Биографии Характеристики Анализ

Критерии подразделения поселений на городские и сельские. Число сельских населенных пунктов и поселков городского типа продолжает снижаться

(заводов, ферм, и др.), а также учреждений производственной и непроизводственной инфраструктуры (дорог, магазинов и т.п.).

Принято выделять несколько типов расселения населения:

  • 1) городское и сельское
  • 2) постоянное и временное

Жители населяют территория постоянно или временно (сезонно).

3) групповое и рассеянное

Групповое - дома жителей расположены рядом друг с другом, образуя компактные поселения, а рассеянное - каждый расположен на своем земельном участке.

4) системное и изолированное

Системное - взаимосвязанное расселение население.

Главным фактором формирования того или иного типа поселения является социально-экономический фактор, а именно уровень развития общества.

2. Формы ТОН

Исторически в РФ возникло несколько типов поселений:

  • 1. город
  • 2. посад
  • 3. слобода
  • 4. погост
  • 5. село
  • 6. сельцо
  • 7. деревня
  • 8. займище
  • 9. аул
  • 10. станица

В настоящее время ФЗ №131 (Об общих принципах местного самоуправления в РФ) определяет следующие виды населенных пунктов в России:

  • а) городской округ (городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации)
  • б) городское поселение (город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления)
  • в) сельское поселение (один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления)
  • г) город федерального значения

Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111). В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Критерии подразделения поселений:

  • 1. Преобладающая экономическая функция поселения. При этом главной отраслью в сельских населенных пунктах, как правило, является сельское хозяйство, а в городских - несельскохозяйственные отрасли экономики.
  • 2. Размер поселения, т.е. количество жителей в нем, - городские поселения обычно крупнее сельских.
  • 3. Административное значение - если оно есть, то поселение считается городским.
  • 4. Плотность населения - в городских поселениях она намного выше, чем в сельских, за счет более плотной и более многоэтажной застройки.
  • 5. Степень благоустройства - в городских поселениях она выше, чем в сельских.
  • 6. Историческое значение, закрепленное юридическими актами, - поселения являются городскими или сельскими, потому что в прошлом они получили соответствующий статус, закрепленный правовыми документами.

Городские и сельские населенные пункты являются первичными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В соответствии с формами и типами населенных пунктов принято классифицировать население на два больших типа - городское и сельское.

Типы сельских поселений разнообразны. На большей части территории России типичные сельские населенные пункты - это:

ь села (старые более крупные поселения, имевшие в прошлом или сохранившие до сих пор церкви);

ь деревни (старые небольшие поселения, не имевшие церкви);

ь поселки (новые поселения, возникшие за годы советской власти или в последнее десятилетие).

В то же время в русских регионах Северного Кавказа, населенных казаками, сельские поселения называются станицами (имеются и хутора, но в настоящее время это, как правило, большие поселения, бывшие настоящими хуторами в далеком прошлом), а в национальных республиках Северного Кавказа - аулами.

Для России характерен деревенский тип расселения, который сложился исторически и связан с общинным землепользованием.

Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от размера (численности населения):

  • 1) мельчайшие (до 50 жителей)
  • 2) мелкие (51-100 жителей)
  • 3) средние (101-500 жителей)
  • 4) крупные (501-1000 жителей)
  • 5) крупнейшие (свыше 1000 жителей)

Сельское население страны в основном сосредоточено в поселениях с числом от 1000 жителей (?52%). В 1990-е годы численность населения динамично менялась. Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также плотности их размещения. Особенно ярко этот процесс был отмечен в европейской части России (ЦФО, СЗФО и ПФО).

В отличие от городского населения на уровень территориальной организации сельских поселений влияют природно-климатические факторы. Это связано с тем, что развитие сельского хозяйства зависит от почвенных и климатических условий. Именно поэтому, например, в зонах тайги и тундры населенные пункты располагаются вдоль рек и озер.

  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 3. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 4. Организационные основы местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 5. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 6. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы
  • Глава 7. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальные закупки: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 8.
  • § 2. Президент России выступил
  • На обучающем семинаре-совещании для мэров российских городов,
  • Проходящем под эгидой Администрации Президента
  • (Москва, Кремль, 23 октября 2013 г.)1
  • § 3. Президент России провёл встречу с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований (Москва, Кремль, 8 ноября 2013 г.)1
  • § 4. "Круглый стол" по актуальным проблемам местного самоуправления в Законодательном Собрании Нижегородской области (н. Новгород, Кремль, 5 ноября 2013 г.)
  • Глава 9. Перспективы развития местного самоуправления в России (проект Основных направлений развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период)
  • § 1. Роль местного самоуправления в развитии государства и общества
  • § 2. Вопросы институциональной и территориальной организации местного самоуправления
  • § 3. Вопросы оптимизации полномочий местного самоуправления и делегирования государственных полномочий
  • § 4. Вопросы финансово-экономических основ местного самоуправления
  • § 5. Вопросы стратегий и механизмов устойчивого и комплексного развития муниципальных образований
  • § 6. Вопросы инфраструктурного развития муниципальных образований
  • § 7. Вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления
  • § 8. Вопросы развития местных сообществ, общественного контроля и гражданских инициатив на местном уровне
  • § 9. Вопросы развития и совершенствования муниципального контроля
  • Заключение
  • Над Федеральным законом № 131-фз
  • (По состоянию на 1 января 2014 г.)
  • Видах муниципальных образований в Российской Федерации
  • И сельского населения в Российской Федерации
  • На территории Российской Федерации
  • Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 24 мая 2006 года № 41 «о Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» (извлечение)
  • В осуществлении местного самоуправления
  • Осуществления населением местного самоуправления
  • Структура администрации города Дзержинска Нижегородской области1
  • Лаврентьев Александр Рудольфович
  • 1 См.: Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 31 января 2013 г. N 483 "Об утверждении Структуры Администрации города Дзержинска" (с изменениями и дополнениями)
  • § 4. Состав территории муниципального образования

    В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Для правильной ориентации в видах и структуре тех или иных муниципальных образований следует четко представлять состав их территории.

    Федеральный закон № 131-ФЗ разграничивает понятия "поселение" и "населенный пункт". Термин "населенный пункт" (сельский или городской) есть вид административно-территориальной единицы, а "поселение" (сельское или городское) является разновидностью муниципального образования. Несмотря на созвучность, это разные категории. Муниципальное образование в своих границах может совпадать с границами административно-территориальной единицы, а может и не совпадать. Одно муниципальное образование может включать в себя несколько административно-территориальных единиц. Кроме того, муниципальное образование может включать в себя помимо земель населенных пунктов и прилегающие к ним земли, а когда речь идет о муниципальном районе, в его состав включаются и так называемые межселенные территории, т.е. территории (населенные пункты или земли), не включаемые в состав низовых муниципальных образований – поселений.

    В современной России все виды населенных пунктов систематизируются в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОКАТО) 1 , в котором названы: город; поселок городского типа; рабочий поселок; курортный поселок; кишлак; поселковый совет; сельсовет; сомон; волость; дачный поселковый совет; поселок сельского типа; поселок при станции (поселок станции); железнодорожная станция; железнодорожная будка; железнодорожная казарма; железнодорожная платформа; железнодорожный разъезд; железнодорожный остановочный пункт; железнодорожный путевой пост; железнодорожный блокпост; село; местечко; деревня; слобода; станция; станица; хутор; улус; разъезд; колхоз; совхоз; зимовье.

    В действующем Законе № 131-ФЗ сельское поселение определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    В некоторых субъектах Российской Федерации норму Закона, допускающую возможность включения в состав территории городских поселений сельских населенных пунктов, использовали для включения в состав городского поселения территории в размерах административного района и придания такому району статуса городского округа. В Ивановской области, например, 15 районов из 21 оказались наделенными статусом городского округа. Чтобы не допускать такие аномалии из определения городского поселения, содержавшегося в абз. 3 ч. 1 ст. 2Закона, в декабре 2004 года 1 было исключено положение о том, что к городу или поселку, составляющему городское поселение, может прилегать территория с находящимися на ней сельскими населенными пунктами, не являющимися сельскими поселениями.

    Упоминание о «прилегающей территории» исключено также из п. 5 ч. 1 ст. 11, который дополнен указанием на то, что в состав территории городского поселения могут входить территории, предназначенные в соответствии с генеральным планом городского поселения для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. В отличие от первоначальной, новая редакция данного пункта допускает возможность существования на территории городского поселения не только сельских населенных пунктов, но и поселков. Таким образом, в данном случае поселки понимаются как места расселения городского типа.

    Соответственно теперь в действующем Законе № 131-ФЗ городское поселение определяется как город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.

    Еще одна поправка, внесенная в Федеральный закон № 131-ФЗ, связана с излишне строгим правилом, содержавшимся в первоначальном тексте Закона, о том, что в границах сельского поселения может находиться только один сельский населенный пункт с числом жителей более 1000 человек и (или) объединенные одной территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый). Между тем нередкими оказались ситуации, когда на компактно заселенной территории находились два или три села с населением в 1050, 1100 или 1150 человек и не было никакой управленческой и экономической целесообразности их разделения на самостоятельные муниципальные образования. Поэтому в декабре 2004 года 2 п. 6 ч. 1 ст. 11 был изменен, и теперь он устанавливает, что в состав территории сельского поселения может входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек.

    Эти, как и некоторые другие, поправки лишний раз доказывают, что жесткие количественные параметры территориального устройства не оправданны и обычно поправляются практикой их применения. ХотяФедеральный закон № 131-ФЗ в целом достаточно гибок в численных характеристиках территорий муниципальных образований, он в некоторых вопросах изначально занял излишне твердые позиции. Именно в этих вопросах потребовались коррективы в сторону смягчения их нормативного регулирования 1 .

    Рассмотрим подробнее каждый вид муниципального образования.

    Сельское поселение. Согласно статьи 2 Федерального закона № 31-ФЗ, сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Таким образом, Закон в общем определении сельского поселения как вида муниципального образования рассматривает его территорию как состоящую из одного или нескольких населенных пунктов.

    Вместе с тем в ст. 11 Закона говорится, что в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый).

    Однако при малой плотности населения и больших размерах территории сделано исключение. Федеральный закон предусматривает, что в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.

    До каких пределов может уменьшаться эта численность населения, Федеральный закон прямо не говорит. Но он разрешает и такую крайность: на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. В этом случае данный населенный пункт входит в состав муниципального района на положении межселенной территории (т.е. территории, не входящей в состав сельских или городских поселений) с низкой плотностью населения.

    Под населенным пунктом в законодательстве субъектов РФ, как правило, понимается «застроенная или подлежащая застройке часть территории в пределах установленной границы, служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей» 2 . Границы населенных пунктов устанавливаются в генеральном плане поселения, на территории которого они расположены. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков 1 .

    Городское поселение. Согласно статьи 2 Федерального закона № 31-ФЗ, городское поселение – это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Вместе с тем из п. 5 ст. 11 Закона следует: в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также – в соответствии с генеральным планом городского поселения – территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

    В принципе, городскими поселениями являются территориальные единицы, которые ранее назывались городами районного подчинения, или районного значения, т.е. входили в состав районов (теперь – муниципальных районов), но имели самостоятельное управление, свой бюджет, некоторые учреждения и предприятия. Новшества состоят в том, что на статус муниципального образования в виде городского поселения могут претендовать теперь кроме "районных городов" также и поселки. Кроме того, Федеральный закон позволяет включать в состав городского поселения дополнительные территории, в том числе поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (иначе говоря, надо вывести их из состава какого-то муниципального образования и передать данному городскому поселению) 2 .

    Муниципальный район. Согласно статьи 2 Федерального закона № 31-ФЗ, муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, муниципальный район можно представить как образование, состоящее:

    из сельских поселений (чаще всего так бывает преимущественно в сельской местности, в аграрных районах);

    из сельских и городских поселений (это характерно для местностей с развитой промышленной инфраструктурой, особенно прилегающих к большим городам);

    из сельских и городских поселений и межселенных территорий, не входящих в состав поселений, т.е. "напрямую" состоящих в муниципальном районе (чаще это бывает в местностях с низкой плотностью населения).

    Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ;

    Для определения границ таких муниципальных образований, как сельские поселения и муниципальные районы, Федеральный закон 2003 г. предлагает руководствоваться соответственно критериями пешеходной и транспортной доступности их административного центра для жителей.

    Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

    Городской округ. Согласно статьи 2 Федерального закона № 31-ФЗ, городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Определение в Законе городского округа не совсем удачно в том плане, что городской округ называется городским поселением, тем самым дается повод считать их похожими друг на друга. На самом деле сходство между городским округом и городским поселением возможно лишь в том, что и поселение, и округ могут быть представлены одним и тем же населенным пунктом – городом (Закон позволяет получить статус городского поселения даже поселку, однако вряд ли поселок получит возможность стать городским округом). Отличия состоят в том, что: а) город, претендующий на статус городского округа, выходит из состава муниципального района, перестает состоять в районе; б) городской округ как новое муниципальное образование приобретает право получить отдельные государственные полномочия 1 .

    Обычно статус городского округа получают большие города, которым становится «тесно» в рамках района. В Федеральном законе 2003 г. (ч. 2 ст. 11) говорится: наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных данным Законом вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Если строго исходить из данной формы (ч. 2 ст. 11), выход города не должен стать «катастрофой» для соответствующего района. В Законе прямо сказано, что должна быть в наличии сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных данным Законом вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Более того, Федеральный закон не исключает и того, что населенный пункт, приобретая статус городского округа, останется центром района: п. 10 ч. 1 ст. 11 гласит, что административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района.

    Практика реализации Федерального закона выявила такую особенность, как стремление больших городов уйти «на вольные хлеба» из районов, «прихватив» с собой немалое число поселков и сельских населенных пунктов, а соответственно и прилегающих к ним земель. Стремление это понятно: развитие городского округа может потребовать территорий для промышленного и гражданского строительства. В ряде случаев в состав городских округов включаются населенные пункты и земли, расположенные на расстоянии 20-30 км от главного города соответствующего городского округа. По существу, такой городской округ мало чем отличается от муниципального района, с той разницей, что включенные в городской округ населенные пункты не являются муниципальными образованиями и именуются территориальными единицами, микрорайонами. Однако само население далеко не всегда заинтересовано в переходе из "сельского" статуса в "городской", поскольку по ряду направлений (например, тарифы на коммунальные услуги и пр.) сельские жители имеют льготы, которых нет у городских жителей 1 .

    В соответствии со статьями 80 и 81 Федерального закона № 131-ФЗ статусом городского округа наделяются территории, имеющие статус наукоградов и закрытых административно-территориальных образований.

    Внутригородская территория города федерального значения. Согласно статьи 2 Федерального закона № 31-ФЗ, внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Как известно, в Российской Федерации есть два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, являющиеся одновременно и субъектами РФ. Конечно, наряду с ними есть много крупных городов, преимущественно административных центров субъектов РФ, имеющих большую численность населения (более миллиона жителей) и деление на внутригородские районы. По ранее действовавшему Закону 28 августа 1995 г. допускалось создание местного самоуправления в таких районах, т.е. они были муниципальными образованиями. Теперь же это запрещено, муниципальным образованием является город в целом. Районы городов становятся административно-территориальными единицами. В них нельзя создавать и соответственно избирать представительные органы муниципального образования – районные собрания депутатов, глав районов. Управляет районом, как правило, глава района, назначаемый в порядке, предусмотренном уставом города, зачастую его назначает глава города как муниципального образования (городского округа) или глава городской администрации. Глава района является служащим городской администрации.

    В заключении следует отметить, что в Федеральном законе 2003 г. состав территории муниципального образования детально не определен. В нем лишь указываются требования к определению границ муниципальных образований, о которых речь пойдет в следующей части пособия. Можно утверждать, что состав территории муниципального образования основан на принципе единства, поскольку законодательство не допускает разрыва земельного участка, принадлежащего любому землепользователю, муниципальными или административными границами.

    Последовательный подход к определению территориальных основ организации местного самоуправления, несомненно, требует определения неких критериев определения организации на конкретной территории того или иного вида муниципального образования. Представляется, что такими критериями могут быть:

    1) численность и плотность населения;

    2) протяженность территории и обеспеченность муниципального образования земельными ресурсами;

    3) характер территории (городская или сельская местность);

    4) наличие условий для самостоятельного решения вопросов местного значения. Другими словами, социально-экономический потенциал территории, обеспечивающий реальную возможность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения (объем и состав источников налоговых поступлений, уровень развития социальной сферы и инфраструктуры территории и др.);

    5) мнение населения соответствующей территории – его главного субъекта самоуправления на соответствующей территории.

    Население современной России проживает в основном в городах. В дореволюционной России преобладало сельское население, в настоящее время доминирует городское (73%, 108,1 млн человек). Вплоть до 1990 г. в России наблюдался постоянный рост городского населения , способствующий быстрому увеличению его удельного веса в населении страны. Если в 1913 г. на долю городских жителей приходилось лишь 18%, в 1985 г. — 72,4%, то в 1991 г. их число достигло 109,6 млн человек (73,9%).

    Главным источником неуклонного роста городского населения в советский период служил приток сельских жителей в города вследствие перераспределения между и сельским хозяйством. Важную роль в обеспечении высоких темпов ежегодного прироста городского населения играет преобразование некоторых сельских поселений в городские с изменением их функций. В гораздо меньшей степени городское население страны росло за счет естественного прироста населения городов.

    С 1991 г. впервые за много десятилетий в России началось сокращение численности городского населения . В 1991 г. численность городского населения уменьшилась на 126 тыс. человек, в 1992 г. — на 752 тыс. человек, в 1993 г. — на 549 тыс. человек, в 1994 г. — на 125 тыс. человек, в 1995 г. — на 200 тыс. человек. Таким образом, за 1991-1995 гг. сокращение составило 1 млн 662 тыс. человек. В итоге доля городского населения страны снизилась с 73,9 до 73,0%, но к 2001 г. поднялась до 74% при численности городского населения 105,6 млн чел.

    Наибольшее абсолютное сокращение городского населения произошло в Центральном (387 тыс. человек). Дальневосточном (368 тыс. человек) и Западно-Сибирском (359 тыс. человек) районах. По темпам интенсивности сокращения лидируют Дальневосточный (6,0%), Северный (5,0%) и Западно-Сибирский (3,2%) районы. В азиатской части страны абсолютные потери городского населения в целом больше, чем в европейской (836 тыс. человек, или 3,5%, по сравнению с 626 тыс. человек, или 0,7%).

    Тенденция роста доли городского населения сохранилась вплоть до 1995 г. лишь в Поволжском, Центрально-Черноземном, Уральском, Северо-Кавказском и Волго-Вятском районах, причем в двух последних районах прирост городского населения за 1991-1994 гг. был минимальным.

    Основные причины сокращения городского населения в России :

    • изменившееся соотношение миграционных потоков, прибывающих в городские поселения и выбывающих из них;
    • сокращение в последние годы числа поселков городского типа (в 1991 г. их число составило 2204; к началу 1994 г. — 2070; 2000 г. — 1875; 2005-1461; 2008 г. — 1361);
    • отрицательный естественный прирост населения.

    В России наложила свой отпечаток не только на соотношение городского и сельского населения в территориальном разрезе, но и на структуру городских поселений.

    Население городов России

    Городом в России может считаться населенный пункт, численность которого превышает 12 тысяч человек и более 85% населения которого занято в несельскохозяйственном производстве. По функциям различают города: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты. По численности населения города подразделяются на малые (до 50 тыс. жителей), средние (50- 100 тыс. человек), большие (100-250 тыс. человек), крупные (250-500 тыс. человек), крупнейшие (500 тыс.- 1 млн человек) и города-миллионеры (население свыше 1 млн человек). Г.М. Лаппо выделяет категорию полусредних городов с числом жителей от 20 до 50 тыс. чел. Столицы республик, краев и областей выполняют несколько функций — это многофункциональные города.

    До Великой отечественной войны на территории России было два города-миллионера, в 1995 г. их число возросло до 13 (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Волгоград, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск).

    В настоящее время (2009 г.) на территории России насчитывается 11 городов-миллионеров (табл. 2).

    Ряд крупнейших городов России, имеющих численность населения более 700 тыс., но менее 1 млн, — Пермь, Волгоград, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти — иногда именуются городами-субмиллионерами. Первые два из этих городов, бывшие в свое время миллионерами, а также Красноярск часто называют миллионерами в публицистике и полуофициально.

    Большинство из них (кроме Тольятти и отчасти Волгограда и Саратова) также являются межрегиональными центрами социально-экономического развития и притяжения.

    Таблица 2. Города-миллионеры России

    В крупных городах России проживает более 40% населения. Многофункциональные города растут очень быстро, рядом с ними появляются города-спутники, образуя городские агломерации.

    Города-миллионеры являются центрами городских агломераций, которые дополнительно характеризуют людность и значимость города (табл. 3).

    Несмотря на преимущества крупных городов, их рост ограничивают, так как возникают трудности в обеспечении городов водой и жильем, снабжении растущего населения, сохранении зеленых массивов.

    Сельское население России

    Сельское расселение — распределение жителей по населенным пунктам, находящимся в сельской местности. При этом сельской местностью считается вся территория, расположенная за пределами городских поселений. В начале XXI в. в России насчитывается примерно 150 тыс.сельских населенных пунктов, в которых проживает около 38,8 млн человек (данные переписи 2002 г.). Главное отличие сельских поселений от городских — занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством занимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непроизводственной сфере и других «городских» отраслях экономики.

    Таблица 3. Городские агломерации России

    Характер расселения сельского населения России различается по природным зонам в зависимости от условий хозяйственной деятельности, национальных традиций и обычаев проживающих в тех регионах народов. Это деревни, станицы, хутора, аулы, временные поселения охотников и оленеводов и т.д. Средняя плотность сельского населения в России составляет примерно 2 чел./км 2 . Самая высокая плотность сельского населения отмечена на юге России в Предкавказье (Краснодарский край — более 64 чел./км 2).

    Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от их размеров (численности населения) и выполняемых функций. Средний размер сельского поселения в России в 150 раз меньше городского. По размерам выделяют следующие группы сельских пунктов:

    • мельчайшие (до 50 жителей);
    • мелкие (51-100 жителей);
    • средние (101-500 жителей);
    • крупные (501-1000 жителей);
    • крупнейшие (свыше 1000 жителей).

    Почти половина (48%) всех сельских поселений страны являются мельчайшими, но в них проживает 3% сельского населения. Наибольшая доля сельских жителей (почти половина) проживают в самых крупных поселениях. Особенно большими размерами отличаются сельские поселения на Северном Кавказе, где они раскинулись на многие километры и насчитывают до 50 тыс. жителей. Доля крупнейших поселений в общей численности сельских постоянно увеличивается. В 90-е годы XX в. появились поселки беженцев и временных переселенцев, разрастаются коттеджные и дачные поселки в пригородах крупных городов.

    По функциональному типу подавляющая часть сельских поселений (более 90%) являются сельскохозяйственными. Большинство несельскохозяйственных поселений являются транспортными (около железнодорожных станций) или рекреационными (около санаториев, домов отдыха, других учреждений), также промышленные, лесозаготовительные, военные и др.

    Внутри сельскохозяйственного типа выделяют поселения:

    • со значительным развитием административных, обслуживающих и распределительных функций (райцентры);
    • с местными административными и хозяйственными функциями (центры сельских администраций и центральные усадьбы крупных сельскохозяйственных предприятий);
    • с наличием крупного сельскохозяйственного производства (растениеводческих бригад, животноводческих ферм);
    • без производственных предприятий, с развитием только личного подсобного хозяйства.

    При этом размер населенных пунктов закономерно уменьшается от сельских райцентров (которые являются крупнейшими) до поселений без производственных предприятий (которые, как правило, являются мелкими и мельчайшими).

    Статус сельского поселения получает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов с учетом следующих критериев:

    А) Критерий численности населения:

    Сельское поселение – один сельский населенный пункт (поселок), если его численность населения – более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

    Сельское поселение – несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, если численность населения в каждом из них – менее 1000 (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

    Исключение: сельское поселение – сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения (п. 8 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

    Лекция: Для сельского поселения базовый момент – это численность. Не каждая территориально объединенная общность может претендовать на статус муниципального образования. т. е. в данном случае численность населения должна быть более 1000 человек (в некоторых местностях это требование повышено). Когда данное требование не применяется – см. выше.

    Опять же, в рамках территории должен быть хотя бы один сельский населенный пункт, т. е. население должно быть территориально объединено. Если население по территории чрезмерно рассредоточено и не сформирован населенный пункт, то говорить о том, что данная территория претендует на получение статуса сельского поселения, проблематично.

    Б) Критерий доступности административного центра сельского поселения:

    Пешеходная доступность до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав: исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности (п.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

    Лекция: Критерий транспортной доступности. Это один из самых неопределенных критериев (как и достаточность инфраструктуры). На самом деле нельзя сказать, что не пытались на эту тему задумываться как сами муниципалы, так и в субъекте РФ. В связи с этим в Государственную Думу поступили ряд обращений, по которым от государственной думы просили дать разъяснение:

    Начнем с того, что транспортная доступность – это та категория, которая в законе не определена. Вообще надо отметить, что 131-ФЗ нас в принципе не балует терминологией и в этом смысле концепция закона, что он не дает понимания тех категорий, которые в нем используется, ужасна.

    Возник вопрос, как определять транспортную доступность? Т. е. идет ли речь о доступности административного центра средствами маршрутного транспорта или общественного транспорта. В связи с этим в конкретном запросе ставился вопрос о том, что сельские населенные пункты, входящие в состав муниципалитета, недостаточно обеспечены маршрутным транспортом. как В связи с этим относится к критерию доступности, соблюдается он или нет? На что государственная дума дала простой, но гениальный ответ: критерий в сущности носит рекомендательный характер, а местное самоуправление должно содействовать развитию маршрутного транспорта.

    Как поняли этот критерий в другом МО. Там попытались математически рассчитать транспортную доступность и взять за основу скорость движения пешехода. И в связи с этим возник вопрос к ГД – какую скорость движения пешехода следует брать за основу при расчете транспортной и пешеходной доступности до центра муниципального образования. Проблема следующая – отличается скорость пешеходов разного возраста, как рассчитывать расстояние (рассчитывать ли пешеходную доступность с учетом дорог, по которым пойдет пешеход или рассчитывать по географическому принципу – взять карту, соединить два населенных пункта прямой, измерить расстояние между ними и все равно, что там 5 км болота). В связи с этим ГД дала ответ – требования п. 11 ч. 1 ст. 11 носят рекомендательный характер, поэтому никаких расчетов проводить не требуется.

    è Законодатель сам не представляет, что он установил.

    Территории с низкой и высокой плотностью населения

    К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ (ч.4 ст.11 ФЗ № 131)

    К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ (ч.3 ст.11 ФЗ № 131)

    ! Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р «Об утверждении перечней субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения»

    Муниципальный район.

    Состав территории муниципального района

    Муниципальные районы включают территории городских и сельских поселений, за исключением городских округов, а также межселенные территории (п.2 ч.1 ст.11 ФЗ № 131). Кроме того, в состав муниципального района могут непосредственно включаться населенные пункты на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях с численностью населения менее 100 человек, не наделенные статусом сельского поселения и не входящие в состав поселения, если решение о непосредственном вхождении в район принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (п.9 ч.1 ст.11 ФЗ № 131)

    Лекция: Это территории смешанного состава и сложносоставные. Они включают в себя и сельские, и городские населенные пункты, также могут включать в себя только сельские или только городские населенные пункты. Помимо этого в них входят территории, не имеющие статуса МО, т. н. межселенные территории – они входят непосредственно в муниципальные район и в связи с этим население, которое проживает на межселенных территориях, имеет доступ к местному самоуправлению.

    Критерии определения границ муниципального района (МР)

    П.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131:

    Необходимость создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории МР отдельных переданных законами государственных полномочий (достаточность инфраструктуры)

    Транспортная доступность до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в район (исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности) (транспортная доступность)

    Т. е. у нас есть нормы, какие-то требования, но они не позволяют наделить территорию подходящим статусом, т. е. мы с достаточной уверенностью на сегодняшний день не можем говорить о том, что эта территория – городской округ, эта – городское поселение, а вот эта – муниципальный район.

    Концепция закона такова, чтобы максимальное количество территории РФ покрыть муниципальными районами и должен быть максимальный территориальный охват двухуровневой системой местного самоуправления. Поэтому у нас муниципальные районы – это все, что только может быть (независимо от того, что у нас с транспортной доступность, инфраструктурой).

    Были субъекты РФ, которые пытались обойти эту ситуацию. Это был Калининград. Пошел он по очень интересному пути – он стал все муниципалитеты наделять статусом городского округа и двухуровневую модель местного самоуправления, установленную законом, обойти. С точки зрения разумности этой идеи можно ставить вопрос о том, что далеко не все территории отвечают требованиям, которые предъявляются к городскому округу. В связи с этим логически напрашивается вывод, что субъект РФ ограничен в выборе модели местного самоуправления – на сегодняшний день субъект РФ не имеет права выбора, везде должна быть двухуровневая модель, городские округа – это скорее как исключение.

    Административный центр

    Административный центр муниципального района – населенный пункт, в котором определено местонахождение органов МСУ района, и, прежде всего, районного представительного органа, устанавливается законом субъекта РФ: статус административного центра может быть придан также городу (поселку), имеющему статус городского округа и расположенному в границах муниципального района (п.10 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

    Речь идет о населенном пункте. Муниципальный район – это всегда несколько населенных пунктов. Исходя из этого, дабы определиться с вопросом, где находятся органы власти муниципального района, необходимо установить, что является административным центром.

    В чем заключается проблема в данной ситуации.

    1. Мы уже отмечали, что при использовании термина «административный центр» происходит смешение таких категорий как административно-территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство.

    2. Административным центром МР является городской округ, расположенный в границах муниципального района. Т. е. вроде бы мы говорим о том, что городской округ – это МО такого же уровня, как и МР. Но нас получается, что административный центр одного муниципального образования располагается в другом муниципальном образовании такого же уровня. По сути эта ситуация говорит нам о том, что понижается статус городского округа в связи с этим, хотя по идее этого не должно происходить. Что касается логики нахождения административного центра одной публичной единицы на территории другой публичной единицы, она у нас есть на уровне субъектов федерации – органы публичной власти Ленинградской Области находятся в СПБ. Просто исторически сложилось так, что город Ленинград, а затем Санкт-Петербург, был центром определенной территории и в данном контексте ситуация, которая описывается в законе, скорее всего связана с тем, что муниципальное образование, которое получило статус городского округа, в свое время тоже аккумулировало на себе властные функции в отношении как своей территории, так и территории, которая стала муниципальным районом. Или иная ситуация - когда муниципальный район состоит из такого количества поселений, причем небольших, и ни одно из них не может претендовать на статус административного центра.

    Специфика муниципальных образований в ГФЗ.

    Виды внутригородских территорий городов федерального значения

    В Санкт-Петербурге 111 внутригородских муниципальных образований:

    81 муниципальный округ,

    9 городов,

    21 поселок (всего 111 муниципальных образований),

    Ср.: расположены в границах 18 административных районов Санкт-Петербурга, представляющими территориальный уровень городской государственной власти

    (ст.2, 7 Закона Санкт-Петербурга № 411-68)

    В Москве: 125 ВГТ ГФЗ в границах 123 районов и 10 АО
    (Закон города Москвы № 59 от 15 октября 2003 г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»)

    В ГФЗ отсутствует второй уровень местного самоуправления. Для ГФЗ ничего подобного аля муниципальный район нет. Муниципальный округ – это первичное звено, также как город и поселок. Не путать муниципальный округ и муниципальный район . Эти 111 МО расположены на территории 19 административных районов СПБ. Административный район – это уровень государственной власти субъекта РФ.

    Муниципально-территоральные преобразования в переходный период (окт.2003 г. – март 2005 г.)

    Наделение статусом ранее существовавших и вновь образованных МО законами субъектов РФ (Ср.: 1757 законов на 1.10.2006; Ленобласть: 18 законов)

    Упразднение МО, существование которых не соответствовало требованиям ФЗ № 131

    Изменение границ и преобразование МО, существовавших на 8.10.2003

    ! Коллизии, возникшие в результате применения указанных процедур на практике

    Преобразование муниципальных образований

    Преобразование муниципальных образований – процедуры, связанные с изменением статуса существующих муниципальных образований (может быть связано с изменением границ).

    Речь идет об изменении статуса существующих муниципальных образований. Это изменение статуса может быть связано с изменением границ.

    Виды преобразований МО

    А. Объединение муниципальных образований – слияние двух и более муниципальных образований одного уровня, в результате которого ранее существовавшие муниципальные образования прекращают свое существование, а на их территории создается новое муниципальное образование, либо присоединение муниципального образования низового уровня (поселения) к городскому округу, в результате которого поселение утрачивает статус муниципального образования

    Б. Разделение муниципальных образований – преобразование путем деления муниципального образования, в результате которого образуются два и более муниципальных образования, а разделяемое муниципальное образование прекращает свое существование

    Следующие виды преобразований связаны сугубо со статусом

    В. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа – преобразование городского поселения и прилегающего муниципального района, в результате которого городское поселение приобретает статус городского округа и выделяется из состава муниципального района

    Г.Изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа – преобразование городского округа и прилегающего муниципального района, в результате которого городской округ приобретает статус городского поселения и включается в состав муниципального района

    Формы преобразований, которые в законе есть:

    Преобразования, связанные с объединением

    1. Объединение поселений в границах одного муниципального района (т. е. было у нас, условно говоря, три поселения в одном муниципальном районе, два объединилось в одно – в итоге поселений в рамках муниципального района осталось два)

    2. Объединение городского округа и поселения.

    3. Объединение муниципальных районов

    Преобразование МО путем их разделения

    1. Разделение поселений на два и более поселения

    2. Разделение МР на два и более муниципальных района

    Изменение статуса МО

    1. Преобразование городского поселения и в городской округ

    2. Преобразование городского округа в городское поселение.

    Упразднение МО – закон делает акцент на упразднение сельских поселений. С упразднением городских поселений есть проблемы с точки зрения правового регулирования.

    А теперь то, чего в законе нет:

    1. Невозможно объединить поселения различных муниципальных районов. Т. е. с одной стороны у муниципалитетов есть определенная свобода в рамках территориальных преобразований (если два поселения решат объединится в рамках одного муниципального района, изъявят согласие, должным образом будет учтено мнение населения и т. д., то кто им воспрепятствует; в сущности это их дело), но если эти поселения находятся на территории двух разных муниципальных районов, то никто не позволит создать муниципалитет, который бы находился одновременно в границах двух муниципальных районов - у нас это не допускается и в связи с этим такое преобразование в законе и не упомянуто.

    2. Объединение городских округов. Непонятно, почему два муниципальных района можно объединить, а два городских округа нельзя.

    3. В законе отсутствует объединение муниципального района и всех его поселений в единый городской округ, т. е. в одно действие никак нельзя перейти от муниципального района в городской округ (даже если на то будет желание и согласие всех жителей муниципальных образований, входящих в состав муниципального района). Посредством нескольких преобразований – еще можно, но в одно действие никак.

    4. В законе отсутствует такая форма как разделение городского округа на два и более городских округов. Почему - непонятно.

    5. Невозможно, исходя из отсутствия норм закона, разделить городской округ на муниципальный район и входящие в него поселения. В одно действие этого не сделать никак.

    6. В законе не упоминается преобразование городского поселения в сельское и сельского поселения в городское (а ведь статусом городского поселения могут наделяться сельские населенные пункты).

    è Закон предусматривает далеко не все формы территориальных преобразований, которые необходимы.

    Этапы преобразования, упразднения, изменения границ муниципальных образований

    5. Виды муниципальных образований

    Сельское поселение. Критерии и принципы образования сельского поселения

    Сельское поселение – это публично-властная организация, созданная на территории одного или нескольких сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков и других сельских населенных пунктов), объединенных общей территорией.

    Федеральный законодатель предусматривает пять видов ситуаций, организации местного самоуправления на территории, где расположены сельские населенные пункты:

    1) сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек, как правило, должен законом субъекта Российской Федерации наделен статусом самостоятельного сельского поселения;

    2) сельский населенный пункт численностью населения менее 1000 человек, находящийся рядом с иным поселением, можно включать в состав этого городского или сельского поселения;

    3) несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый, расположенные рядом, допустимо объединять в одно сельское поселение;

    4) сельский населенный пункт с численность населения менее одной тысячи человек, который в связи с его удаленностью от других населенных пунктов если его нельзя присоединить к иному поселению (второй вариант) или объединить с другими (третий вариант), может также получить статус сельского поселения;

    5) населенный пункт, находящийся в труднодоступных и удаленных местностях с низкой плотностью населения, с численностью населения менее 100 человек, может без статуса муниципального образования включен региональным законодателем непосредственно в состав муниципального района. В исключении из правил о двухуровневой системе местного самоуправления на территории таких населенных пунктов создается одноуровневое управление, поскольку здесь и вопросы ведения поселений и ведения районов будут решать органы власти последних.

    На территориях с высокой плотностью населения порог «жизнеспособности» сельских населенных пунктов как сельских поселений повышен с одной тысячи до трех тысяч человек.

    Вторая часть дефиниции поселения требует для ситуаций присоединения и объединения сельских населенных пунктов в одно поселение обязательное наличие общности территории у этих населенных пунктов. Только при этом условии возможно сообща решать вопросы местного значения без ущерба для традиций и особенностей всех членов местного сообщества. Федеральный законодатель использует формализованный критерий для установления наличия общности территории – пешеходной доступности. Последняя раскрывается через возможность от административного центра сельского поселения со всех входящих в его состав населенных пунктов добраться туда и обратно пешком в течение одного рабочего дня.

    На территории Красноярского края образовано 481 сельское поселение. Краевой законодатель использует для обозначения статуса сельского поселения наименование сельсовет.

    Городское поселение. Критерии и принципы образования городского поселения

    Городское поселение – это публично-властная организация, образованная на территории одного города (или одного поселка) с прилегающей к ним территорией. В состав городского поселения может входить сельский населенный пункт, или поселок, которые самостоятельно не имеют статус муниципального образования. На территории Красноярского края в настоящее время создано 39 городских поселений.

    Муниципальный район. Критерии и принципы образования муниципальных районов. Межселенные территории

    Муниципальный район – муниципальное образование, в состав которого входит несколько сельских и (или) городских поселений, объединенных общей территорией. В состав района включаются также межселенные территории и могут входить населенных пункты, с численностью населения менее ста человек, расположенные в удаленных и труднодоступных местностях. На территориях последних и межселенных земель система власти является одноуровневой и полномочия, как района, так и поселения в отношении них осуществляют органы власти муниципального района. В том числе и налоги с таких территорий поступают в районные бюджеты.

    Статусом межселенных земель законодатель может придать обширным, как правило, незаселенным участкам тундры, тайги, леса и т.п., управление которыми невозможно органами власти близлежащих поселений. Такие участки, не могут быть освоены поселениями и для оптимизации администрирования ими, принимается решение о присвоении ими статуса межселенных и включение непосредственно в состав района. Из 44 муниципальных районов, созданных в Красноярском крае, только четыре (Туруханский, Богучанский, Таймырский) имеют в своих границах межселенные территории.

    При установлении границ муниципального района, законодатель требует наличия общности объединяемой в один муниципалитет территории, формализуя единство населения как членов местного сообщества критерием транспортной доступности. Региональный законодатель, таким образом, должен руководствоваться фактором наличия возможности добраться в течение рабочего дня из административного центра района до административного центра каждого, входящего в него поселения, в течение рабочего дня. Представляется, что корректнее все же было бы указание на наличие «регулярного транспортного сообщения.

    Городской округ. Критерии и принципы образования городского округа

    Городской округ - разновидность городского поселения. Статус городского округа может получить городской населенный пункт, если имеется совокупность двух условий. Во-первых, городской населенный пункт должен обладать сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктурой, необходимой для самостоятельного решения вопросов местного значения, и отдельных переданных государственных полномочий. Во-вторых, все-то же самое, то есть наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления и переданных полномочий имеется в прилегающих к городу территориях. Законодатель субъекта Российской Федерации вправе также учитывать перспективы развития территории при наделении городского населенного пункта статусом сельского или городского поселения. Таким образом, статус городского округа получает, как правило, достаточно крупный город, инфраструктура которого относительно самостоятельна.

    Самое существенное в правовом режиме городской округ, отличающего его от статуса городского поселения, факт не вхождения его в состав муниципального района. Городской округ может территориально находится в районе, но юридически он не включается в состав района. Имеет место, следовательно, несовпадение географической и юридической карты таких районов. Никакой юрисдикцией по отношению к территории городского округа, органы власти района не располагают. Тем не менее, городской округ, может являться административным центром района, т.е. выполнять для района функции своеобразной столицы. В таких случаях, органы власти муниципального района, расположены на «чужой» территории, в отношении которой лишены возможности управления.

    В Красноярском крае образовано 17 городских округов. В их число попали также городские округа, созданные на территории ЗАТО. Федеральный закон № ФЗ-131 требует всю территорию закрытого административного образования включать в состав единого городского округа. В отличие от других административно-территориальных единиц, границы ЗАТО утверждаются Правительством Российской Федерации, однако все остальные вопросы статуса (с учетом особенностей организации местного самоуправления в ЗАТО, изложенных в 11 главе Федерального закона № ФЗ-131) определяются субъектом Российской Федерации.

    Внутригородская территория города федерального значения. Особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения

    Внутригородская территория города федерального значения – муниципальное образование, территорию которого образует часть территории города федерального значения. Особенности внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга состоят в следующем: а) одноуровневая организация местного самоуправления; б) разграничение вопросов местного значения этих префектур, округов на те, которые они осуществляют сами, и те, которые «забирают» у них субъекты Федерации. Связана эта специфика с необходимость сохранить единство городского хозяйства городов-субъектов Российской Федерации, поскольку есть публичные услуги местного уровня, которые невозможно решать автономно частью территории хотя и большого, но единого города. К таковым, например, относятся, организация транспортного обслуживания, организация предоставления ритуальных услуг, содержание мест захоронения, утилизация и переработка ТБО и мусора и другие; в) часть доходных источников, которые по федеральному бюджетному законодательству должны поступать в местный бюджет, перенаправляются в региональный, поскольку органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга берут на себя решение части вопросов местного значения.

    Предыдущая