новые административные здания и офисы, в том числе здание архива ФГБУ „ФНП Росреестра“ площадью 37,4 тыс. кв. м.

Транспортную ситуацию планируют решить с помощью реконструкции 3-й улицы Соколиной Горы. На прилегающей территории планируют построить участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Также проведут реконструкцию шоссе Энтузиастов и проспекта Буденного.

В дополнение к станции метро „Шоссе Энтузиастов“, находящейся в 400 м от промзоны, построят наземную станцию на Малом кольце МЖД с ТПУ и путями скоростного трамвая, что позволит объединить метро и железнодорожное сообщение. Также запроектирован бульвар над обустраиваемой долиной речки Нищенка.

Промзона № 16 „Нагатинский затон“
Здесь уже строится „Ривер Парк“ — новый микрорайон на 6 тыс. жителей.
Общая площадь комплекса вместе с инфраструктурой составит 280 тыс. кв. м, а общая площадь территории- 29 га. Сейчас осваивается участок 14 га, где строятся 22 жилых дома высотой 9, 15 и 17 этажей. Эта первая часть проекта будет завершена к 2017. Здесь будет возведено 135 тыс. кв.м. жилой недвижимости. Застройка на втором участке, на некотором удалении от первого (сейчас эти территории разделены корпусами Судостроительного завода), будет производиться с 2016 по 2020 годы. Многофункциональная застройка включает детсад на 220 мест и школу на 550, центр образования на 570 мест, и ФОК с бассейном. А также бизнес-центры, гостиницу, ТРЦ площадью 26 тыс. кв.м, паркинг на 1700 мест. Первые этажи домов отдадут под коммерческие объекты.

Некоторые же предприятия, типа производственного кооператива „ТОКС“» и Пролетарский ремонтно-строительный трест, будут расширяться.

Судостроительный же завод переводят в Рыбинск.

Промзона № 6 «Силикатные улицы»
Для реорганизации выделено 128 га. Потенциал зоны определяется ее «лакомым» расположением — возле Москвы-реки, между проспектами Маршала Жукова и Звенигородским проспектом. Именно на территории этой зоны компания «Галс-девелопмент» строит ЖК «Утесов» , соседний участок принадлежит лицам, аффилированным с компанией «Дон-строй». Возможно, там будет построен торгово-развлекательный центр или еще один жилой комплекс.

Промзона № 5 «Магистральные улицы»
Эта промзона в Хорошевском районе занимает порядка 200 га. На ее территории есть не только предприятия (в том числе ТЭС «Международная, Магистральный механосборочный завод, Хорошевский завод ЖБИ, Хладокомбинат № 7), склады, но и жилые дома. Планы относительно последних несколько раз менялись: их то собирались сносить, то начинали реконструировать.

Здесь уже построены многие транспортные развязки ТТК и транспортной сети, снабжающей Москва-Сити. К 2017 году планируется открытие станции метро «Хорошевская» (рядом с Хорошевским шоссе, близко к 4-й Магистральной улице) и создание ТПУ рядом со станцией МЖД. Так же планируется строительство торговых центров, подземного паркинга на 2446 машиномест, гостиниц на 300 номеров. Планируют возвести офисные центры и жилые кварталы. В качестве срока реализации проекта называют 2020 год.

Промзона № 1 «Павелецкая»
Находится возле Павелецкого вокзала — в нескольких километрах от Кремля и является самой привлекательной для девелоперов территорией в «старых» границах города. На территории грузового двора «Москва-Товарная-Павелецкая» и путевого хозяйства вокзала, где можно будет построить порядка 1,5 млн. кв. м недвижимости. При этом станцию планируется оставить в эксплуатации, заключив железнодорожные пути в каменные ангары.
Учитывая престижное расположение промзоны, девелоперы сделают ставку на жилье бизнес-класс и построят новые офисы и гостиницы. Цены здесь могут быть довольно высокими.

Коммунально-производственная зона Москожкомбината
Расположена на Краснобогатырской улице и занимает она занимает 15,8 га. Градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) уже одобрила проект перепланировки, согласно которому на территории возведут около 53 тыс. кв. м жилья, научно-исследовательский, деловой, научно-производственный и выставочный центры. Общая площадь застройки составит 160 тыс. кв. м. На благоустроенной в будущем набережной Яузы, к которой примыкает зона, будут построены детсад и школа. Саму Краснобогатырскую улицу планируют расширить и организовать два новых проезда

Промзоны Москвы, где планируется офисное и дорожное строительство

Промзона № 69 «Руднево» (Косино-1)

Здесь пока действует мусоросжигательный завод, который никак не остановят. В планах департамента градостроительной политики — создание многофункционального инновационно-технологического центра, производственных комплексов, центра переподготовки кадров и технопарка. Запланирована многоуровневая парковка на 4590 машиномест.

Промзона № 62 «Теплый Стан»
Промзона «Теплый Стан» примыкает к МКАД и Профсоюзной улице и занимает порядка 100 га. Основное загрязняющее предприятие ТЭЦ № 42 «Теплый Стан», выброс загрязняющих веществ — 200 тонн в год.

Согласно утвержденным проектам, здесь должны построить технопарк и две транспортные развязки: на пересечении улицы Профсоюзной с Новоясеневским проспектом и МКАД и развязку, соединяющую Профсоюзную с улицей Генерала Тюленева, а также несколько небольших дорог. Это влечет за собой строительство гаражей, стоянок, складской базы и других производственных зданий. Общая площадь объектов должна составить более 506 тыс. кв. м. Количество рабочих мест будет увеличено с 1637 существующих до 5100.

Промзона № 52 «Северянин»
Известно про выведение Нефтемаслозавода с территории иреор ганизации участка по адресу: ул. Енисейская, владение 1, корпус 5, 6, 7, 29, 30. Здесь распола гаются старые цеха и склады. Здесь планируют построить административно-производственный комплекс площадью 17 тыс. кв. м. Возможно, территорию возле парка Лосиный остров отдадут под жилую застройку, но данный вопрос еще не решен.

Промзона № 50 «Алтуфьевское шоссе»
Здесь планируют возвести центр обработки данных для международной финансовой корпорации. Детали не уточняются.

Промзона № 49 Бескудниково
Будет построено несколько новых развязок и новая улично-дорожная сеть. Цель — создание проездной зоны вместо имеющегося здесь глухого тупика. Планируется вывести с территории высоковольтные линии электропередач и гаражи.

Промзона № 11 «Огородный проезд»
Общая площадь территории порядка 330 га. Более 50% занимают действующие промышленные предприятия, в том числе Останкинский пивоваренный завод, Останкинский мясокомбинат, производство плавленых сырок «Карат». Среди вредных — компрессорный завод «Борец», завод «Станколит», Моствторцемент и лакокрасочный завод «Оливеста».
Для реновации рассматривают территорию 100 га. По предварительным сведениям, речь здесь идет не о жилье, а о модернизации промышленных объектов зоны согласно экостандартам и строительстве в ней новых складских помещений.

Промзоны Москвы, где продолжат активно развивать производство

Промзона № 47 «Вагоноремонт»
Находится в Восточном Дегунино. Одобрено предложение компании «Вимм-Билль-Данн» построить дополнительные объекты площадью 20,6 тыс. кв. для развития производственной базы предприятия. Правда, ничего не сообщается об источниках инвестирования данного строительства, которые могут и изменить свои планы в связи с введением санкций.

Промзона № 35 «Воронцово»
Здесь планируют возвести Вычислительный комплекс Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН площадью 45 тыс. кв. м. Возможно, здесь будут новые производственные помещения — заинтересованность в этом высказали хлебо-булочного комбинат «Черемушки» и один крупный автобусный парк. При развитии территории может быть создано от 5 до 7 тыс. рабочих мест.

Промзона «Планерная»
Кстати, промзоны не только выводят, но и создают. Например, в рамках проекта «Пром Сити Москва» планируется создать новую промзону «Планерная» на территории 100 га. Здесь будет размещена фармакологическая фабрика, научные учреждения и ТЭЦ. Дислокация промзоны — в районе Лужской улицы и платформы Планерная (в районе Ленинградки, после съезда на Международное шоссе). Проект начали разрабатывать в 2006 г., но до сих пор пока никаких шагов по реализации не предпринимается.

Несмотря на плотную застройку, в Москве по-прежнему сохранились огромные территории, которые практически не используются. Так называемые промышленные зоны занимают тысячи гектаров. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Теперь эти территории будут использованы в интересах горожан и развития экономики.

Промзоны занимают порядка 18,8 тыс. га , что составляет более 17% территории « старой» Москвы. В вопросе реновации своего «ржавого пояса» столица пошла двумя путями: городские власти не просто планируют использовать промышленные площадки для градостроительного развития, но и готовы изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории.

ПРОМЗОНА «ЗИЛ»

Раскручивая производство на полную мощность, Москва создает новые рабочие места рядом с жильем на периферии города. Это позволит снять часть транспортного потока, утром по будням стремящегося в центр столицы, а вечером - из него. Сегодня в Центральном округе города сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, притом что проживает там только 8% населения.

Реорганизация промзон также дает возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми площадями, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками. Все это может быть создано на бывших промышленных территориях.

Реорганизовать предлагается почти 13 тыс. га земли, причем 4,7 тыс. га подлежат полной реорганизации, а 7,8 тыс. га - частичной. В основе обновления этих городских территорий лежит формирование комплексной городской застройки с жильем, социальными объектами и новыми рабочими местами.

Что касается позиции столичных властей по редевелопменту промзон, плотность застройки не должна превышать 25 тыс. кв. м на гектар, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина - на рабочие места.

Задача правительства Москвы состоит не в том, чтобы вывести все промзоны за черту города, а внимательно рассмотреть деятельность промышленных предприятий и при необходимости содействовать развитию инновационного производства.

Некоторые промзоны тяготеют к смене функций с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. Однако промышленная функция ряда зон, например, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» и других, наоборот, будет интенсифицирована, поскольку здесь предполагается разместить новые производственные мощности.

Что уже сделано?

В 2011-2016 годах утвержден 61 проект планировки территории (ППТ) общей площадью около 3,4 тыс. га со строительным потенциалом более 31 млн кв. м. Из утвержденных проектов 17 уже реализуются, еще 40 находятся в разработке.

Из наиболее значимых территорий промзон, находящихся в активной стадии реализации, можно выделить: завод им. Лихачева («ЗИЛ»), территории бывшего Тушинского аэродрома, ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот», ОАО «ДСК № 3» (Боровское шоссе, вл. 2), ОАО «НПО «Взлет» (ул. Производственная, вл. 6), территория бывшего Московского зеркального комбината (в Лазоревом проезде, в районе станции метро « Ботанический сад» ), ОАО «Мосстройснаб» (ул. Донецкая, вл. 30).

В 2017 году ожидают развития участки территорий производственных зон

  • № 51а «Осташковское шоссе» (Тайнинская ул., вл. 9; инвестор - ЗАО «ЛС-Риэлти»);
  • № 15 «Алексеевские улицы» (Новоалексеевская ул., вл. 16; инвестор - Группа компаний «Эталон»);
  • № 49 «Бескудниково» (ул. Илимская, вл. 3; инвестор - АО « Эверест» );
  • № 41 «Октябрьское поле» (ул. Берзарина ул., вл. 28-32; инвестор - ООО «РГ Девелопмент»);
  • № 51 «Медведково» (Полярная ул., вл. 25, инвестор - ПАО «Группа Компаний ПИК»);
  • № 21 «Кирпичные улицы» (Вольная ул., вл. 28, инвестор - ООО «РГ-Девелопмент»);
  • № 40а «Западный порт» (территория между Кутузовским пр-дом, ул. 1812 года и Кульнева и Кутузовским пр-том; инвестор - АО «Первый Московский приборостроительный завод им. В. Казакова»).

Какие промзоны будут реконструированы?

Промышленные территории, которые войдут в программу реконструкции, будут отвечать следующим требованиям:

  • Близость к МЦК и радиальным направлениям железных дорог Москвы.
    Запуск пассажирского движения по МЦК значительно разгрузил метрополитен , улично-
    дорожную сеть и скоро станет катализатором развития примыкающих к новому кольцу
    территорий, большей частью представляющих собой заброшенные промзоны. Это
    позволит обеспечить их гармоничное экономическое и социальное развитие в
    соответствии с целями и задачами комплексного экономического и социального развития города.
  • Близость к перспективным транспортно-пересадочным узла м (ТПУ) на станциях метро, МЦК и радиальных ж/д направлениях.
  • Близость к Москве-реке.
    К 2035 году именно Москва-река станет линейным центром города. Концепция реновации
    прибрежных территорий охватывает огромную зону (почти 11 тыс. га) и учитывает тенденции
    последних лет по более активному включению этих территорий в структуру города.

Основные зоны реорганизации - Рублёво-Архангельское, Тушино, Нижние Мневники, Большой Сити, ЗИЛ , Симоновская набережная, Ривер-парк (бывший судоремонтный завод).

Конкретные мероприятия включают:

  • формирование новых площадей;
  • организацию дополнительных пешеходных пространств на транспортных набережных;
  • создание благоустроенных пешеходных набережных и благоустройство природных набережных в естественных берегах;
  • благоустройство набережных в зонах комплексной реорганизации территории;
  • развитие системы внутреннего водного транспорта, включая создание новых
  • туристических маршрутов и организацию пассажирских перевозок (от Долгопрудного и Рублёво-Архангельского до Сити, от Лыткарино до Таганской, от станции метро « Спартак» до станции метро « Алма-Атинская» );
  • строительство велосипедных дорожек;
  • создание новых причалов.

Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.

Говоря о Москве в первую очередь, как о столице России, культурном центре, городе, история которого насчитывает более восьми веков, а достопримечательности привлекают путешественников со всего мира, многие забывают, что Белокаменная — это еще и крупный промышленный центр, важная часть экономики всей страны.


Рыжков Игорь. Промзона. 2011

В экономике Российской Федерации в целом доля столичных предприятий не столь высока, однако большая часть промышленности Москвы рассчитана на высококвалифицированный труд и недооценивать ее значение нельзя.

История

Первые мануфактуры и частные ремесленные предприятия появились в Москве давно — еще в XVII веке и являлись казенными, то есть государственными. К первым московским мануфактурам, то есть производствам, имеющим гораздо большее значение для экономики, чем действовавшие до этого частные кустарные мастерские, относился, в частности, Пушечный двор, на котором в XVII уже работало более 140 человек — плотников, литейщиков, кузнецов и паяльщиков.

Казенной мануфактурой стала к концу XVII века и Оружейная палата Кремля, в которой работали до 300 оружейных дел мастеров. Большая часть казенных мануфактур была нерентабельной и содержалась за счет государевой казны, однако производство оружия было важной частью развития страны, кроме того, на таких мануфактурах работали известные мастера того времени, совершавшие порой настоящие прорывы в производстве новых видов изделий.

Открывались в Москве и мануфактуры, принадлежащие иностранным купцам, в основном немцам или голландцам.

Интересно, что заработная плата даже неквалифицированных рабочих, трудившихся на московских мануфактурах в XVII веке, была довольно высока — 5-8 копеек в день. Если сравнивать со стоимостью продуктов в то время, то такой суммы вполне хватало, чтобы купить 2-3 килограмма мяса и полностью обеспечить семью.


Аполлинарий Михайлович Васнецов. Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII веке

В течение всего XVIII века развитие московской промышленности продолжалось достаточно высокими темпами и имело ряд особенностей — в качестве неквалифицированной рабочей силы в те времена чаще всего использовались крепостные крестьяне, которые оказывались прикреплены к заводу. Кстати, само слово «завод» возникло от «заведения», то есть промышленные предприятия вначале приравнивались к обычным частным компаниям, например, торговым лавкам.

Именно в XVIII веке на околицах Москвы, население которой тогда уже приближалось к 140 тысячам человек, стали появляться бумажные мельницы, стекольные заводы и предприятия текстильной промышленности.

Первой крупной мануфактурой, открытой по указу Петре Первого стал Хамовный двор, расположившийся на берегу реки Яуза, в селе Преображенском. Хамовный двор к концу XVIII века стал крупнейшим предприятием Москвы — на нем работали более 1,3 тысяч человек, а для использования энергии воды Яуза была перегорожена плотиной. Еще одним большим предприятием того времени стал канатный завод, открывшийся у Данилового монастыря.

К 1740 году более 50% всех мануфактур России располагались именно в Москве, главной специализацией московской промышленности являлось текстильное производство — шелковое, суконное, парусинное. По состоянию на 1797 год в Москве работало порядка 144 промышленных предприятий.

В дальнейшем доля Москвы в производстве страны снижалась — с развитием производства на Урале, в Санкт-Петербурге и других крупных городах процент московской промышленности в общем объеме производимой в России продукции неуклонно уменьшался.

Первая промышленная выставка прошла в Москве уже в 1831 году (впрочем, Санкт-Петербург, тогда являвшийся столицей империи, опередил Белокаменную — выставка мануфактур впервые состоялась здесь в 1829 году). Представленные на выставке изделия российских мастеров, в частности, посуда, стеклянные изделия, ткани, оружие и ювелирные украшения поразили иностранных гостей Москвы, а проведение выставки способствовало дальнейшему развитию промышленности города.

В XIX веке в Москве кроме текстильных и пищевых предприятий открылись и центры машиностроения, такие как Машиностроительный и чугунолитейный завод Гоппера (Михельсона), открывшийся в 1847 году и после революции переименованный в Завод имени Владимира Ильича (ЗВИ). Кстати, именно на мощностях этого завода во время Великой Отечественной войны производились знаменитые «Катюши».

Металлургический завод Гужона открылся в 1893 году и в 1922 году получил новое название — «Серп и молот». Производственные мощности предприятия были перенесены в Смоленскую область только в 2000 году.


Дарья Котлярова. Завод Серп и Молот. 2004

Императорский самолетостроительный завод Дукс появился в Москве в 1893 году и первоначально производил велосипеды. Затем на мощностях завода начался выпуск паромобилей «Дукс-локомотив», электромобилей, мотоциклов, а в начале XX века и самолетов.

Авиационный моторостроительный завод Гном-Рон был открыт по указу Николая Второго в 1912 году на под руководством специалистов французской фирмы «Гном-Рон» и производил двигатели для самолетов. Предприятие действует и сегодня, основная сфера его деятельности — производство газотурбинных авиационных двигателей для боевых самолетов. В 2011 году было переименовано в ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».

В 1916 году открылось Автомобильное Московское общество (АМО), запуск завода был отложен из-за событий, связанных с революцией 1917 года. Первый полуторатонный грузовик сошел с конвейера АМО только в 1924 году. В 1931 году предприятие получило новое имя — Завод имени И.В. Сталина (ЗИС), а в 1956 году снова было переименовано в Завод имени Ивана Алексеевича Лихачева (ЗИЛ).

Однако наиболее быстрыми темпами промышленность Московской области начала развиваться в 30-е годы, после того, как правительство ввело систему «пятилеток» и началась индустриализация. Основное промышленное строительство велось за существовавшими на тот момент границами Москвы, но со временем такие крупные предприятия, возводившиеся в 30-40-е годы минувшего века, как Московский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в районе Капотня, оказались практически в центре столицы, что, безусловно, не лучшим образом сказалось на экологии города.



Герасимов Владимир. Промзона Москвы 4. 1987

Впрочем, в век индустриализации такой термин как «экология» мало о чем говорил руководителям страны, главной целью являлось наращивание объемов производства. Да и представить себе, насколько вырастет Москва за ближайшие 70 лет никто не мог.

Перенос промышленных зон Москвы

В 2004 году была принята «Целевая программа реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 годы». Правительство столицы приняло решение постепенно перенести все промышленные зоны, существующие в центральных районах, за пределы города.

Предложения по массовой реорганизации промышленных зон Москвы предусматривают, что площади производственных территорий будут сокращены до 15,6 тысяч гектаров с 20,9 тысяч гектаров.

Планировалось, что часть высвобождаемых территорий — порядка 1,2 тысяч гектаров — войдет в систему общегородских центров деловой активности и обслуживания, то есть, будет занята недвижимостью коммерческого назначения. Около 1,9 тысяч гектаров власти намеревались отдать под жилищное строительство, а 2,2 тысяч гектаров производственных территорий, расположенных в охранных зонах рек Сетуни, Лихоборки, Хапиловки, Нищенки и других после проведения реабилитационных мероприятий вновь должны стать естественной частью Природного комплекса Москвы. Впрочем, утвержденный в 2005 году Генеральный план развития столицы решено изменить и дополнить, теперь он носит название «Генеральный план развития Москвы до 2025 года», кроме того, расширение территории столицы, решение о котором было принято в 2011 году, может внести коррективы в перенос и реорганизацию промышленных зон Белокаменной.

Правительство Москвы намерено полностью ликвидировать промышленные зоны, расположенные в Центральном административном округе столицы, в ее историческом центре. В целом будут полностью ликвидированы 16 промышленных зон, а на 20 из них планируется уменьшить входящие в промзоны территории.

Как отметил Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам строительства и градостроительной политики, большая часть промышленных объектов столицы находится не в лучшем состоянии, их территории заняты рынками и стали прибежищем для нелегальных жителей города. Так, из 47 промзон Центрального административного округа в 2011 году всего на 26% из них действовало производство, остальные сдаются в аренду или попросту заброшены. По словам Хуснуллина, на большей части бывших промышленных зон планируется возвести многофункциональные объекты недвижимости.

Перспективы

По состоянию на 2011 год в пределах МКАД располагаются 65 промышленных зон. Планы властей по отношению к большинству из них, в частности, расположенных в ЦАО, вполне конкретны — промзоны будут реорганизованы, превратятся в новые строительные площадки, а сам процесс переноса промышленных зон, безусловно, окажет существенное влияние на рынок недвижимости Москвы.


Белов Владимир. Промзона. 1992

На первом месте оказалась промзона карандашной фабрики ОАО «Фабрика имени Сакко и Ванцетт» и «Бадаевский пивзавод», площадь этой территории — 14,5 гектаров. Еще в 2004 году было принято решение перенести производство и построить на его месте элитный комплекс «Парк-сити», вложения в реализацию этого проекта могут составить 600 миллионов долларов, планируемая площадь жилой недвижимости — 220 тысяч квадратных метров, коммерческой — 90 тысяч «квадратов». Данный проект даже был представлен на международной выставке крупнейших инвестиционных проектов в недвижимости MIPIM-2005. Начало стройки было запланировано на 2007 год, однако затем власти решили оставить Бадаевский пивзавод на своем месте и начало реализации проекта пока перенесено на 2013 год.

Вторую строку в этом рейтинге занимает Текстильная фабрика «Трехгорная мануфактура», занимающая площадь 12 гектаров. Планировавшийся в 2006 году проект, который предполагал строительство 250 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости, на сегодняшний день заморожен.

На третьем месте расположилась промышленная зона Бережковской набережной — 29 гектаров площади.

Также очень перспективным проектом специалисты по недвижимости называют «Золотой остров» — реконструкцию и реорганизацию территории завода «Красный октябрь». Здесь также запланировано возведение многофункционального комплекса, стоимость квартир в «Золотом острове» может достигнуть 30-40 тысяч долларов за квадратный метр.

Среди других перспективных промышленных зон, которые могут быть реорганизованы, эксперты называют промзону №5 «Магистральные улицы» в Пресненском районе, где расположен завод «Стройдеталь №6», на сегодняшний день не работающий, его площади сдаются в аренду. Также в этот список вошли Второй часовой завод «Слава» на Ленинградском проспекте, бывший завод ЖБИ на Шелепихинской набережной и Мелькомбината №4 в Шмитовском проезде.

Аналитики считают, что все жилые и коммерческие комплексы, которые могут появиться на месте промышленных зон центральных районов Москвы, будут относиться к элитной, очень дорогой недвижимости уже в силу своего расположения, ведь свободных участков для строительства в центре столицы уже практически не осталось.

Еще одна сфера, на которую окажет влияние реорганизация промышленных зон Москвы — появление такого относительно нового и пока экзотического для нашей страны сегмента рынка жилой недвижимости, как лофты — индустриальные помещения, ставшие элитными жилыми квартирами со свободной планировкой и огромной площадью. Именно лофты могут стать наиболее дорогостоящим жильем, которое появится на месте реорганизованных промышленных зон столицы.

Анна Седых, рмнт.ру

Почти все предприятия в Огородном проезде ориентированы на пищевую промышленность, причём их продукция была хорошо известна москвичам и пользовалась большим спросом. Можно вспомнить останкинское молоко по 16 копеек в трёхугольных пакетах, «Докторскую» колбасу, сырок «Дружба», «Жигулёвское» пиво. А в типографию издательства «Известия» мы заглянем, чтобы ознакомиться с современным полиграфическим оборудованием.





Огороды у Бутырской слободы. 1898-1902 гг.: https://pastvu.com/p/79890 Глядя на этот снимок, становится предельно ясно, почему Огородный проезд назван именно так.


Вид на Огородный проезд со смотровой площадки Останкинской телебашни


Огородный проезд, 20 - Останкинский пивоваренный завод возведён к 1949 году на основании ещё довоенного постановления Наркомпрома о строительстве в СССР десяти крупных пивоваренных заводов. На территории предприятия находились элеватор для хранения ячменя с подъездными железнодорожными путями и собственная солодовня. Железобетонный элеватор вместимостью 14 000 тонн полностью обеспечивает сырьевой запас. Солодовня мощностью 18 000 тонн в год не только обеспечивает потребность собственного производства, но и позволяет поставлять солод другим пивоваренным заводам (продается в вагонах насыпью и мешках). С первых дней своего существования завод выпускает пиво по классической технологии из отборного натурального сырья.

О качестве производимой в последние годы продукции встречаются разные мнения, чаще негативные, при этом некоторые сорта пенного и квас заслуживали похвалы. Впрочем, нынешний пивной рынок насыщен импортом и крафтовыми сортами, а советские граждане были не так избалованы, да и на международных конкурсах пиво из Останкино удостаивалось престижных наград. Останкинский пивоваренный завод прекратил варить пиво несколько лет назад и его территория станет объектом редевелопмента.


Огородный проезд, 18 - ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» с 1954 года является одним из крупнейших производителей колбасных изделий и полуфабрикатов в России. Предприятие ежедневно реализует до 200 000 колбасных изделий и до 100 000 полуфабрикатов около 200 наименований. Около 50% продукции комбината реализуется в Москве и Московской области, остальное - в других регионах России и странах СНГ.

Как сообщает официальный сайт, «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - это процветающее предприятие, которое входит в ТОП самых успешных компаний России. «Останкино» принадлежат 15 торговых домов, 7 фирменных магазинов в Москве и одни из самых современных свинокомплексов в стране. На комбинате (выпускающем 500 тонн продукции в сутки!) работает 7700 сотрудников, каждый из которых является профессионалом своего дела. Все производственные мощности снабжены новейшим немецким и австрийским оборудованием. Совокупность этих факторов позволяет «Останкино» придерживаться международных стандартов в производстве продукции, которая благодаря своему качеству, натуральности и вкусу пользуется признанием среди покупателей».

По мнению представителей комбината, «буженина, ветчина, бекон, докторская колбаса, сервелат, салями, грудинка, шпик, бастурма, пельмени, блинчики, котлеты, паштеты и прочие деликатесы под торговой маркой «Останкино» - это продукция, качество которой неоднократно отмечалось экспертами». На мой субъективный взгляд, в бюджетном сегменте продукция комбината вполне съедобна (прямо сейчас на плите в кастрюле плавает «Папа может»), но вот деликатесы выберу от других производителей.


Останкинский мясоперерабатывающий комбинат. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/499900


Сосисочная линия. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/499899


Огородный проезд, 16 - Московский хладокомбинат № 9, ныне - фабрика мороженого «Баскин-Робинс», производящая мороженое, десерты, торты, напитки. Компания активно работает с потребителями, открывает фирменные кафе, проводит презентации и платные экскурсии на производство для всех желающих от семи лет и старше. Любители холодного лакомства положительно отзываются о продукции, но отмечают, что цены «Баскин-Робинс» выше, чем у конкурентов.


Подъездные пути к хладокомбинату заброшены


Улица Руставели, 14 - Останкинский молочный комбинат введён в эксплуатацию в 1955 году и его эмблема с девочкой и молочной бутылкой быстро стала узнаваемой. В 1990-е годы конъюнктура молочного рынка стала меняться, в России пришли гиганты мировой индустрии «Данон», «Пармалат», «Вимм-Билль-Данн», но ОМК пережил кризис и остался конкурентоспособным за счёт выпуска новых продуктов. Сейчас мощность завода составляет около 1000 тонн молока в сутки, а ассортимент включает в себя более 60 наименований.


Цех Останкинского молочного комбината. 1956 год: https://pastvu.com/p/156843


Приёмно-отгрузочный цех Останкинского молочного комбината. 1970-1975 гг.: https://pastvu.com/p/230646


Образцы упаковки молочной продукции 1960-1980-х годов. На первый взгляд, треугольная форма молочных пакетов кажется неудобной для транспортировки, но для их развоза в магазины существовали специальные металлические и пластиковые ёмкости с ячейками. Крышечки на стеклянных бутылках были разного цвета: белый - молоко, зелёный - кефир, жёлтый - ряженка. В период подготовки к Олимпиаде-80 Советский Союз стал активно сотрудничать с иностранными компаниями, в том числе со шведской Tetra Pak, тогда на прилавках впервые появились прямоугольные литровые пакеты.


Улица Руставели, 14, строение 11 - Московский завод плавленых сыров «Карат» - крупнейшая в России компания по выпуску плавленых, твердых, домашних, молодых сыров и других видов молочной продукции, включая творог, сметану, сливочное масло. Завод плавленых сыров № 1 был основан в 1934 году и впервые в СССР стал производить плавленый сыр. В 1963 году он вошёл в состав Московского объединения «Молоко», в 1970-м построен новый корпус.

Сырок «Дружба» - пожалуй, самый знаменитый продукт завода: его можно намазать на бутерброд, сварить из него суп или закусывать им в процессе алкогольных возлияний. В 1968 году производилось 12 000 тонн всенародного сырка. В 1993 году после создания бренда «Карат» последовало обновление оборудование и расширение ассортимента, к которому претензий по качеству не обнаружено.


Памятник сырку «Дружба» несколько раз менял место в связи со строительными работами в Огородном проезде. Сюда прокладывали линию метро, станция «Бутырская» находится на пересечении Огородного проезда и улицы Руставели.


В промышленном квартале Руставели-Добролюбова-Огородный находится также Останкинский завод напитков (улица Добролюбова, 8), основанный в 1947 году по распоряжению Совета Министров СССР. Завод производил минеральные воды, в том числе «Московскую», которая добывалась с глубины 420 метров и была любимой минеральной водой Леонида Брежнева. При подготовке «Олимпиады-80» в сотрудничестве с компанией «Пепси Кола» завод осуществлял производство напитков «Пепси». Сейчас завод производит также знакомые с советского детства газированные напитки «Буратино», «Байкал», «Тархун» и квас.


Московский машиностроительный опытно-экспериментальный завод молочного оборудования (проезд Добролюбова, 8А) с 1932 года производит пастеризаторы, оборудование для производства масла, творога, кефира, йогурта, плавленого сыра, оборудование для консервной промышленности - стерилизационные установки для фруктово-овощных пюре и другое оборудование для переработки молока, производства масла и сыра. «Молмаш» готов предоставить оборудование «под ключ» - полностью укомплектованный молочный завод.


ЗАО «Останкинский завод бараночных изделий» (Огородный проезд, 11) был основан в 1966 году как экспериментальное предприятие, производящее столь любимые москвичами сушки и баранки. Передовые разработки останкинцев осваивали хлебозаводы по всему Союзу. В современном ассортименте есть и печенье, пряники, сухари, мармелад, зефир, вафли, крекеры.

К этим заводам по путепроводу над Огородным проездом были проложены рельсы, ведущие к Октябрьской железной дороге. Ветка заброшена, путепровод демонтирован, остались только опоры моста. По городской легенде, на промзоне остался поезд, который не решились вывезти по аварийному мосту, но проверить это затруднительно, проход закрыт заборами.


Огородный проезд, путепровод. 1988 год: https://pastvu.com/p/26131


Огородный проезд, 8 - бывший завод «Искра», производственные площади сдаются в аренду


Огородный проезд, 4 - ОАО «Мосвторцветмет» занимается утилизацией лома цветных металлов, а за ним (Огородный проезд, 2) ожидает вывода за МКАД экологически вредное предприятие - асфальтовый завод ЗАО «Асфальтобетон».


В проезде Добролюбова располагаются склад и полиграфический центр издательства «Известия». Производство здесь небольшое, печатный и переплётный цеха укомплектованы самым современным оборудованием. Продукция может быть изготовлена на полноцветных цифровых печатных машинах Xerox 800, Xerox iGen-4, цифровой машине для выборочного УФ-лакирования JETvarmish, на фальцевально-швейном агрегате Freccia 145, декоративная отделка – фольгирование, конгревное тиснение и высечка - на автомате KAMA ProCut 53F.


Процесс создания книги или брошюры начинается с рулонов бумаги


Рулонная цифровая печатная машина Screen TP Jet 520 компактна и занимает сравнительно немного места


Отпечатанные листы подвозят к машине для фальцовки, которая несколько раз сгибает бумагу, превращая большой печатный лист в тетрадку.

Каждый журнал, брошюра или книга в зависимости от количества страниц состоит из нескольких тетрадей. Толстая книга состоит из десятков пронумерованных тетрадей. Листоподборочная машина складывает эти тетради в нужной последовательности. Здесь рабочим нужно быть очень внимательными, чтобы не перепутать порядок страниц. А затем подборка отправляется на ниткошвейную машину. На выходе из ниткошвейки мы получаем скреплённый нитками блок.


Особый интерес корреспондента ЯМОСКВЫ (как полиграфиста с восемнадцатилетним стажем) вызвал фальцевально-швейный агрегат Компании Smyth (Италия). Известинцы выбрали комплектацию ниткошвейной машины Freccia 145 не с традиционным самонакладом Headop, а новейшую разработку - Digitaline.

Smyth Freccia 145 предназначена для шитья всех видов тетрадей, из любой бумаги и любыми нитями. Благодаря возможности работать с мелованными сортами бумаги, быстрой смене формата и легкости эксплуатации и обслуживания, машина прекрасно зарекомендовала себя по такому важному критерию как соотношение цена/качество. Среди возможных опций - автоматическая проклейка тетрадей и шитво на марлю.


Сшитые блоки подвозят к следующей машине, где корешок блока проклеивается горячим клеем и накрывается обложкой. Клей схватывает моментально и почти готовые брошюры или журналы везут к трёхножевой резальной машине (в «Известиях» используют резку Wohlenberg). После резки остаётся только проверить качество, упаковать готовую продукцию и отправить заказчику.

Для книг в твёрдом переплёте все основные операции такие же, только после шитья блоки подают на линию, где блок одевается не в мягкую обложку, а в картонный переплёт. Линия вставки состоит из нескольких машин, занимает много места и в линейке новейшего оборудования «Известий» не представлена.


Типография также выпускает сувенирную продукцию, календари, открытки.


Левее «Известий» находится автобаза № 23 производственного объединения «Мосхлебтранс», имеющая шестидесятилетний опыт работы по перевозке хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий, молока, муки, продуктов питания. На автобазе грузовые машины проходят техническое обслуживание и диагностику. А всего в «Мосхлебтрансе» работают свыше 1300 автомобилей - от тяжёлых МАЗов до раритетных «Москвичей».


Памятник на автобазе № 23. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/34470 В советские годы на территории автобазы № 23 стоял на постаменте памятник - фургон ГАЗ-АА 1938 года. Есть предположение, что именно этот грузовик снимался в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя» как средство передвижения бандитов «Чёрной кошки». Возможно, это и не так, но судьба машины с автобазы известна: фургон оказался в руках частного коллекционера, участника военно-патриотического клуба «Дивизион», который счёл своим долгом полностью восстановить его оригинальный вид от рамы до хлебного кунга. Сейчас автомобиль вновь на ходу и иногда участвует в ралли ретроавтомобилей.