Биографии Характеристики Анализ

Ленинский комсомол (подводная лодка).

6. В начале апреля 1958 г. заварили последний шов на стыке труб системы ППУ левого борта К-3. На правом борту сварка продолжалась, однако комплексные швартовые испытания ГЭУ 19 апреля 1958 г. начались. Это один из важнейших исторических моментов отечественного кораблестроения. На первой отечественной АПЛ все электропотребители получили питание от штатных турбогенераторов, заработавших на паре не от постороннего источника, а от собственной ядерной ППУ (паропроизводящей установки). Вековая мечта подводников с этого момента воплотилась в жизнь: не надо всплывать для пополнения запасов электроэнергии, чтобы снова двигаться под водой. Да еще можно идти на скорости не меньшей, чем надводная! Можно оставаться под водой неограниченное время! Можно под водой принимать горячий душ! Не надо экономить электроэнергию!

7. 19 мая 1958 г. специально созданная межведомственная комиссия начала комплексные испытания ГЭУ обоих бортов атомохода. Это событие лично наблюдали заместитель предсовмина СССР Д.Ф. Устинов , министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома , главком ВМФ С.Г. Горшков . Пояснения давал директор Севмаша Е.П. Егоров . Управление ГЭУ с пульта осуществлял лично академик А.П. Александров , которому помогали представители АН СССР, а также инженеры К-3. Были проведены испытания ГЭУ на всех режимах согласно программе, но лодка была прочно пришвартована к стенке завода. Провели неоднократно ввод и вывод установок корабля от разных источников питания (с берега, от своей АБ и от своих дизель-генераторов).

8. 3 июля 1958 г. принимается решение о начале ходовых испытаний. На палубе АПЛ выстроилась часть заводской сдаточной команды и экипаж. Командир К-3 Осипенко доложил главкому ВМФ о готовности АПЛ к ходовым испытаниям. Главком дал команду поднять Военно-морской флаг . Впервые в стране испытания начинались не под государственным флагом. Командир бригады АПЛ В.П. Цветко зачитал приказ об этом акте. Ответственный сдатчик Н.Н. Довгань по команде директора Е.П. Егорова спустил государственный флаг, а Военно-морской флаг, гюйс и флаги расцвечивания по команде комбрига подняли командир АПЛ и его заместитель по политической части. Звучал гимн СССР! Здесь же, на палубе, находились Д.Ф. Устинов , Б.Е. Бутома , Е.П. Славский , А.П. Александров , В.Н. Перегудов , Н.В. Гололобов , а также адмиралы, в частности председатель правительственной комиссии заместитель главкома ВМФ В.Н. Иванов , командующий подводными силами СФ А.Е. Орел . На стенке у пришвартованной АПЛ выстроились рабочие цеха N 42, оркестр.

9. На следующее утро К-3 на буксирах отошла от пирса, подрабатывая своими гребными электродвигателями, которые получали питание от лодочных турбогенераторов, работавших от пара ядерной ППУ. И в этот же день, 4 июля 1958 г., в 10 ч 03 мин. академик А.П. Александров находясь на пульте управления ГЭУ, сделал эпохальную историческую запись в вахтенном журнале пульта главной энергетической установки: "Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар". К-3, выйдя в канал, отдала буксир и от первого буя канала самостоятельно начала движение под ГТЗА, набирая ход. Таким образом, от этого буя в Двинской губе Белого моря с 4 июля 1958 г. пошел счет морским милям советского атомного подводного флота.

Революция в ВМФ страны свершилась! Но один из главных ее героев В.Н. Перегудов дорого за это заплатил. Его болезнь прогрессировала. На испытание своего детища он вышел в море совершенно ослабленный. Старший помощник командира, впоследствии Герой Советского Союза контр-адмирал Л.М. Жильцов вспоминал: "Владимир Николаевич поднялся на мостик. Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков сказал ему: "Ты погляди, какое чудо сотворил, погляди!". Картина действительно была потрясающая. Бурлила вода, в которую врезался китообразный нос. Перегудов молчал, словно потрясенный. Все видели: главный держится из последних сил, сумеет ли еще раз выйти в море?. Главный конструктор выдержал! Вся программа была выполнена полностью.

10. За время ходовых испытаний самая первая советская АПЛ выполнила 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток. Это составило 450 ходовых часов, за это время пройдена 3801 миля, из которых 2002 мили - под водой. 860 миль прошли со средней скоростью 15 узлов. Поднимая мощность ППУ до 60%, лодка К-3 развивала скорость под водой 23,3 узла. Больший уровень был ограничен программой испытаний. Но расчеты показывали, что при выводе ЯЭУ на 100-процентный уровень мощности подводная скорость составит 30 узлов. Всего было выполнено 29 погружений и всплытий. Последний, пятый, выход в море состоялся в декабре 1958 г. Тогда было выполнено глубоководное погружение на 310 метров и на протяжении двух суток (48 часов) осуществлялась проверка надежности работы ГЭУ на полном подводном ходу при 60-процентной мощности ППУ. Уже к середине декабря все ходовые испытания были завершены. После этого провели ревизию всех систем и механизмов, устранили замечания правительственной комиссии, а также учли критику, высказанную экипажем К-3. Была полностью закончена окраска корабля и его внутренняя деревянная отделка. Впервые в отечественном флоте китообразный корпус подводной лодки был черного цвета. Отсечные помещения заполнились ярким светом электроламп. Каюта командира АПЛ сияла дорогой деревянной отделкой. Сейчас не помню, какое натуральное дерево использовалось для отделки каюты Леонида Гавриловича Осипенко , но на моей К-50 каюта командира сияла облицовкой лимонного дерева. Экологически такая отделка деревом несравнима с пластиковыми покрытиями.

11. 17 декабря г. члены правительственной комиссии во главе с ее председателем подписали акт о приемке К-3 в состав ВМФ. Таким образом, время строительства корабля от закладки до вступления в состав флота составило 3 года 2 месяца и 23 дня. После К-3 вся серия таких АПЛ , но уже улучшенного проекта 627А (всего 12 единиц) вступила в состав ВМФ всего за 4 года. К сожалению, в современной России строительство первой заложенной на этом же заводе, что и К-3, АПЛ "Юрий Долгорукий " затянулось до невероятного срока, что просто недопустимо для государственной политики в области ВМФ. Самая первая АПЛ в СССР и первая АПЛ в постсоветской России по срокам строительства абсолютно несопоставимы (а ведь К-3 - это начало эпохи: трудно, неизвестно, опасно). Совсем другое - "Юрий Долгорукий". Построены сотни лодок, завод давно специализировался на АПЛ, все ясно с технологией и т.д. "Юрий Долгорукий" был помпезно заложен в 1996 г. И вот уже полных 9 лет строится. Нет полной ясности по сроку его вступления в строй.

1954 год май
Начало формирования двух экипажей опытной АПЛ проекта 627 ;

1954 год
Начало обучениия экипажей в г.Обнинск (на базе первой действующей АЭС и, созданного в кратчайшие сроки, наземного стенда ЯЭУ корабля), а также при НИИ-3, НИИ-303 и СКБ-143. В 1955 году прибыли командиры экипажей - кап.2р. Осипенко Л.Г. (первый экипаж) и кап.3р.Салов В.С. (второй экипаж);

1955 год сентябрь
Принято решение о переводе второго экипажа на головную АПЛ проекта 627А ;

1955 год сентябрь
Экипаж включен в состав 150-го дивизиона опытовых подводных лодок ВМФ в г.Ленинград;

1955 год 24 сентября
Заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ № 402 в г.Молотовск как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка;

1956 год август
Экипаж в составе 150-го ОДнОПЛ ВМФ был перебазирован в г.Молотовск (с 12.09.1957 - г.Северодвинск);

1957 год январь
Экипаж переформирован в состав 150-го ДнОПЛ 339-й БрСРПЛ БелВФл с прежним местом дислокации;

1957 год сентябрь
Произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ от энергоустановки СКР «Леопард»;

1958 год 26 июня
Задача № 1 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо»;

1958 год 1 июля
Поднят Военно-морской флаг СССР. На торжественном подъеме флага присутствовали ГК ВМФ СССР адмирал Горшков С.Г., Министр судостроительной промышленности СССР Бутома Б.Е. и Президент АН СССР академик Александров А.П. По стечению обстоятельств подъем произошел за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главкома ВМФ флаг был оставлен на ночь;

1958 год 4 июля
В 10.03 впервые в истории отечественного флота ПЛ дала ход под атомной энергетической установкой;

1958 год август
Задача № 2 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо»;

1958 год 26 ноября - 2 декабря
В Кандалакшском заливе Белого моря произведено глубоководное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20 узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ;

1958 год 17 декабря
Подписан приемный акт, КрПЛ принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. Ответственный сдатчик Довгань Н.Н., председатель Государственной комиссии вице-адм. Иванов В.Н., командир - кап. 2 ранга Осипенко Л.Г. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа. Время нахождения под водой составило 58 часов 18 минут, пл прошла за это время 860 миль со средней скоростью 14,8 узла. Впервые была достигнута подводная скорость 23,3 узла, Госкомиссией было отмечено хорошая управляемость ПЛ на этой скорости по курсу и глубине. Достижение подводной скорости в 23,3 узла при 60% мощности ГЭУ свидетельствовало о том, что спецификационная скорость хода в 25 узлов может быть достигнута при 80% тепловой мощности атомной энергоустановки. Подводные испытания были прерваны на 59 часу из-за течи циркуляционных насосов 1 контура. Кроме того некоторые другие механизмы и оборудование АЭУ оказались недостаточно надежными и вышли из строя ранее установленного срока - парогенераторы, теплообменники III-IV контуров и т.д. Вследствие имевшего место выхода из строя отдельных механизмов и оборудования главной энергетической установки, полностью выполнить утвержденную программу испытаний не представилось возможным;

1959 год январь
Постановлением Совета Министров СССР КрПЛ передана в опытную эксплуатацию. На КрПЛ начата ревизия механизмов и модернизационные работы;

1959 год 12 марта
Включена в состав 206-й ОБрПЛ СФ с базированием на г.Северодвинск;

1959 год июнь
Введена в строй после модернизации, продолжены ходовые испытания под руководством группы опытовой эксплуатации, назначенной совместным решением ГK ВМФ, Председателя Государственного комитета при Совете Министров СССР по судостроению и Министра среднего машиностроения. ПЛ совершила три выхода в море (9, 22 и 14 суток);

1959 год 23 июля
За успешное освоение новой техники командиру ПЛ кап. 1 ранга Осипенко Л.Г. Указом Президиума Верховного Совета присвоено звание Героя Советского Союза, участники создания ПЛ получили ордена и медали;

1959 год с 20 августа по 11 сентября
КрПЛ приняла участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. После похода ПЛ возвратилась в Белое море с заходом в Западную лицу;

1959 год октябрь
Выполнила переход из Белого моря в Баренцево море для освоения пункта базирования в губе Западная Лица. С 23.10 соединение ПЛ напрямую подчинено командующему подводными силами СФ;

1959 год 1 - 15 ноября
Первый дальний поход (командир - кап.1р. Осипенко Л.Г.). По решению ГК ВМФ подводная лодка, имея неисправную главную энергетическую установку правого борта, для испытания автономности в высоких широтах, совершила плавание под кромку льда в Карском, а затем в Гренландском морях до широты 79˚. При нахождении подо льдом (всего пройдено 260 миль)в Гренландском море одновременно вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря высокой специальной подготовке, инициативе и мужеству личного состава электромеханической боевой части были использованы сложные режимы движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания. Поход был осложнён и тем, что при всплытии в Гренландском море из-за отсутствия достаточного опыта в эксплуатации эхолёдомеров «ЭЛ-1» КрПЛ ударилась о лед и получила повреждения ограждения рубки и выдвижных устройств (перископ был загнут почти на 90 градусов). Поход был прекращен и АПЛ вернулась в базу;

1959 год декабрь - 1960 год май
Поставлена в ремонт и модернизацию на ССЗ № 402 (ПО "Севмашпредприятие") в г.Северодвинск для установки навигационного комплекса «Сила Н-627», деаэрационной и водохимочистительной установки и ряда модернизационных работ с заменой вышедшего из строя оборудования (по сути до уровня проекта 627А ). Часть приборов навигационного комплекса располагались в первом отсеке, там же была оборудована вторая штурманская рубка, но в результате переделок четыре нижних торпедных аппарата бездействовали, а запас торпед сократился почти вдвое;

1960 год январь
На время ремонта вошла в состав 339-й БрСРПЛ БелВФл Северного флота;

1960 год декабрь - 1961 год февраль
Выполнены швартовые испытания и комплексные испытания деаэрационной установки, в результате которых принято решение ГК ВМФ и Государственного комитета по судостроению при Совете Министров СССР о деаэрационной установке, как непригодной для эксплуатации;

1961 год 26 мая - 7 августа
Выполнила программа ходовых испытаний и практически отработала важные экзамены для плавания подо льдом: управление подводной лодкой на заднем ходу и вертикальное всплытие без хода;

1961 год 7 августа
Перечислена в состав сформированной 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ Северного флота с местом базирования на губу Малая Лопатка (Западная Лица);

1961 год 17 - 31 августа
Выполнила поход в Карское море (командир - кап.2р. Жильцов Л.М.). 22.8-30.8 осуществила плавание под паковый лед по желобу Франц-Виктория до 81˚47’ с.ш. с целью испытания навигационных комплексов в высоких широтах. Перед погружением под кромку льда личный состав проявил самоотверженность и высокие специальные знания в работе по устранению больших утечек гидравлики;

1961 год декабрь
Совершила выход в полигоны для отработки курса боевой подготовки, но из-за неисправностей в энергетической установке задачи № 3 и № 4 отработаны не были;

1962 год
Соединение перебазировано на губу Большая Лопаткина (Западная Лица);

1962 год весна
В пункте постоянного базирования произведён навигационный ремонт силами СРЗ №10 и ПО "Севмашпредприятие" с установкой паросборников и докованием;

1962 год 4 - 10 июля
Совершила контрольный выход перед походом на Северный Полюс;

1962 год 11 - 21 июля
Выполнила поход (командир - кап.2р. Жильцов Л.М.) на Северный полюс. 11.7 вышла из губы Западная Лица в поход на Северный полюс под руководством КФлПЛ контр-адм. Петелина А.И. Перед выходом лодку посетил ГК ВМФ адм. флота Горшков С.Г., начальник Главного Политуправления ВМФ вице-адм. Гришанов В.Г., Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванов В.Н., заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ инж.-вице-адм. Котов П.Г., командующий Северным флотом адмирал Касатонов В.А., начальник штаба Северного флота вице-адм. Рассохо А.И., 1-й заместитель командующего Северным флотом вице-адм. Лобов С.М. и другие высокие должностные лица. 12.7 к концу суток была обнаружена неисправность циркуляционного насоса охлаждения главного конденсатора. Замену трех подшипников производили в подводном положении, ремонт продолжался около 14 часов. 13.7 в 11.30 всплыла в Гренландском море для встречи с тральщиком для уточнения данных о ледовой обстановке. Из-за плохой погоды встреча состоялась только в 18.00. 14.7 около 10.45 на широте 79º в подводном положении вошла под кромку льда. 15.7 осуществила первое за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚08’ с.ш., 0˚48,5’ в.д. 17.7 в 06.59.11 по Московскому времени впервые в истории отечественного флота прошла в точке Северного Полюса в подводном положении. 18.7 осуществила второе за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚54’ с.ш., 0˚01,5’ з.д. 19.7 осуществила третье за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 79˚40’ с.ш., 0˚ 41’ з.д. Навигационная невязка составила 34 мили. 20.7 в 13.40 прошла кромку льдов. В подледном положении пройдено 1294 мили за 178 часов. В 14.00 КрПЛ всплыла в надводное положение. 21.7 вернулась из похода к Северному Полюсу в Гремиху. Руководитель похода контр-адм. Петелин А.И., командир КрПЛ кап.2р. Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инженер-кап.2р. Тимофеев Р.А. были удостоены звания Героя Советского Союза. Награды вручил лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. Весь личный состав лодки награждён орденами и медалями;

1962 год сентябрь
Было обнаружена разгерметизация тепловыделяющих элементов. Подводная лодка прибыла на судоремонтный завод № 893 в г.Северодвинск для ремонта и модернизации и временно подчинена 339-й БрСРПЛ БелВМБ СФ;

1963 год 26 февраля - 1965 год 29 октября
Передана для дальнейшего ремонта с заменой реакторного отсека. Отработанное топливо было было выгружено, а отсек залит специальным составом и затоплен в заливе Абросимова в Карском море на глубине 20 метров. На КрПЛ был выполнен ряд модернизационных работ с установкой нового навигационного комплекса «Сигма», аппаратуры автоматического, ручного и программного управления подводной лодкой и управления противоаварийными средствами;

1963 год
Экипаж лодки был награждён переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ;

1964 год 29 июля
Газета «Красная Звезда» опубликовала открытое письмо экипажа лодки «Ленинский комсомол» с инициативой начала социалистического соревнования в Вооружённых Силах в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это движение получило название «Эстафеты боевой славы»;

1965 год 24 ноября
Подписан государственный акт об окончании ремонта и передачи подводной лодки ВМФ;

1965 год 29 ноября
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Большая Лопаткина (Западная Лица);

1965 год 17 декабря
Подводную лодку посетил первый космонавт планеты Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю.А., в сопровождении 3-го секретаря ЦК ВЛКСМ Пастухова Б.Н., и сделал запись в историческом журнале корабля;

1966 год 23 марта
При всплытии на сеанс связи севернее маяка "Русский" столкнулась с вынесенным из Белого моря ледяным полем, в результате чего на ограждении рубки образовалась вмятина и был погнут перископ;

1966 год март - июнь
Выполнила программу испытаний по темам: "Егорлык" (испытание средств ПЛО), "Шпат", "Турмалин", "Тон" (испытание противоаварийных систем), "Августин" (испытание покрытия легкого корпуса);

1966 год июнь
Производилась киносъемка КрПЛ в надводном положении на ходу, моменты погружения и всплытия;

1966 год 10 июля - 29 августа
Выполнила задачи автономной БС (командир - Первушин Г.С., старший на борту - ЗКД кап.1р. Гинчик Е.Н.) в Атлантическом океане, Саргассовом море и Мексиканском заливе, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. Плавание проходило в течении 49 суток без всплытия на поверхность;

1967 год 12 марта - 30 апреля
Произведено плановое докование и чистка труднодоступных мест прочного корпуса на СРЗ-10 в г.Полярный;

1967 год май
Отработала задачи курса БП и во второй половине месяца приняла участие в совместных учениях ВМФ и флотов государств-участников Варшавского Договора в Норвежском море. По возвращению заступила в БД;

1967 год 18 - 21 июня
Проведены испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания проведены успешно, но получены незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции "Свет";

1967 год 10 июля - 11 сентября
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Степанов Ю.Ф.) в Средиземное море, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. В ходе несения службы была сделана хирургическая операция матросу. 8.9 при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов в точке с координатами 64˚ с.ш., 04˚ з.д. на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. С первых минут руководство борьбой за живучесть осуществляли командир корабля и командир БЧ-5 Зайцев В.В., при этом интенсивность действий последнего вынудила его дважды заменять регенеративный патрон ИП-46 (во многих источниках используется информация из воспоминаний замполита Жиляева В.В. и вахтенного офицера Лескова А.Я. о передаче командования и т.п., большинство участников тех событий, считают эту информацию надуманной и несоответствующей действительности). При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Почти все, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание. Боцман Луня помогал потерявшим сознание включаться в изолирующие средства дыхания. Вместе с командиром БЧ-5 они сумели обеспечить всплытие АПЛ в надводное положение. Командир отдраил верхний рубочный люк, а после оценки обстановки отдал приказание на подготовку радиопередатчика для передачи радио об аварии на командный пункт флота. Дальнейший переход в базу осуществлялся уже в надводном положении. Море было достаточно спокойно, не больше 3-х баллов. По приказанию командира корабля, часть отравленных подводников из Центрального поста эвакуировалась аварийной партией кормовых отсеков в 8 отсек, часть - в ограждение рубки. В ограждении рубки было очень сыро, и чтобы люди не простудились, подстилали все возможное: одеяла, одежду и т.п. Корабельный врач оказывал медицинскую помощь, в 8-м отсеке был организован лазарет. В Центральном посту, несмотря на то, что подводная лодка была в надводном положении, концентрация продуктов горения все еще оставалась высокой, значительно превышающая предельно допустимую, и без включения в изолирующие аппараты находиться было нельзя. Поэтому было принято решение управление кораблем осуществлять не через Центральный пост, а через пульт управления главной энергетической установкой в 7-м отсеке. На помощь АПЛ были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь ПЛ самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. КрПЛ сохранила ход и через три дня самостоятельно вернулась в пункт базирования;

1967 год 14 сентября
Погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почёта Краснознамённого Северного флота. Семьям погибших боевые друзья оказали материальную помощь собранными денежными средствами. Решением МО СССР маршала Советского Союза Гречко А.А., семьям погибших офицеров и сверхсрочнослужащих предоставлены отдельные квартиры в городах Москва и Ленинград. По заключению государственной комиссии под председательством 1-го заместителя ГК ВМФ СССР адм. флота Касатонова В.А., пожар произошёл вследствие прорыва гидравлическим маслом паронитовой прокладки в машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта № 2 правого борта. Под рабочим давлением сильно распыленное гидравлическое масло ударило в отсек, вспышка произошла из-за технически допустимых норм искрения любого электроприбора или электролампы в условиях повышенного, но допустимого по нормам процентного содержания кислорода в отсеке. Действия личного состава оценены как правильные;

1967 год 14 сентября - 5 ноября
Произведен аварийный ремонт на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск;

1968 год 20 апреля - 5 мая
Произведено плановое докование подводной лодки в доке губе Гремиха;

1968 год 21 - 29 июля
Приняла участие в тактическом учении (командир - кап.2р. Жукова А.Я.) КСФ и ДКБФ совместно с флотами стран Варшавского договора «Север» под руководством ГК ВМФ СССР адм. флота Советского Союза Горшкова С.Г.

1968 год 26 августа - 21 декабря
Произведен навигационный ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;

1968 год 17 октября
В связи с 50-ти летием ВЛКСМ, награждена Памятным Знаменем МО СССР;

1969 год 8 декабря
Прибыла в губу Пала на СРЗ-10 в г.Полярный для производства среднего ремонта с модернизацией;

1971 год 25 февраля
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ (на основании директивы НШ СФ);

1971 год 28 декабря
После окончания ремонта на СРЗ-10 перешла из губы Пала в губу Большая Лопаткина для окончательного расчета и загрузки ЗИП;

1972 год 8 - 9 января
Совершила межбазовый переход и прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха;

1972 год 29 октября - 5 ноября
Приняла участие в учениях на приз ГК ВМФ по обнаружению ПЛАРБ;

1973 год 12 мая - 1 июня
Выполнила задачи автономной БС в Атлантическом океане и Средиземном море;

1974 год
В составе дивизии переформирована в состав 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1974 год 15 марта - 5 мая
Выполнила задачи автономной БС в Норвежском море и Северной Атлантике с оценкой «отлично»;

1975 год февраль
При нахождении в полигоне боевой подготовки на глубине 60 метров произошло короткое замыкание в автоматическом переключателе резервного питательного насоса в 7 отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения из 8-го отсека, получили серьезные ожоги 2 человека;

1975 год 24 апреля - 13 июня
Выполнила задачи автономной БС (командир - Базько А.Н.) в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Обеспечивала слежение за авианосцем ВМС США USS "Enterprise" (CVN-65). По воспоминаниям членов экипажа, при возвращении на базу, командир ПЛ объявил, что экипаж являлся участником военного конфликта;

1975 год
Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» занесена в летопись трудовых дел ВЛКСМ, а её экипаж удостоен Почётной грамоты ЦК ВЛКСМ и награждён Памятным знаменем Министерства обороны СССР и Главного политического управления Советской Армии и ВМФ;

1976 год 1 июня - 27 июня
Произведено аварийное докование на СРЗ-10 в г.Полярный;

1977 год с 29 декабря
На СРЗ-10 в г.Полярный поставлена в средний ремонт с заменой кабельных трасс;

1981 год 8 января
При проведении ремонтных работ произошел пожар, в результате которого выгорели недавно замененные кабельные трассы;

1981 год 30 декабря
Закончен средний ремонт и БПЛ передана 184-му экипажу для перехода к постоянному месту базирования;

1982 год 25 мая - 25 июня
Выполнила задачи автономной БС со 184-м экипажем на борту (командир - Затылкин А.И.) в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Боевая служба была посвящена XIX съезду ВЛКСМ;

1984 год 28 сентября
После окончания ремонта введена в состав сил постоянной готовности;

1985 год
Приняла участие в учениях: "Океан-85", "Атлантика-85", "Север-85";

1985 год 2 - 27 июля
Выполнила задачи боевого дежурства и боевой службы в Норвежском море;

1987 год 20 сентября
С экипажем БПЛ К-21 , не завершив среднего ремонта, прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха;

1988 год 9 сентября
Переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха;

1993 год 30 сентября
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ СФ, выведенных из боевого состава;

1995 год 1 октября (сентября)
Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 - 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ;

2002 год ноябрь
Отбуксирована на ФГУП "10 СРЗ" в г.Полярный на утилизацию. Планировалось принятие решения о переоборудовании АПЛ в музей;

2003 год 30 мая - 3 июля
Произведена выгрузка ядерного топлива на ПТБ ПМ-78. При выгрузке ОЯТ, два ОТВС были оставлены в ячейках аппарата л/б в связи с их заклиниванием;

2005 год 28 октября
Отбуксирована в бухту Кут губы Оленья в акваторию ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Включена в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;

2006 год 20 апреля
Проведено дополнительное радиационное обследование перед началом работ по переоборудованию АПЛ в музей;

2006 год 1 июля
Заведена в док ФГУП "СРЗ "Нерпа" для подготовки к переоборудованию в музей или утилизации (в зависимости от дальнейших решений);

2007 год
Произведена вырезка реакторного отсека, который затем был переведен для длительного хранения в ПДХ "Сайда" в губе Сайда. По договору с Росатомом, заводом был создан муляж отсека;

2008 год
Передана гражданскому экипажу ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Согласно постановлению правительства РФ, первая отечественная атомная подводная лодка должна стать ещё одним плавучим музеем северной столицы. Проект переоборудования под необычную экспозицию легендарного корабля, который вписал немало замечательных страниц в историю советского ВМФ, выполнили специалисты Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»;

2011 год март
На торжественных мероприятиях в г.Мурманск, посвященных Дню моряка-подводника, губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко сообщил, что в порту Мурманска планируется установить первую советскую атомную подлодку К-3 "Ленинский комсомол" , которая станет открыта для посещений как музей. Он рассказал, что министр транспорта РФ Игорь Левитин согласовал подобное решение. Уже решено, что первая атомная подлодка будет установлена рядом первым атомным ледоколом "Ленин";

2013 год март
Объединенная судостроительная корпорация в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект (утилизация плавучей технической базы Росатомфлота "Лепсе"), приняла решение утилизировать АПЛ до конца 2013 года на судоремонтном заводе "Нерпа" в Снежногорске (Мурманская область). В то же время сам завод «Нерпа» все же надеется доделать лодку. Как пояснила «Известиям» пресс-секретарь завода Ирина Анзулатова, для этого требуется 50 млн рублей, которые завод планирует найти. "Мы сделаем всё, чтобы найти эти деньги. Лодку еще можно спасти. Мы уже сделали фрагмент корпуса, который можно поставить вместо вырезанного реакторного отсека. Осталось всё это соединить, законвертовать и спустить на воду. А там уж она может сколько угодно долго стоять и ждать, пока наши чиновники поумнеют и поймут, что такую историческую ценность уничтожать нельзя", - пояснила Анзулатова И.;

2014 год июнь
Планировалась к утилизации на СРЗ "Нерпа" филиале ОАО "ЦС "Звёздочка";

2014 год декабрь
Принято решение о том, что АПЛ К­3 («Ленинский Комсомол») все-таки станет музеем, её готовят к спуску на воду, после чего начнутся работы по музеефикации. По словам Олега Ерина (руководитель проекта "Лепсе" на судоремонтном заводе "Нерпа"), у СРЗ "Нерпа" до января 2014 года не было утверждённого пакета документов, прошедших Госэкспертизу, с утверждённой схемой утилизации ПТБ "Лепсе". Поэтому завод не мог дать гарантии, что АПЛ К-3 не будет представлять помеху плавтехбазе на стапель-плите. «Сейчас же, после получения утверждённой схемы, мы видим, что АПЛ и ПТБ не будут мешать друг другу при проведении работ», - рассказал Олег Ерин;

2014 год 16 декабря
В соответствии с указом Президента РФ №597 от 01.09.2014 орденами Мужества посмертно награждены 39 подводников, героически погибших 8 сентября 1967 года в результате пожара. В Военном учебно-научном центре ВМФ "Военно-морская академия им. Кузнецова" в г.Санкт-Петербург состоялась торжественная церемония вручения трех орденов Мужества родственникам погибших членов экипажа АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" (капитана-лейтенанта Генадия Ганина, капитана 3 ранга Льва Коморкина и лейтенанта Виктора Гурина). 14.11.14 Министр обороны Сергей Шойгу вручил первую награду Любови Маляр, вдове капитана-лейтенанта Анатолия Маляра;

2015 год апрель
Интерфакс со ссылкой на члена морской коллегии при правительстве РФ, командующего Северным флотом в 1999-2001 годах адмирала Вячеслава Попова сообщил, что после переооборудования АПЛ планируется установить на вечную стоянку в Мурманске. В течение года должна быть проведена подготовка АПЛ к длительной стоянке на воде. "Сроки определять рано, пока мы говорим только о сроках конвертации, то есть сроках подготовки к спуску на воду. Средства на конвертацию были выделены прошлой осенью», - рассказал Попов В. Как отметил Попов В., процесс конвертации (конвертовки) АПЛ займет около года. За это время на СРЗ "Нерпа" филиале ОАО "ЦС "Звёздочка" (Снежногорск, Мурманская область) АПЛ подготовят к спуску на воду с твердого основания и отбуксируют в Мурманск. После начнется поиск проектанта, который займется музеефикацией АПЛ. «Музей "К-3" будет гармонично смотреться в Мурманске, рядом с музеем-ледоколом "Ленин", первым атомным ледоколом. Конечно, Санкт-Петербург тоже хочет разместить музей у себя, но с исторической точки зрения атомная морская тематика должна получить развитие именно в Мурманске», - отметил Попов В. Адмирал добавил, что музей может стать филиалом музея Северного флота или Центрального Военно-морского музея;

2015 год
Прошла презентация "Проблемы обеспечения экологической безопасности арктических акваторий, островов и прибрежных территорий". Скорректирован план дальнейших действий на период 2016-2022 гг., в том числе и по утилизации реакторного блока АПЛ К-3 , который был затоплен в 1965 году;

2016 год декабрь
"На стапельной плите завершаются работы по герметизации лодки и формированию единого корпуса - свариваются стыки между отсеком-донором и носовым блоком АПЛ", - говорится в сообщении СРЗ "Нерпа". В феврале 2017 года планируется Спуск АПЛ на воду. Член Морской коллегии при правительстве РФ, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов сообщил "Интерфаксу", что будет инициировать обсуждение судьбы К-3 "Ленинский комсомол" на заседании этого органа в конце декабря. "Сейчас стоит вопрос о выборе проектанта для создания музея. По моему личному мнению, это должно быть петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", которое "Ленинский комсомол" и создавало", - сказал Вячеслав Попов. Кроме того, добавил собеседник агентства, на Морской коллегии будет решаться вопрос о месте размещения подлодки-музея;

2017 год 8 сентября
Заводом выполнены сложные работы по конвертовке подводной лодки. ПЛ спущена на воду и переведена на заводскую акваторию и ошвартована у плавпирса;

2019 год (план)
Подъем реакторных отсеков АПЛ с заводскими № 254 (АПЛ К-3 ) и № 285 (АПЛ К-11 ).

Всего с момента постройки "К-3" совершила 6 боевых служб, прошла 128443 мили за 14115 ходовых часа.

8 сентября 1967 года на борту первой советской атомной подводной лодки (АПЛ) К-3 "Ленинский комсомол" : в результате пожара погибли 39 членов экипажа.

Опытная подводная лодка с ядерной энергетической установкой проекта 627 была заложена в Северодвинске (Архангельская область) на заводе № 402 (ныне ПО "Севмаш") 24 сентября 1955 года.

Ей был присвоен тактический номер К-3 (крейсерская). Подводная лодка имела водоизмещение надводной части 3065 тонн, подводной — 4750 тонн, скорость хода в надводном положении — 15,2 узла (28,2 километра в час) в подводном — 25 узлов (46,3 километра в час). Вооружение АПЛ состояло из восьми носовых торпедных аппаратов (20 торпед). Экипаж насчитывал 104 человека.

В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу . В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса.

17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота К-3 всплыла около Северного полюса. В торжественной обстановке советские моряки водрузили государственный флаг на самом высоком торосе. За этот поход весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями, а подводной лодке вскоре присвоили имя "Ленинский комсомол".

8 сентября 1967 года на АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" произошла первая и одна из самых крупных аварий . На 56 сутки похода около двух часов ночи при возвращении корабля с боевой службы в Средиземном море, когда он находился в Норвежском море в подводном положении, загорелся первый отсек, в котором размещались торпедные аппараты и торпедный боезапас, а также были места отдыха части экипажа. Пожар был объемным. Пламя практически мгновенно охватило всю верхнюю часть отсека, где отдыхали 28 человек. Выскакивающие из первого отсека подводники представляли собой бегущие факелы, которые мгновенно поджигали и второй отсек, где были расположены каюты офицеров, провизионная камера, шифр-пост и аккумуляторная батарея. Только правильные действия личного состава по герметизации отсеков по сигналу "аварийная тревога" предотвратили распространение пожара на третий отсек (Центральный пост), а это способствовало спасению большей части экипажа и корабля в целом. Попытка ликвидировать пожар включением углекислотных пеногенераторов оказалась безрезультатной. Горел воздух.

Характерной особенностью практически всех пожаров на подводных лодках является их быстротечность развития с образованием с первых же минут большой концентрации продуктов горения в воздухе отсека. Над атомоходом и экипажем нависла смертельная угроза. В первом и втором отсеках бушевал пожар, температура переборки между вторым и третьим отсеками достигала 70 градусов. Из-за повышения температуры и давления могли взорваться торпеды, в том числе с ядерными боеголовками, а также могла взорваться аккумуляторная батарея.

Попытка сравнять давление со вторым отсеком через систему вытяжной вентиляции привела к тому, что в центральный пост под высоким давлением хлынули дым и хлопья, а вместе с ними и угарный газ. Для проведения разведки второго отсека, в котором остались 38 человек, попытались открыть переборочную дверь, но сделать это не смогли. Как потом выяснилось, мешали тела погибших подводников.

Из-за большой концентрации угарного газа расчет центрального поста и оказавшиеся здесь по аварийной тревоге подводники из других отсеков, не успевшие включиться в изолирующие дыхательные аппараты, стали терять сознание, а один матрос погиб в трюме третьего отсека. Лодка произвела срочное всплытие, была передана радиограмма об аварии на командный пункт флота. Отравившихся 22 подводников поместили в лазарет, организованный в восьмом отсеке.

После вентилирования центрального поста началась борьба за живучесть корабля. Охлаждение переборки со стороны третьего отсека мокрой ветошью, привело к уменьшению ее температуры. Атомная энергетическая установка не пострадала и работала надежно, лодка была способна самостоятельно следовать в базу.

Через сутки подошли крейсер и три спасательных судна. Они передали на атомоход продовольствие, так как на нем провизия находилась в аварийном втором отсеке. После уточнения обстановки была вновь предпринята попытка проникновения аварийной команды во второй отсек, которая, так же как и в первый раз не увенчалась успехом. По повышению температуры переборки третьего отсека стало ясно, что пожар во втором отсеке возобновился.

Оставшиеся в живых подводники К-3 отказались от замены резервным экипажем и настояли на том, чтобы прибывшие корабли ушли на безопасное расстояние от них.

Осознавая угрозу, нависшую над кораблем и всем миром, они продолжали обслуживать материальную часть, управлять атомным реактором, обеспечивать движение корабля.

10 сентября аварийная подводная лодка пришла в надводном состоянии в родную базу , находящуюся в Мурманской области, с приспущенным флагом (в знак скорби по погибшим).

При обследовании аварийных отсеков было обнаружено, что большая часть погибших лежала в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, опознать их было невозможно. Несмотря на то, что пожар возник в первом отсеке, наибольшие разрушения огонь нанес второму отсеку.

Комиссия специалистов, представителей науки, промышленности и флота установила, что наиболее вероятной причиной пожара явилось воспламенение масла системы гидравлики, впрыснутого под большим давлением в первый отсек через дефектное уплотнение гидравлической машинки клапана вентиляции цистерны главного балласта. Струя масла с силой ударила в горевшую лампу электрического освещения и воспламенилась.

Горящий факел по системе вентиляции торпед распространился по верхней части первого отсека.

Из-за существовавшей в то время строгой секретности, официально ни о борьбе с пожаром на подводной лодке "Ленинский комсомол", ни о последующем расследовании ничего не сообщалось.

Подводники, погибшие на ней были похоронены в братской могиле в губе Западная Лица. На памятнике, установленном североморцам в вечной мерзлоте, сделали скромную надпись: "Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г." Рядом маленький якорь. Сейчас на братской могиле установлен мемориал.

За спасение большей части личного состава экипажа и атомохода в целом командира подводной лодки и его замполита наградили орденами Красной Звезды.

В 2011 году для выработки заключения минобороны о причинах аварии на подводной лодке был собран экспертный совет ВМФ, в состав которого вошли 30 заслуженных специалистов. Его решением от 30 июля 2012 года было признано, что "причина аварии — техническая, вина личного состава в ее возникновении отсутствует, а грамотные и самоотверженные действия личного состава предотвратили гибель подводной лодки и перерастание технической аварии в техногенную катастрофу". Особо было подчеркнуто, что "личный состав проявил профессионализм, героизм, мужество и отвагу, достоин представления к награждению государственными наградами".

В соответствии с указом президента Российской Федерации, подписанным 1 сентября 2014 года, орденами Мужества были посмертно награждены , спустя 47 лет после аварии, 39 подводников.

После аварийно-восстановительного ремонта АПЛ "Ленинский комсомол" продолжила службу до 1991 года, когда была выведена из состава Военно-морского флота.
В общей сложности лодка прошла около 130 тысяч морских миль . В ее честь названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане.

После списания первенец атомного флота страны долго ожидал своей участи : быть утилизированным или стать мемориалом, который сохранит память о первых достижениях атомного подводного флота страны.

На предприятии "Малахит" разработали проект переоборудования лодки в корабль-музей, но экономическая и политическая обстановка в стране не позволили сразу осуществить эти планы . Шло постепенное переоборудование АПЛ К-3 под музей.

В 2003 году подводная лодка была с находящейся в одном из поселков Мурманской области базы "Гремиха", где она базировалась, в Полярный для выгрузки отработанного топлива. В 2005 году ее "Hерпа" (Снежногорск, Мурманская область). В 2007 году с подводной лодки был демонтирован энергоблок, а вместо него по договору с Росатомом установили муляж реакторного отсека. Все это время ее корпус находился на твердой основе на заводе.

На сегодня АПЛ "Ленинский комсомол" готова выполнять функции музея, но до сих пор не определена ее ведомственная принадлежность, а также не согласовано место нахождения: или оставить лодку на Северном флоте, или перевести в Санкт-Петербург.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Одно из знаменательнейших событий для отечественных подводных сил – спуск на воду 50 лет назад первой советской атомной субмарины К-3, позже получившей наименование «Ленинский комсомол». Историческая ее ценность не меньше, чем пилотируемого космического аппарата «Восток», на котором совершил полет космонавт №1 Юрий Гагарин, или крейсера «Аврора». Достаточно сказать, что именно этот корабль первым в Военно-морском флоте СССР совершил поход на Северный полюс.

Экипаж «Ленинского комсомола» на Северном полюсе. Фото из архива Льва Жильцова

МОРЯКИ ОСТАЛИСЬ В СТОРОНЕ

Вообще-то раньше под арктические льды нырнули американцы. Они опередили нас и с созданием первой АПЛ, названной «Наутилус» (1954 год). Несмотря на вторичность достижения, мы, как всегда, пошли своим путем и добыли на нем немало приоритетов.

С «Наутилусом» у К-3 не было ничего общего, никаких копирований или заимствований. Больше того. Идея транспортного реактора возникла у академика Игоря Курчатова еще в 1950 году. И когда 12 сентября 1952 года Сталин подписал правительственное постановление с абсолютно не понятным для непосвященных названием «О проектировании и строительстве объекта 627», у советских ученых уже имелся определенный научный задел для создания будущей атомной подлодки с ядерной энергетической установкой.

Первенец отечественного атомного кораблестроения рождался под покровом строжайшей секретности. Координатором работ (уже во времена Никиты Хрущева) являлось Министерство среднего машиностроения, а от флота в тайну создания К-3 посвятили, и то лишь отчасти, военно-морского министра адмирала Николая Кузнецова. Позже к нему присоединился начальник управления кораблестроения ВМФ адмирал Павел Котов. Но они не имели возможности влиять на принятие решений. В результате К-3 предполагалось вооружить одной гигантской торпедой с ядерной боевой частью длиной 24 м и диаметром около 2 м. Предназначалась эта торпеда для нанесения ударов по военно-морским базам противника на расстоянии 50 км.

С военной точки зрения это была глупость, поскольку американцы и англичане к тому времени создали противолодочные рубежи на 100 км от берега. На макетной комиссии с участием предсовмина Николая Булганина адмирал Кузнецов сказал: «Эту подводную лодку я не понимаю. Нам нужна лодка, которая могла бы в морях и океанах, на коммуникациях уничтожать корабли. Но для этого нужна не одна торпеда, для этого должен быть большой запас, нужны торпеды и с обычным боезапасом, и также нужны торпеды атомные».

Вот таким образом, не сразу, со страшным скрипом корректировалось задание на строительство К-3, хотя корпус субмарины к тому времени был уже готов, и его пришлось переделывать. И все же примем во внимание: несмотря на все эти перипетии, от идеи создания до спуска на воду доселе невиданного корабля прошло всего 5 лет. Таким темпам сейчас можно только позавидовать (напомним: в наше время АПЛ класса «Борей» «Юрий Долгорукий» никак не могут построить с 1996 года). У американцев на постройку «Наутилуса» ушло 9 лет.

Впервые в облике субмарины появились китообразные формы, за что ПЛ проектов 627 и 627А получили свое родовое имя «кит». «Киты» благодаря рациональным обводам значительно превышали подводную скорость американского «Наутилуса». Отец советской ядерной энергетики академик Анатолий Александров писал главному конструктору первого советского атомохода Владимиру Перегудову: «Ваше имя войдет в историю техники нашей Родины как имя человека, совершившего крупнейший технический переворот в кораблестроении, по значению такой же, как переход от парусных кораблей к паровым».

Первый атомоход строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела и не подозревало о своей причастности к уникальному проекту. В Москве разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину – 300 м; реакторы изготовили в Горьком, паротурбинные установки дал ленинградский Кировский завод; архитектуру К-3 отрабатывали в ЦАГИ. В Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Первым его командиром стал капитан 1 ранга Леонид Осипенко. Если бы не режим секретности, его имя прогремело бы на весь Советский Союз. Ведь Осипенко провел испытания по настоящему первого «гидрокосмического корабля», который мог уходить в океан на целых три месяца лишь с одним всплытием – в конце похода.

Создание атомного подводного флота шло параллельно с развитием космического комплекса, и потому все «космические» сравнения тут совершенно правомерны. «Попасть в число первых офицеров атомохода было почти также престижно, как несколько лет спустя быть зачисленным в отряд космонавтов», – утверждал второй командир К-3 Лев Жильцов. Именно он получил задачу доказать, что мы способны достичь подо льдами Северный полюс.

ДЕНЬ СЛАВЫ

К лету 1962 года, когда был совершен поход на «макушку» Земли, К-3 уже не являлась единственной атомной подводной лодкой в советском ВМФ. Под лед могли пойти и другие, более новые корабли, тогда как «тройка» оказалась уже порядком потрепанной – ведь на ней, как на головном образце, отрабатывались предельные режимы работы всех устройств и прежде всего – реактора, парогонераторов, турбин. На парогенераторной системе «буквально не было живого места, – удивлялся потом Жильцов, – сотни отрезанных, переваренных и заглушенных трубок... Удельная радиоактивность первого контура была в тысячи раз выше, чем на серийных лодках. Почему же, зная о почти аварийном состоянии нашей лодки, при решении вопроса государственной важности о походе на полюс, призванном заявить на весь мир о том, что наша страна осуществляет контроль над полярными владениями, остановились все же на К-3? Ответ, может быть, странный для иностранцев, совершенно очевиден для русских. Выбирая между техникой и людьми, у нас всего больше полагались на последних».

Жильцов не сомневался в своих людях, потому и дал согласие выйти на покорение полюса на «честном слове и на одном крыле». А мужества экипажу было не занимать. Когда стало ясно, что моряки энергетических отсеков облучаются в сто раз больше, чем концевых, команда отдаленного от реактора торпедного отсека предложила разделить радиационную опасность поровну – на весь экипаж, то есть перемешивать «фонящий» воздух между отсеками. Предложение приняли. Таким образом все члены экипажа – рулевые, торпедисты, командование и даже корабельный кок – получали равную дозу с управленцами и турбинистами. И только когда по сто доз получал каждый, лодка всплывала и вентилировала отсеки в атмосферу. Так в новых условиях соблюдался старый принцип: нигде нет такого равенства, как на подводной лодке, – либо все побеждают, либо все погибают. Либо все облучаются...

С таким экипажем Жильцов увел свою «тройку» под лед. Шли в прямом смысле слова к черту на рога. Вместо подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин на столе штурмана лежала чистая карта-сетка. Шли вслепую и вглухую. Акустики впервые работали в таких условиях, когда ледяной панцирь над головой отражал шумы собственных винтов, рождая слуховые иллюзии. Однажды глубины под килем стали резко уменьшаться.

Жильцов: «Получив тревожный доклад, приказываю немедленно подвсплыть и уменьшить ход до малого. Всеобщее внимание приковано к эхограмме: что будет дальше? Откуда взялась эта подводная гора и где ее вершина?» Так был открыт гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Его назвали именем известного гидрографа Якова Гаккеля. После Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году русскими моряками, то было крупнейшим географическим открытием ХХ века.

17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса Земли. Мичману-рулевому шутники посоветовали свернуть немного с курса, чтобы лодка с размаху «не погнула земную ось».

Потом было всплытие на полюсе. Вновь обратимся к воспоминаниям Льва Жильцова, с которым нам довелось общаться при его жизни: «Толщина льдов составляет 20–25 м. Чтобы не прозевать полынью, мы на всякий случай подвсплываем. Как только появляется чистая вода, даем короткий толчок одним мотором вперед, и, погасив инерцию, нос лодки замирает у самой кромки льда. Как говорится, попали в яблочко! Отдраиваю рубочный люк и высовываю голову на свет божий. К-3, как камень в кольце, со всех сторон обжата льдами. С любого борта можно прыгать на лед прямо с мостика – воды между бортом и льдиной нет нигде. Тишина вокруг такая, что звенит в ушах. Ни малейшего ветерка, и облака налегли совсем низко: не завидую гидрографам и штурманам, которым придется отлавливать солнышко».

Торжественно водрузили государственный флаг на самом высоком торосе. Жильцов объявил «увольнение на берег». Тут началось неподдельное веселье. Командир вынужден был отметить: «На полюсе подводники ведут себя, как малые дети: борются, толкаются, бегают взапуски, взбираются на высокие торосы, кидаются снежками... Бойкие фотографы запечатлели и лодку во льдах, и множество смешных ситуаций. А ведь перед выходом в море особисты прочистили весь корабль: ни одного фотоаппарата на борту быть не должно! Но кто лучше знает лодку и все потайные места – контрразведчики или подводники?»

Обратно возвращались полным ходом. Глава государства Никита Хрущев ждал подводников на берегу, чтобы лично вручить геройские звезды руководителю исторического похода контр-адмиралу Александру Петелину, командиру К-3 капитану 2 ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Рюрику Тимофееву. Еще раньше Героем Советского Союза стал Леонид Осипенко – первым после войны удостоенный этого звания.

ДОМОЙ С ПРИСПУЩЕННЫМ ФЛАГОМ

Когда речь заходит о «Ленинском комсомоле», прежде всего вспоминают ее поход на Северный полюс. Но субмарина находилась в боевом составе ВМФ почти 30 лет. И за это время с ней многое что случалось... Были и черные дни, как, например, 8 сентября 1967 года, когда штаб дивизии атомных подводных лодок в Гремихе получил тревожный сигнал из Норвежского моря: на К-3 объемный пожар.

Крейсер «Железняков» экстренно снялся с бочек и полным ходом двинулся к пострадавшей лодке. Неизвестно было, как поведут себя торпеды с ядерным снаряжением при таком пожаре, не сработают ли их предохранители, если в аккумуляторных ямах рванет гремучая смесь – водород, смешанный с воздухом. Тем не менее К-3 вернулась в базу своим ходом в надводном положении. Но с приспущенным флагом. А это означало – на борту есть погибшие.

Рассказывает помощник командира К-3 – тогда еще капитан-лейтенант Александр Лесков:

– В результате бесконечных торжественных, никчемных мероприятий, сопровождавших подводную лодку несколько лет после похода на полюс, из нее сделали фетиш. Очень скоро экипажу стало не до боевой подготовки. Измученные отсутствием настоящего дела командиры тихо спивались, потом их так же тихо освобождали от занимаемых должностей.

Но «тройке» довелось в июне 1967 года, когда на Ближнем Востоке заполыхала война, отправиться в Средиземное море. В авральном порядке собрали экипаж, назначили нового командира и «выпихнули» на боевую службу. К-3 честно выполнила свою миссию. Все 80 суток боевого патрулирования прошли в экстремальном режиме: нет ничего изнурительней, чем провести в море жаркое средиземноморское лето. Температура в турбинном отсеке весь поход стояла под 60 градусов.

На обратном пути в Норвежском море, в этом море пожаров (почему-то чаще всего наши лодки горели именно здесь), на К-3 разыгралась чудовищная трагедия. Около двух часов ночи 8 сентября в носовом торпедном отсеке воспламенились пары огнеопасной гидравлики. По сути дела, это был взрыв. Гибельная ситуация в носовых отсеках развивалась столь скоротечно, что моряки полегли замертво едва ли не в первую минуту. В центральном успели услышать только короткий вызывной сигнал межотсечной трансляции.

Командирскую вахту на центральном посту нес Александр Лесков:

–Я включил тумблер и спросил: «Кто вызывает?» Потом отпустил тумблер и... Сколько лет потом просыпался среди ночи, заново, во сне, услышав те страшные крики заживо горящих людей!

ЗА МГНОВЕНИЯ ДО ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА

За считанные минуты в первом и во втором отсеках погибли 39 моряков. Казалось, что и атомоход обречен: ведь в первом отсеке на стеллажах лежали с десяток торпед, а в аппаратах находились торпеды с ядерными боеголовками. Ситуация была, как позже, в 2000 году, на «Курске». Еще полторы минуты, и взрыв всего торпедного боезапаса.

Командир К-3 Юрий Степанов принял единственно верное решение, скомандовав: «Сравнять давление с аварийными отсеками!» Дело в том, что тротил взрывается при одновременном повышении температуры и давления. Давление в горящих отсеках резко подскочило. И когда капитан-лейтенант Лесков открыл клинкет вытяжной вентиляции, сжатый почти до рокового предела воздух с яростным ревом пошел в центральный пост. То был даже не воздух – черный дым с хлопьями гари, перенасыщенный ядовитыми газами. Центральный пост оказался сразу загазован, в трюме погиб матрос, неправильно надевший противогаз. Но другого выхода не было. Лодку удалось спасти от неминуемой гибели, ее провентилировали, и через какое-то время К-3 самостоятельно вернулась в базу.

Никто из начальства не захотел брать в расчет предельный технический износ «тройки» как головного корабля. На экипаж и командира навесили страшный ярлык «аварийщиков»: пожар-де произошел по вине личного состава, хотя это не так. И лучше всех об этом известно бывшему флагманскому механику Гремихинской дивизии атомных подводных лодок капитану 1 ранга Ивану Морозову. Ему предстояло первому определить причины пожара, а для этого провести разведку аварийных отсеков. Чтобы попасть в это царство мертвых, надо было открутить полусотню болтов и поднять съемный лист над люком для погрузки аккумуляторов во второй отсек.

– После длительного принудительного вентилирования съемный лист был снят, – рассказывает Морозов. – Двое добровольцев из трюмных машинистов вызвались обследовать носовые отсеки. И вот тут-то случилось непредвиденное: первый же спустившийся трюмный машинист пулей выскочил наверх. В глазах матроса стоял ужас: «Я не могу... Там такое...» Я отпустил обоих добровольцев в казарму и положил руку на плечо своему коллеге – помощнику начальника электромеханической службы по живучести капитану 3 ранга Павлу Дорожинскому:

– Паша, придется тебе... Найди там Серегу, посмотри, где он лежит.

Серега – Сергей Федорович Горшков, старпом К-3, был нашим общим другом. Мы должны были отдать ему свой последний долг. Дорожинский молча взял аварийный фонарик и полез во второй отсек. У него еще хватило душевных сил пройти в корму и после этого выбраться наверх. Лица на нем не было.

– Иван Федорович, – почти прошептал он, – я был в аду! Большая часть погибших лежит в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, распознать их невозможно.

В одном из узлов системы гидравлики произошел прорыв рабочего тела – масла. Сильная струя ударила в горевшую лампочку электросветильника. Защитного плафона на нем не было, разбился в шторм. Пары распыленного масла вспыхнули в мгновение ока. Работала система вентиляции торпед. Сила пламени была такой, это корпус вентиля кислородного баллона разрезало пополам, как газовым резаком. Произошло то, что называется роковым стечением обстоятельств. Цепная реакция беды, которая, как известно, одна не приходит. Первопричина – прорыв гидравлики. Но почему? Ведь для атомного флота все делалось архинадежно.

И снова свидетельствует капитан 1 ранга Морозов:

– Я присутствовал при демонтаже в первом отсеке. Снимали злополучную гидравлическую машинку (она открывала и закрывала клапан вентиляции балластной цистерны №2 правого борта). И тут обнаружилось, что в штуцере гидравлической машинки вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная из паранита (прокладочный материал на основе асбеста, используемый в автомобильных двигателях). Со временем уплотняющее поле раскисло и прорвалось при очередном скачке давления. А давление в системе нешуточное, с перепадами от 5 до 100 кг/см. Чья-то рука поменяла прокладки во время докового ремонта корабля.

Доковый ремонт производят заводские рабочие. Один из ветеранов-судоремонтников Александр Исполатов, работавший в 1960-е годы на Севере, рассказывал, что красная медь хоть и не драгоценный металл, но весьма ценилась среди умельцев. Из нее вытачивали всевозможные поделки. Из той же прокладки, снятой из гидравлической машинки, возможно, кто-то сделал колечко для своей подружки. Быть может, оно и сейчас валяется в чьей-нибудь семейной шкатулке среди старых пуговиц, значков и прочей дребедени. Потускневшее медное колечко ценой в тридцать девять жизней...

Москва, как известно, сгорела от копеечной свечи. «Ленинский комсомол», как выяснилось, – от грошового пустяка, паранитовой прокладки.

СУДЬБА КОМАНДИРА

Через полгода Степанова списали на берег и перевели в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С.Нахимова. Там ему вручили орден Красной Звезды за спасение первенца советского атомного флота. Как потом сложилась судьба этого офицера, спасшего не только свой корабль, но и все Норвежское море от радиоактивного заражения? Прошлым летом один из нас попытался найти его следы в Севастополе.

Училища, в котором преподавал Степанов, уже нет. Где его архивы – никому неизвестно. Последняя надежда – районный военкомат, в котором он состоял на учете. Но тогда была другая страна, а сейчас военкомат служит новому государству. Девушка в украинской форме любезно объясняет, что все личные дела советских офицеров давно уже уничтожены. В лучшем случае дубликат сохранился где-нибудь в Киеве. Но шансов мало.

Для очистки совести девушка-прапорщик лезет на архивные полки, и вдруг сверху падает личное дело капитана 1 ранга Степанова! Такое впечатление, что он сам, с того света, подтолкнул эту тощую папочку.

– Надо же, – изумляется девушка, – не сожгли.

Что может рассказать «Личное дело офицера запаса»? Очень многое из того, что составляет внешнюю канву службы, и почти ничего из его личной жизни. Тем не менее пытаемся понять этого человека по его последнему бумажному следу на земле.

Итак, Юрий Федорович Степанов родился 15 мая 1932 года в Калинине. Окончил Рижское нахимовское училище, в 1952 году – Высшее военно-морское училище подводного плавания, в 1966-м – Высшие специальные офицерские классы. По специальности штурман. Командиром крейсерской подводной лодки К-3 назначен 5 июля 1967 года.

Из курсантских и офицерских аттестаций: «…был старшиной роты. Чемпион училища и ВМУЗов по классической борьбе. В обстановке на море ориентируется хорошо и быстро принимает обоснованные решения. Офицер с высокими волевыми качествами». Еще одна запись: «В сентябре 1967 года в сложной служебной ситуации получил отравление угарным газом с кратковременной потерей сознания и последующим психическим травматизмом. На протяжении 3–4 месяцев пять раз находился в обморочном состоянии».

Так прервалась его командирская карьера. Вместо мостика – кабинет начальника заочного отделения Черноморского ВВМУ. Он не сдавался и все еще надеялся вернуться на действующий флот. В 1976 году прошел стажировку в должности командира атомной подводной лодки на Северном флоте. Но врачи были неумолимы: к службе в подплаве негоден. Другой бы сломался. Но Юрий Степанов не отступал: командир учебного батальона, преподаватель, а затем заместитель начальника кафедры тактики ВМФ. За успехи в обучении курсантов награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ушел в запас в 1989 году. Работал библиотекарем. Сын Вячеслав, дочь Татьяна. Дата смерти в личном деле не отмечена. Где-то в 1990-е годы. Похоронен под Севастополем.

КУРСОМ НА ВЕЧНУЮ СТОЯНКУ

Та трагедия «Ленинского комсомола» не стала достоянием нашей общей памяти ни в 1967 году, ни в «эпоху гласности», не знают о ней толком и сегодня. Морякам, сгоревшим на К-3, поставили скромный безымянный памятник вдали от людных мест: «Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.» И маленький якорь у подножия плиты. Сама же лодка доживает свой век у причала судоремонтного завода в Полярном.

Исполнение приказа главнокомандующего Военно-морским флотом о превращении К-3 в музей, подписанного в начале 1990-х годов, затянулось на неопределенно долгий срок. Недавно в очередной раз устами нынешнего главкома ВМФ адмирала флота Владимира Масорина было подтверждено, что в ближайшее время в Санкт-Петербурге будет создан музей на базе первой атомной подводной лодки К-3, «потому что утилизировать эту историю нельзя». Насколько известно, на Неве уже подыскивают место для вечной стоянки. Возможно, оно будет рядом с «Авророй».