Биографии Характеристики Анализ

В чем смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума»? В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Как же разрешается конфликт между «старой» и «новой» Москвой? В финале комедии приходит к развязке общественная коллизия (Чацкий - фамусовская Москва), разрешается и любовный треугольник (Софья – Молчалин – Чацкий).

Софья узнает, что Молчалин не любил ее, а ухаживал поневоле. Мало того - отец девушки, Фамусов, узнает о романе Софьи со своим секретарем. Он обвиняет во всем новые веянья, которые сделали его дочь чересчур «свободной». Фамусов грозится взять «влюбленных» в «ежовые рукавицы»:

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;

Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,…

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

Там будешь горе горевать…

Мало того, свидетелем разоблачения становится и Чацкий. Он наконец-то убедился, что именно Молчалин был его соперником в любви к Софье. Александр Андреевич поражен и разочарован: «Слепец! Я в ком искал надежду всех трудов!» Мало того, что Софья выбрала себе такого ничтожного человека, как Молчалин. Всё то время, что Чацкий был в Москве, девушка водила его за нос и не признавалась, что любит кого-то другого.

Александр Андреевич разбит. В Москве его объявили сумасшедшим, поэтому он должен уехать из города. Возлюбленная предала и обманула его. В отчаянии Чацкий делает вывод:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,…

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Герой уезжает. Но нельзя сказать, что он потерпел полное поражение, а фамусовы победили. Мы знаем, что у Чацкого есть сторонники. Я считаю, что прогрессивная молодежь будет работать и бороться на благо своей страны, не отступая перед «веком минувшим». Поэтому можно сказать, что Чацкий потерпел временное поражение. Он слишком рано появился в Москве. Старые порядки были еще слишком сильны. Но через какое-то время новые веяния все равно возьмут верх, а «век минувший» будет отступать. Я думаю, это неизбежно: новое и молодое все равно рано или поздно одержит победу.

Неясна и судьба Софьи. Мне кажется, что Фамусов грозил ей Саратовом в запале чувств. Он хотел, чтобы все окружающие слышали, как он гневается. Ведь для этого героя важнее всего общественное мнение, слово «княгини Марьи Алексеевны». Я считаю, что когда Фамусов остынет, он простит свою дочь. Софья останется в Москве и будет искать себе выгодного мужа. Все посудачат о происшествии в доме Фамусова и забудут, переключившись на что-то более «свеженькое».

Но это - предположения и догадки. Сам же Грибоедов ничего не говорит о дальнейших судьбах своих героев. Он оставляет финал пьесы «открытым».

Истории героев остались незавершенными. Почему? Возможно, потому, что Грибоедов писал о своей современности. Он не мог точно знать, что же будет дальше. Писатель мог только предполагать или высказывать свои пожелания.

Кроме того, мне кажется, что финал для Грибоедова был не так уж и важен. Ему гораздо важнее было показать само столкновение героев, нарисовать их портреты, то есть запечатлеть «век минувший» и «век нынешний».

«Открытый» финал комедии «Горе от ума» позволяет читателям поразмыслить, высказать свои предположения, мнения о дальнейшей судьбе героев. А это значит, что читателя это произведение не оставит равнодушным. На мой взгляд, в этом и заключается главная цель любого писателя.

Благодаря сознательному нарушению канонов классицизма, Грибоедов создает особенную пьесу. В ней присутствует две сюжетные линии, что не свойственно комедии. Именно их присутствие и делает финал своеобразным.

Своеобразие финала комедии заключается в том, что, в отличие от любовного, общественный конфликт не имеет развязки, а вынесен за рамки произведения.

Похожая информация:

  1. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  2. III. Заключительное слово учителя. То, что Кондратьев начал писать о войне, было не только литературной задачей, а смыслом и оправданием его нынешней жизни

Комедия Грибоедова «Горе от ума», работа над которой завершилась в 1824 году, произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не просто комедийное действие, основанное на любовном треугольнике, не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей - современников Грибоедова, с их подлинными проблемами и не только личными, но и общественными конфликтами.

Очень точно об особенности построения комедии «Горе от ума» сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Это принципиальное положение позволяет правильно оценить и понять как проблематику, так и героев комедии, а значит, разобраться в том, каков смысл ее финала. Но прежде всего надо определить, о каком финале идет речь. Ведь если, как убедительно говорит об этом Гончаров, в комедии две интриги, два конфликта, значит, и развязок должно быть две. Начнем с более традиционного - личного - конфликта.

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника - удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери, и горничная, устраивающая свидания влюбленных, - так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчапина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго - комического - «любовного треугольника» (Молчалин -Лиза). Но на самом деле оказывается, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает особое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин явно не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов несколько отходит от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весьма неоднозначно, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Еще больше отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки - Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчива и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и непринужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге. Но при этом Грибоедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чертами, роднящими ее с геро-ем-резонером: она дает четкие, даже афористичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» - о Скалозубе).

Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.

Очевидно, ничего подобного в финале «Горе от ума не происходит». Фамусов действительно о реальном положении вещей так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об истинных пристрастиях своей дочери - он считает, что Софья влюблена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, прежде всего для Молчалина, конечно. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типичного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности - недаром же Молчалин так боится проявления к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосторожности девушки:

А меня так пробирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянет!.. -

жалуется Молчалин Лизе. Да и все другие участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические образы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя совсем не так, как предусматривали правила классицизма.

Отвечая на упреки в «отсутствии плана», то есть именно того, о чем только что было сказано, Грибоедов утверждал, что напротив, его план «прост и ясен по исполнению. Девушка, сама на глупая, предпочитает дурака умному человеку». Точнее, пожалуй, не скажешь. А в результате получается, что даже в том, что как-то еще и сохраняло связь с традициями классицизма, Грибоедов выступил подлинным новатором. Его герои в личной сфере ведут себя так, как это, увы, довольно часто бывает в жизни: они ошибаются, теряются в догадках и выбирают явно ошибочный путь, но им самим это неведомо.

Так, Софья явно ошиблась в Молчалине, но она верит, что тихий молодой человек на самом деле похож на благородных героев сентиментальных романов, которые она так любит читать. В то же время, предпочитая повелевать, а не подчиняться, она резко отвергает благородного, но излишне пылкого, иногда даже запальчивого в спорах Чацкого, умудряющегося ненароком задеть столь дорогого сердцу Софьи Молча-лина. В результате вместо того, чтобы развлечь, рассмешить девушку, Чацкий вызывает на себя бурю ее гнева. Она жестоко мстит незадачливому влюбленному: запускает в общество сплетню о его сумасшествии. Но и саму ее ждет глубокое разочарование: Молчалин оказывается обыкновенным карьеристом и подлецом.

Не подличайте, встаньте...

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ждать, не стоите вы их, -

гневно бросает Софья Молчалину, уличенному во лжи по отношению к ней. но прозрение наступает лишь в финале.

Но и Чацкого ждет весьма неожиданное открытие. С самого начала он жил в мире своих иллюзий: он почему-то решил, что Софья, после его неожиданного отъезда из дома Фамусова три года назад, относится к нему все с той же симпатией, хотя никаких оснований для этого мы не видим - ведь он даже писем ей не писал. Потом, почувствовав наконец ее холодность, он начинает искать соперника - и находит его в лице Скалозуба, опять же без всяких на то оснований в поведении или словах со стороны Софьи. Она девушка независимая и вряд ли так легко может принять мнение своего отца о молодом и перспективном полковнике. У нее свои представления о муже, впрочем, тоже в чем-то напоминающие традиционный для фамусовского общества образ мужа-мальчика, мужа-слуги.

У Чацкого все же возникло подозрение насчет Молчалина как о возможном сопернике, когда Софья упала в обморок, увидев, как того сбросила лошадь. Но встать на позицию девушки Чацкий не может, он слишком убежден в своих суждениях, в том числе и о Молчалине, а значит, по его мнению, и Софья любить такого человека не может. По какой-то весьма странной логике он, услышав, как Софья без удержу расхваливает Молчалина, делает парадоксальный вывод: «Она его не уважает. ... Она не ставит в грош его».

Так Грибоедов ведет действие к закономерному финалу: крушению иллюзий всех основных героев. Но мотивирован такой финал не с точки зрения традиционной «системы амплуа», а с позиций психологического облика каждого из героев, внутренней мотивировки их поступков, вытекающей из индивидуальных особенностей персонажей.

Как видим, все у Грибоедова идет «не по правилам»: и герои не те, и сюжет развивается не так, и в финале вместо традиционного nappy-end’a всех ожидает крушение иллюзий и надежд. Кстати, эта «неправильность» комедии вызвала отрицательную оценку у многих современников Грибоедова, хотя, разумеется, истинные знатоки искусства, сразу оценившие новаторский характер произведения, давали очень высокие отзывы о ней. И все же даже Пушкин, как известно, далеко не во всем принял это произведение, в частности, ему показался неубедительным характер Чацкого, по всей видимости, именно потому, что в нем сохранялись черты героя-резонера.

Но у пьесы есть и другая линия развития, а значит - финал другого конфликта. В нем Чацкий как представитель молодого прогрессивно мыслящего поколения России той эпохи вступает в неравную борьбу с фамусовским обществом - тем консервативным большинством, которое не желает принимать ничего нового: ни в политике, ни в социальных отношениях, ни в системе представлений, ни в привычном образе жизни. Он - один против всех и финал конфликта, по сути, предрешен: «Чацкий сломлен количеством старой силы», - как писал Гончаров.

Хотя Чацкий и презирает фамусовское общество, изгнание из этого общества для него все же мучительно: он здесь вырос, Фамусов некогда заменял ему отца и, как ни говори, он любит Софью, а потому он действительно страдает, получая свой «мильон терзаний», что придает финалу комедии даже трагическое звучание:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!

И все же, если его крах в любви абсолютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», - в отчаянье кричит Чацкий. Но свет широк, в нем можно найти не только место, «где оскорбленному есть чувству уголок», но и своих единомышленников, свое дело в жизни. Ведь если согласиться с правомерностью сопоставления Чацкого с декабристами - а это делали еще современники Грибоедова, сами декабристы, с которыми автор «Горе от ума» был хорошо знаком, - тогда нам остается признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми устоями только начинается.

Продолжая разговор о значении финала столкновения Чацкого и фамусовского общества, Гончаров отмечал, что, несмотря ни на что, герой нанес консерваторам «смертельный удар качеством силы свежей». Может быть, говорить о «смертельном ударе» несколько преждевременно, но очевидно, что некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь - и виноват в этом Чацкий. Нет теперь покоя старым московским «тузам» и знатным барыням, потому что нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще и сильны. Гончаров абсолютно прав, называя Чацкого «передовым воином, застрельщиком», который всегда является и жертвой - такова судьба тех, кто идет первым.

И быть может, главный смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума» для нас в том, что человек, осмелившийся идти первым в эпоху перелома, смены одного века другим, крушения старых представлений и появления ростков новых, должен быть готов принести себя в жертву. Всегда, во все времена горе тому уму, который осмелился противопоставить новые понятия общепризнанным. Но и хвала человеку, который может сохранить такой ум свободным и здравым, несмотря на все превратности его личной судьбы.

Комедия А.С.Г рибоедова «Горе от ума», работа над которой завершилась в 1824 году, произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не просто комедийное действие, основанное на любовном треугольнике, не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей - современников Грибоедова, с их подлинными проблемами и не только личными, но и общественными конфликтами.

Очень точно об особенности построения комедии «Горе от ума» сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний». И.А. Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Это принципиальное положение позволяет правильно оценить и понять как проблематику, так и героев комедии, а значит, разобраться в том, каков смысл ее финала. Но прежде всего надо определить, о каком финале идет речь. Ведь если, как убедительно говорит об этом Гончаров, в комедии две интриги, два конфликта, значит, и развязок должно быть две. Начнем с более традиционного - личного - конфликта.

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника - удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери, и горничная, устраивающая свидания влюбленных, - так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго - комического - «любовного треугольника» (Молчалин - Лиза). Но на самом деле оказывается, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает особое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин явно не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов несколько отходит от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весьма неоднозначно, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Еще больше отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки - Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчива и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и непринужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге. Но при этом Грибоедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чертами, роднящими ее с героем-резонером: она дает четкие, даже афористичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» - о Скалозубе).

Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.

Очевидно, ничего подобного в финале «Горе от ума не происходит». Фамусов действительно о реальном положении вещей так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об истинных пристрастиях своей дочери - он считает, что Софья влюблена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, прежде всего для Молчалина, конечно. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типичного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности - недаром же Молчалин так боится проявления к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосторожности девушки:

А меня так пробирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянет!.. -

жалуется Молчалин Лизе. Да и все другие участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические образы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя совсем не так, как предусматривали правила классицизма.

Отвечая на упреки в «отсутствии плана», то есть именно того, о чем только что было сказано, Грибоедов утверждал, что напротив, его план «прост и ясен по исполнению. Девушка, сама на глупая, предпочитает дурака умному человеку». Точнее, пожалуй, не скажешь. А в результате получается, что даже в том, что как-то еще и сохраняло связь с традициями классицизма, Грибоедов выступил подлинным новатором. Его герои в личной сфере ведут себя так, как это, увы, довольно часто бывает в жизни: они ошибаются, теряются в догадках и выбирают явно ошибочный путь, но им самим это неведомо.

Так, Софья явно ошиблась в Молчалине, но она верит, что тихий молодой человек на самом деле похож на благородных героев сентиментальных романов, которые она так любит читать. В то же время, предпочитая повелевать, а не подчиняться, она резко отвергает благородного, но излишне пылкого, иногда даже запальчивого в спорах Чацкого, умудряющегося ненароком задеть столь дорогого сердцу Софьи Молчалина. В результате вместо того, чтобы развлечь, рассмешить девушку, Чацкий вызывает на себя бурю ее гнева. Она жестоко мстит незадачливому влюбленному: запускает в общество сплетню о его сумасшествии. Но и саму ее ждет глубокое разочарование: Молчалин оказывается обыкновенным карьеристом и подлецом.

Не подличайте, встаньте…

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ждать, не стоите вы их, -

гневно бросает Софья Молчалину, уличенному во лжи по отношению к ней, но прозрение наступает лишь в финале.

Но и Чацкого ждет весьма неожиданное открытие. С самого начала он жил в мире своих иллюзий: он почему-то решил, что Софья, после его неожиданного отъезда из дома Фамусова три года назад, относится к нему все с той же симпатией, хотя никаких оснований для этого мы не видим - ведь он даже писем ей не писал. Потом, почувствовав наконец ее холодность, он начинает искать соперника - и находит его в лице Скалозуба, опять же без всяких на то оснований в поведении или словах со стороны Софьи. Она девушка независимая и вряд ли так легко может принять мнение своего отца о молодом и перспективном полковнике. У нее свои представления о муже, впрочем, тоже в чем-то напоминающие традиционный для фамусовского общества образ мужа-мальчика, мужа-слуги.

У Чацкого все же возникло подозрение насчет Молчалина как о возможном сопернике, когда Софья упала в обморок, увидев, как того сбросила лошадь. Но встать на позицию девушки Чацкий не может, он слишком убежден в своих суждениях, в том числе и о Молчалине, а значит, по его мнению, и Софья любить такого человека не может. По какой-то весьма странной логике он, услышав, как Софья без удержу расхваливает Молчалина, делает парадоксальный вывод: «Она его не уважает. … Она не ставит в грош его».

Так Грибоедов ведет действие к закономерному финалу: крушению иллюзий всех основных героев. Но мотивирован такой финал не с точки зрения традиционной «системы амплуа», а с позиций психологического облика каждого из героев, внутренней мотивировки их поступков, вытекающей из индивидуальных особенностей персонажей.

Как видим, все у Грибоедова идет «не по правилам»: и герои не те, и сюжет развивается не так, и в финале вместо традиционного happy-end’а всех ожидает крушение иллюзий и надежд. Кстати, эта «неправильность» комедии вызвала отрицательную оценку у многих современников Грибоедова, хотя, разумеется, истинные знатоки искусства, сразу оценившие новаторский характер произведения, давали очень высокие отзывы о ней. И все же даже Пушкин, как известно, далеко не во всем принял это произведение, в частности, ему показался неубедительным характер Чацкого, по всей видимости, именно потому, что в нем сохранялись черты героя-резонера.

Но у пьесы есть и другая линия развития, а значит - финал другого конфликта. В нем Чацкий как представитель молодого прогрессивно мыслящего поколения России той эпохи вступает в неравную борьбу с фамусовским обществом - тем консервативным большинством, которое не желает принимать ничего нового: ни в политике, ни в социальных отношениях, ни в системе представлений, ни в привычном образе жизни. Он - один против всех и финал конфликта, по сути, предрешен: «Чацкий сломлен количеством старой силы», - как писал Гончаров.

Хотя Чацкий и презирает фамусовское общество, изгнание из этого общества для него все же мучительно: он здесь вырос, Фамусов некогда заменял ему отца и, как ни говори, он любит Софью, а потому он действительно страдает, получая свой «мильон терзаний», что придает финалу комедии даже трагическое звучание:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!

И все же, если его крах в любви абсолютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», - в отчаянье кричит Чацкий. Но свет широк, в нем можно найти не только место, «где оскорбленному есть чувству уголок», но и своих единомышленников, свое дело в жизни. Ведь если согласиться с правомерностью сопоставления Чацкого с декабристами - а это делали еще современники Грибоедова, сами декабристы, с которыми автор «Горе от ума» был хорошо знаком, - тогда нам остается признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми устоями только начинается.

Продолжая разговор о значении финала столкновения Чацкого и фамусовского общества, Гончаров отмечал, что, несмотря ни на что, герой нанес консерваторам «смертельный удар качеством силы свежей». Может быть, говорить о «смертельном ударе» несколько преждевременно, но очевидно, что некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь - и виноват в этом Чацкий. Нет теперь покоя старым московским «тузам» и знатным барыням, потому что нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще и сильны. Гончаров абсолютно прав, называя Чацкого «передовым воином, застрельщиком», который всегда является и жертвой - такова судьба тех, кто идет первым.

И быть может, главный смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума» для нас в том, что человек, осмелившийся идти первым в эпоху перелома, смены одного века другим, крушения старых представлений и появления ростков новых, должен быть готов принести себя в жертву. Всегда, во все времена горе тому уму, который осмелился противопоставить новые понятия общепризнанным. Но и хвала человеку, который может сохранить такой ум свободным и здравым, несмотря на все превратности его личной судьбы.

Финал комедии «Горе от ума»
Анализ 4 действия
Форма урока: урок-театр.
Цель: выявить степень прочтения произведения, обучение анализу монологов и диалогов;

Воспитание зрительской культуры, формирование умения осмысливать увиденное и услышанное;

Приобщение к театральной деятельности, выработка умения играть на импровизированной сцене.

Оборудование: театральные программки, проектор, презентация к уроку, фрагмент последнего монолога Чацкого в исполнении актёра Олега Меньщикова, театральные атрибуты: шторы, звонок.


Ход урока.
1.(Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс –“афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.)

2. После третьего звонка все рассаживаются. Слово учителя, целеполагание. Выбор жюри.

3. 1 акт урока Тест –игра на знание текста комедии. (Презентация):

Слайд 2: Домашнее задание: Команда «Зрители». Выступите с речью - доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает традиционными классицистическими чертами.

Примерный ответ учащегося: классицизм – ведущее направление 18 века. Комедия Грибоедова создавалась в начале 19 века, в ней не могли не отразиться следующие черты классицизма: единства времени, места – строго соблюдены. Единство действия – соблюдается частично,так как здесь два конфликта и две сюжетные линии.

Постоянство характеров.

Долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои четко разделены на положительных и отрицательных.

Обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями

Жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер.
Команда «Актеры». Выступите с речью - доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает чертами реализма.

Примерный ответ учащегося: В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом, Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина.

Любовный конфликт перерастает в социально-политический.

Каждый из героев не так уж плох.

Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем), в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы.

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек - змея» - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

Использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

Все произведение сочетает в себе юмор и сатиру.
Вывод учителя.
Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Слайд3: Конкурс капитанов . Вспомните один из афоризмов комедии «Горе от ума» и постройте на его основе высказывание о современной жизни.

Примерные ответы учащихся.

Капитан команды «Зрители»: в комедии много афоризмов и крылатых выражений. Например, во втором действии Фамусов читает монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой». В нем есть выражение, которое мы слышали не раз на уроках литературы «Читай не так как пономарь, а с чувством, толком, расстановкой». Т.е. читать необходимо выразительно, соблюдая знаки препинания, интонацию.

Капитан команды «Актёры»:И.А.Гончаров отмечал, что в языке комедии Грибоедова отразился острый, едкий и живой ум писателя, который рассыпается злобным смехом. Так в финале комедии звучит фраза Фамусова «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Эти слова стали крылатыми. Мы употребляем эту фразу, когда боимся распространения какого - либо слуха о тех или иных наших поступках, событиях.

Далее с 4 по 15 слайд тест-игра, за правильный ответ раздаются жетоны, на которых указаны баллы.
4. Антракт (пауза, где можно встать, потянуться, пройти по классу; в это время исполняющие роли переодеваются и готовятся к выступлению).
5. 2 акт урока . Сцена из 4 действия Явл. 11,12 Лиза, Молчалин, Софья, в конце Чацкий.

Лиза – Алина, Софья – Настя, Молчалин – Ермек, Чацкий – Саша Сосновских.


ЯВЛЕНИЕ 11
Ч а ц к и й спрятан, Л и з а со свечкой.

Л и з а
Ах! мочи нет! робею:

В пустые сени! в ночь! боишься домовых,

И Чацкий, как бельмо в глазу;

Вишь, показался ей он где-то здесь, внизу
(Стучится к Молчалину.)

Послушайте-с. Извольте-ка проснуться.

Вас кличет барышня, вас барышня зовет.

Да поскорей, чтоб не застали.


ЯВЛЕНИЕ 12
Ч а ц к и й за колонною, Л и з а, М о л ч а л и н (потягивается и
зевает). С о ф и я (крадется сверху).
Л и з а
Вы, сударь, камень, сударь, лед.
М о л ч а л и н
Ах! Лизанька, ты от себя ли?
Л и з а
От барышни-с.
М о л ч а л и н
Кто б отгадал,

Что в этих щечках, в этих жилках

Любви еще румянец не играл!

Охота быть тебе лишь только на посылках?


Л и з а
А вам, искателям невест,

Не нежиться и не зевать бы;

Пригож и мил, кто не доест

И не доспит до свадьбы.


М о л ч а л и н
Какая свадьба? с кем?

Л и з а
А с барышней?


М о л ч а л и н
Поди,

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволо чим.
Л и з а
Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?


М о л ч а л и н
Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь - и простыну.
С о ф и я (в сторону)
Какие низости!
Ч а ц к и й (за колонною)
Подлец!
Л и з а
И вам не совестно?
М о л ч а л и н
Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Л и з а
Сказать, сударь, у вас огромная опека!
М о л ч а л и н
И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...


Л и з а
Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдемте же, довольно толковали.
М о л ч а л и н
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не дается.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

С о ф и я (почти шепотом,

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.


М о л ч а л и н
Как! Софья Павловна...
С о ф и я
Ни слова, ради бога,

Молчите, я на всё решусь.

М о л ч а л и н (бросается на колена,

София отталкивает его)
Ах, вспомните, не гневайтеся, взгляньте!..
С о ф и я
Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.


М о л ч а л и н (ползает у ног ее)
Помилуйте...
С о ф и я
Не подличайте, встаньте,

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Солжете...
М о л ч а л и н
Сделайте мне милость...
С о ф и я
Нет. Нет. Нет.
М о л ч а л и н
Шутил, и не сказал я ничего, окро ме...
С о ф и я
Отстаньте, говорю, сейчас,

Я криком разбужу всех в доме,

И погублю себя и вас.

М о л ч а л и н


Как вы прикажете.
С о ф и я
Иначе расскажу

Всю правду батюшке с досады.

Сама довольна тем, что ночью всё узнала,

Нет укоряющих свидетелей в глазах,

Как давиче, когда я в обморок упала,

Здесь Чацкий был...


Ч а ц к и й (бросается между ими)
Он здесь, притворщица!
Л и з а и С о ф и я
Ах! Ах! ..

Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается к себе


в комнату.

6. Анализ сцены. Рефлексия. СЛАЙД 16

В чём комизм и трагизм этой сцены?


  • В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?

  • Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?

  • Почему Молчалин не любит Софью?

  • Какие заветы он получил от отца?

  • Какие качества в этой сцене проявляет Софья?

  • Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?»

  • Понравилось ли вам исполнение ребят? Чье особенно?

  1. 6. Видеофрагмент : последний монолог Чацкого в исполнении актёра Олега Менщикова. Интернет –ресурсы: Перова.Ru «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого».

7. Анализ монолога.Рефлексия. Слайд 17


  • Что в этой сцене узнаёт Чацкий?

  • . На что у него открываются глаза?

  • Справедливо ли он обвиняет Софью?

  • Чем он возмущён, каким качеством Софьи?

  • Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?

  • В чём «мильон терзаний» Чацкого?

  • Каков пафос (чувство) его монолога?

  • Понравилось ли вам исполнение актера Олега Менщикова?

Слово учителя:
В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с “московскими” невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих “чудаком” , “странным человеком” , а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к “свободной жизни” , “к занятиям наукой и искусством” и требует “службы делу, а не лицам” . Трагедия Чацкого – это трагедия “ума, алчущего познаний” . Комедия даёт Чацкому только “мильон терзаний” . Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!»

9. Итоги урока. Слово жюри.

Выставление оценок за тест и актёрскую игру.
Дом.задание: (Слайд 18) прочитать критическую статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», законспектировать:

Литература.


  1. А.И.Грибоедов «Горе от ума»

  2. И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

  3. Г.О.Винокур “Избранные работы по русскому языку” М., 1959 г. стр. 260 – 263.

  4. В.Я. Коровина. Учебник литературы 9 кл.- М.:Просвещение 2010

  5. В.Я. Коровина. Пособие для учащихся «Читаем думаем,спорим…»9 класс -М.: Просвещение,1998

  6. Интернет-ресурсы: Перова. Ru Персональный сайт Перовой Инессы Николаевны «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого».