Биографии Характеристики Анализ

Кадры решают все кадры решили и все. Кадры решают все

Кадры решают всё

Кадры решают всё
Из речи генерального секретаря ВКП(б) И. В. Сталина (1878-1953), с которой он выступил 4 мая 1935 г. в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий. Там же он произнес другую свою известною фразу: Самый ценный капитал - это люди.
Иносказательно: о роли «человеческого фактора» в каком-либо деле.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кадры решают всё" в других словарях:

    кадры - , ов, мн. Основной подготовленный состав работников предприятия, учреждения, организации. * Партийные (советские) кадры. Работники партийного (государственного) аппарата. ◘ В течение 1946 1952 г. прошла переподготовку большая часть… … Толковый словарь языка Совдепии

    кадр - I. КАДР I а, м. cadre m. 1. устар. Существенный очерк какого л. произведения. Михельсон 1866. Розенкампф долго отказывался от поручения <составления конституции>, но затем согласился составить кадр, т. е. рамки или основы конституции. Кадр …

    кадра Исторический словарь галлицизмов русского языка

    кыдра - I. I. КАДР I а, м. cadre m. 1. устар. Существенный очерк какого л. произведения. Михельсон 1866. Розенкампф долго отказывался от поручения <составления конституции>, но затем согласился составить кадр, т. е. рамки или основы конституции.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Новые люди. Содержание 1 История создания 2 Направления деятельности … Википедия

    Лицей Основан 1966 Директор Нина Анатольевна Тарасова Тип Лицей Учеников … Википедия

    Артём Ануфриев Артём Ануфриев во время первого судебного заседания в 2011 году. Имя при рождении: Артём Александрович Ануфриев Прозвище «Академовск … Википедия

    Ильдар Ягафаров Имя при рождении: Ильдар Рашитович Ягафаров Дата рождения: 26 января 1971(1971 01 26) (41 год) Гражданство … Википедия

    Средняя общеобразовательная школа № 6 … Википедия

    Артём Ануфриев … Википедия

Книги

  • Кадры решают все! , Бешанов Владимир Васильевич. Почему летом 1941 года кадровая Красная Армия была разгромлена за считанные недели? По чьей вине не удалось одолеть врага "малой кровью, могучим ударом"?Отчего до самого конца войны наши…

Сталин: кадры решают всё

4 мая 1935 года Сталин на выпуске красных командиров произносит свою знаменитую фразу: Кадры решают все!

«Кадры решают всё», – эту формулировку И.В.Сталин ввёл в политическую жизнь ещё в годы индустриализации Советской державы. Так предельно ёмко была сформулирована сущность партийно-политического руководства обществом. Впрочем, подбор и расстановка кадров были альфой и омегой ленинских принципов деятельности большевистской партии.
Однако подбор и расстановка кадров в масштабах общества могут быть оптимальными только при одном непременном условии: наиболее удачно должны быть расставлены руководящие кадры партии. Этот политический закон Сталин перенял от Ленина, развил его.
Когда Сталин чеканил: «Кадры решают всё», он осознавал, что каждая руководящая команда призывается обществом для решения конкретных задач, которые ставит время. Смена исторического этапа предполагает смену состава политических штабов.
В послевоенном Союзе ССР высший политический штаб, образовывали деятели, входившие в состав Политбюро (Президиума) и секретариата ЦК КПСС правящей партии. Значение этих органов И.В.Сталин прекрасно знал по собственному опыту. Он с первых дней существования Политбюро Центрального Комитета нашей партии входил в его состав. А первое Политбюро ЦК РСДРП(б) 23 октября 1917 года было образовано «для политического руководства в ближайшее время». Оно проработало чуть больше полумесяца, успешно решило стоявшие перед ним задачи и по этой причине прекратило своё существование после победы Октябрьского вооружённого восстания. Затем Политбюро было восстановлено по решению VIII съезда РКП(б) на пленуме Центрального Комитета 25 марта 1919 года. Сталин был снова избран в его состав. Тогда же он вошёл и в состав впервые созданного Организационного бюро ЦК РКП(б).
Что касается секретариата ЦК партии, то он впервые вошёл в его состав сразу в качестве Генерального секретаря ЦК 10 апреля 1922 года, после XI партсъезда. Тогда эта должность была впервые введена Уставом РКП(б).
Большой политический опыт Сталина делал его очень требовательным, порой и суровым в отношении товарищей по высшим руководящим органам партии. Это породило немало кривотолков, легенд и фальсификаций. Старательно раздуваемым антисталинским огнём стало выступление Сталина на организационном пленуме ЦК после XIX съезда КПСС, на котором он критиковал Молотова и Микояна. Поскольку официальной стенограммы этого пленума не публиковалось, то простор для фантазий был величайшим.
Из речи И.В. Сталина 16 октября, который касается Молотова и Микояна, так, как он даётся в воспоминаниях Л.Н.Ефремова: «Нельзя не коснуться неправильного поведения некоторых видных политических деятелей, если мы говорим о единстве в наших делах. Я имею в виду товарищей Молотова и Микояна. Молотов – преданный нашему делу человек. Позови, и, не сомневаюсь, он, не колеблясь, отдаст жизнь за партию. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков. Товарищ Молотов – министр иностранных дел, находясь под «шартрезом» на дипломатическом приёме, дал согласие английскому послу издавать в нашей стране газеты и журналы… Это первая политическая ошибка товарища Молотова. А чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям. Это грубая ошибка товарища Молотова. Для чего это ему потребовалось? Как это можно допустить? На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? У нас есть еврейская автономия. Разве этого не достаточно? Пусть развивается эта республика. А тов. Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских притязаний на наш Советский Крым! Это вторая политическая ошибка товарища Молотова. Товарищ Молотов неправильно ведёт себя как член Политбюро. И мы категорически отклоним его надуманные предложения. Товарищ Молотов так сильно уважает свою супругу, что не успеем мы принять решение Политбюро по тому или иному важному политическому вопросу, как это быстро становится достоянием товарища Жемчужиной. Получается, будто какая-то невидимая нить соединяет Политбюро с супругой Молотова Жемчужиной и её друзьями. А её окружают друзья, которым нельзя доверять. Ясно, что такое поведение члена Политбюро недопустимо!».
Для чего же Сталину потребовалось критиковать на Пленуме своих старых соратников?
Во-первых, Сталин провёл «урок политграмоты» для вновь избранного ЦК. Ефремов вспоминает: «Мы, молодые члены ЦК, общаясь друг с другом, говорили: вот и прошли настоящий политический университет. Такое запомнится на всю жизнь». Кстати, на XIX съезде исключительное внимание уделялось развертыванию критики в партийных рядах.
Во-вторых, так Сталин наглядно объяснял, почему необходимо существенное увеличение численности рабочих органов партии. При этом за критикой Молотова и Микояна скрывалось стремление снизить в глазах ЦК партии роль и статус «старой гвардии» в проведении партийной и государственной политики, вывести её из числа «коренников».
В-третьих, это была прелюдия своеобразного «кадрового завещания» И.В. Сталина.
Характер сталинского «кадрового завещания» напрямую связан с тем, как виделся Иосифу Виссарионовичу начавшийся этап общественного развития советского общества.

В Советском Союзе начала 50-х годов господствовала психология победителей, убежденных, что им по плечу свернуть любые горы, что они, как говорится, уже держат бога за бороду. Эту психологию усилило восстановление разрушенного войной народного хозяйства в течение одной пятилетки, первыми среди всех пострадавших во второй мировой войне стран.
Сталин понимал, что послевоенный народный энтузиазм нуждается в максимальной поддержке и поощрении, но он не может быть единственным движителем созидания. В «Экономических проблемах развития социализма в СССР» он подчеркивает решающую роль объективных законов истории, противоречивый характер любого движения вперёд.
В Отчетном докладе Центрального Комитета XIX съезду (с ним выступал Г.М. Маленков, но влияние И.В. Сталина на доклад бесспорно) с тревогой отмечалось, во-первых, что «успехи породили в рядах партии настроения самодовольства, народного благополучия и обывательской самоуспокоенности, желание почить на лаврах и жить заслугами прошлого»; во-вторых, «некоторая часть наших руководящих кадров не работает над повышением своей сознательности, не пополняет свои знания в области марксизма-ленинизма, не обогащает себя историческим опытом партии. А без этого нельзя стать полноценными зрелыми руководителями».
Однако дело не сводилось только к желанию или нежеланию овладеть премудростями науки. Не менее важна и подготовка, образовательный уровень. Тем более, что этап эмпирического овладения общественным производством остался позади. Для успешного управления необходимы знания, с одной стороны, современной науки и техники, с другой - марксистко-ленинской теории. Необходим надежный путеводитель хозяйственной политики. И автор «Экономических проблем» его указывает: «Политическая экономия изучает законы развития производственных отношений людей. Хозяйственная политика делает из этого практические выводы, конкретизирует их и строит на этом свою повседневную работу». (Сталин И.В. Соч. Том 16. С. 207).

Первая попытка сформировать высший политический штаб, который более полно отражал бы потребности послевоенного времени, обладал бы современным образованием и был бы способен решать качественно новые общественно-политические задачи, была предпринята И.В. Сталиным в 1946 году. На Пленуме ЦК ВКП(б), состоявшемся 18 марта 1946 года, был сформирован новый состав Организационного бюро. Оно было впервые расширено до 15 человек. Теперь в Оргбюро ЦК не было ни одного человека без среднего образования, а 80% новичков имели высшее (полное и неполное) образование.
Однако в послевоенный период Оргбюро так и не стало играть значительной руководящей роли в жизни партии и общества. К тому же очень скоро начался процесс прореживания этого органа. Первый опыт не удался еще и потому, что неточно была выбрана экспериментальная площадка.
Оргбюро ЦК изначально формировалось как коллегия руководителей партийного аппарата. Но особенность правящей партии, тем более в условиях СССР, где не было антагонизма между обществом и государством: высшая когорта руководителей СССР неизбежно включала в себя ведущих политиков, большинство которых было сконцентрировано в государственных структурах.
Состоявшийся менее чем за полгода до смерти вождя XIX партсъезд, кроме всего прочего, интересен тем, что узаконил «кадровое завещание» И.В. Сталина, то есть тот высший политический штаб, который вождь Победы предложил советскому обществу для продолжения социалистического строительства.
Вместо Политбюро организационным пленумом Центрального Комитета был избран Президиум ЦК КПСС. Его численный состав стал больше всего состава Центрального Комитета, избиравшегося до XI съезда РКП(б). 16 октября 1952 года на пленуме ЦК было избрано 25 членов и 11 кандидатов в члены Президиума. Что касается секретариата, то 16 октября было избрано 10 секретарей ЦК. При этом положение секретарей ЦК было заметно повышено: все они стали либо членами, либо кандидатами в члены Президиума ЦК КПСС. Что касается Оргбюро, то оно было упразднено, а его обязанности были распределены между Президиумом и секретариатом Центрального Комитета.
Фактически Сталин передавал эстафету новому властному органу правящей партии, существенно отличавшемуся от своего предшественника.
Президиум ЦК КПСС, избранный после XIX партсъезда, весьма полно учитывал потребности нового этапа социалистической системы, традиции и каноны партии. Его состав правомерно рассматривать как высший политический штаб стартового периода активного социалистического строительства в СССР после восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Одновременно это было сталинское «кадровое завещание».
Сталин предложил, прежде всего, сохранять преемственность поколений в партийном руководстве. В то же время в условиях послевоенного мирного строительства он не считал, что когорта партийцев с дореволюционным стажем должна делать погоду в руководстве партией и страной. 16 октября 1952 года на пленуме ЦК КПСС Сталин говорил: «Спрашивают, почему мы освободили от важных постов министров видных партийных и государственных деятелей. Что можно сказать на этот счёт? Мы освободили от обязанностей министров Молотова, Кагановича, Ворошилова и других и заменили новыми работниками. Почему? На каком основании? Работа министров - это мужицкая работа. Она требует больших сил, конкретных знаний и здоровья. Вот почему мы освободили некоторых заслуженных товарищей от занимаемых постов и назначили на их место новых, более квалифицированных, инициативных работников. Они молодые люди, полны сил и энергии. Мы их должны поддержать в ответственной работе. Что касается самых видных политических и государственных деятелей, то они так и остаются видными политическими и государственными деятелями».
Треть последней сталинской «партийной ставки» составили большевики, вступившие в партию в годы Гражданской войны. В руководстве партии после XIX съезда ведущую роль стали занимать деятели, которые прошли суровую школу работы в правительстве во время Великой Отечественной войны и в тяжелые годы послевоенного восстановления народного хозяйства. Это - министр финансов СССР Н.Г. Зверев, нарком электротехнической промышленности, а потом председатель Госснаба СССР И.Г. Кабанов, нарком электростанций и электропромышленности СССР М.Г. Первухин, председатель Госплана СССР М.З. Сабуров, нарком черной металлургии И.Ф. Тевосян, а также нарком внутренних дел Л.П. Берия, председатель Госбанка СССР, а после войны – министр обороны Н.А. Булганин. Даже Г.М. Маленков, считавшийся партаппаратчиком до мозга костей, с 1946 года являлся заместителем председателя союзного правительства, а Н.С. Хрущев в 1944 -1947 годах занимал пост председателя СНК (СМ) УССР.
Самой многочисленной группой в послевоенном сталинском штабе стали руководители, вступившие в партию уже после окончания Гражданской войны. В эту плеяду ровесников века входили в частности легендарные сталинские наркомы – знаменитый оборонщик В.А.
Малышев и поработавший на всех ответственных правительственных постах А.Н. Косыгин. Рядом с ними можно по праву поставить не менее легендарного П.К. Пономаренко, который много лет возглавляя большевиков Белоруссии, особенно прославился в качестве начальника Центрального штаба партизанского движения.
В то же время большинство ровесников века, вошедших в высший партийный штаб, было профессиональными партийными работниками. Уже в довоенные годы они успели приобрести опыт руководства социалистическим строительством на региональном уровне, в годы войны, возглавляя обкомы ВКП(б), руководили обеспечением фронта всем необходимым и поддержанием тыла в работоспособном состоянии. После войны на их плечи легла ответственность за восстановление народного хозяйства в кратчайшие сроки. Те, кто не надсадился на этой адской работе, и попали в кадровую команду, которой И.В. Сталин завещал продолжить социалистическое строительство по одобренным XIX партсъездом среднесрочным и перспективным планам.
По регионам, где возглавляли партийные организации эти люди, можно точно указывать опорные края державы, ставшие главной базой и Великой Победы, и столь же великого восстановления страны. Это - Свердловская (В.М. Андрианов) и Челябинская (Н.С. Патоличев) области, Кузбасс и Красноярский край (А.Б. Аристов), Куйбышевская область (А.М. Пузанов) и Башкирия (С.Д. Игнатьев), угольная Карагандинская область (Л.Г. Мельников).
Впрочем, для большинства тех, кто впервые был избран членами или кандидатами в члены Президиума ЦК КПСС, характерна одна общая мета в биографии: они выдвинулись на ведущие руководящие политические роли в 1937-1939 гг., когда их предшественники на ответственных постах зачастую были репрессированы. Именно в те годы начались биографии легендарных сталинских наркомов Зверева, Кабанова, Косыгина, Малышева, Первухина, Сабурова, Тевосяна. Именно тогда выдвинулись на ведущие партийные посты ровесники века, стал первым секретарем ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов.
Более половины тех, кому завещалось продолжать управление социалистическим созиданием, начинали свою биографию рабочими. Каждый пятый мог про себя сказать: “У меня отец – крестьянин, и я сам – крестьянский сын”. Рабоче-крестьянская страна имела рабоче-крестьянскую власть.
Бросается в глаза также высокий культурно-технический уровень последнего сталинского штаба. Более 80% впервые вошедших в Президиум ЦК имели полное высшее образование. Были среди них и ученые - академики А.Я. Вышинский и П.Ф. Юдин, доктора наук О.В. Куусинен и Н.Г. Зверев, кандидат технических наук А.Б. Аристов.
Однако судьба сталинского «кадрового завещания» оказалась под стать судьбе его теоретического завещания, воплощенного в «Экономических проблемах социализма в СССР». О том и другом забыли вскоре после торжественного захоронения вождя в Мавзолее на Красной площади.

Предыдущие дни в русской истории:




→МИГ-17

→ Вяземская воздушно-десантная операция

14 января в русской истории

→ Январский гром

4 мая 1935 года Генеральный секретарь ВКП (б) И. В. Сталин, выступая в Кремлёвском дворце перед выпускниками военных академий, произнёс фразу:

«Кадры решают всё»,

ставшую крылатой, то есть чётким, кратким выражением, не потерявшим своей актуальности и в настоящее время.

Вот как обосновал И.В. Сталин своё, кстати, признанное всеми, даже самыми «непримиримыми антисталинистами», утверждение:

«Раньше мы говорили, что «техника решает всё». Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно.

Вот почему старый лозунг «техника решает всё, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что «кадры решают всё». В этом теперь главное.

Лозунг «кадры решают всё» требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д. (выделено нами при цитировании).

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей и добиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны, прежде всего, научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры (выделено нами при цитировании)».

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЛОЗУНГА В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

Понятно, что в той исторической реальности И. В. Сталин, прежде всего, говорил о необходимости «сделать упор на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой», хотя и упоминал об обязательности «заботливого отношения к работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали». И эта универсальность лозунга позволяет нам сегодня основное внимание сосредоточить на определяющих источниках устойчивого и бескризисного развития общества — подготовке и задействовании управленческого корпуса, определяющего и реализующего в жизни политику государства.

Отрадно, что осознание этого необходимого условия развития Беларуси находит понимание у руководства страны, о чём свидетельствуют, в частности, неоднократные заявления Александра Лукашенко:

«Кадры сегодня решают всё!»

«Стабильность государства во многом зависит от того, насколько сильна власть…Мы создали отлаженную исполнительскую вертикаль, способную функционировать четко и надежно. Но без грамотных, квалифицированных, преданных делу руководителей сложно достичь эффекта…»

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ

Управленец как специалист — это сочетание соответствующих знаний, полученных в процессе приобретения профильного образования, и опыта, полученного в ходе работы, а также желательное наличие определённых личностных способностей и качеств . Ещё есть нравственность, что связывает воедино всё это в психике и поведении человека. Если какая-то из вышеназванных компонент отсутствует — это означает, с высокой долей вероятности, что управленец только называется управленцем, но по существу им не является.

Разберем последовательно каждую компоненту:

  1. Образование

Для подготовки достаточно квалифицированных специалистов в области управления необходимо получение управленческого образования, причём желательно на базе уже имеющегося высшего образования и опыта работы в той или иной сфере деятельности.

Управленцу необходимо владеть следующими навыками и дисциплинами:

  • теория управления и теория подобия многоотраслевых макроэкономических систем для понимания предметной области управления и экономики;
  • основы психологии и социологии;
  • биология и география региона — для понимания того, что природа — среда деятельности человека и её состояние в первую очередь определяет состояние других сфер жизнедеятельности и влияет на здоровье тела и психики человека;
  • курс законодательства с анализом и обзором конкретных законов о хозяйственно-финансовой деятельности как целостности;
  • основы математики: линейная и векторная алгебра, линейное программирование, теория множеств, теория вероятностей, математическая статистика, вычислительные методы, алгоритм динамического программирования, теория меры — необходимы для того, чтобы управленец мог рассчитывать как последствия своей деятельности, так и разбираться в функционировании народного хозяйства;
  • метрология и практика измерений, стандартизация и сертификация — необходимы для того, чтобы обеспечить системность и состоятельность принимаемых решений;
  • бухгалтерский учёт — для проведения сравнения используемых в разных странах систем бухгалтерского учёта и систем сбора и анализа макроэкономической статистики;
  • умение быстро читать и печатать, как основы для высвобождения времени для самообразования и выработки решений;
  • иностранные языки — для чтения литературы зарубежных стран с целью изучения их опыта.

Таким образом, управленец должен уметь управлять по полной функции управления, а следовательно: выявлять факторы среды, вызывающие потребность в управлении; формировать вектора целей; формировать новые концепции управления; контролировать качество управления и достигать поставленных результатов; совершенствовать методологию и навыки прогноза при решении вопроса об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения.

Специалист, освоивший такой набор знаний, будет иметь состоятельные представления о процессах управления и функционировании народного хозяйства.

  1. Опыт

Управленец, получивший качественное управленческое образование (возможно имея изначально управленческие способности), приступая к работе, так или иначе, сталкивается с реальным делом. Чтобы войти в сферу управления любыми процессами, необходимо набраться опыта, и поэтому имеет смысл начинать под руководством более опытного управленца, либо начать с управления делом малого масштаба. Как показывает практика, качество управления заметно повышается, если, например, глава региона или мэр крупного города, прежде чем занять своё место, успел побыть директором завода, главой небольшого района или округа. Так была выстроена иерархическая система кадрового обеспечения в недавнем советском прошлом.

Управленец большими системами (районами, городами, регионами) должен обладать как минимум качественным образованием и опытом работы. Если же главой региона или мэром города становится человек не имеющий опыта, или профильного управленческого образования, или того и другого, то это грозит обратиться катастрофой для данной территории и для населения территории, либо ситуацией, когда из-за его спины руководят совершенно иные люди, неподконтрольные обществу и преследующие свои корыстные цели. Кроме того можно сделать вполне однозначные выводы о нравственно-этических качествах такого управленца, позволяющих ему занимать должность по руководству большим количеством людей и большой системой при отсутствии каких-либо знаний и опыта.

  1. Личностные способности и качества

Часть людей проявляют свои способности в управлении с детства и юности в процессе организации различных, малых и больших, дел.

Проявляется это и тогда, когда, получив высшее образование не по специальности «управление», тем не менее, человек может довольно качественно руководить процессами в разных сферах. Но таких примеров — единицы на тысячи управленцев.

Ещё один фактор, который влияет на качество работы таких управленцев — это новые информационные условия, в которых сегодня находится человек. Частота обновления информации в обществе в наши дни значительно превышает частоту обновления поколений:

«…фантастически быстрыми темпами устаревают знания и приобретенные навыки. И в связи с этим — психология людей. Появляются области науки и целые отрасли экономики, никогда не существовавшие ранее».

Если раньше человек жил в технически однородной среде всю свою жизнь, то теперь за время его жизни окружающая информационная и техническая среда меняется многократно. Все мы теперь живём в постоянно обновляющемся информационном потоке, что требует, в особенности от управленцев, умения принимать нестандартные решения, «на ходу» перестраивать методы своей деятельности, а для этого необходимо творческое мышление.

Таким образом, учитывая то, что таких управленцев крайне мало, что изначальных дарований в наши дни может уже не хватать для эффективной деятельности управленческого корпуса, что управленец не имеет права на ошибку, так как пострадать может множество людей, можно сделать следующий вывод: управленец нуждается в качественном образовании в сфере управления.

Что связывает все компоненты необходимые профессиональному управленцу воедино

Если мы посмотрим на работу психики, то нравственность , как система взаимосвязанных и взаимообусловленных оценок «хорошо», «плохо», «безразлично» в отношении окружающих явлений жизни — является тем внутренним «клеем», который связывает задатки, опыт и образование управленца, и более того, направляет его психику к тем или иным избранным им целям. На каркасе нравственности выстраиваются и мировоззрение, и культура мышления индивида.

Это справедливо не только по отношению к управленцу, но и по отношению к любому человеку. Управленцы, которые занимают те или иные властные места, имея порочную нравственность, зачастую пользуются своим положением, злоупотребляя должностными полномочиями в корыстных целях, не боясь ответственности даже со стороны высшего руководства страны. Делается это либо осознанно, либо же на бессознательном уровне, чувствуя, что их даже не уволят с руководящих постов, так как замену им будет найти не так уж и легко. Они же, в случае появления реальной угрозы быть смещёнными более талантливыми, способными и молодыми, сделают всё, чтобы не допустить этого. Тогда в приоритетах на службе становятся уже не польза обществу, а любыми путями и методами продвижение по служебной лестнице, занятие для себя наиболее комфортного и высокооплачиваемого места работы и изживание других талантливых управленцев, способных заступить на их место.

КРАТКО О СЕГОДНЯШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Нельзя сказать, что в Беларуси не принимается мер по подготовке кадров для государственной (и не только государственной) службы. Как-никак, а в республике действуют: Академия наук, 54 высших учебных заведения (в том числе непосредственно направленные на подготовку управленцев для системы гос. управления, такие как Академия управления при Президенте РБ, Минский институт управления), однако за время их деятельности проблема обеспеченности управленческими кадрами не решена и вопрос этот с каждым днём встаёт всё острее.

Всем известна фраза: «Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает». Она означает: какова в целом культура мышления народа, таково и правительство, под властью которого живёт общество. Если культура мышления людей — «никакая», то и управленцы, вышедшие из этого общества, — «никакие».

Сегодня пока ещё не многим ясно, что надеяться на большинство управленцев, воспитанное в текущей культуре, в деле улучшения жизни людей в современном мире — бессмысленно, ибо нравственно они не лучше окружения, из которого вышли, за редким исключением. Конечно, есть у нас в стране и руководители, для кого «долг перед обществом», «ответственность», «стремление служить Родине» не просто пустой звук. Именно под их руководством и усилиями добросовестных граждан, в основном ещё советской закалки, стали возможны успехи и достижения современного белорусского государства, и, как бы ни старались их не замечать и не афишировать представители «оппозиции», они есть.

Соответственно, нет принципиальной разницы между партиями и различными группировками, несмотря на разные лозунги. Всех этих «управленцев», пусть даже и с опытом работы, отличает отсутствие, прежде всего, адекватных знаний в области управления. Это касается и населения, в силу господства неадекватных образовательных стандартов. И для того, чтобы изменить качество управления и ситуацию в городе или районе проживания, необходимо начать с себя.

Заключение

Мир стремительно меняется, а значит изменяются и организация жизни общества во всех сферах жизнедеятельности человека. Повышается объём информации, который генерирует человечество, изменяется логика социального поведения человека. Постановка задач в современном мире требует всё большего количества квалифицированных управленческих кадров. Это могут быть как задачи региона или страны, так и интеграционного объединения нескольких стран. От успешности реализации этих задач во многом зависит качество нашей жизни и облик современной цивилизации на планете Земля. Всё это означает, что постоянным должен быть процесс расширения потенциальных управленческих кадров (в первую очередь тех, кто понимает основы и принципы управления) до пределов всего общества.

Сегодня же процесс подготовки и поиска управленцев больше похож на лотерею: повезло-не повезло. Найти толкового специалиста-управленца считается большой удачей. Такое положение дел представляет большую опасность для общества. Нельзя с точностью сказать на будущее: будет укомплектована страна необходимым количеством руководителей или нет.

Поэтому начинать необходимо уже со школы и уже сейчас. Основы управленческой грамотности (основы теории управления) должны быть уже в школьной программе 9-11 классов. Тем более подобные проекты уже реализуются в некоторых школах Могилёвской области. Но стоит добавить, что это должны быть не специализированные классы, а элемент общеобразовательной программы.

Ученики, получив реально полезные знания, смогут решить множество своих бытовых проблем. А государство в свою очередь получит хороший базис из управленчески грамотных молодых людей, с которыми уже проще работать в ВУЗах.

В мае 1935 года руководитель Советского Союза Иосиф Сталин выступил перед выпускниками военных с примечательной речью. Он остановился на успехах, которых достигло советское общество за последние годы, указав на заслуги руководителей страны и отдельных предприятий. И все же, отметил Сталин, не нужно приписывать все достижения мудрости вождей или внедрению технических новшеств.

Преодолев разруху, пройдя через этап восстановления народного хозяйства, страна вступила в новый период. Теперь, как подчеркнул Сталин, обществу нужны кадры, то есть работники, которые смогут совладать с техникой и двинуть налаженное производство вперед. К середине 30-х годов в Стране Советов имелось значительное число фабрик и заводов, совхозов и колхозов, но крайне не хватало людей, имеющих опыт управления коллективами и современной техникой.

Раньше руководители всех уровней опирались на лозунг «Техника решает все». Такая постановка вопроса помогла ликвидировать отсталость страны в области техники и создать мощную материальную основу социализма. Но в изменившихся условиях одной технической вооруженности было уже недостаточно для решительного прорыва вперед. Именно по этой причине И.В. Сталин двинул в массы новый лозунг, заявив: «Кадры решают все!».

Роль кадровой политики в современном мире

Слова Сталина имеют значение и для современной России. Экономические преобразования в стране, развернувшиеся два десятка лет назад, предъявляют повышенные требования к кадрам предприятий и организаций. Страна по-прежнему остро нуждается в квалифицированных специалистах, которые способны составить ядро промышленности, науки, армии и государственных структур.

Основа работы с персоналом в современных условиях – создание системы управления кадровым потенциалом. Повысить прибыль предприятий и достичь полезного социального эффекта могут лишь те руководители, кто внимательно подбирает кадры, принимает меры к их воспитанию, обучению, не забывая стимулировать работу подчиненных. При этом самой сильной мотивацией часто становится не материальное вознаграждение, а моральное стимулирование.

Современные кадры – это люди, обладающие широкими знаниями, ценными умениями и опытом работы. Этот потенциал постепенно превращается в основной фактор производства, оттесняя технологические новинки и модные методы организации производства. Планируя деятельность на длительную перспективу, грамотный руководитель уделяет основное внимание работе с персоналом, создавая так называемый долгосрочный кадровый потенциал.

(выступление Сталина перед выпускниками военных академий в 1935 году)

Товарищи!

Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в области строительства, так и в области управления. В связи с этим слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только в вождях. Но не об этом я хотел бы говорить сегодня. Я хотел бы сказать несколько слов о кадрах, о наших кадрах вообще и в частности о кадрах нашей Красной Армии.

Вы знаете, что мы получили в наследство от старого времени отсталую технически и полунищую, разоренную страну. Разоренная четырьмя годами империалистической войны, повторно разоренная тремя годами гражданской войны, страна с полуграмотным населением, с низкой техникой, с отдельными оазисами промышленности, тонувшими среди моря мельчайших крестьянских хозяйств, - вот какую страну получили мы в наследство от прошлого.

Задача состояла в том, чтобы эту страну перевести с рельс средневековья и темноты на рельсы современной индустрии и машинизированного сельского хозяйства. Задача, как видите, серьезная и трудная. Вопрос стоял так: ЛИБО мы эту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, ЛИБО мы ее не разрешим, и тогда наша страна - слабая технически и темная в культурном отношении - растеряет свою независимость и превратится в объект игры империалистических держав.

Наша страна переживала тогда период жесточайшего голода в области техники. Не хватало машин для индустрии. Не было машин для сельского хозяйства. Не было машин для транспорта. Не было той элементарной технической базы, без чего немыслимо индустриальное преобразование страны. Были только отдельные предпосылки для создания такой базы. Надо было создать первоклассную индустрию. Надо было направить эту индустрию на то, чтобы она была способна реорганизовать технически не только промышленность, но и сельское хозяйство, но и наш железнодорожный транспорт. А для этого надо было пойти на жертвы и навести во всем жесточайшую экономию, надо было экономить и на питании, и на школах, и на мануфактуре, чтобы накопить необходимые средства для создания индустрии. Другого пути для изживания голода в области техники не было. Так учил нас Ленин, и мы шли в этом деле по стопам Ленина.

Понятно, что в таком большом и трудном деле нельзя было ждать сплошных и быстрых успехов. В таком деле успехи могут обозначиться лишь спустя несколько лет. Необходимо было поэтому вооружиться крепкими нервами, большевистской выдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно идти вперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах.

Вы знаете, что мы вели это дело таким именно образом. Но не у всех наших товарищей хватило нервов, терпенья и выдержки. Среди наших товарищей нашлись люди, которые после первых же затруднений стали звать к отступлению. Говорят, что "кто старое помянет, тому глаз вон". Это, конечно, верно. Но у человека имеется память, и невольно вспоминаешь о прошлом при подведении итогов нашей работы. Так вот, были у нас товарищи, которые испугались трудностей и стали звать партию к отступлению. Они говорили: "Что нам ваша индустриализация и коллективизация, машины, черная металлургия, тракторы, комбайны, автомобили? Дали бы лучше побольше мануфактуры, купили бы лучше побольше сырья для производства ширпотреба и побольше бы давали населению всех тех мелочей, чем красен быт людей. Создание индустрии при нашей отсталости, да еще первоклассной индустрии - опасная мечта".

Конечно, мы могли бы 3 миллиарда рублей валюты, добытых путем жесточайшей экономии и истраченных на создание нашей индустрии, - мы могли бы их обратить на импорт сырья и усиление производства предметов широкого потребления. Это тоже своего рода "план". Но при таком "плане" мы не имели бы ни металлургии, ни машиностроения, ни тракторов и автомобилей, ни авиации и танков. Мы оказались бы безоружными перед внешними врагами. Мы подорвали бы основы социализма в нашей стране. Мы оказались бы в плену у буржуазии внутренней и внешней.

Очевидно, надо было выбирать между двумя планами: между планом отступления, который вел и не мог не вести к поражению социализма, и планом наступления, который вел и, как знаете, уже привел к победе социализма в нашей стране.

Мы выбрали план наступления и пошли вперед по ленинскому пути, оттерев назад этих товарищей как людей, которые видели кое-как только у себя под носом, но закрывали глаза на ближайшее будущее нашей страны, на будущее социализма в нашей стране.

Но эти товарищи не всегда ограничивались критикой и пассивным сопротивлением. Они угрожали нам поднятием восстания в партии против Центрального Комитета. Более того: они угрожали кое-кому из нас пулями. Видимо, они рассчитывали запугать нас и заставить нас свернуть с ленинского пути. Эти люди, очевидно, забыли, что мы, большевики, - люди особого покроя. Они забыли, что большевиков не запугаешь ни трудностями, ни угрозами. Они забыли, что нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Они забыли, что чем сильнее беснуются враги и чем больше впадают в истерику противники внутри партии, тем больше накаляются большевики для новой борьбы и тем стремительней двигаются они вперед.

Понятно, что мы и не думали сворачивать с ленинского пути. Более того, укрепившись на этом пути, мы еще стремительнее пошли вперед, сметая с дороги все и всякие препятствия. Правда, нам пришлось при этом по пути помять бока кое-кому из этих товарищей. Но с этим уж ничего не поделаешь. Должен признаться, что я тоже приложил руку к этому делу.

Да, товарищи, мы пошли уверенно и стремительно по пути индустриализации и коллективизации нашей страны. И теперь этот путь можно считать уже пройденным.

Теперь уже все признают, что мы добились на этом пути громадных успехов. Теперь все признают, что мы имеем уже мощную и первоклассную промышленность, мощное и механизированное сельское хозяйство, развертывающийся и идущий в гору транспорт, организованную и прекрасно оснащенную Красную Армию.

Это значит, что мы изжили уже в основном период голода в области техники.

Но изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, в период, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в области работников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. Дело в том, что у нас есть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этого дела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того, чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Раньше мы говорили, что "техника решает все". Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно.

Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства.

Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет.

Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой.

Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решают все" .

В этом теперь главное.

Можно ли сказать, что наши люди поняли и осознали полностью великое значение этого нового лозунга? Я бы этого не сказал.

В противном случае мы бы не имели того безобразного отношения к людям, к кадрам, к работникам, которое наблюдаем нередко в нашей практике.

Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.

А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев факты бездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам.

Этим, собственно, и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей и только после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, как пешками. Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники на заводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой же охотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и как мы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем это объясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей, ценить работников, ценить кадры.

Я вспоминаю случай в Сибири, где я был одно время в ссылке. Дело было весной, во время половодья. Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесенный разбушевавшейся громадной рекой. К вечеру вернулись они в деревню, но без одного товарища. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили, что тридцатый "остался там". На мой вопрос: "Как же так, остался?" - они с тем же равнодушием ответили: "Чего ж там еще спрашивать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопиться куда-то, заявив, что "надо бы пойти кобылу напоить".

На мой упрек, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответил при общем одобрении остальных: "Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы завсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу". Вот вам штрих, может быть, малозначительный, но очень характерный. Мне кажется, что равнодушное отношение некоторых наших руководителей к людям, к кадрам и неумение ценить людей является пережитком того странного отношения людей к людям, которое сказалось в только что рассказанном эпизоде в далекой Сибири.

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей и добиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны прежде всего научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры.

Надо понять, что при наших нынешних условиях "кадры решают все" .

Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима.

Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги.

Заканчивая речь, разрешите провозгласить тост за здоровье и преуспеяние наших академиков-выпускников по Красной Армии! Желаю им успеха в деле организации и руководства обороной нашей страны!

Товарищи! Вы окончили высшую школу и получили там первую закалку. Но школа - это только подготовительная ступень. Настоящая закалка кадров получается на живой работе, вне школы, на борьбе с трудностями, на преодолении трудностей. Помните, товарищи, что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей, которые не прячутся от трудностей, а наоборот - идут навстречу трудностям для того, чтобы преодолеть и ликвидировать их.

Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры. А если наша армия будет иметь в достаточном количестве настоящие закаленные кадры, она будет непобедима.