Биографии Характеристики Анализ

Женщина-инвалид: право быть женственной. Женщины инвалиды: есть ли у них право на материнство

По вечерам, возвращаясь домой, я обычно подрабатывал на своей машине. Вообще по профессии я шофер: в молодости гонками увлекался, на такси работал, на самосвалах. Как-то на дороге под дождем увидел голосующую женщину. Она была в джинсах, куртке и без зонта. Промокла, хоть выжимай. Я притормозил, а она улыбнулась: «Спасибо. До протезного завода не подбросите?» Помню, спросил, что за завод такой. А она, словно о самом обычном: «А у меня ног нет. На примерку новых протезов еду». От неожиданности я чуть на встречную не вылетел. Пока ехали, разговорились - и такой симпатичной мне показалась Наташа, что я не утерпел, попросил телефон. Потом долго раздумывал: позвонить или нет? Понимал - тянет к ней, но разве я вправе ухаживать «просто так», намекнуть на отношения и пару раз встретиться? Я сомневался в себе: какие могут быть еще перспективы в отношениях с инвалидом? Месяц я с собой боролся, не звонил. А однажды все-таки не выдержал. Сильно зацепила меня эта женщина - открытостью своей, что ли?

Мы стали с Наташей встречаться. И вот что интересно: я всегда считал, что женщины хитрее нас, мужчин. Был у меня такой опыт: вроде бы она к тебе хорошо относится, но может использовать как игрушку. А Наташа… Она настолько теплой, настоящей оказалась. Это было такое совершенно новое, удивительное, нежное чувство, что я ездил к ней за город чуть ли не каждый день. Лишь бы просто ее увидеть. Сам себя не узнавал: опытный, взрослый мужчина, а боялся к ней даже прикоснуться.

Однажды осторожно попытался узнать - что же с ней случилось? Она рассказала, как ребенком попала под поезд, как машинист, белый от ужаса, принес ее в больницу на руках. Наташу спасли, но ноги пришлось ампутировать ниже колена. В десять лет Наташа впервые встала на протезы. Но до этого ей пришлось перенести три сложнейших операции. Потом уже на своих «ногах» она училась в интернате, а позже поступила в педагогический институт и окончила его с красным дипломом. Если честно, я никогда не думал, что женщина может быть такой сильной… Но Наташа такой и оказалась. Она работала в школе. Дети ее очень любили. Умная, милая, образованная… Ей было тридцать лет, и у нее никогда не было мужчины.

Несколько месяцев я ходил как под гипнозом. Первый раз ее поцеловал - а она в слезы: «Я была уверена, что у меня не будет любви. И вдруг ты...» Как я ее уговаривал довериться мне!.. В первый раз все произошло у меня дома. Мы выпили шампанского, Наташа расслабилась. В тот момент во мне и проснулось желание. Я не задумывался: что будет дальше? Как будет? Она попросила: «Отвернись!» А когда я опять повернулся, то испытал шок: она в постели, а «ноги» отдельно, около стены стоят. Закуталась в одеяло, глаза нежные, ждущие. Стиснул ее в объятиях, и голова пошла кругом. Я забыл, что у нее нет ног, забыл, что она инвалид, обо всем забыл. Я ласкал любимую женщину, целовал ее культи, а она плакала.

Когда я предложил ей выйти за меня замуж, она отказала. Сказала: не хочу, чтобы ты меня жалел. А я не жалел - только это мне пришлось ей доказывать целый год. Мы поженились осенью, а зимой Наташа забеременела. Когда мы пришли с ней в женскую консультацию, собралась чуть ли не половина врачей: «Не боитесь рожать?» Но моя жена родила, девочку.

Жили мы хорошо. Все решения в семье принимали вместе. Но я всегда чувствовал себя главой семьи. Только с Наташей я, кажется, понял, что такое настоящая любовь. Она всегда как-то очень тонко умела найти нужные слова. Помню, как с работой возникли проблемы, как долго я искал другую. А она вдруг пришла ко мне с просьбой: «Знаешь, так хочется на каблуки встать. Не поможешь?» Какие каблуки?! Но все-таки я решил попробовать. Отыскал специальную литературу по протезированию, раздобыл через знакомых материал, подклеил войлок и поднял стопу на целых семь сантиметров. Как же Наташа обрадовалась: «Даже ходить стало легче!» Я очень гордился: «Ты у меня еще на шпильках танцевать будешь!» И правда. Я и это сделал. Потом стал помогать еще кому-то из ее давних подруг, начал брать другие заказы...

В конце концов меня пригласили в ортопедический институт на работу. Наташа все время рядом была, подбадривала: «У тебя получится!» Протез сделать сложно. Пробуешь одну гильзу, другую. Не подходит! Но бросить нельзя - я ведь «сочинял» протезы и для искалеченных ребят из горячих точек. Помню один сложный случай, парень тогда жить не хотел. Но я сделал ему протез. И он на своих «ногах» из госпиталя ушел.

Ни к одной женщине у меня больше не возникло настоящего чувства

Вместе мы прожили 15 счастливых лет. А потом Наташа заболела, ей поставили диагноз: рак. Она держалась за жизнь изо всех сил. Я уволился из института, засел дома, чтобы быть с ней... Но лечение не помогло. И для меня начались совсем черные дни. Приду домой - а Наташи нет. Я тогда начал было пить - но ведь рядом дочка-подросток...

Через несколько месяцев, когда боль понемногу стала отпускать, подступило одиночество и я решился зайти в интернет. Сегодня многие так знакомятся. Понравилась мне одна женщина, мы встретились, но с сексом у меня не получилось: я как будто ничего не чувствовал, мне было даже неприятно. Помню, подумал, что, наверное, нужно, чтобы прошло еще больше времени... Но ни к одной женщине так у меня ничего и не возникло.

Время идет, ничего не меняется - я и сегодня Наташу узнал бы из тысячи женщин... по запаху. Он у нее всегда был особенный: гильзы у протеза кожаные. Смешается запах кожи с ее духами, естеством - и от желания у меня скулы сводит. А может быть, нужно дать объявление: «Ищу женщину-инвалида»? Возможно, дело в том, что я неуверенно чувствую себя с обычной здоровой женщиной и только женщина с физическим недостатком способна любить как в последний раз?

«Открыться любви» - мнение психолога

«С Натальей Александр пережил опыт истинной любви, подлинных отношений, вот почему сейчас ему так сложно найти им замену», - считает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. Вторые отношения всегда будут в тени первых. И дело не в том, что у Натальи не было ног, а в том, как она относилась к жизни, - как смело, стойко, без злобы приняла этот факт. Александр скорее был потрясен не ее инвалидностью, а ее жизнестойкостью.

Те из нас, кто был любим, умеют любить сами. И в результате им проще найти партнера. Просто надо искать, не снижая планку, вот и все. Не торопиться: если люди прожили 15 лет вместе, как минимум 15 месяцев надо воздерживаться от новых отношений. И понимать, кого они ищут - человека для пробных отношений (как часто бывает в интернете) или личность с большой внутренней силой. Инвалидность здесь не главное. Можно предположить, что и среди здоровых людей есть те, кто обладает удивительной жизнестойкостью. И среди инвалидов достаточно тех, кто кому угодно испортит жизнь...

Анна Чарторижская приехала в Москву из города Железногорск Курской области, когда ей было двадцать лет. Девушка сняла квартиру, нашла работу. Постепенно обрастала друзьями, строила планы, жизнь шла своим чередом, ей исполнилось 24. Прекрасный возраст, когда все только начинается...Однажды вечером Анна почувствовала внезапную резкую боль в спине. Она упала, но смогла добраться до телефона и вызвать "скорую", а как только вызвала, поняла - у нее отнялись руки.

"Прищепка"

У меня резко повысилось давление, лопнул сосуд, образовалась гематома, которая поджала ствол спинного мозга", - рассказывает Анна.

На врачебном сленге это называется "прищепка". Она провела четыре часа на операционном столе, дес

ть дней в реанимационной палате и еще шесть месяцев в больнице.

"После операции ко мне пришел мой лечащий врач и сказал, что у меня отнялись ноги, что теперь я - инвалид", - вспоминает Анна.

Она ответила тогда доктору, что ничего у нее не отнялось, что она встанет и пойдет...

А потом были пролежни до костей, пластические операции. Ее кормили с ложечки, она училась переворачиваться без посторонней помощи с боку на бок, разрабатывала кисти рук и пробовала сидеть.

"Все попытки сесть заканчивались обмороком"

"Мама меня держала, и я могла сидеть тогда считаные секунды, потом теряла сознание. Это были самые морально тяжелые месяцы моей жизни. Потому что я думала тогда: если я не могу сесть, то как же я буду ходить?" - говорит Анна.

Сидеть она училась шесть месяцев, потом начались попытки вставать. Три с половиной года ушли на то, чтобы научиться делать первые двадцать шагов.

"Да, она их делает при помощи ходунков, и пока эти шаги ей очень тяжело даются, но она их делает, - говорит тренер-реабилитолог Илья Жогов. - Вы не представляете, какой для нас это прогресс. Даже младенцу первые шаги и то легче даются".

В том, что Анна когда-нибудь непременно откажется от инвалидной коляски, тренер, работающий с девушкой, не сомневается.

"Аня у нас человечек упрямый такой, я бы даже сказал - упертый. Поэтому вот все, что она задумала - а она хочет и на коньках кататься, и танцевать - я уверен, она этого добьется ", - считает Илья Жогов.

Работать Анна начала еще в больнице

Упрямства в хорошем смысле этого слова Анне и впрямь не занимать. В это трудно поверить, если не увидишь собственными глазами, как, сидя в инвалидной коляске, она сама готовит себе еду и прибирается в квартире.

Анна давно могла бы уехать из Москвы обратно к маме, получать там пенсию по инвалидности и всю оставшуюся жизнь жалеть себя. Но она поступила иначе: уже в больнице, когда еще и сидеть-то не научилась, стала работать.

"На животе у меня лежал ноутбук, в руке мобильный телефон. Моя работа заключалась в том, что я была на телефонной связи с клиентами, - рассказывает Анна. - Компания, которая мне платила за это деньги, занималась обустройством выставочных стендов на различных площадках Москвы".

Оплакивать себя ей было некогда, она понимала - надо любыми путями "выбираться" из больничных коридоров, возвращаться к жизни.

"Я пока не хожу, но я могу работать головой и руками"

Сейчас Анна - индивидуальный предприниматель. Оказывает посреднические услуги владельцам частного грузового автотранспорта, ищет для них заказы - грузы, получает за это комиссионные.

"Я пока не хожу, но я могу работать головой и руками, тем более что для этого мне нужны только компьютер и телефон. Опять же работаю я на себя, не надо никому в ноги кланяться и объяснять, что я, мол, инвалид первой группы, пенсия в 12 тысяч рублей, а жить хочется нормально. Я знаю, что по статистике Минздравсоцразвития в России работает только каждый седьмой инвалид, и не потому, что им тяжело, а просто работодатель 150 раз подумает, прежде чем заключит с таким человеком трудовой договор ", - говорит Анна.

Вообще-то, работать на себя, а не на чужого дядю она хотела всегда. А теперь, по ее словам, "карты сами так легли, что путей к отступлению просто быть не может".

Анна решила, что в ближайшие три года она создаст собственную компанию по грузоперевозкам.

"Да, я хочу, чтобы у меня и машины были, и водители, работающие в моей компании, и чтобы грузы мы не только по России доставляли, но и за границу возили", - рассказывает Анна.

Студентке в инвалидной коляске никто поблажек не делает

Для того, чтобы знать про транспортную логистику все, Анна поступила в Государственный университет управления. Выбрала заочное отделение, контрактную основу - и сейчас она уже на четвертом курсе.

"Поначалу, я не скрою, мне было немного боязно. И дело не в пандусах, широких дверных проемах или просторных лифтах, все это имеется в нашем университете. Это, конечно, важная составляющая, но еще важнее было для меня - отношение ко мне других студентов. Я думала, придется доказывать, что мои физические ограничения и умственные способности не связаны между собой", - говорит Анна.

Но Анна боялась напрасно, в первый же день занятий она как-то плавно влилась в коллектив, еще через некоторое время ее выбрали старостой группы.

"Так получилось, что я по первому образованию специалист по социальной работе. Поэтому я за то, чтобы люди с ограниченными возможностями учились в совершенно обычных вузах", - излагает свою точку зрения студентка Государственного университета управления Мария Осинцева.

Однако на практике далеко не каждое учебное заведение готово принять в свои студенческие аудитории инвалидов. Инклюзивное обучение для России - по-прежнему дело новое.

"Наверное, это происходит потому, что все-таки у нас для таких людей еще слишком много физических преград, - говорит доцент кафедры Управления на транспорте ГУУ Елена Черпакова. - А что касается моральной стороны дела, то я убеждена - они должны находиться в обычных студенческих группах. Хотя бы для того, чтобы остальные учащиеся смогли почувствовать себя просто людьми".

"Вы знаете, Анна Чарторижская у нас не единственная учащаяся с ограниченными возможностями, - вступает в разговор директор Института открытого образования ГУУ Лариса Расихина. - У нас сейчас три таких студента обучаются, и выпускники уже были. Я хочу сказать, что наши преподаватели с большим уважением относятся к ним, поскольку, мы понимаем, что этим людям бывает трудно там, где другим легко".

Но к оценкам за успеваемость это не имеет никакого отношения. Тут уж, как говорится, что заслужил, то и получил.

"Поблажек студентке Чарторижской в нашем университете никто не делает. Анна занимается стабильно хорошо, но оценки у нее, как и всех, бывают разные, - говорит Лариса Расихина. - Т.е. здесь как раз речь идет о результатах обучения и неважно, есть какие-то ограничения по здоровью, или нет".

Сама же Анна не сомневается в том, что все ее трудности со здоровьем - явление лишь временное.

С рождения. У нее редкое и очень тяжелое заболевание – спинальная амиотрофия. За 36 лет Ирине пришлось многое пережить. В надежде изменить свою жизнь несколько лет назад она приехала в Москву. Самая главная мечта Ирины – родить ребенка. Ирина часто заходит в детские магазины – пока только посмотреть. Но очень надеется, что когда-то сможет покупать игрушки и одежду и для своего малыша. Близкие друзья не верят, что в таком состоянии Ирина сможет выносить и родить ребенка. Врачи говорят: это опасно для жизни.

У Светланы Захаровой тоже была мечта – родить ребенка. И она ее осуществила. У Светланы не действуют ноги, по квартире она передвигается в инвалидной коляске, а по улице – при помощи рук. Но это не помешало ей родить сына Егорку. Сейчас Светлана мечтает о дочке, да и Егор просит сестренку.

В студии программы «Свобода и справедливость» пытаются понять, почему инвалид — колясочник, которая сама не может себя обслуживать, так жаждет иметь ребенка, имеет ли такая женщина право на материнство.


Ирина Ломтева – инвалид с рождения. У нее редкое и очень тяжелое заболевание – спинальная амиотрофия. За 36 лет Ирине пришлось многое пережить. В надежде изменить свою жизнь несколько лет назад она приехала в Москву. Самая главная мечта Ирины – родить ребенка. Ирина часто заходит в детские магазины – пока только посмотреть. Но очень надеется, что когда-то сможет покупать игрушки и одежду и для своего малыша. Близкие друзья не верят, что в таком состоянии Ирина сможет выносить и родить ребенка. Врачи говорят: это опасно для жизни.

ИРИНА ЛОМТЕВА, инвалид-колясочник, мечтает родить ребенка:
Для меня быть счастливой – конечно, это ребенок. Это самое главное, что может сделать человек в своей жизни. Ребенок для меня — это смысл жизни и цель жизни. Я из Уфы. Бросила все и приехала в Москву. Нашла людей, которые меня привезли, нашла квартиру, где я могла остановиться. Сначала сюда уехал мой любимый человек. Я поехала за ним, прежде всего, для того, чтобы поменять вообще свою жизнь, потому что дальше был просто тупик. Было очень много трудностей, когда я приехала. И мой любимый человек просто не выдержал. Поэтому пока я одна. Сначала было очень трудно, но потом я нашла работу. Пока я справляюсь. Конечно, хотелось бы чьей-то помощи, но пока приходится быть одной. Я работаю на компьютере, на телефоне. Мне хватает на квартиру, хватает оплачивать сиделку. Сама я не вообще не могу ничего абсолютно – ни покушать, ни в туалет сходить. Естественно, мне нужен человек, который мне помогает. Это была самая основная трудность, когда я приехала в Москву, потому что люди попадались всякие. Бывало, что я подолгу оставалась голодной, просто меня было некому покормить.

СВЕТЛАНА ХОХЛОВА, правозащитник, Московское общество инвалидов: А если бы в это время был с вами ребенок, то как бы вы? Вот вы представьте: в это время с вами ребенок, сиделка ушла. Дальше что? Я тоже инвалид-колясочник, поэтому я имею право задавать эти вопросы. От здорового человека вам обидно слышать, а я такой же инвалид с детства, и я прошла это. У меня тоже есть дети, внуки и правнучка. Я в детстве перенесла полиомиелит, и я была прикреплена к поликлинике МВД СССР. И мне гинеколог там сказала: «Свет, если ты забеременеешь, мы тебе сделаем принудительный аборт». Но я, поразмыслив, решила: «Света, в 20 лет надо родить». Но вы меня простите, у меня за спиной была хорошая , у меня папа был доктор, профессор, завкафедрой, и мама. И я знала, что я этого ребенка подниму, и у меня руки здоровые. А не было бы этой поддержки, я бы никогда не родила. Мы за ребенка отвечаем. Вот мы его родили, и мы больше даже, чем здоровые люди, за него в ответе.

НАТАЛЬЯ КАРПОВИЧ, депутат ГД РФ 5-го созыва: Если женщина смогла себя собрать, приехать в другой город, обеспечить себя… Не каждый здоровый человек себя может так обеспечить. Нам всем кто-то помогает, даже здоровым людям. Я хочу сказать, что я понимаю всех, кто в этой студии, потому что в 15 лет у меня была позвоночника. И диагноз врачей был достаточно жестким: мне сказали, что у меня не будет детей, а если я когда-то попробую родить, то тот нерв, который был чуть-чуть сохранен, он может окончательно лопнуть, и у меня не будет импульса, я не смогу ходить. У меня сегодня пять своих детей и один приемный из детского дома. В зале столько врачей, которые занимаются именно этой областью. Я ни от одного не услышала, чтобы он сказал: давайте попробуем, посмотрим, что с вами. Она – человек разумный, разумная женщина. Если не получится, она это поймет. Ну почему нужно на корню рубить мечту?

ЕВГЕНИЙ ПОНАСЕНКОВ, режиссер: Я считаю, что с моральной точки зрения Ирина не имеет права стать матерью. Потому что ребенок будет сразу во многом обделен.Когда делаете ребенка, вы должны понять, что он должен иметь достойное воспитание, он должен иметь возможности физиологические и душевные от родителей, чтобы они давали ему свои руки, ноги – гулять, в туалет, к врачу и так далее, и так далее. И нельзя обрекать изначально ребенка на катастрофическое существование. Я уж не говорю про наследственность.

НАТАЛЬЯ ПРИСЕЦКАЯ, руководитель общественной организации поддержки родителей с инвалидностью: А я хочу сказать, что мы находимся не в безвоздушном пространстве, а живем в государстве и в обществе. Государство должно нам помогать, и должны быть программы поддержки. Мы – граждане, я уверена, что девушка тоже платит налоги, как и мы, и она, конечно, вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства. Я против того, чтобы детей изымали из семей, даже если сложная ситуация. Я считаю, что если в семье сложная ситуация, а в данном случае она сложная, государство должно помогать.

Женщины-инвалиды лишены возможностей образования, сексуального самовыражения и шансов стать родителями . Поскольку материнство обществом обычно воспринимается в качестве наивысшего женского достижения, женщины с инвалидностью не могут реализовать себя из-за общественных установок, государственной политики и культурных норм, которые поддерживают данные стереотипы. В мире, где прославляется «телесная красота» - молодое атлетическое тело, - женщины с инвалидностью испытывают особую дискриминацию. Инвалидизирующие стереотипы представляют женщин-инвалидов как недостаточно женственных, асексуальных или не способных вырастить своих детей, иными словами, отказывают в атрибутах, приписанных «нормальным» женщинам, то есть неинвалидам. Им остается переживать сопровождающие их состояние чувства утраты, грусти и страдания, ассоциируемые с личной неудачей. Кроме того, женщины-инвалиды испытывают сильную дискриминацию в трудовой и семейной сферах. В мировом масштабе они чаще оказываются на наименее желаемых рабочих местах с низкой оплатой труда и становятся беднейшими среди бедных . Женщины-инвалиды так же в большей мере, чем неинвалиды, подвергаются насилию, будь то физическое, эмоциональное или сексуальное. Женщины-инвалиды, живущие на юге, именно в связи с этим подвергаются еще более жесткой дискриминации . Феминистский анализ инвалидности использует понятия сексизма и патриархата, чтобы с их помощью объяснить всю сложность происходящего с женщинами-инвалидами. И все же феминистское движение во многом игнорировало особые состояния и потребности женщин-инвалидов, за что и подвергалось критике .

Женский опыт переживания реальности оформляется посредством социального конструирования гендерных отношений, которые подразделяют людей на категории мужчин и женщин. Этот опыт маскируется гендерно-нейтральным языком. Гендерные разграничения построены на такой социальной организации, которая навязывает диаду доминирования отношениям между мужчинами и женщинами. Эти (гендерно-специфические) бинарные разграничения и обусловливают тот факт, что мужчины как высшая часть диады угнетают женщин. Данная форма организации известна как сексизм. Сексизм может взаимодействовать и сосуществовать с другими формами угнетения - по признакам класса, «расы» и инвалидности (классизм, расизм и инвалидизм).

В моей работе я определяю сексизм как «систему угнетения, основанную на презумпции антагонистических отношений между мужчинами и женщинами. В этих отношениях мужчины реализуют свою власть над женщинами, будучи привилегированными или имея превосходство, а женщин рассматривают как низших существ. Система, организующая социальные отношения таким образом, что мужчины могут контролировать и эксплуатировать женщин на индивидуальном, институциальном и культурном уровнях, называется патриархатом» .

Сексизм есть нормализующая идеология, касающаяся гендера, которая девальвирует атрибуты женщин и ту работу, которую делают женщины. Прославляя качества и достижения мужчин и ущемляя достоинство женщин, сексизм способствует неравенству между полами. Сексистские социальные отношения утверждают мужчин в качестве нормы и диктуют, какое поведение считать «нормальным» как для мужчин, так и для женщин. Эта диада пронизывает все другие социальные различия, включая инвалидность, и детерминирует предпочтение интересов и деятельности мужчин-инвалидов по сравнению с инвалидами-женщинами. Кроме того, сексистские социальные отношения действуют в трех измерениях - индивидуальное (установки и убеждения), институциальное (законодательство, политика и повседневные практики) и культурное (принимаемые как должное предположение, ценности и нормы). Гендерные отношения, укоренные в сексистских взглядах на мир, делают мужское нормой и (воспроизводят неравенство между мужчинами и женщинами посредством сексистской диады, которая представляет привилегии мужчинам, делая женщин низшими существами и/или неравными мужчинам. Следовательно, сексистские социальные отношения закрепляют власть мужчин и делают их качества наиболее предпочтительными. Это осуществляется следующим образом:

Поддерживаются установки, формы поведения и культурные нормы, которые легитимируют и утверждают власть мужчин над женщинами;

Делается акцент на «различиях» между мужчинами и женщинами; присуще женщинам расценивается как менее значимое в обществе;

С инвалидами обращаются как с Другими или незначимыми, как с теми, кто отличается от установленных или доминантных мужских норм;

Женщин исключают из публичного пространства.

Сексизм приводит к неравным гендерным отношениям, нападая на атрибуты идентичности, самоопределение человека. Гендер по-разному переживается мужчинами и женщинами, поскольку одна группа оказывается в более привилегированном положении по сравнению с другой. Кроме того, гендер дифференцирован внутри самих категорий мужчин и женщин, поскольку пересекается с другими социальными различиями - «расой», возрастом, инвалидностью, сексуальной ориентацией и классом. Взаимодействие между гендером и другими основаниями социальных различий - это не просто сложение нескольких оснований, оно интегративно. Результат этой интеграции варьируется в зависимости от контекста и того или иного основания различий между группами. Так, классовая дифференциация означает, что опыт инвалидности двух темнокожих женщин, представляющих средний класс и рабочих, будет неодинаковым. Расовая дифференциация означает, что те испытания, которые представляет инвалидность белой женщине среднего класса, совсем не похожи на те, что знакомы черной женщине среднего класса.

Антиугнетающие подходы (anti-oppressive approaches) к практике базируются на ценности равенства обоих полов, стремятся остановить санкционированное обществом исключение женщин из публичного пространства и найти способ включить их в центр общественной жизни. Эти подходы способствуют формированию эгалитарных отношений между людьми. В таких отношениях взаимодействие основано на взаимном признании и утверждении обеими сторонами друг друга в статусе субъектов. Тем самым они относятся друг к другу как субъект к субъекту, а не как субъект к объекту. То, что люди действуют как субъекты, то есть создатели собственной реальности, -ключевой принцип антиугнетающих отношений. Работая с инвалидами, - женщинами или мужчинами - социальным работникам необходимо предпринять усилия в направлении создания эгалитарных отношений, которые бы утверждали субъектность тех и других, удостовериться, что инвалиды характеризуют интеракции со специалистами как субъект-субъектные.