Биографии Характеристики Анализ

Что такое ся в глаголах как выделять. Частица «-ся» побеждает

Урок русского языка.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ СЯ (-СЬ).

Цель:

    познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи;

    формировать умение различать и образовывать такие глаголы;

    развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

    создать атмосферу сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Этапы урока

Планируемая

деятельность

учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Психологический настрой

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов в открытии новых знаний.

Самоопределение к учебной деятельности.

Шкала успеха.

    У вас на партах лежит «ШКАЛА УСПЕХА.»

Как вы думаете, все ли у вас получится на уроке?

К этой шкале мы с вами вернемся в конце урока.

2. Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт.

Мы много на уроках с вами узнали о глаголе.

Кое – что нам о нем необходимо вспомнить.

Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

Предлагаю составить кластер по теме «глагол ». (Коротов Д., Гайло М., Клинтух В.).

Наверное, они могут быть полезными на уроке.

Актуализация опорных знаний, определение темы урока

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

СЛАЙД 1

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...

Внимание!Сегодня нам предстоит сделать важное открытие.

Для этого нужно быть внимательными и активными.

На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Не спеши языком, спеши делом.

Хотите открыть новые тайны русского языка?

Тогда в путь. Запишите число и место нашей работы.

Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир…

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Да. Конечно.

Уч-ся записывают число, классная работа.

Минутка чистописания

СЛАЙД 2

в к под на ист тель еньк н сь ся

Запишите ее в тетрадь

По какому признаку можно распределить данные буквы и сочетания букв на две группы

А на три группы?

Назовите предлоги, приставки и суффиксы.

К какой группе вы отнесете сочетания букв сь и ся?

по частям речи по частям слова.

предлоги, приставки, суффиксы.

Повторение о глаголе

Игра « Исключи лишнее».

Посмотрите на слова.

Желтеть, пробежал, оденемся, дышать, оденусь, желаешь

Что можете сказать о них?

Какое задание можно предложить?

Предлагаю вам игру: «Исключи лишнее… »

1. Назови глагол прошедшего времени, ед.ч., м.р. – пробежал

2. Найди глагол во 2 лице, ед. числа –

желаешь

3. Укажи глагол – исключение –

дышать

4. Глагол, стоящий в инфинитиве –

Желтеть

Какие глаголы остались??

Оденусь, оденемся.

Что можете сказать о них сказать?

Мнения детей

Защита кластера

Выступление детей по очереди.

Дети защищают кластер

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, все ли знаете о глаголах?

Внимание на экран. СЛАЙД 3

Рассмотрите рисунки.

Прочитайте глаголы.

ПРИЧЕСЫВАЕТ ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Сравните их.

Что можете сказать?

Они однокоренные?

Чем отличаются?

Что вы знаете о нем?

Есть ли разница в значении глаголов?

- Какую цель поставим перед собой?

1. Значение глаголов.

2. Как образуются?

3. Где находится суфф. - ся?

4. Как называются такие глаголы?

5. Почему так называются?

- А чему должны научиться?

Мнения детей

Научиться писать такие глаголы, уяснить значение этих глаголов.

Открытие нового знания

Исследовательская работа.

СЛАЙД 4

    Составьте предложения с данными глаголами.

Катя причесывает Иру.

Катя причесывается.

- Назовите грамматическую основу.

Подчеркните ее.

Что заметили?

В чем различие глаголов по смыслу?

Ученики (В первом предложении действие выполняет Катя, действие направлено на другой предмет, на Иру.)

Во втором предложении – действие выполняет Катя, но оно направлено на себя.

Как вы думаете, как называются такие глаголы?

2. ВНИМАНИЕ! Историческая справка. СЛАЙД 5

Суффикс ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя».

ГЛАГОЛ + СЯ (себя). Например:

Мыться – т.е. мыть себя

Моюсь – т.е. мою себя

Одеваться – т.е. одевать себя.

Одеваюсь – т.е. одеваю себя.

Действие возвращается на себя.

3. МАМА УМЫВАЕТ СЕРЕЖУ. СЛАЙД 6

Измените, предложение так, чтобы глагол принял возвратное значение.

МАМА УМЫВАЕТСЯ.

Поэтому такой глагол называется ВОЗВРАТНЫМ.

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Что будет главным на уроке?

Разная гр. основа

(Мнения детей)

Работа по учебнику.

Прочитайте правило на стр. 78.

Вывод.

Итак, мы с вами выяснили, как называются такие глаголы, почему они так называются?

4. Выясним, где находятся суфф. - СЯ (-СЬ)

Разберем глагол по составу: (У доски ученик)

ПРИЧЕСЫВАЕТ

ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Надо выяснить, входит ли в основу ^ СЯ?

Найдите на стр. 79 информацию, которая поможет вам ответить на вопрос.

Вывод:

Посмотрите, где стоит ^ ся (-сь) в слове?

^ ся возвращает действие обратно.

Формообразущие суфф. –СЯ (-СЬ) в основу входят.

В глаголах в конце слова, после окончания.

ФИЗМИНУТКА

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться ,
Покружи
ться , покача ться ,
Поклони
ться , распрями ться
И опять начать труди
ться .

Назовите возвратные глаголы, которые услышали в физминутке?

Почему они называются возвратными?

Дети называют.

Закрепление

5. Ребята, а когда пишется в глаголах ^ся, а когда сь?

Попробуем ответить и на этот вопрос.

УПР. 143, стр. 78. Прочитайте задание.

Спишите 1абзац.

Подчеркните буквы, обозначающие звуки перед

^ ся, (- сь).

ВЫВОД. – Кода пишется суффикс СЯ? СЬ?

(на доске появляется схема)

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

согл. СЯ гласн. СЬ

Самостоятельная работа

Потренируемся образовывать возвратные глаголы.

СЛАЙД 7

Образуйте глаголы с помощью суффиксов СЯ (-СЬ)

Умывать - умываться - умываюсь

Одевать - ………… - ………

Царапать - ……… - ………

Дифференцированные задания по выбору .

а) (У каждого ученика лежат три карточки в форме листика с дифференцированными заданиями:

зеленый базовые знания,

желтый повышенной сложности,

красный – творческий уровень).

б) Самопроверка. (Открывают листок – там ответы.)

1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся . Запишите их с суффиксом -ся .
Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

2. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся .
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

3. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, писать как курица лапой.

(Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог.

С какой формой глагола мы познакомились?

Как образуется?

Какое значение придает суфф. ся (-сь)?

Где пишется суфф. ся и (-сь) ?

СЛАЙД. 8

Подумайте, какая разница в значениях глаголов:

ИЗВИНИТЬ и ИЗВИНЯЮСЬ?

- Почему следует говорить: извините меня, а не «я извиняюсь?»

Мы убедились, что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь, делают ее более точной.

Возвратной

Действие возвраща-ется на себя.

Показывает, что это возвратный глагол.

В конце слова, после окончания.

СИНКВЕЙН

Мы много сегодня с вами говорили о глаголе, узнали новое. Предлагаю вам написать синквейн на тему нашего урока.

Зачитываются несколько.

Ребята пишут.

Задача на след. урок.

А как вы думаете, ко всем ли глаголам можем приставить суфф. - СЯ (- СЬ)?

Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Мнения детей.

Домашняя работа

Задание по выбору:

    Стр. 78-79 правила – для всех.

  1. Записать 6 пословиц с возвратными глаголами

У кого совпала оценка?

У кого нет?

(Старайтесь объективно подходить к своей оценке)

В глаголах русского языка присутствуют морфологические непостоянные и постоянные некоторые признаки. К одному из них относятся возвратные и невозвратные виды глаголов. Невозвратные глаголы, равно как и возвратные, несут в себе присутствие либо отсутствие специальных возвратных словообразовательных постфиксов — -сь и -ся. Попробуем разобраться, что это такое и как такие глаголы применяют.

Возвратность глаголов

Возвратность глаголов представляет собой грамматическую категорию, которая будет указывать на направленность либо ненаправленность определяемого этим глаголом определенного состояния, либо действия на какой-то субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке являются спрягаемыми формами, которые различаются наличием или отсутствием постфиксов -сь и -ся (возвратных).

Что представляет собой возвратность в глаголах, можно увидеть на следующих примерах: Мальчик умылся и собрался. Мужчина разговорился с приятелем (это примеры возвратных глаголов).

Щенок поиграл с мячиком и убежал на площадку. Вечером шел ливень (это невозвратный вид глагола). Вот так и надо их различать.

Пара полезных слов

Еще раз вкратце напомним, понять, как определить невозвратный глагол, не представляет особой сложности. Он бывает переходным и непереходным, может означать некое действие, которое направлено на субъект (собирать пазл, читать книгу), состояние, определенное положение в пространстве, действие разнонаправленное и тому подобное (мечтать, сидеть, размышлять). Невозвратные глаголы не включают в свой состав постфикс -сь и -ся.

Оттенки значения

Возвратные глаголы способны выразить действие, которое будет направлено на какой-то определенный субъект (на что-то делающего, на говорящего, на смотрящего и так далее).

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке представляется возможным обговаривать бесконечно. Приведем примеры возвратных глаголов с совершенно разными оттенками значения:

Радоваться, расстроиться, печалиться (обозначает психическое либо физическое состояние некоего субъекта);

Платье мнется, собака кусается, ветка крапивы жжется (показывает постоянное качество или свойство субъекта);

Одеваться, наедаться, обуваться, купаться (действие глаголов направлено исключительно на себя);

Хочется, желается, смеркается (здесь показано безличное действие);

Обниматься, ссориться, видеться (действие взаимно-возвратное, выполняемое несколькими людьми по их отношению друг к другу);

Прибраться, построиться, разжиться (действие косвенно-возвратного характера, которое совершается субъектом исключительно в своих интересах).

Незабываемые суффиксы у возвратных глаголов

Разберемся, что значит возвратный и невозвратный глагол.

Глаголы, находящиеся в возвратной форме, обладают суффиксами:

Ся - может быть, как после согласных букв (браться, окружаться и тому подобные), так и после окончаний (учить — учиться, сушит — сушится и тому подобные));

Сь будет стоять после гласных букв (опустилось, нарисовалось, развиднелось и так далее).

В процессе образования возвратных глаголов большое значение имеют не только суффиксы, но и приставки (читать — начитаться, пить — напиться). Кроме того, среди глаголов этого вида есть непроизводные. Именно они ни при каких обстоятельствах не употребляются без суффиксов -сь и -ся (смеяться, сражаться, нравиться).

Поскольку после возвратных глаголов местоимения в винительном падеже и имена существительные не употребляются никогда, то все они относятся к непереходным.

Отсутствие суффиксов

Невозвратные глаголы в русском языке не имеют суффиксов -сь и -ся. Они могут быть как непереходными (творить, дышать, играть), так и переходными (говорить, рисовать).

Важный момент: много возвратных глаголов способны образоваться от невозвратных, например, готовить — готовиться.

Исходя из вышесказанного, надо понимать, что для определения того, что значит возвратный и невозвратный глагол и к какому именно виду он относится, надо найти суффикс, который оказал помощь в образовании. Если суффиксы -сь (-ся) присутствуют в словах, то это возвратные глаголы. Если их нет, то невозвратные глаголы.

Ситуации, отмеченные в глаголах

Итак, мы уже знаем, что возвратные глаголы с суффиксами -сь и -ся. Они бывают как непроизводными (например, смеяться), так и образованными из переходных и непереходных глаголов (умывать — умываться).

В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.

В виде неплохого примера можно назвать следующее: умывать — ситуация, в которой присутствуют два участника (мама умывает свою дочку) и умываться — ситуация, в которой только один участник (девочка умывается); Петя ударил Ваню. Петя и Ваня ударились о большой камень (в обоих случаях говорится о двух мальчиках, но ситуации, в которых они являются непосредственными участниками, совершенно разные).

Здесь можно сказать о том, что сами компоненты смысла, которые привносятся в слово постфиксами -сь и -ся, являются словообразующими.

Что можно найти в грамматиках?

А отмечается там следующая информация (речь идет о нескольких значениях):

Значение средне-возвратное — веселиться, сердиться, пугаться, радоваться;

Значение активно-безобъективное — кусаться, бодаться, ругаться (употреблять ;

Значение взаимно-возвратное — ссориться, мириться, встречаться, обниматься, целоваться;

Значение собственно-возвратное — одеваться, обуваться, встречаться, пудриться;

Значение пассивно-возвратное — припоминаться, вспоминаться;

Значение косвенно-возвратное — собираться, запасаться, укладываться, упаковываться;

Значение пассивно-качественное — представляться, вспоминаться.

Возвратный глагол можно образовать, взяв в помощь -ся, что будет сочетаться с иными морфемами (перемигиваться, набегаться).

Именно с залогом будет связана возвратность (то есть в случае, при котором залог определен на морфемном уровне, возвратные глаголы, образующиеся от глаголов переходных, будут объединены в залог, который называют возвратно-средним).

Знак непереходности — это аффикс. Немногочисленными и ненормативными будут сочетания типа боюсь папу, слушаюсь старшего брата, которые можно встретить в русском языке.

Без правил — никуда

Вернемся еще к тому, что же такое невозвратный глагол. Правило гласит, что не имеющий постфикс -ся. А вот в возвратных этот постфикс присутствует. Так сложилось уже давно, что появление возвратных глаголов связывалось с местоимением -ся. Правда, первоначально оно присоединялось исключительно к переходным глаголам (например, купать + ся (то есть, себя) = купаться).

Многообразие глаголов русского языка подразделяется на разные группы.

Невозвратные глаголы, от которых происходит образование возвратных — строить + ся; встречать + ся; писать — не пишется, спать — не спится.

Невозвратные глаголы — ужинать, отвечать.

Возвратные глаголы — смеяться, сражаться, артачиться.

Из предоставленной информации можно сделать вывод: постфикс -ся в русском языке может выполнять разные функции:

Подготавливать возвратные глаголы, которые отличаются от производящих невозвратных глаголов значением в лексическом плане (прощать — прощаться);

Образовывать возвратную форму глаголов (белеться).

Надо обратить внимание на то, что кое-какие глаголы на -ся обладают синонимическим возвратным сочетанием (покрыться — покрыть себя).

Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.

И в заключение

Поговорим еще немного о глаголах и подведем итог продуктивной беседе.

Глаголами называют слова, в которых определено значение какого-то процесса, то есть, способные выразить обозначенные ими признаки как некое действие (сказать, читать, писать), состояние (сидеть, прыгать) или становление (стареть).

Кроме форм спряжения по синтаксису, глаголы обладают несинтаксическими формами возвратности и невозвратности и формой вида. По тому, как с их помощью выражаются несинтаксические формальные значения, глаголы можно подразделить на грамматические разряды, которые находятся в некоем соотношении друг к другу.

Зависимость подразделения глаголов на невозвратные и возвратные находится в том, насколько выражено или, наоборот, не выражено у них грамматически непереходное значение процесса.

Возвратные - глаголы, в которых присутствует грамматически выраженная непереходность. Другими словами, они отлично показывают, что процесс, выражаемый ими, может быть обращен на прямой объект, который представлен существительным в винительном падеже без предлога. Примером могут послужить слова — сердиться, встречаться, мыться, стучаться, одеваться.

Невозвратные глаголы обладают некоторым отличием: у них нет никакого указания на непереходность процесса. Вот почему они могут быть и переходными: одевать (дочку), сердить (родителей), встречать (гостей), и непереходными: колошматить, стучать.

Возвратная частица

Частица -ся, восходящая к возвратному местоимению себя. В современном русском языке -ся выступает в функции пофлексийного, или пофлективного (стоящего после окончания), суффикса (постфикса) в глагольных формах (в инфинитиве - после суффикса) и является или формообразующим аффиксом в качестве элемента залогового значения (умываться, кусаться), или словообразующим аффиксом, чаще в сочетании с приставкой или суффиксом (плакаться, присматриваться, гордиться).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "возвратная частица" в других словарях:

    Цепь Маркова, в к рой случайная траектория x(t), выходящая из любого состояния x(0)=i, с вероятностью 1 возвращается когда нибудь в это же состояние. В терминах переходных вероятностей р ij(t) возвратность цепи Маркова с дискретным временем… … Математическая энциклопедия

    Возвратная частица Переводится как глагольное окончание ся. Возвратные глаголы склоняются с глаголом Être . См. Laver Se … Dictionnaire des verbes irréguliers français

    Самоназвание: Hornjoserbšćina Страны: Германия … Википедия

    Хетто-лувийские языки - (анатолийские языки) вымершая группа индоевропейских языков. Во 2 1‑м тыс. до н. э. (а возможно, и ранее) носители Х.‑л. я. обитали на территории современной Турции и Северной Сирии. Выделяют подгруппы: хетто лидийскую (хеттский, лидийский и,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Запрос «Литовский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Литовский язык (значения). Литовский язык Самоназвание: Lietuvių kalba … Википедия

    Система Желеховского или «желеховка» (укр. желехівка) система правописания для украинского языка, разработанная и впервые примененная Е. Желеховским в «Малорусско немецком словаре», изданном во Львове в 1886 году, и объявленная официальной… … Википедия

    Система Желеховского или «желеховка» (укр. желехівка) система правописания для украинского языка, разработанная и впервые примененная Е. Желеховским в «Малорусско немецком словаре», изданном во Львове в 1886 году, и объявленная официальной для… … Википедия

    Или «желеховка» (укр. желехівка) система правописания для украинского языка, разработанная и впервые примененная Е. Желеховским в «Малорусско немецком словаре», изданном во Львове в 1886 году, и объявленная официальной для украинского языка … Википедия

    - (от лат. suffixus прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм. Суффикс словообразовательный (словообразующий) … Словарь лингвистических терминов

    Аффикс - (от лат. affixus прикрепленный, тесно связанный) наименование для служебных морфем, присоединяемых к корню и передающих словообразоват. (деривационные) и словоизменит. (реляционные) значения. По отношению к корню как структурообразующему центру… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем - народ не вос­принимает утрированное «актерское» произношение окончаний СЬ, СЯ с твердым С и СА. Закон «упреждения» вызывает ре­дукцию этих безударных звуков в потоке речи и СЯ звучит как СА. (ВыкупалсА рано утром, пробежалсА по росе.) Звучать эти твердые окончания должны естественно, а не подчеркнуто-утри­рованно.

1 В. В. Колесов. Русская речь, СПб, 1998. С. 41.

И действительно, когда произносим отдельное слово, то окончания звучат мягко СЯ, СЬ - как пишутся (смеюсь, строй-тесь, умывался, боролся).

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ

Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, например, такую фразу:

ЧайковскЫЙ - Пушкин в музыке. Он гений. ЧайковскЫЙ - гордость наших поколений.

Перестройка языка для произнесения слова «Пушкин» реду­цирует окончание КИЙ, и оно звучит с коротким А или Ы. То же происходит и во второй фразе: слово «гордость» редуцирует конец предыдущего безударного слога КИИ.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ

В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы - мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти слова не несут отдельной смысловой нагруз­ки, а присоединяются к другим словам и произносятся слитно с ними. Звуки А и О в этих старорусских словах и союзах редуцируются и произносятся как короткое А - Ъ (мЪл, дескЪть, сталЪбыть, кЪбы, кЪли).

Къбы знала я, къбы ведала. Къли пир, так пир горой. Чъй уж чаю напился.

ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ

Звонкие согласные перед глухими оглушаются: подружка - подруШка, развязка - развяСка, сказка - скаСка, соседка - сосеТка, беседка - бесеТка...

Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сдача - Здача, сбор - Збор, просьба - проЗьба, косьба - коЗьба, сде­лать - Зделать... Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед согласными Р, Л, М, Н, В: с мороза, с вами, с Новым годом, с лимоном, с розой, слава, фраза, красный...

Звонкие согласные в конце слова оглушаются: любовь - любоФь, кров - кроФ, лоб - лоП, круг - круК, воз - воС... Когда же человек произносит: товароВ, услуГ, этюД, кормоВ, отряД и так далее, можно говорить о том, что в его речи украи­низм.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Отвлекает от содержания неверное, но очень сейчас распространенное, звучание фрикативного украинского ГХ вместо взрывного Г: ГХосплан, мноГХообразный опыт, ГХодовое задание, бриГХада, проГХресс, располаГХаю данными, в аванГХарде, ГХлубже, ГХидроаГХреГХат... Надо не допускать такого звуча­ния в русской речи.

Звуки СШ, ЗШ произносятся, как удвоенное ШШ: расшумелся - раШШумелся, из шатра - иШШатра...

Звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: жизнь - жЫзнь, ширь - шЫрь, цирк - цЫрк... (исключение - слово «жЮри»).

Сочетания в корне слова ЗЖ, ЖЖ произносится, как долгий мягкий звук ЖЬ, ЖЬ: воЖЬЖИ, дроЖЬЖИ, уеЖЬЖЯть, поЖЬЖЕ...

Сочетания ДЦ, ТЦ звучат, как долгое ЦЦ: дваЦЦать, оЦЦа...

Сочетания ГК, ГЧ звучат, как ХК, ХЧ: леХКо, леХЧе, мяХЧе... ДС, ТС произносится, как Ц: свеЦкиЙ, гороЦкой...

Упрощает произнесение согласных такое правило, как: в сло­вах с сочетаниями СТН, ЗДН, СТЛ, НДС, РДЦ, ЛНЦ не произносится одна из согласных: сонце, позно, серце...

Упрощается произнесение слов: здравствуйте - здраствуйте, чувство - чуство (но звук В все же просачивается в произнесе­нии).

Как долгий мягкий ШЬШЬ-Щ звучат сочетания СЧ, 3Ч: счет - щет, счастье - щастье. Звуки Ч, Щ всегда звучат мягко: чай - чЯй, чашка - чЯшка...

Звук Г произносится как звук В в местоимениях и прилага­тельных: кого - кАВо, его - ИВо, сегодня - сИВодня. В словах ага, господи звучит украинское фрикативное ГХ: ГХосподи. В слове Бог на конце произносится X: боХ.

Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш: что - Што, чтобы - Штобы, ничто - ниШто. В слове же НЕЧТО звучит Ч.

Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: ЧН и ШН.

ЧН звучит: в словах, имеющих звук Ч в корне слова (лиЧный, даЧный, проЧный), в производственной терминологии (станоЧ-ный, потоЧный, съемоЧный). 56

ШН остается пока в некоторых словах разговорного языка: СкуШНо, нароШНо, ииШНица. Но чаще уже и здесь звучит: булоЧпая, молоЧная, сердеЧная.

ШН произносится в женских и мужских отчествах:

НикитиЧНа - НикитиШНа, иниЧНа - ФоминишнаНа, ЛукиниЧНа - ЛукиниШНа.

В произношении некоторых имен в сочетании с отчествами выпускаются слоги: Василий Васильевич - Василь Васильич, Мария Ивановна - Марь Иванна, Наталия Федоровна - Наталья Федна.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ

Речь воспринимается как акцентная, когда человек не произ­носит четко двойных согласных: водная лекция, масовость спор­та, неуклоный рост, ценый вклад, коный спорт, подержать пред­ложение, награждёный,н аселёный пункт, телефоная станция, одать распоряжение, маса иследований, у касы маса народа...

СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

Не все придерживаются такого правила, как смягчение со­гласных перед мягкими согласными. На этом правиле мы не­сколько больше задержим внимание.

Некоторым кажется, что мягкое произнесение согласного Т в слове ТВЕРДО не соответствует заложенному в нем содержа­нию: «твердый металл», «твердо стоял на своем», «он был тверд и непреклонен». И вдруг надо произносить: твердо. Это прави­ло кажется некоторым надуманным, неестественным для рус­ской речи.

Мы уже говорили о том, что все звуки влияют друг на друга. Пока мы произносим один звук, речевой аппарат уже подгото­вился к произнесению последующего звука. Происходит, как указывают ученые, так называемое упреждение. Очень легко в этом убедиться, попробовав произнести хотя бы простой слог БУ: еще до произнесения взрывного Б губы уже вытянулись вперед, собираясь произносить гласный У. Попробуем теперь проследить за мышечным напряжением языка при произнесении согласного С в двух различных словах, например, в слове СНАСТЬ и слове СНЕДЬ. Мы заметим, что, намереваясь произ­нести слово СНАСТЬ, язык более спокойно, свободно лежит (слегка приподнимаясь для произнесения Н), готовясь произ­нести гласный А. Собираясь же произнести слово СНЕДЬ, заме-; чаем, что язык становится более напряженным, прижимаясь краями своими к верхним боковым зубам. Что его туда подвину-

ло? Готовность произнести мягкий йотированный звук Е. Йоти­рованные звуки образуются из слитного произнесения Й+Э, Й+О, Й+А, Й+У. Они-то и смягчают стоящие пред ними согласные.

Собираясь произносить слово ТВЁРДО, язык настроился на произнесение мягкого Ё. И потому между согласными Т и В слышится мягкий знак ТЬВЕрдо. Значит, правило смягчения согласных звуков лежит в физиологии речеобразования. Заме­чено только, что не все согласные в равной степени смягчаются перед различными мягкими согласными. Наиболее подвержен])! смягчению переднеязычные щелевые 3, С перед мягкими ТЬ, ДЬ (сЬтепь, зЬдесь, сЬтекло, гвозЬдик...). Но никогда не смяг­чаются перед К, Г, X, Р (куски, мозги, маски, брызги, посредст­венный...).

Факультативно смягчаются перед согласными Л, Н, В (есЬли, посЬле, басЬня, сЬвет..., но можно: разлить и разЬлить, сЬвёл и свёл).

Согласный Н обязательно смягчается перед переднеязычны­ми Ч, Щ, которые в русском языке всегда мягкие (конЬчик, понЬчик, банЬщик, женЬщина).

Согласные Т, Д смягчаются перед мягкими Н, Л, В (дЬверь, ветЬви). На стыке приставки и корня произношение чаще всего остается твердым (подбить, подписать, предвидеть).

Губные согласные П, Б, М, В, Ф в сочетании друг с другом могут произноситься и мягко и твердо (в рифЬме и в рифме, в ламЬпе и в лампе). С мягкими же заднеязычными К, Г, X обя­зательно произносятся твердо (лавки, рамки, замки, совки).

Переднеязычный согласный Р в сочетании с мягкими ТЬ, ДЬ произносится теперь твердо (партия, вертеть). Обязательно твердое его произношение с губными и заднеязычными соглас­ными (армия, марки, парки, арки).

Двойные согласные, когда они стоят внутри корня, обяза­тельно смягчаются (в ванЬне, в касЬсе, в масЬсе, в вилЬле), смягчаются они при встрече корня и суффикса (малинЬник, пленЬник), при встрече приставки и корпя (подЬдеть, отЬте-нить).

Таким образом, случаи ассимилятивного смягчения распре­деляют на три группы: обязательное смягчение, факультативное, отсутствие смягчения.

Когда нарушается закон смягчения согласных звуков, речь теряет эстетику звучания. Попробуйте произнести сначала мягко согласные в тексте, который мы вам предлагаем, а затем твердо. Вы убедитесь в том, что в первом варианте (при смягченном произношении) речь более благозвучна:

ЕсЬли бы да есЬли

да вмесЬте сели, ЕсЬли бы да есЬли

да песЬню сЬпели. ЕсЬли бы да есЬли

да в пляс под песЬню...

Не было бы песЬни той

чудесЬней!

В этой «плясовой» двенадцать раз повторяются смягченные согласные в словах: есЬли, вмесЬте, сЬпели, чудесЬней, песЬни.

С нашей точки зрения, существует прямая зависимость вер­ного (смягченного) произношения согласных перед мягкими согласными от степени разработанности речевого аппарата. Если он (аппарат) чрезвычайно подвижен, то успевает занять позицию мягкого гласного, перенеся эту мягкость звучания на предшест­вующие согласные. Ведь не случайно, что при быстрой, бытовой речи (в отличие от полного стиля) согласные в речевом потоке смягчаются чаще.

СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

Невольно начинаешь думать о культуре человека, если он допускает ошибки в словесных ударениях, говоря: «ПодАл по­вод», «В этом квАртале», «Не дАл результата», «Думать о дОсуге людей», «Если отклЮчится внимание», «ПрИнялся за дело» и так далее.

Словесное ударение оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое - слово, не давая ему «рассыпаться», «развалиться». Существует определенная слож­ность словесного ударения в русской речи. Если в английском, чешском, венгерском языках ударение всегда на первом слоге, во французском - на последнем, в польском - на предпоследнем, то в русском языке оно разноместно и является фонетическим различием слов: пАрить - парИть, прОпасть - пропАсть, мУка - мукА, хлОпок - хлопОк...

Поэт Яков Козловский в разделе, названном им «Одинаково нас пишут, но... по-разному нас слышат» предлагает целый цикл коротких стихов, показывающих, как ударение в слове меняет его смысл.

Вот несколько из них:

УДАРЕНИЕ

Мне слово «чудно»

Изменить нетрудно;

Поставил ударение на «О» -

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Косит косец,

а зайчишка косит,

Трусит трусишка,

а ослик трусит.

МУКА И МУКА

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

Не мука, а мука -

Поварам наука.

Серая ворона

Черного ворона

Утром ругала,

присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки -

Сорок сорок.

В ЛЕСНОМ ЗАМКЕ

На двери замка

Нет замка.

Живет щегол здесь -

первый щеголь.

И утром белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

Косой купил ружье.

И через час-другой

Был серый волк объят тревогой.

Сказал ему Косой:

Послушай, дорогой,

Ты стерегись ходить моей дорогой.

И в словах, несущих единое содержание, наблюдается истори­ческое перемещение ударения. Зафиксированы три тенденции перемещения: регрессивная, прогрессивная и центростремитель­ная. Регрессивное направление ударений чаше наблюдается у двухсложных слов: токАрь - тОкарь, паспОрт - пАспорт, курИт - кУрит, грузИт - грУзит...

Но в большем количестве слов происходит прогрессивная акцентуация. Ударение перемещается с начального (или второго от начала) к концу слова: Удить - удИть, вЕрны - вернЫ, блИзки - близкИ, учИтели - учителЯ, профЕссоры - профес-сорА, трАкторы - тракторА...

У многочисленных слов наблюдается тенденция к переходу ударений в центр слова. Это позволяет сохранять ритмическую упорядоченность звучащей речи, которая не терпит скопления более трех безударных слогов: рецензировАть - рецеизИровать, абонировАть - абонировать, баллотировАть - баллотировать...

В современном русском языке преобладает центральное уда­рение с тенденцией к смещению во вторую половину слова. Мень­ше всего слов с начальным ударением. Вот почему режет слух начальное ударение в словах: нАчать, Агент, цЕмент, квАртал...

Оратору надо иметь под рукой словарь, чтобы сверять с ним правильность ударений в современной речи.

Трудность русского словесного ударения состоит еще и в его подвижности. В одном и том же слове оно перемещается с одного слога на другой. Это происходит при изменении его формы по падежам, родам, числам, временам...

БОйкий - бойкА - бОек - бОйко - бОйки; тОикий - тонкА - тОнок - тОнко - тОнки; брАл - бралА - брАло - брАли; дАл - далА - дАло - дАли; нАчал - началА - нАча-ло - нАчали; Отдал - отдалА - Отдало - Отдали; рОздал - роздалА - рОздало - рОздали...

Однако такому изменению подчиняются не все слова нашей речи. Например, существительные: досУг - досУгу - досУ-гом - о досУге; квартАл - квартАлу - квартАлам - о квартАле; Очерк - Очерка - Очерку - Очеркам - об Очерке...

Не все глаголы имеют перемещенное ударение в женском роде; бИл - бИла - бИли; знАл - знАла - знАло - знАли...

Необходимо запоминать верное ударение слов в русской речи, пользуясь специальными справочниками, пособиями, выраба­тывать в себе «чувство слова», чувство ритмической организации русской речи. Именно ритмической упорядоченностью звучащего слова, не терпящего скопления более трех безударных слогов, мы можем объяснить, почему надо говорить «Московские ворОта», но «морские воротА»; «кубанские казАки», но «донские казакИ»; «дЕвица-красавица», но «шла девИца за водой»; «ветер пО морю гуляет», но «как по мОрю, мОрю синему» и т. д. В зависимости от контекста всей фразы мы можем сказать: пО мосту - по мостУ - по мОсту; пО столу - по столУ; пО небу - по нЕбу; далекО - далЕко; высокО - высОко...

В бытовой современной речи, к сожалению, наметилась тен­денция убирать подвижность ударения, а ведь это - неповто­римое богатство нашего языка. Прислушайтесь: гОрод - городОк - прИгород; стОй - стоИшь - вЫстоишь; дАл - далА - пЕредал; далекО - далЕче...

Одно слово может передать тончайшие нюансы чувств, дей­ствий, настроений:

И сердцем далек О носилась

Татьяна, смОтря на луну...

Вдруг мысль в уме ее родИлась...

Поди, оставь меня одну. -

говорит Татьяна няне.

И пишет любовное письмо Онегину. А вот она в Москве, в «Собранье».

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой...

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где Он являлся ей.

Так мысль ее д а л Е ч е бродит:

Забыт и свет и шумный бал...

Это простонародное слово далече точно характеризует образ мыслей пушкинской героини.

А вот еще строки из другого произведения А. С. Пушкина:

Все грустную тоску на душу мне наводит.

ДалЁко, там луна в сиянии восходит...

Попробуйте сказать: «Там, далекО луна в сиянии восходит» и сразу теряется не только красота метро-ритмического порядка слов во фразе, но и глубина смысла: обреченность изгнанника на вечную разлуку с любимой женщиной, для которого слова «далЁко», «там» приобретают особую значимость, они объемны, они выделяются при звучании стихов, они дороги Пушкину.

«ДалекО, далЕче, далЁко». Сколько разнообразия смыслов в подвижности ударения в русской речи! Подвижность ударения выделяет пол действующего лица: Он пОдал руку, она подалА.

Разве не видится за первой фразой волевое, мужское начало, а за второй - женственность, мягкость движения? А ведь при­ходится слышать, как говорят: «Он подАл, она подАла». Как будто действуют какие-то бесполые существа.

Вслушайтесь еще раз в то, как передает разный характер действия мужчины и женщины переходящее ударение:

Вдруг понялА, что не правА была,

И другу тихо руку подалА.

Он пОнял - тяжела разлука.

И пОдал руку.

А как определенно звучат слова, когда ударение в слове пе­реносится на частицу отрицания в мужском роде:

Дал ответ? НЕ дал. Нет.

Когда же говорят «не дАл», да еще произносят это нечетко, то не понимаешь, что же все-таки: дал или нЕ дал? И приходится переспрашивать.

Частица отрицания образует новые слова, беря на себя уда­рения: «Ты не друг мне, а нЕдруг», «Быль иль нЕбыль», «пЕви-даль», «нЕуч», «нЕхристь», «в нЕпогодь»...

У поэта Якова Козловского есть стихи, которые гак и назы­ваются:

БЕГЛОЕ УДАРЕНИЕ

Поклонившийся погосту,

От селенья за версту

Шел я пО мосту,

по мОсту,

По скрипучему мостУ...

Много ль надо человеку?

Отдышаться б на веку,

Глядя нА реку,

На спокойную рекУ.

Дым печной тянулся к дыму,

И клонилось потому

Солнце нА зиму,

На морозную зимУ.

В разноритмичности, подвижности ударений проявляется фо­нетическое разнообразие, гибкость нашего языка, тончайшая его выразительность. Как же надо внимательно, «с почтением» отно­ситься к словесному ударению, чтобы не допускать ошибок в произнесении, чувствовать музыкальную организованность речи.

Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой частью литературного языка. Задача орфоэпии состоит в том, чтобы каждый человек, познав индивидуальные особенности своей ре-

чи, а также особенности говоров и акцентов, мог сделать собст­венную речь совершенной.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какова роль культуры произношения в ораторском мастерстве?

Чем характеризуются стили произношения?

Какие законы лежат в основе русской фонетической системы?

Что надо знать о редукции гласных звуков? Какое отклонение от нормы

звучания наблюдается при произношении союза И, предлога ИЗ при

слитном произнесении слов?

Как произносятся обрусевшие иностранные слова с гласным Е?

Что надо знать об ассимиляции согласных звуков в русской речи? Какие согласные всегда произносятся твердо?

Что происходит со звонкими согласными в конце слова?

Что вы знаете об упрощении произношения согласных?

В чем отличие произношения согласного Г в русской и украинской речи?

Что характерно для произношения сочетания ЧН в современной речи?

Что надо знать о законе «упреждения»?

Какие существуют группы ассимилятивного смягчения гласных звуков?

Что характерно для словесного ударения в русской речи?

Какие наблюдаются тенденции в перемещении ударений?

Как влияет на речь подвижность ударений?


Похожая информация.



Глаголы с частицей -ся, -сь называются возвратными. Они образуются и от переходных глаголов: ругать - ругаться, обнимать - обниматься, набирать - набираться, и от непереходных: чернеть - чернеться, краснеть - краснеться.
Частица -ся прибавляется к глаголам, на конце которых имеется согласный: мыть - мыться, греть -греться. Частица -сь прибавляется к глаголам после гласных: моюсь, греюсь.
Переходные глаголы, к которым присоединена частица -ся, становятся непереходными. Например: читать книгу - книга читается нами.
Некоторые глаголы с частицей -ся не имеют параллельных форм без этой частицы. Например: смеяться, гордиться, надеяться, бороться, кланяться, плестись (идти медленно), нестись (бежать быстро), бороться, жаловаться, выспаться и др.
Кроме значения непереходности, возвратные глаголы с частицами -ся, -сь могут иметь следующие добавочные значения:
  1. собственно возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое самим субъектом и направленное на себя самого. Например: мальчик моется (т. е. моет себя), сестра обувается (т. е. обувает себя);
  2. взаимно-возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое двумя или несколькими лицами. Например: Друзья часто встречаются и радуются этим встречам (т. е. встречают друг друга и испытывают взаимную радость);
  3. общевозвратное, если глаголы обозначают действие, как бы замкнутое в действующем лице. Такие глаголы обычно обозначают внутренние переживания, изменение в состоянии, положении, движении. Например: Колонны демонстрантов непрерывно двигались. Отец удивился неожиданному возвращению сына;
  4. страдательное, употребляемое в страдательном обороте, в котором лицо или предмет не сам действует, а подвергается действию кого-то -или чего-то. Например: Смета составляется бухгалтером (Ср.: Бухгалтер составляет смету).
Упражнение 248. В приводимых ниже предложениях найдите возвратные глаголы. Укажите способ их образования (-ся или -сь) и значение.
  1. Мой же Орлик словно взбесился (Закр.). 2. Мы слезли с коней и занялись боевым воспитанием Орлика (Закр.). 3. Мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой (Сим.). 4. Борис Никитич Аршинцев пользовался в дивизии всеобщей любовью (Закр.). 5. На голой вершине закопошились фигурки вражеских солдат (Закр.).
  1. Книга читается всеми с интересом. 7. Я стал быстро одеваться. 8. Впрочем, может из лужи браться слоном вода (В. Сол.). 9. Уже началась жестокая горная зима (Закр.). 10. Машина тяжело двинулась вперед (Закр.).