Биографии Характеристики Анализ

День моряка-подводника в россии.

Он был установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".

Дата для проведения праздника была выбрана не случайно. 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится "Государь Император [Николай II], в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию судов военного флота разряд подводных лодок". Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

На рубеже XIX-XX веков практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота.

В России в XIX веке было построено несколько экспериментальных подводных лодок и даже серия из 50 сверхмалых субмарин, предназначавшихся для обороны морских крепостей. Конструирование и постройка подводных лодок, как одно из важнейших направлений военного судостроения, зародилось в России в первом десятилетии XX века .

В 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" ("Миноносец № 113"). Первые подводные корабли в России были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая "рыбья серия" (по названиям "Дельфин", "Скат", "Налим", и т. д.), в 1904 году была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.

Формирование первого соединения подводных сил — бригады подводных лодок в составе Балтийского флота — относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве (ныне Лиепая, Латвия) и состояла из 11 подлодок, плавучих баз "Хабаровск" и "Европа".

В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны сформировался самостоятельный род флота — Подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.

Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 1920-1926 годы, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны.

В 1930-1939 годах флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. К началу Великой Отечественной войны в составе четырёх флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 советской постройки. За годы войны их экипажами было потоплено около 100 боевых кораблей и уничтожено свыше 200 транспортов.

В послевоенные годы началось интенсивное развитие предприятий, строивших подводные лодки. Одновременно с этим были развернуты работы и по созданию новых пунктов базирования подводных лодок на всех флотах, прежде всего на Северном и Тихоокеанском.

В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная ("Ленинский комсомол"), а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками. Внедрение на подлодки ядерных энергетических установок дало им неограниченную автономность плавания.


С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами — носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ , обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно-стратегические и стратегические задачи.

Основу современных Подводных сил ВМФ России составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.

Подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. Они обладают способностью действовать подо льдами Арктического бассейна и малой зависимостью от гидрометеорологических условий в районе боевых действий.

Сегодня субмарины различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России. Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав. Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране продолжается и сегодня. Госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми атомных подводных ракетоносцев класса "Борей" и восьми новых атомных многоцелевых подводных лодок проекта "Ясень", способных наносить удары по целям на суше и море крылатыми ракетами большой дальности.

В День моряка-подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдается заслуженная дань уважения всем поколениям подводников.

Традиционно День моряка-подводника отмечают не только военные, но и конструкторы, строители подводных лодок, судоремонтники — все, кто обеспечивает строительство, ремонт и поддержание боевой готовности подводного флота.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История подводных сил Военно-Морского Флота необычайно интересна. По сути, ее отсчет можно вести с 1718 года, когда простой русский плотник Ефим Никонов разработал чертежи так называемого «потаенного судна», которое может плавать под водой, и преподнес их в дар Петру I. Царь настолько воодушевился этой идеей, что приказал немедленно воплотить ее в жизнь. Спустя 6 лет первая российская деревянная подводная лодка была построена, но... в самом начале ходовых испытаний она затонула, а сам Ефим Никонов чуть не погиб.

После смерти Петра, по приказу Адмиралтейской коллегии, работа над созданием потаенных судов была остановлена. Хотя интерес к лодкам, которые могут плавать под водой, в России никогда не ослабевал. Лучшее доказательство этому - архивы Адмиралтейства, в которых хранится более 135 проектов подводных лодок с чертежами и полными расчетами.

Первая подводная лодка, которая хоть отдаленно напоминает современные модели, была построена в 1834 году (за 30 лет до того как Жюль Верн написал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой»). Честь ее создания принадлежит русскому инженеру К. А. Шильдеру. Правда, в дальнейшем ее конструкция была признана неудачной, впрочем, как и конструкция подводной лодки инженера И.Ф. Александровского (1866 год). Особого внимания заслуживают подводные лодки, сконструированные в конце 19-го века видным русским инженером С.К. Двежецким.

Только в 1904 году усилия российских инженеров увенчались успехом. На Балтийском заводе была построена первая действующая подводная лодка, которая успешно прошла испытания. 19 марта 1906 года император Николай II издал указ о создании нового класса боевых судов - подводных лодок. Буквально спустя 10 дней, 27 марта 1906 был сформирован первый Учебный отряд подводного плавания. Одновременно с этим, в России появился и новый праздник - День моряка-подводника, который ежегодно отмечался до 1917 года 19 марта.

День моряка-подводника в современной России

К сожалению, в советское время о существовании праздника просто-напросто забыли, хотя подводный флот всегда играл, и будет играть, огромную роль в защите национальных интересов России. Спустя почти 80 лет, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий ВМФ России Ф.Н. Громов подписал указ о возрождении праздника День моряка-подводника. Дата торжеств осталась неизменной - 19 марта, в честь подводного флота России.

Традиции дня моряка-подводника

День моряка-подводника отмечается 19 марта на самом высоком уровне. Каждый год Главнокомандующий ВМФ адресует морякам-подводникам праздничные обращения, в которых благодарит их за мужественный и нелегкий труд, безупречный профессионализм и самоотверженное служение Родине. 19 марта традиционно проходят торжественные собрания, концерты, приемы. За особые заслуги моряки-подводники награждаются орденами, почетными грамотами и ценными подарками.

Морская пучина - холодная, волнующая и окруженная неизвестностью. Если открыть учебник по истории, то можно убедиться, что вода не только порождает жизнь на нашей земле, но и кишит угрозами. Только воистину отважные мужчины, которые любят Родину и готовы её защищать, могли пойти на такой решительный шаг и соединить свою судьбу с кораблем. Особенно это касается тех, кто отважился служить на подводной лодке. Каждый день эти не известные никому герои рискуют своей жизнью, чтобы мы могли спокойно спать и не переживать о том, что на нашу страну нападет враг.

19 марта - День моряка-подводника. Почему именно эта дата стала основанием для торжества? Для того чтобы это узнать, следует окунуться в прошлые столетия, ведь насчитывает более двухсот лет. И за это время наши моряки успели прославиться даже в самых отдаленных уголках мира.

В глубину истории

Первым, кто предложил идею создания судна, был, как ни странно, великий творец в области культуры Леонардо да Винчи. Он презентовал модель боевой лодки, но вскоре её уничтожил, так как опасался военного положения.

Решительными действиями отличился голландец Корнелиус Дребелль в 1620-м. Он спроектировал судно для английского короля Якова I, после чего план был воплощен в реальность на судостроительном заводе в Лондоне.

В России же попытки создать такое морское чудо предпринимались при Петре Великом. За этот нелегкий объект взялся самоучка из народа Ефим Никонов. Но после смерти царя дело закрыли, и проект остался невоплощенным.

Возрождение морского флота России

Только лишь в 1906 году, 19 марта, был принят указ Николая II, в котором говорилось про формирование войск на После этого началось активное сооружение подводных лодок. Все силы ученых в данной области были направлены на усовершенствование боевых возможностей таких судов, ведь в случае опасности они должны по максимуму устоять в сражении.

Военный период

В 1912 году на Балтийском судостроительном заводе был спроектирован корабль модернизированного типа на дизельном топливе. Уже тогда власть готовилась к нападению и предчувствовала наступление войны.

В начале Первой мировой силы морского флота России включали в себя бригаду подводных лодок (восемь кораблей) и учебный отряд (три корабля). В 1917-м уже была сформирована целая морская военная база под названием «Тосна». Она включала по семь дивизионов, которые содержали 4-5 кораблей.

Пристального и особого внимания заслужила крейсерская подводная лодка, которая была спроектирована в 1935 году, накануне Второй мировой.

К ВМФ имел в своем арсенале 212 кораблей. Их команды отличались хорошей морской выучкой.

В наши дни вооружена мощнейшими реактивными подводными лодками, которые без труда решают любые боевые задачи.

Море рифмуется

В День моряка-подводника стихи сыплются отовсюду. Ведь наши соотечественники склоняются перед великими подвигами героев.

Множество народных изложений было написано с того времени, как праздник обрел популярность в обществе. Вот одно из них:

На водном глянце их не видно,

И лишь радар увидеть может.

Они скрываются в глубинах -

Под толщей вод их курс проложен.

Исследуя морей просторы,

Границы бережет подводник.

Защита наша и опора,

Мы поздравляем вас сегодня!

Также подобным поздравлениям уделяют немало внимания на традиционных концертах, которые проводятся 19 марта. День моряка-подводника каждый год отличается какими-то новыми презентациями творческих наработок. Самые лучшие и эксклюзивные работы представляют на суд общественности и самим виновникам торжества.

Почтение труда моряков

Каждый год в День моряка-подводника поздравления принимают все мужчины, чья трудовая деятельность связана с ВМФ. Это в том числе конструкторы, работники проектных организаций и судостроительных заводов.

Чествование ознаменовывается не только митингами и праздничными концертами, но и организацией бесплатных туров в различные музеи, связанные с кораблями и открытыми водами.

В день 19 марта мероприятия осуществляются во многих городах России в независимости от того, есть там порт или нет.

Прямые трансляции парадов и митингов доступны в любой точке страны, а вручение наград и медалей проводят по месту жительства черноморцев или в столице.

ВМФ в Петербурге

День моряка-подводника в России всегда отмечается с большим размахом. Каждый служитель флота не обделен вниманием: столько песен, стихов и поздравлений слышится ото всюду.

В 2014 году в День моряка-подводника поздравления в Санкт-Петербурге принимали все, кто причастен к этому торжеству. На праздничной церемонии российские корабельщики почтили память героев ВМФ и воздали им славу.

У монумента «100-летие подводных сил России» встретились ветераны флота, курсанты, сотрудники верфей, конструкторы и инженеры.

Этот мемориал открыли в 2008 году по инициативе ветеранов и работников «Адмиралтейских верфей». Основная составляющая произведения представляет собой конструкцию подводного судна. В это сооружение была помещена оболочка с посланием к морякам и судостроителям 21 века.

«Тайна трех океанов»

Также накануне 19 марта праздник прочувствовали во Владивостоке. Там был представлен фильм, посвященный всем подводникам СНГ. Над его созданием работали два года, главным организатором данного проекта стал «Тайна трех океанов» - такое название получил документальный фильм. Съемки проводились в разных местностях и за пределами России: в США, Исландии, Норвегии и Панамском канале.

Режиссер старался наполнить атмосферу фильма реалистичными образами и картинками, но все же не обошлось без компьютерной графики, которая помогла в реконструкции исторических событий.

Главная цель экранизации - показать обычным гражданам, насколько флот был значимым в период Великой Отечественной войны.

С тех пор День моряка-подводника в России не обходится без трансляции этого фильма. Ведь знание истории - основа всех основ для состоявшегося гражданина.

Реконструкция морского боя

В 2015 году праздник отличился весомыми событиями. Торжество уже по традиции проходило в Санкт-Петербурге, на «Адмиралтейских верфях» была заложена очередная подводная лодка проекта 677 «Великие Луки», и тем же временем на «Семваше» состоялась презентация пятой атомной субмарины «Архангельск».

Также 19 марта (День моряка-подводника) был сформирован полноценный совет ветеранов Сестрорецка, была организована реконструкция боя на озере Разлив. А Клуб сотрудников ВМФ провел праздничный вечер уже в Зале революции знаменитого корпуса Петра Великого.

Благодаря этим мероприятиям 19 марта праздник выдался очень динамичным и полным эмоций, возрастная категория посетителей торжества очень различалась. Это демонстрирует то, что любому поколению нашей страны небезразлична судьба действующих моряков и ветеранов военных действий, которые бороздили и бороздят глубинные просторы, несмотря на сложность ситуаций.

В этот день во всем мире празднуют День клиента, а в России моряки-подводники отмечают свой праздник — День моряка-подводника, в Финляндии фины будут отмечать — День равноправия.

Праздники 19 марта 2019 года

Международный праздник — День клиента

19 марта в мире отмечается День клиента. Это совсем молодой праздник и он только начинает завоевывать в мире известность, впервые он отмечался 19 марта 2010 года. Цель этого праздника — привлечь новых клиентов и поощрить постоянных с помощью рекламы производителей товаров и услуг.

Праздник в России — День моряка-подводника

День моряка-подводника отмечается в России каждый год 19 марта как профессиональный праздник всех, кто служит и обслуживает в подводных силах Военно-Морского Флота Российской Федерации.
10 подводных лодок, как новый разряд кораблей, был включен в классификацию судов военного флота в 1906 году по указу императора Николая II. Первая подводная лодка «Дельфин» была построена на Балтийском заводе в 1904 году.
Подводные лодки, как новый класс военных кораблей, впервые приняли участие в мировой истории войн в Русско-японской войне.

Праздник в Финляндии — День равноправия

Сегодня 19 марта финны отмечают День равноправия. Этот праздник совпадает с днем рождения писательницы общественного деятеля, драматурга и журналиста Минны Кант, которая жила во второй половине 19 века в Ульрика Вильхельмина Йонсон и посвящала свои произведения женщинам.
В 2003 году Министерство внутренних дел Финляндии предложило каждый год 19 марта праздновать эту дату, в 2007 году этот праздник вошел в календарь официальных государственных праздников Финляндии.

Необычные праздники

Наступила весна, а значит первые теплые дни дают нам возможность ходить на улице без шапки и отметить Праздник первого дня без шапки. 19 марта вместе с официальными праздниками любители крепкого народного напитка под названием «самогон» могут отметить еще один уж очень необычный праздник — День самогоноварения.

Праздник первого дня без шапки

Первый день без шапки — это праздник для тех, кто впервые расстается с шапкой — очень нужной одеждой, согревающей нас зимой. Эта теплая вещь с 19 марта нам больше не понадобится до следующих холодов, поэтому ее можно запрятать далеко в сундук. Расстанемся с шапками и подставим в этот праздничный день свое лицо весеннему мягкому ветру.

День самогоноварения

Если вы не любите самогон, то этот праздник 19 марта не для вас. Этот древний крепкий напиток был еще с 19-го века частью американской культуры и продолжает интриговать многих любителей и по сей день. Чтобы создать самогон, потребуется не мало времени и терпения. Крепкий алкогольный напиток в некоторых странах является незаконным по причине его скрытного производства и возможности избежать налогов. В некоторых районах самогон и сегодня очень популярен, хотя и незаконен.

Праздник по народному календарю

Константиновы круги

В этот день православные христиане чтят память Константина - одного из 42 мучеников, которых увели в плен, истязали, принуждая изменить вере, а когда не добились своего, то отсекли им головы. По преданию, все мученики были жителями древнего города Аммореи. Сарацины
В этот день на Руси крестьяне вытаптывали вокруг колодцев снег, чтобы растаяв, грязная вода не стекала в колодцы. Для этого колодцы обходили кругами, а самый первый круг обязательно вытаптывал мальчик по имени Константин.
Русский народ ценил чистую колодезную воду, пел об этой воде песни, говорил пословицы и поговорки.
В народе существовали поверья — в этот день обязательно должен был прилететь белый аист. Ласточка обычно задерживалась в пути, поэтому, чтобы она скорее принесла весну, ее «заманивали» в деревни. Если тепло задерживалось, то об этом извещал дятел. В марте предвещая долгие холода, он начинал стучать по дереву.

19 марта - Праздник обретения честного креста и гвоздей в Иерусалиме царицей Еленой, Праздник иконы Богородицы «Благодатное небо», Праздник 42 мучеников в Амморе.

19 марта в истории

1962 г. - Умер Василий Иосифович Сталин, генерал-лейтенант авиации.
1965 г. - В СССР произошло снижение цен на ряд промышленных товаров.
1965 г. - В Румынии к власти приходит Николае Чаушеску.
1970 г. - Советские диссиденты Андрей Сахаров, Валентин Турчин и Рой Медведев, подпитываемые западными спецслужбами, написали открытое письмо на имя Брежнева, Косыгина и Подгорного с призывом провести демократизацию режима.
1987 г. - Умер Луи де Бройль (р. 1882), французский физик, лауреат Нобелевской премии 1929 года «за открытие волновой природы электронов».
1994 г. - В результате взрыва в метро в Баку погибли 14 и ранены около 50 человек.
1999 г. - На Центральном рынке Владикавказа прогремел взрыв. Погибло 64 человека и более сотни ранено.
2007 г. - Взрыв метана на угольной шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. Спасено 93 человека, число погибших составило 106 человек, судьба 4 горняков осталась неизвестна.
2008 г. - В МГУ имени Ломоносова запущен самый мощный в России суперкомпьютер «СКИФ МГУ».
2011 г. - Начало интервенции стран НАТО в Ливии.

19 марта в России празднуется День моряка-подводника. Дата появилась в календаре праздников Военно-морского флота благодаря событию 1906 года, когда император Николай II включил в состав российского флота подводные лодки. Речь идёт о двадцати субмаринах, типы которых носили название обитателей морских глубин: «Касатка», «Форель», «Сом», «Осётр», «Карп».

Первой подводной лодкой, вошедшей в состав российского флота, являлись лодка типа «Форель», подаренная Николаю II его кузеном германским кайзером Вильгельмом II. Однако немецкую субмарину нельзя считать полноценным подарком. Подарить её – подарили, но «подарок» увязали с заключением контракта на постройку трёх подводных лодок типа «E» Карп. Принято считать, что «Карп» - это тип российских подводных лодок начала XX века, однако строились они в Германии. Строительство трёх лодок этого типа велось на средства Российской империи. Все они (а это субмарины, названные: «Карась» (заводской номер 109), «Карп» (заводской номер 110) и «Камбала» (заводской номер 111)) были введены в состав флота России в 1907 году.


Менее чем через два года после вхождения в состав флота и прибытия в Севастополь трагическая участь постигла «Камбалу» и её экипаж.

Лодка в ходе выполнения учебных маневров была буквально разрезана броненосцем «Ростислав» и затонула на глубине 56 метров. Трагедия, в результате которой погибли капитан II ранга Н.М. Белкин, мичман Д.А. Тучков, минный кондуктор Ф. И. Сальников и ещё 17 членов экипажа, произошла в мае 1909 года. Катастрофа была расследована специально созданной комиссией, которая и пришла к выводу, что виновником трагедии стал единственный выживший член экипажа – находившийся в момент столкновения с броненосцем на мостике лейтенант по фамилии Аквилонов. Лейтенанта приговорили к 6-ти месяцам заключения. В память о погибших членах экипажа подводной лодки «Камбала» - на месте захоронения 12-ти из них – на мемориальном военном кладбище Севастополя - установлена рубка субмарины.

Две другие субмарины того же типа – «Карась» и «Карп» - находились в строю до прекращения существования Российской империи в 1917 году. Новые власти приняли решение поместить подводные лодки на консервацию, после чего те оказались в руках немцев, а затем и у того, что к тому времени осталось от Антанты. Но, как оказалось, для Антанты они были обременительны. «Карася» и «Карпа» затопили 26 апреля 1919 года близ Севастополя. Правда, уже через 7 лет советские власти решили поднять «Карп» на поверхность, но только лишь с одной целью – разрезать субмарину на металл. Пошёл ли этот металл на создание новых кораблей – умалчивает.

В советский период масштабная работа по строительству новых подводных лодок была начала в 1929 году. За десять лет в составе подводного флота появились около 180 субмарин, из которых 20 относились к классу больших. К 1941 году в составе флота, по одним данным, имелось 198, по другим – 212 подводных лодок, экипажам которых предстояло проявить себя на всех морских, если можно так выразиться, фронтах.

За годы войны экипажами подводных лодок одного только Балтийского флота были потоплены 144 транспортных и боевых корабля противника. Общее водоизмещение потопленных кораблей составило более 347 тыс. тонн. Ещё шесть немецких боевых кораблей были выведены из строя после торпедных атак. Эти корабли уже не могли противостоять флоту СССР.

К числу наиболее известных подводных лодок времён Великой Отечественной войны можно отнести С-13, вступившую в строй 31 июля 1941 года. Это единственная субмарина в своей серии (серия E), которая в течение всех лет войны выполняла боевые задачи и встретила Победу на Балтийском море.
Экипаж именно этой подводной лодки совершил торпедные атаки, которые до сих пор считаются образцовыми. В результате этих атак, состоявшихся 30 января 10 февраля 1945 года, С-13 потопила два немецких транспортника Wilhelm Gustloff и General Steuben. Командовал субмариной С-13 прославленный Александр Маринеско, который получил звание Героя Советского Союза лишь спустя 45 лет после окончания Великой Отечественной войны – в 1990 году – спустя 37 лет после своей смерти.

Потопление лайнера Wilhelm Gustloff назвали «Атакой века». Экипаж С-13 в своё время подвергся нападкам со стороны представителей так называемой западной общественности. Основное направление претензий – на борту Wilhelm Gustloff находились около 5 тысяч беженцев (гражданских лиц). Однако «общественности» пришлось успокоиться, так как впоследствии появились подробности «Атаки века». Оказалось, что немцы решили просто прикрыться гражданскими лицами, перевозя свыше 2 тысяч военных, военную технику, различных типов. При этом командир экипажа лайнера решил не использовал систему идентификации судна как гражданское, надеясь на то, что для Wilhelm Gustloff останется неуязвимым для советских субмарин.
В честь Александра Ивановича Маринеско названа одна из улиц Северной столицы России. Могила прославленного героя-подводника находится на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Грозная сила подводных лодок ВМФ СССР несоизмеримо выросла после появления в составе флота атомных подводных лодок. Это настоящие подводные города, которые могут выполнять поставленные боевые задачи практически в любой точки мирового океана. Оружие, которое несут на своём борту эти субмарины, сводят на нет все попытки «доброжелателей» обставить Россию системами ПРО, дабы снизить оборонный потенциал.

Подводный флот пополняется новыми субмаринами различных классов, что является одним из ключевых звеньев программы модернизации ВМФ Российской Федерации.

Запуск межконтинентальной ядерной ракеты "Булава" с подводной лодки. Видео телеканала (YouTube)

«Военное обозрение» поздравляет моряков-подводников и членов их семей с праздником! И главный тост в этот день: Пусть число погружений всегда равняется числу всплытий!