Биографии Характеристики Анализ

Описание учителя в рассказе 13 подвиг геракла. Тема «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла

«Все познается в сравнении» - гласит народная мудрость. Но неужели все? Недавно я прочитала два рассказа: Валентин Распутин «Уроки французского» и Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», давайте сравним их.

Итак, вот краткое содержание обоих рассказов. «Уроки французского»:

Мальчик, приехавший из деревни в город, что бы учится (в его деревне только начальная школа). Учился он хорошо, но с французским у него не ладилось. Жил бедно, денег иногда не хватало даже на еду. И вот однажды один его одноклассник предложил ему пойти на пустырь, после уроков, сыграть в одну игру на деньги. У Вани (так зовут мальчика) ничего не получалось, он постоянно проигрывал и пытался понять в чем секрет игры. И вот у него стало получаться все лучше и лучше, и наконец, он стал выигрывать постоянно. Но в один «прекрасный» день все изменилось. О том, куда он ходит после школы узнала его учитель французского (и по совместительству классный руководитель). Ваня уже надеялся на худшее: его выгонят из школы. Но учительница вместо того что бы сдать нашего героя директору, оставляла его после уроков на дополнительные занятия языком. И вскоре занятия французским из школы перенеслись домой к Лидии Михайловне (та самая учительница). И однажды случилось так, что Лидия Михайловна передоложила Ване сыграть в игру ее детства, сначала они играли просто, ради интереса, но потом учительница сама предложила нашему герою игру на деньги! Итак, об этом узнал директор, и учительницу уволили…

«Тринадцатый подвиг Геракла»:

В школе появился новый учитель математики, из Греции. По мнению главного героя (от его лица и ведется рассказ) он не такой как предыдущие учителя – слабохарактерные, неопрятные. Так же Харлампий Диогенович (так звали учителя) действовал необычным для всех методом обучения: он высмеивал тех, кто не может ответить, кто не сделал домашнее задание и т.п. И так как все боялись быть смешными, старались делать все, что задавали на дом, в классе и вообще. И наш герой был не исключением, он не хотел, что бы над ним смеялся весь класс, ведь он не сделал задачку по математике, и к его несчастью учитель это знал. И наш «Геракл» схитрил: на уроке к ним заходили медсестры, что бы поставить прививки от тифа, но не им, а 5А, но так как медсестры не знали, где кабинет 5А, «Геракл» вызвался помочь им, тем самым сбежав с урока. И по дороге к кабинету наш герой уговорил их поставить сначала уколы им, 5Б. И они все втроем вернулись в класс. После того как медсестры сделали прививки и ушли, Харлампий Диогенович все таки вызвал «Геракла» к доске. Ну и как вы уже наверное догадались, сделал его смешным. А наш герой извлек из этого урок: теперь он стал серьезнее относится к домашним заданиям.

Итак (надеюсь, не утомила Вас столь долгим рассказом), давайте все-таки сравним эти два рассказа. Они во многом похожи, не так ли? В обоих рассказах есть герой, который обманул, провинился перед учителем, ученики признали свои ошибки, исправились. Оба героя чувствовали свою вину перед учителем.

Образ учителя математики. Читая рассказ, мы задумались над образом учителя математики – Харлампия Диогеновича. А почему автор даёт ему такое отчество? Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. Почему герой с благодарностью говорит об учителе? Потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.

Слайд 8 из презентации «Тринадцатый подвиг Геракла» . Размер архива с презентацией 1535 КБ.

Литература 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Цветы у Есенина» - Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина. Использование цветов. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку. Роза. Ландыш. Использование цветов в поэзии. Художественный текст – это образное понимание мира. Человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Есенинская поэзия обращена к прекрасному. Черёмуха. Сегодня модно говорить о магическом воздействии цветов. С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов.

«Жанр басни» - Поэт Лессинг. Произведения замечательного русского баснописца. Особенности басни. Сергей Владимирович Михалков. Басня. Пародийные басни. Человеческие качества. Длительный путь развития. Басня как жанр литературы. Басни Крылова. Исследовательская работа по литературе. Возникновение басни. Иван Андреевич Крылов. Жанровые особенности. Мораль. Анализ. Нравственный урок. История и особенности жанра. Куры.

«Черная курица, или подземные жители» - Основные признаки фольклорной и литературной сказки. Выводы. Ход урока. Жизнь души героя. Право нравственного выбора. Игра «Цепочка». Сад в подземном королевстве. Проверка знания текста учащимися. Добродетель. Задачи урока. Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта. Рабочий лист учащегося. Аналитическая беседа. Черная курица, или подземные жители. Спасение Чернушки. Повторительно – обобщающая беседа.

«Загадки для 5 класса» - Сходство одного явления с другим. Осенью поджидаем, весной провожаем. Хитра, лукава, ласкова по нраву. Загадки. Трезвонит громко, иногда пугает. Виды загадок. Собиратели устного народного творчества. Игра в узнавание. Миф о Эдипе. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

«Толстой «Кавказский пленник»» - Абдула. Старик. Жанр своего произведения. Красный татарин. Значение термина. Мугамед. Характеристика. Кавказ. Кавказский пленник. Костылин. Узнайте героя по описанию.

«Житков «Механик Салерно»» - Подвиг команды моряков. 1-ое название рассказа 1932 г. «Было давно». Человек в экстремальной ситуации. Чему учит книга. Финал рассказа. Образы матросов. Механик Салерно. «Страх – это огонь в соломе». Моряк Житков. Виновник пожара. Борис Житков «Механик Салерно». Стилистический эксперимент.

Изучению творчества Фазиля Искандера в школе отводится сравнительно скромное место.

Передо мной стал вопрос: как провести урок, в котором через художественно - выразительные средства, раскрыть образы главных героев, потом и название рассказа, которое требует особого внимания.

Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.

Это второй урок в 6 классе по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются». Он посвящён углубленному анализу текста.

На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, с его творчеством и прочитали рассказ.

Урок литературы в 6-м классе

Тема: «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Тип урока: урок-исследование.

Вид урока: традиционный.

Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, путь анализа литературного произведения исследовательский, кейс - метод.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, в парах.

Цели:

Образовательные:

    раскрыть характеры детей;

    природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;

Развивающий:

Воспитательный:

    воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Юмор (англ. Humour "нрав", "настроение") - изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Добрый день! Я очень надеюсь, что сегодня вы будете не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть; не только думать, но и вдумываться…. (установка)

Ребята, а скажите, кто сегодня готов работать на 5? А на 4?

Отлично, посмотрим, что получится….

Итак, мы начинаем….

2. Эмоциональный настрой

Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)

Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? (Это музыка из тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные забавные истории.)

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни - будь то забавный случай, чей - то рассказ или литературное произведение.

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.

Обратимся в словарь литературоведческих терминов на стр. 254.

Найдём определение слова «юмор». Прочитайте его.

Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер.

Тема нашего урока «Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», и вы увидите, что основное средство их создания - юмор.

2. Психологическая подготовка:

Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом и главным будет вопрос о том, какие нравственные уроки получили ученики. Вы видите, что на доске нет эпиграфа. Его я предложу вам сформулировать в конце урока. Эпиграф должен будет стать наиболее ёмким ответом на основной вопрос урока.

3. Анализ художественного текста.

- Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1. Беседа с учащимися:

    Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)

    Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)

    По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни - тиф, малярия…)

    Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)

Задание 1. Работа по рядам.

Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.

Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.

Третий ряд по образу Адольфа Комарова.

Шурик Авдеенко

Отличник Сахаров

Адольф Комаров

Загорелое угрюмое лицо;

Показывая мощные усилия ума и воли;

Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;

Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.

Чёрный лебедь (сравнение)

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)

Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на промокашке;

Считался способным троечником;

Волосы светлые;

Веснушки.

Его редко ругали, но ещё реже хвалили.

Адольф стал Аликом.

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.254.

Физкультминутка:

Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеёмся вместе.

Ведь смех - это лучшее лекарство.

1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.

2. Принц Уэльский - опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.

Вы узнали эти строчки?

Возвращаемся к нашему тексту.

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Состояние главного героя

Реакция класса

    В воздухе запахло какой-то опасностью.

    Захлопнулся маленький капканчик.

    Сердце моё с размаху влепилось в спину.

    От ужаса и отвращения.

Звонок - погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот - метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.

    Смотрел на меня и ждал

    Ждал, что я буду проваливаться

    Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее

    Сдерживал хихиканья

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть. Чем был продиктован поступок нашего героя? (Он совершил свой подвиг из трусости).

Какой урок извлёк герой?

На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.

Прослушивание аудиозаписи:

(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.

С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)

Ответы учащихся.

(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)

- Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.

Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах. (Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение).

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

Обратите внимание на имя учителя.
(Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски).

Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)

1. Рефлексия.

В начале урока было дано задание сформулировать эпиграф.

Какие слова или цитаты вы можете предложить? (Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.)

Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)

Самооценка.

Домашнее задание.

Минисочинение «Учитель, который останется в моём сердце навсегда» или вспомнить и записать смешной случай на уроке из своей школьной жизни;

Урок окончен. Благодарю за сотрудничество.