Биографии Характеристики Анализ

Аюрведой что. Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371

Изначально Аюрведа - часть Вед, древних текстов таинственных ариев. Возраст трактатов - от 3,5 до 6 тысяч лет. Само это слово переводится с санскрита как «наука жизни». Известно, что Аюрведа повлияла на развитие тибетской и древнегреческой врачебных школ. С древнеиндийскими источниками был знаком Ибн Сена.

Многие современные способы оздоровления уходят корнями в Аюрведу. Всемирная организация здравоохранения признала ее эффективной альтернативной системой медицины. По статистике ВОЗ, около 17% населения мира использует исключительно аюрведические методы лечения: страны, прошедшие через влияние индуизма, всегда густо населены. В США Аюрведа практикуется с 1965 года, у нас же такие медицинские центры только появляются.

«Наука жизни» звучит красиво, но не очень понятно. Точное определение Аюрведы будет таким: цельная система медицинских знаний о темпераментах, здоровом образе жизни, а также о профилактике и излечении болезней.

Индийская притча рассказывает, что все люди по своему характеру делятся на три типа. Однажды царю прислали в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки. Но в сопроводительном письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и свою ценность. Долго придворные ученые взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить различий. Лишь один мудрец не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из другого уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал: «Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая - напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Она наиболее ценная из трех».

Аюрведа основана на подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. В понимании врача-аюрведа заболевание начинается не с физического тела, а с некой невидимой психической оболочки. Все болезни классифицируются по шести стадиям их развития, причем первые три считаются легко излечимыми, четвертая - излечимая, пятая - трудно излечимая, а шестая - неизлечимая.

Первая стадия болезни отражает нарушение работы «тонкого тела» вследствие негативных эмоций, низменных чувств и пороков. Люди в силу недостаточной чувствительности не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию - нейроэндокринную, а затем в эндотоксическую. Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Такое «ослабление» является следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущих воплощений) или может быть приобретенным, но кармический механизм считается наиболее значимым. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм - сердце, а лицемерие - почки.

Вся эта теория кажется слишком сложной и, на взгляд человека нашей культуры, неправдоподобной. Но вот диагностические методы врачей-аюрведов просты. Они построены на принципе «пяти зеркал». Зеркала - это пульс, язык, ушные раковины, глаза и кожные покровы. Определенные свойства пульса, присущие тому или иному недугу, называют «Музыкой болезни».

Врач-аюрвед отличается от докторов в обычных клиниках, пожалуй, лишь цветом кожи: аутентичными методами у нас пока владеют только приезжие индийцы. В остальном - тот же белый халат, стетоскоп. Но вот врач кладет на запястье три пальца, сосредотачивается и начинает слушать пульс. Его учили расшифровывать биение сердца десять лет. Аюрвед легко распознает пониженный иммунитет и то, что пациент быстро утомляется. По пульсу определяет проблемы с работой кишечника и с мочеполовой сферой.

Начать оздоровление доктор посоветует с панчакармы - полного очищения организма, которое состоит из нескольких этапов: очищение желудка, очищение кишечника, носовая терапия и очищение крови. Следует отметить, что эта терапия включает лишь природные средства: лекарственные растения (более 3000 видов!), топленое масло, минералы, специи, металлы.

При любых болях в спине назначают «кативасти» – процедуру наложения компресса из теплого лечебного масла и пасты из трав на спину, поясничную область от 45 минут до 1 часа. Для лечения астмы, заболеваний респираторной системы, болезни сердца, боли в мышцах груди назначается процедура «уровасти»: теплые медицинские масла накладываются на грудь на 45 минут. А «широдхара» применяется при нервно-вегетативных нарушениях, бессоннице, ухудшении памяти, головных болях. На лоб пациента тонкой струйкой из медного сосуда льется теплое масло. Тип масла, его температуру и продолжительность процедуры определяет врач.

Важную роль играет специфический мармический массаж, проводимый в четыре руки с использованием прописанных пациенту масел. Мармы - энергетические центры тела человека. В буквальном переводе - «тайные» точки. В древности знания об этих центрах использовались в военном деле: удар в жизненно важную точку подрывал энергетику врага. Врачам же знание марм помогало излечивать воинов, раненных в битве.

Аюрведа объемлет все стороны жизни. Будучи естественной медициной, она ставит своей задачей не просто устранение симптомов, а формирование позитивного образа жизни, который способствует исцелению и здоровью. Чтобы наилучшим образом использовать Аюрведу, нужно воплотить ее принципы в своей жизни. Просто прибегать к рекомендациям по лечению конкретных заболеваний, когда возникают проблемы со здоровьем, - значит проглядеть истинное богатство и красоту Аюрведы - ее знания о гармоничной жизни.

Изучая Аюрведу, вам захочется пересмотреть свою диету, скажем, отказаться от некоторых излюбленных блюд, которые вам не совсем подходят, внести изменения в свой режим дня - например, пораньше вставать, или изменить характер и количество своей физической активности. Такие изменения привычного образа жизни не случаются за один день.

Согласно Аюрведе, каждому человеку по силам исцелить самого себя. Всем предоставлена свобода, возможность сохранять энергию и восстанавливать свое здоровье. Мы можем реализовать эту возможность посредством понимания нужд своего тела и внимательного отношения к их изменениям, в ответ на бесконечные перемены во внешнем мире и во внутреннем мире наших чувств. Ключ к этому - осознавание, непрерывное осознавание всего происходящего вокруг.

Симптомы - не что иное, как язык нашего тела. Награждая нас головной болью, поносом, лихорадкой, зубной болью, ломотой в суставах, бессонницей, тревогой, страхом или неуверенностью, тело разговаривает с нами, давая нам знать: что-то идет не так, что-то вышло из равновесия и нуждается в нашем внимании.

В Аюрведе утверждается, что любой испытываемый нами симптом - это выражение дисбаланса дош. Чтобы вернуть себе хорошее здоровье, нужно восстановить нарушенное равновесие, «жонглируя» этими тремя дошами, отдавая предпочтение одной или умиротворяя другую, для того, чтобы достичь гармонии - привести викрити, текущее состояние дош, к пракрити, врожденному оптимальному состоянию.

Аюрведа учит читать этот язык признаков и симптомов. Например, когда налицо признаки избыточного тепла в теле - кожная сыпь, изжога, вспыльчивый темперамент, это говорит об избытке питты, и нужно принять меры для ее успокоения. Точно так же, неуравновешенная вата может говорить с нами на языке бессонницы, запора или тревоги, тогда как, дисбаланс капхи будет сообщать о себе в виде апатии, переедания или застойных явлений в легких, бронхах и пазухах носа.

Мы не должны оставлять без внимания сообщения от дош, поскольку состояние дош составляет основу здоровья и счастья, равно как и болезни.

Невозможно достичь подлинного здоровья, если перекладывать всю ответственность за него на врачей. Используя свои собственные интуицию, восприятие, наблюдение и суждение, вы должны стать целителем себе и принять ответственность за свое здоровье на себя. Используйте ваши знания и способности в полной мере, чтобы привнести в свою жизнь здоровье, гармонию и счастье.

Древние тайны Аюрведы - это путь к себе.

Услышав впервые слово «аюрведа», многие задаются вопросом, что это такое и с чем его едят? Мы изучили этот вопрос и подробно обо всем вам сейчас расскажем. С санскрита аюрведа переводится как «наука о жизни» или «длинная здоровая жизнь». Но было бы неправильно считать это одной наукой. Аюрведа – это целый комплекс наук. О здоровой жизни и пище, о самодисциплине и душевном росте, о причинах болезней, и о том, как устранить эти самые причины.
Получается что, аюрведа охватывает не только физическое здоровье человека, но и его чувства и душу. Она является проводником в прекрасный мир без злости и ненависти, без заболеваний и таблеток.

История аюрведы

Откуда к нам пришла аюрведа судить очень тяжело. Многие считают, что это остатки знаний от Ариев. Помните? В древности были такие люди. Они имели огромные знания в области всех наук, летали в космос. Письменность была не нужна, потому что их мозг запоминал неприлично большие объемы информации. После великого переселения, арии затерялись в Азии. Они начали забывать свое знание и традиции, мозг стал деградировать. Выход этой проблемы нашелся «кто бы мог подумать» в письменности. Все, что не забыли, арии записали в Веды, которые стали первыми «книгами». Многие ошибочно предполагают, что Ведические знания – это сугубо индийская традиция, но есть еще так называемые Русские Веды. Конечно, в самом чистом своем виде Ведические знания сохранились именно в индийской национальной традиции. Потом аюрведа легла в основу Китайской и Тибетской медицины. Когда из Индии вывозили пряности, дерево, благовония, целебные растения, аюрведа стала известна в арабских странах. И со временем попала уже в Европу. Как следствие этого, в основе всех наших современных медицинских и фармакологических знаний лежит индийская нетрадиционная медицина.

Аюрведа: что это?

Чаще всего она классифицируется на восемь отраслей.
1. Внутренняя медицина.
2. Хирургия. Оказывается, уже тогда индийские врачеватели знали все об антисептиках, применяли хирургические инструменты. Дробили камни в почках, оперировали брюшную полость, производили ампутации. Они делали даже ринопластику.
3. Производилось лечение лор-органов.
4. Большие знания в педиатрии и гинекологии. Уже на тот момент успешно проводились роды и кесарево сечение.
5. Токсикология.
6. Генетика.
7. Профилактика болезней.
8. Духовное здоровье, а по-нашему психология.
Аюрведическая философия.
Выше было сказано, как переводится аюрведа. Но санскрит – язык глубокий и, поэтому один слог часто имеет несколько значений. Вот и слог «аю» включает в себя два значения – это жизнь и естество.

Значит, аюрведа наука о естественной жизни.

Она поясняет, что человек обязан жить естественными законами природы. Ведь во всех древнеиндийских трактатах пишется, что человек – это живая клетка Вселенной. Он обменивается энергией не только с окружающими его людьми, но и с планетами и звездами. Чаще всего, изменения в самом человеке приводят и к изменениям окружающего его мира. Согласно Ведическим знаниям, люди приходят на землю, чтобы отработать свою карму. Отдать долг перед государством, родом, планетой. Они проходят испытания, чтобы в конце понять свою истинную сущность. И получить высшую награду и благо. Естественным «бонусом» является здоровье и долголетие. Вот почему человек должен жить в гармонии с космосом и соблюдать его законы.

В аюрведе психосоматическое состояние – это «пракрити». Она состоит из:
Раджас (энергия). Имеет черты страдания, возбуждения и активности.
Саттва (разум). Отличительная особенность – радость, свет, легкость.
Тамас (инерция). Является носителем апатии, грубости, раздражения.

Это разделение можно сравнить с психотипами человека в психологии. Не может быть «чистого» флегматика или сангвиника. В любом случае они перемешаны, но доминирует один. Тоже и в аюрведе, у человека в гармонии должно быть все. Но с рождения первенство у одной. Пракрити остается неизменной до смерти человека.
Еще человек создан из пяти стихий – это воздух, земля, огонь, вода и космос (эфир).
Основные типы (доши) человека по аюрведе:
Вата (воздух и космос). Основа импульса для мобилизации нервной системы.
Питта (вода и огонь) – источник энергии для метаболизма в человеческом организме.
Капха (земля и вода) – это правило жидкости, в которой нуждаются все слизистые субстанции человека.

Аюрведа: причины болезней

Доши тоже должны состоять в гармонии. Нет гармонии – появляется недуг. Вот как описывает аюрведа причины болезней, лечение – это избавление от наших духовных недостатков.
Например:
Гастрит свидетельствует о страхе перед чем-то новым.
Головные боли говорят, что человек недооценивает себя или занимается самокопанием.
Аппендицит – это блокирование всего хорошего.
Запах изо рта – сплетни, неприличные мысли.
Киста – память о прошлых обидах, ложное развитие.
Молочница – злоба на себя за неправильные решения.
Несварение желудка – непрекращающееся ворчание на все вокруг.
Ожирение – непринятие себя, неготовность прощать себя, страх, внутренний гнев.
Порезы являются карой за несоблюдение своих идеалов.
Целлюлит – это накопленный гнев и самобичевание.
Фригидность – уверенность, что наслаждение – это плохо.
Угри – легкие вспышки гнева или нелюбовь к себе.
Хронические болезни – это неготовность к переменам, боязнь будущего, ощущение опасности.
Конечно же, это не весь список. Если внимательно посмотреть, то все наши болезни начинаются, когда мы боимся до жути, не любим, не принимаем и не наслаждаемся. Кто-то скажет: «Ну, невозможно же всех любить или не бояться чего-то». И он будет прав. Ведь мы люди. Просто не стоит зацикливаться на обидах, горечи, предательстве или страхе. Нужно отпускать с легкостью все, что нам было предоставлено Космосом. Когда-то один мудрый человек сказал: «Вселенная не заинтересована в том, чтобы мы были несчастливы».

Наши же врачи уделяют внимание только физической болезни. Ставят диагноз и «залечивают» один орган. Стоит запомнить. Не лечит аюрведа причины болезней, заболевание считается нарушением баланса, духовным изъяном. Самому человеку тоже стоит приложить все усилия для исцеления. Аюрведическая система накопила большой опыт знаний и правил, которыми просто нужно пользоваться, чтобы обрести долголетие, здоровье и гармонию.

Аюрведа – это наука о естественной жизни, дающая знания о поддержании здоровья и лечении болезней. Специалист-консультант по Аюрведе Татьяна Папшева предлагает начать наше с вами совместное изучение древнеиндийской медицинской науки со знакомства с самыми ее азами.

В нижеследующей статье мы рассмотрим:

  1. Определение Аюрведы.
  2. Происхождение аюрведической науки и святые писания, в которых она излагается.
  3. Цели человеческой жизни, согласно Аюрведе.
  4. Уровни здоровья.
  5. Базовые принципы Аюрведы.

Аюрведический врач никогда не признает пациента полностью здоровым, если тот не светится счастьем и удовлетворенностью от жизни. Официальная медицина разделяет понятия «физическое здоровье» и эмоциональное, психическое. Причем, слишком далеко друг от друга.

Что такое Аюрведа, откуда «взялись» ее знания

Вот определение Аюрведы, приведенное в одном из ведических канонов – «Чарака-самхите» (ЧС):

«Науку, описывающую полезную и бесполезную, счастливую и несчастную жизнь, меры пользы и вреда для жизни, а также описывающую и саму жизнь, называют Аюрведой».

Аюрведа не является теорией, принадлежащей какому-то одному древнему ученому. Это объемная частью ведических знаний, которые записаны в авторитетных источниках. Возраст их оценивается в пять тысяч лет, хотя на деле они не имеют возраста и являются частью этого мира.

Если придерживаться ведической точки зрения о создании мира Творцом, то про Веды можно сказать, что они «инструкция по использованию Мира», которую Творец приложил к «изделию». Следовательно, Аюрведа как наука о жизни получена напрямую от самого Творца, ее знания являются предельно точными.

Один из главных принципов ведического знания — «место–время–обстоятельства». Это значит, что знания, использованные с учетом этих категорий, будут гарантированно работать и приносить пользу независимо от страны и эпохи их применения.

История содержит упоминания об отдельных трудах по Аюрведе. Три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текста, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по теме — «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридайам-самхита».

Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения и специи морскими и сухопутными торговыми путями везли в страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

Основоположники различных медицинских школ адаптировали Аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни.

Здоровый человек — тот, чье чувство счастья постоянно и постепенно увеличивается

Аюрведические знания проникали в Грецию. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством местных целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию современной пластической хирургии. И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства. Интересный факт, подтверждающий авторитетность знаний Аюрведы: современная ассоциация хирургов США носит имя «Сушруты» — автора одного из канонов Аюрведы «Сушрута самхита».

В настоящее время Аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри-Ланка, Непал. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) признает ее традиционной медицинской системой наряду с тибетской и китайской медициной.

Аюрведа, как наука о жизни даёт определение Жизни и то, для чего нужна жизнь.

«Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души».

Для чего нам здоровье? Оно нужно, чтобы осуществить полноценную жизнь. Цели полноценной жизни также определяются в Аюрведе. В «Аштанга Хридаям Самхите» (АХС) написано:

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения четырех целей: своего предназначения, материального благополучия, удовлетворения потребностей чувств и освобождения от невежества, — должен с глубокой верой обратиться к учению Аюрведы».

Цели человеческой жизни и уровни здоровья

Согласно Аюрведе, цели человеческой жизни выходят за пределы чисто материальных интересов.

Здоровье — фундамент для достижения всех 4-х целей. Каждая следующая опирается на предыдущую и не достижима без нее. Как справедливо утверждение, что здоровье необходимо для достижения указанных целей, так справедливо и обратное утверждение, что, следуя пути достижения этих целей, человек обретает здоровье.

Уровни здоровья, определяемые в Аюрведе, согласуются с целями жизни. Определяется 4 уровня здоровья:

  • Арогья — отсутствие физических страданий. Первый уровень здоровья подразумевает, что человек не имеет телесных недугов, болей, воспалений и т.п., хорошо чувствует себя соматически. Это базовый уровень, основа для следующих.
  • Сукхам — мирское счастье, удовлетворение от социальной деятельности. Подразумевает удовольствие, которое человек получает от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, гармоничные взаимоотношения на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан с реализацией первой цели жизни – своего предназначения, или .
  • Свастха — понимание собственной природы. Человек должен осознать, что материальная и духовная природа отличны друг от друга. Материальность – наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется Душой. Она подразумевает индивидуальность.
    Материальные воплощения временны, но Душа – вечна. Свастха – есть понимание своей природы внутренней и внешней, материальной и духовной, осознание смысла жизни и временности всего происходящего. Все это дает возможность адекватно реагировать на любые события, дает психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере. Свастха тесно связано с четвертой целью жизни – освобождением от невежества.
  • Ананда — счастье, радость, благополучие. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Духовная радость и благоденствие подразумевают, что человек постоянно испытывает чувство счастья, удовлетворенности, что бы ни происходило. Более того, это чувства постоянно и постепенно увеличиваются.

Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом.

Вкусные аюрведические лекарства — специи

Современная трактовка здоровья от ВОЗ очень близка к аюрведическому его пониманию, однако второе отличается наличием четкого определения целей человеческой жизни . Без цели нет движения, наличие же цели также дает человеку возможность быть здоровым. Аюрведический врач, общаясь с пациентом, обращает внимание на все четыре аспекта здоровья и помогает достичь успеха в каждом из них. В противном случае здоровье будет не полным.

Базовые принципы Аюрведы

Аюрведа провозглашает следующие основные подходы и принципы.

  1. Учет духовного и материального аспектов бытия, личностный подход к природе человека, а значит и лечению. Каждый из нас обладает индивидуальностью. Реализация уникального таланта — одной из главных задач нашей жизни и целей Аюрведы.
  2. Холистичность, или целостность. Организм рассматривается не как сумма органов и систем, а как целое, где существует четкая взаимосвязь между тканями, органами и системами.
  3. Психосоматический подход. Наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние тела, на весь организм, болезнь является следствием изменений нашей психики. Мы пытаемся уйти от наших проблем. Но осознать их, понять причину – значит наполовину победить болезнь.
  4. Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией.
  5. — Персональный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции. Теория «Тридоша» – знание о психофизиологическом строении организма, основанное на концепции телесных и умственных свойств.
  6. — приоритет профилактики над лечением, акцент на образе жизни.
    а) Ахара – «то, что проникает в нас» — питание
    б) Вихара – распорядок, режим дня, недели, месяца, жизни
    в) Аушадха – «лекарство, несущее свет (исцеление)». Но даже очень хорошее лекарство, если не используются первые два компонента, не излечивает или воздействует малоэффективно.
  7. Натуропатический подход, когда для лечения или профилактики болезней используются средства естественного, природного, натурального происхождения – травы, минералы, продукты животного происхождения, солнце, воздух, вода и т.д. Причем, Аюрведа лечит противоположным – аллопатически, в отличие от лечения подобным – гомеопатии.
  8. Диагностика заболеваний на ранних стадиях. То, что современная официальная медицина считает собственно заболеванием, в Аюрведе является уже пятой стадией его проявления.

Обо всем этом вы сможете прочитать в наших следующих обучающих материалах по Аюрведе на сайте сайт. Наши обновления по этой теме будут выходить отныне каждый понедельник — такие же статьи для самостоятельного изучения основ древней индийской медицины, а также наши отзывы о различных аюрведических препаратах с подробными комментариями об их применении.
Подписывайтесь на обновления сайта в форме ниже этой статьи, чтобы не пропустить!

Аюрведа — наука о жизни, зародившаяся более 5 тысяч лет назад в Индии. Она помогает определить благоприятные и неблагоприятные условия жизни, которые напрямую связаны с нашим счастьем и здоровьем, а также учит нас жить в гармонии с законами природы. Разбираемся, что такое аюрведа и доши, как определить свой тип конституции и какому образу жизни следовать, чтобы оставаться здоровым и полным сил.

Аюрведа отличается от привычной для нас медицины: в то время как с помощью таблеток врачи устраняют симптомы заболеваний, специалисты по аюрведе считают важным понять и устранить причину болезни. Они придерживаются идеи о том, что все в нашем теле связано между собой, поэтому нельзя воздействовать на отдельные его области. Проще говоря, здоровье не сводится к лабораторным анализам и ежегодным обследованиям, это процесс, который требует нашего постоянного участия.

ЧТО ТАКОЕ ДОШИ?

Согласно аюрведе, в нашем теле присутствуют три доши — это Вата, Питта и Капха . Они состоят из комбинаций 5 элементов: земли, воды, огня, ветра и эфира. Доши отвечают за наши физические и психологических характеристики, их невозможно распознать в теле, но они соединяют его и участвуют в различных функциях организма. Все они в той или иной степени присущи каждому из нас, а их баланс отвечает за состояние нашего здоровья. Огромное количество факторов, таких как стресс, недосып, неправильное питание влияют на перемещение, увеличение и уменьшение дош в организме. Более того, каждая из них изменяется согласно времени суток, фазам пищеварения, возрасту и сезону.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИП ДОШИ?

У каждого человека с рождения доминирует одна или две доши, при их балансе мы здоровы, счастливы и полны энергии. При дисбалансе у нас могут возникать проблемы с кожей, нарушение пищеварения, бессонница, беспокойство и более серьезные заболевания.

Для того, чтобы определить состояние дош в данный момент, можно обратиться к специалисту, но есть и более простой метод — пройти тест. В интернете есть огромное количество тестов для определения вашего типа конституции, они помогут понять, на какие доши стоит обратить внимание, ну а мы расскажем, как привести их в состояние баланса.

ВАТА: ВОЗДУХ + ЭФИР

“То, что постоянно движется в теле” — Сушрута Самхита.

Люди типа Вата не могут находиться в бездействии, при этом они заняты несколькими делами сразу. Вообще регулярность для них это что-то слишком сложное, пожалуй, это самая непостоянная доша. Они часто меняют профессию, не могут усидеть на месте и поэтому являются большими любителями путешествий. Это непостоянство выражается и во взаимоотношениях, они часто меняют партнеров, быстро про них забывают и легко знакомятся с новыми. При балансе Вата доши эти люди отличаются креативностью, у них высоко развит творческий потенциал. Они гибкие, инициативные, очень общительные и легкие на подъем. Их можно назвать оптимистами, которые действительно умеют радоваться жизни. Если же Вата находится в дисбалансе, то может появляться чувство беспокойства, тревоги и бесконечной суеты. При этом часто у людей этого типа конституции сбивается режим дня, и они начинают пропускать приемы пищи, не вовремя ложатся спать и перестают заниматься спортом.

Сама по себе эта доша сухая, легкая холодная, шершавая, тонкая и подвижная. Для того, чтобы привести Вату или любую другую дошу в баланс необходимо обогащать свою жизнь противоположными ей качествами:

  • делайте масляные массажи (кунжутное масло)
  • ешьте теплую и маслянистую пищу с использование согревающих специй
  • старайтесь есть меньше сырых продуктов
  • ешьте в спокойной обстановке
  • медитируйте
  • отдыхайте в течении дня
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например, йогой или плаванием
  • соблюдайте стабильный режим дня
  • одевайтесь тепло в холодное время года
  • старайтесь поддерживать теплую атмосферу дома
  • принимайте горячие ванны или теплый душ
  • используйте сладкие и теплые аромамасла для ароматерапии (масло лаванды, корицы)

ПИТТА: ОГОНЬ + ВОДА

“То, что поддерживает пищеварение” — Сушрута Самхита.

Люди типа Питта обладают высоким интеллектом, они уверены в себе и полны энтузиазма. Лидеры от природы, в работе они собраны, пунктуальны, умеют ставить перед собой цели и добиваться их. Физическая сила делает их выносливыми, энергичными и стрессоустойчивыми. Они большие любители планировать и организовывать. При балансе Питты люди дарят радость всем вокруг, их жизнерадостность и чувство юмора завораживают. При дисбалансе проявляется неудовлетворенность жизнью, гнев и высокомерие по отношению к другим людям. Они часто теряют контроль над собой, бывают критичны, категоричны и упрямы. Стремление к власти и контролю всех и всего вокруг — это проявление эго, которое вытесняет все положительные качества этого типа конституции.

Питта маслянистая, быстрая, горячая,подвижная, жидкая, кислая. В состояние баланса ее могут привести противоположные качества:

  • делайте масляные самомассажи (кокосовое масло)
  • пейте только теплые напитки
  • ешьте больше свежих овощей и фруктов
  • не употребляйте острую еду
  • медитируйте
  • гуляйте на свежем воздухе
  • занимайтесь спокойными физическими упражнениями, например йогой, плаванием или ходьбой
  • слушайте успокаивающую музыку
  • цените людей вокруг
  • заведите личный дневник
  • принимайте прохладный душ
  • используйте охлаждающие аромамасла (масло розы или сандалового дерева)
  • проветривайте помещения, чтобы там сохранялась прохлада

КАПХА: ЗЕМЛЯ + ВОДА

“То, что поддерживает прохладность” — Сушрута Самхита.

Этот тип конституции характеризуется отличным здоровьем, крепким телосложением и душевным спокойствием. Стабильность и постоянство позволяют им быть верными партнерами и надежными работниками. Это очень спокойные и добрые люди, которые всегда готовы прийти на помощь. В состоянии баланса Капха отличается щедростью, умением любить, нежностью и мягкостью. В состоянии дисбаланса люди этого типа могут превратиться в лентяев, любителей полежать дома и скрыться от общества. Они очень сильно привязываются к людям и вещам, часто боятся отпустить что-либо т.к. не выносят перемен. У них может проявляться склонность к накоплениям и даже жадность. От нежелания общаться и что-либо делать может возникнуть депрессия или апатия.

Капха жирная, холодная, тяжелая, медленная, гладкая, липкая, стабильная. Чтобы успокоить ее и привести в баланс нам нужно использовать противоположные качества:

  • не переедайте
  • ешьте легкую еду
  • ешьте в спокойной обстановке
  • не используйте еду как способ успокоиться
  • не уделяйте слишком много внимания повседневным проблемам
  • занимайтесь динамичными видами спорта
  • путешествуйте
  • интересуйтесь новым
  • не спите днем и соблюдайте режим
  • ходите в сауну
  • используйте теплые цветочные аромамасла (кедр, эвкалипт)
  • старайтесь придавать меньше значения материальным благам

Самое главное помните, что не бывает двух одинаковых людей, ведь все мы индивидуальны. Поэтому не стоит строго следовать всем рекомендациям описанным в книгах, статьях, или журналах. Только вы сами сможете проследить реакцию своего организма на ваше питание и жизненный ритм. Суть аюрведы в этом и заключается — она учит нас самоисцелению и дает понять, что возможности нашего организма намного шире, чем мы представляем.