Биографии Характеристики Анализ

История зарождения программы «12 шагов. История создания прогрраммы

Программа 12 шагов была разработана в 30-е годы XX века, изначально она применялась для лечения алкоголиков, а спустя два десятка лет — для лечения наркоманов. Миллионы алко- и наркозависимых получили возможность начать здоровую жизнь без веществ именно благодаря программе. Методика признается наиболее эффективной и используется в лучших наркологических клиниках всего мира.


В чем специфика метода?

Программа 12 шагов помогает зависимому осознать саму суть проблемы, найти ее источник, а затем вновь обрести смысл существования. В человеке пробуждается совесть, открываются возможности к самоанализу, начинается непрерывный духовный рост.

Программа нередко применяется в наркологических центрах. Членами группы являются и те, кто только начинает работу со своей зависимостью, и люди, которые уже излечились. Новички, попавшие в группу, становятся полноправными ее членами не сразу. Они посещают несколько занятий, получают полное представление о программе, а также принципе ее действия, и только после этого принимают осознанное решение: хотят ли они воспользоваться методом или нет.

У каждого новичка есть свой «спонсор», это его проводник в программе, тот, к кому он может обратиться за помощью и ответами на вопросы. Спонсорами становятся только те из участников, которые сами прошли через все 12 шагов и уже больше года сохраняют трезвость и чистоту.

Программа нацелена на то, чтобы помочь зависимому осознать, что он болен, принять поражение и обратиться за поддержкой и помощью. «12 шагов» помогают найти путь духовного развития, измениться и обрести здоровую и счастливую жизнь, в которой нет места зависимости.

История программы

Отцом-основателем программы считается бывший биржевой брокер Билл Уилсон. Билл был закоренелым алкоголиком. Он четырежды попадал в клинику, где проходил лечение, но вскоре вновь возвращался к употреблению алкоголя. Его лечащий врач однажды сказал его жене, что Билл безнадежен, и такие алкоголики, как он не выздоравливают. Билла ждало незавидное будущее: отек мозга, болезнь печени и смерть.

К Биллу регулярно заходил его товарищ Эдвин — бывший алкоголик, который смог завязать. Он убеждал Билла, что для начала тот должен признать свое поражение и свое абсолютное бессилие перед алкоголизмом, обрести веру в некую Высшую Силу и после этого начать свой путь к выздоровлению. Воодушевленный переживаниями Эдвина и его успехами, Билл вступил в «Оксфордскую группу». Позже принципы этой группы станут основой для будущей программы 12 шагов. Участие в движении позволило Биллу постепенно наладить жизнь, он нашел интересную работу, уже полгода не употреблял алкоголь, но однажды у него едва не произошел срыв. Когда Билл понял, что еще немного и весь прогресс, которого он достиг, сойдет на нет, он решил, что ему может помочь общение с кем-то, кто поймет его проблему. Соратница по «Оксфордской группе» свела его с алкоголиком по имени Боб.

Эта странная встреча стала тем днем, когда и зародились знаменитые 12 шагов. Билл и Боб разговаривали практически 7 часов, в этот самый день Билл решил упорядочить принципы работы с зависимостями. Текст программы был написан в 1938 году, примерно в те же годы Билл собрал вокруг себя общество Анонимных Алкоголиков. Общество имело огромный успех и к 1995 году количество его членов увеличилось до двух миллионов.

Как следует понимать идею Высшей Силы?

Одной из важных идей методики стала идея Высшей Силы, как чего-то нематериального, но разумного, что управляет жизнью. Стоит учитывать то, что 12 шагов не является религиозной программой, а Высшую Силу не следует воспринимать в религиозном смысле. Это идеальный образ, к которому человеку следует стремиться в процессе реабилитации. Каждый понимает ее по-своему. Высшая Сила не имеет имени, это не Бог, не Будда и не Аллах.

Идея Высшей силы состоит в том, что человек не имеет власти даже над своей собственной жизнью. Он не может увидеть ни свое, ни чужое будущее, во многих ситуациях он даже не может повлиять на ход событий. Высшая Сила из 12 шагов — это нечто сравнимое с личным Богом, ангелом хранителем, у которого есть планы на своего подопечного, но самому подопечному они неведомы. Высшая Сила — это барьер между человеком и хаотичным непредсказуемым будущим и этот барьер не бездушен, он заботится о человеке.

Зависимый должен признать, что он выполняет не то, чего требует его воля, а то, чего требует воля Высшей силы, ведь гордыня и эгоцентризм становятся одним из важнейших факторов, способствующих развитию зависимости. Вера в Высшую Силу помогает принять естественный ход событий и излечиться.

Что означает каждый шаг?

Каждый из шагов программы имеет свое значение. Переход на следующий этап осуществляется, когда зависимый полностью освоил предыдущий.

Первый. Признание бессилия перед лицом зависимости и потери самоконтроля.

Этот шаг сделать сложнее всего, он станет точкой, с которой начнется новая жизнь. Нужно иметь особую храбрость, чтобы признать свое поражение. Решение перейти к трезвости значит, что зависимый готов принять ответственность за своих близких: детей, супруга, родственников, и за самого себя. Резиденту реабилитационного центра предстоит признать, что его действия разрушительны, и разрушает он не только свою жизнь, но также судьбы самых дорогих людей.

Второй. Признание существования Высшей Силы и вера в то, что она поможет вернуться к нормальной жизни.

Человеку предстоит обрести веру в то, что он сможет преодолеть свою зависимость, сможет чувствовать счастье, не изменяя при этом сознание веществами. Человеку предстоит поверить, что существует Высшая Сила, которая окажет ему такую необходимую помощь на этом сложном пути.

Третий. Осознанное принятие решения подчинить свою волю Высшей Силе, ведь она действует только во благо.

Зависимому предстоит справиться со своим упрямством и эгоизмом, перестать уходить в себя, перестать сожалеть о прошлом и не сбывшемся, научиться радоваться тому, что он имеет. Ему предстоит принять твердое решение избавиться от зависимости, и это решение должно быть принято и разумом, и сердцем.

Четвертый. Самоанализ, нравственная оценка своих действий.

Резиденту нужно беспристрастно оценить себя и осознать, что же он из себя представляет на самом деле, честно признать мотивы своих действий, снять слой за слоем эгоизм и обиды и найти под ними настоящего себя. Зависимый должен понять, что вызывает у него раздражение, и чего он в действительности ждет от мира.

Пятый. Признание своих заблуждений и ошибок перед другим человеком.

Теперь член программы должен представить плоды своего самоанализа другому (спонсору). Исповедь требует большого мужества от резидента, и большой ответственности от спонсора, которому предстоит выслушать, и помочь подопечному советом.

Шестой. Принятие готовности к избавлению от зависимости.

Человеку предстоит увидеть и осознать, что зависимость стала преградой, отделяющей его от здоровой жизни, он должен примириться с собой, осознать свои недостатки и увидеть путь к выздоровлению.

Седьмой. Обращение за помощью к Высшей силе.

Этот этап — время изменения привычек и обретения положительного опыты. После того, как зависимый осознал свое бессилие, он обретает желание действовать и преодолевать зависимость, он открывается к новой жизни, ощущает готовность принять ее новые правила и полностью отказаться от алкоголя и наркотиков.

Восьмой. Составление списка людей, которым зависимый нанес вред и составление плана действий по искуплению своей вины.

Этот шаг позволит зависимому избавиться от вины, которая навалилась на него в тот момент, когда он встал на верный путь. Он должен вспомнить всех, кому причинил какой-либо вред, и покаяться перед ними. Участник программы 12 шагов должен быть готов смиренно принимать упреки и выслушивать злобные речи в свой адрес, но это единственная возможность получить такое необходимое для дальнейшего выздоровления прощение.

Девятый. Искупление вины перед близкими.

На этом этапе зависимый принимает ответственность, старается наладить социальные связи и компенсировать нанесенный самыми близкими людям вред. Возмещается не только материальный, но и моральный ущерб. Это сложный этап, поэтому спонсор помогает своему подопечному.

Десятый. Признание ошибок и превращение разрушительной силы в созидательную.

Резиденту предстоит получить необходимые навыки самоконтроля, научиться избегать срывов, анализировать свои действия. Также человек должен научиться строить и поддерживать прочные социальные связи.

Одиннадцатый шаг. Осмысление и доверие к Высшей силе, совершенствование себя.

Этот этап знаменует поиск способностей и талантов человека. Внутренний мир участника программы находится только в процессе становления, но он развивается. Ложные привязанности исчезают, навыки самоанализа укрепляются, наступает умиротворение.

Завершающий шаг — это возможность разделить со всем миром радость свободы от зависимости. За время программы в человеке произошли огромные изменения — некогда озлобленный и обиженный наркоман/алкоголик перевоплотился в здоровую полноценную личность и свободного человека, который готов развиваться и строить гармоничные отношения.

Почему программа 12 шагов так эффективна?

Программу хвалят и люди, уже прошедшие ее с успехом, и только встающие на путь выздоровления зависимые. Членам программы импонирует осознание того, что их действия — их свободный выбор, программа не подразумевает ограничения, не ставит рамки, она лишь помогает человеку осознать себя и свою проблему и указывает путь к здоровой жизни. В программе нет раздражающего и угнетающего подчинения авторитету, нет диктатуры, каждый из членов терапевтического сообщества равноценен, каждый готов предоставить добровольную помощь.

Программа дает такое необходимое объяснение того, как жить без веществ, изменяющих сознание. Она шаг за шагом помогает человеку вновь открыть самого себя, вернуть утраченные перспективы и возможности, близких людей и любимую работу.

Сообщество "Анонимные Наркоманы"

АН - это сообщество мужчин и женщин, для которых наркотики стали главной проблемой. Мы выздоравливающие наркоманы, которые встречаются регулярно для того, что бы помогать друг другу оставаться чистыми. Эта программа полного отказа от всех видов наркотиков. Есть только одно условие для членства о АН - это желание прекратить употреблять. Мы предлагаем вам быть восприимчивыми и дать себе шанс. Наша программа основана на принципах, изложенных настолько просто, что мы можем следовать им в повседневной жизни, и главное они работают.
В АН нет никаких обязательств. Мы не входим ни в какую другую организацию, у нас нет ни вступительных, ни регулярных взносов, мы не даем никаких обещаний. Мы не связаны ни с какой политической, религиозной, или правоохранительной организацией и никогда не находимся ни под чьим контролем. Присоединиться к нам может каждый, независимо от возраста, национальности, сексуальной ориентации, убеждений, религии или отсутствия таковой.
Мы не интересуемся тем, сколько и какие наркотики вы употребляли, с кем вы были связаны при этом, что вы делали в прошлом, богаты вы или бедны, мы только хотим знать, что вы намерены предпринять и как мы можем помочь вам. Новичок является самым важным человеком на любом собрании, потому что мы можем сохранить то, что имеем, лишь отдавая. Из опыта групп мы знаем, что те, кто регулярно ходит на наши собрания, остаются чистыми.

Это цитата с официального сайта Московского сообщества Анонимных наркоманов (www.na-msk.ru). В этом сообществе ваш близкий сможет найти настоящих друзей, обрести перспективу выздоровления, не только однажды бросить употреблять, но и оставаться чистым всю жизнь. Деятельность этого сообщества основывается на " " и " " - наборе последовательных принципов, которые должен освоить выздоравливающий. Сообщество разбито на группы. Каждая группа несколько раз в неделю проводит собрания.

Двенадцать шагов

"12 шагов" – это программа духовного роста, разработанная изначально для лечения алкоголизма самими алкоголиками. Впоследствии, это программа была перенесена для лечения других зависимостей – наркомании, игромании, созависимости и т.д. Целью программы является не насильственное изменение человека, а осознание человеком своего места в жизни, своих возможностей и способностей. Методом программы является групповая терапия, помощь одних зависимых другим. В основе большинства успешных программ выздоровления лежат именно «Двенадцать шагов».

Если у вас есть желание обрести то, что мы вам предлагаем, и вы готовы приложить усилия, чтобы получить это, то вы уже готовы предпринять определенные шаги. Вот принципы, которые делают наше выздоровление возможным. Это 12 шагов Анонимных Наркоманов:

1. Мы признали своё бессилие перед наркоманией; признали, что наша жизнь стала неуправляемой.
2. Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие.
3. Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков.
7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
9. Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11. Стремились путём молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти Шаги, мы старались донести смысл наших идей до других наркоманов и применять эти принципы во всех наших делах.

Этот список кажется очень длинным, и мы не можем принять его весь сразу. Но не отчаивайтесь, мы не стали зависимыми за один день, так что помните: тише едешь - дальше будешь.

Двенадцать традиций

Мы сохраняем то, что имеем, только с помощью постоянного наблюдения за собой. И как индивидуальная свобода приходит к нам из Двенадцати шагов, так и свобода деятельности групп проистекает из наших традиций. До тех пор, пока узы, связывающие нас, сильнее того, что может разобщить нас, всё будет хорошо.

1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АН.
2. В делах нашей группы есть только один высший авторитет - любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители - всего лишь облеченные доверием исполнители, они нами не управляют.
3. Единственное условие для членства в АН - это желание прекратить употреблять наркотики.
4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, кроме тех случаев, когда дело касается других групп или АН в целом.
5. У каждой группы есть лишь одна главная цель - донести наши идеи до тех наркоманов, которые всё ещё страдают.
6. Группе АН никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АН для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью или престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
7. Каждой группе АН следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
8. Сообщество Анонимных Наркоманов должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определённой квалификацией.
9. Сообществу АН никогда не следует обзаводиться жёсткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они обслуживают.
10. Сообщество Анонимных Наркоманов не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АН не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
11. Наши отношения с обществом основываются на привлекательности наших идей, а не на пропаганде. Мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и телевидением.
12. Анонимность - духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главными являются принципы, а не личности.

Двенадцать традиций АН являются руководящими принципами, которые помогают Сообществу существовать и быть свободным.

Первый раз на группе

Первое посещение группы – очень важный шаг. Многие прекращают ходить на группы после первого неудачного раза. Важно помнить, что все группы разные и люди на этих группах тоже очень разные. На некоторых группах к новичкам относятся очень приветливо, на других – с недоверием. Если на этой группе не понравилось – на другой может быть совсем по-другому. На новую группу лучше приходить минут за 15 до начала, подойти к ведущему и сказать, что вы первый раз. Желательно приходить на группы трезвым и чистым. Главное, что надо сделать на первых порах – это познакомится с как можно большим количеством людей и найти себе спонсора (наставника), который будет помогать с работой по шагам. На собраниях АН люди только высказываются, основная работа идёт в малых (или домашних) группах. Вместе работать по шагам проще, чем в одиночку.

Что может дать группа

Занять свободное время.
- Новый круг общения (а в последствие, может быть, любовь и работу).
- Веру в возможность жить трезво.
- Понимание, что вы такой не единственный.
- Научить выслушивать собеседника.
- Опыт решения аналогичных проблем.
- Возможность высказаться на собрании.
- Научить способам борьбы с тягой.
- Помочь не забыть безумие употребления.
- Жить, не разрушая себя.
- Поддержку в критические периоды.
- Найти свою веру.
- Помочь разобраться с причиной начала употребления.
- Спонсора (наставника), который будет помогать работать по программе 12 шагов.
- Малую группу для совместной работы по шагам.
- Возможность оказывать помощь другим, что бы оставаться трезвым.
- В идеале, помочь разобраться в себе и найти новое место в жизни.

Чего не может дать группа.

Оказать квалифицированную медицинскую и психологическую помощь (это некоммерческое непрофессиональное объединение).
- Решить проблемы без желания их решать с вашей стороны.
- Изменить человека за один раз.
- Провести вас за руку по пути к выздоровлению.

Расписание групп.

Расписание работы групп Анонимных Наркоманов по Москве и России можно найти на сайте www.na-msk.ru . Расписание групп в Санкт-Петербурге – на сайте www.na-spb.ru .

Другие сообщества взаимопомощи.

Сообщество Анонимные Алкоголики (АА) – родоначальник 12 шаговой программы и наиболее мощное и сплочённое сообщество на сегодняшний день. Так как алкогольная и наркотическая зависимости имеют одинаковую природу, то в подходах АА и АН к выздоровлению нет принципиальных отличий. К тому же, у большинства выздоравливающих наркоманов были или могут возникнуть проблемы с алкоголем. Средний возраст членов АА несколько выше, чем в АН, а собрания групп проходят более организованно. Другой аргумент в пользу посещения групп АА – малое количество наркозависимых среди участников группы, что снижает вероятность срывов. Люди, ходившие на собрания и АА и АН, часто говорят, что в АА интереснее. Официальный сайт ЦБО АА России - www.aarus.ru, а Московского сообщества АА - www.intermoscow.ru. Там же есть расписания групп и ссылки на региональные ресурсы.
Для людей, имеющих проблемы с алкоголем или наркотиками, но которых не устраивает религиозный аспект Двенадцатишаговой программы, действуют группы S.O.S. – от английских сокращений Светская Организация Трезвости или Спасем Себя Сами. Программа S.O.S. – это рациональный подход к выздоровлению, трезвость без суеверия, с опорой на собственные силы, личную уникальность и свой индивидуальный план выздоровления. На сколько мне известно, на начало 2007 года такая группа существовала только в Москве. Подробнее о работе этой группы и расписание встреч можно посмотреть на сайте "Алкоголизм и алкоголики. Форум взаимопомощи при алкоголизме. " www.notdrink.ru (раздел "Всё о S.O.S. ").
Интервью с анонимным.

Итак, продолжаем размышлять о двенадцати шагах выздоровления, да?! Сегодня я попробую порассуждать о Восьмом Шаге. Но прежде я хочу вновь напомнить, что если вы недавно подписались, то лучше скачайте несколько предыдущих рассылок (я выложил на сайте рассылки в упакованном виде), чтобы лучше понять то, о чем здесь пойдет речь. И еще - я буду рассказывать мое понимание Шагов, выздоровления. Это не официальное мнение, не мнение какого-то сообщества. Итак, Восьмой Шаг:

8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. Интересный шаг, правда? Ведь так приятно думать о том, что все в этом мире должны мне, что все вокруг меня такие нехорошие и злые, а я такой страдалец и обиженный судьбой, Богом, жизнью и т.д. Вы когда-нибудь встречали таких людей, которые считают, что все им что-то должны, а они не должны никому? Только подумайте, прежде чем сразу отвечать. Я, например, таких людей встречал часто. Да и чего там греха таить, я сам такой человек был и сейчас остаюсь, только меньше уже. Знаете, я долгое время был обижен на других людей, на весь свет. Я просто думал, что все люди вокруг меня такие счастливые, такие полноценные и "нормальные", и только я один такой "ненормальный", неполноценный. И, естественно, я думал, что вот все эти нормальные люди должны мне очень многое за свою нормальность. То есть они должны повышать мне самооценку, повышать мое настроение, кормить и поить меня. Вообще, они должны чувствовать себя виноватыми передо мной только потому, что они все счастливые, а я один такой несчастный. Естественно, что такая позиция приводила меня к многим порокам и недостаткам. Например, я хорошо замечал и запоминал, когда другие люди причиняли боль мне, обижали меня. Но я сам очень редко понимал и замечал, что причиняю боль и обижаю других людей. И ведь реальность нашей жизни такова, что окружающие люди не созданы только для того, чтобы удовлетворять все наши потребности и желания, соответствовать нашим ожиданиям. И когда я жду, что другие люди будут прыгать передо мной, то мои ожидания, скорее всего, просто не сбудутся, и я буду еще больше обижен и разозлен на окружающий мир, на близких людей и друзей. Получается замкнутый, круг, из которого очень трудно выбраться, который постепенно засасывает и поглощает с головой. И результат всего этого - разделение с окружающими тебя людьми, разобщение с ними, а как следствие этого - одиночество, тоска, непонятость и непринятость другими. А одиночество приводит к усилению болезни, от которой мы хотим выздоравливать. Итак, хочешь ли ты быть одиноким, думать, что вот ты такой непризнанный гений, которого мало кто понимает?

Что же дает восьмой шаг? Он дает возможность выбраться из этого плена одиночества и замкнутости, обиды на других и отчуждения с другими людьми. Суть восьмого шага - приготовиться к тому, чтобы начать примиряться с человечеством, выйти из собственной скорлупы, из обидчивости и жалости к себе, которая нас постепенно убивает и разъедает. И для этого важно просто сесть и начать писать список тех людей, которым мы причинили зло, которых мы когда-нибудь обидели в нашей жизни. Что значит - обидели? Приведу цитату из книги "Двенадцать шагов и двенадцать традиций": "Мы могли бы практически определить слово "обида" как результат столкновения инстинктов, наносящий физический, психический, эмоциональный и духовный ущерб людям". Итак, мы попытались понять, кого именно в течении своей жизни мы обидели, кому причинили зло. Частично мы делали это, когда прописывали свой четвертый шаг, в котором писали о своих недостатках характера - злости, раздражительности, ненависти, презрению и т.д. Но все же давайте поговорим об этом подробнее.

Прежде всего я хочу сказать о том, что прежде чем просить прощение у другого человека за то, я что я его обидел, очень важно прежде самому простить его и не держать на него злобу. Ведь не зря этот шаг является только восьмым, перед ним есть еще семь шагов. И в тех шагах прорабатываются именно эти мои недостатки - злость, раздражительность, ненависть. Я же прошу у Бога, чтобы Он избавил меня от них, чтобы я стал чище и добрее(!). И постепенно я учусь прощать других людей, не копить в себе злость и гнев на них, видеть в них не только недостатки характера, но и достоинства тоже. Ведь я уже понимаю, что иначе я просто убью себя, если не избавлюсь от этого. Вот я сам понял для себя недавно эту вещь - что если я буду копить в себе злобу и ненависть к другим людям, то я сам себе хуже делаю. Я раньше очень любил поговорить о недостатках других людей, об их болячках и ошибках. И в других людях я видел больше минусов, чем плюсов, и говорил с другими именно о недостатках. Однажды я приехал в гости к моим друзьям и мы начали обсуждать наших общих знакомых. И получилось так, что обо всех я говорил только плохое, негативное. Я кипел обидой и злостью к этим людям и рассказывал об этом своим друзьям. А они сказали мне, что со мной самим неприятно общаться, так как из меня как бы льется такой ручей невкусный, горький - обиды и злости. И когда я приехал домой, я понял, что они правы и я действительно такой вредный и злобный, и мне самому было бы неприятно общаться с таким человеком, как я. И в это же время я прочитал в книге "Анонимные сексоголики" (она есть на моем сайте), что когда я коплю в себе эти чувства, коплю раздражение, злобу и обиду, то это приводит к тому, что я замыкаюсь в себе еще больше и вновь прибегаю к своей зависимости для облегчения своего состояния. Когда я сопоставил эти два открытия, я понял, что пора мне учиться прорабатывать свои обиды, прощать даже тех людей, которые причинили мне много вреда и боли, так как это вредит мне самому в очень сильной степени. А прорабатывать свои обиды это значит постараться простить всех тех людей, которые причинили зло мне, а потом уже просить прощение у них за то, что я тоже причинил им вред.

И когда мы пишем список этих людей, то можно начать с открытых проявлений своей злобы и ненависти. Можно вспомнить тех людей, которых вы обокрали, обманули, унизили и оскорбили явно и сильно. Это могут быть и друзья, и коллеги по работе, и владельцы каких-то компаний и т.д. Может быть, вы изменяли своему мужу или жене, воровали деньги так, что этого никто не видел и не знает, жестоко издевались над человеком и т.д. Я думаю, что вы сможете легко вспомнить этих людей. Важно, чтобы когда вы будете писать, постараться не оправдывать себя тем, что вот он во всем виноват, он же первый все это начал. Дело не в том, кто виноват и кто начал (это же детское мышление, а не взрослое, вы согласны?), а в том, что ВЫ причинили боль другому человеку, и теперь важно попытаться примириться с ним, очистить свою совесть, избавиться от чувства вины и стыда, стать свободным и открытым человеком. Далее может идти список вещей, которые менее явны, но тоже важны для выздоровления. Не забудьте вписать в этот список обиженных вами людей самого себя. Вы же тоже пострадали от своей болезни, от зависимости или созависимости, так ведь? Значит, вы нуждаетесь и в примирении с самим собой, в прощении самого себя. Вы никогда об этом не думали - попросить у себя прощения и простить себя? Ведь мы же стремимся к обретению мира и душевного спокойствия, к внутренней гармонии. А для этого просто необходимо простить себя, примириться с собой. Это тоже процесс, долгая процедура лечения, но очень важная. И подумайте о том, что от вашего поведения могли и неявно пострадать близкие вам люди, друзья и коллеги по работе. Например, если вы часами сидите перед телевизором или компьютером, то ваши близкие не получают от вас того тепла, близости, общения и помощи, которые они могли бы получить, но которых вы их лишили. Или, если вы трудоголик, то есть много работаете и приносите домой деньги, но при этом не уделяете тепло и внимание, которое от вас ждут в семье или ваши друзья, то вы их тоже обкрадываете и причиняете им зло. Даже невыполненное обещание, не отправленное письмо может причинить боль другому человеку. Как мне сказала одна моя знакомая женщина - "если человек пообещал что-то сделать мне, и не сделал, то для меня это - как предательство".

Так что есть над чем подумать, есть что вспомнить. Только постарайтесь не нагонять на себя сильное чувство вины за то, что вы причинили так много зла другим людям. Мы ведь выздоравливаем с вами и этот шаг делаем совсем не для того, чтобы погрязать в чувстве вины и стыда, но для того, чтобы очищаться от них, чтобы быть свободными и открытыми для дружбы, любви и счастья личностями. На самом деле восьмой и девятый шаги направлены именно на освобождение от этих чувств, на выход из одиночества, стыда, страха, ненависти к себе и мнения, что вы - второсортный, больной человек. Это - шаги свободы, мира и счастья. Когда вы их сделаете (конечно, после предыдущих семи шагов), то сами поймете, насколько это здорово - быть в мире и гармонии с собой и окружающим миром. Во всяком случае, не стыдиться и не бояться других людей и своих прошлых поступков. На этом на сегодня все, в следующий раз перейдем к девятому шагу.


“Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой”.
Кто согласится признать свое полное поражение? Признание своего бессилия - это первый шаг к освобождению. Связь между смирением и трезвостью. Психическая одержимость плюс физическая аллергия. Почему каждый член АА должен окончательно опуститься?

“Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие”.
Во что мы можем верить? АА не требует, чтобы вы были верующими; Двенадцать Шагов - это только предложения. Важность отсутствия предвзятости. Разнообразие путей, ведущих к вере. АА в качестве заменителя Высшей Силы. Участь разочаровавшихся. Равнодушие и предрассудки - препятствия на пути. Утраченная вера обретена в АА. Проблемы интеллекта и самостоятельности. Негативное и позитивное мышление. Самодовольство. Неповиновение - характерная черта поведения алкоголиков. Второй Шаг - отправная точка на пути к здравомыслию. Правильное отношение к Богу.

“Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали ”.
Третий Шаг можно сравнить с открытием запертой двери. Как сделать, чтобы Бог вошел в нашу жизнь? Наша готовность - это ключ. Подчинение как средство обрести независимость. Препоручение своей воли Высшей Силе. Злоупотребление силой воли. Постоянные личные усилия необходимы для подчинения Божьей воле.

“Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения”.
Как инстинкты способны превышать свое прямое назначение. Четвертый Шаг - это попытка обнаружить наши обязательства перед другими. Основная проблема инстинктивных побуждений - впадание в крайности. Неправильный подход к нравственной оценке может привести к чувству вины, претенциозности и обвинениям в адрес других. Наряду с недостатками, следует отмечать свои достоинства. Самооправдание опасно. Готовность провести моральную оценку приносит в жизнь свет и внушает уверенность в себе. Четвертый Шаг - начало той линии поведения, которая продлится всю жизнь. Обычные симптомы эмоциональной неуравновешенности - это беспокойство, гнев, жалость к себе и депрессия. Моральная оценка применяется к взаимоотношениям с другими людьми. Важность ее тщательного проведения.

“Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений”.
Двенадцать Шагов уменьшают размеры нашего “я” до подлинных. Пятый Шаг труден, но необходим для достижения трезвости и душевного покоя. Традиция покаяния уходит в древность. Без решительного признания своих недостатков немногие смогут вести трезвый образ жизни. Что дает нам Пятый Шаг? Начало подлинного единства с людьми и Богом. Утратите чувство оторванности от людей; получите прощение и сами даруете его другим; познаете смирение, укрепитесь в честности и реалистическом отношении к себе. Опасность логических рассуждений. Как выбрать человека, которому можно довериться? В результате обретаете уравновешенность и осознание Бога. Единство с Богом и людьми подготавливает нас к последующим Шагам.

“Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков”.
Шестой Шаг необходим для духовного развития. Это начало той работы, которую нужно вести всю жизнь. Признание различия между стремлением к поставленной цели и совершенством. Почему нужно делать многократные попытки. Личная готовность превыше всего. Необходимость начать действовать. Промедление опасно. Неповиновение может иметь роковые последствия. Пункт, в котором мы отказываемся от ограниченных целей и движемся навстречу Божьей воле.

“Смиренно просили Его исправить наши изъяны”.
Что такое смирение? Что оно может значить для нас? Широкая дорога к подлинной свободе человеческого духа. Необходимое средство для выживания. Ценность обуздания собственного “я”. Неудачи и горести, преображенные смирением. Сила, рождающаяся из слабости. Боль - цена вступления в новую жизнь. Эгоцентричный страх как главный источник недостатков. Седьмой Шаг - это новое отношение к жизни, которое позволяет нам двигаться навстречу Богу.

“Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними”.
Этот и два последующих Шага касаются личностных взаимоотношений. Научиться жить в мире с другими людьми - интересная задача. Препятствия к этому: нежелание прощать, отказ признавать свою вину перед другими, преднамеренная забывчивость. Необходимость основательного анализа прошлого. Углубленное понимание вещей как следствие этой основательности. Разные виды ущерба, который мы причиняем другим. Необходимость избегать крайности в суждениях. Принятие объективной точки зрения. Восьмой Шаг - выход из изоляции.

“Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому”.
Душевный покой - первое условие, необходимое для разумности суждений. Удачный выбор времени важен при возмещении ущерба. Что такое смелость? Благоразумие означает взвешивание шансов. Компенсация ущерба начинается, когда мы вступаем в АА. Душевный покой нельзя купить за счет других людей. Необходимость осторожности. Готовность принять последствия нашего прошлого и нести ответственность за благополучие других составляют суть Девятого Шага.

“Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это”.
Можем ли мы оставаться трезвыми и сохранять душевное равновесие при любых обстоятельствах? Самоанализ становится жизненной потребностью. Признание, принятие и терпеливое исправление своих недостатков. “Эмоциональное похмелье”. Когда вы уладили счеты с прошлым, можно взяться за нынешние трудности. Разновидности моральной оценки. Гнев, недовольство, ревность, зависть, жалость к себе, оскорбленная гордость - все это вызывало потребность в алкоголе. Первая цель - обуздать самого себя. Гарантии против самовозвеличивания. Посмотрим на “доходы” и “расходы”. Исследование мотивов поступков.

“Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого”.
Медитация и молитва - основные пути установления контакта с Высшей Силой. Связь между самоанализом, медитацией и молитвой. Незыблемое основание жизни. Как заниматься медитацией? Медитация не знает пределов. Индивидуальное приключение. Первый результат - душевное равновесие. А как насчет молитвы? Ежедневные просьбы о понимании воли Бога и о даровании нам силы исполнить ее. Действенность молитвы несомненна. Вознаграждение, получаемое за молитвы и медитацию.

“Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах”.
Радость жизни - тема Двенадцатого Шага. Действие - его ключевое слово. Давать, ничего не прося взамен. Любовь, свободная от соображений о цене. Что такое духовное пробуждение? Новое состояние сознания и обновленное бытие принимаются как дар. Готовность принимать дары входит в поведение, соответствующее Двенадцатому Шагу. Великолепная реальность. Награда за помощь другим алкоголикам. Виды работы по программе Двенадцатого Шага. Можно ли следовать этим принципам во всех делах? Однообразие, боль и несчастье обращаются во благо в результате выполнения предписаний Шагов. Трудности претворения в жизнь. “Два шажка и не больше”. Переход ко всем Двенадцати Шагам и демонстрация веры. Духовный рост - ответ на возникающие проблемы. Духовный рост - превыше всего. Подчинение других людей и чрезмерная зависимость от них. Переход к новой жизненной основе - давать другим и брать у других. Зависимость от Бога необходима для исцеления от алкоголизма. “Следуя этим принципам во всех наших делах”: внутренние взаимоотношения в АА. Отношение к материальным благам меняется. Меняются также представления о значимости собственной персоны. Восстановлена роль инстинктов в выполнении своего истинного предназначения. Понимание - ключ к правильному взгляду на жизнь, правильные действия - ключ к счастливой жизни.

ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ


“Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА”.
Без единства АА перестанет существовать. Индивидуальная свобода, но высокая степень единства. Ключ к парадоксу: жизнь каждого члена АА зависит от следования духовным принципам. Группа должна выжить, иначе никто индивидуально не выживет. Прежде всего - общее благополучие. Как лучше всего сообща жить и работать в группе.

“В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет - любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители - всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают”.
Кто руководит АА.? Наш единственный авторитет в АА - это любящий нас Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Образование группы. Болезни роста. Комитеты, в которых заняты все по очереди, являются обслуживающим персоналом группы. Лидеры не управляют, они служат интересам всех. Есть ли настоящее лидерство в АА? “Заслуженный деятель” и “сострадающий проповедник”. Говорит коллективное сознание группы.

“Единственное условие для того, чтобы стать членом АА, - это желание бросить пить”.
Нетерпимость, основанная на страхе на ранних этапах деятельности. Отнять у алкоголика шанс стать членом АА - это иногда значит вынести ему смертный приговор. Отказ от правил членства. Два примера из опыта АА. Каждый алкоголик является членом АА, если он себя таковым считает.

“Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом”.
Каждая группа АА ведет свои дела по своему усмотрению, за исключением тех случаев, когда это может грозить организации в целом. Опасна ли такая свобода? Группа, как и каждый отдельный ее член, должна действовать в соответствии с принципами, гарантирующими выживаемость. Два предупреждения об опасности: группа не должна предпринимать ничего, что могло бы нанести ущерб всей организации АА и не должна иметь побочных интересов, лежащих вне прямых задач АА. Пример: “Центр АА”, оказавшийся недееспособным.

“У каждой группы есть лишь одна главная цель -донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают”.
Лучше уж делать что-нибудь одно, но хорошо, чем несколько дел плохо. Жизнь нашего Содружества зависит от этого принципа. Способность каждого члена АА понять новичка и добиваться его исцеления - дар Божий… передача его другим - наша единственная цель. Нельзя сохранить трезвость, если не наделять ею других.

“Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели”.
Опыт показал, что мы не можем поддерживать никакие смежные предприятия, какими бы хорошими они ни были. Мы не можем быть всем для всех людей. Мы поняли, что не должны разрешать, чтобы под нашим именем осуществлялась какая-либо иная деятельность.

“Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне”.
Ни одна традиция АА не рождалась в таких муках, как эта. Всеобщая бедность в начале деятельности как необходимое условие. Страх эксплуатации. Необходимость разделения духовного и материального. Решение жить только на добровольные пожертвования членов АА. Возложение прямой ответственности за поддержку своей штаб-квартиры на членов АА. Иметь на счету средства только на текущие расходы плюс разумный денежный резерв - такова политика штаб-квартиры.

“Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией”.
Нельзя смешивать Двенадцатый Шаг с денежной оплатой. Линия раздела между добровольной работой по программе Двенадцатого Шага и оплачиваемыми услугами. АА не может функционировать без наемного обслуживающего персонала. Профессиональные сотрудники не являются профессиональными членами АА. Отношение АА к промышленности, образованию и т.п. Работа по программе Двенадцатого Шага никогда не оплачивается, но те, кто обслуживают нас, стoят того, чтобы им платили.

“Содружеству АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают”.
Специальные советы и комитеты. Конференция Центра Обслуживания, Совет попечителей и групповые комитеты не могут направлять директивы членам или группам АА. Никакое лицо и никакая группа лиц не может руководить АА. Отсутствие принуждения действует потому, что тот член АА, который не следует Программе, предложенной в Двенадцати Шагах, подписывает себе тем самым смертный приговор. То же самое относится и к группе. Страдания и любовь заменяют в АА дисциплину. Разница между духом авторитарности и духом служения. Цель нашего служения - сделать трезвую жизнь возможной для всех тех, кто к ней стремится.

“Содружество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии”.
АА не занимает какой-либо позиции в публичных спорах. Нежелание бороться не является особой добродетелью. Наша главная цель - выжить и распространить идеи АА. Уроки Вашингтонского движения.

“Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино”.
Общественные отношения важны для АА. Хорошие отношения с общественностью служат спасению жизней. Мы нуждаемся в публичном освещении принципов АА, а не в рекламе отдельных его членов. Сотрудничество прессы. Личная анонимность при публичных контактах - краеугольный камень нашей общественной политики. Одиннадцатая Традиция - постоянное напоминание о том, что личным амбициям нет места в АА. Каждый член АА со временем начинает активно заботиться о сохранении нашего Содружества.

“Анонимность - духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности”.
Духовная сущность анонимности - самопожертвование. Подчинение личных целей общему благу -суть всех Двенадцати Традиций. Почему АА не могла остаться тайной организацией. Главным являются принципы, а не личности. Стопроцентная анонимность при публичных контактах. Анонимность - подлинное смирение.

В современном виде программа 12 Шагов действует с 1939 года, за это время она помогла миллионам людей избавиться от зависимости, получить шанс на новую жизнь. Программу создали в 1935 году в Чикаго, первоначально использовали для лечения алкогольной зависимости в созданном в то же время обществе Анонимных Алкоголиков. С 1953 года программа используется и для лечения наркотической зависимости. Сегодня лечение алкоголизма и наркомании с помощью этого метода признано эффективным, применяется реабилитационными центрами всего мира.

О программе реабилитации «12 Шагов»

Сложность лечения зависимости в том, что человек не может вырваться из привычного круга представлений о жизни, привыкает к своему состоянию. Программа 12 Шагов предлагает способ измениться, указывает путь для духовного роста.

Цель программы — помочь человеку осознать болезнь, признать собственное поражение в борьбе с пристрастием, обратиться за помощью к людям, обрести смысл жизни. Программа была создана в протестантской среде, и первоначально имела выраженную религиозную составляющую.

Сегодня идею Высшей Силы не следует понимать с религиозной точки зрения, скорее, это тот идеальный образ, к которому каждый человек стремится, и понимает по-своему.

Высшую Силу из программы 12 Шагов можно сравнить с занятиями йогой. Чтобы совершенствовать тело по системе йоги, не обязательно принимать философию буддизма. Только йога – руководство для совершенствования тела, а программа 12 Шагов – руководство для духовного развития.

Описание и главная идея

Программа 12 шагов способствует пробуждению в человеке внутренней совести, обращается к душе человека, способствует ее росту. Успех программы зависит от желания человека измениться. Метод помогает осмыслить свою жизнь, выявить источник проблемы, обрести смысл жизни.

12 Шагов используется в реабилитационных центрах в группах анонимных алкоголиков и наркозависимых. Участники групп имеют возможность встречаться в пределах центра, общаться, делиться опытом. В занятии принимают участие и новички, и вылечившиеся от зависимости.

Новичок не сразу становится участником группы. Сначала ему предлагают посетить несколько занятий, ознакомиться с обстановкой в группе, сутью программы и с тем, как она работает. После того, как он принимает решение стать участником программы, ему необходимо выбрать спонсора – человека, к которому зависимый может обратиться со всеми своими вопросами и проблемами.

Спонсор – участник психологической программы, находящийся на стадии устойчивой трезвости, не употребляющий алкоголь более года. Спонсорство необходимо для того, чтобы облегчить прохождение шагов для новичка. Участники программы, как правило, продолжают посещать занятия и после выздоровления.
На видео суть программы 12 шагов:

Этапы

Все 12 Шагов программы имеют значение. Делать следующий шаг следует лишь после того, как осмыслен и освоен предыдущий Шаг. Нужно еще раз отметить, что программа не носит религиозного характера.

Шаг № 1

Признание своего бессилия, утраты контроля над влечением к алкоголю.

Этот Шаг наиболее сложный. Именно он служит главным поворотным пунктом в линии жизни человека. Далеко не каждый в состоянии сделать этот шаг, проститься с прежней жизнью.

Переход к трезвой жизни связан с ответственностью за тех, кто рядом с тобой – детей, родителей, супруга или супруги. От того, насколько хорошо будет освоен, продуман этот первый шаг, зависит результат всей работы по программе.

Зависимый человек должен признать, что его жизнь неуправляема, напоминает автомобиль без тормозов, несущийся в пропасть, по пути разрушающий жизни близких ему людей.

Шаг № 2

Осознание необходимости внешней Силы, способной вернуть здравомыслие.

Атеистам — понимание, подкрепленное примерами участников группы, что можно не пить и быть счастливым.
На втором этапе человек должен убедиться, что алкоголизм преодолим, при настойчивости можно вновь обрести здравомыслие, расстаться с безумием, заставляющем повторять ошибки.

Чем как не безумием, можно объяснить попытки лечения алкоголизма, без осознанного желания покончить с этой привычкой. Любой способ лечения оказывается бессильным, если человек не осознал в полной мере свою зависимость, не захотел от нее избавиться.

Лечение без осознания может привести к тому, что человек разуверится в своих силах. Второй Шаг как раз должен пробудить в человеке веру в себя, в существование Силы, способной ему помочь выбраться из омута зависимости.

Шаг № 3

Решение подчинить свою волю Силе, действующей человеку во благо.

Для атеистов: твердо решили покончить с пьянкой, перенять опыт у людей, научившихся жить без алкоголя.
Это решение означает, что необходимо принять данное в жизни, как есть.

Нужно прекратить сокрушаться о несбыточном, радоваться тому, что имеешь, строить отношения с близкими, исходя из общих интересов. Это решение нужно не только понять, но и принять сердцем, поверить всей душой, что если приложить усилия, можно достичь желаемого.

Третий Шаг — избавление от упрямства, эгоизма, стремления уйти в себя. Именно упрямство и агрессивность лишают человека способности контакта с Силой, противоречат самому естеству человека.

Шаг № 4

Подвергнуть свою жизнь самоанализу, бесстрастно оценить истинные побуждения своих поступков.

На этом этапе зависимый подвергает критической оценке самого себя, свои ценности, принципы или отсутствие таковых. На 4 Шаге человек должен понять, что он собой представляет, осознать мотивы своих поступков, найти себя, скрытого наслоениями эмоций, упрямства, озлобления, эгоизма.

В этот важный период зависимый должен найти причины своего раздражения, обид на мир, понять, что в действительности ему требуется от жизни. Целью этого Шага является выявление истинных причин, подтолкнувших к алкоголю, наркотику.

Шаг № 5

Представить итог работы над собой на суд людей.

Внутренние изменения должны перейти на новый уровень, нужно признать свое бессилие перед высшей Силой, другим человеком.

Результаты самоанализа предыдущих 4 Шагов больной должен изложить не только перед Силой и самим собой, но и рассказать о них другим людям. На практике больной обращается к спонсору, который не только внимательно его выслушивает, но и оказывает помощь рекомендациями.

Исповедь пятого Шага требует такого же мужества, как и само решение приступить к программе. Спонсор, которого избрали для исповеди, должен обладать определенной квалификацией.

Шаг № 6

Готовность к исправлению, избавлению от недостатков характера.

Этот шаг означает понимание своих недостатков, примирение с собой, но не потворство своим отрицательным наклонностям. Человек, сделав шестой Шаг, способен видеть, каким препятствием для него стали его же собственные привычки, черты характера.

На этом этапе ему приходится размышлять, о том, что заставляет поступать его вопреки здравому смыслу, какие именно дефекты характера провоцируют неправильные решения.

На этом Шаге человек полностью осознает свои дефекты характера, видит возможность дальнейшего продвижения к трезвости, контролируя себя. К завершению этапа больной полностью подготавливается к переменам, устремляется всей душой к Силе — совершенному образу, созданному его сознанием.

Шаг № 7

Начало осознанного действия – просьба о помощи, обращенная к Высшей Силе.

Для атеистов этот шаг – время изменения привычек, приобретения положительного опыта, искоренения дефектов своего характера.

Осознание своей несостоятельности, желание исправить ситуацию вызывают стремление действовать. Это проявляется готовностью принять всей душой новые правила жизни, оборвать последние ниточки, связывающие с пристрастиями.

Этот шаг очень важен, на этом этапе человек уже способен контролировать свои привязанности, в состоянии анализировать свои поступки независимо от эмоций, начинает жить духовной жизнью.

Шаг № 8

Время составления конкретного плана действий.

Для выполнения Шага № 8 необходимо очистить свою совесть от груза вины. На этом этапе всех людей, пострадавших от созависимости, нужно вспомнить поименно. Больной должен осознать весь объем причиненного ущерба другим людям, составить список близких людей, пострадавших от его действий.

Зависимый должен быть готовым к тому, что далеко не каждому захочется выслушивать его объяснения и извинения. Не озлобиться, принять с терпением негативное к себе отношение – задача не из легких.

Шаг №8 – моральная подготовка принять справедливые упреки, обвинения, неприятие, возможность получить прощение. Это прощение и есть начало выздоровления, оно снимает огромный груз вины с человека и дает ему силу жить дальше.

Шаг № 9

Время активного действия, помощи людям, пострадавшим от действий больного во время алкогольной или наркотической зависимости.

Шаг № 9 – время искупления вреда, причиненного близким. Зависимый на этом этапе полностью изменяет форму общения в семье, прилагает все усилия, чтобы восполнить недостаток любви детям, жене.

В этот период человек уже понимает свою ответственность перед другими. Задача этого этапа – наладить отношения с друзьями, родственниками, давать от сердца, не ожидая компенсации, не задумываясь о том, как будут восприняты эти шаги к применению и прощению.

Под возмещением ущерба понимается не только материальные убытки, причиненные человеку, но и моральный урон. На этом этапе важно участие спонсора, он поможет понять, как поступить в некоторых сложных случаях. Когда, например, пострадавший человек уже умер, находится в тюрьме, не желает встречаться даже для того, чтобы просто обсудить проблему.

Шаг №10

Время превращения энергии разрушения в созидающую силу, признания своих ошибок, контроля над своими пристрастиями.

На этом этапе необходимо научиться контролировать себя в любой ситуации, сохранять все положительные достижения, не позволяя себе срывов. Анализировать необходимо каждый свой поступок, любое изменение настроения, способное привести к рецидиву.

Человек должен стремиться к чистосердечию, самодисциплине, ответственности в каждой мелочи. Десятый шаг учит поддерживать продолжительные устойчивые отношения с людьми, что особенно важно для наркоманов, вносит в жизнь гармонию, душевный комфорт.

Шаг № 11

Молитва, осмысление, доверие, понимание воли высшей Силы.

Атеистам — совершенствование.

Шаг № 11 – время духовного поиска, развития заложенных в человеке талантов и возможностей. К этому Шагу у зависимых уже складывается собственный духовный мир, но он находится еще лишь в стадии становления.

Предпоследний этап лечения – период размышлений, сосредоточенности, умиротворения. На этом этапе легко разрушаются ложные привязанности к друзьям-собутыльникам, прекращается общение с приятелями-наркоманами, не желающими меняться.

Шаг № 12

Искреннее стремление распространять среди больных алкоголизмом, наркоманией знания о пути избавления от рабского подчинения привычке.

Эта встреча дает новичку тот необходимый начальный импульс, который позволит ему действовать эффективно и настойчиво.

На этом этапе человек полностью меняется духовно. Исчезает вечно раздраженный, сердитый наркоман, появляется человек, честный в общении с другими людьми, способный к настоящей дружбе, семейной жизни.

12 ступеней программы

Достоинства и недостатки

Главное достоинство программы 12 Шагов в том, что она объясняет, как жить в трезвой жизни и дает обещание полного избавления от зависимости. Программа пошагово ведет человека к самому себе, возвращает утраченные возможности – семью, карьеру, увлечения.

Достоинство программы и в том, что она спасла и продолжает спасать множество людей во всем мире от алкогольного и наркотического плена.

Возражения по поводу применения 12 Шагов для лечения зависимости отмечаются с двух, казалось бы, противоположных полюсов – от воинствующих атеистов и радикальных верующих. Одни обвиняют программу в апеллировании к высшей Силе, а другие видят в ней секту.

Видимо, это тот случай, когда выплескивают с водой и младенца. Нельзя отрицать очевидного – программа 12 Шагов работает, и очень успешно.