Биографии Характеристики Анализ

Описание одноклассников из рассказа 13 подвиг геракла. Вопрос по рассказу Искандера «Тринадцатый подвиг геракла

Вопрос по рассказу Искандера "Тринадцатый подвиг геракла"

  1. 13 подвиг Геракла
    полное произведение
    http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00684151229859240481/

    15 минут на чтение и напишешь сама.

  2. Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
    I. Характеристика героя произведения
    Проверка домашнего задания
    По составленным дома цитатным планам предложим двум ученикам рассказать о товарищах главного героя рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» . Третий ученик напишет план на доске.
    Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров.
    Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так:
    «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие» .
    Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем» , Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи» . У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса» .
    Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик» . Он «тихий и скромный ученик» . Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить» . Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
    Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
    - Каким вы представляете главного героя?
    Главный герой рассказа - это сам рассказчик, поэтому в тексте нет его портрета. Ученики могут сами вообразить его внешность и рассказать о качествах характера и увлечениях героя.
  3. В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии.
    Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.
    Главный герой рассказа - шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович - учитель.
    К товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем.
    Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла» , то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусос

Урок литературы по теме "Образы детей в рассказе Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". 6 класс

Учитель: Кузнецова Л. И.

Изучению творчества Фазиля Искандера в школе отводится сравнительно скромное место.

Передо мной стал вопрос: как провести урок, в котором через художественно – выразительные средства, раскрыть образы главных героев.

Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.

Это второй урок в 6 классе по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются». Он посвящён анализу текста и работой со средствами для создания комического, настраивает на создание своего юмористического рассказа.

На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, с его творчеством и прочитали рассказ.

Домашнее задание к уроку: найти и отметить в книге эпизоды для характеристики героев-детей.

Урок литературы в 6-м классе

Тема: «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Тип урока: урок-презентация с элементами исследования.

Вид урока: традиционный.

Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, путь анализа литературного произведения исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, в группах.

Цели:

Единая дидактическая цель: создать условия для усвоения темы урока

Образовательные:

    раскрыть характеры детей;

    природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;

Развивающие:

Воспитательные:

    воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Теория литературы

Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Сатира (лат. satira – буквенная смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

Ирония (гр. Eironeia –притворство, насмешка) – выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение: «Он даёт знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него» .

Комические эпизоды, гипербола, сравнение, неожиданность, метафора, градация, смешные выражения.

План урока

Этап урока

Время

Оргмомент

Тема урока

Цели урока

2 мин

Д/з

1 мин

Работа над темой урока

1. Лови ошибку

2.Работа в группах

3. Презентация

4. Чтение по ролям

2 мин

10 мин

18 мин

5 мин

Рефлексия

2 мин

Ход урока

I . Оргмомент

1. Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

2. Эмоциональный настрой

Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)

Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? (Это музыка из тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные забавные истории.)

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей – то рассказ или литературное произведение.

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.

II . Тема нашего урока «Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла и средства их создания», и мы увидим, что основное средство их создания – юмор. (1 слайд)

III .Целеполагание : На уроке мы поработаем со средствами создания смешного, мы их запишем в тетрадь, потому что дома постараемся написать смешной случай с использованием некоторых из этих средств.

IV . Домашнее задание : откройте, пожалуйста, дневники, на вторник запишите задание: написать небольшое сочинение «Смешной случай из моей жизни». В классе при озвучивании работ назовите средства создания смешного.

V . Работа над темой урока. Анализ художественного текста.

Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». И в начале работы с текстом, я бы хотела проверить знание его вами с помощью игры «Лови ошибку». Возьмите в руки сигнальные карточки: зелёным цветом вы будете соглашаться с истиной моих высказываний, красным цветом показывать ошибочность.

1. Лови ошибку

1. События рассказа происходят в ш коле для мальчиков.+

2. Харлампий Диогенович учитель математики +

3 Он по происхождению был грузин-

4. Стадион находился рядом со школой +

5. В классе стояла образцовая тишина, потому что Х. Д. ругал нарушителей порядка.-

6. Х. Д. списанную работу высмеивал +

7. У учителя математики были любимчики-

8. Главный герой испугался, что его вызовут решать задачу к доске.+

9. Главный герой сходил за врачом и пригласил её на урок -

10. Мальчик не боялся прививок, так как был маляриком. +

11. Учитель догадался, кто сорвал урок +

12. Х. Д. виновника вызвал к директору.-

13. Мальчик на всю жизнь запомнил этот урок+

Подведение итогов (похвалить тех, кто был активен). Самооценка в листок.

2 . Работа в группах (2 слайд)

Мы проверили знание текста , а теперь посмотрим, как вы поработаете в группах по характеристике детей.

Цель: Проверим подготовку д/з. Обсудите в группах ту информацию, которую вы нашли дома, работая с текстом. Найдите в группе отвечающего. Послушайте его ответ. Посигнальте о готовности светофорчиком. Времени для подготовки 5 минут. Когда время подготовки выйдет, работу в группах прекращаем, слушаем отвечающих, запоминаем информацию, сравниваем её со своей, подготовленной дома, оцениваем отвечающего. Регламент выступления представителя группы 1 - 2 минуты.

Первая группа сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.

Вторая группа проделает такую же работу по образу Сахарова.

Третья группа по образу Адольфа Комарова.

Четвёртая группа 3 человека для подготовки чтения по ролям

Загорелое угрюмое лицо;

Показывая мощные усилия ума и воли;

Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;

Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.

Чёрный лебедь (сравнение)

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)

Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на промокашке;

Считался способным троечником;

Волосы светлые;

Веснушки.

Его редко ругали, но ещё реже хвалили.

Адольф стал Аликом.

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Оценивание в листке самоконтроля.

3. Презентация. Работа со средствами создания комического

Откройте тетради, запишите число. Подзаголовок «Средства создания комического»

Возвращаемся к нашей презентации.

Цель: Работаем с заданиями в процессе просмотра презентации, не забываем записывать в тетради средства создания комического.

Слайд №3. -Прослушайте эпизод из текста. Показался ли он вам смешным? Чем?

Слайд №4, 5 Комическое, разновидности комического.

Слайд №6.Кто это? Сахаров

Слайд №7 Кто это? Комаров

Слайд №8 Гипербола

Слайд № 9 Кто это? Авдеенко

Слайд №10 Сравнение

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.

Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы избежать наказания?

Слайд №11 Футбол

Слайд №12 Неожиданность

Слайд №13 Перед уроком

Слайд №14 Переживания главного героя

Слайд №15, 16, 17, 18 Тринадцатый подвиг Геракла. Во имя чего герой-мальчик совершил его?

Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

4. Чтение по ролям

1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 181-183

Отметим эпизод со слов «Я почувствовал..» стр.181-183 «…записал в свой блокнотик.»

Какие роли отметим?

Харлампий Диогенович –

Мальчик (главный герой) –

Оценка чтения


2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Слайд №19 Состояние главного героя

В воздухе запахло какой-то опасностью.

Захлопнулся маленький капканчик.

Сердце моё с размаху влепилось в спину.

Казнь

От ужаса и отвращения.

Звонок – погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Слайд № 20 метафора.

Слайд №23 Средства создания смешного обобщение теоретического материала. Найдите недостающее звено

    Смотрел на меня и ждал

    Ждал, что я буду проваливаться

    Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее

    Сдерживал хихиканья

    Смеялся

    Хохотал

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Слайд № 22 Градация

Слайд № 24. Обобщающая схема

Слайд № 25, 26 Урок на всю жизнь.

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

Какой урок извлёк герой?

Ответы учащихся.

(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.

Самооценка в листке.

VI . Рефлексия.

Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)

Самооценка.

Урок окончен. Как вы оценили свой труд на уроке?


Дайте характеристику героям произведения 13 подвиг геракла Фазилия Искандера

Ответ:

Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека I. Характеристика героя произведения Проверка домашнего задания По составленным дома цитатным планам предложим двум ученикам рассказать о товарищах главного героя рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» . Третий ученик напишет план на доске. Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров. Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так: «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие» . Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем» , Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи» . У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса» . Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик» . Он «тихий и скромный ученик» . Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить» . Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего. Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика. - Каким вы представляете главного героя? Главный герой рассказа - это сам рассказчик, поэтому в тексте нет его портрета. Ученики могут сами вообразить его внешность и рассказать о качествах характера и увлечениях героя

Похожие вопросы

  • В стороне той, каждый знает, Солнце вовсе не бывает, … В стороне той тени бродят, И??етели хороводят, У зимы в морозном зеве Там живёт суровый... 1) 0 градусов 3) 270 градусов 5) 360 градусов 2) промеж севера полуночник 4) норд 6) 45 градусов

Состояние главного героя. Реакция класса. 1. В воздухе запахло какой-то опасностью. 1. Смотрел на меня и ждал. 2. Захлопнулся маленький капканчик. 2. Ждал, что я буду проваливаться. 3. Сердце моё с размаху влепилось в спину. 3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. 4. Голос мой подымается прямо из живота. 4. Сдерживал хихиканья. 5. Казнь. 5. Смеялся. 6. Ужас и отвращение. 6. Хохотал.

Слайд 11 из презентации «Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»» . Размер архива с презентацией 572 КБ.

Литература 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Золушка» - Бродячий сюжет. Определение «бродячего сюжета». Сказки о гонимой падчерице. Золушка. Сравним сюжет. Авторская позиция. Бродячий сюжет в литературе. Гипотеза. Своеобразие бродячего сюжета. Волшебные предметы. Торжествует добро.

«Рассуждение как тип речи» - Рассуждение. Исследование слова. Что такое рассуждение. Секрет названия. Исследовать тексты. Рассуждение-это тип текста. Разберемся в теории. Сочинение-рассуждение. Тезис. Урок русского языка в 5 классе. Основная мысль. Исследование текста. Увлекательное занятие.

«Нечистая сила в сказках» - Название сказки. Обряд. Явления природы. Яга-воительница. Образ Кощея Бессмертного. Баба-Яга. Тексты русских народных сказок. Этимолгия. Прародительница. Связь образа Кощея Бессмертного с мифологическими героями. Яга-дарительница. «Нечистая сила» в русских народных сказках. Яга-похитительница. Кощей олицетворяет собой деспотическую власть. Исследование символики образов. Мифы языческой Руси. Герой, который противостоит злодею.

«Черная курица, или подземные жители» - Аналитическая беседа. Жизнь души героя. Иллюстрация. Сад в подземном королевстве. Цели урока. Рабочий лист учащегося. Ход урока. Основные признаки фольклорной и литературной сказки. Право нравственного выбора. Задачи урока. Добродетель. Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта. Черная курица, или подземные жители. Проверка знания текста учащимися. Игра «Цепочка». Выводы. Спасение Чернушки.

«Эдуард Успенский» - Результаты опроса взрослых читателей. Сравнительный анализ первой главы повести-сказки Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и рассказов Николая Сладкова. Эдуард Николаевич Успенский. Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Особенности творчества Э.Успенского. Достойная награда. Исследование. Книги Эдуарда Успенского читать легко и интересно, потому что они полностью соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

«Викторина по литературе с ответами» - Область прозы. Страна Литературия. Доктор. Джанни Родари. Автор книги об Айболите. Мальчик-луковка. Раунд. Том. Хозяйка Медной горы. У Лукоморья дуб зелёный. Мать. Кто автор книги о Крокодиле Гене. Гена. Василиса Прекрасная. Лидеры. Успенский. Лермонтов. Берёза. Вводный урок. Царь морской. Белая берёза. Чуковский. Русалочка. Девка небольшого росту.

ЧАСТЬ II

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Фазиль Абдулович Искандер

Тринадцатый подвиг Геракла

Вопросы и задания (к стр, 184-185)

1. Я представляю себе рассказчика бойким, озорным пятиклассником, который любит футбол. Этот пятиклассник живёт в Грузии.

Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нём так: «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».

Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеётся над ним, называя «чёрным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».

Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нём: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался ещё тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

3. Образ Харлампия Диогеновича вызвал смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.

Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и по-философски. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям с иронией и юмором.

5. Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признавать собственные ошибки и больше не допускать их.

6. Геракл совершил двенадцать подвигов. Тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который никак не является подвигом.

7. Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диогенович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «чёрным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «...на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина...»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».

Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.

I. Сочинение.

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведётся от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии, южной республике Советского Союза. Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаём об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.

Главный герой рассказа - шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович.

К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем.

Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.

Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, замелил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», тут же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.

В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам».

Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».