Биографии Характеристики Анализ

Что такое группа продленного дня. Игры в группе продленного дня начальной школы

Неотъемлемой частью работы любого общеобразовательного учреждения являются ГПД. Что это такое? Аббревиатура ГПД расшифровывается, как Это настоящая «палочка-выручалочка» для родителей, которые работают на протяжении дня и не могут уделить время ребенку. После уроков вместе с учителем ребята не только смогут выполнить задание, но и весело провести время со сверстниками.

Задачи группы продленного дня

Всестороннее развитие личности каждого ребенка - основная задача ГПД. означает, что ребята, которые остаются в школе после уроков, не просто «убивают время» в ожидании родителей. Для учащихся разрабатывается программа обучения новых предметов, школьники могут посещать интересные кружки. Для учащихся 6-7 лет может быть организован дневной сон. Ведь уставший ребенок теряет интерес к обучению.

Педагоги, которые работают с ГПД не первый год, отмечают, что у ребят увеличивается внимание, память, они становятся более усидчивыми на основных занятиях. Связано это с правильной организацией времени детей. В домашней обстановке, напротив, школьники чувствуют себя более расслабленными, отсутствует дисциплина, присущая учебному учреждению.

ГПД - помощь отстающим ребятам

Не все школьники развиваются одинаково. Одному ребенку достаточно один раз прочитать материал, чтоб начать отлично в нем разбираться, другому же придется объяснить тему еще несколько раз. Планирование ГПД обязательно включает работу с отстающими ребятами. Пока остальные школьники заняты рисованием или лепкой, к примеру, учитель может заняться с ребенком индивидуально.

К остальным задачам ГПД можно отнести:

  • формирование полезных привычек у ребенка (складывать за собой в шкаф, убирать школьные предметы после обучения);
  • прививание навыков личной гигиены;
  • укрепление физического здоровья ребят;
  • развитие интереса к обучению;
  • развитие коммуникативных отношений ребят в конкретном коллективе.

Школьники, которые посещают ГПД, являются более социально адаптированными. Они легко находят общий язык с новыми ребятами, знают, как вести себя в той или иной непредвиденной ситуации.

Формы внеурочной работы с ребятами

Существует несколько вариантов работы с учащимися после основных уроков. Важное значение имеет самоподготовка в ГПД. Что это такое? Это организационная форма деятельности учащихся, которые остаются на продленный день в учебном учреждении, предусматривающая выполнение домашних заданий под руководством воспитателя. В ходе обучения у маленьких школьников формируются навыки самостоятельной работы, они учатся с первого раза выполнять задание качественно.

Клубный час - еще одна форма проведения времени в группе продленного дня. Воспитатель ГПД планирует занятие заранее. Это может быть урок рисования, лепки или музыки. Часто ребята посещают музеи, ходят на экскурсии. К могут привлекаться также и родители.

Преимущества посещения групп продленного дня

В группе продленного дня ребята младшего школьного возраста остаются под присмотром и при этом всесторонне развиваются. Это огромное преимущество, в первую очередь, для занятых родителей. Рабочая программа ГПД разрабатывается с учетом возрастных особенностей ребят. Школьники за несколько часов, проведенных в образовательном учреждении, успевают выполнить домашнее задание, пообщаться с ровесниками, узнать новую интересную информацию от воспитателя, отдохнуть физически.

План ГПД включает не только образовательные моменты. Школьники получают также качественное (на льготной основе или за счет родителей). В домашней же обстановке мамы и папы не всегда могут проследить, чем занимается и что кушает ребенок после школьных занятий.

Родители всегда хотят, чтобы малыш не только хорошо разбирался в школьной программе, но и занимался спортом, принимал участие в концертах и других внеурочных мероприятиях. Если школьник посещает класс ГПД, он может выбирать, чем ему заниматься дополнительно. В образовательном учреждении могут быть предложены спортивные секции, кружки изобразительного искусства, пения, танцев и т. д.

Режимные моменты

Ребята, которые посещают группу продленного дня, должны привыкать к определенному режиму. Навыки, которые будут выработаны в школы, сохранятся в будущем. Поэтому режим - еще одно преимущество ГПД. Что это такое? Что подразумевает понятие «режим»? Это означает, что ребята в одно и то же время обедают, спят (если речь идет о школьниках 6-7 лет), учат уроки, посещают кружки.

Режим для всех групп продленного дня приблизительно одинаковый. Сразу после окончания школьных занятий ребята, которые остаются на продленку, обедают, затем готовятся к прогулке на свежем воздухе, выходят на улицу. Затем следует самоподготовка. Ребята выполняют домашние задания, с некоторыми учащимися индивидуально занимаются учителя. По окончании следует досуговая деятельность (спортивные секции, кружки, экскурсии).

Требования безопасности

Безопасность в работе с ребятами - превыше всего. К работе с ними может быть допущен воспитатель ГПД, который прошел медицинский осмотр. Обязателен также инструктаж по охране труда. Эти условия должны соблюдать также работники кухни, помощники воспитателей, а также руководители кружков.

Школьники должны постоянно находиться под присмотром. Уроки для ГПД могут проводиться в специально отведенном кабинете. Недопустимо, чтобы ребята самостоятельно приходили в класс. Из одной аудитории в другую младшие школьники должны перемещаться в сопровождении воспитателя. Если ребенок посещает кружок, руководитель должен проводить его до кабинета, где будут проводиться занятия.

Во время самоподготовки ребята также должны находиться под присмотром воспитателя. Если педагогу необходимо покинуть кабинет, за школьниками смотрит Обязательно должно контролироваться положение ребят за партами, во избежание развития сколиоза, близорукости и других патологий.

Тематическое планирование ГПД

Четкий план проведения занятий педагогом должен разрабатываться еще в начале учебного года. Вся учебная программа может быть разделена на тематические периоды (по месяцам). План занятий группы продленного дня может быть следующим:

  1. «Здравствуй школа». В сентябре все занятия посвящаются первым дням обучения. На кружках и внеурочных мероприятиях ребята обсуждают, как прошло лето. Воспитатели интересуются, что интересного хотели бы узнать школьники в новом учебном году.
  2. «Золотая осень». В октябре в группах продленного дня начинается подготовка к осеннему балу. Ребята делают поделки из сухих листьев, на уроках музыки разучивают песни на осеннюю тематику.
  3. «Новые знания». В ноябре может быть запланировано посещение музеев, фабрик. Экскурсии вызывают интерес у школьников, стимулируют интерес к обучению.
  4. «Скоро Новый год». В декабре начинается подготовка к празднованию нового года. Все уроки для ГПД разрабатываются с учетом предстоящего праздника. Ребята разучивают стихи, песни, готовят новогодние украшения.
  5. «Зимушка-Зима». В январе обязательно должна быть запланирована зимняя прогулка. Ребята наблюдают за изменениями природы в холодное время года. Понравится школьникам и лыжная прогулка.
  6. «Прощание с Зимой». В феврале на занятиях по музыке ребята разучивают песни, посвященные Масленице, на занятиях по рисованию создают тематические открытки.
  7. «Праздник Мам». В марте вся внеурочная деятельность направлена на организацию предстоящего Международного женского дня.
  8. «Весна-Красна». В апреле воспитатель ГПД вместе с ребятами посещает ботанический сад или пар. Учащиеся изучают растения, которые просыпаются весной. На занятиях создаются тематические поделки.
  9. «Скоро лето». Май - окончание учебного года. Школьники подводят итоги, строят планы по поводу предстоящих каникул. Большую часть внеурочного времени ребята проводят на свежем воздухе.

Представленное планирование - ориентировочно. Каждый педагог может разработать собственную программу с учетом потребностей конкретного школьного коллектива.

Кто может посещать ГПД?

Оставаться на продленный день после основных школьных занятий имеют право все учащиеся младших классов. Но родители предварительно должны написать соответствующее заявление. Обычно процедура проводится на в начале учебного года. За пребывание ребенка в группе продленного дня никакая плата не берется. Это предусмотрено законом «Об образовании РФ». Единственно, за что придется заплатить родителям, это питание.

Подведем итог

Группы продленного дня - уникальная возможность для родителей правильно организовать день младших школьников в условиях постоянной занятости. Под присмотром квалифицированных педагогов ребята полноценно развиваются, вникают в общеобразовательные предметы, посещают интересные экскурсии и общаются с ровесниками.

Если есть такая возможность, отказывать ребенку в посещении ГПД не стоит. Заложенные на начальном этапе обучения навыки самостоятельности помогут организации дня уже взрослого ученика в будущем.

Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ШКОЛЕ (Методические рекомендации) Воспитатель ГПД Комарова Виктория Владимировна

Актуальность: Всесторонние развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучение, гармонично спланированный досуг, здоровье-сберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банально общение со сверстниками это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняют школьные группы продлённого дня. Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.

Цели ГПД Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.

Задачи ГПД 1. создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе 2. способствовать развитию навыков самообразование и повышать интерес школьников к обучению 3. развивать нравственные качеств личности 4. создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Основные формы воспитания в ГПД: Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии) Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация) Досуговые формы (прогулки, развивающие игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).

Основные воспитательные задачи и направления деятельности Индивидуальная работа с дежурными Отдых и деятельность на воздухе Обед Переключение на умственную деятельность Самоподготовка Занятия по интересам, творческие занятия Подведение итогов дня

Краткое теоретическое обоснование ГПД Соблюдение режима дня и режима питания. Выполнение домашнего задания под присмотром воспитателя. Формирование личностных качеств. Общение со сверстниками. Подвижные игры и игры на свежем воздухе. Ограничение просмотра телевизора и компьютерных игр. Творческое развитее. Защита от влияний уличных компаний в момент формирования личности ребёнка. Вот лишь краткий перечень того, что ГПД может дать ребёнку, при наличии грамотного, заинтересованного воспитателя. Следовательно,ГПД актуально и нужно в современной школе. Ну а насколько это действительно работает, мы сможем увидеть из анализа работы ГПД.

Воспитатель должен: Проверить посещение учащихся по журналу ГПД. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей. Узнать об особенностях домашнего задания. В случае необходимости посещать уроки учителей. При необходимости внести коррективы в план на день

При организации питания воспитателю необходимо: Организовать дежурство в столовой. Проверить чистоту рук и полотенец. Провести двухминутную этическую беседу. Следить за поведением детей в столовой. Оформить расчет в столовой. Проследить за организованным уходом школьников из столовой.

Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан: Организовать уборку и проветривание помещения. Проследить за одеванием детей и их одеждой. Сообщить план отдыха. Дать задание и распределить обязанности. Вести наблюдение за самочувствием детей. Проводить индивидуальные и групповые беседы. Подвести итог отдыха. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении Организовать предварительную подготовку мероприятия. Сообщить план работы. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность. Подвести итог занятия

Во время самоподготовки необходимо: Провести инструктаж. Определить время работы на каждый предмет. Выбрать консультантов (группа доверия).Проверить записи в дневниках. Организовать самостоятельную работу учащихся. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь. Проверка выполнения домашнего задания учащимися. Подвести итог самоподготовки. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо: Назначить дежурных на следующий день. Проследить за уборкой класса. Привести в порядок игровой уголок. Повести беседу с родителями. Подвести итог работы.

Воспитатель должен заниматься самообразованием: Постоянно работать над темой по самообразованию. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии. Работать над расширением общеобразовательного кругозора. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы. Своевременно знакомиться с нормативно-правовой документацией. Периодически проходить курсовую подготовку.

Документация воспитателя группы продлённого дня Положение о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня. Режим группы продлённого дня, утверждённый руководителем общеобразовательного учреждения. Перспективный план работы воспитателя на учебный год. Календарно тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели. Ежедневный план работы. План работы с законными представителями учащихся.Журнал группы продлённого дня.

Список литературы: 1. Леонтьева В. Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В. Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001. 2. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Группа продленного дня» 3-4класс 3.Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников Изд. 3-е, перераб., доп. - 176 с.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


При выборе школы, в которой планируется обучение будущего первоклассника, занятые родители могут поинтересоваться наличием и деятельностью специальной службы – группы продленного дня. Многим детям нравится посещать продленку, где они общаются с друзьями, с пользой проводят время. Ребята продолжают в нее ходить весь период начальной школы и не только потому, что остаются без контроля взрослых в послеобеденное время.

Организационные аспекты

1. Группа продленного дня в школе (ГПД) комплектуется к началу учебного года из числа учащихся образовательного учреждения. Родители пишут заявление с просьбой зачислить сына (дочь) в продленку. В документе обязательно указывают, как ребенок будет каждый день добираться домой после закрытия группы (самостоятельно покидать школу или его заберут взрослые).
2. Количество учащихся в ГПД определяется исходя из территориальных возможностей школы и ее наполняемости. Обычно оно составляет 25 человек. Возраст ребят – в основном, учащиеся начальной школы.
3. Занимается с детьми воспитатель с профессиональным педагогическим образованием. Он проверяет и помогает выполнить домашние задания. Воспитатель поддерживает тесную связь с классным руководителем школьника, его учителями-предметниками. Для того, чтобы в случае необходимости сообщить о непредвиденных обстоятельствах, произошедших с ребенком. Уточнить нюансы выполнения домашнего задания, получить консультацию. Воспитатель ГПД несет ответственность за соблюдение ребенком техники безопасности на игровой площадке, в столовой. Ведет необходимую документацию, контроль над посещаемостью. В работе учитывает возрастные особенности школьников.
4. Деятельность ГПД предусмотрена законодательством и прописана в нормативных актах образовательного учреждения. На заседании Управляющего совета и общешкольного родительского комитета школы решаются текущие актуальные вопросы (о сумме доплаты за горячее питание детей, освобождения некоторых категорий граждан от уплаты, организации сна первоклассников во второй половине дня).

Режим дня ГПД

Администрацией школы в соответствии с рекомендациями санитарно-гигиенических служб устанавливается режим дня для детей, посещающих группу продленного дня. Основными режимными моментами являются:
— Встреча. Воспитатель собирает ребят из ГПД после окончания всех уроков.
— Обед по установленным нормам.
— Прогулка не менее 2 часов.
— Самоподготовка после 15 часов. Для учащихся 1 класса – 1 астрономический час; 2-3 класса – 1,5 часа; 4-5 класса – 2 часа в общей сложности. Преимущество учебных занятий в продленке — это возможность ребенка самопроизвольно делать перерывы под наблюдением воспитателя.
— Полдник.
— Занятия по интересам (лепка, аппликация, рисование, настольные игры), посещение кружков дополнительного образования, спортивных секций.

Каждая семья самостоятельно решает вопрос о посещении ребенком ГПД: устраивают ли ее условия работы группы, сможет ли школьник готовить уроки в коллективе, а не в домашней обстановке. Не лишним будет послушать отзывы других родителей, чьи дети посещали продленку. Можно определив ребенка и наблюдая за ним, сделать правильные выводы.

Добрый день, дорогие читатели! 1-го сентября не для всех был праздничным и беззаботным днем. Многих родителей буквально «ошарашили» новостью, что с этого года — платная продленка в школе! Можно ли без нее обойтись? Что вам будет предложено за эти деньги? Плюсы и минусы группы продленного дня? Давайте разберемся.

Если ваш ребенок уже ходит в школу, или поступление в первый класс не за горами, то перед вами встает вопрос — как лучше организовать вторую половину дня школьника? И что может предложить вам школа? Платная или бесплатная продленка в 2016—2017 учебном году?

Для многих работающих родителей, если нет бабушек и дедушек, которые могут забрать ребенка сразу после уроков, продленка в школе является своего рода «спасением».

Продленка в школе — это вид внеурочной деятельности, которая существует в школе для детей младшего и среднего школьного возраста. После уроков ребенок идет в класс, где его встречает воспитатель группы, который организовывает времяпровождение ребенка до прихода родителей.

Обычно в режим ГПД входит: обед, прогулка на свежем воздухе (при хорошей погоде), выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций.

Вот примерный режим продленки:

До какого часа работает продленка, определяет директор каждой школы индивидуально. В большинстве школ ГПД функционирует до 18.00.

Конечно, условия пребывания в группе и режим продленки может отличаться в зависимости от возраста учащихся, в зависимости от школы — в каждой школе своя программа. Например, у учащихся начальной школы обед чуть раньше по расписанию, чем у старшеклассников. Для первоклассников по федеральному закону об образовании отсутствуют домашние задания, а значит, на продленке больше времени уделяется коллективным играм, прогулке и кружкам.

После уроков в школе начинают работать, помимо ГПД, различные кружки и секции. Это могут быть дополнительные занятия по английскому языку для учеников старших классов, фольклор и рисование для учащихся начальной школы.

Как выбрать кружок или секцию для своего ребенка вы можете прочитать в .

Платная продленка в школе: сколько стоит?

В 2016—2017 учебном году продленка в большинстве школ стала платной, как и кружки. Каждая школа устанавливает свои цены. На дистанционном образовательном портале prodlenka.org департамент образования опубликовал средний размер платы за ГПД. По Москве эта средняя стоимость составляет 2500 рублей ежемесячно.

При этом ученик может бесплатно после уроков оставаться в школе 2 часа. И должны предоставить 10 часов бесплатной еженедельной внеурочной деятельности.

Плюсы и минусы продленки

Преимущества продленки

  • Ребенок под присмотром

Большинство родителей работают до 18.00. Если рядом нет близких родственников, которые могут забрать ребенка из школы и посидеть с ним до прихода мамы или папы, то группа продленного дня — прекрасный выход из ситуации. Воспитатель группы продленного дня несет полную ответственность за вашего ребенка.

  • Горячий обед

Вы можете не волноваться, что ваш ребенок будет ходить голодный. На продленке его обязательно накормят. Причем обедом из четырех блюд: первое (горячий суп); второе (гарнир с мясом или рыбой), овощной салат и компот.

  • Друзья

Общение с одноклассниками и своими сверстниками во внеурочное время помогает ребенку найти друзей, а значит и стать уверенней. Здесь ребята могут спокойно пообщаться, играть в совместные игры, объединяться в кружки по интересам. Для первоклассников продленка, сплачивая класс, облегчает период адаптации к школе. (Более подробно про адаптацию к школе читайте в нашей статье).

  • Кружки

У работающих родителей не всегда есть время на посещение с детьми различных секций, разъезжая с малышом по всему городу, даже если они располагаются в одном районе. На дорогу уходит много времени. На продленке в школе ребенку будет предложена различная внеурочная деятельность в стенах самой школы, что, согласитесь, очень удобно.

  • Помощь с уроками

Выполнение и проверку домашних заданий школьники выполняют под присмотром педагогов. Соответственно, они могут помочь при появлении трудностей. А родителям не придется после рабочего дня, до ночи сидеть вместе над уроками. А можно провести это совместное время с ребенком за делом, приносящим всем удовольствие, например играми, чтением, прогулками и т. д.

  • Прогулка

Для всех очевидна польза прогулок на свежем воздухе. Но сегодня мы все куда-то спешим, и даже если забираем ребенка из школы пораньше, то бежим скорее домой, т.к. там нас ждет много важных дел. А большинство детей, которые сегодня предназначены сами себе, прогулке предпочитают различные гаджеты (телефон, компьютер, планшет).
А на продленке с детьми в хорошую погоду обязательно гуляют ежедневно. Прогулка может составлять от часа до двух, что не может не радовать родителей.

Возможные минусы продленки

Этот пункт очень важен, особенно для первоклассников, когда идет период , привыкание к новому режиму и учебным нагрузкам. Многие дети уже не ложатся спать в этом возрасте, но возможность прилечь отдохнуть у детей начальных классов должна быть. Школа, к сожалению, этого дать не может.

  • Нет личного пространства

Ребенок находится в социальной группе, постоянно вынужден находить и налаживать контакт со сверстниками и со взрослыми педагогами. В школе существуют правила и рамки, за которые ученики не могут выйти и должны их придерживаться. Например, если ваш ребенок не хочет идти на прогулку, а хочет это время уделить чтению, то на продленке такой возможности у него не будет. Если класс идет на прогулку, то в помещении никакого другого педагога не остается, и все дети без исключения выходят на улицу.

  • Долго сидят за партой

Если погода плохая, то дети проводят все время в классе, что вредно для физического здоровья. Особенно, как вы можете догадаться, мало кто сидит за партой правильно. Отсутствие двигательной активности и возможности сменить положение отрицательно влияет на учащихся: они больше устают и утомляются.

  • Качество питания

Конечно, домашняя еда всегда вкуснее. Что может быть лучше для ребенка, чем приготовленная с любовью мамой еда? Но с 2016 года родители могут самостоятельно, участвуя в совете школы, проверять качество работы школьной столовой. Это повысит ваше спокойствие за безопасное питание вашего ребенка в школе.

  • Отсутствие хорошо организованного досуга

В школе есть узкий круг кружков. А некоторые из них переполнены учащимися. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок профессионально занимался спортом или творческими направлениями, то, конечно, навряд ли школа сможет вам этого предоставить- и по отсутствию условий, и по нехватке высококвалифицированных узких профильных специалистов (например, тренер по плаванию или педагог по вокалу).

  • Плохой воспитатель

К сожалению, как и в любой профессии, и среди педагогов есть люди с талантом от Бога, а есть, скажем мягко, неквалифицированные специалисты. Ребенок может гулять на улице и быть одет не по погоде, воспитатель, вместо организации совместной деятельности с детьми, может сидеть в своем телефоне, или просто грубо разговаривать со школьниками. Если у вашего ребенка нет контакта с воспитателем группы продленного дня, то все это время будет не только мешать его учебе, но и будет являться психологическим стрессом. Поэтому обязательно познакомьтесь с педагогом лично. Поговорите с другими родителями, почитайте отзывы о ГПД в вашей школе. А в случае халатности со стороны воспитателей, сразу идите с жалобами к администрации.

  • Недостаток внимания родителей

Дети, видя, что других забирают из школы раньше, а их нет, скучают еще больше по своим родителям.

Один дома

Есть еще один вариант, при котором родители работают, а ребенок не остается на продленке, а самостоятельно добирается до дома и ждет родителей.

В странах за рубежом существуют федеральные законы, запрещающие оставлять ребенка одного дома до достижения им 10−12 лет, а в некоторых странах до 14 лет. В России такого нет. Каждый родитель решает это сам для себя, в зависимости от семейной ситуации, удаленности школы от дома, самостоятельности ребенка.

Как определить, готов ли ваш малыш остаться дома один?

  • Он сам не боится остаться дома в одиночестве. Может долгое время играть самостоятельно.
  • Он владеет навыками самообслуживания. Может подогреть себе еду, налить попить, умыться и т. д.
  • Владеет информацией. Знает свои имя, фамилию, отчество и ФИО своих родителей, свой адрес. Он умеет пользоваться телефоном. Знает ваш номер, номера служб спасения.
  • Знает основы безопасности и понимает что можно, а что нельзя. Нельзя трогать розетки, самостоятельно включать утюг, разговаривать с незнакомыми людьми и т. д.
  • Он ответственен. Вы знаете, что если вы его что-то просите, то это будет сделано.

В любом случае, нужно постепенно увеличивать время, когда ваш малыш остается дома один. Начиная с 15−30 минут, пока вы просто выходите в магазин. Таким образом, такая обстановка ему будет знакома и привычна и не вызовет у него тревоги.

На случай, если он чего-то испугается, появятся вопросы — он всегда должен иметь возможность связаться с вами. И вы будете спокойны, что вы вернетесь домой в целую квартиру и к здоровому ребенку.

Некоторые дети в 10 лет готовы самостоятельно добираться до дома, и родители доверяют их самостоятельности и ответственности. А некоторые дети и в 14 лет не могут подогреть себе еду и боятся одиночества. Многое зависит и от самих родителей. Даете ли вы свободу своему ребенку в рамках допустимого, конечно? Или тревожитесь за каждый его шаг и чрезмерно его опекаете?

Если ваш ребенок после уроков самостоятельно возвращается домой, то и выполнение домашних заданий полностью ложится на его плечи. А значит, и на ваши плечи, дорогие родители. Тут я имею в виду, конечно, не то, что вы должны делать с ним уроки вместе, а то, что при возникновении трудностей и вопросов, вы должны быть готовы уделить этому время. Лучше распланировать совместно с ребенком режим дня и постараться его придерживаться.

Какой итог мы можем подвести? Бесплатная продленка ушла в прошлое, впереди — развитие платных услуг на базе школ. В любом случае — это выход для родителей, которые не могут забрать ребенка сразу после уроков.

Главное — поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы при возникновении у него каких-то трудностей и личных переживаний на продленке, на секции, дома вы сразу об этом узнали и смогли вовремя среагировать на происходящее.


Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: стремиться к тому, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Людмила Васильевна

воспитатель ГПД,

ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»

Группа продленного дня

как условие становления личности ребенка

На сегодняшний день в обществе существует проблема качественного досуга детей младшего школьного возраста. С одной стороны – большое количество центров развития и домов детского творчества, спортивных секций, а с другой – занятость родителей, нарушение внутрисемейных отношений, предпочтение детьми в свободное время компьютерных игр и телепередач.

После уроков часть детей из школы уходят домой, а часть – остается в группе продленного дня. И может показаться, что именно дома комфортнее ребенку, именно там он чувствует себя свободным, становится самостоятельным, учится организовывать свое свободное время. Но это не так. Психологические и медицинские исследования доказывают, что ребенок младшего школьного возраста не должен быть предоставлен самому себе, так как в силу недостаточной развитости волевых качеств, невозможности самостоятельного планирования, отвлекаемости досуг проходит бесцельно, бесполезно, а зачастую и вредит психическому и физическому здоровью ребенка. Младшие школьники еще не умеют оптимально использовать свободное время для своего физического и личностного развития. Характер младшего школьника имеет такие особенности, как импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник еще не умеет длительное время преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения со сверстниками, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Даже самые любящие родители не могут в полной мере самостоятельно реализовать возрастные притязания младшего школьника, так как полностью раскрыться он может только в коллективе сверстников, и активно используют систему дополнительного образования в ДДТ, спортивных секциях и т.п., что, конечно же, хорошо. Но в настоящее время большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, поэтому выбор ими для своих детей ГПД совершенно очевиден. Родители убедились в том, что пребывание ребенка в школьной ГПД помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное).

ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Задача воспитателя ГПД заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы. Занятия в ГПД способствуют также формированию системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Доброжелательная обстановка, внимательное отношение, помощь друг другу, взаимовыручка – необходимые условия для личностного развития учащегося, учебной, досуговой, оздоровительной деятельности , которые мы создаем в группе продленного дня для младших классов.

Строгий режим дня , соблюдаемый в ГПД, просто необходим ребенку младшего школьного возраста. Режим дня помогает детям научиться эффективно распределять свое время, способствует снижению импульсивности, формированию волевых качеств.

Обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе влияют на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Те же дети, кто уходит после школы домой, как правило, на прогулку уже не выходят.

Организовано полноценное горячее питание . Плата за питание невелика, предусмотрены значительные скидки для детей из многодетных и малообеспеченных семей.

Всегда рядом в школе для оказания необходимой медицинской помощи присутствуют врач и медицинская сестра.

Дети, посещающие ГПД, быстро овладевают навыками самообслуживания ; дежурства по классу, по столовой, в кружках способствуют развитию этих навыков.

В начале учебного года обязательно вырабатываются совместно с детьми Правила общения : свободного, спокойного, конструктивного. Эти правила помогают в развитии волевых и нравственных качеств учащихся, в профилактике неадекватных эмоциональных реакций, в формировании эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Тесная связь воспитателя ГПД с учителем позволяют глубже понять ученика, найти именно тот подход к нему, который поможет ребенку лучше раскрыться, реализовать свой потенциал.

Общение с родителями детей, посещающих ГПД, как правило, более тесное и доверительное, так как воспитатель большую часть времени проводит с ребенком, общается, наблюдает за ним в разных ситуациях и может дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка, организации его досуга, помочь наладить детско-родительские отношения.

Сами педагоги школы и воспитатель ГПД заполняют свободное время детей увлекательными творческими занятиями, мероприятиями, играми. Работают всевозможные бесплатные художественные кружки, спортивные секции , которые (по выбору) посещают все дети ГПД. Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. В младшем школьном возрасте значительное место занимают настольные игры с правилами . Участие в играх способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияют на нравственное развитие. С интересом дети участвуют в дискуссиях на различные темы, что учит детей аргументированно выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, уважать чужую точку зрения.

Выполнение домашних заданий – обязательное условие пребывания детей в ГПД. В целом за время обучения в начальной школе у ребенка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, предпосылки для широких познавательных возможностей; он должен успешно освоить программу; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Активно используется взаимопомощь детей: когда один ребенок чему-то научился, понял материал, а другой попросил объяснить. Каждому ребенку дается шанс стать для кого-то помогающим, и дети становятся интересными друг для друга людьми, объясняющий чувствует себя значимым ценным человеком. Так закладываются основы эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе, поддерживается интерес к учебной деятельности.

Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: стремиться к тому, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Интересно то, что дети, посещавшие «продленку», сохранили о ней только добрые и хорошие воспоминания и, повзрослев, очень хорошо отзываются о группах продленного дня.