Биографии Характеристики Анализ

Проблемы в учебе. Неуспеваемость


Пропуск букв в словах

Одна из главных проблем правописания - необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: "Это твоя рука писала?" - "Да". - "Глазки видят?" - "Да". - "Тогда прочитай, что у тебя получилось!" Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?

В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.
Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:

Ребенок первый раз слышит слово;
- ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
- ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.

Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове "упражнение". Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:

У ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
- ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

В данной статье мы предлагаем упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.

"Магазин"

Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем "продаем" их, "рекламируя" по каждой букве:

а - ароматный; м - маленькая;
р - рубиновый; ы - ы-ы!;
б - большой; ш - шуршит;
у - укатить домой!; ь - мягкая шубка,
з - звонкий;

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

"Кузовок"

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок : грибок , глазок , зубок , подарок , платок , крючок , клубок , замок , венок , утенок , флажок , кружок ... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина , -ка , -ик и -ет . Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: "Собираемся в лесок, наполняем кузовок!"; "Вот перед нами корзина, туда отправляется..." (картина, балерина, малина); "Вот коробка, смотрим, что там?" (лодка, бородка, сковородка); "Вот ящик, скорей клади туда..." (мячик, ларчик, мальчик); "Вот большой-большой пакет. Клади в него..." (табурет, билет, балет).

Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

"Древнерусское письмо"

Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение "Отважный Миша бежит от мыши" будет выглядеть следующим образом:

Тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.

Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:

О_ _а_ _ый _и_а _е_и_ о_ _ ы_и.

Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать "древнерусское" письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

"Неудачный робот"

Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый - конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор "испытывает" робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова - только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:

По_ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ де _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ ик

Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

"Волшебный диктант"

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой "с" обозначаем как "+", слова с гласной "е" - "!", а все остальные - "/".

Так, предложение "Мы смотрим на птичьи стаи в небе" выглядит так:

/ + / / + / !

Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.

С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

"Словесный мяч"

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - с лово - о кно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

Словесные цепочки

В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз - буз ина - на род -родник - ник ель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

"Бухгалтер"

Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: "Дым, луг - вторая буква".

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: "ы", "у". Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы "м" и "г". Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах - от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

"Виселица, или "Балда""

Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово "апельсин" будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н.

Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова "балда". Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово "балда".

Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово - победа. Играя с взрослым, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.

"Матрешки"

В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для игры потребуется 10 больших карточек (размер 10x18 см), на каждой из которых написано по 10 слов (в двух столбиках), 100 маленьких карточек (размер 1,5 х 8 см) со словами, которые являются частью слов с больших карточек.

Перед началом игры каждый играющий выбирает себе большую карточку или несколько больших карточек, если играющих меньше 10. Затем выбирается "говорун", который забирает себе все маленькие карточки. Он медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесенное слово есть в составе слова на чьей-либо карточке, игрок кричит: "Мое!" - и закрывает маленькой карточкой слово на большой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все слова на большой карточке. Примеры слов на большой карточке: гроза , по сёл о к, красива я, коса , плуг , электри чество, ст рой ка , перепёлка , граб ёж , конус .

Примеры соответствующих слов на маленьких карточках: роза, осёл, ива, оса, луг, три, рой, ёлка, ёж, ус.

Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас, развивает зрительную память.

Примечание: в упрощенном варианте это упражнение может выглядеть следующим образом. Напишите (напечатайте) на бумаге сложные слова, и пусть ребенок найдет все входящие в их состав короткие слова.

Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребенка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов, в общем, в тех случаях, когда родители и учителя говорят о "глупых" ошибках.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей, учащихся начальных классов, имеющих те или иные нарушения письма. Дисграфические ошибки являются серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка. В статье описаны виды дисграфических ошибок (пропуски, замены, искажения букв, перестановки букв, слогов), причины, лежащие в основе подобных ошибок, описаны упражнения, которые рекомендовано использовать для преодоления подобных нарушений письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если ребенок пишет с ошибками…

Ребенок пошел в школу… Всем в семье, конечно же, хочется, чтобы его обучение в школе было успешным. Но, по данным ученых, необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей шестилетнего возраста. В настоящее время отмечается резкое осложнение структуры отклонений в развитии детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Врачи отмечают, что стало больше детей с речевыми патологиями. От 15 до 40% всех учащихся начальных классов имеют нарушения письменной речи (дисграфию). К дисграфическим относят стойкие, повторяющиеся ошибки - пропуски, замены, искажения букв, перестановки букв, слогов. Подобного рода ошибки являются серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Некоторые учителя и родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность некоторых психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы либо запаздыванием созревания отдельных зон коры головного мозга. Чаще всего эти нарушения проявляются в статусе сложных нервно-психических и речевых расстройств.

Если у ребёнка недостаточно хорошо сформировано фонематическое восприятие, на письме возникают следующие ошибки:

Пропуски гласных и согласных букв – «цвты», «цеты» вместо цветы;

Перестановки букв в слове – «солн» вместо слон;

Перестановки и выпадения слогов – «скоровода», «скорода» вместо сковорода;

Появление лишних букв или слогов в слове – «тарава» вместо трава, «мотоцикил» вместо мотоцикл ;

Недописывание букв или слогов в слове – «красивы» вместо красивый.

При несформированности фонематического слуха учащиеся не различают фонемы родного языка. При этом на письме возникают следующие ошибки:

Замены букв - «сапля» вместо цапля , «ожик» вместо ёжик ;

Неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы , «юпочка» вместо юбочка . Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи:

Учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы;

Неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол+существительное, например: пошли с корзинки, катались на санки.

Дети не чувствуют смысловой и интонационной законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Расстройство в овладении письмом приводит школьника к нежеланию и отказу сначала выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо. У большинства детей он влияет на настроение – может развиться депрессия, отчаяние, стремление к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте. Человек не сможет заниматься, достигать успехов в профессиях, требующих составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления. В каждодневной жизни тоже иногда требуется оставить записку или написать открытку, а люди, некомпетентные в письме, стараются не делать этого, чтобы не обнаружить безграмотность.

Необходимо правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, к каждому ребенку-дисграфику должен быть осуществлен сугубо индивидуальный подход.

В письме дисграфиков большое место занимают ошибки на пропуск гласных букв и одной из согласных при стечении двух или трех согласных в слове (например: «бежала» «бежла», «стул» - «сул»), что свидетельствует о том, что дети не владеют звуковым анализом, а это имеет чрезвычайно важное значение для правильного письма. Звук считается изученным тогда, когда ученик может его выделить из любого простого слога или слова.

Для преодоления подобных нарушений письма рекомендуется использовать следующие упражнения:

  1. «Посчитай звуки в слове».

Вы говорите ребенку слово и просите посчитать, сколько в нем звуков. Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные.
Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.

  1. «Поставь столько черточек, сколько в предложении слов по образцу»:

Вова учит уроки.

Поставь столько черточек, сколько в предложении слов, потом поставь столько черточек, сколько в словах слогов, по образцу:

Таня взяла лыжи.

__ __ __ __ __ __.

Поставь столько черточек, сколько в предложении слов, потом поставь столько черточек, сколько в словах слогов, потом поставь столько черточек, сколько в слогах букв:

Зина мыла пол.

__ __ __ __ __.

.. .. .. .. …

  1. «Назови место звука в слове»

Можно задавать два вида вопросов:
- Какой по счету звук [б] в слове рыба?
- Назови третий по счету звук в слове рыба.
« Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?

4) «Выдели первый и последний звук в словах»

Начни говорить слово, а я догадаюсь.

Я начну, а ты закончи.

Поймай слово за хвост.

- «Магазин» – заплатить первым (последним) звуком в названии покупки

5) «Поймай звук»

Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук о (а, у, п, н…..).


При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух. Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.

1) «Найди ошибку» (Поиск и исправление слов с пропущенными буквами).
При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
-ударные гласные,
-согласные, которые стоят перед гласными.
-букву ь, когда она стоит после согласного.

2)«Сравнение правильного и неправильного слова»
Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.

3)«Напиши слова наоборот»:

Коболок - _________, акабос - __________, ропот - _______, натипак - __________.
- Слова в предложении написаны наоборот. Прочитай и напиши его правильно:

Амам енм алазявс укпаш. (Мама мне связала шапку.)

4) Составь слово из букв и найди лишнее слово:

Т у к а, е л е д ь б, ь у г с, п л я а ц, й а ч а к, а л у к а.

5)Найди среди слов «чужое» и запиши его:

Завал, завял, завёл, завул, завыл, завил.

Вот, вол, вон, вор, воп.

6)Прочитай слова. В каждом из них спрятано еще одно слово. Определи, какие слова спрятались:

Удочка, укол, уточка, волк, коса, щель, столб, зубр, крот, брак, проза, трубка, клубок, клещ.

7) Впиши разные буквы. Получатся разные слова:

Б_к, б_к, б_к, б_к.

Сы_, сы_, сы_, сы_.

8) «Шифровальщик»

Представь себе, что ты разведчик и тебе необходимо передавать и принимать сообщения Центра так, чтобы враги не догадались об их содержании. Зашифруй и расшифруй сообщения. Учти, что буква соответствует цифре в строке-шифре:

С О А К М Р Б Н Д

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сок - _____ 1 2 8 - _____

Доска - __________ 127343 - __________

Коса - _______ 5261 - ______

Сода - _______ 925 - ______

9)Запиши слово, предложение только гласными (согласными) буквами :

Наступила дождливая осень.

Нстпл дждлв сн.

Ауиа оиая ое.

Важно вовремя обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика, чтобы своевременно и эффективно помочь ребенку.

Советы учителям:

  • Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
  • Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручками с толстым нажимом.
  • Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
  • Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу в виде, например, веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции – важный стимул для питания функций.
  • Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

Список используемой литературы:

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. /Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с., ил. – («Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Вып.7)

Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой. – М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера». – 2007. – 64с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. -0 М.: Просвещение, 1991. – 224 с: ил.


Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Яна Полей логопед высшей категории

Обсуждение

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

Здравствуйте, Лариса111!
Очень хочу вашу статью, у меня сын страдает дисграфией, в школе совсем закидали двойками и просвета не видно.

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД "Литера", "ГНОМ И Д" и др.
"Юным умникам и умницам" О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) - тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

Не могу сказать что "разделалась" с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, "подтягивать", тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик... На основе своего опыта(я- просто мама, не специалист, опыт - только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

Чтобы победить дисграфию нужно много времени, много терпения, упражнения на тренировку орфографической зоркости и фонематического слуха.

09.10.2012 11:34:00, Лариса111

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать - это развивает зрительную память.

Извините, не правильно оценила полезность. Ткнула нечаянно в одно яблоко, а хотела 5. Статья полезная, вселяет надежду.

А мы и с логопедом занимались и правила знает от и до, А писать не может. Нам 13 лет, не знаю, что и делать - слезы....

А если уже поздно- и ребенок в третьем классе пропускает слоги- опять идти к логопеду, что делать деткам которые уже школьники? есть общие рекомендации? больше читать?

Комментировать статью "Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками"

Обсуждение

У младшего ребенка в начальной школе была дислексия. До 5 класса занимались с логопедом, который специализировался на таких проблемах(стоил бешеные деньги). В 5 классе я от всего устала и мы пытались жить без специализированной помощи, тем более что сами проблемы ушли, осталась безграмотность. Закончилось все тройкой по русскому. Взяла дополнительно в 6 классе учителя русского из другой школы. Сейчас ребенок в 10 классе. ОГЭ написано на максимальный балл. Но с учителем русского все еще занимается, теперь уже думаю до конца школы и сдачи егэ.

P.S. У нас в началке была золотая учительница. Видя, что наши проблемы на физиологическом уровне и мы с ней боремся, она закрывала на нас глаза(подходила к ребенку во время диктанта и подсказывала, где ошибка не грамматическая, а по нашей проблеме). Все тестирования по русскому в конце 4 класса пропустили по "болезни", потому что видя огромное кол-во вопросов ребенок впадал в ступор и не мог вообще ничего написать. В общем, самооценка в началке не пострадала, что для меня было крайне важно.

Вам нужен логопед.

Пишет... господи Боже мой! Это не "плохо", это ужас кошмарный! Ошибка на ошибке, причем самые элементарные... Могу ответить как мать ребенка, у которого к середине 2-ого класса "вдруг" появилась жуткая дисграфия. В 1-ом классе ребенок писал очень медленно, буква за...

Обсуждение

В Москве можно проверить на дислексию/дисграфию в институте коррекционной педагогики на Погодинской улице

в таких случаях я не понимаю только одно: а как вы дожили до 3 класса без каких-либо сомнений и мучений?
Дисграфия - это ж сразу и сильно! Понятно, что что-то не так.
А если проявления чуть-чуть то это вариант нормы, имхо, кто идеален и полностью здоров?:)

Если по делу, то, имхо, разбираться дисграфия ли (специалисты легко вычисляют "своих") и какой именно вид. При акустической, например, как раз легче письменный язык дается (даже если и с ошибками), чем устный

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Обсуждение

У нас сын в шестом классе, всё то же самое,что и у вас,что-то в большей степени,что-то в меньшей. Я как слепой котёнок,куда бежать? Где найти помощи? На медико-пед. Комиссию нас уговорили в школе,но то ли это выездная такая была,мне предложили взять справку о зпр,тогда они дадут рекомендации об облегчённой программе. Собирайте свои двойки,и идите к психиатру..Я боюсь испортить сыну всю жизнь... С нейропсихологом и дефектологом занимаемся,они им довольны.... В интернете нашла некий центр коррекции дислексии и остальных дис- Марии Стуловой. Вы не пробовали? Самое ужасное, для меня,что у сына нет желания учиться,все школьные предметы через слёзы нас обоих((ответ- я дурак,и переломить это не могу. И желания доказать,что ты не верблюд нет никакого...

Занимаясь лечением простуды у ребенка, мамы могут сталкиваться с ошибочными рекомендациями, которые не только не помогут малышу выздороветь, а порой даже являются опасными для его здоровья. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные ошибки и заблуждения в лечении респираторных инфекций у детей. «Температуру необходимо срочно сбивать» Повышение температуры тела - это защитная реакция детского организма, целью которой является уничтожение инфекции. Сбивая температуру уже при...

Обсуждение

Хорошая статья и полезные советы для молодых родителей) Помню с первым ребенком я вообще ничего не знала и даже насморк у малыша меня вводил в панику)

Да нам недавно наша ЛОР прописала, при очередных соплях - Умкалор. Это противомикробное средство растительного происхождения. Давать его следует 3 раза в день натощак, дозировка по инструкции, в соответствии возрасту.
В нашем случае (аденоиды) препарат помог очень хорошо, уже через неделю доча начала хорошо дышать по ночам, у нее перестало закладывать носик.

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Обсуждение

Мой ребенок прошел курс коррекции по Дейвису в Медисе в 2012.
Проходите методику Дейвиса платно или самостоятельно, это единственная методика разработанная дислектиком.
Если у вашего ребенка действительно дислексия - стойкая избирательная неспособность к обучению - забудьте о логопедах и дефектологах, они работают по отечественным методикам. Только потратите время и нервы. Все отечественные методики исходят из одного постулата - несформированность высших психических функций у ребенка, и ни одна из них не объясняет причин почему эти функции не формируются, что стоит на пути их формирования.
Если у вас есть выбор где проходить курс по Дейвису, я бы посоветовал проходить за пределами РФ. В Москве не допускают родителей на занятия с ребенком.
А вообще читайте историю моего ребенка здесь: [ссылка-1]

Дислексики и дисграфики все очень разные. Одним помогает одно, другим - другое. Возьму смелость сказать, что нет универсального метода, который помогает всем. Если заявленная цена для вас очень существенна, то я бы не стала швыряться деньгами, а выбрала бы более экономичный вариант. Очень часто дислексикам требуется помощь на много лет, ИМХО, нужно рассчитывать ресурсы. Я очень настороженно отношусь к методам, которые обещают коррекцию дислексии И дисграфии в сравнительно короткий срок. ИМХО, в этом деле главное - время. У дислексиков происходит очень много внутренней коррекции, на первый взгляд незаметной, за счет естественных компенсаторных возможностей.

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Обсуждение

Хорошие советы, хочу добавить. По моим наблюдениям, почти все дети, которым в детстве регулярно читали родители вырастают читающими. Причем имеет смысл читать даже детям, которые уже умеют это делать сами (если им это конечно нравится) Я помню как в детстве очень любила оставаться ночевать у своей тетушки, она своему сыну читала каждый день на ночь наверное по пол-часа лет до 10. Мы с ним ровесники, и мне очень нравилось ее слушать.

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Обсуждение

Ищите другую школу. Мой сын полгода после такого "педагога" в себя приходил. А я, дура, держалась за "сильную школу" . Которой нужна была только статистика.

Я только поддержать, поскольку мы не в российской школе, но как счастливой обладательнице собственного дислексика мне кажется, что это к лучшему. Дислексики нагоняют, особенно с легкой формой, и поначалу очень важно их не мурыжить и не прессовать, чтобы ребенок не потерял уверенность в себе. Я не устаю повторять, какое огромное значение это имеет. Так что ситуация, КМК, вам даже на руку, если есть возможность учиться дома. А попозже можно и в школу вернуться. Но вообще отношение, конечно, жесть:(

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей ". Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Обсуждение

на общих оснваниях.Но у нас и школа обычная-ни о каких диктантах на 10 строчках речи нет(не говорю,что это хорошо),несмотря на 4й класс, и учительница лояльна-если бы мой сын учился у моей первой учит-цы,то с его поччерком и видом тетрадей он ни в жизнь бы ни одной 4 не получил.А вот по англ.- там да,все что устно- "5",все что письменно- "2":-((и ничего не сделать...

Мою дочь оценовают на общих основаниях, но она не возражает. Другое дело, что ее в школе не мурыжат и не заставляют по 3 часa переписывать. С ошибками учительница отправляет обратно, да, исправлять. Иногда подчеркивает места, где ошибки, чтобы дочь сама исправила их и получила бы шанс на более высокую отметку. Но я спокойно отношусь к оценкам за язык: лучше, чем было и ладно. Главное для меня - чтобы дочь старалась и постепенно прогрессировала.

Свою я бы категорически не разрешила держать после уроков по 3 часа тем более, что просто переписывание малоэффективно. Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной грамматической форме или переделать уже имеющееся предложение. Вот их моя выполняет хорошо, от ошибок копирования мы уже практически избавились. На их основе тоже можно аттестовывать, и в среднем получить неплохую оценку. Плевать, что за диктанты формально двойка.

Ребенку сказать не нервничать, сконцентрироваться на том, что получается лучше. Я бы договорилась с учительницей, чтобы она использовала и другие методы аттестации ТОЖЕ наравне с заслуженными двойками за диктант. Если у него хорошая память, он вполне сможет выучить правило и ответить на уроке - вот уже и не двоечник. У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с пространственной ориентацией и амбидекстр, похоже. Ну, занимаемся и воспитываем философский подход к жизни. В вашей ситуации я бы еще подналегла на освоение компа, научите его быстро печатать, в будущем пригодится.

Кто с ЭТИМ сталкивался, знает СКОЛЬКО проблем возникает по всем предметам в школе и КАК их тяжело решить. Проблем целая КУЧА, с ЧЕГО? начинать и КАК?. Эти вопросы меня очень мучили, года 2 назад, когда мой киндер был во 2 классе. Очень медленно читал, списывал слова по 3 ошибки в слове, не выговаривал как минимум 9 согласных букв. Молочные зубы выпали, а постоянные "задержались" на ЦЕЛЫЙ УЧЕБНЫЙ год, т.е. "вылезли аж летом. Если интересна история моей войны с дисграфией загляните в мой...

Умные мысли, чтобы не терялись, решила записывать в ДНЕВНИК. И из заграничных статей по теме "Дисграфия и дислексия" тоже умные мысли туда же (как белка в дупло), может умное что-нибудь подскажут. [ссылка-1]

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Обсуждение

Здравствуйте!

К сожалению, я не знаю вашу ситуацию в деталях, что происходит у вас в семье и по какому принципу выстраиваются взаимоотношения с ребенком. Но скажу вам честно – то, о чем вы пишете – это серьезный звонок, на который нужно обратить пристальное внимание. Очень хочется вам помочь, но, к сожалении, он-лайн общение имеет свои ограничения. Могу рассмотреть и оценить вашу ситуацию лишь приблизительно.

Что такое мама? Мама – это человек, давший жизнь, самый близкий человек для любого ребенка. Вы пишете, что, когда вы обижаете своего ребенка, кричите на него, шлепаете, ему не хочется жить. Мамина любовь необходима вашему сыну, как воздух, которым он дышит.

Задайте вопрос себе – зачем вы его обижаете? Какая у вас есть необходимость шлепать и кричать на семилетнего ребенка? Ведь что такое крик и шлепки? Это одна из разновидностей насилия. Вероятно, будучи не в силах воздействовать на ребенка спокойно, вы прибегаете к такому способу «воспитания». Поставьте себя на его место. К вам подходит, например, муж и говорит – сделай то и это. По какой-то причине вы отказываетесь. Он переходит на крик. Вы снова не хотите. Пара затрещин в ваш адрес «завершают переговоры». Я думаю вам, такой способ общения будет малоприятен.

Разберитесь с собою. Все ли в порядке у вас внутри? Ведь если спокойна мама, спокоен и ребенок. Если взаимоотношения с ребенком выстроены правильно, нет никакой необходимости повышать голос и уж тем более драться. Спокойно объясните, чего вы от него хотите, выслушайте его мнение. Главное, чтобы вы сами четко понимали, чего вы хотите от вашего сына и, действительно, ли вам это нужно.

Приведу пример: мама собирает сына в детский сад, подгоняет его – давай быстрее, тебе нужно успеть в сад, а мне на работу. А про себя думает: «Как же я не люблю эту работу, почему я должна ходить туда каждый день? Я ненавижу то, чем я занимаюсь. Если бы мне не были нужны деньги, я бы не ходила на нелюбимую работу, а сидела бы дома с ребенком, и мне не пришлось бы водить его в сад, где одни болезни и т.д. и т.п.» Мысли – сплошь негативные, самочувствие соответствующее. Мама – вся на нервах, на взводе. Ребенок все это чувствует и, «отражая» состояние матери, кричит во все горло: «Не хочу в детский сад. Не пойду». «Ах, не пойдешь? - далее разыгрывается знакомая ситуация с криком и затрещинами…

Что сделал ребенок? Он в данном случае вслух выразил то, что его мама усиленно обдумывала все последнее время, он всего лишь «отразил» ее состояние. Мама не хочет водить ребенка в сад по такой-то и по такой-то причине, а еще меньше – на работу. Она внутренне сама не хочет, чтобы ребенок шел в садик – боится, что он заболеет. Сама не хочет, а его заставляет. То есть думает и чувствует одно, а вслух говорит совсем другое.
Это несоответствие и выражает вслух ее ребенок.

Поговорите с вашим сыном. Что его беспокоит? Чего ему не хватает? Если это недостаток внимания с вашей стороны, постарайтесь по возможности уделять ему больше времени. Если это реакция на ваши крики и шлепки, немедленно прекратите такой способ общения и начните дарить своему сыну больше любви и нежности. Успокойтесь внутренне сами.

Если ситуация не выровняется, обязательно покажите вашего сына хорошему детскому психологу.

Кстати на своем сайте www.schastie.info я веду бесплатную рассылку. Вы можете подписаться и регулярно получать советы и рекомендации по улучшению качества своей жизни, здоровья, улучшению взаимоотношений с близкими, самореализации, поиске любимого дела и многое другое.

С уважением,
Татьяна Горчакова

Мой сын - апрельский,сейчас в 4-ом классе. Невнимательность, плохая память. В школе его интересуют ТОЛЬКО друзья, уроки (домашка) на каком-то последнем месте, после игр и развлечений с друзьями, компьютером. Боремся с дисграфией (1-2 класс- ЭТО был КОШМАР и УЖАС) сейчас уже легче. Но, в конце 4-го "Гос. итоговая аттестация"по языку, чтению, математике, нужно готовить его и морально и знания, навыки "копить", тренировать, проверять. Работы еще много.

Обсуждение

Ощущение такое, что вы про моего парня пишете.) Данька мартовский. Все один-в-один. И дисграфия, и память, невнимательность. К счастью, прогресс есть. По крайней мере, по сравнению с 1-2 классами. В самые трудные моменты (длинная 3я четверть или вижу что просто очень устал) мы пьем Пантогам. Мне его посоветовала моя подруга, она педиатр и сама иногда своего сына поит им. В общем, препарат хороший, привыкания не вызывает и показан в том числе и детям с такими проблемами как у нас. Действует через несколько дней после начала приема. Внимание, память - все, чего нам не хватает. Постоянно принимать нельзя. Курсами по 15- 40 дней через 3 мес. Можно по дневнику даже вычислить, когда мы его принимали. Просматриваю дневник за год и там, где принимали - в основном пятерки. Надеюсь, вам поможет.

У меня близняшки, и проблемы точно такие же!!!

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. У логопеда отвечает идеально, но как начнет писать... Ошибки классические для дисграфиков: Напотолке висит льйустра, катонок играет клупком, Вова тарит цветы.

Обсуждение

У меня трехязычный дисграфик. Я бы погодила впадать в шок. Вполне может быть, что все обойдется. Не думаю, что из-за англ. она будет хуже писать по-русски. Скорее всего будут те же типичные ошибки, а по мере компенсации дисграфии в русском, если вы специально занимаетесь, вы увидите аналогичный прогресс в иностранном. У моей дочери примерно так и было. Я боялась, что на каждом языке нам придется начинать все снова-здорово, однако она как-то переносит навыки из языка в язык без доп. занятий. Возможно, было вам бы безопасней начать второй язык попозже, чтобы дать ребенку побольше времени скомпенсироваться, но, может быть, они не будут так уж много писать на англ. прямо с первого года обучения. А в устном языке Ваша девочка вполне может быть успешна.

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Обсуждение

Очень многое зависит от ребенка, поскольку дислексия проявляется по-разному и компенсаторные возможности у всех разные. Кому-то удается скомпенсировать полностью, кому-то нет. От дислексии не избавиться, но можно хорошо адаптировать ребенка. Моя дочь занимается со специалистом второй год. Результаты заметны в смысле, что удалось решить имеющиеся проблемы, но по мере прохождения нового материала появляются новые сложности. Плюс приходится возвращаться к пройденному и постоянно повторять, чтобы довести до автоматизма. Занимается раз в неделю по 2 часа + дома в процессе подготовки уроков. Я предполагаю, что специалист моей дочери понадобится еще долго, класса до шестого, но обьединенные усилия позволяют ей очень хорошо учиться в школе. В первом классе моя зеркалила буквы, читала наоборот слоги, часто не дочитывала, а догадывала слова, в результате чего многое непонимала, путала + и -, многие математические действия делала наоборот или кверху ногами, не различала право-лево, писала фонетически без заглавных букв, промежутков между словами и знаков препинания, ну и специфические проблемы связанные с тем, что она учится на французском языке. Сейчас к третьему классу дочь читает уже очень хорошо и, главное, любит читать, с математикой очень прилично, хотя иногда решает примеры в зеркальном отображении, право-лево отличает еще с трудом, пишет довольно прилично, особенно если как следует сосредоточится, хотя, конечно, еще много проблем, поскольку все время появляются новые ситуации, к которым приходится ее приспосабливать. У меня такое ощущение, что мою дочь многому приходится учить специально, немного по-другому, чем обычных детей.

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников -и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; Писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие "нелепые" ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит от том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – дисграфия.

Что такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  3. воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слухой дифференкциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого "графо" - письмо). Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим. Классификация дисграфических ошибок. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия:

  1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
  4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
  5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
  6. перестановки букв и слогов: онко-окно;
  7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
  9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
  10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся;
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
  2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальлное написание букв: с, э, ю;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

  1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: "Как слышат, так и пишут". Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия (наоснове фонемного распознавания, дифференкциация фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
  1. пропуски согласных;
  2. пропуски гласных;
  3. перестановки букв;
  4. добавления букв;
  5. пропуски, добавления, перестановки слогов;
  6. слитное написание слов;
  7. раздельное написание слов;
  8. слитное написание предлогов с другими словами;
  9. раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Логопед: Чечурко Надежда Михайловна

Смотрите также: Снегурочка, не прыгай через костер!

Комментарии посетителей сайта:

ирина вячеславовна (23:11:53 14/01/2009):
статья понравилась. очень обстоятельно но как исправлять?

Елена (20:13:56 30/01/2009):
К какому виду дисграфии относятся ошибки нарушения границ предложения (пропуск точек и замена заглавной буквы прописной)?

Татьяна Анатольевна (08:09:19 25/02/2009):
Что мне делать со своим ребёнком, учитель предполагает у него дисграфию,а логопедов и дефектологов у нас нет, как заниматься с сыном

Лилия (18:15:40 28/04/2009):
зайдите на сайт Татьяна Гогуадзе вам все расскажет.

Лилия (18:19:08 28/04/2009):
У моего сына дислексия и дисграфия. Наберите в строке поика Татьяна Гогуадзе и она вам все расскажет. Она дислексик в третьем поколении.

Евгения (15:56:48 11/05/2009):
"Елена (20:13:56 30/01/2009): К какому виду дисграфии относятся ошибки нарушения границ предложения (пропуск точек и замена заглавной буквы прописной)?" Метаязыковые ошибки,не дисграфические.

лилия (08:34:44 07/10/2009):
у ребенка дисграфия какие занятия проводить дома?

Олеся (14:31:46 12/02/2010):
У моей дочери дисграфия Как я понела всё это исправимо Но мы ведь ещё и левши Как тагда быть?

Наталия (10:55:22 20/02/2010):
У моего сына дисграфия, он левша. Логопеда в школе нет, в магазинах прописей Мазановой нет, что делать?

Надежда (16:06:30 28/02/2010):
Здравствуйте, уважаемые родители!В каждом районе г.С-Пб имеются ПМС (психолого-медикосоциальные)центры,в которых бесплатно работают специалисты:психологи,логопеды,дефектологи. Они обледуют ребёнка и дадут рекомендации (или необходимы коррекционные занятия, или консультации и т.д.) Не занимайтесь самоисправлением,время уходит,а результата не будет. Удачи.

Надежда (16:09:19 28/02/2010):
Елена,не оформления границ предложения,это частая,но быстро исправляемая ошибка. Ошибка,которая говорит о нарушении языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Александр (18:53:07 21/03/2010):
Здравствуйте. Сын при письме путает буквы п,к (капюшон-папюшон). Это оптическая дисграфия? Как её исправить?

Ольга (23:35:50 07/04/2010):
Сын пишет очень плохим почерком.Буквы, цифры кривые, не все находятся на строке.Ещё при письме он путает буквы П и Т письменные.Зная устно правила русского языка, не может применять их при письме.К какому виду дисграфии это относится?

Оксана (13:57:34 24/05/2010):
Здравствуйте.За письменную речь какая доля головного мозга отвечает?

таня (08:28:38 12/07/2010):
ну и что нам с ней делать? в нашем городе нет логопедов, которые работают с взрослыми детьми... мы вот уже 16 лет мучаемся, чтобы что-то написать нужно постоянно себя проверять и контролировать... читаем мы, тоже не очень быстро меняя смысл слов...я уже молчу об иностранном языке, он нам вообще никак не дается... а учителям не объяснишь да мы и сами не знали бы, если бы не пошли к репетитору по русскому, он и подсказал... в общем, мы не знаем что нам делать, как помочь ребенку...подскажите

Карина (19:04:36 06/09/2010):
Блин помогите... Мне за дали написать письмо нарушителю ПДД... А я не знаю что писать и в интнрнете не нашла... Помогите

ТАТЬЯНА (12:10:58 22/09/2010):
У НАС ТОЖЕ ДИСГРАФИЯ

Мария (00:30:00 08/10/2010):
да, я нашла Татьяну Г., но стоимость ее помощи, с сожалению, нам не по карману... надеюсь, есть грамотные специалисты, которые помогут за меньшие деньги.

лилия (08:01:10 13/11/2010):
Вчера узнала,что у моего сына дисгрофия. Что делать? Помогите!

Анна (19:15:22 01/12/2010):
"Елена (20:13:56 30/01/2009): К какому виду дисграфии относятся ошибки нарушения границ предложения (пропуск точек и замена заглавной буквы прописной)?" Возможно это Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза?

ТАТЬЯНА (18:48:10 03/02/2011):
Сыну 8 лет.Прочитала статью и пришла в ужас.Его ошибки относятся ко всем видам дисграфии.Но больше пугает,что живем в деревне и о таких специалистах и не мечтаем,а возить в город нет возможности.Вот и мучаемся.Выполнение дом.работы превращается в пытку,а про классные работы я,вообще молчу.А ведь,не глупый ребенок вообщем.

Юлия (13:49:58 03/05/2011):
Ольга! Скорее всего, у вашего ребенка отмечаются проявления оптической дисграфии и дизорфографии - неумение применить на письме правила русского языка. Без логопеда вряд ли обойдетесь. Нужна система работы по устранеию всех жтих нарушений.

Светлана Д. (18:03:11 09/05/2011):
Мой сын учится в первом классе,учитель предпологает дисграфию,он путает согласные пример:д-т,з-с,б-п,г-к.может написать два слова вместе.Логопед говорит, что все хорошо,а учитель,что по русскому у него полный провал.Скажите,что нужно делать и что мне нужно читать что б с ним заниматься.

зоя (01:10:36 24/09/2011):
ответьте пожалуйста;дисграфия проходит если мы занимались с логопедом?

Анна (07:41:03 24/05/2012):
Уважаемые родители! Если у вас нет возможности заниматься с логопедом - вы можете делать это сами, главное, чтобы было желание потратить в день 1 час. Сейчас очень много литературы по коррекции дисграфии и дислексии. Если её нет у вас в городе (любом населенном пункте), то можно заказать по интернету. Я работаю логопедом в школе и мне очень нравятся пособия Мазановой!

в24ика (21:47:41 20/08/2012):
У моего сына акустическая дисграфия при письме путает буквы б-п,д-т.....какие действия нужно принемать......помогите пожалуйста...

Марина (19:44:33 20/10/2012):
Мой ребёнок учится в 1 классе. Он уже прошёл некоторые буквы, по в тетради не может прописывать их письменно и слитно,даже при наличии образца, получаются какие-то палки, прочитать невозможно. Что это такое? Подскажите. Логопеда в школе нет.

Ольга (23:00:06 01/02/2013):
Доброе время суток!А мне вот что интересно, школьный логопед, обнаруживший проблему, должен заниматься с ребенком, или как в нашем случаи из-за плохого чтения и письма, просят перейти на домашнее обучение?

Клиент (17:55:49 03/03/2013):
По-разному. Очень, как раз любит говорить про семейное обучение Т.Гогуадзе. Только к ней обращаться за помощью не надо. Денег возьмет как за курс МВА, а результат будет плачевный - корректирует не всесторонне, очень коротким курсом и результат соответственно очень непродолжительный. А дальше вам ребенок начнет пропускать школу, плакать, симулировать плохое самочувствие, и тут вам Гогуадзе скажет, что тут ничего не поделаешь, дисграфику или дислексику нужно учиться дома.

Лариса (22:34:18 26/03/2013):
Пришлось самой разбираться с дисграфией у ребенка. Специалистов, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО соображающих в ЭТОЙ теме не нашлось. Боремся 4-ый год, есть успехи, но проблемки тоже возникают регулярно (изучение нового материала и т.д.) Веду дневник нашей войны с дисграфией /users/

Лариса (12:06:21 05/05/2013):
Очень хорошая статья

Лилия (15:12:22 10/05/2013):
В Москве существует Центр патологии речи и нейрореабилитации ул.Николоямская. В Инете при желании можно найти. В этом центре есть детское отделение в котором занимаются детьми-дислексиками. Подход комплексный, курс бесплатный по ОМС.

Мама (00:41:45 03/06/2013):
Да, статья очень хорошая. И Лилии Дыкун спасибо за информацию про Центр. Это действительно необходимо - пройти нормальное обследование, чтобы знать что именно надо корректировать. На мой взгляд, ребенку мало изменить психологическое состояние (которое еще надо удержать, обучаясь в школе) и рассказать, что большинство дислексиков - гении. От такой, по-моему, однобокой информации и коррекции ребенок, тем более подросток, может повести себя очень неожиданно. Например, начать везде демонстрировать свою гениальность, игнорируя учителей. Помогать ребенку надо ВСЕСТОРОНЕЕ (логопед, психолог, нейропсихолог, может и невролог), т.е. комплексный подход. Поэтому, мамочки, подходите к выбору коррекционных занятий с очень большой осторожностью, особенно в отношении индивидуальных предпринимателей в этой области!

Элен (10:14:57 22/04/2015):
Статья-то хорошая... Но... Расшифруйте, пожалуйста, мне ЭТО предложение из статьи: "То есть отражает сове дефектное произношение на письме." Или это иллюстрация на тему?

Люба (11:16:56 24/10/2017):
У моего сына проблема письменный русский язык. Путает буквы при письме, что нужно делать, например: нужно написать дятел, а он пишет тятел.

Ваше имя: