Биографии Характеристики Анализ

Приемы эйдетики в учебной деятельности дошкольников. Эйдетика для взрослых

Эйдетика – что это? Эйдетика для детей. Упражнения для развития

Эйдетика – что это? Эйдетика для детей. Упражнения для развития

Октябрь 11, 2015

Мы живем в информационном обществе, – ежедневно каждый из нас окунается в поток информации. Этот поток льется на каждого из нас отовсюду: из телевизора, интернета, книг, электронной почты, газет, журналов, рекламных щитов и пр.

Он настолько велик, что несколько лет назад в психологии появились термины “информационный стресс” и “информационная перегрузка”. Усвоить всю “входящую” информацию невозможно, да и ненужно. А вот научиться грамотно с ней работать может стать весьма полезным умением в современных реалиях, а именно, – быстро анализировать, отфильтровывать ненужное, прочно усваивать важное. Оно необходимо взрослым и, конечно, особенно детям.

Учебные программы изменились. Современные ученики за время обучения в школе должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем ученики, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень когнитивных (познавательных) и творческих способностей должен быть достаточно высоким.

Существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение. В этой статье мы поговорим об одной из них – эйдетике.

В переводе с греческого “эйдос” означает “образ”. Эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации , способствует развитию воображения .

Термины “эйдетизм” и “эйдетика” были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи – Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.

Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых . Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Здесь учатся работать с информацией, запоминать по специальной методике большие объемы текста, развивают память , образное мышление и воображение.

И, наконец, на сегодняшний день эйдетика получила вполне официальное признание – в мире успешно работают около 5000 инструкторов-преподавателей.

Эйдетика – методы

Мы расскажем о наиболее эффективных и популярных инструментах для занятий с детьми.

  1. Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 – кочергу, а из 8 – очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает “зашифрованный” в нем знак.
  2. Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно “погрузить” в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.
  3. Метод запоминания точной информации. Он включает в себя мнемонику, запоминание с опорой на ассоциации, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника – это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

Цепной метод – заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника (“акро” в переводе с греческого – “край”, “вербо” – слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например, неправильные глаголы английского языка легче усвоить в стихотворной форме:

Глянь, рогатку Баламут

В свой кармашек put-put-put (положить)

И begin-began-begun (начинать)

Хулиганить хулиган!

Техника превращает запоминание в непроизвольный процесс. Вместо утомительной и скучной зубрежки дети заняты веселой игрой.

Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

Эйдетика для детей – упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения. Никогда не заставляйте кроху заниматься против его воли.

Приведем несколько упражнений, которые наверняка понравятся детям, а родители смогут придумать что-то свое на их основе.

Задания с карточками.

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 5-7 картинок и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

  1. Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

  1. Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее животных или карточки с их изображениями. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

  1. Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

  1. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

    1. Развитие памяти у детей

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни, подумайте об этом.

Эйдетика - способность запоминать яркие образы с возможностью их воспроизведения. В большей степени она развита у детей. Именно они способны четко представить какой-либо предмет, ощущая его перед собой.

Но последние данные показали, что благодаря развитию современных технологий, большинство детей перестали включать воображение и потеряли способность к образному мышлению. Сказки, которые требуют богатой фантазии для восприятия, заменили мультфильмами, учеба в школе сводится к заучиванию правил и формул, не давая возможности нестандартно мыслить. А ведь именно образное мышление помогает ребенку гармонично и разносторонне развиваться, концентрировать внимание и тренировать память.

Школа эйдетики разработала специальные методики, по которым можно развить образное мышление, фантазию, память и воображение у ребенка.

  • Запоминание слов. Предложите малышу несколько слов для запоминания, а потом попросите его составить из них необычный рассказ. При этом слова должны обязательно следовать в том порядке, в котором Вы ему их предложили. Рассказ может быть любым, главное, чтобы была проявлена нестандартность мышления.

Также можно попросить ребенка воспроизвести список вещей, которые он должен надеть на прогулку. Вещи должны следовать в том порядке, в котором малыш их надевает.

Попробуйте вместе с ребенком придумать короткий и несложный стишок. Проговаривая стих, он должен ясно представлять картинку. Еще лучше, если Вы попросите свое чадо нарисовать представляемую картину, используя яркие цвета. Не обязательно самостоятельно придумывать стих, тем более, это получается не у каждого. Можно взять любое четверостишие.

  • Запоминание движений. Для развития воображения, разучивайте с ребенком танцы и разнообразные движения. Их можно связывать с интересными историями из мультфильмов. Постепенно, ребенок сам начнет придумывать подобные истории и движения.
  • Запоминание образов и картинок. Научите малыша превращать свои мысли в рассказ. Для этого, Вам понадобятся карточки с изображениями домов, животных, природы, домашней утвари, растений и т.п. Пусть ребенок придумает рассказ к каждым 10 картинкам на разные темы.

Эйдетика поможет в дальнейшем быстрее выучить буквы, запоминать слоги, складывать слова и сочинять предложения. Поиграйте с малышом в ассоциации: называйте слова или словосочетания, а он пусть называет слова, с которыми у него они ассоциируются.

Метод ассоциативного рисунка. Известно, что дети лучше запоминают образы, а не слова. Поэтому, используйте этот метод для заучивания сложных стихотворений и слов, а также для изучения иностранного языка. Глядя на стихотворение, Ваш ребенок сможет мысленно представить стихотворение и запомнить последовательность слов.

  • Объемное восприятие. Можно долго пытаться знакомить малыша с понятием формы, показывая шарик, кубик и др. геометрические предметы, но это занятие покажется ему скучным и непонятным. Лучше всего, постараться подключить к запоминанию элементы игр и фантазию. С помощью игры можно гораздо быстрее добиться желаемых результатов.
  • Развивающие игры. Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут кубики, шары, книги, ручки, карандаши, игрушки и т.д. Попросите назвать ребенка каждую вещь и постараться запомнить их. После переставьте предметы местами и накройте платком. Малыш должен угадать, где какой предмет находится. Чтобы было легче запоминать, он может опять составить рассказ.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

  • «Как развить хорошую память?»

Главная изюминка книги - это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

  • «Как развивать внимание?»

Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

  • «Как запоминать слова?»

В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

  • «Как запоминать английские слова?»

В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью Вы и Ваши дети сможете без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.

Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?

Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьез заинтересовались школой эйдетики.

Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Немного истории этого направления

Эйдетика - разрабатывалась на протяжении 20–40-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йеншем и его единомышленниками (В. Йеншем, О. Кро, А. Рикелем, Г. Фишером и другими) теория, предметом изучения которой был эйдетизм - особый вид образной памяти человека.
В нашей стране в течение примерно десяти лет, с середины 20-х до середины 30-х гг., отечественные ученые (психологи, педологи, психиатры) с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи марбургской психологической школы, критически их осмысливая, подвергая эмпирической и экспериментальной проверке. Наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
В настоящее время эйдетика может представлять научный интерес, а также иметь практическую значимость при описании и объяснении развития и функционирования эйдетизма как специфического вида памяти, познавательной способности и свойства личности.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.

Таким образом, в основу программы развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

Рассмотрим их более подробно.

Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Данная программа направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.

Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.

Цель программы: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).

Задачи:

  1. Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.
  2. Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).
  3. Развитие воображения, эмоциональной сферы.

Основные темы программы по развитию памяти с элементами эйдетики:

1.“Основные мнемонические техники”

2.“Цепной метод”

3.“Акровербальный метод”

4.“Метод мест”

5.“Запоминание телефонов”

6.“Запоминание исторических дат”

7.“Запоминание фамилий и имен”

8.“Запоминание цифровой информации”

9.“Запоминание текстовой информации”

10.“Техника запоминания стихотворений, художественных текстов”

Приведу пример занятия с элементами эйдетики, на котором раскрывается суть цепного метода.

Цель: научить запоминать текстовую информацию

  • научить запоминать текстовую информацию,
  • научить учитывать индивидуальные особенности.
  • Оборудование: релаксационная музыка, листочки, плакат с изображениями слов.

1. Организационный момент.

Ребята, я очень рада прийти в ваш класс, когда я вижу ваши глаза, я уверенна, что урок наш пройдет интересно!

2. Релаксационная пауза “Отображение”.

(Музыка.) Встаньте парами, и под плавную музыку мы будем двигаться, повернитесь друг к другу лицом, первый вариант ведущий, второй повторяет, а теперь наоборот!

3. Новое знание.

А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку?

Давайте проверим!

Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:

мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.

А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.

Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:

сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка.

Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили. Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать! А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать!

Итак, прочтем вашу памятку:

Если у тебя хорошо развита зрительная память:

1. Помни о том, что тебе лучше всегда иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.

2. Во время решения задачи имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.

3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.

4. При заучивании правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно было пользоваться дома и на уроках.

Если у тебя хорошо развита слуховая память:

1. При заучивании различных правил, стихотворений и других текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.

3. После прочтения можно попробовать повторить вслух прочитанное.

4. Релаксация “Я самый хороший!”.

Выполним упражнение “Я самый хороший!”.

Итак, скажите шепотом “Я самый хороший!”, а теперь громче, еще громче!

Молодцы, вы действительно самые хорошие!

5. Новое знание.

А теперь интересно ли вам, как запоминать при помощи воображения слова по порядку?

Итак, запомним первые 10 слов по порядку!

(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!

Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин - оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка , мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул , на негопадает снег , мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок , села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза , греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…

Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.

6. Проверка.

Запишите эти слова…

7. Домашнее задание.

Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!

8. Подведение итогов.

Что вы запомните из сегодняшнего занятия? Будете ли вы пользоваться этими приемами!

Положите на левую руку то, что вы получили сегодня от занятия, а на правую – то, что вложили в него и аплодируйте себе!!!

Список литературы:

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

3. Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.

4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.

5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.

7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.

«Эйдетикой, - как утверждал Л.С. Выготский, - психологи называют новое направление учения о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Эйдетическая память – это особый тип памяти. Эйдетические, или наглядные, образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой наглядностью, которая недоступна обычному представлению. По образному выражению У. Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”. Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который ранее находился перед его глазами. Эйдетические образы занимают как бы промежуточное положение между послеобразами и представлениями, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим.

Научное изучение способностей человека переживать яркие образы началось совсем недавно – в начале 20 века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих людей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявляемых им картинок настолько подробно, как будто продолжали видеть картинки перед собой. В. Урбанчич не связал его с резервными возможностями памяти, а счел это паталогией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Он назвал это явление “субъективно-оптическим образом”. Однако это открытие не заинтересовало психологов. В 1911 году изучение этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йенш (1883 – 1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, в которую вошли его брат Вальтер Йенш, Освальд Коро, Х. Фрайлинг и др. Э.

Йенш ввел свое название для открытого В. Урбанчичем явления – эйдетизм, а для обладателя этой способностью – эйдетик (от греч. слова “эйдос” - образ).

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их взаимодействия на органы чувств. Как показал Э.Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу. Он описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме уже упоминал Г.Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.

Чтобы лучше представить положение эйдетизма среди других психологических и психофизиологических феноменов, Э.Йенш предложил аналогию с различными оттенками оранжевого цвета, которые образуют непрерывный ряд между красным и желтым цветом. Подобно этому эйдетический образ занимает промежуточное положение между ощущением и представлением.

По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, некоторые ученые считают, что эйдетизм – это закономерная стадия развития ребенка, пик эйдетизма приходится на 11-16 лет. Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности отмечали у себя некоторые ученые художники и писатели: И.В. Гете, Д. Лондон, В. Уундт, Э. Мах, а также А. Белый, В. Пильняк, А. Толстой К. Федин, О. Форш и другие. Так, К.

Федин сообщает: “Я, прежде всего, слышу, что пишу”, а А. Толстой говорит об образах: “Я их физически видел”. А. Эйнштейн мог образно “видеть” силу тока, напряжение и другие абстрактные физические величины. Когда его спрашивали, как он пришел к открытию теории относительности, он рассказал, что представлял себя мчащимся со скоростью света, наблюдая, как в этом состоянии выглядит земля и все, что с ней происходит.

Большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л.С. Выготский, высоко ценивший Э. Йенша как исследователя – экспериментатора. По его мнению, “изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом… экспериментальной психологии, проникающей в психологические исследования”.

В специально посвященной эйдетизму главе, в работе “Основные течения современной психологии”, Л.С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность “видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет…”. Л.С. Выготский разделяет мнение О. Кро, что для детей Средней Европы доля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если в число детей – эйдетиков включать детей с латентной, т.е. скрытой эйдетической формой, доля эйдетиков составит почти 100%.

В “Педологии подростка” Л.С. Выготский идет значительно дальше и рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считает, что “… наглядные эйдетические образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству”; “в эйдетических образах, по Л.С. Выготскому, в нерасчлененном виде заключены начатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления, - и … нельзя провести точной грани между тремя процессами”. Л.С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что “образные представления являются … как бы переходной ступенью от восприятия к представлениям.

Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой – входя составными элементами в восприятие”. “Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, … для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя, таким образом, свою основную психологическую функцию”. Своего максимума эйдетические проявления достигают к 11-12 годам. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать. В этом Л.С. Выготский видел влияние развития речи, когда понятия начинают занимать место прежних образов”. (Л.Выготский, С.Геллерштейн, Б.Фингерт, М.Ширвинд «Основные теории современной психологии» 1930г.)

Метод “Зрительной прорисовки”

Метод “Зрительной прорисовки” - это метод зрительного соединения символа с реальным изображением или предметом, видимым в данный момент. Увидев вновь этот реальный предмет или изображение, человек может воспроизвести и запомненный символ. Под понятием “зрительное соединение” мы имеем в виду мысленную прорисовку контура символа на какой-либо поверхности. Этим методом обычно пользуются для запоминания цифр и простых символов. Приведем следующий пример. Посмотрите на данную картинку и найдите в ней элементы, похожие на цифру “7”. Причем, цифра может находиться не только в обычном положении, но и лежать на боку, висеть вверх ногами, быть маленькой или большой, хорошо видна или же плохо. Все это значения не имеет. Главное, ее найти. Итак, давайте присмотримся повнимательнее. Вот и замечательно, нашли. А теперь усложним задание, найдите на картинке теперь три цифры “4”, “2” и “9”, расположенных либо сверху вниз, либо справа налево. Чувствуется определенное напряжение, но через некоторое время все получится. Впервые этот метод предложил И.Ю.Матюгин в книге «Как развить хорошую память».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Это «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

« Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». А.Суворов

Уровень развития образной памяти уровень Не вижу 0 Еле заметны черты, которые быстро исчезают 1 Четкий черно-белый образ, но неустойчивый 2 Устойчивый черно-белый образ 3 Устойчивый цветной образ 4 Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами 5 Можете изменить его цвет, форму и т. д. 6

Немецкий учёный Эйдетизм В переводе с греческого слово «эйдос»- «образ» Э. Йенш

Эйдетика И. Ю. Матюгин

Фонетические ассоциации. Б е рёза Б и лет Д е ревня Ж е лезо Р е бята С о бака Женщ и на Т а релка Ул и ца

В слове спряталось другое слово. Вал е нки Св е ркает Вдру г Г о реть Л и сица Обл а ко С о л о вей Уж и н Комн а т а

Графические ассоциации. П УГ ВИЦА В СХОД К ПЕЙКА ДУВАНЧИК

Составление ребусов. Вос е мь – во7 Заяц - Ц Я

0 2 2 х 0 = 0 1 2 х 1 = 2

S poon Shoe Shore Cock Carrot

π Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. (~3,14159265358…) M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Уж замуж невтерпёж. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц». У девчонки чужой парчовый башмачок- нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку. Надеваю одежду, одеваю - Надежду. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный»

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли Начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун (Плутон - с 2006 года карликовая планета).

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

Методы решения творческих задач

Предварительный просмотр:

(1 слайд) Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны учителя МОУ СОШ №31 г. Карталы.

(2 слайд) Тема: «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

  1. Введение в тему

Наша память - это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что

(3 слайд) « Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». О том, КАК это сделать мы сейчас поговорим.

(4 слайд) Начать я решила с теста . Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

уровень

Не вижу

Еле заметны черты, которые быстро исчезают

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый

Устойчивый черно-белый образ

Устойчивый цветной образ

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами

Можете изменить его цвет, форму и т. д.

Если вы сумели ярко представить себе образ цветка, то вы обладаете важным условие к формированию опыта сверхзапоминания информации, если вас постигла неудача, то вам предстоит научиться. У взрослых с образами сложнее.

(5 слайд) Стоит напомнить, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое - логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.

«Образ» по гречески «эйдос».

(6 слайд) Эйдетизм – разновидность образной памяти - это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий психолог Эрих Йенш.

  1. Метод эйдетики - способ развития образной памяти.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: (7 слайд) «Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп. Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции - в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. (8 слайд) Существуют Школы Эйдетики с 1989 г.– автор Игорь Юрьевич Матюгин.

3. Упражнения, игры, позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения .

Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы - особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д. Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:

(9 слайд) 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Береза – бе лая бе реза

Билет – автобус сигналит: “ Би-би , купи би лет!”

Деревня – де д в де ревне

Железо – ж еле зо режу еле-еле

Ребята – реб ята решают реб ус

Собака – жила-была со бака, она любила спать, ее прозвали Со ня

Женщина - варит щи

Тарелка – тар елка-это тар а

Улица – на у лиц е встречаю знакомые лиц а

(10 слайд) 2. В слове спряталось другое слово.

Валенки – ва ленки у Ленки

Сверкает – в новом платье с верка ет Верка

В друг – друг-друг а

Гореть – гор е гор еть!

Лисица – братец Лис

Облако – на об лак е лак

Пловец – плов ец плывет в плов е

Соловей - соло вей поет соло

Ужин – ужи на ужи н?

Комната – живёт Ната

(11 слайд) 3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/

(12 слайд) 4. Составление ребусов.

Восемь – во7

Заяц - Яц (за буквой я буква ц)

(Катя и Коля аккуратные)

Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической (надо начинать такую работу с самого первого сл. слова) работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

Урок математики. (13 слайд)

Как ты думаешь, на что похож ноль?

На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.

Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.

А два на что?

Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е. 2 х 0 = 0.

Правило: При умножении любого числа на ноль, будет ноль.

Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.

Правило: При умножении любого числа на единицу, будет само число.

Вы скажете: везёт же учителям начальной школы! Развитие образной памяти происходит до 11-16 лет.

(14 слайд) Эйдетика помогает в изучении чего угодно: математики, истории, литературы, химии, физики, иностранных языков! Приём мнемотехники.

Например, ребёнку трудно запомнить слово «ложка» на английском - spoon. Но для этого достаточно всего лишь представить себе что-то неординарное, весёлое. К примеру, человек, который любит поспать - СПУН - спит, свернувшись клубочком в ложке.

Ship - корабль. Корабль с такими ШИПами очень сильно колется.

Shoe - ботинок, туфли. Туфли громко шумели.

Shore - берег. Весь берег был просто усыпан шортами.

Cock - петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.

Carrot - морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.

(15 слайд) Химия.

Менделееву его таблица химических элементов пришла во сне не случайно. Наверняка он долго прокручивал в голове образы Водорода и какого-нибудь там злобного Бериллия.

Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».

Смешивание кислоты и воды. В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приема существует несколько мнемонических правил:

Лей кислоту поверх воды,

А то недолго до беды!

Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение:

Железо, алюминий, хром - их валентность равна трём.

Натрий, калий, серебро - одновалентное добро.

Натрий, калий и аргентум - навсегда одновалентны.

(16 слайд) Математика. Медиана - это такая обезьяна, которая всем говорит "здрасти" и делит противоположную сторону треугольника на две равные части.

Назовите числовое выражение величины числа π (~3,14159265358…). Запоминание происходит легче, если использовать его стихотворную форму.

«Чтобы нам не ошибиться,

Надо правильно прочесть

Три, четырнадцать, пятнадцать

Девяносто два и шесть»

Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания, можно использовать, например, такую фразу: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Русский язык (17 слайд)

Уж замуж невтерпёж - мнемофраза для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» - мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.

У девч о нки чуж о й парч о вый башмач о к - нехорошо. Береж ё т перч ё ную туш ё нку на ноч ё вку - мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.

Надеваю одежду, одеваю - Надежду - для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

Не чудесно , не прекрасно , а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах « вкусный, интересный » - В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

Физика.

Три закона Ньютона:

1) не пнёшь - не полетит

2) как пнёшь, так и полетит

3) как пнёшь, так и получишь

Астрономия. Название и порядок следования планет Солнечной системы начиная от Солнца:

Меркурий,

Венера,

Земля

Марс,

Юпитер,

Сатурн,

Уран,

Нептун

(Плутон - с 2006 года карликовая планета).

(18 слайд) Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

География. Крупные острова Японии.

Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю - для запоминания четырех основных островов Японии.

Ура, ассоциации! Такие ассоциации легко запомнятся ребёнком. Дети с удовольствием будут посещать ваши уроки.

В жизни мы тоже пользуемся этим методом и приёмами мнемотехники.

Правила Дорожного Движения

Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время определяется правилом первых букв: (19 слайд) «ВВ - весной вперед, ОО - осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).

4. Выводы

Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно в самостоятельном, или совместном! Сила метода в его простоте!

(20 слайд)

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный.
Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей
и сферу деятельности, в которой может стать лидером.
И чем раньше он осознает и ощутит свои способности
и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

(21 слайд) Литература.

Положите на левую руку то, что вы получили, а на правую – то, что вложили и аплодируйте себе!!!

Меню для памяти:

Когда мы думаем, чувствуем или вспоминаем, мозг расходует энергию. А для получения этой энергии нервные клетки сжигают молекулы сахара. Если мозг регулярно снабжается углеводами, например, из хлеба, картофеля или макарон, он остается активным - способность концентрироваться функционирует безупречно. Если же утром вы садитесь за рабочий стол, выпив лишь чашечку кофе, у нервных клеток отсутствует горючее, поэтому центр управления мыслью работает не на полную мощность.

Ваш мозг нуждается в правильном питании не меньше, чем желудок. От полноценного питания зависят память и продолжительность интеллектуальной жизни. Особенно необходимы клеткам мозга для поддержания хорошей памяти:

Ненасыщенные жирные кислоты. Из них состоит треть мозга. Если их недостаточно, клетки мозга, нейроны, плохо работают и даже могут совсем стереть воспоминания. Благодаря этим кислотам лучше циркулирует кровь, а значит, больше питательных веществ попадает в клетки. Поставщики "хороших" жиров - рыбий жир и некоторые растительные масла: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки . Жирное мясо, маргарин поставляют, наоборот, "беспамятный" жир.

Углеводы. Они дают глюкозу - "топливо" нейронов.

Белки (протеины). Они содержат необходимые нервам и мозгу аминокислоты. Рекомендуются рыба, злаковые и бобовые культуры: бурый рис, чечевица, красная фасоль.

Витамины. Витамины группы В - лидеры подпитки мозга и нервной системы. Они играют главную роль в процессе запоминания, нужны постоянно. Мало того, они необходимы для правильного обмена белков.
Витамин Е необходим для энергообеспечения и (вместе с витамином А) защиты клеток, в том числе мозга, для жирового обмена. Он даже может, например, замедлить потерю памяти при болезни Альцгеймера.

Макро- и микроэлементы. Наиболее важны для памяти железо, магний, необходимый для эмоционального равновесия и концентрации внимания, цинк.

Институт Питания РАМН установил, что нехватка цинка, железа, йода, витаминов B1, B2, B9, A, E - одни из важнейших нарушений пищевого статуса россиян (до 80% людей не получают их в нужном количестве).
(22 слайд) Спасибо всем!!!