Биографии Характеристики Анализ

Ново-Тихвинский женский монастырь.

Миссионер и уныние – понятия несовместимые

Нужны ли современным людям миссионеры? Спрашивать об этом так же странно, как о том, смогут ли современные люди жить без истины. Святитель Филарет Московский полтора века назад писал: «Исторгните истину Христову из человечества - с ним будет то же, что с телом без сердца и миром без солнца». И потому появление в Екатеринбурге Миссионерского института - событие весьма значимое. О том, чему и как учат уральских миссионеров, – беседа с ректором Миссионерского института, доктором филологических наук профессором Наталией Александровной Дьячковой.

«Взрослый» институт

Обычно, когда появляется новый институт, к нему относятся не слишком серьезно. Репутацию солидного учреждения он зарабатывает долгие годы. А Миссионерский институт будто родился уже взрослым: крепкие традиции, отработанная программа, тщательно подобранный преподавательский состав, доброе имя... Как и когда вы все это приобрели?
- Спасибо за добрые слова в наш адрес. Действительно, Миссионерский институт создан не на пустом месте: его предшественником были Миссионерские курсы при Ново-Тихвинском монастыре, которые десять лет готовили православных людей к миссионерскому служению. Я могла бы назвать приход, в котором все певчие и все преподаватели воскресной школы - наши выпускники. За эти годы у нас учились и продолжают учиться жители не только Екатеринбурга, но и Первоуральска, Среднеуральска, Полевского и даже Миасса - а это Челябинская область.
Последние три года мы работали уже как Высшие миссионерские курсы. Высшие - потому что начали осваивать государственный стандарт «бакалавр теологии», увеличили срок обучения на курсах с трех до пяти лет, собрали коллектив высококвалифицированных специалистов: богословов, священников, университетских профессоров. Некоторые спецкурсы читали известные ученые из Москвы и других городов, мы специально их приглашали. Одним словом, мы учили наших слушателей так, как учат на вечерних отделениях вузов: у нас были сессии с экзаменами и зачетами, наши слушатели писали курсовые и дипломные работы, действовал семинар дипломников, проходили научные конференции, методические семинары, заседал ученый совет факультета... Вот только документ об образовании мы выдавать не могли. Мы были зарегистрированы именно как курсы при монастыре, цель которых - вести духовно-просветительскую работу среди населения. Но преобразовать курсы в институт мы мечтали давно, поэтому старались, так сказать, подготовить почву. И когда в июле этого года Рособрнадзор предоставил нам лицензию, у нас уже была полностью опробована модель вуза. Все эти три года наши слушатели даже на педпрактику ходили!

Но почему было необходимо создать именно институт? Ведь Миссионерские курсы вполне успешно справлялись со своей задачей, давали студентам все необходимые знания?
- Да, это так. Но все же, было жаль наших слушателей. Согласитесь, обидно учиться пять лет, как в институте, защитить квалификационную работу - и не получить диплома о высшем образовании. Впрочем, даже не это главное. В нашей епархии практически в каждом храме есть церковноприходская школа, и сегодня там должны преподавать теологи с высшим образованием, а не просто благочестивые миряне. Кроме того, в скором времени и в обычных средних школах нужны будут учителя для преподавания дисциплин с православным компонентом. Хорошо, если эти предметы также будут вести квалифицированные теологи. Я уж не говорю о других миссионерских задачах.

- У кого учится сам Миссионерский институт?

В основном, у Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы ориентируемся на этот университет, перенимаем его опыт и связаны с ним самым тесным образом. Во-первых, ПСТГУ закончили в свое время многие наши преподаватели. Во-вторых, у нас есть личные контакты с учеными из этого университета. Дважды приезжал к нам заведующий кафедрой истории миссий, профессор, доктор физико-математических наук Андрей Борисович Ефимов, он участвовал в работе нашей конференции «Современная православная миссия», а также читал нашим слушателям спецкурс «Методы и приемы миссионерской деятельности». Частый наш гость - заведующий кафедрой гомилетики протоиерей Артемий Владимиров. В октябре этого года к нам приедут для участия в конференции и чтения актовых лекций заведующий кафедрой философии профессор Владимир Николаевич Катасонов и доцент кафедры догматического богословия Сергей Анатольевич Чурсанов. Надеемся также, что в октябре к нам приедет проректор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов. Отец Георгий - специалист по Льву Толстому, очень хочется послушать его лекции о Толстом с православной точки зрения.
Дважды был у нас директор НИИ Синергийной антропологии профессор Сергей Сергеевич Хоружий, известный ученый, специалист по исихазму. Его ученик, кандидат философских наук, член редакционной коллегии богословского журнала «Альфа и омега» отец Павел Сержантов также неоднократно приезжал к нам читать лекции.
Помогают нам и специалисты Учебно-методического объединения по теологии, которое создано на базе исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.

Напоминающие о Господе, не умолкайте…

- Почему Институт действует именно при монастыре? Кажется, что у этих организаций совсем разные задачи?
- Монастыри всегда были центрами образованности и культуры, центрами просвещения в исконном, изначальном смысле этого слова. Сегодня мы полагаем, что просвещенный человек – это образованный, эрудированный, много знающий интеллектуал с дипломом о высшем образовании, а еще лучше - с ученой степенью. Но когда-то наши предки под просвещением понимали и нечто другое: познание истины и даже таинство, которое вводит нас в царство вечного света - крещение.

В монастырях духовно просвещались тысячи людей, здесь они укреплялись в вере, находили утешение в скорбях. Русские люди любили совершать паломничества в монастыри. Шли пешком по нескольку дней или даже недель, шли по зову сердца, ведь их никто туда не гнал. Я очень люблю повесть Ивана Шмелева «Богомолье», о том, как паломники идут помолиться в монастырь святого Сергия Радонежского - в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Люди идут на богомолье, и каким благодатным оказывается для них это путешествие по родной земле к монастырским святыням! Интересно, что эпиграфом к «Богомолью» Иван Шмелев берет слова из Библии: «О, вы, напоминающие о Господе, - не умолкайте!» (Ис. 62, 6). И монастыри никогда не умолкали, они постоянно напоминали о Боге.
Недавно я была в паломничестве в селе Меркушино, а останавливались мы в гостинице мужского монастыря в Костылева. Так вот, там монастырский колокол будил нас в 3 часа ночи, затем в 5 утра; после этого напоминал нам о том, что нужно молиться, и в 8 утра, и в 3 часа дня. Ночью мы спали, а монахи шли на молитву. Это я намеренно так буквально истолковываю глаголы «напоминать» и «не умолкать». Дело, конечно, не только в колокольном звоне, но в самом молитвенном духе монастырей, в их святынях, в их особых богослужениях, в их мудрых и рассудительных духовниках. Мы знаем, что выдающиеся русские писатели и ученые XIX века ездили в Оптину пустынь к простым монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, потому что эти ответы они не могли бы найти ни в одной энциклопедии. Да и сейчас ездят!
До революции Ново-Тихвинский монастырь был центром не только духовного просвещения, но и просвещения в современном смысле этого слова. При монастыре действовало женское училище, оно было первым на территории Пермской губернии. В нем могли учиться девочки разных сословий, но, наверное, самым ценным было то, что училище давало образование малоимущим детям-сиротам. Все расходы монастырь брал на себя. Представляете, за время существования училища в нём обучалось почти девять тысяч девочек! При монастыре существовала стройная образовательная система: приют, училище, церковноприходская школа. По данным историков, монастырь в деле женского образования и просвещения опередил светскую образовательную систему более, чем на двадцать лет. А мы по благословению духовника монастыря и нашего института схиархимандрита Авраама и настоятельницы монастыря игумении Домники лишь пытаемся возродить эту традицию.

Преподаватели института - кто они? Как вы их находите? Ведь верующих, да еще и воцерковленных людей в науке, как кажется, совсем немного...
- У нас преподают только верующие преподаватели. Вы правы, к сожалению, таких в наших вузах не большинство, но они всё же есть. У нас преподают профессора и доценты УрФУ, Уральской академии госслужбы, священники, имеющие ученую степень, выпускники ПСТГУ, МДА, ЕПДС, Белгородской миссионерской семинарии… Каждый преподаватель - уникальная личность, интересный ученый, прекрасный педагог. Сама не знаю, за что нам такое счастье?

- А кто ваши слушатели?
- Это люди разные: молодые, пожилые, девушки, бабушки, математики, историки, военные, предприниматели, пенсионеры, поэты... Но случайных людей среди них нет: каждого своими путями привел к нам Господь. Кто-то уже побывал в секте, кто-то увлекался эзотерикой, кто-то недавно уверовал и тут же решил изучать богословские науки, чтобы «верить разумно»...
И столь разных людей курсы, а теперь институт, можно сказать, объединяют в одну большую семью. Наши слушатели обрели совершенно иной круг общения, отличный от того круга, который существует в их повседневной жизни. Многие находят здесь друзей. Выпускники продолжают общаться, дружить, вместе ездят в паломнические поездки, вместе отмечают православные праздники. Более того: некоторые находят здесь… супруга. За те годы, что действовали Миссионерские курсы, на наших глазах сложилось несколько православных семей, родились дети. В миру православной девушке гораздо труднее встретить верующего юношу, а молодому человеку труднее найти верующую, воцерковленную православную девушку, с которой хотелось бы создать семью. У нас не просто образовательное учреждение, здесь нет равнодушия, здесь все друг другу братья и сестры во Христе.

За десять лет курсы выпустили множество подготовленных миссионеров. Понятно, что не все они занимаются активной миссионерской деятельностью, но все же: можете ли вы уже сказать о том, что обучение принесло свои результаты?
- Многие наши выпускники действительно миссионерствуют: преподают в воскресных школах, помогают на приходах своим батюшкам, работают в духовно-просветительских центрах, поют на клиросе. Но даже если, как вы говорите, они и не ведут активной миссионерской деятельности, обучение в монастыре все равно принесло и приносит свои плоды. Наши слушатели миссионерствуют среди своих знакомых, коллег, родственников, они приводят к вере и воцерковляют своих детей, внуков, племянников и даже пожилых родителей.

Проповедь… в стихах

- Каким, по-вашему, должен быть современный миссионер?

Прежде всего - верующим и воцерковленным. Должен знать догматические основы православной веры, вести духовную жизнь. А помимо этого он, конечно же, должен иметь расположение к людям, быть отзывчивым, добрым, приветливым. И радостным. Унылый миссионер никого не только не вдохновит, но даже и не заинтересует. Чрезвычайно нужное качество для миссионера - тактичность. Умение не навязывать свою проповедь, не вторгаться агрессивно в чужое личное пространство, не обличать, не обижать, но говорить о православной вере только с теми, кто хочет о ней услышать, проповедовать только тем, кто к этому готов. Кроме того, современный миссионер, несомненно, должен уметь грамотно и красиво говорить и вообще быть культурным человеком.

- Грамотно говорить вы тоже учите?
- Разумеется. Преподаем и риторику, и культуру речи. А кроме этого еще и литературу, и историю.

- А зачем миссионеру знать литературу и историю? Не достаточно ли ему сугубо церковных дисциплин?
- На эту тему очень интересную лекцию прочитал нашим слушателям отец Артемий Владимиров. Интересующихся могу отослать к сайту нашего института «Уральский миссионер», где она опубликована. По мнению батюшки (а он, кстати сказать, выпускник филологического факультета МГУ, член Союза писателей России, заведующий кафедрой гомилетики ПСТГУ), проповедь, которая опирается лишь на знание «сугубо церковных дисциплин», которая игнорирует историю, достижения научной мысли, не обращается к шедеврам классической литературы, - это сектантская проповедь. Она отличается примитивизмом и начётничеством, а ее автор демонстрирует узость своего мировидения, глупое доктринерство и поверхностное морализаторство. Миссионер должен быть эрудированным, образованным человеком, ведь ему приходится общаться и с простыми людьми, и с интеллектуалами. И в том и в другом случае знание истории, литературы необходимы: именно в этих источниках миссионер найдет аргументы для своей миссионерской проповеди. Нужно иметь в виду, что люди охотнее доверяют мнению популярного, авторитетного человека: ученого, поэта, художника. Ссылка на мнение такого человека в доказательство своего тезиса называется в риторике аргументом «к авторитету». И русская классическая литература, как, впрочем, и вся европейская, - это океан таких аргументов, потому что вся она – это один нескончаемый комментарий к Евангелию. Иногда в одной поэтической строфе может в концентрированном виде содержаться суть христианского учения. Вот, например, стихи Николая Гумилева:
Есть Бог, есть мир; они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

А вот Федор Глинка:
Если хочешь жить легко
И быть к небу близко,
Держи сердце высоко,
А голову низко.
Ну чем не азбука веры? А лермонтовскую «Молитву» переписал в свою тетрадь любимых стихов и духовных песнопений старец Николай Гурьянов.

Тем православным, которые говорят мне, что им не нужны литература, музыка, живопись, я отвечаю, что невежественный неофит не только никого не привлечет к Церкви, но и, напротив, может оттолкнуть от нее и что не стоит забывать о том, что вся европейская культура и литература, в том числе и русская, изначально зиждилась на христианском мировоззрении. Можно пойти в Эрмитаж, походить по залам, где висят картины на библейские сюжеты, и убедиться в сказанном.
Теперь об истории. Как можно не знать и не любить историю, в том числе историю своего Отечества, историю Церкви, историю искусства? Без знания истории мы не сможем понять настоящего – это общеизвестная истина. Если бы мы ничего не знали о трагической истории России XX века, то не узнали бы и о подвиге тысяч новомучеников и исповедников – святых! А как долго мы жили, ничего не зная о духовном подвиге святых Царственных Страстотерпцах, святой великомученицы Елизаветы Федоровны! Присваивали улицам имена цареубийц, а проходимцев и авантюристов считали героями! А когда мы читаем, к примеру, исторический роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» или смотрим одноименный фильм Ежи Кавалеровича, то узнаём о жизни Рима времен императора Нерона, и нам становится понятным подвиг христиан-мучеников первых веков христианства.
Какой-то исторический факт, какая-то стихотворная строчка могут стать поводом для глубоких и серьезных размышлений о смысле жизни, а это уже первый шаг к вере в Бога. Помните польский фильм 60-ых годов «Пепел и алмаз»? Главный герой фильма с легкостью убивает людей, он привык убивать, потому что шла война, и он воевал против фашистов, теперь он стреляет в идеологических противников - своих соотечественников. И вот однажды, спустившись в склеп, он и его девушка читают высеченные на надгробии стихи польского поэта Норвида: «Когда сгоришь, что станется с тобою: / Уйдешь ли дымом в небо голубое, / Золой ли станешь мертвой на ветру? / Что своего оставишь ты в миру? / Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней, / Зачем ты в мир пришел? / Что пепел скрыл от нас? / А вдруг из пепла нам блеснет алмаз, / Блеснет со дна своею чистой гранью…» И герой вдруг понимает, что жить так, как живет он, нельзя, и решает изменить свою жизнь. Вот какой силой обладает поэтическое слово.

- Кто из известных лиц является образцом миссионера для вас лично?
- Я могла бы назвать имена великих миссионеров, например святого равноапостольного Николая Японского, который просвещал далекую Японию. Он самостоятельно изучил японский язык, японскую культуру и быт японцев и оставил в Японии после своей кончины сотни православных общин и десятки тысяч человек, обращенных в православную веру. Интересно, что первым человеком, которого он обратил в христианство и крестил, был самурай, пришедший его убить! Мне хотелось бы назвать также святителя Тихона, патриарха Московского, епископа Алеутского и Аляскинского, миссионерствовавшего в Северной Америке. Это не просто великие миссионеры, но и святые! И таких миссионеров в Русской Православной Церкви много!
Но сегодня у миссионеров другая задача. Весной 2010 года наш институт посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к слушателям и преподавателям, он сказал, что «главная задача сегодня – это внутреннее миссионерство, рехристианизация наших расцерковленных соотечественников». Поэтому я хочу назвать имя нашего современника, и мой ответ, скорее всего, удивит вас. Таким миссионером я считаю писателя Фазиля Искандера. Он не только выдающийся художник слова, но и глубокий мыслитель. Никогда не забуду его прекрасную повесть «Софичка». В ней рассказывается о чегемской девушке, судьба которой сложилась трагически. Для меня это образ настоящей христианки. Несмотря на несчастья, трудности, предательство ближних, она не переставала любить людей, одаривать их теплом, заботой, хотя многие из них, по нашим представлениям, этой любви достойны не были. Я не знаю, какого вероисповедания Фазиль Абдулович, но его суждения о христианстве и его художественные образы для меня, например, самая что ни на есть настоящая христианская проповедь. И я уверена, что очень многие его читатели и почитатели согласятся со мной. Вы посмотрите, как мудро он мыслит и пишет! «Глубина стыда определяет высоту человеческой личности. Вот почему пастух как личность может быть выше академика»; «Космический холод мира преодолевается лаской. В этом чудо учения Христа»; «Ленивый человек может быть хорошим человеком, но ленивая душа преступна». И вот еще одно его изречение-предсказание, которое мне очень нравится: «Блудный сын пришёл к отцу, когда ему стало совсем плохо. Так и человечество придёт к Богу».

У нас в гостях диакон Георгий Максимов

Диакон Георгий Максимов (Юрий Валерьевич Максимов) - известный богослов, религиовед, писатель, публицист, миссионер, кандидат богословия, сотрудник Синодального миссионерского отдела был гостем Миссионерского института. Два вечера подряд отец Георгий встречался со студентами-теологами и преподавателями института. В первый вечер отец Георгий рассказывал о внешней миссии Русской православной церкви в наши дни. Студенты узнали о деятельности современных проповедников и миссионеров в Пакистане, Китае, Таиланде, Океании, Монголии и многих других экзотических странах. Лекция сопровождалась интереснейшей презентацией. Оказывается, всюду есть православные приходы, в которых трудятся "апостолы XXI века". Именно так называется выставка, которую привез отец Георгий Максимов из Москвы в Екатеринбург и которая проходит с 3 по 16 февраля 2014 г. в духовно-просветительском центре "Патриаршее подворье". Выставка рассказывает о миссионерском подвиге православных верующих в наши дни, которые, подобно первым апостолам, несут в мир Слово Божие.

Отец Георгий - специалист по исламоведению, он автор таких популярных книг, как "Святые Отцы об исламе" (М., 2003); "Религия Креста и религия полумесяца" (М., 2004); "Православное Религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм" (М., 2005), поэтому во второй вечер встречи отец Георгий по просьбе преподавателей кафедры теологии прочел лекцию по исламу. Акцент в лекции был сделан на особенностях миссионерской деятельности среди мусульман. Лектор говорил о том, как общаться с мусульманами, которые проявляют интерес к Православию, как отвечать на вопросы, которые задают христианам представители этой религии. Отец Георгий делился своим богатым опытом общения с представителями ислама. "Мы не должны навязывать свою веру, но должны уметь тактично, грамотно и аргументированно отвечать на вопросы мусульман о сущности Православия, - говорил отец Георгий. Как это делать? Об этом и шла речь на лекции.

Миссионерский диалог не должен быть страстным; мы не должны в первую очередь говорить об ошибках того или иного вероучения (обличая, мы только оттолкнем от себя человека), а должны проповедовать Христа, и притом только тем, кто хочет об этом услышать. Как заинтересовать собеседника? Об этом подробно было рассказано на лекции опытного миссионера. Отец Георгий привез много книг, которые студенты разобрали мгновенно. В этих небольших по объему брошюрах в концентрированном виде содержится ценная информация по религиоведению, сектоведению, миссиологии.

Отец Георгий преподает в Сретенской духовной семинарии, он является руководителем созданной им Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе РПЦ. Диакон Георгий Максимов - постоянный автор портала "Православие.ру"; в сети Интернет очень много видеороликов и статей отца Георгия, которые являются замечательным учебным материалом для будущих теологов и миссионеров.

07.02.2014.

07.12.2015

24 декабря 2015 г. в нашем институте состоится традиционная научная конференция "Современная православная миссия".

26.11.2015


24 ноября 2015 года наш институт посетил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Правящий архиерей встретился с ректором института Наталией Александровной Дьячковой и преподавателями института. Но главное, ради чего приезжал к нам Владыка, - это встреча со студентами первого курса...

10.11.2015

По итогам 2014 года Миссионерский институт Екатеринбургской епархии занял первое место в общецерковном конкурсе «Лучший миссионерский проект года». Миссионерский институт – единственный вуз в нашей стране, который готовит православных миссионеров. И, что для многих немаловажно, даёт возможность всем желающим получить высшее богословское образование совершенно бесплатно.

Сегодня мы беседуем с ректором Миссионерского института, доктором филологических наук Наталией Александровной Дьячковой – замечательным руководителем, объединившим в институте золотой преподавательский состав, а также ведущей радиопередач «Не спеши языком», посвящённых русскому языку.

Наталия Александровна, в каком возрасте и какими путями вы пришли к вере?

Я росла в советское время, была октябрёнком, пионеркой, комсомолкой, и, конечно, ни о какой Церкви не могло быть и речи. Крестилась я в сознательном возрасте, уже будучи преподавателем университета и матерью двоих детей. К сожалению, воцерковилась я не сразу: между крещением и воцерковлением прошло несколько лет.

Однажды - кажется, это было 2000-м году - меня пригласили преподавать в Ново-Тихвинский женский монастырь, где у сестёр есть послушание переводить и редактировать тексты. Кто видел книги издательства Ново-Тихвинского монастыря, тот знает, что это всегда хорошо отредактированные, красивые издания. Сёстры нуждались в преподавателе стилистики, культуры речи, основ литературного редактирования. У нас на кафедре современного русского языка УрГУ стали искать желающих преподавать в монастыре, но все отказывались. Меня же давно привлекали монашествующие, верующие люди, и я охотно согласилась. Общение с сёстрами было радостным, плодотворным и интересным. Это очень благодарные, способные и прилежные ученицы. Сёстры-то меня и воцерковили, за что я им очень-очень благодарна. У нас сложились очень тёплые, дружеские отношения, которые сохраняются до сих пор.

Потом было духовное общение с отцом Петром (Мажетовым), которое во многом определило дальнейшую жизнь мою и моей семьи. Знакомство с сёстрами и отцом Петром, можно сказать, перевернуло всю мою жизнь.

А как дружба с верующими людьми дополнилась вашей личной работой в Церкви?

Получилось так, что чуть позже меня пригласили преподавать риторику на Миссионерские курсы, которые действовали сначала при мужском монастыре во имя Всемилостивого Спаса, а потом при Ново-Тихвинском монастыре. В течение нескольких лет я преподавала на курсах, мне это нравилось, но я не собиралась работать в Церкви. За это время я защитила докторскую диссертацию, стала профессором. Преподавание на курсах и у сестёр были всего лишь подработкой, но подработкой, которая приносила духовную радость. Мне всё больше нравилось работать с людьми верующими и воцерковленными. В 2008 году схиархимандрит Авраам (Рейдман) - духовник Ново-Тихвинского монастыря и Свято-Косьминской мужской пустыни - пригласил меня к себе и сказал, что благословляет меня возглавить Высшие миссионерские курсы. Сначала я отнекивалась, но благословение есть благословение, и я стала директором этих курсов.

Я всегда старалась избегать руководящей работы, мне это занятие не нравилось. Преподавать - да, заниматься наукой - да, а руководить - нет. В первые два-три года я совмещала работу в университете с работой директора Высших миссионерских курсов. Но настал такой момент, когда нужно было выбирать, и я выбрала курсы. У нас сложился очень сильный коллектив преподавателей, мы решили преобразовывать курсы в институт, стали готовиться к получению лицензии. Я ушла из университета и стала ректором Миссионерского института, о чём нисколько не жалею. Теперь я хочу работать только для Церкви. В 2011 году мы получили лицензию и осуществили первый набор студентов в Миссионерский институт. В 2014 году мы перестали быть институтом при монастыре, и по благословению нашего владыки стали епархиальным вузом. А в 2016 году у нас будет первый выпуск. Наши первые студенты получат дипломы бакалавров-теологов.

Кто и для чего учится в Миссионерском институте?

Если кратко выразить суть нашего учебного заведения, то это прозвучит так: «православный институт для православных студентов». Почему он называется миссионерским? Миссионерство в современном мире - вещь необходимая. На V Всецерковном съезде епархиальных миссионеров, который проходил в ноябре 2014 года, Святейший Патриарх сказал о том, что миссионерство сегодня - это передний край работы Церкви, что от православных миссионеров во многом зависит судьба страны. А ещё раньше, когда несколько лет тому назад Святейший был в Ново-Тихвинском монастыре и посетил наши Миссионерские курсы, он благословил нас на создание института и сказал о том, что задача миссионеров (я запомнила дословно) «воцерковлять наших расцерковленных соотечественников».

Каждый наш выпускник займёт свою нишу в соответствии со своим призванием и своими способностями: кто-то будет преподавать на катехизаторских или огласительных курсах, а кто-то будет просвещать своих друзей, коллег, знакомых или приводить к вере и воцерковлять детей, внуков, племянников, родителей.

Выпускники Миссионерского института смогут работать учителями предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в средних школах, преподавателями Закона Божьего в церковноприходских школах, в православных издательствах, на православном радио и телевидении, быть методистами теологических и религиоведческих кафедр в вузах, экспертами по вопросам религии в государственных учреждениях и учреждениях культуры.

Многие наши студенты уже сегодня работают в Церкви. Вот у меня на столе лежат списки студентов, которые уже сейчас оглашают и просвещают людей, организуют работу катехизаторских курсов, воскресных школ. Я назову только несколько имён:

Вера Петровна Ульянова - преподаёт в воскресной школе при храме в честь преп. Серафима Саровского;
- Константин Алексеевич Фальков - ведёт огласительные курсы в храме Преображения Господня на Уктусе;
- Татьяна Медведева - помощница благочинного по религиозному образованию и катехизации г. Берёзовского; катехизатор при храме преп. Серафима Саровского г. Екатеринбурга;
- Ольга Сивкова - организатор миссионерских поездок по отдалённым сёлам Верхотурского района;
- Игорь Галабуда - ведёт огласительные беседы в пос. Кедровка Берёзовского района;
- Елена Вандышева - ведёт огласительные беседы при храме Рождества Христова г. Кыштыма Челябинской области;
- Наталья Назарова - помощница благочинного при храме свв. апостолов Петра и Павла г. Талицы; заведующая воскресной школой, ведёт огласительные беседы.

Я могла бы и дальше перечислять. И, заметьте, у нас учатся не только прихожане екатеринбургских храмов и храмов Свердловской области, но и православные христиане из Челябинска, Перми, Уфы. Знаете, как бывает радостно, когда идёшь крестным ходом - и стольких знакомых встретишь! Поздороваешься, а про себя подумаешь: этот у нас учился, и эта у нас училась, и этот тоже!

Мы готовим студентов по направлению «теология», но не просто православных теологов (то есть богословов), а теологов-миссионеров. Допустим, человек призван проповедовать Православие, но как он будет делать это, если сам не знает православных догматов, не твёрд в знании Священного Писания, не читал Святых Отцов? Студенты призваны к миссионерскому служению, поэтому мы принимаем воцерковленных православных христиан и не берём случайных людей с улицы. Ведь церковность - это гарантия, что человек не навредит тем, кому будет миссионерствовать, и не навредит себе.

Учиться в нашем институте хотя и трудно, но очень интересно. Студенты изучают библеистику, историю Церкви, литургику, патристику, историю миссионерства, сектоведение, расколоведение, церковнославянский язык, древнегреческий и латинский языки. В их учебном плане целый цикл собственно богословских, исторических и социально-гуманитарных дисциплин.

Для многих наших студентов институт - это не только место, где можно получить знания, но и своеобразный клуб по интересам. У нас ведь, помимо учёбы, много всего увлекательного: вечера, встречи с интересными людьми, киноклуб, клуб любителей поэзии, паломнические поездки, экскурсии. Можно петь в институтском хоре «Горлица», которым руководит специалист с консерваторским образованием. Мы постоянно приглашаем для чтения лекций ведущих учёных-богословов из Москвы.

Обычно за время учёбы студенты несколько раз проходят практику. Историки ездят на раскопки, будущие педагоги ведут уроки. А в чём практикуются ваши подопечные?

В нашем институте две практики: педагогическая и миссионерская. Педпрактику студенты проходят в школах. Что касается миссионерской практики, то она у нас непрерывная. В течение всего учебного года один раз в месяц студенты ездят по отдалённым сёлам Верхотурья. Там они знакомятся с сельскими жителями, проводят с ними огласительные беседы, готовят людей ко Крещению, а потом настоятель храма села Меркушино, священник Иоанн Лила, крестит этих людей.

По воскресеньям наши миссионеры на автобусе объезжают сёла, в которых нет храмов, собирают всех желающих побывать на богослужении и везут их на Божественную литургию в Меркушино. Каждый раз это не менее 50 человек! Благодаря нашим студентам многие сельские жители впервые исповедовались и причастились.

Студенты проводят мастер-классы по рукоделию для сельских ребятишек, показывают в клубах концерты, раздают людям православные книги, дарят детям сладости, игрушки, привозят нуждающимся одежду, лекарства - то есть, осуществляют социально-миссионерскую и миссионерско-педагогическую деятельность. У многих из наших миссионеров есть свои «подшефные» семьи. Кого-то устроили на лечение в Екатеринбурге, кому-то привезли дорогое лекарство, кого-то крестили, соборовали и проводили в последний путь… Работа ведётся большая.

Расскажите, пожалуйста, о преподавателях Миссионерского института.

У нас работают замечательные преподаватели. Все они верующие православные люди, в большинстве своём - учёные. О каждом, конечно, рассказать не смогу, потому что у нас на трёх кафедрах - теологии, истории и социально-гуманитарных дисциплин - трудятся 28 человек. И каждый из них - своего рода самоцвет. Например, кафедрой теологии заведует Константин Владиленович Корепанов. Представлять его православной общественности, думаю, не надо: все слушают радио «Воскресение», смотрят телеканал «Союз», читают «Православную газету», где Константин Владиленович - постоянный гость и автор. В нашем институте выпускник ПСТГУ и магистр педагогики К. В. Корепанов читает библеистику, основное богословие, апологетику.

Скажу также несколько слов о нашем враче-богослове. Андрей Анатольевич Зайнуров, старший преподаватель кафедры теологии, окончил Свердловский медицинский институт, но, придя к вере, решил получить богословское образование. Он поступил в Белгородскую духовную семинарию, окончил её. И теперь он - и практикующий врач-стоматолог, и преподаватель сектоведения, истории западного христианства, истории Церкви.

Кафедрой истории заведует Алексей Геннадьевич Мосин, доктор исторических наук, специалист по отечественной истории, исторической антропонимии. Алексей Геннадьевич - выпускник УрГУ, можно сказать, что вся его жизнь связана с этим университетом. Он и сейчас преподаёт на историческом факультете УрФУ, но штатным профессором является у нас. В Миссионерском институте Алексей Геннадьевич преподает историю России, историю Урала, историю старообрядчества, русскую генеалогию, историческую антропонимию. Стаж научно-исследовательской и педагогической работы у него 30 лет!

Алексей Геннадьевич - автор монографий, научных статей. За книгу «Род Демидовых» в 2012 году он получил литературную премию им. П. П. Бажова, а совсем недавно, в апреле 2015 года, - медаль имени Акинфия Демидова за большой вклад в демидоведение.

Алексей Геннадьевич - не только большой учёный, но и чрезвычайно интересный человек. Знаете ли вы, например, что Мосин с детства коллекционирует старинные монеты? Их у него уже не то 5, не то 6 тысяч единиц! О каждой монете Алексей Геннадьевич может рассказывать часами. Кто изображён, при каком римском императоре была отчеканена, свидетелем каких исторических событий была… В его коллекции есть монеты времён земной жизни Иисуса Христа и апостолов, а есть и ещё более древние монеты. В студенческие годы и в молодости Алексей Геннадьевич был постоянным участником археографических экспедиций. Когда он приносит из лаборатории какую-нибудь старинную книгу, например рукописное Евангелие XVI века с автографом митрополита Московского и всея Руси Макария, датированным 1540-ым годом, или книгу «Апостол» Ивана Фёдорова, которая была напечатана ещё до реформы патриарха Никона, более 400 лет назад, мы все - и студенты, и преподаватели - сбегаемся, чтобы посмотреть на эти памятники и послушать Алексея Геннадьевича.

На кафедре социально-гуманитарных дисциплин тоже преподают интересные учёные. Например, Олег Васильевич Зырянов - профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской литературы УрФУ. Известный литературовед, специалист по русской литературе, Олег Васильевич в нашем институте читает курс «Отечественная словесность классического периода». Студенты признаются, что никогда в жизни не слышали таких интересных и воодушевляющих лекций!

У нас все преподаватели на вес золота. Каждый - уникальная личность! Богословы, историки, культурологи, искусствоведы, филологи. Жаль, что я не могу рассказать о каждом!

Сергей Александрович Азаренко - доктор философских наук; профессор кафедры социальной философии УрФУ, известный учёный - преподает у нас русскую религиозную философию и историю философии. Тот, кто думал, что философия - это скучная наука, меняет своё мнение после лекций Сергея Александровича.

Наталия Александровна, давайте поговорим о вас. Каково ваше личное призвание?

О призвании не знаю... С детства люблю русский язык и литературу. Никем другим не хотела быть - только филологом. Может быть, это оно и есть? Но вот сейчас я работаю здесь, и мне это нравится. Мы в коллективе мечтаем о том, чтобы кроме бакалавриата у нас появилась и магистратура, мечтаем, что будем издавать свой журнал, что когда-нибудь у нас появятся, кроме теологического, другие факультеты - например факультет журналистики, где мы будем готовить православных журналистов. Но и сейчас дел очень много. Нужно готовиться к аккредитации института.

Что вы любите делать в свободное время?

Я люблю гулять по лесу, сажать цветы на даче, вязать, смотреть хорошее кино и, конечно, люблю читать.

Если была бы у вас возможность изменить в мире что-то одно - что бы вы изменили?

Я бы хотела, чтобы как можно больше людей обратилось к Церкви, ко Христу. Мы видим, что секулярный мир страдает, и люди даже не понимают причину многих бед и несчастий. Если бы я могла повлиять на это, я бы всем говорила, что наше спасение только во Христе, только в Церкви.

Сегодня я по-хорошему завидую молодым воцерковленным родителям. Насколько им легче воспитывать детей: двери храмов открыты, они могут приводить детей в церковь и причащать каждое воскресенье. Они могут воспитывать детей в православной вере. Когда ловлю себя на мысли «эх, в наше время такого не было» - сразу одёргиваю себя. Православные христиане не должны оглядываться назад, но должны жить сегодняшним днем. Сейчас Господь нам дал возможность ходить в храм, приступать к таинствам - и это огромное счастье, слава Богу за всё!


Известный миссионер и профессор МДА протодиакон Андрей Кураев и глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда опровергли слухи о финансовом кризисе в Академии.


На заседании Ученого совета преподавательская корпорация МДА осудила высказывания протодиакона Андрея Кураева. Известный миссионер считает свою реакцию правильной, и даже признается, что предлагал хулиганкам «убежище», когда дело приняло опасный для девушек оборот.


Общецерковный стандарт для воскресных школ разрабатывают в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации. Зачем понадобился такой стандарт и чем он грозит уже сложившейся приходской практике, об этом рассказывает Священник Алексий Алексеев, сотрудник отдела.


Воскресная школа есть почти при каждом храме. Но никогда нельзя знать заранее, чему, как там будут учить и что из этого получится. Все зависит от прихода, а все приходы разные. Сегодня сектор православного образования разрабатывает стандарт учебновоспитательной деятельности воскресных школ РПЦ. Возможен ли такой стандарт и каким он должен быть? Своими размышлениями делится директор воскресной школы при храме Архистратига Михаила города Жуковский Наталья АГАПОВА


Несостоявшийся скандал с банкротством МДА (Церковь официально опровергла проблемы с финансированием академии) тем не мнее поднял интересный вопрос: как должны финансироваться церковные учебные заведения? Об этом мы поговорили с ректором Российского Православного Университета игуменом Петром (Еремеевым)


ПСТГУ выпустит полное собрание творений свт.Амвросия Медиоланского на русском языке в новом переводе с параллельным латинским текстом. За последнее время не было примеров столь масштабного издания святоотеческой литературы. Предполагается, что собрание будет состоять из 15-18 томов. Первый и второй тома были представлены 14 ноября


Приветствие двух Патриархов и президента России, более 1000 гостей и удивительно радушная атмосфера встречи старых друзей – 18 ноября Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отметил двадцать лет со времени своего основания. ФОТОГАЛЕРЕЯ


Каковы возможности взаимодействия светских вузов и духовных школ в преподавании богословия, целесообразно ли открывать кафедры богословия в университетах обсудят участники совещания, которое пройдет 28-29 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и соберет более 200 участников: иерархов, представителей власти, ректоров ведущих духовных школ и светских вузов, экспертов. Об интеграции двух систем богословского образования: церковной и светской журналу «Нескучный сад» рассказал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир ШМАЛИЙ


Преподаватели ОПК проходят подготовку у тьюторов, которые сами прослушали 72-часовой курс повышения квалификации. Православию в нем уделено 2 часа. Про возможность прилечь кафедры теологии к подготовке специалистов по ОПК государство забывает, – отмечает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.


Вышел словарь «Богословская антропология», из которого можно узнать, как понимают православные и католики понятия «семья», «общество», «власть», «труд», «личность». Концепцию проекта и его осуществление комментирует профессор Московской духовной академии, преподаватель сравнительного богословия протоиерей МАКСИМ КОЗЛОВ.


Богословие воспринимается как дисциплина, требующая традиционного подхода к изучению. Но с развитием компьютерных технологий появилась возможность получить богословское образование не выходя из дома, по интернету. Как это сделать и зачем мирянину богословие, корреспондент «НС» Екатерина СТЕПАНОВА выясняла у декана факультета дополнительного образования ПСТГУ иерея Геннадия ЕГОРОВА и студентов отделения интернет-обучения.


Что из опыта русской богословской школы особенно актуально сегодня, какие имена и труды нам сегодня неизвестны, - обсудят 13-14 сентября теологи, философы, историки из Академии наук, ПСТГУ, МГУ, Высшей школы экономии на конференции "Русская церковная наука до 1917 года и ее наследие в наши дни".


Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже сейчас испытывает финансовые трудности и просит о помощи. А как искали средства на его создание? Как институт выживал в разные годы?


На сайте парижского Свято-Сергиевского института размещено воззвание: «Богословский институт переживает по независящим от него причинам небывалый финансовый кризис, грозящий закрытием этой, уникальной в своем роде, богословской школы». Внести свою лепту просят каждого. Вмешается ли Русская Православная Церковь?


Священный Синод принял сразу несколько решений в сфере духовного образования. Расширится практика дистанционного обучения, профессора из Москвы или Петербурга будут участвовать в защитах дипломов и экзаменах в регионах. Через три года у нас не будет ни одного духовного училища для будущих пастырей. О том, для чего и кто будет вводить все эти новшества, рассказывает заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим КОЗЛОВ.

Протоиерей Артемий Владимиров — замечательный проповедник, талантливый миссионер, автор учебного пособия по риторике «Искусство речи» и просто «наш дорогой батюшка» встретился со студентами Миссионерского института. Речь на встрече шла о профессиональной проблеме миссионеров: как общаться с людьми на духовные темы? И в особенности с теми, кого мы называем чуждыми нам по духу? Предлагаем вниманию читателей краткую запись лекции о. Артемия.

Мы с вами выбрали для обсуждения тему непростую: речь пойдет о том, как общаться с людьми чуждого нам духа, как строить диалог с людьми чуждых нам убеждений и настроений. Прежде всего нужно различать разные форматы общения: беседу с глазу на глаз, от уст к устам и обращение к большой аудитории. Мы поразмышляем и о том и о другом форматах общения, потому что на долю православного человека выпадает всякое. Когда мы общаемся с аудиторией единомысленной , тогда и стены помогают. Потому что Божья благодать таинственно сопребывает с каждым из нас, собирает наши мысли и чувствования воедино, помогает сердцам биться в унисон. И мы вступаем в состояние резонанса, так что «и нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Сочувствие аудитории дается нам даром! А там, где есть мистическое единство подобного рода, духовное и душевное единство, там Сам Бог действует. И опытному или желающему стать опытным проповеднику, миссионеру, человеку, обращающему живое слово к аудитории, нужно только одно: внимать тому, что происходит на уровне сердец.

Эта способность отличает, например, людей поэтического склада. В статье «Искусство при свете совести» Марина Цветаева размышляет о таланте Пушкина и говорит о том, что, в отличие от рифмоплетов, настоящие поэты, которые живут творчеством и, как им кажется, в ходе творческого процесса прикасаются к мирам иным, всегда вслушиваются в собственное сердце. И, если уже обладают опытом, то, подобно стрелочникам, которые сидят на железнодорожной станции и смотрят, какой поезд по какому пути пустить, рассматривают то или иное слово, родившееся или рождающееся в глубине сердца, и говорят: «Это не то, и это тоже не то, а вот это — то».

«И мысли в голове волнуются в отваге, / И рифмы легкие навстречу им бегут, / И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. / Минута — и стихи свободно потекут ...». Когда поэт видит свое произведение завершенным, он не говорит: «Я написал», но говорит: «Это у меня родилось». По утверждению поэтессы, настоящее произведение - это дар, который не явился бы на свет Божий без поэта, но в то же время целиком ему не принадлежит.

Так вот: слово действительно рождается. Однако, слово, произнесенное перед единомысленной аудиторией, является плодом соборного устремления к Богу. Здесь царствует гармония, и, если говорящий не мишка косолапый, который, как вы помните, вломился в теремок, подмяв под себя всех прочих его обитателей, так что они посыпались оттуда, как горох, то происходит некое собеседование. Слово отвечает на ещё не заданные вопросы. Слушатель убежден, и он не ошибается, полагая, что оно было обращено именно к нему.

— Батюшка, у меня создалось впечатление, что вы обо мне знаете всё. И я хочу только у вас спросить, кто дал вам право вот так, во всеуслышание, рассказывать о моих недостатках? А тот, широко раскрыв глаза, скажет: «Вы меня простите, но я о своих огрехах Вам повествовал».
— Нет, нет, не обманывайте, батюшка. Вы даже на меня боковым зрением посматривали.
— Да я вас уверяю, что я со страху не видел далее собственного носа.
— Но по факту: вы разложили пред благородной публикой все мои сокровенные чувства, мысли и желания.

И оказывается, что оба собеседника правы, потому что слово, среди своих произнесенное, обладает свойством самонастройки. То есть по мере возрастающего сочувствия, доверия слушателей, происходит какое-то благодатное рождение мысли, и проповедник, может быть, сам того не зная, угадывает, в каком направлении нужно двигаться его слову. Маршрут расчерчивается сам собою. Но это не значит, конечно, что можно приходить к людям не зная, о чем ты будешь говорить. Композиция речи должна быть известна оратору заранее, обязательно должен быть некий план, по которому будет развиваться разговор. Однако в живой ткани общения бывает часто не то, что ты задумал. Говорящему приходят на ум какие-то словесные образы, оттенки мысли, новая тема становится предметом его размышления, и вот так-то рождается слово, и в этом есть определенная тайна, которая вряд ли подвластна исследованию холодного аналитика.

Часто бывает, что говорящий не находит сочувствия . Отец Иоанн Кронштадтский, который обладал словом энергическим, как и сам он был личностью духовно весьма динамичной, пишет, между прочим, в одном из своих дневников, что ему приходится чисто физически пробивать какую-то брешь в аудитории, он чувствует перед собою стену. Думаю, что речь идет об инертной аудитории, ну, скажем, о светских слушателях, которые, хоть и миром помазаны, но нет в них движения духа. Отец Иоанн весь — огонь, весь — молитва, он собеседует с Отцом Небесным, как дитя, а обращается к людям, грудь, которых, может быть, увешана правительственными орденами, к людям имущих сословий, которые лишь на первый взгляд живы, но во многих из них жизнь во Христе замерла давным-давно...

Итак, перед говорящим стоит задача не просто что-то «отчитать», не просто призвать к покаянию, но непременно дотронуться до сердец. А это значит — разбудить спящих, вызвать у них доверие, сокрушение о своих всегдашних грехах, желание что-то изменить. Но одной только человеческой энергии недостаточно — мы не способны осуществить эту программу-максимум. Совершить подобное может только Бог. Только если Бог будет содействовать нам, только если наше слово будет помазано Его благословением, наше слово получит силу.

Протестанты и сектанты всяких мастей действуют человеческой энергией. Благодать Божья не дышит там, где царят ложные понятия о Боге и о Церкви. Но там может быть психологический напор, могут быть какие-то тайные технологии, наподобие нейролингвистического программирования. Это могут быть какие-то фокусы, взятые из репертуара Кашпировского: то ли гипноз, то ли отвратительное чародейство, то ли выучка человека, который знает, как подавлять слушателя, как включать те или иные центры его внимания.

Отец Иоанн Кронштадтский говорит о том, как ему приходится усиленно — и это не физические усилия, это не психологический напор — пробиваться сквозь какое-то средостение, прежде чем он, наконец, с Божией помощью выходит «на простор речной волны». Ему удается достигнуть вот этой вышеестественной цели, то есть тронуть, увлечь людей, помочь им раскрыть собственные сердца, так что они уже не узнаю т себя и сами устремляются к источнику духовного света. У отца Иоанна Кронштадтского, между прочим, вы найдете довольно любопытные с психологической точки зрения вещи: он говорит о том, как лукавый запинает его уста, как ему трудно выговорить то или иное слово в молитве, как он что-то комкает, что-то опускает… Отец Иоанн Кронштадтский был человеком тонкой душевной организации: он очень живо, реактивно отзывался на самые разные явления жизни, он мог прийти в возбужденное, даже раздраженное состояние духа. Если кто-либо выводил его из себя, он потом слезно каялся в том, что ему не удалось совладать со своей эмоцией. (Тот, кто читал дневники отца Иоанна, наверное, даже удивлялся, знакомясь с обликом святого. Но мы сейчас не будем сосредотачиваться на отце Иоанне Кронштадтском и его замечательных дарах, отметим только для себя еще раз, что он иногда физически чувствовал преграду, которая отделяет его от сердец слушателей ).

— А вам, батюшка, приходилось ли такое чувствовать, встречались ли вы вот с такой стеной в аудитории, которая бы вас отделяла от их душ?
— Случалось, и всегда это болезненно для говорящего, потому что великий соблазн заключается в том, чтобы обреченно махнуть рукой на этих людей, сказав: «Не к тем пришел, да они вообще не способны ничего слушать, нечего пытаться бисер метать перед таковыми». Как говорит отец Андрей Кураев, у опытного миссионера появляется соблазн самоутвердиться за счет аудитории, в которой тебя постигла неудача. Но самоутверждение — утешение маленькое, потому что задача-то у православного миссионера совершенно иная, ему нужно войти с аудиторией в контакт.

Однажды путешествовал я в русской провинции, попал в санаторий, где собралась публика то ли правительственная, то ли состоящая из методистов высокого полета. Это был экспромт. Решили на всякий случай катапультировать батюшку на этот слет людей среднего и пожилого возраста, которые обсуждали свои профессиональные проблемы. Выездной семинар был прерван, и собравшимся сказали: «А сейчас мы отдохнем и такой-то священник побеседует с вами на пользу ваших душ». Я выхожу. Они сидят группками за столиками. Это было еще переломное время от советского к постсоветскому, и я столкнулся с людьми, которые даже вести себя хорошо не очень умели. На лицах слушателей было написана гамма чувств: от удивления («А это, простите, кто и с чем его едят?!») до негодования («Нет, ну ты посмотри, что это такое!»). И вот я вызываю огонь на себя, иду в бой, говорю о том, что им должно быть интересно. И вижу, что люди настолько зашорены, что им неимоверно тяжело, когда речь заходит о каком-либо высоком предмете. А я говорил о том, как страшно потерять язык общения с ребенком, о том, что здесь невозможно идти проторенными путями и поэтому никакие методические занятия, никакие схемы не способны вооружить нас против этой главной драмы нашей жизни. В таких «сражениях» «кровь льется рекой». Вы выкладываетесь на все сто, потому что нельзя же вам махнуть рукой и уйти. И нельзя раздражаться! Нет ничего более неблагодарного, чем противопоставлять себя коллективу — тем, кто вас слушает. Необходимо находить какие-то «островки» в этом «болоте», а не предаваться смущению и панике. Если распишешься в собственной немощи, ничего кроме улюлюканья в спину не получишь. Нельзя винить этих дам, которые света Божьего никогда не видели и, как какие-то лесные животные, услышав слова правды, как от резкого света, смежили очи и бегут в свою берлогу.

Но я продолжаю говорить о материнстве, вспоминаю Есенина. Как бы ни был сын отчужден от матери, — говорю я, — сколько бы в нем ни было гонора и грубости, все-таки придет день, придет час, когда ему вспомнятся слова: «Ты жива ль еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!» А сам боковым зрением смотрю на этих женщин: не может же быть, чтобы их сердец не коснулась эта самая глубокая и возвышенная лирика XX столетия. Вижу, что слушательницы уже разделены на две неравные части. Большинство продолжает прятаться …. Но вижу: раскрылись глаза. Слова -то оказываются понятными, близкими. Я уходил с этого поля боя весь изрешеченный пулями, но в стане врага было обретено несколько союзников, которые никогда, похоже, не слышали живого сердечного слова. Это драма, о которой апостол Павел говорил так: он должен проповедовать всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых».

Однако мы не должны приписывать себе такого уж большого значения: кто, мол, меня не слушает, кто меня не слышит, тот не спасется. Бог их приведет, но, безусловно, прикосновение к душе Бог совершает через слово человека, а мы все-таки не знаем, когда и как наше слово отзовется.

Очень неприятно бывает беседовать о нравственности с человеком, защищающим безнравственную позицию. Есть юные создания, для которых седьмая заповедь — не прелюбодействуй — не существует. Образ жизни у них не таков, чтобы смиряться перед этим огненным словом. И, вы знаете, уста сковываются. Ну что вы можете этой душе сказать? Она всё уже знает и всё слышала. Так многие мамы сегодня находятся в крайне затруднительном положении, когда их девочки, окончившие в свое время воскресную школу, войдя в возраст, находят свою «половинку» и из страха остаться в одиночестве обрекают себя на мезальянс, не слушая никаких советов. «Для этого ли я тебя, родимая, рожала и растила?» — сокрушается мать.

С вами могут разговориться в купе, и вам из этого купе никуда не деться. Я, например, будучи человеком не слишком храбрым, не люблю беседовать с теми, кто настаивает на своем греховном образе жизни . Перед лицом инакомыслящих выговаривать слова крайне сложно, но, если слова вы произносите с сочувствием, состраданием и любовью, то они всё равно в свое время дадут свой плод. Сейчас человек ваших слов не принимает, но придет время, и эти слова, как семя, прорастут. Если вы говорите не по долгу, а по внутреннему сочувствию, то слово найдет для себя лунку и там будет пребывать в латентном состоянии, покуда душа не обратится к свету. Подтверждение этому мы получаем годы спустя. Недавно со мной был такой случай. Подходит ко мне пожилая женщина.

— Батюшка, прежде всего я хочу попросить у вас прощения.
Я в таких случаях всегда говорю: «Позвольте и мне попросить у вас прощения: за что-то, наверное, я тоже должен попросить прощения у вас?»
— Вы меня, конечно, не помните.
— Где-то мы с вами встречались, но где?
— А помните, вы только-только заканчивали университет?
— Заканчивал.
— И помните, вы жили там-то и там-то, и у вас была пожилая соседка. Мы с вами познакомились, и вы меня рекомендовали этой соседке, чтобы я могла у нее пожить. А соседка меня застукала: она увидела шприц в моих руках и рассказала об этом вашей маме. И вы тогда попросили меня уйти. А у вас дома я тоже была и, пока вы с мамой беседовали, я у вас из аптечки украла… (Что-то она украла для своих наркотических нужд).

И тут я вспоминаю это лицо, вспоминаю девушку — молодую, красивую особу. (Наркоманы стареют очень быстро, буквально за пять лет они превращается в труху). Наверное, я познакомился с ней где-то в храме, и мне пришло в голову спасать эту душу и привести к нам домой, где она из аптечки что-то стащила. И вот сегодня она в этом кается. Мы не виделись с ней, наверное, 31 год. И вот я, уже священник, исповедовал её и поспешил её уверить, что Боженька всё простил, а уж мне ей нечего прощать.

Какие-то совершенно неумелые робкие попытки мальчишки, у которого на губах молоко не обсохло… И вот представьте себе: спустя 31 год эта встреча. Женщина совершенно изменилась, она уже ходит в храм, и все эти 30 лет у нее болит сердце оттого, что она поступила так когда-то, находясь в помрачении. Оказывается, Бог непостижимыми путями нашел дорожку к её сердцу. Удивительно! Маленькое добро, которое, как кажется, не имеет шансов на победу, все равно — весомо. И только Бог знает, как ваше слово несколько десятилетий спустя отзовется в жизни совершенно глухого, бесчувственного и помраченного человека.

«Сей пшеницу слова Божьего, — говорил преподобный Серафим своему духовному сыну, — и Бог весть, когда семя примется и прорастет». Наше дело говорить слова правды и любви, подкрепляя их примером собственной жизни. Наверное, именно священникам Бог дает иногда и подсмотреть, как это слово прорастает.

Теперь я опишу несколько различных аудиторий и расскажу о том, как вы должны настраивать свою душу, когда перед вами аудитория, к вам не расположенная. Всего чаще, если мы общаемся с молодежью, нам приходится встречаться с цинизмом, пошлостью и грязью порочных представлений и соответствующих им дел. Слово о прекрасном, добром, истинном, верном, идеальном звучит в такой аудитории как гром среди не ясного, а темного неба, как молния в ночи. Сегодня прийти в молодежную светскую аудиторию — это шанс встретить самодостаточных, самоутверждающихся молодых людей, которым жизнь кажется простой, словно огурец, и у которых психология Метелицы из романа «Разгром»: жизнь — копейка. Что вы можете сделать за 45 минут в этой аудитории, где сидит молодежь, испытывающая преждевременную усталость от жизни и не верящая в идеал? Что можно сделать, сказать, дабы наше слово, как семечко, проросло? Нужно уметь дерзнуть, и опыт подсказывает, что в такой аудитории вы можете пойти ва-банк: нужно рассказать историю большой любви. Рассказать при явном несочувствии аудитории к началу вашего рассказа. Ну, например, о Елизавете Феодоровне — белом ангеле Москвы. Или об истории Царственных мучеников. Или о целомудренной Сусанне, окруженной похотливыми израильскими старцами, которые говорили: «Или ты спишь с нами, или мы предадим тебя смерти». Она, как лань, оказавшаяся в кольцах питона (есть такая средневековая картина «Целомудренная Сусанна»), с глазами, исполненными страдания, молится Всевышнему, говоря: «Господи! Лучше смерть, чем отступить от Тебя вот с этими, у которых человеческое лицо и скотские копыта».

Вы не должны читать мораль, но должны живописать словом, чтобы, скажем, вертлявая девчонка, уже помятая жизнью, вдруг увидела чудное мгновенье, увидела красоту, гармонию души и тела, увидела образ Елизаветы Федоровны, которой Константин Романов (поэт К.Р. - ред.) посвящал свои прекрасные стихотворения. Он говорил о ней так: только Бог может создать такую красоту! И опыт показывает, что на потрескавшуюся, иссушенную землю наше слово проливается, как дождь, оно возбуждает в сердцах идеал, потому что человеку представление об истине Богом дано от рождения, и человек, выбравший ложный путь, страдает — страдает тем больше, тем более он уходит во тьму.

Теперь давайте посмотрим на аудиторию другого плана. Давайте встретимся с сектантами разных мастей . Тоже тяжелый случай, потому что иногда физически ощущаешь присутствие древнего змия, дьявола, поверженного с небес на землю. Сектанты, люди, находящиеся за бортом спасительного ковчега матери-Церкви, имеют некоторое психологическое сходство. Психология, внутренний мир баптиста, адвентиста, иеговиста, пятидесятника похожи. Это всегда неспокойное, турбулентное состояние. Сектант не знает в Боге покоя. Почему? Потому что покой — от благодати, а ее там нет. Православные должны быть сильны духом спокойствия, равновесия, любви Христовой, выражающейся в нашем отношении к человеку. Мы не только не должны позволять себе выходить из себя, но и, напротив, когда мы встречаемся с такой аудиторией, с такими собеседниками, мы должны ощутить себя врачами. А как врач себя позиционирует? Как он себя чувствует? Прежде всего, он спокоен — перед ним пациент, который нуждается в терапии. Состояние абсолютного покоя, равновесия, доброжелательного расположения к человеку — условие, без которого с такими людьми общаться нельзя. Сектант всегда очень динамичен: «обходя моря и земли», он должен приобретать новых и новых членов, последователей своей церкви, как бы он ее ни называл, — «Роса», «Путь спасения» или как-то ещё. У сектанта всегда куцый набор цитат — они не знают Священного Писания духом. Преподобный Серафим говорил, что наш ум должен быть растворен в Священном Писании, но сектанты искажают Писание в угоду собственному заблуждению, думая находить в тех или иных цитатах, которым их научили, подтверждение своему учению. Их сознание схематизировано, они типичные начётники — этакие храбрые портняжки, которые шьют костюм, не имея достаточно материи, и поэтому один рукав получается длиннее, одна штанина короче, а весь сюртук сидит наперекосяк. И пуговиц — то слишком много, то слишком мало. Сражение с ними — это для меня лично всегда нечто неприятное, потому что они находятся под непосредственным воздействием темного духа, который усиливает их слова, наполняет своей демонической энергией.

Мышление у сектанта скачкообразное. Взахлеб, он выдвигает один, второй, третий, четвертый аргумент; подобно кенгуру, он перескакивает с места на место, всё дальше и дальше увлекая вас в эту погоню. Для того чтобы беседовать с сектантом, нужно взять рогатину и очередной его вопрос, как змею, прижать рогатиной к земле.

— Нет, подождите, позвольте, мы прыгать сейчас с вами не будем, давайте-ка обсудим тему идолопоклонства и иконопочитания. И разберемся в том, что в Ветхом Завете разрешалось, а что запрещалось. И всякое ли изображение подлежало уничтожению? А что вы скажете об изображении литых золотых херувимов, которые осеняют ковчег завета? И были ли они изображениями сотворенного существа? Однако никто не думал обожествлять это изображение, поскольку оно говорит о силе и славе божества. Оно, это изображение, прославляет имя Господне. Моисей, сказавший «не сотвори себе кумира», повелевает отлить этих золотых херувимов и выткать их на шкурах и тканях, осеняющих скинию.

Вы пригвоздили вопрос рогатиной и начинаете его исследовать во всем объеме и по существу.

Как правило, дух нечистый начинает сразу действовать в этих людях. Они выходят из себя, потому что на самом деле совершенно не подготовлены к собеседованию и не способны беседовать в мирном духе. Однако не будем обольщаться: не все сектанты так просты и беспомощны. Встречаются люди абсолютно спокойные, весьма начитанные, которых ничто не может поколебать. В этом смысле речь может идти не только о сектантах, но и об иноверах вообще — людях самой разной нехристианской духовности. Мне вспоминается дуэль по телевизору, она имела место несколько лет тому назад. С нашей стороны выступал главный редактор одного православного журнала, а с другой стороны — мальчик-буддист лет 23-25, обаятельной наружности, спокойный и начитанный. Речь шла о том, строить или нет буддийский храм на Ходынском поле. За православным собеседником стояла, конечно, правда слова, но он не выигрывал в споре с рафинированным обаятельным буддистом. В беседе с таким человеком победа дается нелегко, и, прежде чем идти на словесную дуэль, конечно, нужно хорошо подготовиться.

Или вот Познер. Это господин совершенно особой весовой категории, но не так уж он неуязвим. Я недавно размышлял над тем, что я сказал бы Познеру в ответ на его вопрос «Дорогой Артемий Владимирович, а что вы скажете Богу, когда перед Ним предстанете?» И я уже придумал, что я отвечу на этот вопрос: «Владимир Владимирович, я не буду задавать вам встречный вопрос — придет время, и вы его услышите. Расскажу вам маленькую историю, потому что я отношусь к вам особенно трепетно. Представьте себе, там, за гранью земного бытия, Ангел Божий (а ведь и у вас есть Ангел-Хранитель!) вопрошает Господа Бога: "Господи! Там, в нижних отделах, собралось огромное количество атеистов, и они барабанят кулаками, топают ногами и требуют с Тобою аудиенции. Что им сказать?". И среди этого Божественного Света Ангел слышит ответ: "Скажи им, что Меня нет"».

Психологически я не хотел бы с такими людьми встречаться, потому что там нет искренности, нет желания что-то узнать — человек ангажирован, он заранее настроен на определенный результат. Да, не со всякой публикой встречаться хочется. Вот святитель Тихон, патриарх Московский, всякий раз, когда приходил после вынужденного общения с Тучковым, начальником ОГПУ по делам с Церковью, долго отходил от трехчасовых бесед и говорил своему келейнику Иакову: «Я беседовал с самим сатаной». Настолько полным может быть сращение ума и тельца иного медиума с тем духом, который его инициирует, вдохновляет, через него действует.

Как вести себя во враждебно настроенной аудитории ? Конечно, если вы видите, что перед вами человек в состоянии аффекта, то есть не владеет собою, то (не дай Бог нам самим впасть в такое состояние) здесь уже богословский диалог заканчивается. Если перед вами человек, захваченный страстью, например неприязни, ненависти к вам, то вам потребуется больша я доля добродушия, а заодно и остроумия, юмора, чтобы общаться с таким человеком. Главная наша задача - хранить дистанцию и ни в коем случае не поддаваться на провокации, не входить в резонанс с этим турбулентным сердцем. Нет большей ошибки, чем ввязываться в бой в таких случаях. Священникам нередко приходится общаться с людьми, находящимися в неадекватном состоянии.

Вопросы и ответы

Вопрос: Какую, батюшка, вы перед собой высокую задачу ставите?

Ответ: Задача сформулирована А. С. Пушкиным:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Задача — помочь душе человеческой раскрыться перед Богом, умягчить сердце, помочь душе действительно почувствовать близость к ней Создателя. Ведь вера зарождается тогда в человеке, когда он осознаёт, что его Бог видит, слышит и любит и ведет к себе, призывает к себе. Это, конечно, высоко. Для начала неплохо, если человек начнет хотя бы различать добро и зло. Надо прикоснуться к человеческому сердцу, вывести его из состояния апатии, равнодушия, «подмороженного состояния» и поставить хотя бы перед выбором между добром и злом. Поставить перед человеком вечный вопрос бытия: с кем ты? К свету или к тьме ты обращен?