Биографии Характеристики Анализ

За что в британских школах бьют розгами. Телесные наказания в семье и школе

Телесные наказания в американских школах November 23rd, 2014

В то время, как все прогрессивное человечество возмущено варварскими антигейскими российскими законами, запрещающими пропаганду гомосексуальности в школах, а в ынтырнетах ведутся дискуссии, надо ли лишать родительских прав за шлепок, как-то остается незамеченным и не обсуждаемым один удивительный факт.

В цитадели демократии и главного борца за права человека до сих пор во многих школах применяются телесные наказания. По отношению к школьникам. Да, это не шутка. Еще раз. Не времена Тома Сойера, самая нынешняя современность. В девятнадцати штатах (из пятидесяти) до сих пор разрешены телесные наказания в государственных школах. И только в двух штатах телесные наказания официально запрещены даже в частных школах.

Прошу учесть, что это - не из разряда идиотских недействующих, хоть и вполне реальных законов, гуляющих по юмористическим сайтам, как например, что муж не может колотить жену палкой, диаметр которой больше толщины его большого пальца на руке, или запрещается приходить в театр со львами. Это абсолютно реально и работает. Информации мало, еще меньше ее по самому недавнему прошлому и настоящему. Справедливости ради стоит отметить, что количество телесных наказаний сокращается из года в год. Но ему еще пока далеко до нуля.

Согласно департаменту образования, 200,000 школьников были подвергнуты телесным наказаниям в 2009-10 гг. в государственных общеобразовательных школах:

State Number of students receiving CP Percentage of total students
Alabama 29,956 4.0%
Arizona 879 0.1%
Arkansas 24,490 5.2%
Florida 4,256 0.2%
Georgia 15,944 1.0%
Indiana 524 0.1%
Kansas 225 0.1%
Kentucky 1,284 0.2%
Louisiana 10,201 1.5%
Mississippi 41,130 8.4%
Missouri 4,984 0.6%
North Carolina 1,062 0.1%
Oklahoma 11,135 1.7%
South Carolina 765 0.1%
Tennessee 16,603 1.7%
Texas 36,752 0.8%
http://www.corpun.com/counuss.htm
То есть в штате Миссиссиппи более восьми процентов, в Алабаме - 4 %. Столько школьников испытали на себе эту процедуру хотя бы один раз за учебный год.
Более свежих данных найти не удалось.

Говоря о телесных наказаниях, чаще всего имеют в виду паддлинг , удары специальной деревянной палкой-шлепалкой, похожей на лопатку или весло.

В наши дни экзекуция чаще всего происходит в закрытой обстановке в кабинете директора школы. Она производится одетому ученику, но содержимое карманов должно быть предварительнот удалено. Обычно назначается два-три удара. Наказываемый стоит, нагнувшись и уперев руки в колени, но бывают предусмотрены и другие позы.

До сих пор сомневающимся, что такое возможно в современном обществе, предлагаю посмотреть короткий ролик. Как легко убедиться, дело происходит в классе, при остальных учениках, под их смачное улюлюканье. Заметьте, действие происходит на фоне американских флагов, что символизирует государственное одобрение происходящего. Наказуемые девочки кривляются, визжат. Наверное, срабатывает психологическая защита: насилие проще пережить, если относиться к нему как к шутке:

И еще несколько роликов из того же источника, датированные этим и прошлым годом.

Большинство школ имеет детальные правила, по которым проводятся такие церемонии, и эти правила напечатаны в школьных руководствах для учеников и их родителей. Нередко телесные наказания в школах США становятся вопросом выбора ученика или его родителей, по правилам или фактически. Иногда они не применяются, если родители прямо не разрешили их. В других школах, наоборот, ученики наказываются телесно, если родители не запретили это явно. По статистике, цветные дети подвергаются наказанию чаще белых, мальчики - чаще девочек, в сельских школах - чаще чем в городских. Ученикам старших классов наказание может проводить лишь сотрудник школы того же пола, чтобы не было сексуального абьюза. Иногда удары настолько сильны, что требуется медицинская помощь.

Показательный прецедент случился во Флориде в В 1977 году. Верховный Суд США оправдал работников школы. Суть дела состояла в жалобе родителей двух учеников, один из которых получил 20 ударов палкой за слишком медленный выход из аудитории после приказа учителя. Другого ученика побили 4 раза в течение 20-дневного периода за опоздания в школу. В обоих случаях наказания были настолько суровыми, что закончились поездкой в госпиталь.

Изрядно покопавшись в интернете и обратившись к работникам сферы образования, мы узнали, что не перевелись еще изверги на свете и есть школы, где наказывают, куда похлеще нашей красной пасты.

Страны третьего мира

Итак, Пакистан. Здесь ваш ребенок будет обязан читать Коран около 8-ми часов гряду, и это только за двухминутное опоздание в класс ! Причем очевидцы говорят, что это правило настолько сурово, что применяется ко всем, и к учителям, и к детям с уважительной причиной опоздания.

Что уже говорить про Африку, где до сих пор живы самые суровые меры наказания за самые обычные детские шалости и проказы. В Намибии , например, провинившийся должен несколько часов простоять под деревом с гнездом ос. Особенно это касается девочек, которые не имеют прав учиться в школе и иногда приходят поглазеть на мальчишек. Тоже мне, школа называется!

Либерия и Кения ушли недалеко. Там детей за непослушание бьют плетью.

В Мьянме (кто не в курсе, это такое небольшое государство возле Китая) и того хуже. За самое обычное детское озорство (разговоры на уроках, бег на перемене, ошибки в заданиях) ребенка бьют тростью по икрам, кистям и попе перед всем классом. За более серьезные промахи школьников заставляют приседать со скрещенными руками, при этом так называемый «педагог» оттягивает ему уши.

А что в цивилизованной Европе?

И как ни страшно, даже в более развитых странах телесные наказание все еще присутствуют. А именно Великобритания прославилась этим. В 2011 году консервативная партия правительства отменила запрет этих самых телесных наказаний в школе, мотивируя это тем, что подрастающее поколение совсем распоясалось и стало жить на просторах интернета.

А вот во Франции , например, ученику может попасть из-за своих родителей, которые опаздывают забирать ребенка из школы. Тут даже ввели штрафы тем, кто более двух раз опоздал за своим чадом. При этом малыш получает неуд по поведению.

Германия более лояльна к своему новому поколению. Но есть и тут наказание, которого учащиеся боятся как огня. Летняя школа. Если ты недобрал количество часов посещений, неважно по каким причинам, болезнь ли или что-то серьезнее, школа обязывает три недели каждый день вместо каникул посещать специальное летнее образовательное учреждение. Оплачивают это учебу, естественно, родители.

Остальной мир

Корейская система образования включает в себя два типа наказания. Индивидуальное и групповое. Первое применяется в случае небольших погрешностей, за несделанное домашнее задание или нетактичное поведение во время урока. И заключается оно в ударах указкой по разным частям тела. Педагоги, побывавшие на нетрадиционных корейский уроках, утверждают, что удары несильные, и после такого наказания никто и никогда не плачет и не жалуется. Групповое же наказание – это когда промах одного берут на себя все. Чаще всего весь класс заставляют стоять и держаться за руки, поднятые вверх. Не из легких задача, хочу я вам сказать.

Бразильские учителя много веков подряд использовали телесные как самые эффективные наказания для баловников. Но сейчас система образования в Бразилии гуманная, и самая страшная кара для шкодника является запрет играть в футбол на переменах.

А вот японцы прославились своей изощренностью в наказании будущего поколения. Школьника, который невнимательно слушал на уроке, раньше заставляли стоять с чашей на голове и держать ногу под прямым углом к земле. Сейчас японцы сожалеют о пройденном этапе и дают своим детям максимум возможностей для личностного роста.

Нельзя обойти стороной и славную Америку. Тут система образования, как по мне, самая сложная в мире. Ведь сколько штатов, столько и критериев оценивая учеников. Кое-где встречается и телесные издевательства на детьми: тут и Алабама, и Джорджия, и Арканзас.
Именно Алабама прогремела на весь мир, когда мать семилетнего мальчугана Джонатана Кертиса подала заявление в полицию про избиение ее сына учителем. По словам мальчика многочисленные увечья и ушибы достались ему за то, что онзаглянул без разрешения в классную комнату ! Причем при расследовании инцидента директор школы Джонатана заявил, что учитель прав и эта мера наказания была абсолютно справедливой.

Но в большинстве случаев, как в США, так и в соседней Канаде , самым тяжелым наказанием считается запрет ученику посещать учебное заведение на некоторое время. При этом если ребенка наказали из-за непослушания во время урока, родители обязаны в это время водить отпрыска к психотерапевту, чтобы разобраться в причинах такого поведения.

Что же касается России и Украины , у нас, конечно, настолько абсурдные методы воспитания не распространены, но встречаются поодинокие случаи странного, а иногда и жестокого наказания детей.

К примеру, во многих отечественных школах учащихся оставляют без перемен и даже ответов на уроках лишь за то, что родители не поставили подпись под замечанием или памяткой учителя. Однажды лично наблюдала картину, как опытная 50-летня учительница с огромным стажем работы оставила второклассника в кабинете во время прогулки, лишь за то, что мама не расписалась в сноске с оценками. И какое же тут воспитание, спрашивается?

А вот бучанская школа №5 киевской области стала известна на всю страну, таким методом наказаний, как «доска позора». Всех, кто опоздал или пришел не в форме, тут же на месте фотографировали и вывешили на доску с обидными надписями. Такое нововведение было инициативой директора школы, но, слава Богу, не прижилось.



Вот такие они, школы 21-го века. Неужели кому-то еще надо напоминать, что каждый ребенок - яркая индивидуальность с драгоценным и хрупким внутренним миром? И мы, взрослые, обязаны беречь, развивать, любить и вкладывать в каждого маленького человечка все то хорошее и правильное, что мы только можем дать. А если вдруг вы встретились с жестоким и абсурдным отношением к детям со стороны школы или родителей, не молчите! Расскажите об этом, спасите только начавшуюся жизнь!

Счастливые школьники XXI века имеют смутное представление о той строгости, в которой воспитывались и учились их прадеды. Теперь телесные наказания за плохую учебу или неудовлетворительное поведение кажутся чем-то необычным. Но на протяжении многих веков такое наказание школьников считалось нормой и применялось практически во всех странах мира.

История телесных наказаний в школах идет вглубь веков. Еще в Древней Греции и Древнем Риме учителя угощали розгами нерадивых учеников. Гомер частенько получал порцию розог от своего учителя Тоилия. Гораций же называл своего педагога не иначе, как «Орбилиус, который бьет». Против телесных наказаний выступали Квинтилиан и Плутарх, считая это вредным для учащихся и унижающим их человеческое достоинство. Однако большинство учителей были сторонниками порки.

В Средневековье порка играла главную роль в воспитании. Причем учеников наказывали не только за плохое поведение и невыученные уроки, но и просто для профилактики, в соответствии с общим убеждением в том, что учеников нужно хлестать! Об этом свидетельствует Эразм Роттердамский. Несмотря на усердие, способность ученика, который был любимцем своего учителя, его все равно подвергали телесным наказаниям. Учитель хотел видеть, как Эразм отнесется к боли и перенесет избиения. Такое своеобразное воспитание было губительным для ученика: настроение падало, утрачивался интерес к знаниям, учиться было просто не под силу.

Не обходилось без розог и воспитания принцев крови. Только в этом случае секли не самих королевских персон, а мальчиков, приставленных к ним, так называемых «товарищей для наказаний». Бедолаги были вынуждены переносить тяжелые наказания из-за проступков их родовитых сверстников.
Хотя не всем принцам так везло. Георг III, например, приказал воспитателю своих сыновей: «Если они заслужат, прикажите выпороть их. Поступайте так, как вы привыкли делать в Вестминстере».

Порядки, царившие в Вестминстере, считались самыми суровыми среди учебных заведений Англии. В Вестминстерской школе использовали розги не из березовых прутьев, или, как часто их называли, «березовую кашу», а из четырех веток яблони, которые крепились к деревянной ручке. Из учеников выбирали двух и обязывали их своевременно поставлять в школу резки. Таких учеников называли «мастерами по делам розог».

Школы Шотландии не уступали английским в жестокости наказаний. Различались только «орудия труда» учителей: в Шотландии считали, что лучше сечь нерадивых учеников ремнем с жесткой кожи, разделенным в конце на тонкие полоски. В одной из высших школ Эдинбурга преподаватель Николь наказывал одновременно по шесть — семь человек. Он строил провинившихся учеников в шеренгу, и через посыльного приглашал своего коллегу: «Привет от мистера Николя, он приглашает вас прослушать его оркестр». Едва гость появлялся «в зрительном зале», начиналась быстрая и жестокая порка. Николь прохаживался мимо шеренги и утонченными ударами извлекал из своих жертв всевозможные звуки и стоны.

С совершенствованием педагогических методик изобретали и новые формы и орудий наказаний непослушных, ленивых учеников. В Кении и Китае предпочитали «учить уму» бамбуковым прутиком. В Великобритании кроме порки нерадивых учащихся часто ставили голыми коленями на горох. В российских школах с удовольствием переняли это «изобретение», и школьники простаивали на рассыпанном гороха по четыре часа, а иногда и дольше.

В Бразилии раньше били детей, а сейчас наказанием является запрет на игру в футбол. Особенно изощренными в наказаниях были японские учителя: провинившегося школьника заставляли стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу. Учителя Намибии особой гуманностью тоже не отличались: распространенным наказанием было стоять неподвижно под осиным гнездом. Кстати, несмотря на запрет министра образования, этот метод все еще применяется в школах Намибии.

Нередко можно услышать от представителей старшего поколения, что современную молодежь нужно сечь розгами. Но и дети, и взрослые слабо себе представляют, что же это за способ наказания и как он осуществлялся.

Что означает "сечь розгами"?

Это понятие абсолютно прозрачно и не имеет двойного смысла. Сечь розгами - значит наносить удары связкой прутьев по мягким Обычно этот способ применялся в качестве за провинности. Эта процедура имела несколько целей. Во-первых, доставленная физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, а значит, предотвратить совершение ими новых шалостей. Во-вторых, очень важен и психологический фактор. Сечь розгами - это не только больно, но и стыдно. Особенно это было актуально, когда процедура наказания проходила в присутствии других детей, например, товарищей по играм или одноклассников. оставляло неизгладимый след и больно било по самолюбию ребенка.

Очень популярен был это способ воспитания в Англии. Там розгами секли как дома, так и в школе. Сохраняется эта традиция и в наше время, но только в определенных общинах.

Почему-то очень распространено мнение, что именно наша страна стала прародительницей этого жестокого и даже в чем-то варварского способа наказания. Однако это в корне неверно. Исследования историков доказывают, что розги использовались во многих государствах, в том числе и развитых европейских.

У этого способа есть даже свое латинское наименование - "флагелляция". Если рассматривать искусство разных стран, то можно увидеть такую французскую гравюру. На картине изображена уютная гостиная. Перед камином в кресле расположился глава семейства, читающий Библию. Рядом стоит его супруга, которая готовит розги для того, чтобы высечь свою дочь. Десятилетняя девочка неподалеку плачет и

Как секли розгами в старину

Исторически этот способ наказания сложился очень давно. Детей секли розгами не только за совершение неблагочинных поступков, но и просто так, в целях профилактики, или, проще говоря, "чтобы неповадно было".

Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.

В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.

При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.

Что такое розги?

Ответ на этот вопрос можно дать, изучив исторические труды педагогов прошлых веков. Розги - это прутья различных пород древесины. Чаще всего используются орешник, ива, краснотал, тармарин. Прутья связываются в пучки по три-пять веточек (если применяется береза). Если же берутся более твердые сорта дерева, то можно использовать и одну ветвь. Каждый прутик должен иметь длину не менее 60 сантиметров, а толщину - не меньше, чем полпальца. Кончики розг обязательно после вымачивания расщепляли, чтобы не было захлестов. В старину такой вариант назывался "бархатным", так как следы на теле исчезали очень быстро - от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.

Подготовка орудия наказания

Существует абсолютно достоверная информация о том, как проводилась подборка качественного инструмента для порки. Для этого розги вымачивались в течение нескольких часов (а лучше двух-трех дней) в обычной проточной воде. Известны и сведения о том, что для того, чтобы доставить жертве гораздо большие страдания, прутья помещались на некоторое время в соленый раствор.

Тогда порка причиняла сильнейшую боль, которая потом не могла долго пройти. Рождение такой изощренной технологии уходит своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно там секли розгами провинившихся. О таких случаях рассказывает в своих трудах философ и историк Гомер.

Как нужно было правильно сечь розгами?

Оказывается, флагелляция - это не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Существовали определенные правила подготовки орудия для нее, а также техника нанесения ударов. Как сечь розгами? Основным правилом являлась необходимость соизмерять свою силу. Человек должен был испытать сильную физическую боль, но при этом не остаться изувеченным. Шрамы не должны были оставаться на теле навсегда. Поэтому человек, который осуществлял флагелляцию, должен был контролировать силу своего удара.

Современность

Конечно, время жестоких наказаний безвозвратно ушло. В современности такой способ, как битье розгами, или флагелляция, практически не используется. Хотя иногда имеют место случаи показательного избиения с целью доказывания своей позиции.

Телесные наказания применялись в школах во многих частях света, но в последние десятилетия они были запрещены в большинстве стран мира. Но они все ещеостаются остаются обычным явлением во многих странах Африки, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

Одной из стран, куда стремятся послать родители своих чад для получения хорошего образования и воспитания — Великобритания. Впервые телесные наказания в английской школе упоминаются в седьмом веке нашей эры. Монах Эдмир писал, что в первой «грамматической школе», основанной при Кентерберийском аббатстве, «За пять дней до Рождества все мальчики по традиции секлись связанными в узел бичами из бычьих шкур...». За малейший проступок: за кляксу, ошибку в произношении, неправильный результат в математике, учеников школы могли наказывать поркой.

Нельзя сказать, что они всегда безропотно сносили наказания. Они бунтовали, но их выступления жестко подавлялись поркой. Правда, были редкие исключения. Так, в 1851 году взбунтовался прославленный Мальборо-колледж, в результате чего в отставку вышел жестокий ректор, а пришедший на его место новый молодой и прогрессивный стал первым педагогом Британии, который узаконил организованные игры школьников как альтернативу дракам и хулиганским выходкам. До того времени игры в большинстве школ запрещались. Революционные новации Мальборо-колледжа на этом не закончились: много позже именно эта школа первой выступила с требованием запретить дисциплинарное битье розгами младших учеников старшими - иначе говоря, потребовала отменить узаконенную «дедовщину» в школьных казармах.

В английских школах как средство наказания был не только кнут, но и сам образ жизни в пансионах, особенно в духовных школах. Вот коротко описание нравов одной из бурс прошлого столетия: «Никогда не выходить за ворота в одиночестве; не разговаривать во время обеда; не оставлять на тарелке ни крошки; носить одежду без какого-либо орнамента, цветастости и прочих украшательств» и т.д. и т.п. Справедливости ради надо заметить, что воспитывать палкой принято было не только детей обыкновенных граждан, обучавшихся в государственных бесплатных школах, но и отпрысков привилегированного сословия, обучавшихся в элитных частных пансионах.

В ХХ веке, когда обучение стало совместным для мальчиков и девочек, из соображения приличия показательное наказание ремнем или розгами переместилось в кабинеты классных наставников или наставниц (в зависимости от пола провинившихся); в классе же стали практиковаться «легкие» наказания, вроде ударов линейкой по пальцам.

В государственных учебных заведениях в Англии телесные наказания практиковались с середины ХIХ века и до 1987 года, но в частных школах экзекуции формально позволялись до самого недавнего времени. Любопытно, что только в конце ХХ столетия министерство образования Великобритании своим постановлением отменило любых телесные наказания во всех без исключения школах королевства с перевесом всего лишь в три голоса.

По результатам проведенного среди британских учителей в 2008 году опроса, спустя более чем 20 лет после запрета телесных наказаний в государственных школах, оказалось, что каждый пятый учитель хотел бы вернуть практику использования трости в крайних случаях. А многие британцы, как показало проведенное правительственное исследование, считают, что отмена телесных наказаний в школах стала существенным фактором общего ухудшения поведения детей.

В разных странах отмена телесных наказаний происходила на протяжении длительного отрезка времени: Польша стала первой страной Европы, запретившей их в 1783 году, в Нидерландах запрет на телесны наказания существует с 1920 г, а в Канаде - с 2004 года. В настоящее время теоретически все государства-члены Совета Европы приняли меры для того, чтобы покончить с телесными наказаниями в школе. Во многих странах они были отменены также и во всех других учебно-воспитательных учреждениях и альтернативных группах продленного дня, вне зависимости от того, имеют ли они государственный, частный или общественно-добровольный статус. А вот в Израиле телесные наказания в любой форме строжайше запрещены Верховным судом Израиля. В прецедентном решении суда от 25 января 2000 года любое физическое наказание, включая даже «лёгкий удар по ягодицам или руке» со стороны родителей, признаётся уголовным преступлением, наказываемым двумя годами тюремного заключения. Этим решением суд усилил предыдущие прецедентные решения в том же духе от 1994 и 1998 годов

В ряде стран мира все еще практикуется наказание битьем палкой и применение других унизительных форм, которые запрещены законом в государственных школах. Многие школы Сингапура и Малайзии , как и некоторых африканских стран, используют наказание палкой (для мальчиков) в качестве обычного официального наказания за плохое поведение. В некоторых странах Ближнего Востока в таких случаях применяется бичевание.

В Индии нет школьных телесных наказаний в западном смысле. По определению, школьные телесные наказания «нельзя путать с обычными побоями, когда учитель набрасывается на ученика при внезапной вспышке ярости, что является не телесным наказанием, а жестокостью »". Верховный суд Индии запретил жестокость такого типа в школах с 2000 года, но введение его в действие идет вяло.

В США ситуация с телесными наказаниями в школах такова: отдельные штаты США имеют власть на их запрет. В 1867 году Нью-Джерси стал первым из американских штатов, запретившим телесные наказания в школах. Вторым был Массачусетс 104 года спустя, в 1971 году. Последним запретившим школьные телесные наказания стал в 2009 году штат Огайо .

В настоящее время такие наказания запрещены в государственных школах 30 штатов. В 20 штатах, в которых телесные наказания не запрещены, расположены в основном на юге страны. Частные школы большинства штатов свободны от этого запрета и могут избрать орудием воспитания специально изготовленным для этого деревянным паддлом . В основном, это христианскиеевангелические или фундаменталистские школы . Большинство публичных школ имеет детальные правила, по которым проводятся такие церемонии, и в некоторых случаях эти правила напечатаны в школьных руководствах для учеников и их родителей .

Многие школы предлагают родителям возможность разрешить или запретить телесные наказания к своим сыновьям или дочерям. Как правило, родители заполняют соответствующий формальный документ в школьном офисе. Во многих школьных управлениях такие наказания не применяются, если родители прямо не разрешили их. В других, наоборот, ученики наказываются телесно, если родители не запретили это прямо.

Одним из аргументов против телесных наказаний является то, что некоторые исследования показали их не настолько эффективными при управлении поведением учеников, как считают их сторонники. Эти исследования связывают телесные наказания с рядом неблагоприятных физических, психологических и образовательных последствий, включая « повышенную агрессивность и деструктивное поведение, повышенно деструктивное поведение в классе, вандализм, нежелание идти в школу, невнимательность, повышенный уровень количества бросающих школу, избегание школы и боязнь школы, низкую самооценку, боязливость, соматические заболевания, депрессию, самоубийства и месть учителю ».

На правленная против порки кампания Центра эффективной дисциплины , основываясь на данных федеральной статистики, оценивает количество выпоротых или избитых паддлом учеников в 2006 году в государственных школах США примерно в 223,000. Статистика показывает, что чернокожие ученики и ученики латиноамериканского происхождения избиваются паддлом чаще, чем белые.

Противники телесного наказания в США ведут борьбу за его полный запрет, но попытки принятия соответствующего закона на федеральном уровне пока успеха не приносят. Последние 14 лет по инициативе центра за эффективную дисциплину 30 апреля отмечается в США, как “день без порки”.

Введенная ювенальная юстиция в западных странах вообще запрещает какое-либо наказание ребенка. Но, с другой стороны, свобода в европейских странах внедряет в средние школы систему полового воспитания учащихся, по сути заключающаяся в натуралистическом описании половых отношений, включая и гомосексуальные. При этом ориентирована программа не столько даже на старшеклассников, сколько на малолетних детей.

В научном исследовании, проведенным проф. Ю.В.Пыльневым ("История народного образования Воронежского края. Конец XVII-начало XX века". Калининград, Аксиос, 2012) приводятся примеры наказаний в учебных заведениях дореволюционной России.

«Следуя старине, гимназическое начальство крепко верило в спасительную силу розги, хотя частый опыт и должен бы, кажется, в этом его разуверить. Это наказание приносило одни пагубные плоды: раздражая одних до неестественного в ребенке ожесточения и ненависти и пробуждая в нем отчаянную решимость, оно в других подавляло всякий стыд о очевидно развращало их нравственное чувство. То же можно сказать и о других наказаниях, придуманных хотя близорукими, но зато длиннорукими педагогами» (А.Афанасьев. «Народ-художник», М., 1986)

Дети оставались беззащитны перед системой наказаний. Очень немногие решались на протест, а основная масса школьников терпеливо ждала окончания учебы.

Какие же наказания применялись и за какие провинности? Вот что следует из выписки из штрафного журнала учеников гимназии и воспитанников пансиона, где указаны лишь виды взысканий, наложенных в 1851 г.

Розги:

    присвоение чужих вещей;

    мена книг без дозволения;

    леность, слабые успехи в науках;

    уклонение от классов, отлучка из кассов;

    курение табака;

    пьянство;

    драка в классе, драка с учениками уездного училища на улице;

    обман отца;

    нескромность в классе, свист на уроке.

Карцер:

    неаккуратное исполнение обязанностей старшего (на 3 дня);

    неточное выполнение обязанностей ученика;

    леность, упорная леность (на праздник);

    грубость учителю, дерзость (на хеб и воду на 3 дня);

    курение табака (на 1 день), изготовление папирос, имение в кармане табака и трубки (на 1 день), нахождение в квартире табака;

    неприличное и дерзкое обращение с учениками младших классов;

    злоба против сотоварища;

    поздние прогулки, самовольная отлучка в город (на 1 день и на колени на 3 дня); будучи наказан, ушел, будучи отведен в карцер, сказал, что ушел бы, если бы был не заперт (на целый день);

    несознание в проступке, шум и пр.; вынув билет, сказал другой номер;

    посылка за вином и питье вина в пансионе, распитие водки в пансионе;

    нехождение в церковь к обедне;

    сделание неприличного изображения на книге;

    затвор ставней в классе, чтение романа в классе (на праздничный день);

    брошение шинели в грязь и отказ ее поднять, изрезание скамьи (до 6 часов вечера);

    несоблюдение формы в одежде.

Также применялись и другие наказания, такие как, стоять на коленях, остаться на занятиях без места, вынесение выговора, в основном, за проявление лености. Как суровая мера наказания — увольнение из гимназии. Как видим, основным, было наказание за леностьненость и нарушение дисциплины. Несмотря на строгость в отношении проступков, дисциплина в уездных школах «хромал».

К акой-либо шкалы взысканий, в зависимости от проступков, не существовало. Мера и степень наказания определялись учителем по его усмотрению и немедленно. Грубые нравы, царившие в обществе, одинаков были присущи и учителям, и учащимся, вызывали взаимное озлобление.

Но особенно жестокими телесными наказаниями учеников отличались духовные училища. Семинаристов пороли нещадно. Об этом художественно ярко и исторически достоверно описал в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловский (1835-1863), который во время обучения в церковной школе сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или еще недосечен?»

В России физические наказания в русских школах были полностью отменены в 1917 году. Официальная советская педагогика с самого начала считала телесные наказания детей независимо от их пола и возраста неприемлемыми и недопустимыми. Даже в военные годы, когда проблемы школьной дисциплины, особенно в мужских школах, стали чрезвычайно острыми, они были категорически запрещены.

Вот что было написано о применении наказаний в инструкции, разработанной Управлением начальных и средних школ на основе приказа Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года "Об укреплении дисциплины в школе".

«.... поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания, применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личности самого учителя придается решающее значение..... У учителей должна быть разумная строгость и требовательность, педагог сам должен быть последовательным до конца и действительно добиваться со всей терпеливостью и настойчивостью, чтобы требования были выполнены. При дерзких выходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагог имеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но без крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы в словах учителя чувствовалось достоинство.

В начальных, семилетних и средних школах допускаются следующие меры наказания: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать, удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на Педагогический совет, исключение из школы (временно - на не свыше трех недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом.

Назначение наказания производится учителем, зав. учебной частью, директором и Педагогическим советом в зависимости от тяжести совершенного учеником проступка и от условий, его вызвавших. … необходимо соблюдать индивидуальный подход к учащимся: учитывать возраст ученика, общий характер его поведения до совершения данного проступка, в первый раз совершен проступок или повторно, случайно или с умыслом, каковы последствия проступка, затрагивает ли проступок одного ученика или целую группу учащихся, есть ли раскаяние у ученика, чувство огорчения и стыда, имело ли место добровольное признание или сокрытие и пр.»

Виды наказаний в школе: удаление с занятий, оставление после уроков как мера наказания за опоздание на уроки, за пропуск уроков по неуважительным причинам, снижение балла по поведению (является очень строгим наказанием), временное исключение из школы на срок не свыше двух недель, исключение из школы на срок от года до трех лет и направление ученика в школу с особым режимом являются крайними мерами наказания. Кроме применения указанных выше мер наказания, учителем, классным руководителем, зав. учебной частью, директором (заведующим) школы, поведение ученика может быть подвергнуто обсуждению в ученических организациях. Каждому педагогу очень важно обладать умением находить в любом ученике хорошие стороны, и, вызывая у воспитанника чувство достоинства и чести, опираться на положительные черты его характера, чтобы помогать ему изживать недостатки в его поведении.

Однако на практике эти нормы применялись далеко не всюду и не всегда. Хотя полномасштабной «ритуальной» порки в советской школе не было и быть не могло, подзатыльники, щипки и шлепки раздавались учителями и воспитателями довольно часто (особенно грешили по этой части военруки и физруки). Многое зависело от особенностей учебного заведения, социального происхождения учащегося и от того, готовы ли были родители его защищать.

Фото с сайтов: http://etsphoto.ru