Биографии Характеристики Анализ

Тренировочные задания по обществознанию.

3) верны оба

Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?

А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.

Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека направлена на преобразование окружающего мира.

Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Понятие «индивид» относится к природным качествам человека.

Б. Понятие «индивидуальность» объединяет природные, психические и социальные качества человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социализации индивида?

А. Социализация индивида может осуществляться как во взаимодействии с человеческими сообществами, так и вне контактов с ними.

Б. Социализация включает в себя освоение типичных образцов и стандартов поведения, принятых в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б

Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Интеллектуальные способности человека имеют биологически обусловленные задатки.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны обасуждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о видах деятельности?

А. Социально-преобразовательная деятельность связана с изменением общественных условий, в которых живёт и действует человек.

Б. Прогностическая деятельность включает в себя преобразование сил и веществ природы и получение практически полезных результатов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны обасуждения 4) оба суждения неверны

ОТВЕТ: духовная (теоретическая)

Запишите слово, пропущенное в схеме.

ОТВЕТ : учение

ОТВЕТ: преобразовательный

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОТВЕТ: труд

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и запишите их номера

1) Трудовая; 2) инстинктивная ; 3) учебная; 4) созидательная; 5) творческая; 6) целенаправленная .

Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания.

Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира.

1) теоретическое обобщение фактов 2) констатация протекания отдельных событий 3) образность и оригинальность отражения объективной реальности 4) стремление к достоверному, истинному знанию 5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

38. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений:

(1) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (2) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (3) Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. (4) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (5) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.

А А В А Б

Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

1. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека не ограничивается приспособлением к окружающей среде, но также и преобразует ее.

Б. Деятельность человека носит исключительно приспособительный по отношению к внешней среде характер.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Взаимодействие с окружающим миром – специфическая характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Изменение сознания людей является главной и основной целью практической деятельности.

Б. Изменение сознания людей является главной и основной целью духовной деятельности .

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Отличием деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ является:

1) инстинктивное поведение;

2) эмоциональное переживание;

3) целеполагание;

4) подражание.

5. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

1) проявление активности;

2) целеполагание;

3) приспособление к среде обитания;

4) взаимодействие с окружающим миром.

6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

1) духовной;

2) потребительской;

3) ценностно-ориентированной;

4) практической.

7. Деятельность человека, обусловленная эмоциональным состоянием индивида, называется:

1) ценностно-рациональная;

2) аффективная;

3) целерациональная;

4) традиционная.

8. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную и познавательную.

Б. В основе духовной деятельности лежит рациональное познание мира.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

9. Труд в отличие от общения:

1) требует определенного уровня квалификации;

2) является видом деятельности человека;

3) предполагает наличие цели;

4) доставляет человеку удовольствие.

10. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится:

1) активный характер;

2) целенаправленный характер;

3) целесообразность;

4) обязательное наличие партнера.

11. Возможным признаком игры в отличие от труда является:

1) действие на основе правил;

2) наличие воображаемой обстановки;

3) осуществление коллективом людей;

4) стремление к поставленной цели.

12. Конструкторы работают над созданием новой модели самолета. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером:

1) познавательный; 3) социальный;

2) изобретательский; 4) экономический.

13. Верны ли следующие суждения о деятельности людей? Деятельность людей.

А. Всегда носит творческий характер.

Б. Может иметь как позитивные, так и негативные результаты.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

А) обсуждение предвыборной программы кандидата в депутаты парламента

Б) занятие фермерством 1) политическая

В) принятие закона парламентом

Г) торги на товарно-сырьевой бирже 2) экономическая

Д) выборы главы государства

53. Хозяйка готовит тушёную курицу на обед для своей семьи. Субъектом данной деятельности является

1) хозяйка 2) обед 3) курица 4) семья

54. К какой сфере общественной жизни относится организация и проведение очередных выборов главы государства?

1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

55. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт важными, значимыми.

Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих в организме человека.

56. Инна пригласила друзей на свой день рождения. Она ходила вместе с мамой в магазин за продуктами, вместе с бабушкой испекла торт. Чтобы гости не скучали, она придумала конкурсы и игры. Какова цель деятельности Инны?

1) пригласить друзей 2) приобрести необходимые продукты

3) испечь торт 4) сделать праздник интересным

57. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1) вырубка леса под строительство жилых домов 2) восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3) разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном 4) организация природного заповедника

58. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

59. Что из перечисленного ниже относится к духовной сфере жизни общества?

1) товары и услуги 2) выборы, партии

3) социальная стратификация, мобильность 4) художественное творчество, научная гипотеза

60.

А. Для того, чтобы разрешить межличностный конфликт, важно понять позицию другой стороны.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения любых межличностных конфликтов относят приспособление к мнению противника, полный отказ от своих интересов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

61. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

А. Межличностные отношения могут быть основаны на чувстве взаимной симпатии или неприязни.

Б. Межличностные отношения могут проявляться в поступках людей в процессе совместной деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

62. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Журналист задал вопрос на пресс-конференции главе государства.

2) Учителя слушают доклад министра образования.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

63.

А.Современное общество ощутило опасность глобальных изменений природы.

Б. Научно-технический прогресс привёл к необратимым экологическим изменениям.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

64.

А. Деятельность человека определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями.

Б. Деятельность человека всегда имеет продуктивный, творческий характер

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

65. К потребностям человека, связанным с его биологической сущностью, относится потребность в

1) самореализации 2) получении знаний 3) продолжении рода 4) трудовой деятельности

66. Какие из перечисленных терминов используются при описании экономической сферы общества?

1) сословия, классы 2) федерация, конфедерация 3) право, закон 4) издержки, прибыль

67. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) затопление рекой домов в посёлке 2) загрязнение почвы промышленными отходами

3) вырубка леса под строительство домов 4) изучение географии школьниками

68. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?

1) сотрудничество 2) противоборство 3) уход от конфликтной ситуации 4) уступка

69. Учитель физкультуры в школе считает, что у Петра хорошие физические данные для спортивной гимнастики. Однако юноша не хочет заниматься спортом. О каком понятии идет речь?

70. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. причиной конфликтов между людьми нередко выступает отсутствие умения слушать другого человека

Б. Разрешить межличностный конфликт можно только при участии третьей стороны

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

71. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. В процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и себя самого.

Б. Деятельность человека имеет по преимуществу инстинктивный характер.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

72. К какой сфере жизни общества относится деятельность предприятий по производству товаров и оказанию услуг?

1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной

73. Какое из приведённых суждений характеризует человека как личность?

1) У Лены светлые волосы и голубые глаза. 2) Сергей быстро устаёт во время утренней пробежки.

3) Володя стремится быть первым во всех делах. 4) Валя обладает красивым голосом.

74. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Современное общество способно полностью контролировать природные процессы и регулировать силу стихийных бедствий.

Б. Дефицит природных благ побуждает общество развивать обмен между разными регионами планеты.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

75. Понятие «личность» используется прежде всего для характеристики

1) деятельности человека 2) неповторимого своеобразия человека

3) совокупности социально значимых качеств человека 4) человека как отдельно взятого представителя

человеческого рода

76. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) социальная стратификация, мобильность 2) республика, федерация

3) наука, образование 4) издержки, прибыль

77.

(А)Природа выступает для человека источником средств для жизни. (Б)Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению природы, исчезновению многих видов животных и растений. (В)Человеку следует бережнее относиться к природе, чтобы обеспечить выживание следующих поколений

78. В центре детского творчества была организована акция «Учимся демократии». Участники провели «выборы» в муниципальные органы власти, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту. Данный пример иллюстрирует деятельность

1) игровую 2) трудовую 3) производственную 4) изобретательскую

79. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на общество?

1) принятие новой конституции страны 2) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

3) составление свода законов государства 4) предоставление привилегий отдельным сословиям

80. Володя хорошо учится, помогает родителям по дому, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Обогащая свой социальный опыт, Володя становится

1) индивидом 2) личностью 3) учеником 4) сыном

81. Школьники провели день самоуправления в школе. Один из старшеклассников был «директором», другие – «завучами, педагогами». Какую деятельность иллюстрирует этот пример?

1) игровую 2) художественную 3) производственную 4) научную

82. Что из перечисленного иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты глобальных экологических проблем?

1) закрытие убыточных предприятий 2) введение пропорциональной шкалы налогообложения

3) установка нового поколения очистных сооружений на электростанциях

4) развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной телефонии

83. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природа воздействует на общество, создавая ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Б. Хозяйственная деятельность общества привела к изменениям природной среды.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

84. Учёные используют понятие «общество» для характеристики

1) природной среды обитания 2) всего окружающего мира

3) результатов деятельности человечества 4) всего человечества

85. Человек, в отличие от животного, может

1) действовать сообща с себе подобными 2) осознавать цель своих действий

3) обучать потомство 4) поддерживать нормальный теплообмен

86. Что является главной целью познавательной деятельности?

1) общение с другими людьми 2) предоставление услуги

3) создание качественно нового продукта 4) получение новой информации об окружающем мире

87. Анатолий работает на заводе. Он хороший отец и друг. Его хобби – футбол: он регулярно посещает футбольные матчи. Всё это характеризует Анатолия, прежде всего, как

1) индивида 2) личность 3) спортсмена 4) семьянина

88. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природные условия определяют хозяйство и быт людей.

Б. Воздействие общества на природную среду противоречиво.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

89. Марина и Андрей узнали, что Галя пригласила на пикник всех одноклассников, кроме них. Андрей не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Галей. Марина же попросила ещё одну девочку из класса узнать у Гали, почему она так поступила. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует поведение Андрея?

1) уход от конфликтной ситуации 2) уступка 3) посредничество 4) противоборство

90. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А.Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение интересов личностей в процессе их взаимоотношений.

Б. Межличностные конфликты могут возникнуть как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

91. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Человек, который постоянно ссорится с окружающими, наверняка обладает неустойчивыми взглядами. (Б)Опыт показывает, что межличностные и социальные конфликты способны разрушить коллектив, причинить вред обществу и государству. (В)Думается, что людям надо быть внимательнее к интересам и достоинству других людей, сдерживать свои эгоизм.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

92. Что из перечисленного иллюстрирует глобальные социально-экономические проблемы современного мира?

1) гуманизация и гуманитаризация системы образования

2) рост продолжительности жизни населения

3) угроза применения оружия массового поражения

4) голод и нищета большинства населения развивающихся стран

93. Процесс передачи и обмена информацией, мыслями, чувствами называют

1) познанием 2) общением 3) творчеством 4) трудом

94. Анна узнала, что Ирина пригласила на пикник всех одноклассников, кроме неё. Она не стала выяснять причины этого поступка, просто перестала разговаривать с Ириной. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) посредничество 2) сотрудничество 3) уход от конфликтной ситуации 4) уступку

95. Р. преподаёт в университете. Он общительный человек, любящий путешествия. Все это характеризует Р. в первую очередь как

1) личность 2) индивида 3) мужчину 4) преподавателя

96. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)На наш взгляд, вполне очевидно: чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. (Б)Исследования показывают, что некоторые подростки расценивают самостоятельность как непослушание, стремление делать всё по-своему. (В) Скорее всего, это неверно, поскольку самостоятельность предполагает ответственность человека за свои поступки.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

97. В. – высокая стройная девушка с каштановыми волосами. Эти качества характеризуют её, прежде всего, как

1) индивида 2) члена семьи 3) личность 4) гражданина

98. Совокупность социально значимых свойств, черт человека, которые он реализует в общественной жизни, обозначают понятием

1) личность 2) талант 3) индивид 4) творец

99. Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Отсутствие природных ресурсов оказывает влияние на характер развития общества.

Б. Развитие общества во многом определяется творческим потенциалом людей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

100. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1) образование, демократия 2) монархия, республика

3) класс, страта 4) капитал, производство


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

А. Инстинктивная деятельность осмыслена.

Б. Инстинктивная деятельность сознательна.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны

21.С научной точки зрения личностью считается:

1. Любой человек с момента рождения;

2.Индивид, обладающий выдающимися способностями;

3.Человек, вызывающий уважение у окружающих;

4.Человек со сформировавшимися социально значимыми качествами.

Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение личности - это совокупность ее взглядов на мир.

Б. Мировоззрение исторически изменчиво.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны.

23.Научное познание отличается от обыденного:

1.Сочетанием чувственного и рационального мышления;

2.Опорой на практику;

3.Экспериментальной проверкой полученных результатов;

4.Использованием обобщенных понятий.

Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Моральная личность неизбежно формируется в результате образования.

Б. Моральная личность неизбежно формируется в результате внутреннего духовного развития.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны

25 .Особенностью социального познания является:

1.Использование научных понятий;

2.Преимущественно индивидуальный характер познавательной деятельности;

3.Совпадение объекта и субъекта познания;

4.Преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями

26. Люди в отличие от животных:

1.Заботятся о потомстве;

2.Живут группами;

3.Сооружают укрытия;

4.Имеют предварительный план действий.

Задание 2.

Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

1.Антропогенез - 1.это существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое является продуктом биологической эволюции.

2.Экзогамия - 2. становление человека.

3.Язык - 3. становление общества.

4. Социогенез - 4. брачные связи внутри группы особей.

5.Эндогамия - 5. брачные связи вне данного человеческого стада.

6.Неолитическая революция - 6.представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев от жи­вотного.

7.Тотемизм - 7.это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.

8.Человек - 8. это переход от собирательства и охоты к земледе­лию и скотоводству.

9.Социологическая концепция – 9. теория, утверждающая первичность биологических начал в человеке.

10.Биологическая концепция – 10. теория, абсолютизирующая социальное начало в человеке.

11.Коммуникация – 11. воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков.

12.Этикет - 12. это взаимодействие между людьми.

13.Ритуальное общение -13. это общение, которое связано со спо­собностью человека улавливать психическое состояние собесед­ника, чувствовать его.

14.Перцептивное общение - 14. это общение с помощью слов, т.е. речевое общение.

15.Бытовое (повседневное) общение - 15. это общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной дея­тельности.

16.Вербальное общение - 16. это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) при решении возника­ющих каждый день бытовых вопросов.

17.Убеждающее общение - 17. это общение, которое осуществляется на работе, в процессе совершения трудовых обязанностей, оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет цель достижения положительных результатов трудовой деятельности.

18.Интерактивное общение - 18. это общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его убеж­дения и поведение.

19.Деловое (служебное) общение -19. это взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям.

20.Межкультурное общение - 20. это общение, которое сопровожда­ет исследовательскую деятельность.

21.Культурное общение - 21. это общение, которое происходит меж­ду людьми, разделяющими разные культурные ценности.

22.Общение -22. это выполнение заранее предписанного поведения.

23. Научное общение – 23. совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к окружающим.

24.Бессознательная информация - 24. это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

26. Идеальное бытие - 26. это бытие, которое имеет пространствен­но-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и оз­начает действительное существование вещи или человека.

27. Самосознание - 27. это бытие, которое представляет собой сущ­ность предмета, оно лишено временного, практического характе­ра, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, поня­тия.

28. Бытие - это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, кото­рые не были переработаны сознанием.

29. Бессознательное - это свойство человеческого мозга воспри­нимать, осмысливать и акшвно преобразовывать окружающую действительность.

30.Общественная психология - 30. это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.

31.Сознание - 31. это вид общественного сознания, характеризую­щий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыден­ном, бытовом уровне.

32. Общественная идеология - 32. это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.

33.Личность - 33. это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens.

34.Человек - 34. это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

35.Талант - 35. специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.

36.Индивид - 36. это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной дея­тельности и общения.

37.Индивидуальность - 37. это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

38.Воспитание - 38. человек, способный к активной социальной дея­тельности.

39. Социальный субъект - 39. это человек, разделяющий те же куль­турные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной терри­тории и в данный момент времени.

40.Нормативная (базисная) личность - 40. это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

41.Социальные отношения - 41. это индивидуально-психические ка­чества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.

42.Социализация -42. это ярко выраженная способность.

43. Самовоспитание - 43. это талантливый человек, постоянно раз­вивающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.

44.Способности - 44. это процесс освоения социальных ролей, при­обретения социальных статусов и накопления социального опыта.

45.Модальная личность – 45. принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.

46.Гений – 46. процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.

Задание 3.

Прочитайте текст. Охарактеризуйте правила поведе­ния на улице и в транспорте. Почему их необходимо соблюдать? Сталкивались ли вы с нарушениями этих правил? Стараетесь ли вы сами их соблюдать?

Н. М. Гончарова: «На улице правила хорошего тона предписы­вают не сорить, не плеваться, не показывать пальцем, не кричать на детей, не останавливаться внезапно посередине дороги, не пробивать себе дорогу к витрине, рас­талкивая всех локтями, не оборачиваться часто, идя по улице, а мужчинам - не оглядываться вслед проходящим женщинам, не делать громких замечаний по поводу одежды, роста и выраже­ния лица прохожих, не есть на ходу, не спрашивать у знакомо­го, встреченного на улице, куда он идет, и не останавливать приятеля, который идет не один. Нельзя ходить по улице вчетве­ром. Когда вы идете втроем, середина отводится лицу, более ува­жаемому, - женщине или пожилому человеку. Мужчина идет в центре, если он с двумя женщинами. Вдвоем с мужчиной жен­щина идет с правой стороны. Он может поддерживать идущую с ним женщину под руку. Мужчина всегда пропускает женщину вперед, но если он сам идет впереди, то предлагает женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами и вещами, но дамскую сумку, свой плащ, жакет или зонтик женщина несет сама.

Мужчина курит на улице, хотя по правилам хорошего тона этого делать не следует. Женщина на улице не курит. Если просят прикурить, вежливее протянуть спичку, а не сигарету.

Нетактично сказать незнакомому человеку, что у него пальто забрызгано грязью, но можно сообщить женщине, что у нее от­крылась сумка.

В дверях магазина или учреждения сначала надо пропустить выходящих, а уж затем входить.

В транспорте также необходимо помнить о соблюдении опре­деленных правил приличия. При посадке в автобус - придержи­ваться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины уступают женщинам. Если женщина находится в обще­стве мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очере­ди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или в автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, ю ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с ва­шей знакомой толпа разделит.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в том слу­чае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас же предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой.

Женщина, которой уступили место, должна тотчас же за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное мес­то сажать своего здорового ребенка, даже младшего школьного возраста».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объяс­ните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуника­ции с другими, что никогда не достигается только через посред­ство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой "другой", и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу "другой" <...> В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один кри­терий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина - то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует изме­рять истинностью той связи, которую она делает возможной <...>

Главное в человеческом бытии - чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладыва­ют авторы в понятие «человек»? Какие качества человека они счи­тают наиболее значимыми?

А.Н.Радищев! «Только тогда станешь человеком когда на­учишься видеть человека в другом».

М. Ю.Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь напол­нен сам собой».

И. Кант: «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей».

Э. Межелайтис: «Стать человеком - большая работа».

В. Г. Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, за­конодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте высказывания о воспитании. Какие ка­чества отличают воспитанного человека? Почему воспитание не­обходимо для социализации и для формирования личности?

Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».

Домострой: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и

Д. Карнеги: «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте со­бой».

А.П.Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не про­льешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

К. Маркс: «Воспитатель сам должен быть воспитан».

И.Шиллер: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

А) Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.

Б) Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.

В) Установите соответствие между конкретным фактом и типом социального статуса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.