Биографии Характеристики Анализ

Державин известные произведения. Державин Гавриил Романович: биография, деятельность и интересные факты

Державин Гавриил Романович, биография которого легла в основу этой статьи, навсегда вошёл в российскую историю не только как выдающийся поэт и драматург, но и как государственный деятель, прошедший путь от гвардии рядового до главы министерства юстиции. Оказав огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной словесности, он стал в то же время образцом истинного гражданина и патриота.

Детство юного поэта

Гавриил Романович Державин родился 14 июля 1743 года в родовом селе Сокуры под Казанью. Семья была многодетной, и ввиду ранней кончины её главы - Романа Николаевича - мать будущего поэта - Фёкла Андреевна - не могла дать детям должного образования. Мешали этому и частые переезды, вызванные различными житейскими обстоятельствами.

Тем не менее, обучаясь в оренбургской школе, а затем в казанской гимназии, юный Гавриил Державин рано пристрастился к классической русской поэзии, высшими образцами которой в то время были стихи М. Ломоносова, В. Тредиаковского и А. Сумарокова. К этому времени относятся и его первые собственные поэтические опыты. Однако ранние стихи начинающего поэта выходили несколько коряво и неуклюже - сказывалось отсутствие знаний основ стихосложения и возможности посоветоваться с кем-то более опытным в этой области.

Армейская служба

В 1762 году Гавриил Державин был определён рядовым в гвардейский Преображенский полк, принимавший участие в государственном перевороте, результатом которого стало восшествие на престол императрицы Екатерины II. Годы, проведённые в армии, по собственному признанию поэта, явились самым безрадостным периодом его жизни. Тяжёлая солдатская служба отнимала почти всё время и силы, позволяя писать стихи лишь в редкие свободные минуты.

Впоследствии Гавриил Державин, кратко описывая в своих воспоминаниях особенности армейского быта, рассказывал, что в те годы часто придавался общему пороку гвардейских полков - игре в карты. Причём, попав в среду, где процветало шулерство, сам быстро обучился их плутовским приёмам, и лишь благодаря «Богу и материнским молитвам» - именно так он писал в своих мемуарах, не скатился на дно общества.

В преддверии будущей карьеры

Начиная с 1772 года дальнейшая биография Гавриила Державина приняла иное направление: он был произведён в офицеры, и в период с 1773 по 1775 год принимал участие в работе государственной комиссии, занимавшейся расследованием обстоятельств пугачевского бунта.

Испытывая тяжёлые материальные трудности, Гавриил Романович обратился за помощью к самой императрице, поскольку в те времена самодержцы ещё не гнушались читать письма своих подданных. Его прямой начальник - главнокомандующий войсками генерал-аншеф А. Бибиков приложил к посланию собственный рапорт, в котором высоко оценил заслуги Державина по «установлению законопослушания среди калмыков». В результате очень скоро молодой человек был пожалован чином коллежского советника и стал обладателем 300 крепостных душ, дарованных ему лично государыней.

Первый брак и обретение творческой зрелости

В том же 1775 году произошло ещё одно важное и радостное событие в жизни Гавриила Державина - он женился. Его супругой стала шестнадцатилетняя девица Екатерина Бастидон, отец которой являлся когда-то камердинером убиенного государя Петра III, а мать - кормилицей будущего императора Павла I. Как и подобает истинному поэту, Державин воспел свою избранницу в стихах, именуя её Пленирой - от глагола «пленять».

Большинство исследователей творчества поэта считают именно эти годы периодом обретения им собственного литературного стиля, позволившего создать цикл выдающихся произведений в жанре философской лирики. Тогда же его сочинения впервые начинают печататься, однако не приносят автору широкой известности в литературных кругах.

Золотая табакерка из рук императрицы

Слава пришла к Державину лишь после написания оды «Фелица», посвящённой императрице Екатерине II. В этом произведении, исполненном самых верноподданнических чувств, автор представил российскую самодержицу идеалом просвещённой правительницы и матерью народов.

Столь явная лесть, облечённая в высокохудожественную форму, не осталась без должного вознаграждения. «Мать народов» пожаловала поэту золотую табакерку, усыпанную бриллиантами и наполненную червонцами, после чего карьера Гавриила Романовича круто пошла в гору. Одно за другим следовали назначения на различные высокие должности, однако особенности характера Державина мешали ему уживаться с прочими чиновниками и служили причиной частых переводов с места на место.

Во главе Олонецкого края

В 1776 году созданную ранее Олонецкую провинцию преобразовали в наместничество, и указом императрицы Гавриил Державин был назначен её первым губернатором. В круг его обязанностей, кроме всего прочего, входил контроль за соблюдением законности всеми подчинёнными ему должностными лицами. Это-то и оказалось причиной многих последовавших вскоре неприятностей.

В те давние годы казнокрадов ещё не называли коррупционерами, но от этого их не становилось меньше. Воровство было повсеместным, и в обиход даже вошло выражение «брать по чину». Это означало, что мелкие чинуши могли безнаказанно «тяпнуть» лишь малую толику того, к чему имели доступ. Чиновникам среднего уровня негласно дозволялось поживиться уже в гораздо большем объёме, ну а все, «жадною толпой, стоящие у трона», - как писал М.Ю. Лермонтов, - безнаказанно запускали руку в казну по самый локоть.

Вот с этими беззакониями, творившимися когда-то в России, и столкнулся на своём новом посту Гавриил Романович. Являясь человеком порядочным и законопослушным, он по мере сил старался бороться с окружавшим его злом, но в результате лишь нажил многочисленных недоброжелателей как в подведомственных ему структурах, так и в придворных кругах, что послужило причиной последующей его отставки.

Тем не менее за годы, проведённые на посту губернатора, и имея резиденцию вначале в Петрозаводске, а затем в Тамбове, Гавриил Романович Державин до отставки успел сделать много добрых дел. Так, его трудами был открыт первый тамбовский театр, построено городское училище, открыла свои двери больница для бедных и начала работу типография.

Кабинет-секретарь императрицы

Следующей ступенью на карьерной лестнице Гавриила Державина стала служба в качестве личного кабинет-секретаря Екатерины II. Оставляя без внимания наветы, сыпавшиеся на поэта со всех сторон, государыня приблизила его к себе в знак благодарности за написанную когда-то в её честь оду.

Но и на этой должности Гавриил Романович долго не удержался, поскольку имел обыкновение докладывать обо всех делах, представляя их в истинном, и подчас неприглядном, свете, чем весьма расстраивал свою благодетельницу. Докучал он ей и постоянными ходатайствами о терпящих нужду и страдающих от неправосудия. Кончилось тем, что он надоел императрице, и она отправила его с глаз долой - перевела в Сенат.

Создатель первого российского гимна

Находясь в этой почётной ссылке, Державин создал своё самое известное произведение. В 1791 году, воодушевлённый известием о взятии русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил, он написал стихотворение «Гром победы, раздавайся». Положенное на музыку композитором Осипом Козловским, оно в течение последующих лет являлось официальным гимном России, на смену которому только в 1833 году пришёл знаменитый «Боже, царя храни», написанный другим выдающимся русским поэтом - В. Жуковским в соавторстве с композитором А. Львовым.

Повторный брак

В 1794 году скончалась жена Гавриила Романовича - муза, которую он воспел когда-то в стихах, дав ей романтическое имя Плениры. По прошествии года, ещё далеко не старый вдовец вновь женился. Он соединил свою судьбу с Дарьей Алексеевной Дьяковой, также ставшей героиней его стихов на этот раз под именем Милены.

Оба брака знаменитого поэта, хотя и были наполнены любовью, оказались бездетными. Не имея собственного потомства, супруги воспитывали детей погибшего друга семьи П. Лазарева. Один из них - Михаил - впоследствии стал знаменитым адмиралом, открывателем и исследователем Арктики.

Пик карьеры

В годы правления Павла I Державин занимал должность президента Коммерц-коллегии и государственного казначея, а восшедший вслед за тем на престол Александр I назначил его министром юстиции. Но везде, где бы ни доводилось ему служить, Гавриил Романович всеми силами пытался искоренять мздоимство и казнокрадство, чем неизменно наживал себе врагов. В 1803 году он подал прошение на высочайшее имя и закончил государственную деятельность, посвятив всего себя литературе.

Последующая жизнь и творчество поэта

Ещё до отставки Гавриил Романович Державин любил Званку - имение, принадлежавшее его второй жене Дарье Алексеевне. В нём он и провёл последние годы своей жизни, написав около 60 стихотворений и подготовив к печати первый том своих сочинений. Кроме поэтических произведений с его именем связаны работы в области драматургии. К ним относятся либретто, созданные для нескольких опер, а также трагедии: «Ирод и Марианна», «Евпраксия» и «Тёмный».

Поэзия Державина оказала огромное влияние и на раннее творчество А. С. Пушкина, с детства читавшего его стихи и изучавшего их в лицее на уроках русской словесности. Увидеться им довелось лишь раз. В 1815 году Державин был приглашён на лицейский экзамен, где совсем ещё юный Александр Пушкин читал в его присутствии своё знаменитое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». Репродукция с картины И. Е. Репина, воспроизводящей этот эпизод, представлена в статье. Почтенный мэтр, прозрев в смуглом юноше своего гениального преемника и до глубины души растроганный его стихами, хотел обнять Пушкина, но тот убежал, будучи сам не в силах сдержать рыдания.

Кончина поэта и последующая судьба его останков

Смерть настигла его в 1816 году в имении Званка, которое, как было сказано выше, Гавриил Романович Державин до отставки любил, часто навещал, и в котором провёл остаток жизни. Его прах, перевезённый по Волхову в Великий Новгород, был погребён в Спасо-Преображенском соборе, находившемся на территории Варлаамо-Хутынского монастыря. Позднее там же была похоронена и его вторая жена - Дарья Алексеевна.

В годы Великой Отечественной войны обитель оказалась в зоне боевых действий и была полностью разрушена. Могила Державиных также сильно пострадала. В 1959 году их останки перезахоронили, поместив в Новгородский детинец, а в 1993 году, когда отмечалось 250-летие поэта, вернули в возрождённый к тому времени Варлаамо-Хутынский монастырь.

Среди имён выдающихся русских поэтов, принесших славу русской словесности, неизменно упоминается и Гавриил Державин, краткая биография которого была изложена в этой статье. Изучение его жизни и творчества имеет большое значение не только с эстетической стороны, но и с воспитательной, поскольку истины, которые он проповедовал, вечны.

Гаврила Романович Державин родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Он рано потерял отца, мать с детьми осталась фактически без средств. Мальчик занимался у домашних учителей, затем поступил в гимназию, но не окончив ее, был призван на военную службу. Таким образом, систематического образования он не получил.
12 лет Державин служил простым солдатом в Преображенском полку в Петербурге. Участвовал в дворцовом перевороте 1762 г., поставившем на престол Екатерину II. Уже как офицер, он был активным участником военных действий против Пугачева.
Хотя несколько лет Державина обходили наградами, в конце концов он получил довольно видную должность в Сенате и в 1778 г. женился на 16-летней девушке Екатерине Яковлевне Бастидон. Брак был счастливым, в стихах Державин воспел жену под именем Плениры. На ее кончину в 1793 г. он пишет проникновенное стихотворение «Ласточка». Быстрый второй брак с Дарьей Алексеевной Дьяковой он сам объяснял не любовью, любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным». Детей не было ни от первого, ни от второго брака.
Решительный и смелый, независимый в суждениях, Державин неизменно вызывал резкое неудовольствие со стороны своих начальников. В Сенате он боролся за реальное представление в отчете доходов государства, что привело к очень быстрой отставке. Он был назначен олонецким губернатором, но в Петрозаводске пробыл менее года, был переведен (также не надолго) в Тамбов. Страницы «Записок» Державина, посвященные периоду губернаторства в Тамбове, говорят о чрезвычайной служебной энергии и горячем желании поэта принести посильную пользу, а также о его старании распространять образование среди тамбовского общества. Однако эта энергия очень скоро привела и здесь к столкновению с начальством. В споре с наместником Сенат не поддержал Державина – не только удалил его от должности, но завел против него дело. Императрица дело закрыла, но не подтвердила его невиновность и не восстановила в должности, а просто повелела выдавать жалованье.
Его оды, однако, нравились Екатерине и ее фаворитам. В 1791 г. Державин был назначен статс-секретарем императрицы. Это было знаком необычайной милости; но служба и здесь для Державина была неудачной. Он не сумел угодить императрице, поскольку она требовала новых стихов, а он пытался бороться с возмущавшей его «канцелярской крючкотворной дружиной», носил Екатерине кипы бумаг, требовал ее внимания к запутанным делам, связанным с коррупцией придворных и высших чиновников. Дворцовые интриги, неисполнение законов, как признавался Державин, мешали ему восхвалять императрицу так же горячо и искренне, как раньше. Вредили ему также излишняя горячность и отсутствие придворного такта.
Статс-секретарем Державин пробыл менее 2 лет. В 1793 г. он назначен сенатором (что было почетным удалением от службы при императрице), но очень скоро рассорился со всеми коллегами. Он отличался усердием и ревностью к службе, ездил в Сенат иногда даже по воскресеньям и праздникам.
После воцарения Павла I Державин сначала подвергся гонению, но потом одой на восшествие на престол императора вернул его милость. Поэт получает почетные поручения, делается кавалером Мальтийского ордена.
В 1802–1803 гг., в связи с преобразованием государственного аппарата, Александр I назначил Державина первым в истории России Министром юстиции с одновременным выполнением функций Генерального прокурора. Уже через две недели поэт предложил Сенату несколько докладов – о правилах судопроизводства, о порядке слушания дел, о третейском суде. Он надеялся поставить заслон взяткам и создать беспристрастный суд. Но такая активность снова не понравилась власти. К тому же, Державин открыто выражал несогласие с реформаторскими стремлениям императора и порицал его молодых советников. В должности он продержался всего год и был отправлен в полную отставку. На прямой вопрос, за что его увольняют, император откровенно ответил: «Ты очень ревностно служишь».
Последние годы жизни поэт проводил преимущественно в деревне Званке. Живя по зимам в Петербурге, он вместе с А.С. Шишковым основал в 1811 г. литературное общество: «Беседа любителей российского слова».
Державин скончался 8 июля 1816 г. в Званке и похоронен в Хутынском монастыре, недалеко от Новгорода.
Стихи Державин начал писать очень рано, в 70-х годах они уже печатались в журналах, хотя и анонимно. Но слава пришла лишь в 1783 г., после появления обращенной к Екатерине II «Оды к Фелице». Расцвет его поэтической деятельности приходится на 80–90-е гг. В 1784 г. закончена ода «Бог», которая в ряду духовных од Державина считается высшим проявлением его таланта; она переведена на немецкий, французский, английский, итальянский, испанский, польский, чешский, японский и другие языки. В 1796 г. опубликован «Памятник», одно из известнейших в нашей литературе подражаний знаменитой оде Горация.
Биограф Державина, поэт В.Л. Ходасевич писал «поэзия и служба сделались для него как бы двумя поприщами единого гражданского подвига». Действительно, как в стихах, так и в государственной деятельности, поэт смело выступал против злоупотреблений и беззакония. «Долг поэта в мир правду вещать», – заявлял он. «Ода к Фелице», «Вельможа» – одновременно и оды, и сатиры. Державин стал одним из родоначальников гражданской поэзии – предшественником и Радищева, и Пушкина. Вместе с тем, в его стихах ярко отразилась героика времени, блестящие победы русского оружия. В одах «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор» Державин прославляет не только замечательных русских полководцев Румянцева и Суворова, но и простых солдат, каким в юности был сам. Его можно считать также одним из первых российских поэтов, воссоздавших частную жизнь и быт своей эпохи.

Родился 3 (14) июня 1743г. в деревне Кармачи (по другим сведениям в деревне Сокура) Казанской губернии. Его родители - Роман Николаевич и Фекла Андреевна - были небогатыми дворянами. Отец Державина служил в армии, и семье часто приходилось переезжать в связи с его переводами по службе. В 1754 г. Роман Николаевич вышел в отставку и умер. Забота о детях и хозяйстве легла на плечи Феклы Андреевны.

1759-62 - учеба в Казанской гимназии. За успехи Державина зачисляют в инженерный корпус, но из-за путаницы с бумагами он становится солдатом лейб-гвардии Преображенского полка.

1762 - Державин служит солдатом, участвует в дворцовом перевороте, в результате которого на престол всходит Екатерина II.

1772 - Державина производят в офицеры. К этому же периоду относятся его первые выступления в печати.

1773 - Державин участвует в подавлении пугачёвского восстания. При подавлении мятежа Державин проявляет себя храбрым и энергичным офицером, но неумение угодить начальству приводит к тому, что наградами его обходят. Попытки Державина добиться заслуженной награды закончились увольнением на гражданскую службу в чине коллежского советника и получением 300 душ крестьян в Белоруссии.

1777 - найдя покровительство у князя Вяземского, Державин поступает на службу в Сенат.

1778 - женится на Екатерине Яковлевне Бастидон. К этому времени финансовое положение Державина улучшилось: помимо сенатского жалованья он стал владельцем более чем тысячи душ крестьян.

1780 - Державин получает чин статского советника.

1782 - пишет оду "Фелица", обращенную к императрице. В награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцами.

1784 - после конфликта с Вяземским, скрывавшим государственные доходы, выходит в отставку.

1784 - по воле Екатерины II Державин - губернатор Олонецкого края.

1785-1788 - Державин назначен тамбовским губернатором. Он много делает для просвещения Тамбовского края, но попытки отстаивать справедливость и нежелание "ладить" с высшими вельможами приводят к смещению с должности. За годы, проведенные на губернаторстве, поэтическая слава Державина возрастает. Вначале Державин пишет оды в традициях М.В.Ломоносова, но затем создает свой поэтический стиль, нашедший яркое выражение в стихотворениях "Ода на смерть князя Мещерского" (1779), "Ода к Фелице", "Бог" (1784), "Видение Мурзы" (1789, опубликовано 1791), "Водопад" (1791-94, опубликовано 1798), «Властителям и судиям" (1780-87), "Вельможа" (1774-94, опубликовано 1798). В 90-е гг. у Державина преобладает жанр лирической поэзии.

1791-1793 - Екатерина II назначает Державина своим кабинет-секретарем. Но и на этом посту его характер остается прежним: не угодив императрице, Державин отставлен от должности.

1793 - назначен сенатором. При той малой роли, которую играл Сенат, это было знаком немилости. Награжден орденом Владимира II степени и получает чин тайного советника.

1794 - при царствовании Павла I Державин назначается президентом Коммерц-коллегии. Умирает жена Державина.

1795 - Державин женится на Дарье Алексеевне Дьяковой.

1802-03 - после прихода к власти Александра I Державин назначен министром юстиции.

1803 - уйдя в отставку, Державин много времени проводит в имении Званка (Новгородская губерния). В последние годы жизни он обращается к драматургии. Кроме того, поэт занимается работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 г.

1811 - Державин участвует в обществе "Беседа любителей русского слова».

1815 - присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, где на него производит сильное впечатление выступление юного Пушкина.

8 (20) июля 1816 - Гаврила Романович Державин умер в новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.

Основные произведения:

«На смерть князя Мещерского» (1779)

«Фелица» (1782)

«Бог» (1784)

«Видение Мурзы» (1783-84, опубл. 1891)

«Осень во время осады Очакова» (опубл. 1798)

«Водопад» (опубл. 1798)

«Вельможа» (опубл. 1798)

«Приглашение к обеду» (опубл. 1798)

«Ласточка» (1792-1808)

«Памятник» (1795)

Сборник «Анакреонтические песни» (1804)

(1743-1816)
Один из исследователей русской литературы, Д.Д. Благой, писал о главных чертах характера ПР. Державина: «...неукротимая энергия и активность («действовать, надобно действовать», — твердил он своим несколько вялым начальникам), пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подлаживаться и потворствовать слабостям и капризам высшего начальства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести». Эти личные качества Державина часто навлекали на него гнев сильных мира сего. Во время пугачевского бунта, несмотря на то что поэт принимал активное участие в его подавлении, выступая на стороне правительственных войск, главнокомандующий граф Петр Панин грозил повесить его вместе с Пугачевым. Было признано, что он «не достоин продолжать военную службу».
Новые служебные назначения (он был губернатором в Олонецке, в Тамбове, личным секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I) почти всегда заканчивались катастрофически. Державину приходилось подавать в отставку и покидать свой пост со скандалом. Все это происходило из-за честного, прямого, вспыльчивого характера поэта. Для Державина в соответствии с представлениями XVIII в. поэзия была лишь отдыхом от служебных дел. И именно на время опал приходятся наиболее плодотворные в поэтическом отношении периоды его творчества.
Первые стихотворные произведения Державина появились в середине 1770-х гг. (1776) и написаны были в манере песен Сумарокова. Однако как оригинальный поэт-новатор Державин проявил себя уже во второй половине 1779 г. и в 1780-х гг., когда были написаны стихотворения «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока», «Властителям и судиям» и др.
В стихотворениях Державина проявились черты нового стиля, они открыли новое художественное видение мира. Главное, в них определенно была высказана идея ценности личности, большое внимание уделено этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества.
Одним из важных произведений этой поры является ода «Фелица». Ода Г.Р. Державина была создана в 1782 г., и имела первоначальное название «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года». Опасаясь недовольства некоторых вельмож, Державин не предназначал оду для печати. Она стала известна благодаря О.П. Козодавлеву, который жил в одном доме с поэтом, выпросил оду на короткое время и прочитал на одном из обедов. Произведение вызвало всеобщее восхищение. Княгиня Е.Р. Дашкова, издававшая журнал «Собеседник любителей российского слова», в первой книжке этого журнала, не спрашивая Державина, поместила «Фелицу». Автор был вызван в Зимний дворец, представлен Екатерине II и пожалован золотой табакеркой с 500 червонцами. Императрица рассылала оду тем вельможам, на которых направлялась сатира оды, подчеркивая те строки, в которых заключался намек.
Название Екатерины Фелицей (лат. felicitas — счастье) навеяно одним из произведений императрицы, « Сказкой о царевиче Хлоре», сочиненной ею для маленького внука, будущего императора Александра I. В сказке рассказывалось о том, как царевна Фелица и ее сын Рассудок помогали Хлору найти розу без шипов — символ добродетели.
В оде Державина противопоставляются добродетельная и мудрая Фелица и непостоянный мурза, который, с одной стороны, представлен как собирательный образ екатерининского вельможи, с другой же — имеет конкретные черты многих вельмож эпохи. Мудрая Фелица изображалась не в торжественном, парадном виде, а в повседневной жизни, подчеркивались ее простота, трудолюбие, нелюбовь к развлечениям:
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем,
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра...

В образе жизни мурзы Державин представил все виды занятий знаменитых вельмож екатерининской эпохи: военные победы и франтовство, гурманство Потемкина:
Преображая праздник в будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельшаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают/.../
Там славный окорок вестфальский,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят;
Шампанским вафли запиваю
И все на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.
Любовь к охоте и роговой музыке
С.К. Нарышкина:
...о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов;
Или над Невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.
Любовь к простонародной литературе А.А. Вяземского:
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За Библией, зевая, сплю.
Свой собственный домашний быт:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью/.../.
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой...
Державин рассуждает о всеобщности описанного образа жизни мурзы, о трудности нахождения «пути добродетели прямого»:
Кто сколько мудростью ни знатен.
Но всякий человек есть ложь.
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.
Между лентяем и брюзгой.
Между тщеславья и пороком
Нашел кто разве ненароком
Путь добродетели прямой.
Только мудрой Фелице открыт «путь добродетели»:
Тебе единой лишь пристойно.
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласья
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Ода «Фелица» ломает рамки традиционных жанровых категорий классицизма, сливает в одно органическое целое оду и сатиру. Державин отказывается от всяческих правил и ограничений как классицизма, так и сентиментализма. В стихотворение органически входит образ автора, с его неповторимыми индивидуальными чертами, поэт создавал яркие индивидуальные характеристики героев, в его произведениях обилие конкретных намеков на явления жизни XVI11 в., он с большим вниманием относится к бытовым деталям.
Воспевание мудрой Фелицы составляет одну из важных тем творчества Державина, не случайно современники дали ему прозвание «Певец Фелицы». За одой «Фелица» последовали стихотворения «Благодарность Фелице», « Изображение Фелицы».
Высоким гражданским звучанием отличается сатирическое стихотворение Державина «Властителям и судиям» (1780, 1787), которое представляет собой переложение 81-го псалма. Поэт обращает псалом в гневное обличение «богов земных», которые забыли о своем долге:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Однако цари не исполняют своего долга: «Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса...» Державин углубляет (в сравнении с псалмом) тему несправедливости, делая неправду вселенской:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Высший, Божий суд над земными царями непременно должен свершиться, ибо правление их неправедное:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
В стихотворении «Властителям и судиям» обращение к Богу вызвано причинами социально-нравственного характера. В оде «Бог» поэт философски раздумывает о «начале всех начал», его величии, непостижимости:
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный.
Без лиц, в трех лицах божества!
Но к размышлениям Державина о Боге присоединяются раздумья о судьбе человека, его месте в мире. Кульминацией стихотворения является девятая строфа, в которой определяется глубокая суть человека:
Я царь — я раб, я червь — я — Бог!
Противоречия человека, совмещающего в себе и высокое, божественное, небесное, и низкое, ничтожное, земное, становятся одной из постоянных тем не только Державина, но и всей русской литературы. Не случайно эту строку державинского стихотворения можно услышать из уст героев романов Достоевского.
В 1804 г. Державин выпускает в свет сборник стихотворений «Анакреонтические песни». Над анакреонтическими стихами поэт работал преимущественно в 90-е гг. XVIII в. Источником поэтического вдохновения русского поэта был греческий лирик Анакреон, живший в VI в. до н.э. Его образ был одним из самых любимых в русской поэзии. Русских поэтов подкупали изящество, беззаботность, соединенная с житейской мудростью, — отличительные черты поэзии Анакреона. В александрийскую эпоху возникли стихотворения, подражающие Анакреону, — анакреонтика, написанные разными авторами в разное время. В анакреонтических стихах прославляются упоение жизнью, беззаботность, застольное веселье, чувственная любовь. Благодаря анакреонтике Анакреон стал одним из самых популярных поэтов Античного мира не только в русской, но и во всех европейских литературах. Часто позднейшие переводчики и подражатели Анакреона не отличали анакреонтику от творчества самого Анакреона.
Светлый мир поэзии Анакреона, образ самого жизнерадостного поэта и мудреца, презирающего шум света, был особенно привлекателен для Державина. В стихотворении «Венец бессмертия», посвященном Анакреону, он писал:
Цари его к себе просили
Поесть, попить и погостить;
Таланты злата подносили, —
Хотели с ним друзьями быть.
Но он покой, любовь, свободу Чинам, богатству предпочел...
Так же старался строить свою жизнь и Державин:
Что мне, что мне суетиться, Вьючить бремя должностей, Если мир за то бранится, Что иду прямой стязей.
В сборнике Державина представлены постоянные мотивы анакреонтики: радость любви, застольное веселье, красота природы, женская красота. «Этот новый и большой раздел поэзии Державина послужил для него выходом в радостный мир природы, позволил говорить о тысяче маленьких, но важных для человека вещей, которым не находилось места в системе жанров классицистической поэтики. Адресуясь к Анакреону, подражая ему, Державин писал свое, и национальные корни его поэзии проступают в анакреонтических песнях особенно ясно. Он не спорит с Анакреоном, как это делал Ломоносов, для гражданских мотивов творчества Державин оставляет другие жанры и в своих стихах создает небольшие поэтические картины, в которых запечатлевалась русская жизнь, выводились русские люди с подробностями их быта и поведения», — пишет исследователь А. В. Западов.
Среди произведений Державина встречаются не только те, которые внушены Анакреоном, но и стихотворения разнообразного характера, как правило веселого, легкого содержания. Однако некоторые стихотворения («Дар», «Тишина», «Свобода») имеют черты гражданской лирики, некоторые представляют собой глубокие размышления о назначении поэзии («Памятник»), о воинской славе русского народа и его полководцах («Снегирь»).
Стихотворение «Снегирь» (1800) написано в связи со смертью А. В. Суворова. В произведении представлен живой, яркий образ Суворова — полководца и человека. Державин воссоздает неповторимые черты его характера, поведения:
Кто перед ратью будет, пылая.
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари.
Тысячи воинств, стен и затворов,
С горстью Россиян все побеждать?
Быть везде нерпым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать...
Стихотворения из «Анакреонтических песен» представляли не дословные переводы или подражания античному оригиналу, а их переработку, переделку на русский лад. Для этого поэт обращается к русским песням и сказкам, использует народную лексику. Имена античных богов часто заменяются славянскими: Лель — бог любви, Зимстрела — весна, Лада — богиня красоты, Услад — бог роскоши. Образы народной поэзии возникают в стихотворениях «Амур и Пси-шея», «Приношения красавицам», «Стрелок», «Русские девушки», «Птицелов» и др. В стихотворении «Птицелов» Державин описывает шалости Эрота и прибегает к простонародной лексике:
Эрот, чтоб слабым стариком
Казаться, гуню1 вздел худую.
Покрылся белым париком
И,бороду себе седую
Подвеся, посох в руки взял
Пошел в лесу ловить дичину.
В стихотворении «Русские девушки», воспевая женскую красоту, Державин обращается к поэту Античности:
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка;
Как, склоняясь главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят...
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь;
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка — души львины
И орлов сердца разят?
Державин с уверенностью говорит Анакреону:
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл,
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.
Создавая «Анакреонтические песни», Державин ставил задачу: «По любви к отечественному слову... показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся». Он, например, пишет десять стихотворений, в которых не употребляет букву «р». Это «Анакреон в собрании», «Соловей во сне», «Желание», «Песнь Баярда», «Тишина», «Шуточное желание», «Кузнечик», «Бабочка», «Свобода», «Весна». Писал поэт эти стихи «для любопытных» и в доказательство «изобилия и мягкости» русского языка:
Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон.
«Соловей во сне»
По словам Белинского, «Анакреонтические песни» Державина свидетельствовали об «артистическом сочувствии поэта к художественному миру Древней Греции». Некоторые из песен были положены на музыку и имели большую популярность в XVIII—XIX вв., например, «Кружка» («Краса пирующих друзей, забав и радостей подружка»), «Пчелка» («Пчелка златая, что ты жужжишь») и др.
Одним из самых известных стихотворений Державина является «Памятник», написанный в 1795 г. и первоначально озаглавленный «К Музе». Это произведение представляет собой вольное переложение оды Горация «К Мельпомене», которую до Державина переводил М.В. Ломоносов, а после — К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.А. Фет, В.Я. Брюсов и др.
Современники Державина издавна любили сравнивать его с Горацием. Так Пушкин поэтически представлял их вместе:
Питомцы юных граций
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоем.
В стихотворении «Памятник» Державин впервые представляет себя, в первую очередь, как поэта, пишет о своих поэтических заслугах, выказывает уверенность в своем поэтическом призвании:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.
Главной темой стихотворения становится тема поэтического бессмертия, так как бессмертно само слово. Памятник, воздвигнутый поэтом, тверд, высок, стихии и время не могут сокрушить его. Поэт не умирает, часть его будет жить, пока жива Россия:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь Славянов род вселена будет чтить.
Своими главными заслугами Державин считает то, что он создал «забавный русский слог» (т.е. новую стилистическую манеру), которым воспевал просвещенного монарха, рассуждал о важнейших вопросах бытия; что он обладал гражданской смелостью (высказывал царям истину, но резкость тона смягчена была улыбкой, шуткой) и сердечной простотой (т.е. отсутствием аффектации):
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
В стихотворении заметно стремление защитить положение поэта в обществе, отстоять свободу творчества. О себе как о поэте Державин рассуждает также во многих других произведениях, например в «Видении мурзы», «Храповицкому», «Мой истукан», «Лебедь», «Лирик» и др.
Стихотворение Державина явилось непосредственным литературным источником «Памятника» А.С. Пушкина. Державин и Пушкин, переводя Горация, говорили о себе, о том, что ими было сделано для литературы и своего народа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каким вы представляете себе характер Державина?
Как особенности личности поэта сказались на творческой судьбе поэта?
Каково значение оды «Фелица» для развития русской поэзии?
В каких стихотворениях поэта возникает образ Фелицы?
Каково идейное содержание стихотворения «Властителям и судиям»?
Какие стихотворения Державина философского характера вы знаете?
Что такое анакреонтические стихотворения? Каково содержание сборника Державина «Анакреонтические песни»? В чем заключаются художественные особенности стихотворений сборника?
Как нарисован образ Суворова в стихотворении «Снегирь»?
Каково идейное содержание стихотворения «Памятник»? Какие заслуги перед русским обществом и русской литературой Державин считал для себя основными?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
Державин и русские поэты XVIII в. (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков).
Образ Фелицы в поэзии Державина.
Философские взгляды Державина и их выражение в поэзии («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» и др.).
Тема поэта и поэзии в творчестве Державина («Видение мурзы», «Храповицкому», «Мой истукан», «Лебедь», «Памятник», «Признание» и др.).
Тема воинской славы России в стихотворениях Державина («На взятие Измаила», «Осень во время взятия Очакова», «Снегирь» и др.).
«Говорящая живопись» в поэзии Державина (Державин как поэт-живописец).
Античные мотивы в творчестве Державина.