Биографии Характеристики Анализ

Программа «Литературный кружок. Литературные общества и кружки, возникшие в России в начале XIX в

Вообще же аристократы не совсем дружелюбно смотрели на сближение с писателем – разночинцем. В конце 40-х годов в московском салоне Оболенских, принимавших писателей, приходилось отражать нападки за прием разночинцев. Д.Д.Оболенский вспоминал: « Выезжая в свет, матушка выдерживала иногда и нападки за прием у себя литераторов. Как теперь помню, один великосветский господин, встретив выходившего В. П. Боткина, спросил у матушки: « что, вы у него чай покупаете?» (Боткин торговал чаем), на что матушка отвечала: « Нет, подаю ему чай».
Группа торгового направления имела ряд собственных объединений – не салоны, а вечера. Их характерной чертой является производственный характер: они группируются вокруг редакторов отдельных литературных журналов и вместе с ними образуют союзы, участвуя в журнальной борьбе. Таковы, например, пятницы Воейкова, настроенные крайне враждебно к четвергам Греча, объединявшим редакционных сотрудников булгаринских и гречевых изданий. С конца 20-х по конец 40-х годов характер редакционных собраний меняется. Если к концу 20-х годов писатели – профессионалы, как Воейков, пользовались своими вечерами для литературной эксплуатации своих гостей, то в 30-х годах встречаются зачатки идеологических редакционных объединений («Московский наблюдатель», своего рода кооперативное издание), пышным цветком расцветших в либеральном « современнике». Намечается распад кружков и салонов как крупного литературного фактора. Появляется понятие « литературного чтения», сначала домашнего (оно восходит к чтениям Кукольника в 30-х годах), потом (1859–1862) и публичного.

Основной интерес для публики сосредоточивается не на самом произведении, а на авторе и авторском чтении. Публике любопытно посмотреть и послушать писателя. Кружки, салоны и вечера, в которых помимо мнений происходит еще коллективное обсуждение, а иногда и изменение литературных произведений, в которых беседа затрагивает основные литературные принципы и устанавливает новые литературные ценности, - эти кружки можно назвать кружками диалогического типа. Таковы «Дружеское Литературное общество», Арзамас, кружок любомудров. В 30-х годах появляется новый тип литературных объединений – монологический. Тут господствует единая писательская личность, объединяющая вокруг собственных интересов своих литературных адептов. Новую волну литературно значимых кружков находим лишь к концу ХIХ века и в начале ХХ века, в эпоху символистов и акмеистов, на средах Вяч.Иванова, в цехе поэтов Гумилева, в бурных выступлениях футуристов и их теоретика «Опояза».

Пояснительная записка

«Post scriptum» - литературный кружок, который объединил учащихся 7 классов ГБОУ СОШ №292 с углубленным изучением математики Фрунзенского района Г. Санкт-Петербурга. Основная цель объединения - выявление, изучение и развитие творческих способностей детей.
Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. К сожалению, молодого читателя сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, часто отталкивает. И чтобы вышел из школы читатель, который непременно постарается понять и разобраться в этом сложном поэтическом мире, и нужен кружок. «Post scriptum» дает возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа по литературе.

Приобретая практические навыки (сочиняя стихи, литературные произведения), дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют свои личностные качества. Занятия кружка «Post scriptum» ориентированы на учащихся 7 классов в количестве 5-15 человек, проводятся 1 раз в неделю. Всего запланировано 34 часа в год.

На занятиях кружка учащиеся должны научиться показывать свою авторскую позицию, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Члены кружка должны стать активными участниками общешкольных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в школьных и городских конкурсах чтецов, предоставить творческие работы на городские конкурсы.

Цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны, края и мира, в постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения собственного сочинения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Цели программы

    Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться создавать собственные произведения заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.

    Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.

    Учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

    Обучить учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

    Развить у детей чувства прекрасного; умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

    Обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.

    Привить чувство любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

    Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 7 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение и т. д.)

    Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом.

Задачи программы

В рамках школьного поэтического кружка хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

· целостный анализ поэтического произведения

· умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте

· постижение поэтической идеи

· знакомство с различными аспектами поэтического мастерства

Вообще, то, на что мы сегодня вышли, должно быть обязательным элементом нормально организованной работы школы, потому что дополнительно к урокам у школьников формируется интерес к предмету, расширяются и углубляются знания по предмету:

· лучше усваивается программный материал

· совершенствуются навыки анализа текста

· расширяется лингвистический кругозор

· воспитывается языковое чутьё

· развиваются творческие способности

· повышается языковая культура и т. д.

Для реализации воспитательной цели определены следующие задачи:
развитие творческих способностей детей, их литературного дара
помощь в самовыражении каждому кружковцу
стимулирование интереса к духовному богатству России, Урала, мировой культуры
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»
приобщение к миру искусства
воспитание эстетического вкуса
формирование исследовательских умений, навыков
формирование навыков общения в разных ситуациях.

Умения и навыки учащихся

Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.

Ожидаемый результат

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в школьных и городских конкурсах чтецов. В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают творческие способности, овладевают нормами грамотной устной речи.

План работы на 2014 -2015 учебный год

Цель: развитие творческих способностей детей, их литературного дара.
Задачи:

    развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;

    формирование навыков общения, стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;

    приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.

Три направления работы:

творческое: сочинение стихов;

просветительское: выпуск стихов собственного сочинения;

массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах, олимпиадах.

Тематическое планирование кружка « Post scriptum »

Работа кружка направлена на выработку у учащихся следующих ЗУН:

    владение умениями выразительного чтения

    умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения

    умение самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты

    умение грамотно строить монологические высказывания различных форм

    умение создавать творческие исследовательские работы

Так как работа кружка предполагает и сотворчество учащихся, некоторые занятия целесообразно проводить как индивидуальные.

Учебно-тематический план

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Планируемые сроки/ дата проведения

Теория литературы. Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей).

Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей). Как определить стихотворный размер.

Работа со стихотворениями

Метры, стопы и размеры стиха

Метры, стопы и размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.

Практикум. Чтение и написание стихов.

Создание собственных текстов. Выразительное авторское чтение.

Чтение собственных текстов.

Заседание кружка, посвящённое творчеству С.Я.Маршака

Рассказ о С.Я.Маршаке.

Составление плана, ответы на вопросы репродуктивного характера

Составить план лекции,

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Рифма и её разновидности

Способы рифмовки (перекрёстная, кольцевая, парная). Алгоритм определения вида рифмовки в заданном тексте.

Работа со стихотворениями, определение видов рифмовок

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Теория литературы. Система рифмовки

Понятие о женской и мужской рифме, как определить систему рифмовки.

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Практикум

Обобщение знаний по видам размеров и рифм в стихотворениях

Работа со стихотворениями, определение видов и систем рифмовок

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Тестовая работа.

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.

Пейзажная осенняя лирика (А.С.Пушкин, Ф. И. Тютчев)

Знакомство со стихотворениями А.С.Пушкина, Ф. И. Тютчева. Определение особенностей изображения осени.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Пейзажная осенняя лирика (С. А. Есенин, А. Блок, А. Ахматова).

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой. Определение особенностей изображения осени.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы . Строфа (четверостишия, октавы).

Понятие строфы. Виды строф: четверостишия и октавы.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Осенняя лирика

Создание собственных текстов на заданную тему. Выразительное авторское чтение.

Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам.

Чтение собственных текстов.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Строфа (терцины, онегинские, балладные)

Понятие строфы. Виды строф: терцины, онегинские, балладные.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы . Строфа (одические, сонеты, лимерики).

Понятие строфы. Виды строф: одические, сонеты, лимерики.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Зачёт «Рифмы и строфы».

Урок контроля по теме «Рифмы и строфы»

Зачётная работа

Самостоятельная работа

Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный стих).

Виды стихотворений. Акростих, вольный стих. Основные особенности.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Теория литературы. Строфа (четверостишия, октавы, терцины).

Обобщить знания о видах строф. Принцип работы со строфами в стихотворении.

Работа со стихотворениями

Составление таблицы «Виды строф», работа со стихотворениями

Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный, верлибр и др.)).

Виды стихотворений. Акростих, вольный стих, верлибр. Основные особенности.

Работа со стихотворениями

Составление схемы «Разновидности стихотворений»

Умение анализировать и систематизировать собственные знания

Зима в стихотворениях С. Есенина, А.С.Пушкина, К. Бальмонта. Практика. Иллюстрации.

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, А.С.Пушкина, К.Бальмонта. Определение особенностей изображения зимнего пейзажа.

Работа со стихотворениями.

Работа с иллюстрациями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу.

Написание текста по заданной теме, понятие «ключевые слова».

Словесное рисование

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи, синонимы).

Понятие о стиле поэта. Ясность, точность речи – основные требования к слогу писателя.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам, С. Есенин, Н. Клюев)

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, О.Мандельштама, Н.Клюева, особенности изображения весенней природы. Понятие о настроении в стихотворении.

Работа со стихотворениями.

Работа с иллюстрациями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Изобразительность речи. Эпитеты.

Выразительность речи как основа в поэзии. Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Эпитеты.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Сравнения.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Сравнения.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Тропы. Метафора, олицетворение, аллегория.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Тропы (метонимия, синекдоха, ирония).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Метонимия, синекдоха, ирония.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Фигуры (повторение, восклицание, антитеза). Контроль.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Синтаксические фигуры. Повторение. Восклицание. Антитеза.

Работа со стихотворениями.

Контрольная работа по поиску примеров в текстах.

Самостоятельная работа

Стихотворения о войне. Жанр поэмы. Р.Рождественский. «210 шагов. Война»

Жанр поэмы. Специфика темы войны в поэзии на примере поэмы Р.Рождественского «210 шагов. Война»

Работа с поэмой. Коллективное чтение поэмы, разбивка текста на смысловые части. Выразительное чтение

Постановка учебных цели и задач.

Групповая работа.

Умение анализировать и корректировать свою работу.

Умение работать в группе.

Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов, М.Цветаева, С.Есенин)

Особенности изображения летней природы на примере стихотворений М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой, С.Есенина. Понятие о настроении стихотворения.

Работа со стихотворениями. Выразительное чтение

Постановка учебных цели и задач.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Летние пейзажи.

Создание собственных стихотворных произведений по заданной теме.

Написание текстов. Выразительное чтение.

Постановка учебных цели и задач.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Резервные уроки

Список литературы для учителя

1. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985г.

2. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе М. «Просвещение» 1985г.

3. М.М. Гиршмон «Анализ поэтических произведений АСП, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, М. «Высшая школа 1981 г.»

4. Н.Гордеев, В. Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину».

5. А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1981 г.

6. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г.

Список литературы для учащихся

1. Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Кольцова, О.Мандельштама, С.Есенина, М.Цветаевой, Н.Клюева, К. Бальмонта, С.Клычкова, Л.Толстого, В.Астафьева, М.Пришвина.

2. В.Г. Белинский «Сочинения А.С.Пушкина». М. «Советская Россия» 1984г.

3. Толковый словарь. 4. Краткий словарь литературоведческих терминов.

« Личный творческий план »

Работа кружка отражает деятельность по повышению собственной профессиональной педагогической квалификации, так как работаю над темой «Личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и уроки русского языка и литературы». Считаю, что целью современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Это дает возможность развивать индивидуальные способности ученика, формировать всесторонне развитую личность, приобретать умения и навыки, основанные на сотрудничестве учителя и ученика, взаимопонимании; развитие творческих ЗУН, предполагающих интеграцию предметов (литература, русский язык, история, музыка, живопись).

Приложение к занятиям

Занятия 9-10

Пейзажная осенняя лирика, её художественные особенности.

"Настала осень золотая"

Цель:

    показать красоту и разнообразие природы через поэзию.

Задачи:

    познакомить с произведениями А.С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, посвященными осени;

    обучить подбору рифмы;

    обучить работе со словарем;

    научить сопоставлять различные произведения.

    развить чувство языка;

    воспитать любовь к родной природе;

    воспитать любовь к поэтическому слову.

I. Проверка домашнего задания. На прошлом поэтическом заседании мы работали с текстами С.Я. Маршака и писали четверостишья, посвященные братьям нашим меньшим. Мы договорились доработать написанное дома, а теперь хотелось бы послушать ваши тексты.

Чтение работ детей.

II. Сегодняшняя же встреча посвящена осени, замечательному времени года. Давайте посмотрим, какое определение дает словарь С.И.Ожегова слову «осень». Осень - время года, следующее за летом. Скудные строчки, несущие лишь конкретную информацию, не отражающие отношение говорящего к предмету разговора.
III. Давайте же обратимся к поэтическим текстам и посмотрим, какой предстанет осень в стихах.

1. А.С. Пушкин

Осень (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прекрасная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2. Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

3. С. Есенин

Осень

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чаще гриву

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник - ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным.

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

4. А. Блок

Золотистою долиной

Ты уходишь, нем и дик.

Тает в небе журавлиный

Удаляющийся крик.

Замер, кажется, в зените

Бесконечно тянет нити

Торжествующий паук.

Сквозь прозрачные волокна

Солнце, света не тая,

Праздно бьет в слепые окна

Опустелого жилья.

За нарядные одежды

Осень солнцу отдала

Улетевшие надежды

Вдохновенного тепла.

5. А.Ахматова

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студеные, влажные дни?

Изумрудного стала вода замутненных каналов,

И крапива запахла, как розы, но только сильней.

Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось - сейчас забелеет прозрачный подснежник...

Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

После прочтения каждого стихотворения проводится беседа по следующему примерному плану:

1. Какое настроение навевает это стихотворение?

2. Какая осень в описании данного поэта? В чем это выражается?

3. Все ли слова понятны?

На доске записывается ряд «определений» осени (сравнения, эпитеты,...) Делаем вывод, что осень у каждого поэта своя. Зачастую поэты через описание природы передают свое душевное состояние. Надо сказать, поэзия не может говорить о чем бы то ни было, не соотнося это с человеком. Любое описание предмета или пейзажа так или иначе будут говорить о поэте.

IV. Поэзии близка музыка. Послушайте, как выразил свои чувства, показал свое понимание и восприятие осени Вивальди. Звучит фрагмент «Времен года».

V. И, конечно же, мне бы очень хотелось, чтобы вы прямо сейчас попробовали что-нибудь написать. Я предлагаю вам форму терцена (трехстишья) с опорой на глаголы прошедшего времени.

Например:

Осень. Листья пожелтели,

Птички улетели,

Копеек всего восемь. Осень!

Ребята пишут, читают получившиеся стихи. Звучит фрагмент из «Времен года» Чайковского.

Занятие 4

Заседание поэтического кружка, посвященное детской литературе и творчеству С. Я. Маршака.

Цель:

    привлечь учащихся к работе поэтического кружка, показав возможность развития речи, сотворчества, творчества.

Задачи:

    познакомить с жизнью и творчеством С.Я.;

    развить чувство языка, показав красоту поэтического слова;

    развить творческие способности учащихся;

    воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову;

    воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

I. Поэтическая речь необычна. Даже в Библии дано объяснение ее возникновения: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин., 1:14). Действительно, к стихотворной речи приближены хорошо всем известные христианские мотивы. Стихотворную речь мы слышим с колыбели, засыпая под песни мамы, слушая сказки А.С. Пушкина, загадки и прибаутки.

II. Сегодня мы с вами познакомимся с детскими стихотворениями, а, может быть, вспомним то, что с детства до боли знакомо.

Итак, Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964). Это крупнейший поэт, драматург, переводчик, создатель большой поэзии для маленьких. Вот об этом сегодня и хочется поговорить поподробнее.

В творчестве Маршака для детей поражает как разнообразие содержание книг, так и разнообразие их литературных жанров. Им написаны веселые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька - Встанька», «Усатый - полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.) и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Веселое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы о подвигах и труде человека («Паспорт», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров».)

В произведениях Маршака отражены и волнующие события жизни нашего народа: «Война с Днепром» (о строительстве Днепрогэса), «Почта военная (о сражающихся

за Родину), «Быль-небылица» (о дореволюционной жизни). Написал он и юмористические книги: «Человек рассеянный», «Багаж», «Пудель», По мотивам народного творчества созданы им замечательная сказка «Курочка Ряба и десять утят», сказки-пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.

Он перевел много произведений с английского языка: сонеты Шекспира, стихи Бернса, Байрона. Характерной особенностью его творчества является то, что его стихи с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. А это и есть признак настоящего искусства слова!

Как вы думаете, почему этот серьезный человек писал стихи для самых маленьких?

(Веселый сюжет, хорошая шутка помогают преподнести материал для воспитания лучших качеств человека).

В.Г.Белинский писал: «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый». Сам же Маршак считал, что «не надо делать никаких скидок на детскую литературу. Мы не кормим детей худшими продуктами, чем взрослых. Требование простоты и ценности в детской книжке не должно вести к упрощению мыслей и обеднению чувств».

III. Выразительное чтение произведений С. Я. Маршака

1. Усатый - полосатый.

2. Великан.

3. Сказка о глупом мышонке.

4. Детки в клетке.

5. Круглый год (календарь).

6. Про все на свете (Азбука в стихах и картинках).

Какие стихотворения вам больше понравились и почему?

Какие средства выразительности чаще других использует автор? (эпитеты и сравнения).

IV. Сегодня мы с вами попробуем «посадить» своих «деток в клетки», попытаемся написать стихотворения о зверятах, которых мы знаем лучше всего, которые нам ближе.

Я предлагаю вам возможные начала стихотворений.

Где ты, серенький мышонок?

Сколько можешь ты пищать,

Ребятишкам спать мешать?)

Я - котенок - шалунишка.

(Где твоя, дружочек, книжка?

Да сгодится и тетрадка:

Рвать ее листочки сладко...)

Я - рыжий, задорный, веселый щенок.

(К тебе, милый друг, я лечу со всех ног.

Я жду тебя преданно у дверей.

Дай косточку мне иль конфетку скорей!)

Трусливый, серый и косой

(Не хотел дружить с лисой

И всего один лишь раз

Пробежал он мимо нас.)

Рыжехвостая хитрунья -

(Самая большая лгунья.

Хвостиком махнет - обман,

Что ни слово - все туман).

Серый глупенький волчонок

(Часто воет он спросонок.

Лишь посмотрит на луну

В вое катится ко дну).

Предложенные начала строчек учитель при домашней подготовке обыгрывает сам, смотрит, с чем легче справиться детям.

Процесс творчества может сопровождаться музыкой Шаинского.

Примечание

Анализ поэтического текста

    Реально биографический и фактический комментарий.

    Жанр (драма, лирика, лироэпика, эпос).

ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. Баллада - лиро-эпическое стихотворное произведение.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

    Тема (о чём стихотворение).

    Смысл названия (название отражает основную тему и идею стихотворения).

    Основные образы.

    Использование изобразительно-выразительных средств языка (тропы, художественные приёмы, синонимы, омонимы, антонимы).

    Цветовая гамма.

    Особенности построения.

    Стихотворный размер Ямщик хо дит, ямб, хорей (двусложные)

Амё ба да кает амфибрахий, дактиль,

Ан не вся кая.анапест (трёхсложные)

    Рифма (парная - ААББ, перекрёстная – АБАБ, кольцевая или опоясывающая – АБАБ).

    Интонация, смысловые и ритмические паузы.

    Вывод (моя оценка).

Список литературы

«Литературный кружок» это официальное название русского литературного объединения в Ревеле (Таллине), основанного в 1898 местными русскими - любителями словесности и возобновившего свою деятельность в начале 1919, после перерыва, вызванного немецкой оккупацией и событиями гражданской войны. «Литературный кружок» - единственная русская литературная организация в Эстонии , сохранившая преемственную связь с дореволюционной литературной и культурной традицией. В 1920 был принят и официально зарегистрирован новый устав кружка, объединявшего как писателей, так и любителей литературы. Председателем «Литературного кружка» с 1919 по 1933 был Александр Симонович Пешков (1881-1942), бывший министр Северо-Западного правительства, с 1928 - директор таллинской русской гимназии. Многолетний секретарь «Литературного кружка» - Мария Ильинична Падва (1876-1951), сумевшая в трудные годы революции и немецкой оккупации сохранить имущество и библиотеку кружка. К началу 1920 в «Литературный кружок» входило 96 членов, к концу 1921 - 139, в 1927 - 158, затем число его членов сокращается (в 1932-1933 - 35). Среди активных членов в 1920-е - А.А.Баиов, Г.И.Тарасов, П.М.Пильский, С.П.Мансырев, В.С.Соколов.

На заседаниях читались доклады на литературные и общекультурные темы, обсуждались новинки литературы, выступали поэты и прозаики (И.Северянин, молодые местные авторы); в кружке устраивались «Литературно-художественные четверги» с музыкальным отделением, проводились литературные конкурсы. Деятельность «Литературного кружка», весьма оживленная в 1920-21, с 1922 отмечена затянувшимся кризисом, преодоленном лишь в конце 1926 после разработки программы кружка на новый год. В 1926-29 кружок был одним из организаторов проведения в Таллине «Дня русского просвещения», ежегодного праздника русской культуры в Эстонии. Летом 1927 «Литературный кружок» провел литературный конкурс, в котором приняло участие 20 авторов. Премии были удостоены в области прозы В.А.Никифоров-Волгин и П.М.Иртель, вскоре ставшие ведущими русскоязычными литераторами Эстонии, в области поэзии - И.А.Шефер (рано умерший молодой поэт) и Б.В.Свободин. После очередного вечера молодых поэтов 28 января 1929 при «Литературном кружке» была создана секция поэтического творчества «Чугунное кольцо» (Н.Рудникова, Г.Тайга, И.Борман, Н.Некрасова-Дудкина, Иртель, Ю.Иваск, Шефер) - кружок в кружке.

Однако со второй половины 1929 в деятельности «Литературного кружка» вновь заметны признаки упадка, число членов сокращается, собрания становятся редкими и малолюдными. В середине 1930-х можно заметить некоторое оживление деятельности кружка - прежде всего благодаря молодежи (Иртель, Б.А.Нарциссов, Иваск, К.К.Гершельман, Е.А.Базилевская, к которой перешло руководство кружком, хотя председателем числился художник старшего поколения Н.Ф.Роот). Со второй половины 1937 деятельность кружка постепенно затухает, и в 1938-1940 прекращается. После установления советской власти в Эстонии летом 1940 все русские общества и организации были закрыты. Этим формально был положен конец существованию «Литературного кружка».

Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.

Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе.

К этому времени относится и возникновение первых литературных салонов, прежде всего салона И.И.Шувалова. Шувалов начал свою карьеру, как фаворит старевшей императрицы Елизаветы и прославился своим бескорыстием и честностью, а также просвещенностью. Он был покровителем М.В.Ломоносова, основателем Московского университета и Академии Художеств. Отойдя от государственных дел после смерти своей покровительницы в 1761, он посвятил большую часть своего времени путешествиям, чтению, искусству. В доме Шувалова собирался цвет тогдашней русской литературы. Завсегдатаями его салона были переводчики, филологи, поэты: Г.Р.Державин, И.Дмитриев, И.Богданович.

В 18 в. кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов. Так, в 60-е 18 в. в Москве, по инициативе поэта М.М.Хераскова был создан кружок студентов Московского университета, который начиная с 1760 издавал журнал «Полезное увеселение», а затем «Свободные часы», а в 70-е – «Вечера». Среди членов кружка – Д.И.Фонвизин, И.Ф.Богданович и другие.

1770–1780-е – время активной общественной жизни, связанной с реформами, проводившимися Екатериной II, в результате которых дворяне и городские жители получили право на самоуправление и разнообразные льготы. Все это способствовало, в частности, подъему культуры, проявившемуся, в частности, в возникновении нескольких литературных обществ: Вольного собрания любителей российского языка (1771), Собрания воспитанников Московского университетского благородного пансиона (1787).

В 1779 в Московском университете по инициативе масонской организации, к которой принадлежали выдающиеся просветители Н.И.Новиков и И.Г.Шварц, было создано Дружеское ученое общество, ставившее своей задачей помощь отцам в воспитании детей и занимавшееся с этой целью переводами и публикациями книг. В 1784 при обществе была организована Типографическая компания, находившаяся в ведении Н.И.Новикова. Благодаря Дружескому ученому обществу и его типографии были изданы многие русские книги во второй половине 18 в. в России.

Большое влияние на литературную жизнь конца 18 в. оказали салоны Г.Р.Державина и Н.А.Львова.

В начале 19 в. роль литературных кружков и салонов становится все более значительной. Начало 19 в. – время острых и бурных споров о путях развития русской литературы и русского языка. В это время сталкиваются защитники старинного «архаического» языка: А.С.Шишков, А.А.Шаховской, и сторонники обновления языка, которое связывалось прежде всего с именем Н.М.Карамзина. Бурно развиваются различные литературные направления. В русской словесности начала 19 в. соседствуют классицизм, сентиментализм и зарождающийся романтизм. Усиливается интерес просвещенной молодежи к политическим вопросам, возникает осознание необходимости политических и социально-экономических реформ, прежде всего отмены крепостного права. Все эти проблемы, как эстетические, так и политические, отразились на деятельности кружков начала 19 столетия.

Одним из первых литературных кружков начала века стало Дружеское Литературное Общество, основанное в Москве группой друзей, выпускников Московского Университетского пансиона, молодыми литераторами братьями Андреем и Александром Тургеневыми, В.А.Жуковским и др. Еще в 1797 Андрей Тургенев создал и возглавил в пансионе литературный кружок, в 1801 году ставший литературным обществом. Его члены неоднократно публиковались в журнале Университетского пансиона «Утренняя заря». Встречи участников обычно проходили в доме поэта, переводчика и журналиста А.Ф.Воейкова. Члены Дружеского Литературного общества ставили своей задачей усиление национального начала в литературе и, хотя в какой-то мере и поддерживали карамзинистское новаторство в области языка, считали неправильным следование иностранным образцам, чем, по их мнению, грешил Карамзин. Впоследствии позиции членов Дружеского Литературного Общества и карамзинистов сблизились.

С 1801 в Петербурге действует литературное объединение «Дружеское общество любителей изящного», позже переименованное в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Основателем его был писатель и педагог И.М.Борн. В общество входили литераторы (В.В.Попугаев, И.П.Пнин, А.Х.Востоков, Д.И.Языков, А.Е.Измайлов), скульпторы, художники, священники, археологи, историки. Литературные пристрастия членов общества были крайне разнообразны. Сначала они находились под влиянием идей А.Н.Радищева (в общество входили два сына писателя) и тяготели к классицистской литературе. Позже взгляды участников Вольного общества сильно менялись, что не помешало ему просуществовать, хотя и большими перерывами, до 1825.

В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты». Еще в 1803 Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» критиковал карамзинскую реформу языка и предлагал свою, предполагавшую сохранение более резкой грани между книжным и разговорным языком, отказ от использования иностранных слов и введение в литературный язык большого количества архаической и народной лексики. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер.

Сторонники Карамзина, вводившего в литературу легкий, разговорный язык и не боявшегося русифицировать многие иностранные слова, объединились в знаменитом литературном обществе «Арзамас». Общество возникло, как ответ на появление комедии одного из членов «Беседы» А.А.Шаховского Липецкие воды или Урок кокеткам , где под видом поэта Фиалкина был высмеян В.А.Жуковский. Свое название «Арзамас» получил от шутливого произведения одного из друзей Карамзина, Д.Н.Блудова, Д.Н.Блудова Видение в арзамасском трактире, изданное обществом учёных людей . Среди арзамасцев были и давние сторонники Карамзина, и его былые противники, бывшие члены Дружеского литературного общества. Среди них было много поэтов, отнесенных Ю.Н.Тыняновым к лагерю «новаторов»: В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.С.Пушкин, В.Л.Пушкин. «Арзамас» имел свой разработанный ритуал. Каждый из его членов получил шутливое прозвище. Так, Жуковского называли Светланой, в честь его знаменитой баллады, Александр Тургенев получил прозвище Эолова Арфа – из-за постоянного бурчания в животе, Пушкина называли Сверчок. На встречах членов общества обязательно съедали жареного гуся, так как считалось, что город Арзамас славится этими птицами. Во время заседаний читались иронические, а подчас и серьезные сочинения, направленные против членов «Беседы», обязательно велись шутливые протоколы.

Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.

К середине 1820-х общественная ситуация в России сильно изменилась. Александр I отказался от идей реформ, которые он лелеял в течение двух десятилетий. Внутренняя политика государства стала намного более жесткой. Начались гонения на либеральных профессоров и журналистов, ужесточилась ситуация в университетах. В результате положение литературных обществ, преследовавших какие-либо общественно-политические цели, оказалось сложным. Наиболее крупным литературным объединением середины 20-х стало «Общество любомудрия», основанное в 1823 выпускниками Московского университета для изучения литературы и философии. У истоков кружка стояли писатель и музыковед В.Ф.Одоевский, поэт и философ Д.В.Веневитинов, будущий славянофил, в то время молодой выпускник Московского университета И.В.Киреевский, молодые ученые, которым в будущем было суждено стать университетскими профессорами – С.П.Шевырев и М.П.Погодин. Собрания любомудров происходили в доме Веневитинова. Члены общества серьезно штудировали западную философию, изучали труды Спинозы, Канта, Фихте, но особое влияние на них оказал немецкий философ Ф.Шеллинг, чьи идеи произвели огромное впечатление на поколение 20-х – 30-х годов, в частности на складывавшую идеологию славянофилов. То, что кружок был назван «Обществом любомудрия», а не философии, говорит об интересе его членов к национальной культуре и философии. В.Ф.Одоевский совместно с В.К.Кюхельбекером издавал в 1824–1825 годах альманах «Мнемозина», где печатались многие любомудры. Так как среди членов общества было много служащих архива Министерства Иностранных дел, они получили прозвище «архивных юношей», что, очевидно, должно было намекать не только на род их службы, но и на сосредоточенности на отвлеченных, философских проблемах бытия. Однако философские интересы членов общества все равно вызывали подозрение у властей. После восстания декабристов В.Ф.Одоевский предложил распустить общество, опасаясь преследований, так как многие любомудры были близки к декабристам.

Эпоха, наступившая после подавления восстания декабристов, не слишком благоприятствовала возникновению крупных литературных обществ. Но дружеские кружки или салоны стали практически единственными возможными проявлениями общественной жизни в ситуации, когда литература и журналистика находились под жестким контролем цензуры и полиции. В 30-е 19 в. существовало много интересных литературных кружков, создававшихся в основном студентами или выпускниками Московского университета, находившегося вдалеке от более официального, чиновничьего Петербурга. Точно так же в 1830-х интенсивная литературная и художественная жизнь кипела в многочисленных московских и петербургских салонах, на вечерах, «пятницах», «субботах» и т.д.

Среди литературных кружков 30-х заметное место занимал кружок Станкевича. Это было литературно-философское объединение, сложившееся в 1831 вокруг личности Николая Владимировича Станкевича, студента, а затем выпускника Московского университета. Станкевич писал философские и поэтические произведения, однако все участники кружка позже соглашались с тем, что наибольшее влияние на них оказали не столько произведения их лидера, сколько сама его личность, удивительно обаятельная и интересная. Станкевич обладал умением пробуждать работу мысли и в то же время умиротворять и сближать самых непримиримых противников. В его кружок входили и люди, которым позже было суждено пойти совершенно разными путям. Здесь встречались будущие славянофилы К.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, будущие западники В.П.Боткин и Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский и М.А.Бакунин. Здесь друзья изучали философию, историю, литературу. Роль кружка Станкевича в распространении в России идей Шеллинга и Гегеля была огромна. В 1839 тяжело больной Станкевич уехал лечиться за границу, откуда уже не вернулся, и кружок распался.

Другим известным объединением 1830-х был кружок Герцена и Огарева, куда, кроме них, входили их друзья по Московскому университету. В отличие от кружка Станкевича, Герцен, Огарев и их окружение куда больше интересовались политическими вопросами. Немецкая классическая философия казалась им слишком отвлеченной и туманной, их больше вдохновляли идеалы Великой Французской революции и социалистические учения философов-утопистов, прежде всего Сен-Симона. Не удивительно, что Герцен и Огарев привлекли большее внимание властей. В 1834 по вздорному обвинению кружок был разогнан, его лидеры арестованы и отправлены в ссылку.

Кружком, возникшим в начале 30-х в Московском университете, стало и «Общество 11 нумера», сплотившееся вокруг молодого В.Г.Белинского и получившее свое название по номеру комнаты, которую будущий критик занимал в университетском пансионе. Члены кружка не ограничивались обсуждением литературных новинок и театральных премьер, они штудировали философские труды, обсуждали европейские политические события. На собраниях общества часто читались произведения его членов. Белинский познакомил здесь друзей со своей драмой Дмитрий Калинин . Это вызвало большое недовольство властей, приведшее к его исключению из университета.

Невозможность свободно выражать свои мысли даже в дружеском кругу сковывала деятельность литературных кружков и обществ, поэтому большая часть подобных объединений 1830 –1840-х оказалась недолговечной.

Более устойчивыми оказались литературные салоны – по причине естественности салонного общения для общества первой половины 19 в. Светский салон – место встречи самых разнообразных людей. Часто салон был местом пустых разговоров и не слишком осмысленного времяпрепровождения. Но в общественной жизни первой половины 19 в. заметную роль играли салоны, где собирались выдающиеся деятели культуры и искусства и велись серьезные и глубокие разговоры. Такими центрами литературной и художественной жизни были салоны президента Академии Художеств А.Н.Оленина, Зинаиды Волконской, Е.А.Карамзиной, вдовы историка. Современники в своих многочисленных воспоминаниях подчеркивали не только радушие хозяев, но и их отвращение к бессмысленным светским занятиям, в частности, принципиальный отказ от карточной игры, бывшей тогда непременной составляющей аристократического вечера. Здесь слушали музыку, говорили о литературе и философии, поэты читали свои стихи (как Пушкин у Зинаиды Волконской). Характерно, что, в отличие от кружков, многие литературные салоны существовали не один десяток лет. Состав гостей мог частично, а иногда даже почти полностью меняться, однако общая направленность оставалась неизменной.

В 1840–1850-е наиболее интересные литературные салоны – те, где встречались славянофилы. Если большая часть западников не принимала салонных форм общения, то для дворянских интеллектуалов, составивших костяк славянофильского движения, регулярные встречи в салонах были абсолютно естественны. Московские дома Аксаковых, Хомякова и других лидеров славянофилов славились своими застольями и гостеприимством. Любая встреча здесь оказывалась не просто веселой пирушкой, а литературным или философским собранием. Славянофилы группировались вокруг нескольких литературных журналов, и редакции этих изданий оказывались своеобразными кружками, объединявшими единомышленников. Наиболее значительный из славянофильских журналов – «Москвитянин». «Москвитянин» издавался М.П.Погодиным с 1841 по 1856, однако выразителем славянофильских идей стал только с 1850, с момента прихода сюда так называемой «молодой редакции», пытавшейся вдохнуть новую жизнь в терявшее свою популярность издание. В центре молодой редакции находились А.Н.Островский – тогда еще молодой, начинающий драматург, прославившийся пьесой Свои люди – сочтемся и поэт и критик Аполлон Григорьев.

В середине века литературные кружки начинают все больше приобретать политический характер. Так, общество, собиравшееся по пятницам у Буташевича-Петрашевского, по большей части состояло из литераторов и журналистов (среди его членов были Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин). Однако в центре интересов петрашевцев оказывались не столько литературные, сколько общественно-политические проблемы – они читали и обсуждали труды мыслителей-социалистов, прежде всего Шарля Фурье. Здесь высказывались и мысли о необходимости пропаганды революционных идей. Литературная и общественная жизнь были сильно переплетены. После разгрома петрашевцев одним из обвинений, предъявлявшихся членам общества (в частности, Ф.М.Достоевскому), было чтение и распространение письма Белинского к Гоголю.

Реформы 1860-х в корне изменили ситуацию в стране, увеличив возможности для свободного выражения мыслей, и в то же время привели к большому подъему общественного движения – как либерального, так и революционного. Сама форма литературных кружков оказывается не слишком отвечающей запросам времени, когда значение «чистого искусства» отрицалось большинством критиков и литераторов. Многочисленные студенческие кружки преследуют чаще всего революционные, а не литературные цели. В какой-то мере роль кружков берут на себя редакции журналов. Так, безусловно важным фактором общественной жизни была редакция «Современника».

Конец 19 и начало 20 вв. – время поиска новых путей в искусстве. Не случайно в эту эпоху возникло множество литературных кружков и объединений. В 80–90-е одним из мест встреч петербургских литераторов стали пятницы Я.П.Полонского – еженедельные встречи литераторов и музыкантов, происходившие в доме у поэта и его жены – известного скульптора Жозефины Полонской. После смерти Полонского в 1898 пятницы стали происходить дома у другого поэта – К.К.Случевского. Несмотря на преклонный возраст Случевского, здесь появлялись не только его ровесники, но и поэты молодого поколения, считавшие поэтические искания хозяина дома близкими их собственным эстетическим целям. Известно, что на пятницах Случевского бывал Н.С.Гумилев, с большим уважением относившийся к этому литератору.

Для начала 20 в. характерны не только новые веяния в искусстве, но и возрождение традиции литературных кружков и объединений. Этому способствовала и бурная эпоха, сулившая политические свободы, и стремление нового поколения литераторов объединиться для лучшего осознания своих идей, и «декадентский» стиль жизни начала века, при котором сама жизнь превращалась в изысканное произведение искусства. Так, начиная с 1901 на петербургской квартире З.Гиппиус и Д.Мережковского проходили религиозно-философские собрания, позже оформившиеся как Религиозно-философское общество. Целью этих собраний, как ясно из их названия, было решение не литературных, а духовных вопросов – прежде всего поиски нового христианства, диалог светской интеллигенции и церковных деятелей, они оказали большое влияние и на посещавших их литераторов, и отразились в творчестве самих Гиппиус и Мережковского, особенно в знаменитой трилогии Д.Мережковского Христос и Антихрист .

Огромное влияние на литературную, философскую и общественную жизнь начала века оказали «Среды» поэта-символиста Вячеслава Иванова, поселившегося в 1905 на Таврической улице в Петербурге в доме, часть которого получила название «башни». Здесь в течение нескольких лет собирались российские интеллектуалы – А.Блок, Андрей Белый, Федор Соллогуб, Михаил Кузмин и многие другие. Среды Иванова были не просто литературными вечерами – здесь и читали стихи, и обсуждали философские и исторические труды, и устраивали спиритические сеансы. Предполагалось, что вечера на «башне» должны создавать новые отношения между людьми, формировать особый строй жизни литераторов, художников и музыкантов.

Своеобразными литературными объединениями, где проходили встречи литераторов, художников, критиков, стали редакции журналов начала века «Весы» и «Аполлон». Впрочем, другие литературные направления также нуждались в своих объединениях. Так, в 1911 Н.С.Гумилев, до этого посещавший и среды Иванова, и собрания редакций «Весов», создал «Цех поэтов», куда вошли авторы, которых стесняли рамки символистской эстетики. Так оформилось новое литературное направление – акмеизм.

В 1914 в Москве на квартире и литературоведа Е.Ф.Никитиной начал собираться кружок, получивший название «Никитинских субботников» и просуществовавший до 1933. В кружке встречались литераторы, филологи, художники, принадлежавшие к самым разнообразным направлениям, профессора и выпускники Московского университета.

Революция 1917, Гражданская война, эмиграция многих деятелей культуры положили конец существованию большинства литературных кружков.

Никитенко А.В. Записки и дневник , т.1. Спб, 1893
Гершензон М. Грибоедовская Москва . 1914
Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны . – Спб, АП, 2001

Найти "ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ И САЛОНЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ " на

В работе рассматриваются вопросы, связанные с эффективным использованием таких форм внеклассной работы как литературный кружок. Актуальность работы объясняется тем, что в рамках реализации новых образовательных стандартов работа с обучающимися в литературном кружке открывает большие возможности как учителю, так и его воспитанникам. Правильно организованная работа современного кружка предполагает использование огромного количества современных методов и методик, направленных на развитие и совершенствование системы универсальных учебных действий обучающихся. Это, несомненно, обогащает багаж знаний ученика и способствует его саморазвитию и самосовершенствованию.

I. Литературный кружок и современные технологии

Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания школьников. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству.
«Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью» .
В рамках реализации новых федеральных образовательных стандартов работа в литературном кружке во многом поможет педагогу в формировании и расширении системы универсальных учебных действий обучающихся. В последнее время перед литературными кружками открываются исключительно широкие возможности для межпредметных связей. Это литературно-исторические и историко-литературные, литературно-критические кружки, внеклассная работа по изучению взаимосвязей литературы с другими видами искусства. Например, кружок по литературному краеведению. В рамках этого кружка прослеживается связь основного предмета с историей, краеведением, географией. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о художественной литературе края, но о его культуре, искусстве, фольклористике, музыке (например, литературно-музыкальные композиции).
В литературно-историческом или историко-литературном кружках изучают творчество какого-либо одного писателя или же литературу определенного исторического периода. В литературно-критическом кружке дети учатся критическому осмыслению прочитанных текстов, в рамках занятия могут быть запланировано обсуждение наиболее интересных новинок литературы за прошедший год.
Углубленному изучению школьниками теории литературы будут способствовать занятия кружка по какой-либо одной литературно-теоретической теме (Например: «Развитие русского стихосложения», «Особенности русского романтизма», «Индивидуальный стиль Л.Н. Толстова», «Жанровое и стилистическое многообразие современной поэзии»).
В рамках занятий на литературном кружке может использоваться огромное количество современных методов и методик.

1. Эвристическая беседа коммуникативной направленности). «Один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика – «отыскиваю, открываю». Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления» .

2. Постановка и обсуждение проблемных вопросов (развитие блока регулятивных действий). Включает действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: 1. целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2. планирование - определение последовательности действий; 3. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; 4. рефлексия – возвращение к поставленной цели занятия, анализ достигнутого, анализ собственных результатов и впечатлений от занятия.

3. Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность (развитие блока универсальных учебных действий познавательной направленности). «Работа литературного кружка нацелена на максимальное развитие самодеятельности учащихся. Поэтому основная форма занятий – подготовка членами кружка при помощи руководителя докладов, их обсуждение (желательно заранее готовить и содокладчиков и оппонентов).. Включает в себя подготовку презентаций и выступлений (докладов) по заданной теме. Направлена на стимулирование исследовательских способностей, уточнение и развитие теоретических знаний

4. Коллективная и индивидуальная творческая работа, творческие мастерские (блок личностных и коммуникативных универсальных учебных действий).
Устная работа, направленная на выполнение определенного задания, с привлечением знаний и навыков по другим школьным предметам. «В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результативность выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников» . Значительное место в работе кружка занимает массовая работа: подготовка читательских конференций и диспутов, руководство литературными отделами, выпуски газет и т.д.

5. Выразительное чтение, анализ стихотворений, определение тематики и проблематики и др. (блок предметных универсальных учебных действий, определяется содержанием учебной дисциплины –литература). Расширение теоретических знаний по литературе. На занятиях – в конце или начале – полезно уделять несколько минут отзывам учеников о недавно прочитанных ими книгах, что помогает развивать эстетическое восприятие художественных текстов. В рамках этой работы возможно применение технологий критического мышления. Например, составление «банка идей», синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Таким образом, занятия в кружках по литературе, несомненно, способствуют самовоспитанию, идейно-эстетическому воспитанию и самовыражению учащихся. Но успех во многом зависит и от деятельности учителя. «На занятиях кружка по литературе особенно важно создать атмосферу доверия: только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности. Исключительная роль здесь принадлежит учителю. Если он выберет правильную позицию, дети не только будут активными на занятиях, но и станут прекрасными помощниками на уроках литературы» .

II. Пример занятия «Стихотворения о родной природе в рамках кружка «Литературное краеведение»

Структура занятия:

Раздел 1. Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

Литература:

В результате урока обучающиеся смогут:

  • выразительно прочитать художественные произведения (стихотворения или прозу);
  • сформулировать основную мысль произведений;
  • отметить особенности пейзажной лирики;
  • усовершенствовать навыки анализа литературного произведения, умения систематизировать художественные явления, объединенные одной темой;
  • найти средства художественной выразительности, которые поэт/писатель использует для создания образов (по заданной теме).

Межпредметные:

  • расширить представления по географии (реки Волгоградской области);
  • освежить в памяти некоторые моменты по истории области (Сталинградская битва).

Метапредметные:

Познавательные:

  • находить достоверную информацию из дополнительной литературы, во Всемирной сети Интернет;
  • владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать в художественном тексте концептуальную информацию, анализировать и обобщать предоставленную информацию;
  • сравнивать объекты (художественные произведения на одну тему);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации, фотографии, устного выступления).

Регулятивные:

  • определять цели, выделять проблемную ситуацию или проблемный вопрос в учебной и жизненно-практической деятельности;
  • выбрать средства достижения цели в группе;
  • работать по алгоритму (маршрутному листу);
  • оценивать степень достижения цели занятия;
  • усовершенствовать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его документальной и литературно-художественной информацией;
  • организовать работу в группе (распределять роли участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы, выработать стратегию команды для успешного достижения цели);
  • находить компромисс при выполнении задания в группе;
  • использовать ИКТ для достижения своих целей.

Личностные:

  • вырабатывать бережное отношение к природе;
  • осознавать себя патриотом своей малой родины;
  • осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных текстов и красоты природы родного края;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.

II. Организационная структура занятия

Рассчитано на два часа в рамках рабочей программы «Литературное краеведение Волгограда». Предполагается, что занятие втрое или третье после уяснения учениками задач литературного краеведения. Внеурочная подготовка: до начала занятия ребятам предлагается самостоятельно прочитать на выбор несколько произведений писателей и поэтов Волгоградской области, подготовить презентации

1. Актуализация знаний. (Эвристическая беседа)

Приветствие.

Учитель: Сегодняшнее занятие я бы хотела начать с того, что я прочитаю вам стихотворение.

Чтение наизусть стихотворение учителем:

Нина Щербакова

Люблю Заволжья степи
золотые:
Поля, поля, поля – за горизонт,
И жаворонка утреннего звон
Люблю,
и сумерки вечерние густые.

И тополь у дороги одинокий,
Он как-то по-особенному
строг,
Как будто пыль
со всех степных дорог
Лист тяготит,
И ветер жжет жестокий.

Люблю ромашку
в простеньком наряде.
Она и в зной, и в суховей
цветет.
Любое время дня к лицу идет
Ромашке этой
С солнышком во взгляде.

Я васильки люблю
в степных оврагах –
Они небесной синевы синей,
И рядом с ними
дышится вольней –
Земля им рада и душа им
рада.

Из сердца льются в мир
слова простые:
И у него есть песенный
сезон,
Когда поля, поля – за горизонт,
Когда Заволжья степи –
золотые.

– Ребята, что вы можете сказать об этом стихотворении? Какова его тема? Что можно узнать об авторе, прочитав это стихотворение? Что влияет на настроение лирической героини?

Ответы учеников . Предполагается, что они скажут о том, что автор родился на территории Волгоградской области, и что основная тема – красота природы Поволжья.

Учитель: Молодцы. Я бы хотела зачитать вам цитаты. «Жизнь, история, природа, культура, быт, нравы края становятся для писателя источником вдохновения. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток», – отмечает Н.А. Милонов . «Литературное краеведение, – по мнению Н. Травушкина, – это та же история литературы, но отличающаяся особым отбором и группировкой материала. В литературном краеведении сложились и плодотворно развиваются разнообразные работы, посвященные жизни и творчеству известного писателя связи с историей и бытом данного края» . Ребята, как вы понимаете эти строки?

Размышления учеников.

2. Этап целеполагания

Учитель: На прошлом занятии мы с вамиговорили о том, какие цели и задачи имеет литературное краеведение. Давайте назовем их еще раз.

Ответ обучающихся. Правильно, молодцы. Значит, можно сказать, что одной из задач литературного краеведения можно назвать изучение творчества местных авторов. Вы готовили доклады и презентации о волгоградских поэтах и писателях. Как вы думаете, чем же сегодня на занятии мы будем заниматься?

Ответы учеников . Обучающиеся, исходя из вышесказанного, делают вывод, что цель занятия – определить основные темы в творчестве поэтов и писателей Волгоградской области, в частности поговорить о стихотворениях о природе.

3. Создание проблемной ситуации

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, как же может влиять на творчество писателей и поэтов местность, они выросли. И сделаем это на примере творчества волгоградских авторов. Скажите, каких авторов вы читали? (Ответы учеников.)

Задание: Создание банка идей: «Основные темы и идеи в произведениях волгоградских поэтов»

Учитель: Давайте с вами создадим «Банк идей». Каждый из вас получит сейчас пустую схему (Приложение 1 ). По ходу нашего занятия вы можете самостоятельно расширять свои познания, записывая свои идеи в наш «банк». Я буду также фиксировать ваши предложения. Скажите, какие темы вы можете назвать в тех произведениях, которые вы прочитали?

Ответы учеников. Учитель фиксирует их на доске/слайде или плакате. Среди основных назовут – тема малой родины, природы, возможно – Сталинградской битвы. По ходу занятий «банк идей» дополняется, т.е. к каждой теме подписывается «подтема», или проблема (Приложение 1 )

Учитель: Предлагаю поэтапно поговорить о каждой теме. Послушаем музыкальную композицию.

Звучит любая музыкальная композиция про реку Волгоградской области (например, В. Высоцкого «Как по Волге-Матушке»)

Учитель: Ребята, вам понравилась песня? О какой реке она? А какие еще реки вы знаете на территории Волгоградской области? Какое их хозяйственное значение?

Ответы учеников . Дети кратко рассказывают о реках и их значении. Предполагается, что дети называют наиболее известные реки – Волга, Дон, Медведица, Хопер.

Учитель: Как вы знаете, красоту природы всегда воспевали поэты и писатели в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение о реке Дон, автор которого – А.С. Пушкин (чтение стихотворения наизусть учителем).

Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Как вы думаете, почему поэты обращаются к этой теме?

Ответы учеников. Учитель дополняет и поясняет, что чаще всего писатели и поэты рисуют в своих произведениях природу и те края, которые им особенно дороги. И, конечно же, в первую очередь это те места, где они родились. Так в лирике возникает образ малой родины.

Задание 2. Анализ стихотворений о природе.

Учитель: Теперь давайте разделимся на группы. Каждая группа получит «Маршрутный лист» с заданием. Начнем наше путешествие! (Примерны маршрутный лист в Приложении 2 , произведения учитель выбирает сам).

4. Этап планирования

Ученики изучают маршрутный лист, обговаривают план работы, распределяют свои роли в команде.

5. Этап открытия новых знаний

Учитель: Какой же образ природы создается в этих стихотворениях?

Ответ учеников: Образ родной реки.

Далее ученики анализируют художественные тексты, опираясь на вопросы, предложенные в маршрутных листах (каждая команда размышляет по очереди). Ребята могут выбрать одного отвечающего, или отвечать по очереди на поставленные в маршрутном листе вопросы. Пока дети отвечают, на экране показываются реки, о которых идет речь.

Учитель: Ребята, посмотрите, как красивы и разнообразны стихотворения, которые мы с вами проанализировали! Как много средств художественной выразительности используют поэты для того, чтобы передать красоту рек, передать чувства восхищения природой! Давайте с вами тоже попытаемся выразить наши чувства к тем рекам, о которых мы говорим и сделаем это с помощью синквейна (технология критического мышления)

Ученикивспоминают, что такое синквейн, и каждая команда предлагает свои варианты синквейна о реках .

Учитель: Ребята, а какие еще образы, помимо рек, рисуют в своих стихотворениях поэты Волгоградской области? Не забываете пополнять банк идей!

Ребята выразительно читают, рассказывают наизусть различные стихотворения о природе волгоградских поэтов.
Далее делается вывод по теме, происходит плавный переход к следующему занятию, ведь ребята делают акцент, что тема природы не единственная в творчестве волгоградских авторов. Домашним заданием может стать подготовить доклады о Борисе Екимове, Татьяне Брыксиной и др. писателей Волгограда.

III. Заключение

Таким образом, в рамках занятия в литературном кружке можно развить у обучающихся многие УУД, как личностные, так и коммуникативные. В рамках занятий на литературном кружке может использоваться огромное количество современных методов и методик.

Список литературы:

1. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143
2. Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
3. Милонов, Н.А. Литературное краеведение / Н.А. Милонов. – М.: Просвещение, 1975. – С. 10.
4. Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.
5. Травушкин, Н. От жизни к образам. Некоторые вопросы литературного краеведения // Волга. – 1966. – №5. – С. 163.
6. http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html . Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин.