Биографии Характеристики Анализ

100 лет февральской революции мероприятия. Какой вопрос больше всего волновал крестьян? «Радио Свобода»: Революция в фотографиях

С докладами выступили: директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян; директор Института российской истории РАН Юрий Петров; директор Государственного архива Российской Федерации, профессор Сергей Мироненко; главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН Сергей Кара-Мурза, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Виктор Мальков, заведующий сектором политической экономии Института экономики РАН Михаил Воейков, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров и другие ученые и эксперты.

Открывая обсуждение о значении и месте в мировой истории российской революции, Владимир Мединский отметил, что «при всем расхождении взглядов на события почти столетней давности мы не можем отрицать тот факт, что сама попытка построения на земле справедливого общества решительным образом изменила пути исторического развития не только России, но оказала огромное влияние на прогресс народов всей планеты».

Владимир Мединский подчеркнул, что разница во мнениях, которая существует и должна существовать в научном обществе – это лишь повод для диалога, основа для компромисса, а не для конфликта:

– Объективное изучение периода революции позволяет нам сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны. Нельзя делить предков на однозначно правых и виноватых, каждая из сторон по-своему понимала, как добиться процветания родины. И красными, и белыми двигало то, что мы сегодня называем патриотизмом.

Войну с памятью развязывать нельзя. Беспамятство – страшный диагноз.

  1. Признание преемственности исторического развития России от Российской империи, через СССР к современной России.
  2. Осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года, и последующей Гражданской войной
  3. Уважение к памяти героев обеих сторон – красных, белых, других партий, которые оказались втянуты в гражданское противостояние. все они отстаивали свои идеалы и те, кто не виновны в массовых репрессиях и военных преступлениях, должны войти в единый пантеон вечной памяти.
  4. Осуждение идеологии революционного террора
  5. Понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных союзников.

В завершении своего выступления Владимир Мединский рассказал об идее создания и установки в Крыму к 100-летию русской революции «Памятника примирения», который станет доказательством того, что «гражданская война наконец-то закончилась»:

– После того как Крым вернулся, образно говоря, «в родную гавань», оттуда к нам поступила инициатива - установить в Крыму памятник примирения. Эта идея витает в воздухе. Символ, установленный там, где закончилась гражданская война, может действительно стать доказательством того, что эта война наконец-то закончилась.

Академик Александр Чубарьян выделил несколько тем для дискуссий относительно влияния Российской революции на историю:

– Поставить революцию в мировой контекст, так как в результате Первой мировой войны с карты мира исчезли четыре империи – Австро-венгерская, Османская, Германская и Российская. Первая мировая война явилась одним из главных событий, определивших лицо XX столетия. Известный американский политолог Джордж Кеннет сказал, что все, что произошло в Европе в ХХ веке, вышло из Первой мировой войны

Тема взаимодействия революции и реформ. Изучение проблемы террора и насилия в революции. Тема влияния революции на мировое развитие. В Советское время очень популярна была тема что революция явилась причиной социальных перемен. Конечно, нельзя преувеличивать, но именно с революцией появились теории социального государства, и во многих странах начались социальные эксперименты.

Еще одна тема – взаимосвязь революции и ленинизма с последующим развитием. Надо посмотреть на взаимосвязи ленинских теорий первых лет и системы сталинского социализма. Есть ли преемственность, по каким линиям она шла. Также надо вернуться к проблеме опасности раскола наций. Так как главная отрицательная черта революции – это раскол и попытка противоборствующих сторон утвердить свою точку зрения путем уничтожения другой стороны.

Сергей Кара-Мурза предложил рассмотреть Российскую революцию как диалог и конфликт цивилизационных проектов:

– И русская революция, и перестройка конца ХХ века с последующей реформой показали, что в действительности цивилизация является ареной конкуренции (или борьбы, даже вплоть до гражданской войны) нескольких культурно-исторических типов, предлагающих разные цивилизационные проекты. Один из этих типов (в коалиции с союзниками) становится доминирующим в конкретный период и «представляет» цивилизацию.

Реформы Петра, несмотря на все нанесенные ими России травмы, не были псевдоморфозами, они опирались на волю культурно-исторического типа, сложившегося в лоне российской цивилизации и начинавшего доминировать на общественной сцене. Модернизация и развитие капитализма во второй половине ХIХ века вызвали кризис этого культурно-исторического типа и усиление другого, вырастающего на матрице современных буржуазно-либеральных ценностей. Это было новое поколение российских западников, но вовсе не клон западных либералов.

На короткое время именно этот культурно-исторический тип возглавил общественные процессы в России и даже осуществил бескровную Февральскую революцию 1917 г. Но он был сметен гораздо более мощной волной советской революции. Движущей силой ее был культурно-исторический тип, который стал складываться задолго до 1917 года, но оформился и получил имя уже как «советский человек» после Гражданской войны.

Трудный ХХ век Россия прошла, ведомая культурно-историческим типом, получившим имя «советский человек». Советские школа, армия, культура помогли придать этому культурно-историческому типу ряд исключительных качеств. Когда советский тип стал переживать кризис идентичности, вперед вырвался культурно-исторический тип, проявивший наибольшую способность к адаптации. Его можно назвать мещанством – продукт кризиса советского общества.

Виктор Мальков , рассматривая период 1914-1918-х годов, отметил, что Россия, «пройдя через полосу недобросовестно исполненных «великих реформ» Александра II и контрреформ, связанных с именем его сына Александра III, не смогла вписаться в мировой прилив реформаторства, задуманного с прицелом на будущее, непосредственно предшествовавшего 1914 году и захватившего частично войну, особенно в области экономики»:

– «Россия, – писал В. О. Ключевский еще в 1898 году, – на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы, что делать? Ответа нет». Прошло еще 10 лет, а ответ так и не был найден. Догоняющий тип развития был сохранен и в кризисный момент истории 1914–1918 годов, в очередной раз подтвердив неизменность традиционному мышлению, т. е. упованию на авось и фаталистическому безволию.

Михаил Воейков выступил с докладом «Русская революция: одна или две?», и назвал этот вопрос главной проблемой в понимании трактовки русской революции:

– В советский период нужно было научно оправдать социалистический характер Октябрьской революции и дальнейшее строительство социализма в экономически и культурно очень отсталой стране. Ведь, с научной точки зрения делать социалистическую революцию в по сути феодальной стране, толком не прошедшей этап капиталистического развития, было бы противоречиво. Вопрос, таким образом, сводился к определению степени развитости капитализма в России к 1917 году.

Но после реформы 1861 г. можно говорить лишь о начале процесса накопления капитала, и то с большой степенью условности. Ибо к началу первого этапа индустриализации в последней четверти того века собственного капитала в стране было мало. На этот период приходится лишь начало «первоначального накопления», которое было прервано Первой мировой войной. Никакого нормального буржуазного (капиталистического) общества в России просто не было.

Закончил свой доклад Михаил Воейков цитатой из «Несвоевременных мыслей» М. Горького:

«Самое интересное и значительное - буржуй растет! Социалистическое отечество и вдруг - буржуй растет! И такой, знаете, урожай на него, как на белый гриб сырым летом. Мелкий такой буржуй, но - крепкий, ядреный».

– Вот и сегодня буржуй стал ядреным, – подвел итог Михаил Воейков.

Владимир Лавров заявил о своем несогласии с тезисами, определяющими отношение к революции, которые были выдвинуты на открытии круглого стола, и призвал к покаянию, которое должно включать в себя государственное и юридическое осуждение совершенного Лениным и Сталиным. Главным авторитетом в отношении к революции Владимир Лавров назвал святого Патриарха Тихона, который в это время возглавлял Русскую Православную Церковь:

– В Новогоднем слове в первый день 18-го года Патриарх дал свою оценку происходящему: «Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства?… Эту высокомерную затею их постигает та же участь,что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши».

И в заключение сформулирована принципиальная позиция Русской Православной Церкви: «Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано…».

Патриарх выступил против кровавых расправ в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и в других городах отчизны. Как известно, самой кровавой был расстрел мирной демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы, – требовал православный пастырь. – Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствует вас…».

То есть руководители коммунистической партии, прежде всего Ленин, подвергнуты анафеме. А тьма века сего – таково духовно и нравственно состоятельное определение строящегося социализма.

Ранее наступление 1918 года, а теперь первая годовщина Октябрьской социалистической революции «вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды», говорилось в патриаршем Обращении к совнаркому от 7 ноября. «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, – убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя»

Говоря о перспективе, о том, как выбираться из черной дыры, в которой мы оказались, Патриарх в Послании 8 октября 1919 г. говорил, что «никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто, не спасет России от нестроения и разрухи, пока Правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно…»

Это важнейшее положение – никто нас не спасет кроме нас самих, но необходимо покаяние. А его нет, и я думаю, что оно-то и необходимо и должно включать в себя государственное, юридическое осуждение совершенного Лениным, Сталиным. Без этого не будет возрождения России, должного экономического развития.

Безусловно Патриарх считал невозможной консолидацию с теми, кто служил сатанизму – с красными бесами. Предстоящий юбилей вызывает тревогу. 100 лет милостью Божией и подвигом новомучеников мы смогли пережить коммунистическое иго, но мы его не преодолели.

Боюсь, как бы Господь не преложил милость на гнев. Сегодня много сказано хорошего, но много и недосказанного, есть ощущение что авторы обращения как ужи на сковородке вьются чтобы остаться объективными и в то же время примириться с партией Сталина-Ленина. Это невозможно.

Как говорила святая Матрона Московская, «Если народ не покается, то он исчезнет».

Министерство образования Рязанской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждения

«Рязанский колледж имени героя Советского Союза Н.Н. Комарова»

ПЛАН

внеклассного мероприятия

Варские 2017

План открытого внеклассного мероприятия.

Цель: - создать у обучающихся целостную картину событий февральской

революции;

Способствовать верному нравственному и этическому осмыслению

событий февраля 1917 года;

Развитие исторического мышления;

Воспитывать чувство патриотизма и уважения к историческому

прошлому нашей Родины;

Продолжать формировать информационные и коммуникативные

компетентности.

Задачи:

    способствовать сплочению студенческого коллектива через включение всех студентов группы в совместную творческую деятельность;

    способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей;

    развить инициативу, раскрыть творческие способности студентов.

Форма проведения: просветительское мероприятие

Сфера: - « Я и мир» - продолжать развивать потребности духовно - нравственных

качеств и творческих способностей;

- «Я - общество» - продолжать формировать гармонично развитую личность;

Социальная роль: общественная

Время и место проведения: читальный зал, 45 минут

Участники: студенты колледжа

Преподаватель: Г.Н.Вилкова, В.Г. Филатиков.

Оформление и оборудование: - презентация «Февраль 1917»

Музыкальное сопровождение;

Проектор, компьютер

Ожидаемый результат: положительные эмоции, сплочение коллектива,

желание студентов участвовать в других

мероприятиях колледжа.

Сроки реализации и этапы:

Деятельность

преподавателя

Подготовительный

1-2 недели

Обсуждают выбранную тему

Озвучивает тему и цель мероприятия

Определяют свою роль в подготовке мероприятия

Распределяет роли

и задания

Подбирают материал

Консультирует

Составляют план, сценарий

Организует работу

с текстом, корректирует записи

Проводят репетиции

Контролирует

Готовят презентацию

Проводит консультации по подготовке презентации

Реализация

1 день

Подготавливают, оформляют

читальный зал

Подготавливает оборудование

Выступают в роли ведущих, чтецов, артистов

Выступает в роли соведущего

Подведение итогов, рефлексия

День проведения открытого мероприятия

Участники обмениваются впечатлениями

Подводит итог мероприятия, благодарит участ-ников мероприятия

Возможные риски: выход из строя оборудования, низкий интерес

к проведению мероприятия со стороны обучающихся.

2. Сценарий открытого внеклассного мероприятия.

Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте! Сегодня мы проводим мероприятие посвященное столетию со дня Февральской революции. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Интересным фактом является то, что календарь 1917 года и 2017 года полностью совпадают. Более того такой любимый народом праздник как Масленица выпадал на те же дни, что и в этом году. И так я предоставляю слово ведущим.

Первый ведущий: В своем парламенту президент отметил, что наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. "Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением.

Второй ведущий: Об этом писал и выдающийся русский и советский философ Алексей Федорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, писал он. Мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое неотъемлемое, родное.»

Первый ведущий: « Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины. И уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь», - подчеркнул .

Второй ведущий: февральская революция 1917 года в России ещё носит название Буржуазно-демократической. Она вторая по счёту революция (первая произошла в 1905 году, третья в октябре 1917 -го). Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита.

Первый ведущий: Причин февральской революции было несколько.

Видеофрагмент « Кому была выгодна февральская революция»

Второй ведущий: Искрой в бочке пороха стали всего лишь трехдневные перебои в Петрограде с черным хлебом. Только с черным - белый, чуть подороже, лежал свободно. Для этого имелись и объективные причины - снежные заносы, помешавшие подвозу муки. Пошли слухи; что на хлеб введут карточки, и дефицит тут же усилился: хлеб начали скупать на сухари. Все большее число людей, отстоявших “хвост” - т. е. очередь, которые и без того возмущали тогдашних россиян, - оставались с пустыми руками.

Музыкальное сопровождение Яскин Глеб, читает Арутюнян Джаан.

«…Уже несколько дней мы жили на вулкане… В Петрограде не стало хлеба, -транспорт сильно разладился из-за необычайных снегов, морозов и, конечно, из-за напряжения войны… Произошли уличные беспорядки… Но дело было, конечно, не в хлебе… Это была последняя капля…Дело было в том, что во всем этом огромном городе нельзя было найти несколько сотен людей, которые бы сочувствовали власти … И даже не в этом…Дело в том, что власть сама себе не сочувствовала… Не было в сущности, ни одного министра, который верил бы в себя и в то, что он делает…Класс былых властителей сходил на нет…» (Вас. Шульгин «Дни»)

Первый ведущий: Город забурлил.

Видеофрагмент: Кровавая революция 1017 года Россия на крови.

Первый ведущий: 2 марта, ночь – Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

Второй ведущий: 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.

Первый ведущий: 4 марта – в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николай II и Манифест об отречении Михаила Александровича.

Музыкальное сопровождение студент группы 2 ЗЧС «Б» Яскин Глеб, читает Арутюнян Джаан.

«Человек бросился к нам – Милые! – закричал он и схватил меня за руку – Слыхали? Нет царя! Осталась одна Россия. Он крепко расцеловался со всеми и бросился бежать дальше, всхлипывая и что-то бормоча…был уже час ночи, когда Ефремов обыкновенно спал непробудным сном. Вдруг в этот неурочный час раздался гулкий короткий удар соборного колокола. Потом второй удар, третий. Удары учащались, тугой звон уже плыл над городком, и вскоре к нему присоединились колокола всех окрестных церквей. Во всех домах зажглись огни. Улицы заполнились людьми. Двери во многих домах стояли брошенные настежь. Незнакомые люди, плача обнимали друг друга. Со стороны вокзала летел торжественный и ликующий крик паровозов. » (К. Паустовский «Беспокойная юность»)

Второй ведущий: Император вернулся домой и был взят под следствие. Очень переживал, когда узнал, что в общей массе на сторону революции ушел даже его конвой из 500 чел., каждого из которых он знал лично, и не только по именам. Вот так совершилась “общенародная, светлая и бескровная” революция. Между прочим, не такая уж бескровная. Только в столице в дни революции были убиты и ранены 1443 человека. Значительную долю погибших составили служащие Петроградской полиции. Потом ходили упорные слухи, что именно полицейских похоронили на Марсовом поле под видом "героев революции". Так это или нет, но в революционном хаосе они действительно стали одними из немногих героев, до конца исполнивших свой долг.

Первый ведущий: Стих «К Февральской революции» Сергея Момджи Читает Михачёв Данил.

Февраль по-старому, а новый - март,
И год семнадцатый со знаком,
Он революцией теперь богат,
Одной такою в нём он датой.

Февраль и Петроградская заря,
Что это было? Горе, благо?
Когда "Долой!", и сбросили царя,
Не изменяя даже флага.

Безвольный царь, бездарная война,
И миллионы недовольных,
Народ и генералы, вся страна,
Участники тех дней невольных.

Свобода же! Бант красный на груди,
И в головах идет кружение,
Братанья! Пораженья позади?
И на фронтах в войсках брожение.

И безответственные болтуны,
Названье даже - Временные,
Разлад, грабеж, развал страны,
И новой революцией беременны!

Народу только пули и штыки,
Для них нагайки у казачьих сотен,
У капитала все рабы они,
И им народ всё так же обездолен.

Развал империи, конечно же, беда,
Свобода, ну, конечно - это благо,
Но только мощной стать должна страна,
И власть народу всю отдать бы надо!

И тот февраль - и благо, и беда,
Он показал: всё по плечу народу,
А либералы - болтуны всегда,
И жди беду, коль делают погоду!

Первый ведущий: Хороша или плоха была Февральская революция? Нужна или нет? Вряд ли этот вопрос имеет смысл. Февраль, в отличие от Октября, был стихийным явлением. Как в грозовой туче: накопилась разность потенциалов - и грянуло. Вряд ли можно выделить и правую сторону в данном социальном конфликте.

Второй ведущий: В заключении уместно процитировать русского историка Василия Осиповича Ключевского. "История, - отмечал он, - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков". Усвоили ли мы уроки событий столетней давности покажет время.

Первый ведущий: На этом наше мероприятие закончено. Спасибо за внимание.

Период правления Николая II получил всемирную, но, увы, печальную славу. Более 20 лет царь и его ближайшее окружение совершали одну ошибку за другой: начало XX века ознаменовалось крайне неудачной войной с Японией, во время которой началась Первая русская революция. Тогда царь смог спасти жизнь и престол, пойдя на невиданные для абсолютистской России уступки.

6 августа 1905 года по его инициативе была учреждена Государственная дума, а затем был написан и вступил в силу Манифест 17 октября 1905 года, который иногда называют первой русской конституцией. Этот документ юридически уничтожил тот политический строй, который существовал в России со времён образования централизованного государства, и теоретически направил страну в мирное русло конституционной монархии. Манифест гласил:

«Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».

Манифест даровал населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

На деле, конечно же, вся власть продолжала принадлежать царю. Даже европейские справочники, описывая тот период жизни Российской империи, называли его «конституционной монархией при самодержавном государе».

На практике это означало, что император имел право блокировать решения Думы и даже распускать её по собственному желанию, чем Николай II не замедлил воспользоваться: первые две прекратили своё существование, не отработав и года. Среди основных причин столь быстрого роспуска называют неумение депутатов приходить к компромиссу, а следовательно, и продуктивно работать. Кроме того, и сам Николай крайне отрицательно относился к идее ограниченной монархии.

«Я никогда, ни в каком случае не соглашусь на представительный образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа», — говорил он за год до подписания манифеста.

Этот законодательный акт был крайним, отчаянным шагом монарха, который помог избежать назревающей революции и, как казалось, вернуть ему былую власть.

«Нам нужна великая Россия»

Основной проблемой Манифеста 17 октября было то, что он никак не решал главную для подавляющего большинства населения проблему — земельный вопрос. Крестьяне, претендовавшие на крупные участки земли ещё с 1861 года, явно теряли терпение — демографический рост в деревнях проблему только усугублял. Абсолютно все оппозиционные царской власти силы (а их нашлось немало) требовали отдать крестьянам всю землю. По подсчётам министра внутренних дел и премьер-министра Петра Столыпина, даже всей земли в европейской части России не хватило бы, чтобы удовлетворить требования крестьянства. Поэтому он развернул масштабную реформу, которая помимо всего прочего включала в себя переселение и устройство части крестьян в Сибири.

Возможно, деятельному и жёсткому Столыпину удалось бы облегчить жизнь в деревнях, а заодно и сохранить монархию (особую известность премьер-министр приобрёл в качестве беспощадного борца с революцией), но в сентябре 1911 года он был убит. Существует версия, что к убийству был причастен сам император, который якобы пытался отстранить от государственных дел всех талантливых и сильных личностей.

Автор Манифеста 17 октября, председатель комитета министров Сергей Витте тоже не мог похвастаться безоблачной судьбой. Через некоторое время после того, как его детище спасло, хоть и ненадолго, монархию от краха, Сергей Юльевич оказался в опале (крайне левые и правые не любили его за половинчатость мер, либералы относились равнодушно) и ушёл в отставку.

«Трудно себе представить, до какого разложения дошёл государственный аппарат...»

Полагаться на прежнюю любовь народа к Николаю II перед событиями февраля 1917 года тоже не стоило. Кровавое воскресенье в январе 1905 года, ознаменованное расстрелом мирного шествия, подавление восстания в декабре 1905 года, жестокость военно-полевых судов Столыпина вкупе с общей ситуацией в стране популярности императору не прибавляли.

  • Картина «Расстрел рабочих у Зимнего дворца в Петербурге 9 (22) января 1905 года». Художник Иван Владимиров.

Представители элиты также имели серьёзные причины быть недовольными поведением царской четы. И самой значительной был Григорий Распутин — крестьянин родом из Сибири. Он сумел убедить императрицу сначала в том, что умеет облегчать боли страдающего гемофилией цесаревича Алексея, а затем и в том, что ему дано предсказывать будущее. Вера венценосных супругов в могущество и богоизбранность их сибирского «друга» сделала Распутина фактически главой государства. По его воле менялись министры, он же командовал войсками русской армии во время Первой мировой войны, что привело к последствиям самым печальным. Генерал Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич описывает это так:

«Трудно представить, до какого разложения дошёл государственный аппарат Российской империи в последние годы царствования Николая II. Огромной империей правил безграмотный, пьяный и разгульный мужик, бравший взятки за назначение министров. Императорская фамилия, Распутин, двор, министры и петербургская знать — всё это производило впечатление какого-то сумасшедшего дома».

Непонимание и отвращение, вызванные сложившейся политической ситуацией, очень глубоко проникли в сердце потомственного дворянина Бонч-Бруевича. В грядущей Гражданской войне он займёт сторону Красной армии.

Смертный приговор русской монархии

И вот отягощённая всеми этими и множеством других проблем Россия в 1914 году вступает в Первую мировую войну. Отправив первые полки на передовую, монархия сама себе подписала смертный приговор. Военные действия для русской армии были тяжёлыми и неудачными: сказывались серьёзный недостаток техники и недальновидность командования. Уже к 1915 году в российской армии и среди мирных жителей начало копиться недовольство затяжным характером неудачной войны. Солдаты дезертировали, массово сдавались в плен. Но о том, что в феврале 1917 года произойдёт настоящая революция, в ходе которой будет свергнут царь, не подозревал никто.

Владимир Ленин, живший в начале 1917 года в Швейцарии и знавший обстановку в России только понаслышке, был абсолютно уверен, что его поколение революции не увидит. Революционная ситуация не сложилась, потому что продовольствие, конечно, изрядно подорожавшее, но всё-таки было, и голода не ожидалось. Оппозиционные партии вели себя вяло, а на фронтах русские войска начали одерживать победы.

Так всё выглядело для стороннего наблюдателя, коим являлся Ленин, но почему начавшаяся в Петрограде революция стала неожиданностью для правительства — непонятно. Многие историки, в том числе и иностранные, отмечают, что в столице с 1915 года царила некая истерия, достигшая пика в начале 1917 года, несмотря на успехи русской армии и конец дефицита. Некогда дисциплинированные батальоны выступали во время волнений вместе с рабочими, к началу года бастовало около 675 тысяч человек.

  • Баррикады на Литейном
  • globallookpress.com
  • Russian Look

Однако императора всё это мало трогало. Его дневник за февраль 1917 года дышит спокойствием и умиротворённостью. Николай кратко сообщает о том, кто из чиновников зачитывал ему доклады, а затем более пространно говорит о своих прогулках, чтении, молитвах.

В сложившейся ситуации для начала массовых беспорядков нужен был не дефицит хлеба, а одни только слухи о том, что продовольствия в скором времени будет не хватать. Эти слухи появились вместе с февральскими снегопадами, усложнявшими сообщение между деревнями и Петроградом. Хлеба в городе вполне хватало на то, чтобы без проблем пережить образовавшуюся задержку, но истеричный шёпот о скором возвращении продовольственных карточек остановить уже никто не мог, да и не пытался.

«Долой войну! Долой самодержавие!»

21 февраля 1917 года люди начали громить хлебные лавки. Теперь они требовали не только продовольствия, им нужна была республика. На следующий день произошло немыслимое: в самый разгар массовых беспорядков, за несколько часов до начала революции, император, полностью успокоенный своим бездеятельным министром внутренних дел Александром Протопоповым, уезжает из бунтующей столицы в Могилёв, в ставку верховного главнокомандующего. Он, как и Ленин, узнаёт о произошедшем 23 февраля 1917 года с опозданием. Только в случае Николая II эта задержка станет роковой.

Итак, в этот день митинги и забастовки были массовыми, а 24-го они стали всеобщими. Начались первые столкновения с полицией, которая крайне неэффективно противостояла бывшим крестьянам и рабочим. Царь узнал обо всём только вечером 25 февраля. Он потребовал немедленно прекратить беспорядки, но жизнь вдали от Петрограда не позволила ему осознать весь масштаб катастрофы. До отречения оставалось меньше недели.

  • Императорская семья
  • globallookpress.com
  • Vladimir Winter/Russian Look

Принимать решения царь и его правительство перестали ещё 27—28 февраля. В эти дни началось вооружённое восстание, а официально распущенная четвёртая Дума стала центром революции. Она и создала Временное правительство.

Администрация императора совершила колоссальное количество ошибок, но всё же до 27 февраля 1917 года у Николая II оставался гипотетический шанс сохранить не только жизнь, но и корону. Всё, что нужно было сделать, — послушать председателя Государственной думы Михаила Родзянко, который искренне пытался спасти монархию и царскую семью. Он умолял передать власть в руки человека, пользующегося доверием (министра внутренних дел Протопопова ненавидели практически все, а фактический диктатор бунтующего Петрограда — генерал-лейтенант Хабалов — не имел абсолютно никакого авторитета среди солдат).

  • Михаил Владимирович Родзянко
  • РИА Новости

На это спасительное предложение император ответил не самому Родзянко, а одному из своих министров:

«Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать».

Позже, однако, императору придётся заговорить иначе и согласиться на любые уступки. А 2 марта 1917 года иного выбора, кроме отречения, у Николая II уже не оставалось. Революция никогда не ждёт и вторых шансов не предоставляет.

Февраль, породивший Октябрь

Философ и историк Пётр Струве отмечал, что Февраль породил Октябрь. В этом и заключалось основное значение тех неспокойных дней. Никем нежданный, поразивший всех февраль 1917 года ознаменовался стихийным народным потоком, и побеждал тот, кто всем своим существом был с массой.

«Логичен в революции, верен её существу был только большевизм, и потому в революции победил он», — утверждал Струве.

«Пойти по этому пути могли лишь железные люди... по самой своей профессии революционеры, не боящиеся вызвать к жизни всепожирающий бунтарский дух», — вторил ему лидер кадетов Павел Милюков.

Сами большевики прекрасно понимали, что отчаянная решимость народных масс очень скоро должна смениться усталостью и апатией. Октябрьская революция была нужна им для того, чтобы закрепиться у власти.

  • В.И. Ленин и группа русских политэмигрантов в Стокгольме по пути из Швейцарии в Россию. На фотографии: А.И. Хавкин, М.Г. Цхакая, Г.Е. Зиновьев, Н.К. Крупская, Е.Ф. Усиевич, Р.А. Сковно, К. Линдхаген, Т. Нёрман и другие. 1917 г., 31 марта (13 апреля). Стокгольм. Фотограф: В. Мальмстрем

«Февральская революция, как принято называть начальный этап Великой российской революции, была вызвана целым комплексом серьёзных причин. Это и существовавший ещё с XIX века острый аграрный вопрос, и проблема тяжёлой жизни рабочего класса, как говорили, рабочий вопрос. Обострялся национальный вопрос и проблема вертикальной мобильности, связанная с полуаристократическим режимом самодержавия. Все это мешало развитию России по пути модернизации. Отдельные проблемы создала Первая мировая война, в ходе которой Николай II и его окружение надеялись расширить пределы державы и таким образом укрепить империю. Но эта ставка оказалась неудачной. Россия не выдерживала напряжения войны. И революция, в феврале или позднее, была весьма вероятна, а возможно, и неизбежна», — отметил в беседе с RT доктор исторических наук Александр Шубин.

«Это важный урок для нашего времени, потому что и сейчас некоторые общественные деятели верят в то, что возможно самоутверждение на уровне государственного престижа, и это важнее материального благосостояния и уровня социальных гарантий граждан, — добавил Шубин. — Граждане могут поначалу увлечься международными горизонтами, но когда напряжение начинает в худшую сторону влиять на их благосостояние, в стране растёт раздражение. Это может привести к катастрофическим последствиям. Я думаю, те, кто размышляет над уроком февраля 1917 года, должны об этом помнить».

5

7

20

18

12

14

29

26

28

23

37

33

35

48

47

42

50

45

44

52

64

68

72

80

79

76


Вопрос 1

  • Когда началась Февральская революция в Петрограде?

Ответ


Ответ

  • 23 февраля

1917 года

началась Февральская революция


Вопрос 8

  • Какие события стали поводом для массовых беспорядков в феврале 1917 года в Петрограде?

Ответ


Ответ

Женщины требовали хлеба и возвращения мужчин с фронта


Вопрос 15

  • Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

Ответ


Ответ

1.Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

2. Временное правительство


Вопрос 21

  • Главное содержание изданного Петроградским Советом в марте 1917г. «Приказа №1» заключалось в…

Ответ


Ответ

в демократизации армии


Вопрос 34

Председателем Петроградского Совета в марте - августе 1917 г. был…

Ответ


Ответ

Н.С. Чхеидзе .


Вопрос 40

  • «Кругом измена, и трусость, и обман…» – эти слова принадлежат…?

Керенский А. Ф.

Львов Г. Е.

Гучков А. И.

Николай II

Ответ


Ответ

Николай II


Вопрос 53

  • При отречении Николая II присутствовали члены Временного комитета Государственной думы…?

Ответ


Ответ

А.И. Гучков и В.В. Шульгин


Вопрос 59

  • Когда Николай II подписал акт отречения от престола?

Ответ


Ответ


Вопрос 66

  • Назовите основную причину Февральской революции 1917 года

Ответ


Ответ

  • Дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества

Вопрос 71

В апрельских тезисах

В. И. Ленин выдвинул политический лозунг…

Ответ


Ответ

Передача всей власти Советам


Вопрос 2

Революция - это

Ответ


Ответ

Революция

коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение от жившего старого и утвержденного нового


Вопрос 9

Петроградский Совет - это

Ответ


Ответ

Петроградский совет

Революционный центр, имевший реальную военную силу, взявший контроль за демократией и деятельностью Временного правительства


Вопрос 13

Двоевластие - это

Ответ


Ответ

Двоевластие

наличие параллельно с правительством организации лиц, объявившей себя центром власти и фактически ее обладающие .


Вопрос 25

Временное правительство – это…

Ответ


Ответ

Временное правительство - буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции


Вопрос 39

Учредительное собрание

это…

Ответ


Ответ

Учредительное собрание – это парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти .


Вопрос 41

Регентство – это…

Ответ


Ответ

Регентство –

это временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин


Вопрос 55

Коалиционное правительство – это…

Ответ


Ответ

Коалиционное правительство –

это правительство, сформированное из представителей различных партий


Вопрос 57

Революционная ситуация –

это

Ответ


Ответ

Революционная ситуация –

это политическая обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя .


Вопрос 69

Что такое альтернатива ?

Ответ


Ответ

Альтернати́ва -

необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей


Вопрос 74

Мятеж – это…

Ответ


Ответ

1.Стихийное восстание; бунт.

2. Вооруженное выступление в результате заговора против существующей государственной власти.


Вопрос 3

Назовите признаки революционной ситуации

Ответ


Ответ

  • Кризис верхов: по-старому управлять не могли, по-новому не хотели, низы не хотят жить по-старому;
  • ухудшение выше обычного положения народных масс;
  • повышение выше обычного революционной активности масс .

Вопрос 10

Назовите причины Февральской революции

Ответ


Ответ

1)Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье и безземелье крестьян.

2)Нерешенный рабочий вопрос: тяжелое положение рабочих, низкая заработная плата, отсутствие рабочего законодательства.

3)Национальный вопрос, русификационная политика властей.

5)Дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества.


Вопрос 16

  • Назовите задачи Февральской революции 1917 года

Ответ


Ответ

  • Свержение самодержавия;
  • Созыв Учредительного собрания для установления демократического строя;
  • Ликвидация сословного неравноправия;
  • Уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;
  • Сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, введение рабочего законодательства;
  • Достижение равноправия народов России;
  • Прекращение войны.

Вопрос 22

Какие события произошли

Ответ


Ответ

Забастовка рабочих Путиловского завода, требующих прибавки к заработной плате.

Администрация не только уволила стачечников, но и объявила частичный локаут, т.е. закрыла часть цехов. Это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице.


Вопрос 38

Ответ


Ответ

В Международный женский день (по новому стилю это 8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!»

Их политическая демонстрация положила начало революции. 24 февраля стачки и демонстрации продолжились, начались столкновения с полицией и войсками, к экономическим лозунгам добавились политические.


Вопрос 46

Какие события произошли

Ответ


Ответ

25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей . Не прекращались демонстрации и митинги. Вечером 25 февраля Николай II из Ставки, находившейся в Могилеве, направил командующему Петроградским военным округом С. С. Хабалову телеграмму с категорическим требованием прекратить беспорядки. Попытки властей использовать войска положительного эффекта не дали, солдаты отказывались стрелять в народ .


Вопрос 58

Какие события произошли

Ответ


Ответ

Офицеры и полиция 26 февраля убили более 150 человек. В ответ гвардейцы Павловского полка, поддержав рабочих, открыли огонь по полиции. Председатель Думы М. В. Родзянко предупредил Николая II, что правительство парализовано и «в столице анархия». Для предотвращения развития революции он настаивал на немедленном создании нового правительства во главе с государственным деятелем, пользующимся доверием общества. Однако царь отверг его предложение. Более того, он и Совет министров приняли решение прервать заседания Думы, распустив ее на каникулы. Момент для мирного, эволюционного преобразования страны в конституционную монархию был упущен. Николай II послал из Ставки войска для подавления революции, но они были задержаны восставшими железнодорожниками, солдатами и не пропущен в столицу.


Вопрос 62

Какие события произошли

Ответ


Ответ

  • 27 февраля 1917 года массовый переход солдат на сторону рабочих , захват ими арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции. Начались аресты царских министров и образование новых органов власти.
  • На заводах и в воинских частях, опираясь на опыт 1905 года, были проведены выборы в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов . Для руководства его деятельностью был избран Исполнительный комитет. Председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе. Исполком взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. Петросовет представлял собой новую форму социально-политической организации. Он опирался на поддержку народных масс, владевших оружием, и его политическая роль была очень велика.
  • 27 февраля на совещании лидеров думских фракций было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М.В . Родзянко. Задачей комитета было «восстановление государственного и общественного порядка», создание нового правительства. Временный комитет взял под свой контроль все министерства.

Вопрос 70

1917 года?

Ответ


Ответ

28 февраля Николай II выехал из Ставки в Царское Село, но был задержан по дороге революционными войсками. Ему пришлось повернуть на Псков, в штаб Северного фронта. После консультаций с командующими фронтами он убедился, что сил для подавления революции нет. В то же время в высших воинских и правительственных кругах зрела мысль о необходимости отречения Николая II, так как без этого взять народное движение под контроль было уже невозможно.


Вопрос 75

1917 года?

Ответ


Ответ

  • 2 марта 1917 года в Псков прибыли депутаты А. Гучков и В. Шульгин, которые и приняли отречение Николая II. Император подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Однако когда депутаты привезли текст Манифеста в Петроград, стало ясно, что народ не желает монархии.
  • 3 марта Михаил отрекся от престола, заявив, что дальнейшую судьбу политического строя в России должно решить Учредительное собрание. Закончилось 300-летнее правление дома Романовых. Самодержавие в России окончательно пало.
  • 2 марта 1917 года после переговоров представителей Временного комитета Государственной думы и Исполкома Петросовета было сформировано Временное правительство. Председателем и министром внутренних дел стал князь Г.Е.Львов, министром иностранных дел – кадет П.Н. Милюков, военным и морским министром – октябрист А.И.Гучков, министром торговли и промышленности – прогрессист А. И. Коновалов. От «левых» партий в правительство вошел эсер А.Ф.Керенский, получивший портфель министра юстиции.

Вопрос 4

Планировал ли кто – нибудь из представителей различных партий Февральскую революцию?

Ответ


Ответ

Ни одна оппозиционная политическая сила не планировала переворота, не разрабатывала плана, не создавала революционных органов и т.п.

Об этом свидетельствуют высказывания политических деятелей после того, как революция произошла .

Милюков, руководитель самой крупной либеральной партии в России, говорил:

«Это – та самая революция, о которой так много говорили и которую никто не собирался делать».

Один из лидеров радикального крыла социалистов Ленин писал:

  • «Разве за неделю до февральской революции кто-либо знал, что она разразится?».

Вопрос 17

Что предусматривал Приказ № 1 по петроградскому гарнизону, провозглашавший демократизацию армии?

Каковы последствия этого приказа?

Ответ


Ответ

Приказ № 1 по петроградскому гарнизону, провозглашавший демократизацию армии предусматривал:

  • наделение солдат политическими правами;
  • создание в армии выборных солдатских комитетов, получивших право контроля над действиями командования.

Последствия этого приказа были двоякими:

  • С одной стороны – положительные: армия втягивалась в общественно-политическую жизнь страны и переставала быть бездумным орудием в правительственных руках для подавления народа.
  • С другой стороны – отрицательные: армия превращалась в инструмент политической борьбы и в условиях войны теряла свою боеспособность.

Вопрос 24

Что включала в себя программа Временного правительства ?

Ответ


Ответ

  • Программа предусматривала:
  • политическую амнистию;
  • наделение граждан демократическими правами и свободами;
  • выборы в органы местного самоуправления и т.п.

Вопрос 30

Когда Россия была провозглашена

Республикой ?

Ответ


Ответ

указом Временного правительства Россия была провозглашена Республикой.


Вопрос 31

Какова судьба семьи

Николая II?

Ответ


Ответ

Семья Николая II получила разрешение выехать в Англию, но британская корона ответила отказом.

Либералы, боясь за судьбу сверженного императора, упорно искали возможности легального вывоза семьи Романовых за рубеж, но монархическая Европа отказывалась их принимать.

Когда же в августе 1917 г. обстановка в столице накалилась, по приказу ставшего к тому времени премьер-министром Керенского, семью бывшего императора увезли подальше на север – в Тобольск, где те и встретили известие о новой революции и новой власти, приговорившей Романовых в 1918 г. к смерти.


Вопрос 36

Когда был созван I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов?

Каков его состав?

Ответ


Ответ

  • Весной 1917 г. был созван I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.
  • Состав съезда (822 делегата) в большинстве оказался эсеро-меньшевистским:
  • эсеры – 285;
  • меньшевики – 248;
  • большевики – 105.
  • Этот состав показывает, что наибольшим авторитетом в Советах пользовались эсеры и меньшевики, выступавшие за парламентские методы борьбы.
  • Большевики, выступавшие за свержение Временного правительства и захват власти, остались в меньшинстве .

Вопрос 49

Когда был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов?

Какой вопрос больше всего волновал крестьян?

Ответ


Ответ

  • Крестьян больше всего волновал вопрос земли, и съезд высказался за национализацию земли, т.е. превращение её в государственную собственность и уравнительное перераспределение между крестьянами.

Вопрос 51

Какие противоречия вскрыла

Февральская революция?

Ответ


Ответ

  • Февральская революция вскрыла целый букет противоречий:
  • классовые: между крестьянами и помещиками, рабочими и буржуазией;
  • региональные: между окраинами и Центром;
  • национальные: между национальными меньшинствами и великорусским правительством;
  • религиозные: между национальными религиями и государственной религией.
  • Подобные противоречия привели к образованию множество партий, общественных организаций и течений, которые в ходе революции решали лишь свои узкие проблемы.

Вопрос 54

Какой термин сразу после Февраля стали использовать лидеры правых и левых партий?

Ответ


Ответ

Лидеры же и правых и левых сразу после Февраля стали использовать термин «Великая Русская (Российская) революция».


Вопрос 77

Как современная историография характеризует Февральскую революцию по её итогам ?

Ответ


Ответ

Современная историография характеризует Февральскую революцию по её итогам:

  • Политические – уничтожено самодержавие и провозглашена республика, пошедшая по пути демократизации.

Вопрос 6

Когда в Царицын поступили первые неофициальные известия об отречении Николая II от престола?

Ответ


Ответ


Вопрос 11

Какой новый аппарат управления был создан в период Февральской революции 1917 года в Царицыне?

Ответ


Ответ

Три дня с начала революции потребовалось на то, чтобы создать новый аппарат управления, чтобы полностью оформилось двоевластие в лице буржуазного Временного исполнительного комитета и Царицынского Совета - органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства .


Вопрос 19

Когда в Царицыне прошли выборы в Совет рабочих депутатов?

Кто его возглавил?

Ответ


Ответ

3 марта 1917 года прошли выборы в Совет рабочих депутатов. Исполнительное бюро возглавил меньшевик С.Е. Шевченко, товарищами (заместителями) стали меньшевик Д.В. Полуян и эсер К.Я. Федотов


Вопрос 27

Когда в Царицыне был создан Комитет общественного спокойствия?

Кто в него входил? Кто возглавил?

Какова позиция?

Другое название?

Ответ


Ответ

Комитет общественного спокойствия создан 1 марта 1917 года. Входило 29 человек из представителей городской Думы, Биржевого комитета, Военно – промышленного комитета, деятели печати и общественных организаций. Возглавил его член III Государственной думы врач Н.С. Розанов.

В условиях плохой информированности о событиях в Петрограде занял выжидательную позицию, призвав население соблюдать спокойствие. Переименован во ВИК.


Вопрос 32

Как был рассмотрен вопрос о власти 10 июля 1917 года в Царицыне на Совете рабочих депутатов?

Ответ


Ответ

При рассмотрении вопроса о власти 10 июля в 2 часа ночи Царицынский Совет проголосовал за большевистскую резолюцию. «События последних дней, - говорилось в ней, - явный откол буржуазии, крах министерств диктуют необходимость принятия решительных мер для спасения революции - эти меры могут быть приняты только правительством Советов рабочих и солдатских депутатов».


Вопрос 43

Кто в феврале 1917 года возглавлял комитет РСДРП(б), избирался председателем городского Совета рабочих и солдатских депутатов в Царицыне?

Ответ


Ответ

Минин С.К.


Вопрос 56

Кто являлся основателем большевистской газеты в Царицыне?

Как она называлась?

К чему призывал этот человек?

Ответ


Ответ

  • Я. 3. Ерман в газете «Борьба» 17 июля 1917 г. опубликовал статью «Поход против нашей партии». В ней говорилось: «Надо заклеймить всеми мерами и средствами эту политику насилия, издевательства, арестов и разгромов». В другой статье -«Революция в опасности», напечатанной на следующий день, он призывал революционные массы к бдительности: «Революция в опасности! Пусть звучит тревога, пусть зовет сплотиться всех, кому она дорога... и пусть прекратится эта травля нашей партии, единственно полезная только злейшим врагам нашей революции».

Я.З. Ерман


Вопрос 60

Какие меры предпринимало Временное правительство по искоренению революционных настроений в Царицыне?

Ответ


Ответ

Временное правительство решило искоренить революционные настроения в Царицыне, вывести из города «ненадежные» 141-й и 155-й пехотные полки. А. Ф. Керенский телеграфировал командующему войсками Казанского военного округа: «Прошу принять решительные меры к установлению порядка в гарнизоне Царицына, прекратить насилия, грабежи, террор в городе, а равно оказать немедленное содействие восстановлению работы царицынского узла, принять меры охраны пассажирского и товарного движения. Снеситесь с гражданскими и военными властями, командируйте доверенных лиц, выясните истинное положение дел в гарнизоне. Прошу мне два раза в неделю сообщать о положении дел в округе и, в частности, в Царицыне».


Вопрос 73

С какой целью 26 июля 1917 года в Царицын прибыла воинская команда во главе с полковником

Корвин – Круковским?

Ответ


Ответ

С целью «наведения порядка» в город из Саратова 26 июля прибыл карательный отряд полковника Корвин-Круковского в составе 500 юнкеров саратовской школы прапорщиков и 500 оренбургских казаков при двух орудиях и 14 пулеметах.«В связи с этим 26 июля вечером в помещении городского ломбарда, - рассказывает член партии с 1917 г. М. П. Батов, - состоялось собрание актива большевиков, на котором было решено выделить товарищей для замены на случай дальнейших арестов и возможного выбытия из строя руководящего ядра организации».С прибытием отряда Корвин-Круковского в Царицыне было введено осадное положение, запрещены митинги и демонстрации, начались аресты большевиков. Сразу же арестовали Я. 3. Ермана. Прекратила существование газета «Борьба» и арестован ее редактор Вениамин Сергеев,


Вопрос 78

После какого события большевики в Царицыне взяли полностью власть в свои руки?

Ответ


Ответ

Во время Корниловского мятежа при Совете был создан Революционный штаб, возглавивший подготовку действий против донского атамана А. И. Каледина, склонявшегося к поддержке Корнилова. На крупнейших предприятиях были созданы вооруженные отряды Красной гвардии. Вооружение рабочих продолжалось и после провала корниловщины. В общей сложности Революционный штаб передал рабочим из арсенала 93 полка более тысячи винтовок.

В начале сентября 1917 года произошли перевыборы в Совет, большевики получили две трети мест – 121 место, меньшевики и эсеры – 67. Председателем исполкома стал Я.З.Ерман, председателем постоянного президиума Совета С.К. Минин. Военные власти были вынуждены вывести отряд Корвин – Круковского из Царицына, после чего большевики взяли власть в руки полностью.


План просветительских и памятных мероприятий, посвященных 100-летию революционных трансформации и 80-летию событий 1937 г., на 2017-2019 гг.:

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения, место проведения

Ответственное

должностное лицо

1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И ПАМЯТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Просветительских и памятных мероприятий к 100-летию революционных трансформаций в 2017 г.

Часы истории:

«Открывая тайны Февральской революции»

2017г. январь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Истоки русской революции»

2017г., февраль, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Из истории русской катастрофы» (Февральская революция 1917г.)

2017г., февраль МАУК «ЦБС г. Орска», библиотека-филиал № 7 им. Гайдара, г.Орск, ул. Б. Хмельницкого, 5

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«К истории русской революции»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Революционными дорогами Орска»

2017г. август, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Россия на историческом повороте»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Октябрьская революция: Факты и размышления»

2017г., октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«История и уроки Октября»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Первый день Советской власти»

2017г., ноябрь, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Лекция «Историческая память народа: из прошлого в будущее»

2017г., февраль, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г. Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Праздник исторической книги «Страницы истории нашей Родины»

2017г., март, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Комментированные громкие чтения:

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

по рассказу К.Ильинского и

Л. Павлова «Дети революции»

2017г., апрель, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

по рассказу В.Матвеева «Боец революции»

2017г., июль, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

по рассказу А. Литвейко «Первое задание»

2017г., сентябрь, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Беседа с презентацией «Октябрьская революция»

2017г., октябрь, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературный час «Октябрь 1917 в судьбах России»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-поэтический час «Опьянение свободой»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Выставка репродукций «Октябрь семнадцатого»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Беседа «Октябрьская революция 1917 года. Как это было?»

Октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», библиотека-филиал № 7 им.Гайдара, г.Орск, ул. Б.Хмельницкого, 5

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Вечер патриотической песни и художественного слова «Легендарная быль»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Урок исторической памяти «История России. Две революции 1917 г»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Беседа «Гроза 1917 года»

2017г., ноябрь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Устный журнал «Как это было: Орск в октябре 2017 года»

2017г., ноябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Виртуальная выставка, посвященная 100-летию революционных трансформаций

С февраля 2017г., сайт Муниципального автономного учреждения культуры «Орский краеведческий музей», http://orskmuseum.ru

Директор МАУК «ОКМ»

Холина М.В.

В течении года 2017, Муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей»,

пр. Ленина.46

Директор МАУК «ОКМ»

Холина М.В.

В течение года 2017 г., Муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей», пр. Ленина.46

Директор МАУК «ОКМ»

Холина М.В.

К 80-летию событий 1937 года в 2017г.

Исторические часы:

«Летопись века. Год 1937»

2017г., март, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Прошлое всегда с нами…»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Все перевернулось вверх ногами…»

2017г., август, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Выставка, посвященная 80-летию событий 1937 года

Октябрь - ноябрь 2017г., Муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей», пр. Ленина.46

Директор МАУК «ОКМ»

Холина М.В.

Час истории «Люди и судьбы»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Комментированные чтения с обсуждением повести Марьяны Козыревой «Синие горы на горизонте»

2017г., июнь, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Вечер памяти «Их увели по санному следу…»

2017г., сентябрь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Вечер памяти «Реабилитированы посмертно» (репрессированные орчане)

2017г., сентябрь МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Тематические, литературные часы:

«Репрессии: как это было»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Писатели против деспотии»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Время уходит, но с нами остаётся память...»

2017г., октябрь, МАУК «ЦБС г. Орска», библиотека-филиал № 7 им. Гайдара, г. Орск, ул. Б.Хмельницкого, 5

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-поэтический час «Страницы пережитого» (Рыбаков А.Н.«Дети Арбата»)

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Урок памяти «Возвращенные имена»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

К 100-летию революционных трансформаций в 2018 г.

Турнир знатоков истории «Знатоки истории. Февраль 1917 год»

2018г., январь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Устный журнал «Февральская революция. 1917 год»

2018г., февраль, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Вечер исторической памяти «Самая неожиданная из ожидаемых. Великая Февральская революция 1917 года»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Лекция «Земли моей минувшая судьба. Февраль 1917»

2018г., февраль, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Колесо истории «От февраля до октября 1917 года»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Беседа «О прошлом для будущего»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Устный журнал «Память Кумакских высот»

2018г., сентябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Исторические часы:

«Дети Октября» (произведения о детях в канун Октября 1917 г.)

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«1917 год в судьбе русской культуры»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Обязаны помнить – октябрь 1917»

2018г., октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Октябрьская революция 1917 года: причины и значение»

2018г., октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», библиотека-филиал № 7 им.Гайдара, г.Орск, ул. Б.Хмельницкого, 5

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Октябрьская революция 1917 года. Становление советской власти»

МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-поэтический час «Роковое предназначение поэта» (серебряный век русской поэзии)

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Конкурс инсценированной песни времен гражданской войны «Песня смелых»

Октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», библиотека-филиал № 9, г.Орск, ул. Братская,38

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Цикл громких чтений и обсуждений «История и память»

В течение года, МАУК «ЦБС г. Орска»? Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Лекция «Политические репрессии в Орске»

В течении года 2018 г., Муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей»,

пр. Ленина.46

Директор МАУК «ОКМ»

Холина М.В.

Лекция, посвященная 100-летию революционных трансформаций

В течение года 2018 г., Муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей», пр. Ленина.46

Директор МАУК «ОКМ»

Холина М.В.

К 80-летию событий 1937 года в 2018 г .

Вечер памяти «Извлекая из небытия»»

2018г., апрель, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Громкие чтения с обсуждением:

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки»

2018г., июль, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

поэмы А. Твардовского «По праву памяти»

2018г., август, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

рассказов В.Шаламова «Колымские рассказы»

2018г., сентябрь, МАУК «ЦБС г. Орска», Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Исторические часы:

«Правда истории: память и боль»

2018г., сентябрь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Да не иссякнет памяти река»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Урок мужества «Суровая драма народа»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-музыкальная композиция «Поэзия за колючей проволокой»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературный час «Расстрелянное слово»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Вечер памяти жертв политических репрессий «Не может быть забвенья»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Урок гражданственности « Жить не по лжи!» / к 100-летию со дня рождения А. Солженицына/

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Просветительские и памятные мероприятия.

к 100-летию революционных трансформаций в 2019 г. -

Исторический час «Здесь воздух на истории настоян. Февраль 1917»

2019г., январь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-художественный вечер «Февральская революция в литературе»

2019г., февраль, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Лекция «Богатая история великой страны»

2019г., февраль, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-поэтический час «Революция и судьба поэта» (судьба и творчество М.Цветаевой)

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Устный журнал «Горечь гражданской войны» (Оренбуржье в период революционных транформаций»

2019г., сентябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«История одного детства»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Тайны Октябрьской революции 1917 года: правда и вымысел»

2019г., октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-музыкальная композиция «Там в дали, за рекой» (история Родины, рассказанная в песне)

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Галерея портретов В.И. Ленина «Вождь мирового пролетариата»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Краеведческий час «Бросок в бессмертие»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-художественный вечер «Тема Октябрьской революции 1917 года в литературе»

2019г,ноябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Беседа «Октябрьская революция и ее последствия»

2019г., ноябрь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Лекция «Политические репрессии в Орске»

В течении 2019гг., Муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей»,

пр. Ленина.46

Директор МАУК «ОКМ»

Холина М.В.

Лекция, посвященная 100-летию революционных трансформаций

В течение 2019гг., Муниципальное автономное учреждение культуры «Орский краеведческий музей», пр. Ленина.46

Директор МАУК «ОКМ»

Холина М.В.

К 80-летию событий 1937 года в 2019г.

Литературные, исторические часы:

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Сколько стоит человек» (тема репрессий в художественной литературе)

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«В историю вписаны кровавым росчерком»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Судьбы детей в годы политических репрессий»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Правда истории: события, судьбы»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Вечера памяти:

«Репрессии: как это было»

2019г., март, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Не может быть забвенья»

2019г,сентябрь, МАУК «ЦБС г.Орска» библиотека-филиал № 3 им. Шевченко, г.Орск, ул. Советская, 80 «а»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Лекция «Тени истории»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Громкие чтения с обсуждением рассказа М.Козыревой «Девочка перед дверью»

2019г., июль, МАУК «ЦБС г. Орска» Центральная детская библиотека им. Гагарина, г. Орск, пр. Ленина, 40

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Литературно-музыкальная композиция «Печальный памятник эпохи»

2019г., октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Беседа «Забвению не подлежит!»

2019г., октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», библиотека-филиал № 7 им.Гайдара, г.Орск, ул. Б.Хмельницкого, 5

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Дайджесты:

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Февральская революция: власть, оппозиция, народ. История и современность»

2017г., февраль, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Александр Солженицын. Личность. Творчество. Время» / к 100-летию со дня рождения/

2018г., декабрь, МАУК «ЦБС г.Орска», библиотека-филиал № 7 им.Гайдара, г.Орск, ул. Б.Хмельницкого, 5

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Герои революции»

2019г., Октябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», библиотека-филиал № 7 им.Гайдара, г.Орск, ул. Б.Хмельницкого, 5

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Виртуальная выставка «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации»

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Виртуальная выставка «Солдаты революции»

2017г., апрель, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Виртуальная выставка «Орск в огне гражданской войны»

2019 г., сентябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Тематические списки литературы:

«Репрессивная политика советской власти»

2017г., октябрь МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Жертвы репрессий в Оренбуржье»

2017 г., октябрь МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Революция 1917 года в зеркале российской истории»

2018г., ноябрь, МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

«Массовые социальные и политические репрессии в России в ХХ в.: цели, причины, условия и последствия»

2018г., октябрь МАУК «ЦБС г.Орска», Центральная городская библиотека им. Горького, г.Орск, пр.Ленина,13

Директор МАУК «ЦБС г. Орска»

Карижская В.Л.

Данная информация д ополнительно размещена на сайте администрации города во вкладке "Социальная сфера", раздел "Культура".