Биографии Характеристики Анализ

Инсайт в психологии определение.

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Подписаться

Инсайт - это внезапное озарение (так переводится слово с английского - insight), которое вы можете ощутить, находясь в поиске решения задачи.

Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Озарение может прийти из ниоткуда и в момент, который, казалось бы, совсем не связан с предметом размышлений. Это новое видение, взгляд на проблему под неожиданным ракурсом, позволяющим найти путь к ответу.

Многие ученые с помощью таких озарений совершили свои гениальные открытия. Инсайты приходят к представителям разных профессий, которые ищут оптимальное решение и полностью увлечены этим процессом. К интернет-маркетологам в том числе.

Инсайт: что это простыми словами

Представьте себе, что вы уже долго ищете идеальный заголовок для рекламного поста. Перебрали множество вариантов, пожонглировали множеством разных слов и грамматических конструкций, а полученная фраза за душу не берет. Вы чувствуете, что мозг закипает и ему нужен перерыв. Идете в ближайшую кафешку, заказываете кофе, садитесь у окна и просто наслаждаетесь напитком, глядя на людей за окном. Мысли “улетают”, тело расслабляется, вы действительно “переключаетесь” с активных поисков на городскую картину.

Внезапно мозг подсказывает вам правильные слова для заголовка. Он четко выставляет их в наилучшем порядке. Кажется, что в голове “зажглась” лампочка и осветила правильный ответ на вопрос, который мучал вас весь день.

Что такое инсайт в маркетинге

Инсайт информация - причина выбора клиентом определенного товара, сильный мотив, часто неосознанный. Это залог высокой лояльности клиентов, эффективности рекламной кампании, любого касания потенциального потребителя. Все это происходит потому, что вы находите точки соприкосновения с мыслями, желаниями, страхами, проблемами целевой аудитории.

Если сам продукт или услуга создается на основании потребительского инсайта, у него гораздо больше шансов обойти конкурентов и захватить бОльшую долю рынка.

Давайте копнем немного глубже, чтобы точно разобраться с понятиями. Инсайт - что это в психологии? Это результат изучения и осознания реальности, в результате которого приходит четкое понимание причинно-следственных связей.

Чем это знание поможет маркетологу:

  • Разработать и создать нужный продукт;
  • Правильно сделать рекламу, которая зацепит покупателей;
  • Завоевать лояльность к компании и стать любимым брендом;
  • Подтолкнуть покупателя к нужному целевому действию.

Понимая, что такое инсайт, определение вещей, важных для потенциального клиента, становится более простым. Но оно не плавает на поверхности. Чтобы получить качественный инсайт, полезный для маркетолога, важно копать достаточно глубоко. Часто нужно идти наперекор самому себе, но настроиться на одну волну с потенциальным клиентом. В результате вы сформулируете предложение так, что аудитория с вами согласится и встанет в очередь за вашим продуктом.

Поэтому поразмышляйте:

  • Как думает клиент? Пропишите цепочку рассуждений.
  • Что думает покупатель? Ответьте в разрезе вашего и предложения конкурентов.
  • Почему он ведет себя так? Здесь важно предсказать реакции.
  • Что он чувствует на самом деле?

Чтобы ответить на эти вопросы, погрузитесь в ситуацию. Понаблюдайте за клиентом и тем, как он живет. Изучите его реакции на форумах и в соцсетях. Ищите причинно-следственные связи в каждом действии, собирайте пазл из ответов.

Примеры инсайта в маркетинге

Вы должны вызвать у человека подсознательный интерес к вашему продукту. Привлеките его внимание, ненавязчиво расскажите о том, чем вы занимаетесь, что продаете.

Но есть одна проблема. За инсайт можно принять обычный интересный факт. Как же их отличить?

Инсайт попадает в цель/боль/мечту аудитории, а не описывает товар или услугу

Например, “Just do it” - рекламный слоган компании Nike. Сказано ли в нем что-то о том, насколько классные эти кроссовки? Нет. А о том, что компания думает о комфорте потребителей во время занятий спортом? Ни слова. Может, говорится о заманчивой цене и есть призыв купить прямо сейчас? И близко нет.

Есть только мощный заряд мотивации, который нужен каждому, кто не может решиться, устал, боится или не уверен, нужно ли ему все это. Не это ли самое главное для любого спортсмена начинающего или профессионального? Вера в себя и волшебный пинок. Только это толкнет идти дальше. Естественно, в кроссовках любимого бренда.

Инсайт - это ключевая выгода, понимание которой толкнет купить

Чего больше всего боятся пользователи интернет? Не найти важную информацию в нужный момент. На этом страхе и показала свою ключевую выгоду компания Яндекс - “Найдется все”. Она включает подсознание потребителя и заставляет без лишних раздумий тянуться к кнопке этого браузера. Главная выгода показывает, чем данный продукт лучше предложений конкурентов, показывает силу бренда.

Инсайт говорит о чувствах, а не о мыслях

Это то, что прячется внутри. Потребитель не говорит об этом вслух, но постоянно или очень часто об этом думает. Что занимает мысли большинства людей? Деньги - как заработать больше, где взять прямо сейчас, почему у меня их так мало. Это лежит на поверхности.

Но все мы понимаем, что деньги - не главное. Есть вещи более ценные и их не
купишь. Они бесплатны. Но в погоне за деньгами мы часто их не замечаем, хотя ощущаем, что занимаемся мало важными вещами. Об этом в своей рекламной кампании и сообщает компания MasterCard. “Увидеть мир глазами ребенка - бесценно. Для остального есть MasterCard”.

Инсайт затрагивает вечные ценности, а не сиюминутные

На этом и строятся принципы компаний, которые радуют аудиторию веками. В качестве примера можно привести Louis Vuitton. Еще основатель бренда заявил: “Если мои сумки настолько плохи, что нужно устраивать распродажи, тогда их лучше сжечь”. Главное, что предлагает бренд - это высочайшее качество, роскошь, статус и вещи, которые с годами не изнашиваются, а становятся еще ценнее.

Бренду уже более 150 лет. Менялись владельцы, компания стала частью огромного холдинга, но до сих пор в бутиках не было ни одной распродажи. Врят ли что-то поменяется в ближайшие 150 лет.

Понять мысли, чувства, желания, мотивы, страх, проблемы, потребности другого человека - та еще задачка. Никто не придет и не скажет вам как маркетологу, что у него в душе на самом деле. Поэтому приходится прибегать к вот таким интересным техникам, ловить озарения, быть психологом.
На первый взгляд, инсайты кажутся очевидными и простыми, но на самом деле пока мысль не вытащат на поверхность, ей мало кто придает значение. Будьте оригинальными и креативными ловцами инсайтов.

ИНСАЙТ

Понятие «инсайта» – одно из тех, что широко используются в психоанализе, в системах психотерапии, на нем основывающихся, и в динамической психиатрии в целом. Хотя это понятие используется так, как будто его значение вполне очевидно, более внимательное рассмотрение показывает, что смысл этого термина отнюдь не ясен. Как пишет Зильбург (Zilboorg, 1952): «Среди неясностей, связанных с весьма важными в клинической работе понятиями, и вызывающих большую путаницу, присутствует и понятие инсайта. Никто не знает, откуда оно появилось, кто использовал его впервые и в каком значении». Поланд (Poland, 1988) также замечает: «Инсайт так и не нашел себе удобного места в аналитических концептуализациях». С этим перекликается и высказывание Барнетта (Barnett, 1978), который жалуется на то, что «наши понятия об инсайте так расширились и стали столь размытыми, что все усилия включить наши знания в технологию эффективной инсайт‑терапии часто кажутся бессмысленными и напрасными».

По‑видимому, налицо сложное взаимоотношение между психоаналитическим и психиатрическим значениями этого термина. В общей психиатрии термин «инсайт» был введен для обозначения «знания пациентом того, что симптомы его болезни указывают на патологические отклонения в психике» (Hinsie & Campbell, 1970). Именно, в этом значении термин используется в психиатрии с начала нашего столетия по настоящее время. Юнг, исследовавший больных психозом с сильными умственными и эмоциональными отклонениями, отмечает, что такие пациенты могут проявлять «признаки более или менее интенсивного осознания своей болезни» (Jung, 1907). Согласно Крепелину (Kraepelin, 1906), Блейлеру (Bleuler, 1911) и Ясперсу (Jaspers, 1913), «отсутствие возможности инсайта» отмечается авторами в случаях, принципиально связанных с психотическими ментальными состояниями. Однако, хотя само слово «инсайт» за последние двадцать лет распространилось из психиатрии в психоанализ, его психиатрическое значение здесь оказалось утраченным. Необходимо отметить, что раннее использование данного термина в психоанализе не содержало специализированной технической нагрузки. На это указывает и отсутствие слова в индексе стандартного издания Полного собрания психологических работ Фрейда, хотя в самом тексте оно неоднократно встречается. По всей видимости, это достаточно распространенное как в английском, так и в немецком языке (нем. Einsicht) слово в какой‑то момент психоаналитической истории оказалось поднятым до статуса технического термина. Оксфордский словарь английского языка указывает, что «первоначально это понятие, по‑видимому, существовало в форме „внутреннего взгляда“, т. е., умственного взора или понимания». Среди определений, даваемых «внутреннему взгляду», есть и «ментальное зрение или восприятие, различение…, и сам факт проникновения глазами понимания во внутренний характер или природу вещей; проблеск или взгляд под поверхность…». Интересно отметить, что на современное употребление этого понятия, более или менее разговорное, по‑видимому, оказало влияние соответствующее психоаналитическое его использование, так что значение «инсайта» временами приближается, как это ни парадоксально, к тому смыслу, который Оксфордский словарь называет устаревшим, т. е., «понимание, ум, мудрость». В более техническом смысле, в котором это понятие теперь используется в психоанализе, оно, по‑видимому, укоренилось в формулировках Фрейда, отображавших процессы изменений, приводивших к «излечению».


В «Исследовании истерии» Фрейд и Брейер (Freud, 1895d) писали:

«К своему большому удивлению, мы обнаружили, что все индивидуальные истерические симптомы немедленно и напрочь исчезали, когда нам удавалось вызвать в памяти больного четкое воспоминание о том событии, которое спровоцировало эти симптомы, и вызвать сопровождающие это событие переживания, когда пациент описывал это событие в мельчайших подробностях, облекая свои переживания в слова. Воспоминание же без соответствующего переживания никаких результатов не дает».

Сходная точка зрения высказывалась Фрейдом (Freud, 1895d) когда он описывал состояния одного из своих пациентов:

«Если нам удастся пробудить в нем живые воспоминания, если он будет видеть при этом пережитую когда‑то ситуацию в се подлинном виде, мы сможем наблюдать, что он попадает под воздействие каких‑то определенных переживаний. И если мы затем заставим его облечь эти переживания в слова, мы обнаружим, что в тот самый момент, когда он вновь воспроизводит этот острый аффект, возвращается и острое чувство боли, но после этого болезненный симптом в своем хроническом виде исчезает».

Элемент «когнитивного знания» – «память о событии» – подчеркивался Фрейдом в первой фазе психоанализа в контексте эмоционального высвобождения. Идея выздоровления через разрядку переживания в форме абреакции связывалась с предположением о том, что в таких состояниях как истерия в роли патогенного агента выступает какое‑то специфическое событие травматического характера. Необходимость эмоционального аккомпанемента при восстановлении подавленных воспоминаний очень близко приближается к тому, что многие психоаналитики называют сегодня «эмоциональным инсайтом».

С изменением взглядов Фрейда на патогенез (Freud, 1897), связанным с переключением внимания от внешнего травматического события на перипетии инстинктивных влечений и усилением его интереса к интерпретации снов (Freud, 1900a), эмоциональный элемент, похоже, пошел на убыль. Инсайт психоаналитика стал теперь в большей или меньшей степени приравниваться к пониманию смысла материалов, получаемых от пациента и передаваемых ему; при таком разъяснении часто использовались и интеллектуальные аргументы. Постепенное осознание необходимости анализировать перенос и трансферентные сопротивления привело к пониманию важности эмоционального контекста, на фоне которого и происходит понимание своих проблем пациентом. Фрейд (Freud, 1913с) пишет: «В ранний период психоанализа мы действительно придерживались взгляда, что ситуацию следует рассматривать с интеллектуальной точки зрения. Мы придавали большое значение знанию пациента о том, что было им забыто, и при этом мы почти не проводили различения между нашим знанием ситуации и его… То, что в результате такого подхода не последовало успеха, явилось жестоким разочарованием».

В названиях работ по психоанализу термин «инсайт» впервые появился в 1939 году в заголовке статьи Френча «Инсайт и искажение в сновидениях». Френч явным образом заимствовал этот термин у гештальт‑психолога Кёлера (Koehler, 1925). Кёлер описал появление у экспериментальных животных внезапного понимания того, как решить ту или иную проблему, в виде «инсайта». Френч рассматривал инсайт в психоанализе как сходное явление, то есть как «практическое осознание – буквально „схватывание“ – конфликтной ситуации». Френч не видел в таком инсайте терапевтический фактор как таковой, но усматривал в самом явлении предварительное условие дальнейшего решения задачи, решения, ведущего к выздоровлению.

Основная проблема в психоаналитической литературе после Фрейда заключается в необходимости определить качества, которые отличают «истинный» или «эмоциональный» инсайт, с одной стороны, и чисто интеллектуальный инсайт, с другой. Большинство психоаналитиков уверено, что такое различие существует, и что оно играет огромную роль с точки зрения психоаналитического метода. Чисто интеллектуальное знание психоаналитического взгляда на источники нарушения психики, очевидно, не является эффективным (в противном случае пациента можно было бы излечить, предоставив ему учебник по психоанализу). С точки зрения психоаналитической литературы необходимо известное эмоциональное переживание в качестве аккомпанемента тому, что считается эффективным инсайтом. Однако определение «истинного», «эмоционального» или «эффективного» инсайта поставило проблемы, которые пытались разрешить многие авторы (например, Barnet, 1978; Blacker, 1981; Bush, 1978; А. Freud, 1981; Hatcher, 1973; Horowitz, 1987; Kerz‑Ruehling, 1986; Kris, 1956a; Kubie, 1950; Michels, 1986; Myerson, 1960, 1963, 1965; Martin, 1952; Poland, 1988; Pressman, 1969a, 1969; Rangell, 1981; Reid & Finesinger, 1952; Richfield, 1954; Segal, 1962; Silverberg, 1955; Valenstein, 1962; Zilboorg, 1952).

Одной из трудностей, связанных с проблемой нахождения подходящего определения эффективного психоаналитического инсайта, является искушение впасть в тавтологию, то есть считать, что инсайт не является «истинным», если он не производит желаемого эффекта. Следовательно, инсайт, который производит желаемые перемены, является эффективным. Если мы хотим избежать этих трудностей, вероятно, необходимо разграничить понятие эмоционального инсайта и понятие «излечения», ибо положительный терапевтический эффект не является необходимым последствием первого. Рейд и Файнзингер (Reid & Finesinger, 1952) и Ричфилд (Richfield, 1954) пытались прояснить эту проблему применением философского анализа. Рейд и Файнзингер использовали термин «динамический инсайт» в качестве эффективной разновидности, цитируя высказывание Кьюби (Kubie, 1950) о том, что «инсайт начинает оказывать терапевтический эффект только когда он приводит к правильному пониманию соотношения между различными пережитыми событиями и бессознательными конфликтами, из которых возникают как невротические компоненты личности, так и сами невротические симптомы». Рейд и Файнзингер пытаются сами провести различие между «нейтральным» и «эмоциональным» инсайтом. Первый из них подразумевает, что «ни один из терминов, значение которых связано с актом инсайта, не имеет отношения к эмоциям, точно так же, как лицо, реализующее этот акт, ни в коей мере не осуществляет эмоциональную реакцию в момент инсайта». При «эмоциональном» инсайте «сама эмоция составляет часть субъектного материала, относительно которого пациент получает инсайт, или, выражаясь точнее, этот термин связан с отношениями, суть которых улавливается через инсайт». И, наоборот, инсайт может рассматриваться как «эмоциональный» или «динамически эффективный», если «заставляет пациента осознать некий факт, который сам по себе может представлять, а может и не представлять какую‑то эмоцию, высвобождающую или запускающую эмоциональную реакцию (response)». Вышесказанное, по‑видимому, и есть наиболее точное определение инсайта с психоаналитической точки зрения, определение, не обязательно связанное с «правильностью» или терапевтическим эффектом в качестве критерия.

Несмотря на признание того, что «интеллектуальные» элементы в инсайте сами по себе не эффективны, роль когнитивных процессов в порождении инсайта все больше признается (Barnett, 1978; Bush, 1978). Барнетт замечает, что «знание действительно становится инсайтом только тогда, когда сопровождается значительными изменениями в психической деятельности пациента и способах организации опыта. Наш интерес к инсайту должен сдвинуться в направлении перестройки и переструктурирования познавательной деятельности пациента как моста между инсайтом и терапевтическими изменениями».

Одновременно с возобновлением интереса к когнитивным аспектам инсайта происходил рост внимания, уделяемого специалистами по детскому психоанализу развитию способности к инсайту. Кеннеди (Kennedy, 1979) говорит о развитии способностей к инсайту, описывая изменения в этих способностях, происходящие на протяжении жизни, начиная от ребенка дошкольного возраста к отрочеству и взрослому возрасту. Эти способности развиваются «от случайных осознаний ребенком состояния удовольствия и боли к сознательному и объективному самонаблюдению взрослого с интрапсихическим фокусом, который, вместе с интегративными функциями эго, включает инсайт в полезные психические контексты». Кеннеди добавляет, что

«мы не ставим целью в детском психоанализе реконструировать для ребенка правдивую и „объективную“ картину его прошлого, но сосредоточиваем свои усилия на анализе его адаптации к ощущаемым им давлениям, воздействующим на него сейчас… Вмешательства аналитика организуют и артикулируют то, что переживает ребенок. Всякий раз, когда аналитик интерпретирует и выражает инсайты в терминах, которые способен понять ребенок, происходит новая интеграция… Мы должны понимать, что их „аналитическое понимание“ поглощается общей „переживательной“ матрицей».

Еще один специалист по детскому психоанализу Нейбауэр (Neubauer, 1979) подчеркивает, что

«детский анализ должен обратиться к фазам когнитивной организации… Это выдвигает на первый план роль самонаблюдения как одного из главных компонентов инсайта. Еще одно требование инсайта – это способность различать объект и само‑представления в контексте стабильной организации времени и пространства. Все эти различные компоненты инсайта важны для понимания его роли в психоанализе».

Анна Фрейд (A. Freud, 1981) пишет о развитии способности к инсайту в детстве и обсуждает вопрос о наличии и отсутствии этой способности как факторов нормального развития. Она считает, что для ребенка, не развившего адекватного инсайта, «второй шанс» в этом отношении дает юность.

Достижение инсайта – нормальное явление, связанное с развитием. Майкелз (Michels, 1986) отмечает признание психоаналитической теорией инсайта того, что

«психологическое развитие есть не только история устремлений организма, страхов, связей, моделей умственной деятельности, восприятий самого себя и других, понимания мира, но также и сдвигов, изменений, развития, важных открытий и осознаний самости. Психологическое развитие проходит через весь жизненный цикл, и для организации нашего понимания различных стадий развития могут быть важны самые разные перспективы. С точки зрения инсайта критическое значение здесь может иметь период, являющийся относительно „латентным“ с точки зрения влечений».

Грей (Gray, 1990) придерживается взгляда, что каждая новая ступень инсайта, достигаемая пациентом, «сопровождается важным, приобретаемым на опыте инсайтом, что эго взрослого действительно способно сознательно, силой воли справляться с ограничениями и разрядкой инстинктивных проявлений жизни… Этот аспект терапевтического действия есть форма познания своей способности управлять силами эго с помощью опыта постепенного автономного контроля над импульсами, подлежащими коррекции». Грей замечает, что «в соответствующие моменты, используя необходимые слова, я приглашаю пациента принять участие в наблюдении за тем, что происходит».

Роль повторного восстановления ранней аффективной связи с матерью и повторного обретения чувства инфантильного всемогущества при достижении инсайта подчеркивается в работе Мангхам (Mangham, 1981). При этом он развивает замечание Криса (Kris, 1956b), который в своей классической статье на данную тему заявляет, что в «инсайте „когнитивные элементы“ сливаются с особым видом точной уверенности». Статья Криса в свете более поздних открытий обсуждается в работе Абенда (Abend, 1988).

Значение образования у анализуемого «идеала инсайта» подчеркивается Блюмом (1981). Он пишет: «Психоаналитический инсайт в бессознательные процессы и содержания включает в себя постепенную трансформацию внутренних запретов и идеалов путем терпимого отношения к ранее запрещенным любопытству и знанию. Аналитический процесс зависит от послабления цензуры и анализа мотивов и способов самокритики и самонаказания».

В ряде работ освещается роль инсайта во взаимодействии пациента и психоаналитика в аналитической ситуации (например, Joseph, 1987; Mangham, 1981; Neubauer, 1979; Segal & Britton, 1981). Так, Шенголд (в сообщении Blacker, 1981) высказывает мысль о том, что процесс инсайта стимулируется аналитической ситуацией и тем, как взаимодействуют пациент и психоаналитик. Точно также Энтони (в сообщении Blacker, 1981) подчеркивает связь между инсайтом аналитика в свои собственные контрреакции на пациента и увеличением объема его знаний о внутренней жизни пациента. Вследствие этого можно считать, что анализ протекает в атмосфере взаимодействий между инсайтом психоаналитика и инсайтом пациента. Энтони (также, как и Blacker, 1981; Hatcher, 1973; Horowitz, 1987; Poland, 1988; Rangell, 1981) придерживается той точки зрения, что аналитический инсайт должен рассматриваться как процесс.

Хоровиц (Horowitz, 1987) указывает на то, что этот процесс открытия и инсайта может продолжаться и развиваться и после того, как курс лечения закончен. Он пишет: «Из ряда успешно проведенных психоанализов по всей видимости можно сделать вывод о том, что ответные реакции на интерпретацию, ведущие к полезному инсайту, подвергаются постоянному пересмотру как в ходе психоанализа, так и после его завершения. Эта постоянная ревизия позволяет учитывать собственные открытия пациента и связана с его памятью, реконструкцией или его биографией».

В дискуссии «О психическом изменении» (Naiman, 1976) Сандлер указывает на то, что «достижение инсайта с помощью вмешательства аналитика вызывает ре‑интеграцию с созданием новых аспектов психической организации. Как следствие проработки, этот инсайт может стать „автоматическим“, то есть может привести к подсознательному запрещению предшествующих способов деятельности и утилизации способов более адекватных». В таком контексте достижение инсайта ведет к «структурам инсайта», то есть наборам внутренних соотношений, которые могут использоваться для того, чтобы модифицировать и контролировать ранее усвоенные способы деятельности. Это должно включать в себя изменение во внутренних объект‑отношениях.

И, наконец, Поланд (Poland, 1988) делает ценное замечание по поводу аналитического инсайта, говоря, что

«инсайт связывает прошлое и настоящее, содержание и процесс в ментальное единство, недостаточно представленное логическим разумом и теорией. Клинический анализ вызывает к жизни внутренние силы в рамках уникального диадического контекста, в котором имплицитные смыслы приобретают непосредственное значение и, таким образом, позволяет историческим фактам вырасти и стать личными истинами… аналитик не может „дать“ инсайт. Его интерпретации могут предложить новые знания, его взаимодействия могут представить иной эмоциональный опыт, но пациент должен сам переварить эти знания или переживания с тем, чтобы превратить их в инсайты».

Представляется, что понятие «правильного» инсайта приводит к многочисленным сложностям (см. обсуждение исторической и повествовательной истин в предшествующей главе). С другой стороны, понятие «эффективного» инсайта может легко привести к тавтологии. Возможно, наиболее разумный подход к этой проблеме состоит в том, чтобы отличать «интеллектуальный» инсайт от тех его форм, которые либо высвобождают эмоции, либо связаны с каким‑то «эмоциональным состоянием», являющимся частью содержания самого инсайта. Такой подход согласовывался бы с точкой зрения, обсуждавшейся в данной главе, когда мы отмечали, что «по‑видимому, можно утверждать, что терапевтические изменения, являющиеся следствием действия психоанализа, зависят в большой степени от создания стройной и организованной концептуальной и эмоциональной системы, в которых пациент может эффективно поместить себя и свое субъективное переживание себя и других». Такой взгляд позволил бы нам понять, как различные психоаналитические и психотерапевтические точки зрения, отраженные в интерпретациях, даваемых пациенту, могут иногда оказаться одинаково эффективными с точки зрения терапевтических результатов.

Достигая понимания, что такое инсайт, возникает желание его постигать постоянно. В инсайт несет разную смысловую нагрузку, однако по сути он представляет собой постижение некоего смысла происходящего. В психоанализе человек постигает самого себя, а в психологии – сути происходящих вокруг явлений.

Интернет-журнал сайт определяет инсайт как явление, которое можно охарактеризовать как внезапное озарение. Оно происходит не по воле самого человека. Он абсолютно не контролирует данного процесса. Инсайт – это своеобразный конечный результат, вариант решения вопроса или сути явления.

Специалисты не могут дать четкого объяснения, как человек формирует инсайт, как он в нем развивается и проявляется. Человек получает лишь конечный результат всех операций. Инсайт – это ясная картинка, всплывающая в голове человека, которая вызывает ощущение понимания, нахождения чего-то нового, состояния «ага»-эффекта.

Нередко люди сталкиваются с различными явлениями или проблемами, которые им не понятны. Бывают ситуации, где человек должен принять решение. Однако здесь возникает сложность. Человек не понимает, чего-то не знает, не замечает либо его просто не устраивают предоставленные варианты. Мудрецы говорят, что решить одну проблему можно большим количеством способов. А если человек столкнулся с необъяснимым для себя, тогда он точно не знает, чего он не знает.

Инсайтом можно назвать озарение, когда человек наконец-то понимает, видит, осознает свое незнание. Это многие люди связывают с интуицией, которую тоже трудно контролировать и она проявляется в виде готового варианта той картины, которая человеком не замечается.

Инсайт переводится с английского как:

  1. Проницательность
  2. Просветление.
  3. Озарение.
  4. Понимание.
  5. Внезапная догадка.
  6. Проникновение в суть.
  7. Прозрение.

Человек наконец-то начинает видеть и понимать то, на что он ранее не обращал внимания либо просто не знал.

Что такое инсайт?

Пытаясь объяснить, что такое инсайт, ничего не приходит в голову, как фраза «чудесное озарение», когда человек длительное время заостряется на какой-то проблеме и находит ей решение, которое выходит за область его привычных знаний и опыта. Инсайт – это когда решение находится в той области, к которой человек никогда не прибегал, никогда не знал и даже понятия не имел, что такое может быть.

Инсайт вполне логично вписывается в ту ситуацию, в которой он произошел. Он нисколько не противоречит сложившимся обстоятельствам. Просто он является неким новым знанием, которым никогда человек не пользовался, даже не знал об его наличии.

Не всегда инсайт касается некой ситуации, которую человек обдумывает. Порой инсайт возникает сам по себе в ситуации, которой он вообще не касается. Таким ярким примером можно назвать падение яблока на голову Ньютона, который потом открыл закон всемирного тяготения.

В жизни многих людей случаются инсайты. Они возникают даже в тех ситуациях, в которых они не применимы, однако соприкасаются какими-то качествами или характеристиками с нынешним моментом. Человек может мыть посуду и понять, как происходят водовороты в океане. Человек может ехать в автобусе и понять, как общаться с клиентом, чтобы уговорить его принять предложение.

Инсайт – это некая картинка определенного вопроса. Причем она является одним из вариантов решений данного вопроса. Человек начинает видеть ситуацию более широко, по-новому. Однако инсайт нисколько не предполагает того, что человек воспользуется своим новым знанием. Он может дальше продолжать пользоваться своим прошлым опытом и достигать уже известных ему результатов, а может воспользоваться знанием, пришедшим ему вместе с инсайтом, чтобы попробовать достичь нового для себя результата.

Инсайт становится озарением лишь потому, что человек длительное время может чего-то не замечать, не знать или искать некий ответ. Инсайт – это долгожданный ответ на тот вопрос, который мучил человека. Причем необязательно, что человек получит ответ, который будет его устраивать. Просто он получает некое новое знание, которое более широко позволяет посмотреть на ситуацию. А воспользуется человек им или нет, уже является его дальнейшим решением.

Как возникает инсайт? На данный вопрос трудно ответить. Это мыслительный результат, который осуществляется сам по себе в голове человека, который он не контролирует. Инсайт приносит воодушевление и дает положительную энергию, даже если человек новым знанием не пользуется. А если инсайт дает ответ, который удовлетворяет индивида, тогда он становится желательным при решении любого вопроса.

Следует понимать, что инсайт – это не решение проблемы, а некое понимание, которое ранее было неведомо человеку. Оно может дополнять картину, может ее решать, а может просто быть ее частью. Инсайт бывает разным, поэтому и использование его потом становится разным.

Инсайт – что это в психологии?

Инсайтом в обыденном понимании считается постижение сути некоего устройства или явления.

  • Психотерапевтическая практика подразумевает под инсайтом постижение своих интеллектуальных и чувственных проявлений не только с субъективной точки, но и с объективной позиции.
  • Инсайтом называют понимание чего-то, что не связано с прошлым опытом.
  • Интеллектуальный инсайт – это видение базиса или состояния.
  • рассматривает инсайт как метод нахождения решения проблем.

Инсайт – это некое решение без понимания того, как человек пришел к этому решению. К инсайту человек приходит, пройдя следующие 4 этапа:

  1. Сначала человек сталкивается с некой проблемой, ситуацией, явлением, что запускает умственную работу. Возникает вопрос либо ставится задача.
  2. Затем человек начинает искать пути решения вопроса или задачи. Он обращается к своему прошлому опыту, делает логические суждения, обращается к мнению общества и т. д. Если все предлагаемые варианты его не устраивают либо не дают должного решения, тогда он оказывается в тупике. Мозг может решать проблему до определенного уровня, а потом пасует, если все предложенные варианты не помогают или не страивают.
  3. На третьем этапе происходит инсайт, который часто появляется, когда человек забывает о проблеме, не думает о ней, отвлекается, отдыхает, находится в измененном состоянии, например, спит или дремлет. Так, многие, кто испытал инсайт, предлагают другим отвлекаться от проблем, которые люди пытаются решить и не находят выхода, ожидая некоего озарения.
  4. Инсайт приносит с собой гамму чувств, которые человек испытывает:
  • Убежденность в истинности и бесспорности решения.
  • Чувство облегчения и удовлетворения.
  • Простота решения.

Как достичь инсайта?

Поскольку инсайт можно сравнить с озарением и постижением истинного знания, которое обязательно поможет человеку в его жизни, каждый желает его вызывать у себя. Но здесь возникает трудность, поскольку пока еще не понятно, как инсайт формируется в голове человека. Можно лишь дать рекомендации по тому, в каких состояниях инсайт возникал у других людей, которые могут способствовать его возникновению:

  1. Отвлекитесь от проблемы. Если вы длительное время раздумываете над решением какой-то проблемы, то пытаетесь контролировать мыслительный процесс. Инсайт сам себя сформирует, просто нужно дать своей голове свободу действий. А пока человек контролирует, он не получает инсайта, однако может достичь лишь частичного знания.
  2. Соберите как можно больше информации о своей проблеме. Изучаете вы явление или познаете человека, соберите всю доступную информацию о своем объекте. Задавайте вопросы, получайте знания, все закладывайте в свою голову. При этом не старайтесь сильно анализировать информацию. В голове процессы сами произойдут, проанализируют информацию и выдадут вам конечный результат на основе той информации, которую вы закладываете.

Некоторые предлагают полное расслабление и медитацию как средство постижения озарений. Данный метод не исключается, поскольку в данном случае рассматривается эмоциональный инсайт. Когда человек успокаивает свои эмоции, не оценивает ситуацию, оказывается здесь и сейчас, перестает переживать и бояться, тогда ему доступно некоторое озарение. Оно, конечно, может быть неполным или не таким глубоким, как внезапный инсайт, однако даже это знание может дать ответ на поставленный вопрос.

Проблема инсайта заключается в том, что человек его не контролирует. Соответственно, он не может достичь озарения по первому своему желанию. Порой люди ждут годами, когда они получат некое знание, отвечающее на их вопрос. Инсайт не придет по первому требованию и желанию человека, что и делает его неуловимым и трудно ощутимым.

Следует отличать истинный инсайт от ложного. Ложным инсайт становится, когда психологически человек перенапрягается в желании найти ответ на поставленный вопрос. В итоге мозг выдает ему хоть какую-то информацию, которую сумел переработать под давлением сознания человека. Индивид может подумать, что его настигло озарение. На самом деле он просто выдавил из головы какую-то информацию.

Отличить истинный инсайт от ложного достаточно легко – обратите внимание на свои ощущения:

  1. При истинном инсайте вы ощущаете легкость, воодушевление, удовлетворенность, видите логичность нового знания.
  2. При ложном инсайте вы не ощущаете, что до конца все поняли, отсутствует удовлетворение, логичность присутствует, но она и так была очевидна.

Чтобы постичь инсайт, психотерапевты предлагают следующий метод: свободный поток мыслей. Человек, который хочет что-то для себя понять, должен начать говорить все, не задумываясь, что касается его проблемы. Пусть говорит даже о том, что не касается его проблемы, если вдруг возникли такие мысли.

Хорошо, если поток монолога слушает другой человек – специалист, который замечает все стыковки из бессвязной речи. Человеку говорить и слушать себя одновременно очень сложно. Однако при самостоятельной работе можно воспользоваться не устным изъяснением мыслей, а письменным. Напишите целый текст того, что вы думаете по тому или иному вопросу. А затем спустя несколько дней или недель прочитайте написанное. Вы можете увидеть суть проблемы и даже ее решение, которого ранее не видели либо просто не замечали, как сами его проговаривали.

Что такое инсайт в итоге?

Инсайт – прекрасная возможность открыть для себя новые знания и решения. Человек его постигает в расслабленном и спокойном состоянии. Здесь алкоголь не поможет, поскольку он может вызывать совершенно иные процессы в организме. Для инсайта нужна свежесть и ясность ума, который хочет думать, получать информацию и выдавать готовые решения.

Инсайт [англ. insight - понимание] - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Понятие "И." введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Келера (1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и "слепом" научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера и К. Дункера применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие "И." приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте И. - одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения. И. представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией. Наиболее яркие примеры И. дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии И. рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением.

А.В. Юревич

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Инсайт (в психотерапии) (англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - мгновенное (а не в результате длительных поисков) решение клиентом проблемы, что обеспечивает переход к новой когнитивной структуре (новому пониманию прежде не осознаваемых связей между настоящим...

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от англ. insight проницательность, понимание). 1. Прямое знание, ясновидение, способность человека получать информацию о событиях или вещах, которые на данном этапе никому не известны. 2. В интуитивистической теории познания постижения, «озарения». 3. В гештальтпсихологии –...

Философский словарь

(англ.-проницательность, понимание): 1. Прямое знание, Ясновидение, психическая способностьчеловека получать информацию о событиях или вещах, которые на данном этапе никому не известны. 2. В интуитивистической теории познания – непосредственное постижение, "озарение". 3. В...

Психологический словарь

(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - понятие, введенное в гештальтпсихологию - в 1925 г. В. Келером - . Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые...

Психотерапевтическая энциклопедия

Понятие И. (англ. insight - постижение, озарение) отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение...

Психологическая энциклопедия

Понятие И. (англ. insight - постижение, озарение) отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опытапонимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы....

Психологическая энциклопедия

(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации, нахождение решения задачи. Научение путем И. открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (...

Что такое инсайт? Это весьма интересный и многозначный термин из области психиатрии, психоанализа и психологии. Им определяется сложное интеллектуальное явление, характеризующееся неожиданным, отчасти интуитивным прорывом к пониманию той или иной проблемы и последующим нахождением решения. Иначе это ещё называют озарением.

Обращаясь к гештальтпсихологии

Специалистами данной области уже давно дан ответ на вопрос касательно того, что такое инсайт, в соответствии с учениями. Как всем известно, гештальт - нечто, отличающее сумму от целого. Простым примером можно считать мелодию. Она состоит из отдельных звуков. Они при определённом сочетании и последовательности образуют узнаваемую складную мелодию. Она в данном случае и есть гештальт.

Итак, стоит вернуться к теме. Инсайт - это в психологии долгожданный ответ, найденный неожиданно и внезапно. Это усмотрение сути проблемной ситуации, которое способно помочь завершить гештальт. И данный феномен не случаен.

Дело в том, что человек, не нашедший ответа на волновавший его вопрос, будет продолжать его поиски даже на бессознательном уровне. И в один момент, под воздействием тех или иных обстоятельств, его «озарит» решением. Инсайт возникает на основе слуховых и зрительных образов, событий прошлого и переживаний. Иначе говоря, к его появлению приводит соединение ассоциаций и информации.

Воодушевление

Это именно то, что человек ощущает, когда наступает эмоциональный инсайт. Более того, воодушевление смешивается с невероятным духовным подъёмом, радостью, волнением, экстазом. Можно понять, почему. Ведь чувство наличия нерешённой задачи всегда приводит человека к внутреннему дисбалансу. Есть проблемы, которые настолько волнуют людей, что те не могут ни есть, ни спать, ни спокойно существовать.

И когда к ним приходит понимание, озарение, их баланс восстанавливается, а сопровождается всё это вдохновением и эмоциональным подъемом.

Впрочем, далеко не все решения можно назвать инсайтом. Чаще всего ответ приходит в процессе тщательного анализа или увлечённого мыслительного процесса. Спутать это с инсайтом невозможно. В момент озарения человека будто накрывает волной того, что он осознал. А когда он сам находит решение, у него лишь возникает восторженное: «Наконец-то я это сделал!»

То, что предшествует инсайту

Озарение наступает не сразу. Сначала человек находится в так называемой фазе подготовки. Она полностью им осознаётся. На этом этапе человек собирает данные о проблеме и планирует возможные способы её решения.

Затем наступает инкубационный период. Человек перестаёт фокусироваться на проблеме и прилагать целенаправленные усилия на её решение. Ничего не получается, поэтому он посвящает время отдыху или занимается другими делами.

И вот тогда наступает озарение, которое становится итогом работы подсознания, которое вместо человека переосмыслило все факты, собранные им изначально.

Инсайтом процесс не заканчивается. Наступает фаза проверки, когда снова начинает работать сознание. Человек формирует пришедшую к нему идею и «тестирует» её на практике.

Виды инсайта

Всего их два. Первый вид - эмоциональный. Такой инсайт обычно характеризуется как глубокое и истинное понимание природы какого-либо явления. Но есть и другое определение. Эмоциональным инсайтом нередко называется фактор или элемент успешной терапии. А в психоанализе это озарение характеризуется как способность целиком постичь значение символических проявлений и бессознательного.

Второй вид - это интеллектуальный инсайт. Данный термин характеризует интуитивное понимание сути чего-либо. Состояния психики пациента, например, или мотивов действий другого индивида. В то же время в психоанализе интеллектуальным инсайтом называется умение человека грамотно формулировать собственную динамику и психопатологию.

Сфера психиатрии

Не будет лишним затронуть вниманием и её, рассказывая о том, что такое инсайт. Определение понятию было дано чуть выше. Теперь стоит поговорить о его сути.

Итак, инсайт - это значимый фактор, предопределяющий эффективность фармакологической и психиатрической терапии людей, страдающих расстройствами, а также влияние данных методов на комплаентность (приверженность лечению) пациентов.

Ещё это понятие отождествляется с критикой человека к своему заболеванию. В таком смысле принято употреблять словосочетание «когнитивный инсайт». Он проявляется тогда, когда пациент осознаёт, что симптомы его заболевания отражают патологические отклонения в психике.

Случаи из жизни

Есть довольно известные и занимательные примеры инсайтов. Взять, к примеру, закон Архимеда статики жидкостей. Его образование - результат инсайта. Древнегреческий физик просто отправился принимать ванну, но вдруг заметил, что вода из неё вытесняется в том объёме, который занимает его тело. Ассоциации сопоставились со знаниями - и вот, учёный уже бежит по улицам Сиракузы, крича известное «Эврика!».

Не менее ярким примером является Дмитрий Иванович Менделеев. Над периодической таблицей химических элементов русский учёный-энциклопедист думал на протяжении долгих лет. И однажды во сне она ему привиделась. Элементы были расположены по мере необходимости! Дмитрий Иванович тотчас проснулся, записал увиденное на бумаге и заснул.

Конечно же, нельзя не вспомнить инсайт Исаака Ньютона. Британский физик отдыхал после обеда в саду под тенью яблонь и пил чай. Внезапно с дерева упал плод. Ньютон задумался: «Почему яблоки падают всегда лишь перпендикулярно земле?» Картина произошедшего подтолкнула учёного на мысль о том, что та же сила, которая заставляет плод упасть, удерживает Землю от приближения к Солнцу, а Луну - от падения на нашу планету. Так и был открыт закон о силе гравитации.

Ложное озарение

Это понятие тоже следует отметить вниманием, рассказывая про инсайт. Это в психологии очень интересное явление, которое настигает человека после длительного мыслительного процесса. Ведь он, столкнувшись с проблемой, обращается в первую очередь к личному опыту для её решения. Логично, что человек предпринимает попытки применить ранее полученные знания в решении проблемы, сложившейся в настоящем.

Но когда на протяжении долгого времени у него ничего не получается, психика перенапрягается. Чтобы организм расслабился, подсознание выдаёт человеку ложное решение, которое ему, на почве безысходности, кажется идеальным.

Так работают защитные механизмы психики. Она истощена, человек устал, вполне возможно, что на почве всего этого ослабился его иммунитет, и появились неврозы. Всё из-за слишком усердного поиска ответа на свои вопросы. Потому и появляется ложное озарение. Вот только его отличие от инсайта заключается в том, что оно ложное. А значит, недействительное.

Психологическая защита

О ней также хотелось бы вкратце рассказать. Защитные механизмы психики представляют особый интерес. Поскольку они задействуются в тех случаях, когда минимизация отрицательных переживаний крайне необходима. И затяжные ситуации, в которых человек думает только о решении той или иной проблемы, относятся именно к ним.

Защитные механизмы в один момент срабатывают и ослабляют внутриличностный конфликт, уменьшая беспокойство и снимая напряжение. Таким образом, поведение человека регулируется, психика уравновешивается, а приспособляемость повышается.

Существует множество видов защиты, каждый из которых по-своему интересен. Это вытеснение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование, рационализация, обесценивание, перенесённая агрессия, изоляция, регрессия и фантазирование. Отношение к рассматриваемой теме имеет только последний вид защиты. Фантазирование проявляется в создании человеком вокруг себя искажённой реальности. Он стал настолько одержим волнующей его проблемой, что принялся искать варианты её решения там, где их нет. Но он находит. Точнее, ему так кажется. На деле решение оказывается придумкой - чем-то вроде ложного озарение. Но человек настолько устал, что готов поверить даже в фантазии.

Мнение бихевиористов

Нельзя не затронуть и его вниманием, рассказывая о том, что такое инсайт. Бихевиоризмом называется направление в психологии, изучающее поведение животных и человека. Оно появилось в начале прошлого века. И радикально преобразовало подход к психике. Потому что основным положением бихевиоризма стало следующее утверждение: предмет психологии - это поведение. А не сознание, как всегда считалось.

Поэтому ни для кого не стало удивлением категоричное отношение бихевиористов к вопросу существования инсайта. Учёные данной области просто отрицают его наличие. Они утверждают, что данное понятие элементарно «высосано из пальца», и объективных оснований для его существования нет.

Почему бихевиористы так считают? Потому что они всегда всё измеряют. А что такое инсайт? Внутреннее переживание, не поддающееся измерению. Тем более в лабораторных условиях.

Как достичь озарения?

Этот вопрос интересует многих людей. Вряд ли есть те, кому не хотелось бы испытать то самое ощущение, которое настигло Ньютона, Менделеева и Архимеда. Но как это сделать?

Никак, поскольку инсайт - явление, приходящее к человеку из сферы бессознательного. Но зато можно поспособствовать его образованию.

Во-первых, нужно научиться отпускать мысли и как можно чаще отвлекаться. Это сложно. Поскольку озарения человек ждёт именно тогда, когда он находится в критической ситуации, при которой решение должно было быть «ещё вчера». Но, если ему нужен инсайт, а не «ложная эврика», придётся научиться не думать о проблемах и переключать внимание на какие-то посторонние, отвлечённые вещи.

И это поможет. В прогулках, книгах, фильмах и разговорах по душам, езде на велосипеде и многом другом нередко проскальзывают метафоры, способные дать ответы на волнующие вопросы. Почему в одной и той же киноленте каждый человек находит индивидуальный смысл? Потому что подсознание ищет ответы лишь на те вопросы, которые волнуют именно его.

Из этого следует вывод. Чтобы подсознанию работалось легче, необходимо предоставить ему как можно больше отвлечённых ситуаций. Чем выше будет этот максимум - тем быстрее найдётся «та самая» метафора.