Биографии Характеристики Анализ

Как снять мышечный панцирь. Телесно-ориентированная терапия: мышечные упражнения Вильгельма Райха

Вильгейм Райх (1897-1957) был первым клиническим ассистентом Фрейда в период с 1922 по 1927 г. Затем у него возникли теоретические расхождения со своим руководителем, так как Райх считал, что всякий невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения.

Он разработал интересную концепцию, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор (паттерн) защит. Сначала ученый описывал этот паттерн в терминах психологии: «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.».

Райх полагал, что характер создает защитные механизмы против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами, связанными со страхом наказания. Первая защита - подавление, временно обуздывающее сексуальные импульсы. По мере того как Эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера, или его панцирь. Но эти черты не являются невротическими симптомами. Различие, по Райху, состоит в том, что последние (например, иррациональные страхи и фобии) переживаются в душе человека как чуждые элементы, в то время как черты характера (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) - как составные части личности.

Каждое отношение, из которых состоит характер, имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому последний выражается в особенностях мышечной ригидности. Райх подчеркивал: «Ригидность мускулатуры - соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования». Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Райх пишет: «Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они учились подавлять свою ненависть, тревожность или нелюбовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (таких как сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.)».

Можно поражаться, как ослабление ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но и вызволяет воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим задействовался для определенного подавления. Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь - одно и то же. Также он отмечал: «В любом случае, функция панциря - защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию».

Эти мышечные зажимы приводят к искажению и разрушению естественных чувств, к потере энергии и радости в жизни, к подавлению сексуальных чувств, мешают полному и полноценному оргазму. Отсутствие сексуального удовлетворения, застой сексуальной энергии и есть, по мнению Райха, основная причина неврозов. Как указывал ученый, «снятие мышечных зажимов, ликвидация застоя сексуальной энергии позволяет устранить любые невротические симптомы».

При работе с «мышечным панцирем» ученый обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения - чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что такие ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую Райх назвал оргон .

Она обладает следующими свойствами:

  1. свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;
  2. присутствует всюду, хотя и в различной концентрации;
  3. является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;
  4. находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях.

Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу, параллельно позвоночнику. Кольца мышечного панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Мышечные зажимы ограничивают как свободный поток энергии, так и свободное выражение эмоций у человека. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой.

Психологический, личностный рост, самосовершенствование человека Райх определяет как процесс рассасывания психологического и мышечного панциря, как постепенное становление более свободного, искреннего и открытого человека - энергичного и счастливого, как обретение способности наслаждаться полноценным и приносящим удовлетворение оргазмом.

В разжимании панциря используется три типа средств:

  1. накопление в теле энергии благодаря глубокому дыханию (позднее это переросло в психотехнику ребефинга);
  2. прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление на них и т. п.), чтобы их расслабить;
  3. поддержание сотрудничества с пациентом, когда открыто рассматриваются выявляемые сопротивления и эмоциональные ограничения.

Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блокирующих чувства, - это лишь один аспект психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение - второй существенный фактор; уметь уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободу выражения - необходимое условие. Райхом были разработаны специальные приемы по расслаблению «мышечного панциря», которые сейчас применяются психологами для оказания помощи людям, поскольку «зажатый» человек не способен расслабить его самостоятельно.

Лечение Райх рассматривал как ослабление этого панциря, имеющего семь защитных сегментов в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Ученый полагал, что следующие области тела сдерживают соответствующие реакции:

  • глаза - плач;
  • рот (слишком сжатая или неестественно расслабленная нижняя челюсть) - плач, крик, гнев;
  • шея - гнев, крик, плач;
  • грудь, плечи, руки - смех, гнев, печаль и страстность;
  • диафрагма - сильный гнев (зажим в этом сегменте проявляется в том, что когда человек лежит на спине, то между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток);
  • мышцы спины - страх нападения;
  • мышцы живота - злость и неприязнь;
  • таз (напряженность и болезненность ягодичных мышц) - ощущение сексуального возбуждения и удовлетворения, а также гнев.

Пережить сексуальное удовольствие невозможно, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Если у человека блокировано удовольствие, это ведет к гневу и ярости. С точки зрения Райха, пережить положительные чувства нельзя, пока не произошла разрядка отрицательных эмоций.

Таблица 5.5.

Концепция В. Райха
Отношение к телу Тело - основной источник психической оргональной энергии.

Поза тела, физические привычки, мышечные зажимы аккумулируют подавляемые эмоции, переживания, проблемы человека. Противоречия между оргональной энергией и защитным панцирем мышечных зажимов — движущая сила развития личности. Расслабляя зажимы тела, можно способствовать разрядке подавляемых переживаний, снятию невротических симптомов, оздоровлению тела, гармонизации энергетического потока органа, личностному росту.

Социальные отношения Социальные отношения способны провоцировать формирование защитного панциря мышечных зажимов, характера человека. Социальные способы поведения человека, его привычки являются функцией от индивидуального телесного характера.
Воля Воля - это осознание человеком естественно присущих ему стремлений и желаний, т. е. тех, которые уже есть и представлены в теле человека. Воля как самоконтроль - важный фактор развития личности.
Эмоции Источник эмоций - динамика соотношения между оргональной энергией и защитным панцирем. Эмоции обычного человека блокированы мышечным панцирем. Подавление их приводит к гневу, страху, ярости, является источником неврозов. Эмоции должны иметь выход через расслабление мышечного панциря. Вначале прорываются отрицательные эмоции, затем открываются пути и позитивным.
Интеллект Интеллект - одна из телесных функций, способная так же накапливать эффективный заряд, как и любая эмоция. Его развитие связано с оргональной энергией. Интеллект выступает как средство блокады телесной энергии.
Самость Подлинная личность - это здоровое тело. Правильное развитие личности - в возможности правильного понимания собственных состояний, в уравновешенности самовыражения эмоций, желаний и самоконтроля, в установлении искренних гармоничных отношений с другими людьми.
Отношение к психотерапевтической помощи Райх осуществил переход от анализа словесных ассоциаций к работе с телом. Смысл его телесно-ориентированной терапии: работа с телом, глубокое дыхание, «расслабление мышечного панциря», освобождение оргональной энергии, в результате чего нейтрализуются бессознательные комплексы, решаются личностные проблемы пациента.

Для расслабления телесной «брони» разработан ряд техник, включающих в себя: прямые манипуляции с телом; работу по имитированию и провоцированию эмоциональных состояний; выполнение специальных движений и физических упражнений; работу над освобождением звука при эмоциональных напряжениях.

Что такое характер?

По определению Райха, характер состоит из привычных человеку положений и отношений а также реакций на различные ситуации. Характер включает в себя сознательное отношение и ценности, уникальный для каждого стиль поведения (застенчивость, агрессивность, и т.д.), манеры движения, различные привычки. Наши “манеры поведения”, как форма общения всегда на порядок правдивы того, что мы говорим. Каждый из нас может говорить неправду, заставить же свое тело врать – задача, которая по силам лишь немногим. Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908 в его труде “Характер и анальный эротизм”. Райх разработал это понятие и стал первым аналитиком,который использовал природу и функции характера в работе со своими пациентами вместо того чтобы анализировать симптомы.

Характерный панцирь

Характер – создает защиту против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными ceксуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха - подавление которое временно обуздывает сексуальные импульсы. Когда эти эго защиты укореняются, становятся постоянными, действующими автоматически, устанавливаются характерные черты или характерный панцырь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн Эго. “Установление характерной черты… указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установленное подавление в относительно ригидную, принятую в Эго, формацию”.

“Конфликт, который действовал в определенный период жизни, всегда оставляет свои следы в характере, в форме ригидности”

Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие, состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые человеку, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или патологической, как невротические симптомы. Характерный защиты очень хорошо рационализированы человеком и переживаются как часть его самого,поэтому очень трудно поддаются удалению.

Освобождение (распускание) мускульного панциря

Райх считал что каждое характерное отношение человека соответствует физической позе и что харктер человека выражается его теле, в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Он начал прямо работать с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической работой. В хоэе работы он обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха все более перемещалась в освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посредством работы с телом. Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивному переживанию инфантильного материала, раскрываемого в анализе.

“Ригидность мускулатуры – соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования”.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в это части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. “В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т.п.). “Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как шубка, или твердым, как железо. В любом случае его функция – защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию”. …Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации е раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления”. В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных биологических, возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же.

“Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечные панцирем. Эта функциональная тождественность означа-ет не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны”.
Генитальный характер

У Фрейда термин “генитальный характер” определял уровень психосексуального развития. В специфической трактовке Райха это означает достижение оргастической потенции. “Оргастическая потенция – это способность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, способность полной разрядки накопленного сексуального возбуждения в непроизвольных, приносящих удовольствия движениях тела”. Райх находил, что по мере того, как его пациенты распускают свой naнцирь и развивают оргастическую потенцию, многие стороны личности спонтанно изменяются.

“Я говорю на основании огромного клинического опыта, что лишь в немногих случаях в нашей цивилизации половой акт основан на любви. Вмешивающиеся гнев, ненависть, садистические эмоции и состязательность совершенно неотделимы от половой жизни современного человека”.

Вместо жесткого, ригидного невротического контроля индивидуумы развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидуумов принудительной морали. Естественный индивидуум поступает в соответствии со своими склонностями и чувствами, а не следует внешнему набору требований, установленных другими.

После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонный к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способность к привязанности и спонтанно начинали стремиться к более продолжительным и полноценным отношениям.

“Вы не “ведете борьбу” за то чтобы ваше сердце билось или ноги двигались, точно так же не ведется “борьба” за искание правды. Истина – в вас, она работает в вас так же, как работает ваше сердце или ваши глаза – лучше или хуже, в зависимости от состояния вашего организма”.

Те же, состоял в бесплодных, лишенных любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отношения из одного только чувства долга. Генитальный характер не заключен в тюрьму своего панциря и психологических защит. Он способен защитить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестает быть необходимой.

Райх писал, что генитальный характер – это человек, проработавший свой эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает сильным зарядом. “Суперэго становится “утверждающим сексуальность”, и таким образом действует в гармонии с Ид. Генитальный характер способен свободно и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способностью отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от принужденных, даже насильственных движений индивидуума, защищенного панцирем.
Биоэнергия

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто по-рождает особые физические ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии.

Райх также полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии - существенные стадии в процессе сексуально-го возбуждения и оргазма. Он назвал это “формулой оргазма”, четырехчастным процессом, характерным для всех живых организмов: механическое напряжение – биоэнергетический заряд – биоэнергетический разряд – механическое расслабление.

В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая в конце концов разряжается в оргазме, являющемся по существу феноменом биологической разрядки:

  • сексуальные органы наполняются жидкостью – механическое напряжение;
  • в результате возникает интенсивное возбуждение – биоэнергетический заряд;
  • сексуальное возбуждение разряжается в мышечных сокращениях – биоэнергетическая разрядка;
  • наступает физическая релаксация – механическое расслабление.

Оргоническая энергия

Интерес к физическому функционированию пациентов привел Райха к лабораторным экспериментам по физиологии и биологии, и, в конечном счете, к физическим исследованиям. Он пришел к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах – лишь один из аспектов универсальной энергии, “присутствующей во всех вещах. В термине “оргон”, “органическая энергия” он соединил корни “организм” и “оргазм”. “Космическая оргоническая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологическая энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выражается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов”.

Широкие исследования Райхом оргонической энергии и смежных тем игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии; кроме того, в его работе есть и экспериментально слабые места. Вместе с тем его результаты никогда не были опровергнуты или даже тщательно проверены и серьезно рассмотрены кем-либо из уважаемых ученых. Один из психологов, работавших е Райхом, отмечает: “В течение более чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщения о достойном доверия повторении ни одного определяющего эксперимента, который бы опроверг результаты Райха… Факт состоит в том, что несмотря на насмешки, поношения и попытки ортодоксов “похоронить” Райха и оргономику (а частично благодаря им), ни в одной научной публикации нет опровержения его экспериментов, тем более – систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения”.

Оргоническая энергия обладает следующими, основными свойствами:

  1. она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;
  2. она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме;
  3. она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;
  4. она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях;
  5. высокая концентрация оргонической энергии привлекает оргоническую энергию из менее концентрированного окружения (что “противоречит” закону энтропии);
  6. оргоническая энергия образует единицы, становящиеся центрами творческой деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а также облака, планеты звезды, галактики.

Психологический рост

Райх определяет рост как процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенного становления более свободным и открытым человеческим существом, обретение способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом. Райх утверждал, что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций выражения. Эти сегменты образуют ряд из семи приблизительно го-ризонтальных колец под прямым углом к туловищу и позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Райх указывает, что не случайна в нашей западной культуре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направлении потока энергии по телу, отрицательное же движение головы из стороны в сторону – это пересекающее поток движение образования панциря, защиты.

“Можно выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться из тюрьмы, нужно понять, что ты в тюрьме. Ловушка - это эмоциональная структура человека, его характерная структура. Мало пользы в изобретении систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что нужно, чтобы выбраться – знать ловушку и найти выход».

Защита служит ограничению как свободного потока. энергии, так и свободного выражения эмоций в индивидууме. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. “В охваченном защитным панцирем человеческом организме оргонная энергия связывается в хронических мышечных зажимах. После распускания панцирного кольца оргон в теле не сразу начинает протекать свободно… По мере того, как распускаются первые панцирные блоки, мы обнаруживаем, что оргонные потоки и ощущения, выражение “давления”, “отдавания” развиваются все больше. Однако все еще остается защита, мешающая полному развитию”.

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз; и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать отдельно.

“В конечном счете в самосознании и в стремлении к совершенствованию знаний и полной интеграции биологического функционирования космическая оргонная энергия осознает себя”.

Три типа средств используются для распускания панциря:

1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;

2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (посредством давления’, защипывания и т.п.), чтобы расслабить их;

3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

Глаза.

Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону.

Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

Этот сегмент включает глубокие мышщы шеи язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи не возможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

Грудь.

Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, шею: грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, рушить бить, чтобы страстно достигать чего-то.

Диафрагма.

Этот сегмент включает диафрагму, сол-нечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

Живот.

Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он “мертвый» и несексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.

“… основной критерий психического и вегетативного здоровья – способность организма действо-вать и реагировать как целое, с точки зрения биологических функций напряжения и разрядки… нарушения восприятия себя реально исчезают лишь после того, как полностью развивается рефлекс оргазма”.

Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность пол-ной “генитальной отдачи”, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни. “Когда посредством терапии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единство ощущения тела еще не было утрачено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как маленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя “живыми”, и как впоследствии это было разбито в куски и разрушено обучением”.

“Змея - символ фаллоса и одновременно биологически первичного движения - предлагает Еве искусить Адама… “Кто будет есть от древа познания, познает Бога и жизнь, и будет наказан”,- предупреждают нас. Знание закона любви ведет к знанию закона жизни, а знание закона жизни ведет к познанию Бога».

Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разумеющейся, становится чуждой и неестественной. Изменяется заметно и их отношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности.

Препятствия росту. Защитный панцирь

Защитный панцирь - основное препятствие для роста по Райху. “Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не способен также выразить простейшие биологические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не оргонического удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается – это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке”.

“Я обнаружил, что люди реагируют интенсивной ненавистью на всякую попытку нарушить невротическое равновесие, поддерживаемое их защитным панцирем”.

Райх полагал, что процесс создания защитного панциря создал две ложные интеллектуальные традиции, образующие основу цивилизации: мистическую религию и механистическую науку. Механицисты столь хорошо защищены, что потеряли ощущение собственного жизненного процесса и внутренней природы. Они поражены глубинным страхом глубокой эмоциональности, жизненности, спонтанности, и стремятся создавать ригидные механические представления о природе, интересуясь преимущественно внешними объектами естественных наук. “Машина должна быть совершенной. Отсюда следует, что мышление и действия физика должны быть “совершенными”. Перфекционизм - сущностная характеристика механистического мышления. Оно не признает ошибок, неуверенность неопределенности, неясные ситуации избегаются… Но применении к природе это неизбежно ведет к ошибка» Природа неточна. Природа действует не механически, функционально”.

Мистики не столь полно порабощены своей защитой, они остаются частично в соприкосновении со своей жизненной энергией и способны на великие прозрения благодаря этому частичному контакту со своей внутренней природой. Однако Райх считал эти прозрения искаженными аскетическими и антисексуальными тенденциями мистиков, отрицанием ими собственной физической природы и потерей контакта с собственным телом. Они отрицали происхождение жизненной силы в собственном теле и поместили ее в гипотетической душе, которую они полагали лишь слабо связанной с телом.

“Только мистики, далекие научных взглядов, всегда сохранили контакт с функцией жизни. Поэтому жизнь стала сферой мистицизма, серьезные естественные науки отказались заниматься ею”.

“Разрушение единства телесных чувств посредством подавления сексуальности и постоянная жажда восстановления контакта с собой и с миром -субъективно основа отрицающих секс религий. Бог – это мистическая идея вегетативной гармонии самости с природой”.
Подавление сексуальности

Другое препятствие росту – социальное и культурное подавление естественных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех ос-новных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни. Младенцы и маленькие дети попадают в невротическую, авторитарную и подавляющую секс семейную атмосферу. Относительно этого периода жизни Райх воспроизводит фрейдовские наблюдения, касающиеся негативного действия родительских требований по поводу туалетного воспитания, самоограничения, “держания себя в руках”, “хорошего” поведения.

В период полового созревания подростки лишены реальной сексуальной жизни; мастурбация запрещается. Что еще важнее, общество в целом не дает подросткам найти значимую, осмысленную работу. Неестественный стиль жизни делает для подростков особенно трудным вырастание из инфантильной привязанности к родителям.

“Деструктивность, заложенная в характере, не что иное, как гнев по поводу фрустрации вообще и лишения сексуального удовлетворения в частности”.

Наконец, будучи взрослыми, большинство людей оказываются в ловушке принудительного брака, к которому они не готовы сексуально из-за требования предбрачного целомудрия. Райх указывает также, что брак в нашей культуре содержит в самом себе неизбежный конфликт. “Каждый брак внутренне разрушается в результате возрастающего конфликта между сексуальными и экономическими. нуждами. Сексуальные потребности могут удовлетворяться с одним и тем же партнером лишь ограниченное время. Экономическая зависимость, моральные требования и обычаи, с другой стороны, заставляют продолжать отношения. Этот конфликт – основа семейных страданий”. Возникающая семейная ситуация создает невротическую атмосферу для следующего поколения.

Райх утверждает, что индивидуумы, выращенные в атмосфере, отрицающей жизнь и секс, создают в себе страх удовольствия, представленный их мышечным панцирем. “Панцирь характера - основа одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответственности, мистических стремлений, сексуальных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестественных патологических типов”. “То, что живо, – само по себе – разумно. Оно становится карикатурой, если ему не дают жить”.

Райх не испытывал оптимизма относительно возможного эффекта своих открытий. Он полагал, что большинство людей в силу своих мощных защит не будут способно понять его теорию и будут искажать его идеи. “Учение живой Жизни, подхваченное и искаженное человеком защитном панцире, будет последним несчастьем для всего человечества и его институтов… Наиболее вероятным следствием принципа “оргастической потенции” окажется распространение пагубной философии… Как стрела, выпущенная из границ туго натянутой тетивы, искание скорого, легкого и ядовитого генитального удовольствия разрушит человеческое общество”.

Защитный панцирь отрезает нас от нашей внутренней природы, но также и от социальных страданий вокруг нас. “Из-за трещины в современном человеческом характере природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех считаются несовместимыми. Единство культуры и природы, работы и любви, морали и сексуалъности остаются несбыточной мечтой, пока человек отвергает удовлетворение биологических требований естественной (оргастической) сексуальности. При этих условиях истинная демократия и ответственная свобода остаются иллюзией…”.

Экология жизни. Здоровье: Проведите самодиагностику… Поразмышляйте: есть над чем задуматься? Значит, есть повод поработать над собой.

Проведите самодиагностику… Поразмышляйте: есть над чем задуматься? Значит, есть повод поработать над собой.

Мышечный панцирь по Вильгельму Райху.

Райх полагал, что:

Ум и тело - единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу;

Характер выражается в теле в виде мышечной ригидности (чрезмерное мышечное напряжение, от лат. rigidus – твердый) или мускульного панциря;

Хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций;

Заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют так называемые СКО (системы конденсированного опыта - специфические сгустки воспоминаний с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, которые содержат сконденсированные переживания (и связанные с ними фантазии) из разных периодов жизни человека);

Устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема.

Райх анализировал позы пациента и его физические привычки, чтобы дать ему осознать, как подавляются жизненные чувства в различных частях тела.
Все пациенты говорили, что в процессе терапии они проходили через периоды своего детства, когда научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т.п.).

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение.
Целезатравленность - состояние современного человека.
Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент - держат людей в постоянном напряжении.
Отсюда мышечные зажимы > спазм кровеносных сосудов > гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д. и т.п.
Всё остальное - причины вторичные.
Функция панциря - защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту уменьшением своей способности к удовольствию.

Мышечный панцирь организуется в семь основных сегментов, состоящих из мышц и органов. Эти сегменты располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.
Райхианская терапия состоит в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом.

Устранение мышечных зажимов достигается через:
* накопление в теле энергии;
* прямое воздействие на хронические мышечные блоки (массаж);
* выражение освобождаемых эмоций, которые при этом выявляются;
* спонтанные движения, танцетерапия, упражнения на расслабление, йога, цигун, холотропное дыхание и др.

1. Глаза. Защитный панцирь проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется раскрыванием глаз так широко, как только возможно, чтобы задействовать веки и лоб; гимнастикой для глаз.

2. Рот. Этот сегмент включает группы мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Сегмент удерживает выражение плача, крика, гнева. Снять мышечное напряжение можно путем имитации плача, движений губами, кусания, гримасничания и массажем мышц лба и лица.

3. Шея. Включает глубокие мышцы шеи и язык. Мышечный блок удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому устранить мышечный зажим позволяют крики, пение, рвотные движения, высовывание языка, наклоны и вращения головы и т.п.

4. Грудной сегмент: широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка и руки. Сдерживается смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания - средство подавления любой эмоции. Панцирь распускается работой над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.

5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед. Выдох оказывается труднее вдоха (как при бронхиальной астме). Мышечный блок удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого.

6. Живот. Мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Мышечные зажимы на боках связаны с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее спазм мышц, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия.

Пояса Райха - 7 сегментов мышечного панциря.

Зона шеи

Шея – очень важная область, своего рода и барьер, и мост между сознательным (голова) и бессознательным (тело). Рациональность, свойственная западной культуре, порой заставляет нас излишне полагаться на собственный разум. По данным американских исследований, изучавших, как люди воспринимают свое тело (так называемый «образ тела»), размер головы во внутреннем представлении занимает в среднем 40-60% от размера тела (тогда как объективно, анатомически – около 12%). Такой «перекос» вызывается избыточной мыслительной деятельностью, непрекращающейся «ментальной болтовней», дающей ощущение, что голова переполнена, и невозможно ни восстановиться, ни расслабиться. При этом генерируемые головой тексты «не доходят» до тела, а тело просто игнорируется сознанием – возникает ситуация «отдельности», своего рода «головы профессора Доуэля». В этом случае важно сфокусировать внимание клиента на сигналах, подаваемых телом, чтобы мысли связались с ощущениями.

Существует и обратный вариант «шейного барьера»: ощущения в теле существуют, и достаточно яркие, но они не интерпретируются, не выходят на уровень осознания. Для этой ситуации характерны различные боли психосоматического генеза, парестезии и пр., причин которых человек не понимает.

Горловая зона

Локализуется в области яремной выемки и связана с блокировкой эмоций. Здесь отражаются проблемы взаимодействия с другими людьми (коммуникации) или с самим собой (аутентичность). Такой блок может возникать, если человек попадает в ситуацию, когда невозможно признаться себе самому в какой-то неприятной истине или сделать что-то, что грозит нарушить его идентичность («если я это сделаю – это буду не я»). Также в этой зоне отражается невозможность, запрет на осознание каких-то важных истин (то есть запрет на произнесение значимого текста или запрет на определенные действия: «если я это скажу/сделаю – это буду не я»). Длительно существующие проблемы в этой области грозят развитием заболеваний щитовидной железы, астмы, бронхолегочных нарушений.

Середина грудинной кости

Эта область располагается за выступающей костью грудины, ниже яремной выемки, и в ней локализуется зона обиды. Субъективно ощущения здесь могут восприниматься как ком, шар, сгусток, «камень на сердце». При этом действительно происходит перегрузка канала перикарда, возникают сердечные расстройства. Для человека с такой проблемой характерно и специфическое выражение лица – выраженные носогубные складки, опущенные уголки губ – все это складывается в маску недоверия миру, обиды.

Центр груди

По восточной традиции, посередине груди на уровне сердца располагается сердечная чакра, анахата – средоточие любви и эмоциональной открытости миру. Если в жизни человека нет места любви, то возникает иное базовое чувство – тоска, которая вызывает тянущее, сосущее ощущение в этой области. Также клиенты могут описывать его как присутствие черствой, сжатой, холодной, темной «субстанции». Поражение этой зоны, как правило, связывается с масштабными психотравмами, полученными в детстве, - в первую очередь, с холодностью родителей, детской покинутостью и пр.

Диафрагмальная зона

Захватывает зону диафрагмальных мышц и эпигастральную область. В телесно-ориентированной терапии эта область связывается с блокировкой, запретом на выражение любых эмоций – как хороших, так и плохих. Также здесь коренятся страхи финансового неблагополучия и социальной дезадаптации. При работе с этой зоной может ощущаться втянутость даже при объемном животе. Напряжение здесь похоже на ощущение после удара «под дых» - дыхание становится менее глубоким, «замораживаются» эмоции, плач, смех. Защитной реакцией организма на образование зажима (что сопряжено с застоем крови, лимфы и пр.) часто является образование жировой подушки. Также нередко возникают психосоматическая язва желудка, проблемы печени (в Китае печень считалась источником гнева), желчного пузыря. Зажим в диафрагмальной зоне характерен для людей, которые стремятся все контролировать, держать в себе. Для них типичны такие речевые обороты, как «я не могу себе это разрешить», «за все удовольствия надо платить» и т. п. Также такие люди стремятся постоянно обсуждать происходящее, генерировать умственные конструкции, видеть жизнь через призму схем.

Околопупочная зона

Это зона страха, которая соответствует так называемому «поясу Райха», включающему и проекцию почек. Китайцы называли почки «кладбищем эмоций» и источником холода. После работы в этой зоне (а здесь применяются долгие «выдавливающие» движения) клиент может ощутить перераспределение холода по телу.

Тазовый зажим

Со спины это область крестца, ягодиц, гребней подвздошных костей, спереди – низ живота и внутренние поверхности бедер. Райх связывал тазовый зажим с заблокированной сексуальностью. Если в результате сексуальной жизни не происходит глубокой разрядки, дающей ощущение целостности, то наблюдается глубокая спастика, жир, застойные явления в области малого таза. При наличии тазового зажима многие техники работы с жировыми отложениями малорезультативны, поскольку, как уже говорилось, они образуются в качестве защитной реакции организма.

  • Лобный зажим – (каска невростеника), при постоянных, длительных напряжениях, общее переутомление.
  • Челюстной зажим – сжимаются челюсти (агрессия).
  • Область шеи – дегитальность – концентрирование ощущений, амбивалентность > двойственность.
  • Грудной зажим – Бронхит, астма, зона конфликта между хочу и надо. Середина груди – зона обиды.
  • Диафрагмальный зажим – блокирует эмоции (держит всё в себе, зона психоза).
  • Зона страха – Страх поражает почки и мочевой пузырь.
  • Тазовый зажи м – Низ живота, ягодичные мышцы. опубликовано

Райх полагал, что:

– ум и тело - единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу;

– характер выражается в теле в виде мышечной ригидности (чрезмерное мышечное напряжение, от лат. rigidus – твердый) или мускульного панциря;
– хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций;
– заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют так называемые СКО (системы конденсированного опыта - специфические сгустки воспоминаний с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, которые содержат сконденсированные переживания (и связанные с ними фантазии) из разных периодов жизни человека);
– устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема.

Райх анализировал позы пациента и его физические привычки, чтобы дать ему осознать, как подавляются жизненные чувства в различных частях тела.

Все пациенты говорили, что в процессе терапии они проходили через периоды своего детства, когда научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т.п.).

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение.

Целезатравленность - состояние современного человека.

Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент - держат людей в постоянном напряжении.

Отсюда мышечные зажимы > спазм кровеносных сосудов > гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д. и т.п.

Всё остальное - причины вторичные.

Функция панциря - защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту уменьшением своей способности к удовольствию.

Мышечный панцирь организуется в семь основных сегментов, состоящих из мышц и органов. Эти сегменты располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Райхианская терапия состоит в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом.

Устранение мышечных зажимов достигается через:
* накопление в теле энергии;
* прямое воздействие на хронические мышечные блоки (массаж);
* выражение освобождаемых эмоций, которые при этом выявляются;
* спонтанные движения, танцетерапия, упражнения на расслабление, йога, цигун, холотропное дыхание и др.

1. Глаза. Защитный панцирь проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется раскрыванием глаз так широко, как только возможно, чтобы задействовать веки и лоб; гимнастикой для глаз.

2. Рот. Этот сегмент включает группы мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Сегмент удерживает выражение плача, крика, гнева. Снять мышечное напряжение можно путем имитации плача, движений губами, кусания, гримасничания и массажем мышц лба и лица.

3. Шея. Включает глубокие мышцы шеи и язык. Мышечный блок удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому устранить мышечный зажим позволяют крики, пение, рвотные движения, высовывание языка, наклоны и вращения головы и т.п.

4. Грудной сегмент: широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка и руки. Сдерживается смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания - средство подавления любой эмоции. Панцирь распускается работой над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.

5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед. Выдох оказывается труднее вдоха (как при бронхиальной астме). Мышечный блок удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого.

6. Живот. Мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Мышечные зажимы на боках связаны с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее спазм мышц, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия.

Вегетотерапия В. Райха – это первое и основное направление в телесно-ориентированной психотерапии , в которой психологические проблемы клиента рассматриваются в связи с особенностями функционирования его организма и решаются посредством воздействия на тело.

Кроме вегетотерапии В. Райха к телесно-ориентированной терапии относится биоэнергетический подход А. Лоуэна (ученик Райха) и биосинтез Д. Боаделлы.

Вильгельм Райх (1897-1957) – выдающаяся личность, он прожил необычайно яркую жизнь, был не просто психологом, а тем великим ученым, который стремится объединить все знания о человеке, чтобы помочь ему стать счастливым.

В. Райх в 50-х года ХХ века создал аппарат под названием «оргонный аккумулятор». Прибор этот мог стать панацеей от всех болезней , в частности, Райху удавалось, применяя аппарат, избавлять клиентов от онкологических заболеваний, эпилепсии, астмы.

За изобретение этого самого аппарата психолог и поплатился жизнью : был арестован и вскоре, в возрасте шестидесяти лет умер в тюрьме от сердечного приступа. Правительству США (в этой стране в конце жизни находился психолог) не понравился «слишком умный ученый».

Сначала Райх просто не получил лицензию на производство аппарата, но продолжил свою работу (хотя власти ему запретили), а уже после ареста «непослушного» ученого все, уже созданные оргонные аккумуляторы, а также чертежи к ним, материалы, публикации, записи ученого, хоть каким-то образом относящиеся к изобретению, были уничтожены.

Но это было в конце жизни психолога. А родился Вильгельм в еврейской семье в с. Добряничи (сегодня это территория Украины, а в 1987 г. Австро-Венгрии). Его отец воспитывал детей в немецких традициях (в семье все говорили только по-немецки) и приобщал к западной культуре.

Вильгельм обожал свою мать и боялся отца. Когда ему было 14 лет, он застал мать вместе с любовником (своим домашним учителем) и рассказал все отцу. На следующий деть мать покончила жизнь самоубийством, отец не смог прожить без нее долго, искал смерти и умер через несколько лет. Еще через какое-то время умер и брат Вильгельма.

В возрасте 17 лет Райх остался совсем один, всю оставшуюся жизнь он пытался, но по видимому, так и не смог простить себе смерть любимой матери.

После была служба в армии во время Первой мировой войны и переезд в Вену. Там Райх познакомился со своей первой женой, поступил в медицинскую школу Венского университета и заинтересовался модным тогда психоанализом . В результате Райх становится членом Венского психоаналитического сообщества и начинает психоаналитическую практику.

В Вене в 1922 году случилась судьбоносная встреча, определившая весь творческий путь В. Райха. Он познакомился и стал клиническим ассистентом самого З. Фрейда!

В. Райх – ученик Фрейда, неофрейдист. Как многие другие соратники Фрейда спустя какое-то время, он обособляется от учителя, создает собственное направление в психологии.

Райх разошелся с Фрейдом во взглядах и понимании психической природы человека, а еще два великих ученых не нашли общий язык потому, что Райх был бунтарем по натуре и, к тому же, рьяным марксистом.

Далее были десятилетия упорного труда на фоне разворачивавшихся страшных событий в мировой истории. Ни на кого не похожий, революционер и новатор, опережавший не только свое, но и даже наше, сегодняшнее время, В. Райх не нравился никому.

Райх еще два раза женился, жил в Германии, Дании, Швеции, Норвегии и США, но нигде и ни у кого не встретил должного понимания и поддержки. Он не нравился ни фашистам, ни коммунистам, и даже в Америке, которую представлял самой свободной страной, он оказался под запретом.

Уничтожив изобретателя и главное его изобретение, властям США все же не удалось уничтожить новое течение в психологии – вегетотерапию.

Но и в наши дни вегетотерапию В. Райха называют псевдонаукой, а самого ученого не воспринимают всерьез. Официальная наука критикует Райха в основном из-за того, что его теория не подтверждается общепризнанными научными методами, и, что еще более важно, противоречит известным законам физики! Естественно, намного легче назвать теорию Райха лженаукой, нежели пересмотреть базовые законы физики.

Мышечный панцирь

Наблюдая за пациентами доктора Фрейда, а после и за своими собственными клиентами, В. Райх заметил, что у людей со схожими психологическими пробелами, схожий характер, и что наиболее важно, есть физическое сходство. Фрейд анализировал симптомы, с которыми приходили к нему пациенты, Райх – характер человека в целом.

Это наблюдение подтолкнуло психолога к базовой идее его теории – характер человека связан со строением его тела .

Характер по В. Райху это не только совокупность привычных установок, отношений, паттернов поведения, идей и ценностей человека, но и его привычные позы, жесты, движения и строение тела.

Все внутренние негоразды и подавленные эмоции выражаются и отражаются в телесных проявлениях, главным образом в мышечных зажимах, то есть в местах постоянного напряжения мышц.

Хронические мышечные зажимы в разных частях тела в совокупности складываются в то, что Райх называл характерологическим мышечным панцирем человека.

Мышечный панцирь – «броня» человека от внешнего мира, он защищает, но в тоже время мешает быть собой и наслаждаться жизнью. Там где зажаты мышцы, там же зажаты и чувства, мысли, инстинкты.

Мышечный зажим – это состояние хронического напряжения группы мышц, ответственных за выражение эмоций.

Когда подавляются эмоции (а они подавляются часто, так как прямо выражать себя зачастую нельзя в цивилизованном обществе), возникает сильное нервное напряжение, сковывающее мышцы тела. Они становятся ригидными и в итоге так и остаются зажатыми на долгие годы.

Как и З. Фрейд, В. Райх придавал большое значение сексуальности . Но, в отличие от Фрейда, он считал, что общество виновато в том, что человек вынужден страдать из-за разрыва между моралью и инстинктивными порывами. Райх полагал, что в основе любого невроза лежит сексуальная неудовлетворенность, обусловленная табуированием темы секса.

Характерологический мышечный панцирь нарастает еще в детве . Он есть у каждого. Рождаясь свободным, готовым к любви и творчеству, человек все жестче и жестче «затягивается ремнями» морали, науки, религии. Креативный и любознательный ребенок учится реагировать одинаково, стандартно, типично, культурно, самое главное – учится скрывать себя, не выделяться, быть как все.

Райх выделял три главных табуированных в обществе и оттого подаваемых сознанием психических явления:

  • гнев,
  • страх и его производная – тревожность,
  • сексуальное возбуждение.

Эти естественные, но «неприличные» порывы блокируются не только сознанием, но и телом. Если человек постоянно скрывает одно и то же чувство, у него формируется мышечный зажим, сначала один, а потом по всему телу.

Семь сегментов мышечного панциря

Взрослый человек оказывается зажат в «клетке» своего тела и что самое плохое принимает это как норму. Реагируют люди на телесные проблемы только тогда, когда они переходят в разряд серьезных заболеваний, а если осанка деформирована, плечи постоянно напряжены и приподняты или стал образовываться горбик на спине – ничего страшного.

Чтобы человек стал свободным и открытым, вернул себе способность наслаждаться жизнью, он должен совершить психологический рост .

Психологический рост Райх понимал как процесс постепенного распускания семи сегментов физического панциря.

Защитные сегменты мышечного панциря :

  1. Глазной. Включает мышцы глаз и лба. Глаза смотрят, словно в никуда, в одну точку, сквозь, лоб часто неподвижен. Наличие зажима мышц глаз выражается в проблемах со зрением. Этот сегмент панциря образуется, когда человек не хочет видеть всего происходящего вокруг, боится взглянуть в будущее или прошлое. Подавляемая эмоция – страх .
  2. Оральный . Рот, подбородок, горло, затылок. Челюсти постоянно сжаты или расслаблены (рот приоткрыт). Этот сегмент удерживает те эмоции, которые провоцируют плач, крик, кусание, сосание, гримасничанье, главным образом это эмоции гнева и сексуального возбуждения.
  3. Шейный . Ригидность мышц шеи и языка. Подавляется гнев и его выражения: крик, вопль, плач, рвотный рефлекс. Зажатый шейный сегмент не позволяет человеку высказываться, выражать себя.
  4. Грудной. Плечи, лопатки, грудная клетка, руки и кисти рук. Этот сегмент уникален тем, что здесь сдерживаются все эмоции . Сдерживается дыхание, а дыхание – это жизнь. Подавляющее большинство людей даже не замечают, как часто они не дышат или дышат очень поверхностно. В груди блокируются как смех и страсть, так гнев, страх и печаль.
  5. Диафрагмальный. Диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Удерживается сильный гнев .
  6. Брюшной. Мышцы живота и спины. Основная подавляемая эмоция – страх . Если зажаты боковые мышцы, подавлена злость и неприязнь, отсюда боязнь щекотки.
  7. Тазовый. Мышцы таза и ноги. Подавление гнева и, главным образом, сексуальной энергии (возбуждения, чувства сексуального удовольствия и удовлетворения).

Разрушение панциря и достижение нормального, свободного функционирования организма и психики должно происходить сверху вниз: от глаз к тазу.

По мере освобождения от панциря, высвобождается масса жизненной, вегетативной энергии. Эту энергию Райх называл оргонной.

Оргонная энергия

Оргонную энергию Райх изучал в своей лаборатории при созданном им институте Оргона (Нью-Йорк) в 40-50-х годах, хотя к этой идее пришел еще в 30-х ХХ века.

Оргонная энергия – это универсальная энергия жизни, вегетативная, биопсихичсекая энергия, основной компонент которой составляет сексуальная энергия (то, что Фред обозначал как «либидо»).

Райх пришел к выводу, что оргонная энергия циркулирует внутри человеческого организма от макушки до пяток и обратно, а также по периферии тела. Но свободно передвигаться она может лишь тогда, когда нет никаких мышечных зажимов, иначе происходит блокирование жизненных сил. Физическая ригидность – прямое следствие подавления эмоций. Напряжение мышц тела – это «смирительная рубашка» личности.

Верным признаком того, что мышечный панцирь сковывает человека, становится неспособность испытывать оргазм всем телом. Именно так, полностью всем своим существом, по мнению Райха, человек должен испытывать оздоравливающий и придающий сил оргазм, а не только ощущать его в районе гениталий, как это происходит обычно.

Свободный человек это, грубо говоря, человек без характера . У него нет стереотипных движений, шаблонных способов реагирования, нет таких «изюминок» характера как беспомощность, стремление к одиночеству, стеснительность, тревожность, неестественные страхи, боязнь ответственности, потребность в авторитете, мистические стремления, агрессивность, импульсивность, уступчивость, сексуальные извращения и прочее.

Самое главное, что обнаружил Райх, и что подтолкнуло его к созданию оргонного аккумулятора, это открытие, что энергия, которая является движущей силой жизни, находится не только внутри, но и снаружи. Она везде : в микроорганизмах, растениях, животных, человеке, атмосфере, в космосе и в вакууме! Она создает электромагнитное излучение в синем спектре цвета.

В некоторых местах концентрация оргона особенно высока. В частности, в сооружениях пирамидальной формы, а также в форме полусферы и луковицы. Неудивительно, что все культовые и сакральные сооружения имеют такую форму, как то египетские пирамиды, буддийские пагоды, православные церкви, мечети мусульман.

Райх хотел аккумулировать энергию оргона извне и направлять внутрь человеческого организма, для «подзарядки» и оздоровления . И у него это получалось! Но сам факт существования энергии, названной ученым оргонной, опровергал базовые законы физики.

Райх излечивал людей от многих болезней и говорил, что посредством аккумуляции оргона возможно существенно продлить человеческую жизнь.

Когда общественности стало известно изобретение Райха, одни стали признавать его гением, а оргонный аккумулятор – важнейшим открытием в истории медицины, не применять который было бы преступлением против человечества, а другие смеяться, объясняя целительные способности аппарата лишь эффектом плацебо.

Ну а закончилась эта история, как уже говорилось, смертью ученого и уничтожением всего, что бы было связано с оргонным аккумулятором.

К сожалению Райх умер до того как первый человек отправился в Космос и задолго до того, как астронавты стали возвращаться с фотографиями Земли, окруженной атмосферой, которая светится синим сиянием оргонной энергии.

Райх считал, что галактики созданы и приведены в движение оргоном. То, что ученые называют «темной материей Вселенной» является темно-синим светящимся ореолом галактик. В доказательство реальности энергии оргона Райх даже разработал метод запуска небольших летательных аппаратов с двигателями , работающими только на этой вездесущей, бесконечной, абсолютно доступной и бесплатной энергии жизни.

Наверное, психолог, который был одновременно и медиком, и физиком, и космологом сделал бы еще массу открытий, но был не угоден властьимущим и, как и многие гениальные ученые, опередил свое время по-видимому даже не на годы, а на века.

У Райха есть продолжатели, но их деятельность ангажированное научное сообщество не признает всерьез, результаты современных исследований оргона не публикуются в научных журналах, а относятся к разряду научной фантастики и лженауки.

Вегетотерапия: как распустить мышечный панцирь

Возвращаясь к вегетотерапии, первое и главное, что нужно обозначить, это ее цель – разрушение мышечного панциря и достижение нормального функционирования человеческого организма, в результате чего и будет разрешена та психологическая проблема, с которой обратился клиент к терапевту.

Техники вегетотерапии :

  • дыхательные,
  • массажные,
  • психоаналитические.

Телесно-ориентированный психотерапевт замечает проблемы клиента, еще даже не вступая с ним во взаимодействие. Не все, но многие телесные зажимы, наблюдаемы невооруженным взглядом. Уже по тому, как клиент зашел в кабинет и как сел на кресло, можно многое о нем рассказать.

Терапевт воздействует на зажатые мышцы: сильно сдавливает, сжимает, скручивает, пощипывает и так далее, то есть делает своеобразный глубокий массаж . Чтобы проработать внутренние мышцы, недоступные непосредственному воздействию, клиента просят кричать, произносить определенные звуки, плакать, кусать, рычать, имитировать рвоту, что-то бить, рвать, душить и так далее.

Многие клиенты не понимают и не замечают своих зажимов. В таких случаях терапевт старается довести их до абсурда, чтобы сделать заметными. Если клиент нервно дергает ногой, его просят дергать ею сильнее, интенсивнее, размашистее. И в итоге появляется осознание: эти движения похожи на избиение ногами, а, значит, за зажимом скрывается сильная агрессия и злоба.

Когда мышцы удается расслабить, происходит высвобождение оргонной энергии и человек начинает эмоционально реагировать, многое осознает и очень часто вспоминает значимые, но давно забытые события из жизни.

В этот момент важны методы психоанализа . Терапевт беседует с клиентом, помогает ему разобраться в возникших чувствах, желаниях и воспоминаниях. По мере разблокировки сегментов мышечного панциря (от глаз к тазу), вспоминаются главным образом травмирующие, негативные или ограничивающие свободу быть собой события из детства, а когда мышечный панцирь полностью сброшен, люди вспоминают себя совсем маленькими и при этом абсолютно счастливыми и ощущающими глубину единства со всем миром.

Родители не могут ни воспитывать и ни обучать детей, не могут не говорить: «Тихо! Не кричи!», «Не плачь! Что скажут люди?», «Не бесись! Ты меня позоришь!» и так далее. Без этого нет социализации, но приобщаясь к обществу, человек все дальше отдаляется от себя, от совей природы и предназначения.

Особая техника вегетотерапии – глубокое дыхание . Именно посредством дыхания человек получает оргонную энергию из атмосферы. Правильное дыхание – альтернатива массажной проработки мышечных зажимов.

«Продув» тело глубоким дыханием, можно избавить его от мышечного панциря и открыть путь для свободного тока оргонной энергии внутри организма.

Обычно вегетотерапевт сочетает все методы и техники для достижения лучшего результата. Естественно, что огромную роль играет также желание клиента понять, познать, помочь себе оздоровиться, то есть самостоятельная работа .

После прохождения курса вегетотерапии жизнь людей меняется в лучшую сторону кардинальным образом:


Вегетативная терапия Райха особенно эффективна при лечении неврозов, посттравматических расстройств, стрессов, депрессии, психосоматических заболеваний.