Биографии Характеристики Анализ

Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами. Тема: Отношения организмов в сообществах

Тема: «Биотические взаимоотношения популяций в экосистемах»

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»

Э. Кинг

Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение связей организмов в экосистемах, их приспособлений к среде обитания.

Задачи урока:

Образовательные:

    Создать условия для формирования умения находить изучаемые биотические связи в природе.

    Обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление основных понятий об отношениях организмов в биоценозе.

Развивающие:

Воспитательные:

    Создать условия для формирования умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное, осмыслить и применить полученную информацию.

    Содействовать уважительному отношению к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями.

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация, целеполагание, мотивация.

    Осмысление содержания. Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Систематизация знаний.

    Закрепление нового материала.

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент.

Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в группе, проверка готовности учащихся к уроку. Учитель: Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом, вы узнаете много нового и интересного, если будите, внимательны и активны.

    Актуализация, целеполагание, мотивация.

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, что такое экология? (Предполагаемый ответ: наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с условиями окружающей среды).

Учитель: А что такое среда обитания? (Предполагаемый ответ: всё то, что окружает живое существо в природе).

Учитель: Скажите, пожалуйста, а что такое экологические факторы? (Предполагаемый ответ: это условия среды, оказывающие определённое влияние на существование и географическое распространение живых существ).

Учитель : На какие группы можно подразделить все экологические факторы?

(Предполагаемый ответ: абиотические, биотические и антропогенные).

Учитель: Какая группа из названных экологических факторов мы ещё не рассматривали? (Предполагаемый ответ: биотические).

Учитель: может ли хоть один живой организм существовать изолированно от других? (Нет).

Учитель: Верно. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких взаимодействий называют биотическими связями. Они очень разнообразны. Биотические взаимоотношения - это тема нашего сегодняшнего урока.

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока, а учитель их корректирует.

Цель: познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности, систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить.

    Осмысление содержания. Изучение нового материала.

Учитель: Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Прямые биотические связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды. По направлению действия на организм все они подразделяются: позитивные, негативные и нейтральные.

Учитель: «Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

      Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

(+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

(--) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

(-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации биотических взаимоотношений и полученные знания из текста структурировать, оформив их в виде схемы.

Учащиеся индивидуально изучают материал учебника на стр. 90-93

Спустя 6 - 8 минут учащиеся представляют свои работы, анализирую схему.

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на схему, где я поместила классификацию биотических связей. Как вы считаете, чего здесь не хватает?

Какие вопросы остались неосвещёнными, посмотрите в свои записи, посоветуйтесь в паре. (Предполагаемый ответ: не хватает типов биотических взаимоотношений и их примеров).

Учитель: Я предлагаю Вам внести в схему типы биотических отношений, их определения и примеры. Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

    Физкультминутка

Опережающее задание .

При изучении главы «Организм и среда» я просила вас подобрать примеры взаимоотношений между разными организмами. Готовясь к уроку, я использовала ваши примеры, поэтому если на слайде появляется знакомая для вас информация, то прошу проанализировать её.

Появляется слайд и выходит ученик, поясняя свой пример. Далее идёт совместная работа ученика и учителя, где они дополняют друг друга.

Анализ учебника .

Если термин поясняется, то его озвучиваем, анализируем, примеры записываем в рабочую тетрадь. Понятия «аменсализм», «нейтрализм», «протокооперация» в учебнике приводятся в таблице, а формулировка не дана. На это обращаем внимание учащихся и записываем пояснение данного термина.

Учитель. Нейтрализм – форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. В природе часто встречается сожительство двух и более видов, иногда переходящее в тесную зависимость.

Ученик. Существуют взаимовыгодные, взаимополезные отношения. Для ряда видов эти отношения настолько важны, что они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов. Это – лишайники, зооксантеллы и коралловые полипы, бобовые растения и клубеньковые бактерии.

Ученик. Симбиотические отношения, при которых наблюдается устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом. Примером данных отношений является сожительство актинии и рака – отшельника, буйвола и цапель.

Учитель. Рассмотрим ещё пример взаимовыгодных отношений. Это протокооперация – первичное сотрудничество, при котором совместное проживание выгодно для обоих видов, но необязательно.

Учитель. Аменсализм – вредно – нейтральные отношения, при которых один вид испытывает отрицательное влияние, а другому это безразлично. Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов.

Учитель : А сейчас давайте подведём итоги. Их может озвучить ученик с помощью учителя.

Вывод: Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве. В результате сложности и переплетенности связей между видами, неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

    Систематизация знаний.

    1. 1. Работа по парам по внесению дополнений в схему «Биотические связи организмов».

      1. 2.Учитель: Для систематизации полученных знаний я предлагаю стать участниками игры «Дерево знаний». Разделимся на 2 группы. Каждый ученик должен написать записку, в которой задаёт трудный вопрос по теме урока. Записки складываем и крепим к комнатному дереву. Представители групп подходят к дереву, "срывают листья", и группа сообща готовит и представляет ответы на вопросы.

        6. Закрепление знаний.

        Задания по карточкам для всего класса, а высокомотивированным учащимся, используя индивидуальный дифференцированный подход, можно предложить выполнить ЦТ (2008 год вариант 31 – 40 №14 часть А, 2012 год - №2 часть В). Отметки выставляются на следующем уроке.

    Рефлексия

Учитель: Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

    Домашнее задание. Параграф 21, проанализировать записи в тетради.

Урок биологии в 11 классе по теме: «Биотические взаимоотношения организмов»

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»

Э. Кинг

Цель урока: классификацию.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

    Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.

Оборудование: АРМ учителя, карточки с изображением живых организмов, терминами, тест в электронном виде, рейтинговый лист группы.

План урока:

    Организация класса.

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока:

    Организация класса.

Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.

—Я сегодня позволила изменить ход урока. И вот почему. Считаю, что тема нашего урока сегодня очень интересная. А вот как вам покажется попрошу вас искренне сказать в конце урока. И так сразу тема урока «Взаимоотношения между организмами». (Слайд 1) Назовите мне ключевое слово в названии темы. Конечно «взаимоотношения».

—А между людьми взаимоотношения – это что?

— образ жизни

— отношения в семье

— на работе

— в школе, детском саду

— на приеме у врача

— и т.д.

—Как по вашему что должно лежать в основе взаимоотношений между людьми?

— верность

— ответственность

— доброжелательность

— любовь

— доверие

— сострадание

—Я желаю вам этих отношений в жизни и на уроке.

На доске записан эпиграф «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Хочется чтобы это высказывание прослеживалось на протяжении нашего урока.

—Чарльз Дарвин однажды рассматривал следующую проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?» (Слайд 2)

Выслушиваются варианты ответов.

—На первый взгляд вопрос кажется абсолютно абсурдным. Однако давайте попробуем представить: (Слайд 3)

    Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.

    Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.

    Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.

    Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

    Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

    Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

—Какой можно сделать вывод, проследив данную цепь событий?

— На жизнь каждого организма влияют взаимоотношения с другими организмами

— Как называется данный вид взаимоотношений?

— Какие еще группы экологических факторов вы знаете?

— Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на биотических связях.

«Работать вы будете индивидуально и в парах. На каждом из этапов урока, выполняя задание, вы заработаете определённое количество баллов, которые будете заносить в «Рейтинговый лист пары», где даны критерии оценивания, и в конце урока мы с вами выявим самого рейтингового ученика и самую рейтинговую пару. Желаю вам успехов.

Назвать учащихся, которые могут себе поставить в рейтинговый лист баллы за индивидуальные ответы».

    Актуализация, целеполагание, мотивация.

Ребята, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

Учащиеся формулируют цель урока, а учитель их корректирует . Цель: познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности, систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить. (Слайд 4).

Ребята, а что вы уже знаете о взаимоотношениях между организмами?

— ответы учащихся

    Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.

(Слайд 4). Учитель: Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Прямые биотические связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды. По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации биотических взаимоотношений и полученные знания из текста структурировать, оформив их кластером

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.

Текст на пару:

      Нейтральные:

(++) – Взаимополезные:

(+0) – Полезно – нейтральные:

(+-) – Полезно – вредные:

(—) – Взаимо – вредные:

(-0) – Вредно – нейтральные:

Учитель: Вы можете посоветоваться с соседом по парте.

Спустя 2-3 минуты учитель демонстрирует на слайде свой кластер.

(Слайд 5).+

Учитель: а теперь, ребята, посмотрите на слайд, где я поместила классификацию биотических связей. Как вы считаете, чего здесь не хватает?

Какие вопросы остались неосвещёнными, посмотрите в свои записи, посоветуйтесь в группе. (Не хватает типов биотических взаимоотношений и их примеров).

Дети отвечают. Учитель корректирует их ответы.

(Спорные факты или неверные всё равно фиксируются, но около них ставится «?», что бы обозначить моменты, которые хотелось бы прояснить).

Учитель: Дорабатывать свой кластер вы будете в ходе просмотра презентации в течение сегодняшнего урока. Я предлагаю Вам внести в него типы биотических отношений, и примеры.

Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

В любом биоценозе есть виды, которые связаны друг с другом через цепь других видов и непосредственно не взаимодействуют, уживаясь водном сообществе. Это нейтрализм ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ СОВМЕСТНО ОБИТАЮЩИЕ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗМЫ НЕ ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА. ( Слайд 7,8)

В природе часто встречается сожительство двух и более видов, иногда переходящее в тесную зависимость . Существуют взаимовыгодные, взаимополезные отношения. Для ряда видов эти отношения настолько важны, что они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов. Это – лишайники (Слайд 9) . А знаете ли вы что является самым глубоководным зеркалом? (Слайд 10).

Симбиотические отношения, при которых наблюдается устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом. Примером данных отношений является сожительство актинии и рака – отшельника, буйвола и цапель. ( Слайд 11, 12).

Рассмотрим ещё пример взаимовыгодных отношений. Это п ротокооперация – первичное сотрудничество, при котором совместное проживание выгодно для обоих видов, но необязательно (Слайд 13, 14).

Примером этих отношений может служить распространение семян некоторых растений (копытень европейский, тимьян(чабрец)муравьями.
Другой тип отношений – комменсализм — ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ПОЛУЧАЕТ ПОЛЬЗУ ОТ СОЖИТЕЛЬСТВА, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО.

Это пример полезно-нейтральных отношений. (Слайд 15).
Примеры комменсализма можно разделить на 3 группы:
— Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам
— Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи. Например: почвенные бактерии и высшие растения. (Слайд 16)
— Квартиранство. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре, или соседство птиц – кассиков и ос. (Слайд 17).
П аразитизм — это полезно – вредные отношения — ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ ОРГАНИЗМЫ ОДНОГО ВИДА ЖИВУТ ЗА СЧЁТ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМА ДРУГОГО ВИДА В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВРЕМЕНИ (Слайд 18).

Конкуренция может быть внутривидовой ― это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.Это важный фактор саморегуляции численности популяций. Межвидовая конкуренция взаимоотрицательные отношения видов, занимающих сходную экологическую нишу. (Слайд 28-29).

Аменсализм – вредно – нейтральные отношения, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ИСПЫТЫВАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО. Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов. (Слайд 30)

Вывод: Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: Сначала обговорить с учениками

(Слайд 31) 1 ) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве. В результате сложности и переплетенности связей между видами, неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Закрепление.

      1. Работа в парах по составлению общего итогового кластера «Биотические взаимоотношения».

      Учитель: ребята, а сейчас я предлагаю вам проверить правильность составления кластера «Биотические взаимоотношения», который вы начали в начале урока. Каждой группе предлагается создать мини – проект, который будет частичкой общего классного проекта – кластера, который мы оформим на доске. Для этого, каждая группа выбирает пакет, где находятся: название группы и типа экологических взаимодействий, соответствующие рисунки. Вам нужно с помощью этого раздаточного материала, маркеров, ножниц и клея в течение 5 минут составить свою частичку кластера по тому типу, который вы выбрали. Оформление произвольное. (Учитель помогает, корректирует работу детей фронтально.

      Дети с помощью учителя прикрепляют свои проекты на магнитной доске, где учитель заранее располагает название кластера: «Биотические взаимоотношения»).

      Учитель: а теперь проверим правильность нашего проекта по слайду.

      (Не совсем правильные мини – кластеры – мягко корректируются учителем, исправляются в устной форме и даётся рекомендация группе о том, что нужно над этим ещё поработать. Учитель оценивает вместе с другими учащимися работу групп по пятибалльной системе, и просит консультантов занести результаты в рейтинговый лист). Дома я вас попрошу дополнить кластер примерами.

      1. 2. Индивидуальная работа с тестом. (Слайд № 32-37). Самооценка результатов работы по пятибалльной системе.

Учитель: Полученную оценку, соответствующую количеству набранных баллов внесите, пожалуйста, в рейтинговый лист.

    Парная работа по тесту с выбором ответа. (Слайд 38 – 44).

Учитель: Внесите полученную оценку каждому члену группы рейтинговый лист.

Заполните листы активности группы, подведите итог.

Учитель : критерии подведения итога работы на уроке – Слайд 45.

Поднимите руки те, кто получил сегодня на нашем занятии «5».

А кто – «4»? Молодцы. «3»? Неплохо. «2»? Не расстраивайтесь – у вас всё впереди.

    Рефлексия. Слайд 46 .

Что оказалось новым?

Что бы еще хотелось узнать по данной теме?

Выскажите свое отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?

    Домашнее задание. Слайд 68 .

Если вы получили на уроке оценку «5» или «4» — предлагаю вам с оставить кроссворд о типах взаимоотношений организмов. Если ваша оценка «3» и меньше, то § 6.4 выучить. Ну и всем дополнить кластер примерами.

—У каждого у вас на парте лежат три типа карточек красной, жёлтой, зелёной окраски с метафорами. Вы прочитайте их, и определитесь в паре, какой стадии деятельности на уроке вы достигли. Консультанты групп – вам слово.

Листок активности пары № 1

п/п

Ф.И. ученика

Этапы урока

Итог по

каждому

ученику

Проект

Индивидуаль

ный тест

Парный тест

Жесткова А.

Скоробогатов С.

Листок активности пары № 1

п/п

Ф.И. ученика

Этапы урока

Итог по

каждому

ученику

Проект

Индивидуаль

ный тест

Парный тест

Вайхель Л.

Курышеа Н.

Общее количество набранных парой баллов –

Листок активности пары № 1

п/п

Ф.И. ученика

Этапы урока

Итог по

каждому

ученику

Проект

Индивидуаль

ный тест

Парный тест

Петрищев К.

Костенко Н.

Общее количество набранных парой баллов –

«Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

      Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

(+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

(—) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

(-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

«Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

      Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

(+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

(—) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

(-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

«Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

      Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

(+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

(—) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

(-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

Биотические взаимоотношения

Нейтральные (00)

Нейтрализм

Взаимополезные (++)

Протокооперация

Симбиоз

Мутуализм

Полезно нейтральные (+0)

Комменсализм

Сотрапезничество

Нахлебничество

Квартиранство

Полезно вредные (+-)

Хищничество

Взаимовредные (- -)

Конкуренция

Внутривидовая

Межвидовая

Вредно нейтральные

(- 0)

Аменсализм

САМОАНАЛИЗ УРОКА БИОЛОГИИ в 11 классе НА ТЕМУ: «БИОТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ» УЧИТЕЛЕМ МОУ «Луговская СОШ» Мельниковой С.В.

    Дидактическая цель урока:

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной

информации средствами критического мышления и информационно – коммуникационной технологии.

    Цель по содержанию:

познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классификацию.

    Задачи урока:

Образовательные:

    Сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях организмов в природе;

    Продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей;

    Продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

    Развитие у учащихся основ исследовательской деятельности, умения проводить анализ, синтез, систематизацию полученных знаний;

    Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения.

    Выработка системного логического мышления.

Воспитательные:

    Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.

    Формирование умения работать в паре, где возникает общее решение.

    Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

    Я считаю, что цель урока была достигнута, об этом свидетельствуют конечные результаты обучения.

    Используемые технологии обучения: информационно – коммуникционная технология, элементы технологии критического мышления, элементы проектной методики по составлению мини – проектов.

    Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и

парная.

    Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный.

    Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной поддержкой.

Отбор содержания, форм и методов бучения осуществлялся в соответствии с целью урока. Использовались материалы СД-диска «Уроки биологии» и Интернет — ресурсы для составления мультимедийной презентации.

Этапы урока логично перетекали друг в друга соответственно технологии критического мышления.

    Это 7 урок в теме «Основы экологии». Учебное занятие тесно связано с предыдущими уроками, так как базируется на знаниях среды обитания, экологических факторов. Ожидаемые результаты и степень их достижения следуют из особенностей проектирования адаптивной образовательной среды средствами критического мышления: научить каждого ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя, формирование коммуникативных свойств личности в результате работы в парах, индивидуальных способностей и интересов, умение анализировать свою деятельность, товарищей и давать им оценку. Я считаю, что все запланированные мной результаты обучения были реализованы и доведены до логического осмысления и своей конечной цели.

    Психологическая атмосфера на уроке была удовлетворительной и создавала возможность проявления своих способностей для каждого ребёнка. Производилась стимуляция работы каждого учащегося за счёт накопительной оценки. Просматривается опора на уже имеющиеся знания учащихся, на их субъектный опыт, рефлексия позволила выявить степень удовлетворённости детей учебным занятием.

    Я считаю, что урок прошёл на хорошем уровне. Основные требования к использованию всех вышеперечисленных технологий обучения были соблюдены.

    Интерактивные компоненты – тест-выбор одного варианта из нескольких, указание на рисунке нужного объекта; демонстрационная графика существенно дополняла и дидактически обогащала изучаемый материал, формируя правильные представления об изучаемых объектах.

Технология развития критического мышления, используемая на уроке,

позволила достигнуть конечную цель – создание такой атмосферы

учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают,

сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают,

подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, приобретают

новые идеи, чувства или мнения. Мною в некоторой степени была

изменена классическая трактовка программы «Развитие критического

мышления через чтение и письмо» на «Развитие критического

мышления через использование мультимедийных презентаций». Та как

считаю, что это наиболее эффективный и результативный приём

усвоения учебного материала, потому что включается образное

мышление.

Тема: Отношения организмов в сообществах

Цель : изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.

Задачи:

    Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействия между организмами, показать зависимость одних видов от других.

    Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно в группе.

    Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результат своего труда, чувство коллективизма, сопереживания, совершенствовать навыки групповой работы.

    Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята.

На доске предложены следующие задания:

    Найти соответствия.

Растения разрушители

Грибы потребители

Животные производители

Бактерии

    Найти соответствия

    Естественные сообщества

    Искусственные сообщества

А. сад Д. озеро

Б. степь Е. океан

В.огород Ж. аквариум

Г. лес З. луг

    Проверка знаний терминов (фронтально)

Растительное сообщество, жизненная форма растений, видовой состав.

2.Целеполагание

На слайде изображена иллюстрация к сказке.

Учитель: К какой сказке относится данная иллюстрация?

Ученики: Теремок.

В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?

На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока. И так, тема нашего урока “Взаимоотношения организмов в сообществе”

Какую цель мы можем сформулировать?

Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать?

План изучения темы (на слайде.)

Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы, и соответственно, его собственная судьба. Жизнь любого живого существа невозможна без других. Они никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные взаимоотношения.

4. Взаимовыгодные отношения.

4. Открытие нового знания

Изучая определенную тему, составляем цветной кластер (схему) типов биотических взаимосвязей. (Работают 4 группы.)

Работаем с вами 5 минут, можно использовать учебник параграф № 12, при этом заполняем таблицу следующего содержания:

Тип взаимоотношений

Определение

После изучения типа взаимоотношений охарактеризуйте его.

Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование. Вдоль пшеничного поля, прилегающего к опушке леса, растут сорные растения: васильки, пырей, льнянка. Взаимоотношения культурных и сорных растений тоже конкурентные. В смешанных лесах быстро растущие деревья будут затенять, и угнетать медленно растущие деревья, а также травянистые растения, которые требуют больше света, и тем самым, вытеснять их, лишая света и питательных веществ. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. Как правило, эти виды в природе в одном биотопе вместе не живут. (Щука и окунь, волк и лисица.)

Взаимовыгодные отношения

Симбиоз – позитивные взаимоотношения. Это такая форма взаимоотношений, при которой партнеры получают пользу друг от друга (или один из них от другого).

Муравейник рыжего лесного муравья. Симбиоз с тлями – питание падью тлей. Тлей муравьи находят, заползая на деревья. Кроме жидкой пищи (падь), муравьи питаются твердой пищей, большую часть которой составляют насекомые на всех стадиях развития. Рыжие лесные муравьи не только симбионты, но и хищники. Симбиоз – буквально “совместная жизнь. Различают несколько форм симбиоза: мутуализм, кооперация и комменсализм. Если влияние одного организма требуется для роста и выживания другого, то такой симбиоз называют мутуализмом. Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда присутствие партнера становится обязательным для существования каждого из них. Мутуалистические отношения складываются между гифами гриба и зелеными одноклеточными водорослями, которые образуют новый организм – лишайник. Можно наблюдать еще один пример симбиоза: клевер, опыляемый шмелями. Устройство ротового аппарата шмелями приспособлено к опылению закрытых цветков бобовых растений.

Шляпочные грибы и деревья. Это тоже симбиотические отношения. Гифы шляпочных грибов прорастают в корни деревьев, заменяя утраченные корневые волоски, они всасывают воду, которая поступает затем в проводящие сосуды дерева. Взамен дерево снабжает гриб готовыми органическими веществами. Примеры: клубеньковые бактерии на корнях бобовых, лишайник, микориза – симбиоз гриба и корня, береза и подберезовик и другие.

Физкультминутка (2–3 упражнения).

    Отработка учебных действий

Определите характер взаимоотношений организмов в природе, используя обозначения:

    Конкурентные отношения.

    Отношения хищник - жертва.

    Взаимовыгодные отношения.

    олени и лоси, как разносчики семян растений;

    гриб и водоросль в составе лишайника;

    снегири, как потребители семян растений;

    шляпочный гриб и дерево;

    трутовик и дерево;

    муравьи и тли;

    клест и белка;

    корова и трава;

    лиса и блоха;

    сорняки и культурные растения.

Проверим характер взаимоотношений путем взаимопроверки и поставим друг другу оценки. Ключ написан на доске. (Без ошибок – “5”, 1–2 ошибки – “4”, 3 ошибки – “3”.)

6.Рефлексия

Будет представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?

Итак, существуют невидимые нити жизни в природе.

Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке.

Идеальное домашнее задание

– сделать рисунок к теме;
– придумать биологическую задачу по теме;
– придумать рассказ, например, “жизнь организма в новой среде обитания”
творческое задание: представьте, что животные могут говорить. О каких проблемах они рассказали бы людям и о чем бы нас попросили?

Ответ представьте в виде сочинения, придумайте заголовок.

Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер.

“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых”.

Список использованной литературы

    Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С. , Биология 5-6 класс- Москва» Просвещение» 2012

Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами»

Тип урока: формирование новых знаний и способов деятельности

Цель урока : познакомить учащихся с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и рассмотреть их классификацию.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях в природе; продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей; продолжить работу с биологическими терминами.

Развивающие: продолжить развивать у учащихся основы поисковой работы; развивать умение делать выводы на основе полученных сведений.

Воспитательные: экологическое воспитание .

Оборудование: мультимедийная презентация , экран, проектор.

Учебное пособие: учебник «Общая биология», авторы В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин М., «Дрофа», 2004г.

Методы:

Оформление урока:

Сделаны записи на доске, на экран проецируется презентация

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Домашнее задание

    Подведение итогов урока

1.Организационный момент:

Учащиеся заходят в класс и занимают места.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует?

Мы с вами изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов. Скажите, может ли хоть один организм существовать отдельно от других? Да верно, конечно же, нет. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких отношений называют биотическими связями. Сегодня мы познакомимся с многообразием биотических связей в природе, и будем выявлять их особенности.

2.Изучение нового материала

Взаимодействие двух популяций можно представить в виде парных комбинаций символов: +, -, 0, где-

«+»- выгода,

«-»- ухудшение состояния,

«0»- отсутствие значение

(Данные заранее написаны на доске)

Существуют различные комбинации знаков. Давайте составим их:

0, +-, 0-, --, 00

(Запись на доске)

По направлению действия на организм различают следующие виды отношений:

Позитивные

Негативные

Нейтральные

Давайте рассмотрим их подробнее.

Позитивные отношения - это форма взаимоотношений, при котором, оба или один из партнеров извлекает пользу от другого. Запишите.

Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов.

Давайте отметим этот вид отношений знаками. Подскажите мне, что надо записывать? Правильно + +.

Вторая форма- это мутуализм , когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Здесь примером может быть лишайник, представляющий собой сожительство гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекают воду и минеральные соли. Вы наверное видели, что на корнях березы, сосны, ели и других деревьев мицелий гриба образует толстый слой. Это тоже пример мутуализма.

А как мы отметим этот вид отношений? Тоже ++.

Третья форма отношений- это комменсализм , при котором один вид получает пользу, а другому это безразлично. Пример: гиены подбирающие остатки недоеденной львами добычи (нахлебничество). Использование тела других животных как убежища (квартиранство). Пример: дупло и белки.

А здесь как отметим ? +0

Теперь мы приступаем к изучению другого вида взаимоотношений. Антибиотические отношения- это форма взаимоотношений когда одна или обе популяции испытывают отрицательное влияние. Неблагоприятное влияние одних видов на другие тоже имеет несколько форм.

С первой формой отрицательного воздействия вы хорошо знакомы. Это- хищничество . Этот вид отношений имеет большое значение в саморегуляции биоценозов. Назовите мне примеры этих отношений.

Да, все примеры верны, но также к хищничеству относится каннибализм- поедание особей своего вида. Он часто встречается у пауков (самки съедают самцов), у рыб (поедание мальков).

Также хищничество встречается не только у животных. Некоторые растения из-за недостатка азотного питания выработали себе механизм, позволяющий им ловить насекомых.

Посмотрите на слайд. Вы видите насекомоядных растений венерину мухоловку и росянку круглолистную. Насекомое, прилипшее к растению переваривается, слизью выделяемой волосками.

Этот тип мы запишем как … +-

Следующий вид отрицательных отношений это конкуренция.

Как вы думаете почему возникает конкуренция? (потому, что оба вида имеют одинаковые потребности). Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными- от прямой физической борьбы до мирного совместного проживания на одной территории.

Как мы отметим этот тип отношений? - -

3.закрепление изученного материала

А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Мы заполним таблицу. Во вторую колонку вы пишите, какое влияние они оказывают друг на друга. А в третью заносите цифры с примерами к типам взаимоотношений. Каждый пример можно использовать только один раз.

Типы взаимоотношений

Взаимное влияние +, -,0

Примеры взаимоотношений

Взаимодействующие виды

1.КОНКУРЕНЦИЯ

    Цапля - лягушка

    Шакал - лев

    Человек - аскарида

    Амёба - водные бактерии

    Берёза - подберёзовик

    Лошади-мустанги – бизоны

    Рак-отшельник - актиния

    Щука - карась

    Росянка - муха

    Заяц-беляк - заяц-русак

    Акула - рыба-лоцман

    Собака - блоха

3.СИМБИОЗ

4.ХИЩНИЧЕСТВО

4.Домашнее задание

    Привести примеры всех типов взаимоотношений (каждого по три)

5.Подведение итогов

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с многообразием биотических отношений, выявили особенности, по которым их объединяют и посмотрели их примеры.

Сегодня на уроке вы очень активно работали, молодцы!

Оценки за устные вопросы и за заполнение таблицы.

Спасибо за урок! Все свободны. До свиданья!