Биографии Характеристики Анализ

Вечерняя свечка в лагере - душевное завершение дня. Как проходят вечерние мероприятия

Тематические дни в лагере дневного пребывания с описанием

Нугаева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов.
Место работы: Старомостякская СОШ - МОУ, с. Старый Мостяк, Старокулаткинский район, Ульяновская обл.
Описание работы: Предлагаю проведение тематического летнего оздоровительного сезона в лагере дневного пребывания. Материал может быть полезен педагогам ДОУ, вожатым, классным руководителям.
Цель: Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период.
Задачи: - подбор актуальных тем и эффективных форм для проведения летнего отдыха детей;
- создание условий для организованного отдыха и раскрытия творческого потенциала детей;
- формирование интереса к различным видам деятельности;
Подготовительная работа:
1.Проведение анкетирования среди детей.
2. Подбор актуальных тем.
3.Составление плана работы.
Ожидаемые результаты: раскрытие природного творческого потенциала каждого ребенка; формирование у детей навыков самостоятельности, самооценки, самоуправления; формирование новых знаний, культурно-нравственных ценностей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
Формы и методы: викторины, соревнования, конкурсы, эстафеты, театрализации, праздники, посиделки, игры, смотры, турниры, встречи и т.д.
Описание: Каникулы - это мечта каждого ребенка. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, интересных встречах, новых друзьях, впечатлениях, о поиске «нового себя», раскрытии себя, да и просто игры, чтение, прогулки и т.д.Организовать свободное время ребенка, провести занимательные, оригинальные, нетрадиционные, запоминающиеся, разнообразные дела - задача педагогов, сопровождающих летнее оздоровление ребенка. И ежегодно летом, когда в школе ведется подготовка к началу работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием, встает вопрос: чем же удивить, заинтересовать детей на этот раз? Проанализировав работу лагеря прошлого года, исходя из интересов детей, было принято решение составить план работы на основе тематических дней. Ведь каждый новый день в лагере по нашему мнению должен нести свой интерес, свой смысл, свою идею и свое содержание для ребенка.С чего же начать? Безусловно, с планирования. А т.к. нам нужно, чтобы план работы был интересен, мы должны узнать интересы и потребности детей. Сначала предлагаем провести анкетирование. (Дети учатся в нашей школе, и мы уже знаем, кто будет посещать лагерь и проводим анкетирование в мае месяце). Конечно же, вначале детям нужно напомнить, что такое «Тематический день». Тематический день – форма общелагерного или отрядного мероприятия, посвященная какому-либо событию, дате. Предполагает глубокое содержание, серьезную организационную подготовку, участие детей и педагогов, использование визуальных и музыкальных приемов оформления.
1.Анкетирование.
а) Тебе понравится, если в лагере каждый день будет тематическим?
б) Какие тематические дни ты бы хотел, чтобы прошли в лагере? Отметь.
День рекордов.
День здоровья и спорта.
День мультипликации.
День шоколада.
День цветов.
День проказов и приколов.
День олимпиады.
День дружбы.
День мороженого.
День хороших манер.
День России.
День памяти и скорби.
День родного края.
Пушкинский день.
День вежливости.
в) Предложи свой вариант названия тематического дня.
До встречи на Открытие лагерной смены. Не забудь с собой взять хорошее настроение, новые идеи. Мы будем ждать тебя.

Итак, после анкетирования проводим анализ, подбираем актуальные темы и составляем план.
2.Анализ анкет.
3.Составление плана работы.
Предлагаем план работы летнего лагеря «Дружба», с дневным пребыванием детей, который у нас получился.
1день. Открытие лагерной смены
- Деловая игра «Давайте познакомимся, и дружно будем жить!»
-Конкурс на лучшее название отряда, девиза, песни.
- Концертно-игровая программа «Здравствуй, лето!»
2день. День веселых игр
- Старые добрые игры «Классики», «Прыгалки».
- Час игр: на внимание, на логическое мышление, шахматный и шашечный турнир и т.д.
- Веселые старты.
3день. День ЭКОЛОГА
- Экологический десант.
- Мастер-класс по изготовлению поделок из бросового материала «Ложка = матрешка».
-Конкурс Экологического костюма.
4день. Пушкинский день
- Игра «Цепочка» - чтение стихотворений А.С.Пушкина.
- Путешествие на остров Буян
- Конкурс рисунков.
5день. День талантов
- конкурс «Песенная перестрелка»
- Минута славы
6день. День дружбы
- Творческая игра «Поделись улыбкою своей».
- Изготовление сюрпризов - пожеланий «Всего тебе хорошего мой верный, милый друг».
7день. День здоровья и спорта
- Веселая зарядка «Визгкультура».
- Подвижные игры «Чемпионат веселого мяча»
- Конкурс листовок «Мы выбираем ЗОЖ»
8день. Танцевальная планета
- Мастер-класс по обучению танцевальных движений.
- Оранжевая дискотека.
9день. День России
- Акция «Знай символы своего государства»
- Познавательно-развлекательная программа «Я люблю тебя, Россия!».
-Конкурс стихов о России.
10день. День Вежливости
- Конкурс вежливых слов «Мы – ребята вежливые».
-Конкурсная программа «Знатоки этикета»
11день. День мастеров
- Игра - путешествие «В мире прекрасного»
- Мастерская «Очень умелые ручки».
12день. День смеха
- Комический футбол
- Конкурс анекдотов и смешных историй «Смех сквозь слезы».
- «Ералаш–карнавал»
13день. День рыцарей
- Викторина «А рыцарь кто? Вот в чем вопрос?»
- Конкурс удальцов – молодцов «Богатырские потехи».
14день. День родного края
- Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе
-Конкурс рисунков «Родная сторона-колыбель моя»
-Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
15день. День Сказки
-Викторина знатоков русской сказки «Лукоморье».
- Театр литературных импровизаций «Старая сказка на новый лад»
16день. День памяти скорби
- Акция «В память павших в великих сражениях».
- Конкурс стихотворений и песен на военную тематику.
«Памяти героев посвящается…»
18день. День прощания
- Трудовой десант «Нас тут не было».
- Творческий концерт «В память о лете!»
- Закрытие смены.
Опишу подробнее несколько тематических дней, которые мы провели.
День России
Этот день с утра начался с акции «Знай символы своего государства». Дети рисовали на лицах и руках символ нашего государства – флаг.



Затем на утренней линейке был проведен аукцион пословиц о Родине.
А после завтрака все дети и взрослые пошли на главную улицу села, где прошла познавательно-развлекательная программа «Я люблю тебя, Россия!», которая началась с исполнения Гимна РФ хором. Затем в рамках познавательно-развлекательной программы прошли: конкурс стихов о России, флешмоб «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».

Тематический день — программа содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.

Тематические дни, как правило, имеют название, например: День именинника, День мам, «Помнит мир спасенный...», «Его величество театр» и т. д.

Программа дня может включать различные направления деятельности:

Интеллектуальное (викторины, игры);

Трудовое (труддесанты, работа в творческих мастерских);

Творческое (конкурсы, концерты);

Спортивное (соревнования, эстафеты);

Организаторское (советы дел, ведущие, оргкомитет, члены жюри).

Тематические дни для всего лагеря . В содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

Разработку планирования и организацию такого тематического дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня.

Тематический день на каждый день . Планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа (оргкомитет) из числа ребят, интересующихся определенной темой. Такие дни могут быть как в общелагерных, так и в отрядных планах. Например: «День спорта» (соревнования, трибуна наград). «День туриста» (поход, туристическая эстафета, конкурс «Лесная фантазия»), «День дозорных» (отряд дежурит по лагерю), «День памяти» (возложение венков к памятнику 22 июня, линейка), «День веселых мастеров» (работа в мастерских, конкурс-выставка «Своими руками», награждения, концерт-экспромт), «День барона Мюнхгаузена» (конкурс на лучший рассказ-небылицу, задание отыскать ошибки в рассказе барона и др.), «День Шерлока Холмса» (конкурсы, игры на внимание, наблюдательность), «Речной день» (соревнования по плаванью, игры на воде), «День военного положения» (военная игра), «День смеха» (смехопанорама), «День фантазеров» (конкурс фантпроектов), «День музыки» (концерт «Мелодия»), «День села» (встреча с сельскими ребятами, трудовые дела).

Тематические дни, включенные в циклограмму работы лагеря . Ответственность за организацию таких дней могут нести:

Дежурный отряд;

Совет дела (представители разных отрядов);

Оргкомитет.

Ниже мы предлагаем вам несколько примерных программ проведения тематических дней в лагере:

Мой Новосибирск родной

Театрализованное начало: «Говорит Новосибирск».

Конкурс ораторов «Приезжайте в город к нам», певцов — «Мелодии Сибири», народных умельцев — «Сибирский сувенир», реклам — «Сделано в Новосибирске», рисунков -— «Уголки родного города». Конкурсы проводятся на разных площадках.

Демонстрация лучших работ, награждение выступлений, представление лауреатов.

День мира

Шествие и торжественный митинг у памятника «Помнит мир спасенный».

Конкурс рисунков на асфальте, плакатов «Мы мечтою о мире живем» (участвуют младшие отряды).

Военно-спортивная эстафета «Смелые. Сильные. Ловкие.» Участвуют разновозрастные команды отрядов.

Час встреч «У нас в гостях участники войны, труженики тыла». Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.

Программа «А песня ходит на войну...»: театр военной песни, солист с гитарой, музыкальная викторина, гости программы.

Его величество театр!

Просмотр спектакля.

Конкурс художников «Афиша» — нарисовать афишу к просмотренному спектаклю.

Конкурс выразительного чтения и сценического движения «Моя роль...» (в костюме).

Конкурс театрального костюма.

Гала-концерт. Награждение.

ДЕНЬ ЛЕСА

Игра-путешествие «Тайны зеленого бора»

(старшие отряды проводят для младших)

Лесная эстафета:

игровые задания,

викторины (старшие проводят для средних)

Выставка «Лесная фантазия»:

Сбор материалов и оформление

Работа жюри

«Лесоконцертный зал приглашает...»:

музыкальные клипы

Аукцион лесных даров

ДЕНЬ ЦВЕТОВ

Прогулка в лес:

Подготовка к выставке цветочных композиций

Конкурсы на выставке:

- «Придумай название»

- «Самый внимательный посетитель»

- «Знатоки цветов»

«Цветик-семицветик»: Игры, эстафета для всех

Концерт-ромашка (выступление младших отрядов)

Карнавал цветов: костюмированное представление старших отрядов

Цветодискотека.

ДЕНЬ СКАЗКИ

Сказочная зарядка (проводят герои сказок)

Путешествие в Сказочный лес

Программа конкурсов «В гостях у царевны Несмеяны»

Богатырские потешки

(спортивные соревнования для мальчиков)

Брейн-ринг «В некотором царстве»

Вечерняя программа «Дом сказок»

(театрализованное действо с играми, затеями, потехами)

ДЕНЬ ДЕВОЧЕК

«Сюрприз с утра»:

песня у окна

Джентльменская линейка:

Творческие поздравления

Сувениры (сердечки, солнышки) в подарок девочкам

Эстафета конкурсов:

«А ну-ка, девочки!», конкурс модельеров, хозяюшек, танцевальный конкурс, литературный турнир (жюри - только мальчики)

Шоу-программа «В кафе "Людмила"»:

Награждения по номинациям

Угощения

Танцевально - развлекательные паузы

ДЕНЬ МАЛЬЧИКОВ

Утренний сюрприз:

Песни о мальчиках

Красочные газеты

Плакаты, фотоколлажи

Праздничный приказ «Мы вам точно сказать хотим...»

Конкурсы:

«Хозяин», «Эрудит» (жюри — только девочки)

Шоу-программа «В кафе "Руслан"»:

Показательные выступления (на сцене только девочки)

Награждения по номинациям

Парад мальчишек

Дискотека

ДЕНЬ ИМЕНИННИКОВ

Пресс-стена «Поздравляем...»:

Поздравительные телеграммы

Открытки от ребят, сказочных героев, эстрадных звезд и др.

Стол подарков:

Праздничный обед (специальный стол для именинников)

Поздравительные тосты друзей

Шоу-программа «Под знаком именинника»

Концерт-капустник «Мы посвящаем Вам...»

(музыкальная программа по заявкам)

Лотерея имен

Ответное слово именинников «Благодарим...»

Танцы, игры, затеи

Спортивный стенд в летнем лагере

Не секрет, что качество проведения любого дела далеко не в последнюю очередь зависит от того, как оно оформлено, т. е. речь идет о таких средствах наглядности, как афиши, вывески, стенды и проч. Мы предлагаем вам свой вариант оформления спортивного стенда на всю смену лагеря (см. рис.).

На стенде могут быть представлены следующие рубрики:

Спортинформбюро представляет . Это спортивный календарь смены — информация о спортивных делах отрядов, например: «День бегуна», «Веселые старты», «Спортивная кругосветка», «Встреча по пионерболу», «Розыгрыш кубка по футболу» и т. п.

Спортивные звезды сезона. Размещаются фотографии (или таблички с именами и фамилиями) ребят, ставших призерами спортивных состязаний (с указанием отряда и вида спорта). Это может быть:

Пьедестал почета: сменная информация по итогам прошедших в лагере соревнований по различным видам спорта (индивидуальные, командные первенства).

Флаг поднят в честь: стойка с флагами разных цветов; с эмблемами тех или иных соревнований; табличка с фамилиями указывает, в честь кого поднят флаг.

Герои «Дня Нептуна»: имена и фамилии ребят-победителей конкурсов или соревнований на воде.

Шахматный трон: почетное место для информации о победителях шахматного турнира.

Летние игры . Смена может включать в себя следующие четыре тура:

. «Лесной стадион»;

. «На солнечной полянке»;

. «Школа мячиков»;

. «Голубая волна».

Имена победителей каждого тура размещают на свободном лепестке цветка (см. рис.). В середине цветка можно отметить имена тех, кто стал призером по общим итогам прошедших игр.

От старта к финишу. Это своеобразный экран соревнований, изготовленный в виде плаката. Соревнования могут проходить по различным игровым направлениям. Например.

Тема дня или смены

  • Позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
  • Требует так или иначе привязывать всё происходящее к теме.

Тематические дни

Тематическим ("Темовым") днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?

Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.

Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.

Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.

Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.

При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.

Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.

Как создать тематический день

  • Выбрать тему
  • Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)
  • Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку... увязать в тематику.
  • Продумать их логическую связь между мероприятиями
  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать

Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.

Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.

Тема дня - всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

  • Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
  • Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
  • Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска, …)
  • “Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
  • На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
  • И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.

Вот такой план - где-то примерный, где-то избыточный - додумывайте на свой вкус.

Ещё пара примеров специальных тематических дней:

  • День наоборот
    • В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
    • Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться - будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
  • День дублёра
    • В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
    • Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
    • День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…

Разработка тематического дня

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения – дружинные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
  2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона
  3. В простом тематическом дне не менее 2х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6ти.
  4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  5. Важно предвидеть результаты тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Логика тематического дня

Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:

  • Зоологические забеги (спортивное);
  • Викторина «Загадки леса» (познавательное);
  • Конкурс поделок из природного материала («природа и фантазия») (творческое);
  • Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:

  • День цветов, День здоровья, День рекордов Гиннеса,
  • День смеха, День индейца, День проказ и приколов,
  • День спорта, День девочек, День мальчиков, День дождя.

Виды мероприятий:

  • Тематические линейки . Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.
  • Концерты . Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)
  • Конкурсы . Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, продуШггТГ-систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)
  • Станции . Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)
  • Выставки, музеи . Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)
  • Игры . Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели ти задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)

Планирование тематического дня:

  • Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.
  • Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.
  • В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.
  • Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя.
  • Поэтому лучшим вариантом будет составление двойного плана - мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.
  • Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!
  • Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.
  • Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!

Оформление:

  • Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план - сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.
  • Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».
  • Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.

Что и как оформлять:

  1. Концерты . Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест.

Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация»,«Золотая шишка» и др.).Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.

  1. Конкурсы . Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.
  2. Игры . Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.
  3. Станции . В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)
  4. Выставки, музеи . Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.

Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.

Примеры

1) Отрядные тематические дни

  • Праздник Солнца . В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -
  • День Туриста . В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.
  • День Природы . Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.

Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.

2) дружинные тематические дни

  • День Любви . Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание в детях основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.
  • День Ужасов . Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.
  • День Вожатых (Самоуправления) . Цель тематического дня:- знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.

Тематические смены

В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).

Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.

Короткие смены

На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.

В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.

Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.

Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы - экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.

Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.

В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. - словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!

Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).

После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:

  • День дружбы (игры на сплочение)
  • День правды (игра “детектив”, огонёк правдивых слов)
  • День фантазии чудес (Новый Год (смена-то была зимняя!))
  • День красоты (рисунки на снегу, конкурс костюмов)
  • День здоровья (Суперолимпиада, демонстрация “За здоровый образ жизни”)
  • День чистоты и белизны (скульптуры из снега, сюжетка “Тайд или кипячение”)
  • День семьи (конкурс семей)
  • День благосостояния (экономическая игра)
  • День государственности (политическая игра, выборы президента)
  • День любви (Любовь с 1-го взгляда, конкурс пар) И так далее…

Большие смены

Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.

На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия

Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.

Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.

В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.

Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…

Цикловая игра .

Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберите интересную Вам тему. Разбейте ее на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день). Объем проведения - 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня). Остальное время - подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании. На любую тему ложатся любые игры... здесь не нужно изобретать велосипед. Не нужно изобретать супер-пупер невиданную игру, которая невероятно увлечет детей. Это невозможно. Главное, проживите с ними бок о бок этот лагерь. Живите с ними этой игрой.

Принцип тематической смены

  • Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку (вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо). Команды каждый раз меняем.
  • Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и деля мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).
  • Создавался инструмент, с помощью которого любой (даже начинающий) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.

Идея построения тематического дня

Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в "уголке", поэтому к концу смены набирается полный "уголок" с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются). В другой день состав команд меняется.

Идеи тематических смен :

  • «Морское плавание» (корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь, рында и т.п.)
  • «Детский городок» (мэрия города, улицы, жители, редприятия, городская валюта...)
  • «Сказочное царство» (царь, царица, свита, сказочные герои...)
  • «Лесное государство» (берендей, лесные обитатели...)
  • «Акционерное общество» (АО, акционеры, акций, биржи, совет директоров...)
  • «Космический полет» (галактики, планеты, космические корабли, космонавты...)
  • «Индейское племя» (вождь, вигвам, талисман...)
  • «Экологический лагерь» (зеленый патруль, экологи...)
  • «Детское телевидение» (телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюсер...)
  • «Театральная смена» (театр, труппа, актеры, антракт...)
  • «Научная лаборатория» (НИИ, профессор, конструктор, инженер, изобретатель, модель, макет...)
  • «Город мастеров» (мастера, мастерские, приспособления, инструменты...)

Представляем Вашему вниманию расписание обычного дня в нашем спортивно-оздоровительном детском лагере. Разумеется, каждый день наполняет его увлекательными творческими делами, конкретным содержанием.

С ПРОГРАММАМИ ОТДЫХА (ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ) И ПРОФИЛИРУЮЩИМИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ВСЕГО ЛАГЕРЯ (ИЛИ ГРУПП, СТУДИЙ В КАЖДОМ ЛАГЕРЕ) можно ознакомиться на стр. нашего сайта:

Сюда входят спортивно - развлекательные и анимационные мероприятия (конкурсы, игры, квесты, дискотеки и творческие вечера, работа секций, кружков, тренинги, мастер-классы, факультативные занятия иностранным языком, плавание, катание на лошадях, общеотрядные и лагерные мероприятия)!

Эти программы дополняется разными, так наз. ТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОГРАММАМИ , которые в значительной степени являются результатом коллективного творчества и неудержимой фантазии преподавателей и... самих ребят: например, "Фестиваль искусств", "Битва престолов" и др.

Время проведения занятий в кружках и секциях может меняться - это зависит от профиля лагеря и тематики смены, а также от решения Детского Совета лагеря (ведь у нас - самоуправление !) и педагогического коллектива. Учитывается и... погода. Критерий один - чтобы выполнялись намеченные цели каждой смены, всем было интересно и здорово!

8:30 Подъем
8:40 Веселая зарядка, процедуры
9:30 Завтрак
9:45 Уборка постелей, вещей в палатах, осмотр врача
10:00 Кружки, занятия, мастерские, мероприятия на улице. бассейн, лошади
13:30 Обед
14:00 Тихий час (Отдых, спокойные игры, чтение)
16:00 Полдник
16:15 Web-трансляции из лагеря на наши сайты для родителей
16:30 Отрядное время, занятия, бассейн, лошади, спорт, подготовка к конкурсам
19:00 Ужин
19:30 Лагерные мероприятия в клубе: концерты, дискотека, просмотр фильмов и т.п.
21:15 5-ое питание, чайный клуб
21:40 Отрядные уголки (итоги дня для каждого и для всех)
22:00 Отбой для младших
22:45 Отбой для старших

Распорядок дня для младших групп немного отличается. Им дается больше времени на утренние и вечерние процедуры, отбой - в 22 часа.

Как организуется работа в лагере "Планета Будущего" в период каникул:

  • Отличительной особенностью организации отдыха в нашем лагере является возможность самому ребенку стать активным участником всех событий, выбирать свои любимые секции, посещать интересующие его занятия, кружки и тренинги, участвовать в лагерном самоуправлении, обсуждая на равных с педагогами и вожатыми планы и распорядок дня.

  • Попробовав себя в разных делах, познакомившись с работой секций и кружков в первые несколько дней своего пребывания в лагере (в так называемый - "организационный период"), ребенок в дальнейшем отдает предпочтение тем, которые ему пришлись по душе.

  • Выбор - это всегда "глоток свободы", это отсутствие авторитарности, психологического давления, прессинга со стороны взрослых - всего того, что дети испытывают все в большей степени в современном мире.

    Педагогическая концепция лагерной смены должна исключать ненужные запреты и диктат , строиться на доверии и и подчеркнуто уважительном отношении к личности ребенка, на развитии партнерских отношений между всеми членами временного лагерного коллектива. В полной мере реализовать на практике подобную программу непросто. Постоянная апелляция к осознанному выбору, возможность для ребенка свободного волеизъявления положительно влияет на рост его самосознания, формирует у него, как у юного гражданина, активную жизненную позицию, а в отрядной жизни - повышает самодисциплину и чувство ответственности.


  • Помимо продуманного плана мероприятий и схемы внутрилагерных взаимоотношений нужна подготовленная команда профессионалов, энтузиастов и единомышленников. В процессе обучения в нашей Школе вожатых все канидаты на высокую должность Вожатого проходят серьезную теоретическую и практическую подготовку, стажировку и аттестацию по итогам работы.

  • Демократия в детском лагере (впрочем, как любая демократия) только тогда чего-то стоит и может существовать и развиваться, когда она опирается на строжайшую дисциплину, отточенный механизм взаимодействия всех звеньев управления, контроль и самоорганизацию.

  • В лагере за одним воспитателем закреплено не более 5-7 детей, что обеспечивает практически индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяет ни на минуту не оставлять детей без внимания. На территории поддерживается постоянная оперативная связь по рации директора с дежурным по лагерю, врачом, другими вожатыми и педагогами, охраной.

  • Главное задача: занять и увлечь ребят в течение всего дня: "От рассвета и... до отбоя" - творческими, интересными и полезными делами. Программа лагеря не ограничивается только большим количеством массовых мероприятий, а нацелена на личностную работу, на постижение творческого начала в в процессе самой деятельности. Тогда конкретный, пусть и небольшой результат для каждого "пионера - первооткрывателя" становится его собственным великим достижением!
    У нас проводятся отрядные и общелагерные чемпионаты, турниры, личные соревнования, конкурсы, игры, эстафеты. Определяются победители, но побежденных здесь - не бывает! Каждый получает свою долю заслуженных аплодисментов и свой приз!

  • У нас работают педагоги, кружководы и вожатые с большим опытом работы и высшим образованием. Им помогают стажеры, студенты и выпускники в основном педагогических ВУЗов, многие из которых сами "выросли" в наших лагерях. Они обеспечивают весь учебный процесс, проведение спортивных, зрелищных, культурно-массовых мероприятий, проводят тренинги и беседы, отвечают за жизнь и безопасность детей, всегда готовы прийти на помощь, поддержать своего младшего друга в трудную минуту словом и помочь делом. По некоторым дисциплинам преподаватели и тренеры регулярно приезжают в лагерь для проведения занятий согласно расписанию.

  • Мы сердечно благодарим волонтеров из разных стран за их подвижническую повседневную работу с детьми в наших лагерях (в рамках сотрудничества с международной организацией AIESEC ). И снова приглашаем их летом! Приезжая по зову сердца к нашим детям, волонтеры (это - студенты и начинающие преподаватели ведущих университетов Англии, Канады, КНР, Болгарии и др. стран) знакомят детей со своей культурой, языком и традициями, проводят спортивные и культурные мероприятия, конкурсы, викторины, участвуют в работе Международного клуба .

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


    Сегодня 19.02.2019 действуют СКИДКИ на путевки!


    Бронируйте путевки сейчас - скидки для вас сохраняются!

    Наши официальные сайты:

    www.wushu.org - cайт головной некоммерческой общественной организации, курирующей направление спорта и образования, проведение лагерей и выездных сборов (МОО "Федерация ТиСУ").

    www.planeta-bu.ru - О проекте "Планета Будущего". Детский отдых. Занятия для детей и родителей в наших Центрах и Клубах.

    Детские лагеря нашего Центра. Отдых детей.

    www.superrest.ru - Туристический портал (туры по всему миру, детский отдых).

    www.pedagogic-center.ru - Педагогический Центр им. В.А. Сухомлинского. Инновационный образовательный проект "Планета Будущего". Всероссийский Портал дополнительного образования. Курсы повышения квалификации, переподготовки, дистанционного обучения. Школа вожатых, старших вожатых, аниматоров, волонтеров. Работа. Трудоустройство.

    http://edustudents.ru - Официальный Портал дополнительного образования. Профессиональная подготовка. Курсы повышения квалификации, переподготовки. Заочное обучение. Дистанционное обучение.

    http://school.pedagogic-center.ru - Всероссийский Портал дистанционного обучения вожатых, старших вожатых, аниматоров, волонтеров (основной сайт).

    www.sportfinder.ru - Спортивно-информационный портал Федерации.

  • В этом издании автор – педагог, имеющий большой опыт работы в летних оздоровительных лагерях, – раскрывает специфику занятий с детьми на загородном отдыхе. Как сделать досуг ребят разнообразным, а отдых – полноценным? Как можно плодотворнее взаимодействовать с детьми, их родителями, а также персоналом оздоровительного лагеря? Как научиться быстро принимать верные решения? Это вы сможете узнать, открыв нашу книгу. Она интересна не только вожатым, но и всем педагогам, работающим с детьми, а также родителям, поскольку содержит большое количество различных игр, конкурсов и розыгрышей, которые помогут сделать досуг детей интересным и увлекательным.

    Глава 3. Первый день в лагере

    Знаем мы ваших ягнят – пусти втроем, и волка съедят.

    Р. Роллан. «Кола Брюньон»

    Как правило, первый день в лагере задает тон всей дальнейшей смене. Так происходит не только из-за того, что вам представляется возможность поближе познакомиться со своими подопечными, но и потому, что подопечные, в свою очередь, составляют определенное мнение о вас и начинают примерно представлять, какой стиль поведения им выбрать.

    Какой стиль поведения выбрать вожатым

    Прежде чем говорить о стилях поведения вожатого, наверное, следует обсудить еще очень важный момент. А именно – то, что вожатый не должен действовать в одиночку. В различных лагерях существуют свои правила, касающиеся числа вожатых на один отряд. Однако в любом случае на отряде вас будет не менее двух и не более пяти человек. Словом, вам придется так или иначе делить свои полномочия еще с кем-нибудь. И чтобы создать в отряде вполне сносную атмосферу, вожатые должны чувствовать себя и, соответственно, поступать как одна команда, усилия которой направлены на достижение вполне определенной цели.

    Верность этого наблюдения не раз подтверждалась мною на практике. Нередко я сталкивалась с тем, что вожатые одного отряда не могли наладить взаимоотношения друг с другом. В результате масса времени у них уходила на выяснение отношений и перечисление взаимных обид. Отряд в это время оставался практически бесхозным. Он либо просто существовал сам по себе, либо делился на два лагеря и с упоением участвовал в вожатских распрях. Конечно же, подобного лучше не допускать.

    К сожалению, меня тоже не минула сия чаша, правда, мы с вожатыми постарались обойтись без громких разборок. В одну из смен в нашем отряде сменилась вожатая. Все было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство – она выделила в отряде несколько человек и уделяла им все свое время и внимание, других же детей в лучшем случае игнорировала. Словом, как вы уже, наверное, догадались, у нас в отряде встала проблема любимчиков. Меня очень сильно задевала подобная несправедливость, поскольку я придерживаюсь мнения, что дети с самого начала должны находиться в равном положении. Только так можно создать нормальный коллектив, где уважение сверстников и взрослых зарабатывается вполне реальными поступками.

    С новенькой пытались спокойно поговорить и другие вожатые, и я. Однако ничего не менялось. Поэтому мы оставили ее в покое и удвоили внимание к обойденным заботой детям. В результате она сама себя наказала. Мы вдруг стали замечать, что любимчики новенькой все чаще и чаще оставляют ее одну и присоединяются к остальному отряду. Впоследствии выяснилось, что детям просто надоели ее постоянные жалобы на других вожатых, т. е. на нас. Кроме того, игры и развлечения в большой компании намного интереснее перемывания косточек всем подряд.

    Другими словами, даже если в отряде и существуют какие-либо разногласия между вожатыми, я советую поднапрячься и общие интересы все же поставить немного выше личных, и хотя бы на время смены отложить свои претензии друг к другу. Только взаимоподдержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных сложных ситуаций, которые так нередки в оздоровительном лагере.

    Еще перед приездом детей вам с напарниками следует договориться о трех вещах:

    – во-первых, все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из вожатых что-то не разрешает делать, например выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых, то и другие его наверняка поддержат. Если один из вожатых будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в отряде не может идти и речи;

    – во-вторых, если один из вожатых наказывает кого-либо из подопечных, он же должен и снимать наказание. Проще говоря, вожатые также должны находиться в отряде на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления вожатых на «злых» и «добрых»;

    – в-третьих, вожатые никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться последним на других вожатых или руководство. В последнем случае дети просто сознательно втягиваются в вожатские распри. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в первую очередь самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь откладывать свои споры на время после отбоя или на пересменку.

    В процессе работы избегайте мыслей о том, что вы постоянно перетруждаетесь, а ваш напарник только отдыхает. Подобная обида не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересного вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день приносят цветы, если они, конечно, не с местной клумбы, дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.

    Иногда от того, какой стиль поведения выберет вожатый по отношению к своим детям, зависит и то, насколько весело и плодотворно будет протекать взаимодействие детей и взрослого. Многие вожатые в процессе работы со своими подопечными нередко путают два понятия: «строгость» и «тиранство». Конечно же, это характерно для приверженцев авторитарного стиля поведения. Иногда мы, взрослые, недооцениваем детей, считая их слабыми и глупыми. Ничего подобного, ребята являют собой точное отражение взрослых. Среди них есть умные и не очень, сильные и слабые, уверенные в себе и застенчивые.

    Если вы хотите найти с детьми общий язык, то в первую очередь постарайтесь избавиться от ощущения, что вы чем-то выше своих подопечных. В моей практике нередко случалось так, что при возникновении экстремальных ситуаций единственно верное решение подсказывали именно ребята. Здесь, конечно же, играет роль тот факт, что дети в большинстве случаев еще лишены всяческих установок и уроков, извлеченных из прошлого печального опыта, по сравнению со взрослыми. Поэтому им значительно проще посмотреть на ту или иную ситуацию, оценивая ее со своей стороны, и найти оригинальное и неожиданное разрешение всей проблемы. Так давайте предоставим им эту возможность. Тем более что вы и сами в этом случае не останетесь внакладе, ведь вы сможете в какой-то мере увидеть мир в другом свете, детскими глазами.

    Авторитарный стиль поведения, как и остальные, имеет свои плюсы и минусы. Так, у вожатых, которые привыкли отдавать приказы, проблем с дисциплиной будет значительно меньше, чем у других представителей этой же специальности. При четком распорядке и требованиях, не допускающих и минимальных возражений со стороны подопечных, к концу смены ребенок привыкает четко действовать по команде. Он не обсуждает приказов вожатых-начальников (именно начальников, а не друзей), страшась наказания. Как правило, те отряды, где используется подобный стиль общения вожатого с подопечными, всегда вовремя прибывают на различные лагерные мероприятия, активно участвуют во всевозможных конкурсах и лишены проблем, связанных с дисциплиной. Все вроде бы отлично, однако и здесь вожатых подстерегают свои трудности.

    В первую очередь вы можете столкнуться с упорным сопротивлением ребятишек, и особенно упорным оно будет, если это подростковый возраст. И это вполне оправданно. Мало кому понравится, в том числе и ребятам, исполнять лишь чужие приказы, которым нет должного обоснования, объяснения цели и задач того или иного требования. Ваше нежелание пойти навстречу подопечным может привести к настоящим военным действиям. Так, дети все будут делать вам наперекор, стараясь доказать свое личное право на принятие тех или иных решений.

    Если у вас вследствие накопленного опыта и личной энергетики все же хватит сил для подавления открытого очага возмущений и недовольств, все равно за своей спиной вы всю смену будете слышать угрожающий шепот. Конечно же, ни о каких неформальных отношениях с детьми в этом случае не может быть и речи. Все время вы будете вынуждены находиться на военном положении. Следует упомянуть и о том, что многие сегодняшние дети воспитаны в относительной свободе, поэтому бороться они с вами будут до последнего.

    Если вы сторонник авторитарного стиля поведения, то приготовьтесь к тому, что между вами и детьми всегда будет сохраняться определенная дистанция, вернее, стена некоего отчуждения. Другими словами, вы всю смену невольно будете находиться с детьми по разную сторону баррикад. Ребятишки едва ли в этом случае станут доверять вам и открывать свои души. Именно поэтому вполне возможно, что о всех внутренних процессах, происходящих в отряде, вы станете узнавать в последнюю очередь, если, конечно, у вас не будет своих соглядатаев. Однако о последних мы отдельно поговорим позднее.

    Поверьте, подобное положение дел только мешает работе вожатого. Оно лишает как взрослого, так и детей радостного и плодотворного общения, желания понимать и помогать друг другу. Кроме того, рождает замкнутость и недоверие, с одной стороны, и формальное отношение к делу, с другой.

    Выбирая авторитарный стиль общения с подопечными, не удивляйтесь тому, что всю смену у вас не будет ни сна, ни отдыха. Это связано прежде всего с тем, что все сценки, конкурсы и номера для участия в отрядных и общелагерных мероприятиях вам также придется придумывать самостоятельно. Ребята не станут вам что-либо предлагать своего, страшась не угодить и попасть в немилость. Кроме того, управление людьми, даже если это только дети, построенное на командно-приказном тоне, едва ли вызовет у них энтузиазм и желание делать свое дело качественно. Поэтому не ждите от своих подопечных альтруизма и максимальной собранности. Словом, как бы вы ни старались или ни наказывали детей, все они будут делать не так хорошо, как могли бы. Это коснется и уборки территории, и дежурств, и выступления на сцене.

    Следующее, о чем мы поговорим, – это либеральный стиль поведения вожатого при его взаимодействии с детьми. Среди достоинств данного стиля можно выделить то, что все усилия вожатых будут направлены прежде всего на обеспечение детям нормального отдыха в соответствии с желаниями последних. Другими словами, ориентироваться вы станете скорее не на какие-либо медико-педагогические рекомендации, а на мнение подопечных. Вы будете все делать для того, чтобы ребятишки остались довольны, даже если это идет вразрез с общелагерными требованиями. Безусловно, подобный подход к делу может дать определенные положительные результаты. Дети перестанут чувствовать себя под прессом всевозможных требований и давления со стороны взрослых. Хотя, наверное, следует вас и предостеречь, поскольку нередко неограниченная свобода может дать серьезный перекос в сторону анархистских настроений.

    Подобный стиль поведения по отношению к детям способна с достоинством выдержать только сильная, полностью уверенная в себе и творчески одаренная личность. Если вы на сто процентов доверяете себе и знаете, что сможете приобрести у своих подопечных незыблемый авторитет, а также у вас хватит выдержки, сил и терпения увлечь за собой ребят, то вам особо нечего беспокоиться. Вы всегда сможете незаметно, а иногда и неосознанно воздействовать на них где личным примером, а где и одним только взглядом.

    К сожалению, среди вожатского состава не так уж и часто встречаются люди, обладающие всеми качествами настоящего лидера. Как только дети почувствуют слабинку в вожатом да еще увидят возможность избежать выполнения какого-либо пусть и интересного, но сложного поручения, они непременно постараются ею воспользоваться. Причем это характерно не только для детей. Человек, как правило, устроен таким образом, что он всегда стремится жить с максимальной экономией своей жизненной энергии. Если же дети, ко всему прочему, не обременены развитым чувством ответственности и им не совестно за свои заведомо неправильные действия перед каким-либо авторитетным лицом, они наверняка скорее создадут в отряде партию анархистов, нежели станут исправлять свои ошибки.

    Совет вожатому

    Никогда не требуйте от ребят того, что сами сделать не можете или не хотите. В противном случае вас могут обвинить в лицемерии или превышении полномочий, что несомненно наложит неблагоприятный отпечаток не только на ваши взаимоотношения с детьми, но и с их родителями.

    При подобном стиле общения с детьми вы должны учитывать, что в большинстве случаев они все же нуждаются в определенном контроле со стороны взрослых. Отсутствие последнего сильно расслабляет ребят, а качественность выполнения заданий делает бессмысленной. Зачем стараться, ведь все равно никто не проверит. К сожалению, подобная черта характерна и для взрослых, и это только в очередной раз подтверждает факт, что ребята – полное наше отражение.

    Я на личном опыте убедилась, что объяснять, к примеру, десятилетнему мальчишке, что влажная уборка комнаты необходима прежде всего ему самому и его соседям, совершенно бессмысленно. В конце беседы он обязательно поинтересуется: «А вы проверите?» При утвердительном ответе можно не сомневаться, что он из сил выбьется – лишь бы все сверкало. Кроме того, показывая результаты своего труда, он будет заслуженно ожидать похвалы.

    Если же вы, полагаясь на его совесть, скажете, что не станете его проверять, однако через какое-то время зайдете посмотреть, как продвигается работа, то наверняка обнаружите, что последняя и не начиналась. На все ваши претензии подопечный сделает удивленные глаза и заявит: «Вы же сказали, что не станете проверять?» Конечно же, в отрядах постарше народ отличается и большей ответственностью.

    Нередко вожатые-либералы полностью перекладывают на детей подготовку к каким-либо отрядным или общелагерным мероприятиям. Очень часто все заканчивается тем, что такой отряд либо срывает тот или иной конкурс ввиду того, что не готов к нему, либо в большинстве случаев выступает в роли проигравшего. Все дело в том, что дети при подготовке к тому или иному мероприятию все же нуждаются в советах и подсказках взрослого. Нет, не в давлении и не в категоричном «Делайте именно так, как я сказала», а именно в рекомендациях.

    Демократический стиль управления детьми, наверное, наиболее приемлем для вожатого. В этом случае в отряде нередко выбирается актив, который помогает взрослым организовывать всех остальных. Любой ребенок может безбоязненно обратиться к вожатому за помощью, не страшась непонимания. В таких отрядах царит доброжелательная атмосфера сотрудничества. Вожатые не стесняются спрашивать совета у ребятишек и сами всегда готовы поддержать их.

    Из своей практики работы с детьми в оздоровительных лагерях я убедилась, что вожатый должен быть очень гибким человеком. Ему необходимо уметь быстро перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Он должен быть избавлен от различного рода клише и негативных установок. Именно это обстоятельство позволит ему в зависимости от ситуации принимать верные решения, используя элементы различных стилей общения с подопечными. Так, к примеру, за один день вы можете выступать в отряде в совершенно различных ролях: справедливого судьи, разбирая ссору кого-либо из с подопечных, отстраненного, когда дело не настолько сложно, чтобы требовалось ваше участие, тирана, когда речь идет о нырянии в запрещенном месте, и т. д. Правильное решение вам подскажут только доброе отношение к ребятишкам, интуиция и ваш личный педагогический опыт.


    Первое отрядное собрание

    Хорошим началом первого отрядного собрания может послужить экскурсия по территории оздоровительно лагеря. Особенно это необходимо, если бо́льшая часть вашего отряда находится здесь впервые. Обязательно покажите подопечным, где располагаются душевые, туалет, медпункт, столовая, т. е. то, что может им пригодиться непосредственно сразу же после прибытия. По пути загляните в библиотеку, игровую комнату и помещение, где располагаются различные кружки и секции.

    Постарайтесь, чтобы экскурсия была интересна ребятишкам. Поэтому вам не помешает вспомнить какие-нибудь забавные случаи из вашей практики работы вожатым. Кроме того, вы можете договориться с руководителями действующих в лагере кружков, чтобы они тоже немного рассказали о том, чему мальчишки и девчонки смогут научиться за смену. Обязательно покажите ребятам места проведения различных общелагерных мероприятий, например стадион, актовый зал, танцевальную площадку. Попутно непременно объясните им, почему нежелательно их присутствие за территорией лагеря.

    На общем собрании вы можете ознакомить ребят с распорядком дня, если, конечно же, еще не сделали этого ранее, рассказать о специфике и назначении проводимых в лагере обязательных мероприятий. Так, например, если ваш лагерь считается не просто оздоровительным, а лечебно-профилактическим, то наверняка в режиме дня отводится время на различные медицинские процедуры, которые, согласно назначениям, должны посещать все, кто отдыхает в лагере. Постарайтесь убедить подопечных в том, что определенный распорядок дня составлен для обеспечения максимально увлекательного и полезного отдыха именно им, что ранний подъем и отбой придуманы не для того, чтобы каким-либо образом ущемить их интересы, а для их же собственного здоровья и самочувствия.

    Первое отрядное собрание – это замечательная возможность познакомиться поближе со всеми подопечными. Расспросите их, в каких школах и классах они учатся, что им больше всего нравится, а что не нравится в школе. Поинтересуйтесь, как бы они хотели провести свои каникулы, чем бы хотели заняться в лагере, что их интересует, что нужно сделать для того, чтобы смена прошла интересно и увлекательно. Возможно, кто-то из подопечных сам предложит организовать какой-нибудь конкурс или развлечение, и вы их с успехом реализуете в отряде.

    Именно на первом отрядном собрании надо разработать график дежурств по комнате, ознакомить всех с основными правилами пребывания на территории оздоровительного лагеря, объяснить ребятам, почему нежелательно присутствие в их тумбочках различных скоропортящихся продуктов.

    После организационных вопросов вы можете провести ряд игр. Еще раз поиграйте в имена, что поможет и вам, и детям тверже усвоить, кого как зовут. Чтобы настроить детей на доброжелательный лад друг к другу, попробуйте поиграть еще в одну интересную игру – «Комплименты». Мы начинаем совершенно по-другому относиться друг к другу, когда видим в другом какие-нибудь привлекательные черточки. С первого дня начните учить своих подопечных замечать в окружающих только хорошее.

    Для проведения игры вам нужно рассадить ребят кругом. Дайте одному из участников мячик или какую-нибудь небольшую мягкую игрушку, которую не трудно бросить и легко поймать. Игрок бросает мячик одному из ребят и говорит ему какой-нибудь комплимент по поводу его внешности, интеллектуального или духовного развития, умения что-то делать.

    Предупредите ребят, что комплименты должны быть искренними. Участник, получивший мяч, в свою очередь бросает его кому-либо из игроков и делает ему комплимент. Следите, чтобы все игроки получили свои комплименты. Для этого вам необходимо самим принимать участие в игре и в случае, когда кого-то из игроков все обходят вниманием, сделать ему заслуженную похвалу. Я думаю, что эту игру следует повторять несколько раз в течение смены. Нередко она снимает напряжение в отряде, заставляет посмотреть на того или иного человека совершенно с другой стороны.

    Закончить отрядное собрание можно пожеланием детям увлекательнее и интереснее провести следующие 3–4 недели. Дайте им время на то, чтобы они разложили свои вещи, устроились в отрядах, немного поближе познакомились со своими соседями по комнате. Дальше действуйте в соответствии с режимом дня и составленным ранее расписанием.

    Вечер знакомств

    Это торжество относится к общелагерным мероприятиям, однако, я думаю, о нем следует поговорить особо, тем более что его нередко совмещают с открытием лагеря. Это первое торжественное мероприятие, если не считать заезда, на которое попадает ребенок в лагере. Поэтому именно оно дает подопечным весьма яркие воспоминания о пребывании в оздоровительном лагере. Вечер знакомств задает тон всей будущей смене. Если праздник протекает весело и задорно, то возникает большая вероятность, что и вся смена будет пронизана той же атмосферой. Кроме того, дети получают возможность продолжить свое знакомство с персоналом лагеря.

    К этому дню, как правило, вожатые каждого отряда готовят по одному концертному номеру. Именно в этот вечер они смогут показать подопечным, насколько они артистичны, остроумны и неповторимы. Проще говоря, желательно заранее вместе с другими вожатыми придумать и отрепетировать какой-нибудь номер. Это могут быть песня, танец, сценка или пантомима. Мне всегда в эти моменты помогала тетрадь, куда я в течение года записывала наиболее интересные сценки, кусочки или тексты при просмотре выступлений команд КВН, «Аншлага», «Городка» и других юмористических передач, которые в большом изобилии можно сейчас увидеть на различных телеканалах. Опираясь на высказанные шутки, можно создать великолепные концертные номера, по тематике приближенные к отдыху в лагере.

    Иногда даже обычная русская народная песня в обработке вожатых может выглядеть довольно комично. Так, на одном из подобных торжеств я увидела следующую картину.

    На сцену вышли четверо вожатых-юношей, переодетых русскими красавицами: в длинных платьях, с косынками на головах и броским макияжем на лице. Они превосходно обыграли свое усаживание на стульях, тем более что последних было всего три. Не стоит, наверное, рассказывать, какого труда им стоило сохранять сосредоточенное выражение лиц во время маленькой потасовки, тогда как весь лагерь просто стонал от смеха.

    Наконец, чинно рассевшись, эти «красавицы», немного потрепанные в борьбе за место, затянули тонкими голосами песню. Композиция исполнялась следующим образом. Куплет по очереди пел один из участников, а припев подхватывали все четыре «певицы». Если вы захотите повторить данный номер, то можете выбрать любую подходящую русскую народную песню. Здесь все зависит скорее не от слов, а от исполнения, от того, насколько вы артистичны и раскованны. В тот раз участники взяли за основу всем известную песню «Говорила мама мне…». Я напомню вам ее первый куплет и припев:

    Говорила мама мне про любовь обманную,

    Да напрасно тратила слова.

    Я ее не слушала, затыкала уши я.

    Ах, мама, мамочка, как ты была права.

    Припев: Ах, мамочка, на саночках каталась я не с тем.

    Ах, зачем я с Коленькой села за околицей,

    Ах, мамочка, зачем?

    Вы также можете прекрасно проинсценировать какое-нибудь детское стихотворение. Так, однажды мы с вожатыми довольно удачно обыграли стихотворение «Как старик на рынке корову продавал» в переводе Михалкова. Что характерно, но труднее всего оказалось сыграть корову. Сначала мы хотели придумать какой-нибудь коровий костюм и сделать маску, однако в последний момент решили, что корова у нас должна быть с человеческим лицом. Так нам намного проще было показать, какие чувства испытывает животное в то время, когда его продают.

    Сначала наша «корова» стояла с обреченным видом, периодически нудно му-мукая на слова старика. Когда за торговлю берется паренек, все резко меняется, корова преображается на глазах. По мере того как ее хвалит добровольный помощник, корова приобретает горделивую осанку, вскидывает голову, и ее «му» теперь звучит намного уверенней, чем раньше. Не менее разительны и перемены, происходящие в самом старике. Сначала он производит впечатление неудачника, владельца никому не нужной и полуживой животины. В конце произведения старик вдруг ощущает себя хозяином настоящего клада в лице своей коровы. Данное стихотворение вы можете поставить и с детьми, однако это потребует от вас некоего терпения и репетиций. Я на всякий случай приведу вам текст самого стихотворения:

    На рынке корову старик продавал,

    Хоть многим была коровенка нужна,

    Но, видно, не нравилась людям она.

    – Хозяин, продашь нам корову свою?

    – Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

    – Не много ли просишь, старик, за нее?

    – Да где наживаться! Вернуть бы свое!

    – Уж больно твоя коровенка худа!

    – Болеет, проклятая. Прямо беда!

    – Да мы молока не видали пока…

    Весь день на базаре старик торговал,

    Никто за корову цены не давал.

    Один паренек пожалел старика:

    – Папаша, рука у тебя не легка!

    Я возле коровы твоей постою,

    Авось продадим мы скотину твою.

    Идет покупатель с тугим кошельком,

    И вот уж торгуется он с пареньком:

    – Корову продашь?

    – Покупай, коль богат.

    Корова, гляди, не корова, а клад!

    – Да так ли! Уж выглядит больно худой!

    – Не очень жирна, но хороший удой.

    – А много ль корова дает молока?

    – Не выдоишь за день – устанет рука.

    Старик посмотрел на корову свою:

    – Зачем я, Буренка, тебя продаю?

    Корову свою не продам никому -

    Такая скотина нужна самому!

    Кроме выступления вожатых, на этом вечере должно быть отведено время для знакомства детей с остальным персоналом лагеря. Так, в стихотворной форме вы можете представить детям тех, с кем им не раз придется сталкиваться и взаимодействовать в течение смены. Необычны и забавны представления в виде переделанных популярных эстрадных песен. Далее я представляю вам несколько фрагментов, которые прозвучали в одну из смен на вечере знакомств в оздоровительном лагере «Лесной»:

    Представление поваров

    Вот кто-то с горочки спустился,

    Наверное, повар наш идет.

    На ней халат и чепчик белый,

    Она с ума нас всех сведет.

    Вы не могли бы, дорогие,

    Побольше порции давать?

    Не то с соседских огородов

    Картошку будем воровать.

    Представление физруков

    Настоящему спортсмену

    Надо утром рано встать,

    На зарядку лагерь выгнать

    И команды проорать.

    Если не успел проснуться,

    То разбудят физруки,

    Приведут вас быстро в чувство,

    Если встал не с той ноги.

    Ой, водичка теплая и слегка зеленая,

    Десятью отрядами сильно загрязненная.

    Ой, загарчик ровненький, белые панамочки,

    Ходят-бродят по бассейну

    Наш Валера с Ванечкой.


    Представление милиционеров

    До края земли солнце краем дотронется,

    И окна малиновым вспыхнут огнем.

    И выйдут менты с пистолетом охотиться,

    В засаде один притворяется пнем.

    Кулак свербит и чешется,

    Привык он быть в бою.

    И ждет, когда вожатые начнут игру свою.

    Вперед с устатку клонятся

    Менты, им надо спать,

    Но вот вожатый гонится,

    Как им его поймать?

    Представление ди-джеев

    Ой, Дима, Леха,

    Без вас нам очень плохо.

    И хоть аппаратура

    Не хочет вам служить,

    Свистят пусть микрофоны

    И тянут все мафоны.

    И все же мы, ребята,

    Без вас не можем жить.

    Представление методиста

    Юлия Юрьевна, голубчик,

    Все на месте не сидит.

    На планерки рано ходит,

    Ночью детский сон хранит.

    Если надо, то и спляшет

    Или песней удивит,

    Ну а если что не ладно,

    То сердито покричит.

    Там, там…

    Когда в самом куплете не звучит имени представляемого человека, его необходимо обязательно назвать перед исполнением или после исполнения песни. И все равно это не гарантирует того, что дети запомнят все имена. Им очень сложно сразу воспринять столько новых людей. Именно поэтому, вернувшись в отряд, обязательно повторите, кого и как зовут. Кроме того, очень полезно в отряде повесить список персонала оздоровительного лагеря. Тогда и ваши подопечные смогут без стеснения обратиться к любому взрослому, и вы не перепутаете имени, к примеру, начальника лагеря с именем плотника.

    Как вы уже догадались, только от вашего творческого потенциала и фантазии зависит, насколько праздник получится интересным и увлекательным. Не стесняйтесь предлагать что-нибудь свое, возможно, именно от этого и будет зависеть весь успех этого праздника. Более того, показав подопечным, как вы свободно держитесь на сцене, насколько вы остроумны и изобретательны, вы только существенно упростите себе задачу приобретения у ребят авторитета, ведь все начинается с симпатии подопечных к вам.